Дз 18 технические характеристики. Земляные работы. Обзор распространенных моделей

Дз 18 технические характеристики. Земляные работы. Обзор распространенных моделей

Таблица 1

Техническая характеристика бульдозеров

Продолжение табл. 1

Продолжение табл. 1

Указания по применению норм

Нормами предусмотрена разработка грунта в резервах, выемках и котлованах.

Окончательное разравнивание и уплотнение грунта нормами настоящего параграфа не учтено и нормируется отдельно в зависимости от способа разравнивания.

Перемещение ранее разработанных разрыхленных грунтов (уборка излишков грунта при планировках, перемещение грунта из отвала и др.) следует нормировать по нормам настоящего параграфа с применением коэффициента согласно примеч. 3.

Состав работы

1. Приведение агрегата в рабочее положение. 2. Разработка грунта с перемещением его и выгрузкой. 3. Возвращение бульдозера в забой порожняком.

Состав рабочих

Для бульдозеров на тракторах ДТ-75; Т-74

Машинист 5 разр.

Для бульдозеров на тракторах Т-100, Т-4АП1, Т-130, Т-180 и ДЭТ-250

Машинист 6 разр.

Таблица 2

Нормы времени и расценки на 100 м 3 грунта

Примечания: 1. Нормы и расценки предусматривают работу бульдозерами без открылков. При перемещении грунта бульдозерами с отвалами ящичного типа Н. вр. и Расц. умножать на 0,87 (ПР-1). 2. Нормами и расценками предусмотрена работа бульдозеров в грунтах естественной влажности. При работе бульдозеров в сыпучих или вязких грунтах, в которых буксуют или вязнут гусеницы тракторов, Н. вр. и Расц. умножать на 1,15 (ПР-2). 3. При перемещении бульдозером ранее разработанных разрыхленных грунтов Н. Вр. и Расц. умножать на 0,85, считая объем грунта в естественном залегании (ПР-3). 4. Нормами и расценками учтено перемещение грунта по пути с подъемом до 10 %. При подъемах до 20 % длину пути на участках с подъемом умножать на 1,2, а при подъемах св. 20 % - на 1,4 (ПР-4).

2.5. Бульдозеры и бульдозеры-рыхлители

2.5.1. Бульдозеры

Бульдозер – это самоходная гусеничная или колесная машина с регулируемым фронтально-расположенным отвалом, которая режет, перемещает и распределяет материал при движении вперед. Основное отличие бульдозера от исполнения других землеройно-транспортных машин заключается в наличии отвала, с помощью которого разрабатывается грунт и затем перемещается в виде так называемой призмы волочения.

Бульдозеры характеризуются рядом основных параметров, к которым относятся: тяговый класс, мощность двигателя базового трактора, масса машины, размеры отвала, высота подъема отвала, заглубление отвала, скорость движения, удельное давление на грунт, габаритные размеры. Тяговый класс базового трактора – главный параметр бульдозера. Он характеризует напорное усилие или силу тяги, развиваемую при минимальной скорости рабочего хода и минимальном буксовании гусениц или колес.

Бульдозеры классифицируют по назначению, типу ходового устройства, конструкции рабочего оборудования, тяговому классу базового трактора (табл. 2. 23).

Таблица 2.23

Классификация бульдозеров

Строительные

бульдозеры

Назначение

Общего назначения

Специальные

Многоцелевого назначения

Ходовое устройство

Колесное

Гусеничное

Тип отвала

Неповоротный

Поворотный

Универсальный

Управление отвалом

Канатно-блочное

Гидравлическое

Тяговый класс трактора

Малогабаритные (класс до 0,9)

Легкие (классов1,4…4)

Средние (классов 6…15)

Тяжелые (классов 25…35)

Сверхтяжелые (класса свыше 35)

Бульдозерам всех исполнений присваивается индекс в виде букв ДЗ и цифровой части, аналогичный индексу скреперов. В последнее время в ряде моделей бульдозеров стала применяться маркировка, состоящая из букв и цифр, которые обозначают индекс базового трактора. Например, индекс Б10МБ означает – бульдозер на базе трактора Т–10МБ; ТМ-25.01 – бульдозер на тракторе Т-25.01. Используются и другие системы индексации (см. техническую характеристику современных бульдозеров, выпускаемых в России и странах СНГ, табл. 2.24).

