Сколько зарабатывают судебные приставы? Отзыв бывшего сотрудника. Будет ли повышение зарплаты судебным приставам? Расширение полномочий судебных приставов

Сколько зарабатывают судебные приставы? Отзыв бывшего сотрудника. Будет ли повышение зарплаты судебным приставам? Расширение полномочий судебных приставов

На протяжении последних лет Министерство юстиции проявляет активную деятельность, направленную на улучшение и позитивные изменения в сфере исполнительной власти. Не обошли стороной подобные веяния и работников Федеральной службы судебных приставов (ФССП).

Необходимость реформы назрела в связи с изменениями в реальной картине современной жизни, переменами в юридическом обосновании функций, выполняемых представителями этой службы, а также в появлении новых требований к квалификационной подготовке приставов.

Несмотря на то, что обширный ряд поправок и изменений уже был успешно внедрён за несколько последних лет, реформа только набирает обороты и, судя по последним новостям, в 2018 году этот процесс не потеряет актуальности и выйдет на новый уровень.

Правительство планирует запустить ряд нововведений для представителей ФССП, что позволит в корне преобразовать действующую систему, внедряя принципиально новые механизмы работы.

Изменения, предлагаемые реформой, направлены на многие сферы работы и функционирования Федеральной службы судебных приставов:

  • Нововведением является присвоение работникам службы статуса государственного служащего (госслужащего). Эта категория расширяет список званий и прочих квалификационных градаций, что является прекрасным стимулом к карьерному росту, к повышению требований относительно качества выполняемой работы. Кроме того, подразумеваются премии, доплаты и поощрительные выплаты. Единственным нюансом станет тот факт, что на статус госслужащего смогут претендовать только те сотрудники, которые имеют профильное высшее образование и показали высокий результат в ходе квалификационной проверки. Те, кому не удастся пройти такую проверку на высоком уровне, останутся в качестве технических помощников и не смогут рассчитывать на привилегии, предоставляемые статусом государственного служащего.
  • С начала 2018 года запланировано уменьшение количества региональных представительств ФССП. Это осуществится за счёт слияния мелких межрегиональных подразделений в более крупные структуры, что позволит количественно регулировать штат и уменьшить расходы на содержание структурных подразделений.
  • Увеличится перечень полномочий сотрудников ФССП. Так, они будут иметь право лишать граждан водительского удостоверения без дополнительных судовых документов. Такую меру можно будет применять для должников, имеющих задолженность свыше 10 тыс. руб. Для того, чтобы ограничить использование водительских прав, сотруднику достаточно будет поставить в известность должника и отправить в инспекцию по транспорту соответствующее направление, на основании чего действие водительских прав будет приостановлено. Начиная с 2018 года эта мера будет дополнительно расширена: работник ФССП сможет накладывать запрет на экзамены для определённого лица в ГИБДД, а также приостанавливать регистрацию его транспортного средства или номерных знаков.

  • На приставов возлагается контроль за функционированием коллекторских агентств. Для внедрения этого механизма будут разработаны нормативные документы по урегулированию контроля и регистрации коллекторских бюро и прочих подобных организаций. Для выполнения этой функции ФССП должно набрать сотрудников, курирующих вопросы взаимодействия с коллекторами, что требует добавочного финансирования. Кроме набора новых работников, в связи с этой мерой необходимо будет оборудование новых рабочих мест, приобретение компьютерной техники. На эти меры в течение 2018 и 2019 года планируется выделить по 10 миллионов рублей из госбюджета.

Сокращение ФССП

В первую очередь пристальному вниманию будет подвержена квалификация работников этой службы. Планируется проведение полномасштабной многоуровневой проверки, которую пройдут повсеместно все сотрудники Федеральной службы судебных приставов. Такая практика вводится, начиная с 2017 года, но требования к ней в 2018 году только усугубятся.

Одним из ключевых моментов, на который будет обращаться внимание во время квалификационной проверки, является наличие высшего профильного образования (юридического или экономического).

Те, кто не соответствует этим критериям, будут переведены на более низкие должности, а для некоторых встанет вопрос об увольнении. Сокращение численности может происходить неравномерно в разных регионах страны. Поскольку предварительные данные показывают, что только по уровню образования около 25% работников ФССП не соответствуют поставленным требованиям, ожидается значительное сокращение численности людей, задействованных в работе этой системы.

Несмотря на сокращение численности, ожидается сохранение общей эффективности службы, поскольку самые подготовленные и квалифицированные кадры, которые на данный момент выполняют большую часть работы, останутся на своих прежних местах, а увольнение коснётся наименее эффективных кадров.

Изменения в структуре ведомства

В ходе реформы правительством принята инициатива по изменению структуры ФССП. Это произойдёт за счёт разделения обязанностей приставов и их классификации по определённым видам функций.

Решено выделить три основные подкатегории приставов:

  • Работники судебных инстанций. Эти специалисты обеспечивают установленный порядок действия судов (арбитражных, общей юрисдикции и пр.).
  • Дознаватели. Специалисты, проводящие дознание по факту преступления или уголовного дела. Их функция охватывает также следственные и процессуальные действия и направлена на предотвращение процессуальных ошибок в ходе дознаний.
  • Исполнители. Специализируется на принудительном исполнении постановлений, судебных актов и других законно принятых решений в отношении должника.

Такое разграничение по специализациям приведёт в более квалифицированному выполнению своих обязанностей с высоким уровнем профессионализма.

