Перспективы развития дошкольного образования на современном этапе. Программа развития дошкольного образовательного учреждения. Усиление воспитательного потенциала ДОУ

Перспективы развития дошкольного образования на современном этапе. Программа развития дошкольного образовательного учреждения. Усиление воспитательного
 потенциала ДОУ

Галина Васильева
Дошкольное образование в современной России: проблемы и перспективы развития

В статье 43 Конституции Российской Федерации , принятой в 1993 году, гражданам РФ гарантируется "общедоступность и бесплатность дошкольного , основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях ". В соответствии с Законом РФ "Об образовании " в редакции Федерального закона от 13.01.1996 12-ФЗ (п. З. ст. 5) государство ". гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования . ". В течение более чем десяти лет отмечалось очевидное противоречие между Конституцией Российской Федерации , являющейся основным законом России , и Законом Российской Федерации "Об образовании " в части государственных гарантий прав граждан в области образования . Подобная юридическая коллизия порождала соответствующее отношение к дошкольному образованию со стороны чиновников всех уровней как к образованию необязательному (в отличие от общего образования , причем необязательному не с точки зрения того, что ребенок-дошкольник имеет право на получение образования , как в условиях дошкольного образовательного учреждения , так и в условиях семьи, а с точки зрения того, что органы власти не обязаны обеспечивать общедоступность дошкольных образовательных услуг .

Таким образом , несмотря на изменение законодательной базы, ситуацию в образовании в целом , а в дошкольном образовании особенно , в настоящее время можно охарактеризовать как кризисную. Любой кризис порождает острую необходимость в реформировании чего-либо. Согласно Федеральному закону "Об образовании " с изменениями, внесенными Федеральным законом от 22.08.2004 122 - ФЗ, решение стратегических проблем образования по-прежнему входит в компетенцию Российской Федерации .

Дошкольное воспитание как первая ступень образования , на которой закладываются основы социальной личности и важнейший институт поддержки семьи за последние 10 лет прошло сложный путь вписывания в новые реалии. Первоначальное резкое сокращение охвата детей дошкольным воспитанием к 1995 году стабилизировалось. В настоящее время около 55 % детей посещает детские сады (например, в скандинавских странах, таких детей – около 90 %) .

Как показывают многолетние исследования, полноценное развитие ребенка происходит при условии наличия двух составляющих его жизни – полноценной семьи и детского сада. Семья обеспечивает необходимые ребенку интимно-личностные взаимоотношения, формирование чувства защищенности, доверия и открытости миру. Вместе с тем, семья и сама нуждается в поддержке, которую и призван оказывать ей детский сад - родители могут работать и учиться, не испытывая при этом чувства вины, что ребенок в это время заброшен, они могут быть уверены, что ребенок находится в комфортных условиях, нормально питается, с ним занимаются педагоги. К тому же система дошкольного воспитания традиционно дифференцированно подходила к родительской плате, малообеспеченные семьи получали льготы, т. е. осуществлялась их адресная поддержка, сегодня это происходит, к сожалению, лишь в отдельных регионах. Очевидно, что современных условиях традиция дифференцированной родительской платы должно быть сохранена.

А что дает детский сад самому ребенку? Главное преимущество детского сада наличие детского сообщества, благодаря которому создается пространство социального опыта ребенка. Только в условиях детского сообщества ребенок познает себя в сравнении с другими, присваивает способы общения и взаимодействия, адекватные различным ситуациям, преодолевает присущий ему эгоцентризм (направленность на самого себя, восприятия окружающего исключительно с собственной.

В настоящее время изменилась и сама система дошкольного образования . Введена дифференциация дошкольных образовательных учреждений по видам и категориям. К существовавшему ранее единственному виду - “детский сад” добавились новые – детский сад с приоритетным осуществлением интеллектуального или художественно-эстетического, или физического развития воспитанников , детский сад для детей с отклонениями в физическом и психическом развитии , присмотра и оздоровления, центр развития ребенка и др . С одной стороны, это позволяет родителям выбирать образовательное учреждение , соответствующее их запросам, с другой стороны, большинство этих видов (за исключением, коррекционных - для детей с серьезными нарушениями в здоровье) не отвечает закономерностям детского развития .

Организация работы с маленькими детьми в современных условиях предъявляет особые требования к профессионализму и личностным качествам педагогов. Вместе с тем сегодня молодые специалисты, получившие образование , практически не идут работать в детские сады. Причина этого не просто маленькая, а мизерная зарплата, не достигающая прожиточного минимума. Труд педагога в детском саду, отвечающего за жизнь и здоровье детей, ведущего многоаспектную воспитательную работу, требует огромных затрат душевных и физических сил. И только такие педагоги смогут достойно воспитать детей. Отсюда следует краткий вывод : достойным педагогам – достойную зарплату.

В соответствии с Концепцией модернизации Российского образования предполагается ввести долевое финансирование, предполагающее оплату государством только фиксированного объема образовательных услуг детских садов . Однако специфика образования в дошкольном учреждении состоит в том, что оно, в отличие от школы, осуществляется в течение всего дня и не сводится только к учебным занятиям (необходимо научить ребенка мыть руки, правильно есть, вежливо вести себя в разных ситуациях, быть аккуратным, играть и сотрудничать с другими детьми и многому другому). Поэтому образовательные услуги дошкольных учреждений свести к 3-4 часам практически невозможно. Столь же неприемлемо разделение родительской оплаты за содержание ребенка (в основном, питания, в котором так нуждаются сейчас многие дети) и бюджетного финансирования образования .

Развитие маленьких детей во многом зависит от окружающей их предметной среды (игрушек, пособий, материалов для рисования, лепки, конструирования, книг, музыкальных инструментов, физкультурного оборудования и др.). Решение проблем организации различных форм охвата детей дошкольным образованием , достойной оплаты труда педагогов, доступности качественного детского сада для всех детей требует отдельного бюджетного финансирования на федеральном и региональном уровнях.

Начиная с 2000 года удалось добиться опережающего по сравнению с общеэкономическими показателями увеличения затрат на образование и науку . Это создало предпосылки для институциональной перестройки в сфере образования , в первую очередь касающейся модернизации структуры и содержания общего и профессионального образования , совершенствования его качества, эффективности управления образовательной системой , вхождения Российской Федерации в мировое образовательное пространство . В частности, в первую очередь рассматривается качество реализации образовательной программы . Одним из значимых факторов в этом показателе является реализация в ДОУ экспериментальной программы, при условии обоснования цели и методов, а также предъявленных доказательствах продуктивности проводимого эксперимента.

Сфера образования в России традиционно считается затратной сферой. В разные периоды новейшей истории города предпринимались попытки изменить ситуацию, превратить сферу образования в инвестиционную . Однако, по сути, экономический фундамент образования не создавал достаточной инфраструктуры для привлечения инвестиций.

С другой стороны, попытки прямого переноса рыночных экономических механизмов регулирования в сферу образования оказывались зачастую неудачными в связи с тем, что эффект от вложенных инвестиций измерялась исключительно в денежном эквиваленте. Образовательное учреждение как окупаемый проект или проект, приносящий прибыль в денежном выражении, не стало массовым явлением.

