Классификация текстильных волокон. Краткие сведения о хлопке и льне. Свойства хлопчатобумажных и льняных тканей. Свойства хлопчатобумажных и льняных тканей Свойства хб и льняных тканей

Классификация текстильных волокон. Краткие сведения о хлопке и льне. Свойства хлопчатобумажных и льняных тканей. Свойства хлопчатобумажных и льняных тканей Свойства хб и льняных тканей

Тема урока № 2: «Хлопчатобумажные и льняные ткани.

Свойства и применение х/б и льняных тканей».

Цель урока : Ознакомить обучающихся со свойствами х/б и льняных тканей и способами их определения.

Тип урока: Комбинированный.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая. Методы обучения: Объяснительно-иллюстративный, инструктаж, самостоятельная (практическая) работа.

Сохраняющие здоровье технологии : Музыкальная терапия, физкультминутка

Наглядные пособия: - альбом по материаловедению;

Коллекции тканей;

Инструкционные карты.

Техническое обеспечение:

  1. Компьютер;
  2. мультимедийный проектор; экран.

Ход урока

I. Организационная часть

1. Проверить подготовку учащихся к уроку;

2. Отметить отсутствующих.

II. Вопросы для повторения

  1. Использование тканей в быту. (Одежда, обувь, мягкая мебель и т.д.)
  2. Из чего получают волокна для изготовления тканей?
  3. Дайте сравнительную характеристику волокон хлопка и льна.
  4. Из чего состоит ткань? (из тонких, переплетённых между собой нитей, которые называют пряжей)
  5. Какие направления нитей вы знаете?
  6. Какие нити проходят вдоль кромки?
  7. Производство пряжи. (Кратко рассказать о процессе прядения)
  8. Производство ткани. (Кратко рассказать о процессе изготовления ткани)

III. Технические сведения

Свойства х/б и льняных тканей.

Применение х/б и льняных тканей.

Конспект урока (сопровождается презентацией)

Свойства тканей многообразны и зависят от свойств волокон, из которых они изготовлены, способов приготовления пряжи и тканей и их отделки.

Все свойства тканей можно разделить на физико - механические, гигиенические и технологические.

Физико – механические свойства определяют, как относится ткань к действию внешних сил (прочность, сминаемость, износостойкость, драпируемость и мягкость).

Прочность – способность ткани противостоять разрыву; зависит от прочности волокон, структуры ткани, характера разрыва.

Сминаемость ткани – это способность ткани во время сжатия и давления на неё образовывать складки и морщины; зависит от свойств волокон, от структуры пряжи и ткани, характера отделки ткани.

Ткань слабо сминается, если она выработана из волокон, обладающих упругостью и эластичностью (шерсть с лавсаном). Волокна хлопка и льна обладают слабой упругостью, поэтому ткани из этих волокон сминаются в значительной степени.

- Износостойкость – способность ткани противостоять действию трения, растяжения, изгиба, сжатия и т.д.; зависит от прочности волокон ткани.

Драпируемость и мягкость ткани – её способность легко менять свою форму, образовывать мягкие складки. Ткань мягче, если волокно тонкое и пряжа мало кручёная. Х/б ткани в основном мягкие (ситец, сатин, батист), а льняные – жёсткие (льняное полотно).

Гигиенические свойства тканей направлены на сохранение здоровья человека (гигроскопичность, воздухопроницаемость, теплозащитность, пылеёмкость и др.).

- Гигроскопичность – это свойство ткани впитывать влагу и отдавать её в окружающую среду. Самыми гигроскопичными тканями являются ткани из натуральных волокон (х/б, лён, шерсть и шёлк).

- Воздухопроницаемость – это способность ткани пропускать воздух.

- Теплозащитность – способность ткани сохранять тепло человеческого тела.

Пылеёмкость – способность ткани удерживать пыль и другие загрязнения.

Технологические свойства тканей – свойства, появляющиеся в процессе изготовления изделия, начиная от раскроя и заканчивая ВТО (осыпаемость нитей, усадка ткани, скольжение).

- Осыпаемость нитей заключается в том, что они не удерживаются в ткани по открытым срезам материала, выскальзывают и осыпаются, образуя бахрому.

Большая осыпаемость нитей затрудняет обработку изделия (срезы деталей кроя необходимо сразу же обмётывать).

Усадка – это уменьшение размеров ткани при замачивании, стирке или влажно – тепловой обработке. Х/б и льняные ткани обладают значительной усадкой, поэтому перед раскроем их декатируют.

Скольжение – может происходить при раскрое и стачивании тканей и зависит от гладкости тканей и вида их переплетения.

Применение х/б и льняных тканей

Ассортимент х/б тканей очень разнообразен. Из них шьют нательное и постельное бельё, платья, халаты, сорочки, костюмы, пальто, плащи, спортивную и спец. одежду, портьеры, занавески, обивку для мебели, тарные и упаковочные изделия.

Ассортимент льняных тканей меньше, чем х/б. Их используют для изготовления постельного и столового белья, полотенец, покрывал, портьер, платьев, мужских сорочек, а также тарных и упаковочных изделий.

Х/б и льняные ткани по своим свойствам различны.

Итак, льняные ткани прочнее х/б. Они мало растяжимы по утку и по основе, жёсткие, толстые. Они гигроскопичны и гигиеничны. Хорошо стираются.

Х/б ткани мягкие и прочные. Меньше тянутся по основе, больше по утку. Они имеют хорошие гигиенические свойства - гигроскопичны, легко стираются и гладятся. При стирке садятся по нити основы (в длину).

Признаки определения х/б и льняных тканей

Характерные признаки определения тканей

Ткани

хлопчатобумажные

льняные

Блеск

Гладкость поверхности

Равномерность нитей по толщине

Мягкость

Растяжимость

По основе

По утку

Гладкость нитей

Вид обрыва нитей

Тонина волокон

Извитость волокон

Матовая

Шероховатая

Равномерные

Мягкая

Небольшая

Большая

Пушистые

В виде ватки

Тонкие

Слабо извитые

Блестящая

Гладкая

Неравномерные

Жёсткая

Небольшая

Небольшая

Гладкие

В виде кисточек

Толстые

Прямые

IV. Лабораторно – практическая работа № 2

«Определение свойств хлопчатобумажных и льняных тканей»

Свойства тканей

Ткани

Хлопчатобумажные

Льняные

Физико – механические:

Прочность

Сминаемость

Мягкость (жёсткость)

Драпируемость

Менее прочные

Сминаемые

Мягкие

Хорошая

Прочные

Сильно сминаемые

Жёсткие

Очень малая

Гигиенические:

Гигроскопичность

Теплозащитность

Воздухопроницаемость

Пылеёмкость

Высокая

Средняя

Высокая

Средняя

Выше, чем у х/б

Слабая

Средняя

Слабая

Технологические:

Осыпаемость нитей

Усадка

Слабая

Значительная

Средняя

Значительная

Ход работы:

1.Определение прочности нитей. Из каждого образца с помощью иглы вынимают по одной долевой нити, разрывают каждую и определяют, какая из них прочнее.

2.Определение мягкости ткани производят на ощупь.

3.Для определения сминаемости ткани каждый образец сминают в руках и держат в таком состоянии около 30 сек., затем расправляют и сравнивают.

4.определение осыпаемости нитей в ткани производят иглой, снимая с края образца сначала одну нить, затем две, три и т.д., и таким образом определяют, из какого образца вынимается сразу больше нитей. Эта ткань и обладает большей осыпаемостью.

5.Заполнить таблицу, приклеить образцы.

V. Проверка выполненной работы и оценка её качества.

VI. Домашнее задание. Уборка рабочих мест.


М-3 ПОЛУЧЕНИЕ ТКАНЕЙ ИЗ ВОЛОКОН РАСТИТЕЛЬНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА: ИЗУЧЕНИЕ СВОЙСТВ ХЛОПЧАТОБУМАЖНЫХ И

ЛЬНЯНЫХ ТКАНЕЙ.

Наглядные пособия и оборудование:

Тест входного контроля №2 наглядное пособие “первичная обработка хлопка” наглядное пособие “первичная обработка льна” образец оформления лабораторной работы лабораторный бокс тест выходного контроля №3 информационный блок «волокна растительного происхождения», «свойства тканей».

На доске девиз урока: “Каково волокно, таково и полотно”

Цель: подготовка учащихся к работе на занятии

Контроль посещаемости

Проверка наличия спецодежды

Подготовка дежурными рабочих мест

В результате работы на уроке учащиеся должны

Знать: происхождение волокон хлопка и льна; этапы первичной обработки хлопка и

льна; свойства, признаки определения волокон растительного происхождения.

Уметь: сравнивать и анализировать свойства волокон хлопка и льна, писать конспект,

оформлять лабораторную работу.

