Статика. Равновесие тел. Центр тяжести. Устойчивость. Опыты. Академия занимательных наук. Физика. Видео Опыты нахождения центра тяжести тела

Статика. Равновесие тел. Центр тяжести. Устойчивость. Опыты. Академия занимательных наук. Физика. Видео Опыты нахождения центра тяжести тела

Центром тяжести всякого тела считается геометрическая точка, в которой пересекаются все силы тяжести, действующие на тело при его любом повороте. Изредка она не совпадает ни с одной из точек тела.

Вам понадобится

  • – тело
  • – нить
  • – линейка
  • – карандаш

Инструкция

1. Если тело, центр тяжести которого требуется определить, однородное и имеет примитивную форму – прямоугольную, круглую, шарообразную, цилиндрическую, квадратную, и у него есть центр симметрии, в сходственном случае центр тяжести совпадает с центром симметрии.

2. Для однородного стержня центр тяжести размещен в его середине, то есть в его геометрическом центре. Верно такой же итог получается и для однородного круглого диска. Его центр тяжести лежит в точке пересечения диаметров круга. Следственно и центр тяжести обруча окажется в его центре, вне точек самого обруча. Обнаружьте центр тяжести однородного шара – он размещен в геометрическом центре сферы. Центр тяжести однородного прямоугольного параллелепипеда окажется на пересечении его диагоналей.

3. Если тело имеет произвольную форму, если оно неоднородно, скажем, имеет выемки, рассчитать расположение центра тяжести трудно. Разберитесь, где у такого тела располагается точка пересечения всех сил тяжести, которые действуют на эту фигуру при ее переворачивании. Обнаружить данную точку проще каждого опытным путем, воспользовавшись методом свободного подвешивания тела на нити.

4. Ступенчато прикрепляйте тело к нити за различные точки. При равновесии центр тяжести тела должен лежать на линии, совпадающей с линией нити, напротив сила тяжести привела бы тело в движение.

5. При помощи линейки и карандаша прочертите вертикальные прямые, совпадающие с направлением нитей, которые были закреплены в различных точках. В зависимости от трудности формы тела потребуется провести две-три линии. Все они обязаны пересечься в одной точке. Эта точка и будет центром тяжести данного тела, так как центр тяжести должен единовременно находиться на всех сходственных прямых.

6. Определите с поддержкой метода подвешивания центр тяжести как плоской фигуры, так и больше трудного тела, форма которого может изменяться. Скажем, два бруска, объединенные шарниром, в разложенном состоянии имеют центр тяжести в геометрическом центре, а в согнутом – их центр тяжести оказывается вне этих брусков.

Еще в школе на уроках физики мы впервой знакомимся с таким представлением, как центр тяжести. Задача не из легких, но классно объяснима и внятна. Не только юному физику потребуется знать определение центра тяжести. И если вы столкнулись с данной задачей, стоит прибегнуть к подсказкам и напоминаниям, чтобы обновить свою память.

Инструкция

1. Проштудировав учебники физики, механики, словари либо энциклопедии, вы наткнетесь на определение центра тяжести либо как по иному называют центр масс.В различных науках немножко различные определения, но суть, реально, не теряется. Центр тяжести неизменно находится в центре симметрии тела. Для больше наглядного представления «центр тяжести (либо по иному называют центр масс) – это точка, что бессменно связанна с твердым телом. Через неё проходит равнодействующая сил тяжести, действующие на частицу данного тела при любом его расположение».

2. Если центр тяжести твердого тела – это точка, значит она должна иметь свои координаты.Для определения главно знать координаты по x, y, z, i-той части тела и вес, обозначающийся буквой – p.

3. Разглядим пример задачи.Даны два тела разных масс m1 и m2,на которые действуют различные весовые силы (как изображено на рисунке). Записав формулы веса:P1= m1*g, Р2= m2*g;Центр тяжести находится между двумя массами. И если все тело подвесить в т.О, наступит значение баланс, то есть эти предметы перестанут перевешивать друг друга.

