Программы культурной интеграции стран евросоюза. Эссе на тему: "Сохранение культурных традиций Чехии в условиях евроинтеграции". Рекомендованный список диссертаций

Программы культурной интеграции стран евросоюза. Эссе на тему:

Текущая страница: 6 (всего у книги 11 страниц) [доступный отрывок для чтения: 8 страниц]

Шрифт:

100% +

2.2.2. Идея «духовного ядра» Европы

Для того чтобы дать определение культурной идентичности в рамках Европейского союза, необходимо сначала изучить такое центральное понятие, как «духовное ядро»9
“A spiritual core” – термин встречается в работах Ж.-К. Трише, президента Европейского центрального банка (the European Central Bank).

Которое и лежит в основе разнообразия национальных культур стран ЕС и является силой, поддерживающей движение европейской культурной идентичности в направлении универсальности.

Поль Валери в своей работе писал, что везде, где такие имена, как Гай Юлий Цезарь, Траян, Вергилий, Моисей, святой Павел, Аристотель, Платон и Эвклид, имеют огромную ценность и неоспоримую значимость, там и есть Европа. Подчеркивая высокую духовную общность Европы, Поль Валери отмечал, что основное богатство европейцев состоит в том, что они не могут быть поделены по расовому и языковому признакам, и культурное достояние Европы является общим для всех.

Как было показано в предыдущем разделе, национально-культурная специфика Европы и Европейского союза в частности сложилась еще во времена Римской империи, греческого языка, римских сводов законов и Библии, положившей начало трем монотеистическим религиям.

Другую точку зрения о «духовном ядре» Европы мы можем найти в работах немецкого философа Эдмунда Густава Альбрехта Гуссерля, который в своей знаменитой «Венской лекции» отметил, что духовная идея Европы началась с того, что в Греции сообщество ученых мужей начало радикальное преобразование всей культурной жизни как своей собственной нации, так и соседствующих с ней этнических групп. Это стало отправной точкой для формирования нового типа сообщества, вышедшего за пределы одной страны: Европа перестала быть просто территорией, где проживало некоторое число народов, взаимоотношения между которыми ограничивались коммерческой конкуренцией или борьбой за власть и господством в каком-либо регионе. Новый дух Европы, опирающийся на философию и научное обоснование, – это дух свободной критики, обеспечивающий доминирование человеческого разума и вечных идеалов.

Э. Гуссерль определил состояние Европы на 1935 г. как «экзистенциальный кризис» (сравните с разделом 2.2.1), основной причиной которого является неспособность к воплощению в жизнь идей рационализма. По мнению философа, у Европы есть всего лишь два пути развития: либо Европа по-прежнему будет отчуждать себя от идей рационализма и впадет в состояние варварства и ненависти ко всему духовному (тоталитарный режим, фашизм, национализм), либо благодаря «философскому духу» и «героизму разума» возродится и станет одной из величайших цивилизаций в мире.

Возвращение к источникам «духовного ядра Европы» необходимо и поучительно. Оно позволяет увидеть развитие национально-культурной специфики Европы на протяжении нескольких тысячелетий. Национальные европейские культуры опираются на один и тот же первоисточник, что объясняет культурное единство Европы на протяжении всего ее существования. Но при анализе современной ситуации нельзя не принять во внимание актуальное состояние европейских национальных культур народов, населяющих Европу, а также тесные, но сложные взаимоотношения между ними, которые являются механизмом обеспечения культурного единства Европы и Европейского союза в частности.

2.2.3. Идентичность как цель современной культурной политики Европейского союза

В противоречивом, объединенном и разъединенном глобализацией мире идентичность становится рациональным основанием объединения. Пока еще нельзя говорить о генезисе общеевропейской культуры или общеевропейской идентичности, однако их элементы существуют благодаря деятельности Европарламента и Совета Европы.

В одной из своих лекций , описывая процесс культурной интеграции ЕС, профессор Гентского университета (Бельгия) Els Riebels попросила студентов представить следующую ситуацию. Где-то во Фландрии, или Каталонии, или Дании, или Греции через 50 лет мистер и миссис X встают утром и включают радио. Они слушают новости на евро-английском языке10
Euro-English/

После этого они уходят на работу. По пути туда они говорят на этом языке, они слышат на улице только евро-английскую речь. В почтовом отделении, где мистер X останавливается, чтобы купить марки, он также использует евро-английский. Вечером они встречаются с друзьями где-то в городе и общаются с ними на евро-английском. Это означает, что мистер и миссис X ведут себя, как любые другие нормальные граждане во Фландрии, Греции, Дании или где-либо еще на территории Европейского союза. Однако есть то, что отличает мистера X от других: он собирает старые книги, написанные на нидерландском языке – на мертвом языке. И в этом нет ничего странного: одни собирают окаменелости, другие – этикетки, почему же нельзя собирать старые книги?

Эта ситуация может служить примером того, что, с одной стороны, каждый человек в состоянии сохранить собственную культурную идентичность, собственное наследие и собственные культурные связи. С другой стороны, несмотря на свои культурные особенности и привязанности, люди могут объединяться на основании определенных общих, единых для всех ценностей.

Приведенная выше ситуация иллюстрирует статью 128 Маастрихтского договора. В соответствии с этой статьей «Европейский союз призван помогать культурам государств-членов независимо от их национальных и региональных различий, подчеркивая их общее культурное наследие»11
La Communauté contribue l"épanouissement des cultures des Etats membres dans le respect de leur diversité nationale et régionale, tout en mettant en évidence l"héritage culturel commun.

На этом основании Европейский союз должен проводить активную языковую политику, а также политику по сохранению культурного наследия, распространению знаний о различных культурах, существующих на территории ЕС, поддержке транснациональных мероприятий, проведению различных исследований в культурной сфере.

Однако построение и развитие Европейского союза – это не только политическое, экономическое, правовое и культурное явление. Европейское строительство – это прежде всего создание новой модели общества, сложной системы взаимодействия не только между этническими группами, но и между гражданами и институтами власти как государственного, так и общеевропейского уровней.

Основной проблемой является тот факт, что Европейский союз имеет «плохую репутацию» среди своих граждан. По данным Европейской исследовательской группы , у большинства жителей ЕС словосочетание «Европейский союз» ассоциируется со словами с отрицательной коннотацией: «сложность», «невозможность» и «непонимание».

Согласно исследованиям, проведенным той же Европейской группой, фундаментальными, общими понятиями для большинства граждан ЕС являются «счастье» и «семья». Исходя из этих данных, можно было бы сделать вывод о том, что для повышения уровня доверия к ЕС развитие и реализация социальной политики должны быть ориентированы на семью и ее благополучие. Однако к такому заключению нужно относиться очень осторожно, ведь, например, «семья» совершенно по-разному понимается в скандинавских странах и таких странах, как Испания или Греция. «Счастье» для практичных немцев, стремящихся к стабильному экономическому благополучию, резко отличается от «итальянского» счастья, заключающегося в желании путешествовать и познавать мир. Очевидно, что найти ту общую социальную доминанту для всех этнических групп, на которую сможет ориентироваться политика ЕС и которая позволит гражданам ЕС воспринимать процесс единения положительно, невозможно.

Для достижения новой европейской идентичности особое внимание уделяется истории европейских государств, общеевропейским культурным ценностям, которые возникли еще в период общеевропейской цивилизации, таким как, например, христианство, греческая политическая система, эпоха Возрождения и т. п.

Осознается и роль образования в формировании культурной идентичности граждан ЕС. Именно образование, расширение кругозора позволяет раздвинуть границы сознания человека и помочь понять и принять не только культурную специфику своего этноса, но и все культурное многообразие ЕС. Понимание, терпимость (толерантность) – это лучшие гарантии стабильности и благополучия мультикультурного европейского сообщества.

Доступность информации также имеет свое значение для достижения европейской идентичности. Открытые источники информации о культурной специфике народов ЕС и всего мира, например оцифровка, перевод в электронный формат и перенос в Интернет мировых художественных шедевров (безусловно, это требует соблюдения закона об авторском праве), а также расширенный доступ к культурным ценностям, например бесплатное посещение музеев лицами до 19 лет (Австрия), позволяет стимулировать интерес граждан ЕС к их общеевропейским и общечеловеческим ценностям.

Европейская идентичность опирается на систему общепринятых ценностей, а также на уважение и сохранение региональных культурных особенностей общества.

Говоря о деятельности ЕС по созданию европейской идентичности, важно выделить ее цели. Они состоят в формировании у людей, проживающих на территории ЕС:

1) сознания своей принадлежности к единому общеевропейскому пространству, а также чувства гордости за гражданство в ЕС;

2) комплекса знаний, представлений и понятий о том, как различные культуры могут быть интегрированы в общественную жизнь единого пространства ЕС, не теряя при этом своей самобытности и уникальности.

