Что римляне позаимствовали у этрусков? Влияние этрусской цивилизации на формирование римской культуры Влияние этрусков на римскую культуру

Что римляне позаимствовали у этрусков? Влияние этрусской цивилизации на формирование римской культуры Влияние этрусков на римскую культуру

Этрусков считают создателями первой развитой цивилизации на Апеннинском полуострове, к достижениям которой, еще задолго до Римской республики, можно отнести крупные города с замечательной архитектурой, прекрасные изделия из металла, керамику, живопись и скульптуру, обширную дренажную и ирригационную системы, алфавит, а позднее и чеканку монеты. Возможно, этруски были пришельцами из-за моря; их первые поселения на территории Италии представляли собой процветающие общины, располагавшиеся в центральной части ее западного побережья, в области, называвшейся Этрурией (приблизительно территория совр. Тосканы и Лацио). Древние греки знали этрусков под именем тирренов (или тирсенов), и часть Средиземного моря между Апеннинским полуостровом и островами Сицилия, Сардиния и Корсика именовалась (и именуется ныне) Тирренским морем, поскольку на протяжении нескольких столетий здесь господствовали этрусские мореплаватели. Римляне называли этрусков тусками (отсюда совр. Тоскана) или этрусками, сами же этруски называли себя расна или расенна. В эпоху их наивысшего могущества, ок. 7-5 вв. до н.э., этруски распространили свое влияние на значительную часть Апеннинского полуострова, вплоть до подножий Альп на севере и окрестностей Неаполя на юге. Покорился им и Рим. Повсюду их главенство несло с собой материальное процветание, широкомасштабные инженерные проекты и достижения в сфере архитектуры. Согласно традиции, в Этрурии существовала конфедерация двенадцати основных городов-государств, объединенных в религиозный и политический союз. В их число почти наверняка входили Цере (совр. Черветери), Тарквинии (совр. Тарквиния), Ветулония, Вейи и Волатерры (совр. Волтерра) - все непосредственно на побережье или близ него, а также Перузия (современная Перуджа), Кортона, Вольсинии (совр. Орвьето) и Арретий (совр. Ареццо) во внутренней части страны. К числу других важных городов относятся Вульчи, Клузий (совр. Кьюзи), Фалерии, Популония, Руселлы и Фьезоле.

Происхождение этрусков

В VII веке до н. э. народы, населявшие Этрурию, овладели письменностью. Поскольку они писали на этрусском языке, правомерно называть регион и народ упомянутыми выше именами. Однако точных свидетельств, доказывающих какую-либо одну из теорий о происхождении этрусков, не существует. Наиболее распространены две версии: по одной из них, этруски родом из Италии, по другой этот народ мигрировал из Восточного Средиземноморья. К античным теориям можно добавить современное предположение о том, что этруски мигрировали с севера.

В пользу второй теории служат труды Геродота, появившиеся в V веке до н. э. Как утверждал Геродот, этруски - это выходцы из Лидии, области в Малой Азии, - тиррены или тирсены, вынужденные покинуть родину из-за страшного голода и неурожая. По мнению Геродота, это произошло практически одновременно с Троянской войной. Гелланик с острова Лесбос упоминал предание о пеласгах, которые прибыли в Италию и стали именоваться тирренами. В то время рухнула микенская цивилизация и пала империя хеттов, то есть датировать появление тирренов следует XIII веком до н.э, или чуть более поздним временем. Возможно, с этим преданием связан миф о бегстве на запад троянского героя Энея и основании римского государства, имевший большую важность для этрусков.


Сторонники автохтонной версии происхождения этрусков отождествляли их с обнаруженной в Италии более ранней культурой Вилланова. Подобная теория была изложена в I веке до н. э. Дионисием Галикарнасским, но приведенные им доводы вызывают сомнения. Археологические раскопки свидетельствуют о преемственности, проходящей от культуры Вилланова I через культуру Вилланова II с импортом товаров восточного Средиземноморья и Греции до ориентализирующего периода, когда возникают первые свидетельства проявления этрусков в Этрурии. В настоящее время культура Вилланова ассоциируется не с этрусками, а с италиками.

Вплоть до середины XX в. «лидийская версия» подвергалась серьёзной критике, особенно после дешифровки лидийских надписей - их язык не имел ничего общего с этрусским. Однако по современным представлениям, этрусков следует отождествлять не с лидийцами, а с более древним, доиндоевропейским населением запада Малой Азии, известным как «протолувийцы» или «народы моря».

По мнению А. И. Немировского, промежуточным пунктом миграции этрусков из Малой Азии в Италию была Сардиния, где с XV века до н. э. существовала весьма сходная с этрусками, но бесписьменная культура строителей нурагов.

(1494-1559)

Аргументация миграционной версии

В пользу второй теории говорят труды Геродота , появившиеся в V веке до н. э. Как утверждал Геродот , этруски - это выходцы из Лидии , области в Малой Азии , - тиррены или тирсены, вынужденные покинуть родину из-за катастрофического неурожая и голода. По мнению Геродота, это произошло практически одновременно с Троянской войной . Гелланик с острова Лесбос упоминал предание о пеласгах , которые прибыли в Италию и стали именоваться тирренами. В то время рухнула Микенская цивилизация и пала империя хеттов , то есть датировать появление тирренов следует XIII веком до н. э. или чуть более поздним временем. Возможно, с этим преданием связан миф о бегстве на запад троянского героя Энея и основании римского государства, имевший большую важность для этрусков. Гипотезу Геродота подтверждают данные генетического анализа, которые подтверждают родство этрусков с обитателями земель, в настоящее время относящихся к Турции .

Вплоть до середины XX в. «лидийская версия» подвергалась серьёзной критике, особенно после дешифровки лидийских надписей - их язык не имел ничего общего с этрусским. Однако имеется также версия, что этрусков следует отождествлять не с лидийцами, а с более древним, доиндоевропейским населением запада Малой Азии, известным как «протолувийцы». С этрусками этого раннего периода А. Эрман отождествлял легендарное племя турша, жившее в восточном Средиземноморье и совершавшее захватнические набеги на Египет (XIII-VII вв. до н. э.) .

Аргументация комплексной версии

На материале античных источников и данных археологии можно сделать вывод о том, что в этногенезе этрусков приняли участие древнейшие элементы доисторического средиземноморского единства в период начала движения с Востока на Запад в IV-III тыс. до н. э.; также волна переселенцев с ареала Чёрного и Каспийского морей во II тыс. до н. э. В процессе формирования этрусской общности встречены следы эгейских и эгейско-анатолийских эмигрантов. В подтверждение тому приводятся результаты раскопок на о. Лемнос (Эгейское море), где были встречены надписи, близкие грамматическому строю этрусского языка.

Географическое положение

Точные пределы Этрурии определить пока не представляется возможным. Начало истории и культуры этрусков положено в регионе Тирренского моря и ограничено бассейном рек Тибр и Арно . В речную сеть страны входили также реки Авенция, Весидия, Цэцина, Алуза, Умбро, Оза, Альбиния, Армента, Марта, Минио, Аро. Широкая речная сеть создавала условия для развитого земледелия, в ряде мест осложнённого заболоченными участками. Южная Этрурия, почвы которой были часто вулканического происхождения, имела обширные озёра: Циминское, Алсиетиское, Статоненское, Вольсинское, Сабатинское, Тразименское . Более половины территории страны занимали горы и холмы. По росписям и рельефам можно судить о разнообразии флоры и фауны региона. Этруски культивировали кипарис, мирт, гранатовое дерево, привезённое в Италию из Карфагена (изображение граната встречается на предметах этрусков в VI в. до н. э.).

Города и некрополи

Каждый из этрусских городов контролировал определенную территорию. Точное количество жителей этрусских городов-государств неизвестно, по приблизительным подсчетам население Черветери в период расцвета составляло 25 тысяч человек.

Черветери был самым южным городом Этрурии, он контролировал залежи металлоносной руды, обеспечившей благосостояние города. Поселение располагалось рядом с побережьем на крутом уступе. Некрополь по традиции находился за пределами города. К нему вела дорога, по которой провозили погребальные повозки. По обеим сторонам дороги располагались гробницы. Тела покоились на скамьях, в нишах или терракотовых саркофагах. Вместе с ними помещали личные вещи усопшего.

