Технические достижения архитектуры сантьяго калатравы. Архитектура Сантьяго Калатравы – будущее наступило. Ему по силу любой архитектурный тип

Технические достижения архитектуры сантьяго калатравы. Архитектура Сантьяго Калатравы – будущее наступило. Ему по силу любой архитектурный тип

В ноябре 2015 года испанский архитектор Сантьяго Калатрава получил Европейскую награду в области архитектуры European Prize. Премию вручают дизайнерам-новаторам за вклад в архитектурное наследие и историю Европы. Среди победителей предыдущих лет - создатели официального сайта Дании BIG, норвежская студия TYIN Tegnestue, Марко Касагранде, основатель экспериментальной исследовательской дизайн-студии Casagrande Laboratory. Калатрава, пожалуй, одно и самых известных имен среди обладателей награды. Ниже - 8 причин, почему работы Калатрава выделяют его среди других профессионалов.

«Струнный мост», Иерусалим, Израиль. Фото: Palladium Photodesign

1. Он легко сочетает архитектуру, искусство и инженерию

Способность Калатрава оборачивать транспортную инфраструктуру в значимый для города объект, пожалуй, одна из его сильных сторон. Его парящий «Струнный мост» в Иерусалиме - яркий тому пример. Мост стал современной эмблемой города и одновременно прекрасным решением проблемы загруженного трафика.


Корпус Политехнического университета Флориды, США. Фото: Alan Karchmer

2. Он подстраивает дизайн под климатические условия

Архитектура Калатрава всегда вписывается в контекст окружающей среды. Это ярко иллюстрирует Здание разработок, науки и технологии в Политехническом университете Флориды. Субтропический климат центральной Флориды обусловил «крылатую» форму здания. Именно перегородки создают тень внутри самого строения. Большая белая пергола пропускает дневной свет и при этом защищает от палящего солнца.


«Мост мира», Калагри, Канада. Фото: Alan Karchmer

3. Он не боится отклониться от собственного стиля

Многие любители и профессионалы архитектуры без труда распознают работы Калатрава благодаря его любви к использованию блестящей белой стали, бетона и извивающихся скелетовидных форм. Пешеходный мост в Канаде доказал, что испанец готов и с удовольствием отклоняется от своих предпочтений в архитектуре. Для моста архитектор выбрал яркий малиновый цвет, который контрастирует с зелено-голубыми пейзажами вокруг.


Железнодорожная станция Liège-Guillemins, Льеж, Бельгия

4. Ему удается сочетать форму и функциональность на высочайшем уровне

Калатрава доказал, что, несмотря на замысловатые архитектурные формы, не должна страдать функциональность. Гигантские белые арки образуют свободный вход без колонн и преград. В результате получается театральный и при этом очень практичный вход и выход со станции.


Станция вокзала Saint-Exupéry, Лион, Франция. Фото: Paolo Rosselli

5. Он понимает силу эффектного силуэта

Создание транспортного узла - будь то остановка поезда или терминал аэропорта - задача очень сложная. Нужно сделать по-хорошему запоминающееся место, которое бы вызывало эмоции у всех людей, прибывающих из других городов. Калатрава понимает это как никто другой и каждый раз впечатляет вновь прибывших внешним видом станции Saint-Exupéry возле аэропорта Лиона. Парящая черная крыша напоминает птичий клюв. Станция стала достопримечательностью города с момента её открытия в 1994 году.


Небоскреб Turning Torso, Мальмё, Швеция. Фото: Werner Huthmacher

6. Ему по силу любой архитектурный тип

Калатрава хорошо известен как архитектор общественных зданий. Но он хорошо показал себя как создатель коммерческих и жилых проектов, которые достойны награды. За счет своей необычной формы небоскреб в Мальмё стал первым «скрученным» зданием, которое появилось более 10 лет назад. Оно было удостоено награды Совета по высотным зданиям и городской среде.


Торговый центр на станции PATH, Нью-Йорк. Фото: James Ewing

7. Ему удается вписать здание в сложный пейзаж

Иногда Калатрава строит здание на месте «чистого листа», где нет ничего - например, как в случае с творческим пространством в Валенсии. А иногда сам пейзаж делает архитектору вызов. Так получилось с торговым центом в Нью-Йорке, с одной стороны которого - парковая зона, с другой - небоскребы и транспортные узлы.


Мост через Гранд-Канал, Венеция, Италия. Фото: Palladium Photodesign

8. Он смело сочетает старое и новое

Многие мосты, которые создал архитектор, стали знаковыми для архитектуры городов, в которых они находятся. Но многие из этих городов молодые и современные. Калатрава очень хорошо удается вписать современные объекты в старинную архитектуру. В случае с мостом в Венеции архитектор ушел от своего «театрального» стиля и сделал прозрачный и легкий по конструкции объект.

Испания богата архитектурными талантами. Причем, новое поколение мастеров сменяет своих достойных предшественников и придумывает проекты, завораживающие весь мир. В XXI веке удивляет всех своими работами Сантьяго Калатрава – валенсиец, получивший признание не только на родине. Сооружения по его проектам украшают оба полушария нашей планеты.

Однако архитектор не обделил вниманием родной город. В Валенсии он построил самый большой комплекс, включающий несколько объектов, как будто прибывших к нам из космоса.

Архитектурный ансамбль смело можно назвать Городом будущего, но, опираясь на содержательную программу комплекса, ему нашли другое имя собственное – Город искусств и наук. Об этом комплексе фантастических объектов я уже рассказывала во всех деталях. Когда их построили и каково назначение каждого, можно узнать, воспользовавшись .

Данный пост касается творчества Santiago Calatrava и выразительных черт его архитектурных произведений.

