Из чего производят шелк. Как делают шёлк? Подготовительные работы перед отбеливанием и окрашиванием нити

Из чего производят шелк. Как делают шёлк? Подготовительные работы перед отбеливанием и окрашиванием нити

Шелк – ценная ткань, которая известна во всем мире своим мягким блеском, уникальной гладкостью и высокой прочностью. Именно из натурального шелка в древности изготавливались одеяния королей и знатных вельмож. Сейчас драгоценный материал доступен всем: из него делают великолепные наряды и обувь, роскошные украшения для интерьера и ценный домашний текстиль.

Шелк, в отличие от других тканей, производится не из материалов растительного или животного происхождения. Он изготавливается из коконов гусениц тутового шелкопряда.

Появление материала

Появлением шелка мир обязан древним китайским мастерам, которые начали извлекать шелковую нить из коконов за пару тысячелетий до нашей эры. Тогда шелковая ткань производилась вручную, поэтому изделия из нее были лишь у императоров и знати.

Китайцы понимали, какой ценностью обладает поразительная ткань, поэтому держали тайну ее изготовления в секрете. Человек, который отваживался разгласить тайну производства шелка, осуждался на смертную казнь. Однако уже к IV веку технология производства шелка стала известна в Корее, Японии и Индии. В 550 году это искусство стало доступно и европейцам.


The colour of passion.

Технология изготовления

Технология изготовления шелка очень сложна. Моль и гусеницы шелкопряда выращиваются в специальных питомниках. Когда гусеница заворачивается в кокон, ее умерщвляют, а кокон размягчают в горячей воде. Потом его разматывают. Из одного кокона получают от 300 до 1000 м шелкового волокна. Нить уплотняют, перекручивая по 5–8 волокон одновременно, и сматывают в катушки.

Катушки рассортировывают, обрабатывают, иногда волокна дополнительно скручивают для увеличения плотности. Готовый материал отправляют на фабрику. Там пряжу вымачивают в воде и окрашивают. Затем из нее изготавливают ткани с разным плетением. От типа плетения и плотности нитей будет зависеть вид шелковой ткани.

Важно! Сейчас изготовлением этого материала занимаются разные страны. Однако по-прежнему лидером по поставкам натурального шелка на мировой рынок считается Китай.

Химические и физические свойства шелковых тканей

Состав шелка

Шелковая нить по химическому составу близка к человеческому волосу или шерстяному покрову животных: на 97% она состоит из белка, остальное – воск и жиры. Ее состав таков:

  • 18 аминокислот;
  • 2% калия и натрия;
  • 3% жировых и восковых компонентов;
  • 40% серицина;
  • 80% фиброина.

Натуральный шелк стоит очень дорого: не каждый человек может позволить себе изделие из этого материала. Поэтому сейчас появились фабрики, которые занимаются изготовлением искусственных тканей – шелка-купро (из вискозы) и синтетического шелка. Внешне синтетика мало отличается от натуральной ткани, но не обладает ее износостойкостью, прочностью и гигиеничностью.

Важно! Прочность шелка снижается при воздействии температуры выше 110°С или ультрафиолетовых лучей. Ткань становится хрупкой, может рваться от незначительных физических воздействий. При долгом нахождении на открытом солнце (более 200 часов) прочность шелка снижается вдвое.

Свойства шелка

Натуральный шелк приобрел популярность благодаря удивительным свойствам. Особенности шелковой ткани таковы:

  1. Высокая плотность, износостойкость и устойчивость к воздействию уксуса и спирта. Повредить материал может лишь концентрированный раствор кислоты или щелочи.
  2. Гладкость, мягкий блеск и яркие переливы. Шелк приятно прилегает к коже, нежно струится вдоль тела и мягко сияет, благодаря чему изделия из него выглядят по-королевски роскошно.
  3. Бактерицидные и гипоаллергенные свойства. Шелк препятствует размножению бактерий, поглощает неприятные запахи и не вызывает аллергии. Вот почему его часто используют для изготовления одежды и постельного белья.
  4. Сминаемость материала зависит от вида. Шелк полотняного переплетения сминается легко. А вот шелк-ликра или шелк-жаккард почти не мнутся.
  5. Ткань не подвергается сгоранию: при попадании искры на шелковое изделие оно начинает тлеть, распространяя запах горелых перьев.

Характеристики ткани

Для поклонников шелковой одежды важны и другие свойства материала:

  • ткань хорошо окрашивается в любые оттенки благодаря высокой гигроскопичности материала:
  • отлично пропускает и впитывает воду, не электризуется, хорошо тянется;
  • имеет среднюю усадку: после стирки шелковое полотно всегда садится и может потерять до 5% первоначальной длины.

Важно! Шелк используется не только для пошива одежды. Из него изготавливают прекрасные сувениры, он используется в вышивке, вязании и валянии, а крепдешин, фуляр или туаль – прекрасная основа для картин и платков в технике батик.

Разновидности шелка

Существует множество разновидностей шелковых тканей. Они различаются качеством нити, внешним видом, структурой, схемой плетения и свойствами.

Самые распространенные виды шелковой ткани:

  1. Туаль – материал с полотняным плетением, который неплохо держит форму и отличается неярким сиянием и высокой плотностью. Идет на пошив платьев, юбок, подкладок для верхней одежды и галстуков.
  2. Шелк-атлас – ткань с атласным плетением, которая имеет две стороны: блестящую лицевую и матовую изнаночную. Атлас хорошо драпируется и может иметь разную плотность. Используется для изготовления одежды, обуви и украшения интерьеров.
  3. Шелк-шифон – ткань, имеющая полотняное плетение. Отличается мягкостью, прозрачностью, шероховатостью и матовостью. Используется для блузок, платьев, халатов.
  4. Дюпон – плотная ткань с блеском. Используется для пошива штор, портьер и вертикальных жалюзи.
  5. Фуляр – легкая и блестящая ткань, подходящая для изготовления белья и платков. Пользуется большой популярностью у мастеров батика.