От названия этого города (этр. - Цере) впоследствии произошло римское слово «церемония» - так римляне называли некоторые погребальные обряды.

Соседний город Вейи отличался отличной защитой. Город и его акрополь были окружены рвами, делавшими Вейи почти неприступным. Здесь обнаружили алтарь , фундамент храма и резервуары для воды. Вулка - единственный этрусский скульптор, имя которого нам известно, являлся уроженцем Вей. Область вокруг города примечательна вырубленными в скале проходами, служившими для отвода воды.

Признанным центром Этрурии являлся город Тарквиния. Название города происходит от сына или брата Тиррена Таркона, основавшего двенадцать этрусских полисов. Некрополи Тарквинии сосредотачивались возле холмов Колле-де-Чивита и Монтероцци . Вырубленные в скале гробницы защищались курганами, камеры расписывались в течение двухсот лет. Именно здесь обнаружили великолепные саркофаги, украшенные барельефами с изображениями усопшего на крышке.

При закладке города этруски соблюдали ритуалы, подобные римским. Выбиралось идеальное место, выкапывалась яма, в которую бросали жертвоприношения. От этого места основатель города плугом, запряженным коровой и быком, проводил борозду, определявшую положение городских стен. Там, где это было возможно, этруски использовали решетчатую планировку улиц, ориентируя их по сторонам света.

История

Становление, развитие и распад этрусского государства происходили на фоне трёх периодов Древней Греции - ориентализирующего или геометрического, классического (эллинистического), а также возвышения Рима. Более ранние этапы даны в соответствии с автохтонической теорией происхождения этрусков.

Протовиллановианский период

Самым важным из исторических источников, обозначивших начало этрусской цивилизации, является этрусское летоисчисление saecula (столетий). Согласно ему, первое столетие древнего государства, saeculum, началось примерно в XI или X веке до н. э. Это время относится к так называемому протовиллановианскому периоду (XII-X века до н. э.). Данных о протовиллановианцах чрезвычайно мало. Единственное важное свидетельство о начале новой цивилизации - изменение погребального обряда, который стал совершаться путём кремации тела на погребальном костре с последующим захоронением праха в урнах.

Периоды Вилланова I и Вилланова II

После утраты независимости Этрурия некоторое время сохраняла культурную самобытность. Во II-I веках до н. э. продолжало существовать местное искусство; этот период также называют этрусско-римским. Но постепенно этруски перенимали образ жизни римлян. В 89 году до н. э. жители Этрурии получили римское гражданство. К этому времени процесс романизации этрусских городов был практически завершён вместе с собственно этрусской историей.

Искусство и культура

Первые памятники культуры этрусков относятся к концу IX - началу VIII вв. до н. э. Цикл развития этрусской цивилизации завершается ко II в. до н. э. Рим находился под её влиянием до I в. до н. э.

Этруски долго сохраняли архаические культы первых италийских поселенцев и проявляли особенный интерес к смерти и загробному миру. Поэтому этрусское искусство значительно было связано с украшением гробниц, причем исходя из концепции, что предметы в них должны сохранять связь с реальной жизнью. Самыми примечательными из сохранившихся памятников являются скульптура и саркофаги.

Этрусский язык и литература

Особую категорию составляли предметы женского туалета. Одним из самых известных изделий этрусских мастеров были бронзовые ручные зеркальца. Некоторые снабжены откидными ящичками, украшены горельефами. Одну поверхность тщательно полировали, обратную украшали гравировкой или горельефом. Из бронзы делались стригилы - лопаточки для счищения масла и грязи, цисты, пилки для ногтей, ларчики.

    По современным стандартам этрусские дома обставлены довольно скудно. Как правило, этруски не использовали полки и шкафы, вещи и провизию хранили в ларцах, корзинах или вешали на крюки.

    Предметы роскоши и ювелирные изделия

    На протяжении столетий этрусские аристократы носили ювелирные изделия и приобретали предметы роскоши из стекла, фаянса , янтаря , слоновой кости , драгоценных камней, золота и серебра. Виллановианцы в VII веке до н. э. носили стеклянные бусы , украшения из драгоценных металлов и фаянсовые подвески из Восточного Средиземноморья. Самыми важными местными изделиями были фибулы , изготовленные из бронзы, золота, серебра и железа. Последние считались редкостью.

    Исключительное благосостояние Этрурии в VII веке до н. э. вызвало бурное развитие ювелирного дела и приток импортных изделий. Серебряные чаши импортировались из Финикии , изображения на них копировались этрусскими мастерами. Из ввозимой с Востока слоновой кости изготавливали шкатулки и кубки. Большинство ювелирных изделий производилось в Этрурии. Золотых дел мастера использовали гравировку, филигрань и зернение. Кроме фибул были широко распространены булавки, пряжки, ленты для волос, серьги, кольца, ожерелья, браслеты, пластинки на одежду.

    Во время архаики украшения стали более вычурными. В моду вошли серьги в виде крошечных мешочков и дискообразные серьги. Использовались полудрагоценные камни и цветное стекло. В этот период появились прекрасные геммы. Полые подвески или булла часто играли роль амулетов, их носили дети и взрослые. Этрусские женщины эллинистического периода предпочитали украшения греческого типа. Во II веке до н. э. на голове носили тиару, в ушах маленькие серьги с подвесками, на плечах застежки в виде дисков, руки украшали браслеты и кольца.

    • Этруски все носили короткие волосы, за исключением жрецов - гаруспиков [ ] . Жрецы свои волосы не стригли, но убирали их со лба узкой головной повязкой, золотым или серебряным обручем [ ] . В более древний период этруски свои бороды коротко стригли, но позднее их стали сбривать начисто [ ] . Женщины распускали волосы по плечам или заплетали их в косы и покрывали голову шапочкой.

      Досуг

      Этруски любили участвовать в боевых состязаниях и, возможно, в помощи по хозяйству другим людям [ ] . Также, этруски имели театр , но он не получил такого распространения, как, например, аттический театр, а найденных рукописей пьес недостаточно для окончательного анализа.

      Экономика

      Ремёсла и сельское хозяйство

      Основой процветания Этрурии было земледелие , которое позволяло содержать скот и экспортировать излишки пшеницы в крупнейшие города Италии. В археологическом материале найдены зёрна полбы, овса и ячменя. Высокий уровень земледелия этрусков позволял заниматься селекцией - был получен этрусский сорт полбы , впервые они начали возделывать культурный овёс . Лён шёл на шитье туник и плащей, корабельных парусов . Этот материал использовался для записи различных текстов (позже это достижение было заимствовано римлянами). Имеются свидетельства антиков о прочности льняной нити, из которой этрусские ремесленники изготавливали панцири (гробница VI в. до н. э., Тарквинии). Довольно широко этруски применяли искусственное орошение , дренаж , регулирование течения рек. Известные археологической науке древние каналы находились у этрусских городов Спина, Вейи , в районе Коды.

      В недрах Апеннин залегали медь, цинк, серебро, железо, на острове Ильва (Эльба) железнорудные запасы - всё разрабатывалось этрусками. Наличие многочисленных изделий из металла в гробницах VIII в. до н. э. в Этрурии ассоциируется с адекватным уровнем рудного дела и металлургии. Остатки горнорудного дела широко встречены у древней Популонии (район Кампилья Марритима). Анализ позволяет установить, что выплавка меди и бронзы предшествовала железообработке. Встречаются находки из меди, инкрустированные железными миниатюрными квадратиками - приём, применяемый при работе с дорогостоящими материалами. В VII в. до н. э. железо ещё было редким металлом для обработки. Тем не менее металлообработка в городах и колониальных центрах выявлена: в Капуе и Ноле было развито производство металлической посуды, в Минтурнах, Венафре, Суэссе найден ассортимент предметов кузнечного ремесла. Мастерские по обработке металлов отмечены в Марцаботто. Для того времени добыча и обработка меди и железа была значительной по масштабам применения. В этой области этруски преуспели в сооружении шахт для ручной добычи руды.