Наиболее ярко такие диспропорции прослеживались в дошкольном образовании многих городов России , в том числе и в Иркутске. В условиях демографического спада естественным образом произошла убыль дошкольных образовательных учреждений . Причем, количество имеющихся на сегодняшний день дошкольных образовательных учреждений города едва ли соответствует реальному спросу населения на образовательные услуги по образованию детей дошкольного возраста .

Практически исчезла сеть ведомственных детских садов, хотя в крупных городах, например, в Москве многие из них были переданы в муниципальную собственность и сохранены для детей. В целом по России наблюдается тенденция перепрофилирования бывших ведомственных детских садов и продажа их зданий.

Уже сегодня ряд учреждений дошкольного образования многих других регионов России осуществили переход в новые организационно-правовые формы. Такой переход стал возможным в связи с объективным фактом растущего спроса со стороны родителей на получение, помимо бюджетной услуги, ещё и дополнительных образовательных услуг . Фактический спрос на индивидуальные образовательные программы и льготные условия в ДОУ на сегодня достаточно высок. Родители готовы заказывать и оплачивать льготные условия и дополнительные программы дошкольного образования за рамками бюджетной услуги.

Высокое качество дошкольного образования при увеличении охвата детей дошкольного возраста может быть обеспечено путем установления горизонтальных связей между образовательными институтами различного уровня и типа. На муниципальном уровне создаются ресурсные центры дошкольного образования , оказывающие методическую поддержку дошкольным образовательным учреждениям соответствующей территории.

В то время как вариативность – требование к разнообразию предоставляемых услуг, доступность образования – требование к широте сети, возможностям ее охватить максимальное число детей. Реализация принципа доступности при построении сети учреждений, реализующих , означает необходимость строить сеть таким образом , чтобы оптимально учесть и образовательные потребности детей , и пространственную близость учреждений к месту проживания детей. Образовательные услуги могут представлять не только традиционные детские сады, но и другие образовательные учреждения , реализующие дошкольные образовательные программы . Задача развития сети образовательных учреждений , реализующих программы дошкольного образования , состоит в том, чтобы спектр услуг и их качество соответствовали современным представлениям о качестве дошкольного образования и были оптимальными .

Таким образом , построение сети дошкольных образовательных учреждений предполагает институционализацию на ряду с традиционными детскими садами таких форм дошкольных образовательных институтов как

Группы совместного кратковременного пребывания ребенка и родителя («ребенок-родитель» , «ясли с мамой» , «центр игровой поддержки» , «адаптационная группа» и др., организованными на базе детских садов, при центрах детского творчества, в специальных центрах работы с детьми раннего возраста или при психолого-педагогических центрах;

Группы надомного образования («ребенок и няня» , «гувернерские группы» , «семейные группы» , «мини-садик» и др., организованных родителями на дому или в специально арендованных с этой целью жилых квартирах;

Группы кратковременного пребывания ребенка в детском саду, или в другом образовательном учреждении , или организации, в которых реализуется программа дошкольного образования ;

Адаптационные группы для детей беженцев и вынужденных переселенцев.

Оптимальное распределение материального ресурса внутри дошкольной образовательной сети направлено на рациональное использование тех ресурсов, которые существуют в сети нынешних ДОУ – оборудование, помещения, спортивные сооружения, парковые зоны и др. На региональном уровне необходима разработка нормативных документов, регламентирующих использование этих ресурсов дошкольными образовательными институтами сети . На муниципальном уровне необходимо разработать методические рекомендации по подготовке этих ресурсов к использованию дошкольной образовательной сетью .

Оптимальное распределение кадрового ресурса внутри дошкольной образовательной сети предполагает наиболее эффективное использование потенциала методистов, психологов, логопедов, преподавателей иностранных языков, воспитателей-экспериментаторов, старших воспитателей для повышения качества образования в сети в целом . Развитие сети дошкольного образования предполагает появления малых детских садов, надомных групп, родительские группы и т. д.

Ресурсом развития сети является инновационная деятельность. На региональном и муниципальном уровнях предполагается принятие нормативных документов и инструктивных материалов, направленных на развитие инновационной деятельности в сети дошкольных образовательных учреждений/организаций и ее экспертной поддержки.

Проблема общедоступности дошкольного образования для всех категорий граждан должна решаться сегодня также за счет использования внутренних резервов системы образования , в том числе развития различных форм дошкольного образования , а также более гибкой системы режимов пребывания детей в ДОУ.

Следует отметить, что сеть групп кратковременного пребывания развивается не вопреки и не вместо традиционных дошкольных учреждений полного дня, а вместе с ними. Наряду с традиционными режимами функционирования дошкольных образовательных учреждений (12-часовым и круглосуточным режимами пребывания детей, начиная с 2000 года используются также 10-часовой и 14-часовой режимы (во многих случаях 14-часовой режим наиболее предпочтителен для родителей и менее затратен, чем круглосуточный). Это позволяет повысить доступность дошкольного образования для различных категорий граждан.

Кроме того, в настоящее время параллельно с развитием традиционных форм дошкольного образования апробируются новые модели : дошкольные группы на базе общеобразовательных учреждений , дошкольные группы на базе учреждений дополнительного образования , а также систематическое образование детей дошкольного возраста в условиях семейного воспитания.

Таким образом , можно сделать вывод, что эффективность развития сети образовательных учреждений будет достигнута только при условии комплексности подхода к процессу развития (модернизации) .

Значительно важнее учесть потребности современной семьи в различных формах организации функционирования дошкольных учреждений . Требуется увеличение количества групп для детей раннего возраста (от 2 месяцев до 3 лет, групп с круглосуточным и вечерним пребыванием детей, праздничного и выходного дня, групп кратковременного пребывания (2-3 раза в неделю на 3-4 часа) и др.

Гораздо целесообразнее , чтобы все государственные дошкольные учреждения соответствовали одной “хорошей” категории, обеспечивающей полноценное воспитание и развитие детей . А родители, имеющие особые потребности (хотя это не факт, что это полезно для ребенка, могли бы пользоваться услугами негосударственных дошкольных учреждений . Проблема только в том , что эти учреждения нуждаются, как правило, в особом контроле со стороны государства (об этом свидетельствует, например, опыт Франции, где такой контроль является важнейшей задачей инспекторской службы в образовании ).

С учетом вышесказанного, а также того, что в последние 10-15 лет произошла фактически тотальная "муниципализация" учреждений

дошкольного образования (массовый переход детских садов от различных ведомств в муниципальную собственность, решение вопросов выживания, функционирования и развития системы дошкольного образования зависит в настоящее время в основном от органов местного самоуправления.

Именно органами местного самоуправления в муниципальном образовании (городе, районе) должны быть созданы определенные организационно-педагогические условия, которые позволят муниципальной системе дошкольного образования выйти из кризисного состояния и перейти в состояние нормального, стабильного функционирования и развития .

1.4 Современные тенденции развития дошкольного образования

Происходящие трансформации в системе дошкольного образования обусловлены объективной потребностью в адекватном общественному развитию и эволюции образовательной системы изменении, что отражается в осознании педагогической общественностью необходимостью серьезных изменений в функционировании учреждения.

Поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности ДОУ – основной механизм оптимизации развития системы дошкольного образования (табл.1.2.).

