Исторические источники о древней руси. Письменные источники древнейшей истории славян Значение лингвистики и фольклора для знания исторического времени

Исторические источники о древней руси. Письменные источники древнейшей истории славян Значение лингвистики и фольклора для знания исторического времени

СВОД
«Древнейшие источники по истории Восточной Европы»


«Россика» зарубежных источников начала привлекать внимание отечественных историков еще в XVII–XVIIIвв. К середине XVII столетия в поле их зрения находились десятки иностранных произведений, в которых в разной форме содержалась информация о народах Восточной Европы, славянах, Руси. Иннокентий Гизель в «Синопсисе» и Андрей Лызлов в «Скифской истории» широко использовали свидетельства античных авторов о скифах, которых они отождествляли со славянами. Привлекались ими и некоторые свидетельства византийских писателей. В 1715 г. в труде А.И. Манкиева специально отмечалась важность привлечения зарубежных источников. В 1726 г. Академия наук пригласила немецкого филолога и историка Г.З. Байера со специальной целью собрать и исследовать античные и средневековые источники по русской истории. Хотя его занятия завершились публикацией только ряда статей, они, во-первых, значительно расширили круг привлекаемых источников.

Интерес к зарубежной «Россике» резко возрос в середине – второй половине XIX в., когда появились первые научные своды региональных групп источников: античных (К. Гана, В.В. Латышева), арабских (А.Я. Гаркави, Б.А. Дорна), скандинавских (датского антиквария К. Равна, работавшего по заказу Российской имп. Академии наук). Хотя в подавляющем большинстве этих сводов комментарии отсутствовали, тем не менее, критическое издание текстов с переводами на русский (или, как в издании К. Равна, – на латинский) язык имело огромное значение.

К началу XX в. историки-русисты получили в распоряжение обширный корпус сведений о древнейшей истории страны по византийским, арабским, немецким, скандинавским источникам. Это позволило приступить к всестороннему изучению содержащейся в них исторической информации, сопоставить ее с данными русских источников, приступить к воссозданию древнейшего периода отечественной истории на основе комплексной источниковой базы. Труды В.В. Латышева и М.И. Ростовцева в области антиковедения, В.Г. Васильевского – византиноведения, Ф.А. Брауна – скандинавистики, А.А. Куника, В.Р. Розена, В.Г. Тизенгаузена – востоковедения были посвящены сквозному анализу зарубежных известий о Восточной Европе и Древней Руси. Одновременно выявлялись характерные черты каждой из региональных традиций о Восточной Европе, устанавливались пути проникновения информации в тот или иной регион античного и средневекового мира, определялись особенности и степень достоверности содержащейся в них исторической информации.

Интенсивная разработка информации зарубежных источников, а также бурное развитие отечественного источниковедения в первые десятилетия XX в. выявили недостаточность существующих публикаций зарубежных источников. Изданные по различным принципам, с разноязычными переводами и зачастую без комментариев, публикации XIX в. уже не могли удовлетворять возросшие требования и источниковедческого, и исторического плана. Более того, были выявлены и новые источники.

Поэтому в 1910-х годах в Академии наук начал разрабатываться проект подготовки всеобъемлющего свода иностранных источников по отечественной истории. Он должен был включить разноязычные источники из всех основных регионов Европы и Переднего Востока. В обсуждении проекта принимали участие А.А. Шахматов, Ф.А. Браун, В.В. Латышев и др. Однако начало первой мировой войны и последовавшая революция сделали невозможным его осуществление.

Упадок классического образования в СССР поставил под угрозу саму идею создания свода зарубежных источников по истории Восточной Европы: ведь для подобного многотомного издания требуется большой коллектив высокопрофессиональных специалистов в области и филологии, и археографии, и источниковедения, и собственно истории. Тем не менее, необходимость в подобном своде становилась все острее, и в 1929 г. с новой инициативой выступила Историко-археографическая комиссия при АН СССР. Но и это начинание, приведшее к изданию ряда источников и исследований, оказалось неосуществленным из-за начала Второй мировой войны и наступившей затем борьбы с космополитизмом, в условиях которой изучение зарубежных источников было негласно признано не только непродуктивным, но и вредным. И хотя в 1930-е – 1950-е годы их публикация и исследование не остановились полностью, масштабы работы с ними существенно сократились.

Изменение внутриполитической конъюнктуры позволило в 1960-е годы вернуться к проблеме зарубежных источников в истории Древней Руси. Академики Л.В.Черепнин и Б.А. Рыбаков активно поддержали инициативу тогда еще молодого, сорокалетнего доктора исторических наук В.Т. Пашуто, только что опубликовавшего монографию о внешней политике Древней Руси, создания в Институте истории СССР АН СССР специального сектора для изучения домонгольской Руси и других народов и государств Восточной Европы, исследования и введения в научный оборот информации, содержащейся в иноязычных письменных источниках, об античных государствах Северного Причерноморья (этот аспект традиционно разрабатывался археологами-антиковедами), о восточных славянах, о Древней Руси и других народах и государствах Восточной Европы.

Ценность этого предложения В.Т. Пашуто оценил и Б.А.Рыбаков, в то время академик-секретарь Отделения исторических наук, который сумел придать начинанию организационные формы: в 1970 г. в рамках Института истории СССР был создан сектор «Древнейшие государства на территории СССР», который возглавил В.Т. Пашуто и главной задачей которого был сбор, изучение и публикация зарубежных источников по истории народов Восточной Европы. На протяжении первой половины 1970-х годов вырабатывались структура и состав планировавшегося Свода, который получил наименование «Древнейшие источники по истории народов СССР» (с 1993 г. выходит под названием «Древнейшие источники по истории Восточной Европы»). Тогда же составлялись и уточнялись списки источников, подлежащих публикации в Своде.

Принципы издания Свода явились одним из главных предметов обсуждений. Был учтен опыт как классических корпусов источников (типа Monumenta Germaniae historica и др.), так и новейших критических публикаций отдельных памятников или их групп в нашей стране и за рубежом.

Публикации источника или группы источников должна была предшествовать исследовательская работа: предусматривалось полномасштабное источниковедческое изучение памятника, его исторического и культурного контекста, особенностей воплощения в нем исторической информации вообще и информации о Восточной Европе в частности. Публикацию оригинального текста предполагалось осуществлять по лучшему его современному изданию, при возможности производить издание или сличение текста по рукописям. Перевод на русский язык, являющийся одновременно и интерпретацией текста, предполагал точность и адекватность, максимально точное отражение особенностей терминологии и ономастики, сохранение (по возможности стилистических особенностей произведения. Тексту было решено предпосылать исследовательскую вводную статью, прежде всего, источниковедческого характера и сопровождать его обширным комментарием. Хронология публикуемых памятников была определена в рамках от момента, когда Восточная Европа попадает на страницы письменных текстов, т.е. с античного времени, и до конца XIII в.

Еще продолжались обсуждения структуры и состава Свода, когда началась работа над его первыми томами, и в 1977 г. идея Свода начала воплощаться в жизнь: вышел в свет первый том (Мельникова Е.А. 1977) под общей редакцией В.Т. Пашуто и Я.Н. Щапова (с 1985 г. свод издается под общей редакцией B.Л. Янина, заместитель ответственного редактора – Е.А. Мельникова).

