Календарь природы для младшей группы. Календарь природы своими руками. Современные календари имеют четкую возрастную ориентацию

Календарь природы для младшей группы. Календарь природы своими руками. Современные календари имеют четкую возрастную ориентацию

Согласно программы ФГОС, в каждой группе детского сада необходимо создание уголков природы и погоды для ознакомления детей с природой и природными явлениями.

Организация уголка природы способствует:

  • развитию умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;
  • формированию первичных представлений о природном многообразии нашего мира;
  • формированию элементарных экологических представлений;
  • воспитанию умения вести себя в природе;
  • воспитанию любви к природе и желанию беречь ее.

К оформлению уголка природы каждый педагог подходит по-своему.

Но существуют общепринятые особенности организации уголка живой природы:

1. Размещение живых цветов для закрепления знаний о травянистых и комнатных растениях (бальзамин, фикус, хлорофитум, герань, бегония, примула и др.); знакомства со способами ухода за ними.

2. Заведение живых обитателей (волнистые попугайчики, рыбки, морские свинки и т.д.) для воспитания любви к животным, бережного отношения и ухода за ними.

3. Обустройство уголка наблюдения за природными явлениями для знакомства с характерными особенностями следующих друг за другом времен года и теми изменениями, которые происходят в связи с этим в жизни и деятельности взрослых и детей.

Если с первыми двумя пунктами все просто и понятно, то с третьим возникают вопросы. Каким образом обустроить уголок природы для знакомства детей с природными явлениями, какую информацию туда разместить и как ее оформить. Чтобы не искать ответы на эти вопросы и облегчить жизнь воспитателям, некоторые производители товаров для детского сада уже создали готовые модели календарей природы и погоды. Они содержат всю необходимую информацию и соответствуют определенной возрастной группе ребенка. Таким образом календари природы делятся на 2 группы:

Для младшей группы детского сада (от 3 до 4 лет)

Яркие, с красочными изображениями животных и растений, стенды, которые всегда привлекут внимание детей и будут стимулировать их к процессу обучения. Как правило, содержат следующую информацию:

  • о сезонах (зима, лето, весна, осень),
  • днях недели (понедельник-воскресенье),
  • природных явлениях (дождь, ветер, солнце и т.д.)

С помощью педагога и календаря наблюдений дети научатся замечать изменения в природе: становится холоднее, идут дожди, птицы улетают в теплые края; научатся узнавать и называть время года.

Для средней и старшей групп детского сада (от 4 до 6 лет)

Смотрите ролик

Красочные календари наблюдений, которые содержат все необходимое для изучения природных явлений в старших группах детского сада.

В комплект к таким календарям, как правило, входят специальные плашки, которые во время занятия педагог вставляет в акриловые кармашки (день недели, число, месяц, год, праздники и т.д.).

Многие модели содержат интерактивные градусники, которые так нравятся детям и оживляют ход занятия. Передвигая бегунок, дети изучат такие понятия, как «холодно-жарко», «прохладно-тепло».

В настоящее время выпускаются более современные модели календарей природы, которым отдают предпочтение многие педагоги. Это магнитно-маркерные календари наблюдений.

Они интересны тем, что записывая на маркерной поверхности данные, можно вести дневник наблюдений за погодой прямо у себя в группе. Так, наглядным образом, вместе с детьми есть возможность провести сравнительный анализ данных за сегодня и вчера, за сегодня и прошлый понедельник и т.д.

Пример:
— Дети, какая у нас сегодня погода? Давайте выглянем в окошко и посмотрим.
— Светит солнышко и тепло.
— Дети, а какая вчера была погода на улице?
— Было прохладнее, чем сегодня и шел дождик.

Таким образом дети научатся замечать и называть изменения в природе: похолодало, осадки, ветер, листопад и т.д., устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы (похолодало – исчезли бабочки, отцвели цветы и т.д.)