Таблица 1.2.

Современные тенденции в развитии дошкольного образования.

Тенденции Процесс
Управление Педагогическая деятельность Сопровождение и обеспечение
Гуманизация Рефлексивное. Соуправление. Самоуправление. Личностно-ориентированный, личностно-деятельностный подходы. Расширение комплекса услуг для удовлетворения потребностей и интересов личности.
Демократизация Расширение состава коллективного субъекта управления. Расширение горизонтальных связей.

Новые отношения и позиции:

Субъект-субъктные;

Возможность гибкой смены позиции объекта и субъекта каждым участником.

Расширение полномочий и состава субъектов воспитательно-образовательного процесса
Диверсификация Расширение типов и уровней управления. Индивидуализация и дифференциация. Вариативность в реализации образовательных услуг.

Расширение структур сопровождения:

Медико-валеологическая;

Социально-педагогическая;

Психологическая;

Коррекционно-педагогическая.

Трансформация дошкольного воспитания в дошкольное образование отражает мировую тенденцию развития. В.Т.Кудрявцев отмечает, что в России дошкольное воспитание находится в подчинении структур управления образованием: это фактически свидетельствует о том, что ребенок дошкольного возраста нуждается в воспитании, обучении и развитии. Таким образом, дошкольное образование становится исходной, неотъемлемой и полноправной ступенью образовательной системы в целом, как это и определено законом «Об образовании».

На сегодняшний день можно с уверенностью констатировать факт формального или содержательного перехода большинства ДОУ в режим поиска, что является переходным этапом на пути к качественным изменениям и переводу ДОУ в режим развития.

Другой аспект связан с качественными признаками данного перехода: насколько инновации соответствуют насущным потребностям и возможностям в ДОУ. Поэтому вопрос определения актуальных проблем в развитии дошкольных учреждений становится наиболее важным.

По мнению В.Т.Кудрявцева, положение, которое в настоящее время сложилось в дошкольном образовании, можно назвать умеренно-критическим в силу отсутствия вразумительных стратегий и доктрины развития дошкольного образования как отчетливой, жестко выраженной системы связанных воедино социальных, организационных, экономико-финансовых, психолого-педагогических и прочих приоритетов. Эти приоритеты должны определять реалистическую программу действий на исторически обозримый срок. Многолетние блуждения, связанные с разработкой государственного стандарта дошкольного образования, свидетельствуют о значимости этой проблемы.

В итоге же ДОУ вынуждены ориентироваться на «примерные требования», выдержанные в традиционном административном духе. По мнению ученого, те действия, которые предпринимаются работниками дошкольного образования по увеличению бюджетного финансирования, открытию ряда экспериментальных площадок с дополнительным финансированием их деятельности (с каждым годом это становится все труднее), проведению совещаний по обмену опытом и т.п., малоэффективны, пока не решена главная проблема.

Проведенный анализ существующих концепций, проектов и программ в сфере дошкольного образования позволяет выделить ряд базовых тенденций в развитии системы.

Гуманизация устанавливает приоритет личностного развития субъектов (родителей, педагогов, детей), центрацию образовательного процесса на ценностях человеческого развития, ориентацию на всестороннее и гармоничное формирование личности, перевод субъекта на позицию самоуправляемого развития. Гуманизация образования, по В.А.Сластенину, - процесс, направленный на развитие личности как субъекта творческой деятельности, что «составляет важнейшую характеристику образа жизни педагогов и воспитанников, предполагающую установление подлинно человеческих (гуманных) отношений ними в педагогическом процессе» и является ключевым компонентом педагогического мышления, сфокусированного на идее развития личности .

Ведущим направлением гуманизации образования считается самоопределение личности в культуре, её приобщение к национально-культурным традициям, обогащенным современными идеями. Гуманизация проявляется в усилении внимания к личности каждого ребенка как высшей ценности общества, в формировании гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими качествами (табл.1.2.).

Демократизация связывается с расширением прав и полномочий участников образовательного процесса, направленностью на удовлетворение индивидуальных потребностей и запросов субъектов. Это предполагает создание предпосылок для развития активности, инициативы и творчества воспитанников и педагогов, их заинтересованного взаимодействия, а так же широкое участие общественности в управлении дошкольным образованием.

Диверсификация предполагает необходимое и достаточное разнообразие типов и видов учреждений, услуг и подходов к их реализации в целях удовлетворения запросов участников образовательного процесса в ДОУ.

Проекция данных оснований на воспитательно-образовательный процесс в ДОУ по-новому представляет все его подсистемы. В связи с этим выделяется ряд базовых принципов, обеспечивающих реализацию названных направлений в процессе развития ДОУ и его участников:

Человекосообразности (единство культуро- и природосообразности);

Целостности педагогического процесса и комплексности целей;

Активности и равнопартнерства в педагогическом взаимодействии всех субъектов педагогического процесса.

Модернизация управления ДОУ предполагает многообразие видов и технологий управления, обеспечивающих комплексное и всестороннее воздействие управляющей системы на управляемую систему ДОУ в рамках мотивационного и программно-целевого подходов к соуправлению, рефлексивному управлению и самоуправлению.

Показателями качественной трансформации управления ДОУ в первую очередь являются новые принципы:

Демократизации и гуманизации;

Системности и целостности управления;

Централизации/децентрализации;

Взаимосвязи и разделения стратегического, тактического и оперативного уровней управления и соответствующих им видов управления (традиционное, рефлексивное, самоуправление);

Единоначалия и коллегиальности;

Объективности и полноты информации в принятии управленческих решений.

На современном этапе существует ряд проблем в развитии инновационного процесса в ДОУ, в частности:

Совмещение инновационных программ с уже существующими;

Сосуществование представителей различных педагогических концепций;

Раскол педагогического сообщества;

Несоответствие новых типов образовательных учреждений требованиям родителей;

Потребность в новом научно-методическом обеспечении;

Потребность в новых педагогических кадрах;

Приспособление новшеств к конкретным условиям;

Проблема изменения, оптимизации, замены новшеств;

Проблема воспроизводства инновационности и формирования условий, способствующих этому.

В.Т.Кудрявцев выделяет четыре ведущих направления инноваций ДОУ .

1. Рассмотрение дошкольного образования в качестве не подготовительной к школе ступени, а относительно самостоятельной, ценной, развивающейся и развивающей системы, направленной на амплификацию (обогащение) детского развития за счет возможностей, которые присущи дошкольным видам деятельности (творческий характер игры, активное восприятие сказок, различная продуктивная деятельность и т.д.). Культивируя творчество на занятиях и вне их, мы тем самым способствуем не только общему психологическому созреванию ребенка, но и созданию фундамента полноценной школьной готовности на основе развития творческих возможностей, интеллектуальных сил воспитанников. Достаточно просто внимательно относится к главной психологической особенности дошкольного возраста – продуктивному или творческому воображению, которое должно развиваться во всем многообразии детской деятельности. Развитие воображения связано с обретением человечности в самом широком смысле этого слова путем приобщения ребенка к культуре. Поэтому нужны образовательные программы, направленные на развитие воображения дошкольников.

2. Утверждение гуманных субъект-субъектных отношений в процессе равнопартнерского взаимодействия и сотрудничества детей и взрослых посредством диалога в педагогическом процессе.

