Биография. Гилельс Эмиль Григорьевич — биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация Эмиль куи врач 18 век биография

Биография. Гилельс Эмиль Григорьевич — биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация Эмиль куи врач 18 век биография

20.10.2016 07:36

Текст: Анастасия Егорова

Об игре пианиста-виртуоза Эмиля Гилельса восторженно отзывались на всех континентах. Визитная карточка Советского Союза - музыкант, чьё искусство вызывало «наибольший общественный резонанс», заниматься музыкой начал в пять лет.

В восемь - поступил в Одесский музыкальный техникум, в 13 - дал первый сольный концерт. А уже в 14 - юного пианиста зачислили в класс Берты Михайловны Рейнгбальд в Одесскую консерваторию.

Слушатели всего мира говорили о невероятной красоте звуков, которые извлекает из клавиш Гилельс. Коллеги шутили об «особом строении» подушечек его пальцев. А в рядах поклонников пианиста состояла даже королева Елизавета II .

О великом музыканте, о его наследии мы поговорили с внуком Эмиля Григорьевича - Кириллом Гилельсом.


День рождения вашего деда Эмилия Григорьевича Гилельса - знаковое событие для музыкального сообщества всего мира. А в вашей семье 19 октября - это особый день?

Сказать, что празднуем, наверное, не совсем правильно, в традиционном понимании, ведь 19 октября мы обязательно посещаем могилу Эмиля Григорьевича на Новодевичьем кладбище. Естественно, в нашем доме - это всегда памятный день.

Эмиль Гилельс в окружении сотрудников Одесской консерватории.

Вы как-то рассказывали о том, что помните, как играли «Турецкий марш» Моцарта вместе с дедом, вам тогда было шесть лет.

Вернее, вы подыгрывали одной рукой. Повзрослев, вы стали в том числе и пианистом. Творчество деда как-то повлияло на ваш выбор?

Сама по себе жизнь в доме музыкантов накладывает отпечаток, формирует определённое восприятие. Я ведь жил среди музыки. Ежедневно слышал фортепианную игру, поскольку мама пианистка.

Но вот мой дед, к примеру, вырос в абсолютно немузыкальной семье. Его отец был бухгалтером, мать - домохозяйкой.

Несмотря на это, с пяти лет начал заниматься с учителем музыки. И его способности раскрылись довольно быстро.

Естественно, вы знаете множество историй об Эмиле Григорьевиче Гилельсе, которые периодически вспоминаете за большим семейным столом и которые, возможно, наиболее полно его характеризуют…

Да, конечно, таких историй немало. Эмиль Григорьевич всегда восставал против любой неправды. У него действительно было обострённое чувство справедливости. Хотя он и не был взрывным, эмоциональным, какими бывают творческие люди.

В 1974-ом году исполнилось 30 лет со дня кончины Берты Михайловны Рейнгбальд, советской пианистки и музыкального педагога, главной наставницы Эмиля Гилельса.

И тогда он твёрдо заявил, что будет играть концерт в память о Берте Михайловне. Однако эта идея встретила сопротивление местных властей.

Поскольку у Берты Михайловны была тяжёлая судьба и её гибель - лишь следствие того, что никто не протянул ей руку помощи, когда это было необходимо, она вернулась в освобождённую от немецких войск Одессу.

И, конечно, это был израненный город… И оказалось, что она осталась без жилья с маленьким ребенком. Искала помощи.

Но в итоге совершила трагический шаг, покончила жизнь самоубийством. Власти сочли это антисоветским выпадом.

Эмиль Григорьевич связывался с Москвой. И всё-таки добился того, что по городу были развешаны афиши с заголовками «В память Берты Михайловны Рейнгбальд». Концерт состоялся. Прозвучали те произведения, которые Берта Михайловна любила.

В этом весь Эмиль Григорьевич. Он был очень принципиален.


Эмиль Гилельс с дочерью Еленой, пианисткой, заслуженной артисткой РСФСР.

Вы реставрируете и оцифровываете архив деда, разыскиваете редкие записи, оформляете права на их издание. Что-то новое удалось найти за последнее время?

Да, сейчас как раз выходит 50 дисков фирмы «Мелодия», там придумали потрясающий проект: записи охватывают период от 30-х годов до середины 80-х.

На этих дисках в том числе есть произведения, которые ранее не издавались: несколько оркестровых записей, сольные концерты Эмиля Григорьевича в Петербурге, фортепианные миниатюры.