Опубликованные к настоящему времени 26 томов красноречиво свидетельствуют о плодотворности начинания В.Т. Пашуто. Каждый том приносит новую информацию либо критически переосмысляет, уточняет и дополняет данные уже известных источников, происходящих из всех регионов Европы и Ближнего Востока.

Взаимоотношения античных колоний в Причерноморье с «варварскими» народами освещаются в шести выпусках Свода, включивших различные по типу, характеру и времени происхождения источники. Первый подробный и основанный на свидетельствах очевидцев обзор восточноевропейских народов – «Скифский логос» и другие фрагменты «Истории» Геродота составил один из первых томов Свода (Доватур А.И. и др. 1982). Впечатления римлянина от «северных варваров», отразившиеся в поэтических сочинениях Овидия, сосланного императором Августом в причерноморские Томы, вошли в следующий том Свода (Подосинов А.В. 1985). Опубликованы военные трактаты римского государственного деятеля, историка и географа Флавия Арриана, описывающие тактику войны с аланами и другими кавказскими народами – эти тактические приемы были проверены Аррианом, правителем Каппадокии, на собственном опыте (Перевалов С.М. 2010). Специфическую группу источников составляют памятники эпиграфики, имеющие важное значение для изучения истории античных городов Причерноморья, в том числе латиноязычные тексты из Херсонеса Таврического (Соломоник Э.И. 1983).

Памятники, отражающие географические взгляды позднеримского времени и описывающие Северное Причерноморье, изданы в двух томах, включающих тексты, восходящие к римской картографической традиции (Подосинов А.В. 2002), и фрагменты сочинений Плиния Старшего и Помпония Мелы (Подосинов А.В., Скржинская М.В. 2011). Эти два, дополняющие друг друга тома позволяют надежно воссоздать знания о Северном Причерноморье в Римской империи в I в. н.э. (тексты, основанные на так называемой «Карте Агриппы») и их рецепцию в Западной Европе вплоть до XII–XIII вв., когда была создана Певтингерова Таблица. Значительная часть текстов, как, например, «Космография» Псевдо-Этика, «Космография» Равенского анонима и др., впервые были опубликованы с переводом на русский язык и обширным комментарием.

Начиная с V–VI вв. лицом к лицу с переселявшимися на Балканский полуостров славянскими племенами оказались византийцы. Трактат «Об управлении империей» Константина, содержащий подробное описание плаваний росов в Византию и их «сурового образа жизни» составил один из трех «византийских» выпусков Свода (Константин 1989, 1991). Это было первое комментированное издание на русском языке важнейшего для ранней истории Руси источника, освещавшего социальную структуру и политическую организацию общества, системы управления, сбора податей и т.п.

Второй «византийский» выпуск Свода был посвящен сообщениям о народах юга Восточной Европы в «Хронографии» Феофана и «Бревиарии» Никифора – единственных византийских источниках VIII – начала IX в., освещающих этнополитическую ситуацию в Северном и Восточном Причерноморье (Чичуров И.С. 1980). Третий выпуск включает фрагменты «Истории» византийского историка XII в. Иоанна Киннама, отразившего русско-византийские отношения т ого времени, когда Русь уже сложилась как государственное образование и стала одной из ведущих держав средневекового мира (Бибиков М.В. 1997). Важной особенностью этого выпуска было то, что текст этого сочинения был впервые издан по древнейшему греческому списку памятника.

В IX в. к античным и византийским источникам присоединяются арабская историко-географическая литература, а также латиноязычные памятники из Восточно-Франкского королевства (позднее – Германии).

В многочисленных сочинениях исторического и географического характера (описания Земли, записки путешественников и т.п.) освещаются социально-политическое устройство, быт, культура народов Восточной Европы, прежде всего русов и славян. В трех томах Свода представлены эксцерпты из географических трудов арабских писателей X(XIV вв. (Калинина Т.М. 1988 , Коновалова И.Г. , ). Наряду с накоплением новой информации, арабская географическая литература обнаруживает глубокую традиционность: писатели XII–XIV в. не только опираются на труды своих предшественников, но и прямо воспроизводят (с минимальными изменениями) устойчивые описания, восходящие к несохранившимся произведениям IX в.: таковы рассказы об острове русов, о трех видах русов и др. В совокупности с данными древнерусских и других зарубежных источников они дают основание для реконструкции восточнославянского общества накануне образования Древнерусского государства и в самый ранний период его существования.

Западно- и центральноевропейские источники опубликованы в четырех выпусках свода. Тексты английского происхождения, начиная с рассказа норвежца Отара о его плаваниях в Бьярмию и вплоть до географических описаний Восточной Европы и Прибалтики XIII в., составили один из томов (Матузова В.И. 1979). Значительная часть источников впервые вводилась в контекст истории Руси и свидетельствовала о знакомстве и контактах с ней далекой Англии.

В томе Свода, охватившем немецкие латиноязычные источники с IX по XIII в., собраны ценнейшие сведения о связях Руси с Западной Европой и о политической истории древнерусских княжеств (Назаренко А.В. 1993). Значительное количество немецких источников было впервые переведено на русский язык и введено в контекст древнерусской истории. Наряду с детализацией хорошо известных связей Руси с Польшей и Германией, опубликованные в этом томе источники дали возможность выявить новые устойчивые направления контактов, обнаружить системность и последовательность во внешней политике Древнерусского государства уже в X в., в том числе с Германией. Формирование «западного» торгового пути, развитие русско-немецкой торговли, политические союзы и альянсы, закрепляемые в браках между русскими княжескими семьями и германскими правителями, обращение к германской (римской) церкви – таковы основные проявления этих связей.

Наконец, в еще одном томе опубликованы средневековые (до конца XIII в.) карты, на которых представлена Восточная Европа, – этот вид источников исследован в восточноевропейском контексте впервые (Чекин Л.С. 1999). Публикация карт в этом томе Свода основывалась на новом для всей международной традиции издания карт принципе: легенды на картах выносились в отдельный текст (с переводом на русский язык), что позволяло обстоятельно исследовать содержащуюся информацию, проследить ее накопление и выявить источники поступления новых сведений о Руси в Западную Европу. Особую ценность представляют «монастырские» карты XIII в. – Эбсторфская и Херефордская, отразившие обширную актуальную информацию, почерпнутую во время монгольского нашествия в Западную Европу и из сообщений путешественников и торговцев, посещавших Древнюю Русь после него.

Исследование западнославянских источников завершилось публикацией полного корпуса польских латиноязычных памятников (Щавелева Н.И. 1990) и фрагментов «Истории» Яна Длугоша, касающихся ранней истории Руси (Щавелева Н.И. 2004).

С рубежа X–XI вв. особую ценность для освещения социально-политической истории Древней Руси приобретают скандинавские источники. С самого начала распространения письменности в Скандинавии, с XI в., восточноевропейские сюжеты и темы насыщают памятники древнескандинавской литературы.

Источникам, происходящим из стран Северной Европы, посвящены восемь томов Свода. Древнейшие и особо ценные своей одновременностью событиям скандинавские (в большинстве своем шведские) рунические надписи составили первый том Свода (Мельникова Е.А. 1977). Он не только ввел в науку значительный комплекс сведений о русско-скандинавских связях XI в., но и привлек внимание археологов к надписям, выполненным руническим письмом, на предметах, находимых на территории Древней Руси. Значительное количество новых находок (амулетов, граффити на арабских монетах и др.) потребовало нового издания, в котором основное место заняли рунические надписи из Восточной Европы (Мельникова Е.А. 2001).