4. Многообразные геометрические фигуры имеют физические и математические расчеты по поводу центра тяжести. К всему свой подход и свой способ.Рассматривая диск, уточняем, что центр тяжести находится внутри него, вернее в точке пересечения диаметров (как показано на рисунке в т.С – точка пересечение диаметров). Таким же методом находят центры параллелепипеда либо однородного шара.

5. Представленный диск и два тела с массами m1 и m2 – однородной массы и верной формы. Тут дозволено подметить, что желанный нами центр тяжести находится внутри этих предметов. Впрочем, в телах с неоднородной массой и неправильной формы центр может находится за пределами предмета. Ощущаете сами, что задача теснее становится труднее.

Равновесием с точки зрения экономической науки именуется такое состояние системы, когда весь из участников рынка не желает изменить свое поведение. Рыночное баланс определяется, таким образом, как обстановка, когда продавцами предлагается для продажи верно такое число товара, какое клиенты желают купить. Отыскание точки баланса заключается в построении некоторой совершенной модели рыночного поведения участников экономических отношений.

Инструкция

1. Воспользуйтесь для нахождения точки баланса представлениями о функциях потребности и предложения. Это поможет определить, при каком ярусе цены обе функции будут иметь равные значения. Потребность характеризует подготовленность клиентов купить товар, а предложение – подготовленность изготовителя данный товар продать.

2. Выразите функции потребности и предложения при помощи таблицы, состоящей из 3 столбцов (см. Рис. 1). Первая колонка цифр будет включать значения цены, скажем, в рублях за единицу товара. 2-й столбец определяет объем потребности, а 3-й – объем предложения за определенный заблаговременно определенный период.

3. Определите по таблице, при каком ярусе цены объемы потребности и предложения будут совпадать. Для приведенного учебного примера равные объемы (2800 единиц) будут отслеживаться при цене 15 рублей за единицу товара. Это и будет точкой рыночного баланса.

4. Используйте для нахождения рыночного баланса графическое отображение потребности и предложения. Данные из таблицы, аналогичной приведенной выше, перенесите в пространство 2-х осей, одна из которых (P) отображает ярус цены, а вторая (Q) – число единиц товара.

5. Объедините линиями точки, отражающие метаморфоза параметров в всем столбце. В итоге вы получите два графика D и S, пересекающихся в некоторой точке. Кривая D является отражением потребительского потребности на товар, а кривая S рисует картину предложения того же товара на рынке.

6. Подметьте точку пересечения 2-х кривых как A. Эта всеобщая точка показывает равновесное значение числа товара и цены на него в данном сегменте рынка. Такое графическое изображение точки баланса делает картину потребности и предложения больше объемной и наглядной.

7. Для всего яруса цены определите также разницу в числе потребности и предложения. В зависимости от расположения графиков на всем из рассматриваемых ценовых ярусов такая разница может отражать недобор предложения либо его излишек (см. Рис. 2).

Видео по теме

Центр тяжести всякого геометрического предмета – точка пересечения всех сил тяжести, действующих на фигуру при любом изменении ее расположения. Изредка эта отметка может не совпадать с телом, находясь вне его границ.

Вам понадобится

  • – геометрическое тело;
  • – нить;
  • – линейка;
  • – карандаш.

Инструкция

1. Помните, что центр симметрии однородного тела легкой прямоугольной, круглой, шарообразной, цилиндрической либо квадратной формы совпадает с его центром тяжести. У однородного круглого диска он размещен в точке пересечения диаметров круга.

2. У обруча, как и у шара, данный параметр находится в геометрическом центре, но только вне пределов фигуры. Обнаружьте точку пересечения диагоналей прямоугольного параллелепипеда, которая и будет являться его центром тяжести.

3. Учтите, что рассчитать центр тяжести неоднородного предмета произвольной формы крайне сложно. Воспользуйтесь методом свободного подвешивания тела на нити и опытным путем обнаружьте точку пересечения всех сил тяжести, действующих на фигуру при ее переворачивании.

4. Ступенчато соединяйте тело с нитью в разных точках. Если предмет, центр тяжести которого нужно обнаружь, находится в состоянии покоя, то желанный параметр совпадает с линией нити. В отвратном случае сила тяжести непременно привела бы его в движение.

