Трудовые потребности человека. Труд как объективная необходимость и внутренняя потребность человека. Труд как выражение деятельно-творческой и социальной сущности человека

Трудовые потребности человека. Труд как объективная необходимость и внутренняя потребность человека. Труд как выражение деятельно-творческой и социальной сущности человека

Введение

Деятельность есть универсальный способ удовлетворения человеческих потребностей путем активного преобразующего отношения к миру. Деятельность - исключительная привилегия человека, признак его родовой сущности.

Принципиальное отличие деятельности человека от приспособительной активности животных состоит в том, что ни одна форма деятельности, ни одна способность к деятельности не наследуется вместе с биологической структурой тела, все они результат социального наследования (обучения, воспитания, практического опыта). Это, однако, не означает, что деятельность осуществляется независимо от биологического базиса, являющегося субстратом и объективной предпосылкой деятельности. Деятельность, направленная на нормальное функционирование организма человека и его функционирование в мире называется жизнедеятельностью. Она представляет сферу удовлетворения комплекса физиологических потребностей.

Понятие "труд" и "деятельность" нередко употребляются как однозначные. Действительно, в большинстве случаев различие между трудом и деятельностью несущественно. Можно сказать, что деятельность - это более широкое определение труда, а труд один из видов деятельности, определяющий все ее другие виды.

Трудовая деятельность, как средство удовлетворения потребностей.

1. Деятельность людей и ее многообразие.

Сравните два определения. Первое - из философского словаря: «Деятельность - форма существования человеческого общества; проявление активности субъекта, выражающейся в целесообразном изменении окружающего мира, а также в преобразовании человеком самого себя». Второе - из словаря по психологии: «Деятельность- форма психической активности субъекта, заключающаяся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели познания или преобразования объекта».

Нетрудно заметить, что оба определения говорят об активности субъекта в целесообразном (сообразном цели) изменении (преобразовании) окружающего мира. Однако философское определение трактует деятельность так же, как форму существования общества, а психология делает акцент на активности психической, т. е. проявляющейся в субъективных переживаниях человека, в его чувствах, мышлении, воле. Как видите, рассмотрение деятельности с разных точек зрения позволяет понять ее полнее.

2. Сущность и структура трудовой деятельности.

Обратимся к первому определению деятельности, приведенному выше. Будучи одним из аспектов человеческого бытия, деятельность воспроизводит социальные связи. В ней реализуются силы и способности человека, которые воплощаются в продуктах деятельности. В этой цепочке связей проявляется социальная сущность деятельности.

В структуре трудовой деятельности различаются ее субъект и объект. Субъект трудовой деятельности - тот, кто осуществляет трудовую деятельность, объект - это то, на что она направлена. Например, земледелец (субъект трудовой деятельности) работает на земле и выращивает на ней различные сельскохозяйственные культуры (объект деятельности). Для Министерства образования как субъекта трудовой деятельности все учебные заведения страны - объект, в отношении которого осуществляется управленческая деятельность.

Итак, субъектом трудовой деятельности может быть человек, группа людей, организация, государственный орган. Объектом могут быть природные материалы, различные предметы, сферы или области жизни людей. Трудовая деятельность субъекта может быть направлена также на другого человека. Например, тренер воздействует на спортсмена (тренирует его). Объектом деятельности артиста является публика в зале (аудитория). Наконец, трудовая деятельность субъекта может быть обращена на самого себя (человек сознательно тренирует свое тело, закаляет его, воспитывает волю, занимается самообразованием и т. д.).

Цель - это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена трудовая деятельность. Например, в голове архитектора, прежде чем начнется строительство дома, возникает его образ. В самом деле, можно ли начинать строить здание, не представляя себе, каким оно будет (многоквартирный дом или административное здание, деревенская изба или храм, казарма или дворец)? Его образ может быть показан в рисунке, чертеже, объемной модели, но прежде он возникает в сознании архитектора.

Итак, цель - это то, что представляется в сознании и ожидается в результате определенным образом направленной трудовой деятельности.

Когда цель определена, ее достижение или неуспех трудовой деятельности зависит от средств. Чтобы построить дом, нужны строительные материалы, механизмы, орудия труда и другие средства производства. Чтобы вырастить урожай, нужны семена, орудия труда, система приемов агротехники и т. д. Чтобы научить учеников читать и писать, нужны учебники, тетради, эффективные приемы учебной работы и т. п. Средства должны соответствовать цели. Когда говорят: «Палить из пушки по воробьям», - это значит, что средства не соответствуют цели.