На фото изображен музей наук. Архитектор спроектировал ажурное здание, в котором стены созданы из металлических опор, шипов и стекла. Взглянув на протяженную сторону, так и представляешь скелет огромного животного. Но если смотреть поперечный фасад – как на фото, — в первую очередь отмечаешь динамичность композиции. Кажется, что объект, полуоткрывшись, внезапно застыл.

Другой инопланетный корабль уже на старте. Того и гляди, сейчас все компоненты плотно закроются, сооружение превратится в гладкий шар и поднимется в воздух.

Это дворец искусств. С такого ракурса он выглядит массивным и тяжеловесным, что неудивительно при его размерах. Высоту здания можно приравнять к 14-15-этажному дому. Дворец — самый «многоликий» объект комплекса. Если осматривать его с противоположной стороны, то он превратится в привлекательную рыбку.

Автор, реализуя полет своей безудержной фантазии, обеспечивает города достопримечательностями нового поколения. В среде профессионалов появилось определение стиля футуристических проектов Сантьяго Калатрава – его индивидуальный стиль называют био-тек.

Работы Сантьяго Калатрава в других городах

Много проектов Калатрава создал для европейских стран. Но коль мы говорим об Испании, то некоторые работы архитектора можно посмотреть в Барселоне. Самым интересным объектом является телекоммуникационная вышка Олимпийского комплекса, построенная к олимпиаде 1992 года.

Высота этой очаровательной конструкции вас удивит – 136 метров. И если «мерить» этажами обычного жилого дома, то имеем свечку примерно в 34 этажа! А для автора это просто художественное воплощение руки атлета, держащей факел.

Вышка станет первым объектом, который поприветствует ваше прибытие в Барселону, когда будете ехать из аэропорта Эль Прат в город. Эта большая игла на постаменте маячит на , контрастно выделяясь своей белоснежностью на рыжеватом склоне горы.

Мелькнет башня своим пояском и во время по Барселоне, но в совершенно другом облике.

Обострите внимание, когда будете проезжать по высоким дорогам Монтжуик мимо Олимпийского кольца. Но, чтобы увидеть в полный рост оригинальную телевизионную вышку, нужно выйти из автобуса и посетить спортивный комплекс.

Мосты Сантьяго Калатрава

Архитектор, похоже, неравнодушен к таким образам, как игла и струны. В различных конфигурациях и сочетаниях эти конструктивные составляющие находят себе место в мостах, которых С.Калатрава изобрел уже десятки.

Мосты архитектора похожи на огромные струнные музыкальные инструменты. Самый доступный из них к осмотру находится в том же научно-культурном Городе Валенсии. Как огромная арфа поднимается над всем комплексом мостовая стрела, удерживая металлическими струнами длинную несущую часть без опор.

Оригинальная конструкция имеет сходство и с так называемым мостом женщины, сооруженным по проекту Калатравы в столице Аргентины, и с мостом от этого же автора в Севилье. Может, кому-то из нас однажды посчастливится побывать в Аргентине?.. В таком удачном случае увидим вроде бы простой, но, в то же время, технически сложный проект, посвященный женщине.

Позаимствовала фото в интернете. И, может, на данном изображении недостаточно ярко видны те струны, которые использованы в конструкции данного моста, но они там есть и полностью заполняют острый угол, образованный стрелой и основной плоскостью.

Мост пешеходный и умеет поворачиваться вокруг массивной «ножки», чтобы освободить путь судам. Назначение сети металлических струн как раз и состоит в том, чтобы удерживать длинный поворачивающийся фрагмент. Но это описание с технической стороны. А какова идея в основе создания проекта! Калатрава вдохновлялся образом пары, танцующей аргентинское танго!

Интересно, с чем связано название?.. Оказывается, в прилежащих районах города есть несколько улиц, названных в честь героинь страны. И мостом подчеркнули их значимость.

Вы удивитесь, но я сейчас приглашу вас еще заглянуть под мост. Благо, это легко сделать в том же Городе искусств и наук в . Обычно, это не то место, которое интересно зрителям. Но только не в отношении авторских мостов. В валенсийском комплексе и здесь все чудесно.

Крупные дугообразные мостовые конструкции здорово сочетаются с арками других сооружений. Под мостом между двух водоемов создана пешеходная дорога, установлены скамейки. Просто идеальные условия, чтобы укрыться от солнца в жаркий день и спокойно наслаждаться отличными видами.

Сантьяго Калатрава на пике своей творческой деятельности. Он создает проекты по заказу многих стран. Хотелось бы увидеть неповторимые вокзалы Лиссабона и бельгийского города Льеж, творения архитектора в Швейцарии и Франции, Италии и Германии… Имя мастера уже давно известно не только специалистам, но и далеким от создания проектов людям. Если в Барселону путешественников притягивают , то в Валенсию манит архитектура будущего от Калатравы.

Авангардному мастеру только немногим за 65 лет, и значит, его смелые идеи еще многократно найдут воплощение в столь изумляющих воздушных проектах в различных уголках земного шара.

Ваш euro-проводник Татьяна

Сантьяго Калатрава (исп. Santiago Calatrava Valls ) по праву считается одним из самых прославленных зодчих мира. Лауреат множества архитектурных и инженерных премий, почетный доктор крупнейших университетов Европы и Америки, он входит в десятку известнейших современных архитекторов.