5. Воспользуйтесь линейкой и карандашом и начертите вертикальные прямые линии, которые совпадают с направлением нитей, закрепленных в разных точках предмета. В зависимости от трудности произвольной формы тела, проведите две либо три линии, которые обязаны пересекаться в одной точке. Она и будет желанным параметром выбранного предмета, так как его центр тяжести располагается на всех сходственных прямых линиях.

6. Метод подвешивания предмета разрешает определять центр тяжести как плоской фигуры, так и больше трудного тела с непостоянной произвольной формой. Скажем, в разложенном состоянии центр тяжести 2-х брусков, объединенных шарниром, находится в их геометрическом центре. Если бруски согнуть, то желанный параметр окажется за пределами предметов.

ЦЕНТР ТЯЖЕСТИ

У каждого предмета есть центр тяжести. Например, у однородной палки (такой, как, например, черенок лопаты) он находится точно на ее середине, у крышки кастрюли — в ее центре. Для того чтобы горизонтально подвесить палку, понадобятся самое маленькое две нитки, привязанные к ее концам, но, воспользовавшись центром тяжести, можно обойтись и одной ниткой, привязанной к самой середине палки. Чтобы крышка кастрюли висела горизонтально, тоже вместо нескольких ниток достаточно одной, привязанной в ее центре (за ушко).
От положения центра тяжести зависит равновесие предмета. Если центр тяжести находится ниже точки опоры и точно под ней, будет самое устойчивое равновесие. Это можно проследить на опытах, которые мы с вами сейчас проделаем.


СОРЕВНОВАНИЕ ДВУХ КАРАНДАШЕЙ

Возьмите два граненых карандаша и держите их перед собой параллельно, положив на них линейку. Начните сближать карандаши. Сближение будет происходить поочередными движениями: то один карандаш движется, то другой. Даже если вы захотите вмешаться в их движение, у вас ничего не получится. Они все равно будут двигаться по очереди.

Почему это происходит? Как только на одном карандаше давление стало больше и трение настолько возросло, что карандаш дальше двигаться не может, он останавливается. Зато второй карандаш может теперь двигаться под линейкой. Но через некоторое время давление и над ним становится больше, чем над первым карандашом, и из-за увеличения трения он останавливается.

А теперь может двигаться первый карандаш. Так, двигаясь по очереди, карандаши встретятся на самой середине линейки у ее центра тяжести. В этом легко убедиться по делениям линейки.

Этот опыт можно проделать и с палкой, держа ее на вытянутых пальцах. Сдвигая пальцы, вы заметите, что они, тоже двигаясь поочередно, встретятся под самой серединой палки. Правда, это лишь частный случай.

Попробуйте проделать то же самое с обычной половой щеткой, лопатой или граблями. Вы увидите, что пальцы встретятся не на середине палки.


ОПЫТ С НЕУСТОЙЧИВЫМ РАВНОВЕСИЕМ

Напомним условие устойчивого равновесия: равновесие будет устойчивым, если центр тяжести находится ниже точки опоры и точно под ней. Это значит, что, если отвесная линия проходит через точку опоры или подвеса и через центр тяжести, уже можно надеяться, что равновесие будет обеспечено.

Шар, который лежит на столе, всегда будет находиться в состоянии равновесия, потому что его центр тяжести (а он находится в центре шара) будет соединен с точкой опоры отвесной линией, как бы мы шар ни передвигали. Такое равновесие называется безразличным. Другое дело, если вы захотите, чтобы шар удержался на кончике пальца. И хотя такое равновесие будет очень неустойчивым, но все-таки, оказывается, и оно возможно. Ведь не только жонглеры в цирке легко держат большие мячики на кончике пальца, но и животные: дрессированные морские львы, например, удерживают шар на кончике своего носа.

И вы сможете научиться держать большой мяч на кончике пальца. Весь секрет заключается в том, чтобы быстро передвигать точку опоры — ваш палец — под центр тяжести мячика. Как только мяч начнет падать, он сдвинется с отвесной линии, соединяющей его центр с точкой опоры. Сразу же надо выправить положение — подвести точку опоры под центр мяча. Сначала, конечно, у вас ничего не получится, но после тренировок вы постепенно добьетесь успеха. И ваши быстрые движения для восстановления равновесия почти не будут со стороны заметны. Зрителям будет казаться, что мяч спокойно держится на вашем пальце, даже не собираясь падать.