Цель: актуализировать знания учащихся по материаловедению

a. тест входного контроля 2

3) учитель раздаёт тесты, контролирует самостоятельность выполнения заданий.

4) учащиеся выполняют задания теста (можно пользоваться конспектом), обмениваются

ответ – один балл).

Цель: восприятие, осмысление первоначальных знаний о волокнах растительного происхождения.

1) Слово учителя. Хлопок – одно из древнейших прядильных растений. Первые упоминания о хлопчатнике можно найти в рукописях, относящихся к XVв. до н. э. В Европе узнали о хлопке значительно позднее, и о его происхождении долгое время ходили самые фантастические рассказы. Считалось даже, что существуют «хлопковые овечки», которые и дают хлопковую шерсть. Этому верили ещё и в конце XVII в., когда была выпущена книга с описанием хлопчатника – растительного барашка. Родиной хлопководства является Индия.

Лён был известен в Ассирии и Вавилонии, откуда проник в Египет. Природные условия долины Нила способствовали разведению льна в Египте. Мастерство ткачей в этой стране достигло невероятного совершенства. Древнегреческий историк Геродот упоминает о том, как египетский царь Амазис принёс в дар Афине Родосской льняную ткань, каждая нить которой состояла из 360 тончайших нитей. Эта ткань ценилась в прямом смысле на вес золота. В египетских погребениях фараонов обнаружилось много льняных тканей отличной выделки. Там же был найден и каменный барельеф , изображающий примитивный горизонтальный ткацкий станок без челнока. В погребении Бени-Хассан схематично показаны процессы обработки льна и изготовления полотна. Египетские жрецы носили одежды только из льна. Он считался символом чистоты, света, верности. На Руси лён издавна был предметом национального промысла и торговли. Наряду с мехами, салом, мёдом, воском изделия из него продавали на торгу, сбывали за границу. У народа существует поверье: если человек устал в пути или во время тяжёлой работы, нужно надеть льняное бельё, - и силы его восстановятся, а настроение улучшится.

Лён удивительное растение, у него нет отходов: всё идёт в дело. Из льняных семян производят масло; из грубого льноволокна – пакли – делают верёвку, шпагат, дорожки; из остатков покровных тканей получают воск. Мякина и жмыхи, оставшиеся после отжима семян, - ценный, питательный корм для скота…

Лён – мировой рекордсмен: у него самое длинное лубяное волокно. Но волокна льна извлекать значительно сложнее, чем волокна хлопка, так как они скрыты в самом стебле. Волокна льна и оболочка склеены между собой пектиновым веществом, поэтому довольно трудно, отделить волокно от льняной соломы. Именно из-за этого первичная обработка льна значительно затруднена, и стоит примерно в два раза дороже, чем обработка хлопка.

2) работа с информационным блоком «волокна растительного происхождения»

3) Задание учителя. Найдите в тексте информационного блока ответы на вопросы:

В чём заключается первичная обработка хлопка?

Какой сорт льна идёт на производство льняных тканей?

Почему волокна льна называют лубяными, а хлопка – семенными?

Контролирует ответы, организует деятельность учащихся.

4) Учащиеся работают с текстом, находят ответы на вопросы, делают краткие записи в тетради.

Цель: изучить свойства волокон хлопка и льна.

1) информационный блок «волокна растительного происхождения», на столы раздаются конверты с образцами волокон хлопка и льна.

2) Слово учителя. О чём говорит пословица ставшая девизом урока? Свойства тканей зависят от свойств волокна, из которого они изготовлены.

3) «Изучение волокон хлопка и льна» под руководством учителя.

Зарисуйте таблицу практической работы в рабочую тетрадь. Проанализируйте данные информационного блока, сравните образцы волокон хлопка и льна, ответьте на вопросы:

Цвет и блеск волокон;

Длина волокон;

Извитость и тонина волокон;

Прочность волокон в сравнении;

Жёсткость волокон;

Самостоятельно заполните признаки хлопчатобумажных и льняных тканей.

5) Учащиеся выполняют лабораторно-практическую работу «Изучение волокон хлопка и льна», работают с текстом, находят ответы на вопросы, заполняют таблицу в тетради. Затем сравнивают полученные результаты с образцом:

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

СВОЙСТВ ВОЛОКОН ХЛОПКА И ЛЬНА

Цель: получить первоначальные знания о свойствах тканей.

1) Блок самостоятельной познавательной деятельности учащихся «Свойства тканей».

2) Слово учителя. Для правильного и рационального использования материалов швейного производства необходимо знать, какими свойствами они обладают, и уметь определять эти свойства. Все свойства тканей можно разделить на физико-механические, гигиенические и технологические:

* физико-механические свойства определяют в зависимости от того, как реагирует материал на действие различных внешних сил. Под действием этих сил материал деформируется: изменяются его размеры и форма (прочность, сминаемость, жёсткость, драпируемость),

* гигиенические свойства – это свойства, направленные на сохранение здоровья человека. (гигроскопичность, воздухопроницаемость, теплозащитные свойства),

* технологические свойства – это свойства, которые проявляет ткань в процессе изготовления изделия (осыпаемость, усадка, скольжение).

Прочность тканей можно определить, если вынуть по одной долевой нити из каждого образца, разорвать и сравнить их прочность. Знание этого свойства используют при подборе ткани для изделия, его назначения.

сминаемости ткани можно определить, смяв каждый образец в руке и подержать так 30сек., а затем расправить. Это свойство влияет на выбор фасона изделия – из сильно сминаемой ткани лучше шить изделия простого фасона, без сложной отделки.

Жёсткость (мягкость) ткани – это способность ткани сопротивляться изменению формы. Жёсткие ткани плохо драпируются, легко раскраиваются, не перекашиваются при стачивании.

Гигроскопичность

Воздухопроницаемость

Осыпаемость нити по срезам ткани в образцах можно узнать если из образца при помощи иглы попытаться вынуть одновременно несколько нитей вместе. Та ткань, из которой отделяется большее количество нитей, обладает большей осыпаемостью. Большая осыпаемость нитей затрудняет обработку изделий.

Усадка

Ваша задача: познакомиться со свойствами тканей и составить их классификацию.

3) учащиеся слушают объяснения учителя, работают с блоком самостоятельной познавательной деятельности, записывают основные понятия в тетрадь.

Цель: проверить степень усвоения знаний.

2) тест промежуточного контроля «Волокна растительного происхождения»

3) учитель раздаёт тесты, следит за самостоятельностью выполнения заданий теста (разрешается пользоваться конспектом)

4) выполняют задания теста, осуществляют самоконтроль, взаимоконтроль.

Цель: подведение итогов, анализ работы на уроке

Анализ характерных ошибок, пути их исправления.

Заполнение шкалы оценок, самооценка.

Выставление оценок каждого учащегося.

Уборка рабочих мест

Ориентирование на домашнее задание.

М-3 ВОЛОКНА РАСТИТЕЛЬНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ, ИХ СВОЙСТВА.

Лабораторная работа: «Изучение волокон хлопка и льна»

знать: волокна растительного происхождения, процесс получения волокон хлопка и льна, их свойства и характерные признаки.

уметь: распознавать волокна хлопка и льна, оформлять лабораторную работу, сравнивать показатели, анализировать результаты, делать выводы.

Цель : вспомнить знания необходимые для изучения новой темы.

выслушайте задание учителя, условия выполнения тестового задания.

выполните тест входного контроля №2

обменяйтесь тестами, выполните взаимопроверку.

Цель : познакомиться с процессом получения волокон растительного происхождения, происхождением волокон хлопка и льна.

1. выслушайте объяснения учителя.

2. прочитайте текст информационного блока «Волокна растительного происхождения»

3. ответьте на вопросы:

Из какой части растения получают хлопковое волокно?

Из какой части растения получают льняное волокно?

В чём заключается первичная обработка хлопка?

Какой сорт льна идёт на производство льняных тканей?

Почему волокна льна называют лубяными, а хлопка – семенными?

Цель : изучить свойства волокон хлопка и льна.

2. найдите в тексте информационного блока «Волокна растительного происхождения» свойства волокон хлопка и льна.

3. внимательно рассмотрите предложенные образцы волокон хлопка и льна,

4. выполните действия, описанные в лабораторной работе пункты 1- 6.

Цель : изучить признаки определения хлопчатобумажных и льняных тканей.

1. выслушайте объяснение учителя по

выполнению практической работы.

2. внимательно рассмотрите образцы хлопчатобумажных и льняных тканей,

3. выполните задания лабораторно-практической работы пункт 7- 9, заполните таблицу.

Цель : познакомиться со свойствами, предъявляемыми к тканям.

2. прочитайте текст блока самостоятельной познавательной деятельности «Свойства тканей»

3. составьте схему классификации свойств тканей.

Цель : проверить степень усвоения знаний по теме урока.

