Характеристика периодов истории древней греции. Периоды истории древней греции. Религия и мифология Древней Греции

Характеристика периодов истории древней греции. Периоды истории древней греции. Религия и мифология Древней Греции

Истории Древней Греции

Географическое положение, этнообразование и периодизация

Лекция 8. Зарождение античной цивилизации

Географические рамки Древней Греции не были постоянными. Начало развития – Эгейский регион (Балканское, Малазийское, Фракийское побережье, острова Эгейского моря) и территория Балкан. В VIII–VI вв. до н. э. освоена Сицилия, южная Италия и побережье Черного моря. К концу IV в. до н. э. в составе эллинистических государств оказались Ближний, Средний Восток до Индии и Египет до первых порогов Нила. В основном Греция – горная страна. Долины и равнины составляют 20 % территории. Благоприятные условия для быстрого развития племен. Близость народов Древнего Востока – это зона пересечения воздействия цивилизаций Месопотамии и Египта. Приморское положение и изрезанность береговой линии привели к развитию городов как центров торговли и ремесел. Климат субтропический. Большое количество полезных ископаемых: белый мрамор, серая и красная глина, золото и пр.

Этнообразование. В отличие от стран Древнего Востока в Эгейском бассейне – этническая однородность. Эти области были заселены греческой народностью, которая представлена четырьмя племенными группами: ахейцы, дорийцы, ионийцы, эолийцы. Каждая группа говорила на своем диалекте, имела особенности в обычаях и религии. Но отличия были незначительны. Наиболее древней племенной группой были ахейцы, которые пришли на юг Балкан в конце III тыс. до н. э. В конце II тыс. до н. э. под напором дорийцев, шедших из Македонии, ахейцы ассимилировались и были вытеснены в горы. Их потомки проживали в Аркадии и на Кипре. Дорийцы заселили основную часть Пелопоннеса: Лаконику, Мессению, Арголиду, Элиду, острова Крит и Родос. Близки дорийцам были жители Эпира и других областей Западной Греции. Ионийцы поселились в Аттике, центральной части Эгейского моря (Самос, Хиос, Лемнос, Эвбея, Иония) и области Малой Азии. Эолийцы проживали в Беотии, Фессалии и в области Эолида на побережье Малой Азии к северу от Ионии, в том числе на о. Лесбос. Кроме греков в Эгеиде проживали остатки догреческих племен: лелеги. пеласги, карийцы, которые в этногенезе заметной роли не сыграли. В Македонии проживали македонцы – отдельная ветвь греческой народности. Термины «греки» и «Греция» появляются позднее, в Риме.

1. III – II тыс. до н. э. – «Эгейский» (крито-микенский) период: зарождение первых обществ и первых государств на Крите и юге Балкан.

2. XI – IX вв. до н. э. – «предполисный» или гомеровский («темные века»): господство родоплеменных отношений.

3. VIII – VI в. до н. э. – «архаический» период: формирование полисной системы и государства; Великая греческая колонизация (Средиземное и Черное моря).



4. V–IV в. до н. э. – «классический» период: расцвет древнегреческой цивилизации, политического строя, культуры, экономики.

5. Вторая половина IV– середина I вв. до н. э. – «эллинистический» период:

а) восточные походы Александра Македонского, образование эллинистических государств (30-е гг. IV в. – 80-е г. III в. до н. э.);

б) функционирование эллинистических обществ и государств (40-е годы III – середина II в. до н. э.);

в) кризис системы и завоевание Римом на западе, Парфией на востоке (середина II – I вв. до н. э.).

8.2. Возникновение первой цивилизации в Европе

Началом европейской цивилизации считается крито-микенская культура. Ее исследование начинается с XIX в. (Генри Шлиман, Артур Эванс). Древнейшие неолитические поселения на Крите датируются 1600–1400 гг. до н. э. Первые жители Крита знали гончарное дело, строили дома из обожженного кирпича, занимались земледелием, изготавливали зеркала, антропоморфные фигурки из глины и камня. Эта цивилизация не была родственна материковой Греции. На втором этапе поселения преобразуются в город с регулярной планировкой и к концу периода появляются крупные здания с множеством комнат. В ранний бронзовый век (III–II тыс.) начинается волна миграции и смешение эмигрантов из Азии с критским населением. Расцвет Крита наступает в 1600–1400 гг. до н. э. По имени первого правителя – Миноса (приблизительно XV в. до н. э.) эту цивилизацию назвали минойской (согласно греческой мифологии он – сын Зевса и Европы, его супруга – дочь Солнца). Источник процветания Крита – заморская торговля. Крит контролировал морские пути из Эгейского моря на юг. Минойцы были очень религиозны: в раскопках много культовых вещей, и главная фигурка – женщина-богиня. Верующие на изображениях больше испытывают восторг, но не страх. Поклонение умершим скорее отсутствовало. Только зажиточных людей хоронили в высеченных в скале склепах или гробницах, что свидетельствовало о ранней социальной дифференциации.

Наглядное представление о минойской культуре дает Кносский дворец – комплекс построек хозяйственного, жилого и культового назначения. В нем нет оборонительных сооружений, следовательно, население не было воинственно. Это доказывает и отсутствие батальных сцен в сюжетах многочисленных фресок. На Крите существовала письменность (линейное письмо «А», которое до сих пор остается нерасшифрованным).

В середине XV в. произошло извержение вулкана и взрыв кальдеры на острове Санторин. Большая часть Крита оказалась засыпана пеплом. Довершает разрушения волна цунами, которая разрушила весь север острова. Критская цивилизации погибла, а остров вскоре был покорен обитателями материковой Греции – ахейцами.

У ахейцев прослеживается сильное влияние Крита. В XVII веке до н. э. возникают письменность (линейное письмо «Б», расшифрованное в XIX в.) и дворцы, похожие на Кносский. Облик культуры, несмотря на преемственность, отличается. Прежде всего, это выражено в военизированности общества. Ахейцы основали торговые поселения по всему Восточному Средиземноморью и в гаванях на Центральном и Западном побережьях Средиземноморья.

С конца VIII в. до н. э. начинается движение «народов моря» – агрессивных азиатских племен. Это явилось причиной гибели Микенской Греции в XII в. до н. э. Многое было разрушено и утрачено: на несколько веков было забыто искусство письма, в строительстве перестали использовать камень, Греция превратилась в «деревянную» страну. Вновь возрождаются родоплеменные отношения. Период влияния «народов моря» вошел в историю как «темные века». Одновременно с севера и северо-запада появляются племена дорийцев (родственны ахейцам). С их появлением изменилась экономика: резко сокращено количество металлических изделий, в сельском хозяйстве сокращаются запашки, следовательно, снижение урожайности. Секрет получения железа из руды позволил преодолеть кризис к X в. до н. э.: теперь каждая община самостоятельно могла обеспечить себя инвентарем и оружием. Из этого следует изменение социально-политической ситуации – изоляция общин друг от друга. Греческое общество становится конгломератом общин при господствующей роли аристократии. Большинство обществ имеет царей, власть которых ограничена народным собранием. Вновь начинается подъем культуры. Поселения приобретают вид городов. Во второй половине IX в. возникает полисное устройство. У греков было свое название этого процесса – синойкизм (сплочение под единой столицей). Пути формирования полиса:

1) группа деревень сливается в один город (Спарта, Коринф);

2) деревни существуют раздельно, но одну начинают признавать главной – метрополией (Афины);

3) отказ от дробления наделов и передача наследства только старшему сыну, что ставило проблему обеспечения граждан землей и вызвало Великую греческую колонизацию (все остальные полисы).

Ход колонизации:

– VIII век до н. э. – территории осваиваются на островах у западного побережья Греции, на о. Сицилия, на южном крае Италии;

– VII век до н. э. – колонизация идет на Север и Юг старого греческого мира. Греки занимают проливы, ведущие к Черному морю. Основные поселения на европейских и азиатских берегах. Только Милет имел 80 колоний. Начинается освоение Египта. Фокейцы из Малой Азии идут в Западное Причерноморье и основывают Массалию (Марсель) в устье Роны. Поздние поселенцы появляются в Южной Галлии.

Итог: берега Средиземного моря на 2/3 заняты греками. На Западе – до Пиренеев, на Востоке – устье Дона, Кавказ, Крым, кое-где Азовское побережье. Только юго-западный угол Средиземного моря (Испания, Африка) не были заняты греками. Там находились финикийские колонии. Греки нигде не захватывали больших внутренних областей. Они занимали побережье. Цицерон писал: «Греческий берег составляет точно кайму, пришитую к обширной ткани варварских полей».

В результате большая часть населения уходит в колонии, начинается вывоз продуктов из колонии в метрополии и развитие индустрии. По всему Средиземноморью развивается активный обмен, посредничество в торговле – источник дохода греческих общин. При этом каждый полис является самостоятельным государством, и разобщенность Греции становится главным фактором ее истории.

Контрольные вопросы

1. Каковы особенности географического фактора в истории Древней Греции?

2. Назовите племенные группы, на основании которых складывалась греческая народность.

3. Перечислите характерные черты крито-микенской цивилизации.

4. Что такое синойкизм?

5. Каковы основные направления и историческое значение Великой греческой колонизации.

Древняя Греция.

Древняя Греция – страна на юге Балканского полуострова и прилегающих к нему островах. Древняя Греция считается колыбелью современной цивилизации Европы. Природа бросала древним грекам свой вызов: рельеф страны очень неровный, в Греции много гор, а между ними находятся немногочисленные плодородные равнины; практически нет крупных рек, береговая линия очень изрезана, много мысов и заливов. Путешествовать в Греции можно в основном по морю, морской путь зачастую был более лёгким, чем сухопутный. Греция стала морской цивилизацией. В Греции всегда не хватало пахотной земли, главными сельскохозяйственными культурами были оливки и виноград; однако ощущалась нехватка хлеба. Из-за этой нехватки греки вынуждены были начать колонизацию. Колония – поселение людей за пределами их родины. Великая греческая колонизация началась в VI веке до н. э (некоторые колонии греков существовали намного раньше).