Повышение окладов и выплат

Поскольку профессия пристава на протяжении последних лет не считалась престижной, в ходе реформы будет изменён подход к формированию окладов работников этой службы.

В течение 2018 года запланировано повышение окладов минимум на 50% от имеющегося уровня. По некоторым данным, правительство намерено не ограничиваться этой цифрой, а довести повышение зарплат до 100% за 2018 – 2019 год. Кроме того, поощрительной мерой станет премиальная система и льготы, предусмотренные как для сотрудников, так и для членов их семей.

Судя по последним новостям о реформе, планируется расширение соцпакета в виде санаторно-курортного лечения и особого вида страхования жизни и здоровья приставов. Помимо этого, статус госслужащих определит другой принцип формирования пенсионных выплат, выгодно отличающийся от нынешнего.

Предположительно все эти меры должны повысить статусность профессии, привлечь в ряды службы большое количество молодых специалистов, желающих сделать карьеру в составе ФССП. Наличие конкурса на места сделает возможным выбирать среди претендентов наилучший вариант, что позволит повысить общий уровень сотрудников Федеральной службы судовых приставов.

Недостатки и слабые места реформы

Несмотря на позитивную направленность реформы, некоторые эксперты и компетентные должностные лица выделяют ряд моментов, способных снизить эффективность внедряемых мер.

  • Анонсируемое сокращение штата приведёт к повышению нагрузки на каждого служащего. Это может инициировать кризис кадрового вопроса и спровоцировать увеличение текучки, а также общее уменьшение срока службы в ФССП одним специалистом, что неизменно скажется на качестве выполняемых функций.
  • Под вопросом остаётся момент финансирования реформы. На данное время остаются не урегулированы финансовые и экономические механизмы, которые позволят внедрить все запланированные изменения. Суммы, необходимой для полномерного повышения зарплат (10 миллионов рублей в месяц), в бюджете не предусмотрено, поэтому скептики выражают опасение, что повышение окладов ограничится индексацией на 5-6%.
  • Предлагаемый вариант с увеличением премий из средств, взысканных с должников, может спровоцировать превышение полномочий и неправомерную жёсткость в работе приставов, что резко негативно отразится на качестве выполняемых функций и авторитете служащих.
  • Повышение требований к квалификации работников ФССП может сыграть роль стартового механизма для массовых увольнений нынешних опытных кадров, что способно стать большой проблемой в том случае, если анонсированное повышение зарплат не состоится. Это может привести к замедлению темпа работ структур всех уровней, к росту нагрузки на одного сотрудника и, как следствие, к росту увольнений.
  • Схема выборочного премирования может спровоцировать рост коррупции в рядах ФССП, как это неоднократно наблюдалось при подобных мерах в других структурах.

Несмотря на все возможные минусы, совершенно очевидно, что время для реформы ФССП настало, поскольку прежние механизмы работы и структурной организации потеряли свою актуальность и становятся всё менее эффективными.

Большинство законопроектов и решений, связанных с реформой, назначены на 2018 год, после чего станут понятны масштабы нововведений.

Результаты не проявятся сразу после внедрения новых схем работы, однако за несколько лет общая картина станет ясна. Недочёты будут корректироваться и устраняться уже по первым результатам применения реформаторских действий.

Видео: как на самом деле работают судебные приставы

С октября 2019 года судебным приставам, как и всем федеральным служащим, повысят оклады на 4,3%. После индексации приставы-исполнители будут зарабатывать 16 000–21 000 руб. Это только первый этап программы по совершенствованию системы материального стимулирования, в результате которой должна вырасти не только гарантированная часть денежного содержания сотрудников ФССП, но и выплаты за эффективность работы.

Будет ли повышение зарплаты судебных приставов в 2019 году

Судебные приставы, как представители исполнительной власти, выполняют нужную, но психологически сложную деятельность. Работа по розыску злостных должников, удержанию долгов по просроченным кредитам, прочим материальным и финансовым обязательствам, надзор за исполнением судебных актов, решений уполномоченных должностных лиц и органов, обеспечение деятельности судов – это только часть обязанностей, которые выполняются сотрудниками ФССП.

Из-за специфики деятельности работникам этой сферы приходится сталкиваться не только с бюрократическими преградами, огромной загруженностью и переработками, но и негативным отношением должников и взыскателей. Но самая большая проблема структуры – это недофинансирование. Именно низкие зарплаты – основная причина текучки в ФССП.

О необходимости повышения престижа государственной гражданской службы президент говорил еще в 2016 г., когда был подписан указ об «Основных направлениях развития государственной гражданской службы на 2016–2018 гг.». Но пожелания так и остались на бумаге. В процессе реформирования структуры ФССП проводилось сокращение штата, укрупнение отделов, вводились новые должности и обязанности, но заработки сотрудников так и остались на прежнем уровне.

После анонсирования в сентябре 2019 г. увеличения ассигнований на «материальную мотивацию» чиновников в 2019–2020 гг. появилась надежда на изменения и в области оплаты труда судебных приставов. Опасения, что новость – это вновь «пустые» обещания, напрасны. Соответствующие суммы уже заложены в проект федерального бюджета на 2019 г., согласно которому на стимулирование труда госслужащих будет выделено в плановом периоде 138,6 млрд руб. В дальнейшем размер ассигнований будет увеличен до 208,9 млрд руб. в 2020 г.