1. выполните задание теста «Волокна растительного происхождения»

Цель

3. сделайте общую оценку урока:

Как была достигнута цель урока? (самостоятельно, с помощью одноклассников, с помощью учителя)

Где могут быть использованы полученные знания?

Причины ошибок при выполнении заданий (невнимательность, недостаток знаний, непонятен смысл задания, вопроса)

4. заполните таблицу оценок, если вы набрали

до 27 баллов оценка – 9, до 24 баллов оценка – 8,

до 21 балла оценка 7, до 18 баллов оценка 6,

до 15 баллов требуется дополнительное занятие,

5. выставьте оценку за урок

6. уборка рабочих мест

Выслушайте рассказ учителя, ответьте на поставленные вопросы устно.

Проверьте правильность заполнения таблицы с образцом учителя

Взаимоконтроль.

Запишите основные понятия в рабочую тетрадь.

Сводная таблица оценок


ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

Волокна растительного происхождения.

https://pandia.ru/text/78/018/images/image002_120.jpg" alt="Описание: ткань" width="416" height="120 src=">

В различных странах существует большое количество растений, из которых получают лубяные волокна – лён, конопля, джут, крапива, канатник, кендырь, рами, кенаф и т. д. Волокна этих растений – жёсткие, грубые. Они идут на изготовление верёвок, канатов, мешковины, дешёвых обивочных тканей, холста, парусины. Например, волокно конопли (пенька) похоже на льняное волокно, как по цвету, так и по другим признакам. Однако оно не такое мягкое, поэтому идёт на изготовление парусины, шпагата, мешковины.

2. Наиболее тонкими, мягкими и гибкими среди них являются волокна льна . Различают три основных разновидности этого растения: лён-долгунец, лён-межеумок, лён-кудряш. Самые длинные волокна получают из льна-долгунца (80-100см.) – это высококачественное, прочное волокно. Лён-кудряш возделывают преимущественно для получения ценного льняного масла, используемого в лакокрасочной промышленности.

Созревшие стебли льна выдёргивают из земли вместе с корнями, чтобы сохранить длину волокна. Этот процесс называется тереблением . Стебли льна освобождают от семян на льномолотилках, получается солома. Солому вымачивают в водоёмах или специальных бассейнах, получается треста . Часть стебля льна составляет луб, находящийся под корой (кострой). В нём в виде тонких связок расположены лубяные волокна. Вымоченные стебли сушат и подвергают механической обработке. Их мнут, треплют, чтобы отделить волокно от древесины стебля и других примесей.

Цвет волокон – от светло-серого до тёмного. Лён обладает характерным блеском, т. к. волокна имеют гладкую поверхность. В составе льна 80% целлюлозы и 20% примесей. Это жировые, воскообразные, минеральные вещества, лигнин – продукт одревеснения клетки. Лигнин придаёт волокнам жёсткость. Длина волокон применяемых в прядении 35-90см. Прочность на разрыв волокон льна превосходит прочность хлопка. Гигроскопичность льна при нормальных условиях 12%. Лён быстро впитывает и отдаёт влагу.

ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

ИЗУЧЕНИЕ ВОЛОКОН ХЛОПКА И ЛЬНА

Материально-техническое обеспечение: образцы волокон хлопка и льна, лоскутки хлопчатобумажной и льняной ткани, ножницы, клей ПВА, образец оформления лабораторной работы.

Порядок выполнения работы:

1. Внимательно рассмотрите волокна образцов хлопка и льна, по внешнему виду, сравнивая блеск и цвет волокон.

2. Проанализируйте данные информационного блока, сравните длину волокон хлопка и льна.

3. Внимательно рассмотрите отдельные волокна, установите путём сравнения извитость и тонину волокон.

4. На ощупь определите жёсткость (мягкость) волокон.

5. Проанализировав длину и свойства волокон, сделайте вывод об их прочности.

6. Результаты наблюдений и исследований запишите в таблицу.

7. самостоятельно заполните признаки хлопчатобумажных и льняных тканей

с учётом девиза урока: «Каково волокно, таково и полотно»

8. самостоятельно проверьте данные таблицы


БЛОК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«СВОЙСТВА ТКАНЕЙ»

Все свойства тканей можно разделить на физико-механические, гигиенические и технологические:

* физико-механические свойства определяют в зависимости от того, как реагирует материал на действие различных внешних сил. Под действием этих сил материал деформируется: изменяются его размеры и форма (прочность, сминаемость, жёсткость, драпируемость),

* гигиенические свойства – это свойства, направленные на сохранение здоровья человека. (гигроскопичность, воздухопроницаемость, теплозащитные свойства),

* технологические свойства – это свойства, которые проявляет ткань в процессе изготовления изделия (осыпаемость, усадка, скольжение).

Прочность тканей можно определить, если вынуть по одной долевой нити из каждого образца, разорвать и сравнить их прочность. Знание этого свойства используют при подборе ткани для изделия, его назначения. Прочность зависит главным образом от прочности волокон и крутки пряжи.

Во время носки на некоторых изделиях образуются морщины, мелкие складочки, т. е. ткань мнётся. Степень сминаемости ткани можно определить, смяв каждый образец в руке и подержать так 30сек., а затем расправить. Сминаемость тканей зависит от свойств волокон, а также от структуры пряжи и ткани. Это свойство влияет на выбор фасона изделия – из сильно сминаемой ткани лучше шить изделия простого фасона, без сложной отделки.

Жёсткость ткани – это способность ткани сопротивляться изменению формы. Жёсткие ткани плохо драпируются, легко раскраиваются, не перекашиваются при стачивании.

Мягкость ткани – её способность легко менять свою форму, образовывать мягкие складки. Ткань мягче, если волокно тонкое и пряжа мало крученая, если ткань не плотная.

Гигроскопичность – свойство ткани впитывать влагу из окружающей среды. Гигроскопичностью и намокаемостью должны обладать бельевые ткани.

Воздухопроницаемость – способность ткани пропускать воздух, обеспечивать вентилируемость изделий.

Теплозащитность – способность ткани сохранять тепло выделяемое телом человека.

Осыпаемость заключается в том, что нити не удерживаются в ткани по обрезным краям и выскальзывают, образуя бахрому. Осыпаемость зависит от вида волокон, плотности ткани и отделки. Больше осыпаются ткани из пряжи гладкой, сильнокрученой, чем пушистой и слабокрученной. Большая осыпаемость нитей затрудняет обработку изделий.

Усадка – это способность ткани после замачивания, стирки или влажно-тепловой обработки уменьшаться в размерах.

Задание: заполните предлагаемую схему

Свойства тканей

Колл" href="/text/category/koll/" rel="bookmark">коллекция хлопчатобумажных и льняных тканей этикетки с символикой по уходу за текстильными изделиями.

На доске девиз урока: “Где ученье, там и уменье”

Цель: подготовить учащихся к работе на уроке

Проверка готовности учащихся

Подготовка дежурными рабочих мест учебно-методическим комплексом.

Цель: обозначить тему и цели урока

В ходе урока учащиеся должны

Знать: основные свойства тканей, положительные и отрицательные свойства

хлопчатобумажных и льняных тканей, правила ухода за хлопчатобумажными и

льняными тканями;

Уметь: анализировать, характеризовать, систематизировать свойства и признаки

тканей, самостоятельно делать выводы.

Учащиеся записывают тему и девиз урока в тетрадь.

Цель: актуализировать знания учащихся о волокнах растительного происхождения.

2. повторение пройденного материала, устный опрос.

3. учитель задаёт вопросы, контролирует ответы.

Назовите производственные этапы изготовления ткани.

Какое строение имеет ткань?

Что называется ткацким переплетением?

Назовите способы отделки ткани.

От чего зависят свойства тканей?

Какие свойства тканей учитывают при изготовлении швейных изделий?

Какие свойства тканей нужно учитывать при эксплуатации и уходе за швейными изделиями?

4. учащиеся отвечают на вопросы, контролируют ответы одноклассников, уточняют, дополняют ответы.

Цель: изучить основные свойства хлопчатобумажных и льняных тканей

2. работа с информационным блоком «Свойства хлопчатобумажных и льняных тканей»

3. Слово учителя. На прошлом уроке мы познакомились с волокнами растительного происхождения и тканями из них, их отличительными признаками. Мы узнали, какими свойствами обладают ткани, как эти свойства влияют на изготовление и эксплуатацию швейных изделий из этих тканей. Сегодня мы познакомимся подробнее со свойствами хлопчатобумажных и льняных тканей, вам будет полезно знать их отличительные признаки, правила ухода за ними, так как они получили широкое распространение при изготовлении столового и постельного белья.

Учитель организует работу в парах по изучению темы, объясняет задание, обращает

внимание на взаимообучение и взаимоконтроль при выполнении работы.

4. изучают материал информационного блока, выделяют главные моменты, составляют опорный конспект.

