Методическое обеспечение.
Программа реализуется по следующим принципам:
· принцип доступности: от простого - к более сложному, исключая перегрузки;
· принцип систематичности и последовательности - содержание учебного процесса выстраивается в определенной системе;
· принцип наглядности - просмотр технических средств оснащения (ТСО), самостоятельно наблюдать за процессом, измерять, сравнивать, включаясь в практическую деятельность;
· принцип воспитывающего обучения - формирование личности обучающегося;
· принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
Используется принцип личностно – ориентированного подхода в учебных группах на занятиях по анимации. Он обеспечивает возможность достаточно быстрого продвижения обучающихся от азов анимационного искусства до начального уровня профессионального мастерства. Тем самым возможна реализация предпрофильной подготовки обучающихся в условиях освоения данной программы.
данной программы заключается в социальной адаптации обучающихся, в их дальнейшей самостоятельной творческой жизни.
Индивидуально-групповые занятия направлены на формирование представления об основах анимации, режиссуре в анимации, позициях в анимации, умении работать в коллективе, обсуждать и анализировать анимационные работы. Они проходят в форме лекций, лекций-бесед, лекций с просмотрами, практических упражнений. Ввиду трудоемкости технологии анимации и ее специфики, в периоды съемки анимационного фильма предполагается высокая плотность практических занятий. Это занятия по созданию персонажей, съемке, монтажу – в работе над конкретным проектным фильмом, мастер-классов у узких специалистов (операторов, монтажеров, режиссеров и т.д.). Экскурсии на к/с "Союзмультфильм", к/с «Пилот», к/с «Кристмас-филмз», к/с «Мироздание», Школу-студию «ШАР», мастерскую Ю.Б. Норштейна с целью на практике увидеть создание мультипликационного фильма в разных техниках и познакомится c работой узких специалистов при создании профессионального анимационного фильма.
Часы индивидуального проектирования необходимы для более полного практического и творческого освоения программы, поскольку анимация – очень трудоемкий процесс во временном отношении (качество анимационного фильма прямо пропорционально временным затратам на него).
- "Основы анимации". Дети знакомятся с основами предметной анимации, с мировой и отечественной историей анимационного кино, видами анимации, технологиями создания мультфильма, принципами и методами одушевления, композиция, сценарий, раскадровка. Этапы производства мультфильма.
"Основы режиссуры". Обучающиеся осваивают основы режиссуры в анимационном кино: авторская позиция режиссера, образ персонажа, композиция, звук, график изображения, акценты, раскадровка, монтаж.
1 этап - «Углубление в режиссуру и практику. Подготовка к дипломному проекту». Обучающиеся обобщают пройденный материал. Углубленно изучают каждую позицию в анимации: режиссер, сценарист, аниматор, оператор, художник - постановщик, монтажер. Разработка замыслов дипломных анимационных фильмов.
2 этап - «Работа над дипломным проектом». Создание дипломных анимационных работ на выбранные и самостоятельно разработанные обучающимися сюжеты. Создание анимационный фильмов для участия в конкурсах и фестивалях.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическое обеспечение.
Программа реализуется по следующим принципам:
- принцип доступности: от простого - к более сложному, исключая перегрузки;
- принцип систематичности и последовательности - содержание учебного процесса выстраивается в определенной системе;
- принцип наглядности - просмотр технических средств оснащения (ТСО), самостоятельно наблюдать за процессом, измерять, сравнивать, включаясь в практическую деятельность;
- принцип воспитывающего обучения - формирование личности обучающегося;
- принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
Используется принцип л ичностно – ориентированного подхода в учебных группах на занятиях по анимации. Он обеспечивает возможность достаточно быстрого продвижения обучающихся от азов анимационного искусства до начального уровня профессионального мастерства. Тем самым возможна реализация предпрофильной подготовки обучающихся в условиях освоения данной программы.
Педагогическая целесообразность реализации данной программы заключается в социальной адаптации обучающихся, в их дальнейшей самостоятельной творческой жизни.
Структура и проведение занятий.