3. Потребности и интересы.

Ученые-психологи изучают переживания человека, побуждающие его к деятельности. Такие переживания человека называют мотивом. Слово «мотив» французского происхождения и означает буквально «побудительная причина, повод к какому-либо действию». В психологии под мотивом понимают то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается. В роли мотивов могут выступать потребности, социальные установки, убеждения, интересы, влечения и эмоции, идеалы людей.

В мотивах деятельности проявляются потребности человека. А потребность - это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности.

Потребности человека можно разделить на три группы:

1. Биологические потребности (переживание нужды в дыхании, питании, воде, нормальном теплообмене, движении, самосохранении, сохранении рода и другие потребности, связанные с биологической организацией человека, его принадлежностью к природе).

2. Социальные потребности, порожденные обществом. В них воплощена нужда личности, например, в многообразных взаимоотношениях с другими людьми, в самореализации, самоутверждении, общественном признании ее достоинств.

3. Идеальные потребности: познавать окружающий мир в целом и в его частностях, осознавать свое место в нем, смысл и предназначение своего существования. Нужда в знаниях отмечена была еще в древности. Философ Аристотель писал: «Все люди от природы стремятся к знанию». Многие люди посвящают свой досуг чтению, посещению музеев, концертных залов и театров. У некоторых людей идеальные потребности сводятся к развлечениям. Но и в этом случае они разнообразны: кто-то увлекается кино, кто-то танцами, а кто-то футболом.

Биологические, социальные и идеальные потребности взаимосвязаны. Биологические в своей основе потребности у человека, в отличие от животных, становятся социальными. В самом деле, в жаркие дни многих людей мучает жажда, но никто (если он не находится в экстремальной ситуации) не станет пить из лужи на дороге. Человек выбирает напиток, утоляющий жажду, и заботится, чтобы сосуд, из которого он пьет, был чист. И прием пищи для человека становится потребностью, удовлетворение которой имеет множество социальных граней: имеют значение и кулинарные тонкости, и обстановка, и сервировка стола, и качество посуды, и оформление блюда, и приятное общество, разделяющее его трапезу.

У большинства людей социальные потребности господствуют над идеальными. Потребность в знаниях выступает нередко как средство обрести профессию, занять достойное положение в обществе.

В некоторых случаях вообще трудно отделить биологическое, социальное, идеальное. Примером может служить потребность в общении.

Приведенная классификация потребностей не единственная в научной литературе. Существует немало других. Одна из них разработана американским психологом А. Маслоу. Он выделил следующие базисные потребности:

Физиологические: в воспроизводстве рода, пище, дыхании, одежде, жилище, физических движениях, отдыхе и т. п.;

Экзистенциальные (от латинского слова, означающего буквально «существование»): в безопасности своего существования, комфорте, постоянстве условий жизнедеятельности, в гарантии занятости, страховании от несчастных случаев, уверенности в завтрашнем дне и т. д.;

Социальные: в социальных связях, общении, привязанности, заботе о другом и внимании к себе, участии в совместной деятельности с другими;

Престижные: в самоуважении, уважении со стороны других, признании, достижении успеха и высокой оценки, служебном росте;

Духовные: в самоактуализации, самовыражении.

Согласно теории Маслоу, первые два типа потребностей - первичные (врожденные), а следующие три - вторичные (приобретенные). Потребности каждого последующего уровня становятся насущными, когда удовлетворены предыдущие.

Наряду с потребностями важнейшим мотивом деятельности являются социальные установки. Под ними подразумевается общая ориентация человека на определенный социальный объект, выражающая предрасположенность к действию определенным образом относительно данного объекта. Таким объектом может быть, например, семья.

В зависимости от оценки значения семейной жизни, ее полезности для себя индивид может быть предрасположен к созданию семьи, ее сохранению или, напротив, не расположен создавать и беречь семейные узы. От этого зависят его действия, его поведение.

Важную роль в мотивах деятельности играют убеждения - устойчивые взгляды на мир, идеалы и принципы, а также стремление воплотить их в жизнь через свои действия и поступки.

В деятельности человека большое значение имеет воля, т. е. способность действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом противоположные по своей направленности собственные желания и стремления.

3.1. Потребности человека в деятельности.

Человек, как и другие живые существа, также нуждается для своего существования и деятельности в определенных условиях и черпаемых из внешней среды средствах.

