Северный дачник - новости, каталог, консультации. Жизнь русской крестьянки в xvi—xvii веках Какой был повседневный быт в 16 веке

Северный дачник - новости, каталог, консультации. Жизнь русской крестьянки в xvi—xvii веках Какой был повседневный быт в 16 веке

Наиболее полная справочная таблица основных дат и событий истории России с 15 по 16 век . Данную таблицу удобно использовать школьникам и абитуриентам для самоподготовки, при подготовке к зачетам, экзаменам и ЕГЭ по истории.

Основные события 15 -16 век

Начало 15 в.

Создание Андреем Рублевым иконы «Троица» для Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря

Взятие Смоленска войском великого князя Литовского Витовта. Присоединение Смоленского княжества к Литве

Признание великим князем Московским власти Литвы над Смоленском и Верховскими княжествами (в верховьях Оки)

Вторжение ордынских войск Едигея в Северо-Восточную Русь. Осада Москвы

Грюнвальдская битва. Разгром объединенным польско-литовско-русским войском рыцарей Тевтонского войска

Начало чеканки монет в Новгороде

1425 – 1462 с перерывами

Великое княжение Василия II Васильевича Темного в Москве

Междоусобная война в Великом Московском княжестве

Княжение в Твери Бориса Александровича

Походы великого князя Литовского Витовта на Новгород и Псков

Начало открытой борьбы Галицких князей за Московский великокняжеский стол

Основание Соловецкого монастыря

Миссия митрополита Исидора во Флоренцию для участия в церковном соборе, обсуждавшем вопрос об унии православной и католической церквей под главенством Папы Римского

Признание Литвой самостоятельности Пскова

Возвращение в Москву митрополита Исидора с грамотой о Флорентийской унии православной и католической церквей. Смещение его великим князем Василием II Темным с митрополичьего престола

Война Ливонии с Новгородом с Псковом, завершившаяся 25-летним миром

Захват Москвы удельным князем Дмитрием Шемякой – братом Василия Косого. Ослепление по его приказу великого князя Василия II Темного

Провозглашение автокефалии русской церкви. Избрание Ионы, епископа Рязанского, митрополитом Московским и всея Руси

Признание Москвой и Литвой самостоятельности Новгорода и Пскова

Изгнание Дмитрия Шемяки из Галича (умер в 1453)

Первые упоминания ограничения перехода крестьян

Поход великого князя Василия II Темного на Новгород. Поражение новгородцев под Старой Руссой. Заключение Ялжебицкого договора между Москвой и Новгородом, ограничевшего новгородские вольности

Окончательное разделение Киевской митрополии на Киевскую и Московскую

Великое княжение Ивана III Васильевича.

Присоединение Ярославского княжества к Москве

Путешествие Тверского купца Афанасия Никитина в Индию («Хождение за три моря»)

Походы московского войска на Казань

Появление в Новгороде ереси «жидовствующих», отрицавших божественную природу Христа

Первый поход Ивана III на Новгород. Разгром новгородцев на р. Шелонь. Признание Новгорода «отчиной» великого князя Московского

Бракосочетание Ивана III с Софьей (Зоей) Палеолог, племянницей последнего византийского императора

Окончательное присоединение Пермской земли к Москве

Присоединение Ростовского княжества к Москве

Строительство каменного Успенского собора в Московском Кремле (архитектор Аристотель Фьораванти)

Второй поход Ивана III на Новгород. Присоединение Новгорода к Москве

Поход хана Ахмата на Москву; стояние ордынского и русского войск на р. Угра. Отступление Ахмата. Фактическая ликвидация ордынского ига на Руси

Поход московского войска в Зауралье и Югорскую землю

Формирование в Москве еретического кружка Фёдора Курицына (отрицание монастырей и монашества, проповедь идеи свободы воли)

Тайный союз князя Михаила Тверского с Польским королем и великим князем Литовским Казимиром IV. Походы Ивана III на Тверь. Присоединение Твери к Москве

Строительство итальянскими мастерами кирпичных стен и башен Московского Кремля

«Вывод» боярских семей из Новгорода и поселение их на землях Московского великого княжества

Поход московского войска на Казань. Приход к власти в Казани промосковской партии

Поход московского войска на Вятку. Окончательное присоединение Вятки, а также Арской земли (Удмуртия) к Москве

Осуждение на церковном соборе ереси «жидовствующих»

Распространение идей нестяжательства (Нил Сорский) и иосифлянства (Иосиф Волоцкий)

Основание крепости Ивангород на р. Нарва (напротив шведской крепости)

Война великого князя Ивана III с Литвой. Присоединение к Москве Вязьмы и Верховских княжеств

Прекращение ганзейской торговли в Новгороде

Война со Швецией

Первое русское посольство в Стамбул к султану Баязету II

Издание «Судебника» Ивана III; установление единого срока перехода крестьян (неделя до и неделя после осеннего Юрьева дня, 26 ноября)

Составление «сказания о князьях Владимирских» с обоснованием происхождения правящей династии (Рюриковичей) от римского императора Августа

Полемика между Нилом Сорским (умер в 1508) и Иосифом Волоцким (умер в 1515)

Перемирие на 10 лет между Иваном III и великим князем Литовским Александром Казимировичем. За Московским государством закреплялись Чернигов, Брянск, Путивль, Гомель и часть Смоленской земли

Великое княжение Василия III

Строительство Алевизрм Фрязином (Новым) Архангельского собора и укреплений Московского Кремля

Первый набег крымских татар на Москву

Присоединение Пскова к Москве

Послание монаха Псковского Елеазарова монастыря Филофея к великому князю Василию III, в котором выдвигается идея «Москва – Третий Рим»

Взятие Смоленска войсками великого князя Василия III

Разгром литовскими войсками войск великого князя Василия III под Оршей

Договор Василия III с Данией о военном союзе против Швеции и Польши

Заключение Василием III военного союза с Крымским ханом Мухаммед-Гиреем против короля Польского и великого князя Литовского Сигизмунда I и Казанского ханства

Нашествие Крымского хана Мухаммед-Гирея и Казанского хана Сагиб-Гирея на Москву

Церковные соборы, осудившие Максима Грека, И. Н. Берсеня-Беклемишева и др.

Великое княжение (с 1547 - царствование) Ивана IV Васильевича Грозного

Регентство великой княгини Елены Глинской, вдовы Василия III

Завершение создания единой монетной системы Русского государства

Венчание Ивана IV на царство, официальное принятие Иваном IV титула «царя и великого князя всея Руси»

Восстание посадских людей в Москве

Неудачные походы русских войск на Казань

Созыв Земского собора. Создание системы приказов

Кон. 1540-х – 1550-е гг.

Деятельность Избранной рады

Издание «Судебника» Ивана IV. Создание стрелецкого войска

Основание ярмарки у Макарьевского монастыря на Волге

«Стоглавый собор» Русской церкви

Присоединение Чувашии к Русскому государству

Поход русского войска во главе с царем Иваном IV на Казанское ханство. Взятие Казани (2 октября). Присоединение Казанского ханства к Русскому государству

Присоединение большей части Башкирии к Русскому государству

Образование в Англии Московской (Русской) торговой компании и предоставление ей привилегий на торговлю в Русском государстве

Признание сибирским ханством вассальной зависимости от Москвы

Строительство Покровского собора (храм Василия Блаженного) на Красной площади в Москве

Взятие русскими войсками Астрахани. Присоединение Астраханского ханства к Русскому государству

Ливонская война

Перемирие с Ливонским орденом

Распад Ливонского ордена

1563, 18 фев.