Индивидуально-групповые занятия направлены на формирование представления об основах анимации, режиссуре в анимации, позициях в анимации, умении работать в коллективе, обсуждать и анализировать анимационные работы. Они проходят в форме лекций, лекций-бесед, лекций с просмотрами, практических упражнений. Ввиду трудоемкости технологии анимации и ее специфики, в периоды съемки анимационного фильма предполагается высокая плотность практических занятий. Это занятия по созданию персонажей, съемке, монтажу – в работе над конкретным проектным фильмом, мастер-классов у узких специалистов (операторов, монтажеров, режиссеров и т.д.). Экскурсии на к/с "Союзмультфильм", к/с «Пилот», к/с «Кристмас-филмз», к/с «Мироздание», Школу-студию «ШАР», мастерскую Ю.Б. Норштейна с целью на практике увидеть создание мультипликационного фильма в разных техниках и познакомится c работой узких специалистов при создании профессионального анимационного фильма.
Часы индивидуального проектирования необходимы для более полного практического и творческого освоения программы, поскольку анимация – очень трудоемкий процесс во временном отношении (качество анимационного фильма прямо пропорционально временным затратам на него).
Первый год обучения (дети 6-9 лет) - "Основы анимации". Дети знакомятся с основами предметной анимации, с мировой и отечественной историей анимационного кино, видами анимации, технологиями создания мультфильма, принципами и методами одушевления, композиция, сценарий, раскадровка. Этапы производства мультфильма.
Второй год обучения (дети 9-11 лет) - "Основы режиссуры". Обучающиеся осваивают основы режиссуры в анимационном кино: авторская позиция режиссера, образ персонажа, композиция, звук, график изображения, акценты, раскадровка, монтаж.
Третий год обучения (дети 11-14 лет) состоит из двух этапов:
1 этап - «Углубление в режиссуру и практику. Подготовка к дипломному проекту». Обучающиеся обобщают пройденный материал. Углубленно изучают каждую позицию в анимации: режиссер, сценарист, аниматор, оператор, художник - постановщик, монтажер. Разработка замыслов дипломных анимационных фильмов.
2 этап - «Работа над дипломным проектом». Создание дипломных анимационных работ на выбранные и самостоятельно разработанные обучающимися сюжеты. Создание анимационный фильмов для участия в конкурсах и фестивалях.
При изучении каждой темы используется различный наглядный материал: книжные иллюстрации, мультфильмы, картины, видео-уроки, фильмы.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Звездочка»
Утверждена на педагогическом совете
МБДОУ «Детский сад комбинированного
вида «Звездочка»
протокол №___
от «___»_____________20__ г.
Заведующая___________Н.Н.Сазанова
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Радуга»
вид деятельности: нетрадиционные техники рисования
для детей дошкольного возраста (4 – 6 лет)
( срок реализации программы 2 года)
Руководитель: Абрамова М.И.
пос. Чамзинка
1.Пояснительная записка.
1.1 Актуальность
1.2 Педагогическая целесообразность.
1.3 Цели и задачи программы.
1.4 Принципы, методы и приемы.
2. Планируемые результаты.
3. Формы проведения итогов реализации программы
4. Учебно-тематический план
4.1 Учебно-тематический план первого года обучения
4.2 Учебно-тематический план второго года обучения
5. Материально-техническое обеспечение.
6. Приложение (перспективное планирование: 1год обучения)
(перспективное планирование: 2год обучения)
7.Список литературы.
“Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого
человека будет душа художника. Иначе говоря,
когда каждый будет находить радость в своем труде”
Пояснительная записка
Программа имеет художественно-эстетическую направленность и разработана на основе пособия «Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий» под редакцией Р.Г.Казаковой- М.: ТЦ Сфера, 2009. Данная программа оформлена в соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской федерации от 11.12.2006 года № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» и реализуется в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Звездочка».
Продолжительность реализации программы - 2 года. Содержание программы кружка составлена с учетом возрастных особенностей и в соответствии с СанПиНом 2.4.1.1249-03 (требования к организации режима дня и учебных занятий), предназначена для детей 4-6 лет, реализуется она через кружковую работу и выставки. Занятия проводится 1 раз в неделю, длительность составляет 20 минут для детей 4 -5 лет, а 5-6 лет - 25 минут.
Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
Закон РФ «Об образовании»;
Конвенция о правах ребенка (1989г);
Концепция дошкольного воспитания;
СанПин 2.4.1.12.49-03
Актуальность
В наши дни гуманистическая направленность дошкольного образования проявляется в ориентации на «личностно-ориентированную» модель взаимодействия, на развитие личности ребенка, его творческого потенциала.
