ЕГЭ отменяют? Отмена ЕГЭ в России — есть ли перспективы? Что говорят в верхах

ЕГЭ отменяют? Отмена ЕГЭ в России — есть ли перспективы? Что говорят в верхах

Каждый год одиннадцатиклассники надеются, что власти отменят . Порой их чаяния поддерживают политики и педагоги. Но сегодня оснований для упразднения ЕГЭ нет. Министерство образования и науки будет совершенствовать всю систему – от экзаменов до подачи документов. Но, как говорится, нет дыма без огня. Слухи об упразднении ЕГЭ возникли не на пустом месте. В январе 2016 года депутат от ЛДПР Роман Худяков выступил за отмену этой формы контроля знаний.

Основной аргумент политика заключается в том, что система ЕГЭ разрабатывалась в течение года года (2002-2003), а этого недостаточно для проекта такого масштаба. Худяков уверен: экзамен «отупляет» выпускников, а порой доводит их до самоубийства. Увы, предложение депутата не встретило положительного отклика в Министерстве образования и науки, и дело замяли. Ведь за время своего существования ЕГЭ претерпел серьезные изменения.

Сдачу ЕГЭ не только не отменят, но и увеличат количество экзаменов!

Кто предложил отменить ЕГЭ?

Не так давно Заксобрание Карелии внесло на рассмотрение Госдумы законопроект с аналогичными предложениями. По мнению политиков, школы дают разный уровень знаний, поэтому нельзя оценивать всех выпускников по одной системе. Создатели ЕГЭ осознано занижают планку, чтобы большинство участников справилось с тестированием. Авторы проекта предлагают сделать участие в ЕГЭ добровольным, а выпускным экзаменом сделать .

Каждая школа сможет оценивать работы одиннадцатиклассников по собственным стандартам. При этом ЕГЭ по математике планируют заменить контрольной работой с разными уровнями сложности. Переход к новой системе должен занять два года. Конечно, столь радикальные планы вряд ли воплотятся в жизнь. Тем более, Министерство образования составило план по развитию ЕГЭ на ближайшие годы и твердо намерено его выполнить.

Уменьшится ли число экзаменов?

Ответ снова отрицательный. До 2016 года выпускники сдавали два обязательных ЕГЭ – русский язык и математику. Многие старшеклассники, родители и педагоги предлагают отказаться от второго предмета, весь интегралы и логарифмы под силу не всем. Эту тему нередко поднимают газеты и телеканалы.


В 2017-м обязательным может стать ЕГЭ по истории или иностранному языку

К несчастью для гуманитариев, Рособрнадзор настаивает на важности математики и отменять экзамен не собирается. Более того: в 2017 году обязательными для сдачи станут три дисциплины. Скорее всего, дополнительным предметом будет история или иностранный язык, но вопрос все еще открыт.

Особенности ЕГЭ в 2017 году

Итак, ЕГЭ не отменят, и одиннадцатиклассникам остается одно – готовиться к экзамену. В 2017 году выпускники и абитуриенты столкнутся с такими нововведениями:

  • В экзаменах по русскому, обществознанию, литературе и географии может появиться устный блок.
  • Рособрнадзор планирует создать новую методику расчёта пороговых баллов для поступления.
  • Из заданий по физике, биологии и химии уберут тестовую часть, которая позволят угадать правильный ответ. Может сократиться и число заданий.
  • Количество экзаменов будет постепенно увеличиваться. К 2020 году выпускники будут сдавать четыре обязательных предмета.

Как и раньше, ЕГЭ можно будет пересдать даже при удовлетворительной оценке.


Анна Малкова
Этот вопрос волнует родителей, чьим детям предстоит сдавать ЕГЭ через год, через пять или семь лет. А может быть, уже в этом году!

Что изменится? К чему готовиться? Правда ли, что ЕГЭ меняется каждый год?
Каждый год в интернете появляются слухи: «ЕГЭ отменят!» Но что же будет, если ЕГЭ вдруг отменят?

Можно сказать уверенно: поступления в вузы автоматически, бесплатно и без экзаменов точно не будет. Отмены баллов и оценок тоже не будет. Какой же это тогда вуз?

И значит, если (что маловероятно) ЕГЭ решат отменить, на его место придет другой экзамен, с другим названием. А что это значит, мы все очень хорошо знаем: много шума о новых программах и новых учебниках, а в результате - распил бюджета и ничего хорошего по существу.

У ЕГЭ есть свои плюсы. Этот экзамен существует более 10 лет. Варианты ЕГЭ постоянно улучшаются и сейчас охватывают все темы и школьной программы, и вступительных экзаменов в вузы. В целом ЕГЭ отвечает той цели, для которой был введен, - проверке знаний выпускников. ЕГЭ – это не «угадайка», не тест, где из нескольких ответов надо выбрать один. Подготовить к ЕГЭ путем «зазубривания» или «натаскивания» на правильные ответы невозможно. Задания каждый год разные. Для того чтобы их решить, нужно уметь думать. Нужно грамотно формулировать свои мысли.