Европейская идентичность формируется на основе создания коммуникативной среды, благоприятной для осуществления диалога, распространения знаний и обмена информацией.

Эта среда объединяет три элемента: язык, культуру, СМИ.

Язык выступает как основное средство общения. Граждане ЕС, обладая демократическим правом говорить на родном языке, знать и изучать его, использовать его как инструмент познания, должны демонстрировать и знание других языков ЕС. При этом важным является также владение языком межнационального значения, универсальным языком, которым признается евро-английский язык.

Культура выступает как основание европейской идентичности. Поэтому знание гражданами ЕС не только своей культуры, но культурной специфики этносов, проживающих на территории ЕС, способствует повышению эффективности коммуникации, терпимости по отношению к «чужой культуре». Следует отметить, что согласно исследованиям, проведенным доктором культурологии П. Ленссеном , культура и искусство, в частности, являются такими источниками вдохновения, которые способны повышать активность людей и в их экономической деятельности.

СМИ представляют собой основной источник информации для современных людей. Поэтому СМИ используются для пропаганды общеевропейских национальных, культурных ценностей, что играет положительную роль в формировании европейской идентичности.

Создание коммуникативной среды, ориентированной на европейскую идентичность, контролируется как на национальном, так и на транснациональном уровнях и регулируется в настоящее время Программой культурной политики, запланированной на 2007-2013 гг.

Выводы к главе 2

Развертывание общеевропейского культурного пространства осуществляется на основе создания коммуникативной среды, благоприятной для осуществления диалога, распространения знаний и обмена информацией. Движущие элементы этого процесса – язык, культура и СМИ. Культура является основанием европейской идентичности.

Основные предпосылки культурной интеграции в Европейском союзе можно разделить на две группы: объективные и субъективные. К объективным предпосылкам относятся:

– сложившееся культурное разнообразие;

– исторически обусловленная культурная идентичность.

Субъективные предпосылки:

– стремление европейского сообщества к самоопределению и повышению конкурентоспособности на мировой арене;

– необходимость установления новых связей между субъектами строительства обновленного общеевропейского культурного пространства.

В настоящее время Европейский союз существует в условиях культурного разнообразия как отдельных государств (мультикультуризма), так и всего европейского пространства в целом (интеркультуризма). Потенциально в этой ситуации возможно возникновение конфликтов (между иммигрантами и коренным населением, например), которые не могут не влиять на социальные, политические и экономические системообразующие факторы европейского строительства. В предотвращении негативных последствий конфликтов главная роль отводится политике межкультурного диалога, в основу которого положена идея европейской идентичности, трактуемая как некое «духовное ядро» культурной интеграции.

К сущностным свойствам понятия европейской идентичности относятся приверженность идеям христианства (католицизма и протестантизма) и осознание исторической общности культурного наследия. Идентичность отождествляется прежде всего с культурой, и несмотря на то, что христианство неразрывно связано с культурой, попытки выдвинуть задачу достижения единства в этой области являются очень осторожными из-за объективно сложившихся обстоятельств, сравнимых с ситуацией XV в. Культура, таким образом, является оперативной составляющей европейской идентичности, а вера – латентной, но, как показывают факты и события (см. раздел 2.1.2), не менее важной в настоящий момент.

Культурная идентичность и единство в разнообразии национальных культур не означает расширения культурного «духовного ядра» Европы. Феномен культурной идентичности Европы и Европейского союза имеет двойственный характер. С одной стороны, ЕС – это объединение нескольких сильных национальных культур, которые имеют собственную идентичность, зародившуюся во времена Античности. С другой стороны, ЕС – это единение и взаимовлияние различных национальных культур, проявляющееся в стирании границ между культурными и языковыми ареалами. Богатство и общепризнанность литературного, художественного, языкового европейского наследия, несмотря на свое огромное разнообразие, может обеспечивать необходимые единство, прочность и стабильность ЕС.

Глава 3. Программы культурной политики Европейского союза, 1970–2013 годы

3.1. Культурные программы 1970–2007 годов

Проблема сохранения европейского культурного наследия осознается политическими лидерами Евросоюза и неизменно поднимается в программах общеевропейского сотрудничества в культурной сфере. Однако так было не всегда.

Первые предпосылки культурного сотрудничества между государствами – членами Европейского экономического сообщества возникают в 70-х годах XX в.

Во время большого нефтяного кризиса и первого расширения общего рынка за счет Великобритании, Ирландии и Дании можно отметить попытки создания концепции и проведения европейской культурной политики на фоне роста безработицы и инфляции, ощущения тревоги в рамках европейского сообщества. Так, в 1973 г. девять государств-членов приняли решение о подписании Декларации о европейской идентичности (Declaration on the European Identity). В Декларации подчеркивалось, что подписанты разделяют «стремление к построению единого общества, которое стало бы отвечать потребностям человека». В 1975 г. был опубликован отчет премьер-министра Бельгии Лео Тендеманса , в котором говорилось о необходимости преобразования «технократичной Европы» в «народную Европу». В итоге в конце 1970-х годов Европейская комиссия при поддержке Европейского парламента инициировала разработку основных направлений культурной политики ЕЭС.

В 1979 г. состоялись первые прямые выборы в Европейский парламент. Явка избирателей (в среднем она составляла около 63 %, хотя в Великобритании на избирательные участки пришло всего лишь 32 % избирателей) была намного ниже, чем ожидалось. Эти выборы сделали очевидным тот факт, что для полного объединения стран в рамках ЕЭС экономической и правовой интеграции недостаточно. В этой связи были сформулированы новые задачи культурной политики ЕЭС:

1) улучшение коммуникации и взаимодействия между странами – членами ЕЭС;

2) создание европейской идентичности.

Заметим, что первые десятилетия развития европейской интеграции характеризовались отчетливой отраслевой и экономической направленностью. Сообщество не занималось вопросами культуры. В начале 1980-х годов деятельность Европейского сообщества в области культурной интеграции активизировалась. Этому способствовало принятие ряда важных документов: Резолюции совещания министров культуры в рамках Совета Европы от 13 ноября 1980 г. о защите европейского архитектурного наследия, Резолюции совещания министров культуры в рамках Совета Европы от 13 ноября 1986 г. о сохранении произведений искусства и т. п.

В 1983 г. на сессии Европейского совета в Штутгарте была принята торжественная декларация, в которой провозглашалась идея «формирования европейского сознания» и содержался призыв к государствам-членам укреплять культурные связи, определив области проведения совместных мероприятий под эгидой ЕЭС.

В 1984 г. Европейский совет поручил Комитету за народную Европу (Committee for a People’s Europe) решение задач интенсификации процесса создания европейской идентичности и реализации права граждан ЕЭС на получение информации о деятельности Сообщества в бо́льшем объеме, чем это было возможно до 1984 г.

В 1985 г. Комитет за народную Европу разработал концепцию первых основополагающих компонентов европейской культурной политики, которые могут быть определены следующим образом:

1) стратегическая цель – ориентирование на реализацию практических мер, связанных с позитивным воздействием интеграции на жизни обычных людей (система взаимного признания дипломов, упрощение пограничного контроля между странами, отмена пошлин и т. д.);

2) тактические задачи – разработка планов и проектов, определяющих границы экономических возможностей формирующейся культурной политики.

Решение задачи экономической поддержки культурной политики явилось защитой сотрудничества между государствами-членами в области культуры, коммуникации и информации. Были предложены многочисленные культурные проекты, такие как культурные обмены, молодежные программы, информационные проекты, направленные на обеспечение доступности сведений о ЕЭС;

3) организационные задачи – создание символов европейской идентичности: европейского флага, гимна, эмблем, например почтовой марки.

Однако, несмотря на решение вышеперечисленных задач, четко отлаженной системы функционирования культурной политики сформировать не удалось.

Следующим этапом создания основы европейской интеграции посредством использования инструментов культурного сотрудничества между странами – членами сообщества стало принятие закона о единой Европе (Единого европейского акта, Single European Act (февраль 1986 г.)). Этот закон и появление единого внутреннего рынка явились новым шагом вперед на пути экономического строительства в Сообществе.

Параллельно с законом о единой Европе началась новая волна расширения Сообщества за счет средиземноморских стран. В результате в ЕЭС вступили не самые богатые страны Европы.

Создание внутреннего рынка и расширение ЕЭС стали главными событиями, которые должны были убедить людей окончательно принять процесс европейской интеграции.

