Старообрядцы-часовенные урала в конце xix – начале xx вв. Митрополит Корнилий: Я очень рад, что на Урале такое живое старообрядчество

Старообрядцы-часовенные урала в конце xix – начале xx вв. Митрополит Корнилий: Я очень рад, что на Урале такое живое старообрядчество

В посте я поднял тему недооценки властями исторических и туристических особенностей Среднего Урала. Ими развиваются туристические маршруты выходного дня, как панацея для въездного и внутреннего туризма. Там есть туры посвященные 70-летию Великой Победы, туристам предлагают вспомнить, что Берёзовский Свердловской области называют Родиной Российского золота, есть в этом перечне мест для посещения Нижний Тагил, Верхняя Пышма, Невьянск, Верхотурье (о презентации туристических продуктов, создаваемых за счет бюджета Свердловской области я рассказывал в посте )...

Так как я часто бываю с различных уголках Свердловской области, то рассказы местных жителей для меня открыли важную часть ее прошлого. Если Верхотурье в период освоения Сибири и Урала в XVII веке был форпостом Православия и российской государственности, то нарождающаяся уральская промышленность являла собой совершенно иной культурный уклад. С началом возведения демидовских заводов на Урале возникают центры старообрядчества. Практически все заводы, которые возводил старообрядец Демидов, были полны старообрядцев. Следы этой культурной особенности несут на себе столица старообрядцев Урала, Невьянск, такие города как Нижний Тагил, Верхний Тагил, все, которые входили в промышленную империю Демидовых.

Раскол в Русской Православной церкви начался в 1653 году при царе Алексее Михайловиче. Крутой по характеру патриарх Никон вводит новые правила. Царь лелеял мечту объединения всего православного мира вокруг Москвы и освобождения Византии. Первым шагом должно стать приведение обрядовости и символов веры к единому образцу дабы все православные молились и веровали одинаково. Так греческая церковь, давшая по сути Руси православие, к 17 веку имела целый ряд отличий. Никон приглашает греческих ученых в Москву. Они должны сравнить русские православные книги со старогреческими. Вывод был сделан такой, что русская церковь за несколько веков отошла от истинных старовизантийских канонов.

Старообрядцев, были готовы идти на смерть, но не предать свою веру. Яростное, жестокое искоренение, подавление, уничтожение старой веры со стороны власти и никоновской церкви. Здесь должен быть какой-то идеологический принцип, чрезвычайно важный, за который люди шли на костер, на пытки. И это уж конечно главным было не то, креститься двумя или тремя перстами и сколько поклонов класть.

Одним из идеологических источников старообрядчества была вера в истинность учения Отцов Русской церкви, ее Святых. Великий русский святой Сергий Радонежский переформатировал христианство западного толка в ведическое православие. Отец Сергий был высокопосвященным волхвом. Его православие - это торжество законов Прави. Он тонко вписал славянские ведические законы в христианство. Христианское учение Сергия Радонежского было - солнечным, жизнеутверждающим, не отличающимся от древнего гиперборейского миропонимания. Старообрядцы воспринимали реформы Никона и царя как процесс уничтожение церкви Сергия Радонежского, закабаления русского народа, навязывания греческой религии с ее раболепием и покорностью власти, чего ранее на Руси не было...

Церковь Сергия отрицала обращение "раб Божий". При нем русы были детьми и внуками Божьими как и раньше в ведические времена. При Иване Грозном все это продолжалось. В середине XVII века Никон и Романовы стали чистить привычный уклад.

В народе пошел ропот, что эти ученые проходимцы, преследующие корысть. А изменения идут по книгам латинским. Первыми отказались подчиняться Никону монахи Соловецкого монастыря. Они готовы дать вооруженный отпор. Ропот перерастает в смуту.

22 июня 1666 года происходит ужаснувшее многих солнечное затмение, предвещающее само собой разумеется конец света. В том же году происходит Собор. Все нововведения Никона соблюдать как истинные - решает Собор. Защитников старой веры проклинают и обзывают раскольниками. Приступом берется Соловецкий монастырь. Главных мятежников для устрашения вешают и сжигают. Казнят огнем самого ярого проповедника старообрядчества - протопопа Аввакума. В земляной тюрьме от голода умирает инокиня Феодора - знакомая нам больше как боярыня Морозова. Простой люд, напуганный казнями, побежал по просторам России. Сначала в костромские, брянские леса, а потом и дальше на Урал, в Сибирь.

Первое донесение о появившихся на Урале старообрядцах относится к 1684 году. На Поречье в Усольском уезде появились человек 50. Особенно много старообрядцев приняли уральские леса после знаменитого стрелецкого бунта. Подавление бунта царем Петром было жестоким. Бежавшие хоронятся в самых глухих углах - лесах, горах, пещерах. Летопись пишет: "При переселении заводили оне иноческий скиты. И жили аки монастырями многолюдно человек по сто". Одно из поселений старообрядцев было на месте нынешней деревни Кулизей. По преданию именно с этого погоста начали старообрядцы обживать Урал. Лес столь плотной стеной обступал погост, что узенькую просеку, выводящую в мир, старообрядцы называли дырой. Старообрядцы разделились на два толка: поповцев и безпоповцев. Само название говорит за себя. Те и другие молятся только на иконы, писанные до патриарха Никона. Контакты с внешним миром сводились к минимуму. Пойманных распространителей старой веры приказано пытать и сжигать в срубе. А тех, кто веру сохраняет положено нещадно пороть кнутом и ссылать. Приказано бить кнутом и батогами даже тех, кто окажет старообрядцам малую помощь, даст им поесть или просто испить воды.

Царь Петр I разрешает записным старообрядцам жить в деревнях открыто, но облагает их двойным налогом, а это разорительно. И большинство староверов живут незаписанно то есть нелегально за что судят и ссылают. Им запрещено занимать какую бы то ни было государственную или общественную должность, быть свидетелями на суде против православных, даже если последние уличаются в убийстве или воровстве. Но несмотря ни на что, старообрядчество неистребимо.

Особое распространение получает старообрядчество на Урале с развитием здесь промышленности. Демидовы и другие заводчики вопреки верховной царской власти всячески поощряют старообрядцев и скрывают их от властей. Даже наделяют их высокими должностями. Ведь заводчикам нужна только прибыль, на церковные догмы им наплевать, а все староверы добросовестные работники. То, что с трудом дается другим, ими соблюдается без труда. Губить себя водкой, курить им не позволяет вера. Старообрядцы, выражаясь современным языком, довольно быстро делают карьеру, становясь мастерами и управляющими. Уральские заводы становятся оплотом старообрядчества.


Недалеко от Невьянска - столицы Демидовых есть старинное старообрядческое село Быньги (ударение на "и"). Здесь находится очень красивая, даже уникальная по своей архитектуре Никольская церковь (1789 ). Конец каждого века знаменовался оттепелью в отношении старообрядцев. Вокруг - тяжелые избы. Да какие! Просто 19 век. Многие избы могли бы украсить любой музей деревянного зодчества. Здесь снимали, кстати, фильм "Угрюм-река".

Гонения то ослабевают, то усиливаются но никогда не прекращаются. В царствование Елизаветы Петровны на старообрядцев обрушивается новая волна репрессий и гонений. Раскольникам запрещается строить скиты, именоваться пустынножителями и скитниками. Еще одна ловушка - внедрение единоверчества. Ветхие старообрядческие церкви закрываются, новые перекрещиваются. В единоверческих церквях службы ведут по старому. Однако подчиняются они официальной православной церкви. Если от раскольников не избавиться разрушением церквей, то можно попытаться одолеть веру новым расколом. В селе Быньги рядом с Никольской находится именно единоверческая Казанская церковь (1853) с довольно примитивной архитектурой.

В Нижнем Тагиле решают переделать Троицкую часовню в единоверческий храм. Старообрядцы окружают часовню, преграждая к ней доступ. "Умрем, но не отдадим" - говорят они. На конфликт приезжает взглянуть разгневанный губернатор. И дает команду штурмовать часовню. Часовня взята. Разоряются скиты: каслинские, кыштымские, чердынские. На Урале начинает действовать постоянная миссия. Ее члены православные священники ездят по деревням, беседуют со старообрядцами, уверяя что их вере есть не что иное как ересь. На словах крестьяне соглашаются с миссионерами, однако после отъезда их часто просят собор наложить на них епитимию чтобы загладить случившийся грех. Вообще борьба со старообрядчеством ведется почти во все время нахождения Романовых на престоле. Можно насчитать лишь 60-70 лет, когда борьба утихала.

