Ульмский собор, германия. Ульмский собор Нотр дам в ульме

Ульмский собор, германия. Ульмский собор Нотр дам в ульме

Огромный собор для маленького городка

Ульмский собор (так называемый Ульмский Мюнстер) располагается в небольшом городке Ульме, в земле Баден-Вюртемберг. Он на самом деле не является кафедральным собором. В церкви небольшого городка никогда не было реззиденции епископа. Но из-за ее внушительных размеров церковь наградили славным именем собора, которое само по себе прижилось.

Фото 1. Ульмский собор

Высота Ульмского собора — чуть больше 161 метра

Интересна причина, по которой решили возвести Ульмский собор. Дело в том, что в XIV веке местная церковь находилась за пределами городских стен. Во время осады прихожане оставались без доступа к ней. Такое уже случалось: например, в 1376, когда на городок напал Карл IV. Ситуация в те времена была неспокойная, так что горожане решили на всякий случай перестраховаться и построить церковь в черте города. К тому же Ульм стремился избавиться от влияния монастыря Райхенау, которому принадлежала уже существовавшая приходская церковь. На тот момент население Ульма едва ли составляло 10 тысяч человек. Но они собрали средства и в 1377 был заложен первый камень в основании будущего собора.

Пять веков строительства

Над первоначальным проектом здания работал архитектор Генрих Парлер. Он хотел построить зальную церковь с двумя равными нефами. Также планировалось дополнить ее одной башней с запада и двумя со строны хора. Правда, сам Парлер построить церковь не успел: он лишь заложил основание, возвел хор и нижние ярусы башен. На протяжении полутора веков архитекторы сменяли друг друга, и каждый добавлял что-то новое в проект здания. Например, предложили увеличить количество нефов до трех. Над строительством главной башни начал работу архитектор Ульрих Энзинген, тот самый, который создал собор в Страсбурге — некоторое время он считался самым высоким зданием в мире. Неудивительно, что именно Энзинген предложил сделать главную башню высотой 150 метров.


Слева направо: Ульмский собор, Кельнский собор, Собор Пресвятой Девы Марии в Мюнхене, мемориальная церковь кайзера Вильгельма в Берлине, Ахенский собор

В середине XVI века деньги кончились, и строительство заморозили почти на 300 лет. Церковь таки стояла недостроенной, со стометровой башней. В 1844 работы над созданием собора возобновились. Устаревшую конструкцию укрепили. В 1890 главную башню наконец достроили, увенчав ее верхушку крестоцветом. Тут и оказалось, что жители небольшого городка случайно построили самую высокую церковь в мире. Башня второго по высоте Кельнского собора возвышается всего на 157 метров. В таком виде мы и знаем башню Ульмского Мюнстера. Правда, подняться на 161 метр не удастся: обзорная площадка расположена на высоте 143 метров. Чтобы полюбоваться прекрасным видом Ульма, нужно преодолеть 768 ступеней. Для сравнения, к обзорной площадке Исаакиевского собора ведут 262 ступени. Сам собор возвышается на 102 метра.

Строительство длилось больше пятисот лет

Шедевр архитектуры

Ульмский собор не только занимает почетное место самой высокой церкви мира, но и является настоящим шедевром готической архитектуры. Искусствоведы отмечают тимпан главного портала Ульмского Мюнстера, который, вопреки традиции, украшен в основном не сценами страшного суда, а мотивами из мифа о сотворении мира. Удивительно, что изображенный на рельефе Бог держит в руках Землю в форме шара. Внутри собор украшен витражами, шесть из которых дошли и до наших дней. В 2001 году два окна, где витражи не сохранились, были оформлены современными витражами Иоганна Шрайтера.


Ульмский собор внутри

На одном из рельефов изображен Бог с Землей в форме шара в руках

Во время Второй мировой войны собор почти не пострадал. Угроза разрушения пришла, откуда не ждали. Недавно немецкое издание Südwest Presse сообщило, что каменное основание самого высокого в мире собора разрушается солью и кислотами, содержащимися в моче. Михаэль Хильберт, ответственный за содержание Ульмского собора, жалуется, что не только туристы, но и сами горожане позволяют себе облегчиться у средневековой церкви. За это нарушение был даже введен штраф размером в 100 евро.

