Кто такой самурай? Японский самурай: кодекс, оружие, обычаи. История самураев: чем прославились японские средневековые воины Знаменитые самураи

Кто такой самурай? Японский самурай: кодекс, оружие, обычаи. История самураев: чем прославились японские средневековые воины Знаменитые самураи

В мировой истории всегда были такие группы людей, чей образ навечно остался романтизированным в людских сердцах. Западная поп-культура опирается на европейские и американские героические личности, оживляя их в вестернах, фильмах о средневековье и сказках, в странах, где правили короли и королевы. Ковбои и рыцари всегда служили идеальным образом для создания популярных медийных продуктов, благодаря бесчисленным приключениям и захватывающим ситуациям, в которых они оказывались с завидным постоянством.

Самураи были аналогом европейских рыцарей, знатным военным классом в средневековой Японии. На протяжении сотен лет, самураи играли важнейшую священную роль в японском обществе. Самурай присягал своему господину и обязался служить ему своим клинком и мудростью, следуя определенному своду моральных и философских правил, называемому бусидо. Следование пути бусидо помогало самураю воплотить в жизнь понятия рыцарства, достигнуть мастерства во владении боевыми искусствами, почитать такие понятия, как преданность, честь, служение, и предпочитать смерть бесчестью. Некоторые самураи могли стать военачальниками по праву наследования, не дожидаясь воли господина.

После того, как рассказы о самураях распространились за пределы Японии, люди со всей планеты проявили живой интерес к их истории. Это на самом деле было очень увлекательно: самураи воплощали в себе образ идеального воина, почитавшего культуру и законы, серьезно относящегося к избранному им жизненному пути. Когда самурай подводил господина или самого себя, по местным обычаям он должен был быть подвергнут ритуалу «сэппуку» - ритуальному самоубийству. В нашем списке вы найдете десять величайших самураев, которые жили в Японии в то или иное время.

10. Ходзё Удзицуна (1487 — 1541)

Ходзё Удзицуна был сыном Ходзё Соуна, основателя клана Ходзё, контролировавшего большой участок региона Канто — самого густонаселенного острова Японии, в период Сэнгоку (1467 — 1603). Период Сэнгоку характеризовался постоянными войнами между семьями высокопоставленных военнослужащих, и Ходзё Удзицуна улыбнулась удача появитсья на свет именно в этот промежуток времени, в 1487 году. Удзицуна разжег давнюю вражду с кланом Уэсуги, забрав себе замок Эдо в 1524 году, одно из главных средоточий власти в средневековой Японии. Ему удалось распространить влияние своей семьи на весь регион Канто, и к моменту его смерти в 1541 году, клан Ходзё был одной из самых могущественных и доминирующих семейств в Японии.

9. Хаттори Ханзо (1542 — 1596)

Это имя может быть знакомо поклонникам творчества Квентина Тарантино, поскольку именно на основе реальной биографии Хаттори Ханзо, Квентин создал образ фехтовальщика для фильма «Убить Билла». О раннем периоде жизни Ханзо не так уж много известно, но историки склоняются к тому, что он родился в 1542 году. Начиная с возраста 16 лет, он боролся за выживание, участвуя во множестве сражений. Ханзо был предан Токугава Иэясу, не раз спасая жизнь этому человеку, позже основавшему сегунат, стоявший во главе Японии более 250 лет, с 1603 по 1868 год. Во всей Японии он известен, как великий и преданный самурай, ставший легендой. Его имя можно найти высеченным у входа в императорский дворец.

8. Уэсуги Кэнсин (1530 — 1578)


Уэсуги Кэнсин был сильным военачальником и по совместительству лидером клана Нагао. Он отличался выдающимися способностями в качестве командира, в результате чего его войска одержали множество побед на поле боя. Его соперничество с Такэда Сингэном, еще одним военачальником, было одним из самых широко известных в истории за период Сэнгоку. Они враждовали на протяжении 14 лет, за это время участвуя в нескольких схватках один-на-один. Кэнсин умер в 1578 году, обстоятельства его смерти остались невыясненными. Современные историки полагают, что это было что-то похожее на рак желудка.

7. Симадзу Ёсихиса (1533 — 1611)


Это еще один японский полевой командир, который жил на протяжении кровавого периода Сэнгоку. Он родился в 1533 году, будучи юношей, зарекомендовал себя в качестве талантливого командира, позднее эта черта позволила ему и его товарищам захватить большую часть региона Кюсю. Благодаря своим успехам на поле боя, он заслужил беззаветную верность своих слуг (заклятых мечей, как их еще называли), которые отчаянно сражались за него на поле боя. Ёсихиса стал первым, кто объединил весь регион Кюсю, в последствии он был разбит Тоётоми Хидэёси и его 200-тысячной армией.

6. Мори Мотонари (1497 — 1571)

Мори Мотонари вырос в относительной безвестности, но это не помешало ему взять под контроль несколько крупнейших кланов в Японии и стать одним из самых устрашающих и сильных военачальников периода Сэнгоку. Его появление на общей сцене было внезапным, столь же неожиданным был ряд побед, которые он одержал над сильными и уважаемыми соперниками. В конечном счете он захватил 10 из 11 провинций Тюгоку. Многие его победы были одержаны над куда более многочисленными и более опытными соперниками, что сделало его подвиги еще более впечатляющими.