Новая комиссия под председательством Жака Делора в 1985 г. утвердила Рабочую программу создания народной Европы (Working programme for the Creation of a People’s Europe) и начала действовать в направлении проведения политики коллективной идентичности и выработки общеевропейской культурной политики. В рамках этой программы были приняты следующие организационные меры:

1) официальным флагом ЕЭС был признан синий флаг с двенадцатью желтыми звездами (уже используемый Советом Европы);

2) гимном Европы стала «Ода радости» Л. ван Бетховена;

3) введены единые образцы европейских паспортов, водительских прав и номерных знаков;

4) вышел в свет календарь европейских праздников (European Ritual Calendar), в котором особое место заняли месяцы европейской культуры (European Cultural months) и 9 мая как официальный День Европы (the Europe Day);

5) был учрежден конкурс Евровидение;

6) стали официально использоваться единые почтовые марки;

7) было положено начало общеевропейским спортивным состязаниям;

8) крупнейшие города Европы стали бороться за звание ежегодно выбираемой культурной столицы Европы;

9) было начато создание европейского культурного ареала (Europe Cultural Area), на базе которого начали работать программы образовательных обменов, переводческой деятельности в сфере художественной и научной литературы и т. д.

Впервые положения о культурном сотрудничестве появились в Маастрихтском договоре (1993), где им был отведен специальный раздел. С этого момента культурная политика официально стала одним из направлений деятельности Европейского союза. В Договоре была четко поставлена цель культурной политики ЕС: «Сообщество должно способствовать расцвету культур государств-членов, уважая их национальное и региональное разнообразие, но в то же время отдавая приоритет общности культурного наследия»12
“The Community shall contribute to the flowering of the cultures of the Member States, while respecting their national and regional diversity and at the same time bringing the common cultural heritage to the fore”.

Изначально культурная политика в ЕС различалась в зависимости от страны ее проведения. Это объективно связано с различными видами административных структур, федеральным делением. Так, существуют федеральные земли в Германии, Австрии и Бельгии. Испания, Италия, Швеция и Франция характеризуются децентрализованным делением. В Великобритании, Нидерландах и Финляндии административные единицы передали свои обязанности квазиавтономным учреждениям. В Португалии, Люксембурге и Греции, напротив, система управления централизована.

В 90-х годах XX в. европейская культурная политика стала осуществляться на основе принципа субсидиарности, в соответствии с которым ее цели и задачи не могут быть реализованы только в рамках одного государства – члена ЕС. Все программы и проекты культурной политики должны претворяться в жизнь на уровне Европейского сообщества в целом.

О необходимости сохранения и защиты культурного наследия стран-членов говорится в целом ряде других официальных документов Европейского союза. Это прежде всего статья 151 Договора о Европейском союзе (Амстердамский договор 1997 г., раздел 12 ). Правовая основа культурной интеграции ЕС отражена и в ряде документов руководящих органов Евросоюза.

В настоящее время стратегия культурной политики Евросоюза заключается в реализации различных целевых программ и проектов: межгосударственных, региональных, национальных и местных. Первостепенное значение в таких мероприятиях имеет финансирование, которое осуществляется за счет бюджетных муниципальных, региональных, международных или частных средств. Реализация программ и инициатив Евросоюза в области культуры требует единства и согласованности в использовании различных инструментов: управленческих, организационно-технических, законодательных, кадровых и финансовых.

Стратегия европейской политики в области культуры имеет три основных направления:

– поддержка национального рынка культурных ценностей, индустрии культуры, национальных промыслов;

– социальная поддержка работников культурной сферы;

– сохранение европейского культурного наследия.

Осуществление первых программ ЕС приходится на 1990-е годы. Европейская комиссия определила три «приоритетных» тактических направления в области культуры: культурное наследие, книга и чтение, художественное творчество. Первое направление было представлено программой «Калейдоскоп», второе – программой «Ариан», третье – программой «Рафаэль».

Краткосрочная программа «Калейдоскоп» (1996–1998) с бюджетом 2 млн евро была принята Европарламентом и Советом Европы в марте 1996 г. В 1999 г. программа была продлена на 4 года, поменяв свой тактический характер на стратегический. Целью программы явилась поддержка художественного и культурного творчества в Европе за счет партнерства с учреждениями государств-членов в интересах содействия и распространения знаний о культуре и культурной жизни европейских народов, улучшения профессиональной подготовки деятелей искусства, обеспечения гражданам ЕС доступа к культурным ценностям.

Программа затронула исполнительские (танцы, театр, музыку, оперу), пластические, визуальные (живопись, скульптуру, архитектуру, художественную резьбу) и прикладные виды искусства (фотографию, дизайн и прочее). Программа включала в себя несколько разделов, в которых были сформулированы такие задачи, как поддержка мероприятий и культурных проектов, проведение крупномасштабных акций европейского сотрудничества: европейский «город культуры», европейский месячник культуры и другие. На участие в программе было подано 3505 заявок, из них 568 профинансированы, например деятельность оркестра ЕС «Барокко» и молодежного оркестра ЕС.

Следующей тактической программой культурной политики ЕС явилась программа «Ариан» . Ее целью стала поддержка книгоиздательского сектора, включая переводы. В 1997–1998 гг. на реализацию этой программы было выделено 7 млн евро. В ходе своей реализации программа также продемонстрировала свой стратегический потенциал. Ее продлили на 1 год с бюджетом 4,1 млн евро. Данное мероприятие было ориентировано на сотрудничество членов ЕС в области книгоиздательства, распространение знаний о литературе и истории европейских народов через переводы литературных и драматических произведений, а также через профессиональную подготовку в этой области. Программа предусматривала: предоставление переводческих грантов, принятие мер для обеспечения гражданам доступа к книгам, повышение профессионального уровня специалистов в сфере распространения европейской литературы, финансирование европейских премий в области литературы и перевода. На участие в программе было подано 1929 заявок, 880 из которых получили одобрение и финансирование. Было осуществлено 667 переводов литературных, драматических произведений и справочных материалов. Также были учреждены европейская литературная премия и европейская премия переводчиков .

Еще одной краткосрочной программой Евросоюза в области культуры стала программа «Рафаэль» . С 1997 по 2000 г. на ее осуществление было затрачено 30 млн евро. Из 1769 поданных заявок лишь 222 получили одобрение. Реализация данной программы предполагала сотрудничество по защите культурного наследия, облегчению доступа граждан ЕС к нему. В рамках программы под защиту были взяты ряд музеев, коллекций, библиотек, архивов, фотоархивов, памятники археологического, подводного и архитектурного наследия, а также природные и культурные ландшафты. В общей сложности было поддержано 360 проектов по консервации культурных объектов.

Из вышеизложенного видно, что отличительной особенностью культурной политики ЕС является широкий диапазон программ, охватывающий почти все аспекты культуры. Изначально программы имели «пробный», тактический характер, но в ходе своей реализации позволили субъектам культурной политики увидеть ее стратегические перспективы и наметить цели, задачи, а также определить объекты культурного строительства в Европе.

Так, первые три программы, о которых говорилось выше, послужили для ЕС источником накопления опыта в культурной политике. На основе их результатов была подготовлена новая программа «Культура 2000» , в которой приняли участие все страны ЕС, а также Исландия, Лихтенштейн и Норвегия. Основной целью предполагаемого комплекса мер стало содействие европейским народам в осознании общности происхождения, истории, культурных ценностей, культурного наследия. Программа представляла собой логическое развитие трех предшествующих программ. Она была нацелена на решение следующих задач: содействие межкультурному диалогу и ознакомлению с культурой и историей европейских народов; поддержка творчества и распространение культуры; обеспечение мобильности деятелей культуры; развитие культурного разнообразия (диверсификация культур); распространение знаний о культурном наследии и сохранение (консервация) этого наследия; определение роли культуры в социально-экономическом развитии; поощрение межкультурного диалога и взаимопроникновения европейских и неевропейских культур, а также расширение доступа гражданам ЕС к объектам культуры.

В рамках программы был проведен ряд фестивалей, семинаров и конгрессов, поддержано несколько исследовательских проектов. Наибольшее финансирование получили проекты Франции, Италии, Германии, Бельгии и Испании.

Оценивая программу «Культура 2000», Еврокомиссия подчеркнула ее уникальный и позитивный вклад в культурное сотрудничество в Европе. По заключению Еврокомиссии, программа способствовала успешной реализации целей, определенных в статье 151 Договора об образовании Евросоюза. Комиссия также пришла к выводу, что Сообществу следует продолжать поддержку культурного сотрудничества в Европе и оказывать ему адекватную ресурсную помощь.

В ходе проведения в жизнь программы были получены следующие результаты. В 2002 г. реализовано около 250 переводческих проектов (например, работы Ф. Таландьера, Дж. Гарсс, Р. Сейферт, Г. Т. Баллестера, А. Камиллери, К. Остера, В. де Донкера, X. Нессера, Ф. Скагена, Д. Старноне, Ф. Ферручи и других). Осуществлено 19 проектов в сфере культурного наследия и 100 – в визуальном искусстве (например, третий биеннале современного европейского искусства, в котором участвовали Франция, Великобритания, Португалия и другие; «Применение цифровых технологий в сфере изящных искусств» (Финляндия, Великобритания); летний семинар «Традиции и постмодернизм» (Италия, Швеция и другие)). Претворено в жизнь 20 проектов в области исполнительского искусства («Европейская академия музыки» (Италия, Испания, Франция и другие); «Фестиваль искусств – 2002» (Италия, Бельгия, Германия, Нидерланды, Франция и другие); «Международный театральный симпозиум» (Франция, Нидерланды, Ирландия и другие)). В области литературы, книг и чтения выполнено 8 проектов, например «Европейская литература национальных меньшинств в переводах» (Великобритания, Испания, Бельгия, Италия и другие).