Цель: научиться выполнять опытные исследования, делать аналитические заключения.

1. лабораторно-практическая работа “определение свойств хлопчатобумажных и льняных тканей”

2. учитель проводит вводный инструктаж последовательности и приёмов выполнения исследования образцов тканей, объясняет условия оформления полученных результатов, организует работу в парах.

3. учащиеся изучают инструкционную карту для выполнения лабораторно-практической работы, выполняют опытные исследования, оформляют результаты исследований в тетради, делают выводы.

Цель: получить представление об ассортименте хлопчатобумажных и льняных тканей, правилах ухода за хлопчатобумажными и льняными тканями.

2. работа с информационным блоком «Ассортимент тканей», коллекцией тканей из хлопка и льна;

3. Слово учителя: по назначению хлопчатобумажные и льняные ткани разделяются на бытовые и технические. К бытовым тканям относятся влаговпитывающие (полотенца и носовые платки), а также декоративные, использующиеся для обивки мебели и изготовления портьер. Учитель указывает на разнообразие тканей по составу и назначению, знакомит с ассортиментом хлопчатобумажных и льняных тканей, помогает сформулировать вывод по уходу за изделиями из этих тканей:

Для чистки и стирки хлопчатобумажных и льняных тканей применяются одинаковые средства, что объясняется растительным происхождением сырья, однако влажно-тепловая обработка льняных тканей выполняется более горячим утюгом, так как лубяные волокна более грубые и стойкие.

4. учащиеся записывают основные ткани и их признаки в опорный конспект, составляют коллекцию тканей растительного происхождения, вырабатывают рекомендации по уходу за изделиями из хлопчатобумажных и льняных тканей.

Цель: закрепить и систематизировать знания учащихся о тканях растительного происхождения, их свойствах и ассортименте.

2. Тест выходного контроля «Ассортимент тканей растительного происхождения»

3. учитель раздаёт тесты, контролирует самостоятельность работы.

4. учащиеся выполняют задания теста, выполняют взаимоконтроль и оценку тестового задания.

Цель: подведение итогов урока и его оценка

2. рефлексия, ответы на вопросы:

Какое практическое значение имеют знания, полученные на уроке?

Что было самым интересным при выполнении работы?

Что вызвало затруднения?

3. разбор типичных ошибок,

4. заполнение шкалы оценок, выставление отметок,

5. ориентирование на домашнее задание.

Целевой учебный план деятельности ученика на уроке.

М-4 СВОЙСТВА ХЛОПЧАТОБУМАЖНЫХ И ЛЬНЯНЫХ ТКАНЕЙ

АССОРТИМЕНТ ХЛОПЧАТОБУМАЖНЫХ И ЛЬНЯНЫХ ТКАНЕЙ

УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ С УКАЗАНИЕМ ЗАДАНИЙ

РУКОВОДСТВО ПО УСВОЕНИЮ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

знать: свойства хлопчатобумажных и льняных тканей, ткацкие переплетения, используемые для производства хлопчатобумажных и льняных тканей, характерные признаки горения тканей растительного происхождения.

уметь: распознавать хлопчатобумажные и льняные ткани, составлять правила ухода за этими тканями, оформлять лабораторную работу, сравнивать показатели, анализировать результаты, делать выводы.

Цель : повторить знания необходимые для изучения новой темы.

1. выберите вариант тестового задания.

2. выполните теста промежуточного контроля

3. проверьте правильность ответов, обменяйтесь тестами, выполните взаимопроверку.

Цель : самостоятельная проверка данных и закрепление изученного материала.

2. прочитайте текст информационного блока «Свойства хлопчатобумажных и льняных тканей»

3. ответьте на вопросы:

Какими гигиеническими свойствами обладают хлопчатобумажные и льняные ткани?

На какие технологические свойства хлопчатобумажных и льняных тканей следует обратить внимание?

Какие ткани обладают большей прочностью?

Сминаемость тканей это положительное свойство?

4. Работа с информационным блоком.

Цель : изучить свойства хлопчатобумажных и льняных тканей.

1. выслушайте инструктаж учителя по выполнению лабораторной работы.

2. внимательно рассмотрите предложенные образцы тканей.

3. выполните действия, описанные в лабораторной работе «Изучение свойств хлопчатобумажных и льняных тканей».

4. обменяйтесь мнениями о принадлежности исследуемых образцов к виду ткани.

5. сделайте вывод по результатам выполнения лабораторной работы.

Цель : познакомиться с ассортиментом хлопчатобумажных и льняных тканей.

1. внимательно рассмотрите коллекцию тканей, обсуди с товарищем особенности тканей по плотности, переплетению нитей, расцветке и т. д.

2. из предложенных лоскутков тканей выберите образцы хлопчатобумажных и льняных тканей.

3. составьте и оформите коллекцию тканей.

Цель : познакомиться с правилами ухода за изделиями из хлопчатобумажных и льняных тканей.

1. прочитайте текст информационного блока «Ассортимент хлопчатобумажных и льняных тканей»

2. составьте алгоритм ухода за изделием из предложенного образца ткани.

3. познакомьтесь с символами ухода за текстильными изделиями.

4. оформите этикетку по уходу за изделием.

Цель : проверить степень усвоения знаний по разделу материаловедение.

1. выполните задание теста выходного контроля.

2. проверьте правильность ответов

3. проверьте правильность выполнения теста соседа по парте.

4. сверьте правильность ответов с контрольным экземпляром.

Цель : подведение итогов урока, его оценка.

1. сравните полученные знания с заданной целью

2. выслушайте анализ допущенных ошибок

3. заполните таблицу оценок, если вы набрали

до 45 баллов оценка – 9, до 40 баллов оценка – 8,

до 35 балла оценка 7, до 30 баллов оценка 6,

до 25 баллов требуется дополнительное занятие,

4. выставьте оценку за урок

5. уборка рабочих мест

Запишите тему и девиз урока в рабочую тетрадь

Внимательно прочитайте цели урока.

Выполните задание письменно в рабочей тетради. За каждый верный ответ один балл.

Ответьте на поставленные вопросы устно.

Работа в парах. Оформите лабораторную работу в рабочей тетради.

Обратите внимание на образцы оформления коллекций тканей.

Работа в парах. Самоконтроль. Взаимоконтроль.

Запишите символы по уходу за изделиями в рабочую тетрадь.

Самоконтроль, взаимоконтроль, самооценка (верный ответ – один балл).

Будьте объективны при самооценке.

Домашнее задание индивидуальное.

Сводная таблица оценок

ВАРИАНТ 1

К волокнам растительного происхождения относятся:

А) капрон, лавсан, лён, хлопок Б) лён, хлопок, пенька, джут

В) хлопок, шёлк, джут, шерсть

2. Волокна хлопка – это:

А) ворсинки длиной от 40 до 80мм

Б) ворсинки средней длины и большой толщины

В) коротенькие ворсинки длиной от 5 до 40мм

3. Волокна льна вырабатывают из … части стебля однолетнего травянистого растения льна:

А) злаковой Б) лубяной В) корневой

4. Ровница отличается от пряжи тем, что в ней волокна:

А) не скручены Б) скручены В) скручены и намотаны на катушку

5. Первичная обработка хлопка-сырца состоит из следующих операций:

А) очистка от пыли, прессование, наматывание

Б) отделение от семян, очистка от мелких примесей, прессование

В) очистка от листьев, прессование, крашение

6. Способность ткани впитывать влагу из окружающей среды называют:

А) теплозащитность Б) воздухопроницаемость В) гигроскопичность

7. Лучшие сорта олифы (масляничных лаков) вырабатывают из семян:

А) пенька; Б) хлопок; В) лен.

8. Для предупреждения усадки ткань:

А) драпируют Б) декатируют В) растягивают

9. К физико-механическим свойствам тканей относятся:

А) удлинение, сминаемость, драпируемость;

Б) гигроскопичность, пылеемкость, электризуемость;

В) скольжение, осыпаемость, усадка.

10. Хлопчатобумажная суровая ткань по внешнему виду:

А) матовая, шероховатая, с жёлтоватым оттенком

Б) матовая, гладкая, сероватая

В) блестящая, гладкая, сероватая.

ВАРИАНТ 2

1. К текстильным волокнам относятся:

А) шерсть, лён, джут Б) лён, хлопок, шерсть В) кенаф, хлопок, лён

2. Волокна льна имеют длину:

А) от 50 до 70мм Б) от 40 до 50мм В) от 15 до 40мм

3. При созревании плодов (коробочек) хлопчатника получают:

А) хлопок-сырец Б) хлопок-волокно В) хлопок

4. Технологический процесс производства тканей определяется следующими этапами:

А) прядение, проборка, ткачество Б) прядение, ткачество, отделка

В) ткачество, прядение, отбеливание

5. Стебли льна после почесывания коробочек с семенами:

А) мнут, прочёсывают, скручивают Б) мочат, растягивают, просушивают

В) мочат, просушивают, мнут

6. Способность ткани образовывать мягкие складки называют:

А) гибкость Б) сминаемость В) драпируемость

7. В малоплотных тканях в процессе носки происходит:

А) усадка Б) сдвиг нитей В) сохранение тепла

8. Прочность хлопка во влажном состоянии:

А) уменьшается; Б) увеличивается; В) без изменения.