5. Миямото Мусаси (1584 — 1645)

Миямото Мусаси был самураем, чьи слова и мнения до сих пор несут отпечаток на современной Японии. Мусаси был ронином, самураем без хозяина, который жил в период Сэнгоку. На сегодняшний день он известен, как автор «Книги пяти колец», где описывается стратегия и философия самураев в бою. Он первым применил новый боевой стиль в технике владения мечом кендзюцу, назвав его нитен ичи, когда бой ведется двумя мечами. По легенде, он путешествовал по древней Японии, и за время путешествия успел одержать победу во множестве поединков. Его идеи, стратегии, тактики и философия являются предметом изучения по сегодняшний день.

4. Тоётоми Хидэёси (1536 — 1598)

Тоётоми Хидэёси считается одним из отцов-основателей Японии, одним из трех человек, чьи действия помогли объединить Японию и положить конец долгой и кровавой эпохе Сэнгоку. Хидэёси сменил своего бывшего господина Ода Нобунага, и начал проводить социальные и культурные реформы, которые определили дальнейшее направление развития Японии на промежуток в 250 лет. Он запретил владение мечом лицам, кто не является самураем, а так же начал общенациональные поиски всех мечей и прочего оружия, которое должно было отныне принадлежать лишь самураям. Несмотря на то, что это сосредоточило всю военную силу в руках самураев, такой шаг стал огромным прорывам на пути к общему миру со времен воцарения эпохи Сэнгоку.

3. Такэда Сингэн (1521 — 1573)

Такэда Сингэн был, пожалуй, самым опасным командиром за все время эпохи Сэнгоку. Он родился наследником рода Такэда, но лично захватил власть, когда выяснилось, что его отец собирался оставить все своему другому сыну. Сингэн союзничал с несколькими другими сильными самурайскими кланами, что подтолкнуло его к выходу за пределы родной провинции Кай. Сингэн стал одним из немногих, кто смог победить армию Ода Набунаги, который на тот момент успешно захватывал другие территории Японии. Он умер в 1573 году, страдая от болезни, но к этому моменту он был уже на пути к консолидации власти над всей Японией. Многие историки полагают, что если бы он не заболел, то Ода Набунага никогда не пришел бы к власти вновь.

2. Ода Нобунага (1534 — 1582)


Ода Нобунага был движущей силой объединения Японии. Он был первым военачальником, сплотившим вокруг себя огромное количество провинций и сделал своих самураев доминирующей военной силой во всей Японии. К 1559 году он уже захватил свою родную провинцию Овари и решил продолжить начатое, расширяя свои границы. В течение 20 лет Нобунага медленно шел к власти, представ в образе одного из самых страшных военачальников страны. Лишь паре человек, среди которых был и Такэда Сингэн, удалось одержать победы в борьбе с его уникальной военной тактикой и стратегией. К счастью для Нобунага, Сингэн умер и оставил страну на его растерзание. В 1582 году, на пике своего могущества, Нобунага стал жертвой государственного переворота, начатого его же собственным генералом, Акеши Мицухидэ. Осознав, что поражение неизбежно, Нобунага отступил внутрь храма Хонно-Джи в Киото и совершил сэппуку (ритуальное самоубийство самураев).

1. Токугава Иэясу


Токугава Иэясу, возможно, был не самым эффективным самураем, но к концу периода Сэнгоку он стал тем человеком, на руках у которого оказались самые лучшие карты. Иэясу заключил союз между кланами Токугава и Ода Нобунага, но со смертью последнего, огромные военные силы оказались без главнокомандующего. Хотя Тоётоми Хидэёси и заменил Нобунагу, его абсолютная власть над страной продлилась очень короткое время. С 1584 по 1598 года силы Токугава Иэясу боролись с армией Тоётоми Хидэёси за контроль над страной. В 1598 году Хидэёси умер от болезни, оставив 5-летнего сына в качестве наследника. В 1600 году в битве при Сэкигахара, силы армии Токугавы нанесли смертельный удар остаткам альянса Ода и Тоётоми. С этого момента он стал первым сегуном, чья династия правила Японией вплоть до возрождения династии Мейдзи в 1868 году. Годы правления клана Токугава наложили свой отпечаток на путь развития страны, изолировав ее от остального мира на целую четверть тысячелетия.


Теги:

Олег и Валентина Световид – мистики, специалисты по эзотерике и оккультизму, авторы 15 книг.

Здесь вы можете получить консультацию по вашей проблеме, найти полезную информацию и купить наши книги.

На нашем сайте вы получите качественную информацию и профессиональную помощь!

Самураи

Фамилии и имена самураев

Самураи – это японское военно-феодальное сословие. Слово "самурай" происходит от древнеяпонского глагола "самурау", что означает "служить человеку высшего сословия". То есть "самурай" означает "служивый человек, слуга". Самураев в Японии также называют "буси", что значит "воин".

Самураи появились в Японии в VII-VIII веках н.э. Самураями становились в основном мужчины из зажиточных крестьянских семей, а также представители средней и низшей аристократии (мелкие дворяне). Из дружинников самураи постепенно становились вооруженными слугами своего феодала, получая от него жилище и пищу. Некоторые самураи получали земельные наделы с крестьянами, и сами превращались в феодалов.

Начало выделения самураев как особого сословия обычно датируется периодом правления в Японии феодального дома Минамото (1192-1333). Предшествовавшая этому затяжная, кровопролитная гражданская война между феодальными домами Тайра и Минамото создала предпосылки для установления сёгуната – правления самурайского сословия с верховным военачальником (сёгуном) во главе.

Бусидо – кодекс чести самурая, свод заповедей "Путь Воина" в средневековой Японии. Кодекс появился в период XI-XIV веков и был формализован в первые годы сёгуната Токугава. Если самурай не выполнял правила поведения, его с позором выгоняли из рядов самураев.

