Конструкция — данного типа: шариковый радиальный и предназначена для восприятия радиальных нагрузок и в очень незначительной степени осевых.
Подшипник этого типоразмера изготавливается как открытого, так и закрытого типа. Подшипник 80203 — закрыт с обеих сторон стальными шайбами, подшипник 60203 — закрыт с одной стороны стальной шайбой. Подшипник 180203 — закрыт с двух сторон резиновыми уплотнениями для защиты от попадания пыли и утечки пластической смазки которая внесена на заводе. Тип смазки отмечен обозначением справа от номера подшипника. Наиболее часто применяются с9 , с17 и с 30. Еще одной разновидностью данного подшипника является номер 50203 - это открытый подшипник, отличается от 203 наличием стопорной канавки для стопорного кольца по внешней поверхности наружного кольца.
Подшипник 203 и его модификации производятся большим количеством заводов СНГ — 8 ГПЗ (Харьков), 3 ГПЗ (Саратов — входит в ЕПК, пожалуй лучшее качество), 23 ГПЗ (Вологда — средняя категория качества), 2 ГПЗ и СПЗ-4 (Москва и Самара соответственно — самые дешевые, но и наименее долговечны и качественны). Самые дешевые, самарские, стоят немногим более 20 рублей.
Есть еще масса прочих брэндов китайского происхождения (CRAFT, KG, NXZ, CX) — их покупать не рекомендуется.
Подшипники этого типа и размера являются очень ходовыми и производятся на заводах постоянно, поэтому найти такой новый качественный подшипник производства нормального завода — не проблема. Подшипники производятся в основном 6 и нулевым классом точности, но также есть и 4 и 5. Найти последние, правда, достаточно затруднительно, поскольку в настоящее время они производятся по ЕТУ и для рядового потребителя такие подшипники доступны только ворованные или с какой-либо еще мутной историей (поставляются с завода на завод).
Размеры и технические характеристики
Внутренний диаметр – 17 мм;
Наружный диаметр – 40 мм;
Высота – 12 мм;
Масса – 0,06 кг;
Количество шариков — 7 шт.;
Диаметр шарика — 7,144 мм;
Номинальная частота вращения — 20 000 об/мин.;
Грузоподъемность динамическая — 9,56 кН.
Импортный аналог обозначается как 6203 /Рх (где х — класс точности изделия) с дополнительными обозначениями защитных шайб и заглушек как Z (с одной стороны), ZZ или 2RS (с двух сторон). Существует масса производителей, цены на продукцию которых могут различаться во много раз, также, как и долговечность изделий и их характеристики. Самые дешевые из импортных подшипников — FBJ стоят чуть меньше 40 рублей (если Вам предлагают «импортный» подшипник дешевле этой цены, то это повод усомниться в его качестве и порядочности продавца), наиболее же дорогие марки (FAG, SKF, KOYO и другие) имеют цену 120 — 150 рублей (при этом открытые модификации, естественно, несколько дешевле закрытых).
Шариковые однорядные подшипники этого размера разных модификаций широко применяются в отечественной автомобильной промышленности. Так, закрытые с обеих сторон стальными шайбами 80203 устанавливаются в коробку передач и вентилятор автомобилей ГАЗ (в том числе Газель и Соболь), в КПП автобусов КаВЗ. Закрытые с обеих сторон резиновыми заглушками подшипники, имеющие дополнительный тепловой зазор 76-180203 (аналог 6203 2RS-C3 ) стоят в вентиляторе «Оки» и легковых автомобилей ВАЗ (2103-2107).
Закрытый с одной стороны подшипник 60203 широко применяется в коробках передач легковых и грузовых автомобилей и автобусов следующих марок: БелАЗ, ГАЗ, ЕрАЗ, КАвЗ, ПАЗ, РАФ, САЗ, УАЗ.
Открытый подшипник 203 широко применяется в разных узлах двигателей грузовиков отечественного производства: КрАЗ, МАЗ, Урал, КамАЗ, ГАЗ, ЗИЛ и других.