9. Каким свойством должна обладать ткань, применяемая для летней одежды:

А) пылеемкостью; Б) воздухопроницаемостью; В) водоупорностью.

10. По виду нитей хлопчатобумажные суровые ткани:

А) мягкие, холодные Б) равномерные, мягкие

В) равномерные, жёсткие.

ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

ИЗУЧЕНИЕ СВОЙСТВ ХЛОПЧАТОБУМАЖНЫХ И ЛЬНЯНЫХ ТКАНЕЙ

Материально-техническое оснащение урока: лоскутки тканей хлопчатобумажных и льняных, клей ПВА, ножницы.

Ход работы:

1. рассмотрите образцы предложенных тканей и по внешнему виду определите вид ткани.

2. возьмите лоскутки тканей за угол, сравните угол спадания и форму складок. Определите, какой образец драпируется лучше.

3. сожмите каждый образец в отдельности в руке и определите на ощупь степень теплоты (холода), мягкость (жесткость)

4. сожмите каждый образец в отдельности в руке, разложите его на столе, расправьте, разгладьте рукой. Оцените степень сминаемости.

5. отделите от каждого образца несколько нитей в разных направлениях, сравните степень скольжения, сравнивая степень скольжения и осыпаемости нитей. Исследуйте вытянутые нити на разрыв и определите их прочность.

6. исследуйте образцы тканей в двух направлениях (основа, уток) на растяжение. Определите, какие ткани растягиваются меньше.

7. результаты исследований, запишите в таблицу

8. сделайте вывод:

Какой лоскуток из предложенных образцов хлопчатобумажная ткань,

какой лоскуток льняная ткань?

Например: образец №1- лён, образец №2-хлопок.

Аргументируйте свой выбор.

Как практически можно использовать эти свойства тканей?

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

Уход за изделиями из хлопчатобумажных и льняных тканей

Долговечность изделия зависит не только от износостойко­сти ткани, но и от конструкции изделия, качества его изготовления, характера носки и от правильного ухода за ним. Вовремя почистить изделие, постирать, отутюжить - это поможет изделиям сохранить дольше хороший внешний вид. Каждая вещь имеет этикетку, на которой дается информация по уходу за данным изделием.

Пользуйтесь таблицей символы по уходу за текстильными изделиями.

Изделия из хлопчатобумажных и льняных тканей стирают отдельно от других тканей. Вместе цветное и белое белье стирать нельзя, так как цветное может полинять.

Хлопчатобумажные и льняные ткани стирают мылом или в растворах различных моющих средств , предназначенных для этого, при температуре раствора не выше 60 °С. Перед замачиванием проверить карманы, они должны быть пустыми, очистить от сора, уголки - от скопившихся ниток, пуха и т. д. Стирают сначала мало­загрязненные белые вещи, затем сильно загрязненные белые, а в конце - цветные.

Кухонные полотенца и белое постельное бельё можно стирать при 95С0 в стиральной машине
. Цветное бельё – при 60С0, тонкое цветное бельё – до 40С0. Если нужно отбелить очень застиранное бельё, его следует замочить на сутки в растворе, содержащем 2-3 столовые ложки средства для стирки хлопчатобумажных тканей и столько же скипидара на 10литров воды или замочить вещи в воде с Т 30-40С0 с добавлением уксуса (1 чайная ложка на 1л воды). Для белого полотна подходит любой универсальный порошок, а для цветного нужно использовать мягкое моющее средство без отбеливателя.

Изделия сушат , вывернув на изнаночную сторону, чтобы не выгорали на солнце. Лён можно сушить в сушилке для белья, но полотно при этом иногда даёт усадку.

Изделия из хлопчатобумажных тканей с облагораживающей отделкой надо развешивать для просушки мокрыми, а затем, когда они высохнут, гладить, поставив терморегулятор на позицию «шерсть». Впрочем, можно поставить терморегулятор на «хлопок», но в этом случае изделие предварительно увлажнить или пользоваться утюгом с увлажнителем.

Если вы подпалили утюгом светлую льняную ткань, можно замочить изделие на ночь в равных количествах воды и кислого молока, и подпалины исчезнут. Гладят лён очень горячим утюгом с увлажнителем или через влажный проутюжильник.

Чистят хлопчатобумажные и льняные ткани нашатырным спиртом, ацетоном и другими чистящими средствами.

«Органическая шерсть» - Рост 86, 1-2 года Штанишки. Ланолин - животный жир, превосходное смягчающее вещество. Рост 50, 0-3 мес. Одежда Organic & Natural ™ Baby. Рост 86, 1-2 года Рост 98, 2-3 года Рост 110, 3-4 года. Конверт для автокресла. Одеяло. Одежда Organic & Natural ™ Baby из органической шерсти: Нежная и мягкая.

«Натуральные волокна» - Первичная обработка хлопка. Предварительная очистка. В прядильном цехе из ровницы вытягивают и скручивают нити. Сбор хлопка-сырца с полей. Ткацкое производство. Схема ткацкого станка. ПРЯЖА – тонкая нить, полученная путем скручивания волокон. Получают пряжу. Получают ВОЛОКНО ХЛОПКА. Закончи предложение:

«Природные и химические волокна» - Экологические проблемы. Зависимость свойств волокон от их строения. Волокна природные. Соревнование природы и химии. Минеральное волокно. Волокна в современном мире. Свойства синтетических волокон. Хлопок. Конопля. Коллекция изделий из синтетических волокон. Классификация волокон. Пастижер. Волокна, подаренные природой.

«Экспертиза текстильных товаров» - Строение тканей. Определение природы волокон сжиганием. Ткани из льняных волокон. Хлопчатобумажные ткани. Определение природы волокон. Потребительские свойства ткани. Химические методы распознавания волокон. Органолептические методы распознавания волокон. Экспертиза текстильных товаров. Распознавание химических волокон.

«Натуральные волокна растительного происхождения» - Воздействие различных факторов на лен и хлопок. Швейное материаловедение. Отделка тканей. Виды переплетений. Ткань, снятая с ткацкого станка. Материаловедение. Свойства хлопчатобумажных и льняных тканей. Хлопчатник и волокна хлопчатника. Первичная обработка хлопка. Производство ткани. Процесс получения ткани.

«Шерстяная ткань» - Свойства шерстяных волокон: блеск - нерезкий, упругость - большая, извитость - сильная. Тонкая шерсть состоит из тонких, извитых, равномерных по толщине и длине пуховых волокон. Кашемирская коза. Лама – южноамериканское животное, близкий родственник верблюда. Шерсть верблюда мягкая и долговечная. Шерсть "мерино" получают от овец мериносовых пород.

Классификация льняных тканей. Характеристика ассортимента льняных тканей разных групп и назначения (по структуре, отделке, свойствам)

Классификация тканей по СПКП.

Стандартная классификация тканей и нетканых полотен представлена в государственных стандартах четвертой системы, называемой системой показателей качества продукции (СПКП). В основу этой классификации положено деление материалов по сырьевому составу и отраслевому признаку (хлопчатобумажные, льняные, шерстяные, шелковые, из химических волокон одного вида или смеси разных волокон) и по назначению (бельевые, платьевые, костюмные, пальтовые и др.).

Классификация тканей по ОКП.

Классификация материалов, представленная в Российском Классификаторе промышленной и сельскохозяйственной продукции (ОКП) получила название - учетная классификация. В 1994г. взамен пришел Общероссийский классификатор продукции. В нем заложен единый принцип деления (кодирования) всей продукции, выпускаемой в нашей стране, на классы, подклассы, группы, подгруппы и виды с единым десятизначным кодовым обозначением в десяти разрядах, где на высшие уровни приходятся шесть первых разрядов (два на классы и по одному - на подклассы, группы, подгруппы, виды); четыре последних разряда кода используются для внутривидового обозначения продукции.

В классификаторе ткани бытового назначения и нетканые полотна отнесены к 83 классу (const), включающему 9 подклассов: 1 - ткани хлопчатобумажные; 2 - ткани типа хлопчатобумажных; 3 - ткани льняные; 4 - ткани типа льняных; 5 - ткани шерстяные; 6 - ткани типа шерстяных; 7 - ткани шелковые; 8 - ткани льно-джутокенафные; 9 - нетканые полотна. В подклассах выделены группы (их тоже 9), затем подгруппы и т.д.

