Нод физическое развитие май старшая группа. Конспект нод по физическому развитию. Мои ноги теплые… неподвижные…

Нод физическое развитие май старшая группа. Конспект нод по физическому развитию. Мои ноги теплые… неподвижные…

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Курсовая работа

на тему: «НОД - важная форма обучения в физическом развитии детей дошкольного возраста»

Введение

В любом цивилизованном обществе нет более важной и главной ценности, чем здоровье детей, а, следовательно, приоритет в детском саду отдается решению в первую очередь задач, связанных с детским здоровьем.

Главная цель физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении состоит в том, чтобы удовлетворить естественную биологическую потребность детей в движении, добиться хорошего уровня здоровья и физического развития детей .

Физкультурная деятельность является одной из основных форм систематического обучения, воспитания и физического развития детей. В детском саду можно использовать как традиционные, так и нетрадиционные формы проведения физкультурных занятий. В связи с этим, темой нашего исследования была выбрана «НОД - важная форма обучения в физическом развитии детей дошкольного возраста».

Актуальность нашего исследования определена рядом проблем:

Разнообразные медицинские, социологические, демографические методы исследования, отражающие динамику состояния здоровья детей в последние годы, свидетельствуют о том, что общество переживает раннюю стадию демографического кризиса. Результаты многочисленных исследований Научного центра здоровья РАМН свидетельствуют о том, что состояние здоровья детей дошкольного возраста характеризуется следующими тенденциями: распространенность функциональных отклонений достигает более 70%, хронических заболеваний -- 50%, физиологической незрелости -- 60%;

У дошкольников с морфофункциональными отклонениями и с хронической патологией наиболее распространены заболевания костно-мышечной, нервной, дыхательной, пищеварительной, мочеполовой систем, а также аллергические заболевания кожи. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата составляют 60--70%, с плоскостопием -- 30%, с равновеликостью нижних конечностей более 1 см -- 17%.

В настоящее время постоянно увеличивается число детей с детским церебральным параличом -- от 4--5 до 9 случаев на 1000 по разным регионам страны .

Необходимо радикальное изменение подходов к формированию психического и физического здоровья ребенка и разработка комплексного, междисциплинарного анализа и способов проектирования источников детского развития в норме и патологии. Только, исходя из этого, может быть намечен комплекс эффективных лечебно-профилактических мер, создана система надежных средств коррекции психофизического развития на протяжении всего дошкольного периода.

Объект исследования - двигательная деятельность детей дошкольного возраста. Предмет исследования - НОД как форма обучения двигательной активности. Цель исследования - охарактеризовать НОД как важную форму обучения в физическом развитии детей дошкольного возраста.

Для достижения цели нашего исследования перед нами были поставлены следующие задачи:

- рассмотреть содержание обучения детей дошк.возрасте физическим упражнениям;

- определить этапы и принципы обучения физическим упражнениям;

- исследовать двигательные умения и навыки их формирования;

- рассмотреть типы НОД;

- охарактеризовать структуру НОД и форму проведения;

- определить роль и значение НОД в физическом развитии детей дошкольного возраста.

Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, выводов к главам, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Теоретические основы физического развития дошкольников

физический дошкольник упражнение двигательный

Физическое воспитание детей дошкольного возраста занимает особое место в общей системе Российского воспитания. Этот возраст охватывает период от рождения до семи лет. Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, общая выносливость и работоспособность, жизнедеятельность, осуществляется наиболее интенсивный рост и развития важнейших систем организма и их функций, закладывается вся база для всестороннего развития физических и духовных способностей и другое, что необходимо для всестороннего гармонического развития личности.

Для решения цели физического воспитание детей дошкольного возраста, решаются основные задачи физического воспитания, которые должны решатся в комплексе и взаимосвязи с задачами умственного, нравственного, трудового и этического воспитания. Основными задачами физического воспитания являются:

Укрепление и охрана здоровья ребенка, закаливание организма;

Достижение полноценного физического развития (телосложения, физической и умственной работоспособности ребенка);

Создание условий для целесообразной двигательной активности детей;

Формирование жизненно необходимых видов двигательных действий: ходьба, бега, прыжков, ползания и лазания, бросания, ловли и метания; ходьбы на лыжах, плавание, езда на велосипеде;

Формирований широкого круга игровых действий;

Развитие физических (двигательных) качеств: ловкости, выносливости, скоростно-силовых качеств;

Содействие формированию правильной осанки и предупреждение плоскостопия;

Формирование доступных представлений и знаний о пользе занятий физическими упражнениями и играми, обоснованных гигиенических требованиях и правилах;

Воспитание интереса к активной деятельности и потребности в ней. .

У детей двигательные навыки формируются сравнительно легко. Двигательные навыки облегчают связь с окружающей средой и способствуют её познанию: так, ребенок, поучившись ползать, сам приближается к тем предметам, которые его интересуют, и знакомится с ними.

Правильное выполнение физических упражнений эффективно влияет на развитие мышц, связок, суставов костной системы. Например, умение ребенка правильно метать на дальность способствует лучшему развитию соответствующих групп мышц, связок, суставов.

Сформированные двигательные навыки позволяют экономить физические силы ребенка. Если ребенок выполняет упражнения легко, без напряжения, то он тратит меньше нервной энергии. Благодаря этому создается возможность повторять упражнения большее количество раз.

Использование прочно сформированных двигательных навыков позволяет осмыслить задачи, возникающие в непредвиденных ситуациях двигательной и игровой деятельности.

Двигательные навыки, сформированные до семи лет, составляют фундамент для их дальнейшего совершенствования в школе, и позволяют в дальнейшем достигать высоких результатов в спорте .

Детям дошкольного возраста важно сообщать элементарные знания, связанные с физическим воспитанием. Важно, чтобы дети знали о пользе занятий, о значение физических упражнений и других средств физического воспитания, имели представление о правильной осанки, технике движений, о правилах подвижных игр, а также элементарные знания о личной гигиене.

В процессе физического воспитания не менее важно решать широкие воспитательные задачи, Необходимо вырабатывать у детей потребность, привычку к ежедневным занятиям физическими упражнениями, развивать умения самостоятельно заниматься этими упражнениями в детском учреждении и дома. У детей необходимо воспитать любовь к занятиям спортом, интерес к их результатам.

1.2 Этапы и принципы обучения физическим упражнениям

Основываясь на закономерностях формирования двигательных навыков в теории и методике физического воспитания ребенка, педагог решает практические задачи обучения. Каждой стадии навыка соответствует определенный этап обучения:

1-й этап -- начальное разучивание двигательного действия;

2-й этап -- углубленное разучивание;

3-й этап -- закрепление и совершенствование двигательного действия.

На первом этапе (начальное разучивание движения) ставятся задачи по ознакомлению ребенка с новыми двигательными действиями; созданию у него целостного представления о движении, выполнение его. Осуществлению этих задач способствует воздействие на основные анализаторные системы -- зрительную, слуховую, двигательную; активизация сознания ребенка, создание у него представления о целостном двигательном акте. Исходя из поставленных задач, педагог пользуется методикой начального разучивания, которая включает: а) показ педагогом образца движения; б) его детальный показ, сопровождаемый словом; с) выполнение показываемого движения самим ребенком . Показ образца физического упражнения ребенку осуществляется педагогом четко, безукоризненно правильно, в надлежащем темпе. Такой показ заинтересовывает ребенка, вызывает у него положительные эмоции, формирует представление о динамике движения, вызывает желание выполнить его. Подетальный (т.е. расчлененный) показ двигательного действия выполняется педагогом в умеренном темпе с пояснением всех составляющих элементов движения. В младших группах для обучения ребенка используются в основном игровые приемы или показ образца движения. Это определяется спецификой младшего возраста, когда ребенок еще не обладает достаточной концентрацией внимания и получает удовлетворение от простого подражания конкретному образцу. На втором этапе (углубленное разучивание движений) уточняется правильность выполнения ребенком деталей техники разучиваемого упражнения, исправляются ошибки. На третьем этапе (закрепление и совершенствование двигательного действия) при повторении движений постепенно развивается дифференцированное торможение. Все лишние движения затормаживаются, исчезают, соответствующие показу движения закрепляются словом педагога. Исходя из процесса усвоения движения, воспитатель использует разнообразные методические приемы. Обучая, он обращает внимание ребенка на правильность выполнения действия, используя словесное поощрение («Хорошо стоишь, у тебя правильное исходное положение»), обращает внимание ребенка и на ошибки, предлагает определенные команды: «Ноги с места не сдвигать! Наклонитесь влево--вправо! Посмотрите на локоть согнутой руки!». Воспитатель следит за выполнением упражнений каждым ребенком. Он подходит к ним, дает указания, исправляет, если есть необходимость, позу, что позволяет детям осознанно стремиться к качественному и точному выполнению упражнения.