В 2003 г. было осуществлено или поддержано 19 проектов в области культурного наследия: «Образы музыки» (Австрия, Италия, Греция, Франция и другие), «Европейское литературное наследие» (посвящено сохранению и распространению информации о литературе (1998–2000) Чехии, Дании, Германии, Венгрии, Польши, Словакии и Словении), «Города-крепости» (Италия, Испания, Франция и т. д.) и прочие.

В 2004 г. в соответствии с программой «Культура 2000» профинансировано (на общую сумму 18,5 млн евро) 209 европейских культурных проектов, большая часть которых была направлена на сохранение культурного наследия. Финансовую поддержку получили также 24 многолетних проекта сотрудничества по дизайнерскому и исполнительскому искусству, культурному наследию и книгоизданию с общим бюджетом 13,5 млн евро.

Е. Е. Беляева

Культурная интеграция как основная стратегия культурной политики Европейского союза

Монография

© Е. Е. Беляева, 2012

© МПГУ, 2012

© Оформление. Издательство «Прометей», 2012


Рецензенты:

И. В. Харитонова, доктор философских наук, заведующая кафедрой романо-германских языков гуманитарных факультетов МПГУ;

Г. В. Беликова, кандидат культурологии, заведующая кафедрой второго иностранного языка факультета иностранных языков МПГУ.

* * *

Введение

Актуальность темы исследования. Европейский союз, объединяющий 27 стран Европы, является примером осуществления экономической и политической интеграции, наряду с которыми инициирован процесс взаимопроникновения культур. Проблемам культурной интеграции и посвящено настоящее исследование.

В мировом масштабе европейская интеграция представляет собой если не уникальное, то, по крайней мере, достаточно специфический феномен. Вместе с тем интеграционные процессы в Европе неразрывно связаны с таким явлением, как глобализация, которая на сегодняшний день является одной из тенденций развития современного мира.

Сравнительно недавно в большинстве концепций глобализации принимались во внимание только экономические, идеологические и военные аспекты. Но, на наш взгляд, под процессом глобализации следует понимать комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных процессов, которые в настоящее время затрагивают все сферы человеческого бытия, в том числе и культурную сферу. Прослеживается связь глобализации интернационализацией культуры. Впрочем, сам термин «глобализация» можно трактовать как результат многовекового процесса развития культуры.

Таким образом, возникает потребность изучения культурной политики Европейского союза в рамках современных глобализационных тенденций. Поэтому проблема «Культурная интеграция как основная стратегия культурной политики Европейского союза» имеет научное значение и требует рассмотрения с культурологической точки зрения. Актуальность настоящего исследования обусловливается необходимостью изучения культурной политики Европейского союза, его деятельности, направленной на сотрудничество в культурной сфере между государствами-членами, на сохранение культурного наследия и поддержание необходимого уровня межкультурной коммуникации.

Культура в современных европейских странах является не только основой формирования общества, но и частью национальной внешней политики. Культурный обмен между странами – участницами ЕС напрямую влияет на уровень и интенсивность развития межгосударственных отношений.

Однако признание важной роли культуры, культурной политики и культурной интеграции пришло не с первых дней основания Европейского союза. Сначала культурные аспекты не были базисом процесса европейской интеграции, а история формирования экономических, юридических и политических основ интеграции стран Европы насчитывает около 50 лет. Впервые появление интереса к культурному сотрудничеству у государств – членов Европейского экономического сообщества можно наблюдать только с 1970-х годов. И даже сегодня, по мнению Андраша Бозоки, министра культуры Венгрии, «мы еще не можем говорить о действительно полноценной европейской культурной политике» .

Основатели ЕС не учли необходимость в концептуализации культурной составляющей процесса объединения Европы. Первая ссылка на культуру появилась лишь в 1992 г. при подписании Маастрихтского соглашения (the Maastricht Treaty). Лидеры ЕС обратили внимание на культурный аспект процесса европейской интеграции только тогда, когда начался кризис интеграции и когда потребовались новые решения, позволяющие гражданам стран-участниц присоединиться к интеграционному процессу в рамках ЕС.

Жан Моне признал ошибочным тот факт, что во время создания Европейского союза огромное внимание акцентировалось лишь на политических, экономических и юридических составляющих процесса интеграции. Оглядываясь назад, Ж. Моне сказал: «Если бы мы должны были сделать все это снова, мы начали бы с культуры» . Ж. Моне, безусловно, был прав в том, что культура должна играть бо́льшую роль в европейской интеграции и она должна быть более тесно связана с основными областями экономического, правового и политического сотрудничества.

Процесс глобализации, расширение и иммиграция делают ЕС поликультурным сообществом. И для того чтобы этот факт не стал угрозой и проблемой для ЕС, культура рассматривается как основное и даже единственное средство обеспечения эффективного диалога и сотрудничества между государствами-членами. Именно успешная культурная политика является основанием оптимистических ожиданий, связанных с результативным завершением процесса интеграции в ЕС: увеличением европейского благосостояния, конкурентоспособности, творческого и новаторского потенциала.

Следует отметить, что в основе развития всегда лежит противоречие. Противоречие характеризует и актуальное состояние европейской культуры. С одной стороны, культура выступает как то общее, идентичное, что исторически и этнически объединяет народы Европы, объективно существующие в условиях межкультурного диалога, осознается этот факт сообществом или нет. С другой стороны, культура является проявлением единичности каждого из этнических сообществ, рефлексией их национального своеобразия и диверсификации в целом. В этом смысле перспектива культурного развития Европы видится ЮНЕСКО в достижении культурной идентичности, но на основе сохранения культурного разнообразия. Речь идет о формировании целостного, единого культурного пространства за счет взаимообогащения национальных культур. При этом имеется в виду не только межгосударственный уровень, но и поликультурные взаимодействия внутри отдельных стран – членов ЕС.

Итак, указанные обстоятельства и определяют в целом актуальность темы настоящего исследования.

Объект исследования – европейская политика в сфере культуры, которая определяет сущность, масштаб и направленность интеграционных процессов в Европейском союзе.

Предметной областью исследования являются формы культурной интеграции между государствами – членами Европейского союза, а также стратегические установки культурной политики, проводимой в рамках укрепления взаимоотношений между странами ЕС.

Гипотеза исследования может быть сформулирована следующим образом. Культурная интеграция является стратегией культурной политики ЕС на том основании, что она представляет собой форму организации взаимодействий между культурами различных сообществ, основанную на планировании, проектировании, концептуализации процесса создания общеевропейского культурного пространства.

Построение доказательства этой гипотезы определяет цели и задачи исследования.

Основная цель исследования состоит в комплексном изучении культурной политики Европейского союза.

Поскольку основой реализации культурной политики в рамках создания европейской идентичности является девиз ЕС о единстве в разнообразии, логично рассматривать культуру как основание интеграции в движении от общего к единичному и от единичного к общему. Такая постановка проблемы определяет и конкретные задачи исследования , а именно:

– воссоздать историческую картину возникновения и развития идеи европейского единства, становления Европейского союза;

– выявить историко-культурные предпосылки для установления взаимодействия между странами-участницами в рамках Европейского союза;

– дать характеристику основных направлений сотрудничества между странами Европейского союза;

– определить место культуры и рассмотреть проблемы культурной интеграции в системе глобализационных процессов;

– показать роль культуры в европейской интеграции;

– охарактеризовать основные направления культурной политики Европейского союза;

– доказать объективную необходимость и заинтересованность Европейского союза в развитии культурных связей между странами-участницами;

– рассмотреть программы и планы культурного сотрудничества стран ЕС, основные направления, результаты.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 90-х годов XX в. до 2011 г. При этом достижение цели и решение задач монографии, в частности обзор истории рождения, развития и реализации идеи европейского единства, диктовали необходимость выхода за нижнюю хронологическую границу.

Теоретико-методологические основания исследования. Выбор методологии, использованной в работе, обусловлен спецификой предмета и задачами исследования. Для раскрытия темы монографии автор обратился к принципам и методам, используемым в научной культурологической, исторической и политической литературе.