Схема подшипника 203 (60203, 80203, 180203, 6203)
Где купить
Чтобы найти качественное изделие, особенно, если подшипники нужны оптом, обращаться следует к официальным представителям заводов-изготовителей (). Где купить импортные подшипники можно посмотреть в (для каждой марки указаны представители в нашей стране, где цены ниже всего, а качество гарантировано).
Наверное, после того, как было придумано колесо появился и подшипник, ведь — это неотъемлемая часть детали с вращающейся деталью в опорах. Конечно с древних времён изменились материалы скорости и технологии, но суть осталась, вращение или перемещение детали относительно друг друга. В современных изделиях в узлах с вращающимися деталями нет важных или не важных деталей, только в комплексе будет обеспечена работоспособность. Здесь должны быть учтены направления нагрузки и ее переменная составляющая, скорость, среда и длительность работы. К примеру, возьмем подшипник 203 204 размера, как наиболее применяемые в механизмах.
Производители
Одно из самых успешных зарубежных компаний считается шведская SKF с головным офисом в Стокгольме, филиалы фирмы насчитывает 80 заводов по всему миру. Также хорошо себя зарекомендовали изделия и (Германия), из Америки. К сожалению, в связи с противоречиями в политике приобрести подшипники этих заводов в России становится проблематичным.
Подобное положение подтолкнуло Российские заводы на развитие производства высококачественной продукции на уровне мировых брендов. Среди многих, можно выделить Курский (АПЗ-20), Самарский ЗАО; Волжский (ВПЗ). Логотипы представлены на рис.1. Изделия выпускаются радиальными, упорными, закрытого и самоустанавливающиеся или универсальными. Что бы понять какие где применить, разберем их конструкцию, расшифровку кодировки размера 203 го подшипника условия работы и смазки. Также на рынке предоставляют свою продукция и другие предприятия узнать о продукции которых можно на сайтах электронных ресурсов или специальных справочниках.
Устройство
Для на начала разберем конструкцию . Подшипник представляет собой сложное изделия конструкция которого выглядит просто: кольца между которыми перекатываются шарики или цилиндрические тела. Для удержания этих тел служит устройство — сепаратор. С его помощью решается несколько задач:
- отделение тел качения от их контакта между собой, этим уменьшается износ и трение между рабочими элементами;
- фиксация и удержание рабочих тел в необходимом положении между собой и кольцами;
- обеспечение зазора для попадания смазки элементов.
В более сложных конструкциях может отсутствовать одно или оба кольца, а для специальных устройств и сепаратор. В этом случае предметы качения перемещается по выточкам, сделанным на валу или в корпусе. При этом сам корпус обычно имеет разборную конструкцию.
Как во всех сложных механизмах в в этом есть достоинства и недостатки.
Достоинства:
- маленькое усилие в начале движения;
- полная стандартизация, при помощи которой подбираются другие изделия для его смены;
- небольшие осевые габариты;
- технология обслуживания простая, подшипнику закрытого типа не требуется даже дополнительный смазки при работе на весь срок эксплуатации;
- небольшой расход цветного металла, отсюда относительно невысокая стоимость;
- возможность устранение небольших перекосов и несносности валов.
Недостатки:
- большой радиальный размер;
- увеличенные контактные усилия на кольца от тел качения;
- маленький ресурс при высоких скоростях вращения;
- чувствительность к вибрации и ударным нагрузкам.
Материалы:
Для шарикоподшипников изготавливается специальная сталь из хромистых сплавов. В марке стали ШХ15, ШХ15СГ. Цифра 15 означает 0,15% хрома и процент углерода до 1,1%, в сталь ШХ15СГ дополнительно добавляется марганцовые добавки. Кольца подвергаются термической обработке для упрочнения 61-65 HRC. Детали, которые будут использоваться в работе с повышенными температурами изготавливаются из антикоррозионных и жароупорных сплавов.