Существуют и другие виды ткани: газ, органза, шелк-вискоза, эксцельсиор, парча, чесуча.

Области применения

Области применения шелка многочисленны:

  1. Изготовление одежды. Из шелковых тканей изготавливают как зимнюю, так и летнюю одежду, поскольку этот материал при любой погоде сохраняет комфортную для тела температуру. Кроме того, изделия из шелка имеют привлекательный внешний вид, поглощают неприятные запахи, препятствуют размножению бактерий на коже и не вызывают аллергии.
  2. Медицина. Шелк обладает дезинфицирующими и бактерицидными свойствами, поэтому используется в качестве шовного материала в хирургии (даже в таких деликатных областях, как глазная или нейрохирургия). Для выполнения операционных швов лучше всего подходят нити, сделанные из наружного или внутреннего волокна кокона – буретный шелк.
  3. Домашний текстиль. Этот гипоаллергенный материал, в котором не размножаются клопы и пылевые клещи, прекрасно подходит для изготовления домашнего текстиля. Из плотного шелка шьют портьеры, рулонные шторы, постельное белье, чехлы для мебели, покрывала.

Преимущества и недостатки натурального шелка

Плюсы материала:

Минусы шелка:

  • дорого стоит;
  • нуждается в особом бережном уходе;
  • не переносит стирки в очень горячей воде;
  • требует аккуратности при проглаживании утюгом;
  • теряет прочность при длительном воздействии ультрафиолета;
  • загрязняется при попадании на поверхность жидкости или пота.

Несмотря на то, что изделия из шелка имеют ряд недостатков, эта ткань остается популярной во всем мире.

Шелк – деликатная ткань, которая требует аккуратной носки и бережного ухода. Основные рекомендации по уходу за шелковыми вещами таковы:

  • стирать вручную при температуре не выше 30ºС или в машинке в режиме «Деликатная стирка» или «Шелк»;
  • не применять для стирки обычный щелочной порошок: нужно приобрести чистящее средство с надписью «для шелка»;
  • нельзя использовать отбеливатель и кондиционер для белья;
  • не стоит мять, перекручивать и сильно выжимать материал, чтобы не испортить его структуру;
  • чтобы высушить шелковое изделие, желательно завернуть его в полотенце, дать лишней влаге впитаться, а потом положить вещь на горизонтальную поверхность и оставить до высыхания;
  • утюжить шелк можно в режиме «Шелк» без пара, мокрое изделие гладить запрещено;
  • цветной шелк после стирки нужно прополоскать в прохладной воде с добавлением уксуса (5 ст. л. 9%-ного уксуса на 10 л воды).

Если вы будете правильно ухаживать за изделиями из шелка, они прослужат вам многие годы.

Мифы о натуральном шёлке

Миф 1: Натуральный шёлк очень трудно отличить от ненатурального

Это не так. Нужно только взять с собой зажигалку! Вытянув несколько ниточек из интересующей вас ткани, вы поджигаете их (стараясь не спалить весь магазин) и сразу же нюхаете - он должен пахнуть палёным рогом или шерстью.

Полиэстер в отличие от шёлка плавится, а вискоза тлеет и пахнет жжёной бумагой. Запёкшийся комочек шёлка можно растереть в пальцах, как обычный уголёк.

Вот и все. Любой уважающий себя магазин ткани позволит вам провести эту нехитрую экспертизу.

Миф 2: Натуральный шёлк стоит дорого

Это тоже не совсем так. По 100$ за метр квадратный может стоить шёлк известных европейских дизайнеров, но в этом случае Вы платите за имя и модный дизайн. Сам по себе материал из коконов тутового шелкопряда (bombix mori) в России может стоить от 10 до 70$ в зависимости от плотности и фактуры. С учетом расхода материала на стандартный двухспальный комплект его стоимость может варьироваться от 300 до 700$.

Такие ткани, как туаль, эксцельсиор, газ-шифон, тонкие атласы и крепдешины для ручной росписи не могут стоить дорого, потому что большинству художников нужен дешёвый материал (150-450 р). Из таких тканей также шьют недорогое постельное бельё, аксессуары и т.д. Так что смело можно сказать, что шёлк и шёлковая одежда стали в России позволительной роскошью.

Миф 3: Шёлк всегда гладкий, блестящий и скользкий

Моя соседка купила шёлковое постельное бельё и говорит мне - «деньги на ветер! Всю ночь с кровати скатывалась!». Шёлковый атлас действительно обладает гладкой поверхностью, которая, впрочем, после стирки в барабане стиральной машины становится больше похожей на нежную лайку (Этот фокус не проходит ни с полиэстером, ни с вискозой).

А потом среди шёлковых тканей есть совершенно нескользкие и гораздо больше подходящие для постельного белья: крепдешин (можно делать простыни на резинке, шёлковый креп даёт небольшую эластичность и вдоль и по диагонали), мокрый шёлк (или шёлк с эффектом кожи персика) – как нельзя лучше подойдёт для тех, кто много ворочается во сне. Эту нежную матовую ткань не так просто стянуть с матраса.