Взятие русскими войсками Полоцка

Издание Иваном Федоровым в Москве «Апостола» - первой русской печатной книги

Поражение русских войск под Оршей

Отъезд царя Ивана IV из Москвы в Александровскую Слободу

Заключение перемирия между царем Иваном IV и Польским королем Сигизмундом II Августом

Поход царя Ивана IV на Новгород и Псков

Первый русский военный устав – «Уложение о станичной службе»

Поход Крымского хана Девлет-Гирея на Москву. Сожжение Москвы.

Прекращение выплаты дани Сибирским ханом Кучумом царю Ивану IV

Упразднение опричнины

Выступление русских войск против Швеции

Вторжение шведских войск в новгородские земли

Объявление королем Речи Посполитой Стефаном Баторием войны Русском государству

Взятие польскими войсками Полоцка

Кон. 1570-х – Нач. 1580-х

Поход Ермака Тимофеевича в Сибирь

Приговор церковного собора об ограничении монастырского землевладения

Начало введения заповедных лет (запрет перехода крестьян)

Взятие шведскими войсками крепостей Нарва, Ивангород, Ям, Копорье

Осада Пскова войсками Стефана Батория

Вступление дружины Ермака в столицу Сибирского ханства Кашлык

Смерть старшего сына Ивана IV, царевича Ивана

Ям-Запольский мир с Речью Посполитой

Плюсское перемирие со Швецией

Основание Архангельска

Царствование Федора Ивановича

Разгром Сибирским ханом Кучумом отряда Ермака. Гибель Ермака

Основание Воронежа, Тюмени, Самары, Уфы, Тобольска

Учреждение Патриаршества в Русском государстве. Избрание патриархом митрополита Иова (умер в 1605)

«Судебник» царя Федора Ивановича

Война со Швецией. Возвращение крепостей Ивангород, Ям, Копорье

Смерть в Угличе младшего сына Ивана IV царевича Дмитрия

Поход на Москву Крымского хана Казы-Гирея, сражение (4 июля) у Данилова монастыря близ Москвы (отступление татарских войск)

Около 1593 – 1593

Завершение введения заповедных лет. Отмена Юрьева дня (осеннего)

Официальное назначение боярина Бориса Годунова правителем государства при царе Федоре Ивановиче

Тявзинский «вечный мир» между Русским государством и Швецией. Швеция уступала Ям, Корелы, Ивангород, Копорье, Ниеншанц, Орешек

Провозглашение Брестским церковным собором унии православной и католической церквей на территории Речи Посполитой

Установление 5-летнего срока сыска беглых и насильно вывезенных крестьян для возвращения их назад

Смерть царя Федора Ивановича. Прекращение династии Рюриковичей

Царствование Бориса Федоровича Годунова

Которое развивалось вместе с мировой цивилизацией. Это было время Великих географических открытий (в 1493 г. была открыта Америка), начало эры капитализма в странах Европы (в Нидерландах началась первая в Европе буржуазная революция 1566-1609 гг.). Но развитие Российского государства происходило в довольно своеобразных условиях. Происходил процесс освоения новых территорий Сибири, Поволжья, Дикого поля (на реках Днепр, Дон, Средней и Нижней Волге, Яике), страна не имела выхода к морям, экономика носила характер натурального хозяйства, основанный на господстве феодальных порядков боярской вотчины. На южных окраинах России во второй половине 16 века начали появляться казаки (из беглых крестьян).
К концу 16 века в насчитывалось примерно 220 . Самым крупным из них была Москва, а наиболее важными и развитыми - и , Казань и , и Тула, Астрахань и . Производство было тесно связано с наличием местного сырья и носило естественно-географический характер, так, например, в Ярославле и Казани получило развитие кожевенное производство, в Вологде производилось большое количество соли, Тула и Новгород специализировались на производстве металла. В Москве велось каменное строительство, были построены Пушечный двор, Суконный двор, Оружейная палата.
Выдающимся событием в истории России 16 века было появление русского книгопечатания (в 1564 г. издана книга «Апостол»). На духовную жизнь общества большое влияние оказывала церковь. В живописи образцом было творчество , для архитектуры того времени было характерно строительство шатровых храмов (без столбов, держащихся только на фундаменте)- собор Василия Блаженного в Москве, церковь Вознесения в селе Коломенском, церковь Иоанна Предтечи в селе Дьяково.
16 век в истории России - это век правления «талантливого злодея» Ивана Грозного.
В конце 15-начале 16 века правил , правнук (1462-1505). Он назвал себя «Государем всея Руси» или «кесарем». Принял на двуглавого орла. Две головы орла говорили о том, что Россия повернута на Восток и на Запад, и одной могучей лапой орел стоит в Европе, а второй в Азии.
считал, что Москва должна стать третьим Римом, и вокруг нее должны объединиться все русские земли, которые входили ранее в состав .
В 1497 г. издает первый русский Судебник- свод основных законов . В Судебнике закреплялось положение крестьянства (крестьяне имели право поменять местожительство на Юрьев день (26 ноября), но фактически крестьяне были прикреплены к земле. За уход от землевладельца надо было платить «пожилое» - плату за прожитые годы. Она составляла около рубля, но т.к. за рубль в 15-16 веке можно было купить 14 пудов меда, то собрать его было нелегко. Судебник устанавливал, как крестьянин становится крепостным (взяв деньги в долг, должнику нужно было отрабатывать проценты до смерти господина), т.е. в 16 веке почти все крестьяне становятся крепостными.
Иван III сверг монголо-татарское владычество (1480) и сделал это как опытный политик. Он прекратил междоусобицы на , создает профессиональную армию. Так, появляется кованая рать- пехота, одетая в металлические доспехи; артиллерия (русские пушки «Единорог» были лучшими на протяжении трехсот лет); пищальщики (пищали - огнестрельное оружие, но било оно недалеко, максимум на 100 м).
Иван III преодолевал феодальную раздробленность . Новгородская республика вместе с Московским княжеством оставалась независимым образованием, но в 1478 г. ее независимость была ликвидирована, в 1485 г. к Русскому государству была присоединена , а в 1489 году -Вятка.
В 1510 г. в княжение сына Ивана III, (1505-1533) прекратила существование республика, а в 1521 г.- Рязанское княжество. Объединение русских земель при было в основном завершено. По словам немецкого посла, никто из западноевропейских монархов не мог сравниться с московским государем в полноте власти над подданными. Ну а внук Ивана III более, чем кто либо в великокняжеской семье, заслужил свое прозвище- Грозный.
Когда Ивану исполнилось три года, в 1533 г. умер его отец, великий князь Василий III. Мать, Елена Глинская, вторая жена Василия III не уделяла сыну внимания. Она решила устранить всех претендентов на российский престол: братьев Василия III - князя Юрия Ивановича и Андрея Ивановича, своего дядю-Михаила Глинского. Опорой Елены стал князь Иван Федорович Овчина-Телепнев-Оболенский. Когда Ивану было 8 лет, мать отравили (3 апреля 1538 г.). На протяжении следующих восьми лет вместо него правили бояре (Шуйские, Глинские, Бельские), они боролись за влияние на Ивана, но особо не обременяли себя заботами о ребенке. В итоге, Иван заболевает паранойей; с 12 лет принимает участие в пытках, а в 16 лет становится лучшим мастером пыточных дел.
В 1546 г. Иван, не удовлетворившись великокняжеским титулом, пожелал стать царем. Царями на Руси до называли императоров Византии и Германии, а также ханов Великой Орды. Поэтому, став царем, Иван поднимался над многочисленными князьями; показывал независимость Руси от Орды; вставал на один уровень с германским императором.
В 16 лет Ивана решают женить. Для этого в терем собрали до полутора тысяч девиц. В каждой комнате поставили по 12 кроватей, где они жили около месяца, а об их жизни докладывали царю. По прошествии месяца, царь пошел обходом по палатам с дарами и, выбрал в качестве жены Анастасию Романову, которая ему улыбнулась.
В январе 1547 г. Иван был венчан на царство, а в марте 1547 г. обвенчан с Анастасией. Жена заменила ему родителей, и он поменялся в лучшую сторону.
В 1549 г. царь приблизил к себе Алексея Федоровича Адашева, Сильвестра, протопопа Благовещенского собора, которые вошли в так называемую . Они помогли начать проведение реформ.
В 1556 г. Иван IV отменил кормления бояр за счет средств от управления землями, которые поступали в их личное распоряжение после уплаты податей в казну. Иван вводит местное самоуправление, все государство было разделено на губы (округа), во главе губы стоял староста. Губной староста мог быть избран из крестьян, дворян, на него можно было воздействовать.
заменяет (дублирует) боярскую думу, ей подчиняются приказы. Приказ-«поручение» превращается в приказ-учреждение. Военными делами руководили Разрядный, Пушкарский, Стрелецкий приказ, Оружейная палата. Иностранными делами ведал Посольский приказ, государственными финансами - приказ Большой приход, государственными землями- Поместный приказ, холопами - Холопий приказ.
Иван начинает наступление на боярство, ограничивает местничество (сам рассаживал бояр на скамейках вокруг себя), создает новую армию из дворянской конницы и стрельцов (дворяне служат за плату). Это почти 100 тыс. человек-сила, на которую опирался Иван IV.
В 1550 г. Иван IV вводит новый Судебник. Дворяне получают равные права с боярами, в нем было подтверждено право крестьян менять место жительства в Юрьев день, но увеличивалась плата за «пожилое». Впервые в Судебнике устанавливалось наказание за взяточничество.
В 1560 г. умирает Анастасия, на царя находит помешательство и он начинает террор против своих недавних советников - Адашева и Сильвестра, т.к. именно их царь винит во внезапной смерти Анастасии. Сильвестра постригли в и сослали в . Алексея Адашева отправили воеводой на (1558-1583), где он и погиб. Репрессии обрушились и на других сторонников Адашева. А Иван IV вводит .
Период - вторая половина правления Ивана Грозного. Опричный террор был объявлен неожиданно и для сторонников и для врагов Ивана Грозного.
В 1564 г. ночью со свитой, детьми и казной царь исчез из Кремля. Он отправился в и заявил, что не хочет больше править. Через месяц после своего исчезновения из Москвы царь отправляет две грамоты:

Одну Боярской Думе, митрополиту, в которой он обвиняет их в предательстве, нежелании служить ему;
- вторую посадским людям, в которой он объявил, что бояре его обижают, но на простых людей он обид не имеет, и во всем виноваты бояре.
Таким образом, он хочет показать народу, кто виноват во всех их бедах.
Своим внезапным отъездом он добился того, что его противники испугались неопределенности, а народ с плачем пошел просить царя вернуться. Иван Грозный согласился, но с условиями:
1)раздел страны на две части - земщину и опричнину;
2)во главе земщины царь Иван Грозный, а во главе опричнины великий князь Иван Грозный.
В опричные земли он выделил наиболее развитые районы и боярские земли. На этих землях поселились те дворяне, которые входили в опричное войско. Население земщины должно было содержать это войско. вооружил войско и в течение 7 лет этим войском уничтожает бояр.
Смысл опричнины заключался в следующем:
- установление самодержавия через уничтожение оппозиции (бояр);
- ликвидация остатков феодальной раздробленности (покоряет окончательно Новгород);
- формирует новую социальную базу самодержавия - дворянство, т.е. это были люди, которые полностью зависели от царя.
Уничтожение бояр было средством для достижения всех этих целей Ивана Грозного.
В результате опричнины Москва ослабела, крымский хан в 1571 г. сжег московский посад, что показало неспособность опричного войска сражаться с внешними врагами. В итоге, царь отменил опричнину, запретил даже упоминать это слово, а в 1572 г. преобразовал ее в «Государев двор». Перед своей смертью, пытался снова ввести опричнину, но его опричники были недовольны политикой царя и хотели стабильности. Иван Грозный истребляет свое войско, и умирает в 54 года, в 1584 году.
В период правления Ивана IV были и заслуги. Так, был построен краснокирпичный Кремль, но строителей убивали для того, чтобы они не смогли построить больше нигде такие красивые здания и храмы.
Итоги .
1.За период правления Ивана IV страна была разрушена, он фактически устроил гражданскую войну. Центральные районы обезлюдели, т.к. люди умирали (около 7 млн. человек умерли неестественной смертью).
2.Потеря Россией внешнеполитического влияния, она стала уязвимой. Иван IV проиграл Ливонскую войну, и Польша со Швецией развернули обширную деятельность по захвату российских территорий.
3.Иван Грозный обрек на смерть не только шесть жен, но и уничтожил своих детей. Наследника, сына Ивана, он убил в припадке бешенства в 1581 г. После смерти царевича, Иван Грозный подумывал отказаться от трона и уйти в монастырь. Ему было, о чем кручинится. Наследником престола становился слабоумный Федор, сын Анастасии Романовой, первой жены царя. Кроме него оставался еще царевич Дмитрий, сын последней, шестой жены, Марии Нагой, которому в 1584 г. исполнилось два года.
Таким образом, после полувека правления тирана, пусть и талантливого, но все же злодея, власть, неограниченная никем и ничем, должна была перейти к жалкому человеку, не способному управлять государством. После Ивана IV осталась запуганная, истерзанная, разоренная страна. Деятельность подвела страну к краю пропасти, имя которой - .

Чем дольше сидел он, создавая текст, тем меньше становилось в бутылке и тем ярче и революционне становились идеи!
Вот здесь, 0,5... (хотя нет, тут как мнимум 0,7) литра подошли к концу:

Но и это еще не все. Описание постройки стен Иерусалима, приведенное в книге Неемии, по всем параметрам совпадает с описанием постройки Московского Кремля (по расшифровке Носовского и Фоменко), которое производилось... тоже в XVI веке.