Близкие друзья говорят о Капатраве как о взрослом
ребенке, излучающем хорошее настроение,
которым пронизано и все его творчество. В то же
время это архитектор, жизнью и искусством
которого управляет одержимость вечного
экспериментатора. Он находится в состоянии
постоянного поиска нового, стремясь не упустить
ничего существенного из того, что касается ремесла

Этот испанский мастер обладает неиссякаемой творческой энергией, не перестает удивлять своей фантазией, невероятной активностью, поражающими воображение динамичными архитектурными образами. За 30 лет плодотворной работы ему удалось реализовать более 40 крупных масштабных проектов по всему свету. В наши дни это считается уникальным результатом. Творения Калатравы — мосты и вокзалы, небоскребы и театры, стадионы и музеи — можно увидеть во многих городах и странах. Изящные и странные архитектурные объемы, напоминающие фантастические цветы, животных, музыкальные инструменты, часто производят впечатление слишком иррациональных, неустойчивых. Но первое ощущение обманчиво: все они построены по законам математической логики и точных инженерных расчетов. Согласно знаменитой формуле великого античного теоретика архитектуры Витрувия творения Калатравы обладают тремя необходимыми базовыми качествами классического зодчества: «пользой, прочностью, красотой». Кала- трава — поэт архитектуры, он сочетает в своих проектах эмоциональность и свободу художника со строгой дисциплиной и рациональностью практика-строителя. По его утверждению, «здание — это скульптура, в которую можно зайти». Калатрава больше полагается на художественное чутье, чем на холодный расчет. От природы чрезвычайно одаренный как живописец, скульптор и рисовальщик, он гармонично совмещает в своем архитектурном творчестве данное ему чувство цвета и формы, соединяет вместе, казалось бы, несоединимые двигающиеся, меняющиеся формы и объемы. Мастер не боится отойти от жестких правил и импровизирует, думая о цельности впечатления и красоте образа.

Калатрава — архитектор-аналитик, всецело доверяющий интуиции. Именно интуиция помогает ему в выборе единственного решения из десятка возможных. Блестящий инженер, он, пожалуй, единственный из современных архитекторов, не использующий компьютерные программы на стадии подготовки проекта. Подобно мастеру классической эпохи, он делает множество подготовительных рисунков, эскизов, набросков, прежде чем находит соответствующий его идее образ будущего сооружения. На этом первоначальном этапе Калатрава работает как скульптор, фантазирует, опираясь на свои знания анатомии человеческого тела, которое для него, как для многих мастеров классической эпохи, — образец гармонии, созданной природой. В публичных лекциях он часто вспоминает о своем увлечении Микеланджело и художниками эпохи Возрождения: «В молодости я много занимался старыми мастерами. Рассматривая их гениальные наброски человеческих фигур, я вдруг понял: архитектура каким-то таинственным образом связана с элементами человеческого тела. Я даже изготовил небольшую скульптуру из меди — схематическое изображение глаза. Острая надбровная дуга и “катышек” глаза под ней выглядели как самый настоящий архитектурный проект. Я это тоже взял себе на заметку».

Все проекты и постройки Сантьяго Калатравы обладают рядом отличительных качеств, свойственных именно его творчеству. У него есть несколько излюбленных приемов, которые в каждом новом произведении варьируются. Калатрава, с одной стороны, — характерный представитель мирового сообщества современных архитекторов-новаторов, но в то же время он очень национален. В его работах чувствуется продолжение традиций изысканной и оригинальной испанской архитектурной школы конца XIX-XX века. Сам мастер относит себя к последователям культовых фигур испанской школы инженерного искусства и архитектуры — Антонио Гауди и Феликса Канделы. Калатраву также часто называют наследником традиций знаменитого итальянского инженера и архитектора XX века Паоло Нерви, прозванного «поэтом железобетона». Творчество знаменитого мастера начала прошлого столетия Гауди стало основой для романтических архитектурных фантазий Калатравы, а сооружения Нерви и Канделы научили его соединять смелые художественные идеи с математическим расчетом, искать новые материалы, необходимые для воплощения самых на первый взгляд нереальных замыслов. Нерви начал использовать армированный бетон для придания легкости большим объемам, Кандела был замечательным математиком, сумевшим в 1950-х годах создать ранее не применявшиеся в строительной практике выразительные изогнутые, криволинейные сложные геометрические конструкции. Из великих европейских мастеров XX века Калатрава выделял прежде всего Ле Корбюзье, который, как и он, был не только архитектором, но и художником. Из-за стремления выразить себя в каждом проекте творчески, как художник, Калатрава нередко рискует выйти за рамки возможностей архитектуры, однако именно благодаря готовности рисковать у него часто возникают принципиально новые решения, обогащающие образный язык его сооружений.

Таким образом, индивидуальный стиль испанского зодчего, в котором эмоциональные, напоминающие экспрессивную футуристическую скульптуру динамичные формы выстроены на основе строгих инженерных расчетов, легко узнаваем. Мастер считается одним из самых ярких современных представителей так называемого биотека, или неорганической архитектуры. В биотеке многие выразительные элементы напоминают природные формы: структуру тела человека или животного, строение камней, гор, деревьев. Многие элементы теории и практики идут от бионики — прикладной науки, в которой для решения сложных технических задач используются законы природы. Известно, что еще в XVI веке Леонардо да Винчи, создавая модель летательного аппарата, наблюдал за полетом птиц и изучал строение их мышц. Задача соединения естественных природных форм, в которых преобладают динамичные криволинейные формы, и строго организованных, математически выверенных, утилитарно надежных деталей — одна из самых сложных в современной архитектуре. В этом стиле работают многие знаменитые мастера, но часто их смелые и перспективные проекты так и остаются на бумаге в силу дороговизны и сложности исполнения. Лишь немногим удалось реализовать полностью свои идеи, среди них самыми известными являются кроме Сантьяго Калатравы англичане Николас Гримшоу и Норман Фостер.