И ещё от себя несколько секретов о натуральном шёлке

Дикий шёлк


Этот шёлк не разматывают с кокона тутового шелкопряда, а счёсывают с кокона дубового (или дикого) шелкопряда, поэтому он больше похож на лён или шерсть. Обладает отличной гигроскопичностью – способностью впитывать влагу, прочностью и иногда имеет тёмные вкрапления, что придаёт ему очарование этнической древности. Поэтому дикий шёлк средней плотности очень популярен среди тех, кто увлекается восточными единоборствами.

Дикий шёлк хорош в жаркую погоду, из него получаются замечательные сорочки и шорты в стиле «сафари». Т.к этот вид ткани редко окрашивают и отбеливают, то он очень подходит для одежды будущих мам и малышей, а также для людей, склонных к аллергии и с проблемой повышенной потливости.

Существует «совсем дикий», грубый шёлк типа «рогожка» с плотностью 200гр/м 2 и шириной больше 2м для интерьера, но об этом позже. Дикий шелк часто применяется для росписи в этническом стиле (кроме техники холодного батика). Края дикого шелка (если это пончо или палантин) - можно не подшивать, а просто "обдёргать". Получается очень симпатичная бахрома.

Императорский шёлк

Есть также 1 вид шёлковой ткани, которую позволялось в древнем Китае носить лишь императору. Этот шёлк выкладывали на берегу реки в провинции Су-Джоу, мазали илом и водорослями со дна этой же реки и держали под палящим солнцем ровно 14 дней (половину лунного цикла). Шёлк, крашенный водорослями, имеет 2 стороны - чёрную лицевую и коричневую изнаночную (бархатистую и приятную к телу) и обладает уникальными свойствами: успокаивает кожу, страдающую псориазом.

Будущим мамам

Дети очень хорошо реагируют на шелковую одежду и простынки - раздражения кожи становятся меньше заметны, ребёнок быстрее засыпает, чувствуя нежное и тёплое прикосновение шелковистой материи. Рекомендуется использовать некрашенные крепдешины, атласы и шелк с эффектом "кожи персика".

Для детей старше двух лет можно использовать так же и дикий шелк. Все виды шелка несут очень сильную положительную энергетику, поэтому не только детям, но и беременным женщинам мы советуем использовать шелковую нательную (домашнюю) одежду.

Протравка шёлка

Любой вид белого шёлка легко протонировать в цвета от бежевого до темно-коричневого простым погружением в раствор марганцовки. После этого ткань не нужно ни кипятить, ни выполаскивать. Чем больше концентрация перманганата калия, тем темнее конечный результат окраски.

Шёлк для платков и бандан

Чтобы платок не соскальзывал с волос, его лучше всего сделать из креп-жоржета или шифона.

Женское бельё и домашняя одежда из шёлка

Женское бельё и домашнюю одежду конечно же лучше шить из атласа или жаккарда, но если вы сумеете достать шёлковый трикотаж, то можете не ограничивать свою фантазию – этот материал уникален, с лайкрой или без, плотный или полупрозрачный, он подходит как для белья, так и для водолазок, вечерних платьев и аксессуаров.

Корсетные изделия

Корсетные изделия, сшитые из натурального шёлка, – не только предмет роскоши элит-класса, но удивительно практичная и нужная вещь. Внутренний слой карсета, моделирующего фигуру, выполненный из шёлкового атласа, жаккарда или туали даёт коже возможность дышать и избавляться от излишков влаги. А внешний слой, выполненный из шёлковой парчи, тафты или дюпона, не растягивается в процессе затяжки и носки и производит неизгладимое впечатление! Такой корсет будет служить долго, никогда не вызовет ощущения жара и жжения у своей хозяйки.

Шитьё

Для тех, кто шьёт верхнюю одежду из кожи и меха не нужно говорить о том, что шёлковая подкладка указывает на высокий класс изделия. Обычно это самые скользкие виды шёлка - жаккард (иногда с именем фирмы мелким рапортом, такой всегда можно заказать у крупных поставщиков щёлка), атлас или тонкая тафта-хамелеон.

А для элегантного пеньюара нет лучше сочетания, чем шёлковый шифон, отороченный мехом. В последнее время появилась шёлковая тафта с водозащитной пропиткой для курток, пальто и верхнего слоя пальто с меховой подкладкой. Она похожа на искусственный материал, но при сжигании все равно пахнет палёным рогом. Для тех, кто вяжет, тоже много интересных материалов в шёлковой промышленности.

Шелк в интерьере


И напоследок - одна из самых модных тем для натурального шёлка - экологически чистый интерьер. Шёлк можно использовать для отделки стен и потолков (затяжка по периметру, оклеивание, растяжка на люверсах, драпировка и т.д.). И, конечно же, для декорирования окон и спален.

Упомянутая выше шёлковая рогожка имеет достаточную ширину, плотность и удивительную древесную фактуру. Белая шёлковая туаль может использоваться для отделки стен и потолков, имитируя евроштукатурку (причём обходится намного дешевле!). Стены дышат и получают положительную энергетику природного материала.

Ту же туаль можно расписать вручную и, натянув на рамы, выложить стены и окна шёлковыми витражами и панно. В сочетании с шёлковым постельным бельём у вас получается интерьер "SILK NATIVE". Информация для специалистов, декорирующих рестораны и ночные клубы: если в шёлковую ткань ткнуть зажженной сигаретой, она не загорится и не будет тлеть, как вискоза, не будет плавиться, вспыхивать и капать, как полиэстер. Образуется круглая дырочка и все!

Шёлк - наиболее безопасный материал для больших "тусовок" и соответствует требованиям противопожарной безопасности, как никакой другой материал.