Как и в издании источников из других регионов, особое внимание было уделено исследованию места Древней Руси и народов Восточной Европы в «ойкумене викингов», отразившейся, наряду с сагами, в специализированных географических трактатах (Мельникова Е.А. 1986). Общие описания земли, равно как и разнообразные заметки географического содержания были впервые выделены из состава сборников и опубликованы как самостоятельные произведения, а также исследованы в своей совокупности.

Издание сообщений исландских саг потребовало разработки особых методов в силу специфики этого вида текстов. Это позволяло сопоставить варианты сообщения, установить степень их достоверности или недостоверности, установить источники информации (Джаксон Т.Н. , , ). Иной жанровый характер носят «саги о викингах», восходящие к устной традиции о деяниях скандинавов эпохи викингов, в том числе в Восточной Европе. Поэтому саги этого вида издаются в Своде целиком, а не во фрагментах, тем более что они никогда ранее не переводились на русский язык (Глазырина Г.В. , ). Однако при малой достоверности конкретных сообщений, эти саги являются чрезвычайно ценным источником – они воплощают устойчивые представления о Восточной Европе, сложившиеся в скандинавском обществе в эпоху викингов – в виде конкретных сюжетов – и существовавших в XIII–XIV вв. – в интерпретации этих сюжетов.

За годы своего существования Свод создал прочную и обширную источниковую основу, существенно дополняющую и расширяющую данные русских источников. Исследуемые в своей совокупности и в сопоставлении с сообщениями источников отечественных зарубежные источники освещают кардинальные вопросы ранней истории Руси и помогают воссоздать более или менее последовательную картину зарождения, становления и развития Древнерусского государства. Широкий хронологический диапазон дал возможность проследить этнокультурные и социально-политические процессы в их непрерывном единстве и последовательности.

Богатейшую информацию об истории и культуре Древнего Египта содержат многочисленные письменные источники. С тех пор как выдающийся французский египтолог Ж. Ф. Шампольон расшифровал секреты иероглифической письменности, ученые нашли, перевели и прокомментировали огромное количество различных письменных памятников.

Для историка представляют интерес прежде всего исторические сочинения древних египтян, понимание ими собственной истории. Сохранились остатки древнейшей летописи на большой плите, хранящейся сейчас в Палермо (Сицилия) и получившей название Палермского камня. Летопись дает краткое перечисление царствующих фараонов, начиная с додинастического периода до V династии, упоминает наиболее крупные походы, катастрофические разливы Нила.

Памятником исторического характера являются «Анналы Тутмоса III» (XVIII династия), записанные на стенах храма Амона-Ра в Карнаке (г. Фивы) придворный писец перечислил важнейшие события царствования и военные походы Тутмоса III. «Анналы Тутмоса III» написаны хорошим литературным слогом, оснащены яркими сравнениями, имеют продуманную композицию.

Одним из лучших образцов исторической мысли древних египтян является сочинение жреца Манефона (Мер-не-Тхути), написанное в IV-III вв. до н. э. Манефон был знаком с принципами греческой историографии и написал свой труд на греческом языке, но он пользовался местными архивами и изложил историю Древнего Египта с древнейших времен. «История» Манефона сохранилась в небольших отрывках, но даже они свидетельствуют о ее больших достоинствах. Труд Манефона содержит не сухой перечень событий, в нем дано связное изложение внутренней и внешней политики отдельных фараонов и их династий. Как жрец Манефон считает волю богов определяющим началом всех исторических событий, но довольно редко ссылается на их вмешательство. Заслугой Манефона было объединение по признаку родства или особенностям внутренней политики нескольких сотен фараонов в 30 династий, которые им в свою очередь были разделены на три декады по 10 династий. Эта классификация послужила основой для современной периодизации истории Древнего Египта и выделения ее важнейших Периодов, в частности периодов Древнего, Среднего, Нового и Позднего царств.

Ценнейшими источниками являются документальные материалы и юридические тексты, дошедшие как в виде отдельных документов, так и в виде целого их собрания в каком-либо архиве. Можно назвать несколько крупнейших архивов, сохранившихся до нашего времени. Наиболее древним является архив, найденный в храме царя Нефериркара (V династия, XXV-XXIV вв. до н. э.). В нем хранились описи имущества, штатного расписания храмового персонала, выдачи продуктов питания и вещей со складов и др. Данные этого архива хорошо дополняют найденные в Коптосе указы фараонов Древнего царства о наделении храмов привилегиями, в частности об освобождении храмового персонала от дополнительных работ в пользу царя.

Один из богатейших архивов был найден при раскопках города Ахетатона (совр. Эль-Амарна) - столицы фараона-реформатора Эхнатона. В нем обнаружено свыше 350 документов, написанных клинописью на аккадском языке, международном дипломатическом языке середины II тысячелетия до н. э. Среди них переписка фараонов Аменхотепа III и Эхнатона, членов царской семьи с правителями государств Сирии, Финикии, Палестины, Малой Азии, Вавилонии, которые характеризуют сложную международную обстановку на Ближнем Востоке в середине II тысячелетия до н. э., дипломатические отношения, технику ведения переговоров, формирование и распад объединений различных государств.

Дополнением к дипломатическим материалам эль-амарнского архива служат сохранившиеся тексты договора (1280 г. до н. э.) между Египтом и другой великой державой Передней Азии начала XIII в. до н. э.- Хеттским царством. Тексты этого договора сохранились в нескольких экземплярах. Египетский текст выбит на стенах храма Амона-Ра в Карнаке и на стенах заупокойного храма фараона Рамсеса II (в Рамессеуме).

В гробнице Рехмира, одного из везиров фараона Тутмоса III, найдена подробная инструкция служебных обязанностей верховного советника и приведены ценнейшие данные о центральном государственном аппарате эпохи XVIII династии.

О завоевании Египта кушитским царем Пианхи подробно повествуется на стеле Пианхи, поставленной в городе Напате (между четвертым и пятым нильскими порогами). Текст составлен в духе победных египетских надписей, написан хорошим литературным языком, проникнут определенной авторской концепцией, имеет продуманную композицию.

Сохранились и многие другие документальные материалы: краткие надписи на царских печатях эпохи Древнего царства, данные переписи населения и обмера земель Египта (XII династия), список заключенных в фиванской тюрьме, документы, оформляющие куплю-продажу имущества, земли, рабов, протоколы допросов и материалы следствия о заговорах во дворце, строительные надписи и многие другие. Многочисленные документальные данные - надежная основа для восстановления египетской истории.

Распространенным видом египетской литературы являются также поучения и пророчества. Как правило, они написаны конкретными авторами, чьи имена дошли до нашего времени. «Поучения» можно разделить на два разряда: «поучения» фараонов, написанные от их имени (например царя Ахтоя или фараона-основателя XII династии Аменемхета I, содержащие советы по управлению страной и являющиеся политическими сочинениями с большой информацией о внутреннем и внешнем положении египетского государства) и «поучения» частных лиц («Поучение Ахтоя» о преимуществах профессии писца перед другими), «Поучение Аменемопе», в котором отец дает наставление своему сыну). Особой разновидностью литературы стали пророчества, наиболее известные из которых «Речение Ипусера» и «Речение Неферти». «Речения» представляют собой описание грядущих несчастий в случае уничтожения привычного порядка и принятого строя жизни..