Таблица 2.24

Техническая характеристика гусеничных бульдозеров

Индекс

Базовый тягач

Масса, т

марка

тяговый

Класс

мощность,

кВт

без тягача

с тягачом

Бульдозеры с неповоротным отвалом

ДЗ-42Г

ДЗ-101А

ОБГН-4

ОБГН-4М

Б10МБ-2121

Б10М.0100Е

ТС-10

ДЗ-162

ДЗ-54

ДЗ-27

ДЗ-110А

ДЗ-35

ДЗ-35С

ДЗ-158

ДЗ-34С

ДЗ-118

ДЗ-124ХЛ

ДЗ-59

ДЗ-141ХЛ

ДТ-75М

Т-4АП2

Т-4А.01

Т-4АП2.01

Т-10МБ

Т-10М

ТС-10

ДТ-75Н

Т-100МЗ

Т-130

Т-130

Т-180

Т-180Г

Т-25.01

ДЭТ-250

ДЭТ-250М

Т-330

Т-330

Т-500

2,87

2,51

2,16

1,71

1,85

1,99

2,06

6,91

3,98

4,87

8,046

8,615

7,985

10,15

9,97

10,33

19,56

16,76

16,5

9,82

13,71

13,35

16,02

17,065

18,76

40,51

31,38

34,8

46,5

44,0

61,35

Бульдозеры с поворотным отвалом

ДЗ-42П

ДЗ-17

ДЗ-19

ДЗ-28

ДЗ-109Б

ДЗ-171.1

ДЗ-25

ДЗ-35Б

ДЗ-60ХЛ

Д75Д

Т-100МЗ

Т-100МЗБГ

Т-130.1.Г-1

Т-130.1.Г-1

Т-170

Т-180ГП

Т-180КС

Т-330

4,73

2,25

3,96

8,42

7,43

17,1

16,32

16,28

16,5

19,32

17,9

44,69

Бульдозер (рис. 2.8) состоит из базовой машины и навесного рабочего оборудования. Бульдозерное оборудование включает в себя отвал 2 с ножами 1, толкающее устройство, состоящее из основной рамы 3, двух толкателей 7 и гидросистемы управления отвалом 6. Толкающее усилие, развиваемое двигателем трактора 5, через толкающее устройство передается на отвал, который ножами срезает грунт. Толщина срезаемой стружки регулируется гидроцилиндрами 4 подъема и опускания отвала.

При резании грунта бульдозер перемещается на рабочей скорости, обычно соответствующей первой передаче, с целью получить возможно большее тяговое усилие. Для сокращения продолжительности цикла желательно предельно сокращать путь копания, для чего грунт следует разрабатывать с возможно большей толщиной стружки. Рекомендуется при разработке слабых грунтов применять прямослойную схему резания грунта, в плотных грунтах – клиновую или гребенчатую схему.

Рис. 2.8. Бульдозер с поворотным отвалом

1 – нож; 2 – отвал; 3 – рама; 4 – гидроцилиндры подъема отвала;

5 – трактор; 6 – гидроцилиндры поворота отвала; 7 – толкатель

После образования перед отвалом призмы грунта его транспортируют при переднем ходе на расстояние и одновременно подрезают. Подрезанием компенсируются потери грунта, высыпающегося из призмы по бокам отвала. При подходе к месту отсыпки отвал поднимают, призма грунта ссыпается, образуя штабель. С поднятым отвалом бульдозер на максимально возможной скорости возвращается в забой задним ходом (при небольших расстояниях передвижения) или передним ходом с разворотами.

В последнее время некоторые модели неповоротных и поворотных гидравлических бульдозеров снабжаются автоматизированными системами управления отвалом «Копир-Автоплан-10» и «Комбиплан-10», осуществляющими автоматическую стабилизацию заданного положения отвала при выполнении окончательных планировочных работ. Эти системы имеют ту же элементную основу, что и рассмотренные выше системы управления скреперами.