Но у шёлка есть и свой минус - он мнётся. Хотя есть виды шёлковой ткани, сотканной из нитей повышенной крутки, которые не мнутся, - это креп-жоржет и шифон. На сегодняшний день эта особенность может придавать вещи, сшитой из шёлка, особенный шик и демонстрировать натуральность ткани.

В любом случае маркировка "NATURAL SILK" внушает доверие любому покупателю, и с каждым годом все больше модельеров и декораторов используют шёлк и в авторских изысках, и в массовом производстве.

Шёлк получают из коконов тутового шелкопряда , но получение волокна для его производства довольно продолжительный процесс, который нуждается в заботе, скрупулёзности и внимании.

Чтобы получить шёлк высокого качества, требуется соблюдение двух условий:

  1. вовремя понять, что пришло время подвергнуть кокон обработке;
  2. точно следовать установленной системе питания шелковичных червей.

Из всех видов тутовых шелкопрядов, наиболее ценным является Bombyx mori, которые изготавливают шелковое волокно Mulberry самого высокого качества. Этот вид шелкопряда выращен искусственно, то есть его не бывает в дикой природе. Бабочки шелкопряда специально выведены для единственной цели - откладывание яиц для разведения гусениц и производства шелка, поэтому они практически не могут летать и у них даже отсутствует зрение. Продолжительность их жизни составляет несколько дней, которые они проживают в поиске партнёра, после чего она откладывает до 500 яиц в течение 5 дней на листья тутового дерева.

Яйца шелкопряда имеют небольшой размер, 500 штук яиц имеют вес всего лишь в 5 грамм. Гусеницы вылупляются из кокона на 10–12 день. Необходимо 6 тыс. гусениц, чтобы произвести 1 килограмм шелкового волокна. Для превращения гусениц в «куколку», а затем в бабочку, шелкопряды наедаются вдоволь, они без остановки и день и ночь поедают листья тутового дерева, которые выращиваются именно для этой цели и экологически чистые.

Цикл развития от гусеницы к кокону длится около месяца. Шелковая масса для кокона формируется из слюнной железы гусеницы, которая составляет 40% от её веса. Сформировавшаяся шёлковая масса имеет светло-жёлтый цвет, который имеет глянцевый оттенок, эта образовавшаяся, в железах масса имеет сложный состав из фиброина и серицина, и ещё 18 элементов.

Когда наступает время превращения в кокон, гусеница прекращает безостановочно поедать листья и начинает прясть вокруг себя крепкую нить. Кокон формируется в течение трёх дней. В итоге мы получаем 950–1450 метров нераздельной нити, но развернув, кокон остаётся всего лишь 500–800 метров, так как нет возможности развернуть внешний и внутренний слои, которые являются защитными. Когда образовавшиеся коконы уже готовы, их собирают, подвергают термообработке горячим паром, увлажняют, на специализированном станке часть нитей между собой. Они очень тонкие, и сколько нитей будет объединено, зависит от того какой вид материала, в последующем из неё получится и желаемая структура шелка.

Последующая обработка шелковых тканей, чтобы придать им нужные свойства, состоит из нескольких этапов:

  1. Отваривание
    В этом этапе ткань варят в мыльном растворе около трёх часов. Это делают для обесклеивания, то есть для окончательного удаления серицина. Благодаря этому шёлк становится нежным и его легко красить.
  2. Окрашивание
    Структура шелкового волокна позволяет глубоко пропитывать ткань, в следствии долго сохраняется цвет. Нити можно окрашивать в мотках, до того как они попадут на ткацкий станок либо можно окрашивать непосредственно саму ткань.
  3. Оживление
    Обработка эссенцией уксусной кислоты, для получения блеска и насыщенного цвета.
  4. Декатировка
    Ткань подвергается воздействию горячего пара под высоким давлением для снятия напряжения внутреннего состава, структуры волокон.

Шёлк - мягкая ткань из волокна, который производится из кокона гусениц тутового шелкопряда. Его производство, зародившееся в Китае, до нынешнего времени почти не изменилось, этот процесс остался сложным и трудоёмкий, вследствие чего цена на натуральный шёлк велика.

Волокно, из которого впоследствии будет изготовлена нить, состоит из фиброина (75%) и серицина (25%), и в небольших количествах в состав входят жиры, воск и минеральные вещества. Если говорить о размерах шелковой нити, то она значительно тоньше человеческого волоса, а в длину может протянуться в среднем на полтора километра. Такое волокно довольно прочное и водоотталкивающее, ведь его назначение - защита гусениц от внешних угроз.

История

В древние времена шёлк зародился и добывался только в Китае. Техника производства находилась в строгом секрете, а за разглашение тайны виновный подвергался самому серьёзному наказанию за предательство - смерти. Таким образом, Китай являлся монополистом по изготовлению шелковых тканей, по этой причине стоимость шелка была очень большой, её ценность сравнивалась с золотом, то есть за него платили таким количеством золота, какой массы была сама ткань.

Спустя время, Персия овладела всей торговлей китайским шёлком, но цена все так же оставалась высокой. В таком случае Византийский император Юстиниан решил выкрасть секрет производства ценной ткани. Предположительно в 550 году н. э. император отправил двух монахов в Китай с целью раскрытия тайны. Через два года монахи вернулись в Византию, привезя с собой яйца гусениц шелкопрядов. В итоге долго хранящаяся в секрете технология была раскрыта и получила распространение.