Государственно-институциональная западноевропейская интеграция формирует политику культуры Европейского Союза с целью регулирования культурного рынка, или «область культуры», под которой понимается совокупность предприятий и частных лиц («индустрия культуры»), а также эксплуатация потребления и экспорт культурных ценностей. Не внедряясь в содержательную, идеологическую часть культурного пространства, ЕС проводит в основном прагматическую политику культуры, стремясь ограничить влияние других цивилизаций и негативные моменты коммерциализации культуры, сохранить европейские культурные ценности и наследие. Таким образом, поддерживая свободный рынок культурной продукции, она создает благоприятные условия именно для европейской культурной продукции и европейской культурной сферы в целом. Европейская политика культуры имеет три основных направления:

    • поддержка национального рынка культурных ценностей, индустрии культуры, национальных промыслов;
    • социальная поддержка работников культурной сферы;
    • сохранение европейского культурного наследия.

Суть этой политики - придание европейскому культурному процессу транснационального характера, «европеизация» культурной сферы, сохранение европейской культурной самобытности.

В настоящий период в рамках Европейского Сообщества (ранее - Европейских Сообществ) и Европейского Союза насчитывается 64 правовых акта, регулирующих сферу сохранения культурных ценностей, защиту культурных прав человека и культурную деятельность в целом. Во-первых, это 6 нормативно-правовых документов, входящих в блок первичного законодательства. Во-вторых, это 38 документов из блока вторичного законодательства. И 21 резолюция, принятых министрами по делам культуры в рамках Совета ЕС (блок дополнительного законодательства).

Важным моментом в культурном законодательстве ЕС является положение статьи № 151 ДЕС, в которой говорится, что Совет ЕС может принимать решения лишь о мерах поощрительного характера, что исключает какую - либо гармонизацию законов и правил государств - членов Сообщества, способствует взаимодействию с третьими странами и международными организациями, такими как Совет Европы и ЮНЕСКО. Большинство проектов ЕС открыты для стран - кандидатов и государств, с которыми подписаны соглашения о культурном сотрудничестве, включая Россию. Культурная политика Евросоюза, как и сама европейская культура, развивается под воздействием двух разнонаправленных тенденций: к консолидации и интеграции, с одной стороны, и к сохранению национальных особенностей и культурного многообразия - с другой.

Еще в 1974 г. Европейский парламент принимает специальное решение о защите культурного наследия стран - членов Европейского экономического сообщества (Рекомендация Еврокомиссии государствам-членам относительно охраны архитектурного и природного наследия (№ 76/65/ЕЭС от 20.12.1974 г.)). С момента образования ЕЭС в 1957 г. это было первое такое юридическое решение. Но только с 1993 года Евросоюз основательно взялся за решение культурных проблем.



В период 1990 - 2000гг. было около 2,5 тыс. культурных проектов, разработанных в недрах институтов ЕС. Осуществлению данных проектов на практике было поручено 12 тыс. операторам, специализирующие в сфере культуры, причем все они отбирались только на конкурсной основе.

В июле 1990 года Еврокомиссия опубликовала условия для участия в программе «Европейская культурная сцена» (предвозвестница программы «Калейдоскоп»). В 1994 году данная программа была реорганизована с целью улучшения художественного и культурного сотрудничества между странами, входящими в Евросоюз. Так для поддержки 424 культурных проектов в рамках «Европейской культурной сцены» в период 1990-1995 гг. Еврокомиссией было выделено 1,43 млн. экю.

В 90-е годы культурная политика ЕС включала четыре основных направления: искусство, литературу, сохранение культурного наследия и специальные акции.

Несмотря на то, что в настоящее время культура признается одним из приоритетных направлений евроинтеграции, изначально подобная роль ей не отводилась. Скорее даже наоборот, сфера культуры была практически полностью исключена из планов отцов-основателей Евросоюза. Так, приписываемые одному из них - Жану Монне слова о том, что если бы возникла необходимость начать евроинтеграцию заново, он бы начал с культуры, являются не более чем мифом, созданным в 1980-х годах министром культуры Франции Жаком Лангом. Действительно, первой организацией, давшей начало евроинтеграции, было, созданное в 1951 году Европейское объединение угля и стали (ЕОУС), в состав которого вошли государств - Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург.

В дальнейшем эти же страны создали еще две организации - Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом) и Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) в 1957 году, которые наряду с ЕОУС явились предшественниками Европейского союза. Как видно даже из названий данных организаций, евроинтеграция на начальных этапах была преимущественно экономическим проектом. Так же преследовались и политические цели - план министра иностранных дел Франции 1948-1953 гг. Робера Шумана, реализация которого привела к созданию ЕОУС, предполагал искоренение давнего соперничества Франции и Германии. По мнению Шумана, «совместные производственные связи будут означать, что любая война между Францией и Германией отныне станет не только немыслимой, но и практически невозможной».

Однако, еще до создания этих объединений, был создан Совет Европы, который отличался от них двумя важными элементами. Во-первых, он отражал более широкое понимание Европы, нежели то, которое вкладывали в него отцы-основатели евроинтеграции, а во-вторых, предполагал сотрудничество в культурной и социальной сферах. Уже в 1954 году данной организацией была принята «Европейская культурная конвенция», которая заложила основы европейского сотрудничества в области культуры, образования, молодежной политики и развития спорта. Стоит заметить, что в данном документе культура рассматривалась не в социоантропологическом смысле, включающем полный диапазон ценностей, верований, традиций и обычаев страны или группы людей, а как «высокая культура», относящаяся к занятиям в области искусств и духовных достижений. Принятая Конвенция заложила основы европейского сотрудничества в области культуры и образования. Конвенцией предусматривалось положение о поощрении изучения гражданами языков, истории и культуры договаривающихся государств. Кроме того, Конвенция установила принцип доступности к культурным учреждениям и публичности представления культурных ценностей. Для реализации этих положений в Конвенции была закреплена норма о необходимости содействия передвижению и обмену предметами, имеющими культурную ценность. Изначально Конвенция была подписана 14 государствами, 6 из которых - Бельгия, Германия, Италия, Люксембург, Нидерланды и Франция, к тому времени уже были объединены под эгидой Европейского объединения угля и стали.

Тем не менее, данная конвенция практически не имела какого-либо значимого влияния, и не смогла изменить взгляды на роль культуры в евроинтеграции внутри Европейских Сообществ. Подобная ситуация продолжалась практически 20 лет. Изменению отношения к культуре способствовало несколько факторов. В 1973 году членами Европейских сообществ, помимо изначальной «шестерки», стали еще три государства - Великобритания, Дания и Ирландия. Учитывая то, что страны-основательницы Европейских сообществ и так не являлись едиными в культурном плане, данное расширение принесло еще большее разнообразие.

Так же, как уже было отмечено, именно в это время происходит активное обсуждение вопросов культурной политики на международном уровне под эгидой ЮНЕСКО. К тому же, произошедший в условиях общества потребления пересмотр взглядов на культуру не мог не повлечь за собой интерес к ней со стороны руководителей Европейских Сообществ. Уже с 1969 года начались совместные обсуждения вопросов культуры главами государств и правительств стран-членов ЕЭС, а в Европарламенте в 1974 году был сформирован Комитет по вопросам культуры.

Так же в 1970-е годы активно начинает обсуждаться вопрос общеевропейской идентичности, что так же явилось немаловажным фактором в деле формирования культурной политики ЕС. 14 декабря 1973 года в Копенгагене была принята «Декларация европейской идентичности». Именно данную дату принято считать началом официального дискурса по вопросам европейской идентичности. В данном документе говорится о том, что подписавшие его «девять европейских государств могут быть разобщены своей историей», тем не менее «преодолели свои прошлые распри и решили, что единство - это главная необходимость европейцев, чтобы обеспечить выживание их общей цивилизации». То есть акцент был сделан именно на «цивилизационную» идентичность, которая выражается в приверженности «общим ценностям и принципам» и «разнообразии культур в рамках общей европейской цивилизации».

Помимо того, для более четкого определения границ «европейской цивилизации» несколько статей были посвящены взаимоотношениям «девятки» с другими государствами, которые не входят в их число - США, Япония, Китай, Канада, СССР, страны Ближнего Востока, Восточной Европы, другие страны Азии и Латинской Америки.

Так же в документе, отмечается, что неотъемлемой частью европейской идентичности являются «общий рынок, основанный на таможенном союзе, общие политические институты и механизмы для сотрудничества. По сути, данная декларация и, соответственно, европейская идентичность в 1973 году была создана скорее для того, чтобы поддержать веру в Европейское сообщество, пересмотреть его роль в международном порядке, а так же поддержать Еврокорпоративистские меры.

В январе 1976 года был опубликован значимый для истории евроинтеграции документ, автором которого являлся бельгийский премьер-министр Леонард Тиндеманс - «Доклад о Европейском Союзе» («Доклад Тиндеманса»). Тиндеманс заявил о нежелании видеть «технократическую Европу», указав на необходимость построения Европы для граждан.