Потребностями называются внутренние состояния, переживаемые человеком, когда он испытывает настоятельную нужду в чем-либо.

Характерными особенностями потребностей, являются:

· Конкретный содержательный характер потребности, связанной обычно или с предметом, которым стремятся обладать, или с какой-либо деятельностью, которая должна доставить человеку удовлетворение (например, определенная работа, игра и т. п.); в связи с этим различают предметные и функциональные потребности (например, потребность в движении);

· Более или менее ясное осознание данной потребности, сопровождаемое характерным эмоциональным состоянием (привлекательность объекта, связанного с данной потребностью, неудовольствие и даже страдание от неудовлетворения потребности и т. п.);

· Эмоционально-волевое состояние побуждения к удовлетворению потребности, к нахождению и реализации необходимых для этого путей; благодаря этому потребности являются одним из самых сильных мотивов волевых действий;

· Ослабление, иногда и полное исчезновение этих состояний, а в некоторых случаях даже превращение их в противоположные состояния (например, чувство отвращения от вида пищи в состоянии пресыщения) при удовлетворении потребности;

· Повторное возникновение, когда нужда, лежащая в основе потребности, вновь дает о себе знать; повторность потребностей является важным их признаком: однократная, носившая эпизодический характер и больше не повторившаяся нужда в чем-либо не превращается в потребность.

Потребности человека многообразны. Обычно их делят на материальные, связанные с телесными нуждами (потребности в пище, одежде, жилище, тепле и др.), и духовные, связанные с общественным существованием человека: потребности в общественной деятельности, в труде, в общении друг с другом, в приобретении знаний, в изучении наук и искусств, потребность в творчестве и т. д.

Наибольшее значение в жизни и деятельности человека имеют потребности в труде, в учении, эстетические потребности, потребность в общении с другими людьми.

Потребность в труде. Человек удовлетворяет свои материальные потребности с помощью труда. Он удовлетворяет эти потребности в процессе жизни, усваивая определенную систему необходимых для этого действий.

Современный человек, чтобы насытить и одеть себя, не приготовляет сам необходимые ему продукты питания и не делает ткань для необходимой ему одежды, а получает все это от общества, сам участвуя в труде по удовлетворению других потребностей общества. Общественный труд стал условием существования человека и вместе с тем самой главной его потребностью.

В разных общественных формациях у представителей различных классов общества потребность в труде в связи с особенностями общественной жизни людей приобретает разный характер и выражается в разной степени.

Потребность в учении. Вместе с трудом в самом процессе трудовой деятельности развивается потребность в учении, в приобретении знаний. Для характеристики личности важно учесть как степень развития этой потребности, так и ее особенности. Например, одни люди стремятся удовлетворить эту потребность путем самостоятельной научной работы, другие - через усвоение уже готовых знаний.

Эстетические потребности. Важной чертой личности является потребность в эстетическом наслаждении и в соответствующей творческой деятельности в области того или другого искусства. Эта потребность появилась уже на заре исторического развития человека, едва только выделившегося из мира животных. Как только человек стал заниматься трудом, он стал придавать изготовленным им предметам, орудиям, утвари эстетически приятные формы, украшал их сперва несложным, а затем более и более художественным орнаментом, удовлетворяя таким образом уже не естественные, непосредственно необходимые для жизни потребности, а эстетическую потребность в наслаждении прекрасным.

Вместе с развитием общества развивались и эстетические потребности человека, что привело к возникновению многочисленных и сложных видов искусства: живописи, скульптуры, архитектуры, музыки, литературы, театра, кино и т. д.

Для характеристики личности имеет значение как содержание и степень развития эстетических потребностей, так и способ их удовлетворения. У одних людей наиболее выражены эстетические потребности в музыке, у других в живописи, в танце; одни хорошо разбираются в совершенных произведениях искусства, другие удовлетворяются посредственными и примитивными. По способу удовлетворения эстетических потребностей одни люди могут быть отнесены к пассивному, или созерцательному, типу, другие - к активному, или творческому.

Потребности формируются у человека в течение жизни. Заботы о правильной организации потребностей являются одним из важных вопросов воспитания личности человека.

4. Трудовая деятельность.

Трудовая деятельность - явление многогранное. Различные аспекты труда стали предметом изучения нескольких общественных наук.