До конца 2018 г. будут подготовлены мероприятия и изменения в законодательстве, согласно которым вырастет не только гарантированная часть денежного содержания служащих ФССП, но и стимулирующие выплаты. Конкретные меры по улучшению системы материального стимулирования будут озвучены Минтрудом после окончательной «проработки вопроса».

На сколько повысят зарплату

Судебных приставов младшего и среднего звена нельзя назвать высокооплачиваемыми работниками. Их заработки существенно отличаются от оплаты труда высшего руководства.

Поэтому цель реформы – не просто повышение зарплаты судебным приставам в 2019 г. по принципу общей индексации, а доведение доходов всех служащих до приемлемого уровня за счет введения новых или повышения стимулирующих выплат, начисляемых за эффективную работу.

Однако по состоянию на начало ноября 2018 г., схемы начисления новых доплат не известны. Доподлинно известно, что в бюджет следующего года заложен рост окладов всех госслужащих, в том числе и работников ФССП, независимо от ранга и занимаемой должности.

Законом предусмотрен рост обязательной части денежного содержания на 4,3%. Информация о прочих надбавках будет озвучена после утверждения новых законодательных актов, регулирующих правила выплаты заработной платы чиновникам.

В дальнейшем оклады будут также планомерно расти на 3,8% в 2020 г. и 4% в 2021 г.

Сроки повышения

На протяжении 4 лет с 2014 г. оклады судебных приставов не индексировались. Потому после январского повышения зарплат в 2018 г. начали распространяться новости о переносе сроков индексации на январь на постоянной основе.


Однако перерасчет окладов в январе 2018 г. – это была «разовая акция», инициированная президентом страны в преддверии выборов. В дальнейшем сроки повышения денежного содержания работников ФССП будут снова сдвинуты на октябрь, о чем сообщается в приложении к проекту федерального бюджета.

То есть, судебные приставы на протяжении первых 3 кварталов 2019 г. будут получать зарплату в прежнем размере. И только с октября оклады насчитают с учетом 4,3%-го роста. Такая схема индексации сохранится и в последующие 2 года.

Какая будет зарплата судебных приставов

Чтобы понять, как изменятся заработки в структуре ФССП, необходимо разобраться, на какую часть денежного содержания распространяется индексация.

Базой для расчета зарплат судебных приставов являются оклады:

  • за занимаемую должность;
  • за присвоенный классный чин.

Именно эти значения будут увеличены в 1,043 раза. Кроме этого, повысятся и выплаты, привязанные к окладам:

  • ежемесячное денежное поощрение, приравненное к 1 должностному окладу;
  • ежемесячная надбавка за особые условия гражданской службы, которая исчисляется в процентном выражении к окладу за должность и составляет 120–150% для первых руководителей в аппарате управления, 90–120% для руководящего состава, 60–90% для среднего звена и менее 60% для обеспечивающих специалистов младшего звена.

Что касается дополнительных выплат, премий по результатам работы, прочих стимулирующим платежей, повышение затронет только те прибавки, которые прямо или косвенно зависят от размера оклада.

Таблица 1. Рост окладов за занимаемую должность судебных приставов в 2019 г.

Должность Оклад
2018 г., руб. С октября 2019 г., руб.
Межрегионального уровня Местного уровня В городах федерального значения Межрегионального уровня Местного уровня
Аппарат управления
Руководитель территориального органа ФССП – главный судебный пристав субъекта 8 603 7 869 7 169 8 973 8 207 7 477
Заместитель руководителя территориального органа ФССП – заместитель главного судебного пристава субъекта 7 765 7 258 6 471 8 099 7 570 6 748
Помощник руководителя территориального органа 5 597 5 073 5 838 5 291
Начальник отдела 6 295 5 597 6 566 5 838
5 947 5 246 6 203 5 472
Главный специалист-эксперт 4 723 4 926
Консультант 5 421 5 654
Судебный пристав 4 723 4 926
Ведущий специалист-эксперт 4 374 4 562
Специалист-эксперт 4 023 4 196
Старший специалист 1 разряд 4 023 4 196
2 разряд 3 848 4 013
3 разряд 3 675 3 833
Специалист 1 разряд 3 324 3 467
2 разряд 2 976 3 104
3 разряд 2 625 2 738
Структурные подразделения
Начальник отдела –
старший судебный пристав
5 654
Начальник отдела
Старший судебный пристав 5 472
Заместитель старшего судебного пристава
Заместитель начальника отдела
Главный специалист-эксперт
Судебный пристав-исполнитель
Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов
Ведущий специалист-эксперт 4 562
Специалист-эксперт 4 023 4 192
Старший специалист 2 разряд 3 848 4 013
3 разряд 3 833
Специалист 1 разряд 3 324 3 467
2 разряд 2 976 3 104
3 разряд 2 625 2 738

Второй оклад выплачивается за присвоенный классный чин юстиции или классный чин гражданской службы, который также подлежит перерасчету.

Таблица 2. Рост окладов за классный чин приставов

Классный чин Размер оклада, руб.
2018 г. С октября 2019 г.
1 класс 2 класс 3 класс 1 класс 2 класс 3 класс
Присвоенные классные чины гражданской службы
Действительный государственный советник 3 237 3 062 2 886 3 376 3 194 3 010
Государственный советник 2 625 2 450 2 277 2 738 2 555 2 375
Советник государственной гражданской службы 2 012 1 839 1 663 2 099 1 918 1 735
Референт государственной гражданской службы 1 576 1 314 1 227 1 644 1 371 1 280
Секретарь государственной гражданской службы 1052 965 790 1 097 1 006 824
Присвоенные классные чины юстиции
Действительный государственный советник юстиции 3 237 3 062 2 886 3376 3 194 3 010
Государственный советник юстиции 2 625 2 450 2 277 2 738 2 555 2 375
Советник юстиции 2 012 1 839 1 663 2 099 1 918 1 735
Юрист 1 576 1 314 1 227 1 644 1 371 1 280

Судебные приставы - должностные лица, в ведении которых находятся принудительное исполнение постановлений и обеспечение установленного порядка проведения заседаний. Их деятельность регулируется федеральным законом № 118, который был принят еще в 1997 г. По мнению многих чиновников, в том числе руководства самого ФССП, он давно нуждается в изменении.