Система автоматики «Копир-Автоплан-10» установлена на бульдозере с поворотным отвалом ДЗ–109Б–1 (рис. 2.9). Система «Комбиплан-10» установлена на бульдозерах с неповоротным отвалом ДЗ–110А–1 и ДЗ–110В–1.

Рис. 2.9. Аппаратура системы "Копир-Автоплан-10"

1 – источник лазерного излучения; 2 – фотоприемное устройство (ФПУ); 3 – механизм перемещения (МП) с датчиком обратной связи;

4 – тахогенератор (ТГ); 5 – датчик ДКБ; 6 – пульт управления;

7 – аккумулятор

Техническая производительность бульдозера при резании и перемещении грунта, м 3 /ч, определяется по формуле

П Т = 3600 V пр К У К С / Т Ц, (2.21)

где V ПР – геометрический объем призмы волочения грунта (в плотном теле), м 3 ;

V ПР = 0,5 L H 2 / ctgφ o K p , (2.22)

где L, H – соответственно длина и высота отвала; φ о – угол естественного откоса при перемещении материала (среднее значение φ о = 30°; ctg φ o = 1,73); К Р – коэффициент разрыхления грунта (для грунта 1-й группы равен 1,1; 2-й группы – 1,2; 3-й группы – 1,3); К У – коэффициент, учитывающий влияние уклона местности (табл. 2.22); К С – коэффициент сохранения грунта при его транспортировке:

К С = 1 – 0,005 S в , (2.23)

где S в – дальность перемещения (возки) грунта, м; Т Ц – продолжительность цикла, с:

Т Ц = S p / v p + S B / v B + S 0 / v o + Σ t, (2.24)

где S P , S B , S O – длина соответственно пути резания, возки грунта и обратного хода, м; S O = S P + S B ; v P , v B , v O – скорость трактора при резании, перемещении грунта и обратном ходе, м/с, (табл. 2.23); Σt – время на переключение передачи, опускание отвала, остановки в начале и конце рабочего хода и др. вспомогательные операции (в среднем Σ t = 15…20 с).

Длина пути резания грунта

S p = V пр / Lh c (2.25)

где V ПР – объем призмы волочения грунта, м 3 ; L – длина отвала бульдозера, м; h С – толщина срезаемого слоя грунта, м, (табл. 2.23).

Таблица 2.22

Влияние уклона местности на производительность бульдозера

Направление

резания

Значение коэффициента К У при уклоне местности, %

Под уклон

На подъем

0,85

Таблица 2.23

Основные технологические параметры работы бульдозера

Группа

грунта

Тяговый

класс

бульдозера

Толщина

резания

грунта, см

Скорость, м/с, при

резании

грунта

груженом ходе

обратном ходе

ДЗ-18 (Д-493Б1)оборудован системой «Автоплан-1» для автоматической стабилизации положения отвала.

Автоматическая стабилизация углового положения отвала обеспечивает выдерживание заданного угла поверхности в продольном направлении, тем самым улучшая планирующие качества бульдозера. Бульдозеры эффективно используют на планировочных операциях, а также на различных мелиоративных и земляных работах. С выключенной автоматической системой бульдозеры работают на обычных бульдозерных операциях. Навесное оборудование бульдозера смонтировано на гусеничном тракторе Т-100МГП.

Основные узлы: универсальная рама, поворотный отвал с ножами и толкателями и система «Автоплан-1». Поднимается и опускается отвал двумя гидроцилиндрами, укрепленными на шаровых цапфах, расположенных в передней части трактора, а перекос отвала и изменение угла резания - винтовыми раскосами. Система «Автоплан-1» состоит из аппаратуры автоматики и гидравлической системы. В аппаратуру автоматики входят блок и пульт управления, датчик углового положения и реверсивный золотник. Блок управления, установленный в кабине водителя, служит для задания требуемого угла продольного уклона и преобразования сигнала датчика в команду, которая передается на электромагниты реверсивного гидрозолотника.

Пульт управления предназначен для кнопочного дистанционного управления подъемом и опусканием отвала с помощью переключателя «вверх - вниз». Автоматический режим управления включается кнопкой «автомат».