На втором этапе обучения движения ребенку уже знакомы, поэтому педагог предлагает в зависимости от их сложности изменить исходное положение. Он просит ребенка проанализировать, как выполняют действия товарищи: «Посмотрите, как выполняют упражнение дети, и скажите, кто правильно его выполнил. Что понравилось? Кто делал ошибки, какие?».

На третьем этапе обучения движению ребенок сознательно воспринимает задания, целенаправленно действует, действия его автоматические, внимание сосредоточено на качестве движения. У ребенка появляется точность, красота, выразительность движения. Он может выполнять его по названию .

Ниже представлены принципы, которых следует придерживаться воспитателю.

Принцип сознательности и активности. Успешное формирование двигательных навыков и умений, развитие физических качеств во многом зависит от сознательного отношения детей к занятиям.

Принцип сознательности предусматривает воспитание у детей инициативы, самостоятельности, умения творчески решать поставленные перед ними задачи (например, придумать самим, как лучше пролезть в обруч). Принцип сознательности тесно связан с принципом активности.

Сущность принципа активности заключается в том, что дети должны большую часть времени, отведенного на занятия, выполнять различные упражнения и заинтересованно воспринимать двигательные задания.

Принцип наглядности. У дошкольников мышление конкретно, двигательный опыт мал. Поэтому при обучении физическим упражнениям нужно привлекать по возможности все анализаторы и применять разнообразные наглядные приемы: показ упражнений, использование наглядных пособий, имитации, зрительных, звуковых ориентиров и др.

Принцип доступности и индивидуализации. Этот принцип предусматривает обучение детей с учетом возрастных особенностей и индивидуальных различий. Особенно важно определить посильность предлагаемых детям заданий. Принцип доступности предполагает включение таких трудностей, которые могут быть успешно преодолены при мобилизации физических и моральных сил ребенка, но без нарушения оздоровительного эффекта занятий.

Принцип систематичности. Функциональные и структурные изменения в организме, двигательные навыки обратимы, т. е. они претерпевают обратное развитие в случае прекращения занятий физическими упражнениями. Поэтому нужно проводить занятия через такой промежуток времени, чтобы эффект каждого последующего занятия «наслаивался» на «следы» предыдущего, закрепляя и развивая вызванные им положительные изменения.

Принцип прогрессирования. Сущность этого принципа заключается в том, что в процессе физического воспитания постепенно повышаются требования, ставятся все более трудные новые задания, нарастает объем и интенсивность нагрузок .

1.3 Двигательные умения и навыки их формирования

Правильно организованное развитие двигательных умений и навыков способствует развитию у дошкольников мышления, памяти, инициативы, воображения, самостоятельности, выработке основных гигиенических навыков, активно содействует формированию таких социально ценных морально-волевых качеств личности, как социалистический патриотизм и интернационализм, коллективизм, целеустремленность, стойкость, смелость, решительность. Двигательные навыки и умения, сформированные у детей в дошкольном возрасте, составляют фундамент для дальнейшего совершенствования их в школе, облегчают овладение более сложными движениями и позволяют в дальнейшем достигать высоких результатов в спорте. Накопление детьми двигательных навыков, совершенствование физических качеств и укрепление здоровья помогают им успешнее овладевать трудовыми действиями .

Выполнение физических упражнений, четкость и гармоничность коллективных действий, красота и выразительность движений, свободное владение телом, хорошая осанка удовлетворяют и развивают эстетические, потребности детей. Недостаток движений ведет к излишней полноте. Ребенок становится малообщительным, замкнутым. Режим дня, рациональное питание, физические упражнения предупреждают многие болезни детей.

Одним из путей развития двигательных умений и навыков у дошкольников является использование подвижных игр. Подвижные игры занимают ведущее место в удовлетворении биологических потребностей ребенка-дошкольника в движении. Именно в подвижных играх ребенок получает уникальную возможность максимально проявить собственную активность и творчество, ликвидировать дефицит движений, реализоваться и утвердить себя, получить массу радостных эмоций и переживаний.

План работы кружка "Веселые движения"

Цель: развитие двигательных умений и навыков дошкольников посредством подвижных игр.

· Повышение активности и общей работоспособности;

· Формирование у детей двигательных умений и навыков;

· Получение элементарных знаний о своем организме, способах укрепления своего здоровья;

· Формирование интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями.

В таблице 1. представлены игровые упражнения, которые могут быть максимально эффективно использованы воспитателями для развития двигательных навыков дошкольников .

Таблица 1. Упражнения для развития двигательных навыков дошкольников

Материал для работы

"Мой веселый звонкий мяч"

Вызвать у детей интерес и желание выполнять работу с мячом (перебрасывать мяч друг другу разными способами, отбивать мяч на месте, прокатывать мяч одной (двумя) руками

Подвижные игры: "Ловишки с мячом", "Мяч в догонку", "Мяч под планкой", "Поймай мяч", "Научись владеть мячом"

"Веселый шнурок"

Научить детей выполнять прыжки через короткую скакалку, вращая ее вперед и назад

Подвижные игры: "Удочка", "Веселое соревнование", "Лошадки"

"Мой веселый звонкий мяч"

Продолжать развивать умение владения мячом

Подвижные игры: "Прокати-не урони", "Подбрось-поймай", "Ударь по мячу", "Поймай мяч", "Кто дальше", "Меткие и быстрые"

"Палочка - выручалочка"

Научит детей выполнять разнообразные движения и упражнения с гимнастической палкой

Подвижные игры: "Веселое соревнование", "Кто скорее?", "Силачи", "Пропеллер", "Поймай палку", "Гребцы"

"Ах, вы сани, мои сани!"

Вызвать у детей активность, самостоятельность, инициативу. Научить их преодолевать трудности, препятствия, помогать друг другу. Совершенствовать выполнение ранее освоенных движений

Подвижные игры: "Эстафета пассажиров", "Собери флажки", "Черепахи", "Спуск в ворота", "Быстрые санки", "Регулировщик"

"Игры и забавы"

Совершенствовать ранее освоенные двигательные навыки в играх и забавах. Воспитывать интерес к русским народным подвижным играм

Подвижные игры: ""Мороз - красный нос", "Затейники", "Метелица"

"Веселые комочки"

Научить детей лепить из снега разные фигуры, коллективные постройки, снежки. Научить детей метать вдаль, в горизонтальную (или вертикальную цель)

Подвижные игры: "Ловишки со снежком", "Сделай фигуру", "Меткие и быстрые", "Успей первым", упражнения с санками на ровном месте

"Веселые дорожки"

Научить детей скольжению по ледяной дорожке. Формировать умение сохранять равновесие. Развивать у детей координацию, ловкость движений, глазомер. Формирование умения действовать в коллективе слаженно и дружно

Подвижные игры: "Достань игрушку", "Поезд", "Через ворота", "Мячом в цель", "Легкая карусель", "Неваляшки"

"Ах, зимушка-зима"

Развивать у детей быстроту и ловкость движений, силу и выносливость. Побуждать детей к проявлению творчества в активной двигательной деятельности

Подвижные игры: "Тройка", "Хоровод с санками", "На ледяной дорожке", "На горке"