Поселения старообрядцев, единоверческие церкви разбросаны по всему Среднему Уралу. Это и поселок Шарташ (около Екатеринбурга), Верхний Тагил, где сохранились старинные здания и уклад, но нет ни одного объекта культурного наследия, село Таватуй (Свердловская область) и многие другие...

Есть данные правительственной статистики по количеству старообрядцев и поморцев в Уральском регионе на 1826 г.

Губерния Общее количество старообрядцев Количество поморцев Доля поморцев от общего числа старообрядцев, %
Оренбургская 23198 10410 44,0
Пермская 112354 10509 8,9
Тобольская 33084 7810 24,0

Свердловская область, в тот период, относилась к Пермской губернии, которая по количеству старообрядцев существенно отличается от своих соседей. И дело не только в их численности, а в том влиянии, которое они оказывали на развитие Среднего Урала, его культуру и историю...

Вот такая историко-культурная особенность Свердловской области, которая, по праву может стать одним из туристических маршрутов...

Просто, об этой особенности в Правительстве Свердловской области и ГБУ СО "Центр развития туризма Свердловской области" , видимо не знают...

В посте использованы материалы.

В рамках цикла лекций о современном положении старообрядчества за границей и в регионах России, организованного Культурно-паломническим центром имени протопопа Аввакума , в конце апреля в приходе (РПЦ) состоялась лекция С. А. Белобородова «История староверов часовенного согласия на Урале XVIII-XX вв.» . Отзыв о лекции прислала А.А. Андреева , руководитель Издательского отдела церкви свт. Николы на Берсеневке.

***

На днях прослушала лекцию С.А. Белобородова, приехавшего в Москву на несколько дней из Екатеринбурга, об истории староверия на Урале. Обычно при слове «лекция» у меня включается условный рефлекс — организм начинает готовиться ко сну, и только от лектора зависит, пребывать мне в этом состоянии, или будет место другому рефлексу — включится внимание, незамутненное сознание, желание все воспринимать, запоминать и в дальнейшем делиться этой информацией с другими. Это был как раз второй случай — лектор с высоким профессионализмом подавал информацию, постоянно держал нас в тонусе. Когда в конце он поблагодарил слушателей за неподдельное внимание к этой, специфической, надо сказать, теме, хотелось как раз ответить алаверды — очень много зависит от того, кто нам раскрывает какую бы то ни было информацию и как он это делает.

Вместо предисловия

По «горячим следам» я поделилась с одним знакомым впечатлениями, сказала, что было очень интересно и мне хотелось бы что-то об этом написать. На что получила «холодный душ »:

Зачем тебе это надо, это раскольники, и вообще, это неинтересно никому!

И беда в том, что, я думаю, он не единственный в такой оценке. Поэтому, прежде чем поговорить собственно о лекции, мне захотелось сначала ответить моему знакомому (и тем, кто также мыслит) — в качестве небольшого предисловия. Сейчас стали много говорить о том, что хорошо бы знать свою историю; в политических шоу оппоненты частенько друг другу кидают: «Учите матчасть! », — призывая обратиться к историческим фактам. Действительно, многие события, происходящие с нами сегодня, корень их, зарождение проблемы искать надо гораздо раньше, и даже иногда не десятилетия назад отматывать, но бывает, что и века. Очень ярко это прослеживается на примере раскола XVII века (его называют «церковным», но, скорее, это более глобально — раскол русского народа). 17-й век породил 17-й год. А.И. Солженицын ясно проводит связующую нить между событиями 17-го века и 17-го года, называя это «трехсотлетним грехом », повлекшим за собой трагический для России 17-й год и последующие события.

С позиции и понимания веры, не кара ли это Божия, не причина ли постигших нас бед, не наказанье ли за старообрядцев?

Мы истоптали лучшую часть своего племени, обрекли лучшую часть народа на гонения, вполне равные тем, какие отдали нам возместно атеисты в ленинско-сталинские времена. 250 лет было отпущено нам для раскаяния, — а мы только и нашли в своем сердце: простить гонимых, простить им, как мы уничтожали их. Но и это был год, напомню, 1905-й — его цифры без объяснения сами горят, как валтасарова надпись на стене…

А вот небольшая цитата из Соловьева B.C. :

Прежде, чем петровское правительство сгоняло силою на ассамблеи для увеселения по новой моде, правительство допетровское по почину церковной власти сгоняло силою в церкви на богослужение по новым книгам; прежде чем сослали нескольких человек за русское платье, ссылали, мучили и жгли за русский крест, за русское произношение имени Христова.
Когда был оставлен русский путь и как на него вернуться ?» ).

Сейчас мы можем наблюдать некую волну появления интереса к проблеме раскола. Высшие политики встречаются с представителями старообрядчества (недавно митрополита (Титова) с Президентом России); не редкостью стали богослужения по старому обряду, в т.ч. возглавляемые вл. Илларионом (Алфеевым). Думается, что не археологическое любопытство тому виной. На раскол начинают смотреть как на событие, которое может повториться. Это может произойти в других формах, под другими лозунгами, но, как сказал Валентин Григорьевич Распутин , «на схожих основаниях, близких к тому, что староверы в отношении к себе называли «остальцами отеческого благочестия ».

История — сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего (Сервантес).

Нельзя просто закрыть глаза на свою историю, сказать, что не будем это читать, не будем это публиковать, потому что это раскольники, и мы не хотим о них ничего знать и ни в чем не хотим разбираться — они не заслуживают нашего внимания. Ярлык повешен и печатью припечатано. Но, на мой взгляд, очевидно, что раскол XVII века — это событие, требующее внимательного изучения и осмысления.

Пока не выпросим у староверов прощения и не соединимся все снова — ой, не будет России добра (А.И. Солженицын).

Такое получилось у меня предисловие, а теперь, собственно, о лекции.

Три личности, от кого берет свое начало староверие на Урале

Разговор начался с того, как старообрядчество появилось на Урале. Есть мнение, что первыми расколоучителями там были огнепальный и монах Иосиф Истомин , но это не так. Верхотурье они проезжали, отправляемые в ссылку, но, конечно же, за неделю, на которую они там останавливались, обратить особо никого бы не успели. Кто же они, вожди сибирских староверов, самые «лутчие» люди? По убеждению лектора, теми самыми родоначальниками, от которых берет свое начало староверие на Урале, являются, как минимум, три личности.

Старец Авраамий Венгерский . Боярский сын, он принял иноческий постриг в Троицком монастыре (ныне это Ханты-Мансийский округ), неоднократно ездил в Москву «бить челом» о монастырских нуждах. Так случилось, что очередная его поездка совпала с рубежным для истории Собором 1666-го года. Вернулся на Урал он уже ревностным старообрядцем. В монастыре задержался ненадолго, пришлось уйти на монастырскую заимку, которая вскоре получила репутацию гнезда раскола во всем Зауралье. Царские власти послали туда своих людей, старцу пришлось уйти еще дальше, в болота. Сейчас это место в сибирской тайге — Авраамиев остров — почитают святым. Шесть часов нужно добираться туда по болотам. Гнус, мошкара, черные гадюки, греющиеся на солнце, потревоженные непрошенными ходоками, разлетаются в разные стороны. Болотные километры нескончаемы! Такие вот паломничества ко святым местам у староверов — совсем не похожие на наши комфортные путешествия — только самые стойкие решатся. Со времен старца Авраамия остались замечательные памятники: источник с абсолютно чистой родниковой водой; грандиозная огромная сосна с окошками-иконами. (На коре дерева делался небольшой надрез, в неё вставлялась икона. Дерево продолжало расти, кора затягивалась и закрывала эту икону по краям, как киот. Получался природный иконостас). Посреди болота лежит плоский моленный камень размером с двухэтажный дом. На верхушке этого камня огромное углубление, для местных староверов это след Богородицы. Там скапливается водичка, и ее потребляют как святую. В 1702-м году на этом острове престарелый Авраамий все же был арестован — «связная» старца под пытками показала потаенное место. Его перевезли в Тобольск, но через некоторое время он «неведомо куда исчез» — благочестивые почитатели помогли ему бежать. Похоронить себя завещал Авраамий на этом острове, рядом со своим ближайшим другом и соратником, чёрным попом Иваном — Иванищем , которого лектор назвал вторым лицом в уральском староверии. В монастыре было у него послушание эконома, но как только старец Авраамий ушел оттуда, так и Иванище ушел за ним следом, сначала на заимку, затем в тайгу, на остров. Среди огромного болота решались вопросы, которые на несколько веков определили судьбу сотен тысяч людей.