Сантьяго Калатрава Вальс родился 28 июля 1951 года в Валенсии. Первым его увлечением стала живопись, которой он начал заниматься с восьми лет в художественной школе. В 1969 году Сантьяго поступил на архитектурный факультет Политехнического университета Валенсии, который окончил в 1974 году. Его дипломная работа была посвящена застройке города. Вскоре юноша отправился в Цюрих, где до 1979 года учился в Федеральном технологическом институте; там он получил диплом гражданского инженера и защитил докторскую диссертацию. В швейцарской столице молодой человек открыл первую архитектурную студию. При этом Калатрава никогда не оставлял серьезных занятий живописью, скульптурой и рисунком, постоянно совершенствуя свое мастерство. С середины 1980-х он получает несколько заказов на проектирование железнодорожных станций и мостов. На этот период приходится и первый значительный успех молодого архитектора: Калатрава выиграл престижный конкурс на реконструкцию цюрихского железнодорожного вокзала Штадельхофен. Обновленный вокзал привлек внимание профессионального архитектурного сообщества. Малоизвестному автору проекта удалось создать очень органичное и элегантное по подбору материалов и высокому художественному качеству деталей сооружение, в котором плавные изогнутые очертания бетонных интерьеров выразительно контрастировали с темными прямолинейными металлическими конструкциями навесов платформ. Именно с тех пор железнодорожные вокзалы стали одной из любимых тем архитектора и его визитной карточкой. По его проектам вскоре было построено еще несколько железнодорожных станций. К сожалению, прекрасный, высокохудожественный проект станции в Шпандау (Берлин), занявший первое место на конкурсе, из-за разногласий с муниципалитетом не был реализован. Подобные ситуации нередко случались и случаются в практике Калатравы и других, не менее известных современных зодчих. Впоследствии изысканный мотив ажурных перекрытий для вокзала Шпандау, напоминающий кроны деревьев, архитектор использовал в других, осуществленных проектах.

В 1990-е годы к Калатраве приходит успех, он становится признанным архитектором международного уровня. Очень яркий и необычный проект реконструкции Рейхстага в Берлине, к сожалению, остался неосуществленным. Он занял на конкурсе 1993 года третье место, но, тем не менее, является одной из значимых работ мастера. Основный акцент проекта — высокий, прозрачный, раздвигающийся купол — выглядит невесомым, будто парит над тяжеловесными архитектурными формами Рейхстага, подчеркивая их мощь. Идея создания подобного купола была настолько хороша, что победившая в конкурсе команда Нормана Фостера изменила первоначальный, более жесткий и радикальный вариант и вставила в него эту романтическую деталь.

Калатрава, будучи чрезвычайно одаренным инженером, придумывает свои «ребристые» конструкции, исходя из особенностей их тектонических возможностей, поэтому в завершенном виде его работы выглядят такими гармоничными и привлекательными. Сугубо функциональные решения появляются у архитектора под воздействием реальных ассоциаций. Когда он работал над своим первым серьезным проектом — вокзалом в Цюрихе, основой для образного решения послужил подаренный ему знакомым студентом-ветеринаром скелет собаки. Система позвоночника как главной опоры, к которой прикрепляются ряды ребер, стала отправной точкой для создания многих архитектурных сооружений мастера: от зданий различного назначения до мостов. С 1989 по 1994 год продолжалось строительство одного из самых известных проектов Калатравы — железнодорожной станции аэропорта Сент-Экзюпери в Лионе (). Здесь впервые зодчий создал несущую конструкцию, напоминающую птичий скелет: крыша главного вестибюля словно составлена из двух крыльев, их соединение приходится на центральную ось, напоминающую изогнутый хребет. Это очень простое, но новое и эффектное решение стало отличительной особенностью стиля Калатравы и получило развитие в других его постройках.

Естественно, родина архитектора, не могла не заказать несколько знаковых проектов своему знаменитому сыну. Перед открытием летних Олимпийских игр 1992 года в Барселоне и Всемирной выставки Экспо-92 в Севилье были сооружены телекоммуникационная башня Монжуик в Барселоне и мост Аламильо в Севилье. Монжуик стала одним из символов олимпийской Барселоны, а также важным этапом в карьере зодчего. Кала- трава проявил себя не только как крупный архитектор и инженер, но и как скульптор. Башня на холме Монжуик, ослепительно белая, динамичная, балансирующая на грани устойчивости, выглядит прекрасным экзотическим цветком, украсившим город. Наклон основной вертикали придает ей дополнительный заряд движения. Как и величественный собор Гауди (Саграда Фамилия), ее можно увидеть из любой части Барселоны. В полуциркульной короне в верхней части башни находятся круглые залы для приемов и собраний, отсюда открывается замечательный вид на город. Сооружение и по сей день является одним из наиболее ярких, эмоциональных и поэтичных монументов современной городской архитектуры. В нем проявились лучшие качества Калатравы- художника, для которого образная сторона объекта значит не меньше, чем техническое совершенство.

Мост Аламильо состоит из единственной опоры, уравновешивающей переход длиной 200 метров с помощью 13 «струн». Он был сооружен для сообщения с островом Ла-Картуха, на котором располагались павильоны Экспо-92. Интересно, что изначально планировалось построить два симметричных моста с обеих сторон острова

По этому принципу для Экспо-92 в Севилье был возведен проект павильона . Павильон напоминает шатер, созданный из деревянных ребер, которые благодаря встроенному в основание хитроумному механизму могут то смыкаться, то размыкаться, как двигающиеся пальцы рук. В зависимости от положения сводов павильон превращался в закрытую раковину, шатер бедуинов или аравийскую традиционную лодку.

Белоснежный мост Аламильо через реку Гвадалквивир в Севилье стал новой удачей Калатравы, прославившей имя архитектора. Это сооружение, завораживающее инженерной виртуозностью, тонкой прорисовкой ритмических линий-тросов и совершенными пропорциями, отдаленно напоминает исполинский и соразмерный в пропорциях музыкальный инструмент. За красоту линий и общую гармонию идеи его часто сравнивали с музыкой Моцарта.