Основные направления колонизации.

1. Западный берег полуострова Малая Азия. Важнейшими греческими колониями здесь были Эфес, Милеет и Галикарнас. Отсюда в Грецию завозили хлеб и лошадей.

2. Остров Сицилия был важнейшей житницей Греции. Крупнейшей греческой колонией здесь были города Мессина и Сиракузы.

3. Северный берег Чёрного моря. Важнейшими колониями здесь были Херсонес (в Крыму) и Ольвия (у впадения в море Днепра). Причерноморье поставляло в Грецию хлеб и рабов.

Отдельные колонии греков проявлялись и на других берегах Средиземного моря (например, Мессалия – Марсель на юге современной Франции) до Геркулесовых столбов (так греки называли Гибралтарский пролив.

В обмен на товары из колоний греки поставляли туда вино, оливковое масло, а также многочисленные ремесленные изделия многие из которых были настоящими шедеврами в своей области. Таким образом, главными занятиями древних греков было ремесло и торговля, а не земледелие, как в большинстве цивилизаций Древнего Востока. Природа и занятия древних греков формировали своеобразный менталитет (совокупность духовных особенностей, характерных для людей разных национальностей, культур, образов жизни). Главными качествами, ценившимися среди сынов Эллады, были: индивидуализм (на Востоке – коллективизм), соревновательность и предприимчивость. Каждый человек был ценен сам по себе, а не как часть коллектива ему подобных. Воплощением соревновательного духа, присущего Древним рекам стали Олимпийские игры. Первые такие общегреческие соревнования прошли в 773 г. до н.э. и с тех пор повторялись каждые 4 года до конца II века нашей эры. По олимпиадам греки вели своё летоисчисление. Менталитет греков породил их своеобразное политическое устройство. Гражданскую общину – полис .

Периодизация истории Греции.

1. Крито-микенский период. XV-XIII в.в. до н.э. Высокоразвитая цивилизация существовала на юге материковой Греции и на о. Крит. Важнейшими памятниками этой эпохи являются: раскопки на месте Древних Микен, где найдены Львиные ворота и золотая маска Микенского царя (Агамемнона). Остатки дворца в критском городе Кносс. Этот дворец имеет очень сложную планировку. Учёные полагают, что он был прообразом мифического жилища Минотавра. Эта цивилизация погибла по неизвестным причинам, возможно от природного катаклизма. Подвиги героев этого периода описаны в поэмах Гомера.

2. Гомеровский период. XIII-IX в.в. до н.э. Цивилизация значительно уступала предшественнице. Орудия труда были более примитивные и грубые, Но жили эпические поэты сказители – аэды, одним из которых был слепей Гомер автор «Илиады», которая рассказывает о первых 9 годах осады Трои и «Одиссеи» повествующий о её взятии и о возвращении героев домой. Троя (Илин) многие столетия считалась легендарным городом – выдумкой Гомера, Но на рубеже XIX-XX веков археолог энтузиаст Шлимман следуя указаниям Гомера, содержащимся в поэмах отыскал на Эгейском побережье современной Турции остатки древнего города, погибшего в XIII в. до н.э. в результате пожара.

3. Архаический период. IX-VI в. до н.э. Гомеровская цивилизация погибла в результате вторжения в ахейскую Грецию племён дорийцев с севера. Упадок сменился подъёмом и к концу периода в Греции появилось большинство будущих полисов, возникли архитектурные ордеры, из празднеств посвященных богу Дионису возник театр.

4. Классический период VI – кон. IV в до н.э.. Был достигнут наивысший расцвет культуры античной Греции. Появились классические полисы. Строились прекраснейшие храмы, создавались статуи, ставшие образцом для подражания в бедующем. Наивысшего расцвета достигла греческая философия. Начали закладываться основы культурных ценностей современной цивилизации Европы.

5. Эллинистический период. Начало ему положили завоевательные походы Александра Македонского. Некоторые учёные считают началом этого периода битву при Херонее, когда объединенное войско полисов Греции было разбито армией македонского царя Филиппа II (337 год до н.э). В период эллинизма культура Греции распространилась далеко на восток, но в неё проникало всё больше элементов культуры востока. Учёные спорят и о времени окончания данного периода. Большинство из них считают, что период закончился в нач. II в до н.э., когда сама Греция попала в зависимость от Древнего Рима. Однако некоторые учёные считают окончанием периода сер. I в до н.э., когда римляне покорили последнее эллинистическое государство средиземноморья – Египет Птолемеев.

Полисы Греции.

Полисы – гражданские общины и города – государства Древней Греции. В период расцвета полисного строя в Греции их насчитывалось более 200. Самые большие полисы Греции (Лаконика, полис на о. Крит) составляли несколько сот квадратных километров. Самый маленький по площади полис – Коринф занимал лишь 2 квадратных километра, но располагался на перешейке, который отделял Среднюю Грецию от полуострова Пеллопонесс. Граждане плиса чаще всего составляли общину его равноправных членов. Гражданство влекло за собой как права:

1. участие в народном собрании и управлении полисом;

2. владение на территории полиса землёй и иной собственностью;

так и обязанности:

1. служба в армии;

2. материальное участие зажиточных граждан в финансировании мероприятий полиса.

Демократические Афины.

Одним из центров Древней Греции был Афинский полис. Он находился в области Аттика на скалистом мысе в средней Греции.

Начало процессу демократизации Афинского плиса положили в VI в до н.э. законы, изданные при архонте Драконте . Законы эти были очень жестокими (с точки зрения наказаний), но признавали главный тезис демократии – равенство граждан перед законом и судом. В начале V в до н.э. архонт Солон издал новый свод законов Афин. Законы Солона запрещали обращение в рабство граждан Афин за долги, и даже изъятие за долги у них земельных участков . Наконец своего расцвета Афинская демократия достигла при архонте Перикле (конец V в до н.э). Перикл ввёл в Афинах плату за исполнение административных должностей, тем самым он сделал их доступными не только для представителей знати, но и для всех простых граждан города.

Главным органом непосредственной демократии в Афинах было народное собрание. Оно собиралось на центральной площади Афинского акрополя и по названию этой площади именовалось агорой . Формально принимать участие в нём могло всё взрослое мужское несение Афинского полиса. Однако афинская демократия имела ряд заметных ограничений:

1. Правами гражданства не пользовались женщины. Они могли передавать право гражданства своим детям, но в управлении не участвовали. Это происходило потому, что женщины не носили оружия и не могли служить в армии, то есть выполнять важнейшую обязанность гражданина.

2. Правами гражданства не пользовались свободные не граждане – метеки. Они могли быть очень состоятельными людьми, но не могли владеть земельной собственностью на территории полиса и не участвовали в агоре.

3. Жители Афин имели преимущество по отношению к остальным жителям Аттики. Заседания агоры начинались рано утром (с первыми лучами солнца) и только Афиняне могли спокойно попасть к началу вовремя.

4. Естественно гражданами не являлись многочисленные афинские рабы, которые не считались даже людьми, а лишь говорящими орудиями.

На агоре принимались важнейшие решения политики Афин: объявлялась война, заключался мир, выбирались важнейшие должностные лица полиса:

Коллегия архонтов – главных должностных лиц полиса - ареопаг;

Коллегия стратегов – военачальников, они даже в период расцвета демократии избирались только из состоятельных граждан полиса. В случае поражения они отвечали перед полисом своим имуществом.

Заседатели суда присяжных - гэллеи .

Важнейшим механизмом поддержания демократии в Афинах был остракизм (от греч. «острокас» - черепок). Если кому-то из граждан казалось, что поведение другого гражданина направлено на получение чрезмерной личной власти (против демократии) начиналась процедура остракизма. Граждане голосовали про помощи разноцветных черепков. Если обвинение поддерживало большинство участников агоры, то обвиняемый изгонялся из города на 10 лет, однако собственность его сохранялась за своим прежним владельцем.

Главным достоинством гражданина было умение чётко и аргументировано отстаивать свою точку зрения, например, в народном собрании или перед судом присяжных. Постепенно среди афинян выделилась специальная прослойка красноречивых граждан – демагогов, которые за деньги защищали интересы своих сограждан во время различных заседаний.

Со времен Перикла исполнение выборных должностей и даже участие в народном собрании стало оплачиваться, со временем это вызвало застой в политической системе Афин, так как вело к росту иждивенческих отношений, исполнение гражданских обязанностей стало рассматриваться некоторыми гражданами как род профессиональной деятельности.

Олигархическая Спарта.

Спартанский полис (область Лаконика ) находился на юге полуострова Пеллопонесс в долине одной из самых больших рек Греции – Эврота. Ещё в глубокой древности воинственные спартанцы покорили соседнюю область Мессению и превратили её население в полурабов – илотов, которые принадлежали всему спартанскому полису, занимались земледелием и обеспечивали спартанцев материальными благами.

Законы Спартанского полиса были приняты ещё в глубокой древности, а их авторство приписывается легендарному законодателю – Ликургу.