Произведения художественной литературы, например, «Повесть о красноречивом крестьянине», «Рас-Синухета», сказки «О двух братьях», «О правде и кривде», сказания о фараоне Хуфу, несмотря на наличие художественного вымысла и сказочные мотивы, довольно реалистично описывают быт, занятия египтян, их профессии, произвол царской администрации и содержат интересные данные из жизни египетского общества. Среди сказочных сюжетов были довольно популярными сказания о далеких морских путешествиях. Ярким примером является «Сказка о потерпевшем кораблекрушение». В ней описывается далекая морская экспедиция, во время которой буря уничтожила корабль, а сам герой был выброшен на неведомый остров, наполненный всевозможными плодами и богатствами; на острове царствовал огромный и добрый змей. Описания заморских приключений пополняют наши сведения о внешних связях Египта, особенно усилившихся в эпоху Нового царства. Видимо, такие сказания создавались на основе рассказов путешественников, которых правительство посылало в далекие страны с официальными порученными. Сохранились отчеты о реальных экспедициях («Путешествие Уну-Амона в Библ», XI в. до н. э.).

Дошло до нас и множество произведений религиозного характера Древнейшие сведения о египетской религии содержат так называемые «Тексты пирамид», т. е. надписи богословского характера, написанные на стенах внутренних помещений пирамид фараонов V-VIII династий (XXIV-XXII вв. до н. э.). Во времена Среднего царства появляются тексты аналогичного содержания на стенках деревянных саркофагов, принадлежавших вельможам. «Тексты пирамид» и «Тексты саркофагов» наряду с другими религиозными текстами послужили основой для составления одного из главных произведений древнеегипетской религии - «Книги мертвых», содержащей описание многочисленных обрядов, заклинаний и молитв, позволяющих умершему благополучно пройти суровые испытания в загробном мире, чтобы достичь вечного блаженства на «полях Иалу» (сродни Елисейским полям в греческой мифологии).

В целом многочисленные письменные источники позволяют воссоздать историю, жизнь и культуру Древнего Египта с достаточной полнотой. Однако в то же время историю невозможно изучать без археологических материалов, памятников материальной культуры, необычайно разнообразных и благодаря современным методам исследования дающих богатую информацию о его истории и культуре. Огромное количество отдельных категорий вещей (керамики, посуды, предметов быта и культа, орудий труда, статуй, рельефов, фресок и др.) хранится во многих музеях мира. Особую ценность представляют большие археологические комплексы: пирамид, городов, храмов, крепостей, морских портов, некрополей. Также большую ценность представляют захоронения мумий фараонов Нового царства, которые были изъяты из своих первоначальных погребений и тайно перезахоронены в скалах Дейр-эль-Бахри (к западу от Фив) при XXI династии, чтобы предохранить мумии фараонов от надругательства грабителей. Обнаруженные в тайнике мумии фараонов позволяют с помощью современных методов исследования установить физический тип, болезни, возраст египетских владык и другие данные, важные для уточнения хронологии правления.

Значительную информацию дают раскопки древнеегипетских городов. Наиболее древним археологически исследованным городом является город Энхаб - предполагаемая столица верхнеегипетского царства (конец IV- начало III тысячелетия до н. э.). Со времени Среднего царства сохранились остатки города Иллахуна (или Ка-хуна) у входа в Фаюмский оазис, построенного по плану с делением на жилые кварталы с однотипными жилищами для средних прослоек и особняками для знати. Одним из лучших памятников египетского градостроительства является столица фараона Эхнатона - город Ахетатон в средней части Верхнего Египта (совр. Эль-Амарна), представленная обширным царским дворцовым комплексом, храмами Атона, особняками знати, административными зданиями, жилыми кварталами, пристанями и некрополем. Город Ахетатон, построенный в короткий срок по специально разработанному плану, был покинут вскоре после смерти Эхнатона и заброшен, что и определило его хорошую археологическую сохранность.

Величественными памятниками монументального строительства являются многочисленные храмы, обнаруженные в огромном количестве в разных местах. Из них можно назвать заупокойный храм при пирамиде Джосера (III династия), храмы бога Ра, возведенные в Абусире и Бубастисе (V династия), храмово-погребальный комплекс Ментухотепа I (XI династия) в Дейр-эль-Бахри и грандиозный храм Амона-Ра в Фивах (в Луксоре и Карнаке).

В распоряжении современных ученых имеется огромный материал различных категорий источников, который позволяет изучать и реконструировать многие стороны египетской цивилизации.

жизнь и плодородие земле и живым созданиям, предоставили Инанне роль, которая в других ми­фологических системах обычно выпадала на долю мужского божества. Инанна - дочь Энки или Наи­ны и сестра или супруга солнца, которую собратья обошли при первоначальном разделении обязанно­стей. В ответ на ее жалобы боги даруют ей дивную красоту и способность сеять раздор, разжигать распри и войны. Как богиня планеты Венера, Инан­на обозначалась звездой с восемью лучами; другой ее атрибут - лунный серп в виде рогов. Инанна - воплощение чувственной любви и таинственных сил природы. С ее именем связаны самые увлекатель­ные и искусные по композиции сказания. Мифоло­гический цикл «Инанна - Думузи», повествующий о любви богини и пастушьего бога, содержит мно­жество лирических песен, которые исполнялись на празднестве священного брака между царем и вер­ховной жрицей. Инанна как истинно природное бо­жество обречена проходить круговорот умирания - воскрешения в своем ежегодном путешествии в под­земное царство. Лишенная там своей волшебной силы и пораженная «взглядом смерти» подземной богини Эрешкигаль, Инанна будет вынуждена ради спасения разделить пребывание под землей со сво­им супругом Думузи. Так шумерская Венера обре­тает черты еще по меньшей мере двух знаменитых божеств, известных нам по египетской и греческой мифологии: Осириса и Персефоны.

Именно такой жизненный круг проходит аккадс­кая богиня Иштар (Астарта), попадающая однаж­ды в «страну без возврата». Со II тыс. до н. э. культ Инанны распространяется у хурритов и хеттов, где она отождествляется с местными богинями. Вобрав в себя некоторые черты обрядов, посвя­щенных Великой матери, культ богини типа Инан-ны-Иштар воплотил в себе важнейший мифологи­ческий мотив - повествование об умирающем и воскресающем божестве, чья загадочная гибель оказывается сплетенной с темой неумирающей природной силы, возрождения и возвращения вес­ны. Такова же и западносемитская богиня Астарта, воительница и «госпожа колесниц», владычица любви и морской стихии, почитавшаяся не только в утаритской мифологии, где впервые встречается упоминание о ней, но и у египтян и финикийцев. В Древнем Египте она отождествлялась с богиней Сехмет либо представала под своим собственным именем; в Карфагене ее образ повлиял на пред­ставления о крылатой богине Таннит. Культ женс­ких божеств, подобных Инанне-Астарте, был свя­зан с оргиастическими празднествами во имя плодородия, включавшими не только экстатичес­кие обряды, но нередко и самоистязания в каче­стве жертвы богине. Иннана-Иштар к тому же


еще и соединительное звено между космологичес­кими и героическими мифами. Одно из известней­ших сказаний шумеро-аккадского цикла повеству­ет о ее попытках добиться любви Гильгамеша, величайшего из героев эпоса «О все видевшем».