Мосты — любимая область в архитектуре для Кала- травы. Все лучшие качества его таланта воплотились в этих прекрасных динамичных, будто заряженных энергией формах. Они похожи на диковинные цветы или другие природные формы. Мосты Калатравы часто производят впечатление монументальных музыкальных инструментов или абстрактных скульптур. Сам мастер считает, что зодчество — это высшая форма искусства, но подчеркивает, что для него архитектура, скульптура и живопись неразделимы: «У меня есть больше, чем система взглядов и понятий архитектора; у меня есть представления художника и скульптора... Я — инженер, архитектор, который стремится работать как скульптор. Так, часть дня я провожу, изучая среди прочего работы Константина Бранкузи, Ричарда Серры, Франка Стеллы, Пауля Клее...»

Уже раннее его произведение — мост Филиппа II (Бач-де-Рода) длиной в 140 метров в Барселоне, законченный в 1987 году, стало своего рода символом высокого инженерного искусства автора. По проекту Калатравы возводятся также изысканные мосты в Мериде (Испания) и Бордо (Франция). В последующие годы было построено еще более десятка пешеходных и автомобильных мостов в , Испании, .

В столице Ирландии Дублине находятся два моста Калатравы: в 2003 году появился маленький дугообразный пешеходный мост, названный в честь писателя Джеймса Джойса; другой мост, носящий имя драматурга Сэмюэля Беккета, был открыт в 2009 году. Он находится на реке Лиффи, рядом со старой гаванью. Для того чтобы сохранить возможность навигации по каналу, Калатрава придумал специальный поворотный механизм, позволяющий разворачивать пролет моста на 90 градусов.

Не потерялось творение испанского архитектора и среди бесчисленных мостов и каналов прекрасной и романтичной Венеции. Мост Конституции, открытый в 2008 году, — четвертый по счету на канале Гранде и первое абсолютно современное строение подобного типа в Старом городе. Его архитектура предельно лаконична и сдержанна. В отделке использовались традиционный для Венеции белый камень и закаленное зеленоватое стекло. Внутренняя ребристая сторона моста подсвечена красным светом, что создает необычайно красивый и тонкий цветовой аккорд в общей симфонии красок города.

Очень органично вписаны в плоский ландшафт три моста через канал Хофдварт в Голландии, построенных в 2004 году по заказу муниципалитета североголландского округа Харлеммермера. Они расположены на месте осушенного в XIX веке залива. «Лира», «Арфа» и «Лютня» — так назвали местные жители части этого гармоничного ансамбля. Все три проекта основаны на вариациях одного приема: струны, поддерживающие конструкцию тросов, закреплены на «мачте» поставленных под разными углами опор-пилонов. Мосты идеально подчеркивают плоскую равнинную среду, становясь художественными объектами, организующими пространство.

Первый пешеходный струнный подвесной мост «Арфа Давида» в Иерусалиме был построен по проекту Калатравы В 2006 году. Для того чтобы обеспечить жителям максимальное удобство в переходе на узкие, извилистые улицы города, он имеет несколько выходов, напоминая по форме английскую букву Y. Наклонная опорная мачта, установленная у сопряжения «рогов», и полотно моста уравновешивают друг друга с помощью 31 стальной струны, натянутой между мачтой и сегментами моста. Сооружение выполнено из стали и стекла, в ночное время оно подсвечивается меняющими цвет лучами прожекторов.

Строительство многих объектов Калатравы из-за большой сложности проектов и дороговизны используемых материалов затягивается на долгие годы. Однако, несмотря на ряд проблем с эксплуатацией, все архитектурные произведения мастера производят столь сильное эмоциональное и эстетическое впечатление, что становятся центром и художественным «знаком» места, привлекающим множество людей. Знания инженера помогают зодчему возводить причудливые, динамичные постройки, детали которых напоминают о природных формах: они похожи на птиц, цветы, деревья. В этом Ка- латрава похож на своего знаменитого предшественника Антонио Гауди. Говоря о своем отношении к процессу создания архитектурного образа, он подчеркивает главное: «Мой подход к определенным формальным аспектам может напоминать такие иконы архитектуры, как Гауди. Я проектирую себя, свои мечты, свои знания, свой личный исследовательский труд».

Одним из символов творчества Калатравы в начале 2000-х годов стал Олимпийский стадион в Афинах.

Пожалуй, самым грандиозным и амбициозным из осуществленных проектов Калатравы является архитектурный ансамбль «Город искусств и наук», расположенный в парке на берегу осушенного русла реки Турия в Валенсии. Благодаря тому что проект финансировался правительством провинции, он был реализован за предельно короткий срок (1991-2000) и считается самым завершенным и продуманным ансамблем в современной архитектуре. Создавая его, Калатрава наконец получил возможность быть свободным и творить как художник. «Город искусств и наук» — своеобразный подарок архитектора родной стране, ее природе, в которой он постоянно черпает вдохновение.

После громкого успеха в начале 1990-х в Европе Калатрава был приглашен в США и Канаду, где выполнил несколько значительных проектов. К сожалению, не все они были реализованы. В частности, необычайно стильный и изящный проект реконструкции собора Святого Иоанна Богослова в Нью-Йорке, созданный в 1991 году, так и остался красивым макетом. Возведение церкви, которая должна была стать самым большим англиканским собором в мире, началось в конце XIX века, но еще и в 1970-х годах продолжались попытки ее реконструировать и достроить. Калатрава предложил сделать крышу и шпиль прозрачными: тонкие остекленные металлические и бетонные конструкции очень бы украсили и облагородили тяжеловесный фасад. Кроме того, архитектор планировал устроить зимний сад и оранжереи на крыше, собственную систему климат-контроля, вращающиеся элементы перекрытия и другие интересные и новаторские инженерные системы.