Сами спартанцы единственным занятием достойным свободного человека считали войну. Вся их жизнь была подчинена подготовке к ней. Слабых младенцев не способных в будущем стать хорошими воинами умерщвляли, сбрасывая со скалы. Мальчиков в 5-6 лет забирали из семьи и воспитывали в специальных военных лагерях , где им прививали волю, выносливость, умение владеть любым оружием с 10 лет к физическим упражнениям присоединялись занятия философией, математикой, игра на музыкальных инструментах. Когда у мальчика начинала расти борода, он становился полноправным членом спартанской общины. Все спартанцы были отличными войнами, они хорошо сражались, как в одиночку, так и в строю тяжелых пехотинцев – гоплитов. Во время греко-персидских войн спартанский царь Леонид во главе с горсткой воинов (300 человек) долго сдерживал огромную армию персидского царя, которая в сотни раз превосходила спартанцев численно в Фермопильском ущелье. Девочек воспитывали, делая упор на занятия, позволявшие в перспективе стать хорошей женой и матерью. Всем имуществом спартанцы владели коллективно. Питались в общих столовых. Что бы избежать имущественного расслоения спартанцев, деньгами в полисе были большие железные слитки , пригодные для изготовления оружия. Если спартанец мужчина не погибал в многочисленных сражениях и доживал до старости, он становился членом герусии – совета старейшин, который принимал решения об управлении полисом. Рядовые спартанцы лишь одобряли решения герусии звоном оружия или отвергали их криками. Для командования войском в Спарте было2 наследственных царя , их быт ничем ни отличался от быта рядовых спартанцев. В случае войны один из царей (как правило, более талантливый) выступал во главе армии в поход, а другой, во главе с ветеранами организовывал оборону полиса. Спартанцы должны были беспрекословно повиноваться приказам царя. В случае ослушания провинившегося ждала немедленная смертная казнь. В мирное время цари никаких привилегий перед остальными гражданами полиса не имели. Кроме спартанцев и илотов в Спарте существовал ещё один тип не граждан – периэки , они занимались ремеслом и торговлей и были полностью лишены права влиять на политику полиса и владеть в нём землёй, которая являлась коллективной собственностью общины спартанцев.


Похожая информация.


Которая, в свою очередь, донесла свою культуру почти до каждого европейского народа. Сам термин «Древняя Греция» используется для обозначения грекоязычного населения в период древности и относится не только к территории, которую сегодня занимает современная Греция, но и к другим регионам, заселенным в прошлом греческим народом, как, например, Кипр, Кавказ, Крым, Иония (западное побережье Турции), Сицилия и юг Италии, известные как Великая Греция, а также разбросанные греческие поселения на берегах Средиземного,Чёрного и Азовского морей.

География

Территориальное ядро - южная часть Балканского полуострова (Балканская, или материковая, Греция), а также прилегающие к нему острова и западное побережье Малой Азии.

Карта, показывающая основные регионы материковой Древней Греции и прилегающие «варварские» земли.

На северо-западе граничила с Иллирией , на северо-востоке - с Македонией , на западе омывалась Ионическим (Сицилийским), а на востоке - Эгейским и Фракийским морями. Включала три региона - Северную Грецию, Среднюю Грецию и Пелопоннес . Северная Греция горным хребтом Пинд делилась на западную (Эпир) и восточную (Фессалия) части. Средняя Греция отграничивалась от Северной горами Тимфрест и Эта и состояла из десяти областей (с запада на восток): Акарнания , Этолия , Локрида Озольская, Дорида , Фокида , Локрида Эпикнемидская, Локрида Опунтская, Беотия , Мегарида и Аттика . Пелопоннес соединялся с остальной Грецией узким (до 6 км) Коринфским перешейком .

Центральной областью Пелопоннеса была Аркадия , которая граничила на западе с Элидой , на юге с Мессенией и Лаконией , на севере с Ахайей , на востоке с Арголидой , Флиунтией и Сикионией ; в крайнем северо-восточном углу полуострова располагалась Коринфия . Островная Греция насчитывала несколько сот островов (самые крупные - Крит и Эвбея), образовывавших три больших архипелага - Киклады на юго-западе Эгейского моря, Спорады в восточной и северной его части и Ионические острова в восточной части Ионического моря. Балканская Греция в основном - гористая страна (ее пронизывают с севера на юг два ответвления Динарских Альп) с чрезвычайно изрезанной береговой линией и многочисленными заливами (самые крупные - Амбракийский , Коринфский , Мессенский, Лаконский, Арголидский, Саронический , Малийский и Пагасейский).

Природные условия

Горные цепи делят Грецию на множество узких и изолированных долин с выходом к морю. Здесь мало обширных плодородных равнин, если не считать Лаконии, Беотии, Фессалии и на Эвбее. В древнегреческий период три четверти территории составляли пастбища и только одна восьмая была занята пашней. Богатством и разнообразием отличался как растительный (дуб, дикий орех, кипарис, каштан, пихта, ель, мирт, лавр, олеандр и пр.), так и животный мир (медведи, волки, лисы, кабаны, лани, олени, косули, зайцы; в древние времена львы), но особенно много давало море. Недра таили значительные залежи полезных ископаемых, прежде всего железа (Лакония, многие острова), а также серебра (Аттика, Фасос, Сифнос), меди (Эвбея), золота (Фессалия, Фасос, Сифнас), свинца (Кеос), белого мрамора (Аттика, Парос), темно-синей глины (Аттика)

Периодизация

В исторической науке принято выделять следующие этапы истории Древней Греции:

  1. Крито-микенский (конец III-II тыс. до н. э.). Минойская и Микенская цивилизации. Возникновение первых государственных образований. Развитие мореплавания. Установление торговых и дипломатических контактов с цивилизациями Древнего Востока. Возникновение оригинальной письменности. Для Крита и материковой Греции на этом этапе выделяются различные периоды развития, поскольку на острове Крит , где в то время проживало негреческое население, государственность сложилась раньше, чем в Балканской Греции, подвергшейся в конце III тысячелетия до н. э. завоеванию греков-ахейцев.
    1. Минойская цивилизация (Крит):
      1. Раннеминойский период (XXX-XXIII вв. до н. э.). Господство родовых отношений, начало освоения металлов, зачатки ремесла, развитие мореплавания, сравнительно высокий уровень аграрных отношений.
      2. Среднеминойский период (XXII-XVIII вв. до н. э.). Известен также как период «старых», или «ранних», дворцов. Появление раннегосударственных образований в разных уголках острова. Строительство монументальных дворцовых комплексов в ряде регионов Крита. Ранние формы письменности.
      3. Позднеминойский период (XVII-XII вв. до н. э.). Расцвет Минойской цивилизации, объединение Крита, создание морской державы царя Миноса , широкий размах торговой деятельности Крита в бассейне Эгейского моря, расцвет монументального строительства («новые» дворцы в Кноссе, Маллии, Фесте). Активные контакты с древневосточными государствами. Природная катастрофа середины XV в. до н. э. становится причиной упадка Минойской цивилизации, что создало предпосылки для завоевания Крита ахейцами.
    2. Элладская цивилизация (Балканская Греция):
      1. Раннеэлладский период (XXX-XXI вв до н. э.). Господство в Балканской Греции родоплеменных отношений в среде догреческого населения. Появление первых крупных поселений и протодворцовых комплексов.
      2. Среднеэлладский период (XX-XVII вв. до н. э.). Расселение на юге Балканского полуострова первых волн носителей греческого языка - ахейцев, сопровождавшееся некоторым снижением общего уровня социально-экономического развития Греции. Начало разложения родоплеменных отношений у ахейцев.
      3. Позднеэлладский период (XVI-XII вв. до н. э.) или Микенская цивилизация. Возникновение раннеклассового общества у ахейцев, формирование производящей экономики в сельском хозяйстве, появление ряда государственных образований с центрами в Микенах, Тиринфе, Пилосе, Фивах и др., формирование оригинальной письменности, расцвет микенской культуры. Ахейцы подчиняют Крит и уничтожают Минойскую цивилизацию. В XII в. до н. э. в Грецию вторгается новая племенная группа - дорийцы, гибель микенской государственности.
  2. Полисный (XI-IV вв. до н. э.). Этническая консолидация греческого мира. Становление, расцвет и кризис полисных структур с демократической и олигархической формами государственности. Высшие культурные и научные достижения древнегреческой цивилизации.
    1. Гомеровский (предполисный) период , «тёмные века» (XI-IX вв. до н. э.) . Окончательное разрушение остатков микенской (ахейской) цивилизации, возрождение и господство родоплеменных отношений, их трансформация в раннеклассовые, формирование уникальных предполисных общественных структур.
    2. Архаическая Греция (VIII-VI вв. до н. э.). Формирование полисных структур. Великая греческая колонизация. Раннегреческие тирании. Этническая консолидация эллинского общества. Внедрение железа во все сферы производства, экономический подъём. Создание основ товарного производства, распространение элементов частной собственности.
    3. Классическая Греция (V-IV вв. до н. э.). Расцвет экономики и культуры греческих полисов. Отражение агрессии персидской мировой державы, подъём национального самосознания. Нарастание конфликта между торгово-ремесленными типами полисов с демократическими формами государственного устройства и отсталыми аграрными полисами с аристократическим устройством, Пелопонесская война, подорвавшая экономический и политический потенциал Эллады. Начало кризиса полисной системы и потеря независимости в результате македонской агрессии.
  3. Эллинистический (IV-I вв. до н. э.). Кратковременное утверждение мировой державы Александра Македонского. Зарождение, расцвет и распад эллинистической греко-восточной государственности.
    1. Первый эллинистический период (334-281 до н. э.). Походы греко-македонского войска Александра Македонского, краткий период существования его мировой державы и её распад на ряд эллинистических государств.
    2. Второй эллинистический период (281-150 до н. э.). Расцвет греко-восточной государственности, экономики и культуры.
    3. Третий эллинистический период (150-30 до н. э.). Кризис и распад эллинистической государственности.