Автор поставил точку. Победоносно икнул, показал средний палец невидимым оппонентам, вытер сбегающую по побдордку слюну и держась за стену, по сложной траектории, пошёл спать. По пути вытирая об пол ногу, измазанную Фоменко(-м), в которое только что наступил.

"И еще такой вопрос: в чем причина того, что Сатана стал воплощением зла?"

Начну с Библейской цитаты: "И показал он мне Иисуса, великого иерея, стоящего перед Ангелом Господним, и сатану, стоящего по правую руку его, чтобы противодействовать ему. И сказал Господь сатане: Господь да запретит тебе, сатана, да запретит тебе Господь, избравший Иерусалим! не головня ли он, исторгнутая из огня? (Захария 3, 1,2)"

Так вот дело в том, что без сатаны, то бишь без Зла, совершенствование и возвышение человека просто НЕВОЗМОЖНО! Мне кажется, что Бог заранее знал о том что Сатана восстанет, подобно тому, как знал что Иисус будет распят, но всё равно допустил это. И это было Ему угодно. Сейчас поясню:

Это подобно тому, как это было у патриарха Иакова в пустыне. "И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари; (Бытие 32, 24)"

Дело в том, что без этого противоборства человек не достиг даже того малого, чего достигает в жизни. И тогда стоит задуматься о роли препятствий в жизни человека. Тех препятствий, которые обычно человек проклинает, желая избежать их и избавиться от них, но благодаря которым, то есть, преодолевая которые, он в конечном итоге и совершает свои достижения.

Так мне стало понятно, что без помощи, точнее, без противоборства сатаны, то бишь противоборства сатане, человек не может совершить путь восхождения и совершенствования. Именно поэтому Бог допускает к верующему искушения от лукавого, чтобы верующий мог испытать свою веру, научиться владеть духовным оружием и научился владеть своим духом.

Вот отсюда Бог, Иисус - воплощение добра, а сатана - воплощение зла, а вместе они и рождают борьбу этих самых противоположностей, а для чего, для того, что бы человек не был роботом, лишённым собственной мысли, а был Творцом здесь, на земле, для того что бы совершенствовался и становился сильным в лице Бога!

"Например, православие заменило прямое обращение к И.Х. на обращение к Богу через святых, попов и т.д. Также ввело поклонение мощам святых и прочее и прочее. Конечно, в медицине существует эффект плацебо, но зачем так издеваться над людьми? Так что, я думаю, если уж верить, то не через православие. Для начала..."

Да, действительно и я уже это писал, что проблема современной религии, это огромное количество ритуалов, из-за которых люди начинают верить не в Бога, не в силу молитвы, а в магические предметы в обход Бога, они начинают верить в силу той же самой свечки как волшебной палочки, как средство от всех болезней, не думая о том, что предметы сами по себе ничего не делают, всё делает молитва. Сам неоднократно становился свидетелем такой картины: Ксёндз сказал что сейчас будет освещает еду на Пасху например, люди сразу толкаясь, пихаясь, начинают доставать еду, всё открывают, разворачивают, потом начинают жадно поднимать всё вверх, а то ни дай Бог капелька святой воды не попадёт на его еду, ведь без этого еда не станет святой. Я смотрю на этих людей и понимаю, что истинная ценность веры, ценность Бога, уходит на задний план и её заменяет вера в магию. Все эти ритуалы задумывались для того, что бы помочь людям понять и прочувствовать таинство молитвы, а вышло то что мы видим сейчас. Сегодняшняя религия далека от Бога. Буквально сегодня наткнулся на видео и вам советую посмотреть:

"Просто никогда не слышал таких трактовок Бога от высшей части духовенства. Может быть есть такие?"

На этот счёт я думал достаточно много времени. В Библии сказано что Бог сотворил Адама и Еву по своему образу и подобию и поселил их в Раю. Так вот человека в своей биологической оболочке Бог в Раю поселить не мог, а поселить он мог там что? Душу! Так может быть Бог создал Душу человека по своему образу и подобию, тогда возможно Бог, это совершенная энергия, воплощение Добра и Справедливости. В Христианстве запрещают изображать Бога на иконах, так как Бога никто не видел и не могут знать как он выглядит. Так может у Бога нет никакой оболочки, может Он эта некая энергия, которая пропитывает всю вселенную, но разум пределы которой мы просто не в состоянии определить? Заметьте это не противоречит Библии, а наоборот объясняет как Бог одновременно может следить за всеми, просто может Бог есть везде?

"Хорошо, для начала скажите: с благословения Бога уничтожались целые народы? Он устроил потоп? Он истребил Содом и Гоморру? Один из городов был уничтожен обманом: вначале устроили обрезание, а потом, пока все мужчины этого города были еще больны, убили всех. Там много таких примеров, не буду их приводить?"

Интересный вопрос. Почему Бог так любил свой народ, что разом всех уничтожил? Так вот ответ на мой взгляд понятен! Так вот Бог делал эти ужасные на первый взгляд действия из-за любви к миру который Он создал! Божия любовь к сотворенному Им миру предполагает самое резкое неприятие того, что этот мир оскверняет, разрушает и уродует. Как повествует Библия:
«Но земля растлилась пред лицем Божиим, и наполнилась земля злодеяниями. И воззрел Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле» (Быт.6:11,12).
Божий суд, проявившийся на этот раз в Потопе, направлен на избавление мироздания от зла и, поэтому, является проявлением любви. Исцеление мира от зла (или хотя бы уменьшение его масштабов) возможно только двумя путями - либо те, кто творят зло, раскаиваются и изменяют свои пути, либо Бог просто физически лишает их возможности творить зло дальше.
Люди, жившие до Потопа, извратили путь свой, и извратили настолько, что никакие другие средства пресечения зла были уже невозможны. Их цивилизация оказалась настолько порочна, что остановить все то зло, которая она творила, можно было только физически смыв ее с лица земли.
Теперь ты спросишь: И он просто убил всех этих людей? Та вот физическая смерть (для всех рано или поздно неизбежная) далеко не самое страшное, что может случиться с человеком. Когда Бог посылает человеку смерть, которая кажется нам безвременной, в этом может проявляться забота о его вечном спасении. Зло, которому предавались допотопные люди, было губительно не только для мироздания в целом, но и для них самих. Потоп лишил их возможности чинить зло не только другим, но и самим себе!

Эта "плёнка" в современном христианстве занимает больше места, чем изначальное учение И.Х. Так что уж лучше верить по-своему, чем ходить за толпой и соблюдать ритуалы "плёнки"?

Нет, я не против всех этих ритуалов. Я акцентировал внимание на том, что ритуалы нужны людям, а не Богу. Богу нужна молитва..

В ветхом завете Он показывал множество самых разных чудес, интересна ваша точка зрения, это был Бог или нет?

Конечно это был Бог. Вы сравните время пожалуйста и не забудьте, что Богу нужна была мощная база на тысячелетия для создания современной религии, ведь без тех чудес, сейчас врятли кто нибудь бы верил в Бога. А сейчас людям достаточно тех незаметных мелких чудес, которые творит Бог каждый день, и собственно Библии, где собрана та база нашей веры.