Название этого этапа развития римской культуры происходит от названия цивилизации, сформировавшейся на Апеннинском полуострове. Появление этрусской цивилизации относится к первому тысячелетию до новой эры. В это время на территории Древнего Рима появляются первые города-государства, которые объединяются в федерацию.
Этруски имели очень развитую культуру. Особенно это относилось к архитектуре. Археологические исследования показали, что архитектура этрусских городов была специфической. Для планировки городских улиц была очень характерна предельная четкость, геометрическая выдержанность форм, ориентация зданий в соответствии со сторонами света.
Еще одна архитектурная заслуга этрусской культуры – появившиеся здания с купольным сводом.
Велико значение этрусков и для мировой письменности. Именно в этрусский период появляется латинский алфавит, который, как известно, имел огромное распространение, а в эпоху средневековья и Нового времени вообще считался обязательным для любого образованного человека. Да и в современном мире, хотя и перестал использоваться как разговорный уже к IX в., он используется в медицине, биологии, других близких к ним науках и даже в юриспруденции, широко применяются латинские буквы для различных обозначений в физике, математике и т. д.
Широко применяются и по сегодняшний день изобретенные еще во времена этрусской цивилизации римские цифры.
Больших высот достигло прикладное искусствоэтрусков. Великолепные произведения искусства представляли собой изделия из керамики, особенно покрытые лаком таким образом, чтобы имитировать металлическую поверхность.
Археологами были обнаружены чудесные украшения, ювелирные изделия, скульптуры из бронзы и терракоты, свидетельствующие о высоком уровне тогдашних мастеров-ремесленников.
На мнение о совершенстве римского портрета заметно повлияла этрусская живопись с ее стремлением креалистичности. Не было привычной древним векам идеализации, произведения изобразительного искусства передавали все как есть.
На религиозные воззрения этрусков заметно повлияли верования Древней Греции. Этрусская культура переняла греческий пантеон богов, хотя поклонение им не было достаточно распространено, а в религии большое значение имели всевозможные гадания и толкования разных происходящих явлений.
Впитав различные культурные достижения соседних государств, этрусская цивилизация и сама была созидателем своей культуры, которая распространялась и перенималась другими цивилизациями.
Этрусская цивилизация как самостоятельная просуществовала до пятого века до новой эры. Постепенно она теряла свои владения в результате нашествий с соседних территорий. И уже к третьему веку до новой эры этрусская цивилизация была полностью покорена возникшим на территории Апеннинского полуострова городом Римом. Этим событием ознаменовались конец этрусской культуры и начало нового культурного этапа – царского периода.



Царский период.

Легенда о Ромуле и Реме.

Историю возникновения своего города сами римляне рассказывали так. После разрушения греками-ахейцами Трои - города на северо-западном побережье Малой Азии - некоторым её защитникам во главе с Энеем удалось бежать. Троянцы долго странствовали по чужим странам, но, наконец, прибыли в Лаций, царь которого принял их и отдал Энею в жёны свою дочь. Сын Энея - Аксаний Юл, бежавший с отцом из Трои, впоследствии основал в Лации новый город, получивший название Альба Лонга. 14-м царем этого города был потомок Энея - Нумитор. Его младший брат Амулий отстранил Нумитора от власти и воцарился сам. Через некоторого время после этого у дочери Нумитора Реи Сильвии родились два близнеца, отцом которых был бог войны Марс. Брат царя постарался избавиться от законных претендентов на престол и приказал бросить детей в воды реки Тибр. Однако близнецы не погибли: волны выбросили их на берег, здесь к ним подошла волчица, посланная на землю богом Марсом, и напоила их своим молоком. Затем детей подобрал царский пастух, давший им имена Ромул и Рем. Когда мальчики выросли и узнали тайну своего рождения, они вернули своему деду Нумитору царскую власть над Альбой Лонгой, а сами решили основать новый город на том месте, где были когда-то выброшены водами Тибра, - на Палатинском холме. Однако вскоре братья поссорились из-за того, чьим именем назвать город, кому в нем править, и Ромул убил Рема. Новый город стал называться Римом по имени Ромула, который стал его первым царём.

Временем основания Рима традиционно считается 753г. до н.э. С этого момента начинается первый, царский, период римской империи, к концу которого Рим сложился как город-государство греческого типа. По приданию, в Риме правили семь царей, причём трое последних были этрусского происхождения. При них город был обнесён каменной стеной, устроена канализация, возведён первый цирк для гладиаторских игр. От этрусков римляне унаследовали ремесленную и строительную технику, письменность, так называемые римские цифры, способы гадания. Заимствованы были и одеяния римлян - тога, форма дома с атрием - внутренним двориком - и т.д.

Религия.

Ранняя римская религия была анимистической, т.е. признавала существование всевозможных духов, ей были присущи и элементы тотемизма, сказавшиеся, в частности, в почитании капитолийской волчицы, вскормившей Ромула и Рема. Постепенно под влиянием этрусков, представлявших, как и греки, богов в человеческом облике, римляне перешли к антропоморфизму. Первый в Риме храм - храм Юпитера на Капитолийском холме - был построен этрусскими мастерами.

Наряду с богами римляне продолжали почитать и безличные силы. Расположенными к людям считались маны - души умерших, гении - духи - покровители мужчин, лары - хранители домашнего очага и семьи, пенаты - покровители дома и всего города. Злыми духами считались лавры - души непогребенных покойников, лемуры - призраки мертвецов, преследующие людей, и др.

Уже в царскую эпоху можно заметить некоторый формализм в отношении римлян к религии. Все культовые функции были распределены между различными жрецами, объединёнными в коллегии. Верховными жрецами являлись понтифики, осуществлявшие надзор за другими жрецами, ведавшие обрядами, погребальным культом и пр. Одной из важных их обязанностей было составление календарей, в которых отмечались дни, благоприятные для проведения собраний, заключения договоров, начала военных действий и т.д. Существовали особые коллегии жрецов-предсказателей: авгуры гадали по полёту птиц, гаруспики - по внутренностям жертвенных животных. Жрецы-фламины обслуживали культы определённых богов, жрецы-фециалы следили за точным соблюдением принципов международного права. Как и в Греции, жрецы в Риме - не особая каста, а выборные должностные лица.

По преданию, этрусское господство в Риме кончилось в 510г. до н.э. в результате восстания против последнего царя Тарквиния Гордого(534/533-510/509 до н.э.). Рим становится аристократической республикой.

Период Республики.

Ранняя Республика.

В эпоху ранней Республики (конец VI - начало III вв. до н.э.) Риму удаётся подчинить себе весь Апеннинский полуостров, причем большую роль в развитии его культуры сыграло завоевание греческих городов Южной Италии, ускорившее приобщение римлян к более высокой греческой культуре. В IV в. до н.э., главным образом среди верхних слоёв римского общества, начинают распространяться греческий язык, некоторые греческие обычаи, в частности, бритьё бороды и короткая стрижка волос. В это же время происходит замена старого этрусского алфавита греческим, более подходящим к звукам латинского языка. Тогда же вводится и медная монета по греческому образцу.

К IV в. до н.э. относится зарождение в Риме театра - по примеру этрусков были введении сценические игры, исполнявшиеся профессиональными артистами.

В середине V в. до н.э. в Риме были составлены «Законы 12 таблиц», ставшие основой дальнейшего развития римского права. В них нашли отражение особый строй римской семьи, связь гражданства и землевладения, утверждалось равенство граждан перед законом.

С образованием гражданской общины, республиканского строя связано возникновение римского ораторского искусства. Выступление сенаторов в сенате, должностных лиц - в комициях (народных собраниях) требовали знаний и искусства убеждать слушателей.