"Зимние веселые деньки"

Закреплять у детей навык катания на санках. Развивать умение ориентироваться в пространстве, быстро реагировать на сигнал, закреплять ранее изученные навыки. Воспитывать уважение друг к другу

Подвижные игры: "Найди свою пару!", "Шаги - великаны", "Веселые старты", "Снежинки", "Скок -поскок"

"Здравствуй, весна"

Формировать у детей умение распределять и выполнять различные функции в играх (различные типы взаимодействия в игре)

Подвижные игры: ""Пустое место", "Веселое соревнование", "Через бревно"

"Весельчаки"

Научить детей самостоятельной организации ранее изученных игр с правилами, предоставляя им необходимый игровой материал

Подвижные игры": ""Охотники и звери", "Палочка-выручалочка", "Найди свою пару", "Поймай мяч", "Лошадки"

"Городки"

Познакомить детей со старинной народной игрой, с фигурами игры. Научить детей бросать биту с боку. Формировать умение точно действовать с битой. Развивать глазомер

Подвижные игры: "Забор", "Бочка", "Ворота", "Колодец", "Письмо"

Продолжить обучение игре. Совершенствовать навыки постройки фигур

Для эффективного обучения двигательным навыкам целесообразно проводить занятия с разновозрастными дошкольниками.

Организация процесса взаимообучения двигательным действиям строится в соответствии с физиологическими, психологическими, педагогическими закономерностями, лежащими в основе современных теорий и концепций обучения. Весь процесс обучения двигательным действиям включает в себя три этапа, которые отличаются друг от друга, как частными задачами, так и особенностями методики. Учет закономерностей формирования двигательных умений и навыков определяет практические задачи обучения детей на каждом этапе в отдельности.

На этапе первоначального обучения ставятся следующие задачи:

1) ознакомить детей с новыми движениями;

2) создать целостное представление обо всем двигательном акте и

3) начать его разучивать, выполняя в общих чертах. На этом этапе готовят дошкольников к игровому взаимодействию. Игровые упражнения старшие и младшие дошкольники выполняют индивидуально. Подбираются одноименные упражнения, которые проводятся фронтально - в кругу; врассыпную; в две шеренги, младшие напротив старших, так младшим удобнее наблюдать за старшими (младшие при выполнении движений будут подражать старшим). Предлагая детям одинаковые движения, следят за тем, чтобы старшие дети выполняли их с большей амплитудой, приложили большие усилия, обратили внимание на исходное положение, сделали дополнительное движения (прокатили мяч «змейкой»). Младшие дети передают только общий рисунок движения.

Совместное выполнение показываемых движений, пример детей старшего возраста создают у младших детей необходимый, подкрепляющий их действия эмоционально-положительный жизненный тонус, определяющий успех начального этапа формирования правильных двигательных навыков, повышают уровень самооценки детей старшего дошкольного возраста.

На втором этапе углубленного разучивания движений задачи заключаются в том, чтобы уточнить правильность выполнения деталей техники разучиваемого действия, постепенно исправить имеющиеся ошибки и добиться правильного выполнения двигательного действия в целом.

На этом этапе - на физкультурных занятиях, на прогулке, часах двигательной активности предлагаем детям выполнять упражнения в парах - старший, младший. Игровые упражнения в парах детей разного возраста обеспечивают каждому малышу индивидуальный подход и индивидуальную оценку, так как с ним занимаются старшие дошкольники, которые уже освоили элементы игры. Такой подход позволяет повысить степень ответственности старшего дошкольника, ведь перед ним поставлена цель «умеешь сам - научи малыша!».

На третьем этапе обучения осуществляется закрепление и совершенствование приобретенной техники двигательного действия, стимулирование детей к самостоятельному выполнению движения в целом и создание возможностей применения его в играх и в жизни .

Командное взаимодействие детей разного возраста на физкультурных занятиях, прогулках, спортивных развлечениях на этом этапе позволяет педагогам воссоздать игровое пространство детства, вернуть игре статус «спутника детства». Дети, а не взрослые становятся хозяевами игровой ситуации, инициаторами игровых действий. В таких случаях они уже готовы к самостоятельному преобразованию двигательного навыка в игровых и жизненных условиях и выполнению заданий творческого порядка.

Таким образом, организация физкультурных занятий по принципу разновозрастной группы даёт положительные результаты, так как решает многие обучающие, развивающие и воспитательные задачи. У младших дошкольников совершенствуется физическая подготовка, повышаются возможности детского организма. Совместные игры создают условия для радостных эмоциональных переживаний, воспитывают дружеские взаимоотношения, элементарную дисциплинированность, умение действовать в коллективе сверстников, а также способствуют формированию произвольности и ответственного отношения к деятельности.

Содержание образовательного процесса по физической культуре направленного на организацию игрового взаимодействия детей разного возраста определено авторской программой «Играйте на здоровье», которая подвергается корректировке в соответствии с поставленными целями и задачами. Наличие перспективного плана по каждому разделу программы обеспечивает прохождение и освоение программного материала в определенной последовательности - футбол, теннис, лыжи, санки, хоккей, баскетбол, городки, с указанием примерных сроков их реализации.

Схема построения игровых физкультурных занятий в разновозрастной группе традиционна. Занятие состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. При этом все образовательные задачи решаются путем соответствующего подбора игр и игровых упражнений, рационального распределения и чередования объема физических нагрузок, планирующихся параллельно для детей старшего и младшего дошкольного возраста.

Во вводной части занятия используются специальные приемы создания игровой мотивации: городки надо поселить в свой домик, клюшке найти ее подружку -- шайбу. Создание игровой мотивации способствует увлеченному выполнению детьми физических упражнений. Интерес детей вызывает воображаемая ситуация, представленная в образной, яркой форме, связанная с необычными условиями. Так, теннисная ракетка превращается в руль, и начинается удивительное путешествие в город мячей. Здесь живут самые разные мячи: большие и маленькие, волейбольные, футбольные, баскетбольные, теннисные. Младшие дети по-новому воспринимают инвентарь для игр, овладевают возможными вариантами действий с ним, пытаются воспроизвести наблюдаемый ими способ употребления предметов. А старшие дети имеют возможность продемонстрировать свои успехи и передать свой опыт малышам, проявить заботу, внимание и, пожалуй, впервые педагогические способности .

Подготовительная часть занятий обычно проводится совместно, но могут меняться условия выполнения упражнений. Так дети младшего дошкольного возраста бегают врассыпную в середине зала, дети старшего дошкольного возраста - по периметру зала. Малыши идут обычным шагом, а старшие - на носках, с высоким подниманием колен, «змейкой». Количество обще развивающих упражнений может быть одинаковым для обеих подгрупп, структура их должна быть одной и той же, а усложняются они для старших детей за счет изменения исходного положения ног и рук, включения дополнительных движений руками и ногами, дозировки и качества выполнения. Одни и те же по структуре упражнения могут выполняться с разными предметами. Например, старшие выполняют упражнения с набивными мячами, младшие - резиновыми. Есть занятия, в которых планируются обще развивающие упражнения с использованием инвентаря (ракеток, клюшек, бит, городков). На других занятиях комплекс обще развивающих упражнений проводится в игровой или имитационной форме, по карточкам - заданиям. На карточках в схемах последовательно представлены двигательные действия, которые должны выполнить дети.

Игры первой части занятия обеспечивают активизацию внимания, памяти, мышления, разминку мышц, повышают функциональные возможности организма, создают предпосылки для дальнейших действий, доброжелательную атмосферу.