Множество культур и царств, вплоть до Кипра и Греции, приняли этот тип женского божества в свой пантеон, и далеко не случайно с такой оже­сточенностью вели борьбу с астартическим куль­том иудейские пророки, создававшие великую ре­лигию единого Бога.

Круг вавилонских божеств в целом весьма близок шумеро-аккадским. Главный его персонаж - «бо­жественный господин Вавилона» - Мардук, став­ший центральным божеством в период правления Хаммурапи. Мардук - владыка мирового порядка, мудрости, врачевания; судья, отец и повелитель остальных богов. Однако не он является самым старшим в вавилонском пантеоне. Прародительни­цей богов, удивительно похожей на древнегречес­кую Гею, является богиня довременного мирового хаоса Тиамат, некогда побежденная Мардуком. Пос­ледний же, подобно греческому Зевсу, возглавляет создание подчиненного законам Космоса, в частно­сти, создавая таблицы мировых судеб. Впослед­ствии эта роль достается его сыну Набу, богу наук и письменности. Мардук изображался в виде змеи с головой грифона, его обязательными атри­бутами были палка с кольцом и бумеранг. В число вавилонских божеств входили также царь подзем­ного мира Нергал и повелитель, защитник людей, бог счастливой войны, создатель скотоводства, строитель и целитель Нинурта.

В вавилонской эпико-мифологической литерату­ре господствует образ бога-воителя, поражающего чудовище, - в отличие от литературы шумерс­кой, где этот подвиг совершается смертным героем. В шумеро-аккадской, но еще более ярко - в ва­вилонской мифологии возникает характерный сю­жетный мотив, устанавливающий взаимосвязь ми­ровых судеб и подземного царства. Таблицы судеб, которыми владеют боги, определяют движение мира и мировых событий. Пишутся они в подзем­ном, загробном мире. Основу судеб составляют мо­гущественные силы и законы, называемые в ми­фологии Востока «ме». В мифах перечисляются «ме», представляющие все области жизни и куль­туры древней цивилизации: царские и жреческие функции, знаки власти, моральные установления, искусства и ремесла и т. д.

Религиозно-мифологические представления жи­телей Древнего Двуречья прямо воздействовали на формирование их искусства. Мир мифологичес­ких сказаний, тесно переплетенный с записями об исторических победах царей и героев, нашел отра­жение в монументальных каменных стелах, по-

Источники по истории Древнего мира.

Источники письменные и археологические.

Археологические: Рим (Помпеи), Парфенон (Афины), Египет (пирамиды).

Письменные: исторические (анналы – вид хроники, отличающийся более сжатой формой изложения событий), религиозные, юридические (законы), научные (тексты древней медицины, географии), художественные, хозяйственные тексты. Эпиграфика (надписи на твердых материалах).

10. Значение раскопок для древнейшей истории

В XIX в. историческая наука обогатилась громадной массой знаний, благодаря изучению вещественных памятников исторических народов глубокой древности, с каковою целью были предприняты также раскопки на местах древних городов. Развалины храмов, дворцов, усыпальниц в странах древнего Востока, равно как и мелкие предметы, найденные при раскопках, не только свидетельствуют сами по себе о степени культуры сделавших их людей, но получают еще особое значение потому, что были покрыты изображениями и надписями. Письмена, на которых сделаны эти надписи, удалось ученым после массы потраченного труда и остроумия разобрать, и теперь они читаются, открывая перед нами знание эпох, о которых не сохранилось известий книжного характера. Археологические раскопки подобного рода имеют и еще одно значение. Нахождение в одном месте предметов, сделанных в других местах (или по образцу этих предметов), свидетельствует о сношениях между такими народами или о влияниях народов одних на другие в такие времена, о которых не сохранилось никаких письменных известий, или же указывают на совершавшиеся народами переселения.

11. Миграции народов

Исторические народы не всегда жили на тех местах, где их застает история. Некоторые народы считали себе исконными уроженцами (автохтонами) своих стран, но другие сохраняли память о том, что некогда они жили в других местах и лишь впоследствии переселились в данную страну. Предания о таких переселениях, или миграциях мы находим у многих народов, хотя предания эти, как и вообще предания о ранних временах, обыкновенно полны вымыслов. Подобные переселения и расселения народов по новым местам происходили и в доисторические времена, и на всем протяжении истории. Народы, похожие один на другой по физическому типу, по языку и т. п., оказываются иногда отрезанными один от другого большими пространствами, что свидетельствует о бывших когда-то миграциях. При этом, конечно, пришельцы всегда в большей или меньшей степени смешивались с туземцами. Одним из средств узнать древнейшие расселения народов является сравнительное языкознание.

12. Значение лингвистики и фольклора для знания исторического времени

Человеческая речь есть один из самых старых памятников истории. Хотя звуки слов с течением времени и изменяются, науке о языке, или лингвистике нетрудно бывает уловить законы этих изменений. В XIX в. ученым удалось доказать, что многие языки находятся в родстве между собою и что в таком случае они происходят от одного общего корня. Этим устанавливается и родство и общее происхождение народов, говорящих на этих языках, как бы ни была велика чуждая к ним примесь. С другой стороны, если у разных родственных народов мы находим одно и то же исконное слово (т.е. не заимствованное, что ученые умеют отличать), то из этого можно вывести заключение, что это слово унаследовано ими от общих предков, а раз у последних было данное слово, то существовало и понятие, им обозначаемое. Таким путем мы можем составить себе известное представление о быте доисторических предков этого народа. Кроме лингвистики, помогает осветить древнейшую жизнь и фольклор, как принято называть теперь изучение народных песен, пословиц, загадок, игр, обрядов, обычаев и т. п. Оказывается, что многое здесь очень древнего происхождения и что в форме, например, игр сохранились следы языческих культов, а в обрядах – отражения давно минувшего быта. В современной науке принято называть такие случаи бессознательного сохранения следов давно исчезнувших форм жизни переживаниями или пережитками. Например, существование в свадебном обряде притворного похищения невесты указывает на то время, когда брак совершался путем насильственного увода девушек и т. п.

13. Помощь антропологии

Решению разных вопросов, касающихся доисторических времен, помогает еще особая наука, известная под именем антропологии. Эта наука изучает человека, взятого со стороны его физического строения и вида (скелет и череп, цвет кожи и волос и т. п.), которые не у всех народов одинаковы. Антропология делит род человеческий на отдельные расы (которых принимается главным образом три: белая, желтая и черная) и между прочим определяет принадлежность народа к той или другой расе по особенностям черепа. В могилах доисторического времени и исторических эпох находят много человеческих костей, преимущественно черепов, и по ним ученые определяют, к каким народам или расам могли принадлежать люди, оставившие по себе следы в изучаемых местах погребения. Кроме того, сделанные человеческими руками изображения людей (или богов в человеческом образе) помогают равным образом разбираться в антропологических вопросах истории, потому что тоже указывают на известные физические типы, которые воспроизводились в этих изображениях.