Третий персонаж, на взгляд лектора, — одна из самых харизматичных личностей той эпохи, это священник Доментиан , служивший в Знаменской церкви Тюмени. Он сошелся с сосланными в Сибирь романовским попом Лазарем и патриаршим иподьяконом Фёдором Трофимовым . В результате священник Доментиан обратился в очень ревностного старообрядца. Вскоре всех троих отправили в ссылку, в Пустозерск. Судьба дьяка Фёдора и попа Лазаря закончилась трагически — им резали языки и сожгли.

Русская инквизиция: потеснение и разгром устоявшегося древнего благочестия, угнетение и расправа над 12-ю миллионами наших соотечественников, жестокие пытки для них, вырывание языков, клещи, дыбы, огонь и смерть, лишение храмов, изгнание за тысячи верст и далеко на чужбину — их, никогда не взбунтовавшихся, никогда не поднявших в ответ оружия, стойких, верных древлеправославных христиан, их, кого я не только не назову раскольниками, но даже и старообрядцами остерегусь, ибо и мы, остальные, тотчас выставимся тогда всего лишь новообрядцами (А.И. Солженицын).

Со старым обрядом осталась наиболее сильная, волевая и энергичная часть русского народа, старообрядческое движение объединяло миллионы русских людей самой высокой пробы. Несмотря на жесточайшие преследования и дискриминацию… (Т.Д. Соловей, доктор исторических наук, профессор, истфак МГУ им. М.В. Ломоносова).

Поп Доментиан высказал притворное покорствие никоновским реформам, был прощен и освобожден. Через несколько лет он был рукоположен в иноки с именем Даниил в той самой пустыни, где обосновался старец Авраамий. Поп Доментиан организовал в 1678-м году пустынь на речке Березовка. Туда стали стекаться люди, привлеченные его горячей проповедью. А уже через год состоялась знаменитая Березовская Гарь. В огне сгорело, по разным источникам, от 1000 до 1700 человек. После Березовской Гари самосожжения заполыхали по всему Уралу. За 10 лет с 1679 по 1689 по разным подсчетам на Урале сгорело от 3-х до 5-ти тысяч человек — десятая часть всего населения (все население края тогда составляло примерно 50 тыс. человек). Власти очень сильно обеспокоились. Но не от того, что хотели спасти старообрядцев, а от того, что старообрядцы им были важны как налогоплательщики. Власти пытались играть на опережение, схватить лидеров. Но не всегда им это удавалось. Некоторым лидерам удавалось устроить по несколько самосожжений, но, в конце концов, все они заканчивали свою жизнь, как правило, в огне.

Люди совершенно искренне верили в то, что именно так они могут спасти свою душу. Но есть еще момент, на который не принято обращать внимания, потому что он не духовный. Дело в том, что горевшие люди были крестьянами. А на крестьянство власти давили нещадно, выжимая из него все соки — для жизни ничего не оставалось. Поэтому самосожжения можно считать еще и протестом людей, которым терять было нечего. Но были и те, кому было что терять, и от старой веры они отшатнулись. Среди них немало было священнослужителей. Одно дело сидеть на тепленьком приходе, а другое — потерять свое общественное положение, а то и саму жизнь. Поэтому мало было священников у старообрядцев Урала и Зауралья в семнадцатом веке. На территории, которая сопоставима по размеру с Великобританией, у приверженцев старой веры (а их было несколько десятков тысяч) не было ни одного священника.

Старообрядцы-поморцы на Урале

На Урал начали переселяться поморцы — старообрядцы поморского согласия. Гаврила Семёнов Украинцев перебрался с Выги, где был одним из руководителей Выговского общежительства. На Урале он дослужился до должности приказчика господ Демидовых, был их доверенным лицом. Но это не мешало ему активно пропагандировать старообрядчество. Именно он основал в небольшом городке Невьянске поморское общежительство на 200 человек. Помимо Невьянска возникло ещё несколько поморских центров. Поморцы в 20-е годы 18-го века занимали господствующее положение в староверии на Урале. А потом случились события, в результате которых ситуация изменилась.

В 1710-е годы церковные власти активизировали поиски старообрядческих скитов в Поволжье (Керженец, Ветлуга). Руководил этим епископ Нижегородский Питирим. По старообрядцам было нанесено несколько серьезных ударов. Пытаясь защищаться, десятки тысяч старообрядцев побежали. Грандиозная, но пустая территория — Урал: на многие десятки и сотни километров можно было не встретить ни одного человека. На территории в 2,5 тысячи квадратных километров (как Люксембург) не существовало ни одного храма, не было ни одного никонианского священника, не было ни одного административного начальника. И старообрядцы начали активно переселяться, основательно заселив эти пустующие территории.

Лектор рассказывает такую историю, отражающую масштаб заселения. В 1732-м году в места по реке Висим был послан переписчик. За каждым поворотом речки он находил селения. По его подсчетам, на небольшом отрезке было 360 домов (масштаб поселения можно подсчитать, даже приняв минимум, если в каждом доме жили 4 человека), мукомольные, кожевенные мельницы. Но людей он там почему-то не нашёл. Конечно же, они были предупреждены и отходили в лес на время переписи. В нашей семейной библиотеке есть «Каменный пояс » Федорова. Будучи ребенком, заинтересовавшись странным названием, я спросила бабушку, о чем книга. Т.к. была еще мала, то особо развернутого ответа не получила, поняла только, что что-то связано с железом на Урале, но такую исчерпывающую бабушкину эмоциональную характеристику главных героев помню до сих пор: «Демидовы были хозяева! У-ух, какие !» Надо сказать, что мои предки — старообрядцы. Чтобы сохранить веру, в XVII веке они были вынуждены бежать в глубину глухих болотистых гуслицких лесов. В дневнике игумена скита «Иосиф на камне » было записано:

Род гусляков древен и славен бысть, повелся он от непокорных бояр и стрельцов.

«Гуслицы — это единственный край в России, где население поголовно грамотно и не представляет из себя типичной русской глухой провинции ». В 70-е годы XVIII века Демидов выкупил треть Гуслиц и переселил на Урал 635 гусляков. Демидовы, Никита и его сын Акинфий, родоначальники династии, сделавшие для развития горного дела на Урале грандиозно много, оба были тайными старообрядцами. Об этом особо не говорится, но судите сами. Демидовы активно спонсировали Выговское общежитие, целые обозы уходили туда с Урала (деньги, колокола). Перед кончиной сестра Демидова уехала в Выго-Лексинский монастырь. За те 22 года, которые стоял у правления демидовской империи Акинфий , на 16-ти заводах не было построено ни одной церкви (т.н. официальной), но на каждом была старообрядческая молельня на 1-2 тысячи человек. На вопросы, в чем дело, он оправдывался тем, что то у него нет средств, то у него нет людей, то нет времени. На демидовских заводах более 50% ключевых должностей, занимали старообрядцы. На вопросы почему, он ссылался на то, что они грамотные.

Староверы-беглопоповцы на Урале

Старообрядцы строили свою Церковь по канонам. Т.к. единственный епископ, который не принял реформы патриарха Никона — епископ Коломенский был к тому времени умерщвлён, и у старообрядцев не было трехчинной иерархии, то взамен института архиерейского они завели институт старейшинства: иноческого и священнического. Из равных назначался первый, старший над всеми беглыми попами, бежавшими от господствующей Церкви. Интересную историю привел лектор о беглом попе Севастьяне , жившем в Нижнем Тагиле. Когда случился грандиозный поиск старообрядческих священников, инициированный Тобольским митрополитом, черный поп Севастьян был захвачен. Его обвинили в колдовстве:

Поп Севастьян девку Настасью обволшествовал таким образом, что она, когда его видит, паки изумлена бывает.