Изготовление металлических сепараторов производится штамповкой, поэтому применяется низкоуглеродистая мягкая сталь кипящей фракции 0,8 КП.
Для быстроходных подшипников применяется латунные или бронзовые материалы. Последние годы всё больше используется полимеры: текстолит, фторопласт.
Шарики изготовлены из той же стали, но имеют более жесткую поверхностную закалку, также подвергаются обработке в виде полировки.
В последнее десятилетние стали применять керамические подшипники, материал для изготовления деталей называется нитрид кремния Si 3 N 4 . Такие изделия эксплуатируются при высоких температурах и скоростях, а также не магнитные свойства расширяют диапазон применения в диагностические приборы и высокоскоростных устройствах, которые работают с оборотами до несколько тысяч в минуту.
Впервые освоила производство гибридных сборок фирма SKF. Гибридные подшипники — это изделия сборные детали которых изготавливаются из керамики: кольцо из металла шарики из керамики, возможно наоборот: кольца керамические тела качения — стальные. Применяются такие изделия в специальных устройствах, для которых важен большой ресурс или обороты, ведь керамика долговечнее стали примерно три-четыре раза, и не так требовательна к смазкам. Для маркировки составных частей из керамики российских производителей, справа от основного обозначения ставится символ «Я». В подшипниках производства SKF кремниевые тела качения из нитрида кремния ставится HC5 справа от основного обозначения.
Условное обозначение подшипников российских производителей
Условное обозначение изделия из России стандартизировано в соответствии ГОСТом 3189-89 и может дополняться обозначениями устанавливаемые заводом-изготовителем.
Цифровое и буквенное обозначение содержит практически все данные о материале, условиях работы, типе подшипника, изготовление и требования к его применению.
Обозначение состоит из трех групп:
Основное: состоящее из семи знаков цифрового обозначения (основное) и дополнительных знаков, которые наносятся слева и справа от основы. Знаки слева отделяется тире. Знаки справа начинается с буквенного обозначения.
Считывание информации производится справа налево.
Табл1. Схема условных обозначений
Основное обозначение
Рассмотрим изделия с внутренним диаметром под вал от 10 до 495 мм. Порядок расстановки цифр основного обозначения можно посмотреть в таблице1. В указанном обозначении может быть от 7 до 2 цифр, порядок — справа налево. Все нули, которые могут стоять левее последней значащей цифры, убираются. Внутренний диаметр кольца под вал от 10 до 20 обозначается следующим образом:
Внутренний диаметр (вала), мм …….. .10 12 15 17
Обозначается ……………………………… 00 01 02 03
Внутренний размер кольца под вал от 20 до 495 обозначается умножением последе цифры на 5:
Например, 203 будет с кольцом под вал 17мм, а 206 — 30 мм.
Табл. Расположения цифр в основном обозначении
При одинаковом диаметре посадочного вала в зависимости от вида нагрузки, условий работы, наружный диаметр кольца и его ширина может быть разным. Это объясняет большое количество разнообразных видов выпускаемых подшипников. Эти различия в основном обозначении: 3 — цифра обозначает серию, 7 — диапазон ширины.
Пятое шестое место справа закодировано конструктивное исполнение изделия. (защитные шайбы, наличие каналов для установки упорных колец на наружной обойме, угол контакта радиально — упорных изделий, бурт или фланец наружного кольца, вид установки: на втулках или удерживающих приспособлениях, тип сепаратора или его отсутствие, конусность внутреннего кольца).
Табл. Обозначение серий ширины и высот
Табл. Обозначений серий подшипников
Пример основного обозначения подшипника 203 размеры характеристики:
Шариковый радиально — однорядный:
- 03 — диаметр внутренней обоймы под вал 17.
- 2 — легкая серия
- 0 — тип;
- 00 — конструкция;
- 0 — узкая серия ширины.
Все цифры после последней значащей цифры 2, обозначающие тип, конструктивное исполнение, серию ширины, имеют нулевое значение — отсутствуют.