14. Значение исторических преданий

Пока не существовало научных пособий антропологии и археологии, лингвистики, фольклора и изучения быта дикарей, при определении древнейшей истории народов приходилось довольствоваться почти исключительно собственными их преданиями, в которых истина всегда перемешивается с вымыслом, а иногда даже и совсем им затемняется. Но и независимо от того, что в подобных сказаниях хранятся отголоски действительных событий, предания народа составляют часть ею миросозерцания, а потому характеризуют его духовную физиономию. Наконец, многие поэтические сказания обнаруживают свое происхождение от более древних мифов и потому входят в состав фольклора. Древние историки, не бывшие очевидцами описываемых событий или не имевшие о них достоверных письменных известий, писали большею частью на основании народных поэтических сказаний, и так называемой исторической критике, стоило немалого труда определить, когда же письменные известия о древних временах получают хотя бы некоторую только достоверность.

15. Ненадёжность древнейшей хронологии

Трудный вопрос в древнейшей истории каждого народа – точное определение времени совершавшихся событий. Современные христианские народы ведут свое летосчисление (хронологию) от Р. X., но у древних народов общего счета годов не было, да и отдельные народы не всегда имели определенную хронологическую систему. Вместе с этим многие события приурочивались к тому или другому времени лишь гадательно и приблизительно. Вот почему ученые не всегда согласны между собою в древнейшей хронологии, и, например, в определении древности достоверной истории Египта историки расходятся между собою на тысячу и больше лет.

Как вы уже знаете, исторические источники делятся на две большие группы: вещественные (материальные) и письменные. К первым относятся руины древних построек, некрополи, дошедшие до нас произведения искусства, утварь, монеты и т.п.; подобные источники зачастую извлекаются во время археологических раскопок. Археологические источники очень важны для истории древнего мира, иногда по ним фактически восстанавливают целую эпоху (как в случае с крито-микен- ской цивилизацией).

Письменные источники делятся на несколько видов: эпиграфические источники (надписи), документы, литературные сочинения. Последние включают в себя ряд подвидов: исторические сочинения, художественную литературу, философские и научные сочинения.

Самые ранние греческие литературные произведения, дошедшие до нас, - это поэмы «Илиада» и «Одиссея», приписываемые античной традицией Гомеру (конец IX - VIII в. до н. э.). В них присутствуют отзвуки реальных исторических событий прошлого, а также содержится описание общества, институтов, быта эпохи, современной создателю поэм. Другая эпическая поэма, ценный исторический источник по истории периода архаики, - «Труды и дни» беотийского поэта Гесиода, - появилась на рубеже VIII-VII вв. до н. э. Источником по истории архаической Греции служит и ранняя лирика, в которой отражены такие темы, как социальная борьба, тирания, колонизация. Например, стихи писал известный афинский реформатор Солон, запечатлевая в них раздумья о положении дел в государстве, мечту о «бла- гозаконии». Благодаря дошедшим до нас строкам поэта Архилоха мы узнаем об участи наемника, быте островной Греции. Знаменитыми поэтами с Лесбоса были Алкей и Сапфо, из их стихов нам известны некоторые подробности происходивших тогда на этом острове политических событий. Чаяния и боль теряющей былую власть аристократии выразил Феогнид Мегарский.

В конце архаического периода рождается проза. Первые прозаики - логографы, записывающие местные устные предания, когда миф еще не отделен от истории. Самые известные из логографов - Гекатей Милетский (кон. VI - нач. V в. до н. э.), автор «Описания земли», «Родословных», и Гелланик Лесбосский (первая половина V в. до н. э.), которому принадлежали «История Аттики» («Аттида»), «Троянская история», «Персидская история». Произведения логографов до нас не дошли, только упоминания, отдельные цитаты у поздних авторов.

Логографы -

  • 1) первые греческие прозаики, авторы исторических хроник, записывающие устные предания, мифы (об основании городов, происхождении племен и т.п.);
  • 2) платные составители речей для тяжущихся в афинском суде, обычно - известные ораторы.

По праву первый историк, «отец истории», - Геродот из Галикарнаса (ок. 485/484 - 425 гг. до н. э.). Бежав из родного города после неудачного выступления против местного тирана, он обосновался на острове Самос. Вскоре любознательный галикарнасец пустился в длительные путешествия, посетив Египет, Междуречье, Финикию, Малую Азию, Северное Причерноморье. Объездил будущий историк и всю Грецию, и острова Эгеиды, подолгу жил в Афинах и был близок к кружку, который возник вокруг лидера афинской демократии Перикла и куда входили такие выдающиеся деятели культуры, как философ Анаксагор, скульптор Фидий, поэт Софокл. В 444 г. до н. э. историк принял участие в основании общеэллинской колонии Фурии на юге Италии (это была инициатива Афин). Вероятно, уже живя в Фуриях, Геродот предпринял путешествие по западному Средиземноморью. Над «Историей Грекоперсидских войн» - сочинением, доставившим Геродоту славу «отца истории», - он начал работать, по-видимому, еще во время странствий, но написана она была в Афинах. Дописывал «Историю» Геродот уже на новой родине, но завершить ее не успел: изложение внезапно обрывается на событиях 478 г. до н. э.

Вопрос для размышления

Нередко Геродота называют «отцом» не только истории, но и этнографии. Как вы думаете, почему? Согласны ли вы с этим мнением?

же они называют голубку черной, то этим указывают на то, что женщина была египтянкой.

Перевод Г. А. Стратановского

Главные источники Геродота - собственные сведения, почерпнутые во время путешествий из расспросов очевидцев, сведущих людей, жрецов, просто местных жителей. Использовал он при написании своего труда и документы (и не только греческие), изречения оракулов, а также сочинения предшественников - поэтов и логографов. От последних Геродота отличает более зрелое отношение к своему труду, он не только описывает события, но и пытается раскрыть их причинно-следственные связи. Историческая критика у него еще слаба: Геродот верит в легенды и мифы, но заявляет, что считает своим долгом записывать все, что слышал, но не считает долгом всему верить. С большой симпатией Геродот относится к Афинам, сдержанно-объективно - к Спарте, враждебно - к Фивам. В целом автор доброжелателен, толерантен по отношению к различным племенам и народам, относится к ним без неприязни, с любопытством. Интересны рассуждения Геродота о причинах победы греков в греко-персидских войнах. Главное различие между варварами и эллинами в том, что последние - не чьи-то подданные, а свободные граждане. Победу грекам принесла любовь к свободе, поэтому они одержали вверх над значительно превосходящими по численности вражескими полчищами. Неслучаен и решающий вклад Афин в дело освобождения греков, ибо именно в афинской демократии наиболее полно была реализована идея свободы.

Младший современник Геродота - Фукидид (460-396 (?) гг. до н. э.), сын Олора, - считается основоположником критического метода в исторической науке. Был он родом из афинской аристократической семьи, состоящей в родстве с фракийскими царями. Во время Пелопоннесской войны между Афинским морским союзом и Пелопоннесской лигой, в 424 г. до н. э., в качестве одного из афинских стратегов Фукидид должен был защищать от спартанцев владения афинян на фракийском побережье. Но будущий историк не смог помешать спартанскому военачальнику Брасиду захватить важнейший опорный пункт афинян г. Амфиполь: в Афинах против Фукидида был начат судебный процесс, и, вероятно, не дожидаясь его исхода, он отправился в добровольное изгнание. За это наука должна быть в вечном долгу перед афинским демосом, склонным за малейшие неудачи привлекать своих полководцев к судебной ответственности: Фукидид, лишенный возможности участвовать в политических и военных событиях, посвятил себя творчеству, результатом чего стало создание одного из величайших исторических сочинений в мировой литературе - «Истории Пелопоннесской войны». По окончании войны историк смог вернуться на родину, но, к сожалению, не успел закончить свой исторический труд: изложение доведено до 411 г. до н. э., рассказ обрывается как бы на полуслове при описании войны в проливах осенью этого года.