Китай подарил миру немало замечательных изобретений: компас, бумагу, фарфор, порох и шёлк. Когда-то тайна изготовления шёлка была одной из самых охраняемых в Поднебесной. За разглашение иностранцам этой технологии китайцу могла грозить смертная казнь. Сегодня секрет шёлка известен всем. Но до сих пор ни одной стране не удалось достичь таких высот в изготовлении шёлка, как китайским мастерам.

Технология производства

Для изготовления натуральных шёлковых нитей используются коконы тутовых шелкопрядов. Этот вид бабочки родственен обычной домашней моли. Очевидно, тутовые шелкопряды произошли от дикой шёлковой моли, облюбовавшей в качестве места жительства тутовые деревья. Способностью вырабатывать шёлковые волокна обладают многие насекомые, например, пауки. Однако такой шёлк не используется в текстильной промышленности.

Тутовый шелкопряд

Данные археологических раскопок позволяют предположить, что целенаправленное разведение шелкопрядов началось в Китае ещё 4000-5000 лет назад. По мере своего одомашнивания дикая моль, потеряла способность к полёту, у некоторых особей почти не развиты органы зрения и ротовой аппарат.

Самки шелкопрядов откладывают по несколько сотен крошечных яичек, а через несколько дней погибают. Яйца тщательно проверяют, они проходят несколько тестов на различные инфекции. Здоровые яйца, которые затем будут использоваться для дальнейшего производства, отправляют в инкубатор. Примерно через неделю из яиц появляются личинки. За ними очень внимательно следят, в помещении, где находятся тутовые шелкопряды, поддерживается постоянная температура и влажность, а также не допускаются громкие звуки. На данной стадии развития шелкопряды постоянно едят, чтобы набраться сил перед превращением в бабочку. В их рацион входят листья тутовых деревьев, цитрусовые корки и салат. Примерно через месяц личинки начинают готовиться к последней стадии своего роста и приступают к витью кокона.

С помощью специальных желёз гусеницы вырабатывают особую густую массу, затвердевающую при контакте с воздухом. В состав этой массы входят два основных вещества:

  • фиброин — белок, который способны вырабатывать многие насекомые.
  • серицин — клейкое вещество, скрепляющее между собой нити.

Несмотря на то, что шёлковые нити намного тоньше человеческого волоса, они очень прочные. Ведь в то время как личинка находится в коконе, она должна быть защищена от хищников и влаги. На создание кокона у семисантиметровой личинки уходит не больше 4 дней. После этого коконы сортируют в зависимости от цвета и качества. Для текстильного производства больше всего подходят белые коконы. Для того чтобы получать больше сырья нужного цвета, китайские селекционеры столетиями занимались скрещиванием тех или иных особей. Примерно через полторы недели незадолго до того момента, как личинки смогут покинуть кокон, приходит время сбора шёлка. Коконы помещают в горячую воду, это убивает гусениц и разрушает часть клейкого серицина. Если передержать коконы, гусеницы превратятся в бабочек и разорвут шёлковые нити.

Теперь коконы можно разматывать. Один шелкопряд даёт от 600 до 1000 метров шёлковой нити. Для того чтобы получить пригодную для текстильного производства нитку необходимо соединить 5-7 нитей, произведённых гусеницами. Перед тем как ткать полотно, нити ещё раз скручивают, чтобы они стали ровными и гладкими. Затем их тщательно промывают и очищают. Теперь шёлковые мотки можно окрашивать и отправлять на ткацкие станки.

Сегодня производство шёлка в Китае — это высокотехнологичный процесс, но тысячи лет назад все манипуляции с шёлковыми нитями проделывались вручную.

История шелководства в Китае


Женщины проверяют качество шелка. XII век. Изображение на шелковом полотне.

К V веку до н. э. шелководство стало одним из самых развитых направлений китайского производства. Главным центром изготовления шёлка стал город Ханчжоу. Сначала одежды из драгоценных нитей носили только члены императорской семьи. Но со временем в шелка стали всё чаще облачаться высшие сановники и придворные.


производство шелка в Древнем Китае. XIII век

Для жителей древнего Китая шёлк стал не просто тканью, а чем-то божественным. Тутовые рощи, помещения, где ткали шёлк, стали по-настоящему священными местами. Здесь проводили часто ритуалы, посвящённые богине Цань-шэнь — покровительнице шелководства. Согласно легендам, в древности иноземцы похитили одного человека. Жена пленника поклялась выдать свою дочь замуж за того, что вернёт ёй мужа. Через несколько дней хозяин дома вернулся, сидя верхом на своём коне. После возвращения конь отказывался от пищи и воды. Тогда хозяйка дома рассказала супругу о своей клятве. Хозяин убил коня и повесил шкуру сушиться во дворе. Когда во двор вышла хозяйская дочь, шкура внезапно обвилась вокруг девушки и понесла её по воздуху. В конце концов, они опустились на большое дерево, где девушка тут же превратилась в шелковичного червя. Позже родители увидели свою дочь, пролетающей по небу, и она сказала им, что стала богиней. В провинциях, где было развито шелководство, Цань-шэнь воздавались большие почести и приносились жертвы.


Женщины производят шелковые нити. XII век.

К III веку до н. э. шёлк стал своеобразной валютой. Им выдавали жалование, платили налоги и расплачивались за товары. Производство шёлка вышло за пределы отдельных провинций и охватило весь Китай. Каждая провинция сталась привнести в технологию изготовления шёлка что-то новое, поэтому сырьё из разных частей страны имело свои особенности. В это время шёлк отличался разнообразием фактур, цветов и богатством вышивки. Существовал ряд наиболее распространённых сюжетов и орнаментов, выполняемых на шёлке:

  • драконы;
  • цветы;
  • рыбки и водоросли;
  • фениксы;
  • дворцы и сценки из жизни высших сановников и т. д.
Императорский шелковый халат

Китайские мастерицы занимались вышивкой только в хорошую и ясную погоду. Искусство вышивки требовало вдохновения и бодрого расположения духа. Для окрашивания шёлка использовались преимущественно растительные вещества, получаемые из листьев, коры и кореньев.