Обзор характеристик изделий
Однорядные радиальные шариковые (о — тип)
Устанавливаются в механизмах больше всего. Они самые дешёвые и работают с осевой нагрузкой. Могут работать при перекосе внутренних колец до 3 градусов. Допускают увеличение радиального зазора до 10 %. Однако любое отклонение норм резко ухудшает работоспособности подшипника. В связи с малым сопротивлением шариков качению у изделия малый пусковой момент. Кроме классической конструкции выпускаются с выточкой на наружном кольце для фиксации на валу. Что упрощает монтаж. Есть также конструкция с упорным буртом и фланцами на наружном кольце.
Табл. Условное обозначение
Условное обозначение 5 — 203 одно и тоже с обозначением подшипника 203 по размерам характеристикам и цене.
Подшипник 203 с защитными шайбами
Это типа пускается особо легкой серии лёгкая серии 3 серия основное обозначение 6.000 с одной шайбой наружное с двумя защитными шайбами с 2 сторон. Отличительной особенностью таких изделий является то что смазка закладывается внутри камеры, образуемые между шайбами на заводе и не требует допрессовки. Чертежный разрез можно посмотреть на рис. размер подшипника 203 закрытого типа одинаковый с типовым. подшипником 203 размеру и цене.
Шариковые сферические (1 — тип)
этот тип предназначен для работы с нагрузками в радиальном направлении, но могут воспринимать осевую нагрузку с превышением не более 20% от номинальной радиальной. Устройство выполнено таким образом, что наружное кольцо изнутри имеет физическую форму — это дает возможность работать при перекосе колец до 3°. Тела качения могут быть как двухрядными, таки и однорядными. Кроме основной конструкции они выпускаются с коническое отверстие в обоймах для установки на вал или корпус. Внутреннее кольцо может быть с буртом фланцем наружной выточкой для установки. Основное название 1000.
Роликовые радиальные (2 — тип)
с роликами цилиндрического типа.
Предназначается для работы радиальных нагрузок во много раз больших чем выдерживают радиальные. Однако проигрывают им скорости. Если шариковых изделия выдерживают перекос обойм, то 3°, то для роликовых перекос в 1° может быть уже губительным.
Вид основного типа данного изделия называется 2000.
Роликовые с радиальными сферическими роликами (3 — тип)
ориентированы для работы с нагрузками гораздо большими чем с короткими роликами. Обоймы могут воспринимать продольную нагрузку, не превышающую 25% от вертикальной. Если изделие устанавливаются для работы с продольной нагрузкой, то она должна не превышать 20% номинала, так как усилие воспринимается только одним рядом роликов.
Частота вращения под нагрузкой значительно ниже чем у изделий с короткими роликами, однако не выдерживает нагрузку гораздо больше и могут работать при перекосах, возникших от выработки вала или его изгиба. Название с 3000.
Цилиндрические длинными телами качения (тип 4, тип 5)
предназначаются только для восприятия радиальных направлений усилий при работе.
Даже незначительный перекос обойм не допускается. Название стандартных конструкции начинается с 4000.
Разновидностью данных изделий является типовая модель 5000 с витыми роликами. Благодаря выточкам в роликах они лучше смазываются и воспринимают ударную нагрузку. Применяются в конструкциях с неответственными узлами.
Радиально-упорные шариковые качения (тип 6)
Назначение восприятие комбинированной радиально осевой нагрузки. Усилие воспринимаемой нагрузки зависит от угла. Это значение который измеряется в градусах плоскости центра шарика по прямой проходящей через центр шарика и середину площадки контакта с направлением качения. Отличительной частью является наличие на внешней обойме угловой выточки. Осевая нагрузка воспринимается таким подшипником односторонне.
Корпусная сборка Ucp 203 размеры
Сборка узла UCP203 состоит из корпусного изделия Р230 и шарикового изделия у.н 203, которые могут использоваться отдельно друг от друга. Корпуса серии Р2… предназначены для нормальных условий эксплуатации подшипниковых узлов. Сборный узел может принимать радиальные и осевые нагрузки. Изготавливаются корпуса из серого чугуна, но по спецзаказу могут изготавливаться из:
нержавейки, пластика, термореактивный резины, дерева.