Кафедральный собор Ульма, или Мюнстер, – один из известных в Германии памятников архитектуры. Он является одной из визитных карточек Ульма. Его стройные шпили тянутся к небу изо всех сил, самая высокая точка отмечена на уровне 161,5 метров.

Если говорить с исторической точки зрения, то Мюнстер в разные периоды своего строительства успел повидать многое. Первый камень был заложен в далеком 14 веке, а окончание строительства пришлось на бурное и насыщенное событиями 19 столетие. Руководство строительством изначально осуществлял Ульрих фон Энсинген, который известен своей невероятной точностью в расчетах. Центральная часть Мюнстера была возведена достаточно быстро, за период с 1392 по 1405 годы, а вот с боковыми нефами – а собор является пятинефным – было сложнее: своды не выдерживали нагрузки, потому их строительство было на время прекращено.

Стоит сказать также, что шпиль собора далеко не сразу был таким высоким. К примеру, в те времена, когда Мюнстер оказался в руках у лютеран, они достроили его в высоту и шпиль достиг стометровой отметки. А вот окончательные изменения появились уже в 19 веке, тогда же собор обрел свой нынешний вид. Среди настоящих шедевров здесь отмечают уникальные витражи, а также знаменитые хоры, вырезанные Йоргом Сирлингом-младшим. Последние знамениты тем, что построены из дуба, который полтора столетия вымачивался в водах Дуная и приобрел поразительную крепость. Стоит обратить внимание и на скульптуры Ганса Мульчера, одна из которых - Христос-страдалец - украшает главный портал собора.

Завершает всю гениальную композицию скульптура воробья: незаметная на первый взгляд птичка имеет огромное значение в истории всего города. Согласно легенде, именно воробышек показал строителям, как же стоит проносить огромные бревна для строительства через ворота, которые были сделаны слишком узкими. Трудолюбивая птичка носила соломинки для своего гнезда, располагая их поперек, а не вдоль, и именно такой способ позволил строителям обеспечить Ульм материалами для возведения домов. Теперь воробей уютно расположился на крыше Ульмского собора, наблюдая за жизнью города с огромной высоты.

Ульмский собор (Мюнстер) расположен в центре города на площади Münsterplatz. Эта трехнефная зальная церковь была построена в готическом стиле и первоначально принадлежала католической церкви, а после Реформации стала самой большой протестантской церковью в мире. Любопытно, что несмотря на громкое название, церковь формально не является Кафедральным собором: Ульм никогда не был резиденцией епископа. Тем не менее, во многом благодаря гигантскому размеру церкви, ее принято называть «собором», этой традиции будем следовать и мы.

Решение о возведении собора было обусловлено рядом причин. В 14 веке приходская церковь Ульма находилась примерно в километре за переделами городских стен. В случае осады жители оказывались оторваны от церкви, как случилось, например, при нападении на город короля Карла IV в 1376 году и подобная ситуация вполне могла повториться ввиду неспокойной военной обстановки того времени. Также город стремился к независимости от монастыря Райхенау, которому принадлежала старая приходская церковь. Эти причины и побудили горожан начать строительство новой церкви в черте города за счет собственных средств, хотя на тот момент население города составляло менее 10 000 жителей. Собор был заложен 30 июня 1377 года. Строительство Ульмского собора происходило в два основных этапа.

Проект собора был разработан архитектором Генрихом Парлером: планировалось построить зальную церковь с двумя равновеликими нефами, одной западной башней и двумя башнями со стороны хора. Парлер успел возвести хор и нижние ярусы башен со стороны хора. В последующие 150 лет на строительстве собора сменилось около 6 архитекторов, каждый из которых привносил свои изменения в первоначальный план. У собора появился третий неф, а также началось строительство главной башни, которая по замыслу архитектора Ульриха Энзингена (работавшего на строительстве собора в Страсбурге) должна была подняться на высоту 150 м. В 1543 году ввиду недостаточного финансирования, напряженной внутриполитической обстановки и начавшейся Реформации, строительство было заморожено. Главная башня собора на тот момент достигала в высоту 100 м, а башни хора – 32 м.

Второй этап строительства начался лишь через 300 лет. В 1844 году в соборе были проведены общие работы по укреплению конструкции, а также завершено возведение башен хора, а в 1880 году после подготовительных работ было продолжено строительство главной западной башни, которое было завершено 31 мая 1890 года установкой на ее шпиле крестоцвета. Высота башни составила 161,5 м. В таком виде собор и дошел до наших дней. Сегодня на башню Мюнстера можно подняться до высоты 143 м, преодолев 768 ступеней. Сверху открывается прекрасный вид на Ульм и окрестности, а в хорошую погоду можно даже увидеть на горизонте Альпы. Башня собора является на сегодняшний день самой высокой в мире. Башни хора в высоту достигают 86 м.

Само здание Мюнстера в длину составляет 123 м, а в ширину – 49 м. До того, как в интерьере были установлены скамьи, собор вмещал 20 тысяч человек. Собортрехнефный, базиликального типа, центральный неф заканчивается апсидой. Высота центрального нефа составляет 41,5 м, боковых нефов – по 20,5 м.

Особого внимания заслуживает тимпанглавного (западного) портала собора (1380). Вопреки классической традиции изображать на нем сцены страшного суда (которые все же присутствуют на заднем плане в трех углах тимпана), основной мотив здесь – миф о сотворении мира. Интересен тот факт, что на барельефе Господь держит в руках Землю, изображенную в форме шара. Таким образом, на тимпане показано начало и конец мировой истории, которые объединены образом Христа.

Сам Христос в терновом венце работы знаменитого скульптора Ганса Мульчера (1429) установлен на средней колонне портала (это копия; оригинал находится в интерьере собора, у юго-западной опоры хора). Колонны, поддерживающие вход в собор, также украшены изваяниями святых – святого Антония с колоколом, Иоанна Крестителя с ягненком, Марии с младенцем, а также святого Мартина с мечом.

Небольшой северо-западный Малый портал Марии (kleinen Marienportal) посвящен рождеству Иисуса Христа и поклонению волхвов. Тимпан (1356) был перемещен сюда из старой приходской церкви Ульма. Северо-восточный порталРеформационный портал (Reformationsportal; 1370) изображает сцены страстей Христовых. На юго-восточном портале (1360) можно увидеть сцены страшного суда. Он также был перенесен сюда со старой приходской церкви. Самый пышный и большой портал собора – юго-западный Большой портал девы Марии (große Marienportal), который, видимо, задумывался как главный. Тимпан (1380) изображает сцены из жития пресвятой девы Марии. Ниже находятся три барельефа (около 1400). На левом изображено поклонение волхвов, на правом рождение Христа, а на среднем шествие трех волхвов к святому младенцу.

Во внутреннем убранстве церкви интересны прежде всего средневековые витражи. Шесть из девяти витражей дошли нетронутыми до наших дней (в апсиде). Самый старый - витраж Анны и Марии (1385), созданный на средства гильдии ткачей. Навитраже изображено житие девы Марии, а также рождение и детство младенца Иисуса. В центральном пролете хора расположен витраж городского совета (Ratsfenster) с изображением воскрешения Христа, а слева от него - витраж купцов (Kramerfenster) с изображением Рождества, выполненные в позднеготическом стиле, близком к реализму (1480). Витражи боковых нефов образца 19 века были утеряны в годы Второй мировой войны и заменены прозрачными стеклами, а в 2001 году два окна были оформлены современными витражами работы художника Иоганна Шрайтера.

До наших дней дошли также резные церковные скамьи темного дуба, созданные в период с 1469 по 1474 год мастером Йоргом Зирлином. Всего насчитывается 89 сидений, что позволяет предположить, что в особых случаях члены городского совета также принимали участие в службе. Сиденья разделены на мужскую и женскую половины. Женская (южная сторона) украшена деревянными изваяниями сивилл (античных прорицательниц), а мужская сторона (северная) — бюстами философов, исследователей и писателей дохристианской эпохи. Существует предание, что в виде Вергилия Йорг Зирлин изобразил самого себя. Скамьи хора Ульмского собора считаются шедевром готического искусства.

Главный алтарь собора также известен под именем алтарь Хутца по имени одной из наиболее зажиточных семей города. Создателем алтаря является Мартин Шаффнер (1521) В центральной части (коробе) алтаря изображено святое семейство – дева Мария с младенцем Иисусом и ее мать Анна, в пределле - Тайная вечеря.

На колоннах, отделяющих центральный нефот боковых, установлены многочисленные каменные изваяния 19 века. Но интересны не они, а консоли, на которых они установлены. Консоли были созданы в период в 1381 по 1391 год. Пожалуй, самые примечательные из них — пара музицирующих ангелов и дева, чьи волосы формируют основной объем консоли.

В центральном нефе расположена кафедра работы Йорга Зирлина младшего (1510).

В южном боковом нефе находится чаша со святой водой (1507), выполненная в позднеготическом стиле и украшенная орнаментом из листьев, но со времен Реформации, с 1530 года, чаша стоит пустая. Невдалеке от чаши находится восьмигранная купель (1474), установленная под балдахином, украшенным статуями шести пророков, двух королей и гербами курфюрстов и империи. Купель покоится на четырех львах.

Пространство над аркой хора украшено огромной фреской площадью 145 квадратных метров с изображением Страшного суда (1471). Предположительно роспись (130 фигур!) была создана мастером Гансом Шухлином.

В соборе установлено 5 органов, каждый из которых используется в разных случаях. Большой главный орган был установлен в 1969 году. В туристический сезон по рабочим дням в полдень в соборе проходит концерт органной музыки.

Сохранил свой первоначальный вид собор и во время Второй Мировой Войны, когда город Ульм был подвергнут бомбардировке (17 декабря 1944 год). Удивительный факт, ведь вся историческая часть города была сильно разрушена.

Построенный на деньги зажиточных горожан, в настоящее время Ульмский собор функционирует за счет пожертвований своих прихожан и средств, вырученных от регулярно проводимых экскурсий.

Ульмский собор ежедневно открыт для посетителей. Есть даже возможность подняться на смотровую площадку, расположенную в башне на высоте 143 метра, но для этого придется преодолеть 768 каменных ступенек винтовой лестницы. С высоты башни открывается потрясающий вид на зеленые пастбища и Альпы.

Поражает своими размерами и главный зал собора, который способен во время службы вместить свыше двух десятков тысяч человек. Это только лишний раз подчеркивает масштабность сооружения, ставшего главной достопримечательностью немецкого города Ульм.

"Немецкая волна" (нем. Deutsche Welle) - медиакомпания Федеративной Республики Германия опубликовала итоги онлайн-исследования, в котором был определен рейтинг немецких достопримечательностей. Список ТОП-100 состоит из 100 объектов, о которых мы подробно рассказываем на страницах сайта.

- (нем.Ulmer Münster) расположен в красивом средневековом городе Ульм федеральная земля Баден-Вюртемберг. В 2015 году в списке популярных для туристов объектов ТОП-100 занял 60-е место .

Ульмский собор расположен в центре города на площади Мюнстерплац (нем.Münsterplatz). Это самый высокий собор в Европе и один из прекраснейших образцов готической архитектуры Германии. Собор в течение сотен лет является главной достопримечательностью города Ульм.

Колокольня собора является самой высокой в мире церковной башней и носит прозвище «перст Божий». Высота шатра колокольни составляет 161,53 м. Посетителям предоставляют возможность подняться на самый верх этого сооружения. Те, кто решился преодолеть 768 старинных ступеней, будут вознаграждены великолепным панорамным видом Ульма, а при хороших погодных условиях будут видны даже зеленые альпийские пастбища.

Ульмский собор виден с любой точки. Он красуется над городом, определяя его облик. С набережной реки Дунай открывается прекрасная панорама, где на фоне старинных немецких домов устремляется ввысь самый высокий в Европе шпиль готического собора.