Воспитание и обучение самурая были основаны на мифических рассказах о легендарных героях, безразличии к смерти, страху, боли, сыновней почтительности и верности своему феодалу. Наставник заботился о становлении характера будущего самурая, помогал наработать отвагу, мужество, выносливость, терпение. Будущих самураев растили бесстрашными и смелыми, развивали в них качества, которые считались в среде самураев главными добродетелями, при которых воин мог пренебречь своей жизнью ради жизни другого. Чтобы развить терпение и выносливость, будущих самураев заставляли исполнять непосильно тяжёлые работы, проводить ночи без сна, ходить босиком зимой, рано вставать, ограничивать себя в пище и т. д.

После установления при сёгунате Токугава мира, огромное количество самураев, которые умели только воевать, оказались обузой для страны, многие из них бедствовали. В то время появились книги, развивающие идею Бусидо (кодекс чести самурая), появилось большое количество школ боевых искусств, которые для многих самураев были единственным средством существования.

В последний раз самураи взялись за оружие в Гражданскую войну 1866-1869 гг., в ходе которой было свергнуто правительство Токугава. В этой войне самураи сражались на обеих сторонах.

В 1868 году произошла реставрация Мэйдзи, реформы которой затронули и самураев. В 1871 году император Мэйдзи, решивший реформировать государство по западному образцу, издал указ о формировании японской армии призывным способом, не только из сословия самураев, но и из всех прочих. Последним ударом по самураям стал закон 1876 года, запрещающий ношение мечей. Так завершилась эпоха самураев.

Фамилии и имена самураев

Абэ Масахиро

Абэ-но Мунэто

Адзаи Нагамаса

Аидзава Сэйсисай

Акамацу Мицусукэ (старший)

Акамацу Норимура

Акэти Мицухидэ

Амакуса Сиро

Аоки Сюдзо

Асакура Ёсикагэ

Асакура Кагэтакэ

Асакура Такакагэ

Асикага Ёсиакира

Асикага Ёсимаса

Асикага Ёсимицу

Асикага Ёсимоти

Асикага Ёсинори

Асикага Ёситанэ

Асикага Ёсихидэ

Асикага Ёсихиса

Асикага Такаудзи

Ватанабэ Хиромото

Гото Сёдзиро

Датэ Масамунэ

Ёсида Сёин

Ии Наосукэ

Имагава Ёсимото

Исэ Соун

Каваи Цугуносукэ

Каваками Гэнсай

Като Киёмаса

Кидо Такаёси

Кита Нарикацу

Кобаякава Хидэаки

Кониси Юкинага

Кусуноки Масасигэ

Мамия Риндзо

Мацудайра (Юки) Хидэясу

Мацудайра Киёясу

Мацудайра Саданобу

Мацудайра Таданао

Мацудайра Хиротада

Мацумаэ Ёсихиро

Мацумаэ Такахиро

Маэда Кэйдзи

Маэда Тосииэ

Маэда Тосинага

Мидзуно Тадакуни

Минамото-но Ёрииэ

Минамото-но Ёримаса

Минамото-но Ёритомо

Минамото-но Ёсимицу

Минамото-но Ёситомо

Минамото-но Ёсицунэ

Минамото-но Санэтомо

Минамото-но Тамэтомо

Минамото-но Юкииэ

Могами Ёсиаки

Мори Аринори

Мори Мотонари

Мори Окимото

Мори Тэрумото

Мори Хиромото

Набэсима Кацусигэ

Набэсима Наосигэ

Нагао Тамэкагэ

Накано Такэко

Нитта Ёсисада

Ода Кацунага

Ода Нобукацу

Ода Нобунага

Ода Нобутада

Ода Нобутака

Ода Хидэкацу

Ода Хидэнобу

Оки Такато
Окубо Тосимити

Омура Масудзиро

Омура Сумитада

Отани Ёсицугу

Оути Ёсинага

Оути Ёсиоки

Оути Ёситака

Оути Ёсихиро

Оути Масахиро

Принц Мориёси

Сагара Содзо

Сайго Такамори

Сайто Досан

Сайто Ёситацу

Сайто Хадзимэ

Сакамото Рёма

Саканоуэ-но Тамурамаро

Санада Юкимура

Сасса Наримаса

Сибата Кацуиэ

Симадзу Ёсихиро

Симадзу Иэхиса

Со Ёситоси

Согано Ирука

Согано Умако

Согано Эмиси

Соэдзима Танэоми

Суэ Харуката

Тайрано Киёмори

Тайрано Масакадо

Такасуги Синсаку

Такэда Нобусигэ

Такэда Нобутора

Такэда Нобухиро

Такэда Сингэн

Тани Татэки

Танума Окицугу

Тёсокабэ Моритика

Тёсокабэ Мототика

Тоётоми Хидэцугу

Токугава Ёринобу

Токугава Ёрифуса

Токугава Ёсинао

Токугава Иэмицу

Токугава Иэмоти

Токугава Иэцуна

Токугава Иэясу

Токугава Нариаки

Токугава Нобуёси

Токугава Тадаёси

Токугава Тадатэру

Токугава Хидэтада

Укита Хидэиэ

Уэсуги Кагэкацу

Уэсуги Кагэтора

Уэсуги Кэнсин

Уэсуги Норимаса

Фудзивара-но Ёримити

Фудзивара-но Каматари

Фудзивара-но Сумитомо

Фукусима Масанори

Харада Саносукэ

Хасэгава Ёсимити

Хатано Хидэхару

Хаяси Радзан

Хидзиката Хисамото

Ходзё Удзимаса

Ходзё Удзинао

Ходзё Удзицуна

Ходзё Удзиясу

Ходзё Ясутоки

Хосокава Ёриюки

Хосокава Кацумото

Хосокава Масамото

Хосокава Сумимото

Хосокава Тадаоки

Хосокава Тадатоси

Хосокава Такакуни

Хосокава Фудзитака

Хосокава Харумото

Это Симпэй

Ямана Мотитоё

На нашем сайте мы предлагаем огромный выбор имён...