Нружнее кольцо для установки в корпус имеет сферическую форму и является самоцентрирующимся. Крепится к корпусу механизма с помощью болтов, на валу фиксируются зажимной шпилькой.
Типовые размеры корпуса УСП
Подшипник 6203 – это шариковый радиальный однорядный подшипник который имеет размер 17х40х12.
В такой элемент уже при сборке вносят смазочную жидкость.
Открытый тип способен обеспечить пороговую частоту вращения немного выше, если его предварительно смазать маслом.
Обозначение 6203 – это международный формат названия.
На российском рынке его можно найти под номером 203.
Направление воспринимаемых нагрузок — радиальное и осевое в обе стороны. Осевое — до 70% неиспользованной допустимой радиальной нагрузки. Могут работать под осевыми нагрузками при высокой частоте вращения.
Таблица характеристик
Характеристика | Значение | Ед. измерения |
Внутренний размер | мм | |
Наружный размер | ||
Общая масса | ||
Частота вращения | 20 000 |
Размер шарика подшипника 6203
Аналоги подшипника 6203
При необходимости замены детали можно воспользоваться аналогами.
Импортный аналог:
Отечественный аналог:
- 203 — открытый с двух сторон;
- 180203 — закрытый заглушками из каучука с двух сторон;
- 80203 — закрытый шайбами из металла с двух сторон;
- 60203 — закрыт шайбой из металла только с одной из сторон;
- 50203 — открытый тип детали с проточкой.
Таблица аналогов
Импортный аналог | Отечественный аналог |
6203 Z | 60203 |
6203 ZZ | 80203 |
6203 | 203 |
6203 2RS | 180203 |
6203 N | 50203 |
Отечественные детали изготавливаются согласно ГОСТ, а качество контролируется на заводе. Сейчас изделий много и сложно разобраться среди импортных, отечественных и китайских аналогов, поэтому при выбире лучше всего, в качестве ориентира, использовать отзывы покупателей о выбранной марке.
Российские производители подшипника 203 на рынке:
- 3 ГПЗ находится в г. Саратов
- 23 ГПЗ находится в г. Вологда
- 2 ГПЗ находится в г. Москва
- СПЗ 4 находится в г. Самара
По качеству наиболее лучшие это 3 ГПЗ, но чаще всего в магазинах и на рынках встречается китайская продукция, имеющая самую различную маркировку, которая говорит о том что изделие отечественного производства. Проще говоря — это поддельные изделия.
Применяемость подшипника 6203
Применяемость этого изделия очень широка от стиральных машин и до мотоциклов, камазов, тракторов.
Применяемость для мотоциклов
Так же используется на коленчатом вале машины ГАЗ, в коробке передач (носок первичного вала) газели соболь, в коробке передач автобусов РАФ, в двигателе систем охлаждения и кп КАвз, в двигателе (система охлаждения) ПАЗ, в двигателе (система питания) ЛиАЗ и КАЗ, в коробке передач ЕрАЗ и УАЗ, в двигателе (система питания) камаз, в двигателе (система охлаждения) КрАЗ и МАЗ, в двигателе грузовых машин Урал, в командоконтроллере БелАЗ, в двигателе (регулятор карбюратора) трактора Т-012 и многой другой технике.
Применяемость для стиральных машин
В стиральных машинах используют закрытый тип данного изделия, в основном от производителя SKF т.к. этот производитель делает наиболее качественную деталь. Ставят его в барабан стиральной машины и обычно они стоят парами 6203 zz и 6204 zz.
Таблица применяемости для стиральных машин
Ардо | Аристон | Индезит | Beko |
Ardo 600 | Ariston AB95EU | Indesit W 104 T EX | Beko 6004 NS |
Ardo A 400 | W 105 TX EX | Beko WB 6106 SD/XD | |
Ardo A 400 L |