Крито-микенский период

Ранний этап истории Древней Греции носит название крито-микенский, или эгейский: цивилизации бронзового века (от 3.000 до 1.000 гг. до н.э.) на островах Эгейского моря, на Крите, а также на территории материковой Греции и Анатолии получили общее название Эгейской цивилизации, которая, в свою очередь, подразделяется на Крито-микенский период (конец III-II тыс. до н. э.), включающий в себя Минойскую и Микенскую цивилизации. В III-II тысячелетиях до н. э. возникают первые государства в бассейне Эгейского моря - на острове Крит и полуострове Пелопоннес (города Микены , Пилос , Тиринф). Это были государства монархического типа, подобные древневосточным деспотиям, с разветвленным бюрократическим аппаратом и сильными общинами.

Толчком к началу исследований английского археолога Артура Эванса на Крите послужили сюжеты древнегреческих мифов о мастере Дедале , что построил в Кноссе для царя Миноса дворец-лабиринт, и о герое Тесее , что победил жителя лабиринта Минотавра и нашел обратный путь с помощью «нити Ариадны ». Микены открыты Генрихом Шлиманом после раскопок в Малой Азии, где он отыскал легендарную Трою.

В конце III - начале II тысячелетия до н. э. самым могущественным было Критское царство - талассократия , которое занимало исключительно выгодное географическое положение и обладала сильным флотом. Критские мастера тонко обрабатывали бронзу, но не знали железа, изготавливали и расписывали керамическую посуду изображениями растений, животных, людей.

Красная колоннада Кносского дворца

По сей день поражают руины царского дворца в Кноссе. Он представлял собой многоэтажное сооружение, большинство помещений которого соединены сложной системой переходов, коридоров, которые никогда не имели внешних окон, а освещались через специальные световые шахты. Во дворце действовала система вентиляции и водоснабжения. Стены украшены фресками. Одна из самых знаменитых - «Парижанка » (в настоящее время в коллекции Археологического музея Ираклиона) - так Артур Эванс назвал изображение молодой женщины с темными вьющимися волосами.

Дворец был центром политической и религиозной жизни государства Миноса. Поклонялись критяне богине Деметра , ей служила верховная жрица - дочь Миноса, которую могут изображать большая и малая статуэтки Богиня со змеями . Другие артефакты указывают на то, что в религиозных представлениях центральным был культ быка как олицетворение Посейдона - бога-громовержца (Крит и прилегающие острова часто страдали от землетрясений): крышу дворца украшали монументальные изображения рогов, в виде головы быка изготовляли ритуальные сосуды, на одной из фресок изображена игра акробатов с быком - Таврокатапсия . Кносс был разрушен в результате извержения вулкана на острове Тира , и Крит потерял свое доминирующее положение.

Так с середины II тысячелетия до н. э. центром греческой цивилизации стали Микены , населенные греками-ахейцами . Его окружали мощные оборонительные стены, сложенные из огромных, грубо отесанных каменных блоков. Главные Львиные ворота украшала треугольная стела с рельефным изображением двух львиц. Генрих Шлиман нашел также золотую усыпальницу микенских царей - гробницу Атрея , которая представляет собой расположенные по кругу подземные сооружения с купольными сводами. Микены возглавили ахейцев в Троянской войне , воспетой в «Илиаде », которая приписывается авторству Гомера .

Исчезновение микенской культуры в XII веке до н. э. связывают с вторжением с севера Балканского полуострова дорийских племен , среди которых все еще господствовал родовой строй. Порабощение дорийцами коренных жителей привело к упадку греческих городов и их культуры, в частности к потере раннегреческой письменности (так называемое критское письмо).

Полисный период

Тёмные века

Уже в VI веке до н. э. разворачивается борьба демоса против аристократии, в руках которой была сосредоточена земля. В Афинах архонт Солон ввел ряд реформ, в том числе отменил долговое рабство, что заложило основы афинской демократии . Однако сопротивление аристократии был настолько упорным, что обуздать его могло только оружие. Так в греческих городах сформировалась особая форма тирании, которая имела целью защиту крестьян и ремесленников: в Коринфе - тирания Кипсела и Периандра ; в Афинах - тирания Писистрата и дальнейшие реформы Клисфена , на Самосе - тирания Поликрата , а также тирании городов Сикиона, Милета, Эфеса и т. д.

В конце архаического периода во многих полисах распространяется рабство , независимо от формы организации полиса, в том числе демократических Афинах . В то же время в олигархической Спарте , на Крите и в Аргосе сохранились определенные черты родового строя, а в общинах Этолии, Акарнании и Фокиде - натуральное хозяйство. На фоне такого многообразия и по политическим, и по экономическим показателям греческие города начинают соперничество, возникает Пелопоннесский союз , возглавляемый Спартой - военный союз городов Пелопоннеса для совместного ведения войн и подавления восстаний илотов.

Классический период

Классический период - время наивысшего расцвета древнегреческого общества и культуры, который пришелся на V-IV века до н. э. Самым влиятельным политическим и культурным центром после победы в греко-персидских войнах стали Древние Афины , которые стояли во главе Делосского союза среди полисов островов Эгейского моря, его западного, северного и восточного побережий. Своего максимального могущества и культурного расцвета Афины достигли, когда во главе государства стал выдающийся политический деятель, полководец, сторонник демократической партии Перикл , который 15 раз избирался стратегом . Этот период известен в историографии как «Золотой век Перикла », хотя он был относительно недолгим.

Перенос казны Делосского союза из Делоса в Афины, взимание платы - фороса - с союзников, ограничение свободной торговли на море, карательные экспедиции, клерухии - все это вызвало у союзников возмущение и желание освободиться от обязательств. Параллельно назревали и конфликты вне союза: экономическая борьба между Афинами и Коринфом в сфере торговли, со Спартой - за главенство в Греции. В 431 до н. э. началась самая масштабная война в истории Древней Греции - Пелопоннесская война , что закончилась сокрушительным поражением Афин, потерей владений и привилегий, а Спарта установила свою гегемонию.

Нарастал «кризис полиса»: рос внутриполисный антагонизм между бедными и богатыми; прославлялись метэки (чужеземцы в полисе), распространение рабства не давало возможности найти наемный труд, единственным средством существования оставалось ведение войны (поэтому нередко греческие наемники воевали и в армии персов). Частые междоусобные войны еще более ослабляли полисы, они уже не были способны защитить своих граждан. В конце концов 395 до н. э. вспыхнула Коринфская война , в результате которой Персия навязала грекам унизительный Анталкидов мир , за выполнением которого должна была следить Спарта. Таким образом, она становилась главным врагом, для борьбы со Спартой был создан Второй афинский морской союз . Хотя Фивы побеждают Спарту при Левктрах, попытка Афин навязать свою волю приводит к новой Союзнической войне, и союз распадается.

В период слабости греческих полисов начинает свое возвышение Македония . Царь Филипп II Македонский последовательно завоевывает Фессалию, Фокиду, Халкиду и Фракию. Антимакедонская коалиция, идеологом которой выступал Демосфен , потерпела сокрушительное поражение в битве при Херонее 338 до н. э. К 337 до н. э. был создан Коринфский союз греческих государств во главе с Македонией, везде были введены македонские гарнизоны и установлены олигархические режимы.

Эллинистический период

См. также: Эллинистический период

Новый этап в истории стран Восточного Средиземноморья - этап эллинизма - начинается с походов Александра Македонского (IV век до н. э.) и заканчивается завоеванием эллинистических государств Древним Римом в I веке до н. э. (последним был захвачен Египет). Македония, завоевав Грецию, полностью восприняла ее культуру, поэтому после победоносных походов Александра Македонского древнегреческая культура распространяется в завоеванных восточных странах. В свою очередь, покоренные народы были носителями собственной древней культуры и сами влияли на античную культуру.

Битва при Херонее и завоевания греко-македонской армии на востоке под командованием Александра Македонского открыли период эллинизма. Империя Александра распалась сразу после его смерти в 323 до н. э. Долгая борьба диадохов и их преемников - эпигонов - привела к созданию ряда самостоятельных эллинистических государств (крупнейшими из них были монархии Селевкидов , Птолемеев и собственно Македония). Для Греции эллинистического периода характерно преобладание государств и союзов военизированного типа (Македония, Ахейский союз , Этолийский союз , некоторый период - Спарта), которые продолжали оспаривать господство в Греции.

В большинстве государств при власти находились олигархия или цари. Борьба государств во главе с Афинами против Македонии после смерти Александра (Ламийская война) закончилась победой Македонии и расправой с греческими демократами. После вторичного поражения в Хремонидовой войне (267-261 годы до н. э., названа в честь афинского полководца Хремонида) Афины были разгромлены, став полностью зависимыми от Македонской монархии. Однако Македония не смогла восстановить свою власть над всем Балканским полуостровом. Против нее боролись два новых мощных союза - Ахейский (восстановлен около 280 до н. э.) и Этолийский (создан около 320 до н. э.).

Культура Древней Греции

Мифология

Объединяющую, формообразующую роль для всей древнегреческой культуры играла мифология. Она начала складываться еще в крито-микенский период. Древнейшими были божества, что воплощали силы природы. От союза Геи - земли и Урана - неба появились титаны , старшим был Океан , младшим - Кронос . По мифологии Кронос решил отомстить своему отцу за то, что он заточил его братьев циклопов в тартаре . Пока Уран спал, Кронос нанес ему тяжелый удар и стал царем всех богов. Дети Кроноса - боги во главе с Зевсом в жестокой схватке с титанами одержали победу и разделили власть над миром.