Основная часть занятия включает серию игр, направленных на овладение основными движениями и простейшими элементами техники спортивных игр, на развитие двигательных способностей. Для детей младшего дошкольного возраста она сокращена до 10 - 15 мин. Снижая нагрузку для младших, предлагаем им не только отдохнуть, а понаблюдать за игрой старших, их взаимодействием в игре. Одной из основных задач двигательного развития детей является освоение новых движений. Первое детство - это не тренировка и развитие определенных систем, это период «обучения» владению своим организмом, создания базы навыков и умений. Установлено, что из хаотических, беспорядочных движений и двигательных актов у детей постепенно формируются необходимые движения через множество проб, удачных и неудачных попыток выполнить заданное упражнение, поэтому обучение дошкольников новым движениям должно базироваться на основе уже хорошо разученных и ставших естественными двигательных действий. Эти закономерности следует учитывать, при построении игровых физкультурных занятий в разновозрастной группе. При выполнении заданий по освоению элементов спортивных игр педагог должен создать старшим дошкольникам такие условия, когда необходимо думать над двигательными действиями в целях формирования качеств, определяющих его поведение во взаимодействии с малышом.

В заключительной части занятий планируются психокоррекционные игры. Дети благодарят друг друга. Выражают чувства взаимной симпатии и привязанности, любуются результатами своей деятельности (в каком порядке сложены мячи и городки). Таким образом, на занятиях решается доминирующая задача - воспитание интереса к играм с элементами спорта и создания игрового пространства детства.

Вывод по 1 главе

Развитие двигательных навыков дошкольников на ранних этапах физического развития является чрезвычайно важным для каждого ребенка для его дальнейшего гармонического развития.

Рассмотренный выше комплекс упражнений для детей разного дошкольного возраста, а также имеющаяся информация об эффективности использования упражнений для развития двигательных навыков детей в дошкольный учреждениях нашего города позволяет нам положительно оценить динамику развития двигательных способностей детей, отметить комплексное воздействие технологии на развитие координационных, скоростно-силовых способностей, выносливости.

Глава 2. НОД - как форма обучения движениям

2.1 Типы НОД

При годовом планировании НОД особое внимание следует обращать на взаимосвязь содержания программного материала, опираться на принципы повторяемости и постепенного усложнения.

Традиционное занятие.

Занятие традиционного типа может носить обучающий, смешанный и вариативный характер. Занятие обучающего характера направлено на ознакомление с новым программным материалом (обучение спортивным играм и упражнениям, знакомство с правилами, содержанием, техникой выполнения разных видов движений и т. д.). Занятие смешанного характера направлено на разучивание новых движений и совершенствование освоенных ранее. Оно строится главным образом на повторении пройденного материала. Занятие вариативного характера основано на хорошо знакомом материале, но включает усложненные варианты двигательных заданий (в подвижных играх, на полосе препятствий, в играх-эстафетах).

Сюжетное занятие.

Построено на одном сюжете («Зоопарк», «Космонавты» и др.). Направлено на совершенствование двигательных умение и навыков, воспитание интереса к физической культуре.

Игровое занятие.

Построено на основе разнообразных подвижных игр, игр - эстафет, игр - аттракционов. Направлено на совершенствование двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, воспитание интереса к физическим упражнениям и т. д.

Тематические физкультурные занятия, посвящены какому - либо одному виду спортивных игр и упражнений. Разучиваются новые виды спортивных упражнений и игр, закрепляются навыки в уже освоенных движениях;

Полоролевое занятие (для мальчиков и девочек).

В процессе осуществляется дифференцированный подход, развиваются двигательная самостоятельность, совершенствуются умения и навыки.

Занятие с использованием тренажеров.

Занятие с использованием тренажеров и спортивных комплексов включает разнообразные упражнения: висы, лазанье по канату, шесту, гимнастической стенке, веревочной лестнице; упражнения с простейшими тренажерами, такими как диск «Здоровье», резиновое кольцо, гимнастический ролик, гантели, детские эспандеры и др.; упражнения с тренажерами сложного устройства (для детей 6-7 лет), такими как «Наездник», «Велосипед», «Бегущая дорожка», «Скамья для пресса», «Здоровье», «Гребля» и др. Важно, чтобы дети приобрели определенные двигательные умения и навыки, научились самостоятельно пользоваться тренажерами, овладели приемами страховки.

Занятие ритмической гимнастикой.

Занятие ритмической гимнастикой проводится под музыку с включением разных видов ходьбы, бега, прыжков, танцевальных движений. Разучивание движений на этих занятиях не проводится, так как весь программный материал должен быть хорошо знаком детям. Все движения предварительно разучиваются без музыки во время физкультурных и музыкальных занятий. Занятия ритмикой способствуют совершенствованию координации движений, улучшению осанки, развитию памяти, внимания, слуха, творческой активности детей, развивают музыкально-эстетические чувства.

Занятие по интересам.

На занятиях по интересам детям предоставляется возможность самостоятельного выбора разнообразных движений с предлагаемыми пособиями. Это способствует развитию двигательных способностей и творчества детей. Например, весь физкультурный зал может быть разбит на несколько игровых зон. В каждой зоне располагаются свои физкультурные пособия .

Первая зона: мячи разных типов и размеров (набивные мячи весом 0,5 кг, массажные мячи, теннисные мячи, мячи-шары и т.д.).

Вторая зона: обручи разных размеров, резиновые кольца, скакалки, ленты, кегли и т.д.

Третья зона: полоса препятствий, состоящая из разных гимнастических модулей (цилиндры, конусы, кольца, дуги, полудуги и т.д.), гимнастической скамейки, стенки, матов, дуг разных размеров, батутов.

Четвертая зона: тренажеры сложного устройства («Велосипед», «Бегущая дорожка», «Гребля» и др.).

Пятая зона: тренажеры простейшего устройства (гантели, эспандеры, диски «Здоровье» и др.).

Шестая зона: комплекты для спортивных игр (бадминтон, городки, теннис, хоккей, футбол).

Воспитатель по физической культуре предлагает детям выбрать любую игровую зону и выполнить произвольные движения с пособиями. При этом он оказывает им помощь: напоминает, как пользоваться пособием, предлагает различные варианты выполнения задания и т.д. Через 5-6 минут звучит музыкальный сигнал, и дети переходят в другую зону, самостоятельно выбирая любую из них. В течение занятия дети проходят все игровые зоны.

С учётом половых различий (для девочек и мальчиков) - осуществляется дифференцированный подход, развиваются двигательная самостоятельность, совершенствуются умения и навыки.

С элементами спортивного ориентирования, с элементами спортивных и народных игр, с элементами танцевально -- ритмических движений - повышают интерес к систематическим занятиям Физическими упражнениями, развиваются двигательная самостоятельность, совершенствуются умения и навыки .

Интегрированные занятия с другими образовательными областями, эстетического воспитания, интеллектуального и личностного развития -- направлены на синтез различных видов деятельности. Решаются задачи физического, психического, умственного, эстетического, нравственного развития.

Занятия серии «Знай, своё тело» с элементами оздоровления и закаливания носят комплексный характер, решаются задачи нравственного, умственного, физического развития.

Занятия по формированию у детей потребности в здоровом образе жизни через систему знаний и представлений - носят комплексный характер, решаются задачи нравственного, умственного, физического развития.

Круговая тренировка.

Круговая тренировка - это выполнение нескольких видов физических упражнений сериями, по кругу.

Рассмотрим более подробно стандартные черты круговой тренировки.

* Последовательное выполнение упражнений в процессе прохождения «станций», расположенных по кругу.

* Использование хорошо освоенных упражнений.

* Последовательное включение в работу различных мышечных групп.

* Регламентация работы и отдыха на каждой «станции».

* Индивидуализация тренировочной нагрузки.

* Систематическое и постепенное повышение тренировочных требований.

Задачи круговой тренировки:

1. сохранение и укрепление здоровья детей, улучшение их двигательного статуса с учётом индивидуальных возможностей и способностей;

2. закрепление двигательных умений и навыков;

3. совершенствование физических качеств;

Эффективность круговой тренировки:

* высокая моторная плотность физического развития;

* индивидуализация педагогического воздействия;

* относительно точное дозирование физической нагрузки;

* согласование содержания упражнений на «станциях» с программными задачами;

* применение в различных частях НОД, в зависимости от содержания упражнений и поставленных задач;

* одновременное и самостоятельное выполнение упражнений большим числом занимающихся с использованием максимального количества оборудования и инвентаря .