Многие необычные идеи Калатраве удалось реализовать при работе над павильоном Квадраччи, части художественного музея в Милуоки (штат Висконсин, США) в 2001 году. Этот проект стал первой постройкой Калатравы в США. Музей искусств в Милуоки известен ценным собранием западноевропейской и американской живописи, скульптуры и прикладного искусства. Главное здание музея было построено по проекту известного архитектора Ээро Сааринена в 1957 году. Павильон Калатравы — это новая входная зона музея. Являясь высокотехнологичной современной структурой, он прекрасно вписывается в природу, напоминая исполинскую птицу. Отличительная особенность здания — «крылья», размахом в 66 метров, которые складываются в неблагоприятную погоду и раскрываются в солнечные дни, тем самым регулируя температуру в помещении. Крылья «Солнечный бриз» («brise-soleil» — «солнцерезы» — архитектурный термин, появившийся для определения изобретенных Ле Корбюзье солнцезащитных навесных конструкций на остекленных фасадах) стали символом штата Висконсин. Зрелище этих двигающихся конструкций завораживает, рождая ассоциации с фантастическими фильмами. За павильон Квадраччи Калатрава был удостоен множества престижных архитектурных и инженерных премий.

Павильон назван в честь меценатов Бетти и Гарри Квадраччи, пожертвовавших музею 10 млн $. Каждое крыло павильона состоит из 136 ребер длиной от 8 до 32 метров. Общий вес конструкции составляет 115 тонн

Почти все выдающиеся постройки Калатравы конца XX — первого десятилетия XXI века вызывают споры: ими восхищаются, их ругают, их отрицают, но они по- прежнему остаются достопримечательностями, центрами нового городского пространства, местами притяжения туристов и любителей архитектуры. Калатрава отлично умеет использовать возможности новых технологий: этот художник-мечтатель всегда точно знает, что из достижений техники поможет ему в реализации новых проектов. Поэтому заказы на его проекты не прекращаются.

Построенный в 1998 году вокзал Ориенте в Лиссабоне до сих пор является образцом для более поздних разработок и вариаций. Его архитектурное решение восхищает, будит фантазию, привлекает множеством интересных творческих находок. Недавно построенные вокзал в Льеже и вокзал в Монсе () поражают и удивляют современников новыми приемами и необычными фантазиями автора. Калатрава находится в постоянном поиске новых решений, которые будут осуществлены в будущем. В Рио-де-Жанейро он уже строит Музей завтрашнего дня, его открытие планируется к началу Олимпиады 2016 года. На очереди еще несколько проектов. Будущее для Калатравы связано с возможностью работать, что для него равносильно слову «творить». Как сказал сам мастер: «Есть такое греческое слово “тектон”, что означает “рабочий”. И есть слово “текнэ” — искусство. То есть искусство у греков приравнено к работе, ремеслу. И это очень глубокая параллель. Греки считали, что если человек (любой!) хорошо выполняет свою работу, то получается искусство. Кроме того, все эти слова — однокоренные слову “техника”. А значит, техника (инженерия) глубоко родственна и работе, и искусству. “Тектонис” может делать “текнэ”. То есть, Бог внутри человека, внутри нас, и эта мысль погрой заставляет меня плакать».

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ТВОРЧЕСТВА САНТЬЯГО КАЛАТРАВЫ

Железнодорожный вокзал 1983-1989 Люцерн,
Станция Штадельхофен 1983-1990 Цюрих, Швейцария
Мост Филиппа II (Бач-де-Роде) 1984-1987 Барселона, Испания
Концертный зал музыкальной школы 1986 Сент-Галлен, Швейцария
Театр комедии «Табуретти». Реконструкция 1986-1987 Базель, Швейцария
Мост 9 Октября 1986-1987 Валенсия, Испания
Пешеходный мост Удри-Месли 1987-1988 Кретей, Франция
Мост Аламильо 1987-1992 Севилья, Испания
Мост Лузитания 1988-1991 Мерида, Испания
Телебашня «Монжуик» 1989-1992 Барселона, Испания
Железнодорожная станция аэропорта Сент-Экзюпери 1989-1994 Лион, Франция
Аэропорт Сондика 1990-2000 Бильбао, Испания
Мост и станция метро Аламеда 1991-1995 Валенсия, Испания
Мост Кронпринца 1991-1996 Берлин,
1991-2000 Валенсия, Испания
1991-2003
Павильон Кувейта. «Экспо-92» 1992 Севилья, Испания
Международный центр выставок и конгрессов 1992-1995 Санта-Крус-де-Тенерифе, Испания
Вокзал Ориенте 1993-1999 Лиссабон,
Павильон «Квадраччи» художественного музея Милуоки 1994-2001 Милуоки, США
Пешеходный мост Сандайл 1995-2004 Рединг, штат Калифорния. США
Мост Европы 1996-2000 Орлеан, Франция
Дворец искусств Королевы Софии 1996-2008 Валенсия, Испания
Четвертый мост через канал Гранде (мост Конституции) 1996-2008 Венеция, Италия
1996-2009 Льеж, Бельгия
Мост де Гийемен 1998-2000 Льеж, Бельгия
Мост Женщины 1998-2001 Буэнос-Айрес,
Мост Джеймса Джойса 1998-2003 Дублин, Ирландия
Олимпийский стадион 2001-2004 Афины,
Мосты 2002-2007 Реджо-Эмилия, Италия
Въезд на автостраду 2002 — по н. в. Реджо-Эмилия, Италия
Железнодорожная станция в Реджо-Эмилия 2002 — по н. в. Болонья, Италия
Вокзал 2004-2015 Моне, Бельгия
Агора 2005 — по н. в. Валенсия, Испания
Подвесная дорога Говернонс-Айлэнд 2005 — по н. в. Нью-Йорк, США
Небоскреб «Чикаго-спайр» 2005 — по н. в. Чикаго, США
Дом науки 2006-2008 Цюрих, Швейцария
Обелиск 2006-2009 Хайфа, Израиль
Опера 2007 — по н. в. Пальма-де-Мальорка, Ис-пания
Мост Мира 2008 — по н. в. Калгари,
Мемориал Ю-Цянг-Хсю 2008 — по н. в.
Министерство финансов 2008 — по н. в. Льеж, Бельгия
Международный аэропорт 2009 — по н. в. Денвер, США
Музей завтрашнего дня 2010 — по н. в. Рио-де-Жанейро,