Классификация тканей по назначению:

Льняные ткани делятся на три группы:

  • 1. Ткани готовые льняные платьево-бельевые.
  • 2. Ткани льняные тарные.
  • 3. Ткани готовые льняные технические.

Группа тканей льняных платьево-бельевых включает в себя:

  • · Ткани платьево-бельевые жаккардовые и кареточные широкие.
  • · Платьево-бельевые жаккардовые и кареточные узкие.
  • · Холсты и полотенца льняные гладкие.
  • · Полотна льняные узкие белые и полубелые.
  • · Полотна льняные широкие белые и полубелые.
  • · Полотна льняные суровые тонкие.
  • · Полотна льняные костюмно-платьевые.
  • · Полотна льняные пестротканные.

Группа тарных льняных тканей включает в себя:

  • · Ткани паковочные.
  • · Ткани мешочные.

Ткани готовые льняные технические подразделяются:

  • · Бортовые.
  • · Парусина.
  • · Двунитка.
  • · Ревентуха.
  • · Полотна технические суровые грубые

Классификация тканей по видам отделки:

По видам отделки льняные ткани бывают:

  • - суровыми - полотно с матовой поверхностью, образованное нитями шероховатой структуры, с небольшими уплотнениями;
  • - отваренными - обработанными щелочными растворами с добавлением специальных веществ при высокой температуре. С поверхности ткани удаляется воскообразные примеси, жиры, что улучшает гигроскопичность и внешний вид материала;
  • - кислованными - ткани в результате воздействия раствора серной кислоты становятся более мягкими и приобретают серый оттенок;
  • - полубелыми и отбеленными льняные ткани становятся в результате обработки щелочами. Ткань становится белой, удаляются посторонние примеси;
  • - гладкокрашеными ткани становятся после окраски в массе;
  • - пестроткаными - в результате переплетения пряжи разного цвета и оттенка;
  • - меланжевыми - если в переплетении участвуют нити нескольких разных цветов и оттенков;
  • - набивными льняные ткани становятся после окрашивания готового полотна.

Характеристика ассортимента льняных тканей разных групп и назначения (по структуре, отделке, свойствам).

Бельевые ткани.

По сравнению с хлопчатобумажными льняные бельевые ткани более тяжелые и прочные, менее растяжимые и отличаются повышенной устойчивостью к действию многократных стирок и износу. Благодаря более гладкой поверхности они меньше загрязняются, легче отстирываются, отличаются высокой белизной, красивым шелковистым блеском. Ткани характеризуются более высокой гигроскопичностью, влаговпитываемостью и теплопроводностью. Содержание натуральных волокон в полульняных тканях должно быть не менее 92%

Ткани для столового белья и штучные изделия.

Они представлены полотнами для скатертей, скатертями, салфетками и столовыми комплектами и входят в группу 01 по прейскурантной классификации.

Скатертные полотна, скатерти, салфетки -- традиционный льняной ассортимент. По внешнему виду и свойствам они не имеют равных среди аналогичных изделий, изготовленных из других волокон.

Полотна скатертные и скатерти выпускают льняными и полульняными.

Льняные полотна для скатертей и столовые изделия отличаются благородным, умеренным блеском, способностью быстро впитывать влагу, хорошо отстирываться, сохраняя при этом исходный внешний вид -- белизну, гладкость поверхности, умеренную жесткость.

Льняные скатертные полотна и готовые изделия изготовляют из льняной и оческовой пряжи мокрого прядения 35,7 - 86 текс по основе и утку. В основе полульняных тканей и изделий применяют хлопчатобумажную пряжу 25 - 56 текс, однониточную и крученую в два сложения. При применении хлопчатобумажной пряжи несколько снижаются блеск и прочность полульняных тканей и увеличивается их растяжимость. После многократных стирок эти ткани приобретают некоторую шероховатость, теряют шелковистость, хуже отстирываются.

Поверхностная плотность скатертей и скатертных полотен должна быть 180 - 260 г/м2.

Скатертные полотна и скатерти вырабатываются жаккардовым, мелкоузорчатым и полотняным переплетениями.

Наиболее интересны и эффектны камчатные скатертные полотна и скатерти, которые вырабатывают жаккардовым переплетением с крупными узорами (как правило, растительного орнамента). Рисунок на таких тканях выделяется за счет сочетания основонастильных (атлас) и уточнонастильных (сатин) переплетений при выработке фона и рисунка тканей.

По отделке скатертные полотна и скатерти вырабатывают кислованными, вареными, белыми, полубелыми, пестроткаными, с цветной каймой, клетчатыми, гладкокрашеными, набивными и с вышивкой. Белизна белых скатертных полотен, скатертей и салфеток должна быть не менее 82 - 80%.

Фон некоторых скатертей может быть оформлен ажурным рисунком, созданным за счет переплетений, а край -- мережкой. Ажур может располагаться только по краю изделия. Такие скатерти называются скатертями с ажуром.

Ткани для постельного и нательного белья.

Льняные бельевые полотна вырабатывают из льняной и оческовой пряжи 35,7 - 118 текс по основе и утку, полульняные -- из хлопчатобумажной пряжи 18,5--50 текс и 25 текс х 2 по основе и льняной или оческовой пряжи вышеназванных линейных плотностей по утку. Поверхностная плотность тканей 150 -- 230 г/м2.

Переплетение в основном полотняное, небольшое количество полотен имеют жаккардовое переплетение.

Бельевые полотна выпускают белыми, полубелыми, белыми с цветной каймой, клетчатыми, пестроткаными, набивными и гладкокрашеными.

Для постельного белья используют широкие полотна (ширина 110 - 220 см), для нательного и корсетного белья узкие (ширина 80 - 110 см), тонкие полотна с поверхностной плотностью 150 - 175 г/м2.

Полотенечные ткани и изделия.

Это ткани полотенечные, полотенца и простыни махровые. Полотенечные ткани и полотенца вырабатывают обычно небольшой ширины (35 - 50 см). Узкие полотенечные ткани называются холстами. Только несколько артикулов их вырабатывают шириной 80 см и даже 150 см. Длина полотенец 100 - 175 см.

Полотенца размером 35х80 см называют детскими. Узкие края полотенец могут быть с ажуром, бахромой или подрубленными.

Для выработки льняных холстов и полотенец применяют пряжу льняную и оческовую мокрого прядения линейной плотности 46 - 96 текс по основе и утку, а для полульняных -- по основе хлопчатобумажную пряжу 50 - 62,5 текс и 25 текс х 2, а по утку такую же, как и для льняных

Холсты полотенечные вырабатывают жаккардовым, мелкоузорчатым, полотняным и сложным петельным переплетениями. По колористическому оформлению они бывают кислованными, вареными, белыми и полубелыми, с цветными просновками, пестроткаными с цветной каймой, полосами и набивными. Поверхностная плотность холстов 190 - 265 г/м2.

По назначению можно выделить личные (камчатные), хозяйственные (креповые и гладкие) и купальные (гладкие и махровые) ткани и изделия.

Одежные ткани.

Эти ткани предназначены для пошива костюмов, платьев, халатов, сорочек, блузок и других изделий. К одежным следует отнести также прикладные ткани (бортовые, или бортовки), обеспечивающие формоустойчивость отдельных частей одежды (борта, воротники, полочки в области груди).

Одежные ткани -- имеют красивый внешний вид и разнообразное внешнее оформление, отличаются высокой износостойкостью. Эти ткани обладают высокой гигиеничностью, и в первую очередь высокими гигроскопичностью и воздухопроницаемостью. Одежда из льняных тканей вызывает приятное ощущение прохлады в жаркую погоду - «холодит».

В настоящее время выпускают преимущественно полульняные одежные ткани. Полульняные ткани по волокнистому составу бывают двухкомпонентные (льнолавсановые) и трехкомпонентные (льнохлопколавсановые, льновискознолавсановые и др.).

В одежном ассортименте широко представлены льнолавсановые ткани, которые превосходят льняные по несминаемости и формоустойчивости. Лавсановые волокна стабилизируют размеры тканей при влажных обработках, повышают их износостойкость. Установлено, что наилучший эффект в снижении сминаемости и усадки достигается при введении лавсанового волокна в количестве не менее 50%. Наиболее распространены льнолавсановые ткани, содержащие 50 или 67 % лавсана.

Вместе с тем следует отметить, что с увеличением содержания лавсановых волокон снижаются гигроскопичность и воздухопроницаемость, усиливаются электризуемость и пиллингуемость полульняных тканей.

Для изготовления одежных тканей обычно используют по основе хлопчатобумажную пряжу 10 - 60 текс, преимущественно крученую в два сложения, а по утку - льнолавсановую, льняную и оческовую пряжу мокрого способа прядения 24 - 96 текс и пневмомеханическую 200 и 240 текс. Льнолавсановую пряжу можно использовать и по основе, и по утку. Вприкрутку с льнолавсановой пряжей иногда применяют лавсановые, вискозные и капроновые нити. Поверхностная плотность тканей 90 - 300 г/м2.

Одежные льняные ткани вырабатываются полотняным, саржевым, мелкоузорчатым, жаккардовым переплетениями. По оформлению они могут быть вареными, кислованными, отбеленными, гладкокрашеными, набивными, пестроткаными и меланжевыми. Льняные ткани отличаются устойчивой окраской. Отбеленные ткани не желтеют, сохраняют высокую белизну в течение всего периода эксплуатации. Ширина их 80-- 160 см.

Недостатками льняных тканей, затрудняющими пошив многих изделий, являются повышенная жесткость и плохая драпируемость.

Ткани льнохлопковые, льнохлопколавсановые, льновискознолавсановые с содержанием лавсанового волокна до 50% подвергают малосминаемой, малоусадочной и другим видам отделки. Несминаемость тканей с малосминаемой отделкой должна быть 42 - 50%, а усадка после стирки -- не более 3,5 - 5% по основе и 2% по утку.

Для снижения сминаемости тканей в мокром виде и облегчения ухода ткани подвергают отделкам «легкое глаженье» и «легкий уход».

Костюмные и костюмно-платьевые ткани.

Это относительно тяжелые (поверхностная плотность 180 - 300 г/м2), с грубоватой, неровной поверхностью (типа домотканых холстов) или шерстоподобные пластичные из льнолавсановой пряжи. Содержание лавсанового волокна обычно 50 - 67%. Воздухопроницаемость костюмных тканей не менее 60 дм3м2 х с.

Наиболее интересны формоустойчивые ткани для мужских и женских пиджаков и костюмов, выполненные из скрученной разноцветной пряжи, а также ткани, напоминающие твид.

Платьевые ткани.

Эти ткани отличаются меньшей поверхностной плотностью (90-250 г/м2), для их производства используют особо тонкую хлопчатобумажную крученую пряжу 10 текс х 2 и 15,4 текс х 2. Содержание лавсанового волокна в них обычно не превышает 33%. Ткани для женского платья обычно вырабатывают мелкоузорчатыми с чередующимися плотными и разреженными полосами, разнообразного колористического оформления. Воздухопроницаемость не менее 100 дм3м2 *с.

Блузочные и сорочечные

Это наиболее тонкие, легкие (поверхностная плотность до 170 г/м2), пластичные ткани с разрешенной структурой. Воздухопроницаемость не менее 100 дм3м2 *с. Поверхность тканей или гладкая (полотняное переплетение), или мелкорельефная, или с ажурными эффектами в гладкокрашеном оформлении либо с многоцветными узорами.

Представляют интерес одежные ткани детского ассортимента. По составу они льнохлопковые. Вложение синтетических волокон более 8% и обработка тканей синтетическими смолами не допускается. Поверхностная плотность до 250 г/м2. Они могут быть пестроткаными, гладкокрашеными или набивными с рисунками разнообразной тематики.

Прикладные ткани.

В ассортименте льняных тканей они представлены бортовками. Эти ткани должны иметь высокую упругость при изгибе, стабильность линейных размеров, достаточную жесткость.

По волокнистому составу бортовки бывают льняные, льнохлопковые, льнолавсановые, льношерстяные, льнокапроновые.

Льняные и льнохлопковые бортовки имеют большую усадку и низкие упругие свойства. Поэтому выпускают в основном льнолавсановые ткани из смешанной оческовой пряжи 83,3 - 118 текс, содержащей 33% лавсанового волокна, которые имеют большую упругость.

Декоративные ткани и штучные изделия.

В эту группу объединены ткани для занавесей и портьер, покрывала и ткани для покрывал, ткани для тентов, террас, чехлов и др. В последние годы льняные декоративные ткани начали использовался как материал для обивки стен и для обоев.

Портьерные ткани.

Вырабатывают их в основном полульняными из однониточной или крученой хлопчатобумажной пряжи 25--62,5 текс и вискозной пряжи или нити 58,8 - 83,3 текс, а также льняной, оческовой и льнолавсановой пряжи мокрого прядения 83,3 - 118 текс. При использовании вискозной пряжи улучшается драпируемость тканей.

Портьерные ткани вырабатывают в основном пестроткаными жаккардового переплетения, а также набивными полотняного переплетения. Рисунки набивных тканей обычно стилизованные растительного или геометрического характера. Ширина портьерных тканей 150 - 160 см, полотен 80 - 90 см. Поверхностная плотность 140 - 325 г/м2.

Покрывала и ткани для покрывал.

Ткани для покрывал довольно тяжелые, поверхностная плотность их 310 - 380 г/м2. Вырабатывают их полульняными из хлопчатобумажной крученой пряжи линейной плотности 25 - 50 текс по основе и льнолавсановой и льнолавсановискозной пряжи по утку. Это ткани жаккардовых переплетении, отбеленные и пестротканые.

Размеры покрывал для взрослых (в см): ширина -- 130 - 180, длина -- 200 или 210; детских: ширина -- 110 и 140, длина - 125 и 130.

Технические и упаковочные ткани.

К техническим относятся ткани, предназначенные для укрытий, защитной спецодежды, а также ткани, применяемые в различных отраслях промышленности. Это ткани в основном внерыночного потребления, однако некоторые их них реализуются через оптовую и розничную торговую сеть. Это полотна для укрытий, спецодежды, палаточные, холсты для живописи, упаковочные ткани, мешки и др.

Для производства технических и упаковочных тканей применяют, как правило, оческовую пряжу сухого и мокрого прядения с линейной плотностью 66,7 -- 286 текс. Полульняные вырабатывают с применением хлопчатобумажной пряжи и лавсановых волокон. В упаковочные ткани добавляют вискозные нити, а также джутовые, пеньковые и другие лубяные волокна. Эти ткани чаще суровые, реже полубелые или гладкокрашеные, в основном полотняного переплетения. Ширина тканей 90 -- 106 см. Поверхностная плотность 199 -- 920 г/м2.

Текстильная промышленность нашей страны выпускает много разнообразных тканей, различных по составу, строению и отделке. Ткани отличаются по внешнему виду, свойствам и требуют разных приемов обработки как в процессе шитья, так и при стирке, чистке и глаженье.

По волокнистому составу ткани делятся на четыре группы: хлопчатобумажные, льняные, шерстяные и шелковые. В свою очередь, каждая группа тканей подразделяется по назначению на бельевые, плательные, костюмные, пальтовые и др. Подбор тка-o ней по волокнистому составу или по назначению называется ассортиментом тканей.

Текстильные волокна растительного происхождения

Сырьем для получения пряжи, из которой изготавливают ткани, служат волокна. По происхождению все волокна делятся на натуральные и химические . К натуральным относят волокна растительного и животного происхождения.

Волокна растительного происхождения - хлопок, лен, джут, конопля, кенаф. Из волокон хлопка и льна вырабатывают ткани, которые идут на изготовление одежды и белья. Волокна джута, конопли, льна и кенафа используют в технических целях.

Хлопок получают из семенных коробочек хлопчатника (цвет, табл. 3). Он представляет собой тонкие, короткие, мягкие и пу-шистые волокна, которые покрывают семена. Эти волокна называют семенными (хлопок-сырец).

Обычно волокна хлопка имеют белый цвет ("белое золото"), но в последние годы в нашей стране выведен натуральный цветной хлопок, из которого изготавливают цветные ткани.

Одним из крупнейших районов нашей страны по производству хлопка является Узбекистан. Выращивают "белое золото" и в других хлопкосеющих республиках, например в Туркмении, Таджикистане, Казахстане, Киргизии.

Волокна льна расположены в коре стебля растения льна в виде пучков (цвет. табл. 3). Такие волокна называют лубяными . Стебель льна достигает длины 70 - 100 см. Волокна льна длинные, толстые, прямые, жесткие. Цвет волокон - от светлосерого до темного. Лен обладает характерным блеском, так как его волокна имеют гладкую поверхность.

Лен выращивают в Вологодской, Ивановской, Кировской, Костромской, Ленинградской, Ярославской и многих других областях РСФСР, на Украине, в Белоруссии, Прибалтике.

Волокна хлопка и льна после предварительной обработки (см. схемы) поступают на текстильные фабрики. Там из них изготавливают пряжу и ткань.

В таблице 16 дана сравнительная характеристика свойств волокон хлопка и льна.

Вопросы и задания

1. Расскажите, что вы знаете о хлопке, о льне.

2. В каких республиках больше всего выращивают хлопчатника, а в каких льна?

3. В чем заключается первичная обработка хлопка-сырца?

4. Расскажите о первичной обработке льна?

5. На каких фабриках из волокон хлопка и льна делают пряжу?