Человечные, проникнуты гармонией образы греческой мифологии, стали почвой для развития древнегреческого искусства. Мифология древних греков осуществила решающее влияние на формирование древнеримской мифологии и религии . В эпоху Возрождения она была активно включена в европейский культурный процесс. До сих пор к ней не ослабевает и научный, и познавательный, и эстетический интерес.

Наука

Основная статья: Древнегреческая наука

Уже в древнегреческой мифологии было отчетливо видно стремление дать всеобъемлющую картину мира, найти объяснение всему сущему. Те же поиски, но уже на другом мировоззренческом уровне были продолжены учеными Древней Эллады. Именно в античной культуре наука впервые в истории человечества выделяется в самостоятельную сферу. Есть все основания вести речь не просто о накоплении научных знаний (что находились, как правило, в руках жрецов), а о развитии профессиональной науки.

Непреходящее значение имеет античная философия . В Древней Греции зарождается философия как научная теория, развивается система понятий, ставятся и получают своё оригинальное решение основные философские проблемы. Одним из важнейших достижений древнегреческой философии является разработка космологических вопросов - о происхождении Вселенной, о природе человека.

Отличительной чертой философских произведений эллинистического времени, когда разорвался довольно замкнутый мир греческих полисов , является усиление внимания к отдельному человеку и его проблемам. Философия Эпикура своей задачей видела освобождение человека от страха перед смертью и судьбой, он отрицал вмешательство богов в жизнь природы и человека, доказывал материальность души. Жизненным идеалом философской школы стоицизма были невозмутимость и спокойствие, которые должен сохранять человек в противовес изменяющемуся миру. Основной добродетелью стоики считали понимание (то есть знание того, что есть добро и зло), мужество и справедливость.

Историческая наука Древней Греции прежде всего ассоциируется с именем Геродота . Он много путешествовал: посетил Малую Азию, Древний Египет, Финикию, разные города балканской Греции, побережье Черного моря, где собирал, в частности, сведения о скифах . Главный труд Геродота - «История », которая посвящена важнейшему политическому событию греческой истории - греко-персидским войнам . Несмотря на то, что «История» не всегда отличается целостностью и полной научностью, факты, которые приводятся в ней, преимущественно достоверные. Именно Геродот дает первое в античная античной литературе системное описание жизни и быта скифов .

Довольно рано стали обобщаться медицинские знания. Верховным покровителем медицины, богом-целителем считался один из олимпийских богов - Аполлон . Богом собственно медицины стал Асклепий , причем немало ученых сейчас считают, что у этого мифологического персонажа был исторический прообраз, реальный искусный врач. В Греции сложилось несколько научных медицинских школ, самые известные - Книдская (город Книд) и Косская (на острове Кос). Представителем последней был Гиппократ , живший в классическую эпоху. Его рассуждения о причинах болезней, о четырех темпераментах , о роли прогноза при лечении, о морально-этических требованиях к врачу осуществили большое влияние на дальнейшее развитие медицины. Клятва Гиппократа и сегодня является моральным кодексом врачей всего мира. Первый систематический учебник по анатомии животных составил Диокл . Крупными медицинскими центрами были города Великой Греции , наиболее ярким представителем которой был Филистион .

Эпохой успешного развития науки был эллинизм . Для этого этапа характерно успешное развитие многих новых научных центров, особенно в эллинистических государствах на Востоке. Синтезом накопленных к тому времени математических знаний можно считать труд Евклида , жившего в Александрии , «Элементы» (или «Начала »). Изложенные в нем постулаты и аксиомы , дедуктивный метод доказательств на протяжении веков служили основой геометрии . С именем Архимеда из Сиракуз на острове Сицилия связано открытие одного из основных законов гидростатики , начало исчисления бесконечно больших и малых величин, ряд важных технических изобретений. Пергам стал центром изучения греческой филологии, здесь Дионисий Фракийский создал первую грамматику.

На основе трудов вавилонских ученых получила дальнейшее развитие астрономия. Так, например, Селевк Вавилонский пытался обосновать положение, что Земля и планеты вращаются вокруг Солнца по круговым орбитам. Походы Александра Македонского значительно расширили географические представления. Дикеарх составил карту мира. Эратосфен из Кирены вычислил длину экватора Земли, получив результат, близкий к правильному (при этом ученый исходил из гипотезы о шарообразной форме Земли). Изучались вулканические и метеорологические явления, были открыты муссоны и их практическое значение. Заметно продвинулось изучение человека. Герофил обнаружил нервы и установил их связь с мозгом, он же высказал предположение, что с мозгом связаны умственные способности человека . Эрасистрат изучал анатомию сердца, получили развитие исследования ветеринарной медицины, крупный вклад в фармакологию сделали Зопир и Филон Тарсийский .

Крупнейшим научным центром эллинистического мира были Александрийский мусейон и библиотека Александрии , которая насчитывала более полумиллиона книг. Сюда приезжали работать выдающиеся ученые, поэты, художники со всего Средиземноморья.

Образование

Гимназия (палестра) в Олимпии

В ходе развития античной духовной культуры постепенно вырабатывается идеал человека, который предполагает гармонию, сочетание физической и духовной красоты. С этим идеалом соотносилась вся система воспитания и образования, уникальная для своего времени. Именно в полисах Эллады впервые в истории встала задача обучения детей всего свободного населения (речь шла прежде всего о мальчиках). Причем внимание обращалось как на приобретение научных знаний, так и на физическое развитие, на усвоение морального кодекса свободного гражданина.

Существовали частные и государственные учебные заведения. На структуре образования сказывались политические различия между полисами. В признанном центре просвещения - Афинах - с их демократическим республиканским строем оформилась следующая система обучения. Первые школьные законы были составлены древнегреческим поэтом и государственным деятелем Солоном . В них было предусмотрено, что школьный учитель должен время от времени сдавать экзамены, чтобы подтвердить свое право учить других. Занятия в школах проводились только при дневном освещении. Если отец не отдавал сына в школу, то сын мог не поддерживать отца в старости. Школьный учитель обязательно показывал детям основные гимнастические упражнения, которым будут обучать в гимназии. Среди афинских учителей проводились соревнования в декламации и различных видах атлетики.

После домашнего воспитания мальчики с семи лет начинали учиться в низшей школе, которая называлась дидаксалейон (от греческого «дидактикос» - обучающий). Здесь обучали грамоте, литературе, начиная с Гомера , музыке, арифметике, рисованию. Более углубленное изучение предметов с дополнением начал астрономии и философии продолжалось на втором уровне начальных училищ - грамматической школе (от 12 до 15 лет). Обучение физической культуре велось одновременно, в специальном комплексе - палестре . Все эти типы учебных заведений в Афинах принадлежали частным лицам. Но афиняне учили за государственные средства тех детей, родители которых погибли на поле боя, защищая Отечество.

Завершалась общее образование в гимназии, где юноши 16-18 лет совершенствовались в науках, в число которых входили риторика, этика, логика, география, а также в гимнастике. Гимнасиями ведало государство, для них строились монументальные здания. Состоятельные граждане считали за честь занять выборную должность руководителя гимнасии, несмотря на то, что она была связана с большими личными расходами. Гимназии были центрами интеллектуального жизни полиса, в Афинах их было несколько. При каждой гимназии обязательно существовала библиотека. Наиболее прославилась Платоновская академия , где вел беседы со своими учениками Платон , и Ликей , основанный Аристотелем. После гимнасии можно было стать эфебом - учеником высшего учебного заведения, которые в полисную эпоху были военными, а в эллинистическую коренным образом изменились и стали гражданскими. Своеобразной формой высшего образования можно считать кружки, которые группировались вокруг крупных ученых.

В Спарте контроль государства над развитием личности был достаточно жестким. По преданию, новорожденных осматривали члены герусии (городского совета старейшин) и отбирали только здоровых детей. Слабых и болезненных сбрасывали в пропасть Тайгетского хребта. Существовала система государственного школьного обучения, обязательная для каждого спартанца от 8 до 20 лет. Учились в школах, в отличие от Афин, и мальчики, и девочки, но в Спарте ребенка отрывали от семьи. Ребят, начиная с 12 лет, делили на отряды, во главе каждого отряда находился прен (самый старший и наиболее авторитетный мальчик). Основными элементами обучения были: охота, религиозные и военные танцы, разнообразные физические упражнения. Умственное развитие было личным делом каждого спартанца.

Искусство Древней Греции

Основная статья: Древнегреческое искусство

Литература

Особое место в истории мировой цивилизации занимает древнегреческая художественная культура. Эллинское искусство достигло глубокой человечности образов, проникнуто ощущением гармонии мира и человека, что осознанно воплощает красоту природного бытия.

С мифологией, её сюжетами и образами связано очень раннее формирование древнегреческой литературной традиции. Развитие отдельных сфер культуры не всегда происходит равномерно. Так, в Древней Греции вершины поэтического творчества были достигнуты гораздо раньше, чем сложились классические наука, образование и искусство. Примерно в VIII веке до н. э. Гомер написал свои эпические поэмы - «Илиаду » и «Одиссею ». Большинство ученых считает, что Гомер жил в Малой Азии и был рапсодом - так называли поэтов, которые выступали с декламацией своих стихов. О времени письменного оформления поэм мнения расходятся: одни считают, что первые записи были сделаны при жизни Гомера, другие - что это случилось позже - в VI веке до н. э. Обе версии соотносятся с историей греческой письменности. Алфавит (фонетическое письмо) было заимствовано греками у финикийцев как раз в VIII веке до н. э. Греки писали, как и финикийцы, справа налево и без гласных, а в VI веке до н. э. письмо приобрело уже привычный для нас вид.