3. Развитие связи между практиками и теоретиками в области инноватики.

4. Широкая поисковая и экспериментальная деятельность, организуемая с позиции исследовательского подхода.


Глава 2. ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

2.1 Предпосылки становления инновационной деятельности в системе дошкольного образования

Предпосылки и источники становления инноватики в дошкольном образовании обусловлены ходом общественного развития и образовательной политики в целом: инновационными процессами в экономике, производстве и других сферах жизни (XIX-XX вв.), демократизацией общественной жизни, гуманизацией отношений участников образовательного процесса, творчеством субъектов взаимодействия в образовании, поисковой, инновационной, экспериментальной деятельностью образовательных учреждений.

Термин «инновация» появился в исследованиях культурологов XIX в и первоначально обозначал введение некоторых элементов одной культуры в другую и изучение их отношений.

В начале XX в инноватика формируется как наука о нововведениях, изучающая закономерности технических нововведений в материальном производстве.

Развивается она как отражение потребностей в деятельности по разработке, внедрению новых услуг, идей в основные сферы человеческой активности.

В.А.Сластенин, Л.С.Подымова В науке выделяют три типа исследований инноваций:

Изучение фактов, способствующих/препятствующих нововведениям;

Исследование инновационного процесса;

Управлением инновационным процессом;

Анализ инновационных ситуаций/оценка степени риска, эффективности.

Инноватика складывалась как междисциплинарная область (на стыке философии, психологии, социологии, экономики, культурологи).

Педагогическая инноватика развивается с конца 50-ых гг. XX в на Западе, с 80-ых гг. – в России. Следует отметить, что степень инновационности образования обусловлена уровнем развития общества и продиктована уровнем «неразвитости» образования. Другими словами, инновации возникают там и тогда, где и когда есть потребность в изменениях и возможность их реализации. Пространственно-временной континуум инновационного процесса охватывает накопленный потенциал в развитии образования и некоторые преграды (или угрозы) его стабильному функционированию. Следовательно, инновации решают определенное противоречие в образовании между функционированием как стабильным и эволюционным процессом и развитием как динамичным и революционным процессом. Существует и промежуточное состояние, когда стабилизационные результаты начинают дифференцироваться или же когда накопленные изменения стабилизируются (унифицируются). Индикатором возникающей ситуации становятся тенденции в образовании, определяющие вероятностную линию развития либо функционирования.

Поэтому проблема выстраивания системы повышения ее жизнестойкости так актуальна в Пермском крае, а именно в городе Кунгур. Цель исследования: Исследовать и проанализировать состояние альтернативных форм обучения в дошкольном образовании города Кунгур. Характеристика базы исследования. Исследование проводилось в городе Кунгур с численностью населения около 70 тысяч человек. ДОУ в городе - ...

... » и «Руководства...», активное применение которых началось уже после окончания войны, явилось свидетельством значительного развития теории и практики дошкольного воспитания в СССР 5. Развитие дошкольного образования в послевоенные годы и в период развитого социализма В первые послевоенные годы были полностью восстановлены разрушенные фашистами дошкольные учреждения и теперь последовательно...

Основными документами, задающими целевые ориентиры государственной образовательной политики, являются Концепция модернизации российского образования, Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации до 2010 года.

Необходимая предпосылка общедоступности качественного общего образования - обеспечение равных стартовых возможностей детей для обучения в начальной школе. Достижение оптимального уровня развития каждого ребенка дошкольного возраста, который позволит ему быть успешным в школе, - одна из приоритетных задач развития дошкольного образования в Российской Федерации. Ее решение невозможно без гибкой, многофункциональной системы дошкольного образования обеспечивающей конституционное право каждого гражданина России на общедоступное и бесплатное дошкольное образование.

Важность и значимость дошкольного образования обусловлена тем, что только в обществе сверстников, через грамотно организованные специфические виды детской деятельности - игру, конструирование, изобразительную деятельность наблюдение и экспериментирование - у ребенка дошкольного возраста формируются базисные качества личности (мышление, память, внимание, воображение и речь) которые в начальной школе и на последующих ступенях обучения позволяют ему успешно обучаться по любой программе, усваивать любую информацию.

Кроме того, система дошкольного образования рассматривается сегодня как один из факторов укрепления и сохранения здоровья детей, а также улучшения демографической ситуации в Российской Федерации. С этой точки зрения, увеличение рождаемости не возможно без предоставления гражданам России, в особенности женщинам, твердых социальных гарантий возможности устройства маленького ребенка в дошкольное образовательное учреждение, с тем, чтобы женщина-мать могла по истечении отпуска по уходу за ребенком в соответствии со своими желаниями вернуться к полноценной трудовой деятельности. Для реализации демографических задач система дошкольного образования должна стать общедоступной, и место в дошкольном образовательном учреждении должно быть предоставлено ребенку в реальные сроки.

Согласно государственной программе Российской федерации по развитию образования на данный момент остался не решенным целый комплекс проблем, в том числе: восстановление роли дошкольного образования как важнейшего общедоступного уровня системы образования, деятельность которого направлена на формирование у детей основополагающих свойств личности, духовного и физического здоровья, подготовку к получению общего и профессионального образования. Решение этой и других проблем предполагается осуществить в рамках Государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2012-2020 годы. Обновление организационно-экономических механизмов на всех уровнях системы образования обеспечит ее соответствие перспективным тенденциям экономического развития и общественным потребностям, повысит практическую ориентацию отрасли, ее инвестиционную привлекательность. Повышение гибкости и многообразия форм предоставления услуг системы дошкольного образования обеспечит поддержку и более полное использование образовательного потенциала семей.

Реализация Государственной Программы будет осуществляться в 2 этапа:

этап: 2012-2015 годы

этап: 2016-2020 годы

Одна из подпрограмм, которая будет реализована в рамках Программы:

Подпрограмма 1. Повышение доступности и качества дошкольного и общего образования.

Так же федеральный закон "Об образовании" находится на завершающем этапе принятия. После нескольких этапов профессиональных и экспертных обсуждений в нем отражены основные механизмы модернизации системы образования.

Происходящие трансформации в системе дошкольного образования обусловлены объективной потребностью в адекватном общественному развитию и развитию образовательной системы изменении, что отражается в осознании педагогической общественностью необходимости существенных изменений прежнего хода функционирования учреждения. Основным механизмом оптимизации развития системы дошкольного образования является поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), что выражается в переходе учреждений в режим развития.

На сегодняшний день можно с уверенностью констатировать факт формального или содержательного перехода большинства дошкольных образовательных учреждений в режиме поиска. Данный режим является переходным на пути к качественным изменениям и переводу ДОУ в режим развития. Другой аспект связан с качественными признаками данного перехода: насколько инновации, реализуемые в ДОУ, соответствуют насущным потребностям и возможностям его развития, удовлетворяют интересы и потребности детей, родителей, педагогов, способствуют достижению устойчивых высоких показателей развития. Поэтому вопрос определения актуальных проблем в развитии ДОУ становится наиболее важным.