Наша новая книга "Энергия фамилий"

В нашей книге "Энергия имени" вы можете прочитать:

Подбор имени по автоматической программе

Подбор имени по астрологии, задачам воплощения, нумерологии, знаку Зодиака, типам людей, психологии, энергии

Подбор имени по астрологии (примеры слабости этой методики подбора имени)

Подбор имени по задачам воплощения (цели жизни, предназначению)

Подбор имени по нумерологии (примеры слабости этой методики подбора имени)

Подбор имени по знаку Зодиака

Подбор имени по типам людей

Подбор имени по психологии

Подбор имени по энергии

Что нужно знать при подборе имени

Что делать, чтобы выбрать идеальное имя

Если имя нравится

Почему не нравится имя и что делать, если имя не нравится (три пути)

Два варианта подбора нового удачного имени

Корректирующее имя для ребенка

Корректирующее имя для взрослого человека

Адаптация к новому имени

Наша книга "Энергия имени"

Олег и Валентина Световид

С этой страницей смотрят:

В нашем эзотерическом Клубе вы можете прочитать:

Самураи. Фамилии и имена самураев

Приворот и его последствия – www.privorotway.ru

А также наши блоги:

Самурайство зародилось еще в VII веке и просуществовало до конца XIX века, когда было упразднено как институт. Многие столетия самураи представляли собой военно-феодальное дворянское сословие Японии, из которого вышло большое количество военных и чиновников XX века. Самураями называли отважных воинов Императорской армии вплоть до ее расформирования в 1947 году.

Он являлся ронином, т. е. не имел хозяина и был свободным воином. Мусаси приобрел славу одного из величайших фехтовальщиков, описал тактику, стратегию и философию самураев в бою, а также разработал и применил на практике новый вид боя с двумя мечами. Современники называли Мусаси «Кэнсаем», что переводится как «Святой Меч» и подчеркивает его высочайшее мастерство владения оружием.

Талантливый военачальник, он сформировал сильнейшую армию самураев и сплотил вокруг себя наибольшее количество провинций. Кампанию по объединению Японии Ода Нобунага начал с захвата своей родной провинции Овари, после чего стал расширять границы владений. В 1582 году, когда Нобунага достиг максимального могущества, его враги из числа собственных подчиненных затеяли государственный переворот. Осознавая неизбежность конца, он совершил ритуальное убийство - сэппуку.

Самурайский кодекс восхвалял таких девушек, «которые были способны подняться выше несовершенства и недостатков, свойственных их полу, и проявить героическую силу духа, которая могла бы быть достойной самых храбрых и благородных мужчин» В историю страны вошли несколько онна-бугэйся - в том числе Накано Такэко (1847−1868). Она родилась на территории современного Токио, получила образование в области литературы и обучилась боевым искусствам. Такэко принимала непосредственное участие в защите замка Айдзу-Вакамацу во время гражданской войны между сторонниками Сегуната Токугава и проимператорскими силами. В ходе битвы она командовала женским отрядом и получила пулевое ранение в грудь, после чего попросила свою сестру отрезать ей голову и похоронить её, чтобы она не досталась врагу. Ежегодно на месте могилы Такэко проходит акция ее памяти.

Он стал первым сегуном, чья династия управляла страной до возрождения династии Мейдзи в 1868 году. Это стало возможным после разгрома его самураями остатков армий Нобунаги и другого полководца - Тоётоми Хидэёси, который также претендовал на управление всей Японией. Политика Иэясу наложила отпечаток на все дальнейшее существование страны, которая долгое время жила по его указам.

В современной популярной культуре японские самураи представлены в образе средневекового воина по аналогии с западными рыцарями. Это не совсем правильная трактовка понятия. На самом деле самураи были в первую очередь феодалами, владевшими собственной землей и являвшими собой опору власти. Это сословие было одним из ключевых в японской цивилизации того времени.

Зарождение сословия

Приблизительно в XVIII веке появились те самые воины, преемником которых является любой самурай. Японский феодализм возник в результате реформ Тайка. Императоры прибегали к помощи самураев в своей борьбе против айнов - коренных жителей архипелага. С каждым новым поколениям эти люди, исправно служившие государству, обзаводились новыми землями и деньгами. Сформировались кланы и влиятельные династии, владевшие значительными ресурсами.

Приблизительно в X-XII вв. в Японии происходил процесс аналогичный европейскому - страну сотрясали Феодалы боролись друг против друга за земли и богатства. При этом императорская власть сохранялась, но она была крайне ослаблена и не могла препятствовать гражданскому противостоянию. Именно тогда японские самураи получили свой кодекс правил - бусидо.

Сегунат

В 1192 году возник политический строй, который позже был назван была сложная и двоякая система управления всей страной, когда одновременно правили император и сегун - образно говоря, главный самурай. Японский феодализм опирался на традиции и власть влиятельных родов. Если Европа преодолела собственные междоусобицы в эпоху Возрождения, то далекая и изолированная островная цивилизация еще долго жила по средневековым правилам.