В эпоху ранней республики в основных чертах складывается организация римского войска с его прославленной дисциплиной, во многом обусловившей военные успехи Рима. Основной единицей римской армии был легион (от 3 до 6 тысяч пехотинцев), делившийся в разные периоды истории на манипулы, центурии, когорты. В состав легиона входили также конница и вспомогательные войска. Для размещения войск строились временные и постоянные укреплённые военные лагеря с чёткой и простой планировкой: две улицы, пересекавшиеся под прямым углом. Весь лагерь окружался рвом и валом, четверо ворот постоянно охранялись вооружёнными воинами. Дисциплина в войске поддерживалась с помощью суровых наказаний и наград. Высшими наградами были венок из дубовых листьев, дававшийся за спасение жизни римского гражданина, и золотой венец - тому, кто первым поднимался на стену вражеского города. Высшей наградой полководцу служил триумф - торжественный въезд на колеснице на вершину Капитолия. Перед триумфатором шли пленные и заложники, музыканты, замыкали процессию воины-победители.

Поздняя Республика.

С 60-х гг. III в. до н.э. Рим вел постоянные войны за господство во всём Средиземноморье. Решающими этапами этой борьбы было разрушение Карфагена (главного соперника Рима) и превращение Греции и Македонии в римские провинции. К середине II в. до н.э. Рим становится мощной средиземноморской державой, однако примерно в это же время в государстве изменяется внутриполитическая обстановка - начинаются гражданские войны, приведшие к падению Республики. Временная военная диктатура, например, Суллы (138-78 до н.э.) или Цезаря (100-44 до н.э.) к концу I в. до н.э. сменяется принципатом - наследственной диктатурой под республиканской оболочкой.

В связи с необходимостью идеологического обоснования широкомасштабных завоевательных волн в эпоху поздней Республики (начало III - конец I в. до н.э.) начинается складываться особое отношение к Риму как носителю предначертанной богами миссии владыки мира. В соответствии с этим римский народ считается избранным, наделённым особыми добродетелями: мужеством, верностью, стойкостью. Идеальный римский гражданин гордится своей принадлежностью к избранному народу, и в мирное время, и в дни войны с готовностью служит своему делу - республике.

Римская культура позднереспубликанской эпохи представляла собой соединение многих начал (этрусского, исконно римского, италийского, греческого), что обусловило эклектизм многих её сторон.

Начиная с III в. до н.э. особенно большое влияние на римскую религию начала оказывать греческая. Происходит отождествление римских богов с греческими: Юпитера - с Зевсом, Нептуна - с Посейдоном, Плутона - с Аидом, Марса - с Аресом, Юноны - с Герой, Минервы - с Афиной, Цереры - с Деметрой, Венеры - с Афродитой, Вулкана - с Гефестом, Меркурия - с Гермесом, Дианы - с Артемидой и т.д. Культ аполлона был заимствован ещё в V в. до н.э., аналога ему в римской религии не было. Одним из почитаемых чисто италийских божеств был Янус, изображавшийся с двумя лицами (одно обращено в прошлое, другое - в будущее), как божество входа и выхода, а затем - всякого начала. Следует отметить, что римский пантеон никогда не был замкнутым, в его состав принимались иноземные божества. Считалось, что новые боги усиливают мощь римлян. Интересно, что в отношении к богам сказался присущий римлянам дух практицизма. Религиозные обряды воспринимались как своеобразные юридические сделки: правильно, со всеми формальностями совершённый обряд считался гарантией выполнения богами просьбы молящегося.

Ещё одним характерным проявлением практического мышления римлян была их любовь к прикладным наукам, особую роль среди которых играла юриспруденция - наука о правде.

Уже с III в. до н.э. можно было получить консультацию профессионального юриста, во II в. до н.э. появляются первые правоведческие исследования, а в I в. до н.э. уже существовала обширная юридическая литература, представленная трудами таких авторов, как Муций Сцевола и Сервий Сульпиций Руф, которые занимались и практической деятельностью, выступая на судебных процессах.

Развивалось и красноречие (риторика), выдающимся представителем которого был Цицерон (106 - 43 до н.э.). О гениальном риторическом даровании его свидетельствуют не только более 50 полностью сохранившихся речей, но и его сочинения по теории риторики.

Практическим целям было подчинено и римское образование. Во II - I вв. до н.э. в Риме утверждается греческая система образования, но с некоторыми особенностями. Математические науки отходят на второй план, уступая место юридическим, языки и литература изучаются в тесной связи с римской историей, в которой особое внимание уделяется примерам достойного поведения предков. Уроки музыки и гимнастики заменяются более практичным обучением верховой езде, фехтованию. На высшей стадии обучения особое внимание, в отличие от Греции, уделяется не философии, а риторике. На завершающем этапе нередко предпринимались образовательные поездки в греческие культурные центры, особенно в Афины.

Наряду с народным италийским творчеством (культовые, обрядовые, свадебные и другие песни) на становление и развитие римской литературы сильное воздействие оказала греческая. Первые произведения на латыни были переводами с греческого. Первым римским поэтом был грек Ливий Андроник (III в. до н.э.), переводивший на латынь греческие трагедии и комедии, «Одиссею» Гомера. Его переводы были очень вольными, допускали включение новых отрывков, изменение имён и пр.

Крупнейшим писателем конца III - начала II вв. до н.э. был Плавт (ок. 250 - 184 до н.э.) - знаменитый комедиограф. В его комедиях нашли отражение римские реалии, хотя герои носят греческие имена, а действие происходит в греческих городах.

Плавту принадлежат слова:

Человек человеку - волк, до тех пор пока он не поймёт своей сущности.

Несколько позже писал свои комедии Теренций (190 - 159 до н.э.), который в отличие от Плавта старался не использовать римские сюжеты и ограничивался пересказом греческих авторов, особенно Менандра. Римская трагедия была ещё более подражательной, слабо вязанной с римской действительностью.

Больших успехов достигла римская поэзия в I в. до н.э. Среди многих поэтов того времени следует отметить Лукреция (ок. 96 - 55 до н.э.). Лукрецию принадлежит замечательная философская поэма «О природе вещей», представляющая мир комбинацией атомов и дающая понятие теории эволюции. Поэма насыщена аморфизмами, например:

Что пища для одного, отрава для другого.

Катулл был мастером лирической поэзии, в его произведениях воспевается дружба, тонко передаются настроения и размышления самого автора. Особой популярностью пользовались страстные и выразительные любовные стихотворения Катулла.

Первым прозаическим произведением на латинском языке был труд Катона Старшего (234 - 149 до н.э.) «О сельском хозяйстве». Выдающимися позднереспубликанскими писателями были Варрон (116 - 27 до н.э.) и Цицерон. Главное произведение Варрона «Древности дел божеских и человеческих» - своеобразная историческая, географическая и религиозная энциклопедия. Его перу принадлежат также многочисленные грамматические, историко-литературные произведения, биографии выдающихся граждан, философские произведения. Цицерон был не только замечательным писателем и выдающимся оратором, но и видным государственным деятелем, юристом, знатоком философии. Его творчество открыло в римской литературе эпоху «золотой латыни», считавшейся образцом прозы.

Историки римской историографии восходят ещё к календарям жрецов-понтификов. В республиканскую эпоху наибольший вклад в её развитие внесли Саллюстий (86 - 35 до н.э.): «Заговор Катилины», «Югуртинская война», а также великий полководец, диктатор Гай Юлий Цезарь, оставивший потомкам «Записки о Галльской войне». Главными задачами римской историографии были политическая пропаганда, разъяснение и оправдание внешней и внутренней политики государства.

На развитие римской философии оказала влияние греческая культура - наиболее распространены были учения эпикурейцев, стоиков. Самостоятельные философские системы в Риме не были созданы.

Римская архитектура испытала сильное влияние этрусской и особенно греческой архитектуры. В своих сооружениях римляне стремились подчеркнуть идею силы, мощи, величия, для них характерны монументальность, пышная отделка зданий, множество украшений, стремление к строгой симметрии, интерес к утилитарным сторонам архитектуры, к созданию преимущественно не храмовых комплексов, а зданий и сооружений для практических нужд.

Римские архитекторы разработали новые конструктивные принципы, в частности, широко применяли арки, соды, купола, наряду с колонами использовали столбы и пилястры. Во II - I вв. до н.э. начинают широко применяться бетон, сводчатые конструкции. Появляются новые типы зданий, например, базилики, где совершались торговые сделки и вершился суд, амфитеатры, где устраивались гладиаторские бои, цирки, где происходили соревнования колесниц, термы - сложный, окружённый парком комплекс, включавший банные помещения, библиотеки, места для игр и прогулок.

Возникает новый тип монументального сооружения - триумфальная арка. Совершенствование техники арочного строительства способствует активному возведению мостов, акведуков (от лат. aqua - вода и duco - веду).

Завоевание Римом Греции, эллинистических государств сопровождалось грабежом городов. Наряду с рабами, различными материальными ценностями в Рим в огромном количестве ввозились греческие статуи и картины. Так, были перевезены в Рим произведения Скопаса, Праксителя, Лисиппа, Апеллеса и других видных греческих мастеров. Несмотря на обилие подлинников, вывезенных из Греции, рождается большой спрос на копии с наиболее известных статуй. Массовое копирование тормозило развитие собственно римской скульптуры, но в то же время способствовало сохранению греческой, многие произведения которой дошли до нас только в римских копиях.

Свой вклад в развитие скульптуры римляне, используя этрусские традиции, внесли в области реалистического портрета. Портретные статуи получают доминирующее значение в римской скульптуре, именно в них проявляется её своеобразие. Римлянами были созданы тип статуи тогатус, изображавший оратора в тоге, и бюсты, отличавшиеся суровой простотой и отточенной правдивостью образов. Во II - I вв. до н.э. были созданы такие превосходные работы, как «Брут», «Оратор», бюсты Цицерона и Цезаря.

Период империи.

Ранняя империя.

Эпоха ранней империи - принципата (конец I в. до н.э. - II в. н.э.) - время расцвета римского государства, которое превращается в огромную империю, включавшую Восточное Средиземноморье, Северную Африку, большую часть Европы.

Центром изучения философии в Римской империи (как и в классической Греции, так и в эпоху эллинизма) оставались Афины. В I - II вв. н.э. у римлян по-прежнему были распространены стоицизм и эпикурейство. Среди знати особенно популярен был стоицизм, основными представителями которого в это время были Сенека (ок. 4г. до н.э. - 65 н.э.) и император Марк Аврелий (121 - 180 н.э.). Низшие слои общества особенно почитали бродячих философов-киников.

Для религии эпохи принципата характерно установление новых культов - почитание императоров, объявлявшихся после смерти божественными, и богини Ромы как покровительницы всей Римской империи. Очень популярны были культы богов-спасителей, победивших смерть и нашедших способы даровать верящим в них бессмертие в загробном мире.

Центрами научной деятельности Римской империи были крупнейшие города: Рим, Александрия, Афины, Карфаген и др. Большое значение в I - II вв. н.э. придавалось географическим знаниям - появляются трактаты Страбона (64/63 до н.э. - 23/24 н.э.), Птолемея (после 83-после161). «Естественную историю», являвшуюся энциклопедией по физической географии, ботанике, зоологии, минералогии, создал Плиний Старший (23/24 -79). Больших успехов достигла медицина: врач Гален (129 - 199) проводил опыты по изучению дыхания, деятельности спинного и головного мозга. В классическом труде «О частях человеческого тела» он дал первое анатомо-физическое описание целостного организма. В этот период были созданы школы для подготовки врачей. Однако наряду с достижениями естественных наук уже во II в. н.э. стали заметны признаки регресса. В астрономии происходит отказ от предложенной Аристархом Самосским ещё в III в. до н.э. гелиоцентрической системы, принимается предложенная Птолемеем геоцентрическая теория, согласно которой центром солнечной системы является Земля. Кроме того, особой популярностью в эпоху принципата пользуется астрология.

Во II - III вв. н.э. высшего расцвета достигает римская юриспруденция. Создаются многочисленные теоретические сочинения, юристы активно участвуют в управлении государством, занимают высокие государственные должности, являются экспертами и советниками императоров. Наиболее известными юристами того времени были Гай (2-я пол. II в.), Юлиан (II в.), Папиниан (ок. 146 - 212), Ульпиан (? - 228) и др.

Одно из величайших достижений римской культуры - литература эпохи ранней империи. Особого расцвета она достигает в правление первого римского императора Августа (63 до н.э. - 14 н.э.). Стремясь укрепить свой авторитет, он активно привлекал ко двору писателей, поэтов, художников. Многим из них покровительствовал и оказывал материальную помощь приближённый Августа - Гай Цильний Меценат (? - 8 до н.э.), чьё имя стало нарицательным. Среди пользовавшихся поддержкой Мецената - замечательные поэты Вергилий (70 - 19 до н.э.), перу которого принадлежит знаменитая поэма «Энеида», и Гораций (65 - 8 до н.э.), поэзия которого стала образцом для европейской лирики.

Немного позже творил ещё один знаменитый римский поэт - Овидий (43 до н.э. - 18 н.э.). Особой известностью среди его произведений пользуются «Метаморфозы» - поэма, в которой излагаются греческие мифы о превращениях богов и героев. Умная, ироничная, полная горьких упрёков судьбе поэзия Овидия оказала большое влияние на литературу Средневековья и Возрождения:

Нужда часто порождает изобретательность.

Римская литература I - II вв. н.э. представлена целым созвездием имён: писателями Апулей (II в.), автор авантюрно-аллегорического романа «Метаморфозы, или Золотой осёл»; Плутарх (ок. 46 - ок. 119), знаменитый «Сравнительными жизнеописаниями» выдающихся греков и римлян; сатирики Ювенал (ок. 60 - ок.127), Петроний (? - 66), Лукиан (ок. 120 - ок. 190).

В эпоху ранней империи расцвета достигает римская историография. Титу Ливию (59 до н.э. - 17 н.э.) принадлежит труд «История Рима» от основания города до 9г. н.э. Крупный римский историк Тацит (ок. 55 - ок. 120) - автор работ «Анналы», «История», «Германия». В этот период были созданы фундаментальные труды по римской и всемирной истории, однако крупный недостаток историографии этого времени - её явная ориентация на прославление империи.

В период принципата во многих городах империи развивается крупное строительство - создаются новые храмы, дворцы, театры, цирки, термы и т.д. В I - II вв. н.э. появляются два самых известных римских архитектурных памятника: Колизей - самый большой амфитеатр Античного мира, вмещавший около 50 тысяч зрителей, наблюдавших за травлей зверей и гладиаторскими боями, и Пантеон (храм во имя всех богов) - самое знаменитое античное купольное сооружение высотой 43 м. Стены, потолки и полы общественных зданий, а также дворцов императоров и богатых домов частных лиц украшались росписью и мозаикой. Прекрасные образцы римской живописи сохранились в Помпеях, Геркулануме и Стабиях, засыпанных пеплом во время извержения Везувия в 79 г. н.э.

В конце II в. н.э. в Римской империи начинается кризис, который в III в. охватывает всё государство и носит всеобъемлющий характер. Его наиболее ярким проявлением были частая смена императоров, отпадение провинций, появление в различных частях империи самостоятельных правителей. Характерными признаками кризиса античной культуры являются низкий уровень грамотности, огрубление нравов, пессимизм, широкое распространение христианства.

С III в. античное направление в архитектуре не создаёт уже ничего нового, совершенная портретная скульптура сменяется более грубой, снижается техническое мастерство.

Поздняя империя.

В период поздней империи (конец III - конец V вв.) изменяется форма римского государства: принципат уступает место доминату - неограниченной монархии восточного типа, лишённой всяких республиканских признаков. С установлением домината ситуация в империи несколько нормализуется, однако центробежные силы продолжают действовать, и в 395 г. империя окончательно распадается на Западную с центром в Риме и Восточную с центром в Константинополе (греческий Византий).

История культуры позднего античного периода проходит в борьбе разлагающейся античной традиции с новыми, христианскими, принципами.

Христианство возникает на основе распространённой в восточных провинциях римской империи идеи ожидания мессии - спасителя. В своём дальнейшем развитии оно воспринимает элементы восточных религий и культов, эллинистической философии и социальных утопий. В центре христианской системы находилось убеждение, что в лице Иисуса Христа сын божий воплотился в человеке. Образ мессии - Христа первоначально упоминался в самой общей форме и лишь несколько позже, в конце I в. и в первой половине II в. н.э., появились жизнеописания основоположника новой религии - Евангелия. В этот, первый, период своего существования христианство вызывало лишь подозрение и неприязненное отношение со стороны имперских властей, в середине III в. оно было запрещено, начались преследования христиан по всей Римской империи. Однако уже в 313 г. император Константин (272 - 337) издал в Медиолане (современный Милан) эдикт, который разрешил христианам свободно исповедовать свою религию, строить храмы, занимать общественные должности. Таким образом, христианство было признано равноправной религией и постепенно превратилось в государственную. В 325 г. Константин созвал в Нике первый Вселенский собор, принявший христианский символ веры. Во второй половине IV в. был окончательно сформирован Новый завет, в состав которого вошли четыре Евангелия (от Матфея, Марка, Луки и Иоанна), деяния апостолов, Послания, а также Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис). Тогда же начинается разгром языческих храмов, запрещаются Олимпийские игры. Особо следует отметить, что торжество христианской религии сопровождалось гибелью многих памятников античной культуры.

В эпоху поздней античности христианская литература, расширяя и усложняя христианское вероучение, закладывала основы средневековой схоластики и богословия. И хотя в это время ещё творили такие поэты, как Авзоний (ок. 310 - ок. 395) и Клавдиан (ок. 375 - после 404), и такой выдающийся историк, как Аммиан Марцеллин (ок. 330 - ок. 400), но они всё же подражали старым образцам и чрезмерно увлекались внешней формой.

В IV в. начинают строить христианские храмы - базилики. Форма и название их были заимствованы от более ранних античных базилик, являвшихся административными и судебными здания. Наряду с базиликами в раннехристианское время сооружались культовые здания центрического типа, в которых нашли своё дальнейшее развитие античные традиции круглого храма.

Новые художественные черты яснее всего выступают в христианской живописи. В росписях катакомб наглядность изображения, стремление донести до зрителя содержания становится важнее, чем пропорциональная разработка фигур, соблюдение масштабности.

Восточная Римская империя продолжала существовать до 1453 г. как Византийская империя, культура которой стала продолжением греческой, но в христианском варианте. Западная Римская империя прекратила своё существование в 476 г., когда был низложен последний император. Этот год традиционно считается концом Древнего мира, Античности, началом Средневековья.

Недостаток письменных и материальных исторических свидетельств, значительный временной период, отделяющий современность от эпохи этрусков не позволяют пока досконально изучить жизнь представителей этой цивилизации, но известно, что и на античные народы, да и на современный мир, этруски оказали весьма заметное влияние.

Возникновение и исчезновение цивилизации этрусков

Этруски появились на Апеннинском полуострове в IX веке до н.э. и уже через три столетия представляли собой развитую цивилизацию, которая могла гордиться высоким уровнем мастерства ремесленников, успешным земледелием, а также наличием металлургического производства.

Фрагмент фронтальной стенки этрусской погребальной урны

Цивилизация Вилланова, первая из культур железного века на территории Италии, рядом ученых считается ранним этапом существования этрусков, другие же отрицают преемственность между двумя культурами, признавая версию об изгнании представителей Вилланова этрусками.

Происхождение этрусков – один из вопросов, вызывавших споры среди историков еще с античных времен. Так, Геродот утверждал, что этот народ пришел на Апеннины из Малой Азии – эта версия и сейчас имеет наибольшую популярность.


Геродот

Тит Ливий предполагал, что родина этрусков – Альпы, и народ появился благодаря миграции племен с севера. Согласно же третьей версии, этруски ниоткуда не приходили, а жили на этой территории всегда. Четвертая версия – о связи этрусков со славянскими племенами – считается в настоящее время псевдонаучной, несмотря на свою популярность.

Интересно, что сами этруски предвидели закат и гибель своей цивилизации, о чем писали в своих книгах, позднее утерянных.


Этрусский саркофаг

Причинами исчезновения народа называют как ассимиляцию с римлянами, так и воздействие внешних факторов – в частности, малярию, которая могла быть завезена в Этрурию путешественниками с Востока и распространялась благодаря комарам, во множестве населявших болотистые земли Италии.

Сами этруски молчат о своей истории – их язык несмотря на довольно успешную дешифровку надписей на надгробиях тем не менее продолжает оставаться неразгаданным.

Взаимодействие этрусков с другими народами

Как бы то ни было, около тысячи лет существования цивилизации этрусков оставили любопытные следы. Этрурия находилась в исключительно благоприятном с точки зрения природных ресурсов регионе. Здесь в изобилии встречались строительный камень, глина, олово, железо, росли леса, были разведаны залежи угля. Этруски, помимо высокого уровня развития земледелия и ремесел, преуспели и в пиратском деле – они слыли отличными кораблестроителями и держали в страхе суда других племен. Этому народу приписывают, помимо прочего, изобретение якоря со свинцовой перекладиной-штоком, а также медного морского тарана.


Фрагмент фрески с изображением корабля этрусков

Однако взаимодействие этрусков с древними народами Средиземноморья не носило характер противостояний – напротив, жители Этрурии охотно перенимали ценности Древней Греции и особенности ведения быта. Известно, что древнегреческий алфавит был заимствован сначала этрусками, а от них – римлянами. Несмотря на то, что этрусский язык ученые пока не могут перевести, записан он тем не менее греческими буквами – как на табличках из города Кортоны, обнаруженных в 1992 году.


Таблички из Кортоны с надписью на языке этрусков

Считается, что ряд слов, употребляемых и современным человеком, имеют этрусское происхождение. Это, в частности, «персона», «арена», «антенна» (в значении «мачта»), «литера» и даже «сервис» (означало «раб, слуга»).

Этруски были большими любителями музыки – под звуки флейты, чаще всего двойной, они и готовили, и воевали, и отправлялись на охоту, и даже наказывали рабов, о чем пишет с некоторым возмущением греческий ученый и философ Аристотель.


Фреска некрополя города Тарквинии с изображением двойной флейты

Тоги, украшения, строительство городов и цирков

Вероятно, под музыку они и одевались – интересно, что знаменитая римская тога с пурпурной каймой ведет свою историю именно от этрусков. Этот большой кусок ткани, как правило, из шерсти, появился благодаря эволюции от украшенных орнаментом плащей этрусских вождей.


Этруски считаются создателями римской тоги

Женщины носили пышные юбки и лифы на шнуровке, а кроме того, очень любили украшения – впрочем, как и мужчины. Сохранились браслеты, кольца, ожерелья этрусков, сделанные из золота. Особого мастерства этрусские мастера добились в создании фибул – застежек из золота чрезвычайно тонкой работы, которыми скрепляли накидки.


Этрусская фибула из золота

Отдельного упоминания заслуживает этрусское искусства строительства городов, оказавшее большое влияние на архитектуру Рима и античности в целом. В VII веке до н.э. возникло явление Двенадцатиградия – союза крупнейших этрусских городов, среди них Вейи, Клузий, Перузия, Ватлуна и другие. Остальные города Этрурии подчинялись ближайшему из входивших в Двенадцатиградие.


Город этрусков Вольтерра

Начало строительства города этруски начинали с символического обозначения границы – ее должны были очертить запряженные в плуг бык и телка. В городе обязательно размещались три улицы, трое врат, три храма – посвященные Юпитеру, Юноне, Минерве. Ритуалы строительства этрусских городов – Etrusco ritu – переняли римляне.


Древнеримская Аппиева дорога - Виа Аппиа

Есть также предположение, что знаменитые древнеримские дороги, существующие и поныне, например, Виа Аппиа, были построены не без участия этрусков.

Этрусками был возведен самый большой ипподром Древнего Рима – Циркус Максимус, или Большой Цирк. По легенде, первые состязания в гонках на колесницах были проведены царем Тарквинием Приском, который был родом из этрусского города Тарквинии в VI веке до н.э.