Это дайджест его творческой жизни. У каждой записи разная судьба. Не все музыкальные находки мои. Есть энтузиасты-коллекционеры, которые всю жизнь занимались поиском записей Эмиля Григорьевича.

Эмиль Григорьевич говорил - «Мой памятник - мои пластинки». И я считаю, его основное наследие - это именно звукозапись.


Эмиль Гилельс вместе с внуком Кириллом.

У вас наверняка дома хранятся вещи, принадлежащие вашему деду, способные рассказать о нём что-то новое и, возможно, даже такие факты, о которых почитатели творчества даже не догадываются…

Конечно. Выставка, которая состоится в музее Голденвейзера, продолжится на просторах основного здания музея Глинки. Там можно показать больше экспонатов. Но, к сожалению, поскольку готовиться к выставке начали с опозданием, более масштабную экспозицию сделать не удастся.

Здесь собрали документы, которые отражают жизнь человека, начиная от свидетельства о рождении, которое называлось «Квитанция одесского городского раввина». Таких интересных документов много.

Более того, все они оцифрованы и на сайте emilgilels.com уже модно увидеть разделы «Архив» и «Документы».

Будут любопытные предметы, то что музейщики называют 3D-сувенирами с конкурсов; медали члена жюри… А вы можете себе представить, сколько было конкурсов, где Гилельс был членом жюри!

Будут и старинные экспонаты, к примеру, медаль 1889 года, подаренная Александром Борисовичем Голденвейзером.

Она была отлита русским музыкальным императорским обществом для Антона Рубинштейна в память о его творческой деятельности. Также представим бронзовую композицию, изображающая руки Эмиля Григорьевича...

Эта экспозиция - очень камерная, и будет работать в течение двух месяцев. На открытии выступит Екатерина Мечетина, ученики из музыкальной школы Э. Гилельса.


Репетиция трио. Эмиль Гилельс вместе с Леонидом Коганом и Мстиславом Ростроповичем.

- В день рождения Эмиля Гилельса Московская консерватория презентует бюст великого музыканта.

Мы знаем, что вы также работали над скульптурой своего деда, речь именно об этом монументе?

Есть два бюста - один сделан мною, я представляю его. И второй бюст, который сделали мои дальние родственники - двоюродные тёти и дяди. Это, образно говоря, две конкурирующие идеи.

Сначала я предлагал выставить в фойе Большого зала Консерватории личный фрак Эмиля Григорьевича, его я уже подарил музыкальному заведению. Московская консерватория передала фрак музею Чайковского в Клину.

Сегодня с дальними родственниками мы, скорее, оппоненты, нежели союзники.

Мой замысел воплотил Григорий Потоцкий, знаменитый скульптор, автор скульптуры моих оппонентов, которую я, кстати, ещё не видел, молодой мастер, сын известного монументалиста Юрия Орехова, наверняка очень талантливый; я видел всего одну его работу, бюст Леонида Когана.

Считаю, что в консерватории должно быть место для знаковых работ известных авторов.

О вкусах спорят. Особенно в искусстве. Бюст, к которому приложил руку я, также сейчас находится в консерватории. Однако официальной скульптурой, которую будут торжественно открывать на юбилейной церемонии, стал бюст родственников.

Александр Сергеевич Соколов, ректор московской консерватории, сперва дал согласие, правда, устное, на установку моего бюста, но затем его отозвал. С чем это связано, объяснить не могу.

- Вы многое рассказали о том, как сегодня сохраняется наследие знаменитого пианиста Гилельса.

Каких ещё событий можно ожидать в юбилейном году?

Сегодня в каждом музыкальном учреждении проходит какой-либо концерт в память об Эмиле Гилельсе.

К слову, в марте, во Фрейбурге, состоялся фестиваль Гилельса, в нём принимали участие участие маэстро Соколов, Кисин, Джордж Ли... Был фестиваль в Кемерово.

А вообще, юбилейный год только начинается. Так что, разумеется, планируется ещё множество разнообразных мероприятий.



Эми́ль Григо́рьевич Ги́лельс (19 октября 1916, Одесса, - 14 октября 1985, Москва) - русский советский пианист. Народный артист СССР (1954). Герой Социалистического Труда (1976). Лауреат Ленинской премии (1962) и Сталинской премии первой степени (1946). Член ВКП(б) с 1942 года. Один из величайших пианистов XX века.

Будущий пианист родился в еврейской семье в Одессе. В детстве он очень любил играть на фортепиано, пока родителей не было дома. Когда закончилась гражданская война, укрепилась власть Советов, пятилетнего Эмиля повели к известному педагогу Якову Ткачу, который согласился учить мальчика. Восемь лет Эмиль учился у Ткача, регулярно повторяя технические упражнения, которые надоедали Гилельсу, но он не очень крутил носом, так как денег у семьи не было, а музыкантом он хотел быть. Спустя восемь лет занятий у Ткача, Эмиль сыграл первый сольный концерт. Он смело исполнил Патетическую сонату Бетховена, удивив всех присутствующих на концерте.

В 1930 году Эмиль поступил в Одесскую консерваторию. Его новый учитель, Берта Рейнгбальд, сразу ощутила, что общее развитие у мальчика слабое, потому Гилельс долго и упорно трудился. Конечно, основным предметом для него оставалась музыка, но профессор Рейнгбальд понимала, что недостаток образования может сковать творческий потенциал молодого Гилельса в будущем. Он стал больше читать, посещал оперные спектакли, анализировал музыку, которую слышал. Он завел много полезных знакомств. Поскольку семейство Гилельсов нуждалось материально, Эмиль не брезговал выступать на развлекательных вечерах. К 1931 году материальное положение стабилизировалось, ведь Эмиль получил персональную стипендию правительства украинской ССР.

Гилельс готовился к участию в первом Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей. В 1933 году он выдвинулся в Москву, совсем не рассчитывая, что эта поездка изменит всю его жизнь. Он играл «Свадьбу Фигаро» Моцарта. Как только он закончил, зрители вскочили со своих мест и начали аплодировать, причем ему аплодировали и восхищенные члены жюри. Первое место в конкурсе молодому человеку присудили единогласно. Гилельс стал знаменитым буквально за несколько часов.

Надо сказать, что постепенно открывались и его недостатки. Например, излишняя романтичность, граничащая с ветреностью. Когда он приехал в Ленинград, то забывал обо всем на свете, гуляя по Северной Пальмире, любуясь дворцами, мостами. Для того чтобы он занялся музыкой, его отвезли в зал на Невском и заперли там, чтобы он не отвлекался. Эмилю было сложно работать таким образом. Он заучивал произведения механически, что сказывалось на игре. Эмиля начали критиковать, а затем он и вовсе удивил всех, сказав, что на целый год прекращает выступления и едет в Одессу, где хочет спокойно поработать.

6-7 часов в день Гилельс проводил за музыкальным инструментом. Закончив консерваторию в Одессе, он вернулся в Москву, где поступил в аспирантуру столичной консерватории к Генриху Нейгаузу. Игра Эмиля стала более глубокой и серьезной. Он удивил всех в Большом зале Московской консерватории, сыграв Вторую сонату Шопена. Гилельс принимал участие в Венском и Брюссельском конкурсах. В последнем ему было очень трудно, так как надо было выучить совершенно новый концерт из трех частей за неделю. Упорный труд принес свои плоды. Гилельсу присудили первую премию, он стал европейской звездой, хотя пианисту было лишь 22 года.

Закончив аспирантуру, молодой человек преподавал в консерватории. Он мечтал исполнять концерты без дирижера, ведя оркестр за собой. Пробный такой концерт состоялся в Тбилиси. К сожалению, в дальнейшем Гилельс не экспериментировал с этим, лишь через двадцать лет такой вариант проведения концерта стали использовать Давид Ойстрах, Вэн КЛайберн. Во время Второй мировой войны Эмиль и его приятели записались в народное ополчение. Гилельс давал концерты в воинских частях. В 1943 году он выступал в осажденном Ленинграде.

После войны Гилельс гастролировал во многих странах: в Японии, в Канаде, США, Мексике. В Лондоне он произвел фурор после игры «Аппассионаты». У Гилельса был блестящий дар прочтения музыкальных произведений, их понимания, трактовки. Гилельс удостоился множества наград, а его популярность во всем мире была вполне обоснована. Великий пианист скончался в 1985 году.

Невероятно талантливый пианист Эмиль Гилельс, музыкант и виртуоз, человек столетия, непревзойденный мастер

Советская эпоха – один из величайших и совсем недавних периодов истории России, ее принято хвалить, ее принято критиковать, отзываться с ненавистью или ностальгией, не принято только быть к ней безучастным.

Это были тяжелые годы, годы непрерывной борьбы, великих свершений, грандиозных идей и страшных трагедий, за семьдесят лет советский народ пережил столько, сколько иные нации не смогли бы изведать и за несколько столетий.

За краткое время из пепла гражданской войны и революции было построено новое государство, создана небывалая ранее идеология, воплощена в жизнь новая культура. Это было время силы, мужества, невероятной динамики и энергии.

Нашла советская эпоха свое воплощение и в музыке, одним из «герольдов» ее «звучания» был невероятно талантливый пианист Эмиль Гилельс , музыкант и виртуоз, человек столетия, непревзойденный мастер, игра которого вобрала в себя все лучшее, что было в «советском» звучании классики.

Каждый великий пианист, как и каждый великий композитор, имеет собственное звучание, характерный почерк, который делает его непохожим на всех остальных. Техника, манера исполнения, вдохновение, виртуозность – все эти качества исходят во многом из характера пианиста, его жизненных взглядов и предпочтений.

«Чудак» Гленн Гульд видел в музыке невыразимо глубокое духовное начало, которое стремился донести слушателю. Дьердь Циффра – человек тяжелейшей судьбы, будто борясь против невзгод, играл невероятно радостно, светло, помогая своей музыкой и другим находить силы пережить жизненные потрясения.

Алексей Султанов славился «инфернальным» исполнением, пронизывающим зрителя до костей.

А Эмиль Гилельс – человек серьезный, сдержанный, сильный, воплощал игру суровую, динамичную, мужественную, полную ярких красок, игру, будто становившуюся призывом жить и бороться.

Возможно, музыка Гилельса производила такое сильное впечатление в том числе и из-за поведения самого виртуоза: Эмиль всегда был суров, сдержан, абсолютно невозмутим. Он будто знал, что полностью контролирует ситуацию, его образ и его игра действовали в слаженном тандеме, производя неизгладимое впечатление на зрителя.

«Миля Гилельс является по своим редким способностям выдающимся ребенком. Природа одарила его замечательными руками и редким слухом, что свойственно тем, которые родились исключительно для фортепианной игры», – заметил Я. И. Ткач о своем юном ученике, когда тому было всего только тринадцать.

Эмиль Гилельс был не только выдающимся виртуозом, обладавшим чуть ли не лучшей техникой среди советских музыкантов, а то и музыкантов всего мира своего периода, он в равной степени был великолепным музыкантом, способным подавать классику в присущей только ему одному строгой, но впечатляющей манере.

«Первое, что отличает Гилельса, это мужественность и волевая напряженность игры. Исполнение его совершенно чуждо сентиментальности, манерности, изнеженности. Художественное мышление Гилельса не знает экзальтации и вычурности. Во всем ощущается избыток здоровой энергии, естественно изливающейся из его натуры… Это искусство реалистическое, жизнеутверждающее, искусство крупного плана, энергичных линий и красок», – так высказывался об игре Эмиля другой известный виртуоз Яков Мильштейн.

Игра Гилельса была воплощением советской эпохи – могучей, сдержанной, суровой и мужественной, полной динамики и страстного призыва жить

Игра Гилельса была воплощением советской эпохи – могучей, сдержанной, суровой и мужественной, полной динамики и страстного призыва жить, творить, созидать, искать и утверждать свое место в жизни.

Такая манера исполнения не потеряла своей актуальности и сейчас, когда существует множество направлений музыки, преследующих тот же эффект. Как ни странно, игра Гилельса вполне могла бы превзойти современные техно, RnB, дабстеп и прочие «энергичные» направления музыки именно способностью дать человеку волю к жизни, внутреннюю силу и энергию.

К счастью, наследие Гилельса сохранилось в записях концертов, студийных пластинках, в виде сотен материалов, перенесенных на современные носители и, следовательно, доступных для тех, кто хочет знать, как выглядит по-настоящему мужественная музыка.

Баловень судьбы

Эмиль Григорьевич Гилельс родился в Одессе 6 октября 1916 года, застав закат Российской империи, зарю революции и немного предвосхитив советскую эпоху, подарившую ему всемирную славу.

Эмиль происходил из еврейской семьи: отец Григорий был рабочим, мать Эсфирь посвящала себя заботе о семье и доме. Как друзья, так и биографы Гилельса замечают, что он получил достаточно хорошее, но крайне суровое воспитание, родители его были людьми довольно жесткими, что, несомненно, отразилось и на характере музыканта.

Рано ощутив страсть к музыке и любовь к сцене, маленький Эмиль даже сподвигал детей из соседних дворов разыгрывать театральные представления по написанным им пьесам.

Еще до завершения обучения Гилельс стал победителем первого всесоюзного конкурса музыкантов

Первым учителем музыки Гилельса был Я. И. Ткач, благодаря урокам которого уже к 13 годам Миля сумел блеснуть своими талантами на публике, дав концерт, завершившийся бурными овациями.

Затем была Одесская консерватория, куда примерно в те же годы вопреки стараниям отца – преподавателя музыки так и не поступил своенравный , также живший в Одессе.

А технического совершенства молодому виртуозу помог добиться уже в Москве легендарный Генрих Нейгауз, и тут стоит опять упомянуть Святослава Рихтера, ибо, несмотря на все выдающиеся успехи Гилельса, именно Рихтера – «строптивого» пианиста – Генрих Густавович называл своим любимым учеником.

С другой стороны, талантами Гилельса восхищался сам , познакомившийся с виртуозом во время учебы того в Одессе.

Еще до завершения обучения Гилельс прославился как вдохновенный интерпретатор и яркий музыкант, он стал победителем первого всесоюзного конкурса музыкантов, а затем сумел выиграть несколько престижных европейских конкурсов. А дальше были только слава, успех, признание и яркая линия жизни пианиста, пронизавшая всю Советскую Эпоху.

Жены и возлюбленные

Казалось бы, суровый и сдержанный, Гилельс вряд ли мог особенно ярко проявлять свои чувства. Однако его жизненная история обозначена яркими моментами, связанными с женщинами.

Не обошлось и без трагедий – первая жена маэстро пианистка Роза Тамаркина, с которой его свели военные годы, когда Гилельс много выступал по СССР (в том числе в блокадном Ленинграде), рано ушла из жизни, оставив музыканта, не миновавшего порог тридцати лет, вдовцом.

Эмиль Гилельс ушел из жизни в 1986 году, но остался самым талантливым и почитаемым музыкантом страны

В суровые военные годы случился и бурный роман Гилельса с Боней Гиршберг – латвийской еврейкой, коммунисткой, успевшей отсидеть срок за активную политическую работу и потерявшей почти всю семью в фашистских лагерях.

Боня и Эмиль встретились во время визита виртуоза в Киров, где эмигрантка, почти не знавшая русского, работала медсестрой в чине младшего лейтенанта. Между ними разгорелось горячее чувство, продлившееся несколько лет и затронувшее не только этих двоих, но и большинство известных музыкантов того времени, через которых Эмиль передавал свои чувственные и вдохновенные письма Боне.

Свадьбы не вышло – Гиршберг «испугалась» тяжелого нрава пианиста и не смогла связать с ним свою жизнь, она вышла за военного хирурга, с которым счастливо провела остаток жизни. А Гилельс не менее счастливо связал свою жизнь с поэтессой и восторженной почитательницей его таланта Фаризет Хуцистовой, сумевшей оставить нам потрясающе систематизированный архив из более чем 11 тысяч документов о жизни Гилельса.

Эмиль Гилельс ушел из жизни 14 октября 1986 года в Москве, пережив от а до я всю великую советскую эпоху, но, наверное к счастью, не увидев распада страны. Он был любимцем Сталина, Хрущева, Брежнева, самым талантливым и почитаемым музыкантом страны.

Имя Эмиля Гилельса связывают с эпохой расцвета советского инструментального исполнительства. Он был одним из первых отечественных пианистов, которые стали лауреатами международных конкурсов фортепианного искусства.

Стиль игры Гилельса величественный, торжественный, сам по себе является одним из символов советского искусства.

Память о великом музыканте

Эмиль Гилельс родился в Одессе. Этот город отличается своей неповторимой культурой, особенным, легко узнаваемым колоритом. Здесь из поколения в поколение передаются устные рассказы о знаменитых одесситах, таких как Леонид Утесов, и многие другие. Одним из этих персонажей народных преданий является герой данной статьи.

О нём даже распевали на улицах шуточные песенки во времена, когда он стал знаменитым и покинул родной город. Сейчас же на родине пианиста Эмиля Гилельса есть его именная плита на местной Аллее звёзд.

Его совершенные интерпретации классических произведений музыкального искусства увековечены в записях, произведенных в ведущих студиях мира. Стиль игры Эмиля Гилельса остается современным и в настоящее время, поскольку именно сейчас не хватает той мощи грациозности и точности соблюдения всех нюансов в прочтении шедевров прошлых столетий, которым отличалось его исполнение.

Неповторимый музыкальный почерк

Педагог, занимавшийся с юным Эмилем, когда ему было 13 лет, так впоследствии отзывался о том наборе профессиональных задатков, которыми одарила Гилельса природа. У него от рождения были руки, по которым можно распознать будущего гениального пианиста. Также Эмиль был наделён абсолютным музыкальным слухом и исполнительским чутьем.

Сочетание таких данных, которыми наградил Всевышний этого потрясающего виртуоза, позволило ему впоследствии создать свой неповторимый стиль музыкального исполнительства, названный позже монументальным стилем советской эпохи. Если не вдаваться в специфические подробности, описывающие манеру игры, а говорить языком, понятным для большинства людей, не являющихся профессионалами в данной области, то его специфическую трактовку музыкальных произведений можно описать как энергичную, направленную на создание воодушевляющего и жизнеутверждающего настроения у слушателей.

Многие музыковеды говорят, что творческая индивидуальность исполнителя складывается из таких свойств личности, как характер и темперамент. Если рассмотреть игру такого всемирно признанного виртуоза, каким являлся Гленн Гульд, то можно провести безусловную параллель его манерной, изысканной игры с потрясающим чувством юмора, привычкой держать себя чуть-чуть чудаковато, с ироническим отношением к миру и самому себе. Полной его противоположностью является мировоззрение Гилельса. Пианист считал, что время требует от него особого мощного энергетического посыла.

Связь биографии Эмиля Гилельса с его творчеством

По словам его близких, он был человеком немногословным, серьезным, которому, однако, не было чуждо некоторое ироническое отношение к себе и окружающим людям.

Его высокий рост, крупное, почти атлетическое телосложение полностью соответствуют тому фирменному звуку, которого он добивался, прикасаясь к клавишам своего инструмента. Этот стиль исполнителя являлся отражением его непростой, но в тоже время героической эпохи. Это было время грандиозных строек, зарождения большинства крупных промышленных предприятий Советского Союза. Значительным событием в жизни исполнителя стала Великая Отечественная война, когда он выступал перед сотнями и тысячами солдат на фронте. Вся суровость того времени, а также особенные черты индивидуальности пианиста отразились на его специфическом музыкальном почерке.

Специалисты говорили, что его стиль вобрал в себя всё лучшее, что было в отечественном инструментальном исполнительстве за всю историю существования Советского Союза.

Император клавиш

Самого Гилельса и звук, который он извлекал из фортепиано, можно сравнить по эффекту грандиозности и монументальности, который он производит на слушателя, с личностью Петра Первого. Таким Петр изображён на картине Валентина Серова "Петр Первый". Император - единственный персонаж полотна, который не сгибается под напором сильнейшего приморского ветра, и его гигантская фигура почти в два раза превосходит тщедушные и субтильные изображения придворных из его свиты. Данный эффект производится посредством отсутствия в игре Эмиля Гилельса какого-либо искусственного украшательства, манерности, чрезмерной искусственной красивости. Сдержанность, точность и напористость - вот что отличало исполнительство этого виртуоза.

Как отмечено во многих биографиях, Эмиль Гилельс вёл скромную жизнь, не любил общение с прессой. Те фотографии, которые сохранились в его архивах и которые представлены на обложках дисков, не отличаются позёрством или стремлениям внешними эффектами достичь внимания публики. Кажется, что всей своей жизнью Гилельс добивался того, чтобы сфокусировать внимание поклонников на его музыкальном творчестве, избавив тем самым их от каких-либо других отвлекающих факторов.

Детство музыканта

Гилельс, в отличие от многих своих коллег по сцене, появился на свет не в музыкальной семье, а в семье рабочего. Мать артиста была домохозяйкой и занималась воспитанием сына. Ей удалось привить мальчику любовь к искусству. Эмиль увлекался музыкой, театром, с большим интересом следил за зарождавшимся в то время советским кинематографом.

В очередной раз, проводя параллели с советской эпохой, которая воспитала пианиста, следует упомянуть: год рождения Эмиля Гилельса - 1916-й. То есть он появился на свет незадолго до Великой Октябрьской революции. Младшая сестра пианиста, Елизавета, тоже стала музыкантом. В качестве инструмента она выбрала для себя скрипку.

На доме, где родились одарённые дети, висит мемориальная доска.

Первые творческие успехи

В детстве Миля, как тогда все называли будущего музыканта, был настолько увлечен искусством и всем, что с ним связано, что порою организовывал театральные спектакли, в качестве актеров в которых участвовали ребята соседних дворов. Режиссером же данных представлений неизменно являлся он сам. Первым преподавателем музыки для юного дарования был уже упомянутый в этой статье, известный в то время в Одессе музыкальный педагог Ткач. Заслуга этого учителя была в том, что природные задатки мальчика очень скоро развились настолько, что к подростковому возрасту Эмиль был способен давать небольшие концерты, исполняя классические произведения крупных форм. После окончания музыкальной школы в пятнадцатилетнем возрасте Эмиль Гилельс поступает в Одесскую консерваторию. Одновременно с ним туда сдает вступительные экзамены еще один будущий виртуоз - всемирно известный пианист Святослав Теофилович Рихтер. В отличие от Гилельса, который с легкостью выдержал испытания, Рихтер экзамены провалил. Весь период обучения в консерватории Эмиль продолжал активную концертную деятельность.

Мировая слава

После получения диплома уже снискавший определенную известность в своём городе и в его окрестностях молодой исполнитель уезжает в Москву, где поступает в Московскую консерваторию по классу исполнительства. Его педагогом и наставником в течение 5 лет был известный музыкальный деятель

У него в классе занимался и которого он называл своим любимым учеником, несмотря на его привередливость и некую музыкальную, как он выражался, строптивость.

Уже обучаясь в Одесской консерватории, Эмиль Гилельс стал победителем Всеукраинского конкурса исполнителей. Получая образование в Москве, пианист становился лауреатом всех крупных конкурсов страны. Его творческая деятельность имела поистине огромные масштабы. В гастрольный маршрут входили сотни городов Советского Союза. Он стал одним из первых советских музыкантов и первым пианистом страны, который выступал в Соединенных Штатах Америки.

Звукозапись в творческой биографии Гилельса

Эмиль Григорьевич широко известен своей деятельностью в области звукозаписи. Его интерпретации многих произведений музыкальной классики, в том числе всех концертов Бетховена, были записаны им и сохранены для потомства в потрясающем исполнении.

Он не раз вводил журналистов в заблуждение своей универсальностью. Критики, которые рукоплескали ему как бетховенисту, не знали, что делать, когда в скором времени выходила пластинка с потрясающим исполнением фортепианного концерта Моцарта, где Эмиль с присущим ему блеском играл свою партию.

Семья

Что касается личной жизни Эмиля Гилельса, то пианист впервые женился, еще будучи студентом Московской консерватории, на одной из своих сокурсниц. Первая жена Эмиля Григорьевича скоропостижно скончалась в молодом возрасте. Пианист, не дожив до 30 летнего возраста, остался вдовцом. Второй раз музыкант женился, когда ему было уже за сорок.

Его новая супруга, поэтесса Фаризет Хуцистова, не была профессиональным музыкантом, но с детства увлекалась искусством, в том числе музыкой, и живо интересовалась всем тем, что было связано с исполнительской деятельностью ее супруга. Дочь Эмиля Григорьевича от этого брака - Елена - стала пианисткой. Впоследствии она неоднократно выступала дуэтом со своим отцом.

Универсальный пианист

Исполнительская практика Эмиля Григорьевича Гилельса была также универсальна, как и его стиль, и техника. Он участвовал как в исполнении сольных музыкальных программ, так и играл партии фортепиано в концертах для фортепиано с оркестром различных композиторов.

Также пианист не обходил вниманием фортепианные дуэты и трио. Уже после смерти великого музыканта о творческой биографии и личной жизни Эмиля Гилельса его супруга написала книгу, которая называется «Мой Гилельс».

Правнук Шопена

Эмиль Гилельс скончался в конце восьмидесятых годов, не дожив всего несколько лет до распада Советского Союза - той страны, которая воспитала его, и которую он прославил своей деятельностью. Он был любимым пианистом трех правителей этой державы: Никиты Сергеевича Хрущева, Иосифа Виссарионовича Сталина и Леонида Ильича Брежнева. Наследие артиста включает в себя сотни записанных произведений, от музыки эпохи барокко и до творчества композиторов двадцатого века. Он прекрасно исполнял как Шостаковича, современником которого являлся, так и Баха, и Фредерика Шопена.

У академических музыкантов есть давняя традиция вести свою творческую родословную. То есть каждый студент консерватории или музыкального училища знает, у кого учился его преподаватель, преподаватель его преподавателя и так далее. Например, Александра Николаевна Пахмутова считает себя внучкой Римского-Корсакова, поскольку она училась композиции у Виссариона Шебалина, который, в свою очередь, занимался в классе Николая Андреевича. Следуя подобной логике, Эмиль Григорьевич Гилельс - правнук Шопена.

Знаменательная дата

В прошлом году широко отмечалось столетие со дня рождения пианиста. К этому событию фирма «Мелодия» выпустила коллекцию из пятидесяти дисков исполнителя, включая ранние, малоизвестные записи. В преддверии юбилея внук Гилельса - Кирилл, известный музыкант - дал несколько интервью различным средствам музыкальной информации. Продолжатель знаменитой династии также руководит архивом записей и фото Эмиля Гилельса.

Среди наиболее интересных вопросов о жизни Эмиля Григорьевича, которые журналисты задавали его внуку, был и такой: «Являлся ли Гилельс человеком с веселым характером?». Кирилл ответил, что дед, как любой одессит, ужасно любил анекдоты, но не пошлые. Ему нравились более тонкие шутки. Например, анекдоты на профессиональную тему, касающиеся искусства, культуры.

Один из величайших пианистов ХХ века.
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1947).
Народный артист СССР (1954).

Заниматься игрой на фортепиано начал в возрасте пяти с половиной лет, его первым педагогом был Яков Ткач. Быстро добившись значительных успехов, впервые выступает на публике в мае 1929 года, исполняя сочинения Листа, Шопена, Скарлатти и других композиторов. В 1930 году поступает в Одесский Институт музыки (ныне Одесская консерватория) в класс Берты Рейнгбальд (по классу специальной гармонии занимался у профессора Н. Н. Вилинского), и в следующем году побеждает на Всеукраинском конкурсе пианистов, а ещё через год знакомится с Артуром Рубинштейном, который одобрительно отзывается об его исполнении.

Известность пришла к музыканту после его победы в 1933 году на Первом Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей, за которым последовали многочисленные концерты по СССР. Окончив Одесскую консерваторию в 1935 году, поступил в аспирантуру Московской консерватории в класс Генриха Нейгауза. Во второй половине 1930-х пианист добивается крупных международных успехов: он занимает второе место на международном конкурсе в Вене (1936), уступив лишь Якову Флиеру, а уже через два года берёт у него реванш, выигрывая Конкурс имени Изаи в Брюсселе, где Флиер остался на третьем месте. Вернувшись в Москву, начинает преподавать в консерватории в качестве ассистента у Нейгауза.

В годы войны участвовал в военно-шефской работе, осенью 1943 г. дал концерты в блокадном Ленинграде, после окончания войны вернулся к активной концертной и преподавательской деятельности. Часто выступал со своей младшей сестрой, скрипачкой Елизаветой Гилельс (1919-2008), а также с Яковом Заком. В 1950 году сформировал фортепианное трио вместе с Леонидом Коганом (скрипка) и Мстиславом Ростроповичем (виолончель), а в 1945 - впервые выступил с концертами за рубежом (став одним из первых советских музыкантов, которым было разрешено это сделать), гастролировал в Италии, Швейцарии, Франции и странах Скандинавии. В 1954 г. первым из советских музыкантов выступил в зале "Плейель" в Париже. В 1955 г. пианист стал первым советским музыкантом, приехавшим с концертами в США, где он исполнил Первый фортепианный концерт Чайковского и Третий концерт Рахманинова с Филадельфийским оркестром под управлением Юджина Орманди, а вскоре дал сольный концерт в Карнеги-холле, прошедший с огромным успехом. В 1960-1970-х годах был одним из наиболее востребованных в мире советских музыкантов, проводя на концертах и зарубежных гастролях около девяти месяцев в год. В 1973 г. он был удостоен Премии Роберта Шумана (ГДР). В 1981 году после одного из концертов в Амстердаме у него случился инфаркт, от которого ему так и не удалось полностью оправиться, несмотря на то, что он вернулся к концертной деятельности. Последнее выступление состоялось в сентябре 1985 г. в Хельсинки.

С 1938 по 1974 год преподавал в Московской консерватории (с 1952 - профессор), среди его учеников наиболее известны Марина Мдивани, Валерий Афанасьев, Игорь Жуков и Феликс Готлиб. Возглавлял жюри по специальности «фортепиано» на первых четырёх Международных конкурсах им. П. И. Чайковского (1958, 1962, 1966, 1970).

Умер 14 октября 1985 года в Кремлевской больнице от приступа диабета. Смерть его была неожиданной, в ней обвиняли некомпетентных врачей, вовремя не оказавших ему необходимую помощь.

Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.



top