С точки зрения экономической науки труд рассматривается как планомерная, сознательная деятельность с целью переработки того, что дает природа, в предметы потребления. Экономика изучает труд как один из факторов производства, исследует механизм действия экономических законов в сфере труда, трудовые затраты на всех стадиях производственного цикла, соотношение оплаты труда с его результатами. Психология изучает психику работника, отличительные черты личности работников, формирование трудовых установок и мотивов поведения, психофизиологические особенности различных видов трудовой деятельности. Ученые-правоведы изучают проблемы, связанные с правовым положением работников, юридическим оформлением трудовых отношений между работниками и работодателями, охраной труда. Социология рассматривает трудовую деятельность как относительно жестко фиксированный во времени и пространстве целесообразный ряд операций и функций, совершаемых людьми, объединенными в производственные организации. Социология труда исследует структуру и механизм социально-трудовых отношений, а также социальные процессы в сфере труда. Философия осмысливает труд как процесс создания людьми условий и средств существования, в котором воплощаются человеческие силы, умения, знания. Для философии важно определить, как в этом процессе проявляется человек, который реализует себя в труде.

Науки, изучающие труд, во многих случаях тесно соприкасаются, нередко пересекаются. Всестороннее знание о таком явлении, как труд, могут дать только его комплексные исследования, в которых объединяются усилия различных наук. Содержание этого параграфа интегрирует некоторые результаты изучения трудовой деятельности общественными науками, преимущественно социологией.

5. Труд, как вид человеческой деятельности.

Потребности и интересы людей являются той основой, которая предопределяет цель трудовой деятельности. Труд в собственном смысле слова возникает тогда, когда деятельность человека становится осмысленной, когда в ней реализуется сознательно поставленная цель - создание материальных и духовных ценностей, необходимых для жизни людей. Этим трудовая деятельность отличается от учебной, направленной на приобретение знаний и овладение умениями, и игровой деятельности, в которой важен не столько результат, сколько сам процесс игры.

Социологи характеризуют трудовую деятельность, независимо от способа, средств и результатов, рядом общих свойств.

Во-первых, набором трудовых операций, предписанных для выполнения на определенных рабочих местах. В каждом конкретном виде трудовой деятельности выполняются трудовые операции, которые включают в себя различные трудовые приемы, действия и движения. В результате введения новой техники и современных технологий в содержание трудового процесса меняется соотношение между трудом физическим и умственным, монотонным и творческим, ручным и механизированным и т. д.

Во-вторых, трудовая деятельность характеризуется набором соответствующих качеств субъектов трудовой деятельности, зафиксированных в профессиональных, квалификационных и должностных характеристиках. Напомним, что квалификацию не следует отождествлять с профессионализмом. Она является необходимым, но недостаточным условием эффективного труда. Чтобы стать профессионалом, человеку нужно приобрести опыт, ему должны быть свойственны обязательность, самодисциплина, деловая честность, ответственность.

В-третьих, трудовая деятельность характеризуется материально-техническими условиями труда. Для достижения цели в трудовой деятельности, как и во всякой иной, используются разнообразные средства. Это прежде всего различные технические устройства, необходимые для производства, энергетические и транспортные линии и другие материальные объекты, без которых невозможен трудовой процесс. Все они вместе составляют средства труда. В процессе производства осуществляется воздействие на предмет труда, т. е. на материалы, подвергающиеся преобразованию. Для этого применяются различные способы, которые называются технологиями. Например, удалить лишний металл с заготовки можно с помощью металлорежущего оборудования, но применение электроимпульсного метода позволяет добиться аналогичного результата в 10 раз быстрее. Это означает, что в 10 раз вырастет производительность труда.

Современная техническая база предприятий представляет собой сложное сочетание средств труда разного типа, поэтому имеет место значительная дифференциация уровня технической оснащенности труда. Это влечет за собой его существенную неоднородность. Большое количество рабочих занято монотонным, нетворческим трудом. В то же время многие выполняют работу, требующую активной умственной деятельности, решения сложных производственных задач.

В-четвертых, трудовая деятельность характеризуется способом организационно-технологической и экономической связи субъектов труда со средствами и условиями их использования. Важнейшей особенностью трудовой деятельности людей является то, что она требует, как правило, совместных усилий для достижения поставленных целей. Однако коллективная деятельность не означает, что все члены коллектива, создающего какой-либо продукт, выполняют одинаковую работу. Напротив, возникает необходимость разделения труда, благодаря чему возрастает его эффективность.

Очевидно, что труд предпринимателя, характеризующийся высокой степенью самостоятельности и материальной ответственности за принятые им решения, отличается от характера труда наемного работника, который по условиям трудового соглашения обязан выполнять распоряжения управляющих производством. В 2001 г. в России доля работающих по найму составляла 93% от числа всех занятых, доля работодателей - 1,4%, а доля лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, - 5%.