Вы уж определитель, вы "за" христианство или у вас вообще своя точка зрения насчет Бога.

Вот здесь действительно жестковато вышло, я хотел сказать что Бог это нечто совершенное, лишённая несправедливости сущность

Да, мурашки по спине лезут, только по другой причине.

Я высказал свою точку зрения и мой первый опыт чтения Библии был именно таким!

Ответ прост: невозможно доказать отсутствие чего-либо.

Возьми не Бога, а Христа. В принципе для доказательства Бога было бы достаточно доказательство души человека. Я имел в виду что человек до сих пор не может дать рациональных доказательств, которые покажут, что не было Христа, что вся религия построена на лжи.

Прошу ещё вопросов) И как сделать цветной текст?)

Я конечно понимаю, что ты пытался написать нечто эпическое, но вышло простая, обработанная современным миром, мысль неверующего человека. Вот посмотри ты, как неверующий человек заходишь в церковь и видишь алтарь, где люди принимают в образе хлеба и вина, кровь и тело Христа, где ксёндз колдует с "магическими" свечами избавляя от болезней, где поливают святой водой, изгоняя злых духов, где люди часами стоят, что бы поклониться каким-то реликвиям. И что же, смотря на это, думаешь ты Куда я попал, что это за "секта", куча людей поклоняются каким-то предметам, обливаются святой водой и т.д. И что же ты чувствуешь? Церковь это сборище фанатиков, которые верят в свечку, как волшебную в палочку, верят в святую воду как средство от всех болезней, что люди верят не в Бога, а в некую магию. И тебе кажется это абсолютно абсурдным, лишённым всякого смысла, ты не можешь понять как в это можно верить и отсюда рождается мысль, вполне логичная, что религия подчиняет людей? И в этом месте ты, мой друг совершаешь большую ошибку. Ты упираешься в плёнку, останавливаешься, глядя на неё и думаешь, как можно в это верить, забывая что это всего лишь плёнка, размеры которой ты не можешь понять, под которой скрыт тот самый "живой", настоящий Бог, в которого верят некоторые люди, Почему я сказал некоторые? Потому, что попы, как ты говоришь, завлекают людей в церковь, создавая эти самые ритуалы: сегодня мы будем молиться определённому святому, что бы не болело горло, завтра уже другому, что бы не было аварий и т. д. И тут они совершают большую ошибку. Своими ритуалами, они превращают, не специально, людей верящих не в Бога, а в магию. Люди уже не думают про Бога, а думают в нелепые действия, благодаря которым у них повыситься здоровье, благополучие и т. д. Сама церковь НЕ верит в чудотворную силу святой воды или свечки - она верит в силу молитвы - силу диалога с Богом. А эти предметы - лишь средства для понимания людей. Вот помолился человек, и думает, что это всего лишь слова, а вот попала "святая" вода (которая является по сути обычной водой) на человека и всё, он думает что теперь всё измениться, теперь будет и счастье и здоровье. Для такого человека ничего не измениться, ведь он верит не в Бога, а в магию. И к сожалению не желание большинства людей понять силу молитвы приводит в веру в ту самую магию. А вера, истинная вера, которую сегодня можно только слегка увидеть в современных храмах, очень глубока и это не банальные слова - вера в живого Бога действительно очень глубока и очень далека от современного неверующего, а так же и большинства "верующих", как многие себя называют, людей. Вот и получается что ты, как и большое количество людей просто смотрят на современную магию в церквях и конечно, глядя на это просто не возможно поверить в того самого Бога, которого все так пытаются найти. А потом кричат на форумах что религия - средство подчинения, что Бога не существует, что это всё заговор и т.д. А вы пытались искать Бога? Не того Бога которого рисуют нам с детства, а настоящего Бога? Скептик, я читал многие твои коментарии. Так вот из таких как ты, то есть людей с логичным, рациональным мнением, которые в начале пытаются отрицать всю теорию существования Бога, но потом пытаются взглянуть глубже в религию и понять ту самую суть которая скрыта от большинства людей, потом и получаются самые ярые верующие, ибо это люди которые верят не в магию, а в живого Бога. Свидетелем этого в мои всего лишь 18 лет, я становился не раз. Вот и получается следующая цепочка: Люди не верят -> Попы или Ксендзы пытаются искренне (поверьте большинство таких людей это действительно хорошие, без всяких злых помыслов истинно верующие люди, а не те личности - участники теории заговоров, о которых часто пишет СМИ) загнать людей к вере в Бога, но делая ошибку, пытаются создавать некие магические ритуалы, в которые люди охотно верят, для того что бы привлечь людей -> В итоге люди начинают верить в ту самую магию, тем самым создаваясь фанатиками религии -> Такие люди как вы, может быть и пытались когда нибудь найти Бога, но упирались в эту плёнку, которая к сожалению растёт с каждым днём, и делая логичный вывод, что церковь - сборище фанатиков, отступали, и пишите теперь, убеждённые в своей правоте, подобные коментарии. И это цепочка делает всё больше из людей либо неверующих, либо фанатиков веры, и это очень печально. Мой вам совет, попробуйте найти Ксендза и просто поговорить с ним о Боге или найти какую нибудь хорошую книжку про Бога. Недавно я прочитал книгу "Молитва Иависа" хотя и не была она сильно идеальной, но многие интересные мысли я оттуда взял.

Бог не хочет видеть нас рабами, он дал нам свободную волю, и предоставил выбор. Заметьте, что нет человека на земле который не слышал о Боге. Каждый человек делает свой выбор: верить или не верить, точнее как бы я сказал посмотреть на религию поверхностно (здесь два варианта: не поверить или стать фанатиком веры) или попытаться взглянуть в её суть (и вот тут понять что есть Бог и стать истинно верующим). Теперь попытаюсь ответить на вопрос: Почему Бог, если он существует, не покажет людям "чудо", что бы все сразу и безоговорочно поверили. Так вот ответ прост: Бог, как я уже говорил, не хочет делать людей рабами. Он даёт людям возможность разобраться и сделать свой выбор. Он каждый день творит маленькие чудеса, персонально, для каждого человека, но которые большинство людей даже не замечают, так вот истинно верующему хватило бы и такого чуда)Бог не может сделать большое чудо, в которое поверили бы все, ибо сделав такое чудо, люди моментально станут фанатиками или рабами религии, а придя к Богу самостоятельно, без всяких знаков, человек становиться великим и в глазах людей и в глазах Бога. И вот те самые фанатики или рабы религии стали бы слишком уязвимы к противоположной стороне Бога - Дьяволу. Понеслась, скажете вы, но ведь это простая истина: если есть свет, есть тьма; если есть холод, есть тепло; если есть Бог есть и Дьявол. Так вот подумайте что бы могло произойти, если бы Бог показал себя? Если смотреть поверхностно, то даа, все верят счастье и покой, но на самом деле всё не так, всё совсем не так. Все эти люди которые бы поревели после очевидного чуда, были бы слишком слабы и уязвимы для Дьявола, их вера была бы слишком изменчива и они стали бы его жертвой очень быстро. Отвечая на любой свой вопрос такого плана подумайте что бы было, если бы всё было так как вы говорите. Теперь о том, что многие представляют Бога, как старца, летающего на облачке и наблюдающего за человеком. Я думаю что Бог не есть личность вообще, Бог это энергия, энергия абсолютного добра (добра в полноте этого слова), чистая энергия справедливости ну и сделайте вывод кто такой Дьявол. Теперь насчёт Библии. Несомненно Библия интерпретировалась огромное количество раз. Но дело в том что Библия это книга не для Бога, это книга для людей, и не важно сколько раз я рассказывал и пересказывал разными путями красную шапочку (не удачный пример), важно то что я передам смысл. Так и в Библии неважно сколько людей пересказывали её смысл, да многое может быть скрыто, многое утеряно, но ведь сам смысл Бога сокрыт в Библии до сих пор! На протяжении всей Библии говориться, что Бог есть Любовь, Бог есть Справедливость и наконец Бог есть Добро! Вот что должен понять человек! Не могли люди ни сейчас ни в 16 веке и вообще человек не мог просто сесть и придумать Библию.