Проделайте опыты с мячами разных размеров и подумайте, почему удачней всего получается опыт с большим мячом.


РАВНОВЕСИЕ ЧЕЛОВЕКА

Встаньте правым боком вплотную к стене, поднимите одновременно левую руку и ногу и попытайтесь удержаться в таком состоянии.
Почему человек теряет равновесие?

Человек теряет равновесие при одновременном поднятии левой руки и ноги, так как прямая, проведенная через центр тяжести, перестает пересекать площадь опоры.

УСТОЙЧИВЫЙ КАРАНДАШ

Попробуй поставить карандаш на острие. Можешь возиться хоть целый день.

И все-таки есть очень простой способ заставить карандаш стоять.
Это старинный, очень наглядный опыт. Перочинный нож у вас, наверно, есть, карандаш тоже. Зачините карандаш, чтобы у него был острый конец, и немного выше конца воткните полураскрытый перочинный нож, раскрытый не до конца. На рисунке ясно видно, как это сделать.

Поставьте острие карандаша на указательный палец, и карандаш будет стоять на пальце, слегка покачиваясь. Раскрывая нож больше или меньше, можешь устанавливать карандаш не только прямо, но и наклонно. И все равно он не будет падать, даже если его толкнуть. Немножко покачается —и останется стоять на острие!

Почему же карандаш без ножа падает, а с ножом стоит?
Ведь в обоих случаях карандаш опирается на острие. Это его точка опоры. Но в первом случае точка опоры находилась в самом низу. А во втором —под ней висел перочинный нож. Ясно, что дело здесь именно в ноже. Если карандаш наклонится и начнет падать —нож будет подниматься вверх.
Но ведь нож тяжелее, он тянет вниз и заставляет карандаш снова выпрямиться.

Где находится центр тяжести карандаша и перочинного ножа? Ответ простой: на пересечении отвесной линии, проведенной через точку опоры и рукоятку ножа. То есть в самой рукоятке, значительно ниже точки опоры.

НОЖ МОЖЕТ БЫТЬ И НАВЕРХУ

В опыте с карандашом перочинный нож находился внизу. Но он может быть и наверху. Нужно только взять еще более тяжелый предмет, чтобы главная тяжесть все-таки оказалась ниже точки опоры.
Очень удобна для этого опыта поварешка. Она тяжелее ножа, и на конце ее ручки есть крючок.
Поставь полуоткрытый перочинный нож у края стола и повесь на него поварешку. Покачавшись, это сооружение уравновесится. А ведь ясно, что без поварешки нож и секунды не простоял бы в таком положении!

Чем тяжелее поварешка, тем ровнее стоит нож. В этом легко убедиться, насыпая в поварешку песок. Нож будет подыматься все выше.

С поварешкой и ножом можно сделать еще более кра-сивый опыт. На рисунке ты видишь, как надеть пова-решку у основания лезвия. Нож придется согнуть так, чтобы поварешка не скользила и торчала под углом при-мерно 45° к рукоятке ножа. Теперь все сооружение будет в равновесии, если конец рукоятки подпереть пальцем. А можно положить его на край стола. Правда, стакан придется наполнить водой, чтобы он не опрокинулся.


ОПЫТ С ПОВАРЕШКОЙ

Нож тяжелее карандаша. Поварешка тяжелее ножа. Что бы такое подобрать тяжелее поварешки?
Крышку от кастрюли? Годится! Только не алюминиевую, а эмалированную, она потяжелее.

Посмотри, какой рекорд равновесия установила поварешка, соединенная со своей подружкой шумовкой! Крышка от кастрюли лежит краем на горлышке бутылки в прочном, устойчивом положении

А ТЕПЕРЬ НАВЕРХУ КРЫШКА ОТ КАСТРЮЛИ

Можно ли уравновесить крышку от кастрюли на острие иглы? Ты, конечно, сразу сообразишь, что для этого нужно подобрать что-нибудь потяжелее крышки. В нашем опыте взяты четыре вилки. Только они должны быть стальные или мельхиоровые: алюминиевые слишком легки.