Некоторые модели магнитно-маркерных календарей природы продаются с любимыми детскими магнитиками. На них изображена одежда, которую необходимо одевать при той или иной погоде, государственные праздники, природные явления. Каждому ребенку такой элемент однозначно придется по душе. Ведь кто не любит магниты!

Также календари природы и погоды, которые относятся к последней группе, можно использовать для работы с детьми младшего школьного возраста, так как на некоторых из них находятся часы, по которым очень удобно изучать время.

Главная задача календаря природы – привлекать внимание детей к природе, расширять и уточнять представления о природе, учить наблюдать, развивать любознательность.

Календарь природы в младшей группе своими руками

Цель пособия: ознакомление детей с временами года, погодой, временем суток.

Уголок природы во 2-й младшей группе своими руками

Пособие представляет собой стенд из 3 частей, которой скреплены клеем. Выполнено пособие из сендвич панелей, оклеянной самоклеящейся пленкой. Размер на ваше усмотрение.

Бумажные детали заламинированы. Буквы названия вырезаны из бумаги и приклеены на двусторонний скотч. Стрелочки вырезаны из пластмассового уголка (остался от ремонта) и оклеены самоклеящейся бумагой. Стрелочки подвижны - закреплены винтиками с гайками. Картинки с временами года вставляются в

уголочки.

Дерево, так-же вырезано из сендвич панели. Картинки дерева по временам года скачены и распечатаны.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по ознакомлению с миром природы в младшей группе "Прогулка в лес"

Данная разработка НОД по ознакомлению с миром природы " Прогулка в лес" предназначена для детей младшего дошкольного возраста....

Дидактические игры для младшей группы (своими руками)

Очень важно помнить, что дидактически игры и упражнения должны создавать у детей хорошее настроение, вызвать радость: ребенок радуется тому, что узнал что-то новое, радуется своему достижению, умению...

Конспект итоговой непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Познание» (разделы «Формирование элементарных математических представлений», «Ознакомление с миром природы») в младшей группе «Улыбка» ТЕМА: «В гости к Маше»

Конспектитоговой непосредственно-образовательной деятельностипо образовательной области «Познание» (разделы «Формирование элементарных математических представлений», &laq...

Оформление приемной в детском саду в первой младшей группе своими руками

Оформление группы в детском саду является неотъемлемой частью образовательно-воспитательного процесса. Различные варианты зависят от возможностей учреждения, размера помещения, предпочтений и творческ...

Вот уже неделю создаю календарь природы для Дани. Вот так примерно он будет выглядеть. Как только прочищу дюзы принтера, сразу распечатаю и повешу, стенд у нас уже висит.

Немного о содержимом.

Поезд дни недели раскрашен в цвета радуги, в вагончики можно будет вставлять героев - котенка, щенка и др. Также их можно будет сажать в корзину воздушного шара. В качестве героев можно использовать персонажей любимых мультфильмов, гномика, домовёнка и т.п. На каждом вагончике количество кружков соответствует дню недели по счёту.

На воздушном шаре и будильнике будут стрелочки, которые ребенок будет перемещать в соответствии с месяцем года и временем суток. На свободных листах будут размещаться стихи, загадки про времена года, дни недели и т.п.

На термометре будет сине-красная ниточка, которую можно будет перемещать в зависимости от того, какая температура на улице. Герои, которых можно будет сажать в поезд и воздушный шар.

На полосу вчера, сегодня, завтра можно будет прикреплять картинки с основными событиями, которые происходят в жизни ребенка: приезд или поездка к бабушке, поход в театр, парк, цирк, детский сад, праздники и т.п. Также туда можно будет прикреплять данные о своих метереологических наблюдениях - погоде - дождь, снег, солнечно, облачно и т.п.

Чтобы получить Календарь природы, просто сделайте РЕПОСТ этого сообщения в любую социальную сеть или свой блог и отправьте мне на почту активную ссылку на него.