Датчик углового положения с поворотным устройством расположен в защищенном кожухе на толкающем брусе (универсальной раме) бульдозера, вблизи поворотной цапфы и представляет собой маятник, соединенный с подвижным контактом потенциометра. Потенциал электрического сигнала датчика пропорционален его угловому отклонению от заданного положения относительно рабочего органа, на котором он установлен.

На датчике находится арретир для торможения маятника при выключенной системе автоматики. Лампочка-индикатор служит для точной установки датчика » требуемое положение при настройке.

Реверсивный золотник, установленный на задней стенке корпуса бортовых фрикционов, предназначен для управления гидроприводом перемещения рабочего органа в соответствии с командами блока управления.

Гидропривод работает от одного из двух насосов НШ-46, установленных на тракторе. Предохранительный клапан предохраняет систему перегрузки, поддерживая наибольшее давление 100 кгс/см2. Обратный клапан с дросселем, установленный в трубопровод штоковой полости цилиндров, служит для ограничения и регулировки скорости опускания отвала.

Принцип работы системы стабилизации состоит в том, что при отклонении отвала от заданного углового положения датчик выдает сигнал, поступающий после усиления, на один из магнитов гидрозолотника. Он возвращает отвал в первоначальное положение.

Применение автоматизированных бульдозеров повышает производительность труда при планировочных операциях по сравнению с ручным управлением примерно на 20% за счет уменьшения числа рабочих проходов, снижения утомляемости бульдозериста и сокращения времени на контрольное нивелирование.

После прокладки каналов экскаваторами кавальеры, расположенные на расстоянии 4-5 м от канала, разравнивают бульдозерами с неповоротным отвалом и универсальными. Выбор схемы работы машины и угла установки отвала в плане зависит от объема грунта кавальеров, приходящегося на 1 пог. м.

Наибольшая производительность бульдозера на разравнивании кавальеров достигается при движении вдоль канала и объеме грунта не более 4-6 м3 на 1 пог. м. При больших объемах грунта в кавальере работают диагональным способом бульдозером с неповоротным отвалом или универсальным с отвалом, установленным под углом 90° к направлению движения. В этом случае бульдозер подводят под углом к оси канала, как можно ближе к его бровке, и движением в сторону поля срезают торцевую часть кавальера, разравнивая грунт слоем заданной толщины. Затем бульдозер задним ходом возвращают к бровке и цикл повторяют, перекрывая предыдущий проход на 30-50 см.

В отличие от такой схемы работы при разравнивании кавальера универсальным бульдозером вдоль канала процесс осуществляется непрерывно. В этом случае производительность бульдозеров на разравнивании кавальеров значительно выше, чем при диагональном способе. При разравнивании кавальеров бульдозером Д-694А и движении его вдоль канала машина может работать без холостого хода, так как отвал с помощью гидроцилиндра способен поворачиваться в противоположную сторону.

При работе этого бульдозера с установкой отвала под углом необходимо, чтобы цилиндр поворота отвала полностью выпрямлял шарнирные рамки, так как вся нагрузка на отвал должна восприниматься не гидроцилиндрами, а специальными упорами на рамках.

Механизированный поворот отвала позволяет значительно увеличить производительность бульдозера Д-694А по сравнению с бульдозерами других типов.

Откосы каналов укрепляют одерновкой, посевом трав, бетонными или железобетонными плитами.

Одним из эффективных существующих способов укрепления откосов мелиоративных каналов является засев травами, поскольку он требует сравнительно небольших затрат и позволяет полностью механизировать процесс.

Основные технические данные ДЗ-18

На рынке представлено несколько модификаций бульдозера ДЗ: 42, 170, 171 и т. д. Каждая модель отличается техническими характеристиками и показателями. Это транспортное средство используется для выполнения работ на промышленных и строительных площадках, в карьере и в сельском хозяйстве.

Обзор распространенных моделей

Этот транспорт применяется во время погрузочных и разгрузочных работ, выравнивания грунта. Также бульдозер ДЗ используется для разработки грунтов первой и второй категории.