О новых разработанных законопроектах, призванных коренным образом поменять положение судебных приставов и сменить действующий ФЗ № 118, Минюст рапортует ежегодно, начиная с 2007 г. Текст документов, как и результат, не меняется. Так будет или нет проведена реформа ФССП в 2016–2019 гг.?

ФЗ № 118 о судебных приставах

Федеральный закон № 118 от 21.07.1997 содержит положения:

  • о территориальной и кадровой структуре ФССП;
  • о требованиях к кандидатам в приставы и процедуре занятия должности;
  • о полномочиях руководящих должностных лиц ФССП;
  • о правах, обязанностях, задачах приставов разных категорий;
  • о социальном, финансовом и материальном обеспечении работы ФССП.

Помимо закона, деятельность судебных приставов регулирует ФЗ № 229 от 02.10.2007. Он содержит процедуры исполнительского производства, сроки, порядок ареста и реализации имущества и т. д. Общие положения о Федеральной службе, ее задачах, территориальной и кадровой структуре описаны в Указе Президента № 1316 от 13.10.2004 г.

Основной ФЗ № 118 был принят еще в 1997 г. Последняя редакция относится к июню 2019 г. Все планы по поводу замены этого ФЗ более новым, который кардинальным образом изменит статус ведомства с гражданского на правоохранительный, а также введет новую систему мотивации, остались на уровне разговоров. В феврале 2019 г. была принята последняя на сегодняшний момент попытка внести на рассмотрение Госдумы, законопроект «О ФССП». Далее обсуждения на одном заседании Правительства он не прошел. Таким образом, в конце 2019 г. действующей остается редакция ФЗ № 118 от 03.07.2016 г.

Федеральный закон критикуется с 2007 г. Существующая система позволяет добиваться исполнения только 50 % постановлений о взыскании, из них половина - это внесудебные решения. Причина невыполнения планов - плохая мотивация приставов, большая текучка кадров на фоне постоянного увеличения нагрузки. Каким образом государство планирует исправить это положение?

ФССП сегодня

ФССП - подведомственная Минюсту РФ государственная гражданская структура. Возглавляется директором. В каждом субъекте РФ (Архангельская область и Ненецкий АО «объединены» в один) действует территориальный орган (аппарат управления), который контролирует работу подразделений на местах.

ФССП выполняет следующие задачи:

  • обеспечивает деятельность судов (доставляет ответчиков, охраняет залы заседаний, арбитров, свидетелей и присяжных, помогает в розыске и дознании и т. д.);
  • принудительно приводит в исполнение судебные и иные акты (взыскивает долги по налогам, алиментам, штрафам, возмещениям);
  • исполняет в пределах своей компетенции решения судов по уголовным делам.

Сотрудники Федеральной службы имеют право входить в помещения, в том числе жилые (а при необходимости и вскрывать их), проверять документы у подозреваемых, проводить личный досмотр. Приставы-исполнители вправе также запрашивать и получать сведения о должнике от работодателя, задерживать и арестовывать имущество, оценивать, учитывать и реализовывать его. При розыске гражданина информация о нем ищется через другие госведомства (налоговую, миграционную службу) и по иным каналам, в том числе с помощью социальных сетей и родственников.

Все требования ФССП должны беспрекословно выполняться; в противном случае уклонистам грозит административная ответственность. Если действия приставов кажутся гражданину или организации незаконными, они вправе оспорить их у вышестоящих сотрудников службы или в суде.

В приставы берут граждан России от 21 года, обладающих достаточной квалификацией, личными и деловыми качествами, физическим и психологическим здоровьем. Перед приемом на работу кандидаты проходят тестирование на предмет алкогольной и наркотической зависимости. Каждый судебный пристав, вступивший в ряды ФССП, приносит присягу верности.

Сотрудники ФССП - должностные лица на гражданской службе. В соответствии с этим, они получают классные чины (юрист или советник юстиции, если требование к должности - высшее юридической образование, которое скоро станет обязательным для исполнителей).

Приставы, обеспечивающие функционирование судов, после прохождения специальной подготовки вправе носить оружие на службе. Исполнители, если необходима защита при изъятии вещей, привлекают к работе сотрудников МВД.

Необходимость перемен

Изменения, которые планирует провести Министерство юстиции, касаются разных сторон деятельности ФССП:

  • кадрового состава;
  • вознаграждения за работу;
  • расширения полномочий судебных приставов;
  • перевода ФССП с гражданской структуры в правоохранительную.

Все эти реформы описаны в законопроекте, который Минюст уже несколько лет пытается провести через Госдуму. Так, сейчас зарплата и соцпакет рядовых работников Федеральной службы сравнимы с тем, что получает за свою работу охранник в супермаркете (15–20 тыс. руб. оклада в зависимости от региона), при этом нагрузка на приставов возрастает из-за текучки кадров и увеличения количества исполнительных дел. После изменений сотрудникам ведомства будут даны дополнительные отпуска и надбавки к зарплате за выслугу лет (от 10 % к окладу), за допуск к гостайне (до 65 %), за выполнение плана (до 100 %).

Процент от взысканного пойдет также на формирование Фонда развития ФССП. Средства из него будут идти на социальные льготы приставов: расширенную медстраховку, санаторно-курортное лечение, образование.

Законопроект предусматривает обязательное требование к кандидатам в ФССП - диплом юриста или экономиста. Сотрудники, которые не имеют высшего образования, будут уволены или переведены на низшие должности помощников (секретарей). Кроме того, всех соискателей планируют проверять на детекторе лжи. Уклонистам от армии по неуважительным причинам в приставы хода не будет.

Планируется также изменить статус службы с гражданской на правоохранительную с введением новых званий и разрешением использовать оружие и физическое давление гораздо чаще, чем сейчас. Прежде всего это касается приставов, которые обеспечивают функционирование судов.

Согласно законопроекту, планируется ввести новую должность - пристав-дознаватель. В его компетенции будет проведение досудебного расследования по делам, отнесенным УПК РФ к преступлениям малой или средней тяжести.

Законопроект предусматривает изменение механизма исполнения постановлений. Например, предлагается забирать имущество лиц, которые аффилированы с должником (то есть взаимосвязаны: супруг, дети, родители), понижать социальный статус уклониста и привлекать к поиску и взысканию негосударственные организации. Речь идет не о коллекторах, а о частных детективах и адвокатах (аналог «охотников за головами» в США).

Часть из этих планов была принята в 2019 г. (требование высшего образование для судебных приставов-исполнителей), часть - предположительно будет в 2019 и 2019 гг.

Реформирование ФССП: перспективы

О необходимости преобразования ФССП, как и других государственных гражданских служб, говорится и в Указе Президента РФ от 11.08.2016 г. № 403. В качестве основных направлений реформирования в документе установлены:

  • повышение зарплаты и престижа госслужбы;
  • упрощение исполнительской деятельности за счет введения электронного документооборота, что позволит приставам проделывать большую часть работы, не выходя из кабинета;
  • совершенствование процедур набора персонала, повышения его квалификации и профессионального роста.

На проведение мероприятий дается срок до 2019 г.

Крупномасштабные перемены, по самым скромным подсчетам, обойдутся государству в 9,5 млрд руб. Началу реформ мешает недостаточность бюджета. Минфин пока не готов платить за такие реорганизации, поэтому законопроект второй год не переходит из Правительства на обсуждение в Госдуму.

Перевод службы в разряд правоохранительных структур повлечет расширение ее полномочий на оперативно-розыскную деятельность, доставление подсудимых, применение физической силы и оружия (в настоящее время для осуществления таких методов воздействия судебные приставы-исполнители вызывают сотрудников полиции). У Министерства юстиции появится своя силовая структура.

Это неизбежно повлечет за собой необходимость расширения штата. Но в 2019 г., когда вступит в силу закон об обязательном образовании для приставов, каждый четвертый сотрудник ФССП покинет службу как несоответствующий требованиям. Таким образом, в ходе проведения реформ неизбежно случится кадровый кризис, выраженный в уменьшении количества специалистов при увеличении нагрузки на них.

Частично рост зарплаты предполагается обеспечивать процентами от исполнительского сбора. Половина этой суммы будет идти на премии особо отличившихся приставов. Это улучшит условия труда работников ФССП, замедлит текучку кадров. По оценкам, зарплата сотрудников вырастет в 2,6–3 раза. Законопроект, как и остальные, не прошел дальше обсуждения в Правительстве, и на рассмотрение в Госдуму даже не вносился. Некоторые боятся, что зависящая от размера взысканного система мотивации превратит судебных приставов в новых коллекторов, которые «выбивают» долги не всегда правовыми методами.

Планы, которые ранее рассчитывали привести в жизнь к началу 2019 г., продлены до 2020 г. Сейчас реформирование Федеральной службы входит в госпрограмму «Юстиция». Она предполагает, кроме прочего, улучшение социальных и материальных гарантий для приставов хотя бы до уровня МВД, ФСБ и других правоохранительных структур. Поэтапные финансирование и реализация имеют гораздо больший шанс на успех, чем резкое и кардинальное изменение существующего ФЗ № 118.

Нововведения 2019 г.

В 2019 г. была реорганизована территориальная структура ФССП. Так как в некоторых подразделениях службы осталось менее 300 человек, финансирование руководящих отделов в отдельных районах и городах признано нерациональным. Теперь местные отделения в субъекте РФ действуют под началом единого регионального аппарата управления, расположенного в административном центре. Соответственные изменения в ФЗ № 118 были приняты 30 декабря 2015 г.

В феврале 2019 г. начала действовать норма, по которой пристав может ограничить должника в специальном праве, в том числе в праве управлять машиной. Это не означает изъятие водительского удостоверения, лишь приостановление его действия. Такую меру не применяют к тем, для кого авто - единственный источник существования или обеспечения жизнедеятельности его и его семьи, инвалидам и гражданам, чей долг не превышает 10 тыс. руб. О возможном ограничении должник узнает из заказного письма-уведомления. Однако вручать копию постановления положено лично, под подпись или в присутствии двух понятых. Наказание за езду в этот временного отстранения - арест или реальное лишение прав на срок до года.

В работу приставов-исполнителей был внедрен электронный документооборот. Граждане, должники и взыскатели, смогут подавать заявления через личный кабинет, а также следить за исполнением постановлений. Онлайн-сервис на сайте ФССН интегрирован с порталом госуслуг.

Исполнительное производство по делам теперь требует гораздо меньше времени: раньше оно тратилось на коммуникации между ведомствами (пересылку писем) и заполнение бумаг (ходатайств, жалоб, отводов) вручную. Кроме того, уменьшились служебные расходы (в 2015 г. только на почтовые марки было потрачено 1,25 млн руб. В 2019 г. эта цифра, по подсчетам, сократится вдвое). Большую часть работы приставы-исполнители делают, не выходя из кабинета. Соответствующие поправки об электронном документообороте вносились в ФЗ № 118 с 2014 г., но только два года спустя работа над созданием единого информационного пространства между Федеральной службой и судами была завершена.

Планы на 2017–2019 гг.

В 2019 г. будут приняты поправки к ФЗ № 118 об обязанности судебных приставов вести реестр коллекторских агентств и о надзоре за их деятельностью. В ведомстве планируется создать новое структурное подразделение - управление по контролю. Из «выбивателей» долгов на законных основаниях продолжат работу лишь те, кто занимался этим раньше профессионально и «непринудительно». По оценкам, из более чем полумиллиона таких организаций останется лишь 10 тысяч. На практике это означает, что между выкупом долга у банков и МФО до суда над должником будет проходить гораздо меньше времени, чем сейчас, однако, действия коллекторов будут контролироваться и оставаться в рамках закона.

Реформы обойдутся ведомству в 1,6 млрд руб., в том числе на зарплаты новым работникам. Планируется увеличить штат Федеральной службы на 1 тыс. человек. Поправки в закон о судебных приставах, скорее всего, будут приняты в январе 2019 г.

Требование о высшем юридическом или экономическом образовании для кандидатов в приставы-исполнители, которое было введено в ст. 3 ФЗ № 118 еще в 2014 г., приостановлено до 2019 г. Связано это с тем, что такая перемена повлечет за собой кадровые перестановки и увольнения, чего в настоящее время ФССП себе позволить не может. На фоне ограничения бюджета и увеличения трат на надзор за коллекторами неизвестно, будет ли реформирована система вознаграждения сотрудников в ближайшие два года.

Необходимость перемен в Федеральной службе понимают его руководители и на себе ощущают рядовые приставы. Однако, из-за дефицита средств радикальных изменений ни в 2019 г., ни в следующем году не произойдет. По мнению экспертов, реальное улучшение может дать только реализация программы «Юстиция», которая предполагает плавные и поэтапные реформы вплоть до 2020 г.

Вопрос, будет ли повышена зарплата приставам в 2017 году? Ответ может быть только утвердительным. Ожидается значительное сокращение численности работников этой системы, значит, все обязанности сокращенных перейдут к оставшимся работникам, и какой – то процент повышения уровня зарплаты просто неизбежен.

В чем суть работы приставов? Исполнение решений судов, розыск недобросовестных граждан, уклоняющихся от уплаты налогов, алиментов, работа на предприятиях, имеющих привычку по-своему толковать некоторые законодательные акты, и многое другое,- все это и есть работа приставов. Они принимают участие в рассмотрении спорных вопросов, осуществляют розыск граждан, уклоняющихся от ответственности, решения по которым приняты судом.

Служба приставов – специализированное подразделение, работа в котором требует специальных навыков: владение оружием, навыками рукопашного боя и так далее.

Вознаграждение за труд и труд весьма специфический в размере от 20000 до 30000 рублей мало кого может обрадовать, никоим образом не возместит моральный и физический ущерб, получаемый ими ежедневно.Заработная плата для приставов должна быть повышена повсеместно по всем регионам России. Поговорить о повышении заработной платы, конечно, можно, но всё же необходимо изучить новый законодательный акт. Акт об изменениях в структуре судебных приставов был утвержден правительством России еще год назад.

Этой структуре был присвоен статус «особой категории». Все пристава поделены на группы, каждая из которых получила свои должностные обязанности. Повышены и квалификационные требования: все пристава должны иметь образование не ниже институтского.

Конечно, значительное число приставов будет уволено, другим предоставят работу помощников приставов с обязательным условием повышения своего уровня образования.

Изменения неизбежны

Все эти изменения приведут неизбежно к изменению оплаты труда приставов. Так повысят ли зарплату судебным приставам в 2017 году? Вопрос обязательно решится положительно. Помощникам приставов надеяться на большую зарплату, пожалуй, не стоит.

Особо положительным моментом можно считать то, что каждый работник этой нужной людям службы теперь имеет реальную возможность осуществить карьерный рост. Как бы грустно не было, но отметить нужно: более 30% работников службы приставов будет уволена.

Свежие новости о том, что произойдет увеличение заработной платы приставам. Предполагаются выплаты стимулирующего плана от 50% до 100% работникам, имеющим отличные показатели в работе.

Чтобы ориентироваться в своей зарплате, принципах ее начисления, работник должен хорошо знать критерии, из которых исходит начисление зарплаты каждому реальному работнику. Критерии должны быть едиными по всей системе и обязательными для всех, от кого зависит начисление зарплаты.

При начислении заработной платы приставам будет учитываться уровень знаний, и для того, чтобы определить этот уровень, будет работать специальная аттестационная комиссия. Проводимое регулярно тестирование будет способствовать качественному улучшению работы приставов. Конечно же, этот подход будет эффективным стимулятором к повышению образовательного уровня, качества работы. Повышение планируется.