Большой Цирк - Циркус Максимус

Что же касается боев гладиаторов – это древняя традиция берет начало из этрусской культуры жертвоприношений, когда пленным воинам стали давать шанс выжить вместо того, чтобы принести их в жертву богам.


Бой гладиаторов. Римская мозаика

Смешение разных культур, взаимное влияние миров Древней Греции, Древнего Рима и Этрурии друг на друга приводили к обогащению опыта разных народов и одновременно к потере самобытности каждого из них. Этруски в античном мире – одна из важнейших составляющих, без них история человечества была бы иной.

С самого начала своего существования этрусский народ предстает в глазах Древнего мира богатой и могущественной нацией . Самоназвание этрусков – «расена» , их имя внушало великий страх, постоянно появлялось в «Анналах» который отмечает: «Даже альпийские племена, особенно ретийцы, имеют то же происхождение, что и этруски»; а Вергилий в своём эпосе о возникновении Рима подробно рассказывает древней Этрурии.

Этрусская цивилизация была, преимущественно, городской цивилизацией, в древности сыгравшей важную роль в судьбе Рима и всей западной цивилизации. Этрурия пала под натиском римских легионов к середине III века до н. э., но она не утратила своей культурной роли. Этрусские жрецы говорили на этрусском языке и в Тоскане, и в Риме вплоть до падения Римской империи, то есть до конца V века н. э. Начиная греческие мореплаватели начали селиться на южных побережьях Италии и Сицилии и торговали с жителями этрусских городов.

Жители Этрурии были известны грекам как «тирренцы» или «тирсенцы» , а римляне называли их тусками, отсюда и нынешнее название Тосканы. Согласно Тациту («Анналы», IV, 55), во времена Римской империи сохранил память о своем далеком этрусском происхождении; лидийцы и тогда считали себя братьями этрусков.

«Тирренцы» — это прилагательное, скорее всего, образованное от слова «тиррха» или «тирра» в Лидии есть место с называнием Тирра — turris – «башня», то есть «тирренцы» — это «люди цитадели». Корень очень часто встречается в этрусском языке. Царь Тархона, брата или сына Тиррена, основал Тарквинию и додекаполис – . Имена с корнем tarch давали богам или , Причерноморья и Малой Азии.

Этруски представляют собой один из народов древней цивилизации, переживший индоевропейское вторжение с севера в период с 2000-го по 1000 г. до н. э., и катастрофу уничтожения почти всех племён. Обнаружено родство этрусского языка с некоторыми до-эллинскими идиомами Малой Азии и островов Эгейского моря — доказывает связь этрусков с и ближневосточным миром . Вся история этрусков разворачивалась в бассейне Эгейского моря, именно, отсюда происходят этрусские религиозные представления и обряды, их уникальное искусство и ремесла, которые ранее не были известны на тосканской земле.

На острове Лемнос в VII веке до н. э. говорили на языке, похожем на этрусский. Этруски, видимо, произошли от смешения этнических элементов различного происхождения. Не подлежит сомнению многообразие корней этрусского народа, появившегося на свет благодаря слиянию различных этнических элементов.

Этруски имеют индоевропейские корни и появились на земле Апеннинского полуострова в первые годы VII века до н. э. Гаплогруппа этрусков G2a3a и G2a3b обнаружена в Европе; гаплогруппа G2a3b шла в Европу через Старчево и далее через археологическую культуру Линейно-Ленточной керамики, была обнаружена археологами в центре Германии.

Культура этрусков оказала значительное влияние на культуру римлян : жители Рима восприняли от этрусков их письменность и так называемые римские цифры, которые первоначально были этрусскими . Римляне восприняли навыки этрусского градостроительства, древние этрусские обычаи и религиозные верования и весь пантеон этрусских богов был принят римлянами.

При этрусском царе Тарквинии Древнем (VI веке до н. э.) в Риме началось осушение болотистых районов города посредством ирригационных каналов, в Риме была устроена сточная система канализации и сооружена Cloaca maxima, клоака в Риме действует и поныне.

стоял на высоком фундаменте – подиуме и имел лишь один вход, ориентированный на юг. Подиум и фундаменты храмов этруски строили из камня, а сами здания, арки, своды потолков, сложную систему стропил они строили из дерева. Это говорит о древней традиции этрусских мастеров деревянного зодчеств а. Римляне до сих пор удивляются тому, что этруски строили свои дома из дерева (срубы), и не строили домов из мрамора.

Рим позаимствовал у этрусков основы их , монументальный характер римской архитектуры унаследован от этрусков и воплощён в мраморе и камне. Архитектурная планировка внутренних помещений , атриумы – центральные помещения в домах этрусков, позаимствованы римлянами у этрусков. «Синьор Пиранези утверждает, что, когда римляне впервые захотели возводить массивные здания, основательность которых приводит нас в изумление, они были вынуждены обратиться за помощью к своим соседям – этрусским архитекторам.» Римляне на всех захваченных землях строили Капитолийский храм с южным входом – копию легендарного здания этрусских зодчих Тарквиниев и соблюдали ритуалы всех этрусских религиозных праздников.

Этруски разбирались в геодезии и измерительной технике, и римские землемеры учились у них . Деление итальянских земель и территории всех провинций на квадраты со стороной 710 метров — это заслуга этрусков.


В сущности, на семи холмах в Риме обосновалась этрусская цивилизация. К концу IV века до н. э. этрусским буквам. Первоначально в этрусских городах существовала монархия.

Этрусские цари Тарквинии в Риме носили золотую корону, золотой перстень и скипетр. Их церемониальной одеждой служила красная тога-пальмата, а царскую процессию возглавляли ликторы , несущие на плечах фасции – знак неограниченной власти повелителя. Фасции состояли из розог и топорика – церемониального оружия и символа политической и религиозной власти Тарквиниев.

В VI веке до н. э. монархия в Риме сменилась республикой; царя сменили, регулярно переизбиравшиеся, должностные лица. Новое государство по сути было олигархическим, с постоянным и сильным сенатом и ежегодно сменявшимися магистратами . Вся власть оказалась в руках олигархии, состоявшей из principes – ведущих граждан. Аристократический класс – ordo principum – контролировал интересы общины.

Семьи этрусков отличались именами – nomen gentilicum, этрусский «генс» - «gens» — семейная группа и cognomen — родовые ветви, и каждый этруск имел личное имя. Ономастическую систему этрусков в точности приняли у себя римляне. Ономастика (от др.-греч. ὀνομαστική) - искусство давать имена, была воспринята римлянами от этрусков.

Этруски повлияли на историю Рима и судьбу всего Запада. Латинские народы входили в конфедерацию этрусков , созданную по религиозному признаку .

В VI веке до н. э. возникла Этрусская лига, которая была религиозным объединением этрусских земель. Политическое собрание Этрусская лига проводилось во время всеобщих этрусских ежегодных религиозных праздников, устраивалась большая ярмарка, избирался верховный вождь Этрусской лиги, носивший титул rex (царь ), позднее — sacerdos (верховный жрец), а в Риме — избирался претор или эдил пятнадцати народов Этрурии.

Символ верховной власти сохранился в Риме после изгнания этрусской династии Тарквиниев из Рима в 510 году до н. э., когда возникла Римская республика, существовавшая 500 лет.

Потеря Рима была серьезным ударом для Этрурии, предстояли тяжелые битвы на суше и на море с Римской республикой и с в период 450-350 гг. до н. э.

На протяжении всей римской истории римляне повторяли все религиозные ритуалы , исполнявшиеся этрусскими царями. Во время празднования триумфа, победы над врагом, торжественная процессия шла на Капитолий, для жертвоприношения Юпитеру, а полководец стоял в своей боевой колеснице, во главе кортежа пленников и солдат, и временно уподоблялся верховному божеству.

Город Рим был заложен по плану и обряду этрусков. Закладку города сопровождали этрусские сакральные ритуалы . Место будущего города очерчивали по кругу городской чертой, и по ней пахали плугом ритуальную борозду, ограждающую будущий город от внешнего враждебного мира. Пропаханная окружность вокруг территории города соответствовала представлениям этрусков о Небесном мире – Темплум (лат. templum) — «Храме». Священные стены города на этрусском назывались ТУЛАр Спулар (лат. tular spular) у римлян стал называться – померий.