Контрольные занятия - проводятся в конце квартала и направлены на количественную и качественную оценку двигательной подготовленности детей в основных движениях и двигательных качествах.

2.2 Структура НОД и форма проведения

Рассмотрим содержание физического обучения в детском саду.

Обучение ведется по разделам программы. Детям сообщаются элементарные, доступные их пониманию знания. Усваивая эти разделы обучения, дети подготавливаются к усвоению учебных предметов в школе. В детском саду проводятся 2 - 3 НОД в день длительностью от 10 до 30 мин в зависимости от возрастных особенностей ребенка, как правило в первой половине дня.

Структура НОД

- организационный момент;

- начало НОД (установки к ходу НОД);

- ход НОД;

- оценка деятельности детей, подведение итогов (конец НОД).

В ДОУ преобладают наглядные и игровые методы в сочетании со словесными. Е.И. Тихеева считала, что строить процесс обучения детей в детском саду следует, опираясь на наглядность в обучении. Утверждала, что при этом специальная организация среды способствует расширению и углублению представлений детей.

При организации обучения детей в ДОУ и проведении НОД педагогам необходимо учитывать следующие требования:

* Не следует смешивать процесс обучения с игрой, т.к. в игре ребенок в большей мере овладевает способами общения, осваивает человеческие отношения.

* НОД должны носить развивающий характер, обеспечивать максимальную активность и самостоятельность процесса познания.

* Широко использовать в целях обучения дидактические игры (настольно-печатные, игры с предметами (сюжетно-дидактические и игры-инсценировки), словесные) и игровые приемы, дидактический материал.

* НОД в ДОУ не должны проводиться по школьным технологиям.

* НОД следует проводить в определенной системе, связывать их с повседневной жизнью детей (знания, полученные на занятиях, используются в свободной деятельности).

* В организации процесса обучения полезна интеграция содержания, которая позволяет сделать процесс обучения осмысленным, интересным для детей и способствует эффективности развития. С этой целью проводятся интегрированные и комплексные НОД. Структура непосредственно образовательную деятельность

Начало НОД предполагает организацию детей:

Переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней, создание эмоционального настроя, точные и четкие установки на предстоящую деятельность (последовательность выполнения задания, предполагаемые результаты)

Ход (процесс) НОД.

Самостоятельная умственная и практическая деятельность детей, выполнение всех поставленных учебных задач.

В процессе данной части НОД осуществляется индивидуализация обучения (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение). Педагог создает условия для того, чтобы каждый ребенок достиг результата.

Окончание НОД посвящается подведению итогов и оценке результатов учебной деятельности. В младшей группе педагог хвалит за усердие, желание выполнить работу, активизирует положительные эмоции. В средней группе он дифференцированно подходит к оценке результатов деятельности детей. В старшей и подготовительной к школе группах к оценке и самооценке результатов привлекаются дети.

В зависимости от раздела обучения, от целей НОД методика проведения каждой части НОД может быть различной. После проведения НОД педагог анализирует его результативность, освоение детьми программных задач, проводит рефлексию деятельности и намечает перспективу деятельности.

Триединая цель непосредственно образовательной деятельности (НОД)

Образовательная: повышать уровень развития ребенка

Воспитательная: формировать нравственные качества личности, взгляды и убеждения.

Развивающая: при обучении развивать у воспитанников познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности - речь, память, внимание, воображение, восприятие. НОД пройдет правильно, полноценно, с пользой для детей, если перед его проведением воспитатель правильно составит план мероприятия, все подготовит, организует .

Физкультурная деятельность в ДОУ, проходящая по традиционной форме, состоит из трех частей. Вводная часть включает упражнения, подготавливающие организм к нагрузке - различные виды ходьбы, бега, прыжки, упражнения на развитие равновесия, на профилактику нарушений осанки. В основную часть физкультурной деятельности входят обще развивающие упражнения, основные движения, подвижные игры, способствующие закреплению двигательных навыков, дающие возможность развивать эмоционально-волевую сферу детей.

Заключительная часть, как правило, предполагает проведение упражнений, подвижных игр разной степени подвижности.

В практике работы необходимо использовать некоторые нетрадиционные подходы к построению и содержанию занятий, позволяющие постоянно поддерживать интерес детей, индивидуализировать подход к каждому ребенку, разумно распределять нагрузку, учитывая уровень двигательной активности детей.

Не традиционность, в данном случае, предполагает отличие от классической структуры занятия за счет использования новых способов организации детей, нестандартного оборудования, внесения некоторых изменений в традиционную форму построения занятий, оставляя неизменным главное: на каждом занятии физкультуры должны реализовываться задачи обучения, воспитания и развития ребенка.

Обучение основным движениям должно осуществляться по трем этапам: обучение, закрепление, совершенствование. Содержание и методика проведения занятия должны способствовать достижению тренирующего эффекта, достаточной моторной плотности и развитию физических качеств.

В работе с детьми следует активно использовать сюжетные физкультурные занятия, построенные на сказочной или реальной основе. Беря за основу классическую структуру физкультурного занятия, мы придумываем интересный для детей сюжет, способствующий реализации задач физкультурного занятия.

Тематика таких занятий соответствует возрастным возможностям детей: «Репортаж со стадиона», «Цирк», «Поездка на дачу», сказочные сюжеты - «В гости к Колобку», «Теремок», «Буратино».

Движения, связанные с каким-либо образом или сюжетом, увлекают детей. Образ подталкивает к выполнению подражательных движений, которые любят дошкольники. Такие занятия развивают у детей творчество, фантазию, воображение. Литературные герои учат детей преодолевать двигательные трудности, ориентироваться в проблемных ситуациях. На таких занятиях дети раскрываются с неожиданной стороны. Проявляется артистичность, музыкальность, самостоятельность или наоборот беспомощность, скованность.

Сюжетные занятия, связанные с явлениями в природе, открывают широкие возможности для воспитательной работы с детьми, создают благоприятные условия для совершенствования основных движений, способствуют умственному и физическому развитию дошкольника. Стимулируют двигательную активность, регулируют ее, обеспечивая, таким образом, гармоническое развитие ребенка.

Познавательное развитие дошкольника осуществляется ненавязчиво, в игре. Так, на занятии «Прогулка в осенний лес» дети узнают, что белка делает запасы на зиму, что у нее не одна кладовая, а несколько, что медведь готовится к зимней спячке. А на таком занятии, как «В поле мы пойдем, зернышек найдем», дошкольники узнают, что осенью зерно убирают и хранят в специальных хранилищах, амбарах, что мышка очень любит зерно, но боится кошку. Сюжетные занятия, как правило, проходят увлекательно для детей.

Следующий вид физкультурного занятия, которое хорошо использовать в работе с дошкольниками - тренировочное занятие. На тренировочном занятии закрепляются основные виды движений. Такие занятия обеспечивают возможность многократно повторить движения, потренироваться в технике его выполнения.

Традиционная структура физкультурного занятия может быть несколько нарушена за счет исключения общеразвивающих упражнений и увеличения времени работы над основными движениями, элементами спортивных игр при обязательном обеспечении оптимальной физической нагрузки. Как вариант тренировочного занятия можно использовать занятия, построенные на тренировке детей в одном виде основных движений.

Физкультурное занятия в форме круговой тренировки. Принцип организации такого занятия достаточно прост. Вводную и заключительную часть мы проводим в традиционной форме. В течение времени, отведенного для выполнения общеразвивающих упражнений и основных движений, мы организуем собственно круговую тренировку.

Например, для группы детей в 20 человек готовят 4 группы предметов: скакалки, мячи, гимнастические лестницы, скамейки по 5 каждого вида и располагаем их в определенной последовательности, обеспечивающей тренировку разных групп мышц. В зависимости от степени физической нагрузки, полученной детьми на круговой тренировке, выбирается подвижная игра. Такой способ организации занятия позволяет обеспечить высокую моторную плотность занятия, дает возможности детям проявить творчество и инициативу.