Разрежь по длине две корковые пробки. Если таких пробок у тебя нет, можешь заменить их кусками пенопласта. В каждую из четырех половинок воткни по вилке так, чтобы угол между плоскостью среза и вилкой был чуть-чуть меньше прямого.

Размести вилки с пробками по краю крышки на равных расстояниях одна от другой. Для большей устойчивости зубья вилок должны касаться края крышки.

Теперь крышку от кастрюли удастся наконец уравновесить на острие иглы, всаженной в пробку. На глаз кажется, что это невозможно,—и все-таки крышка стоит! Ее можно даже заставить вращаться, если раскрутить достаточно осторожно. И вращаться она будет долго. Ведь трение между кончиком иглы и эмалированной крышкой очень невелико.

Источники: Ф. Рабиза "Опыты без приборов"; "Забавная физика"; Л.А. Горев "Занимательные опыты по физике"

Предлагаю несколько простых опытов с подручными материалами, которые практически не требуют подготовки.

Ребенок делает уроки, но нужно же передохнуть. И я предлагаю провести простой опыт с линейкой и карандашами.

Соревнование карандашей или определение центра тяжести

Возьмите два карандаша, держите их перед собой параллельно, сверху на них положите линейку. Начните сближать карандаши одновременно. И тут происходит удивительная вещь: сначала подвинется один карандаш, потом другой. И так будет происходить по очереди пока они не встретятся на середине линейки.

Можно задачу усложнить, и к одному краю линейки прилепить например кусочек пластилина. И тогда карандаши встретятся в центре тяжести, но это будет уже не середина линейки. У нас получилось, что центр тяжести 25 см линейки оказался на отметке 12,5. А вот с пластилином центр тяжести переместился на отметку 20.

Оказывается, как только над одним карандашом давление выросло настолько, что не дает ему двигаться дальше из-за увеличения силы трения, начинает движение другой карандаш. Но через некоторое время и над ним становится больше, чем над первым, и он из-за увеличения силы трения останавливается. И так поочередно.

Во такой простой опыт пятиминутка для детей получился.

ЦЕНТР ТЯЖЕСТИ — неизменно связанная с твердым телом точка , через которую проходит р авнодействующая сил тяжести , действующих на частицы этого тела при любом положении тела в пространстве . У однородного тела , имеющего центр симметрии (круг , шар , куб и т . д .), центр тяжести находится в центре симметрии тела .

Центр тяжести человека

Еще один простой и быстрый эксперимент.

Предложите ребенку сесть на стул. Спина и ноги должны быть строго вертикально, ноги стоят на полу. А теперь нужно встать со стула, но не помогать руками и ноги не сдвигать с места. Встать из такого положения не удастся.

Когда ребенок сидит на стуле, соблюдая все условия, то он не находится в равновесии , а чтобы встать нужно именно равновесие. Как этого добиться? Нужно чтобы воображаемая линия, проходящая через центр тяжести человека, пересекла область ступней. И тогда все получится. Можно поджать ноги под стул или вытянуть руки вперед, взяв что-то тяжелое.

Берем полоску бумаги, ставим на нее несколько шашек и резким движение выдергиваем лист. В идеале башенка из шашек не развалится и останется стоять. Этот простой опыт демонстрирует инерцию.

Ине́рция (от лат. inertia - бездеятельность, косность , синоним: инертность ) - свойство тел оставаться в некоторых системах отсчёта в состоянии покоя или равномерного прямолинейного движения в отсутствие или при взаимной компенсации внешних воздействий.

Есть статья Татьяны Галатоновой, в которой она с учеником рассуждает об инерции и ремнях безопасности .

А вот еще несколько примеров инерции:

  • Когда воду выплескиваем из ведра, руки останавливаются с ведром, а вода выплескивается по инерции.
  • Когда пекарь отправляет в печь хлеб и резко выдергивает лопату, то хлеб оказывается в печи на своем месте. (Улыбаюсь, Жихарка вспоминается).
  • Или вот классика — машина тормозит, а мы летим вперед.