(Продолжение) Библия рассказана людям через Бога, через Христа. Никакая земная Книга не может жить столько времени и до сих пор давать людям ответы и новые вопросы. Попробуй скептик, открой Библию, соберись с мыслями и попробуй впитать смысл каждого слова и мурашки поползут по спине. Кто бы там не говорил, нет в Библии никаких противоречий, всё что там написано нужно только правильно пояснить и всё станет понятно. Поймите ни 2000 лет назад, ни в 8 в. до н.э. (тогда когда писался старый завет, когда люди толком и писать не умели), ни в 16 веке, ни теперь человек, пользуясь только своим мозгом просто не мог написать Библию, не мог бы выстроить такую логичную цепочку. Почему до сих пор нет никаких рациональных теорий, что Бога нет? Думаете, что запрещает церковь? Ничего подобного, их просто нет, а наоборот, с каждым днём появляется всё больше доказательств, да хоть в лице этого сайта, что есть что то такое, что мы не способны понять. Сколько проводилось исследований на подлинность той самой Туринской плащаницы, на которой изображён лик Христа, наука не может дать объяснение как оно могло там появиться! И думаете, опять запрещает церковь? О, нет друзья, люди бы с удовольствием доказывали бы уже давно на весь мир о фальсификации к примеру этой самой реликвии, но этого не происходит. Посмотрите на то, как народ разоблачает даже самые удивительные, на первый взгляд рукотворные "чудеса", а до сих пор не может доказать несуществование Христа? Наоборот, люди с развитием науки всё больше убеждаются в том, что действительно был такой человек, как Иисус. Понимаете, в Библии всё слишком логично, что бы её написал человек без помощи Бога. Посмотрите на Заповеди: до сих пор они отражают все человеческие грехи, а они ведь написаны в 15 в. до н.э. Я являюсь католиком, регулярно посещаю костёл и я очень долго думал есть ли Бог на самом деле, читал много книг, статей в пользу и против существования Бога, на сегодняшний день я уверен, что Бог есть и с каждым днём убеждаюсь в этом. Я чувствую Его помощь и поддержку. Господи, сколько было казалось бы безвыходных ситуаций, но стоило только искренне помолиться и я просто удивлялся как всё решалось. Да порой я просто сидел, обдумывая что произошло и просто не верил как так всё могло решиться, как будто один на миллиард! Так же заметьте, что все религии мира похожи: везде есть высшая сила - Бог, есть Спаситель, смысл каждой религии творить Добро, молиться Богу. Да, есть много отростков, но мне кажется, я даже уверен, что первоисточник один, да что то пересказывалось с меньшими подробностями, что то с большими, что по одному, что то по другому и мы имеем то что имеем сейчас. Я знаю, что многие читают это сморщив лицо, но просто попытайтесь понять, не зря религия живёт столько лет. Просто попытайтесь почитать несколько книг, просто откройте Библию на любой странице и попытайтесь уловить смысл каждого слова. И вы откроете для себя тот дивный и чудесный мир, который открыл для себя я! Аминь (если кто не знает это означает подтверждение своих слов)

Ахаха. Такую чушь мог написать только больной человек. По детской книжке он узнал, что евангелисты жили в 16 веке! Гениально! В христианском Вестминстерском аббатстве было назначено обсуждение евангелистов! Эпическая чушь.

Знали ли вы, что Псковские летописцы, оказывается, были альтернативщиками? И это за много веков до того, как появился ютуб! Не верится? Давайте посмотрим. Итак, 7 альтернативных взглядов на русскую историю от псковских летописцев.

Ссылка на Псковскую летопись

Ссылка на карту

Но перед этим небольшая справка. Псковские летописи, изданные в 1837 при иждивении Общества истории и древностей Российских, при Московском университете, известным русским историком, коллекционером, журналистом и публицистом Михаилом Петровичем Погодиным. Бо́льшая часть напечатанных в тогдашней орфографии древних летописей была предоставлена русским историком, археографом и управляющим Московским главным архивом Николаем Николаевичем Бантыш-Каменским.

Издатель Михаил Погодин в своей книге отметил: “Этот список написан мною слово в слово, без малейших отмен и пропусков”. В другом месте введения он пишет: “Когда жил первый псковский летописец, неизвестно”. Из предисловия становится ясно, что, по мнению церковников 19-го века, он жил в 14-ом веке, то есть события русской древности были написаны - самое раннее - в 14-ом, а самое позднее - в 15-ом веке, и велись вплоть до середины 17-го.

Псковские летописи начинаются так: “От 7-го Собора до последняго Собора, до преложения книг священных от Грек на словенский язык СВЯТЫМ КИРИЛЛОМ ФИЛОСОФОМ - лет 77… А от ПРЕЛОЖЕНИЯ КНИГ до крещения Русской земли лет 70 и лето.” Во-первых, тут речь идёт только о преложении, то есть ПЕРЕВОДЕ священных книг греков на славянский язык. О создании алфавита нет ни слова. Во-вторых, даты не совпадают с официальными.

В разных местах так называемого “первого списка” Псковских летописей даты одних и тех же событий отличаются. Эта околесица происходит потому, что датировки притянуты за уши - задним числом. О том, как это делалось, мы рассказываем в ролике “Античности не было”. И вообще: куда делся Мефодий, коллега Кирилла? И почему мы говорим “кириллица”, а не “мефодица”? Да потому что никакого Мефодия, как живого человека, не было. Вероятнее всего, Мефодий - это второе имя вышеназванного философа, данное, например, при крещении, или что-то вроде прозвища, ведь имя Мефодий означает “методичный”, “упорядоченный”, то есть это синоним прилежности.

Оказывается, Орда утверждала на Руси правителей не до пресловутой Куликовской битвы, а намного… намнооого дольше. Например, Василий 2-ой по прозвищу Тёмный долго спорил с Дмитрием Шемякой за право занять престол. Разборка была мучительной и долгой. Но историки не уточняют, что оба князя били челом великому хану, чтобы тот разобрался и остановил выбор на ком-то одном. А ведь это, на секундочку - 15-ый век, Куликовская битва давно позади. Во Псковской летописи мы читаем запись от 1431-го года: “Того же лета Князь Великий Василей Васильевич поиде в Орду ко Царю княжения ради Великого на Руской земли (то есть великий хан был царём, императором Руси), и поиде на Успенье Святыя Богородица (сейчас это 28 августа) с дары многими. А за ним поиде Князь Великий Юрий Дмитриевич в Орду ко Царю княжения ради великого, а поиде на Воздвиженье Честнаго Креста (то есть через месяц) з дары многими”.

Оба князя, и оба Великих, и оба со взятками для царя, то есть императора. Кто больше даст. Наступил июнь-июль 1432-го. И что же мы видим? Оба князя возвращаются из Орды, не получив добро на княжение. В нашем ролике о книге австрийского посла Сигизмунда Герберштейна мы рассказывали, что согласно этому источнику фактически ни Куликовская битва, ни стояние на Угре не лишили татар прямого политического влияния на жизнь Русского государства, и ещё в первой половине 16-ого века политический центр Руси находился в Орде.

А продолжительность московского пути в 12 месяцев подсказывает нам, что великие князья ехали до своего Царя несколько тысяч километров. Вот вам для сравнения схематичная карта под названием “Путь Московии в Катай”, составленная англичанами в 1598 году (издана в 1677-ом). На ней подробно описан маршрут, который отмечен словами: “Москвичи обычно трудятся 9 месяцев в пути из Катая”. Неужели, именно по этой дороге ехали великие московские князья в регион Катай, а точнее, в город Ханбалык, ко двору великого хана?

Во Псковских летописях можно найти важное сообщение о том, что в 1625 году, при первых Романовых, имело место крупнейшее наводнение от Западной и Восточной Европы до Греции.

По данным историка А. И. Копанева, а также экономиста и демографа Б. Ц. Урланиса, население России в середине XVI в. составляло примерно 9–10 млн человек, к концу столетия – 11–12 млн. Около 90% из них были крестьяне.

Среди типов поселений, в которых жили крестьяне, можно выделить следующие:

а) село – 20–30 дворов, центр церковного прихода. Как правило, село было центром вотчины;

б) слобода – поселение крестьян, призванных на льготных условиях из других земель;

в) деревня – 3–5 дворов. Название происходит от слова “дерть” – целина. Деревни обычно возникали в результате перехода крестьян на новые земли;

г) починок – 1–3 двора. Термин возник от слова “почну” – начать. Это маленькое поселение на свежевозделанной земле;

д) пустоши, селища, печища – запустевшие, брошенные поселения. Они различались по степени опустошенности. Земля пустошей еще вносилась в земельные переписи как пригодная для сельскохозяйственного использования, а печище считалось совсем погибшим – от него оставались только сгоревшие остовы печей.

В центре России плотность расположения населенных пунктов была такова, что, по образному выражению современников, из одной деревни в другую можно докричаться. Расстояние между ними составляло 1–2 км. Таким образом, центр страны представлял собой пространство, покрытое лесами, обрабатываемыми полями и несколькими тысячами маленьких поселений-деревень в три – пять дворов каждая с населением от пяти до нескольких десятков человек. Чем дальше от городских центров, тем больше преобладали леса и угодья, а количество поселений и обрабатываемых земель уменьшалось.

В течение первой половины XVI в., как показано А. Л. Шапиро, растет число сел, деревень и починков. Во второй половине столетия количественный рост замедляется, зато начинают увеличиваться размеры существующих сельских поселений, возрастает их дворность, т.е. количество дворов в каждом поселении. Укрупнение поселений способствовало складыванию больших пахотных массивов, изживанию дробности землепользования.

В XVI в. сельское население социально неоднородно. Наиболее благополучным было лично свободное черносошное (государственное) крестьянство, несшее государево тягло, но при этом избавленное от дополнительных владельческих повинностей.

Владельческие крестьяне (светских и церковных землевладельцев) имели значительное социальное расслоение. На вершине социальной пирамиды были крестьяне-старожильцы – прочно стоявшие на ногах сельчане, много лет живущие и работающие у одного и того же землевладельца.

Пришлые крестьяне – новоприходцы – на новом месте из-за своего безземелья арендовали землю. При этом они получали от землевладельца временные налоговые льготы при условии выполнения для господина некоторых работ. Обычно новоприходцев отправляли поднимать целину, возрождать заброшенные деревни. Через несколько лет, когда заканчивался льготный период, новоприходцы вливались в основную массу крестьянства и становились старожильцами. Либо, если не выполняли оговоренных условий, должны были платить хозяину неустойку – так называемый заряд.

Крестьян, не имевших земли и арендовавших ее у землевладельца за половину урожая, называли половниками. Однако в силу чрезмерных масштабов эксплуатации половничество не имело в XVI в. значительного распространения. Преимущественно в монастырских хозяйствах выделяется особая группа наемных работников – так называемых детенышей, формируемая из свободных “гулящих” людей, “казаков”. Они происходили из безземельной и не владевшей имуществом маргинальной бедноты.

Своеобразной формой ухода от чрезмерной эксплуатации был переход крестьянина в бобыльство или в холопство. Бобылями называли бедных крестьян, которые выходили из тягла (из-за неспособности его выплачивать) и начинали “жить за господином” на его земле, выполняя работы на землевладельца. Бобыли могли быть пашенными (выполняли барщину) и непашенными (работали в хозяйстве помещика). Они были лично свободными, их зависимость наступала по договору (“ряду”) и имела экономическое происхождение.

Совершенно разорившийся крестьянин, запутавшийся в долгах, мог продать или заложить себя в холопство – полную личную, рабскую зависимость от господина. Самопродажа в холопы увеличивалась в голодные и неурожайные годы: человек терял свободу, но сохранял жизнь, потому что хозяин был обязан его содержать. Кроме того, налогов и долгов холоп мог больше не платить. В голодные годы неурожая, самопродажа в холопы приобретала угрожающие масштабы.

Основной сферой деятельности крестьянства было сельское хозяйство, прежде всего – земледелие. Русские крестьяне сеяли в XVI в. около 30 разных видов растений (рожь, пшеницу, ячмень, овес, гречиху, просо и т.д.). Наиболее распространенной являлась комбинация из ржи (озимые) и овса (яровые). В XVI в. среди посевов увеличивается доля технических культур, прежде всего льна, конопли, хмеля.

Развивается огородничество, некоторые районы начинают специализироваться именно на поставках огородных овощей (например, в округе Ростова Великого массово выращивался лук). Наибольшее распространение имели репа, капуста, морковь, свекла, огурцы, лук, чеснок. Постепенно распространялись фруктовые сады, в которых сажали яблони, сливы, вишни, в южных районах – дыни и арбузы.

Урожайность колебалась в зависимости от района, плодородия почвы, сельскохозяйственной культуры от сам-три до сам-четыре. Эти показатели сходны со среднеевропейскими цифрами для XVI в. Примерно такой же была урожайность зерновых в Германии, Польше, других странах. Там, где начиналось развитие капиталистического производства (Нидерланды, Англия), урожайность была выше – сам-десять и более.