Занятия, построенные на подвижных играх, используются для снятия напряжения у детей после интеллектуальной нагрузки. Такие занятия предназначены для закрепления основных движений в новых условиях. Они обеспечивают положительные эмоции у детей.

Также в практику можно включать музыкально-ритмические занятия. Процесс обучения упражнениям в основном построен на реализации дидактических принципов:

Ценность таких занятий в том, что они имеют большое оздоровительное значение.

Музыкальный ритм организует движения, создает хорошее настроение, вызывает положительные эмоции, усиливает воздействие физических упражнений на организм, способствует повышению работоспособности, бодрости, здоровья, тонуса нервной системы. Эти занятия нравятся детям. Они обеспечивают тесную взаимосвязь между инструктором по физкультуре и музыкальным руководителем.

Оздоровительные занятия с детьми в детском саду, проводятся не по принуждению, а с учетом желания и интереса детей.

В оздоровительные занятия включаются элементы массажа и самомассажа, специальные упражнения, направленные на улучшение работы функциональных систем организма.

Например, упражнение «Домик» - дается на формирование правильной осанки; упражнение «Черепаха» - благотворно влияет на нервную систему, укрепляет позвоночник; «Лодочка» - нормализует давление, благотворно воздействует на нервную систему.

Так же на таких занятиях используются приемы релаксации, психомышечной тренировки, которые включают в себя определенные специфические упражнения, тренинги. В основе психомышечной тренировки лежит мышечная релаксация. С помощью определенных приемов (контраст напряжения и расслабления мышц, контролируемое дыхание) дети учатся произвольно напрягать и расслаблять свои мышцы.

Такая тренировка начинается с вводной части, в которой создается игровая ситуация, а дети принимают основную позу (положение) для занятия. Далее следует разминка, во время которой дети под команду ведущего выполняют упражнения на чередование напряжения и расслабление мышц. Например, ребенок медленно сжимает пальцы рук в кулак, напрягая мышцы рук и одновременно производя вдох, после чего это напряжение и дыхание задерживается на 1-2 секунды. Затем на фоне медленного выдоха сбрасывает мышечное напряжение, разжав пальцы рук, и прислушивается к ощущению расслабления. Физкультурная разминка состоит из 5-6 упражнений для рук, ног, туловища, шеи, и лица.

После разминки педагог произносит вслух «формулы самовнушения», а дети проговаривают их про себя. Используются два вида этих формул: сначала для покоя, отдыха, а затем для активности, бодрости, положительных эмоций. Успокаивающие словесные формулы произносят спокойным голосом, в замедленном темпе, активизирующие - слегка повышенным голосом, в более быстром темпе.

После каждой фразы педагог должен делать паузу, давая детям возможность повторить сказанное, выполнить необходимое действие.

Например, расслабление:

Я расслабляюсь… и успокаиваюсь…

Мои руки расслаблены, как жидкое тесто… теплые, как под струей теплой воды… неподвижные.

Мои ноги теплые… неподвижные…

Мое тело расслаблено… теплое… неподвижное

Моя шея расслаблена, теплая… неподвижная…

Мое лицо расслаблено… теплое… неподвижное…

У меня состояние приятного покоя…

Мое дыхание легкое… и спокойное…

Я отдыхаю… и набираюсь сил…

Активизация:

Мои мышцы отдохнули…

Я буду со всеми приветливым и бодрым…

Мое дыхание становится глубоким… становится чаще…

Я уверен в себе… я хорошо отдохнул…

Я бодр и силен…

У меня радостное настроение…

У меня хорошее самочувствие…

Свежесть и бодрость наполняют меня…

Правильное педагогическое оформление, соблюдение методики, учет возрастных особенностей, широкое использование игр, имитационных движений, применение дидактических принципов имеет большое значение при разработке таких занятий .

Во время занятий физическими упражнениями, особенно когда они проводятся на высоком эмоциональном уровне, легко просмотреть границу допустимой дозировки, что приведет к нервно-психической и общей физической перегрузке детей.

Точное дозирование физической нагрузки на занятии, с учетом их продолжительности, количества повторений отдельных упражнений, темпа, ритма, амплитуды движений, правильном чередовании упражнений с паузами отдыха, в сочетании с педагогическим мастерством инструктора по физкультуре, умеющим регулировать эмоциональный фактор - дает высокий оздоровительный и воспитательный эффект.

Все эти виды занятий дают положительный результат. Планируя физкультурные занятия, необходимо помнить, что основная их цель - научить детей правильно и красиво двигаться, помочь освоить определенные движения. Именно это должно определять выбор вида занятия, формы его проведения.

Рассмотрим ниже максимальный объем образовательной нагрузки на ребенка в организованных формах обучения.

Фундаментальной предпосылкой воспитания и обучения детей в ДОУ является забота об укреплении их здоровья. Образовательный процесс неизбежно сопровождается интеллектуальной, психологической и физиологической нагрузкой.

С позиции гигиены детства предлагаемая в учреждении учебно-воспитательная нагрузка и формы ее организации соответствуют его возрастным и психофизиологическим возможностям.

Основным средством реализации содержания воспитания и обучения в детском саду является план по непосредственно образовательной деятельности, который позволяет распределить программный материал на весь учебный год и обеспечить целостность педагогического процесса в условиях вариативности.

При распределении образовательной нагрузки используются необходимые здоровьесберегающие компоненты: вид деятельности, требующий умственного напряжения, чередуется с физкультурой и музыкальной деятельностью. Во время НОД для снятия утомления проводится физкультминутки, динамические паузы.

Организуют гибкий режим пребывания ребенка в ДОУ (с учетом потребностей родителей, для детей в процессе адаптации). Родители должны иметь возможность присутствовать на НОД, участвовать в организации и проведении мероприятий в рамках образовательной программы.

Режим непосредственно образовательной деятельности детей детского сада устанавливается в соответствии с требованиями, предъявляемыми к режиму дня в дошкольном образовательном учреждении (СанПиН).

Максимально допустимый объём недельной образовательной нагрузки, включая реализацию дополнительных образовательных программ, для детей дошкольного возраста составляет: в младшей группе (дети четвертого года жизни) -2часа 45 мин., в средней группе (дети пятого года жизни) - 4 часа, в старшей группе (дети 6 года жизни) - 6часов 15 минут, в подготовительной (дети седьмого года жизни) - 8 часов 30 минут.

...

Подобные документы

    Значение физкультурных занятий для здоровья детей дошкольного возраста. Структура, содержание, типы физкультурных занятий. Виды строевых упражнений. Профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки. Педагогический анализ физкультурного занятия.

    презентация , добавлен 04.04.2015

    Значение игровых технологий в физическом развитии дошкольников. Использование новой технологии ЖИПТО и методики "Дары Фребеля" на занятиях физической культурой с детьми старшего дошкольного возраста. Способы развития двигательной активности у детей.

    статья , добавлен 26.02.2016

    Влияние легкоатлетических упражнений на развитие детей дошкольного возраста с нарушением слуха, особенности развития у них физических качеств. Методические приемы обучения детей дошкольного возраста с нарушением слуха легкоатлетическим упражнениям.

    дипломная работа , добавлен 07.10.2016

    Личностное развитие детей дошкольного возраста, роль игровой деятельности в данном процессе, его этапы и значение. Футбол как вид спорта, условия и задачи обучения, прием и техника игры. Общие требования безопасности при проведении спортивных состязаний.

    курсовая работа , добавлен 26.06.2014

    Проблемы обучения детей старшего дошкольного возраста прыжкам через скакалку. Особенности развития опорно-двигательного аппарата, центральной нервной, сердечнососудистой и дыхательной системы у старших дошкольников. Анализ техники прыжков через скакалку.