Как только население Нижнего Тагила узнало об аресте, то там чуть ли не революция разразилась. Попа силой отбили от властей и спрятали. Важнейшую роль играли скиты. Они всегда создавались рядом с каким-либо поселением. Старообрядцы, жившие в поселении, давали скитникам всё необходимое для жизни. А скитники молились за них.

Лекция сопровождалась презентацией. На экране — падающая башня, но не Пизанская. При ее строительстве поплыл грунт, она стала крениться, и рабочие по ходу исправляли ее наклон. По этой башне можно опознать Невьянск — резиденцию Демидовых. В Невьянске находился господский дом, в 100 метрах от него — поморское общежитие на 200 человек, старообрядческий монастырь. Невьянск был одним из трех важнейших центров уральского староверия. В 30-40-е годы XVIII века в Невьянске проживало 5 тыс. человек, 4 тыс. из которых были старообрядцы. Вокруг города существовало 15-17 общин, которые считали Невьянск своим духовным центром. До той поры, пока Акинфий Демидов был в силах, власти не совались в Невьянск совсем. А вот в 1750-м году, уже после смерти Акинфия, старообрядческий монастырь разогнали, разгромили и полностью уничтожили. Второй центр беглопоповского староверия на Урале — это Нижний Тагил. Нижний Тагил по размерам был значительно больше Невьянска. Лектор показывает фотографию тагильской старообрядческой «часовенки», вмещавшей в себя более 2,5 тысяч человек — по масштабам она сопоставима с Исаакиевским собором.

Третий центр — это столица, крупный город Екатеринбург, единственный в нашей стране, получивший статус горного. Во времена Василия Татищева старообрядцев там не было. Но рядом с Екатеринбургом находился маленький населенный пункт на берегах озера Шарташ. Там жили староверы. Шарташ был расположен на перекрестке торговых путей, богател и скоро стал составлять конкуренцию купцам Екатеринбурга. В начале XIX века из 56 купцов Екатеринбурга 40 уже были старообрядцами — они переехали в Екатеринбург из Шарташа. Вскоре на многих важных административных постах стояли старообрядцы. Они также были старообрядческими старшинами.

Общее состояние староверия на Урале

Лектор показывает несколько фотографий домов, в которых проживал тот или иной старшина. «Хибарки», как он их назвал, «хижинки». На фотографиях огромные, 3-х-4-х этажные дома изысканной архитектуры. Особняк Льва Ивановича Расторгуева на Вознесенской горке ; до сих пор стоит, долгие годы в нём был Дворец пионеров. Сохранилась домовая церковь. Рядом фотография самого Расторгуева — орел. Лев Иванович сколотил свое немалое состояние на винном откупе, объявил себя купцом первой гильдии (для этого нужно было иметь капитал не менее 50 тыс. золотом), но занялся не виноторговлей, а за 4 года скупил целый горный металлургический округ. Его отец был бургомистром Вольска под Саратовом; все монастыри на Иргизе находились под его кураторством. Очень интересна следующая информация. На Иргизе были крупные старообрядческие скиты, монастыри, которые с распростертыми объятиями принимали беглых попов со всей Руси. Как сказал лектор, «из песни слов не выкинешь — монастыри занялись бизнесом, торговали беглыми попами ». Рядом с Никольским монастырём существовала целая Слободка, населённая старообрядческими беглыми попами. Они ждали там своего часа — за ними приезжали «покупатели», платили монастырским старцам определенную мзду, забирали священника и увозили его в свои края. Лев Иванович Расторгуев непосредственно в этом участвовал: на Урале появилось довольно много беглых попов, в Екатеринбурге, к примеру, в то время их насчитывалось до шести одновременно. В 40-е годы XIX века Иргиз перестал существовать как старообрядческий. Монастыри были насильно переведены в единоверие. Но просуществовали недолго — люди ушли из них. Насильно мил не будешь.

Следующее фото — Григорий Зотов , еще один старообрядческий старшина, и рядом фото его 4-х этажного особняка, «нехилого домика», как назвал его лектор. Зотов из низкого сословия, но достиг небывалых высот, потому что во многом был очень талантлив. Он женился на дочери Расторгуева и после его смерти стал руководить его горным округом. Зотов был лично знаком с императором Александром Первым , который сказал о нем так:

Если бы у меня было хотя бы десяток таких администраторов, как этот мужик, я бы перевернул Россию.

После смерти Александра I Зотова обвинили замешанным в убийстве двух рабочих на заводе (дело курировал сам Николай I) и сослали в Кексгольм (ныне Приозерск), до которого он, впрочем, не доехал, а, по слухам, видели его впоследствии в его петербургском дворце, где он на балконе попивал чаек. Еще несколько фотографий старшин и их особнячков. Эти люди руководили старообрядческим обществом на Урале до сороковых годов XIX века. Старшины приглашали того или иного попа; решали, какому старообрядческому монастырю развиваться, а какому нет; давали деньги на храмы. Несколько фотографий старообрядческих церквушек в Екатеринбурге, часовня в Висиме (в этом городе родился писатель Мамин-Сибиряк). Фотография сделана зимой, и то часовенка почти не видна. А что будет летом, когда все оденется в листву? Лесовщик в трех метрах пройдёт и не увидит.

У многих общин в XVIII веке стали появляться свои святые места (после раскола господствующая Церковь все святые места считала своими), на них начались паломничества. В основном это были могилки праведников, схимников. По сибирской тайге много таких потаенных мест, могилок, поклонных крестов. Могила инока Павла , матушки Платониды , Ефрема Сибиряка , схимника Максима … Есть местные святые места, а есть святые места общеуральского значения. Поход к святым местам не обязательный элемент старообрядчества, но это очень сплачивало общину, давало почувствовать себя членами огромного мира со своими законами, правилами, этническими нормами. На этих святых местах люди встречались, знакомились, общались.

Но в XIX веке всё выглядело уже совсем по-другому. Уже нет крупных часовен, нет беглых попов, нет тех влиятельных купцов. Почему? В 1838-м году императорским указом (Николай I) было заявлено, что если кто из староверов начнет записываться в гильдии — таковым отказывать. Для очень многих это оказалось серьезным ударом. С 1 января 1839-го года возле екатеринбургской ратуши выстраивалась очередь купцов, которые желали записаться в единоверие, потому что единоверцам разрешалось быть купцами, а старообрядцам нет. Второй удар по уральскому староверию был нанесен в 1845-м году, когда официально было запрещено старообрядцам занимать административные должности. Все приказчики, руководители заводов и др. были вынуждены перейти в единоверие. Первые поколения, перешедшие в единоверие, по сути, оставались старообрядцами. А вот их потомки уже были единоверцами в привычном нам понимании.

В Екатеринбурге в середине XIX века существовало две общины единоверцев. Они друг с другом абсолютно не общались, даже открыто враждовали. Единоверие появилась в 1799-м году; в 1803-м году в Екатеринбурге была построена единоверческая церковь, при ней образовалась община. А вторая община состояла как раз из старообрядцев, перешедших в единоверие вынужденно. У этих общин даже кладбища были разные. Теперь, когда не стало старшин (уровень старшины теперь опустился до уровня церковного старосты), не стало беглых попов, большое значение стали играть духовные отцы и наставники. Наставники, надо сказать, появились раньше. Священники в силу своей малочисленности не могли окормлять весь Урал и поэтому в отдаленных общинах появились люди, которые брали на себя обязанности священника и в службе, и о духовном могли потолковать. Когда священников совсем не стало, наставники вышли на первый план. Они стали руководить духовной жизнью общины. Исповедоваться ходили к духовным отцам, зачастую духовный отец был не одно и то же, что наставник. Вплоть до середины XIX века эти должности были исключительно мужские. Но со второй половины XIX века женщин-наставниц становится больше, чем наставников-мужчин. Матрёна Попова из Висима — в народе ее называли «отец Матрентий». Женщина двухметрового роста, очень энергичная, создала собор в Висиме, вела оживленную полемику с миссионерами официальной Церкви, привлекала в свой собор много спонсоров.

Современное положение безпоповского старообрядчества на Урале плачевно. Самая большая старообрядческая часовенная община на большие праздники собирает около 200 человек. В некогда могучих, крупнейших центрах ситуация ещё хуже. В Невьянске общины вообще уже нет, где-то они находятся на грани полного развала; в Екатеринбурге ещё как-то пытаются жить. Екатеринбургские поморцы пришли к властям просить здание под молельный дом. Им было предложено разместиться в одном из приделов «никонианской» церкви. Можно себе представить, что это означает для поморцев!