Проведенный анализ существующих концепций, проектов и программ в сфере дошкольного образования позволяет определить ряд базовых тенденций в развитии системы (таблица № 5):

  • * гуманизация - определяет примат личностного развития субъектов (родителей, педагогов, детей), центрацию образовательного процесса на ценностях человеческого развития, ориентацию на всестороннее и гармоническое становление личности, перевод субъекта на позицию самоуправляемого развития в процессе раскрытия сущностных сил. Гуманизация образования - это процесс, направленный на развитие личности как субъекта творческой деятельности, что "составляет и важнейшую характеристику образа жизни педагогов и воспитанников, предполагающую установление подлинно человеческих (гуманных) отношений между ними в педагогическом процессе" и является ключевым компонентом нового педагогического мышления, сфокусированного вокруг идеи развития личности. Ведущим направлением гуманизации образования считается "самоопределение личности в культуре", ее приобщение к национально-культурным традициям, обогащенным человеческим содержанием гуманизации - усиление внимания к личности каждого ребенка как высшей социальной ценности общества, установка на формирование гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими качествами;
  • * демократизация связывается с расширением прав и полномочий участников образовательного процесса, направленностью на удовлетворение индивидуальных потребностей и запросов субъектов. Это предполагает создание предпосылок для развития активности, инициативы и творчества воспитанников и педагогов, их заинтересованного взаимодействия, а также широкое участие общественности в управлении дошкольным образованием;
  • * диверсификация определяется как необходимое и достаточное разнообразие типов и видов учреждений, образовательных услуг и подходов к их реализации в целях удовлетворения разнообразных и разносторонних запросов участников образовательного процесса в ДОУ.

Проекция выделенных оснований на учебно-воспитательный процесс в дошкольном образовательном учреждении по-новому представляет все его подсистемы.

В связи с этим появляется ряд базовых принципов, обеспечивающих реализацию названных направлений в процессе развития ДОУ и его участников:

  • · принцип человекосообразности (единство культуро - и природосообразности);
  • · принцип целостности педагогического процесса и комплексности целей;
  • · принцип активности и равнопартнерства в педагогическом взаимодействии всех субъектов педагогического процесса.

Модернизация управления дошкольным образовательным учреждением связывается с многообразием видов и технологий управления, обеспечивающих комплексное и всестороннее воздействие управляющей системы на управляемую систему ДОУ в рамках мотивационного и программно-целевого подходов, мотивационного программно-целевого управления, соуправления, рефлексивного управления и самоуправления. Показателями качественной трансформации управления ДОУ в первую очередь являются новые принципы:

  • · демократизации и гуманизации;
  • · системности и целостности управления;
  • · централизации/децентрализации;
  • · взаимосвязи и разделения стратегического, тактического и оперативного уровней управления и соответствующих им видов управления (традиционное, рефлексивное, самоуправление);
  • · единоначалия и коллегиальности;
  • · объективности и полноты информации в принятии управленческих решений.

На современном этапе существует ряд проблем в развитии инновационного процесса в ДОУ, в частности, такие, как:

  • * совмещение инновационных программ с существующими в ДОУ;
  • * раскол педагогического сообщества и сосуществование представителей различных педагогических концепций;
  • * несоответствие новых типов дошкольных образовательных учреждений ожиданиям, требованиям родителей;
  • * потребность в новом научно-методическом обеспечении проводимой образовательной деятельности;
  • * потребность в новых педагогических кадрах;
  • * приспособление новшеств к новым условиям;
  • * проблема изменения, оптимизации, замены новшеств, способность вовремя избавляться от устаревшего, педагогически нецелесообразного;
  • * проблема воспроизводства инновационности и формирования условий, способствующих этому.

На основе анализа существующих концепций развития дошкольного образования к ведущим направлениям инноваций в ДОУ можно отнести утверждение гуманных субъект-субъектных отношений, развитие творческих возможностей, интеллектуальных сил детей; индивидуальное творческое развитие личности ребенка; развитие связи практиков и исследователей в области инноватики.

Изменение парадигмальных установок современного образования позволяет рассматривать развитие ребенка как процесс его саморазвития, где образование выступает формой психического развития дошкольника, а нормативы развития трансформируются в понимание развития как нормы (В.Т. Кудрявцев, 1999).

В 1919 году в Штутгарте открылась первая вальдорфская школа. В России вальдорфские школы и сады появились только в конце 80-х - начале 90-х годов. По инициативе одной многодетной мамы в 1987 г. был создан домашний детский сад. А в 1991 г. в Москве открылся семинар по подготовке воспитателей вальдорфских детских садов. В это же время в Москве, Петербурге, Ярославле, Самаре и других городах начали открываться первые школы. В настоящее время в нашей стране действуют около 30 вальдорфских школ и 60 детских садов Воспитатели садов объединились в "Содружество". Только те, кто прошел обучение и успешно провел группу в течение нескольких лет, могут стать действительными членами этого объединения.

Принципиальным для дошкольной вальдорфской педагогики является положение о том, что детство - это уникальный период жизни человека, перед которым стоят свои особые задачи. К этому возрасту нельзя подходить с оценками и целями, которые присущи более поздним этапам развития ребенка. Чрезвычайно важно дать раскрыться с наибольшей полнотой тем формам, способам жизни и деятельности детей, которые характерны именно для этого возраста. Поэтому вальдорфская педагогика отклоняет те формы работы с малышами и воздействия на них, которые стремятся "ускорить" развитие. Это касается, прежде всего, различных программ интеллектуального тренинга, раннего обучения письму и чтению, призванных ускорить развитие детей. Сторонники вальдорфской педагогики исходят из того положения, что развитие интеллекта должно быть включено в общее развитие личности - прежде всего психосоматическое, эмоциональное, социальное и практическое. Основные принципы работы вальдорфского детского сада:

  • * создание атмосферы, благоприятной развитию;
  • * воспитание через подражание и пример;
  • * культивирование многообразных форм игровой деятельности;
  • * создание пространства, способствующего развитию свободной игры;
  • * организация здорового ритма жизни группы;
  • * занятия различными видами трудовой деятельности ("педагогика руки") и различными искусствами (живопись, музыка, лепка, эвритмия)

Все вышеперечисленные положения не являются отдельными частями "программы" работы детского сада или методическими "приемами", а представляют собой единое органичное целое. Жизнь группы скорее напоминает жизнь большой, дружной семьи, чем работу "учебного заведения".

Начиная с 1992 г., в России появилась возможность создания сети православно-ориентированных дошкольных учреждений с целью воспитания детей на ценностях православия, основы которого должны закладываться с самого раннего дошкольного возраста. Это имеет большое значение при подготовке ребенка к поступлению в православные образовательные учреждения: гимназии, прогимназии и лицеи, для обеспечения преемственности в вопросах воспитания и обучения.

За сравнительно небольшой период времени православное дошкольное воспитание прошло серьезный путь, отражающий поиски различных подходов к организации, формам и содержательной деятельности дошкольных учреждений и групп данного профиля.

Основными направлениями системы православного воспитания детей раннего и дошкольного возраста являются: духовно-нравственное воспитание в государственных и муниципальных дошкольных учреждениях; развитие сети православных дошкольных групп и детских садов; становление учреждений социальной реабилитации, использующих духовно-нравственное воспитание как средство коррекции развития и поведения детей дошкольного возраста; возрождение традиций православного семейного воспитания и уклада семьи.

В большинстве епархий Русской Православной Церкви открыты церковные детские сады и православные группы: в каждой из 130 епархий сегодня насчитывается от 2 до 15 таких учреждений. На базе государственных и муниципальных учреждений создаются группы с православной ориентацией, расширяется сеть учреждений с этнокультурным компонентом. В ряде детских учреждений появились кружки и факультативы по вопросам христианской культуры.

Соответственно, основные тенденции развития дошкольного образования связаны с установкой на создание полноценного пространства развития ребенка и организацию комплексного сопровождения индивидуального развития детей дошкольного возраста. Насыщенное и безопасное жизнепроживание, событийность, связность взрослого и ребенка в образовательном процессе, приоритет развивающих и воспитательных задач в ДОУ способствуют благоприятной социализации детей и закладывают базовые компетентности дошкольника в освоении мира и присвоении культуры.

На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленное на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей, а так же выравнивание стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений при переходе на новый возрастной этап систематического обучения в школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективы развития системы дошкольного образования в рамках ФГОС.

«Чтобы иметь будущее,

нужно быть готовым

сделать что-то новое»

Питер Джукер

К началу XXI в. человек в процессе своего интеллектуального совершенствования стал активно использовать имеющуюся в себе важную способность саморазвития путем создания новшеств.

Любая инновация – это изменение того, что уже существует.

В последние 10-12 лет в связи с изменением социально-экономических условий в России, развитием научных исследований в области образования, вариативности образования, в том числе и дошкольного, резко возросла актуальность поиска новых, более эффективных форм, средств, методов и технологий обучения и воспитания.

Таким образом, время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя его обновления. Сегодня уже всем ясно: в «новое» время со старыми стандартами «войти» нельзя. Как показала массовая практика, задача формирования новой личности неосуществима традиционными подходами к образованию. Поэтому введение новых образовательных стандартов - это требование времени.

На сегодняшний день ключевым вопросом модернизации образования является повышение его качества, приведение в соответствие с мировыми стандартами. В документах, определяющих развитие системы образования в Российской Федерации, отмечается потребность усиления внимания государства и общества к такой важной подсистеме, как дошкольное образование.

На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленное на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей, а так же выравнивание стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений при переходе на новый возрастной этап систематического обучения в школе.

Педагоги дошкольных образовательных учреждений всегда отличались особой восприимчивостью ко всему новому. Развитие общеобразовательной практики способствует проявлению творческого, инновационного потенциала работников ДОУ. В настоящее время в сферу инновационной деятельности включены уже не отдельные дошкольные образовательные учреждения и педагоги-новаторы, а практически каждое учреждение. Инновационные преобразования приобретают системный характер. К такому мнению приходит ряд исследователей, в числе которых М. М. Поташник, И. О. Котлярова, Н. В. Горбунова, К. Ю. Белая.

Каковы же причины столь массового в дошкольном мире явления, как инновация? К основным из них следует отнести:

  • необходимость активного поиска путей решения существующих в дошкольном образовании актуальных проблем;
  • стремление педагогических коллективов повысить качество предоставляемых населению образовательных услуг, сделать их более разнообразными и тем самым сохранить конкурентоспособность каждого ДОУ;
  • подражание другим дошкольным учреждениям, интуитивное представление педагогов о том, что нововведения улучшат деятельность всего коллектива;
  • постоянная неудовлетворенность отдельных педагогов достигнутыми результатами, твердое намерение их улучшить, потребность в причастности к большому, значимому для всех делу;
  • возрастающие запросы отдельных групп родителей к уровню образованности своих детей;
  • конкуренция между дошкольными образовательными учреждениями.

Потребность в инновациях возникает тогда, когда появляется необходимость разрешить какую-то проблему, создается противоречие между желаемым и реальным результатами. Инновация может считаться успешной, если она позволила решить те или иные конкретные задачи дошкольного образовательного учреждения .

Введение ФГОС кардинально изменило представление педагогов о том, какими должны быть содержание образовательного процесса и его образовательный результат.

Повышение качества образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении в условиях реализации ФГОС дошкольного образования обеспечивает его участникам:

воспитанникам : повышение уровня индивидуального развития детей в образовательных, творческих и других направлениях деятельности, в соответствии с их склонностями развития. Гарантированное достижение целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, выравнивание стартовых возможностей детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями к начальному общему образованию;

педагогам : повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в области использования современных педагогических технологий (технологии развития творческого воображения, информационно-коммуникативных технологий, технологии «педагогическая мастерская», проектных технологий). Овладение новыми формами и методами партнерского взаимодействия с семьями воспитанников;

родителям : получение качественного дошкольного образования, включающего личностное развитие ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития, ориентированного на запросы родителей и государства. Получение возможности активного участия в образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения;

учреждению : повышение имиджа и конкурентоспособности дошкольного образовательного учреждения.

Таким образом, можно сказать, что делается попытка преобразовать некогда единую систему «общественного дошкольного воспитания» в подлинную систему дошкольного образования как полноправную и неотъемлемую ступень общего образования. Это означает фактическое признание того, что ребенок дошкольного возраста нуждается не только в опеке и уходе, но и в воспитании, обучении и развитии.

При этом ребёнок должен овладеть умением жить в мире с самим собой, получить навыки индивидуальной работы и группового взаимодействия, научиться учиться. Именно в дошкольном возрасте формируются основные качества личности, ключевые социальные навыки – уважения к другим людям, приверженность к демократическим ценностям, здоровому и безопасному образу жизни. Поэтому одна из важнейших задач дошкольного образования – положить начало формированию самоидентификации ребёнка в окружающем мире.

Миссией дошкольного образования в соответствии с требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогических условий и учёт аспектов социальной ситуации развития ребёнка, что соответственно требует необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования.

На сегодняшний день продолжается поиск новых форм обеспечения качества дошкольного образования. Выбор направлений в развитии дошкольного учреждения во многом зависит не только от руководителя, но также от каждого педагога и от работы методической службы.

В процессе изменения дошкольного образовательного учреждения меняются люди: они приобретают новые знания, получают больше информации, решают новые задачи, совершенствуют навыки и умения, а также часто меняют рабочие привычки и ценности.

Литература:

1. Белая К.Ю. «Инновационная деятельность ДОУ», Методическое пособие - М; ТЦ «Сфера», 2010г.

2. Микляева Н.В. Инновации в детском саду. Пособие для воспитателей. «Айрис пресс», М., 2008.

3. Михайлова – Свирская « Индивидуализация образования детей дошкольного возраста», Пособие для педагогов ДОУ, М.2013г.

Реформирование системы дошкольного воспитания, начатое с конца 80-х годов и продолжающееся до сегодняшнего дня, направлено на решение новых целей и задач обновляемого общества, вставшего на путь демократизации всех сфер жизни.

Нынешний этап общественного развития , наступивший во второй половине ХХ века, характеризуется серьезными, динамичными изменениями в различных социально-экономических сферах. Возрос интерес к человеку как фактору экономического прогресса. Прогресс науки, техники, культурная и информационная революции превращают образование в необходимый атрибут повседневной жизни. Подлинный переворот в технике, технологии меняет характер и содержание многих видов труда.