    дипломная работа , добавлен 14.12.2010

    Анатомо-физиологические особенности детей дошкольного возраста. Требования к нагрузкам. Режимы дня для детей дошкольного возраста. Питание детей дошкольного возраста. Закаливание детей дошкольного возраста. Гигиена одежды и обуви детей.

    контрольная работа , добавлен 01.03.2007

    Значение утренней гимнастики для оздоровления детей дошкольного возраста. Виды, структура и содержание традиционной утренней гимнастики в учебном заведении. Методика планирования, организации и проведения УГ для детей в различных возрастных группах.

    контрольная работа , добавлен 09.11.2014

    Значение упражнений с мячом. Овладение мячом, подготовка к спортивным играм в разных возрастных группах. Методика обучения упражнениям старших дошкольников. Игры с бросками, ловлей, передачей и ведением мяча. Использование мяча в повседневной жизни детей.

    контрольная работа , добавлен 18.03.2017

    Структура занятий по физической культуре и характеристика его частей. Особенности методов и приемов обучения детей дошкольного возраста на уроках. Пособия, статьи учителей, инструкторов по физическому воспитанию. Проведение оздоровительных занятий.

    курсовая работа , добавлен 07.07.2014

    Определение понятия, разновидности, формирование и деавтоматизация навыка. Умственные (сенсорные), волевые и двигательные (моторные) навыки. Перенос и образование двигательного навыка. Структура обучения двигательным действиям, переход знания в навыки.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение – детский сад «Теремок»

р.п. Степное Советского района Саратовской области

Конспект

НОД

В подготовительной к школе группе

По физической культуре:

«Путешествие в Страну Здоровья»

Воспитатель: Некрасова Е.В.

2013 г

Примерная общеобразовательная программа : ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н.В.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

Возрастная группа: подготовительная к школе группа

Тема НОД: Путешествие в страну здоровья (Физическое развитие)

Цель: Формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой.

Задачи:

Развивать игровую деятельность детей, приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками (Социализация)

Развивать физические качества (гибкость, выносливость и координацию)

(Физическая культура)

Развивать умение общаться со сверстниками (Коммуникация)

Совершенствовать умение манипулировать парашютом в различных двигательных заданиях; развивать двигательную самостоятельность (Физическая культура)

Способствовать развитию интереса к олимпийским играм (Познание)

Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная и познавательная

Формы организации: групповая.

Формы реализации детских видов деятельности: игровые упражнения и задания, игры эстафеты, подвижные игры

Оборудование: обручи - 8шт, кубы - 2 шт, разноцветные мячи для сухого бассейна 30-40 шт, доски - 2шт (одна ребристая), парашют, 2 гимнастических мяча с ушками или ручкой, 2 бубна, шнур для проведения эстафеты, дуги - 2 шт высотой 50 см.

Технические средства: музыкальный центр, USB - носитель, СD диски

Предварительная работа: НОД по физической культуре, подвижные игры, игровые упражнения, игры – эстафеты, беседы об Олимпийских играх, видах спорта и выдающихся спортсменах.

ХОД НОД

Части занятия

Дозировка

Методические указания

1.ВВОДНАЯ ЧАСТЬ (МОТИВАЦИЯ)

Построение в шеренгу

Рассказ о предстоящих Олимпийских играх:

Ребята, в следующем году в городе Сочи будут проходить олимпийские игры. В них будут принимать участие самые лучшие спортсмены всего мира. Нам тоже надо стать сильными, крепкими и здоровыми.

За морями, за лесами, есть огромная страна. Страною здоровья зовется она. Я приглашаю вас в путешествие в эту страну за здоровьем.

Все собрались?! Все готовы?!

Бегать, играть, заниматься готовы? Ну, тогда не ленись, на разминку становись!

Ходьба по залу

Отправляемся вперед,

Много нас открытий ждет.

Мы шагаем друг за другом

Лесом и зеленым лугом

Ходьба по ребристой доске

Мостик в стороны качался,

А под ним ручей смеялся.

Ходьба на носках

На носочках мы пойдем,

На тот берег перейдем

Прыжки из обруча в обруч

Друг за другом мы идем

И к болоту подойдем

Перейдем преграду вмиг –

И по кочкам прыг, прыг, прыг

Ходьба на ладонях и ступнях

Черепаху мы встречаем

Руки на пол мы кладем

И тихонечко ползем

Бег друг за другом.

Поскоки.

Мы шагаем, мы шагаем,

Руки выше поднимаем,

Голову не опускаем,

Дышим ровно, глубоко.

Видишь, как идти легко.

Перестроение в круг

1мин

2мин

2раза

1 мин

Руки в стороны, спина прямая, смотрим вперед

Руки на поясе, смотрим вперед

Прыгаем легко на носках из обруча в обруч, руки на поясе

Стопы и ладони ставим на пол, смотрим вперед.

Руки согнули в локтях, дышим носом.

Колени поднимаем выше, тянем носок

2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. ОРУ с дидактическим пособием «Волшебный парашют»:

1. «Подними цветок»

И.п.: о.с. парашют в опущенных руках

1 – поднять руки вверх, взмах, образуя купол.

2 – опустить руки вниз

2. «Наклоны в сторону»

И.п.: стоя боком, ноги на ширине плеч, парашют в левой руке, правая рука на поясе.

1 – наклон в левую сторону тянуться правой рукой к парашюту

2 – И.п.

то же в другую сторону

3 .«Наклоны вперед»

И.п.: сидя на полу лицом к парашюту, ноги разведены в стороны, руки на поясе.

1 – наклоны вперед, коснуться парашюта.

2 – И.п.

4. «Лодочка»

И.п.: лежа на животе, руки вытянуты вперед, ноги вместе.

1 – одновременно поднять прямые руки и ноги

2 – И.п.

5. «Приседание»

И.п.: о.с., руки опущены

1 – присесть, руки вперед

2 – И.п.

6. Прыжки «Звездочка»

И.п.: о.с., руки на поясе

1. ноги врозь, руки в стороны 2. И.п.

7. Ходьба с восстановлением дыхания

Игровое упражнение «Салют»

Дети берутся двумя руками за парашют и медленно его поднимают, говоря слова: «Раз, два, три!». На счет «три!» подбрасывают шарики вверх, затем бегут и собирают их, снова кладут на парашют.

Перестроение в две команды

2. Основные виды движений

1). Эстафета «Прыжки на мячах»

По сигналу первые игроки прыгают на гимнастических мячах к кубам; обратно возвращаются бегом, передают мяч следующему ребенку, становятся в конец колоны.

2). Эстафета «Полоса препятствий»

По сигналу первые игроки бегут по доске, подлезают под дугу, добегают до бубна, ударяют по нему над головой; обратно возвращаются бегом, передают эстафету следующему ребенку, становятся в конец колоны.

3). Игра «Ловишки с лентами»

Дети становятся в круг, у каждого из них цветная ленточка, заправленная сзади за пояс, в центре круга стоит ловишка. По сигналу «Лови!» дети разбегаются по залу. Ловишка бежит за играющими, стремясь взять у кого-нибудь из них ленточку. Ребенок, лишившийся ленточки, временно отходит в сторону. По сигналу «Раз, два, три – в круг скорей беги!» все строятся в круг. Ловишка подсчитывает количество взятых лент и возвращает их детям

8 раз

по 4 раза

6-8 раз

6 раз

8 раз

2 раза по 10

2-3 раза

2-3 раза

Ноги не разводить, прогибаем спину

Ноги не разводить

Акцентировать внимание на последнем взмахе

Акцентировать внимание на передаче эстафеты

Следить, чтобы дети бегали, не наталкиваясь друг на друга

3.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

1). Упражнение для тренировки дыхательных мышц «Гони мяч»

На полу лежат обручи, в каждом из которых – теннисный мячик; дети распределяются на пары и дуют на шарик по очереди так, чтобы он двигался по внутреннему краю обруча без остановки.

Итог занятия

Сегодня вы побывали в стране здоровья, стали сильными, ловкими, здоровыми. А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Давайте скажем такие слова: «Раз, два - повернись, снова дома очутись!»