ДЗ-8

Модификация ДЗ-8 оборудована дизельным силовым агрегатом, который выполнен в соответствии с международным экологическим стандартом Евро-2. Техника оснащена механической коробкой передач и гидравлическим усилителем руля.

Технические показатели:

Транспорт ДЗ-27 — это землеройная техника, оснащенная отвалом неповоротного типа. Данная модификация предназначена для срезания и перемещения грунта первой, второй и третьей категории.


ДЗ-28

Техника ДЗ-28 подходит как для работ по разработке грунта, так и для транспортировки различных грузов. Бульдозер отличается высоким уровнем маневренности и устойчивости к суровым погодным условиям.


Характеристики и показатели этой модели:

Рабочий объем силового агрегата 13,53 л
Международный экологический стандарт Евро-2
Мощность мотора 160 лошадиных сил
1250 оборотов в минуту
Рабочий температурный режим -40°…+45°С
Количество цилиндрических механизмов 4
Габаритные параметры отвала Длина — 3940 мм

Высота — 1000 мм

Общий вес навесного оборудования 2000 кг
Полная масса 14900 кг
Наибольший угол срезания 60°
Количество скоростей коробки передач 8
Наибольшая транспортная скорость 9,9 км/ч
Дорожный просвет 407 мм
Ширина колеи гусеничной ленты 1880 мм
Число катков 2

ДЗ-42

Строительная техника ДЗ-42Г используется для рытья траншей и котлованов, а также для транспортировки различных сыпучих грузов, расчистки дорог от снега и для других коммунальных работ.


Технические данные и показатели модели:

ДЗ-109

Модель ДЗ-109 относится к легкому классу бульдозеров. Он изготовлен на базе тракторной техники Т-130 и оборудован мощным дизельным двигателем и восьмиступенчатой коробкой передач.


Технические параметры и характеристики:

ДЗ-110

Данная модель используется при строительстве различных объектов в качестве вспомогательной техники, также во время съема земляных слоев, нарезке террас, во время планировки и транспортировки грунта.


Бульдозер ДЗ-110А — технические характеристики техники:

Длина 5445 мм
Ширина 3050 мм
Высота 3420 мм
Гусеничная база 2478 мм
Клиренс 415 мм
Колея 1880 мм
Ширина башмака 500 мм
Давление, оказываемое на грунт во время выполнения работ 0,05 МПа
Максимальная высота копания 1000 мм
Наибольшая высота подъема рабочего органа 1000 мм
Рабочий объем мотора 14,48 л
Мощность силового агрегата 170 лошадиных сил
Частота вращения коленчатого вала 1250 оборотов в минуту
Номинальный крутящий момент 1098 Нм
Объем бака для топлива 290 л

Этот бульдозер используется при нарезке террас на косогорах, перемещении различных материалов и грузов на строительных площадках при возведении насыпей. Такая техника подходит для выполнения коммунальных работ.


Технические показатели бульдозера ДЗ-162:

Этот бульдозер оборудован раздельно — агрегатной гидравлической системой, для крепления которой в конструкции транспорта предусмотрена навесная передняя рама. Для создания давления в системе здесь используется насосный механизм.


Технические параметры и характеристики:

Этот транспорт относится к тяговому классу №10 и предназначен для выполнения работ на тяжелом грунте. Среди преимуществ можно выделить небольшой расход топлива и высокую производительность.


Описание параметров бульдозера ДЗ-171-1, технические характеристики:


Другие модификации

Модификация ДЗ-18 относится к десятому тяговому классу и используется для выравнивания грунта, очистки дорог в зимний период и для транспортировки сыпучих грузов.

Технические параметры:


Транспорт ДЗ-29 оборудован дизельным четырехтактным мотором и гидравлической системой с восьмиступенчатой коробкой передач.

Технические данные и параметры модели:

Модификация ДЗ-53 — это землеройная транспортная техника на базе гусеничного трактора и колесного тягача. Она состоит из отвала, гусеничной ленты и кабины машиниста.


Характеристики и данные:

Транспорт ДЗ-101 относится к четвертому тяговому классу. Он оборудован отвалом, объем которого равен 1,7 м³. Мощность двигателя составляет 56 лошадиных сил, а объем топливного бака 150 л.



top