Поэмы Гомера тесно связаны с народным героическим эпосом, посвященным Троянской войне , в котором переплелись и реальные исторические события (военный поход греков-ахейцев на Трою, которую они называли Илион), и фантастические сюжеты («Яблоко раздора » как причина войны, участие богов в конфликте, «Троянский конь »). Однако Гомер не переводит мифы, а создает художественные образы, рисует внутренний мир героев, столкновение характеров. «Илиада» посвящена одному эпизоду последнего, десятого, года войны - гневу самого сильного и храбрейшего из греческих воинов Ахиллу , который обиделся на предводителя греков микенского царя Агамемнона . Ахилл отказывается принимать участие в битве, троянцы прорываются к кораблям, погибает лучший друг Ахилла - Патрокл . Ахилл меняет решение, вступает в поединок с главным защитником Трои сыном царя Приама Гектором и убивает его. Поражает сцена встречи Ахилла с Приамом, когда царь, целуя руки победителя, просит отдать ему тело сына для захоронения со всеми почестями.

«Одиссея» рассказывает о длинном, полном невероятных сказочных приключений возвращении домой одного из главных участников войны - царя острова Итака, хитроумного Одиссея . Греки не просто знали наизусть, много раз переписывали, любили гомеровские поэмы, а преклонялись перед ними. Их сделали основой воспитания и образования. Точную и образную оценку значения «Илиады» и «Одиссеи» дал средневековый византийский писатель Михаил Хониат в XIII веке писал: «Подобно тому, как, по словам Гомера, все реки и потоки берут свое начало в Океане, так всякое словесное искусство источник имеет в Гомере».

Гесиод продолжил эпическую традицию Гомера. В поэме «Теогония » он изложил мифологические представления о происхождении богов и устройстве мира. В «Трудах и днях» впервые ввел в эпическую поэму личные оценки, описание обстоятельств собственной жизни. В дальнейшем в Греции получила развитие лирическая поэзия. Известными стали имена поэтессы Сапфо (сапфическая строфа - особый стихотворный размер), Анакреонта (анакреонтика - лирика, воспевающая радость жизни и мирские наслаждения). Однако стихи этих и других древнегреческих авторов сохранились лишь фрагментарно.

Как самостоятельный жанр литературного творчества сложилась драматургия.

Драматургия и театр

Основная статья: Древнегреческий театр

Возникновение древнегреческого театра связано с праздниками в честь бога виноградарства Диониса - дионисиями . Участники процессий надевали козьи шкуры и пели и танцевали (слово «трагедия» в переводе с греческого - «песнь козлов»). На историческое происхождение театра указывает обязательное участие в трагедиях хора, с которым сначала вступал в диалоги единственный актёр, позже количество актеров увеличилось до трех. Совместившись с литературной традицией, театр в классическую эпоху из религиозных, народных представлений превратился в самостоятельный вид искусства. Театрализованные представления стали неотъемлемой частью государственных праздников - Дионисий и Леней. Для них строили грандиозные каменные театры, рассчитанные на тысячи зрителей (театр Диониса в Афинах, лучше других сохранился амфитеатр в Эпидавре).

Городские власти находили хорега (человека, который обеспечивал финансирование), отбирали постановки и на свое усмотрение определяли порядок показа комедий и трагедий. Бедные люди получали деньги на входной билет. Актерами были исключительно мужчины, они играли в особых масках. Маски отражали характер и настроение изображаемого персонажа. Постановщиком был сам поэт. После окончания спектаклей, продолжавшихся несколько дней с утра до вечера, специальные судьи определяли лучших и вручали призы в виде денежной премии драматургу и хорегу, лавровой ветви и памятника в честь хорега.

Наиболее прославленными драматургами были трагики Эсхил , Софокл и Эврипид . Эсхил написал 90 пьес, 13 раз он побеждал в драматических соревнованиях. Его историческая пьеса «Персы » прославляет победу греков в войне с захватчиками. Сам Эсхил принимал участие в крупнейших сражениях. Большинство древнегреческих пьес используют мифологические сюжеты, которые авторы вольно интерпретировали, выражая собственные взгляды. Эсхил в «Прометее прикованном » восхищается мужеством и свободолюбием титана. У Софокла появляется психологическая мотивировка поступков героев. Например, в «Антигоне » главная героиня жертвует собой, но выполняет нравственное обязательство: вопреки запрету царя прячет погибшего брата. Именно в этой трагедии звучит хор со знаменитым рефреном: «в мире много сил великих, но сильнее человека нет в природе ничего». Большинство драматических произведений утрачены. Полностью сохранилось лишь семь пьес Эсхила, семь - Софокла (написано 123, из них 24 - победили на соревнованиях), чуть больше - 17 Эврипида. Эврипид жил уже в эпоху кризиса, гражданских войн, внешней опасности, что нарастала со стороны Македонии . Все это и отразилось на его творчестве («Медея », «Ипполит »), Аристотель называл Эврипида «самым трагическим среди поэтов». Мастером комедии заслуженно считался Аристофан («Облака», «Осы», «Лягушки»). Драматические произведения древних греков до сих пор остаются в репертуаре многих театров, они неоднократно экранизировались.

Музыка

Важное место в жизни эллинов занимала музыка. Образы музыкантов представлены в древнегреческой мифологии (Орфей , Пан , Марсий), изображения музыкантов сохранились на греческих вазах и в виде скульптур. В Греции существовали специальные коллегии (объединения) певцов, музыкантов, танцоров; музыка звучала во время торжеств, ритуалов, игр, сопровождала театральные действия. Музыкальный инструментарий был представлен струнными щипковыми (кифара, лира) а также духовыми инструментами (авлос, флейта Пана).

Древнегреческими мыслителями были изучены важнейшие акустические закономерности (Пифагор , Аристоксен), разработана детальная ладовая система и система нотации, вместе с тем значительное место в трудах философов уделено и музыкально-эстетическим и музыкально-этическим проблемам (Платон , Аристотель). Музыкальная культура древних греков предшествовала культовой музыке христианской Европы следующих веков (византийская музыка , григорианские песнопения) и в значительной мере определила дальнейшее развитие европейской музыки, дав большинству европейских языков также и сам термин - «музыка» (от муз).

Архитектура

В условиях рабовладельческой демократии создается целостная среда городов-государств. Развивается система регулярного планирования города (Гипподамова система), с прямоугольной сеткой улиц, площадью - центром торговой и общественной жизни. Культовым и архитектурно-композиционным ядром города был храм, который строился на вершине акрополя - возвышенной и укрепленной части города. Эллины выработали совершенно другой, чем в древневосточной цивилизации, тип храма - открытый, светлый, который прославлял человека, а не внушал трепет. Характерно, что в архитектуре присутствует человеческое метрическое начало. Математический анализ пропорций древнегреческих храмов показал, что они соответствуют пропорциям человеческой фигуры. Классический греческий храм был прямоугольным в плане, со всех сторон окруженный колоннадой. Крыша была двускатной. Треугольные плоскости, образовавшиеся из фасадов - фронтоны - как правило, украшались скульптурными изображениями.

Греческую архитектуру отличает чистота и единство стиля. Было создано три основных архитектурных ордера («ордер» - в переводе с греческого «порядок») - они различаются типами колонн и перекрытий, пропорциями, декоративным убранством. Дорический и ионический стили возникли в полисный период. Коринфский ордер - появляется в эпоху эллинизма.

Наиболее совершенным архитектурным ансамблем классической Греции был Афинский акрополь . Он был сооружен во второй половине V века до н. э. в период наибольшего могущества Древних Афин . Холм Акрополис, что возвышается на 150 м над уровнем моря, издавна был крепостью, а затем местом главных культовых сооружений. Однако во время персидского нападения все они подверглись разрушению. Перикл , что добился переноса в Афины казны Афинского морского союза , в который входили многие древнегреческие полисы, стал инициатором грандиозной реконструкции Акрополя. Работами руководил личный друг Перикла - выдающийся скульптор Фидий . Отличительная черта этого комплекса - чрезвычайная гармоничность, которая объясняется единством замысла и короткими для таких масштабов сроками строительства (примерно 40 лет).

Парадный вход в Акрополь - Пропилеи - возведён архитектором Мнесиклом . Позже перед ними на искусственно увеличенном выступе скалы был построен небольшой Храм Ники Аптерос (Ники Бескрылой) - символ того, что богиня победы никогда не покинет город. Главный храм Акрополя - беломраморный Парфенон - храм Афины Парфенос (Афины Девы). Его архитекторы - Иктин и Калликрат - задумали и спроектировали строение настолько пропорциональное, что оно, выделяясь как безусловно самое величественное сооружение комплекса, при этом своими размерами не тяготеет над другими. В старину в центре Акрополя на постаменте, в золотых доспехах, возвышалась грандиозная фигура Афины Паллады (Афины Воительницы) работы Фидия. Эрехтейон - храм, посвященный Посейдону , который в мифологии соперничал с Афиной за право покровительствовать городу. Знаменит в этом храме портик кариатид . Портиком называют открытую с одной стороны галерею, которая опирается на колонны, а в Эрехтейоне колонны заменены шестью мраморными фигурами девушек-кариатид. Римский историк Плутарх писал об сооружения Акрополя: « .. их вечная новизна спасла их от прикосновения времени».

Архитектура эллинистических полисов продолжала греческие традиции, но наравне с постройкой храмов больше внимания стало уделяться гражданскому строительству - архитектуре театров, гимназий, дворцов эллинистических правителей. Внутреннее и внешнее оформление зданий стало богаче и разнообразнее. К этому времени относится возведение таких прославленных «чудес света» , как гробница царя Мавзола в Галикарнасе и Фаросский маяк на входе в Александрийскую гавань, храм Диониса в Теосе - творение Гермогена.

Изобразительное искусство

Скульптура была любимым видом искусства эллинов. Статуи богов сооружались в храмах и на городских площадях, ставились победителям Олимпийских игр и крупным драматургам. Овладение, очень постепенное, совершенством в этом виде искусства восходит к архаическим временам. Археологами найдены десятки очень похожих друг на друга архаичных статуй двух типов: куросы - статуи обнаженных юношей и коры - драпированные женские статуи. Эти фигуры выглядят еще очень скованно, можно увидеть только попытки передать живое движение.

Шедевры скульптуры, которыми не устает восхищаться человечество, дала миру эпоха древнегреческой классики. Современниками были большие мастера Фидий , Мирон , Поликлет Старший . Фидия современники называли «творцом богов». Доныне его главные работы не дошли, судить о них можно только по восторженным описаниям и римским копиям. Статуя Зевса , облицованная золотом и слоновой костью, что находилась в главном храме Зевса в Олимпии , была справедливо причислена к современниками семи чудесам света . Он же создал выдающиеся барельефы и скульптуры Парфенона , в том числе главную статую - Афины Парфенос (Афина-девы).

Мирон достиг высот в стремлении передать в скульптурном изображении движение человека. В его знаменитом Дискоболе впервые в искусстве разрешена задача передачи момента перехода от одного движения к другому, преодолена статичность. В то же время в соответствии с общим эстетическим идеалом, лицо атлета скульптор изображает абсолютно спокойным. Поликлету принадлежит цикл статуй спортсменов - победителей Олимпийских игр. Самая известная фигура - Дорифор (молодой человек с копьем). Поликлет теоретически обобщил опыт своего мастерства в трактате «Канон». Известнейшим творцом женских скульптурных образов был Пракситель . Его Афродита Книдская вызвала множество подражаний. Пропорциональность классических скульптур стала образцом для мастеров многих эпох.

Эпоха завоевания Александра Македонского , последующего краха его империи, полная страстей, взлетов и падений человеческих судеб целых государств, принесла новую атмосферу в искусство. Если сравнивать скульптуры эпохи эллинизма с предыдущим, классическим периодом, то их вид потерял невозмутимость, спокойствие. Художников (

История Европы с древнейших времён до конца XV века Девлетов Олег Усманович

Вопрос 1. Периодизация истории Древней Греции

Вопрос 1. Периодизация истории Древней Греции

История Древней Греции, включавшей территории Балканского полуострова, Эгейского региона, Южной Италии, о. Сицилия, Причерноморья, начинается с рубежа III-II тысячелетий до н. э. Именно тогда возникли первые государственные образования на острове Крит. Окончание истории Древней Греции во II– I вв. до н. э. Это период, когда греческие и эллинистические государства Восточного Средиземноморья захватил Рим, и они стали частью Римской средиземноморской державы.

В тридцативековом существовании Древней Греции выделяются несколько ключевых моментов. Первый связан с возникновением раннеклассовых обществ и ранних государственных образований II тысячелетия до н. э. Это – история Крита и Ахейской Греции. Второй – с формированием и расцветом полисов как независимых городов-государств, а так же созданием высокой культуры. Это период XI– IV вв. до н. э. Наконец, третий, самый короткий, это – завоевание греками Персидской державы, образование эллинистических обществ и государств. Обобщая, можно предложить следующую схему.

Крито-микенский период: XXX – XII вв. до н.э.

Он включает:

Минойский (эгейский) – XXX-XV вв. до н.э. и Микенский (ахейский) – XV-XII вв. до н.э.

Гомеровский период (XI – IX вв. до н.э.);

Архаический период (VIII – VI вв. до н.э.);

Классический период (V – IV вв. до н.э.);

Эллинистический период (конец IV – I вв. до н.э.)

автора Девлетов Олег Усманович

Вопрос 1. Периодизация европейской истории в соответствии с материалом орудий труда Человек появился на просторах Европы примерно 2 миллиона лет тому назад. По письменным источникам можно узнать историю человека в Европе лишь за последние 3 тысячи лет. Остальные страницы

Из книги История Европы с древнейших времён до конца XV века автора Девлетов Олег Усманович

Вопрос 1. Истоки римской государственности. Периодизация истории Древнего Рима Римская держава, сокрушившая эллинистические государства в I в. до н. э., которые были наследниками Древней Греции и великих восточных культур, имела куда менее продолжительную историю. Но

Из книги История Европы с древнейших времён до конца XV века автора Девлетов Олег Усманович

Вопрос 1. Понятие средневековья и его периодизация В исторической науке понятие «средневековье» укрепилось после того, как в эпоху Возрождения (XIV – XVI вв.) был провозглашен возврат к античной культуре. «Промежуточные века» между античностью и Возрождением с легкой руки

автора Андреев Юрий Викторович

Глава I. Источники по истории Древней Греции В распоряжении современных исследователей имеются многочисленные источники самых разных категорий. Это прежде всего письменные материалы (исторические труды, произведения художественной и научной литературы, публицистика,

Из книги История Древней Греции автора Андреев Юрий Викторович

Глава II. Историография истории Древней Греции

Из книги История Древней Греции автора Андреев Юрий Викторович

1. Изучение истории Древней Греции в XIX - начале XX в. В конце XVIII - первой половине XIX в. история Древней Греции приобретает важное значение в европейской исторической науке. Этому способствовало несколько обстоятельств. Одно из них - достижения классической филологии и

Из книги История Древней Греции автора Андреев Юрий Викторович

Периодизация истории Древней Греции I. Раннеклассовые общества и государства на Крите и в южной части Балканского полуострова (конец III–II тысячелетие до н. э.).1. Раннеминойский период (XXX–XXIII вв. до н. э.): господство доклассовых родовых отношений.2. Среднеминойский

Из книги Древняя Греция автора Ляпустин Борис Сергеевич

ГЛАВА 1 Источники по истории Древней Греции ФАКТ И ИСТОЧНИК Всякая историческая наука изучает свой предмет, исследуя исторические факты. Факт – отправная точка научного исследования, стремящегося восстановить исторические реалии прошлого. Исторические факты

Из книги Древняя Греция автора Ляпустин Борис Сергеевич

ГЛАВА 2 Основные этапы изучения истории Древней Греции СТАНОВЛЕНИЕ АНТИКОВЕДЕНИЯ КАК НАУКИ Изучение истории Древнего мира было начато еще историками Древней Греции и Древнего Рима. Начало этому положили знаменитый ученый V в. до н. э. Геродот, основатель исторической

Из книги История мировой культуры в художественных памятниках автора Борзова Елена Петровна

Культура Древней Греции Пропилеи афинского Акрополя. Древняя Греция (437-432 гг. до н.э.)Пропилеи афинского Акрополя, архитектор Мнесикл (437-432 гг. до н.э.), Древняя Греция.Когда в 454 году на афинян свалилось неожиданное богатство – в Афины была перевезена казна Делосского

Из книги Голосуйте за Цезаря автора Джонс Питер

Гражданство в Древней Греции Сегодня мы безоговорочно признаем за каждым человеком, невзирая на происхождение, его неотъемлемые права. Несчастье в том, что достойная концепция о правах человека должна быть универсальна, т.е. применима ко всем областям человеческой

Из книги История государства и права зарубежных стран. Часть1 автора Крашенинникова Нина Александровна

Глава 10. Государство в Древней Греции

Из книги Всемирная история. Том 4. Эллинистический период автора Бадак Александр Николаевич

Дипломатия древней Греции Древнейшей формой международных связей и международного права в Греции являлась проксения, т. е. гостеприимство. Проксения существовала между отдельными лицами, родами, племенами и целыми государствами. Проксен данного города пользовался в

Из книги Античность от А до Я. Словарь-справочник автора Грейдина Надежда Леонидовна

КТО БЫЛ КЕМ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ А Авиценна (лат. форма от Ибн Сина - Avicenna, 980–1037 гг.) - влиятельный представитель исламской рецепции античности. Являлся придворным врачом и министром при персидских правителях. Ему принадлежат более 400 работ по всем разделам научных и

Из книги История религии: конспект лекций автора Аникин Даниил Александрович

2.5. Религия Древней Греции Древнегреческая религия заметно отличается своей сложностью от тех представлений, которые складываются о ней у обычного читателя на основе знакомства с адаптированными вариантами греческих мифов. В своем становлении комплекс религиозных

Из книги Всеобщая история религий мира автора Карамазов Вольдемар Данилович

Религия Древней Греции Общий очерк. Древнейшие культы и божества Благодаря сохранившимся источникам древнегреческая религия изучена всесторонне. Многочисленны и хорошо изучены археологические памятники – некоторые храмы, статуи богов, ритуальные сосуды сохранились

История Древней Греции - составная часть истории древнего мира - изучает возникновение, расцвет и кризис рабовладельческих обществ, которые образовались на территории Балканского полуострова и в Эгейском регионе, в Южной Италии, на острове Сицилия и в Причерноморье. Она начинается с рубежа III-II тыс. до н.э. - с возникновения первых государственных образований на острове Крите, а заканчивается II-I вв. до н.э., когда греческие и эллинистические государства Восточного Средиземноморья были захвачены Римом и включены в римскую державу.

За двухтысячелетний период истории древние греки создали развитую экономическую систему, основанную на рациональной и жестокой эксплуатации рабского труда, рабовладельческие общественные отношения классического типа,(полисную организацию с республиканским устройством, высокую культуру, оказавшую огромное воздействие на развитие римской и мировой культуры. Эти достижения древнегреческой цивилизации обогатили мировой исторический процесс, послужили фундаментом для последующего развития народов Средиземноморья в эпоху римского господства.