ВАЖНО! Активную ссылку на свой перост присылайте мне на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. . Здесь, к сожалению, я не всегда успеваю следить за комментариями.

Спасибо за репосты и комментарии!)

Сохранить Сохранить Сохранить Сохранить Сохранить Сохранить Сохранить

Наталья Черникова

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования предполагает формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок к учебной деятельности.

Огромное значение в реализации этой проблемы имеет экологическое образование детей.

Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти детей.

Важно уделить внимание экологизации образовательной развивающей среды в группе . И начать надо с уголка природы , в котором должен быть оформлен календарь природы .

Во второй младшей группе – это должно быть панно со сменным изображением времени года, карточки с изображением явлений природы . Карточки должны быть съёмные и легко крепиться к основе календаря природы . Можно для крепления использовать двустороннюю липкую ленту.


Мы сделали самостоятельно. Основа-это изображение дерева в разные сезоны.


Распечатали на принтере цветные картинки, заламинировали. Сложность вызвало наличие нескольких изображений дерева. В итоге должно быть одно панно, а у нас получается несколько. Решили скрепить картинки между собой. Сверху на каждой из картинок сделали отверстия с помощью дырокола. Взяли проволоку и скрутили её в виде спирали. Затем вставили спираль в отверстия картинок. В её полую часть продели палочку. Это может быть и трубочка, по диаметру подходящая размеру спирали. На стене закрепили два крючка. И вставили деревянную палочку на крючки.

Получился настоящий календарь с перекидными листами, которые можно листать и изменять время года.





Дети могут совместно с воспитателем отмечать погоду, вносить сезонные изменения путём прикрепления картинок к основе календаря . Календарь находится на уровне взгляда детей. Картинки хранятся в коробке. Календарь удобен в использовании.

Кроме календаря природы в уголке должен быть календарь наблюдений за птицами. Сейчас он находится в процессе изготовления.

Публикации по теме:

Знакомство с явлениями природы начинается в младшем дошкольном возрасте. Ведение календарей погоды, наблюдение за природными явлениями.

Календарь природы своими руками в первой младшей группе. Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию свою вариацию календаря природы для.

С раннего возраста важно формировать у детей представления о природе и ее явлениях. Поэтому календарь природы является необходимым предметом.

Для маленьких детей очень важна наглядность, особенно при усвоении таких трудных для них понятий, как "времена года". Дети лучше всего.

Есть распоряжение правительства РФ от 02.06.2016г №1082-Р «О проведении в Российской Федерации Года экологии». Учитывая это положение, решила.

Конспект НОД по ИЗО в средней группе «Календарь природы для Незнайки» Конспект НОД по изобразительной деятельности в средней группе №1. «Календарь природы для Незнайки» Цель: развитие воображения через продуктивную.

алсу салахова
Оформление уголка «Календарь природы» по всем возрастным группам

Презентация о правильном оформлении уголка «Календарь природы » по всем возрастным группам

Для фиксации меняющихся природных объектов могут быть разработаны различные типы графических моделей. В педагогической интерпретации - это календари наблюдений за явлениями природы . Их главное содержание - знакомство с птицами и с другими меняющимися сезонными явлениями природы , ростом и развитием живых существ. Ведение календаря дает ребятам возможность познакомиться с зимующими птицами, проследить динамику изменений в осенне-весенние птичьи миграции. Как показывает практика дошкольного воспитания - познание закономерностей сезонных изменений сопряжено с рядом трудностей. Это относится прежде всего не к усвоению характерных признаков сезонов, а к пониманию процесса постепенного нарастания этих признаков и качественных изменений при переходе от одного сезона к другому. Отсутствие резкой видимой границы между временами года создает у детей обманчивое представление о постоянстве окружающей среды. В конце осени, например, ребята забывают, что в ее начале было тепло, было много цветов и зелени. Дети без помощи взрослого не улавливают логику закономерных изменений.

Я представлю вам календари для младшей , средней, старшей и подготовительной группы .

Для второй младшей и средней групп - это набор картинок по каждому сезону, на которых в соответствии с программой изображены основные погодные явления. Малышам надо научиться выделять солнце, облака, дождь и т. д. На ряде картинок должно быть нарисовано одно и то же дерево (например, береза) в разных условиях : в тихую и ветреную, в дождливую и солнечную погоду, с зелеными листьями, с желтыми листьями во время листопада, без листьев. Еще должна быть плоская картонная кукла с набором бумажной одежды на все сезоны. С помощью картинок дети закрепляют представления о явлениях природы , полученные во время наблюдений. Кукла же помогает определить степень тепла или холода и вносит игровой элемент в деятельность малышей.

Методика работы с детьми соответствует возрастным особенностям . С малышами педагог наблюдает каждое явление отдельно (например, только дождливую погоду или только листопад) . С детьми средней группы уже можно одновременно наблюдать два-три явления (ветреную и дождливую погоду или расцвечивание листьев на кустах и деревьях и их опадание при порыве ветра).

Собираясь на прогулку в понедельник, воспитатель показывает детям куклу, сообщает ее имя, говорит, что она пришла к ребятам в гости и хочет посмотреть, как они одеваются. После прогулки кукла ждет, пока малыши разденутся,- ей не терпится узнать, что они видели на участке. Воспитатель предлагает детям назвать то, что они заметили во время наблюдений (солнце, дождь и т. д.) . «Сейчас мы тебе покажем картинку» ,- говорит педагог, обращаясь к кукле, и достает коробку с набором карточек, изображающих различные явления природы . Он показывает карточку, на которой изображено не то, что видели ребята на прогулке. «Дети, мы с вами смотрели на солнышко. Это солнышко?- Нет, это облака, давайте найдем другую картинку, где нарисовано солнце». Дети находят нужную картинку, показывают ее кукле и ставят на подставку (типа книжной) . «Ты, наверное, тоже хочешь погулять? - обращается педагог к кукле. - Погуляй здесь (ставит ее возле карточки) . Солнышко на тебя будет светить. Только надо одеться. Сегодня тепло, ребята во время прогулки были в легких кофточках. Ты тоже надень кофточку». Воспитатель находит бумажную кофточку, надевает ее на куклу и говорит, что Наташа (имя куклы) теперь тоже гуляет.

Ежедневные наблюдения с использованием карточек и куклы в течение первой недели помогут детям второй младшей группы начать знакомиться с разнообразием природных явлений . В дождливую погоду, когда ребята не идут на прогулку, воспитатель проводит наблюдения из окна. Детям интересно : все кругом мокрое, блестящее, по стеклу ползут капли дождя. Педагог обращает внимание на то, что ребята на улице не гуляют, только взрослые идут по делам - на них плащи, у некоторых зонтики. Кукла появляется и в такую погоду. Дети находят карточку, изображающую дождь, и отпускают Наташу гулять, надев на нее плащ или срочно изготовив зонтик.

В средней группе сохраняется тот же принцип работы с календарем , но четырехлетние дети уже более обстоятельно наблюдают за погодой, отмечают характерные для нее признаки (например, ветер то возникает, то затихает; туча набежала, пошел дождь, затем снова солнце светит). В этом случае выставляются две-три картинки (береза в безветренном состоянии, береза в порыве ветра - листопад и т. д.). Кукла может быть та же самая, но набор одежд ей следует сделать новый (выросла - ей купили новую одежду) .

Таким образом, работа с набором картинок и куклой во второй младшей и средней группах способствует формированию у детей отчетливых представлений о сезонных явлениях природы , учит фиксировать наблюдения с мощью готовых образов-картинок. Игровым способом дошкольники подводятся к умению определять степень тепла и холода. Все это является базой для ведения календаря природы в старшем дошкольном возрасте .

Календарь природы для старшей , подготовительной к школе групп состоит из трех граф : 1) время; 2) неживая природа (погода) ; 3) живая природа (растительный и животный мир, труд людей. В календаре детей шестого жизни первая графа представлен одной неделей, в календаре детей ceдьмого года жизни - четырьмя (клеточки второй недели закрашены, остальные-пустые) . Это важно для формирования у детей, идущих в школу, отчетливых временных представлений : при обсуждении заполненного календаря он видят , что в сентябре четыре недели, а наблюдения за сезонными явлениями природы велись в течение одной (второй) недели. В дальнейшем при заполнении календаря им станет понятно временная протяженность сезона : три месяца, каждый из которых состоит из четырех недель, в свою очередь каждая из которых состоит из семи дней.

Ежедневно после прогулки дети закрашивают клеточку, соответствующую данному дню, и проставляют значки, обозначающие погоду. В конце недели (в четверг или пятницу, понаблюдав за растительностью и животным миром, дошкольники рисуют картину живой природы .

При ведении календаря необходимо обратить внимание на следующие моменты : он должен заполняться детьми своевременно под руководством воспитателя; условные значки - это схематизированные рисунки явлений, которые дети наблюдают. Аккуратно и красиво заполнить клетки календаря помогут специальные трафаретки, изготовленные воспитателем из плотной прозрачной пленки или картона. Это особенно важно на первых этапах в старшей группе , когда дети только знакомятся с календарем такого типа . Рисование по трафареткам интересно дошкольникам и нивелирует разницу их изобразительных умений.

Для формирования умения заполнять календарь , т. е. фиксировать результаты своих наблюдений, а также умения их читать (рассказывать о наблюдениях по календарю , важно, чтобы условные обозначения были просты и понятны детям. Наиболее подходящими являются следующие обозначения : дни недели – разным цветом, погоду – значками натуралистического характера (например, ветер – дерево, наклонившееся в сторону, снег – графическое изображение снежинок и т. д.) Особенно следует остановится на графическом изображении степени тепла и холода : это схематическая фигура ребенка, по-разному одетого, в трусах, платье, в пальто (куртку, в шубе. Дошкольникам такие значки понятны, так как они соответствуют их одежде во время прогулки. Если детям трудно изображать птиц так, чтобы они различались по видам, рисунок можно заменить «галочкой» того или иного цвета, например, воробей – коричневая «галочка» , голубь – синяя, синица – желтая, снегирь – красная и т. д.

Опыт внедрения календарей в практику детских садов, показал : использование данного типа моделирования оказывает интенсивное воздействие на развитие наглядно-образного мышления. Работа с календарем на всех этапах (заполнение, подведение итогов, повторные рассматривания, сопоставление аналогичных явлений) обогащает конкретные представления детей, формирует особый тип представлений, отражающий процесс изменения объектов природы в единстве с временным параметром. Однако формирование такого типа представлений возможно только при регулярной, упорядоченной во времени фиксацией наблюдений. Модель, таким образом, служит средством развития единых пространственно-временных представлений. Кроме того, обсуждая результаты наблюдений, дети вынуждены сопоставлять зафиксированные на страницах календаря явления , прослеживать характер изменений, взаимосвязь отдельных компонентов; тем самым они учатся обнаруживать временные и причинные связи, устанавливают простейшие закономерности. Таким образом, развивается логическое мышление, а с ним вместе неразрывно и речь. Здесь имеется в виду особая, так называемая коллективная форма речи - беседа воспитателя с группой , когда взаимно дополняются высказывания, когда создается единое по смысловой линии и завершенное по форме содержание разговора. Нужно отметить, что календарь - это предмет логично построенного обсуждения, который способствует развитию умений рассуждать, анализировать, сопоставлять события, а затем отражает их в речи (выводы, обобщения, т. е служит наглядным средством обучения логическим операциям.



top