Это и был период, когда самым престижным членом общества считался самурай. Японский сегун был всесилен благодаря тому, что в конце XII века император даровал носителю этого титула монопольное право собирать в стране армию. То есть любой другой претендент или крестьянское восстание не могли устроить государственный переворот из-за неравенства сил. Сегунат просуществовал с 1192 по 1867 гг.

Феодальная иерархия

Самурайское сословие всегда отличалось строгой иерархией. На самом верху этой лестницы находился сегун. Далее шли дайме. Это были главы самых важных и могущественных в Японии семей. Если сегун умирал, не оставив наследника, то его преемник избирался как раз из числа дайме.

На среднем уровне находились феодалы, обладавшие небольшими поместьями. Их приблизительное количество колебалось в районе нескольких тысяч человек. Далее шли вассалы вассалов и рядовые солдаты без собственности.

В период своего расцвета самурайское сословие составляло около 10% всего населения Японии. К этой же прослойке можно отнести членов их семей. Фактически могущество феодала зависело от размера его поместья и дохода от него. Часто его измеряли в рисе - главной еде всей японской цивилизации. С воинами в том числе расплачивались и буквальным пайком. Для такой «торговли» даже существовала своя система мер и весов. Коку равнялся 160 килограммам риса. Примерно такого объема еды хватало, чтобы удовлетворить потребности одного человека.

Чтобы понять ценность риса в достаточно привести пример самурайской зарплаты. Так, приближенные к сегуну получали от 500 до нескольких тысяч коку риса в год в зависимости от размера своего поместья и количества собственных вассалов, которых также нужно было кормить и содержать.

Отношения между сегуном и дайме

Иерархическая система самурайского сословия позволяла исправно служившим феодалам подняться очень высоко по социальной лестнице. Периодически они восставали против верховной власти. Сегуны старались держать дайме и их вассалов в узде. Для этого они прибегали к самым оригинальным методам.

Например, в Японии долгое время существовала традиция, по которой дайме должны были раз в год отправляться к своему господину на торжественный прием. Такие мероприятия сопровождались длительными путешествиями через всю страну и большими затратами. Если дайме подозревался в измене, сегун мог во время такого визита фактически взять в заложники члена семьи своего неугодного вассала.

Кодекс бусидо

Вместе с развитием сегуната появился авторами которого выступали лучшие японские самураи. Этот свод правил сформировался под влиянием идей буддизма, синтоизма и конфуцианства. Большинство этих учений пришло в Японию с материка, а точнее, из Китая. Эти идеи пользовались популярностью у самураев - представителей главных аристократических родов страны.

В отличие от буддизма или доктрины Конфуция, синтоизм был древней языческой В ее основе лежали такие нормы, как поклонение природе, предкам, стране и императору. Синтоизм допускал существование магии и потусторонних духов. В бусидо от этой религии в первую очередь перешел культ патриотизма и верной службы государству.

Благодаря буддизму кодекс японских самураев включал в себя такие идеи, как особое отношение к смерти и равнодушный взгляд на жизненные проблемы. Аристократы часто практиковали дзен, веря в перерождение душ после гибели.

Самурайская философия

По бусидо воспитывался японский воин-самурай. Он должен был неукоснительно исполнять все предписанные правила. Эти нормы касались как государственной службы, так и личной жизни.

Популярное сравнение рыцарей и самураев неверно как раз с точки зрения сопоставления европейского кодекса чести и правил бусидо. Связано это с тем, что поведенческие устои двух цивилизаций крайне отличались друг от друга из-за изолированности и развития в совершенно непохожих условиях и обществах.

Например, в Европе существовал устоявшийся обычай давать свое честное слово при согласовании каких-то договоренностей между феодалами. Для самурая это было бы оскорблением. В то же время, с точки зрения японского воина, внезапное нападение на противника не было нарушением правил. Для французского рыцаря это означало бы вероломство врага.

Воинская честь

В средние века имена японских самураев знал каждый житель страны, так как именно они являлись государственной и военной элитой. Немногие желавшие присоединиться к этому сословию могли это сделать (или из-за худородности, или из-за несоответствующего поведения). Закрытость самурайского сословия заключалось как раз в том, что в него редко пускали чужаков.

Клановость и исключительность сильно повлияли на нормы поведения воинов. Для них на главном месте стояло собственное достоинство. Если самурай навлекал на себя позор недостойным поступком, он должен был покончить жизнь самоубийством. Такая практика получила название харакири.

За свои слова должен был отвечать каждый самурай. Японский кодекс чести предписывал несколько раз подумать, прежде чем делать какое-либо заявление. Воины были обязаны быть умеренными в пище и избегать распущенности. Настоящий самурай всегда помнил о смерти и каждый день напоминал себе о том, что рано или поздно его земной путь кончится, поэтому важно лишь то, смог ли он сохранить собственную честь.

Отношение к семье

Поклонение семье в Японии также имело место быть. Так, например самурай должен был помнить о правиле «ветвей и ствола». Согласно обычаям, семья сравнивалась с деревом. Родители были стволом, а дети лишь ветками.

Если воин презрительно или неуважительно относился к старшим, он автоматически становился изгоем в обществе. Этому правилу следовали все поколения аристократов, в том числе самый последний самурай. Японский традиционализм существовал в стране на протяжении многих веков, и его не могли сломить ни модернизация, ни выход из изоляции.