В-пятых, трудовая деятельность характеризуется структурой организации и управления трудовым процессом, нормами и алгоритмами, определяющими поведение его участников. В частности, очень важным является понятие дисциплины. Нормальная трудовая деятельность невозможна без добровольного, сознательного соблюдения каждым работником правил и порядка поведения в коллективе, обязательных для всех его членов. Законы о труде и правила внутреннего трудового распорядка требуют производительного использования рабочего времени, добросовестного исполнения своих обязанностей, высокого качества работы. Выполнение этих требований и есть трудовая дисциплина.

Большое значение имеют условия труда. В них включаются степень опасности или безопасности предмета и средств труда, их влияние на здоровье, настроение и работоспособность человека. Потенциально опасными являются факторы физические (шум, вибрация, повышение или понижение температуры, ионизирующие и иные излучения), химические (газы, пары, аэрозоли), биологические (вирусы, бактерии, грибки).

Большую роль играет культура труда. Исследователи выделяют в ней три компонента. Во-первых, это совершенствование трудовой среды, т. е. условий, в которых протекает трудовой процесс. Во-вторых, это культура взаимоотношений между участниками труда, создание благоприятного нравственно-психологического климата в трудовом коллективе. В-третьих, осмысление участниками трудовой деятельности содержания трудового процесса, его особенностей, а также творческое воплощение заложенного в него инженерного замысла.

Трудовая деятельность - это важнейшее в жизни любого человека поле его самореализации. Именно здесь раскрываются и совершенствуются способности человека, именно в этой сфере он может утвердить себя как личность.

6. Удовлетворение потребностей трудом.

Люди по-разному относятся к своему труду. Одни не переобременяют себя работой и трудятся с прохладцей. Другие буквально «горят» на работе. Приходя домой, они продолжают думать о том, что не успели сделать за день. Вторые привязаны к труду, а первые отчуждены от него. Именно для «горящих» на работе труд становится центральным жизненным интересом.

Понятие «центральный жизненный интерес» ввел в 1956 г. видный специалист по индустриальной социологии Роберт Дабин. Идея оказалась столь плодотворной, что на ее основе возникла целая концепция. Она включает следующие положения:

1. Центром жизни работающего индивида является его работа; все, что происходит на работе, влияет на любую другую сторону его жизни.

2. Люди постоянно стремятся к удовлетворенности, чем бы они ни занимались: если работа не приносит удовлетворения, они ее меняют.

3. Люди работают только ради удовлетворения, и ничего больше.

4. Удовлетворенный служащий обладает наибольшей продуктивностью; напротив, тот, кто не удовлетворен работой, менее продуктивен.

5. Люди могут быть мотивированны увеличением степени удовлетворенности.

6. Удовлетворенный рабочий сильно интегрирован как в сфере работы, так и вне ее.

7. Удовлетворенный рабочий обычно не испытывает таких депрессивных эмоций, как разочарование, страх, подавленность, чувство вины, мстительность, ужас и зависть.

8. Удовлетворенность равносильна счастью; поэтому все усилия должны быть направлены на то, чтобы сделать существование рабочего в сфере его занятия как можно более счастливым...

Удовлетворенность трудом в действительности не имеет того значения, какое ей придают. Работа является лишь одним из аспектов жизни человека, но не единственной его целью, оправданием всего его существования. Но такое верно до тех пор, пока человек не потерял работу. В этот момент мы осознаем, что труд - это нечто такое, без чего человек не может обойтись. Если без работы человеческое существование теряет смысл, значит, труд превращается в первую жизненную потребность, т. е. центральный жизненный интерес.

Заключение

Деятельность - это форма существования общества, характерный для человека способ отношения к внешнему миру, проявление активности субъекта, выражающейся в целесообразном изменении окружающего мира, а также в преобразовании человеком самого себя. В процессе деятельности происходит развитие общества и самого человека. В любой деятельности есть мотивы, цель, средства ее достижения, действия, направленные на достижение цели, и результат. В роли мотивов могут выступать потребности, интересы, социальные установки, убеждения, идеалы, влечения и эмоции.

Особую роль в развитии человека и общества играет творческая деятельность, в процессе которой создается новое, никогда ранее не существовавшее. Многообразие проявлений творческой активности человека выражается в таких видах деятельности, как игра, учение, труд. В творческой деятельности получают развитие способности человека, а ее результатом является культура, обновление всех сторон общественной жизни.