Вот мы с вами и дома. Вам понравилось наше путешествие в Страну Здоровья? Тогда похлопайте так громко, как вам понравилось.

Направо! В обход по залу шагом марш!

1 мин.

1мин.


«Сейчас вам предстоит выполнить физические упражнения в паре с другом. Не забывайте о правилах настоящих друзей и помогайте друг другу, будьте доброжелательны».

Воспитатель предлагает выполнить общеразвивающие упражнения в парах:

    «Переложи палку»

И. п. – стоя парой друг за другом, держать палку за концы опущенными правыми руками.

1-2 –поднять руки через стороны вверх, посмотреть на палку, переложить палку в левую руку;

3-4 –и.п. То же выполняют, перекладывая палку из левой руки в правую - 8 раз.

    «Успей взять палку»

И. п. – стоя спиной друг к другу, ноги на ширине плеч. Один держит палку правой рукой за верхний конец, нижний конец на полу.

1-2 – на сигнал «Поворот!» оба ребенка, стоящие парой, поворачиваются вправо. Ребенок, держащий палку, ставит ее сзади, подальше от себя, другой ребенок забирает палку;

3-4 – оба возвращаются в и. п., но палку уже держит второй ребенок. Так же выполняется упражнение влево, палка перекладывается в левую руку. По 4 раза в каждую сторону.

    «Передай палку»

И. п. – стоя лицом друг к другу на расстоянии примерно 1,5 м, палка у одного ребенка в опущенных руках.

1-2 – оба наклоняются вперед, и один передает палку другому.

3-4 – возвращаются в и. п. То же обратно. 8 раз.

    «Махи ногами»

И. п. – стоя лицом друг к другу, ноги вместе, палку держат вдвоем на вытянутых вперед руках.

1 – мах правой ногой в сторону;

3 – мах левой ногой в сторону;

4 – и. п. По 4 раза в каждую сторону.

    « Перебрось палку»

Перебрасывание палки друг другу, держа ее вертикально хватом за середину правой рукой.

По 4 раза каждый.

    «Попрыгаем»

И. п. – основная стойка, дети в паре стоят лицом друг к другу, палка на земле между детьми.

1-4 – прыжки вдоль палки в одну сторону;

5-6 – прыжки вдоль палки в другую сторону (в чередовании с ходьбой).

«Ребята, вам понравилось выполнять упражнения в паре с другом? Трудно было или легко? Хотите ещё потренироваться в выполнении заданий вдвоём?»

Воспитатель предлагает детям игровые задания с основными движениями:

    «Сделай как я!»

    «Отбей – поймай».

    «Догони свою пару».

«Как вы думаете, удалось вам на этот раз дружно выполнять задания?»

«С заданиями, друзья, вы справились успешно. Молодцы! А я вот ещё хочу у вас спросить: как вы думаете, играть лучше с друзьями или одному?»

«А почему вы думаете, что вместе с друзьями играть лучше?»

«Действительно, с друзьями играть всегда веселее, интереснее. Я предлагаю сейчас вам игру, в которой важно помогать другу и действовать вместе и слаженно. Хотите на этот раз проверить дружбу и умение действовать вместе?»

Воспитатель кратко объясняет правила игры.

Подвижная игра «Челночок»:

Все участники игры встают парами лицом друг к другу и берутся за руки – это ворота. Дети из последней пары пробегают или проходят под «воротами».

Уточнения к игре: пробежать и пройти нужно так, чтобы не задеть «ворота»; пробегая в «ворота», дети держат друг друга за руки; «ворота» по высоте могут быть разными: дети могут поднимать руки и держать их на уровне плеч или на уровне пояса. Чем ниже «ворота», тем труднее пробегать под ними. Каждый раз «ворота» опускаются ниже.

«Ребята, трудно было вдвоем проходить через ворота? Как вы думаете, вам удалось справиться? Можете ли вы теперь сказать про своего друга, что он вам помогает в трудных ситуациях?»

Конспект НОД по образовательной деятельности «Физическое развитие» в средней группе «Поможем зайчонку».
Задачи. 1. Закреплять технику выполнения прыжков в длину с места: принимать правильное исходное положение, выполнять толчок двумя ногами со взмахом рук, правильно приземляться;
2. Упражнять в метании на дальность правой и левой рукой – слегка отставлять ногу назад, пытаться выполнять замах и бросок вверх.
3. Содействовать укреплению мышц рук и ног;
4. Развивать прыгучесть, координацию движений;
5.Упражнять детей в ходьбе с высоким подниманием колен, беге врассыпную, в равновесии.
Оборудование: мешочки для метания, «кочки» 5 штук, палки гимнастические по количеству детей, мишени для метания, доска напольная для равновесия, игрушка зайчонок, шапочка волка.
Место проведения: спортивный зал.
Дети входят в зал. Обращаю внимание на грустного зайку, который заблудился и ищет свою маму. Спрашиваю, где нужно искать зайчиху (проблемная ситуация), предлагаю помочь зайчонку. Построение в шеренгу, равнение.
I часть. Ходьба в колонне по одному; на сигнал педагога: «Лошадки!» («Дорога в лес дальняя, давайте поедем на лошадках!») - дети идут, высоко поднимая колени, руки на поясе (темп средний); бег врассыпную (встретили птичек, птички разлетелись).
На одной стороне зала заранее (до занятия) раскладываю 5-6 реек на расстоянии одного шага ребенка. В ходьбе колонной по одному дети перешагивают через «кочки» попеременно правой и левой ногой.
- Ребята, смотрите, сколько муравьишек, они все заняты делом, давайте и им тоже поможем строить муравейник.
2 часть. Обще развивающие упражнения с палкой.
1. «Измеряем крышу». И. п. - стойка ноги на ширине ступни, палку вниз. Палку вверх, за голову, вверх, за голову, вернуться в исходное положение (5 раз).
2. «Измеряем стены». И. п. - стойка ноги на ширине плеч, палку вниз. Палку вверх, наклон вправо (влево); выпрямиться, вернуться в исходное положение (6 раз).
З. «Измеряем пол». И. п. - сидя, ноги врозь, палка на колени. Палку вверх, наклон вперед, коснуться носков ног; выпрямиться, вернуться в исходное положение (5-6 раз).
4. «Строим муравейник». И. п. - стойка ноги на ширине ступни, палка вниз. Присесть, палку вынести вперед; подняться, вернуться в исходное положение (5-6 раз).
5. «Радуемся». И. п. - ноги слегка расставлены, руки произвольно, палка на полу. Прыжки на двух ногах вокруг палки в обе стороны, в чередовании с небольшой паузой (3 раза).
Дыхательная гимнастика «Ветер дует»: набрать в легкие воздуха, дуть друг на друга.
Психогимнастика: Муравьшки «упали» от ветра на землю, барахтаются.
Основные виды движений.
- Молодцы, помогли муравьям! Идем дальше помогать зайчонку. В лесу много маленьких канавок, надо их преодолеть!
1.Перепрыгивание через гимнастические палки 5-6 штук (расстояние 40 см).
- А вот большая, широкая канава. Перейдем через нее по мостику.
2.Равновесие - ходьба по доске (руки в стороны).
- Посмотрите, сколько шишек! Видимо, белки пошалили, играли в игру «Кто меткий». Давайте и мы поиграем!
3. Метание в вертикальную цель (щит с круговой мишенью диаметром 50 см, нижний край щита располагается на уровне глаз ребенка), с расстояния 1,5-2 м правой и левой рукой (способ - от плеча) (3-4 раза).
- Молодцы, меткие ребята! Посмотрите, мы с вами в лесу, а вон и зайцы. Спросим у них, не видели ли они зайчишкину маму. Ой, волк, берегитесь!
Подвижная игра «Зайцы и волк».
- Наш зайчонок вспомнил дорогу к маме, но сначала он хочет поиграть с вами в прятки.
3 часть. Игра малой подвижности «Найдем зайца».
Прощание с зайчонком, уход детей.



top