Из систем земледелия продолжали существовать подсека (особенно в колонизируемых лесных районах), перелог (поле засевается несколько лет подряд, затем отдыхает, потом снова распахивается и т.д.) и пашня наездом (крестьяне находят новую территорию, распахивают, потом приезжают для сбора урожая и затем забрасывают эту землю). Наиболее распространенным было трехполье, которое усовершенствовали так называемым ротационным циклом (участок делился на шесть полей, в которых и происходила последовательная смена культур).

Размеры обрабатываемой земли на крестьянский двор сильно варьировались в зависимости от местности, социально-экономической ситуации. Они могли колебаться от 2 до 20 десятин. Очевидна тенденция их уменьшения к 1570–1580-м гг. По-видимому, это было связано с демографическими последствиями опричнины и Ливонской войны. Уменьшилось количество работников, а соответственно сократились и площади земель, которые они были способны обрабатывать.

Уменьшение дохода от крестьянского хозяйства вызывало рост поборов, особенно во владельческих хозяйствах, которые усилением эксплуатации пытались компенсировать убытки в условиях кризиса 1570–1580-х гг. В результате крестьянин еще больше сокращал свою запашку, чтобы платить меньше налогов (в начале XVII в. встречаются кадастры, в которых за крестьянскими дворами записано до 0,5 десятины земли).

Какой выход искали крестьяне в случае малоземелья? В XVI в. имела место практика аренды земли “под оброк”, т.е. с обязанностью платежа специального оброка. Причем таким образом арендовались как сельскохозяйственные земли, так и угодья под выпасы, промыслы, рыболовство и т.д. Тем самым крестьянское хозяйство могло состоять как из “тяглых” земель, т.е. обложенных повинностями и переписанных государевыми писцами, так и из дополнительных “оброчных”, арендованных.

Особое распространение практика аренды за “пятый или шестой сноп” получила в последней трети столетия. Для государства она была невыгодна, поскольку получалось, что “переобложенные” повинностями наделы сокращались до минимума (соответственно падал и размер взимаемых налогов). А реальная экономическая жизнь расцветала на арендованных землях, но доход шел в карман арендатора и арендодателя. Другое дело, что в конце XVI в. у властей зачастую не было выхода: запустело большое количество вотчинных и поместных земель, и лучше было их сдавать хотя бы “под оброк”, чем допускать, чтобы они стояли пустыми. При этом в конце XVI в. были существенно подняты расценки за аренду (ранее она составляла от 12 до 30 коп. за обжу пахотной земли, а в 1597 г. была установлена цена от 40 до 60 коп.).

Почву обрабатывали сохами (одно-, двух- и трехзубыми). Пахали в основном на лошадях. В XVI в. самой распространенной становится соха с полицей, т.е. с отвальной доской, которая увлекает с собой взрыхленную землю и отваливает се в сторону. Такая соха тщательнее обрабатывала почву, уничтожала сорняки и позволяла запахивать удобрения. Плуг с железным лемехом был распространен меньше. В XVI в. получает развитие унавоживание почвы, причем “возить гной (навоз) на поля” становится одной из крестьянских повинностей.

Развивалось скотоводство. На одно крестьянское хозяйство в среднем приходилось по одной или две лошади и коровы. Кроме того, держали мелкий скот (овец, коз), домашнюю птицу. Из пород мелкого скота преобладало овцеводство, которое помимо мяса и молока обеспечивало шкурами и теплой одеждой.

Породистость скота была низкой, преобладали примитивные породы, дававшие мало молока и отличавшиеся скромным весом (по археологическим данным, средняя корова в XVI в. весила до 300 кг; сегодня средний вес породистой коровы – 500 кг, быка – 900 кг).

Не существовало деления на мясные и молочные породы. Скот держали во дворах под открытым небом или в специальных плетневых загонах, для теплоты обложенных навозом. Молодых животных, а также весь скот в холодное время года, могли держать в избах, если позволяло место. В течение XVI в. постепенно происходит переход от открытого загонного содержания скота к его переводу в специальное крытое помещение (хлев).

В хозяйстве крестьян огромную роль играли промыслы, составлявшие в совокупном доходе двора до 20%. Из них в первую очередь стоит отметить рыболовство (в том числе в специально вырытых и зарыбленных прудах), бортничество, изготовление деревянной и глиняной посуды, смолокурение, железоделание и т.д.

Крестьянское хозяйство рассматривалось как главный источник дохода для государства. Крестьянские повинности делились на государево тягло и оброк, барщину, назначаемые землевладельцами.

К тяглу относились (перечислены главнейшие повинности):

1) дань – прямые денежные платежи; сохранялась как наследие монголо-татарского ига, когда дань для татар собирала Москва. Орды давно уже не было, но сбор дани Москвой остался. В 1530–1540-6 гг. в Новгородской земле этот платеж составлял 4–5 коп. с обжи;

2) корм – сборы для кормленщиков-наместников и волостелей (до середины XVI в., затем заменены кормленым окупом в пользу государства);

3) посошная повинность – из крестьян формировалась так называемая посоха, сопровождавшая русское войско в любом походе. Это своеобразные “чернорабочие войны”, которые использовались для любой черной работы: тащили на себе орудия, строили временные укрепления, лагеря, после сражения закапывали трупы и т.д.;

4) ямская повинность – крестьяне должны были предоставлять подводы и лошадей для нужд государственного сообщения, перевозок. Со второй половины XVI в. вместо этой повинности начинают взиматься “ямские деньги”;

5) тамга – сбор пошлин с клеймения коней. Клеймо (тамга, тавро) указывало на владельца;

6) постройная повинность – участие крестьян в качестве разнорабочих в строительстве крепостей, мостов, дорог и т.д.;

7) пищальные деньги – специальный сбор для обеспечения армии огнестрельным оружием. Кроме того, со второй половины XVI в. получает распространение специальный сбор для производства пороха – “жемчужные деньги”; во второй половине XVI в. также вводится сбор полоняничных денег на выкуп пленных, в основном из Крымского ханства;

8) устройство рыбных прудов для государя.

Владельческий оброк делился на издолье (взимался зерном: отдавалось от пятой части до половины урожая на тяглых землях либо каждый четвертый или шестой сноп на оброчных землях) и посп (продуктами, например, посопный хлеб).

В XVI в. крестьяне также выполняли принудительные работы на землевладельца – барщину. Господские земли обрабатывали большей частью не крестьяне, а пашенные холопы, причем заметна тенденция перевода барщинных земель на оброк. Барщинных земель было сравнительно немного (есть данные, что они в начале XVI в. соотносились с оброчными как один к пяти).

Всего по различным повинностям крестьяне в XVI в. отдавали около 30% годового дохода. Вначале крестьяне платили “по силе”, т.е. кто сколько сможет. После составления в конце XV – XVI в. писцовых описаний земель (кадастров) они начали платить “по книгам”. Единицей налогообложения выступали земельные площади. На черносошных землях они назывались сохами, во владельческих селах – вытями. Их размер различался по регионам.

В целом налогообложение крестьянства в XVI в. было сравнительно невелико (в последующие столетия крестьяне станут отдавать гораздо больше, например, при Петре I число повинностей возрастет примерно до 40).



top