Труд - это целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью средств труда материальных и духовных ценностей, необходимых для жизни людей. Это способ удовлетворения человеческих потребностей; источник общественного богатства; фактор общественного прогресса. Трудовая деятельность характеризуется набором трудовых операций; качеством субъектов труда; материально-техническими условиями труда; способом связи субъектов труда со средствами и условиями их использования; структурой организации трудового процесса и управления им. Преобразование технического фактора производства значительно увеличивает роль человеческого фактора.

Список использованной литературы

1. Спирин А.Д., Максюкова С.Б., Мякинников С.П. Человек и его потребности: Учебное пособие. Кемерово: КузГТУ, 2003.

2. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - М., 2004.

3. Хекхаузен Х. Мотивации и деятельность. - М.: Педагогика, 1986.

4. Орлов С.В. Человек и ее потребности. СПб.: Питер, 2007.

5. Бережной Н.М. Человек и его потребности. Под редакцией В.Д. Диденко. Московский Государственный Университет Сервиса. 2000 г.

6. Марченко Т.А. Потребность как социальное явление. – М.: Высш.шк., 1998.

7. Каверин С.В. Психология потребностей: Учебно-методическое пособие, Тамбов, 2006.

8. Бережной Н.М. Человек и его потребности / Под ред. В.Д. Диденко, СГУ сервиса – Форум, 2001.

9. Марченко Т.А. Потребность как социальное явление. – М.: Высшая школа, 2005.

10. Орлов С.В., Дмитренко Н.А. Человек и его потребности. – СПб.: Питер,2007.

11. Ильин Е.П. Мотивация и личность. 3 – е изд. СПб.: Питер, 2003.


Новый подход к экономической истории российской колхозно-совхозной деревни изложен авторами данного издания в ряде опубликованных работ. Он коренным образом отличается от основной схемы советской историографии, главной идеей которой была социалистичность экономики, и от постсоветских трактовок аграрного развития советской России, основное содержание которых сводилось к выделению "негативных явлений" деревенской действительности. Суть нашей трактовки аграрной экономики 1930-1980-х гг. - капиталистичность ее экономического механизма, повинностный характер производственных отношений первого колхозного 25-летия, хозяйственная многоукладность, нарастание товаризации продукции и труда в сельском хозяйстве.

Монография посвящена анализу перехода к рыночной экономике в России, экономическим институтам, которые крайне важны на переходных этапах, и экономическим стимулам, необходимым для успешного функционирования этих институтов. В работе подробно обсуждаются наиболее существенные компоненты экономических процессов. Для специалистов в области теории экономики, а также для всех изучающих переходную экономику, преподавателей, аспирантов и студентов экономических факультетов. Книга будет интересна и тем, кто занимается политической историей и политологией.

В книге излагается новый подход к исследованию механизмов функционирования и развития рыночной экономики. Автор исходит из того, что экономика - это особый материально-духовный мир, в котором главенствующую роль играет закон экономических компромиссов. Суть его в том, что коллизии экономических отношений разрешаются путем компромиссов и формирования обобщенных социально-экономических интересов. Если известные методы экономического анализа основываются на усредненных или предельных технико-экономических показателях, то развиваемый автором метод компромиссного анализа базируется на показателях, выражающих состояние компромиссной согласованности интересов субъектов экономической системы. Строятся и исследуются модели компромиссно-равновесных рынков. Описываются алгоритмы расчетов и анализа стоимостных соотношений для компромиссно-равновесных состояний рынков товаров и факторов производства. Для научных работников, использующих математические методы в исследованиях проблем рынка,...

Книга охватывает широкий круг вопросов теории, богатой истории и практики всемирной кооперации, рассказывает о притягательной силе, социальной миссии и будущности кооперативов. Самое большое место в книге отведено кооперативному движению в России - дореволюционному, советского периода и современному, когда делаются начальные шаги по пути возрождения подлинной кооперации и создания основ кооперативного сектора рыночной экономики. Издание знакомит с опытом кооператоров разных стран, подсказывает правильные решения проблем кооперативного развития. Для кооператоров - практиков и научных работников, преподавателей и студентов, а также для всех интересующихся вопросами кооперации.