Проблема детской одаренности, проблема развития творческого мышления дошкольника с его неповторимостью, оригинальностью и уникальностью - главные проблемы современного дошкольного образования. Сегодня особенно остро обозначилась потребность общества в воспитании творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, умеющих находить собственное решение, оригинальные ответы, открыто высказывать смелые идеи и гипотезы, способных в поведенческой сфере быстро адаптироваться к изменяющимся условиям.
Следует помнить: что восприятие прекрасного должно быть подкреплено участием ребенка в созидании красоты. Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию с младшего дошкольного возраста, можно использовать нетрадиционные способы изображения. Такое нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Педагогическая целесообразность
Занятия, основанные на использовании многообразных нетрадиционных, худо-жественных техник на занятиях по рисованию, способствуют развитию детской художественной одаренности, творческого воображения, художественного мышления и развития творческого потенциала.
Нетрадиционные техники, позволяют маленькому художнику, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, дают свободу фантазии и вселяют уверенность в свои силы. Владея разными навыками и способами изображения предметов или действительности окружающего мира, ребенок получает возможность выбора, что, в свою очередь, обеспечивает занятию творческий характер.
Использование нетрадиционных приемов и техник в рисовании способствует развитию познавательной деятельности и творческой активности. Приобретая соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, ребенок тем самым преодолевает дальнейшее творчество, что в дальнейшем будет доставлять ему только удовольствие.
Опыт работы показывает: рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно, - это и процесс, и результат художественного творчества.
В исследованиях Е.А. Флериной, Т.С. Комаровой, Н.П. Сакулиной, Р. Г. Казаковой, В.С. Мухиной, Н.А. Ветлугиной вопросы развития художественно-творческих способностей рассматривались в рисовании в связи с усвоением детьми некоторых закономерностей рисунка, изобразительно-выразительных особенностей рисования в разных техниках. Следовательно, овладение техникой рисунка, графической стороной рисования является важным условием, обеспечивающим творческое решение изобразительной задачи, развития художественно-творческих способностей. Мы считаем, что использование в рисовании нетрадиционных техник и постепенное их освоение детьми (по принципу от простого к сложному) поможет в решении ряда вопросов: овладение графическими, техническими навыками и умениями, развитие цветового восприятия, представления, композиционных умений и эмоционально-художественного восприятия, творческого воображения, повышению интеллектуальной активности. Ребенок развивается путем сочетания в одном рисунке нескольких нетрадиционных и традиционных техник изобразительной деятельности, и усвоить этот опыт он может только с помощью взрослого: педагога, родителя. При условии взаимосвязи нетрадиционных техник между собой не нарушается логика развития каждой из них. Их сочетание наоборот значительно расширяет возможности изобразительной деятельности. Поисковые ситуации ставят в условия выбора той или иной техники нетрадиционного рисования. Вышесказанное об использовании в педагогическом процессе нетрадиционных техник изобразительной деятельности позволяет нам убедиться в необходимости создания и применения педагогической технологии, в которой нетрадиционные техники рисования могут выступать оптимальным условием развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста.
Новизна программы: разработана система деятельности по обучению детей с использованием нетрадиционных техник по рисованию.
Отличительной особенностью программы « Радуга» является то, что она адаптирована к условиям образовательного процесса данного учреждения. В данной программе используется частично-поисковый метод, который направлен на развитие познавательной активности и самостоятельности. Он заключается в выполнении небольших заданий, решение которых требует самостоятельной активности. На занятиях используются дидактические игры и игровые приемы, которые создают непринужденную творческую атмосферу, способствуют развитию воображения. В формировании творческой активности большое значение имеет использование художественного слова, пальчиковой гимнастики, музыки.
1.3 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
Цель программы:
Развитие художественно-творческие способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования через дополнительное образование.
Задачи программы:
Расширять представления детей о многообразии нетрадиционных техник рисования.
Обучать приемам нетрадиционных техник рисования и способам изображения с использованием различных материалов.
Создать условия для свободного экспериментирования с нетрадиционными художественными материалами и инструментами.
Развивать эстетическое восприятие, художественный вкус.
Развивать творческое воображение, фантазию, мышление дошкольников через занятия по освоению нетрадиционных техник рисования;
Развивать у детей навыки самоанализа, необходимые для оценки собственных работ.
Привлечь родителей к сотрудничеству в развитии творчества детей.
1.4 ПРИНЦИПЫ:
Системности – (занятия проводят в системе в течение всего учебного процесса);
Последовательности – (знания давать постепенно, без перегрузки, с нарастающим объемом информации);
Принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для - воспитания и развития творческих способностей детей);
Принцип научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.);
Принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей);
Принцип сравнений и выбора (разнообразие вариантов заданной темы, методов
и способов изображения, разнообразие материала).
По разработке
Дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы.
Данные методические рекомендации предлагаются к использованию в условиях становления новых подходов и требований к деятельности образовательных организаций дополнительного образования; предназначены для руководителей, методистов и педагогов дополнительного образования детей и носят рекомендательный характер.
В пособии использованы материалы:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ
Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008
Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России От 11.12.2006 № 06-1844)
Программа дополнительного образования детей - основной документ педагога и разрабатывается им самостоятельно!
Образовательная программа дополнительного образования детей является основным документом детского творческого объединения, так как именно в ней:
Определяется своеобразная «стратегия» образовательного процесса на весь период обучения;
Отражаются основные (приоритетные) концептуальные, содержательные и методические подходы к образовательной деятельности и её результативности;
Организационные нормативы работы детского объединения.
Структура программы дополнительного образования детей
Программа дополнительного образования детей, как правило, включает следующие структурные элементы:
1. Титульный лист.
3. Пояснительную записку
4. Календарный учебный график
5. Учебный план
6. Рабочая программа (учебно-тематический план)
8. Методическое обеспечение (методические материалы)
9. Оценочные материалы
10. Список литературы.
Полное наименование учредителя;
Полное наименование образовательного учреждения;
Где, когда и кем утверждена и принята дополнительная образовательная программа;
Название дополнительной образовательной программы;
Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;
Срок реализации дополнительной образовательной программы;
Название города, населенного пункта, в котором реализуется дополнительная образовательная программа;
Год разработки дополнительной образовательной программы.
Пояснения к структурным элементам дополнительной образовательной программы дополнительного образования детей
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
(нормативная база, основные характеристики содержания, цель, задачи, организационно-педагогические условия, педагогическая целесообразность, дидактические принципы, планируемые результаты)
Раскрывает направленность дополнительной образовательной программы (далее ДОП)
По функциональному предназначению: досуговой, учебно-познавательной, предпрофессиональной, специальной, общекультурной, прикладной):
По форме организации: индивидуально ориентированной, групповой, студийной, кружковой
По времени реализации (уровень программы): краткосрочной – до года, базовый – до 3-х лет, углубленный – до 5 лет и свыше.
Программа разработана на основе (или «с учетом»)…(требований, программ или методических разработок каких авторов): квалификационные требования на какой-либо спортивный снаряд, требования определенного уровня смотров, фестивалей, олимпиад, соревнований, выставок и т.д.
Новизна
Новизна программы состоит в том, что...
Далее, используя отражающие степень новизны
слова «впервые», «конкретизировано», «дополнено», «расширено», «углублено» и т.п., кратко поясняется, что существенного составитель внес при разработке программы в сравнении с известными аналогами по содержанию, методам и организационным формам реализации предлагаемого материала (причины этих новшеств поясняются в рубрике «Педагогическая целесообразность»).
Актуальность
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время... К числу наиболее актуальных проблем относится...
Поясняется потребность
общества и детей данного возраста и категории в решении задач, которым посвящена программа, и предпосылки
в решении этих задач.
При этом следует учитывать, что программы дополнительного образования детей должны быть направлены на:
– создание условий для развития ребенка;
– развитие мотивации к познанию и творчеству;
– обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
– приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
– профилактику асоциального поведения;
– создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, се интеграции в систему мировой и отечественной культур;
– интеллектуальное и духовное развития личности ребенка;
– укрепление психического и физического здоровья;
– взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.
Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность программы объясняется...
Кратко поясняется, почему именно предлагаемые в программе средства наиболее действенны для тех детей, на которых она рассчитана. Какие изменения произойдут в детях, если их включить в предлагаемые виды деятельности, если они усвоят предлагаемое содержание, если их работа будет организована в предлагаемых формах.
Образовательные программы должны быть разработаны с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются в:
– принципах обучения (индивидуальность, доступность, преемственность, результативность);
– формах и методах обучения (активные методы дистанционного обучения, дифференцированное обучение, занятия, конкурсы, соревнования, экскурсии, походы и т.д.);
– методах контроля и управления образовательным процессом (тестирование, анализ результатов конкурсов, соревнований и др.);
– средствах обучения (перечень необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на объединение детей).
Например: Эффективным для (литературного) развития детей является такое введение нового теоретического материала, которое вызвано требованиями творческой практики. Ребенок должен уметь сам сформулировать задачу, новые знания теории помогут ему в процессе решения этой задачи. Данный метод позволяет на занятии сохранить высокий творческий тонус при обращении к теории и ведет к более глубокому ее усвоению.
Цель и задачи:
Цель – заранее предполагаемый результат учебного процесса, это «образ результата», на который будут направлены все усилия педагога и детей.
Формулировка задач должна быть четкой и краткой, включать ключевое слово (оказать, отработать, освоить, организовать, создать и т.д.).
Цели и задачи могут различаться следующим образом:
Цель | Задачи |
Цель может быть одна или несколько. Во втором случае они должны быть взаимосвязанными, взаимодополняющими. | в любом случае количество задач должно быть бо́льшим, чем количество целей (ведь они «расшифровывают» цели): - обучающая - развивающая - воспитательная |
в целях задаются предполагаемые результаты по направлениям развития детей | задачи намечают промежуточные (этапные) результаты; |
Описывается ведущая целевая установка, которая должна быть реальной с учетом особенностей детей, режима работы, срока и средств, на которые рассчитывается программа. | - формулируются глаголом совершенного вида: сформировать, научить, воспитать и т.п. по направлениям деятельности - предполагать получение конкретного результата - быть направлены на изменения в детях (их знаниях, умениях, отношениях и т.п.), а не в окружающих их обстоятельствах (условиях, средствах воспитания и т.д.); – относиться к ведущим индивидуально-личностным свойствам ребенка, существенно влияющим на стиль его поведения, деятельности, общения; |
(Закон № 1008) Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам должна быть направлена на:
формирование и развитие творческих способностей учащихся;
удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;
формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;
обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания учащихся;
выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;
профессиональную ориентацию учащихся;
создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся;
подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов;
социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;
формирование общей культуры учащихся;
удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов учащихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.
Отличительные особенности
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что...
Специфика предполагаемой деятельности детей обусловлена...
Практические занятия по программе связаны с использованием вычислительной техники...
Программа ориентирована на применение широкого комплекса...
В структуру программы входят (сколько?) образовательных блоков: (теория, практика, проект). (Или: «Содержание курса объединено в __ тематических модулей, каждый из которых реализует отдельную задачу...»).
Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, умения создавать (авторские модели). (Или: «В основе практической работы лежит выполнение творческих заданий по созданию...»).
Раскрываются особенности реализации программы , заложенные в отборе содержания и его структуре (акцентирование наиболее важных идей, логика прохождения, линейная, концентрическая или спиральная последовательность освоения содержания).
Какие методы предусматриваются в программе при реализации данного содержания и почему (как они связаны с особенностями содержания, детей, условий реализации программы).
Какие формы организации деятельности детей являются характерными для данной программы, каковы принципы их отбора.
Все пояснения должны относиться к путям повышения результативности программы.
При этом надо учитывать, что содержание образовательных программ должно соответствовать :
– достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям региона;
– определенному уровню и направленностям дополнительных образовательных программ;
– целям и задачам образовательных учреждений дополнительного образования детей;
– современным образовательным технологиям.
Например, методика организации теоретических и практических занятий может быть представлена следующим образом:
На занятиях дети знакомятся с... Освоение материала в основном происходит в процессе практической творческой деятельности. Закономерности использования средств (каких?) могут быть представлены в виде правил, алгоритмов. Так, в работе над (чем?) дети всегда должны добиваться (точности употребления терминов), стремиться к (логическому изложению материала), выделять (композиционные части текста), применять (знания, нормы литературного языка).
Прохождение каждой новой теоретической темы предполагает постоянное повторение пройденных тем, обращение к которым диктует практика. Такие методические приемы, как «забегание вперед», «возвращение к пройденному», ... придают объемность «линейному», последовательному освоению материала в данной программе.
Для того, чтобы подвести детей... лет, к освоению..., предлагается метод... (Далее кратко описываются особенности применения этого метода).
Ребенок должен не только грамотно и убедительно решать каждую из возникающих по ходу его работы творческих задач, но и осознавать саму логику их следования. Поэтому важным методом обучения (чему?) является разъяснение ребенку последовательности действий и операций, в основе чего лежит... Например, ...
Так описываются характерные для реализации программы методы и методические приемы.
Возраст детей , участвующих в реализации данной образовательной программы: от... до... лет. Дети________ лет способны на (каком?) уровне выполнять предлагаемые задания...
Программа адресована детям (подросткам, девочкам, мальчикам)_________лет.
Далее дается краткая характеристика особенностей возраста детей, которые должны учитываться при реализации программы, чтобы она была результативной.
Могут быть выделены возрастные группы с описанием их особенностей, которые учитываются при реализации программы.
Наконец, может быть обоснована целесообразность разновозрастного состава группы с указанием особенностей работы с каждым из возрастов (или возрастных групп).
Условия набора детей в коллектив : принимаются все желающие (не имеющие медицинских противопоказаний). Наполняемость в группах составляет: первый год обучения - 15 человек; второй год обучения - 12 человек; третий год обучения - 10 человек. Уменьшение числа учащихся в группе на втором и третьем годах обучения объясняется увеличением объема и сложности изучаемого материала.
Сроки реализации образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы).
Программа рассчитана на ___ года
1 года обучения: _______часа в год,
2 года обучения: ______ часов в год,
3 года обучения: ______ часов в год
Первый период является вводным и направлен на первичное знакомство с..., второй - на базовую подготовку детей, третий посвящен подготовке творческих проектов.
Формы занятий : (основные, характерные для данной программы).
О формах занятий уже говорилось в рубрике «отличительные особенности». Но там речь идет именно о формах, которые отличают данную программу. Здесь же перечисляются основные и вспомогательные формы занятий. При необходимости их можно прокомментировать. Формы занятий определяются количеством детей, особенностями материала, местом и временем занятия, применяемыми средствами и т.п. При выделении форм занятий они должны быть объединены единым критерием классификации.
Как правило, выделяют следующие группы форм организации обучения:
· по количеству детей , участвующих в занятии, - коллективная (иногда выделяется особо фронтальная работа педагога сразу со всей группой в едином темпе и с общими задачами), групповая, индивидуальная;
· по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей - лекция, семинар, лабораторная работа, практикум, экскурсия, олимпиада, конференция, мастерская, лаборатория, конкурс, фестиваль, отчетный концерт и т.д.;
· по дидактической цели - вводное занятие, занятие по углублению знаний, практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий.
Например: Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает... часть. Форму занятий можно определить как(творческую, самостоятельную, студийную,…) деятельность детей.
Или: Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационная часть должна обеспечить наличие всех необходимых для работы материалов и иллюстраций. Теоретическая часть занятий при работе должна быть максимально компактной и включать в себя необходимую информацию о теме и предмете знания.
Режим занятий :
Сколько занятий в неделю, продолжительность одного занятия, необходимость разделения на подгруппы или индивидуальных занятий.
Ожидаемые результаты освоения программы.
Воспитанник будет знать:
Воспитанник будет уметь:
Воспитанник сможет решать следующие жизненно-практические задачи:
Воспитанник способен проявлять следующие отношения:
Если программа рассчитана на несколько лет (этапов), то результаты ее освоения и способы их проверки должны быть определены по годам (этапам) реализации программы.
Способы проверки результатов освоения программы: ...
Формы и методы контроля, специфичные для системы дополнительного образования: конкурсы, смотры, соревнования, выставки, фестивали, отчетные концерты конференции и т.п. При необходимости проверить степень сформированности индивидуально-личностных качеств детей описываются их специфические проявления в особенностях деятельности, поведения, общения, характерных эмоциональных состояниях, а также ситуации, которые должны быть созданы для того, чтобы пронаблюдать эти проявления.
Например: Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы может быть в форме... во время проведения..., когда работы детей по конкретной теме... В процессе просмотра работ происходит обсуждение оригинальности замысла и его воплощения автором, сравнение различных... В конце года готовится (большая выставка творческих работ), в которой участвуют...