Отношение к государству

Самураев приучали к тому, что их отношение к государству и законной власти должно было быть таким же смиренным, как и к родной семье. Для воина не было интересов выше его господина. Японское оружие самураев служило правителям до самого конца, даже когда число их сторонников становилось критически малым.

Верноподданническое отношение к сюзерену часто принимало формы необычных традиций и привычек. Так, самураи не имели права ложиться спать ногами в сторону резиденции своего господина. Также воин следил за тем, чтобы не целиться оружием в сторону своего хозяина.

Характерным для поведения самураев было презрительное отношение к смерти на поле боя. Интересно, что здесь сложились обязательные обряды. Так, если воин осознавал, что его бой проигран, и он безнадежно окружен, он должен был назвать собственное имя и спокойно умереть от оружия врага. Смертельно раненный самурай, перед тем как испустить дух, произносил имена японских самураев старших званий.

Образование и обычаи

Сословие феодалов-воинов являлось не только милитаристской прослойкой общества. Самураи были прекрасно образованными, что являлось обязательным для их положения. Все воины изучали гуманитарные науки. На первый взгляд, они не могли пригодиться на поле боя. Но на деле все было ровно наоборот. Японские могли не защитить своего владельца там, где его спасала литература.

Для этих воинов было нормой увлечение поэзией. Великий боец Минамото, живший в XI веке, мог пощадить поверженного врага, если тот прочитал бы ему хорошее стихотворение. Одна самурайская мудрость гласила, что оружие является правой рукой воина, в то время как литература - левой.

Важной составляющей быта была чайная церемония. Обычай пить горячий напиток носил духовный характер. Этот ритуал был перенят у буддийских монахов, которые таким образом коллективно медитировали. Самураи даже проводили турниры по распитию чая между собой. Каждый аристократ обязан был построить в своем доме отдельный павильон для проведения этого важного обряда. От феодалов привычка пить чай перешла в крестьянское сословие.

Обучение самураев

Самураи обучались своему ремеслу с самого детства. Для воина было жизненно важно освоить технику владения несколькими видами оружия. Также высоко ценился навык кулачного боя. Японские самураи и ниндзя должны были быть не просто сильными, но и крайне выносливыми. Каждый ученик должен был проплыть в бурной реке в полном облачении.

Настоящий воин мог сразить врага не только оружием. Он умел подавлять соперника морально. Делалось это с помощью специального боевого клича, от которого становилось не по себе неподготовленным врагам.

Повседневный гардероб

В жизни самурая регламентировалось почти все - от отношений с окружающими до одежды. Она была еще и социальным маркером, по которому аристократы отличали себя от крестьян и простых горожан. Только самураи могли носить одежду из шелка. Кроме того, их вещи имели особенный покрой. Обязательным было кимоно и хакама. Оружие также считалось частью гардероба. Самурай постоянно носил с собой два меча. Они были заткнуты за широкий пояс.

Носить такую одежду могли только аристократы. Крестьянам подобный гардероб был запрещен. Это объясняется еще и тем, что на каждой своей вещи воин имел нашивки, показывавшие его клановую принадлежность. Такие гербы имел каждый самурай. Перевод с японского языка девиза мог объяснить, откуда он родом и кому служит.

Самураи могли использовать в качестве оружия любой подручный предмет. Поэтому гардероб подбирался и для возможной самообороны. Прекрасным оружием становился самурайский веер. От обычных он отличался тем, что основу его конструкции составляло железо. В случае внезапного нападения врагов даже такая невинная вещь могла стоить жизни атаковавшим врагам.

Доспехи

Если обычная шелковая одежда предназначалась для повседневного ношения, то для боя у каждого самурая был специальный гардероб. Типичные доспехи средневековой Японии включали в себя металлические шлемы и нагрудники. Технология их производства зародилась в период расцвета сегуната и с тех пор практически не менялась.

Доспехи одевались в двух случаях - перед боем или торжественным мероприятием. Все остальное время они хранились в специально отведенном для этого месте в доме самурая. Если воины отправлялись в длительный поход, то их облачение везли в обозе. Как правило, за доспехами следили слуги.

В средневековой Европе главным отличительным элементом экипировки был щит. С помощью него рыцари показывали свою принадлежность к тому или иному феодалу. У самураев не было щитов. Для опознавательных целей они использовали цветные шнуры, знамена, а также шлемы с выгравированными рисунками гербов.

О японских самураях знают, пожалуй, во всём мире. Их порой сравнивают с европейскими рыцарями, но это сравнение не совсем точное. С японского слово «самурай» переводится как «человек, который служит». Средневековые самураи в своём большинстве были благородными и бесстрашными бойцами, сражающимся против врагов с помощью катан и другого оружия. Но когда они появились, как жили в разные периоды истории Японии и каким правилам следовали? Обо всём этом в нашей статье.

Зарождение самураев как сословия

Самураи появились в результате реформ Тайка, стартовавших в Стране Восходящего Солнца в 646 году. Эти реформы можно назвать крупнейшими социально-политическими преобразования в истории древней Японии, которые проводились под руководством принца Нака-но Оэ.

Большой толчок к укреплению самурайства дал император Камму в начале девятого века. Этот император обратился за помощью к существующим региональным кланам в войне против айнов - ещё одного народа, который жил на островах Японского архипелага. Айнов, кстати, сейчас осталось всего несколько десятков тысяч.