Молодой, набирающий силу российский рынок сегодня стал реальностью. Но вхождение в него сопряжено с немалыми трудностями и издержками. И не в последнюю очередь потому, что мы все еще плохо представляем себе, что же такое рыночные отношения, не ориентируемся свободно даже в понятиях и терминах, без знания которых нельзя стать "экономическим гражданином". В последнее время выпущено немало словарно-справочной литературы о рыночном хозяйстве. Но у нашего словаря "свое лицо". Тщательность и полнота отбора рыночных терминов, сочетание научного подхода с популярной формой изложения сути экономических процессов и понятий, рассмотрение их в тесной увязке с российским законодательством и важнейшими мерами реформирования нашей экономики, конкретные примеры и методика расчета показателей, с которыми наиболее часто приходится встречаться в рыночной практике, - эти и другие особенности отличают книгу от других изданий подобного жанра. Адресуется широкому кругу читателей.

Впервые в экономической литературе проводится анализ динамики различных форм заработной платы за 1991-2001 гг. Этот анализ осуществляется во взаимосвязи с исследованием динамики других показателей. Комплексный анализ хронологии, динамики и проблем заработной платы проводится в погодовом и помесячном измерении, а также в отраслевом аспекте. Большое внимание уделено анализу динамики соотносительных показателей, вопросам проблемы дифференциации заработной платы. Рассматриваются проблемы оплаты труда в бюджетной сфере. Для экономистов-теоретиков, преподавателей, студентов и аспирантов; может использоваться на курсах макроэкономики, экономики труда, теории трансформационных процессов, национальной экономики, экономики общественного сектора и др.

Расчет и начисление заработной платы - это один из важнейших участков учета в любой организации. В справочнике большое внимание уделено вопросам нормативно-правового регулирования условий и порядка оплаты труда работников и финансово-экономическим механизмам начисления заработной платы и другим социально-трудовым выплатам. Раскрыт порядок оформления трудовых отношений и регулирования систем и форм оплаты труда. Рассмотрены основания и порядок удержаний из заработной платы и налогообложения, а также расчеты с работниками при переводе, увольнении и т.п. Справочник отвечает на практические вопросы, связанные с регулированием трудовых отношений, расчетом и выплатой заработной платы, предоставлением трудовых льгот.

Вы держите в руках книгу "Заработная плата в современных условиях", которая вышла тринадцатым изданием, что показывает неизменный интерес к вопросам оплаты труда. В этой книге вы найдете всеобъемлющую информацию по организации оплаты труда, исчислению заработка при различных формах оплаты, правилам установления доплат и надбавок и др. Подробно рассмотрены вопросы налогообложения физических лиц и начислений на заработную плату работников. Все примеры, связанные с начислением заработной платы, удержаниями из нее, надбавками, доплатами, компенсациями и т.д., представлены со ссылками на документ, содержащий приведенные нормы. Для выполнения задач по учету труда и заработной платы бухгалтеру предприятия необходимо знать положения трудового законодательства, касающиеся приема на работу, оформления трудовых либо гражданско-правовых договоров с работниками, порядок составления и использования документов по учету личного состава - этому в книге посвящен раздел "Оформление трудовых...

Монография продолжает серию предшествующих публикаций Центра трудовых исследований (ЦеТИ) ГУ ВШЭ, посвященных "российской модели рынка труда", и предлагает комплексный анализ формирования заработной платы в постсоветской России. В книге рассматривается динамика стоимости рабочей силы и выявляются особенности институциональных механизмов зарплатообразования в российской экономике. Специально и детально анализируются различные аспекты дифференциации заработной платы: между мужчинами и женщинами; работниками бюджетного и коммерческого секторов; обладателями разного образования; жителями разных регионов; профессиями; работниками с неодинаковыми трудовыми контрактами. Дифференциация анализируется с применением современных эконометрических методов и с использованием больших массивов микроданных. Для экономистов и социологов, специалистов в области трудовых отношений и социальной политики. Монография может быть использована в качестве учебного пособия в преподавании таких...

Книга поможет бухгалтерам разобраться во всех сложностях ныне действующего порядка бухгалтерского и налогового учета заработной платы, а также в нюансах ее правового регулирования. В издании рассмотрены вопросы оформления трудовых отношений, организации оплаты труда, начисления заработной платы и оформления ее выплаты. Особое внимание уделено удержаниям из заработной платы (налоги, по исполнительным листам, за брак и т.д.). Отдельная глава книги посвящена государственным пособиям по социальному страхованию и новому порядку их расчета и выплаты.