В советское время произошла серьёзная потеря исторической памяти. Потомки старообрядцев не совсем понимают свои корни и источники. Есть в Екатеринбурге господин Козицын , руководитель металлургической компании, меценат. Он построил много храмов для официальной Церкви. Род Козицыных — это могучий старообрядческий род безпоповцев часовенных, и если бы пращуры узнали о том, что их потомок будет помогать никонианской Церкви, они, по словам лектора, не дали бы возможности господину Козицыну вообще родиться.

Замечательный лектор, Белобородов Сергей Анатольевич , окончил исторический факультет УрГУ по специальности историк-архивист. С 2003 г. преподаватель кафедры археологии, этнологии и специальных исторических дисциплин. Автор более 150 научных и научно-популярных работ по истории Урала, книжности, истории старообрядчества, иконописанию. Сергей Анатольевич делится воспоминаниями: «Когда мы только начинали исследования, были сомнения: а осталось ли вообще что-нибудь? Но уже первые поездки, первые разговоры, первые контакты со старообрядцами показали, что не только что-нибудь, а целые сокровища сохранены ими. В настоящее время в Уральском университете существует лаборатория археографических исследований, а при ней древлехранилище, в котором собрано около 6-ти тысяч памятников древней книжности, начиная с XV по XXI век. Все они получены у старообрядцев. Именно старообрядцы сохранили традиции. Когда они переселялись на Урал, то везли с собой самое ценное: жен, детей, книги и иконы. Всё. Остальное они бросали ».

Удивительно талантливый народ! Могли все делать. И иконы лили. И книги переписывали, печатали. Сохранили старинное искусство одноголосного пения по крюкам. Вот бы о чем вспомнить телевизионщикам! Вот бы что показать, а не то, с кем спит или только еще планирует переспать та или иная звезда… А показать народу у старообрядцев есть что. И мы можем многому у них поучиться — хотя бы тому, как отстаивать и веру свою, и свое достоинство вопреки всему (В.В. Жириновский ).

В старообрядчестве насчитывается от 70 до 100 согласий и толков и каждый из них имеет собственное название. К примеру, есть сидяки. Моленный дом, лавки, стол. Люди садятся, и мало-мальски грамотная старушка читает Евангелие. И все, никаких других книг для богослужений они не знают. Это как раз тот момент, когда прервались исторические традиции. Они помнят, что они старообрядцы, но сделать ничего не могут. Основные согласия — это федосеевцы, поморцы, часовенные, спасовцы. У безпоповцев всегда было критическое отношение к белокриницкой и новозыбковской иерархии. Новозыбковская церковь самая молодая, моложе всех остальных. В 1923-м году епископ (Позднев) решил возглавить одно из течений по линии старообрядчества. Скоро к нему прибился ещё один епископ, осознав заблуждение никонианской Церкви, добровольно присоединился в сущем сане. Но часовенные Николу за епископа не признают, т.к. крестили того обливанием. Часовенные всегда очень высоко оценивали истинное крещение троекратным погружением. Сейчас самая мощная и значимая структура в старообрядчестве — это белокриницкая митрополия . Именно она, так случилось, является сейчас визитной карточкой старообрядчества в России, да и в мире.

Закончить статью хотелось бы следующими словами нашего русского писателя В.Г. Распутина:

Россия начала, слава Богу, понимать, что борьба с расколом обошлась ей дороже всех войн, начиная с «Отечественной войны » 1812 года, Крымской , и кончая турецкой , что в войне с расколом Россия потеряла не пять и не десять миллионов людей, а «тьмы тем». Еще хочу заметить, что Истина не может находиться большинством голосов, считающих себя правыми. Вспомним, что Христа распинали большинством голосов иудеев, а революция 1917 года также была принята большевиками — большинством съезда рабочих-депутатов. Мы видим, что этот раскол тянется до сегодняшнего времени, но уже и православные русские плачут о былой славе Святой Руси не на полях сражений, а в мирном святом устроительстве Земли Русской. Александр Исаевич Солженицын, до того, как его «убрали» с телевидения, на всю страну громогласно повторял: «Берегите пример со старообрядчества, в нем правда, сила и спасение Руси .

P . S . Огромная благодарность Максиму Борисовичу Пашинину , руководителю Культурно-Паломнического Центра имени протопопа Аввакума, периодически знакомящего нас с лучшими знатоками старообрядческой истории, и организовавшего (при содействии Издательского отдела церкви свт. Николы на Берсеневке, где, собственно, прошла лекция) встречу с Белобородовым С.А.

Андреева А.А., р уководитель Издательского отдела церкви свт. Николы на Берсеневке

Предстоятель староверов митрополит Корнилий закончил десятидневное посещение Урала, он участвовал в открытии и освящении двух храмов и осмотрел землю под новый храм в Нижнем Тагиле. Духовный деятель остался доволен продуктивным посещением Свердловской области.

Местные журналисты были удивлены, что, в отличие от прибывшего в Екатеринбург месяцем ранее главы РПЦ Кирилла , у Корнилия не было частного самолета, "предоставленного бизнесменом", прилетел он эконом-классом на обычном рейсе. Его не встречал губернатор, отметившийся во время Крестного хода рядом с Кириллом во время православного фестиваля "Царские дни", словом, ни о какой пышности визита речи не шло.

Но официальные встречи с высокопоставленными чиновниками не были целью приезда Корнилия, прежде всего, его волновали люди, которые открывают новые храмы в таких уголках Урала, как Ивдель или Старая Утка . Крепкие общины разрастаются, и для них требуются более просторные церкви.

Об итогах путешествия по городам и селам Свердловской области глава РПсЦ рассказал в интервью Накануне.RU .

Сегодня заканчивается ваш визит в Свердловскую область. Расскажите, как прошло десятидневное пребывание на Урале? Что удалось увидеть? Какие надежды на дальнейшее развитие староверчества?

Да, верно, сегодня последний день нашего десятидневного очень насыщенного и, как всегда, результативного пребывания в Свердловской области. Я очень рад, что здесь, на Урале, такое живое старообрядчество. Как подтверждение этому - факт, что мы освятили два новых храма [в Ивделе и Старой Утке], а в Нижнем Тагиле освятили место под третий храм.

- То есть речь идет уже о трех новых храмах?

Да, и, конечно, это очень радостно, что идет такое возрождение. Урал, как вы знаете, очень тесно связан со старообрядчеством, вся история Урала начиналась с Демидовых, с рабочих, которые здесь в постпетровские времена в основном были старообрядцами.

Многие из центра переселялись, многие не по своей воле, и им здесь было хорошо, свободно довольно-таки, поэтому они здесь оставались, трудились, молились, возделывали землю, зарождали производство - свидетельства этому есть в краеведческих музеях, которые я люблю всегда посещать в свои приезды, там многое рассказывают об истории Урала, связанной со старообрядчеством.

Потому для нас знаковые эти места: Старая Утка, Ивдель, Нижний Тагил и центр Урала - Екатеринбург, где мы провели совещание. Самое главное - с народом встретились, строим планы, обсуждаем мероприятия.

- Какие планы обсуждались?

В частности, у нас сейчас идет подготовка к 400-летию протопопа Аввакума , которое будет в 2020 г. 400-летие со дня рождения - это большое событие для всех старообрядцев и для поповцев, и для беспоповцев, все участвуют, потому обсуждали план мероприятий по всей России, и даже зарубежье присоединяется.

В копилку к этому мероприятию два дня назад в Ивделе было освящение Храма во имя протопопа Аввакума, священномученика, сожженного на костре - вот теперь его храм появился на Урале. И в 2020 г. мы должны собраться в Ивделе в этом храме, помолиться, прославить нашего великого святого протопопа Аввакума и боярыню Морозову, которые отдали свои жизни за веру.

- То есть вас можно снова ждать на Урале уже скоро?

Я стараюсь бывать здесь каждый год, но если мы говорим про значимые мероприятия, то именно хотелось бы отметить 2020 г., в первую очередь, сосредоточить свои силы на этом, может быть, сделать выставки, провести духовный концерт, молодежь сейчас хорошо поет - древнее пение возрождается, очень приятные духовные стихи поют. Хорошо, чтобы люди пришли, послушали и все своими глазами увидели.

- То есть на Урале существуют такие крепкие общины, с молодежью, которая обращается к старообрядчеству?

Да, слава Богу, вчера были в поселке Баранчинский - последний раз я был там 10 лет назад - и я, к большому удивлению, увидел, что старый храм уже не вмещает всех желающих, у них в планах построить новый, более просторный. Есть проект, его мне показали, так что есть развитие.

Много молодежи, детей много, у одного батюшки там только шесть детей, хотя он сам молодой довольно-таки. Так что вокруг сельских храмов большие крепкие семьи, как всегда у старообрядцев были, они молятся, трудятся, не имеют современных вредных привычек. Это очень важно - почему сейчас и обращают внимание на строобрядцев - они те традиции, которые были, сохранили и в молитве, и в быту. Русским людям важно вернуться к таким крепким основам, чтобы продолжать нашу историю.

- Да, вообще отношение к староверам меняется, вы это чувствуете?

Конечно, староверы всегда вызывали уважение, потому что это люди крепкие, у них крепкий дух. Как писатель Распутин говорил - старообрядцы "как крепость" - да, они действительно, как крепость, и в духовной жизни, и в работе. Сила проявляется везде - например, когда мы здесь освящали храм - это было почти семь или даже восемь часов молитвы. Но нет такой религии, как старообрядчество, это православие, которое мы сохраняем, это то православие, которое принес князь Владимир десять веков назад, когда Русь стала православной.

И наши предки сохраняли все обычаи, хотя им было трудно - за это и гнали, и казнили, как протопопа Аввакума, но это спасение души. Старообрядцы понимали это и отстаивали, самое главное - душу свою спасали, как бы трудно ни было. Сейчас многие узнают правду - о староверах много пишут, выходят фильмы. Например, хотелось бы отметить фильм "Раскол", и это событие для тех, кто не знает, что такое старообрядчество, что такое раскол, какие были причины. Люди узнают историю, проникаются уважением, а некоторые приходят и остаются.

Вы не так давно встречались с президентом, подобное впервые в истории было, это большое событие, на ваш взгляд?

Встреча с Владимиром Владимировичем Путиным - знаковое событие, за 350 лет в первый раз глава государства обратился к нам, посетил наш духовный центр и остался под большим впечатлением, я думаю. Он увидел старинные иконы, для него устроили духовное пение, показали наш музей. Эта встреча стала примером, она проецируется на других чиновников, губернаторов, министров - теперь как-то немножко подобрели к нам. Если президент одобрил то, что мы должны развиваться, то чего уж им сопротивляться? Но Урал и до этого динамично развивался, я уже 13 лет как митрополит приезжаю сюда, нахожу что-то новое, и этот визит был очень результативным, старообрядческий православный Урал развивается.

- А здесь с губернатором, с мэрами проходили встречи?

Сейчас был такой напряженный график визита, что практически не получилось отвести время для официальных встреч с властью, в Ивделе мы встречались с некоторыми представителями государственной власти, но это все были неофициальные встречи, обменялись подарками. Но вот в прошлый раз с губернатором встречались. Я надеюсь, что у местных властей доброе отношение. И если не помогают нам, главное - что не мешают, и то хорошо. Потому что старообрядцам столько сотен лет мешали, убивали, в тюрьмы сажали, а сейчас, по сравнению с прошлым, очень хорошее отношение.

- А какие отношения с новообрядцами? Встреч не было?

Не могу сказать, что отношения у нас напряженные, мы не чураемся их и, если есть возможность, встречаемся. Официально я как представитель нашей церкви состою Совете по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте Российской Федерации, как представитель традиционной для нашей страны религии, там мы обсуждаем общие дела и с ними. Но в этот приезд мы ни с кем не встречались, думаю, что в следующий мой приезд встретимся, если успеем.

Подпишитесь на нас

August 20, 2018, 6:00 AM

«Чиновники видят в нас сектантов, приходится жаловаться Путину»: как живут старообрядцы на Урале

Спустя месяц после визита в Екатеринбург главы РПЦ патриарха Московского и Всея Руси Кирилла в столицу Среднего Урала приехал предстоятель Русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ) митрополит Корнилий (Титов). Он же является руководителем Уральской епархии, в которую помимо Свердловской области входит Пермский край, Челябинская и Оренбургская области.

Митрополит Корнилий — 71-летний предстоятель Русской православной старообрядческой церкви (с октября 2005 года). С начала своего руководства РПСЦ взял курс на вывод староверов из изоляции, а также на налаживание контактов с РПЦ МП. Из-за неоднократных встреч с представителями Русской православной церкви митрополит Корнилий подвергся критике со стороны некоторых старообрядческих общин. С 2012 года глава РПСЦ начал активно налаживаться связи с руководителями регионов, а в последующем и страны. В частности, в мае 2017 года состоялась встреча митрополита и президента России Владимира Путина

Для Урала, половина которого в XVIII-XIX веках была выстроена старообрядцами, этот визит значим. Митрополит Корнилий по своему статусу фактически является патриархом и духовным лидером староверов. По сравнению со своим «коллегой» из РПЦ глава РПСЦ навещает уральскую паству намного чаще — примерно раз в два года. Вместе с тем в Екатеринбурге община старообрядцев немногочисленна и насчитывает около сотни человек. О современном положении староверов в России и уральской столице корреспондент ЕАН поговорил с предстоятелем РПСЦ.

«РПЦ нам не враг»

Владыка, старообрядцы более 300 лет подвергались гонениям со стороны светских властей. Сначала в правление династии Романовых, затем в советское время. В настоящее время как складываются взаимоотношения с государственными органами?

Я вижу динамичное улучшение. Серьезные подвижки произошли после встречи с президентом России Владимиром Путиным, когда он в мае 2017 года посетил старообрядческий Рогожский духовный центр. За 350 лет он стал первым главой государства, который провел с нами встречу. Это исторический поворот во взаимоотношениях старообрядцев и светских властей. Тогда же удалось познакомиться с окружением президента. Они узнали больше о старообрядчестве, и у них сформировалось позитивное отношение.

Нам стали уделять больше внимания. Пусть это не всегда помощь, но нам меньше мешают, и это уже хорошо.

- А какие отношения у вас сложились с региональными властями? Например, с руководством Свердловской области?

Старообрядчество или же староверчество — православное течение, образовавшееся в 1650-х - 1660-х годах после церковной реформы, проведенной патриархом Никоном. Староверы считают себя хранителями православной веры, которая была утверждена на Руси с 988 года. Старообрядцы полагают, что церковные реформы были составлены под влиянием вероучения Римско-католической церкви и православие таким образом было искажено. Это стало одной из причин конфликта. С XVII века к сторонникам РПЦ староверы применяют термин «никонианцы»

Здесь у нас всегда было плодотворное сотрудничество. И с предыдущим губернатором так было, и при нынешнем главе региона Евгении Куйвашеве. На них всегда можно положиться. Знаком хорошего отношения является то, что к каждому моему визиту в области появляются новые храмы, а приходы прирастают молодежью.

На Урале всегда было понимание, что старообрядцы — основатели промышленности, потому что сюда староверы стекались от гонений и в XVIII, и в XIX веках. Старообрядцы всегда пользовались в регионе репутацией крепких и надежных людей, и сейчас им отдают должное.

- Легко ли получить земельный участок под церковь?

По-прежнему трудно. На местах не очень приветствуют предоставление земли.

- Какие сложности возникают при переговорах с местными чиновниками?

Они вообще не знают ничего о старообрядчестве: на уровне фильмов и картины «Боярыня Морозова». Думают, что мы какие-то сектанты. Это с советского времени такой стереотип сложился. Приходится им с Москвы через президентскую администрацию объяснять: «Это тоже наши, православные».

- Сколько всего человек насчитывается в Русской православной старообрядческой церкви?

Никто не считал и не ведет такой статистики. Могу сказать только по количеству приходов: в России насчитывается 200, еще примерно 50 в Украине, чуть меньше в Молдавии.

Кроме того, идет приток старообрядцев-переселенцев. Интернет значительно ускорил эту работу, поскольку люди стали узнавать друг о друге, и мы с ними сейчас устанавливаем контакты. Недавно у нас началась работа по налаживанию связей со старообрядцами, которые переселились на Дальний Восток из Боливии, Уругвая, Аргентины, Бразилии. Этот процесс присоединения старообрядцев из стран Латинской Америки начался два года назад, и по нему надо активно работать.

- Каковы в настоящее время отношения между старообрядческой Церковью и РПЦ?

Я бы сказал, что сейчас это добрососедские, мирные отношения. Идет сотрудничество по социальным проектам: борьба с пьянством, наркоманией, разнузданными обычаями, например, с содомией. Сейчас создана комиссия, которая должна проанализировать, что произошло в расколе и как вернуться к исходной точке.

- Какие преграды существуют для юридического воссоединения?

Нежелание РПЦ возвращаться к исходной позиции. Например, двуперстие и троеперстие.

Почему так важно, как складывать пальцы? Ведь одним и тем же жестом исповедуют Троицу и две сущности в Иисусе Христе.

Мы же не просто так складываем и машем рукой - мы налагаем крест. И догматически в двуперстии исповедуется, что на кресте распинался Исус (в произношении старообрядцев — прим. ЕАН) Христос. Вот эти два пальца. А в троеперстии получается, что Троица. При Иоанне Грозном был собор в 1551 году, который постановил: «Аще кто не крестится двуперстно, проклят будет».

- Двуперстие - это основная преграда для воссоединения?

Не основная, конечно. За 350 лет очень много противоречий накопилось. Еще протопоп Аввакум сказал: «Начнете что-то изменять, и конца не будет».

К примеру, как проводится крещение. Апостолами написано, что должно быть крещение в трех погружениях. На Западе, в Римско-католической церкви, поливают или обрызгивают. Затем это перешло и в Русскую православную церковь, но там постепенно уже понимают, что это неправильно.

Сейчас и по уставу, и по духу мы видим расслабления в РПЦ. Тот же Александр Солженицын и другие писатели говорили, что они благодарны старообрядцам за сохранение православия. И митрополит Илларион (Алфеев) выражал старообрядцам благодарность за сохранение византийского пения, которое было создано именно для молитвы.

- Богослужебную музыку, написанную, например, Чайковским вы не используете?

Ни в коем случае. Это чисто западное влияние, когда песнопение превращается в оперу, как и на иконопись в РПЦ повлияли Рафаэль и другие художники эпохи Возрождения.

- Рассматривался ли вопрос, что РПСЦ получит отдельный статус внутри РПЦ?

Такой опыт был в единоверии, но мы не хотим какого-то отдельного к себе отношения.

Мы предлагаем: «Давайте возвращаться к исходной точке». Но во всяком случае мы сейчас не враги, как это было при Петре Первом и последующих Романовых.

Только при Николае Втором было послабление на исходе 300-летия дома Романовых.

Единоверие — течение в старообрядчестве, возникшее в XVIII веке. Характеризовалось переходом староверов под юрисдикцию Московского патриархата (в последующем Священного Синода). При этом старообрядцы получали право на сохранение прежнего образа жизни. В советское время единоверие практически исчезло.

- Владыка, сколько может занять по времени воссоединение РПЦ и РПСЦ?

Мы никогда не уходим от диалога, но, сколько это может продлиться, одному Господу известно.

Почему не исчезают старообрядцы? Интервью с настоятелем екатеринбургского старообрядческого храма Рождества Христова, отцом Павлом Зыряновым

- Отец Павел, сколько в Екатеринбурге проживает старообрядцев?

В списочном составе, который я веду, насчитывается примерно 1 тысяча человек. Если говорить о прихожанах храма, то рядовую воскресную службу у нас посещают около 100 человек.

- Количество прихожан меняется?

Да, постепенно оно растет. К примеру, с начала этого года отпеваний у нас 14, а крещений около 30. Прирост очевиден.

Я эти вопросы задаю к тому, что по исторической логике старообрядцы должны были исчезнуть. Господдержки у них не было. Ведь на протяжении 300 лет, включая советское время, они постоянно испытывали гонения.

Бог не в силе, но в правде. Нас удерживал на плаву божий дух, он помогал нам расти. Отсюда и наша крепость, и надежность - та репутация, которая сложилась у старообрядцев на Урале.

Мы просто понимаем, что любые нападения на нас будут отскакивать, если мы будем без греха.

Свою роль играет и семейное воспитание, когда личным примером отец, мать, бабушка, дедушка, живя по церковным правилам, контролируют себя и дают пример детям своим поведением.

Достаточно распространено мнение, что настольной книгой у старообрядцев в воспитании является «Домострой»?

Ни в коем случае. «Домострой» имеется в некоторых семьях, чтобы подчерпывать традицию, когда она забывается. Но основная книга у нас Библия. В первую очередь Евангелие.

В РПЦ у многих, кто называет себя православными, религиозные представления тесно сплелись с суевериями или некими семейными традициями. Например, распространено мнение, что на Крещение в проруби омываются грехи. А насколько старообрядцы подвержены суевериям?

У нас это отсутствует, поскольку на исповеди священник спрашивает человека: клялся ли он, божился ли, верует ли в птичий грай (мрачное предсказание, — прим. ЕАН), шептание. Это приравнено к греху. Ежегодно исповедуясь, человек слышит эти вопросы и понимает, что это нельзя. Суеверия не то чтобы пресекались, они даже не возникают у старообрядцев. При первых же признаках, уже на уровне семьи идет разъяснительная работа, что это все от лукавого, чтобы сбить человека.

«Гонения обескровили старообрядцев»

Как известно, в старообрядчестве за эти 350 лет сложилось несколько течений. В том числе беспоповцы. Они до сих пор существуют?

Беспоповство — течения в старообрядчестве, которые остались без священников в XVII веке в связи с вымиранием священников, поставленных до церковной реформы. Беспоповцы отрицают легитимность священнослужителей, которые были рукоположены после раскола. Нередки были случаи, когда староверы становились беспоповцами в XVIII-XIX веках из-за отсутствия священника в отдаленных местах проживания. Сложившиеся общины также отличаются друг от друга в мировоззрениях. В частности, в некоторых из них отрицался церковный календарь или иконы, написанные после реформы.

Действительно, на Урале есть такие общины. За несколько столетий гонений нас обескровили, лишили священнослужителей — к XIX веку сложился запрет на прием священнослужителей из господствующей церкви. Многие общины в таких условиях остались без священников, и в таком состоянии они закостенели. Они говорят: «Так жили наши предки, и мы так будем продолжать».

- То есть семейные традиции заменили религиозные основы?

Тут скорее не традиции, а именно непонимание всей полноты церковных таинств, которых нет у беспоповцев. Ведь нет священника — нет таинств. Крестят они сами, сами принимают исповедь, но никаких священнических молитв они не читают. Кроме того, священнослужитель является носителем вероучения, а раз священники были утеряны, то утеряно и вероучение. Бабушки и дедушки не могли передать своим потомкам предание церковной жизни.

В Екатеринбурге эти общины были децентрализованы, то есть молятся только дома. Последняя община в городе распалась десять лет назад после продажи дома на Шарташе, где они собирались. Здесь как раз мы и видим тот распад, и вымирание, о которых вы сказали. Там, где отсутствует централизация и священноначалие, происходят такие процессы.

- Что происходит с членами распавшихся общин?

Те, кто остался без духовного наставничества, но чувствуют необходимость в этом, приходят к нам. Они принимают миропомазание и входят в Церковь.

Одних таинств все-таки мало, чтобы человек погрузился в церковную жизнь. Ведь новому члену прихода нужно разъяснить, что происходит на службах. Каким образом это делается?

Человек, который пришел к этому сам, уже осознал, зачем ему необходима Церковь. Вновь пришедшим мы постепенно объясняем, какие моменты происходят на службах. Это необходимо делать дозированно, по мере понимания человеком всех вещей. Я лично отвечаю на вопросы людей. Также у нас есть воскресные школы для взрослых и детей.

Это как раз и есть процесс, называемый воцерковлением.

- Гонения обескровили старообрядцев. Вы и сейчас испытываете дефицит в священнослужителях?

К сожалению, священников по-прежнему не хватает. Но с другой стороны, 30 лет назад в Свердловской области не было ни одного священнослужителя. В 1988 году появился один — в селе Пристань. К настоящему времени в области их насчитывается четыре. Рост получается — 400%. Для нас это уже результат.