И главное достоинство ЕГЭ – этот экзамен исключает возможность выставления «нужной оценки» по предварительной договоренности. Так надо ли его отменять?

Как сделать ЕГЭ лучше? Превратить его из пугала для родителей и старшеклассников – в «экзамен с человеческим лицом»? А вот здесь – при условии разумного подхода, конечно, - сделать можно очень много.

Сейчас основная волна школьников сдает ЕГЭ один раз в год. Если результат не устраивает – пересдать можно только через год. Получается, что есть такой решающий день в году, когда надо быть в идеальной форме, чтобы сдать экзамен, например, по математике. И это значит – серьезная психологическая нагрузка и ничем не обоснованный стресс. Если у школьника будет возможность сдавать ЕГЭ трижды в течение учебного года, причем ближе к его окончанию, а засчитываться будет лучший результат – сдавать ЕГЭ станет намного комфортнее.

Не будем забывать, что ЕГЭ по каждому предмету содержит огромное количество заданий. Можно сказать, что ЕГЭ – это «два в одном». И выпускной экзамен за курс общеобразовательной школы, и вступительный экзамен в вуз. И на выполнение всех заданий дается всего 3 часа 55 минут.

Например, ЕГЭ по математике содержит 19 заданий. Из них 12 – более простые, и засчитывается там только правильный ответ. Другие 7 задач – сложные, и предоставить надо не только ответ, но и отлично оформленное решение. Эти задачи по сложности можно сравнить с теми задачами вступительных экзаменов в вузы, которые когда-то решали абитуриенты.

Многим абитуриентам просто не хватает времени, чтобы сделать все меньше чем за 4 часа. Для чего такая гонка? Не лучше ли сократить количество заданий?

И самое главное. Сейчас для родителей, для учителей и абитуриентов ЕГЭ часто оказывается главной и единственной целью. «Вот сдашь ЕГЭ, тогда и подумаем о будущем». Иногда это звучит так: «Вот сдашь ЕГЭ – тогда и выберем, куда поступать». На курсы надо ходить, чтобы сдать ЕГЭ, с репетитором заниматься, чтобы сдать ЕГЭ… Но на самом деле ценны не столько баллы ЕГЭ, сколько реальные знания и обдуманное планирование будущего.

Анна Георгиевна Малкова

Получила высшее образование в одном из самых престижных вузов России - Московском Физико-Техническом институте (МФТИ). На Физтех трудно поступить, но еще труднее его успешно закончить!

В последнее время всё чаще можно наткнуться на слухи о том, что Единый государственный экзамен собираются отменить. Мы попытались разобраться, откуда берутся эти предположения, что из этого стоит считать правдой и к чему готовиться нынешним выпускникам.

Почему ходят слухи об отмене ЕГЭ

ЕГЭ подвергается критике по ряду причин. Все их можно свести к нескольким пунктам.

ЕГЭ - это обезличенный процесс

Бланки, электронная обработка и отсутствие преподавателя - главные постулаты ЕГЭ. Но это также и причины для сомнений: через такую систему сложно прорваться «нестандартным» абитуриентам. В качестве доводов противники ЕГЭ любят вспоминать известных исторических личностей: Пушкин был одним из самых слабых учеников в классе, Чехов два раза оставался на второй год в гимназии, Маяковский не смог дочитать до конца «Анну Каренину». Смогли бы эти гении прорваться сквозь формализованную систему ЕГЭ - большой вопрос.

С другой стороны, в последнее время эта претензия отходит на второй план, поскольку количество тестовых заданий уменьшается, а количество творческих и устных возрастает.

По мнению многих учащихся и их родителей, Единый государственный экзамен становится источником непрерывного стресса для экзаменуемого. Давление начинается за два года до выпуска, когда школьникам рассказывают о важности экзамена и о последствиях в случае неудачи. В выпускном классе начинается интенсивная подготовка - непрерывная череда из школьной учёбы, визита к репетиторам и самостоятельной работы дома. Стресс не отпускает и в день экзамена: система контроля за проведением подразумевает металлодетекторы, видеонаблюдение и постоянный надзор.


И даже после того, как экзамен уже сдан, легче не становится: на ожидание результатов ЕГЭ уходит от 6 до 12 дней. Сказать, что это период мучительного ожидания - ничего не сказать.

Нарушение правил

Несмотря на совершенствование контроля за проведением экзамена, время от времени всплывают новости о фальсификации результатов. Кроме того, иногда экзаменуемым всё же удаётся пронести шпаргалки в аудиторию, а порой они заранее покупают ответы или находят их в интернете. Экзамен, который призван уравнять всех школьников в возможностях поступить, работает чуть ли не наоборот: из-за лазеек, люди с меньшим количеством знаний могут занять место действительно талантливых учеников.

Типовые задания убивают мыслительный процесс

Краеугольный камень ЕГЭ - тестовые задания, которые можно заучить, запомнить, вызубрить. Получается, что экзамен выявляет не уровень знаний, а способность действовать по шаблону. Это негативно сказывается на учениках ещё в процессе подготовки: школьники стараются не углубить знания, а заработать максимальный балл.