Расширилась и сфера применения шёлка. Его использовали для изготовления рыболовной лески, струн, в качестве писчего материала и для плетения тетивы.

Со II века до н. э. в Китае началась торговля шёлком. Сначала изделия распространялись только в соседних странах — Японии, Корее. Но к VI веку н. э. в связи с расцветом Великого Шёлкового пути китайский шёлк стал попадать в страны Северного Кавказа, Средней Азии и Европы. Несмотря на широкий экспорт, китайцы ревностно охраняли секрет изготовления шёлка. Вывоз коконов шелкопряда за пределы страны был строго запрещён под страхом смертной казни. В других государствах не раз предпринимались попытки разгадать тайну шёлка. Предположения были самые неожиданные. Кто-то утверждал, что шёлк получают из волокон растений, птичьего пуха или даже из почвы.


Великий шелковый путь — схема распространения шелка

Но, несмотря на строгие запреты, уже в IV веке н. э. технология шелководства становится известна в Японии, а в VI веке — и в Византии. В Европу секрет шелководства попал намного позже — уже в эпоху Крестовых походов. Однако в Европе шелководство не получило широкого распространения. Здесь большей популярностью пользовался дешёвый хлопок. А в некоторых странах и вовсе — из-за эпидемий вымерли целые популяции шелкопрядов. Поэтому в эпоху Нового времени мировыми лидерами шелкопрядства стали Китай и Япония.

Сегодня совокупное производство шелковых тканей, уступает по объему лишь производству тканей из хлопчатобумажных нитей. При этом нужно понимать, что современный шелк изготавливается не только из натурального сырья, но и из химических или смесовых волокон, а доля аутентичной продукции на рынке незначительна и составляет всего 2-3% от общего объема.

Из чего делают шелковые ткани

Шелк ткут из натуральных, искусственных и синтетических нитей. Две последние разновидности можно объединить в одну группу – химическую. Натуральная ― элитная и дорогая шелковая ткань с большим количеством преимуществ, которыми не обладают ее химические аналоги, это:

  • Высокая гигроскопичность. Способность впитывать влагу до половины своего веса и быстро высыхать.
  • Гипоаллергенность. Не накапливает пыль, не электрилизуется, не вызывает аллергии, препятствует размножению микробов и нейтрализует неприятные запахи.
  • Отличная терморегуляция. Под такой одеждой в любую погоду сохраняется комфортная для человека температуру тела.
  • Воздухо — и паропроницаемость. Несмотря на высокую плотность изделия из природных волокон прекрасно пропускают воздух и водяные пары, обеспечивая оптимальные условия для жизнедеятельности организма человека.
  • Долговечность и износостойкость. Ткань шелк служит долгие годы без потери качества. Она устойчива даже к воздействию уксуса и спирта. Повредить ее можно только концентрированным раствором щелочи или кислоты или постоянным нахождением на солнце.
  • Пожаробезопасность. При попадании искры не горит, а лишь медленно тлеет, распространяя вокруг запах горелых перьев.

К недостаткам изделий из природных белковых волокон можно отнести:

  • высокую стоимость;
  • большую (до 5%) усадку;
  • плохое держание формы;
  • низкую термоустойчивость;
  • сложность при пошиве (сыпучесть, перекашивание).

Особенности производства

Производство шелка очень трудоемкий процесс, поэтому на протяжении веков проводились эксперименты для создания его синтетического аналога. Первые размышления на эту тему прослеживаются в труде известного английского естествоиспытателя Роберта Гука, изданном в далеком 1667 году. Чуть позже начинания Гука получили дальнейшее развитие в идеях его французского коллеги Рене Реомюра. А спустя столетие, в 1842 году немецкий изобретатель и фабрикант Людвиг Швабе представил миру прототип первой машины по производству химической нити. Прошло еще 13 лет после этого события, и в Англии был запатентован способ трансформации тутовой целлюлозы с применением серной и азотной кислоты. Дальнейшие эксперименты и практические разработки доказали на практике свою состоятельность, приведшую к тому, что все производимые сегодня виды шелковых тканей почти на 97% искусственные или синтетические.

Искусственные нити изготавливают из соединений целлюлозы. Волокна из этого природного, возобновляемого источника сырья больше всего соответствуют гигиеническим стандартам. В настоящее время существует три вида волокон сделанных из высокомолекулярной целлюлозы, имеющие разные сравнительные характеристики:

  1. Вискозные.
  2. Ацетатные.
  3. Триацетатные.

Помимо вышеперечисленных искусственных типов волокон, существуют и синтетические разновидности: полиамидные (например, капрон, анид, эпан) и полиэфирные (например, лавсан). Главными их недостатками считаются низкая гигроскопичность и повышенная электризуемость.

Почему химические аналоги натурального материала называют шелком?

Устоявшееся обозначение – шелковая ткань, уже никого не смущает, даже если покупатель приобретает изделие, являющееся результатом достижений химической промышленности. Но все же в идеале так можно называть только материал, сделанный из белковых нитей кокона гусеницы шелкопряда: тутового или дубового. А все остальные разновидности было бы правильнее именовать подделками, тогда не будет необходимости добавлять к настоящему шелку слово-приставку – натуральный.

