Какие двигателя ставят на одноместные самодельные самолеты. Строим свой самолет! Как построить модель самолета самому. Классическая схема сборки

Какие двигателя ставят на одноместные самодельные самолеты. Строим свой самолет! Как построить модель самолета самому. Классическая схема сборки

в Избранное в Избранном из Избранного 8

Производитель – Николай Прокопец

Модель — Егорыч

Страна – СССР\Россия

Тип — Сверхлегкий многоцелевой самолет

Общая информация

Обычно конструкторы-любители начинают с постройки одноместного аппарата: проще, доступнее, требует меньше затрат материалов и времени, ему не нужен мощный мотор. Но вот первые полеты и успехи позади, и авиатор-самодельщик приходит к выводу, что возможности его маленького самолета ограничены. Летать можно только в тихую безветренную погоду, надежность двухтактного двигателя оставляет желать лучшего и не «отпускает» от аэродрома (чтобы «в случае чего» совершить посадку перед собой). Для обучения первенец тоже, как правило, непригоден — взять на борт второго человека нельзя. В конце концов, большинство истинных любителей, получив первоначальную конструкторскую и летную подготовку на одноместных самолетах, приходит к мысли о двухместных. Все стадии на этом пути прошли и Николай Прокопец с Павлом Морозовым из Подмосковья. Они строили авиамодели и простейшие планеры, а на СЛА-85 привезли в Киев одноместный самолет ПМК-3. Невзрачный подкосный высокоплан с неудобной тесной кабиной, окрашенный в серый цвет, с первого взгляда не понравился ни зрителям, ни техкому. Однако, несмотря на относительно большой вес конструкции и малую мощность стандартного лодочного мотора, машина вдруг великолепно залетала и в результате получила награду слета. Двигатель с тянущим воздушным винтом на ПМК-3 был расположен несколько необычно — над носовой частью фюзеляжа перед крылом. Именно в этом таился секрет успеха самолета: незатененный тянущий воздушный винт развивал максимальную воздушную тягу и интенсивно обдувал крыло, существенно повышая его несущие характеристики.

Компоновочная схема ПМК-3, позволившая создать хорошо летающий самолет с минимальной тяговооруженностью, оказалась удачной находкой. Используя эту схему, конструкторы решили построить новую, на сей раз двухместную машину. Сомнений о месте расположения крыла, кабины и оперения у них уже не было. Так же быстро пришли к двухмоторному варианту. Однако Павел хотел сделать самолет побыстрее, ограничив его применение первоначальным обучением, а Николай старался создать машину для народного хозяйства. К сожалению, каждый пошел «своей дорогой». Павел Морозов, не мудрствуя лукаво, взял от ПМК-3 крыло, оперение, два прежних мотора — лодочные «Вихри» с водяным охлаждением и быстро «слепил» новый фюзеляж, в котором двух пилотов разместил рядом — бок о бок. Через год после СЛА-85 новый самолет — «Гном» уже летал. Вскоре два мотора были заменены на один более мощный — «Фольксваген» в 75 л.с. В таком виде «Гном» предстал на СЛА-87 и вызвал… разочарование летчика-испытателя 1-го класса Виктора Заболотского. И куда только делись великолепная устойчивость и легкость управления ПМК-3?! К тому же машина была «сколочена» явно наспех: небрежно и неаккуратно, с многочисленными мелкими дефектами и недоработками. В одном из полетов на самолете оборвался трос управления сектором газа мотора, пилоту пришлось совершить вынужденную посадку.

Николай Прокопец — конструктор-любитель и аэродинамик-профессионал, проанализировав достоинства и недостатки ПМК-3, для своего самолета выбрал два мотора РМЗ-640 «Буран» по 33 л.с. каждый, снабдив их глушителями. Даже без редуктора такой двигатель развивает статическую тягу в 60 кг. Немало внимания Николай уделил компоновке кабины, разместив пилотов бок о бок в удобном полулежачем положении. Поскольку одним из основных назначений самолета конструктор считал патрулирование лесов, линий электропередач, нефте- и газопроводов, пришлось подумать об обеспечении хорошего обзора пилотам. В результате появилось несколько неожиданное решение — «невидимый» фюзеляж. Компоновку кабины довершили большие прозрачные двери, сдвигающиеся назад. Самолет строился в мастерской профессионально-технического училища и, что очень важно, с помощью ребят-«пэтэушников». «Притирка» нового коллектива и создание машины заняли немало времени — самолет к началу СЛА-87 опоздал. Но, попав все-таки в Тушино, сразу же привлек всеобщее внимание. Этому способствовало и по-русски теплое название машины — «Егорыч». Техком отметил высокое качество и аккуратность изготовления аппарата, а главное — рациональность и целесообразность его аэродинамической схемы и компоновки.

Удачное расположение двигателей вблизи передней кромки крыла позволило в полной мере реализовать эффект его обдувки, добиться максимального КПД незатененных тянущих воздушных винтов, хорошего охлаждения головок цилиндров моторов. Кроме того, незначительный разнос двигателей от продольной оси самолета позволил существенно уменьшить разворачивающий момент при отказе одного мотора в полете. Конструкция самолета выполнена в основном из дерева. Крыло однолонжеронное, его носок, воспринимающий аэродинамический крутящий момент, обшит фанерой. Лонжерон изготовлен из сосны, подкос крыла — дюралевая труба, нервюры сделаны из сосновых реек, обшивка крыла полотняная. Профиль — P-IIIA. Всю заднюю кромку крыла занимает зависающий элерон, который на взлете отклоняется как закрылок на 20°, а на посадке — на 25°. Подкосное хвостовое оперение — из древесины. Киль и стабилизатор обшиты фанерой, рули — полотном; Фюзеляж изготовлен из дерева и металла. Его хвостовая часть обтянута прозрачной лавсановой пленкой.

Правильность конструктивных решений в полной мере подтвердилась в процессе летных испытаний в Тушине, которые провел заслуженный летчик-испытатель СССР Владимир Гордиенко. Машина легко взлетала, пробежав всего 50-60 метров, в полете была устойчива, в управлении проста. Имитация отказа одного двигателя в полете показала, что «Егорыч» в этом случае легко балансируется с помощью рулей и уверенно продолжает полет на втором моторе. Впрочем, один мотор вскоре действительно остановился. Опытный летчик, конечно, без особых затруднений завершил полет. Причиной отказа оказался песок в топливном фильтре. Как он туда попал — осталось загадкой, но даже такое испытание «Егорыч» выдержал с блеском. Фильтры промыли, бензин заменили, полеты были продолжены. Отличную оценку, данную самолету В.Гордиенко, подтвердили все летчики-испытатели.

По итогам слета «Егорыч» был объявлен лучшим двухмоторным самолетом, его создатели получили призы и награды, в том числе специальную денежную премию Минавиапрома — 5000 рублей. Весть об этом в тот же день докатилась до улицы Радио в дом номер семнадцать — Научно-мемориальный музей Н.Е.Жуковского, вызвав там бурную реакцию всех сотрудников. Радостно прослезилась Надежда Матвеевна Семенова — бессменный хранитель научного наследия знаменитого профессора. (Кстати, в этом году ей исполняется 90 лет.) Получив официальное одобрение, Николай Прокопец перестал опасаться упреков в «фамильярности» и скрывать истинное происхождение названия своей машины — конечно, в честь «отца русской авиации» Николая Егоровича Жуковского создан лучший самолет СЛА-87. Слет давно завершился, но полеты продолжаются. Первоначальную летную подготовку на «Егорыче» уже прошли все его создатели. По рекомендации технической комиссии СЛА-87 Николай с друзьями готовят самолет к проведению «настоящих» испытаний в Летно-исследовательском институте, и все мечтают о том, что «Егорыч» найдет-таки свое место в народном хозяйстве и на досаафовских аэродромах.

«Егорыч» долго эксплуатировался в Подмосковье. Затем автор, задумав строить новый аппарат,расстался со своим детищем, обменяв его на легковушку. Неведомыми путями судьба забросилааэроплан за тысячи километров— в Красноярск, к местному предпринимателю, охотившемуся с него на волков.

Как-то в воздухе заглох один из порядком изношенных «Буранов». Пилот, студент-третьекурсник местного института, растерялся и 2дал ногу» в сторону отказавшего двигателя. Самолёт круто спикировал и со всего маха грохнулся о землю… Удачная конструктивная схема аппарата спасла студента, отделавшегося лёгким испугом, но плоскости крыла разлетелись вдребезги, погасив тем самым энергию удара.

Красноярские любители Сергей Перфильев, Вячеслав Серёгин, Андрей Потапов и другие члены местного аэроклуба собрали необходимую сумму (порядка 1000$) и выкупили искалеченный «Егорыч»у бизнесмена. После чего за короткий срок радикально реконструировали машину.

Поставили новое деревянное крыло, несколько увеличив его размах под возросшую массу. Сделали новое оперение. Хвостовая балка стала цельнометаллической. Над центропланом установили выклеенный из пластика, сложнопрофилированный «туннельный» предкрылок – для сглаживания завихрений, сходящих с двигателей в полёте и улучшения работы крыла на срывных режимах. Моторы получили электрозапуск и редукторы с трехлопастными ВРШ. В фюзеляже разместили «дальнобойную» радиостанцию, фигурно вписали в фюзеляж переразмеренные фары. Зимой самолёт «переобували» в дюралевые лыжи.

Чуть позже на местном авиапредприятии удалось приобрести относительно новый «Вальтер-Минор-4» в паре с тянущим двухлопастным винтом, чтобы заменить прежние, уже до предела изношенные РМЗ-640. По ходу дела поставили новые колёса увеличенного диаметра (хвостовые от Ан-2). Хвостовой «дутик» укрепили на титановой рессоре (ранее амортизатором служил кусок транспортёрной ленты, работающий на сжатие – находка Прокопца).


Изменилась окраска: из серебристого «металлика» «Егорыч» стал красно-белым.

Испытания в полёте не разочаровали. Улучшилась центровка – стала более передней, выросла скорость – до 150 км\ч, но немного ухудшилась путевая устойчивость. Первый хозяин «Егорыча» Н. Прокопец с пониманием отнёсся к «реанимации» машины, но уточнил, что с установкой нового мотора возросло и аэродинамическое сопротивление, поэтому большого выигрыша в характеристиках быть и не могло.

Сибирский «Егорыч» продолжил активно летать. На нём прошли первоначальное обучение многие представители местной администрации и деловые люди.

МодификацияЕгорыч

Размах крыла, м9.00

Длина, м5.40

Высота, м1.60

Площадь крыла, м211.40

Масса, кг

пустого311

максимальная взлётная450

Тип двигателя2 ПД РМЗ-640 «Буран»

Мощность, л.с.2 х 33

Максимальная скорость, км/ч130

Практическая дальность, км

Максимальная скороподъемность, м/мин 150

Экипаж, чел2

Нашим земляком-красноярцем был куплен оригинальный «Егорыч», полностью деревянный, на котором стояли то ли «Бураны», то ли «Вихри» (сейчас уже не помню…).

А так как лётчики-самодельщики — это народ, у которого «руки не для скуки», то началось постепенное «усовершенствование» и «модернизация» самолёта: деревянные узлы и деревянные элементы конструкции начали «менять» на более «продвинутые и более надёжные» металлические, самолёт «усиливался», «улучшался», ну и т.д. и т. п….Там, в конце-концов, от оригинального «Егорыча» остались, наверное, только «родные» деревянные крылья.

Году так в 90-м, кажется, летал с Прокопцом на Егорыче. Впечатления о полётах самые приятные. По поводу того, что оригинальный самолёт был полностью деревянным, это не совсем так. Фюзеляж был металлическим, дюраль+сталь, крыло деревянное, оперение — не знаю. Возможно речь о двух разных самолётах. Одно время сотрудничал с Николаем и у меня сохранились чертежи на крыло Егорыча

Хочу попросить тех, кто летал на «Егорыче» с Вальтером, вернуться к теме и рассказать об особенностях эксплуатации мотора при такой его установке.

Самолёты с подобной схемой установки двигателя (М14, М337) проектировались в КБ Грунина (см. раздел «Отечественные серийные самолёты»). Компоновка вызвала критику со стороны эксплуатантов возможностью заплёвывания лобового стекла маслом и проблемами с обслуживанием СУ.

Что скажете по этому поводу применительно к данному самолёту?

Также хотелось уточнить: «Вальтер» был заменён «Ротаксами», или наоборот, и с чем это было связано?

В принципе — это уже был серьезный самолет. Хорошо, что фотографии сохранились. Это-история самолетостроения Края.. Детство напоминают… Все бы нормально, но произошла авария. Самолет «лег» на склон сопки. Фото его ремонта.

Самолет восстановили. Планер полегчал. Стал изящнее. Купили и установили два новых Ротакс 582.

Это, пожалуй, была самая удачная и красивая модификация «Егорыча».

Но было и такое. При мне. Полет с пустыми баками. Летели Сергей Перфильев и Письман Саша.

Залетались и забыли про бензин. Посадка на вспаханное поле около Установо. Т.к.угол стояночный самолета небольшой (это часто приводило к поломке задней опоры), посадка на хвостовое колесо, потом «хлыстом» на передние опоры, их сносит и полный капот. К счастью ни кто не пострадал, да и поломок оказалось мало.

Ротаксы продали. Дороги в обслуживании и прожорливы.. Опять установили Вальтер. Зачем-то противокапотажную лыжу.

И снова летали. Пока не спалили крылья и оперение.

Случай совсем банальный.

Варили рядом с разобранным аппаратом, накрытым чехлом. Закончили и вышли из комнаты. Видать окалина или искра. Вернулись уже на пожар. Жалко. Делать не кому. Были попытки поискать тех, кто смог бы сделать крылья и оперение недорого, но они заглохли.

Николай Прокопец, давно правда, начал делать другой «Егорыч». Цельнометаллический, под два Ротакс 503.

Видел в Жуковском кабину и оперение, а в Авиагамме — прекции. Но похоже, проект не двигается.

— жив здоров планер приведен в должное состояние сейчас с моторами определяютсязанимается егорычем продавец самолета вальдо на форуме

— «Егорыч» был построен и в Перми, летал.

— Не летал, одиножды перелетел (точнее сказать — перескочил) из Чуваков во Фролы. А потом года три-четыре догнивал там…

Прежде чем приступать к решению вопроса о том, как построить самолет, необходимо ответить на другой главный вопрос. В зависимости от правильного ответа можно сразу сказать, насколько успешным будет весь проект. Основной вопрос заключается в том, какова цель всего проекта? Какой именно самолет и для чего требуется построить.

Подбор модели

Во-первых, сразу стоит отметить то, что построить самолет, как это делают другие мастера, не совсем реально. Все дело в том, что каждый человек имеет индивидуальный почерк пилотирования, из-за которого нельзя основываться на чужом опыте во время выбора модели. Во-вторых, многие начинающие конструкторы загораются желанием творить после того, как увидят в небе просто достаточно красивые и изящные модели. Основываться лишь на внешнем - это крайне плохо. Основным критерием выбора модели должна быть цель его строительства и будущего использования, а не эстетическая составляющая.

Выбор правильной модели важен еще и потому, что использовать ее можно будет только для тех целей, для которых она предназначена. Допустим, построить самолет как средство для воздушного туризма - это одно. Но после его завершения и эксплуатации можно обнаружить, что человеку гораздо ближе обычный вылет на пикник куда-нибудь в горы, к примеру, а для этого потребуется уже совсем другая модель. Все это говорит о том, что прежде, чем перейти к какой-либо практической части, необходимо полностью обдумать и четко определить, для каких именно целей будет использоваться воздушное судно.

Естественно, что прежде чем перейти к строительству, необходимо провести еще несколько подготовительных работ. Нужно провести полный анализ конструкции Если такую конструкцию кто-либо уже воплощал в жизнь, то стоит связаться с этим мастером и поинтересоваться успехами летательного аппарата. Также важно помнить, что если будет выбрана модель, в которой детали и узлы будут иметь устаревший тип, то приобрести их и организовать доставку при необходимости гораздо труднее и дороже. Детали для моделей, которые пользуются спросом в данное время, будут доступнее.

Затраты времени

Как построить самолет? Переходя к практической части данного вопроса, очень важно отметить, что этот процесс очень длительный. Потребуется огромное количество времени и сил, а потому необходимо быть уверенным в том, что эти две составляющие имеются в избытке прежде, чем приступать к покупке деталей и прочего.

Специалисты рекомендуют разбивать такое трудоемкое занятие, как строительство самолета, на большое количество мелких задач. В таком случае будет виден постоянный прогресс в изготовлении. Работа над каждой задачей будет требовать гораздо больше времени, а каждое успешное завершение работы будет означать приближение основной цели. Если не разбивать данную объемную задачу на мелкие части, то в какой-то момент может показаться, что произошел застой, прогресс остановился. Из-за этого многие люди также отказываться от идеи собрать самолет своими руками.

Если же процесс был правильно разбит на части, то в неделю придется выделять от 15 до 20 часов на выполнение поставленных задач. При таких затратах времени удастся построить воздушное судное за приемлемый срок. Если же тратить меньшее количество времени в неделю, то процесс может затянуться на огромный промежуток времени.

Место для работы

Естественно, что для такой работы необходимо иметь подходящее место. Однако стоит отметить, что размер в данном случае не имеет решающего значения.

Легкий одномоторный самолет, к примеру, может быть построен в подвале, трейлере, морском контейнере и т.д. Отличным местом будет двухместный гараж. Во многих случаях хватает даже одноместного гаража, но это при условии, что предполагается отдельное место, где можно будет хранить готовые узлы самолета такие, как крылья и другие детали. При рассмотрении вопроса о том, как самому построить самолет, многие полагают, что подходящим местом является лишь городской ангар, к примеру. На самом же деле это далеко не так. Во-первых, мало кто живет достаточно близко к такой постройке. Во-вторых, самолетные ангары - это такие места, в которых часто не хватает света. В летний период в таких постройках гораздо жарче, чем даже на улице, а в зимний период, наоборот, холоднее, чем на улице.

Еще одно важное замечание специалистов и просто тех, кто уже занимался вопросом, как сделать летающий самолет, - это обустройство рабочего места. Рекомендуется потратиться на покупку всех необходимых вещей, которые сделают работу более удобной и комфортной. Можно озаботиться простой системой климат-контроля, обзавестись рабочим местом, которое будет подходить по росту, уложить резиновые ковры на пол и т.д. Важную роль играет качественное полное освещение всего рабочего места. На все это придется потратить некоторое количество материальных средств, но при работе над таким серьезным проектом они окупят себя с лихвой. Другими словами, можно сказать, что все необходимое должно быть всегда под рукой, тогда строительство будет проходить гораздо легче.

Затраты денежных средств

Сколько стоит построить самолет? Естественно, что после установки цели, принятия решения о модели самолета, после подбора места и распределения времени, следующий вопрос заключается именно в финансовой части проекта.

Дать однозначный ответ на вопрос о стоимости самолета не получится, так как все модели разные, а значит и материалы, и качество, и количество сильно отличается. Можно лишь сказать, что в среднем тратится от $50 000 до $65 000 (около 3-4 млн руб.). Однако реальная сумма может быть как значительно выше, так и значительно ниже. Строим самолет - это достаточно простая фраза, которая требует серьезного подхода не только к практической части, но и к финансовой. Проще всего будет рассматривать данное действо, как выплату кредита. Другими словами, необходимо заранее оценить общую стоимость проекта, разбить ее на части, после чего можно будет тратить запланированную сумму денег каждый месяц на покупку необходимых деталей, инструментов и т.д.

Еще один важный фактор - это понимание того, что не обязательно устанавливать на самолет то, что не понадобится для полета. Самый простой пример - фонари для полета ночью. Если такие прогулки не намечаются, то и освещение нет смысла покупать. То есть правильно поставленные цели помогут сэкономить и значительное количество денежных средств. Можно сэкономить на установке приборов, если таковые не понадобятся для полета. Строительство самолетов требует обязательной установки винта. Существуют модели постоянного шага и постоянной скорости. Первая модель стоит примерно в три раза меньше, чем вторая, но при этом не так уж и сильно проигрывает винту постоянной скорости в экономичности полета.

Получение знаний

Построить самолет своими руками - это трудоемкое и длительное занятие, однако оно вовсе не такое трудное, как кажется на первый взгляд. Многие начинающие мастера, которые хотели бы попробовать своим силы, думают о том, что они не умеют красить, клепать и варить. На самом же деле обучиться всем этим навыкам достаточно просто, потребуется лишь немного времени.

Здесь важно рассматривать задачу в таком ключе. Домашний самолет, своими руками построенный, - это механическое устройство с минимальным набором электрики, а также полным отсутствием сложных гидравлических частей. Все это можно изучить и собрать самостоятельно.

К примеру, какой двигатель на самолете? Самый стандартный двигатель для состоит из таких же конструкционных частей, как мотоциклетный или лодочный. Это наиболее простые и стандартные модели, которые отлично подойдут для строительства первого самодельного летательного аппарата. Далее следует практическая часть сборки. Клепка - это достаточно простой процесс, который можно освоить буквально за один день. Что касается работы со сварочным аппаратом, то здесь также все просто, придется лишь потратить больше времени на обучение, чтобы сварочные швы имели хорошие показатели и были достаточно ровными. Что касается каких-либо работ с древесиной, то она применяется в обычной жизни достаточно часто, а потому техника ее обработки, а также инструменты для выполнения всех необходимых операций не составляют труда в освоении и приобретении.

Распространенные образцы

Один из наиболее распространенных чертежей самолетов - это одноместный легкий подкосный моноплан с высокорасположенным крылом и тянущим воздушным винтом. Данная модель самодельного летательного аппарата впервые стала появляться еще в 1920 году. С тех пор схема, конструкция и прочее практически не изменились. Готовый же образец сегодня считается одним из наиболее испытанных, надежных и конструктивно отработанных. Именно из-за всех этих преимуществ, а также из-за простоты чертежей самолета он является почти идеальным вариантом для строительства своими руками, особенно начинающим мастером. За длительный период эксплуатации и сборки таких воздушных судов они приобрели характерные черты. Их отличают такие конструктивные признаки, как деревянное двухлонжеронное крыло, фюзеляж самолета стальной сварного типа, обшивка из полотна, шасси пирамидального типа, кабина закрытого типа с автомобильной дверью.

Далее стоит отметить, что есть небольшая разновидность данного типа самолета, которая использовалась в 1920-1930-е годы. Разновидность летательного аппарата называлась "парасоль". Данная модель была высокопланом, у которой было крыло, закрепленное на стойках и подкосах над фюзеляжем самолета. Такая разновидность высокоплана встречается и в нынешнем любительском самолетостроении. Однако если сравнивать с обычной стандартной моделью, "парасоль" используется куда реже, так как с конструктивной точки зрения изготовить такой аппарат куда сложнее, а по своим аэродинамическим характеристикам он уступает стандартному самолету. Кроме того, в плане эксплуатации они также хуже, а доступ в кабину такого агрегата достаточно сильно затруднен, что ведет к затруднительному использованию аварийного способа покидания кабины.

Детали простых самолетов

Стоит рассмотреть некоторые конструктивные особенности данных моделей.

Обычный высокоплан с названием "Ленинградец" имеет следующие показатели.

Двигатель для такого легкого одноместного самолета имеет мощность в 50 л.с., а модель называется "Цюндапп". Площадь крыла у готовой модели должна быть равна 9,43 м 2 . Взлетная масса не должна превышать 380 кг. Это очень важно, особенно при выборе кресла пилота. Масса пустого аппарата обычно составляет примерно 260 кг. Максимальная скорость, которую может развить воздушное судно, 150 км/ч, а скороподъемность у земли равна 2,6 м/с. Максимальная продолжительность полета составляет 8 часов.

Для сравнения, стоит рассмотреть "парасоли". В данном случае будет представлен разбор модели с названием "Малыш".

Двигатель устанавливается модели ЛК-2, мощность которого 30 л.с., что уже делает его менее мощным, чем стандартная модель. Площадь крыла также уменьшается до 7,8 м 2 . Взлетная масса данного летательного аппарата составляет всего 220 кг, что включает кресло пилота и самого пилота, вес силовой установки, фюзеляжа и других конструктивных элементов. Несмотря на то, что взлетная масса существенно меньше, чем у "Ленинградца", максимальная скорость составляет всего 130 км/ч.

Изготовление моделей самолетов

Среди основных преимуществ таких моделей сильно выделяется то, что управлять самолетом, как это делают уже опытные летчики, не составляет труда, так как само управление достаточно простое. Это особенно заметно в тех случаях, если удельная нагрузка на крыло не превышает 30-40 кг/м 2 . Кроме того, высокопланы отличаются тем, что у них прекрасные взлетно-посадочные характеристики, они устойчивы. Кроме того, кабина спроектирована таким образом, что она создает оптимальный обзор того, что происходит внизу. Другими словами, более оптимальной модели для самостоятельного строительства просто не найти.

Следует более подробно рассмотреть одну из наиболее удачных моделей - высокоплан, который был спроектирован В. Фроловым.

Крыло для такого самолета было изготовлено из таких материалов, как сосна и фанера, фюзеляж для самолета был выполнен из стальных труб, которые были соединены при помощи сварки. Все конструктивные элементы самолета были изготовлены полностью обтянуты полотном с использованием классической технологии в авиастроении. Колеса для шасси были подобраны достаточно большие. Сделано это было для того, чтобы можно было без проблем взлетать с грунтовых и неподготовленных площадок. В качестве силового агрегата, то есть двигателя, использовался 32-сильный двигатель на базе МТ-8.Он был снабжен такими элементами, как редуктор и воздушный винт большого диаметра. Взлетная масса самолета при такой конструкции и двигателе составила 270 кг, полетная центровка 30% САХ. При всех этих показателях удельная нагрузка на крыло составляла 28 кг/м 2 . Ранее уже говорилось, что управлять самолетом, как опытные летчики значительно проще, если нагрузка не будет превышать 30-40 кг/м 2 . Максимальная скорость летательного аппарата составила 130 км/ч, а его посадочная 50 км/ч.

Модель самолета ПМК-3

В подмосковном городе Жуковске был создан самолет ПМК-3, который сейчас также можно собрать самостоятельно. Воздушное судно отличалось от обычных тем, что имело своеобразное строение носовой части фюзеляжа, а также достаточно низкое шасси. Проектировалась данная модель самолета по схеме подкосного высокоплана с кабиной закрытого типа. С левой стороны от фюзеляжа предусматривался вход для пилота. Для того чтобы достичь нужной центровки, приходилось смешать левое крыло несколько назад. Это очень важно помнить при сборке такой модели своими руками. Общая конструкция самолета - цельнодеревянная, обтянутая полотном. Тип крыла - однолонжеронное, с сосновыми полками.

Основу фюзеляжа для этой модели составляли три лонжерона. Из-за такой конструкции готовый фюзеляж имел треугольное поперечное сечение. В качестве основного силового агрегата был выбран двигатель мощностью 30 л.с. Тип же двигателя - это подвесной лодочный мотор типа "Вихрь", который имеет жидкостное охлаждение. При правильной конструкции самолета радиатор будет немного выступать из правого борта фюзеляжа.

Стоит сказать немного и о том, что строить самолеты с толкающим типом винта можно, но при этом очень важно помнить, что при этом будет теряться сила тяги аппарата, а также подъемная сила крыла. Из-за этих двух особенностей важно рассматривать целесообразность установки такого винта в каждом отдельном случае, основываясь на цели, которую преследует мастер при создании самолета. Однако справедливо будет сказать, что были изобретатели, которые при самостоятельном строительстве самолета с таким винтом, творчески подходя к решению данной задачи, смогли устранить такие недостатки и эксплуатировать воздушное судно без них.

"КИТ-набор"

Как сделать самолет легко? Данный вопрос в последнее время становится все более уместным. Вообще стоит отметить, что рост числа людей, которые хотят построить воздушное судно своими руками, обеспечивается за счет распространения "КИТ-наборов". Это набор, в который входят все необходимые детали для сборки летательного аппарата выбранной модели. В данном случае приложить руки для сборки все же придется, однако такой набор помогает пропустить стадию выбора элементов, подгонки по размеру и т.д. С такими наборами сборка самолета превращается в подобие сборки конструктора.

Еще одно преимущество "КИТ-набора" заключается в том, что это будет дешевле, чем собирать все элементы с нуля. Сегодня есть три способа обзавестись собственным агрегатом для полетов. Первый - это покупка уже готового изделия, второй - это "КИТ-набор", а третий - это сборка с нуля. Приобретение набора в таком случае является средним вариантом по цене. Если же говорить о сложности, то собрать самолет из уже готовых и подогнанных деталей гораздо проще, чем с нуля самому.

Если подводить итог, то можно сказать следующее. Во-первых, строительство самолета в настоящее время своими руками - это вполне реально занятие, однако оно требует большого количества времени и средств. Если нет навыков сварки и клепки, то ими также придется овладеть для успешного завершения работы. Чтобы успешно собрать самолет, необходимо обязательно иметь в наличии чертежи, а также схему сборки, в которой будет наглядно представлен каждый этап. Если всем этим заниматься не хочется, то можно приобрести "КИТ-набор", который упростит задачу и сведет ее к сборке своеобразного конструктора.

Самолет можно собирать из любого бумажного прямоугольника. Ими могут быть: бумага для печати, газетный разворот, или тетрадный лист. Для работы подойдет также картон, но если он не сильно толстый и без гофрированного слоя внутри.

Главное требование к материалу заключается в том, что он должен быть не слишком плотным, иначе, чтобы делать сгибы потребуется прилагать больше силы.

Чтобы самолетики получились более яркими и красивыми можно использовать цветную бумагу, или чтобы после сборки разукрасить их – маркеры, фломастеры, карандаши. Краски для этих целей совершенно не подойдут, прежде всего потому, что бумага покоробится, и самолет потеряет свои аэродинамические свойства.

Классическая схема сборки

Прежде, чем собирать сложные схемы, следует научиться делать базовую модель бумажного самолетика.

Для этого лист располагают вертикально. Затем верхние углы складывают к центру. Получившуюся фигуру острым носиком складывают по направлению к себе и опять складывают углы к центру. Выглядывающий треугольник подгибают от себя. Остался последний штрих – сложить фигуру пополам и подогнуть крылья.

Получаем всем знакомый самолетик. Данная модель самолёта не отличается высокими характеристиками, но ее отличительной особенностью является простота сборки.

Если сложить по схеме не получилось, предлагаем посмотреть видео с более подробными объяснениями.

Делаем долго летающие самолеты

По закону физики, чем больше вес, тем быстрее предмет падает. Также при падении на летающий объект воздействует сопротивление воздуха. Поэтому для плавного, а значит долгого приземления, у самолета должен быть широкий размах крыльев. Но вместе с тем они должны быть короткими. Самолет будет дольше падать с более высокой точки. Поэтому его нужно кидать не вперед, а вверх.

Как можно подумать, длинные крылья и легкость помогли бы самолету лететь дольше по времени, но подбросить его высоко не представляется возможным. Такой вариант подходит для скоростных самолетов, описанных в следующей главе.

Делаем самые быстрые самолеты

Для увеличения скоростных характеристик будущей игрушки обязательно выполнять правила, представленные ниже:

  1. Носик скоростного самолета должен быть острым. Широкий носик препятствует скорости полета из-за создания сопротивления воздуха на него. Такие хорошо использовать только для конструирования планеров.
  2. Его крылья не должны препятствовать полету размахом. Они должны быть длинными и узкими.
  3. Бумажный лист обязательно должен быть идеально ровным. Любые изъяны листа могут изменить его свойства полета не в лучшую сторону.
  4. Сгибы следует делать предельно четкими. Предлагаем использовать для их проглаживания какой-либо предмет с гладкой стороной, например линейку или ластик.

Если вы решили устроить состязания с друзьями по скорости полета, вам обязательно должна подойти одна из представленных далее схем.

Делаем далеко летящие самолеты

Рекорд по дальности полета этой бумажной игрушки составляет всего 69 метров. Прислушавшись к советам, у вас должно получиться собрать похожий самолет. И кто знает, может именно вам удастся установить новый рекорд.

  1. Модель обязательно должна быть полностью симметричной.
  2. Чтобы модель не падала штопором вниз, ей нужно сделать правильный хвост.
  3. Крылья самолета нужно загнуть, чтобы самолет был правильно стабилизирован. Если загнуть правое крыло, то фигурка будет клониться и заваливаться на этот бок. С левым крылом аналогично. Как упоминалось ранее крылья также важно делать полностью симметричными.
  4. Материал должен обладать достаточной легкостью. Подойдет обычный офисный лист А4 для печати.

Всем, кто уже хорошо набил руку на предыдущих моделях, предлагаем собрать схемы игрушек с долгим полетом.

Собирание бумажных фигурок хорошо развивает мелкую моторику не только у детей, но и у взрослых. Надеемся, что выше представленные схемы помогут весело провести время. Также, собранные модели можно раскрасить в яркие цвета или устроить соревнования с друзьями.

Если схем показалось недостаточно для заполнения знаний пробелами или хочется пособирать другие интересные модели, то предлагаем посмотреть подборку видео по собиранию самолетов.

Технологии

Команда инженеров из Канады разрабатывает самолет, чертежи которого будут доступны любому пользователю интернета .

На данный момент, команда MakerPlane пытается собрать средства для окончательной стадии своего проекта - строительства самолета.

Целью канадских инженеров и пилотов является разработка безопасного, небольшого, недорогого, двухместного самолета, который можно будет легко собрать и который будет прост в обращении .

В отличие от других компаний или отдельных изобретателей, которые просят за чертежи своих самодельных самолетов вознаграждение, MakerPlane все делает общедоступным и бесплатным .

Самолет разрабатывается так, чтобы любой человек мог его собрать, используя инструменты, которые либо есть дома, либо можно свободно купить в любом специализированном магазине .

Самодельный самолет

Кроме чертежей по созданию фюзеляжа, крыльев и т.д. команда MakerPlane также решила включить чертежи по сбору бортового компьютера и радио . А еще они дали ссылку на планы по строительству собственной системы предупреждения столкновения самолётов в воздухе .

Детали конструкции самолета, включая фюзеляж, будут сделаны из композитных материалов - проверенная техника. Мелкие детали, такие как кнопки и ручки, будут сделаны с использованием 3-D принтера .

Первый прототип команда начала строить спустя полтора года дизайнерских работ. Теперь они хотят завершить работу и поэтому решили к неравнодушным к самолетам пользователям сети.

По правилам Федерального управления гражданской авиации США, подобные самолеты должны выполнять несколько условий, чтобы получить разрешение на взлет:

Максимум 2 места

Максимальный вес 600 кг

Максимальная скорость 222 км/час

По данным MakerPlane, их дизайн вполне укладывается в эти рамки. Они также считают, что самолет сможет пролететь без дозаправки примерно 640 километров .

Также инженеры MakerPlane надеяться, что их проект будет стоить всего 15 000 долларов .

Если все пойдет по плану, то первый тест самодельного самолета MakerPlane проведет в 2015 году.

Самолет своими руками

Построить свой самодельный самолёт - биплан - это у меня мечта с детства. Однако осуществить её я смог не так уж и давно, хотя путь в небо проложил ещё в военной авиации, а дальше - на дельталёте. Затем построил и самолёт. Но недостаток опыта и знаний в этом деле дал и соответствующий результат - самолёт так и не взлетел.

Неудача не то чтобы отбила желание строить летательные аппараты, но остудила пыл основательно - уж очень много было потрачено времени и сил. А реанимировать это желание помог, в общем-то, случай, когда появилась возможность недорого приобрести некоторые части от списанного самолёта Ан-2, известного больше в народе под названием «Кукурузник».

И приобрёл-то всего лишь элероны с триммерами и закрылки. Но из них уже было можно изготовить крылья для лёгкого самолёта-биплана. Ну а крыло - это почти полсамолёта! Почему решил строить биплан? Да потому, что площади элеронов для моноплана было недостаточно. А вот для биплана - вполне хватило, и крылья из элеронов Ан-2 даже немного укоротил.

Элероны стоят только на нижнем крыле. Изготовлены они из спаренных триммеров элеронов всё того же самолёта Ан-2 и подвешены на крыле на обычных рояльных петлях. Для повышения эффективности управления самолётом вдоль задней кромки элеронов сверху приклеены деревянные (сосновые) треугольные рейки высотой 10 мм и закрыты полосками обшивочной ткани.

Самолёт - биплан задумывался как учебно-тренировочный, а по классификации относится к сверхлёгким аппаратам (ультралайтам). По конструкции самодельный биплан представляет собой одноместный одностоечный биплан с трёхопорным шасси с хвостовым управляемым колесом.

Подобрать какой-то прототип не смог, а потому решил проектировать и строить по классической схеме и, как говорят автомобилисты, - без дополнительных опций, то есть в простейшем варианте с открытой кабиной. Верхнее крыло «Кузнечика» приподнято над фюзеляжем (как парасоль) и закреплено чуть впереди кабины пилота на опоре, выполнен- ной из дюралюминиевых труб (от тяг элеронов Ан-2) в форме наклонной пирамиды.

Крыло - разъёмное, состоит из двух консолей, стык между которыми прикрывается накладкой. Набор крыла - металлический (дюралюминиевый), обшивка - полотняная с пропиткой эмалитом. Законцовки и корневые части консолей крыла тоже обшиты тонким дюралюминиевым листом. Консоли верхнего крыла дополнительно подкреплены подкосами, идущими от узлов крепления межкрыльевых стоек к нижним лонжеронам фюзеляжа.

Приёмник воздушного давления закреплён на расстоянии 650 мм от конца левой консоли верхнего крыла. Консоли нижнего крыла - тоже отъёмные, крепятся к нижним лонжеронам фюзеляжа (по бокам кабины). Зазоры между корневой частью и фюзеляжем прикрываются полотняными (пропитанными эмалитом) зализами, которые крепятся к консолям на липучих лентах - репейниках.

Угол установки верхнего крыла - 2 градуса, нижнего - 0 . Поперечное V у верхнего крыла - 0 , а у нижнего - 2 градуса. Угол стреловидности у верхнего крыла - 4 градуса, а у нижнего - 5 градусов.

Нижние и верхние консоли каждого крыла соединены между собой стойками, выполненными, как и подкосы, из дюралюминиевых труб от тяг управления самолёта Ан-2. Каркас фюзеляжа самодельного биплана - ферменный, сварен из стальных тонкостенных (1,2 мм) труб наружным диаметром 18 мм.

Его основа - четыре лонжерона: два верхних и два нижних. По бортам пары лонжеронов (один верхний и один нижний) соединены равным количеством и одинаково расположенными стойками и подкосами и образуют две симметричные фермы.

Пары верхних и нижних лонжеронов соединены поперечинами и укосинами, но их количество и местоположение вверху и внизу зачастую не совпадают. Там же, где местоположение поперечин и стоек совпадает, они образуют рамы. Сверху над передними прямоугольными рамами приварены формообразующие дуги.

Остальные же (задние) фюзеляжные рамы - треугольные, равнобедренные. Каркас обтянут неотбеленной бязью, которая затем пропитывалась «эмалитом» домашнего приготовления - целлулоидом, растворённым в ацетоне. Это покрытие хорошо зарекомендовало себя среди самодеятельных авиаконструкторов.

Передняя часть фюзеляжа биплана (до кабины) с левой по полёту стороны обшита панелями из тонкого пластика. Панели - съёмные - для удобства доступа на земле к органам управления в кабине и под двигателем. Днище фюзеляжа - из дюралюминиевого листа толщиной 1 мм. Хвостовое оперение самолёта – биплана - классическое. Все его элементы - плоские.

Каркасы киля, стабилизатора, рулей направления и высоты сварены из тонкостенных стальных труб диаметром 16 мм. Полотняная обшивка к деталям рам пришита, а швы проклеены дополнительно полосками из такой же бязевой пропитанной эмалитом ткани. Стабилизатор состоит из двух половинок, которые крепятся к килю.

Для этого над фюзеляжем через киль близ передней кромки пропущена шпилька М10, а у задней кромки - трубчатая ось диаметром 14 мм. К корневым же стержням половин стабилизатора приварены ушки с секторными пазами, служащими для установки горизонтального оперения под требуемым углом, зависящим от массы пилота.

Каждая половина надевается ушком на шпильку и закрепляется гайкой, а трубка задней кромки - на ось и притягивается к килю расчалкой из стальной проволоки диаметром 4 мм. От редакции. Для исключения самопроизвольного поворота стабилизатора в полёте целесообразно вместо секторного паза в ушках выполнить несколько отверстий под шпильку.

Сейчас на самолёте – биплана стоит винтомоторная установка с двигателем Уфимского моторного завода УМЗ 440-02 (такими моторами завод комплектует снегоходы «Рысь») с планетарным редуктором и двухлопастным винтом.

Двигатель объёмом 431 см3 мощностью 40 л.с. с числом оборотов до 6000 в минуту воздушного охлаждения, двухцилиндровый, двухтактный, с раздельной смазкой, работает на бензине, начиная с Аи-76. Карбюратор - К68Р Система воздушного охлаждения - хотя и самодельная, но эффективная.

Выполнена по такой же схеме, как у авиационных двигателей «Вальтер-Минор»: с воздухозаборником в форме усечённого конуса и дефлекторами на цилиндрах. Раньше на самолёте – биплане стоял модернизированный двигатель от подвесного лодочного мотора «Вихрь» мощностью только 30 л.с. и клиноремённой передачей (передаточное отношение 2,5). Но и с ними самолёт летал уверенно.

А вот тянущий двухлопастный моноблочный (из соснового переклея) самодельный винт диаметром 1400 мм и шагом 800 мм так пока и не поменял, хотя и планирую его заменить более подходящим. Планетарный редуктор с передаточным отношением 2,22... новому двигателю достался от какой-то иномарки.

Глушитель для двигателя изготовлен из десятилитрового баллона пенного огнетушителя. Топливный же бак вместимостью 17 литров - из бака старой стиральной машины - он из нержавеющей стали. Установлен за приборной доской. Капот - из тонколистового дюралюминия.