В докладе было заявлено, что деятельность Европейского Союза должна охватывать в том числе «области образования и культуры, новостей и связи», а его целью является «дать европейцам личное и конкретное представление о европейской реальности, детальное знание языков и культур, так как они представляют собой общее наследие, которое Европейский Союз стремится защитить».

Таким образом, за Сообществом впервые признавалась роль актора в сфере культуры, а сохранение общего наследия, которое составляли языки и культуры, было признано одной из главных целей, которая остается таковой и в настоящее время. Что же касается европейской идентичности, в «Докладе Тиндэманса» акцент все еще делается на «внешнюю» идентичность, поскольку в тексте указано, что «европейская идентичность не будет приниматься во внешнем мире до тех пор, пока европейские государства будут иногда выступать совместно, иногда разобщено».

Сам «Доклад о Европейском Союзе» не повлек за собой конкретных действий по реализации его положений, касающихся культуры. Тем не менее, в следующее десятилетие Европейской комиссией было издано три сообщения, которые стали очередными вехами в официальной риторике ЕС о культурной политике, и, наконец, привели к ее фактической реализации. Первое из них было опубликовано в 1977 году. В данном сообщении отмечалось, что «поскольку культурный сектор не является культурой, то общественные действия в сфере культуры не является культурной политикой». Это подразумевало, что культурная политика должна реализовываться в рамках экономической или социальной политики, которые уже находились в компетенции Сообщества. Поэтому внимание в первую очередь предполагалось уделять «культурным индустриям» и специальным начинаниям, касающимся производства и распределения культурных ценностей, а так же вопросам подготовки и условий работы операторов культуры. Даже инициатива по сохранению архитектурного наследия была сформулирована в качестве опоры для восстановления промышленности и с точки зрения вероятного воздействия на окружающую среду.

Второе сообщение «Усиление действий Сообщества в культурной сфере» (Stronger Community Action In The Cultural Sector. Communication to Parliament and the Council), изданное в 1982 году, в целом, не изменило ситуацию в отношении культурной политики. Государства, входящие в сообщество, особенно его новые члены - Великобритания и Дания, были скептически настроены к деятельности ЕС в сфере культуры, так как традиционно в этих странах государственное вмешательство в нее было минимальным. Во многом ошибка авторов сообщения заключалась в том, что его риторика явно содержала направленность на строительство, или скорее «пробуждение» европейской идентичности. Подобная инициатива выглядела слишком претенциозной попыткой строительства общеевропейского государства, которое было неприемлемо даже для тех стран, которые вполне бы согласились на менее грандиозные планы.

Перед тем как было выпущено третье заявление, в 1983 году была принята «Торжественная декларация о Европейском Союзе» или «Штуттгартская декларация», явившаяся поворотным моментом, определившим формирование культурной политики Евросоюза. В данном документе культура была окончательно признана одной из сфер европейской интеграции, поскольку в пункте 1.4.3 признавалась необходимость «более тесного сотрудничества по вопросам культуры», а пункт 3.3 определял области культурного сотрудничества в рамках сообщества. Такими областями признавались: развитие деятельности Европейского фонда и Европейского Университетского института во Флоренции; более тесное сотрудничество между учреждениями высшего образования, в том числе обмен преподавателями и студентами; активизация обмена опытом, особенно среди молодежи, и развитие преподавания языков государств-членов сообщества; повышение уровня знаний о других государствах-членах Сообщества и осведомленности об истории и культуре Европы, для того, чтобы активизировать европейское сознание; рассмотрение целесообразности проведения совместных действий по защите, поддержке и сохранению культурного наследия; рассмотрение возможности содействия совместной деятельности в распространении культуры, особенно в отношении аудиовизуальном секторе; более обширные контакты между писателями и художниками государств-членов и широкое распространение их произведений как внутри, так и за пределами Сообщества; более согласованная культурная деятельность в третьих странах, в рамках политического сотрудничества.

Так же, данная декларация знаменовала собой переход к новому взгляду на европейскую идентичность, который отличало от предыдущего две главные особенности. В «Торжественной декларации» европейская идентичность никак не связана с отношениями Сообщества с другими странами, которые не являются его членами, не относятся к «европейской цивилизации». Во- вторых, был определен новый подход, который можно назвать «культурным», в рамках которого общее культурное наследие признавалось элементом европейской идентичности.

Через два года после принятия «Торжественной Декларации» в составе Европейской Комиссии, возглавляемой Жаком Делором, была учреждена должность Комиссионера Культуры и Генеральный Директорат Культуры. При их непосредственной поддержке были начаты несколько культурных инициатив. Одной из них явилась кампания «A People"s Europe». Данное понятие появилось еще в 1970-е годы и использовалось в противовес «Европе Торговцев» («Traders" Europe»), в которой Единая Европа напрямую связана с общим рынком. Сторонники же «Народной Европы» в 1970-х - начале 1980-х гг. выдвигали предложения об общих гражданских и политических правах для всех, предоставлении гражданства ЕС, стандартизации паспортов, устранении контроля на государственных границах внутри Сообщества.

В 1984 году главы государств и правительств государств-членов сообщества заявили о своем желании укрепить идентичность и имидж Европы среди своих граждан и по всему миру. С этой целью была создана рабочая комиссия по инициативе «Народной Европы», которую возглавил итальянский евродепутат Пьетро Аддонино. По результатам ее работы Пьетро сделал два доклада, которые были представлены в 1985 году. Первый включал в себя предложения по улучшению свободного передвижения людей, взаимному признанию дипломов о высшем образовании и введению европейского профессионального свидетельства о подготовке для всех квалифицированных рабочих. Во втором были затронуты такие вопросы, как право на подачу жалобы для европейских граждан, сотрудничество между университетами и программы обмена студентами.

Основной же темой докладов являлось использование символов Единой Европы: синего флага с золотыми звездами, европейского гимна, почтовых марок с европейскими эмблемами. В итоге 30 марта 1985 года Европейский Совет принял принцип взаимного признания дипломов о высшем образовании, 29 мая 1986 года синий флаг с 12-ю звездами был принят в качестве официального флага ЕС. Так же были приняты меры по содействию свободному перемещению экономически неактивных лиц (студентов, пенсионеров и т.д.) и доступ к занятости на государственной службе для всех граждан, которые являются гражданами государства-члена Сообщества.

Как видно из содержания данной инициативы акцент дискурса европейской идентичности к середине 1980-х годов окончательно смещается от Европы как политического союза национальных государств к Европе как сообществу граждан. Тем не менее, в важнейшем официальном документе этого периода - Едином Европейском Акте (1986) все еще прослеживается влияние старого взгляда на идентичность. Так в его тексте указано, что «более тесное сотрудничество по вопросам европейской безопасности способно внести существенный вклад в формирование европейской идентичности в области внешней политики». Во многом подобное несоответствие объясняется тем, что именно в это время, в официальном дискурсе европейской идентичности начинает господствовать подход, который позднее будет выражен формулой «единство в многообразии». Он появляется в силу того, что в это время официальные органы ЕС в своей риторике пытались объединить 2 различных подхода к трактовке европейской идентичности - коллективно-корпоратистский, господствовавший в 1970-х годах и индивидуально-либеральный, ставший основным к середине 1980-х.

Попытка их интеграции свидетельствует о стремлении сохранить акцент на индивидуальности, добавив при этом в социальный аспект, а так же утвердить местный, региональный и национальный уровни как составные блоки европейской идентичности. То есть, единство в разнообразии использовалось для обращения к диалектике между свободой и равенством, становясь скорее чем-то вроде «равенства в свободе». Таким образом, Единый Европейский Акт в этом отношении стал своего рода попыткой уйти от крайне либеральных форм «разнообразия» и ввести в официальный дискурс равенство и социальную справедливость.

Наконец, третье заявление Европейской комиссии, носившее название «Свежий импульс для развития культуры в Европейском сообществе» (A Fresh Boost for Culture in the European Community) было выпущено в 1987 году. Учитывая все изменения, произошедшие в отношении Содружества к вопросам культуры, оно содержало рекомендации для государств-членов на следующее пятилетие. Так, в очередной раз было подтверждено, что «увеличение культурной деятельности в настоящее время является политической, а также социальной и экономической необходимостью». В отличие от Единого Европейского Акта, в котором говорилось лишь об идентичности в сфере внешней политики, в заявлении Еврокомиссии речь идет о культурной идентичности. В тексте данного документа она признается «основой Европейского союза, имеющего цели помимо экономической и социальной интеграции», и определяется как «коллективный плюралистический гуманизм, основанный на демократии, справедливости и свободе» и «выраженный в многообразии местных, региональных и национальных культур».

Пятилетие, в течение которого планировалось претворять в жизнь рекомендации «Свежего импульса для развития культуры в Европейском сообществе», завершилось в 1992 году, в котором был подписан «Договор о Европейском союзе» в Маастрихте, открывший новую страницу не только в истории культурной политики ЕС, но и всей евроинтеграции. К этому моменту в состав Сообщества уже были приняты Греция, Испания и Португалия, доведя, таким образом, количество государств-членов до 12.