Географические рамки древнегреческой истории не были постоянными, а менялись и расширялись по мере исторического развития. Основной территорией древнегреческой цивилизации был Эгейский регион, т. е. балканское, фракийское и малоазийское побережье и многочисленные острова Эгейского моря. С VIII-VI вв. до н.э. после мощного колонизационного движения из района Эгеиды греки освоили территории Сицилии и Южной Италии, которые получили название Великой Греции, а также побережье Черного моря. После победоносных походов Александра Македонского в конце IV в. до н.э. и завоевания Персидской державы, на Ближнем и Среднем Востоке образовались эллинистические государства и эти территории стали частью древнегреческого мира. В эпоху эллинизма греческий мир охватывал огромную территорию от Сицилии на западе до Индии на востоке, от Северного Причерноморья на севере до первых порогов Нила на юге. Однако во все периоды древнегреческой истории ее центральной частью считался Эгейский регион, где греческая государственность и культура зародились и достигли своего расцвета.

В отличие от многих стран Древнего Востока, для которых характерна этническая пестрота, сосуществование в рамках одних и тех же государств многих народов, племен, этнических групп, принадлежащих к разным языковым семьям и даже расам, для центрального региона Греции, т. е. Эгейского бассейна и южной части Балканского полуострова, характерным является ^ определенная этническая однородность. Эти области были заселены в основном греческой народностью, представленной четырьмя племенными группами: ахейцы, дорийцы, ионийцы и эолийцы. Каждая из этих племенных групп говорила на диалекте и имела некоторые особенности в обычаях и религиозных воззрениях, но эти различия были незначительны. Все греки говорили на одном языке, хорошо понимали друг друга и четко осознавали свою принадлежность к одной народности и одной цивилизации. Наиболее древней племенной группой были ахейцы, которые пришли в южную часть Балканской Греции в конце III тыс. до н.э. В конце II тыс. до н.э. под напором дорийских племен, двигавшихся из района современного Эпира и Македонии, ахейцы были частично ассимилированы, частично оттеснены в горные местности. В I тыс. до н.э. потомки древних ахейцев проживали в горах Аркадии, в мало- азийской области Памфилии и на Кипре. Дорийцы же заселили большую часть Пелопоннеса (Лаконику, Мессению, Арголиду, Элиду), большую часть южных островов Эгейского моря, в частности Крит и Родос, некоторые территории Карии в Малой Азии. Близки дорийцам были жители Эпира, Этолии и других областей Западной Греции.

Третья племенная группа, говорившая аттическо-ионийском диалекте, поселилась в Аттике, Эвбее, островах центральной части Эгейского моря, таких, как Самос, Хиос, Лемнос, и в области Ионии на малоазийском побережье. Племенная группа эолийцев проживала в Беотии, Фессалии и в области Эолида на малоазийском побережье к северу от Ионии, на острове Лесбос.

Кроме греков в Эгейском регионе проживали остатки местных догреческих племен: лелеги, пеласги, карийцы, которые не играли заметной роли в этногенезе населения Греции I тыс. до н.э. Более важное значение в судьбах греческих государств имели жители Южной Фракии.

Своеобразны природные условия Балканской Греции. В целом это горная страна, на долины и равнины приводится лишь около 20% всей территории. Многочисленные горные кряжи делят Балканскую Грецию на множество мелких и мельчайших, изолированных друг от друга долин, располагающих к замкнутой обособленной жизни. Многие такие долины имели выход к морю и могли поддерживать связь не только с соседними полисами, но и с далекими странами. Море играло огромную роль в жизни и историческом развитии древнегреческих государств. Береговая линия Эгейского побережья необычайно изрезана и изобилует многочисленными бухтами и гаванями, удобными для мореплавания.

Греция богата полезными ископаемыми: мрамором, железными рудами, медью, серебром, деревом, гончарной глиной хорошего качества, что обеспечивало греческое ремесло достаточным количеством сырья. Почвы Греции каменисты, мацоплодородны и трудны для возделывания. Однако обилие солнца и мягкий субтропический климат делали их благоприятными для выращивания виноградной лозы и оливковых деревьев. Были и довольно значительные долины (в Беотии, Лаконике, Фессалии), пригодные для земледелия и культуры зерновых.

Периодизация истории

Историю Древней Греции можно разделить на три больших этапа:

  1. раннеклассовые общества и первые государственные образования II тыс. до н.э. (история Крита и Ахейской Греции);
  2. формирование и расцвет полисов, рабовладельческих отношений классического типа, создание высокой культуры (XI-IV вв. до н.э.);
  3. завоевание греками Персидской державы, образование эллинистических обществ и государств.

Для первого этапа древнегреческой истории характерно зарождение и существование раннеклассовых обществ и первых государств на Крите и в южной части Балканской Греции (преимущественно в Пелопоннесе). Эти ранние государственные образования, имевшие в своей структуре пережитки родо-племенного строя, установили тесные контакты с древневосточными государствами Восточного Средиземноморья и развивались по пути, близкому тому, которым шли многие древневосточные государства (государства монархического типа с разветвленным государственным аппаратом, громоздкими дворцами и храмовыми хозяйствами, сильной общиной). В первых государствах, возникших в Греции, была велика роль местного, догреческого населения. На Крите, где классовое общество и государство сложились раньше, чем в материковой Греции, местное критское (негреческое) население было основным. В Балканской Греции господствующее место занимали греки-ахейцы, пришедшие в конце III тыс. до н.э. с севера, возможно из района Дуная, но и здесь роль местного элемента была велика. Крито-ахейский этап подразделяется на три периода в зависимости от степени общественного развития, причем эти периоды различны для истории Крита и для истории материковой Греции. Для истории Крита они называются минойскими (по имени правившего на Крите царя Миноса), а для материковой Греции элладскими (от названия Греции Эллада).

  1. Раннеэлладский период (XXX-XXI вв. до н.э.) - господство первобытных отношений, догреческое население;
  2. Среднеэлладский период (XX-XVII вв. до н.э.) - проникновение и расселение ахейцев-греков в южной части Балканской Греции, в конце периода разложение родоплеменных отношений;
  3. Позднеэлладский, или микенский (XVI-XII вв. до н.э.) - возникновение раннеклассового общества и государства, появление письменности, расцвет микенской цивилизации и ее упадок.

На рубеже II-I тыс. до н.э. в Балканской Греции происходят серьезные социально-экономические, политические и этнические перемены. С XII в. до н.э. начинается проникновение с севера греческих племен дорийцев, живущих в условиях первобытного строя. Хиреют и гибнут ахейские государства и классовые общества, забывается письменность. На территории Греции (включая Крит) вновь устанавливаются первобытнородовые отношения, падает социально-экономический и политический уровень общественного развития. Таким образом, новый этап древнегреческой истории - полисный этап - начинается с разложения родо-племенных отношений, установившихся в Греции после гибели ахейских государств и проникновения дорийцев.

Полисный этап истории Древней Греции делится на три периода:

  1. , или темные века, или предполисный период (XI-IX вв. до н.э.) - родо-племенные отношения в Греции;
  2. Архаический период (VIII-VI вв. до н.э.) - формирование классового общества и государства в форме полисов. Расселение греков по берегам Средиземного и Черного морей (Великая греческая колонизация);
  3. Классический период греческой истории (V-IV вв. до н.э.) - расцвет древнегреческого рабовладельческого общества, полисного строя, греческой культуры.

Греческий полис как суверенное мелкое государство со своей специфической социально-экономической и политической структурой, обеспечивший быстрое развитие производства, классического рабовладения, республиканских политических форм и достижений культуры исчерпал свои потенциальные возможности и в середине IV в. до н.э. вступил в полосу затяжного кризиса. Серьезный кризис переживала в IV в. и Персидская держава, объединявшая большую часть древневосточного мира. Преодоление кризиса греческого полиса, с одной стороны, и древневосточного общества, с другой, стало возможным лишь с помощью создания новых социальных структур и государственных образований, которые бы сочетали в себе начала греческого полисного строя и древневосточного общества. Такими обществами и государствами стали так называемые эллинистические общества и государства, возникшие в конце IV в. до н.э. после распада «мировой» империи Александра Македонского.

Объединение процессов исторического развития Древней Греции и Древнего Востока, ранее развивавшихся в известной изоляции, образование новых эллинистических обществ и государств, представлявших собой большее или меньшее сочетание и взаимодействие греческих и восточных начал в области экономики, социальных отношений, политических учреждений и культуры открыло новый этап древнегреческой (и древневосточной) истории, глубоко отличный от предшествующего, собственно полисного этапа ее истории.

Эллинистический этап древнегреческой (и древневосточной) истории делится также на три периода:

  1. восточные походы Александра Македонского и образование системы эллинистических государств (30-е годы IV в. до н.э. - 80-е годы III в. до н.э.);
  2. расцвет эллинистических обществ и государств (80-е годы III в. до н.э. - середина II в. до н.э.);
  3. кризис эллинистической системы и завоевание эллинистических государств Римом на Западе и Парфией на Востоке (середина II в. - I в. до н.э.).

Захват римлянами в 30 г. до н.э. последнего эллинистического государства - Египетского царства, управляемого династией Птолемеев, означал конец не только эллинистического этапа древнегреческой истории, но и конец длительного развития рабовладельческих обществ и государств, которые составляют содержание курса «История Древней Греции».


Самое обсуждаемое
Как перевести ребенка в другую школу? Как перевести ребенка в другую школу?
Катя Огонёк биография, фото, личная жизнь Кати Огонек, дочка - Режиссеры Катя Огонёк биография, фото, личная жизнь Кати Огонек, дочка - Режиссеры
Сюзанна Вебер: Паша и папа Сюзанна Вебер: Паша и папа


top