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

240 руб. | 75 грн. | 3,75 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Чуб Людмила Ивановна. Труд как внутренняя потребность человека (социологический аспект) : ил РГБ ОД 61:85-9/408

Введение

Глава I. Труд как потребность человека

I. Социологическое понимание потребности

2. Потребность труда - основа всех потребностей человека

3. Труд как выражение деятельно-творческой и социальной сущности человека

Глава П. Предпосылки становления труда внутренней потребностью человека 88-04

I. Социализм и освобождение труда

2. Социально-экономическая неоднородность труда при социализме

3. Пути превращения труда в свободную творче скую деятельность

Заключение

Литература...

Введение к работе

Актуальность исследования. На ХХУІ съезде партии была выдвинута задача превращения труда в первую жизненную потребность. В Отчетном докладе ЦК КПСС подчеркивалось, что "Советское общество - это общество людей труда. Партия и государство прилагали и прилагают много усилий, чтобы сделать труд человека не только более производительным, но и содержательным, интересным, творческим. Важнейшую роль здесь призвана сыграть ликвидация ручного, малоквалифицированного и тяжелого физического труда. Это не только экономическая, но и серьезная социальная проблема". Значимость процесса становления труда в качестве потребности личности обусловлена задачами построения материально-технической базы коммунизма, перехода от экстенсивных методов ведения хозяйства к интенсивным, повышения эффективности и качества выпускаемой продукции, повышения производительности труда, ускорения научно-технического прогресса и превращения науки в непосредственную производительную силу. Решение этих задач с одной стороны создает объективные предпосылки для превращения труда в первую жизненную по -требность, поскольку в процессе вышеперечисленных задач происходит изменение характера и содержания труда. С другой стороны, создание материально-технической базы коммунизма требует совершенствования субъективного фактора общественного производства, а именно самого человека, его сознательного и творческого отношения к труду, дисциплины и чувства ответственности за порученное дело, высокой общеобразовательной и квалифицированной подготовки, идейной убежденности и коммунистической нравственности. Отсюда исследование специфики социальной сферы общества заключается в изуче-

I. Материалы ХХУІ съезда КПСС. - М.: 1981, с.57. нии процесса воспроизводства и развития общественного человека как конкретно-исторического субъекта общественной деятельности, поскольку общественный процесс - это прежде всего "развитие производительных сил человечества, т.е. развитие богатства челове- ческой природы как самоцель". Необходимо всестороннее раскрытие положений К.Маркса о том, что основное богатство коммунистического общества не в вещах, а в свободном и универсальном развитии человека, и эта целостность развития всех человеческих сил как таковых, безотносительно к какому бы то ни было заранее установленному масштабу, становится самоцелью общественного развития. В соответствии с этим возникает ряд проблем, требующих конкретно-научного, философского осмысления и решения. В их числе - исследование места и роли человека как субъекта общественных отноше -ний и деятельности, специфики субъективного мира человека, его социальной, творческой природы, развития способностей и потребностей.

Постановка и решение вопросов, связанных с различными сторонами проблемы потребностей, имеют актуальное значение для ведения эффективного идеологического противоборства с противниками марксизма-ленинизма. В ходе этого противоборства на основании сопоставления социально-экономической практики социализма и капитализма раскрываются преимущества социалистического общества в создании необходимых предпосылок для формирования, развития и удовлетворения потребностей личности, реализации ее творческих способностей, оптимизации индивидуальных и общественных потребностей. "Мы располагаем большими материальными и духовными возможностями для все более полного развития личности и будем наращивать

I. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.26, ч.П, с.123; см.также: т.12,С7П-8І2; т.25, ч.П, с.450, 385. их впредь. Но важно вместе с тем, чтобы каждый человек умел ими разумно пользоваться. А это, в конечном счете, зависит от того, каковы интересы, потребности личности. Вот почему в их активном, целенаправленном формировании наша партия видит одну из важных задач социальной политики".

Решение поставленной партией практической задачи целенаправленного формирования потребностей членов нашего общества предполагает наличие прочного теоретического фундамента, научного осмысления вопросов, связанных с пониманием возникновения потребностей, их становления и превращения в побудительные силы человеческой деятельности и их удовлетворения с помощью продуктов этой деятельности.

Актуальность подобных исследований обусловливается и логикой научных разработок, направленных на познание сущности, природы и закономерностей деятельности различных социальных субъектов - от индивида до общества в целом.

Партия считает важнейшей задачей "воспитание у каждого человека потребности в труде, ясного сознания необходимости добросовестной работы на общее благо... Здесь имеет значение не одна лишь экономическая сторона. