Женские имена в русской литературе XIX - XX века. Русские мужские и женские имена и их значение Популярные женские имена в 19 веке

Женские имена в русской литературе XIX - XX века. Русские мужские и женские имена и их значение Популярные женские имена в 19 веке

Имя Анастасия возвращается с триумфом. Советский и российский лингвист Александра Суперанская говорила, что имена должны отдыхать. Так вышло и с Анастасией, популярной в XIX веке (тогда оно обязательно входило в первую десятку) и почти забытой в советское время. В нулевые имя становится всё популярнее и постоянно попадает в первую тройку, периодически её возглавляя. Наряду с именем Мария , которое в советские годы было далеко не самым распространённым именем и только спустя 30 лет, в середине девяностых, ворвалось в тройку лидеров. Нижеприведённая таблица — анализ данных частотности имён в Москве в разные годы. По России в целом ситуация аналогичная, хотя у каждого региона бывают свои особенные традиции, которые, впрочем, не меняют общей картины.

Интересно, что мужское имя, которое считают, наверное, самым популярным у россиян — Иван — уже давно таким не является. В девятнадцатом веке Иван возглавлял списки наиболее распространённых имён. В начале века на каждую 1000 человек было 245 Иванов — четверть населения. После революции простецкое имя вышло из моды — возможно, таким способом новая страна открещивалась от старой, патриархальной, деревенской. В поздние советские годы имя начало возвращаться, но всё равно не было очень распространённым. В тройку популярных Иван ворвался в девяностые. Правда, не смог в ней задержаться — в 2010 его подвинул Артём, который царствует там до сих пор. Вместе с Александром и Максимом .

У Марии похожая с Иваном судьба, не зря эти имена часто стоят рядом в русском фольклоре. В ранние советские годы оно вышло из моды (возможно, причина и в том, что это имя Богородицы, а тогда в СССР проповедовался исключительно атеизм), а после распада СССР снова стало широко распространённым.

Имя Александр с начала двадцатого века стало действительно народным. Если в девятнадцатом и начале двадцатого века оно было вторым после Ивана и популярным скорее у дворян, в крайнем случае, купцов, то в пятидесятые годы прошлого века оно возглавило тройку самых распространённых и остаётся в ней до сих пор. Больше всего в России именно Александров.

Кстати, вечный «середнячок» среди мужских имён — имя Алексей . Оно практически всегда попадает в первую десятку по распространённости, но практически никогда не оказывается в первой тройке.

Иногда моду на имя вводят личности. Так, в сороковые годы совершенно внезапно становится очень популярным имя Валерий — по сравнению с тридцатыми его частотность выросла в 10 раз! Причина тому — подвиги легендарного лётчика Валерия Чкалова . В начале шестидесятых детей мальчиков массово называли Юриями , в честь космонавта Гагарина , а многолетнее правление генсека Брежнева привело к возрождению имени Леонид , хотя до «топа» самых распространённых имён оно так никогда и не добралось.

Самое удивительное с точки зрения распространённых имён время — двадцатые годы. Тогда тройку популярных имён составляли Валентина , Галина и Нина . Начиная со следующего десятилетия ни одно из этих имён не возвращалось в «топ». В 1970 году внезапный всплеск популярности обрело имя Ирина, но уже через два года его навсегда потеснила Елена , а Ирина больше не попадала в тройку самых популярных. В год выхода фильма «Москва слезам не верит» ЗАГСы стали часто регистрировать девочек по имени Александра, но эта мода достаточно быстро прошла.

Девяностые годы многое изменили. Начали возрождаться сказочные имена — Емельян , Василиса , Кузьма , Никита — хотя когда-то знаменитый исследователь имён Владимир Никонов писал, что они архаичные и навсегда уйдут со сцены. Но нет — их ждало второе рождение.

Согласно некоторым теориям, чем больше новых и необычных имён появляется в обществе, тем более оно свободное, раскованное. Чем чаще выбираются старинные имена — тем больше в обществе консервативных настроений. Возможно, это одна из причин роста популярности редких старорусских имён. Но до Александров и Артёмов им ещё очень далеко.

Кстати, о необычном. Таких имён в последнее время тоже хватает. В этом году . В 2002 году русскому мальчику дали имя БОЧ рВФ 260602, что расшифровывается как «биологический объект человека рода Ворониных - Фроловых , родившийся 26 июня 2002 года».

В 1998 году на свет появилась Услада, в 2000 — Матвей-Радуга , в 2006 году — Христамрирадос , Принцесса Даниэла и девочка по имени Россия . В 2008 — Заря-Зареница , Ярослав-Лютобор . В 2010 — Еремей Покровитель , Лука-Счастье , Архип-Урал , в 2012 — Ангел , Господин , Мир и Принц . И ещё одна Россия. А, например, в 2011 году в московском ЗАГС не зарегистрировали ни одного необычного имени. Специалисты ЗАГС считают, что моде на нетипичные имена сильно способствуют СМИ, которые уделяют таким историям слишком много внимания.

Теперь российские депутаты намерены навести порядок в традициях называния. В Госдуме говорят, что сейчас органы ЗАГС не вправе отказывать в регистрации имени ребёнка по причине его неблагозвучности, обидности, оскорбительности, некультурности, непроизносимости, но «появились родители, которым удалось своими действиями посеять сомнения относительно того, имеют ли право взрослые давать своему ребёнку абсолютно любое имя».

Теперь в Госдуме хотят запретить использовать в именах детей цифры, знаки препинания и различные символы. Правда, как это может помешать тому же Люциферу — непонятно.

Если говорить о мировых тенденциях, то на планете самое популярное мужское имя — Магомед или Мухаммед . А женское — Анна . Оба этих имени входят во многие языки, чем и объясняется их популярность.

В статье использованы данные книги В. А. Никонова «Ищем имя», статьи А.Я. Шайкевича «Личные имена XX вв», отчеты ЗАГСа Москвы.

Да интересно было почитать у мня дочь Екатерина назвал сын она 1988 года как раз самое популярное имя в тот год а сына зовут Иван называла в 1974 году был один на весь детский сад с таким именем а меня зовут Надежда вроде и имя красивое но никогда не пользовалось популярностью где бы я не училась везде в классе была одна или самое большое две Нади Евгений (Гость) , обратите внимание, что в статье есть спойлер с заголовком "Еще 90 имен"
Там и Марина на 15 месте, и Юлия на 16-м, и Геннадий на 22.
Чтобы посмотреть таблицу под спойлером, нажмите на "+" рядом с надписью "Еще 90 имен" А почему про Марин ничего не сказано и про Юль?, я уж молчу про своё имя (что в девичьей, что в мужской форме). И ещё: имя Геннадий (Гена) оно и тогда как имя не котировалось что ли? Анастасия и Таисия абсолютно разные имена! Анастасия-Ася и Настя. Тая,Тася к ним отношения не имеют ни в какое время суток. Приятно было узнать, что имя Роза было популярно в 1924г)))
За 2017г наверно ещё рано подводить итоги самого популярногоженского имени? Жена брата всю жизнь страдает из-за того, что отец пожелал ее записать как НаталИю, а не Наталью. Уже не рассказать, сколько документов приходилось переделывать!

Наша дочь Ольга, родившаяся в 1997 году, в школьной параллели (3 класса) была единственной Ольгой))) И в классе не было ни единой Татьяны, Екатерины, Ирины)) Но две Валентины. Имя как раз начало снова набирать популярность тогда.

У моей мамы очень редкое имя. Я только еще раз в жизни слышала это имя - у мамы одногруппника. Оно почему-то в послевоенные годы из святцев исчезло. И нынешние священники этого имени не знают, а читают его с неправильным ударением и считают мусульманским поэтому. Мамино имя ТалИда. Кто не знает, читает как ТалидА. Когда маму называли, выбор был из двух имен: Талида и ТаОра. Вот Таору никогда в жизни не встречала.

Статья замечательная, спасибо! Мне до сих пор, когда заполняю документы и уточняю, что я НаталИя, говорят, а какая разница то...0(обалдеть... Ну совершенно ни какой... Крокодильчик , просто некоторые имена дают редко, но постоянно. К примеру, каждый год это имя по частоте оказывается на 101-м месте. Оно ни разу не войдет в топ-100.
Другие имена резко набирают и теряют популярность, в один год они на 1-м месте, а в другой, к примеру, на 150-м.

Если же суммировать число всех новорожденных получивших имена в течение ста лет, то может оказаться, что число детей, получивших имя, которое было популярным короткое время, меньше, чем число детей, получивших имя, которое все время было не очень популярным

Путано получилось, но, надеюсь, суть ясна Мне показалось странным, что в таблице ТОП-100 колонки первая и четвертая не соответствуют друг другу. Если есть место в ТОП-100 (первая колонка), то почему тогда в четвертой есть строки "Никогда не входило в ТОП-100"? Так входило или не входило? Интересная статья ! Я Марина, в классе было 3 Марины, в институте в группе из 20 чел было 5 Марин! Дочку назвала Вероника, думала не очень популярное, а у нее в группе оказалось 3 Вероники А мне нравится имя Ефросинья, даже дочу думала так назвать, но так и не назвала, сокращенное Фрося как-то не очень нравится.
А про имена мальчиков не будет такой статьи?

Олег и Валентина Световид – мистики, специалисты по эзотерике и оккультизму, авторы 15 книг.

Здесь вы можете получить консультацию по вашей проблеме, найти полезную информацию и купить наши книги.

На нашем сайте вы получите качественную информацию и профессиональную помощь!

Имена – 19 век

Характеристика поведения человека в соответствии с именем

В старину характеристики мужских и женских имен печатались вместе с изображением. На картинке было изображено наиболее характерное поведение человека в соответствии с именем. Такие картинки пользовались большой популярностью.

Постоянная дама Варвара

С поволокой глаза Василиса

Кислый квас Марья

Веселый разговор Аграфена

Великое ябедство Елена

Наглая спесь Маремьяна

Средняя управа Устинья

Толста да проста Афросинья

Песни спеть Дарья

Худое соврать Агафья

Впролом сходить Улита

Умильный взгляд Фекла

Ни туды ни сюды Фетинья

Белые белила Авдотья

Скорая походка Акулина

Взглянет утешит Арина

Промолвит накормит Марина

Смиренная всегда Пелагея

Всегдашняя суета Кристина

Вправое устоять Зиннона

Обещать не солгать Софья

Черные глаза Ульяна

Воровской взгляд Хавронья

Поскакать да поплясать Афимья

Красные румяна Маланья

Хорошая походка Настасья

Приятна в любви Наталья

Пирожная мастерица Феодора

Горшешная пагубница Минодора

Кринашная блудница Нимфодора

Лукавый разговор Татьяна

Веселая беседа Маргарита

Вкрасне походит Прасковья

Чемы и ломы Макрида

Низкие поклоны Вера

Проста без лукавства Мавра

Наварные щи Анисья

Ленивая походка Ненила

Насмех поднять Каптелина (Капитолина)

В хорошей юбке Антонида

Хвост поднять Марфа

Винца испить Аксинья

С молодцами погулять Матрена

(Русские народные картинки. Собрал и описал Д. Ровинский. СПб, 1900 г.)

Исторические корни таких изданий идут из традиций средневековья.

Ономатологический букварь "Достоинства и недостатки имен" – 19 век

Агата горда и надменна

Берта – проста и скромна

Шарль вежлив

Даниель большой грубиян

Евлампия лакомка

Фанни очень воздержанна

Гастон жесток и сварлив

Анри характера благожелательного

Ирма аккуратна и заботлива

Жюльетта вздорна и беспорядочна

Каллист отважен

Леон боится даже своей тени

Мари прилежна

Нелли ленива и невнимательна

Октав неопрятен

Поль аккуратен и тщателен

Квирина завистлива

Розалия радуется чужому благополучию

Симон рассеян и дурашлив

Теофил терпелив и ловок

Урсула любопытна

Валентина очень сдержанна

Ксавье и Иван – лгуны

Зоя обладает всеми качествами

В 19 веке каждое имя сопровождалось цветной гравюрой , изображающей наиболее характерное действие мужчины или женщины соответственного имени.

Так, разряженная Агата , в белых перчатках, с бантами и под розовым зонтиком, надменно выступает по дорожке, тогда как скромно одетая Берта смиренно стоит с корзинкою и молитвенником; Шарль вежливо раскланивается с учителем, а Даниель из-за облупленной стены показывает ему нос; Гастон яростно бьет собаку кнутом, а Анри ласкает ее; Каллист спасает младенца из охваченного пламенем дома, а Леон бросается в испуге от собственной своей тени на стене. Мари за партой учит свой урок, а Нелли в углу на коленях со связанными руками и в оранжевых ослиных ушах проливает слезы; Урсула подсматривает в замочную скважину, а Валентина с негодованием отстраняет протянутое ей подругою запечатанное чужое письмо.

Составление таких букварей – итог наблюдательности и опыта нескольких поколений.

Оптинский Старец, иеросхимонах Амвросий, в одном из писем советует вдумываться в имена и фамилии , особенно при вступлении в брак:

"Не спешите, а рассмотрите дело супружества со всех сторон, и рассмотрите основательно, – пишет старец Амвросий. – Также не мешает рассмотреть и разузнать хорошенько то самое лицо, с которым думаете обрести благополучие мирское, – кроме собственных свойств его рассмотреть и самое его положение, и самые обстоятельства, его окружающие. Все это в совокупности имеет великое значение. В самой фамилии людей выражается иногда благоприятное и неблагоприятное свойство".

По материалам книги П. Флоренского "Имена"

Наша новая книга "Энергия фамилий"

Книга "Энергия имени"

Олег и Валентина Световид

Адрес нашей электронной почты: [email protected]

Внимание!

В сети интернет появились сайты и блоги, которые не являются нашими официальными сайтами, но используют наше имя. Будьте осторожны. Мошенники используют наше имя, наши электронные адреса для своих рассылок, информацию из наших книг и наших сайтов. Используя наше имя, они затягивают людей на различные магические форумы и обманывают (дают советы и рекомендации, которые могут навредить, или выманивают деньги на проведение магических ритуалов, изготовление амулетов и обучение магии).

На наших сайтах мы не даём ссылок на магические форумы или на сайты магов-целителей. Мы не участвуем в каких-либо форумах. Мы не даем консультаций по телефону, у нас нет на это времени.

Обратите внимание! Мы не занимаемся целительством и магией, не делаем и не продаем талисманы и амулеты. Мы вообще не занимаемся магической и целительской практикой, не предлагали и не предлагаем таких услуг.

Единственное направление нашей работы – заочные консультации в письменной форме, обучение через эзотерический клуб и написание книг.

Иногда люди нам пишут, что на каких-то сайтах видели информацию о том, что мы якобы кого-то обманули – брали деньги за целительские сеансы или изготовление амулетов. Мы официально заявляем, что это – клевета, неправда. За всю свою жизнь мы ни разу никого не обманули. На страницах нашего сайта, в материалах клуба мы всегда пишем, что нужно быть честным порядочным человеком. Для нас честное имя – это не пустой звук.

Люди, которые пишут о нас клевету, руководствуются самым низменными мотивами – завистью, жадностью, у них черные души. Наступили времена, когда клевета хорошо оплачивается. Сейчас многие Родину готовы продать за три копейки, а заниматься клеветой на порядочных людей еще проще. Люди, которые пишут клевету, не понимают, что они серьезно ухудшают свою карму, ухудшают свою судьбу и судьбу своих близких людей. Говорить с такими людьми о совести, о вере в Бога бессмысленно. Они не верят в Бога, потому что верующий человек никогда не пойдёт на сделку с совестью, никогда не будет заниматься обманом, клеветой, мошенничеством.

Мошенников, псевдомагов, шарлатанов, завистников, людей без совести и чести, жаждущих денег, очень много. Полиция и другие контролирующие органы пока не справляются с возрастающим наплывом безумия "Обман ради наживы".

Поэтому, пожалуйста, будьте внимательны!

С уважением – Олег и Валентина Световид

Нашими официальными сайтами являются:

Приворот и его последствия – www.privorotway.ru

А также наши блоги:

Большинство русских мужских имён, с которыми мы сталкиваемся ежедневно, нам настолько привычны и хорошо знакомы, что мы воспринимаем их как русские имена, особенно не задумываясь об их происхождении. На самом же деле исконно русских из них в современном обществе остались буквально единицы. Действительно русские мужские имена, имеющие славянские корни, оказались со временем вытесненными именами греческого, латинского (римского), еврейского, скандинавского происхождения. На сегодняшний день большинство мужских имён, заимствованных когда-то давно у других народов, считаются русскими, хотя на самом деле они имеют иностранные корни.

Русские мужские имена славянского происхождения

Среди первых мужских имён, появившихся на Руси, очень мало тех, что "дожили" до наших дней. Подавляющее большинство истинно русских славянских мужских имён уже давно забыты и существуют только в архивных материалах, оставленных нашими предками. А жаль, ведь это очень красивые мужские имена!

Русские мужские имена греческого происхождения

Заимствованные мужские греческие имена прижились почти во всех европейских языках. Они есть и в русском языке. Немало русских мужских имён иностранного происхождения имеют греческие корни. После принятия христианства на Руси детям давали имена при крещении. Священник выбирал имя ребёнку согласно Святцам.

Русские мужские имена латинского (римского) происхождения

Среди русских мужских имён есть много и тех, которые имеют латинские корни. Значение данных мужских имён основано на латинском происхождении.

Русские мужские имена еврейского происхождения

Немало мужских имён имеют также еврейские корни. Даже, казалось бы русское имя Иван на самом деле, - еврейского происхождения, и оно образовано от древнееврейского слова Яхве, что означает - Бог помиловал.

Необычные "новые" мужские имена придумали в период бума на неологизмы в СССР. Некоторые из этих мужских имен были известны и ранее, но по созвучию с реалиями советского времени получили более широкое распространение.

В Древней Руси верили, что вместе с именем мужчине передаются и те свойства, которые заключены в лексическом значении. Считалось, что не следует сообщать своего имени незнакомцу, чтобы не оказаться под влиянием его колдовства. Древние мужские русские имена и их значения были своеобразными характеристиками людей.

Так случилось, что русские мужские имена представлены на только исконно русскими именами, но и греческими, римскими, еврейскими. Именно поэтому выбор имен для родителей велик. В русских семьях родители могут дать своему сыну любое понравившееся имя. Чтя предков и традиции, русские называют своих сыновей в честь дедов и прадедов, выдающихся исторических деятелей, политиков, артистов.

Надо сказать, что большая часть современных русских мужских имен на самом деле не имеют славянского или русского происхождения. А все потому, что в 19 веке о исконно русских именах забыли, заменив их тогда более звучными и интересными византийскими, греческими, вавилонскими и сирийскими именами.

Огромной популярностью в настоящее время в русских семьях пользуются древнееврейские имена, например, Даниил, Гавриил, Захар, Семен. А все потому, что они красивые, звучные, но при этом довольно сильные и волевые.

Если же не хотите отступать от традиций и ходите дать своему сыну традиционное русское мужское имя, то приглядитесь к следующим именам: Бронислав, Богдан, Владимир, Глеб, Ярослав. Согласитесь, эти русские мужские имена не лишены благородства, силы, мужества, свойственного для сильных и выносливых русских богатырей.

1. Именник как исторический источник

Изучение имен — занятие далеко не праздное. В ряде случаев оно помогает историкам пролить свет на события далекого прошлого и даже сделать важные открытия. О чем же могут рассказать имена?

Имена русских князей, отчеканенные на монетах, представляют ученым любопытную загадку. Летопись утверждает, что после смерти князя Владимира в 1015 году киевский стол ненадолго отошел к его сыну Святополку Окаянному, а затем великим князем стал Ярослав Мудрый. Правление каждого из этих князей удостоверено помимо прочего выпуском монет с их именами. Однако археологи нашли также монеты, относящиеся к тому же времени, с именем «Петр». Причем, ни один из названных князей не носил такого крестильного имени. Выходит, что летописцы намеренно или невольно пропустили одного из великих князей начала XI века.

Владимир Мономах был завзятым охотником. Вот как он сам описывал свои приключения: «Два тура метали меня рогами вместе с конем, олень меня бодал, лось ногами топтал, вепрь мне на бедре меч оторвал, медведь мне у колена потник укусил, лютый зверь вскочил мне на бедра и коня со мною опрокинул».

Теперь мы знаем, что во время одного из таких охотничьих единоборств Владимир Мономах потерял золотой нашейный амулет, найденный в 1821 году в лесах под Черниговом. Славянская надпись на ней гласит: «Боже, помоги рабу твоему Василию». Вещь эта очень ценная, и могла принадлежать только князю. Между тем, известно, что Василий было крестильным именем Владимира Мономаха.

Как видите, имя человека может многое поведать пытливому исследователю. Не случайно, существует даже наука об именах — антропонимика.

2. Истоки славянских имен

Как и все на свете, имена имеют свою историю.

В глубокой древности имя давалось человеку как примета, по которой его можно было выделить из семьи и рода. Вот что говорит об этом одна древнерусская рукопись: «Люди первых родов и времен давали детям своим имена, как отец или мать ребенка изволят, или по внешности детища, или от вещи, или от притчи». Таким образом, за каждым именем стоял понятный всем смысл, значение имени было совершенно прозрачным.

Имена могли даваться в зависимости от порядка и времени рождения (Первуша, Вторышка, Третьяк, Девятко, Субботка, Вешняк); они могли характеризовать обстоятельства появления ребенка на свет (Ждан, Нечайко, Истома, Томилко); имена также могли определять физический облик ребенка (Беляк, Ушак, Худяк, Русинко, Черныш), или черты его характера, поведения (Угрюм, Буян, Смеян, Молчанка, Злобко). Особый пласт имен составляли имена, которые давались ребенку нежной матерью: Богдан, Любава, Любим и т.п.

Выделялась также группа охранных имен, имен-оберегов (Кощей, Неудача, Неустрой, Грязка). Делалось это для того, чтобы отвести от ребенка нечистую силу. Кроме того, давая ребенку имя Неудача, полагали, что он, наоборот, будет удачлив, у Неустроя все устроится и т.п.

К группе наиболее древних относились и так называемые зоофорные имена, восходящие к названиям животных, рыб, птиц и отражающие пережитки тотемизма (Медведь, Волк, Конь, Орел, Селезень и другие).

Внутрисемейное личное имя давалось ребенку сразу после рождения. Повзрослев, человек получал еще одно, так называемое, уличное имя. К широко распространенным на Руси уличным именам относились, например, такие: Гуляйко, Пьянко, Лихачко, Кисляк, Чудинко, Кисель, Ярыга, Негодяйко, Горемыка.

Уличные личные имена ученые называют еще прозвищами. Как видно из сказанного, прозвища давали, как правило, не очень лестную оценку именуемому, впрочем, как и большинство современных кличек. Так уж повелось, что люди обычно выделяются отнюдь не лучшими своими качествами.

После принятия христианства древнерусские имена (их еще называют языческими) начали вытесняться новыми именами — церковными. Сотни древних славянских мужских и женских имен совсем вышли из употребления.

3. Христианские имена

Христианские имена на Руси были известны задолго до официального крещения. Достаточно вспомнить, что христианкой была княгиня Ольга (в крещении Елена). Но то были все-таки единичные случаи.

Коренные изменения русский именослов претерпел в 989 году, когда великий князь Владимир крестил киевлян.

Летопись рассказывает, что в это день на берегу Днепра собралось множество людей обоего пола и всех возрастов. Их разделили на группы и велели по очереди заходить в реку, которая заменяла купель. Священники читали положенные молитвы, а потом давали каждой группе крестившихся христианские имена: одно мужское — общее для всех мужчин, другое женское — общее всем женщинам. Никакого бытового неудобства от этого не возникало, так как в повседневном обиходе все равно использовались прежние мирские имена. Имена же церковные использовались в редких случаях: при составлении духовного завещания, при поминовении и т.д.

По мере утверждения христианства складывался церковный ономастикон — набор имен, даваемых при крещении. В начале своего княжения Владимир, будучи еще язычником, принес в жертву древнерусским богам двух варягов-христиан — Ивана и Федора. С принятием христианства имена Иван и Федор стали необычайно популярны. Также получили широкое распространение имена апостолов. Они любимы и доныне — Петр, Павел, Андрей, Филипп, Марк. Наряду с именами греческими, в христианский именник попало немало древнееврейских имен, а также имена древнеримских, сирийских, египетских святых.

Что касается собственно русских, мирских имен, то они еще долго использовались вместе с церковными в значении личных. В летописях и документах XI-XIV веков можно встретить новгородского священника «Германа, зовомого Воята», «боярина Фёдора, зовомого Дорога». Переписчик древнейшей русской книги - так называемого Остромирова Евангелия, подписался: «в крещении Иосиф, а мирский Остромир».

Но уже начиная с XV века, мирские имена все больше употребляются в значении прозвищ: «князь литовский Иван, а прозвище ему Баба» «казак Богдан, а имя ему Бог весть».

В XVII-XVIII веках церковные имена почти полностью вытеснили древнерусские. Но последние не исчезли бесследно. На их основе были созданы тысячи русских фамилий: Беляевы, Глазковы, Третьяковы, Орловы, Рагозины, Медведевы, Путины и многие, многие другие.

4. Святцы

Святцы, или месяцеслов — это церковный календарь с указанием праздников и дней памяти святых. По церковным правилам только эти, освященные традицией имена, и следовало давать новорождённым.

Переведенные с греческого святцы существенно ограничили словарь имен: в древнейших из святцев значится всего 330 мужских и 64 женских имени. Кроме того, новые имена были чужды древнерусскому языку: ведь их не переводили, а фонетически точно передавали славянскими звуками. Скажем, имя Евстолия, данное одной христианской мученице, в переводе означает «хорошо одетая». Греческое Дидим и древнееврейское Фома (в латинской передаче — Томас) значило «близнец» и т. д. Многие из христианских имен находят даже вполне точные параллели среди имен древнерусских: Агафон («добрый») по-славянски был бы Добрыней, латинское Павел («маленький») соответствует русскому Малому, или Малюте, древнееврейский Давид — Любиму.

Но нашим предкам все эти соответствия были неизвестны. В 1596 году (спустя 600 лет после введения христианских имен!) автор одного азбуковника жаловался: «Нам, словенам, неудобь ведомы нынешние свои имена, еже что толкуется (т.е. что означает) Андрей, что Василий или Данила».

Стоит сказать, что в самих святцах не обошлось без промахов. Например, там упомянуты 3 скифа, которые были казнены за приверженность к христианству в I веке н.э. Их звали Инна, Пинна и Римма. Но на Руси эти мужские имена начали давать девочкам. Видимо, малограмотные деревенские попы принимали их за женские — по характерному окончанию на А. Ошибка прижилась, и дальше её «узаконили».

Святцы популярны среди верующих и в наши дни. Выбирая имя по святцам, обычно смотрят на день рождения ребенка. Если имена святых, чья память празднуется в этот день, не слишком благозвучны, допустимо выбирать имя среди тех святых, память которых отмечается на восьмой день от рождения. Если же не удалось выбрать имя в первый и восьмой день, то смотрят на 40-й день от рождения, т.к. именно в этот день дитя приносят в храм для совершения таинства Святого Крещения.

5. Княжеские имена

Великокняжеская династия Рюриковичей за 700 лет своего существования выработала свой особенный именослов, который пользуется большой популярностью и в наши дни.

В отличие от простых людей, русские князья назывались сложными, двусоставными именами с корнями «свят», «слав», «волод», «яр». Очевидна их сакральная природа, поскольку, по крайней мере, часть из них совпадает с именами языческих богов: Ярила, Святовид.

Культ предков приводил к тому, что новорожденный княжич обыкновенно получал имя в честь деда. В некоторых родах на протяжении веков удерживалось всего два-три имени, передаваемые из поколения в поколение. Поэтому в летописи бесконечно чередуются Олеги Святославичи со Святославами Олеговичами, Изяславы Мстиславичи с Мстиславами Изяславичами.

С принятием христианства традиция наделять князя «значимым» именем была перенесена и на крестильные имена. Владимир Мономах пишет о себе, что он был «наречен в крещении Василий, а русским именем Володимер».

Однако князья назывались обоими именами — мирским и крестильным — почти исключительно при упоминании событий церковных: их рождении, крещении или погребении. Например, в Летописце Переславля Суздальского под 1211 годом читаем: «Родися у Костянтина Всеволодича сын, и нарекоша имя ему во святом крещении Иоанн, а по княжеску Всеволод». В громадном же большинстве случаев князья в летописях называются только русскими именами, которым придается название главных, «княжеских» имен. Именно их чеканили на монетах: «Князь Володимир, а се его сребро».

Так продолжалось до конца XIII века. Но затем, в связи с укреплением позиций христианской церкви, князья начинают называться только одним, церковным именем - Иван, Федор, Андрей, Константин, Михаил, Дмитрий…

Однако несколько древнерусских имен все же удержалось в княжеском именослове. Это, прежде всего, Владимир, Борис (сокращенное от Борислав) и Всеволод - имена князей, канонизированных русской церковью. Позже церковь признала еще шесть славянских имен — Ярослав, Мстислав, Ростислав, Святослав, Олег, а также Вячеслав — русский эквивалент имени чешского святого Х века, князя Вацлава.

Благодаря включению в церковные календари, эти имена дожили до наших дней. Теперь «княжеские» имена составляют подавляющее большинство из довольно узкого круга древнерусских имен, которыми родители нарекают своих детей.

6. Женские имена

История женской половины рода человеческого — это история постепенного обретения равных прав с мужчиной. Этапы этого долгого процесса, занявшего не одну сотню лет, особенно ярко видны на примере наименования женщин.

В памятниках древнерусской письменности XI-XIV веков женщины предстают безликими, почти безымянными существами. Конечно, у них были личные имена, но их упоминание — большая редкость: этой чести удостаивались немногие, например, княгиня Ольга. В большинстве случаев именование женщины носило опосредованный характер - через имя мужа или отца. Как мы знаем, Ярославна в «Слове о полку Игореве» - это отчество дочери князя Ярослава Прасковьи. В летописи встречается также «княгиня Всеволожая» - жена великого князя Всеволода. Но по отчеству величали исключительно знать, а женщинам из простонародья хватало одного производного из имени мужа - Иваниха, Павлиха. Даже в документах были привычны такие записи: «Якова дочь Ивановская жена сапожника». Как видим, эта женщина обозначена по имени отца и мужа, да ещё по занятию мужа, а её личное имя не указано, его никто не употреблял.

Только в ХV-XVII веках формула женских имен начинает приближаться к мужской, поскольку первым ее компонентом уже является личное имя женщины. Причем в большинстве случаев речь идет о вдовах, после смерти мужа унаследовавших землю и другое имущество: вдова Полашка, или вдова Каптелинка Яковлевская жена Купреянова. Именование незамужних женщин в тот период довольствовалось указанием на отца: Анница Игнатьева дочь.

В начале XVIII века формула именования женщины претерпела дальнейшие изменения: теперь помимо личного имени в составе ее появляется полуотчество. Ограничимся одним примером: посадская вдова Парасковья Панкратова дочь Прокофьевская жена Никифорова сына Локтева. По-нашему это Прасковья Панкратовна, жена Прокофия Никифоровича Локтева. Формы именования незамужней женщины в этот период были таковы: посадская девка Улита Гусева дочь, или: девка Марья Алексеева дочь.

Наконец, в XIX веке формула именования женщины совершила последнее превращение, полностью совпав с мужской: например, Мария Ивановна Постникова. Долгий процесс превращения женщины в человека благополучно завершился. Оставалась самая малость: коротко остричься, надеть штаны, заняться спортом и освоить мужские профессии.

7. «Революционные» имена

Новая эпоха в жизни русских личных имен началась с декрета Совнаркома от 23 января 1918 года, провозгласившего полное и окончательное отделение церкви от государства и школы. Святцы были отброшены имеете с «религиозными предрассудками», вместо крещения была принята гражданская регистрация, а имена было разрешено давать какие угодно.

С 1924 года стали выходить миллионными тиражами «советские святцы» — настольные и отрывные календари, в которых приводились рекомендательные списки новых имен и предлагались пути творческого поиска. Например, советовали избирать для имени любое красивое слово: «поэма», «абстракция» или что-нибудь в этом роде. Помните, как булгаковский Шариков взял себе имя по новому календарю - Полиграф Полиграфович? Думаете, писатель пошутил или утрировал действительность? Ничуть. К примеру, отрывной календарь Северо-Западного Промбюро на 1925 год рекомендовал такие имена: 7 февраля. Родился писатель-утопист Томас Мор. Предлагаются имена — Томас и Мора (в зависимости от пола ребенка). 23 сентября в память о состоявшейся в этот день в 1865 году Конференции 1 Интернационала девочек рекомендовали называть Интернами. Были в этом календаре девочки Идеи и Искры, Волги и Евразии, Пролеткульты, и даже Артиллерийские Академии. Мальчиков нарекали Трибунами, Тракторами, Оюшминальдами (Отто Юльевич Шмидт на льдине), а кое-кого и Главспиртами! И если имя Вилен (Владимир Ильич Ленин) звучит еще вполне приемлемо, то Пятьвчет (пятилетку в четыре года) кажется просто кошмарным.

Конечно, дураков на Руси всегда было хоть отбавляй. Но здравомыслящих людей, слава Богу, больше. Несмотря на революционные нововведения, Россия осталась верна именам своих святых, мучеников и героев. Сергеи, Александры, Ильи, Екатерины, Ольги и многие другие гордые, нежные, романтические имена остаются любимыми для нас. Детей называли и будут называть в честь дедушек и бабушек, и никакая революция помешать этому не может. Да и сегодня, судя по статистике, 95 процентов россиян носят традиционные календарные русские имена.

8. Западноевропейские имена

Что общего между Агафьей Лыковой и Агатой Кристи? Или у Ивана Грозного с Иоганном Себастьяном Бахом, Джоном Ленноном, Джанни Версаче и Жаном Марэ? Да, собственно, ничего, кроме того, что эти люди являются тезками. Но почему привычные нам имена звучат на европейский лад так чуждо для нашего уха?

Вся Европа (а за ней и Америка) тоже называла детей по церковным календарям. Но православный мир заимствовал имена христианских святых через посредство греческого языка, а католики и протестанты - через посредство латинского. Поэтому одно и то же имя по-русски звучит совсем не так, как по-английски или по-французски. Достаточно сравнить имена Гаврила и Габриэль, Вениамин и Бенджамен, Марфа и Марта, Барбара и Варвара.

Увлечение россиян западноевропейскими именами началось в XIX веке, в связи с повальной франко-, а потом и англоманией. Со школьных уроков литературы мы помним Элен Курагину и Пьера Безухова, а также отрывок из «Евгения Онегина» о том, как мать Татьяны «звала Полиною Прасковью и говорила нараспев». Конечно, крестя новорожденного, русские дворяне, как и полагалось, выбирали ребенку имя по святцам. Но с самого раннего детства малыша называли не этим именем, а аналогичным французским или английским - полным (как Элен и Пьера) или уменьшительным (как Стиву Облонского или Кити Щербацкую в «Анне Карениной»).
Новый взлет популярности иностранных имен и западных вариантов распространенных русских имен мы пережили в конце 60-х - начале 70-х годов прошлого века. Он был обусловлен расширением связей со странами Запада: ростом популярности западноевропейской и американской литературы и кинематографа, участившимися браками с иностранцами. Тогда появились многочисленные Артуры Семеновичи и Джоны Тихоновичи, Анжелики, Жанны, Эдуарды и даже Ромуальды.

Сейчас времена изменились: за последние 10-15 лет мы пересмотрели свое отношение и к себе, и к странам Запада. О былой вспышке любви ко всему заграничному напоминает лишь имя Кристина, заменившее в списке современных имен более привычное для носителя русского языка имя Христина.

9. Имя и судьба

Древние были уверены, что судьба человека, города и даже государства предначертана его именем. Сегодня мы далеки от подобных представлений, считая их предрассудками. Однако зерно истины в этом, наверное, все-таки есть.

О поражающей однородности характеров и свойств носителей одного и того же имени писал в начале ХХ века русский исследователь Минцлов. Основываясь на анализе имен выдающихся личностей прошлого, он пришел к выводу, что среди Алексеев чаще всего встречаются расчетливые люди, Александры, как правило, весельчаки, а Петры в большинстве — люди тихие, негромкие, но с твердым и упрямым характером. Сергеи, по наблюдениям Минцлова, очень часто являются отцами выдающихся людей: Пушкин, Грибоедов, Тургенев, Даргомыжский были Сергеевичами.

Выдающийся русский ученый и философ Павел Флоренский, полагал, что имя Александр соответствует в своей основе сангвиническому характеру. Имя Елена знаменует женскую природу, Николай по складу характера очень добр, Василии обычно прячут нежные чувства в себе, Константин отличается непостоянством.

Касаясь мистики имен, нельзя не вспомнить рассказ Джека Лондона, в котором одна женщина называет своих сыновей именем погибшего любимого брата Самуила, и их всех четверых, одного за другим, уносит смерть.

В 1986 году американские психиатры провели исследование и выяснили, что люди со странными именами в четыре раза больше остальных предрасположены к разного рода психическим комплексам. Специалисты из университетов Сан-Диего и Джорджии установили, что учителя в школах упорно ставят низкие оценки учащимся с одними именами, высокие — с другими. Девушки с привлекательными именами плохо продвигаются по службе в деловом мире, но зато могут достичь заметных успехов в шоу-бизнесе. Английский терапевт Тревор Уэстон определил, что лица, чьи имена начинаются с букв последней трети алфавита, в три раза чаще подвержены сердечно-сосудистым заболеваниям.

Так что определенная связь между именем человека и его психическими особенностями, видимо, все-таки есть. Разумеется, ее нельзя абсолютизировать, но и вовсе не учитывать эту связь было бы тоже неразумно.

10. Выбор имени

Имя — это первый подарок родителей новорожденному младенцу, и подарок этот — на всю жизнь. Чем же следует руководствоваться при выборе имени своему ребенку?

Разумеется, никаких инструкций на этот счет сегодня нет. Христианские святцы облегчали и упрощали задачу, но они отжили свой век. В чем же теперь могут заключаются общие для всех имен критерии?

Красивых имен в мире много, как и красивых одежд. Но имя, в отличие от платья, не может быть случайным. Прежде всего, оно должно соответствовать национальной культуре и быть при этом не слишком длинным и трудным. Имя обязано звучать красиво, быть изящным по форме, чтобы нравиться своему носителю. «Мне дали при крещенье имя Анна, сладчайшее для губ людских и слуха...» - так не без гордости отзывалась о своем имени Анна Ахматова.

Человек, по сути, носит сразу три имени: собственное имя, отчество и фамилию. И, выбирая имя, нельзя забывать, что ему придется звучать в кругу этих соседей и со временем самому превратиться в отчество. Недопустимо, чтобы имя, каким бы красивым оно ни было, звучало полнейшим диссонансом с фамилией человека. Писатель Лев Успенский вспоминал такой случай: «В дореволюционной гимназии у меня был товарищ, носивший прекрасное гордое испанское имя Родриго: у него мать была испанкой. Но отец-то его был русским. Сочетание Родриго Степанов вовсе не казалось нам ни величественным, ни красивым, мы считали его просто смешным».
Желательно, чтобы имя не затрудняло образования ласкательных форм (Светочка, Санечка, Василек и т. д.). Это дает возможность передавать различные нюансы отношения к человеку.

И, наконец, последний совет: не оригинальничайте. Помните, что носить имя будете не вы, а ваш ребенок, а судить о нем - не только вы, но и окружающие.

Марина Цветаева когда-то писала:

Имя твое — птица в руке,
Имя твое — льдинка на языке.
Мячик, пойманный на лету,
Серебряный бубенец во рту,

Вот так пусть и звучат имена наших детей.
________________________________________ ________________________________________ ___
Книга "Последняя война Россйикой империи" выйдет в свет осенью этого года.
Заказать экземпляр с автографом и подарком от автора можно прямо сейчас.


Самое обсуждаемое
Обломов характеристика образа штольца андрея ивановича Первое появление штольца в романе обломов Обломов характеристика образа штольца андрея ивановича Первое появление штольца в романе обломов
Арес в искусстве и культуре Арес в искусстве и культуре
Ресничные черви представители Ресничные черви представители


top