В результате этого от человека требуются уже не столько физические затраты, сколько интеллектуальные усилия, самостоятельность и ответственность в принятии решений. В обществе возникла объективная потребность в образованных, компетентных людях, возросла тяга к образованию, а демократизация социальной жизни сделала его более доступным для разных категорий населения, в том числе для национальных меньшинств, женщин, инвалидов, работающей молодежи и др.

В трудах многих зарубежных и отечественных мыслителей прослеживается важная идея необходимости уважительного отношения к маленькому человеку - ребенку, необходимость защиты его прав на свободу и развитие. В связи этим выдвигаются и обосновываются гуманистические принципы воспитания и образования. Гуманизм - совокупность идей и взглядов, утверждающих ценность человека независимо от его общественного положения и право личности на свободное развитие своих творческих сил. Передовые мыслители на первое место всегда выдвигали и выдвигают права человека на его свободу, и в связи с этим высшей ценностью объявляется человек с его взглядами, индивидуальными особенностями.

На современном этапе развития человечества люди пришли к выводу, что необходимы международные документы, в которых должны быть закреплены основные права и свободы человека. В 1948 г. международное сообщество разработало и приняло в ООН документ «Всеобщая декларация прав человека». В 1950 г. Совет Европы на основе Всеобщей декларации прав человека принимает Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод.

Уже во Всеобщей декларации прав человека отмечалось что «материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь». В 1950 г. международное сообщество принимает Декларацию прав ребенка, а в 1989 г. Генеральная ассамблея Организации Объединенных Наций - Конвенцию о правах ребенка.

Конвенция (от лат.conventio) - договор, соглашение. В связи с тем, что наша страна подписала и ратифицировала Конвенцию о правах ребенка, все последующие законодательные акты должны быть согласованы со статьями данного международного документа.


В преамбуле (вводной части к законодательному акту (Конвенции)) подчеркивается, что дети имеют право на особую заботу и помощь, признается, что ребенок должен быть полностью подготовлен к самостоятельной жизни в обществе и воспитан в духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности.

Конвенция о правах ребенка состоит из трех частей и 54 статей. Первая часть включает в себя 41 статью. В статье 1 этого раздела четко указывается, что ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Все статьи этого раздела направлены на определение прав ребенка, защиту его безопасности, здоровья и обеспечение его интересов. Особое внимание в статьях 6, 7, 8 уделяется правам ребенка на жизнь, здоровое развитие, на имя и приобретение гражданства, подчеркивается право знать своих родителей, сохранять свою индивидуальность.

В статьях 9 и 10 особое внимание уделяется проблеме прав ребенка и родителей. В документе записано, что государства-участники обеспечивают родителям право не разлучаться со своим ребенком, если это делается вопреки желанию ребенка. Если же компетентные органы, согласно судебному решению, определяют, что такое разлучение необходимо в интересах ребенка, указывается право ребенка на воссоединение с семьей.

Впервые в международном документе декларируются права ребенка на выражение своих взглядов по всем затрагивающим его вопросам (статьи 12-17). В статье 16 записано, что ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную, семейную жизнь. В статье 17 важное место отводится средствам массовой информации в обеспечении ребенка сведениями в области культуры и социальной защиты.

В статье 19 подчеркивается , что государства-участники принимают все необходимые меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальные злоупотребления со стороны родителей, законных опекунов или любых других лиц, заботящихся о ребенке.

В статьях 20-25 излагаются права детей и обязанности государства, связанные с системой усыновления, получения статуса беженца, а также всей необходимой медицинской помощи. Статья 24 Конвенции посвящена тем мерам, которые государства-участники должны применять для снижения уровня детской смертности; борьбе с болезнями и недоеданиями; предоставлению матерям надлежащих услуг по охране здоровья в дородовой и послеродовой периоды; развития просветительской работы и услуг в области профилактической медицинской помощи и планирования семьи.

Важное место в статье 27 отводится правам ребенка на такой уровень жизни, который обеспечивал бы его физическое, умственное, духовное, нравственное и социальное развитие. Указывается, что родители или другие лица, воспитывающие ребенка, несут ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для развития ребенка.

В статье 28 Конвенции о правах ребенка признается его право на образование, на то, что школьная дисциплина должна поддерживаться с помощью методов, не травмирующих человеческое достоинство ребенка.

Статья 29 гласит о целях образования:

Образование ребенка должно быть направлено на развитие личности, талантов, умственных и физических способностей в их самом полном объеме;

На подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими и религиозными группами;

На воспитание чувства уважения к окружающей природе.

В дополнение к этому в статье 31 подчеркивается право ребенка на досуг, игры и развлекательные мероприятия, соответствующие его возрасту.

Ряд статей (32-36) рассматривает защиту детей от любой экономической, сексуальной эксплуатации; от незаконного приобщения их к употреблению наркотических и психотропных веществ; от похищения, торговли детьми или их контрабанды в любых целях и в любой форме.

В Конвенции имеются положения (ст. 37-41), в которых подчеркивается, что государства-участники обеспечивают права ребенка в случае нарушения им законов. При этом дается перечень определенных прав для лиц, совершивших противоправные действия, еще не достигнув 18 лет.

Особое внимание следует обратить на статью 41, имеющую важное значение для работников системы образования, особенно образовательных учреждений разного звена.

Здесь изложены права ребенка в случае нарушения им уголовного законодательства :

Презумпция невиновности, пока вина не будет доказана согласно закону;

Безотлагательное принятие решения по рассматриваемому вопросу компетентным, независимым и беспристрастным органом;

Свобода от принуждения к даче свидетельских показаний или признанию вины;

Полное уважение к личности ребенка, его личной жизни на всех этапах разбирательства;

В случае необходимос-ти предоставление бесплатной помощи переводчика.

Ко второй части Конвенции относятся статьи 42-45. В них определяются действенные средства для широкого информирования о принципах и основных положениях как взрослых, так и детей. Кроме того, предлагаются пути контроля за выполнением всех положений Конвенции государствами, которые подписали и ратифицировали этот документ. Учреждается Международный комитет по правам ребенка, члены которого избираются государствами-участниками из числа своих граждан, обладающих высокими нравственными качествами и компетенцией в области, охватываемой Конвенцией.

В третьей части отмечается, что Конвенции открыта для подписания всем государствам. Статьи 46-54 раскрывают процедурно-правовые вопросы, дающие государствам право вносить определенные изменения в статьи, подчеркивается, что поправки вступают в силу по утверждению документа Генеральной ассамблеей Организации Объединенных Наций.

Конвенция о правах ребенка основана на общечеловеческих ценностях, самой главной из которых является человек и его ребенок. В ней отражены социально-нравственные, правовые нормы международного значения, признанные всеми народами мира. В основу Конвенции о правах ребенка положены достижения педагогической мировой науки о признании ребенка полноценной, полноправной личностью.

Впервые такой документ международного значения провозгласил приоритет интересов детей, его свободы. Свобода нужна ребенку для интеллектуального, морального, психического и физического развития.

Конвенция о правах ребенка впервые поставила государства перед необходимостью учитывать права ребенка при создании и принятии нормативных документов, касающихся обучения и воспитания, жизни в семье и отношений в обществе. Государства-участники должны, основываясь на ее содержании, создавать нравственно-правовое и образовательное пространство для полноценного развития каждого ребенка с учетом его возрастных возможностей.