Повышение зарплаты планируется

Однозначно: будет сокращение приставов в 2017 году, и довольно значительное. Сокращение произойдет по нескольким направлениям:

  • По образовательному уровню. Это, пожалуй, главный критерий;
  • По эффективности работы сотрудника;
  • По структурным перестройкам сокращения коснутся 30% работников.

Повышение зарплаты Министерством финансов планируется. Как было упомянуто выше, повышение зарплаты будет зависеть от нагрузки работника. Больше нагружают разными обязанностями – больше платят. Уменьшается его заработная плата или увеличивается только через это. Надбавки ожидаются приличные – от 50% до 100%. Повышение носит плановый характер и составит не менее 30%.

Мнение экспертов однозначно: повышение зарплаты обязательно состоится. Единственный недостаток их позиции в том, Что нет совпадения во мнении с Министерством финансов. У министерских работников намного больше оптимизма. Эксперты считают, что даже оптимизация не позволит наполнить бюджет необходимыми средствами.

В 2017 году должно произойти то, о чем мечтали давно: индексация окладов приставов на 2017 год.

В 2017 году может решиться положительно о начислениях процентов на суммы, которые, благодаря усилиям приставов, были взысканы с населения по исполнительным листам. Вопрос ожидает обсуждения в правительстве, и, может быть, обретет правовую окраску.

Если бы случилось так, что решением Государственной Думы был бы изменен статус службы приставов, и они были бы приравнены к правоохранительным органам, картина стала бы совершенно иной.

Увеличение зарплаты троекратно устроило бы приставов: именно столько получает работник силового ведомства. Кроме этого, такой исход событий значительно повысил бы престижность этой новой для российской действительности профессии.

Благополучным положение с кадрами никак не назовешь. Профессия судебного пристава не привлекает молодежь, да и людей более солидного возраста тоже. Повышение зарплаты судебных приставов в 2017 году в России позволило бы окончательно и успешно закрыть тему не только заработной платы, но причиной кадровой текучки, причиной которой является низкая зарплата.

Положителен факт признания положения с заработной платой судебных приставов несправедливой, о чем напрямую говорят и в Министерстве финансов РФ. Именно положение с заработной платой не привлекает в систему талантливых высокообразованных людей.

Повышение зарплаты через перестройку структуры

В Государственной Думе находится проект, который будет являться знаковым и для 2017 года. Условие коренных перемен одно: этот судьбоносный проект должен обрести силу закона. Повышение зарплаты судебных приставов последние новости состоится, и должно оно быть обязательно.

Что же произойдет, если статус судебного пристава изменится:

  1. Пристава получат право применять оружие;
  2. Любые меры физического воздействия;
  3. Требования пристава обязательно для исполнения;
  4. Все решения буду применяться строго по закону;
  5. Предполагается присвоение званий офицера;
  6. Предусмотрена надбавка за выслугу лет;
  7. Дополнительный отпуск;
  8. Введение должности пристава – дознавателя.

Полномочия, как видно, ничем не отличаются от полномочий офицера полиции. К работникам службы судебных приставов будут предъявляться высокие требования:

  1. Ежегодная обязательная переаттестация;
  2. Пристава будут проверяться на полиграфе;
  3. Обязательная проверка крови на содержание алкоголя, наркотиков;
  4. Обязателен диплом юриста или экономиста.

Повышение зарплаты приставам в России – дело времени. Возможно, 2016 год станет переломным годом в жизни судебных приставов, да и судебной системы вообще. Мы являемся новой свидетелями создания новой структуры. В этой системе так много нового, что думать о том, что задача повышения заработной платы является первичной, было бы ошибочно. Создание новой структуры изменит неудовлетворительное материальное положение судебных приставов

Многих интересует, сколько же зарабатывают отдельно взятые чиновники. О том, сколько зарабатывают судебные приставы, трудности их работы - вы узнаете в данной статьи.
Большинство людей постоянно ругают чиновников за их равнодушие к людям, безответственность, неисполнительность. Такой «ярлык» вешают и на каждого судебного пристава. Нередко это оказывается правдой и такие термины применимы ко многим судебным приставам. Но все же многие приставы по-настоящему стараются выполнять свою работу, насколько это возможно, качественно и ответственно. Граждане не хотят вникать в те трудности, которые испытывает на себе каждый судебный пристав.

Кто может стать судебным приставом?

Работа судебного пристава – это нелегкий и психологически тяжелый труд, на который способен далеко не каждый человек. Судебным приставом-исполнителем может стать любой гражданин, достигший возраста 21 год, имеющий высшее юридическое или экономическое образование. Но удержаться на этой должности способен не каждый. На это способен только трудолюбивый, стрессоустойчивый, честный, порядочный, принципиальный, усердный, неунывающий человек, не обделенный чувством долга и чувством юмора. Именно сотрудникам, обладающим этими качествами удается годами удержаться на своей должности, а спустя десятки лет работы им вручаются ведомственные награды за многолетний добросовестный труд.

В чем трудность работы судебного пристава?

Деятельность службы судебных приставов - это ежедневный труд по восстановлению законных прав и интересов граждан, по решению социально-значимых задач: взыскание просроченной заработной платы, исполнение алиментных обязательств, пополнение бюджетов всех уровней, принудительное погашение задолженности по кредитам, налогам и сборам.