Прочитайте отрывки из четвертой книги «Истории» Фукидида, в которых автор говорит о самом себе как об одном из афинских стратегов. Как описаны эти события? Как вам кажется, объективно ли изложен их ход? Какую характеристику дает себе Фукидид?

IV, 102. В ту же зиму Брасид выступил в поход на Амфиполъ, афинскую колонию на реке Стримоне. <...>

  • 104. Так как Брасид перешел через реку совершенно неожиданно для горожан и многие жители за городом попали в плен, а другие бежали в городское укрепление, то амфиполиты пришли в смятение. <...>Между тем противная партия, численно превосходившая изменников, помешала им немедленно открыть городские ворота врагу. Она отправила к Фукидиду, сыну Олора, просьбу о помощи городу. Фукидид при этом известии быстро отплыл с семью кораблями, которые у него были, чтобы успеть занять Амфиполь еще до сдачи города врагу или, по крайней мере, Эйон.
  • 105. <...>Брасид, опасаясь прибытия на помощь кораблей из Фасоса тому же, узнав, что Фукидид имеет право разработки золотых рудников в этой части Фракии и потому является одним из самых влиятельных людей на материке), решил во что бы то ни стало овладеть городом до прибытия Фукидида. Его тревожило также, как бы народ Амфиполя не отказался от капитуляции: ведь с прибытием Фукидида жители могли надеяться, что он со своей эскадрой и набранным во Фракии войском спасет их. <...> Брасид предложил условия сдачи города, объявив через глашатая: всем местным жителям он разрешает остаться в городе <...> если же кто не желает остаться, может уйти в течение 5 дней, взяв с собой свое имущество.
  • 106. После того как эти условия были объявлены, настроение большинства горожан переменилось. <...>Афиняне были рады уйти из города, где им угрожала большая опасность, а на помощь извне так скоро они не могли рассчитывать. <...> горожане приняли Брасида в город на предложенных условиях. Фукидид между тем еще в тот же день поздно вечером со своей эскадрой прибыл в Эйон. <...>
  • 107. После этого Фукидид сделал все необходимое для безопасности Эйона <...>. Брасид же внезапно спустился по реке, чтобы по возможности захватить косу, выступающую от стены в море, и таким образом добиться господства над входом в гавань. Одновременно он сделал попытку атаковать город с суши, но обе попытки были отбиты. Затем он возвратился и стал укреплять Амфиполь.

Перевод Г. А. Стратановского

Суть критического метода Фукидида: строить исследование, опираясь на свидетельства источников, отделяя достоверное от вымысла и лжи, отыскивая истину. Историк был также блестящим мастером реконструкции событий с использованием различных источников: письменных, археологических, этнографических. Важное место в «Истории» Фукидида занимают речи. Составленные по всем правилам софистического риторического искусства, они служат средством характеристики тех исторических персонажей, в чьи уста вложены, кроме того, они рисуют живую и довольно точную картину политической борьбы в греческих полисах. Политический идеал самого историка - умеренная демократия, уравновешенное смешение демократических и олигархических элементов в виде, например, существовавшего короткое время в Афинах после падения режима 400 олигархов в 411 г. правления 5 тыс. состоятельных граждан-гоплитов.

Ксенофонт (ок. 430 - после 356 г. до н. э.) - афинский историк и писатель, ученик Сократа. Судя по скудным данным о первой половине жизни Ксенофонта (до окончания Пелопоннесской войны), родом он был из семьи состоятельной и вращался в аристократических кругах, враждебно относившихся к афинской демократии и с симпатией - к Спарте. После восстановления демократии в Афинах (401 г. до н. э.) Ксенофонт покидает родину и поступает на службу в качестве наемника к персидскому царевичу Киру Младшему, силой попытавшемуся отнять престол у своего брата Артаксеркса. После гибели Кира Ксенофонт стал одним из военачальников отряда из 10 тыс. греческих наемников, возвращавшегося на родину в беспримерном марше по вражеской территории. Этому походу посвящено его сочинение «Анабасис» («Восхождение»). В середине 90-х гг. IV в. до н. э. Ксенофонт сблизился со спартанским царем Агесилаем, который стал для него любимым героем. Своего кумира афинский историк сопровождал в ряде военных кампаний, в том числе против коалиции греческих городов, в которую входили и Афины (Коринфская война); за это на родине Ксенофонт был приговорен к изгнанию. Много лет афинский изгнанник провел в подаренном ему спартанцами поместье в Элиде близ Олимпии, где наслаждался прелестями сельской жизни, охотой, а на досуге писал и принимал друзей. После того как в 371 г. до н. э. фиванцы разбили спартанцев в битве при Левктрах, Ксенофонт вынужден был переселиться в Коринф, где и скончался спустя несколько лет. В числе его сочинений - «Греческая история»; Ксенофонт как бы продолжает неоконченный труд Фукидида, описывая события с того самого места, на котором последний прервал повествование (с 411 г. до н. э.), и доводит рассказ до 362 г. до н. э. (битва при Мантинее). Особенно во второй части этого сочинения чувствуется пристрастное отношение автора к Спарте, чье общественное устройство он считал образцовым (об этом см. его «Лакедемонскую политию»), В «Киро- педии» («Воспитание Кира»), первом историческом и одновременно педагогическом романе в мировой литературе, Ксенофонт описал воспитание и жизнь идеального правителя - Кира Старшего (Великого), основателя персидской державы Ахеменидов. Другому идеальному царю и другу посвящено небольшое панегирическое сочинение «Аге- силай», написанное после смерти последнего. Идеалом гражданина и мудреца для историка был его учитель Сократ, памяти которого он отдает дань в «Сократических сочинениях»: «Меморабилии, или Воспоминания о Сократе», «Апология, или Защита Сократа на суде», «Пир». В «Домострое», где Сократ - также одно из главных действующих лиц, Ксенофонт дает советы по рациональному ведению домашнего хозяйства. Кроме того, афинский историк написал еще целый ряд трактатов на самые разнообразные темы: в «Доходах» даются советы афинянам, как улучшить сбор налогов, в трактате «О верховой езде» - практические рекомендации по уходу за лошадьми, в «Кинегетике» («Об охоте») восхваляется охота с собаками и т. д. Язык и литературный стиль Ксенофонта высоко ценился: его называли «аттической пчелой», так как речь его была слаще меда. Как историка многие современные исследователи ставят Ксенофонта ниже Фукидида, упрекая его в тенденциозности и сознательном замалчивании роли фиванских полководцев, заклятых врагов спартанцев.