В X–XII веках в процессе «разборок» феодалов сформировались влиятельные роды. Они имели свои достаточно существенные военные отряды, участники которых лишь номинально состояли на службе у императора. По факту каждый крупный феодал тогда нуждался в хорошо обученных воинах-профессионалах. Ими и стали самураи. В этот период сложились и основы неписаного самурайского кодекса «Путь лука и скакуна», позднее трансформировавшегося в чёткий свод правил «Путь Воина» («Бусидо»).


Самураи в эпоху сёгуната Минамото и в эпоху Эдо

Окончательное формирование самураев как особого привелегированного сословия произошло, по мнению большинства исследователей, в период правления в Стране Восходящего Солнца дома Минамото (это период от 1192 до 1333 года). Воцарению Минамото предшествовала гражданская война между феодальными кланами. Сам ход этой войны создал предпосылки для появления сёгуната - формы правления с сёгуном (то есть военачальником) во главе.

После того, как над кланом Тайра была одержана победа, Минамото но Ёритомо вынудил императора дать ему титул сёгуна (таким образом он стал первым сёгуном), а небольшое поселение рыбаков Камакура он сделал собственной резиденцией. Теперь сёгун был самым могущественным лицом в стране: самураем самого высшего ранга и главным министром одновременно. Конечно, официальная власть в японском государстве принадлежала императору, у двора тоже оставалось некоторое влияние. Но положение двора и императора всё равно нельзя было назвать главенствующим - к примеру, император постоянно вынужден был следовать указаниям сёгуна, в противном случае его заставили бы отречься от престола.

Ёритомо учредил новый орган управления Японией, названный «полевой ставкой». Как и сам сёгун, почти все его министры были самураями. В результате принципы самурайского сословия распространились во все сферы японского общества.


Миномото но Ёримото - первый сёгун и самый высокопоставленный самурай конца XII века

Считается, что «золотым веком» самурайства был период от первого сёгуна до гражданской войны Онин (1467–1477 гг.). С одной стороны, это был достаточно мирный период, с другой - количество самураев было сравнительно небольшим, что позволяло им иметь хороший достаток.

Потом в истории Японии настал период множества междоусобных войн, в которых самураи принимали активное участие.


В середине XVI века было ощущение, что империя, сотрясаемая конфликтами, навсегда распадётся на отдельные части, но даймё (князь) с острова Хонсю Ода Нобунага сумел запустить процесс объединения государства. Этот процесс был долгим, и только в 1598 году установилось истинное единовластие. Правителем Японии стал Токугава Иэясу. Он избрал своей резиденцией город Эдо (нынешний Токио) и стал основателем сёгуната Токугава, который правил более 250 лет (эту эпоху называют ещё эпохой Эдо).

С приходом к власти дома Токугава сословие самураев значительно увеличилось - чуть ли не каждый пятый японец стал самураем. Так как внутренние феодальные войны ушли в прошлое, военные отряды самураев в это время использовались, главным образом, для того, чтобы подавлять крестьянские восстания.


Самыми высокопоставленными и важными самураями были так называемые хатамото - непосредственные вассалы сёгуна. Однако основная масса самураев выполняли обязанности вассалов даймё, и чаще всего они не имели земли, а получали от своего господина некое жалование. При этом у них были достаточно большие привилегии. К примеру, законодательство Токугава разрешало самураю без каких-либо последствий убивать на месте «простолюдина», который неприличным образом ведёт себя.

Существует заблуждение, что все самураи были достаточно обеспеченными людьми. Но это не так. Уже при сёгунате Токугава встречались бедные самураи, которые жили ненамного лучше обычных крестьян. И чтобы прокормить свою семью, некоторым из них всё же приходилось возделывать землю.


Воспитание и кодекс самураев

Воспитывая будущих самураев, им пытались привить безразличие к смерти, физической боли и страху, культ почтительности к старшим и верности своему господину. Наставник и семья в первую очередь делали упор на становлении характера юноши, вставшего на этот путь, вырабатывали в нём храбрость, выносливость и терпение. Характер развивали чтением историй о подвигах героев, прославивших себя самураев прошлого, просмотром соответствующих театральных постановок.

Порой отец приказывал будущему воину для того, чтобы он стал смелее, отправиться в одиночку на кладбище или в другое «нехорошее» место. Практиковалось посещение подростками публичных казней, также их отправляли на осмотр тел и голов мёртвых преступников. Причём юноша, будущий самурай, обязан был оставить специальный знак, который доказывал бы, что он не отлынивал, а реально был здесь. Нередко будущих самураев заставляли выполнять тяжёлые работы, проводить бессонные ночи, ходить зимой босиком и т. д.


Доподлинно известно, что самураи были не только бесстрашными, но и весьма образованными людьми. В кодексе Бусидо, о котором уже упоминалось выше, говорилось, что воин должен совершенствовать себя любыми способами. И поэтому самураи не чурались занятий поэзией, живописью и икебаной, занимались математикой, каллиграфией, проводили чайные церемонии.

Огромное влияние на самурайское сословие оказал ещё и дзен-буддизм. Он пришёл из Китая и распространился по Японии в конце XII века. Самураям дзен-буддизм как религиозное течение показался очень привлекательным, так как он способствовал выработке самообладания, воли и хладнокровия. В любой ситуации без лишних мыслей и сомнений самурай должен был идти прямо на врага, не смотря назад или в сторону, чтобы его уничтожить.


Ещё один интересный факт: согласно «Бусидо» приказы своего господина самурай был обязан выполнять беспрекословно. И даже если тот прикажет покончить с собой либо пойти отрядом из десяти человек против тысячной армии, это должно было быть выполнено. Кстати, феодалы порой отдавали приказ самураю идти на верную гибель, на битву с превосходящим по численности противником, просто чтобы избавиться от него. Но не надо думать, что самураи никогда не переходили от господина к господину. Такое случалось нередко в ходе стычек между мелкими феодалами.