Изменения в социально-экономической сфере общественной жизни поставили многие страны мира, в том числе и Россию, перед необходимостью реформирования образовательной системы.

Реформы образования, став частью социальной политики современных государств, направлены на:

Обновление всех звеньев своей системы от дошкольных учреждений до университетов;

Совершенствование содержания, методов и средств учебно-воспитательной работы;

Улучшение подготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

В основу государственной политики Российской Федерации в области образования положены идеи гуманизации образования - усиления внимания к личности каждого ребенка как высшей социальной ценности общества, установка на формирование гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими качествами.

Это нашло отражение в Конституции Российской Федерации (1993), Законе РФ «Об образовании» (1992), в котором утверждается гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободы развития личности, защиту национальных культур, культурных традиций народов России, общедоступность и др.

В Законе Российской Федерации об образовании (ст. 12) говорится о том, что деятельность государственных, муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями о соответствующих типах и видах образовательных учреждений, утвержденных Правительством Российской Федерации, и разрабатываемыми на их основе уставами.

В соответствии с этим в 1995 г. было подготовлено и утверждено Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении. Оно регулирует деятельность государственных, муниципальных дошкольных образовательных учреждений.

В разделе I «Общие положения» определены основные задачи дошкольного образовательного учреждения:

Охрана жизни и здоровья детей;

Обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка;

Осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка; приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

В соответствии с Типовым положением все дошкольные учреждения делятся на определенные виды в зависимости от специфики их деятельности:

Детский сад общеразвивающего типа;

Детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.);

Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалификационной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;

Детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;

Детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании;

Центр развития ребенка - детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников.

Таким образом, Типовое положение закрепило все виды детских образовательных учреждений, которые складывались в истории развития дошкольного воспитания.

В разделе II «Организация деятельности дошкольного образовательного учреждения» разъясняются порядок создания, регистрации дошкольных образовательных учреждений, выдачи им лицензии (разрешения).

В соответствии с Законом Российской Федерации об образовании каждое дошкольное учреждение создает свой устав - это документ, в котором четко устанавливаются цели и задачи учреждения, основные направления работы, вариативность используемых образовательных программ. В уставе определяются права дошкольных работников, отношения с родителями воспитанников, а также дополнительные платные образовательные услуги. Режим работы дошкольного образовательного учреждения устанавливается договором между детским садом и учредителем и фиксируется в уставе дошкольного образовательного учреждения.

В соответствии со своими уставными целями и задачами образовательное учреждение может оказывать дополнительные услуги сверх основных образовательных программ с учетом потребностей семьи на основе договора с родителями.

В разделе III «Комплектование дошкольного образовательного учреждения» предлагается порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения. В дошкольное образовательное учреждение принимаются дети от 2-х месяцев до 7 лет на основании медицинского заключения. Дети с отклонениями в развитии принимаются в дошкольные учреждения любой направленности при наличии условий для коррекционной работы на основании заключения психолого-медико-педагогической консультации.

Раздел IV «Участники образовательного процесса» указывает, что таковыми являются воспитанники, родители (лица, их заменяющие), педагогические работники. Взаимоотношения между детским садом и родителями регулируются родительским договором, в котором отражаются взаимные права, обязанности и ответственность сторон. В этом же разделе подчеркивается, что отношения воспитанника и персонала дошкольного образовательного учреждения строятся на основе сотрудничества, уважения личности ребенка и представления ему свободы развития в соответствии с индивидуальными особенностями.

На педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, подтвержденную документами об образовании.

Права, социальные гарантии и льготы работников дошкольных образовательных учреждений определяются законодательством Российской Федерации, уставом детского сада, трудовым договором (контрактом).

Работники дошкольного образовательного учреждения имеют право на:

Участие в управлении дошкольным образовательным учреждением в порядке, определяемом уставом учреждения;

Защиту профессиональной чести и достоинства.

Все работники дошкольных образовательных учреждений проходят аттестацию. Молодые специалисты (выпускники учебных заведений) аттестацию проходят через три года работы.

В разделе V «Управление дошкольным образовательным учреждением» указано, что общее руководство осуществляет совет педагогов, а порядок его избрания, компетенции определяются уставом дошкольного образовательного учреждения. Непосредственное руководство деятельностью дошкольного учреждения осуществляет заведующий.

В заключительном VI разделе «Имущество и средства учреждения» раскрываются положения об имуществе и средствах дошкольного учреждения, приводятся нормативы наполняемости групп в зависимости от категории и возраста детей.

Типовое положение закрепляет права, регламентирует виды дошкольных учреждений, особую значимость придает уставу дошкольного учреждения. В этом документе обращается внимание на то, что отношения педагогических коллективов должны строиться на основе уважения их прав, учета их индивидуальности.

Для современной системы дошкольного общественного воспитания актуальны задачи реабилитации детей, коррекции их здоровья. Создаются специализированные учреждения, группы для детей с различными нарушениями здоровья: с нарушениями слуха, речи, зрения, опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с туберкулезной интоксикацией и т.п. Проявлением гуманного отношения к детям-инвалидам стало создание в дошкольных учреждениях групп, образовательная работа в которых поможет интеграции этих детей в общество.

В последние годы получили широкое распространение учебно-воспитательные комплексы «Детский сад - начальная школа» (УВК), в которых дети воспитываются и обучаются до 10-11 лет. Такому образовательному учреждению присущи преемственность, непрерывность дошкольного и начального школьного образования.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без родительского попечения, воспитываются в домах ребенка (до 3 лет), а затем - в детских домах, интернатах. Количество детей, нуждающихся в таких учреждениях, стремительно растет: по данным Министерства образования РФ, в 1997 г. их было 800 тыс. Имеющиеся детские дома переполнены; изыскиваются новые формы воспитания сирот фактических и социальных (при живых родителях, лишенных прав или возможности растить своих детей).

Открываются приюты, организуется «шефство» взрослых над детьми, когда сирот берут в семьи на каникулы, на выходные дни.

Создается институт патронажных семей : люди берут детей в свою семью, оформляются воспитателями детского дома и получают деньги на содержание ребенка и за свой труд родителей-воспитателей. Педагоги детского дома помогают родителям-воспитателям, делят с ними ответственность за жизнь, здоровье, воспитание сирот. Поиск новых форм организации воспитания детей-сирот идет в направлении отказа от казенных учреждений, приближения общественного воспитания к условиям семейного.


Самое обсуждаемое
Внезапно: Алексей Панин женился на подруге бывшей жены, но не сознается в этом Панин и людмила григорьева почему расстались Внезапно: Алексей Панин женился на подруге бывшей жены, но не сознается в этом Панин и людмила григорьева почему расстались
Трещины на стопах ног: причины образования, диагностика, профилактика и лечение трещин на стопах бальзамом хранитель Трещины на стопах ног: причины образования, диагностика, профилактика и лечение трещин на стопах бальзамом хранитель
Самый старый человек в мире Жанна Кальман: неистовая француженка Самый старый человек в мире Жанна Кальман: неистовая француженка


top