В вопросах культуры Маастрихтский договор является ярким примером попытки воплощения формулы «единство в разнообразии». Сообществом на первый план выдвигалось общее культурное наследие, при этом «расцвет культур государств-членов» должен достигаться только с уважением к «национальному и региональному разнообразию». Так же стоит отметить, что в Маастрихтском договоре много внимания уделено вопросу о европейском гражданстве, что свидетельствует о стремлении руководства ЕС установить связь между людьми и европейскими структурами, формируя при этом европейскую идентичность как гражданскую. В то же время, единая культурная идентичность всех граждан ЕС не подразумевается, а, наоборот, поддерживается их многообразие, осознание которого и должно стать одним из составляющих европейской гражданской идентичности.

Таким образом, следует заключить, что Маастрихтский договор стал итогом многолетней эволюции взглядов на роль культуры и европейской идентичности. Культура, изначально полностью исключенная из планов европейской интеграции, в 1992 году была официально признана ее важнейшей составляющей.

В немалой степени этому способствовал дискурс европейской идентичности, начало которому положила «Декларация Европейской Идентичности». В данном документе идентичность понималась лишь как «коллективная» характеристика государств-членов Сообщества, определяющая их как единое целое в вопросах международной политики. В дальнейшем, произошла некоторая «либерализация» взглядов на европейскую идентичность, переместившая акцент с государства на человека, с внешней сферы на внутреннюю, ограниченную рамками Сообщества. Маастрихтский договор явился попыткой соединить эти два подхода, для того чтобы обозначить как «единство», так и «многообразие». Соответственно, в 1992 году была окончательно узаконена культура как область интеграции, и, с этого момента можно говорить именно о культурной политике Евросоюза, главной задачей которой с тех пор является реализация принципа «единство в многообразии».

Дальнейшие договоры кардинально не изменили отводимую ЕС и ее институтам роль в сфере культуры. Однако, они внесли немало важных поправок и уточнений, без которых современная культурная политика ЕС не может быть понята. Амстердамский договор 1997 года создал правовую базу для крупных культурных инициатив ЕС и усилил роль Совета ЕС в этих вопросах. Договор, однако, не требовал от государств-членов обязательного согласования их внутреннего законодательств и действующих правил в области культуры. Ниццкий договор, подписанный странами - членами ЕС в 2001 году, так же не внёс существенных изменений в культурную политику Союза, но несколько укрепил основу для разработки и принятия новых инициатив в этой области.

Гораздо более важную роль в формировании Европейской культурной политики сыграла принятая в 2000 году Лиссабонская стратегия развития, с целью превращения Евросоюза в самую конкурентоспособную экономику мира к 2010 году. Тремя приоритетами социально-экономического развития ЕС были названы экономический рост, социальное сплочение и защита окружающей среды. В 2005 на основе результатов, достигнутых за 5 лет, произошел пересмотр Лиссабонской стратегии.

Новая редакция была сконцентрирована на стимулировании экономического роста и повышении уровня занятости, в том числе в высокотехнологичных отраслях, с помощью реформ, направленных на увеличение гибкости рынков труда. В то же время были изъяты цели в области экологических проблем и социальных программ. В рамках Лиссабонской стратегии в 2007 году была принята Европейская стратегия для сферы культуры, основанная на трех принципах. Первый принцип - культурное разнообразие и межкультурный диалог, призывает Европейский союз и другие стороны работать вместе над усилением межкультурного диалога. Для этого необходимо развивать мобильность деятелей культуры и произведений искусства на всей территории ЕС. Второй принцип - культура как катализатор творчества, подчеркивает роль культуры как творческого стимула, необходимого для экономического развития и занятости, и этот принцип является составной частью Лиссабонской стратегии. Наконец, согласно третьему принципу - продвижение культуры как жизненно важного компонента международных связей Европейского союза, ЕС должен активизировать интеграцию европейской культуры в систему международных связей Европы с другими регионами и странами.

Так же подписанный в 2007 году Лиссабонский договор внес некоторые изменения в роль ЕС в сфере культуры. Ранее декларировавшееся лишь как общий принцип функционирования, сохранение культурного наследия в Лиссабонском договоре признается целью деятельности ЕС. Так же договор наделяет ЕС полномочиями по поддержке, координации и дополнению деятельности государств-членов ЕС в сфере культуры.

В 2010 году взамен Лиссабонской стратегии Евросоюзом была принята стратегия «Европа 2020», которая во многом определяет культурную политику ЕС в данный момент. Основные цели стратегии «Европа 2020» были выделены в следующих областях: обеспечение занятости, инновации, образование, социальная интеграции и климат/энергетика. Каждая из которых имеет непосредственную связь со сферой культуры. Поэтому действующие культурные программы ЕС напрямую связаны с реализацией стратегии «Европа 2020».

Таким образом, за время, прошедшее с начала интеграционных процессов в Европе роль культуры в них, неизменно росла. Первоначально приоритетными направлениями являлись экономика и политика. Однако, в ходе эволюции взглядов на евроинтеграцию, а также в связи с изменением роли культуры в жизни общества, ей стала отводиться не менее значимая роль, что было закреплено во всех основополагающих договорах ЕС, начиная с Маастрихтского. Основными направлениями культурной политики ЕС были признаны активный культурный обмен, как внутри Сообщества, так и вне его, а также сохранение и распространение культурного наследия и разнообразия.

Помимо этого, была признана важнейшая роль культуры в достижении социально-экономических целей ЕС, в таких направлениях как социальная справедливость, рост занятости в культурной отрасли, защита окружающей среды.

M.A. Savelova

The Experience of the Cultural Policy Implementation in the European Union

The experience of the cultural programs implementation in the European Union is considered. An overview of the EU cultural policy programs is given. Goals, objectives, and activities of the programs in the sphere of culture are highlighted.

Key words and word-combinations: cultural policy, cultural program, the Eurasian integration, the European Union.

Рассматривается опыт реализации культурной политики в странах Евросоюза. Делается обзор программ культурной политики ЕС. Освещаются цели, задачи и направления деятельности в сфере культуры.

Ключевые слова и словосочетания: культурная политика, культурная программа, евразийская интеграция, Европейский Союз.

УДК 008.001 ББК 71.4

М.А. Савелова

ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ

^В последнее время ученые и практики обращают пристальное внимание на различные направления развития социальной сферы. Безусловно, культурная политика является одной из наиболее существенных сторон формирования и совершенствования всей социальной политики государства, поэтому представляется исключительно актуальным исследовательский интерес к успешному опыту реализации культурной политики в развитых странах Западной Европы. Особую своевременность подобного изучения доказывают отдельные параллели между Европейским Союзом и потенциальной евразийской интеграцией.

Основанием для формирования единой культурной политики Европейского Союза стала ст. 128 Маастрихтского договора (1992), в которой определено: «Сообщество будет способствовать расцвету культур государств-членов, уважая при этом их национальное и региональное разнообразие и одновременно общее культурное наследие». В параграфе 4 этой статьи подчеркивается: «Сообщество в своих действиях, предусмотренных настоящим Соглашением, должно учитывать культурные аспекты» .

Общая культурная политика ЕС не ставит перед собой цель гармонизировать особенности государств-членов, а, скорее, способствует сохранению их разнообразия при содействии формированию общей европейской идентичности. В ст. 151 Маастрихтского соглашения указано, что Сообщество должно способствовать развитию культур государств-членов, уважать их национальную и

30 2013 ВЕСТНИК ПАГС

региональную специфику, но одновременно заниматься и общим культурным наследием . Деятельность Сообщества должна быть направлена на содействие развитию сотрудничества государств-членов, а также, при необходимости, на поддержку их деятельности в сферах совершенствования и распространения знаний о культуре и истории европейских народов, сохранения культурного наследия общеевропейского значения, некоммерческих культурных обменов, развития искусства и литературы, в том числе аудиовизуального сектора.

Для достижения этих целей используют четыре средства: во-первых, сотрудничество между государствами-членами; во-вторых, учет культурных аспектов, прежде всего вопросов помощи в развитии культуры и сохранении культурного наследия, в контексте политики в других сферах жизнедеятельности Сообщества, в том числе политики в отношении конкуренции; в-третьих, сотрудничество между Сообществом, его членами и третьими странами, а также компетентными международными организациями; в-четвертых, конкретные мероприятия, направленные на поддержку соответствующей деятельности государств-членов. Последнее может осуществляться в двух формах: как поощрительные меры без гармонизации нормативно-правовых актов государств-членов, единогласно принятые Советом в рамках процедуры совместного принятия решений после консультаций с Комитетом регионов, и как рекомендации, также единогласно принятые Советом. Отклонение от обычной процедуры совместного принятия решений означает, что государство-член невозможно квалифицированным большинством в Раде принудить к действиям, которые, по его мнению, являются вредными для собственной культурной идентичности.