Для того, чтобы исполнить одно отдельное исполнительное производство судебному приставу приходиться произвести огромное количество операций, в том числе:

  • направить запросы в отношении должника;
  • проверить наличие у должника банковских счетов, иного имущества;
  • арестовать счета должника (составить постановление, распечатать, вложить в дело, направить);
  • проверить наличие у должника доходов (зарплаты, пенсии, пособия);
  • обратить взыскание на доходы должника (составить постановление, распечатать, вложить в дело, направить);
  • наложить запреты на совершение сделок с недвижимостью, транспортом (составить постановление, распечатать, вложить в дело, направить);
  • выйти на адрес должника для проверки имущественного положения (составить акт);
  • арестовать имущество должника (составить постановление, составить акт, акт заполнить, все распечатать, все вложить в дело, все направить);
  • оценить имущество должника (составить постановление, распечатать, вложить в дело, направить);
  • реализовать имущество должника (составить постановление, составить акт, все распечатать, все вложить в дело, все направить);
  • перечислить взысканные деньги должнику (составить постановление, распечатать, вложить в дело);
  • отменить все ранее наложенные аресты, запреты (составить постановления, распечатать, вложить в дело, направить);
  • окончить исполнительное производства (составить постановления, распечатать, вложить в дело, направить);
  • сдать исполнительное производство в архив (прошить, пронумеровать, составить опись, собрать в связку).
Все это нужно постараться успеть сделать в течение 2 месяцев с даты возбуждения исполнительного производства. И это только одно производство.

А у одного пристава на исполнении находиться от 500 до 5000 исполнительных производств одновременно(!). Только подумайте, как можно успеть качественно вести каждое из них. Ответ один – никак. Именно поэтому никто из судебных приставов не успевает качественно отработать каждое производство, и довольно часто оканчивает их без исполнения.Кроме всего этого каждый пристав два раза в неделю осуществляет прием граждан и практически ежедневно дает письменные ответы на ходатайства должников и взыскателей, ведет квитанционные книжки, принимает наличные.

Почему в службе приставов постоянная текучка кадров?

Если опросить множество покидающих свой пост судебных приставов, то они ответят, что основными причинами увольнения с работы для них являются:

  1. Недофинансирование деятельности , в т.ч.:
    - маленькая зарплата;
    - отсутствие бумаги в отделах (которую на практике каждому приставу приходиться покупать за свой счет не меньше 10 пачек в год);
    - приобретение канцтоваров и заправка картриджей в принтерах за счет сотрудников;
    - нехватка транспорта и бензина для исполнения должностных обязанностей (например в Волгоградской области для отдела, состоящего из 30 человек выделяется только одна машина, на 60 человек – две, и так далее. А бензин выделяется в недостаточных количествах);
  2. Огромная загруженность (как уже было отмечено на одного судебного пристава-исполнителя может приходиться одновременно от 500 до 5000 исполнительных производств, поэтому организовать работу так, чтобы идеально исполнить каждое из них практически невозможно. С каждым годом выносится все больше и больше судебных актов и иных документов, которые подлежат исполнению, отчего нагрузка на приставов постоянно растет);
  3. Ненормированный рабочий день (во многих отделах принято так, что пока сотрудники не сделают все заданные руководством дела с работы они не уходят, а особенно загруженные работники даже остаются на работе «с ночевкой»);
  4. Бюрократические преграды (постоянные проверки, так называемая «планочная система работы». Например, каждому приставу необходимо взыскать определенное количество исполнительского сбора и штрафов в пользу государства, ежемесячно окончить определенное количество исполнительных производств. Всё это затрудняет работу по основному направлению деятельности - исполнению судебных решений);
  5. Постоянное негативное отношение со стороны взыскателей и должников (как правило, каждый второй взыскатель считает необходимым высказать судебному приставу всю свою неудовлетворенность его работой, что неизбежно утомляет и расстраивает многих новичков, неготовых к такому давлению).

Все это и является причиной текучки кадров в службе судебных приставов. Часто бывает так, что за год работы над одним исполнительным производством меняется 3-4 судебного пристава. Это нередко вызывает удивление взыскателей, хотя по сути удивляться тут нечему.

Какова же зарплата судебных приставов?

Ежемесячная средняя зарплата судебных приставов-исполнителей по большинству регионов составляет около 14000-16000 рублей. В таких городах федерального значения как Москва и Санкт-Петербург, а также в отдельных районах (например, Северные регионы, Камчатский край и другие) эта сумма, конечно, побольше, но все же также, как и в регионах, не отвечает современным потребностям работников.
У приставов по обеспечению установленного порядка деятельности суда зарплата составляет около 16000-18000 рублей в месяц.
Таблица. Средний уровень зарплаты судебного пристава по областям РФ за 2017 год

Иногда у приставов бывают премии, в том числе ежеквартальные премии, премии за высокие показатели работы отдельного отдела по региону (например за призовые места в отдельных направлениях деятельности) и другие.
Но даже зарплаты с премиями (20000 – 25000 рублей) не отвечают нуждам сотрудников, которые выполняют ответственную и квалифицированную работу. Несомненно, что такая работа на государственной службе должна оплачиваться гораздо более достойно.
В нашей стране давно ведутся разговоры о необходимости увеличения заработной платы судебным приставам, но до дела они, к сожалению, так до сих пор и не дошли… Отсутствие тенденции в росте зарплаты СПИ можно увидеть из картинки ниже.

Один день из жизни судебного пристава (видео)



top