В РПЦ, где также испытывают дефицит кадров, есть практика, когда новый член церкви через два-три года становится священником. Как у вас с этим?

Нет, апостол Павел в своих посланиях писал: «Вскоре руки не возлагай» (имеется в виду таинство рукоположения в священники, — прим. ЕАН). В правилах написано, что в течение пяти лет после крещения «никаких должностей не вручай», чтобы у человека не было искушений.

Этот барьер защищает человека от самого себя. Тем более если говорить о кандидате, который должен стать священником, то его фактически взращивают в приходе определенное время. Понятно, что процесс это не скорый.

Многие задаются вопросом: «Кто такие староверы, и чем они отличаются от православных верующих?». Люди по-разному интерпретируют староверство, приравнивая его то к религии, то к разновидности сект.

Попытаемся разобраться в этой чрезвычайно интересной теме.

Староверы — кто они такие

Староверчество возникло в 17 веке как протест против изменения старых церковных обычаев и традиций. Начался раскол после реформ Патриарха Никона, который ввел новшества в церковные книги и церковный уклад. Все, кто не принял изменений и радел за сохранение старых традиций, были преданы анафеме и подверглись гонениям.

Большая община староверов вскоре раскололась на отдельные ветви, которые не признавали таинств и традиций Православной Церкви и зачастую имели отличные друг от друга взгляды на веру.

Избегая преследований, староверы бежали в нелюдимые места, заселив Север России, Поволжье, Сибирь, обосновались на территории Турции, Румынии, Польши, Китая, добрались до Боливии и даже Австралии.

Обычаи и традиции староверов

Нынешний уклад жизни староверов практически не отличается от того, которым несколько веков назад пользовались их деды и прадеды. В таких семьях чтят историю и традиции, переходящие из поколения с поколения. Детей учат почитать родителей, воспитывают в строгости и послушании, чтобы в дальнейшем они стали надежной опорой.

С самого раннего возраста сыновей и дочерей приучают к труду, который у староверов в большом почете. Работать приходится много: староверы стараются не покупать продукты в магазине, поэтому выращивают овощи и фрукты на огородах, в идеальной чистоте содержат скотину, многое для дома делают своими руками.

Они не любят рассказывать о своей жизни посторонним людям, и даже имеют отдельную посуду для тех, кто нагрянет в общину «со стороны».

Чтобы вычистить дом, используют только чистую воду из освященного колодца или источника. Баню считают нечистым местом, поэтому крестик перед процедурой обязательно снимают, а когда заходят после парной в дом, обязательно умываются чистой водой.

Очень большое внимание староверы уделяют таинству крещения. Окрестить младенца стараются в течение нескольких дней после его рождения. Имя выбирают строго по святцам, причем для мальчика - в течение восьми дней после появления на свет, а для девочки - в диапазоне восьми дней до и после рождения.

Все атрибуты, используемые при крещении, некоторое время держат в проточной воде, чтобы они стали чистыми. Родителей на крестины не допускают. Если мама или папа станут свидетелями обряда, то это плохой знак, который грозит разводом.

Что касается свадебных традиций, то под венец не имеют права идти родственники до восьмого колена и родственники «по кресту». Во вторник и четверг свадьбу не играют. После бракосочетания женщина постоянно носит головной убор шашмуру, появиться без него на людях считается большим грехом.

Траур старообрядцы не носят. По обычаям, тело покойника омывают не родственники, а выбранные общиной люди: мужчину омывает мужчина, женщину - женщина. Тело кладут в деревянный гроб, на дне которого лежит стружка. Вместо крышки - простыня. На поминках покойного не поминают спиртным, а его вещи раздают нуждающимся как милостыню.

Есть ли сегодня староверы в России

В России сегодня насчитываются сотни поселений, в которых живут русские староверы.

Несмотря на различные течения и ветви, все они продолжают быт и уклад своих предков, бережно хранят традиции, воспитывают детей в духе нравственности и честолюбия.

Какой крест у староверов

В церковных ритуалах и богослужениях староверы используют восьмиконечный крест, на котором нет изображения Распятия. Кроме горизонтальной перекладины, на символе присутствует еще две.

Верхняя изображает табличку на кресте, где был распят Иисус Христос, нижняя подразумевает своеобразную «чашу весов», которая измеряет человеческие грехи.

Как крестятся староверы

В православии принято совершать крестное знамение тремя пальцами - троеперстием, символизирующем единство Пресвятой Троицы.

Староверы крестятся двумя перстами, как это было принято на Руси, произнося два раза «Аллилуия» и добавляя «Слава Тебе, Боже».

На богослужение облачаются в специальную одежду: мужчины надевают рубаху или косоворотку, женщины - сарафан и платок. Во время службы староверы скрещивают руки на груди в знак смирения перед Всевышним и отпускают земные поклоны.

Где находятся поселения староверов

Кроме тех, кто остался в России после реформ Никона, в настоящее время в страну продолжают возвращаться староверы, долгое время прожившие в изгнании за ее пределами. Они, как и прежде, чтут свои традиции, разводят скот, обрабатывают земли, воспитывают детей.

Очень многие воспользовались программой переселения на Дальний Восток, где много плодородных земель и есть возможность сложить крепкое хозяйство. Несколько лет назад в Приморье благодаря той же программе по добровольному переселению вернулись староверы из Южной Америки.

В Сибири и на Урале существуют деревни, где прочно обосновываются староверческие общины. На карте России много мест, где процветает старообрядчество.

Почему староверов называли беспоповцами

Раскол старообрядчества образовал две отдельные ветви - поповщину и безпоповщину. В отличие от староверов-поповцев, которые после раскола признали церковную иерархию и все таинства, староверы-беспоповцы стали отрицать священство во всех его проявлениях и признали только два таинства - Крещение и Исповедь.

Есть старообрядческие течения, которые также не отрицают таинства Брака. По мнению беспоповцев, в мире воцарился антихрист, и все современное священнослужение - ересь, от которой нет толку.

Какая у староверов Библия

Староверы считают, что Библия и Ветхий Завет в современной их интерпретации искажены и не несут первоначальной информации, которая должна нести истину.

В своих молитвах они используют Библию, которая использовалась до реформы Никона. До наших дней сохранились молитвенные книги тех времен. Их тщательно изучают и используют в богослужениях.

Чем отличаются староверы от православных христиан

Главная разница заключается в следующем:

  1. Православные верующие признают церковные обряды и таинства Православной церкви, верят в ее учения. Староверы считают истиной старые дореформенные тексты Священных книг, не признавая внесенных изменений.
  2. Староверы носят восьмиконечные кресты с надписью «Царь славы», на них нет изображения Распятия, крестятся двумя пальцами, бьют земные поклоны. В православии принято троеперстие, кресты имеют четыре и шесть концов, в основном держат поясные поклоны.
  3. Четки православных - это 33 бусины, старообрядцы используют так называемые лестовки, состоящие из 109 узелков.
  4. Староверы крестят людей троекратно, полностью погружая их в воду. В православии человека обливают водой и погружают частично.
  5. В православии имя «Иисус» пишется с двойной гласной «и», староверы верны традициям и пишут его как «Исус».
  6. В Символе Веры православных и староверов более десяти разночтений.
  7. Старообрядцы предпочитают деревянным медные и оловянные иконы.

Заключение

Оценку дереву можно дать по его плодам. Назначение Церкви - вести своих духовных детей к спасению, и дать оценку её плодам, результату её трудов, можно по тем дарованиям, которые стяжали её чада.

А плоды православной церкви - это сонм Святых мучеников, святителей, священников, молитвенников и других дивных Угодников Божьих. Имена наших Святых известны не только православным, но и старообрядцам, и даже не церковным людям.


Самое обсуждаемое
Задержанным в Киеве Задержанным в Киеве "российским шпионом" оказался переводчик премьера Станислав Ежов
Чемпионка ссср по прыжкам на батуте просит милостыню Чемпионка ссср по прыжкам на батуте просит Чемпионка ссср по прыжкам на батуте просит милостыню Чемпионка ссср по прыжкам на батуте просит
Сирийский диктатор Асад госпитализирован с нервным параличом: после переговоров в Астане у «большого друга» Путина не открывается левый глаз Сирийский диктатор Асад госпитализирован с нервным параличом: после переговоров в Астане у «большого друга» Путина не открывается левый глаз


top