Современная архитектура - дело тонкое и кропотливое, хотя на первый взгляд может показаться совсем иначе. И с данным утверждением лично знаком испанский архитектор и скульптор Сантьяго Калатрава. Среди его работ - многочисленные футуристичные сооружения, которые разбросаны по различным континентам нашей планеты. Каждый его проект - шедевр, понять который может лишь истинный ценитель стиля.

Сантьяго Калатрава: биография

Будущий архитектор родился в городе Валенсии 28 июля 1951 года. С детства он проявлял творческие способности, поэтому отправился учиться в Школу архитектуры, искусства и ремесел в своем родном городе. Дальнейшее образование Сантьяго Калатрава получал в Цюрихе, в Швейцарской высшей технической школе. Там он получил свой первый диплом инженера и решил остаться в этом городе для дальнейшего творческого развития. Будучи совсем молодым, он открыл в Швейцарии собственную мастерскую, где выступал в роли архитектора и инженера одновременно. После удачно выполненного первого проекта - ангара для завода компании Jakem, мастер смог открыть филиал в Париже.

Дальнейшая работа

В 1983 году архитектор Сантьяго Калатрава получает очень серьезное и важное задание. Ему нужно спроектировать железнодорожный вокзал, который будет расположен в пригороде Цюриха. С задачей мастер справился на «раз-два» и сразу же приступил к своему следующему, куда более важному проекту. Хотя стоит сказать, на начальных этапах сам Калатрава не думал, что данный заказ сыграет решающую роль в его карьере. Он всего лишь проектировал мост под названием «9 октября» в своей родной Валенсии. За ним последовала целая цепочка мостов, которые архитектор построил для европейских стран, американских и азиатских. Позднее Сантьяго Калатрава спроектировал еще несколько железнодорожных станций в Европе и вскорости сумел открыть третий филиал своей компании - в городе Валенсии.

Истоки вдохновения

Несмотря на то, что все работы архитектора выполнены в футуристичном, можно сказать, неземном стиле, основаны они на естественных формах, которые встречаются в природе. Как утверждает сам Сантьяго Калатрава, он очень любит наблюдать за целостностью живого мира, который его окружает. Его творческий разум цепляют не только красивые пейзажи, горные склоны и бесконечные морские просторы. Он ищет нечто тонкое, то, что даст ему толчок создать новый шедевр в людях, животных, в их формах и повадках, в их цветах и настроении, и всегда находит. Именно поэтому все его творения, даже невзирая на полный отрыв от всего земного, смотрятся невероятно органично и уместно в любом антураже. Они будто частица природы, которая имеет такие же естественные формы, изгибы и цвета.

Стилистика

Для начала предлагаем обратить внимание на мастеров, которые в свое время послужили основой для дальнейшего творческого развития Калатравы. Их работы, конечно же, принципиально отличаются от тех, которые мы сейчас рассматриваем. Но есть нечто общее, что объединяет их, какие-то отдельные детали, моменты, технологии. Каким же словом можно охарактеризовать все проекты, которые создал Сантьяго Калатрава? Стиль определяется как био-тек, или же романтический хай-тек. Это современная нео-органическая архитектура, выразительность конструкций которой достигается путем копирование природных форм. При этом стоит отметить, что четкая имитация в данном случае отсутствует. Подобные попытки осуществлялись, но в результате оказалось, что в сооружении есть множество нефункциональных отсеков. В целом этот стиль находится в стадии разработки и не имеет четких границ пока что. Считается, что он либо подвластен творцу, либо же нет.

Сантьяго Калатрава: проекты

В работах этого замечательного испанского архитектора прослеживается явное влияние Ле Корбюзье, они так же лаконичны и целостны. Но в то же время проекты Калатравы куда более пластичны, в них больше природы и естественности. Стоит сказать, что огромное влияние на технику исполнения оказывает его второе увлечение - скульптура. Он придает пластичность любым формам, и на первый взгляд кажется, что внешний вид - главный козырь всех его построек. Однако инженерное образование позволило Сантьяго сооружать не просто красивые здания, а еще и функциональные. Это, пожалуй, самое уникальное сочетание в мире, когда учтены и эстетические аспекты, и практические. Давайте же рассмотрим, какие проекты этого автора стали его визитной карточкой, благодаря чему он прославился и чем покорил сердца людей.

Жилое здание «Поворачивающееся туловище», Мальме, Швеция

Вдохновение автор черпал из собственной же скульптуры, которая называется «Закручивающееся тело». Она изображает человека, который готовится метать диск. Это здание второе по высоте в Европе и первое - в странах Скандинавии. Оно состоит из девяти блоков, которые располагаются друг на друге, смещенные под определенным углом. В результате получается, что верхний блок смещен относительно нижнего ровно на 90 градусов.

«Город искусств и наук», Валенсия, Испания

Этот комплекс был выстроен в 1998 году на дне осушенной реки Турия. В данном случае Калатрава сотрудничал с архитектором Феликсом Кунделой, и совместная работа двух талантов превзошла все ожидания. «Город искусств и наук» - архитектурный комплекс, состоящий из пяти зданий, автором трех из которых стал Сантьяго. Его гордость в этом проекте - Оперный театр и театральная сцена. Конструкция по форме напоминает рыбу, широко открывшую рот. Интереснейшая деталь сооружения - это крыша-плавник. Также в рамках данного комплекса архитектор соорудил здание, напоминающее человеческий глаз. Там расположены кинотеатр, планетарий и театр лазерных постановок. Ну и третья часть комплекса - это сад-галерея.

Зал Аудиторио-де-Тенерифе, о. Тенерифе, Испания

Это сооружение по праву считается арт-объектом, оно невероятно красивое и очень нестандартное. По форме напоминает то ли рыбу, то ли космический корабль. Его стены плавно перетекают в крышу, постепенно меняют свою высоту и ширину. Здание примечательно тем, что не имеет фасада - на него можно смотреть с любого ракурса, и во всех случаях оно будет прекрасным.

Мост «Арфа Давида», Иерусалим, Израиль

На территории Иерусалима это первый подвесной мост. Его мачта и полотно уравновешены между собой с помощью 66 струн, диаметр каждой из которых составляет 5 см. общая высота конструкции составляет 118 метров, длина - 360 метров, а ширина - 14,82 метра. На мосту двустороннее автомобильное движение, а также пешеходные тротуары.

«Сияющая жемчужина Афин», Афины, Греция

В 2004 году Калатрава принялся реконструировать Афинский спортивный комплекс, и его обновления стали для города настоящим шедевром. В частности, он обновил стадион для легкой атлетики. Сооружение состоит из 200-метровых арок из стали, которые поднимаются на высоту 60-ти метров. По форме эта конструкция напоминает параболу, или же изображает узор, по которому летит легкоатлетический диск. Над всем этим великолепием возвышается купол из ламинированного стекла. Наряду с такой «бионикой» Сантьяго спроектировал пешеходные дорожки, сады и обрамил все это в сводчатые арки.

Башня «Монжуик», Барселона, Испания

Это более давнее творчество Сантьяго Калатравы, которое датируется 1991 годом. Телекоммуникационную башню «Монжуик» построили для трансляции Олимпийских игр, которые проходили в Барселоне в 1992 году.

По форме она напоминает некий узелок, хотя сам автор говорил, что за основу он взял атлета, держащего кубок в руках. Благодаря форме и высоте этой башни, часто ее используют как солнечные часы.

Современный скульптор, инженер и архитектор из Испании, автор множества футуристических зданий в различных точках мира. Общепризнанный лидер романтического хай-тэка с напылением творчества Ле Корбюзье. Большая часть проектов Калатравы находится на грани инженерии и архитектуры. Сложное, однако, вместе с тем конструктивное новаторское решение – это главная особенность стиля признанного испанского архитектора.

Город искусств и наук, Валенсия, Испания.

Сантьяго Калатрава родился в 1951 году неподалёку от Валенсии в посёлке Бенимамет 28 июля. Начиная с восьми лет, он ходил в художественную школу, где и узнавал все секреты живописи. В тринадцать лет родители Сантьяго отправляют его в Париж, и он прикасается к архитектурному величию этого удивительного города.

По окончании школы Калатрава поступил в Политехнический университет Валенсии на факультет архитектуры, закончил который в 1973 году.

Молодой архитектор жаждал совершенствоваться и дальше, поэтому в 1975 году он отправился на четырёхлетнее обучение в Федеральный технологический институт в Цюрихе. А уже к 1981 году Сантьяго Калатрава преподавал и защитил диссертацию. В этом же году он открывает собственную студию в Цюрихе, избрав его своим постоянным местом жительства.

Железнодорожный вокзал в Цюрихе. Швейцария

В 1983 году Сантьяго получает первый крупный заказ – проект пригородного железнодорожного вокзала в Цюрихе. В 1986 уже опытный мастер проектирует в Валенсии мост «9 октября», что и становится началом целого цикла проектирования мостов по всему миру.

Мост Сэмюэла Бэкетта

1987 год – Калатрава удостоен первой премии Аугусте Перрета, после которой следует целая череда наград и премий, полученных им за свои работы. В 1989 году открывается ещё одна студия в Париже для работы над проектом Железнодорожного вокзала при Лионском аэропорте. А ещё через два года, архитектор открыл свою контору уже в родной Валенсии.

За это время международная слава Сантьяго Калатравы выходит за европейские границы и достигает Америки. Первая работа на другом континенте заключалась в реконструкции милуокского Музея искусств, на котором и высится парящая птица весом в 90 тонн.

Вдохновение архитектора приходит из самой матушки-природы, оживляя его работы своими натуральными и простыми стихиями ветра, полёта или целостности. Зачастую Калатраву сравнивают с Антонио Гауди, когда он смешивает бетон, железо и органические формы, как, например, в проекте жилого здания в шведской Мальме – «Поворачивающееся туловище».

Еще несколько выдающихся творений испанского архитектора:

1996 - Город искусств и наук, Испания.

1998-2000 – испанская винодельня «Бодегас Исиос» в Сан-Себастьяне.

2004 – Афинский Олимпийский комплекс.

2007-09 – Мост Сэмюэла Бэкетта в Дублине.

Сантьяго Калатрава в последнее время много работает в Нью-Йорке, за что в 2006 году ассоциация застройщиков Манхэттена удостоила его специальной премией.


Самое обсуждаемое
Секс и насилие в искусстве древнего рима Интимная связь девушек с животными Секс и насилие в искусстве древнего рима Интимная связь девушек с животными
Где живут тигры — особенности видов Где живут тигры — особенности видов
Что делать если укусила фаланга К какому отряду относится фаланга Что делать если укусила фаланга К какому отряду относится фаланга


top