Как ситуация обстоит на самом деле

Все перечисленные выше недостатки стали поводом для пламенных дискуссий в Минобрнауки и Госдуме. Больше пяти лет ЕГЭ проводился в качестве эксперимента и только потом стал обязательным повсеместно. Но даже тогда, как признают авторы экзамена, общественность оказалась к нему не готова.

С тех пор было предпринято много попыток отменить ЕГЭ. За один только предыдущий год было выдвинуто два законопроекта - от Заксобрания Корелии и депутатов ЛДПР .


Несмотря на то, что в правительстве признают недостатки ЕГЭ, на идею совсем отказаться от него смотрят со скепсисом.


В свою очередь, Министр образования и науки РФ Ольга Васильева высказалась о введении серьёзных изменений в структуру экзамена: как мы упоминали выше, количество тестовых заданий уменьшается в пользу устных и творческих. На вопрос о том, будут ли возвращены экзамены по билетам, как это было до ЕГЭ, Васильева ответила однозначно: «Не будет» .

Что будет, если ЕГЭ всё же отменят

Хотя такой сценарий и маловероятен, погадать на кофейной гуще не запрещает никто. Если предложение об отмене Единого государственного экзамене всё же найдёт отклик в Госдуме и Рособрнадзоре, придётся задуматься о возможных альтернативах. Таких по большому счёту две.

Первая - отменить государственные экзамены в любой форме. И это не несбыточная мечта халтурщика, а реально функционирующая система: большинство французских университетов принимают всех выпускников школ без предварительного отбора . Отсев, таким образом, происходит уже на стадии обучения в вузе, исходя из успеваемости студентов.

Сорбонна - один из известнейших мировых университетов, в который можно поступить без вступительных экзаменов


Правда, такая система далека от безупречной: встаёт насущный вопрос о проживании студентов. У общежитий ограниченное количество мест, а местные арендодатели недолюбливают учеников - из-за закона о холоде вас не имеют права выселить в холодное время года, даже если вы не заплатили за жильё. Где взять достаточное количество аудиторий и преподавателей, как распланировать пары, чтобы всем досталось равномерное количество учебных часов?

Это стало самым настоящим бичом французской системы образования, где уже неоднократно успели усомниться в подобном подходе. Кроме того, на самые престижные вузы правило «открытых дверей» не распространяется: они устанавливают свои правила отбора, где зачастую ключевым фактором становится именно сдача экзамена.

Таким образом, России вряд ли удастся перенять французский путь образования, но есть ещё один вариант - вернуться к той системе, которая успешно действовала до ЕГЭ. Тогда поступление в вуз проходило в два этапа: необходимо было сдать 5-8 экзаменов в школе, после чего ещё несколько экзаменов в самом университете. На первый взгляд, нагрузка от экзаменационного периода увеличивалась вдвое, однако были свои преимущества.

Во-первых, школы не заставляли готовиться к типовым тестам, чтобы ученики зазубривали одни и те же задания снова и снова. В билетах могло попасться всё, что угодно - поэтому школьная программа была гораздо насыщенней, и знаний, соответственно, тоже было больше.

Кроме того, система, при которой абитуриент сдавал экзамены «глаза в глаза» с преподавателем, давала возможность доказать свои знания, обосновать свою точку зрения, если у экзаменатора возникли сомнения. Современный ЕГЭ позволяет сделать это только в случае обжалования результатов - и это куда более сложный процесс, который, к тому же, может выйти школьнику боком, если при дополнительной проверке обнаружится больше ошибок.

Были и свои недостатки. Вы не могли просто отправить результаты школьных экзаменов в выбранные вузы - вам приходилось лично посетить каждый и сдать проходной тест. Это не только много изнурительной беготни, но и очевидная проблема проживания: если выпускник выбрал вуз в другом городе, ему пришлось бы потратить деньги на дорогу, найти временное место жительства - и надеяться, что он наберёт необходимый балл на экзамене.

Да и приём «глаза в глаза» тоже мог дать осечку. Если вы не понравились экзаменатору, вы рисковали получить заниженную оценку. Такое не встречалось повсеместно, но случаи бывали - человеческий фактор никто не отменял.

Что делать выпускникам

Самый очевидный ответ - готовиться к экзаменам, ведь избежать их не получится при любом раскладе. предлагает универсальное решение: мы не натаскиваем на высший балл по ЕГЭ, мы добиваемся полного понимания материала и работаем на результат. С багажом знаний, полученных на наших курсах, у вас не возникнет никаких проблем: в каком бы виде экзамены вас ни ждали, вы будете готовы ко всему.



Самое обсуждаемое
История генетики Возникновение генетики как науки История генетики Возникновение генетики как науки
Обломов характеристика образа штольца андрея ивановича Первое появление штольца в романе обломов Обломов характеристика образа штольца андрея ивановича Первое появление штольца в романе обломов
Арес в искусстве и культуре Арес в искусстве и культуре


top