Если подходить к вопросу принадлежности того или иного материала к шелку с позиции химии, то сразу становится очевидным их различие в молекулярной структуре. А если попытаться лабораторно синтезировать протеиновую структуру продукта жизнедеятельности уникальной бабочки, то на выходе может оказаться идентичный материал, стоимость которого, многократно будет превышать цену на натуральное сырье.

Нельзя объединить весь ассортимент этого вида тканей и по плетению. Существует огромное количество разновидностей, полученных с применением разных способов переплетения. Например, атлас, характеризуется атласным плетением, саржа – саржевым и т.д., но все эти ткани относятся к шелковым.

И все же почему все эти виды объединены в одну большую группу? Попытаемся разобраться в этом вопросе последовательно. На первое место можно поставить эстетическую составляющую на основании зрительного восприятия (например: я вижу – это из шелка). В качестве второго критерия связи можно поставить тактильное восприятие потребителем того или иного вида (например: на ощупь я чувствую, что это шелковая вещь). Рассмотренные аспекты, являются объединяющими факторами для всех сегментов шелковых групп и связанных подгрупп в независимости от того, из чего вырабатывается материал.

Подытожим. Цветовое оформление, блеск или матовость, эластичность, упругость, переливчатость, жесткость или мягкость и другие характеристики, будут теми условиями, что объединяет шелковые ткани по эстетическим критериям, то есть объединение следует искать в потребительских (ассоциативных) свойствах этой большой группы.

Виды шелковых тканей

Шелковые полотна производятся различными способами переплетения. Наиболее популярные из них:

  • атласное;
  • саржевое;
  • полотняное;
  • мелкоузорчатое;
  • крупноузорчатое.

Важным признаком всех этих разновидностей является приятный глазу благородный блеск.

По волоконному составу их делят на изделия из нитей:

  • натуральных;
  • искусственных;
  • синтетических;
  • смесовых.

Смесовый материал ― это необязательно смесь природных и химических волокон. Он может состоять и из только натуральных волокон, но разного происхождения. Например, в последнее время при пошиве костюмов и платьев очень популярна ткань шерсть с шелком в процентном отношении 60/40.

Все эти группы в свою очередь можно разделить еще и на подгруппы по фактуре:

  • креповые;
  • гладьевые;
  • жаккардовые;
  • ворсовые.

А также на подгруппы по назначению:

  • специального назначения;
  • штучные (покрывала и скатерти);
  • технические;
  • плащевые и курточные;
  • декоративные;
  • для текстильной галантереи;
  • подкладочные;
  • сорочечные;
  • платьево-костюмные;
  • платьево-блузочные.

Креповые ткани

К креповым относятся виды шелка, изготовленные с применением правой или левой креповой крутки в основе или утке. Такая крутка обеспечивает материалу шероховатость, мелкозернистость, подвижную структуру и драпируемость, а также хорошее растяжение и эластичность. Что касается переплетения, оно может быть как крепополотняным, так и чисто креповым.

Наиболее распространенные виды креповых материй это:

  1. Креп-шифон или шелк шифон – мягкая, полупрозрачная и легкая шелковая ткань из двух — или трехнитчатого крепа.
  2. Креп-жоржет – тонкая шелковая ткань, не настолько прозрачная, как креп-шифон, более блестящая, чем креп-сатин, сделанная из трех — и четырехнитчатого крепа.
  3. Креп-гофре – тонкий шелк, произведенный из креп-жоржета или крепдешина, отличается «жатой» поверхностью, достигаемой использованием уточных нитей с разной креповой круткой.

К полукреповым видам, в первую очередь, можно отнести тонкий шелк крепдешин. В его основу входит шелк-сырец (метакса), обеспечивающий данному материалу привлекательный глянец, а полотняное переплетение дает ему устойчивость структуры, эластичность и драпируемость. Изделия из крепдешина обладают пониженной сминаемостью, что обеспечивает практичность носки.

Так же к полукрепам относится такая плотная и тяжелая шелковая ткань, как креп-сатин и очень похожий на него внешне креп-атлас. Они отличаются гладкой лицевой поверхностью и мелкозернистой изнанкой и атласным плетением с креповым кручением нитей утка. Используются, повсеместно: от одежды для ежедневной носки, вечерних платьев и пеньюаров до скатертей, чехлов, штор и сценических жалюзи.

К полотнам репсового плетения относится креп-марокен, с очень сильно скрученной нитью в основе. Обладает хорошей износоустойчивостью и прочностью, рельефной текстурой и шероховатостью. Из него шьют повседневные и вечерние платья и костюмы. Еще один представитель репсового плетения, разновидность крепдешина ― файдешин с повышенной структурной плотностью, отчего его лицевая сторона без явного поперечного рубчика. Из нее также шьют одежду и иногда шторы.

Гладьевые ткани

Как и вышеперечисленные материалы они очень разнообразны по своему волоконному составу. Шелковая гладкая блестящая ткань может быть:

  1. С вискозной основой и ацетатным утком.
  2. С ацетатной основой и вискозным утком.
  3. С вискозной основой и триацетатным утком.
  4. С триацетатной основой и вискозным утком.

Полотна гладьевой подгруппы объединяют такие общие свойства как гладкая поверхность и невысокая плотность. Они изготавливаются полотняным, саржевым, атласным или мелкоузорчатым плетением из метаксы слабой пологой крутки, не дающей крепового эффекта. В перечень гладьевой подгруппы входят фуляры и туали, в основе которых находится метакса, а уток представляет собой нить с невысокой степенью кручения. Представители этой группы схожи по виду с хлопковыми, но более мягкие и блестящие.