Похожая информация.
О влиянии шахмат на развитие логического и аналитического мышления у детей, а также о том, как шахматы формируют детский характер, известно давно. Известный русский педагог В.А.Сухомлинский так писал о пользе шахмат для развития детей: «Шахматы – превосходная школа последовательного, логического мышления… Игра в шахматы дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность, развивает память». После длительных экспериментов и шахматных тренировок, немецкий ученый Г. Клаус сделал следующий вывод: «Точное логическое мышление легче тренировать посредством шахматной игры, нежели использовать для этой цели специальные учебники». Вывод Г. Клауса, по своей сути, дополняет мнение В. Сухомлинского.
Исследования венесуэльских ученых показали, что методическое обучение детей игре в шахматы ускоряет интеллектуальное развитие детей. Такой же эксперимент был проведен и в Бельгии профессором Фридманом в 1990-91 гг. Исследования показали, что шахматы способствуют увеличению интеллекта у детей, играющих в шахматы, на 21% по шкале «Wechsler». К таким же выводам после многолетних наблюдений пришла и профессор Московского Государственного Университета Наталья Талызина: «У детей, играющих в шахматы, повысилась успеваемость по всем предметам, заметно прогрессирует развитие памяти. Дети становятся более целеустремленными».
Несомненно, благотворное влияние оказывают шахматы на развитие памяти. Исследования ученых показали, что в мыслительной деятельности шахматиста преимущественное значение имеет не буквенное, механическое, а смысловое, логическое запоминание. Выяснилось, что позиции с наличием логических связей между расположением фигур воспроизводилось в 4-5 раз быстрее и со значительно меньшим количеством ошибок.
Занятия шахматами развивают способность к длительной и интенсивной концентрации внимания. Известный шахматный педагог Н. Греков отмечал: «На основании долголетних наблюдений я беру на себя смелость утверждать, что многие случаи резкого уменьшения рассеянности у детей совпадают с началом серьезного их увлечения шахматами и, несомненно, являются следствием именно указанной особенности воздействия шахмат на психику».
Дисциплинирует мышление и такая особенность шахмат, как ограничение времени на обдумывание, т.к. шахматист неизбежно учится рационально распределять время, объективно оценивать временные интервалы, а главное, преодолевать нерешительность в выборе того или иного хода. Все эти качества проявляются и в жизненных ситуациях.
Занятия шахматами стимулируют развитие фантазии, воображения и способностей предвидения. Шахматист объективными условиями игры сориентирован на необходимость постоянного предвидения развития событий на доске. Каждый случай поисков решения (выбора хода) отличается тем, что шахматист в своем воображении оперирует фигурами, проводит комбинации и маневры, которые еще не состоялись. При этом он часто вынужден отвлекаться от данного конкретного расположения объектов и вести прогностический анализ без полной опоры на восприятие. Таким образом, качество анализа «в уме» становится одним из важных условий эффективности его деятельности. Невозможность действовать на основе перебора возможных вариантов обуславливает интуитивный выбор многих решений в шахматах. В отличие от многих видов реальной творческой практики человека, в шахматах существует более высокая концентрация ситуаций проблемного характера, поскольку почти каждый ход требует решения творческих задач.
Практический опыт и научные исследования показывают, что в шахматах бесперспективны слепые подражания уже известным образам и пассивность при обдумывании партии. Шахматы требуют умения самостоятельно ставить задачи и творчески решать их.
Влияние шахмат на психику человека не ограничивается интеллектуальными функциями. В процессе шахматной борьбы вовлекается личность, поэтому игра заметно воздействует и на характер человека в целом. Выдающийся российский психолог В. Ананьев подчеркивал: «Шахматы не только состязания умов, но и интеллектуальное соревнование характеров». Шахматная игра – это борьба, состязание. Поэтому здесь, как и во многих жизненных ситуациях, на первый план выступают такие личностные качества, как активность, настойчивость, воля, целеустремленность, вера в конечный успех.