Для реализации упомянутых положений Маастрихтского соглашения Евросоюз начал воплощать в жизнь ряд программ культурологического направления, таких, как «Леонардо», «Рафаэль», «Медиа», «Культура-2000» и других, предусматривающих предоставление на конкурсной основе финансовой поддержки (грантов) культурно-художественным или просветительским проектам .

С целью рационализации и повышения эффективности деятельности в сфере культурного сотрудничества был разработан единый финансовый и программный документ - «Культура-2000». Эта программа дважды продлевалась до декабря 2006 г. и была заменена программой «Культура-2007».

Указанный документ был направлен на создание, путем поощрения сотрудничества деятелей культуры и искусств с другими заинтересованными лицами и организациями государств-членов, общего европейского культурного пространства. Сохранение национального наследия стран - членов Европейского Союза необходимо было сбалансировать через свою деятельность, с одной стороны завершая формирование общего рынка, а с другой - сохраняя национальное наследие. Принятая Советом соответствующая директива свидетельствует о том, что экспорт культурных творений, которые имеют художественную, историческую или археологическую ценность, за пределы Сообщества, подлежит обязательному лицензированию в том государстве-члене, на территории которого этот предмет законно находится. Вместе с тем директива устанавливает механизм возврата собственнику культурных произведений, незаконно вывезенных с территории государства - члена ЕС после 1 января 1993 г. включительно. Для

2013 ВЕСТНИК ПАГС

этого устанавливается отдельная судебная процедура, которая регулирует также соответствующее сотрудничество компетентных органов государств-членов.

Законодательство ЕС об авторском праве, жесткая эффективная система защиты авторских и смежных прав - одно из главных средств, которое позволяет защитить достоинство и независимость художников и исполнителей и гарантировать, что европейское культурное творчество и соответствующая продукция получат необходимые ресурсы. Авторское право также защищено на уровне Европейского Союза. Соответствующая директива Еврокомиссии от 1998 г. гармонизирует срок действия авторского права в национальных законодательствах государств-членов и устанавливает его на уровне 70 лет после смерти автора литературного, художественного, кинематографического или аудиовизуального произведения. Для последних двух категорий отчисления указанного срока начинается с момента смерти последнего непосредственно причастного к ее созданию лица (режиссер, автор сценария, автор текстов, композитор). Кроме того, этот документ регламентирует защиту основных смежных прав (прав актеров, производителей фонограмм, продюсерских агентств и т.д.) в течение 50 лет .

Программа «Культура» ставит перед собой три основные цели: продвижение мобильности деятелей культуры, стимулирование распространения произведений искусства и других результатов культурной деятельности, усиление межкультурного диалога. Для достижения этих целей программа поддерживает три направления деятельности: культурные акции; учреждения культуры европейского уровня; исследования, анализ, распространение информации.

Поддержка культурных акций является одной из основных задач программы «Культура (2007-2013)». Это направление предполагает поддержку сотрудничества учреждений культуры разных стран в рамках культурных и художественных проектов, а именно многолетние совместные проекты, сроком 3-5 лет, совместные проекты сроком не более двух лет, а также специальные мероприятия высокого уровня. Поддержка программы ЕС «Европейские культурные столицы» относится к этой категории.

Успешно развивается поддержка учреждений культуры европейского уровня. В частности, стимулируется обмен между учреждениями культуры разных европейских стран, определяются потребности европейских художественных сообществ, представляющих сферу культуры при контактах с другими европейскими институтами.

В рамках всестороннего содействия развитию исследований и распределению информации в СМИ поддерживается распространение информации, которое пропагандирует деятельность программы «Культура» самыми разными способами. Во-первых, поддерживаются аналитические исследования в области культурного сотрудничества и культурной политики. Во-вторых, поддержку находят национальные контактные пункты, которые были созданы в странах-участницах для распространения информации о программе, проектах и практических аспектах культурного сотрудничества. В-третьих, поддерживаются сбор и распространение информации для того, чтобы культурные операторы могли пользоваться результатами проектов, финансируемых Европейским Союзом.

С конца 2012 г. на уровне парламента ЕС формируется новая культурная

32 2013 ВЕСТНИК ПАГС

программа под названием «Творческая Европа», срок выполнения которой -с 2014 по 2020 г. Данная программа, представленная на рассмотрение ЕС как крупнейшая система художественных грантов в Европе, будет расширена. В частности, в таких творческих отраслях, как культура и СМИ, впервые будет идти речь о субсидиях. Данная инициатива предполагает, что Европейский Союз вложит 4,5% своего ВВП в различные художественные начинания, связанные с попыткой стимулировать рост экономики за счет подъема индустрии искусства. Эти условия увеличат до 1,8 млрд евро бюджет для выполнения целей стратегии и повысят влияние культуры как экономического фактора .

Как предусмотрено новой программой, культурные и творческие инициативы будут способствовать экономическому росту. Цель программы: способствовать культурному и языковому разнообразию в Европе, укрепляя конкурентоспособность культурного и творческого секторов. Расширение транснационального сотрудничества должно привести к открытию новых рынков. Кроме того, планируется создать специальный инструмент финансирования для развития творческих отраслей в виде гарантийного фонда, что облегчит доступ к кредитам.

В целом же Европейская комиссия предоставила в 2001 г. поддержку более 190 проектам в различных областях культуры и искусства, а также исторического и культурного наследия на общую сумму 30 млн евро. Это финансирование было осуществлено в рамках масштабной европейской программы «Культура-2000», в реализации которой участвовали представители культуры 27 стран. В 2002 г. завершилась реализация 5-й рамочной программы Комиссии Европейского сообщества, которая инициировала и организовала реализацию целого ряда проектов научных исследований и разработок. К этому времени в данной Комиссии произошли серьезные структурные изменения, запечатлевшие новый подход к культурному наследию: созданы Генеральный директорат по культуре и образованию и Генеральный директорат по технологиям информационного общества, в рамках которого организован отдел прикладных программ по культурному наследию. Именно этот отдел стал заниматься организацией научно-исследовательских проектов, связанных с электронной культурой.

В процессе выполнения пятой рамочной программы стало очевидно, что выбранные направления и приоритеты не успевают за современными темпами развития технологий и подходов общества к проблемам информатизации, поэтому в марте 2000 г. Европейским Союзом была принята рассчитанная на 10 лет рабочая стратегия экономического, социального и экологического обновления, нацеленная на создание «Европейского культурного пространства» (European Cultural Area). В первую очередь имелось в виду стимулирование международного сотрудничества для создания единого европейского культурного наследия. Кроме того, выработан целый комплекс программ и инициатив: программа «Технологии информационного общества» (1ST - Information Society Technologies), план мероприятий «Электронная Европа» (e-Europe), а также программа поддержки создания, распространения и использования электронных ресурсов по европейской культуре и науке (e-Content).

Таким образом, программа «Культура (2007-2013)» формирует и успешно реализует три основные цели: продвижение мобильности деятелей культуры,

2013 ВЕСТНИК ПАГС 33

стимулирование распространения произведений искусства и других результатов культурной деятельности, усиление межкультурного диалога. Для достижения этих целей программа поддерживает три направления деятельности: культурные акции; учреждения культуры европейского уровня; исследования, анализ, распространение информации.

Успешная реализация подобных проектов в масштабах всего Европейского Союза свидетельствует о потенциальной возможности внедрения и совершенствования наднациональных проектов в социальных сферах государств, находящихся в различных социально-экономических условиях. Современные интеграционные процессы на евразийском пространстве безусловно только выиграли бы при условии включения образовательных, культурных и социальных проектов наряду с существующими экономическими и политическими предпосылками.

Библиографический список

1. Договор о Европейском Союзе (в ред. Лиссабонского договора). URL: http://eulaw.ru/ treaties/teu

2. Сайт национальной публичной библиотеки г. Дюссельдорфа. URL: http:// oebib.wordpress.com/2010/10/21/dbv-eu-kulturprogramm-2014/

3. Сайт Федерального министерства образования, искусств и культуры Австрии. URL: http:// www.bmukk.gv.at/europa/eukultur/kultur20142020_konsultation.xml

4. Сайт Еврокомисии, Программа генеральной дирекции по вопросам образования и культуры. URL: http://ec.europa.eu/culture/our-programmes-and-actions/consultation/ consultation_document_de.pdf

34 2013 ВЕСТНИК ПАГС


Самое обсуждаемое
Суп с галушками — пошаговые рецепты Суп с галушками — пошаговые рецепты
Как правильно заморозить баклажаны Как правильно заморозить баклажаны
Бисквитный торт с клубникой и заварным кремом Бисквитный торт с клубникой и заварным кремом


top