Рис. 24. Рост производства хлопчатобумажных тканей (в млн. м 2)

Виды хлопчатобумажных и льняных тканей

Хлопчатобумажная промышленность в нашей стране занимает ведущее место среди других отраслей текстильной промышленности. Она выпускает значительное количество хлопчатобумажных тканей. Это хорошо видно из диаграммы выпуска всех видов тканей (рис. 23).

Выпуск хлопчатобумажных тканей с каждым годом увеличивается (рис. 24).

Ассортимент хлопчатобумажных тканей очень разнообразен. Он включает в себя в основном ткани бытового назначения, из которых изготавливают различные швейные изделия: белье, платья, костюмы, пальто (табл. 17) и незначительное количество тканей для технических целей (ткани тарные, обувные и др.).


Рис. 25. Рост производства льняных тканей (в млн. м 2)

Льняные ткани, выпускаемые в нашей стране, издавна славятся во всем мире. Производство этих тканей непрерывно растет (рис. 25).

Ассортимент льняных тканей меньше, чем хлопчатобумажных. По назначению эти ткани делятся на бытовые и технические. Бытовые составляют 40% от общего количества льняных тканей. Из них изготавливают столовое, нательное и постельное белье, платья, костюмы, покрывала, полотенца и другие изделия.

Запомните слова: семенные волокна, лубяные волокна, ассортимент тканей .

Свойства хлопчатобумажных и льняных тканей

Хлопчатобумажные ткани обладают значительной прочностью, легкостью, мягкостью. Они красивы, удобны в носке, создают ощущение тепла, имеют хорошие гигиенические свойства - легко впитывают влагу и быстро высыхают, хорошо пропускают воздух, легко стираются, чистятся, гладятся, выдерживая высокие температуры.

Хлопчатобумажные ткани имеют шероховатую матовую поверхность с равномерной толщиной нитей. Эти ткани обладают большей растяжимостью по утку и меньшей по основе. Хлопчатобумажные ткани не осыпаются. Ткани из чистого хлопка сминаются, но легко разглаживаются. При стирке садятся (по нити основы).

Льняные ткани прочнее хлопчатобумажных. Они мало растяжимы как по утку, так и по основе, жесткие, имеют большой вес и толщину. Ткани из льна гигроскопичны - хорошо впитывают влагу, они также гигиеничны - легко отстирываются.

Льняные ткани имеют гладкую поверхность с небольшим шелковистым блеском и неравномерной толщиной нитей, холодят кожу, создавая впечатление прохлады. Ткани из чистого льна осыпаются, сильно сминаются, но легко гладятся.

Текстильная промышленность вырабатывает не только чисто-хлопковые и чистольняные ткани, но и ткани с добавлением капроновых, лавсановых и других волокон. Такие ткани имеют хороший внешний вид, мало сминаемы, устойчивы к трению, дают малую усадку при стирке.

Сравнительная характеристика хлопчатобумажных и льняных тканей приведена в таблице 18.

Лабораторная работа . Определение свойств хлопчатобумажных и льняных тканей

Оборудование: по одному образцу хлопчатобумажной и льняной ткани, препаровальная игла, рабочая коробка, тетрадь, таблицы 16 и 18.

Ход работы

Определяя свойства волокон и тканей, сравнивайте полученные данные с табличными.

1. Выньте из каждого образца с помощью препаровальной иглы по одной долевой нити и определите, какая из них толще ; разорвите каждую из нитей и определите, какая из них прочнее; распушите оборванные концы нитей и рассмотрите внешний вид волокон: блеск, тонину и извитость .

2. Возьмите два образца и определите на ощупь, какая из тканей мягче.

3. Сомните каждый образец ткани в руках, подержите его в таком состоянии примерно 30 сек, затем расправьте и определите, какая из тканей сминается сильнее.

4. Проверьте осыпаемость нитей в тканях. Для этого препаровальной иглой вынимайте с края одну нить, затем две нити вместе, три вместе и т. д. Определите, из какого образца вынимается сразу больше нитей (эта ткань обладает большей осыпаемостью).

5. Ответьте на вопросы: 1) какие физико-механические и какие технологические свойства ткани вы определили в данной работе? 2) Какая ткань прочнее: хлопчатобумажная или льняная? 3) Какие свойства влияют на выбор тканей для зимней и летней одежды и почему из льняных тканей не шьют зимнюю одежду?

Определение хлопчатобумажных и льняных тканей

Зная свойства хлопчатобумажных и льняных тканей и признаки, характеризующие их внешний вид (табл. 19), можно легко различить эти ткани.

Лабораторная работа . Определение хлопчатобумажных и льняных тканей

Оборудование: по 3 - 4 образца хлопчатобумажных и льняных тканей, лупа, рабочая коробка, тетрадь, таблица 19.

Ход работы

1. Рассмотрите образцы тканей. Отберите хлопчатобумажные и льняные ткани, определив их: а) по внешнему виду (по блеску, по гладкости поверхности ткани, по равномерности толщины нитей) и б) на ощупь (по мягкости и растяжимости).

2. Проверьте правильность определения тканей. Для этого выдерните из каждого образца по одной нити основы, рассмотрите их в лупу и определите, какая из них гладкая, а какая пушистая. Разорвите каждую нить и рассмотрите, как выглядит обрыв (в виде кисточки или ватки).

3. Составьте отчет о проделанной работе.

1) Заполните таблицу:


2) Составьте коллекцию хлопчатобумажных и льняных тканей.

3) Ответьте на вопросы: 1) чем отличается по внешнему виду хлопчатобумажная ткань от льняной? 2) Какая ткань мягче? 3) Как определить хлопчатобумажную и льняную ткани по обрыву нити?

Бельевые ткани

Нательное белье делится на мужское, женское и детское, а по сезону носки - на зимнее, летнее и внесезонное. Нательное белье изготавливают из бельевых тканей: бязи, ситца, мадаполама, сатина, шифона, льняного полотна, фланели, бумазеи. Эти ткани обладают хорошими гигиеническими свойствами - хорошо впитывают влагу, пропускают воздух, устойчивы к различным механическим воздействиям, особенно к трению, многократным стиркам, кипячению, глаженью. Подобными качествами в наибольшей степени обладают хлопчатобумажные и льняные ткани.

В процессе ношения одежды ткань испытывает действие света, солнца, трения, многократного растяжения, изгиба, сжатия, влаги, стирки и др. Эти воздействия приводят к постепенному ее износу. Например, белье изнашивается от многократных стирок, частого глаженья, а купальные костюмы - от действия воды и солнца.

Способность ткани сопротивляться этим воздействиям называется износостойкостью.

Срок носки изделий из хлопчатобумажных и льняных тканей можно увеличить, если правильно ухаживать за ними: стирать, чистить и т. д. (табл. 20)

Как вы знаете, в нашей стране открыто большое количество прачечных, в том числе и прачечных самообслуживания. Они значительно экономят время и облегчают труд женщин. Оснащены эти прачечные новейшими техническими средствами: стиральными машинами-автоматами, гладильными прессами, паровоздушными манекенами. Для стирки, отбеливания и подкрахмаливания белья применяют различные современные средства.

В прачечных самообслуживания каждый может выстирать, высушить и отгладить белье за короткий срок. Все это делают машины при небольшом участии человека (рис. 26).

Швейные нитки

Швейными нитками соединяют детали одежды. Нитки бывают хлопчатобумажные, шелковые, капроновые, лавсановые, льняные.

Процесс изготовления ниток сложный. Он состоит из соединения нескольких нитей (пряжи), скручивания их на крутильных машинах, отваривания в щелочи, отбеливания, крашения, подкрахмаливания (аппретирования) и перемотки ниток на катушки или бобины.

Наша промышленность выпускает нитки следующих номеров: 10, 20, 30, 40, 50, 60, 80, 100 и 120. Номера ниток показывают их толщину: чем больше номер, тем тоньше нитки. Длина нитки, намотанной на катушку, может быть 200, 500 и 1000 м. По окраске нитки бывают белыми, черными и цветными, а по характеру отделки они могут быть суровыми, матовыми и глянцевыми. Характеристика ниток дается на этикетках катушек (рис. 27).

Вопросы и задания для повторения темы "Хлопчатобумажные и льняные ткани"

1. Назовите натуральные растительные волокна.

2. Какие свойства тканей относятся к гигиеническим?

3. Почему усадочность и осыпаемость нитей в ткани относятся к технологическим свойствам?

4. Какие причины влияют на износ тканей?

5. Расскажите об уходе за изделиями из хлопчатобумажных и льняных тканей.

6. Какие свойства особенно важны для бельевых тканей?

7. Выберите из предложенных вам образцов хлопчатобумажную ткань и расскажите, по каким признакам вы ее определили.

8. Сделайте коллекцию образцов бельевых тканей.

9. Какие ткани, хлопчатобумажные или льняные, имеют перечисленные свойства?




top