Он имеет по бокам решётки для выхода нагретого воздуха и справа ещё лючок с крышкой для вывода шнура с рукояткой - ими осуществляется запуск двигателя. Винтомоторная установка на самодельном биплана подвешена на простой мотораме в виде двух консолей с подкосами, задние концы которых закреплены на стойках передней рамки-шпангоута каркаса фюзеляжа. Электрооборудование самолёта - 12-вольтовое.

Основные стойки шасси сварены из отрезков стальной трубы диаметром 30 мм, а их подкосы - из трубы диаметром 22 мм. Амортизатор - резиновый шнур, намотанный на передние трубы стоек и трапецию каркаса фюзеляжа. Колёса основных стоек шасси - нетормозные диаметром 360 мм - от мини-мокика, у них усилены ступицы. Задняя опора имеет амортизатор рессорного типа и управляемое колесо диаметром 80 мм (от авиационной стремянки).

Управление элеронами и рулём высоты - жёсткое, от ручки управления самолётом через тяги из дюралюминиевых трубок; рулём направления и хвостовым колесом - тросовое, от педалей. Постройка самолёта была завершена в 2004 году, и его испытал лётчик Е. В. Яковлев.

Самолёт – биплан прошёл техническую комиссию. Совершал достаточно продолжительные полёты по кругу около аэродрома. Запаса топлива в 17 литров вполне хватает примерно на полтора часа полёта с учётом аэронавигационного запаса. Весьма полезные советы и консультации при строительстве самолёта мне давали два Евгения: Шерстнёв и Яковлев, за что я им очень благодарен.

Самодельный биплан «Кузнечик»: 1 -воздушный винт (двухлопастный, моноблочный. диаметром 1400,1 = 800); 2- глушитель; 3 -обтекатель кабины лётчика; 4- капот; 5 - подкос консоли верхнего крыла (2 шт.); 6- стойка (2 шт.); 7 - пилон верхнего крыла; 8- прозрачный козырёк; 9 - фюзеляж; 10-киль; 11 -руль поворота; 12 - хвостовая опора; 13 - хвостовое рулевое колесо; 14-основная стойка шасси (2 шт.); 15 - основное колесо (2 шт.); 16 - правая консоль верхнею крыла; 17-левая консоль верхнего крыла; 18 - правая консоль нижнего крыла; 19-левая консоль нижнею крыла; 20-приемник воздушною давления; 21 -накладка стыка консолей верхнего крыла; 22 - расчалка стабилизатора и киля (2 шт.); 23 - капот двигателя с воздухозаборником; 24 - газоотбойный щиток; 25 -стабилизатор (2 шт.); 26 - руль высоты (2 шт.); 27-элерон (2 шт.)

Стальной сварной каркас фюзеляжа биплана: 1 -верхний лонжерон (труба диаметром 18x1, 2 шт.); 2- нижние лонжероны (труба диаметром 18x1, 2 шт.); 3 - опора ручки управления самолетом; 4 -хребтовая балка (2 шт.); 5- -четырёхугольная рама (труба диаметром 18, 3 шт.); 6- формообразующая дуга первой и третьей рам (труба диаметром 18x1, 2 шт.); 7 - подкосы и раскосы (труба диаметром 18x1, по чертежу); 8- проушины и ушки крепления и подвески конструктивных элементов (по потребности); 9 - трапеция крепления резинового шнуровою амортизатора основной стойки шасси (труба диаметром 18x1); 10-треугольные рамы хвостовой части (труба диаметром 18x1, 4 шт.)

Углы установки консолей крыльев (а - верхнее крыло; б-нижнее крыло): 1--поперечное V; 2-стреловидность крыльев; 3 -угол установки

Моторама самодельного биплана: I - лонжерон (стальная труба 30x30x2,2 шт.); 2-удлинитель лонжерона (труба диаметром 22,2 шт.); 3 - поперечина (стальной лист s4); 4 - сайлент-блоков (4 шт.); 5-ушко крепления подкоса (стальной лист s4,2 шт.); 6 - опорная дужка капота (стальная проволока диаметром 8); 7 подкос (труба диаметром 22, 2 шт.)

Основная опора шасси биплана: 1 -колесо (диаметром 360, от мини-мокика); 2- ступица колеса; .3 -основная стойка (стальная труба диаметром 30); 4 - основной подкос (стальная труба диаметром 22); 5 - амортизатор (резиновый жгут диаметром 12); 6 -ограничитель хода основной стойки (трос диаметром 3); 7 -трапеция крепления амортизатора (элемент фермы фюзеляжа); 8- ферма фюзеляжа; 9 дополнительная стойка шасси (стальная груба диаметром 22); 10- захват амортизатора (труба диаметром 22); 11 - дополнительный подкос (стальная труба диаметром 22); 12 связь стоек (стальная труба диаметром 22)

Приборная лоска (внизу хорошо видны педали управления рулём направления и хвостовым колесом па трапеции и резиновый шпуровой амортизатор основных стоек шасси): 1 - ручка управления дроссельной заслонкой карбюратора; 2 -указатель горизонтальной скорости; 3 - вариометр; 4 - винт крепления приборной доски (3 шт.); 5--указатель поворота и скольжения; 6-лампочка сигнализация отказа двигателя; 7 - тумблер включения зажигания; 8-датчик температуры головок блоков цилиндров; 9 - педали управления рулём направления

С правой стороны капотa - окно дли воздушного фильтра карбюратора двигатели и пусковое устройство двигателя

Двигатель УМ З 440-02 от снегохода «Рысь» хорошо вписался в контуры фюзеляжа и обеспечил самолету неплохие летные дайные


Самое обсуждаемое
Айвар (икра) из баклажан и перца — рецепт с фото Сербское блюдо айвар Айвар (икра) из баклажан и перца — рецепт с фото Сербское блюдо айвар
Рецепт: Груша запеченная Рецепт: Груша запеченная "Эксклюзив для шаха" - вариации на тему рецепта из сериала "Кухня"
Рецепты маринада для запекания свинины в духовке и советы кулинаров Рецепты маринада для запекания свинины в духовке и советы кулинаров


top