Собор был заложен 30 июня 1377 года. Строительство Ульмского собора происходило в два основных этапа. Проект собора был разработан архитектором Генрихом Парлером: планировалось построить зальную церковь с двумя равновеликими нефами, одной западной башней и двумя башнями со стороны хора. Парлер успел возвести хор и нижние ярусы башен со стороны хора.

В последующие 150 лет на строительстве собора сменилось около 6 архитекторов, каждый из которых привносил свои изменения в первоначальный план. У собора появился третий неф, а также началось строительство главной башни, которая по замыслу архитектора Ульриха Энзингена должна была подняться на высоту 150 м. В 1543 году ввиду недостаточного финансирования, напряженной внутриполитической обстановки и начавшейся Реформации, строительство было заморожено. Главная башня собора на тот момент достигала в высоту 100 м, а башни хора – 32 м.

Второй этап строительства начался лишь через 300 лет. В 1844 году в соборе были проведены общие работы по укреплению конструкции, а также завершено возведение башен хора, а в 1880 году после подготовительных работ было продолжено строительство главной западной башни, которое было завершено 31 мая 1890 года установкой на ее шпиле крестоцвета. Высота башни составила 161,5 м. В таком виде собор и дошел до наших дней.

Во внутреннем убранстве собора интересны прежде всего средневековые витражи. Шесть из девяти витражей дошли нетронутыми до наших дней (в апсиде). Самый старый - витраж Анны и Марии (1385), созданный на средства гильдии ткачей. На витраже изображено житие девы Марии, а также рождение и детство младенца Иисуса. В центральном пролете хора расположен витраж городского совета (Ratsfenster) с изображением воскрешения Христа, а слева от него - витраж купцов (Kramerfenster) с изображением Рождества, выполненные в позднеготическом стиле, близком к реализму (1480). Витражи боковых нефов образца 19 века были утеряны в годы Второй Мировой войны и заменены прозрачными стеклами, а в 2001 году два окна были оформлены современными витражами работы художника Иоганна Шрайтера.

Ульмский собор, витражи

Ульмский собор является самым высоким в Европе и одним из прекраснейших образцов готической архитектуры Германии. Этот лютеранский собор доминирует над окружающими территориями в течение сотен лет и тесно связан с городом Ульмом

Строительство собора началось в 1377 году и финансировалось жителями города. Как и со многими другими масштабными стройками, процесс затянулся надолго, и после очередного длительного застоя, в 1543 году церковь стала лютеранской, строительство возобновилось, и в 1890 году был достроен шпиль

Большие готические шпили собора возвышаются на 161 метр в высоту. (высота Кёльнского собора , второго по высоте в Европе - 157 метров). Те, кто решился преодолеть 768 старинных ступеней, будут вознаграждены великолепным панорамным видом Ульма, а при хороших погодных условиях будут видны даже зеленые альпийские пастбища. Как Вы уже догадались, сооружение возглавляет список самых высоких соборов мира

В 1944 году большая часть Ульма и его исторический центр были полностью уничтожены бомбардировками, но собор чудом остался практически нетронутым

Ульмский собор открыт каждый день, ежедневно его посещают тысячи верующих и просто туристов, так как это главная достопримечательность и символ города. Рядом на площади находится и православная церковь

Собор настолько огромен, что его невозможно сфотографировать во весь размер за один раз, он попросту не помещается в объектив. Никакие фотографии не передадут то величие, которое исходит от этого сооружения. Его нужно обязательно увидеть в живую и подняться на смотровую площадку - Вы испытаете невероятные ощущения. Многие путают Ульмский собор с Собором Святого Вита в Праге, ниже на фото


Самое обсуждаемое
Значение одинаковых цифр на электронных часах - что говорят толкования Значение одинаковых цифр на электронных часах - что говорят толкования
Истинные причины возникновения педикулеза Истинные причины возникновения педикулеза
Результаты применения бережливого производства в российских компаниях Результаты применения бережливого производства в российских компаниях


top