Из греческих историков, относящихся к эллинистической и римской эпохам, чьи труды до нас дошли, самым популярным (и поныне) автором является Плутарх (ок. 46 - ок. 120 гг.). Родом из города Херонеи (Беотия), он, закончив образование в Афинах, путешествовал, общался со многими выдающимися людьми, в том числе с императором Траяном. Предположительно конец жизни Плутарх провел в родной Херо- нее, где сочетал публичные лекции и выступления на различные, главным образом морально-философские, темы с интенсивными литературными занятиями. Из огромного писательского наследия ученого (около 250 трудов) сохранилась примерно треть. Этические и морализирующие сочинения объединены в сборник под названиям «Моралии». В него вошли множество трактатов на самые разнообразные сюжеты: «Наставления супругам», «О воспитании детей», «Наставления о государственных делах», «О музыке», «О суеверии», «О доблестных деяниях женщин» и т. д. Но самым известным сочинением Плутарха, принесшим ему мировую славу, были его «Сравнительные жизнеописания» - параллельные биографии выдающихся греков и римлян. Объединяя героев в пары, греческий историк следовал принципу сходства в их нравах или судьбе: Тесей и Ромул, Кориолан и Алкивиад, Александр Македонский и Цезарь, Демосфен и Цицерон и т. д., всего 23 пары биографий и четыре непарных (персидского царя Артаксеркса, стратега Ахейского союза Арата, римских императоров Гальбы и Отона). Плутарх - в первую очередь биограф, а потом уже историк: его интересуют характер, индивидуальные качества героев и перипетии их судьбы, иногда он отклоняется от исторической точности ради литературного эффекта. Однако «Сравнительные жизнеописания» содержат множество драгоценных сведений по истории античных Греции и Рима. Плутарх как человек весьма ученый при работе над сочинениями пользовался обширным списком литературы, из которой до нас мало что дошло; его сочинения до сих пор - увлекательнейшее чтение для всех, кто неравнодушен к истории.

Помимо исторических сочинений исследователи при реконструкции и изучении истории Древней Греции пользуются произведениями художественной литературы, речами ораторов и сочинениями античных философов и ученых. Великие афинские трагедиографы V в. до н. э.,

Эсхил, Софокл, Еврипид, хотя и писали пьесы на мифологические сюжеты, но затрагивали и обсуждали в них многие актуальные вопросы тогдашней афинской политической жизни: например, отголоски споров вокруг реформы Ареопага можно уловить в «Эвменидах» Эсхила (трилогия «Орестейя»), где изображен суд Ареопага. Такие пьесы Еврипида, как «Андромаха», «Гекуба», в которых рисовались отрицательные образы спартанских правителей, отражали вражду между Афинами и Спартой, вылившуюся в Пелопоннесскую войну. Иногда сюжетом трагедии становилось вполне реальное событие, как в недошедшей до нас трагедии «Взятие Милета» Фриниха или в «Персах» Эсхила, посвященных греко-персидским войнам. В отличие от трагедии, Древняя комедия всегда откликалась на актуальные и злободневные темы, а в ее действующих лицах афинские зрители легко узнавали своих полководцев, политиков, ораторов и просто соседей. Все комедии Аристофана (ок. 445 - ок. 386 гг. до н. э.) - прекрасный источник о быте, нравах, политической борьбе, интеллектуальных спорах в Афинском государстве конца V - начала IV в. до н. э.

Ценным источником по общественной и частной жизни, политической борьбе, семейным отношениям, экономике, международной политике Афинского государства служат речи афинских ораторов - это около 110 речей (полностью или в отрывках), произнесенных в суде, и около 20 - в народном собрании, покрывающих период примерно с конца 20-х гг. V в. до 322 г. до н. э. Эти речи в древности приписывались группе авторов, входивших в сложившийся в эпоху эллинизма канон десяти лучших афинских ораторов: Антифонт, Андокид, Лисий, Исократ, Исей, Эсхин, Демосфен, Ликург, Гиперид и Динарх.

Размышления Платона (ок. 427 - ок. 347 гг. до н. э.) о формах государственного устройства, политических лидерах, демократии («Протагор», «Законы», «Государство» и т. д.) - это не только политико-философский анализ, но и фиксирующий многие современные автору реалии исторический источник. Важнейшие сведения по истории Афинского государства содержатся в «Афинской политии» Аристотеля (384-322 гг. до н. э.) - текст этого бесценного трактата, который считался утерянным, был обнаружен на найденном в Египте папирусе в 1890 г. «Афинская полития» - единственная уцелевшая полития из большого проекта, осуществленного Аристотелем вместе с учениками: описание политического устройства не менее 158 греческих полисов и варварских государств. Этот материал использовался великим философом при написании «Политики», в которой дан блестящий анализ форм государственного устройства на примере различных греческих полисов.

  • «История» разделена на девять книг по числу Муз (так придумалиалександрийские грамматики в эллинистическое время). Композиционно в «Истории» Геродота выделяются две части: в первой даетсягеографическое, этнографическое и историческое описание самих персов, родственных им индийцев и тех народов, которые были ими завоеваны или которых они пытались завоевать; вторая часть посвященасобственно Греко-персидским войнам. В ткань повествования органически вписываются прелестные новеллы (например, о лидийском цареКандавле, его жене и хитром оруженосце Гигесе; о Солоне и Крезе;о самосском тиране Поликрате и его перстне и пр.) - законченныероманы в миниатюре, основой которых может быть не только исторический факт, но и местное предание, сказка, фольклорный мотиви т. д. Эти вставки придают своеобразие и изысканную художественность стилю Геродота, но отнюдь не умаляют исторического значенияего сочинения. Работа с источником Прочитайте отрывок из сочинения Геродота и ответьте на вопросы: в чемотличие труда Геродота от предшественников-логографов? Присутствуют лиу него элементы исторической критики? Какие?
  • 55. Две черные голубки однажды улетели из египетских Фив, одна -в Ливию, а другая к ним вДодону. Сев на дуб, голубка человеческим голосом приказала воздвигнуть здесь прорицалище Зевса. Додонцы поняли это как волюбожества и исполнили ее. Голубка же, прилетевшая в Ливию, приказала основать там прорицалище Аммона. И это также - оракул Зевса. Это мне рассказывали додонские жрицы. 56. Мое собственное мнение об этом вот какое. Если финикияне похитили тех женщин из храма и одну продали в Ливию, а другую в Элладу, тоэта последняя прибыла в Феспротию. Здесь в плену, будучи рабыней, она основала под мощным дубом святилище Зевса <...>. Когда она научилась затемэллинскому языку, то устроила прорицалище и рассказала, что ее сестру продали в Ливию <...>. 57. Голубками же, как я думаю, додонцы называли этих женщин потому,что те были из чужой страны <...> Когда затем голубка заговорила человеческим голосом, то это значит, что они стали понимать женщину. Покаже она говорила на чужом языке, им казалось, что она щебечет по-птичьи.Действительно, как же может голубка говорить человеческим языком! Когда
  • Древнегреческая комедия прошла в развитии три этапа: Древняя комедия (V -
  • нач. IV в. до н. э.), Средняя комедия (IV в. до н. э.) и Новоаттическая комедия (к. IV-
  • в. до н. э.).

Самое обсуждаемое
Главный приз этих войн - Северная Евразия, Россия: ресурсы, пространство, но без людей Главный приз этих войн - Северная Евразия, Россия: ресурсы, пространство, но без людей
Жаропонижающие средства при высокой температуре у взрослых Жаропонижающие средства при высокой температуре у взрослых
Медкомиссия в военкомате Медкомиссия в военкомате


top