В этрусском городе обязательно строили три главные улицы, трое врат, три храма – посвященные Юпитеру, Юноне, Минерве. Ритуалы строительства этрусских городов – Etrusco ritu – переняли римляне.

Мундус — яма в земле, где обитали души предков, в Риме находился на Палатинском холме. Бросание в общую яму (Мундус) горсти земли, принесенной с родины – важнейший обряд при закладки города, так как этруски и италики верили, что в родной земле заключены души предков. Поэтому, заложенный по такому обряду город становился их истинной родиной, куда переселялись души предков.

Другие этрусские города были основаны и построены в Этрурии (на Апеннинском полуострове) с соблюдение всех этрусских градостроительных правил и согласно религиозным канонам. Так был построен этрусский город Вольтерра, по-этрусски – Велатри, Лукумоний и другие были окружены высокими городскими стенами, а городские ворота Велатри Порта-дель-Арко, украшенные скульптурами – головами божеств сохранились до сих пор. В Южной Италии этруски основали города Нола, Ацерра, Ноцерра и город — крепость Капуя (итал. Capua), этрусский город Manthua, позже Мантуе.

Знаменитые древнеримские дороги, существующие и поныне, например, Виа Аппиа, были построены не без участия этрусков.

Этрусками был возведён самый большой ипподром Древнего Рима – Циркус Максимус, или Большой Цирк. По легенде, первые состязания в гонках на колесницах были устроены на ипподроме в VI веке до н.э. этрусским царём Рима Тарквинием Приском , который был родом из этрусского города Тарквинии.

Древняя традиция боёв гладиаторов берет начало из этрусской культуры жертвоприношений, когда пленным воинам стали давать шанс выжить, и если пленнику случалось выжить то, они считали, что так угодно богам.

В Этрурии, гробницы располагались за пределами городских стен — это этрусское правило неизменно соблюдалось во всём античном Средиземноморье: поселения мертвых должны быть отделены от поселений живых.

Римляне взяли за образец устройство этрусских усыпальниц, внутренней отделки гробниц, саркофагов, урн с прахом, а также погребальных ритуалов этрусков, веривших в загробную жизнь, аналогичную земной жизни.

Римляне верили во власть древних этрусских клятв, имевших магическую силу, если они обращены к этрусским божествам Земли. Этруски строили свои дома из дерева, недолговечного материала, но свои усыпальницы этруски строили на века для вечной жизни, каменные гробницы выбивали в скалах, скрывали их в курганах, украшая настенными с изображениями пиров, танцев и игр, и наполняя усыпальницы драгоценностями, оружием, вазами и другими ценными предметами. «Жизнь — мгновенье, смерть — на века»

Римские храмы строили из камня и мрамора, но украшали по типу этрусских деревянных храмов, существовавших в древней Козе, Вейи, Тарквинии, Вольсинии, столице Этрусской конфедерации.

Найденный в этрусском городе Вейи храм (Аполлона), с множеством терракотовых статуй богов в натуральную величину, исполненных с поразительным мастерством, работы этрусского скульптора Вулка.

Римляне ввели в свой пантеон почти всех этрусских богов. Этрусские боги стал Аидом, (Aritimi) — Артемида, — Земля, (этрус. Cel) — Гео (земля). На этрусском языке «Селс клан» - Celsclan - «сын Земли», «колено Земли». (Satre) — Сатурн; (Turnu), Туран, Тураншна (этрус.Turansna) - эпитет богини Туран - Лебедь, Лебёдушка; — Менерва. Этрусского бога растительности и плодородия, смерти и возрождения (этрусск. Pupluna или Fufluna) возник в городе Популония. Этрусский Фуфлунс царствует на симпозиумах и поминальных трапезах — соответствует римскому Бахусу, или Вакху, греческому Дионису.


Верховные боги этрусков составляли троицу , которой поклонялись в тройных храмах — это . Греческая богиня Геката стала зримым воплощением триединого этрусского божества. Культ троицы, которой поклонялись в этрусских святилищах с тремя стенами, – каждая была посвящена одному из трёх богов – также присутствует в крито-микенской цивилизации.

Так же, как этруски, римляне проявляли большой интерес к прорицаниям, гадателям, гаруспикам. Этрусские гробницы нередко окружают яйцеобразные этрусские колонны cippi – низкие каменные столбы (как у скифов каменные бабы) с украшениями, являющимися символом божественного присутствия.

В Этрурии игры и танцы имели ритуальное происхождение и характер. Этрусские воины с древнейших времен учились военным танцам в гимнасиях, танцы были не просто разновидностью воинской тренировки, но и для завоевывания расположения богов войны.

На фресках Этрурии мы видим вооруженных людей в шлемах, танцующих и стучащих копьями по щитам в такт ритму — , посвящённый богу Пирру

Римские салии – жрецы-воины – исполняли пиррический танец в честь Марса, жестокие гладиаторские бои (лат. Munera gladiatoria) римляне тоже позаимствовать из этрусской Тосканы в 264 г. до н. э.

Этруски были большими любителями музыки – под звуки двойной флейты, они и воевали, и отправлялись на охоту, и готовили, и даже наказывали рабов, о чем пишет с некоторым возмущением греческий учёный и философ Аристотель.

Рим призывал на свои торжества этрусских танцовщиков и мимов, которых римляне называли «хистрионес» - «histriones» – этот термин римляне тоже взяли у этрусков. Согласно Титу Ливию, этрусские танцоры и мимы ритмом своих движений умиротворили злых богов, наславших на город Рим ужасный бич – чуму в 364 году до н. э.

Этруски владели специфическими способами обработки золота и серебра. Найденные в 1836 году в кургане Черветери золотые украшения и тончайшая гравировка серебряных и бронзовых зеркал представляют собой вершину мастерства VII века до н.э. — в это время римского ювелирного искусства не существовало!

Сокровища из гробницы Реголини-Галасси поражают совершенством и технической изобретательностью украшения из янтаря и бронзы, изделий из золота и слоновой кости , коробочки для косметики, фибулы, гребни, ожерелья, диадемы, перстни, браслеты и архаические серьги свидетельствуют о высоком мастерстве этрусских ювелиров.


Д остижения выводят этрусков в VII веке до н.э. на лидирующие позиции среди художников Западного Средиземноморья.В изобразительном искусстве чувствуется связь с финикийским, крито-микенским и , изображены те же фантастические звери – химеры, сфинксы и крылатые кони. Фантастическая этрусская химера на самом деле представляет собой звериный образ триединого божества — , повелевающей Рождением — это образ Козы-кормилицы, повелевающей Жизнью — образ Льва, повелевающей Смертью — образ Змеи.

В середине III века до н. э. Рим подчинил себе Этрурию (Таскану), военная и политическая роль Этрурии была ликвидирована, но Этрурия не лишилась своей самобытности. Религиозные традиции и ремесла процветали в Этрурии до начала христианской эры, и романизация шла очень медленно. Римляне посылали делегатов на всеобщее ежегодное религиозное собрание двенадцати племён этрусков из 12 этрусских городов в главном святилище Вольтумны – Fanum Voltumnae ; оно называлось «concilium Etruriae».

Города южной Этрурии рядом с Римом, вскоре пришли в упадок, а северная Этрурия представляла собой горно-рудный район — Кьюзи, Перуджа, Кортона, сохранили знаменитые производственные мастерские, выпускавшие предметы из ковкой стали и бронзы , Вольтерра и Ареццо — крупный промышленный центр, Популония — металлургический центр добычи руды и выплавки металлов , даже под властью Рима сохраняла своё промышленное и торговое могущество.


Самое обсуждаемое
Как перевести ребенка в другую школу? Как перевести ребенка в другую школу?
Катя Огонёк биография, фото, личная жизнь Кати Огонек, дочка - Режиссеры Катя Огонёк биография, фото, личная жизнь Кати Огонек, дочка - Режиссеры
Сюзанна Вебер: Паша и папа Сюзанна Вебер: Паша и папа


top