Попробуйте с ребенком порассуждать о примерах инерции. Можно еще нагрузить игрушечную машинку кубиками или небольшими игрушками. Привязать к машинке веревочку сзади и держать за нее. Толкнуть машинку, а когда она после быстрого движения резко остановится, то игрушки улетят вперед.

Такие простые опыты мы провели в перерывах между уроками.

ВЫСОТА ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ И МЕХАНИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ

Тело находится в состоянии устойчивого равновесия, или механической устойчивости, если оно после небольшого наклона возвращается в свое первоначальное положение. Центр тяжести такого тела при его вращении вначале поднимается вверх.

Наполните две одинаковые бутылки водой и запечатайте их. Пусть одна бутылка будет заполнена на одну четверть, а другая — целиком. Чем больше воды, тем выше центр тяжести. Поставьте бутылки рядом; слегка наклоните их, а затем отпустите.

Постепенно увеличивайте угол наклона, пока одна из бутылок не упадет. Первой упадет та бутылка, которая обладает меньшей механической устойчивостью.


ПЛОЩАДЬ ОСНОВАНИЯ И РАВНОВЕСИЕ

Тело находится в состоянии устойчивого равновесия до тех пор, пока вертикальная линия, проведенная из его центра тяжести проходит через его основание, то есть сторону, на которой тело стоит.

Опыт

Поставьте деревянный брусок (размеры бруска 5, 10 и 15 см) одной из сторон 5 х 15 см на кусок плотного картона или на плоский поднос, ближе к его краю Чтобы брусок не скользил, поместите перед ним полоску пластилина. Сейчас ширина основания бруска равна 5 см.

Медленно поднимайте противоположный конец подноса, пока брусок не перевернется. Удерживая поднос в этом положении, попросите кого-нибудь измерить угол подъема подноса над столом.

Повторите опыт не менее трех раз и усредните полученные результаты. Теперь разверните брусок так, чтобы к пластилину была обращена сторона 5 см. Снова проделайте опыт, определяя средний угол подъема подноса, при котором падает брусок.

Используйте результаты для объяснения того, как ширина основания наклоненного тела влияет на угол, при котором оно переворачивается.


ЦЕНТР ТЯЖЕСТИ

Свяжите концы бечевки длиной 30 см узлом. Просуньте сквозь петлю рейку длиной в 1 метр и молоток (лучше с деревянной ручкой). Положите рейку свободным концом на край стола. Ручка молотка концом должна упираться в рейку, а головка — свисать под стол. Найдите такое положение молотка, при котором все сооружение — рейка и прикрепленный к ней бечевкой молоток — будет уравновешено.

Все уравновешивается, если меньше половины рейки будет находиться на столе.

Почему?
Рейка, бечевка и молоток являются единым сооружением с общим центром тяжести. Центр тяжести — это точка, к которой приложен вес всей конструкции. Поэтому центр тяжести — это точка, определяющая равновесие тела. На рисунке пунктирная линия показывает вам, где находится центр тяжести. Тяжелый конец молотка уравновешивает ручку, находящуюся слева от точки равновесия.


РАВНОВЕСИЕ

Скатайте из пластилина шарик диаметром около 4 см. Воткните в шарик вилку. Вторую вилку воткните в шарик под углом в 45 градусов по отношению к первой вилке. Воткните зубочистку в шарик между вилками. Зубочистку поместите концом на край стакана и двигайте к центру стакана, пока не наступит равновесие.

Если равновесия достичь не удается, уменьшите угол между ними. При определенном положении зубочистки вилки уравновешиваются.

Почему? Где центр тяжести конструкции? Поскольку вилки расположены под углом друг к другу, то их вес как бы сосредоточен в определенной точке палочки, находящейся между ними. Эта точка называется центром тяжести.

ПОСЛУШНОЕ И НЕПОСЛУШНОЕ ЯЙЦО

Сначала попробуйте поставить целое сырое яйцо на тупой или острый конец. Потом приступайте к эксперименту.

Проткните в концах яйца две дырочки величиной со спичечную головку и выдуйте содержимое. Внутренность тщательно промойте. Дайте скорлупе хорошо просохнуть изнутри в течение одного-двух дней. После этого залепите дырочку гипсом, клеем с мелом или с белилами так, чтобы она стала незаметной.

Насыпьте в скорлупу чистого и сухого песка примерно на одну четверть. Залепите вторую дырочку тем же способом, как и первую. Послушное яйцо готово. Теперь для того, чтобы поставить его в любое положение, достаточно слегка встряхнуть яйцо, держа его в том положении, которое оно должно будет занять. Песчинки переместятся, и поставленное яйцо будет сохранять равновесие.

Чтобы сделать "ваньку-встаньку", нужно вместо песка набросать в яйцо 30-40 штук самых мелких дробинок и кусочки стеарина от свечи. Потом поставить яйцо на один конец и подогреть. Стеарин растопится, а когда застынет, слепит дробинки между собой и приклеит их к скорлупе. Замаскируйте дырочки в скорлупе.

Неваляшку невозможно будет уложить. Послушное же яйцо будет стоять и на столе, и на краю стакана, и на ручке ножа.

Как понять сложные законы физики. 100 простых и увлекательных опытов для детей и их родителей Дмитриев Александр Станиславович

99 Тело с перемещаемым центром тяжести

Тело с перемещаемым центром тяжести

Для опыта нам потребуются: коробочка от «киндер-сюрприза», металлический или стеклянный шарик.

Для этого опыта понадобится любой достаточно тяжелый шарик (можно металлический, можно стеклянный). Такие шарики продают в магазинах для украшений интерьера, аквариумов. И также пластиковая коробочка из «киндер-сюрприза».

На фото: нужные для опыта предметы. Стеклянный шарик и коробочка из-под «киндер-сюрприза».

Собственно, опыт проще некуда. Кладем шарик в коробочку и закрываем ее. Покатайте коробочку в руках. Она будет двигаться как-то странно, рывками. Будет вставать на один конец, потом перекатываться и опять вставать – словно ее дергает изнутри какая-то сила. Словно гномик или маленькое животное.

Если положить ее на наклонную плоскость, например диванную подушку, то вниз она покатится тоже довольно забавно. Почему так происходит? Шарик внутри свободно болтается и перемещается в коробочке. Поэтому центр тяжести всей системы, шарика и коробочки, постоянно перемещается. От этого движения и принимают такой странный характер. Например, можно поставить коробочку на попа?, вертикально. В таком случае шарик, находясь на дне в узкой части коробочки, своим весом придавливает ее и не дает упасть. Совсем как в игрушке «неваляшка», которая выпускалась в советское время.

Когда же коробочка начинает скатываться, шарик перемещается в другой конец и, ударяясь о стенку, заставляет коробочку рывком сдвигаться.

Теперь мы можем понять, почему управление небольшими судами с находящимся в них тяжелым грузом может стать сложной задачей. Рыбак переходит с кормы на нос небольшой лодки – лодка сдвинется! Или, например, маленький космический модуль при перемещении космонавтов внутри изменяет свой общий центр тяжести. Ведь космонавты играют роль шарика, а сам модуль – коробочки. А в космосе все движения должны быть точными, а то стыковка не получится! Но там считают компьютеры – мы пока только учимся и забавляемся.

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Из книги Самосознающая вселенная. Как сознание создает материальный мир автора Госвами Амит

Из книги Межпланетные путешествия [Полёты в мировое пространство и достижение небесных тел] автора Перельман Яков Исидорович

Невидимые оковы тяжести В старину, говорят, к ноге каторжника приковывали цепь с тяжелой гирей, чтобы отяжелить его шаг и сделать неспособным к побегу. Все мы, жители Земли, незримо отягчены подобною же гирею, мешающей нам вырваться из земного плена в окружающий простор

Из книги Что такое теория относительности автора Ландау Лев Давидович

IV Можно ли укрыться от силы тяжести? Мы слишком привыкли к тому, что все вещи, все физические тела прикованы своим весом к земле; нам трудно поэтому даже мысленно отрешиться от силы тяжести и представить себе картину того, что было бы, если бы мы обладали способностью

Из книги Физика на каждом шагу автора Перельман Яков Исидорович

Заслон от силы тяжести Остроумный английский писатель Герберт Уэльс подробно развил эту мысль в научно-фантастическом романе „Первые люди на Луне".Ученый герой романа, изобретатель Кевор, открыл способ изготовления именно такого вещества, непроницаемого для

Из книги Движение. Теплота автора Китайгородский Александр Исаакович

VI Вопреки тяжести. - На волнах света Из трех мыслимых способов борьбы с тяготением мы рассмотрели и отвергли два: способ защиты от тяготения и способ ослабления земной тяжести. Мы убедились, что ни тот, ни другой не дают человечеству надежды успешно разрешить заманчивую

Из книги Штурм абсолютного нуля автора Бурмин Генрих Самойлович

К главе X 11. Жизнь при отсутствии тяжести По поводу настоящей книжки в печати и в письмах к автору высказывалось опасение, что последствия для живого организма от помещения его в среду без тяжести должны быть роковыми. Опасения эти, однако, ни на чем, в сущности, не

Из книги История лазера автора Бертолотти Марио

Как движется тело в действительности? Из сказанного следует, что относительным является также понятие «перемещение тела в пространстве». Если мы говорим, что тело переместилось, то это означает лишь, что оно изменило свое положение относительно других тел.Если наблюдать

Из книги Распространненость жизни и уникальность разума? автора Мосевицкий Марк Исаакович

Вопреки тяжести Помощью зеркала вы можете удивить товарищей, показав им маленькое чудо: шары, вкатывающиеся вверх по крутому уклону, словно бы тяжесть для них не существовала. Само собою разумеется, что это будет обман зрения. Рис. 96. Кажется, будто шар катится вверхВам

Из книги Как понять сложные законы физики. 100 простых и увлекательных опытов для детей и их родителей автора Дмитриев Александр Станиславович

Движение под действием силы тяжести Будем скатывать небольшую тележку с двух очень гладких наклонных плоскостей. Одну доску возьмем значительно короче другой и положим их на одну и ту же опору. Тогда одна наклонная плоскость будет крутой, а другая – пологой. Верхушки

Из книги автора

Как складывать параллельные силы, действующие на твердое тело Когда на предыдущих страницах мы решали задачи механики, в которых тело мысленно заменялось точкой, вопрос о сложении сил решался просто. Правило параллелограмма давало ответ на этот вопрос, а если силы были

Из книги автора

Центр тяжести Все частички тела обладают весом. Поэтому твердое тело находится под действием бесчисленного количества сил тяжести. При этом все эти силы параллельны. Если так, то их можно сложить по правилам, которые мы только что рассматривали, и заменить одной силой.

Из книги автора

9. Сигналы из космоса. «Маленькие зеленые человечки». Когда молчание - золото. Рождение нейтронной звезды. Небесное тело на лабораторном столе. Английский радиоастроном Антони Хьюиш вряд ли мог заранее предугадать, какие удивительные события произойдут после

Из книги автора

Черное тело Мы можем начать с рассмотрения некоторых результатов, полученных немецким физиком Густавом Робертом Кирхгофом. Кирхгоф родился 12 марта 1824 г. в Кенигсберге, там же он проходил обучение в университете под руководством физика Франца Неймана (1798-1895). В 1847 г. после

Из книги автора

Из книги автора

54 Как найти центр тяжести Для опыта нам потребуется: обыкновенная палка. Мы уже знаем правило: чтобы стабилизировать, выровнять полет предмета, надо, чтобы его центр аэродинамического давления находился сзади центра тяжести. Но как быстро найти центр тяжести у палки,


Самое обсуждаемое
Взаимодействие с родителями детей средней группы Взаимодействие с родителями март средняя группа Взаимодействие с родителями детей средней группы Взаимодействие с родителями март средняя группа
Конспект занятия по аппликации «Деревья зимой Аппликация с вырезанием тема зима средняя группа Конспект занятия по аппликации «Деревья зимой Аппликация с вырезанием тема зима средняя группа
Татары, татарлар, международный татарский портал татарлар Татары, татарлар, международный татарский портал татарлар


top