Хуже всего для самурая было потерять честь и покрыть себя позором в битве. О подобных людях говорили, что они не достойны даже смерти. Такой воин скитался по стране и пытался зарабатывать уже как обыкновенный наёмник. Их услугами в Японии пользовались, но относились к ним с пренебрежением.

Одной из самых шокирующих вещей, связанных с самураями - это ритуал харакири или сэппуку. Самурай должен был покончить с собой, если оказался не способен следовать «Бусидо» или был пленён врагами. И ритуал сэппуку рассматривался как почётный способ смерти. Интересно, что составными частями этого ритуала были торжественное купание, трапеза с самой любимой едой, написание последнего стихотворения - танку. И рядом с самураем, выполняющим ритуал, всегда присутствовал верный товарищ, который в определённый момент должен был отрубить ему голову, дабы прекратить мучения.

Внешний вид, оружие и доспехи самурая

Как выглядели средневековые самураи, достоверно известно из множества источников. На протяжении многих столетий их внешний вид почти не менялся. Чаще всего самураи ходили в широких шароварах, напоминающих по крою юбку, с пучком волос на голове, называемым мотодори. Для данной причёски лоб брился наголо, а оставшиеся волосы заплетали в узел и закрепляли на макушке.


Что касается оружия, то на протяжении долгой истории самураи пользовались разными его видами. Первоначально основным оружием был тонкий короткий меч, называющийся тёкуто. Потом самураи перешли на изогнутые мечи, которые в итоге трансформировались в известные сегодня во всём мире катаны. В кодексе «Бусидо» было сказано, что душа самурая заключена в его катане. И не удивительно, что этот меч считался важнейшим атрибутом воина. Как правило, катаны использовались в паре с дайсё, короткой копией основного меча (дайсё, кстати, имели право носить только самураи - то есть это был элемент статуса).

Помимо мечей, использовались самураями и луки, поскольку с развитием военного дела личная храбрость, умение сражаться с врагом в ближнем бою, стали значить гораздо меньше. А когда в XVI веке появился порох, луки уступили место огнестрельному оружию и пушкам. Например, популярны в эпоху Эдо были кремниевые ружья, называемые танэгасима.


На поле боя самураи облачались в специальные доспехи - в броню. Эта броня была роскошно украшена, выглядела несколько нелепо, но при этом каждая её часть имела свою конкретную функцию. Доспехи была одновременно прочными и гибкими, что позволяло их владельцу свободно двигаться на поле боя. Броня изготавливалась из металлических пластин, связанных между собой кожаными и шёлковыми шнурками. Руки были защищены наплечными щитами прямоугольной формы и бронированными рукавами. Иногда на правую руку такой рукав не надевали, чтобы сражаться было легче.

Неотъемлемым элементом брони был шлем Кабуто. Его чашевидная часть была сделана из металлических пластин, соединённых заклёпками. Интересной особенностью этого шлема является наличие подшлемника (точь-в-точь как у Дарта Вейдера из «Звёздных войн»). Он защищал шею владельца от возможных ударов мечей и стрел. Вместе со шлемами самураи порой надевали и мрачные маски Менгу - для устрашения противника.


В целом это боевое облачение было очень эффективным, и армия Соединённых Штатов, как говорят специалисты, создавала первые бронежилеты как раз на основе средневековых японских доспехов.

Закат сословия самураев

Начало распада сословия самураев связано с тем, что даймё перестали нуждаться в больших личных отрядах воинов, как это было в период феодальной раздробленности. В результате многие самураи остались не у дел, превратились в ронинов (самураев без господина) или ниндзя - тайных убийц-наёмников.


А к середине восемнадцатого века процесс угасания самурайского сословия самураев стал идти ещё быстрее. Развитие мануфактур и усиление позиций буржуазии привели к постепенному вырождению (прежде всего экономическому) самурайства. Всё больше и больше самураев попадало в долги к ростовщикам. Многие из воинов сменили квалификацию и превратились в обыкновенных торговцев и земледельцев. Кроме того, самураи становились участниками и организаторами разнообразных школ воинских искусств, чайной церемонии, гравюры, философии дзэн, изящной словесности - так выражалась обострённая тяга этих людей к традиционной японской культуре.

После буржуазной революции Мэйдзи 1867–1868 годов самураев, как и другие феодальные сословия, официально упразднили, однако ещё какое-то время они сохраняли своё привилегированное положение.


Те самураи, которые ещё при Токугава фактически владели землёй, после аграрных реформ 1872–1873 гг., юридическим закрепили свои права на неё. Кроме того, бывшими самураями пополнялись ряды чиновников, офицеров армии и флота и т. д.

А в 1876 году в Японии вышел знаменитый «Указ о запрете мечей». В нём прямо запрещалось ношение традиционного холодного оружия, и это в конечном счёте «добило» самураев. Со временем они стали просто частью истории, а их традиции - элементом неповторимого японского колорита.

Документальный фильм «Времена и воины. Самураи».


Самое обсуждаемое
Обломов характеристика образа штольца андрея ивановича Первое появление штольца в романе обломов Обломов характеристика образа штольца андрея ивановича Первое появление штольца в романе обломов
Арес в искусстве и культуре Арес в искусстве и культуре
Ресничные черви представители Ресничные черви представители


top