Отметим влияние шахмат на развитие объективности шахматиста, ведь от объективной оценки позиции, прежде всего, зависит успех в игре. Практика шахмат показывает необходимость выбора наиболее экономичных решений, что ведет к развитию черт рационализма в характере. Принимая решения (делая ход), шахматист вынужден действовать на неполной ориентировочной основе, прибегая к риску, при наличии дефицита времени на обдумывание и учитывая «окончательность» принятого решения. Это требует решительности, смелости, готовности пойти на риск, Обычный успех сопутствует тем, кто сочетает риск с повышенной ответственностью и осмотрительностью. Такая «осторожная смелость», оправданный рационализм свойственны шахматистам в самых острых и драматичных ситуациях.
Бесспорно положительное влияние шахмат на развитие таких черт характера, как самообладание и выдержка. Шахматист овладевает способностью поддерживать максимум интеллектуального напряжения в нужные моменты и управлять своими эмоциями.
Шахматы воспитывают стойкость и упорство в экстремальных ситуациях. Так исследования показали, что шахматисты добивались на экзаменах более высоких показателей в сравнении с текущими оценками, чем учащиеся, не занимающиеся шахматами.
Занятия шахматами развивают объективное отношение к себе. Результаты игры объективно стимулируют шахматиста к критическому самоанализу и становятся средством самовоспитания. Совершенствование навыков и умений шахматиста прямо связано с формированием у него объективной самооценки. Формирование объективного отношения к себе неразрывно связано с верной оценкой соперников. Необходимость целесообразно действовать по отношению к противнику вызывает потребность в глубоком изучении, как его сильных сторон, так и недостатков. И здесь важное значение приобретает развитие способности сопереживать, ставить себя на место другого. Опыт такого рода неизбежно повышает эффективность взаимоотношений людей в различных жизненных ситуациях.
Резюмируя все вышеперечисленные достоинства педагогического потенциала шахмат можно сделать вывод, что обучение по данной программе позволит повысить уровень логического мышления детей, будет способствовать обретению детьми умения самостоятельно принимать решения, умения учиться, развитию способности действовать "в уме", выработке характера.
Данная программа является углубленным курсом изучения шахмат, по окончании которого учащиеся получат предпрофессиональную подготовку.
В программе сделан акцент на педагогическую функцию шахмат. Наряду с обучающими функциями, связанными с формированием алгоритмического склада сугубо логического мышления, развитием механизмов памяти и внимания видное место занимают воспитательные и развивающие функции. Шахматы рассматриваются не только, как средство, напрямую ведущее к повышению успеваемости (во всяком случае, по точным наукам), к умственному развитию учащихся, но и как средство для формирования быстроты реакции на меняющиеся ситуации, смелости и решительности в оценке конкурирующих стратегий, убежденности в их реальности, веры в собственные силы. Эти качества личности особенно значимы для тех жизненных ситуаций, которые связаны с вхождением в динамичный мир все более трудно предсказуемых коллизий, жесткой конкуренции, борьбы и инициативного напряжения.
От себя дополнительно отмечу, что шахматисты значительно реже спиваются, дольше живут, по сравнению с обычными людьми, существенно лучше контролируют свое поведение в том случае, если играют в азартные игры. Старики, профессионально играющие в шахматы, и после восьмидесяти лет повсеместно сохраняют живость ума. Огромным преимуществом шахмат по сравнению с другими видами спорта является то, что профессиональное занятие ими не наносит вреда здоровью.
Мой собственный опыт полностью подтверждает пользу шахмат. Шахматами я стал заниматься сравнительно поздно. Когда я пришел в ДПШ Дзержинского района в конце 1973 года я уже учился в седьмом классе. В то время я учился на тройки и четверки имел слабое здоровье и несбалансированную нервную систему. В результате занятий шахматами школу я окончил школу уже на четверки и пятерки, поступил в институт, там уже учился отлично и получил красный диплом. Должен заметить, что мой успех в учёбе был обеспечен в первую очередь возросшей целеустремленностью, дисциплиной мышления и укреплением памяти. В меньшей степени он был обеспечен несколько улучшившимися математическими способностями.
Но занятие шахматами не является панацеей от всех проблем. На мой взгляд, они в малой степени влияют на развитие таких качеств личности как храбрость и уверенность в себе. Шахматная позиция является схемой и поэтому образное мышление шахматиста отличается от образного мышления художника и является менее диалектичным. И, наконец, шахматы не развивают таких необходимых для жизни качества, как коммуникабельность и общительность.