Самые популярные гладьевые разновидности это:

  • Атлас — сатин или мокрый шелк – переливчатая шелковая ткань атласного плетения с блеском на лицевой стороне и матовой изнаночной частью. Хорошо драпируются.
  • Шелк-полотно – плотная шелковая ткань с мягким блеском и минимальной прозрачностью. Внешне схож со штапельным полотном, но обладает меньшей сминаемостью.
  • Муслин – тонкая, прозрачная шелковая ткань с переливами из нитей среднего (муслинового) кручения. Имеют приятный внешний вид, но имеют один недостаток – раздвигаемость нитей.
  • Шифон – тонкая и легкая шелковая ткань. Бывает как с гладкоокрашеным, так и набивным рисунком. Чаще всего используется для пошива блузок и платьев.
  • Туаль, фуляр – оба вида выполнены полотняным плетением и отличаются мягкостью и легкостью. Причем фуляр незначительно легче туаля.

Мокрый шелк в свою очередь тоже делится на несколько разновидностей: дюпон, шармез и фай ― с разной степенью блеска и разной плотности, используемые преимущественно для пошива роскошных вечерних нарядов и эксклюзивного постельного белья.

Жаккардовые ткани

Эта подгруппа отличается высокой декоративностью. Жаккардовое плетение придает материалу объем за счет всевозможных цветовых переливов от светлого к темному. А блеск, которым отличается эта переливчатая шелковая ткань с узорами, добавляет зрительному образу эффект металлизированной поверхности. Рисунки на жаккарде могут быть разными: цветочными, геометрическими, двухцветными, многоцветными. Дополнительными вкраплениями усиливаются контрасты фактуры, и подчеркивается рельеф.

Ассортимент жаккардовой подгруппы не очень большой. Сырьем для нее служит преимущественно ацетатное и триацетатное волокно. Жаккардовые полотна очень плотные, на ощупь жестковатые и отличаются одним очень хорошим качеством – не требуют значительных сил при уходе за ними. Области применения: нарядная и повседневная одежда, сценические костюмы, всевозможный домашний текстиль.

Ворсовые ткани

Ворсовые материалы отличаются повышенной декоративностью и нарядностью. Они очень не просты в обработке и работа с ними требует особых профессиональных навыков, включающих правильное раскладывание лекал и тщательность при обрабатывании швов. К главным критериям качества материала этой подгруппы можно отнести плотное и прочное крепление ворса, отсутствие недочетов в рисунке и его выразительность.

К ворсовым разновидностям относятся:

  • платьевой бархат – ворс сплошной, с устойчивым вертикальным расположением, достаточно плотный, небольшой. Чаще всего он гладкоокрашенный, реже встречается с набивным рисунком;
  • велюр-бархат – плотная материя с гладким, немного наклоненным вискозным ворсом длиной 2 мм. Такой бархат намного тяжелее платьевого;
  • вытравной велюр-бархат – ворс вискозный, не сплошной, а выполненный в отдельных участках полотен с учетом рисунка.

Как отличить натуральный текстиль от искусственного и синтетического аналога

Отличить натуральный материал от искусственного, в отличие синтетических аналогов, которые не являются природными, а существуют лишь в виде сложных химических соединений порой очень сложно. Кроме как положиться на личные ощущения, которые порой обманчивы, или использовать нехитрый способ проверки на горение, возможности выявить различие у обычного покупателя, просто нет.

Присмотреться следует к следующим признакам:

  • Синтетика более жесткая, не дает усадку, сильно электризуется, не впитывает жидкость, и несмотря на то, что синтетическая шелковая ткань тоже с переливами, они имеют более «резкий» блеск. При сожжении нити плавятся с характерным «пластмассовым» запахом.
  • Искусственный шелк не такой эластичный, как натуральный и сильнее мнется. На последнем признаке базируется органолептичекий метод сравнения: необходимо сильно сжать скомканный кусочек отреза в кулаке и выдержать несколько секунд, после чего расправить и посмотреть на результат. Полотна из целлюлозы, прошедшие для придания естественного блеска мерсеризацию, оставляют четкие заломы. Еще один способ – поджечь нитку «исследуемого» образца. Искусственная материя будет гореть «как бумага», ровным не прекращающимся горением, с соответствующим бумажным запахом.
  • Настоящий шелк приятен на ощупь и настолько гладок, что при подвешивании на руку, буквально «стекает» с нее. При прикладывании к коже он не вызывает дискомфорта: быстро нагревается до температуры тела, создавая эффект присутствия «второй кожи». Подобное качество проявляется из-за того, что натуральные нити являются протеиновым продуктом жизнедеятельности насекомого и не «чужеродны» для рецепторов нашей кожи. При поджигании природное волокно тлеет и при обычных условиях не способно самостоятельно гореть без внешних источников (быстро «скидывает» пламя). Во время тления «издает» слабый запах горелой шерсти или волос. После сгорания остается запекшийся комок, легко перетираемый пальцами.

Уход за шелковыми изделиями требует отдельного, индивидуального описания по причине «разношерстности», используемого для ее изготовления сырья.

[Оценивших: 3 Средняя оценка: 3.7]


Самое обсуждаемое
Обломов характеристика образа штольца андрея ивановича Первое появление штольца в романе обломов Обломов характеристика образа штольца андрея ивановича Первое появление штольца в романе обломов
Арес в искусстве и культуре Арес в искусстве и культуре
Ресничные черви представители Ресничные черви представители


top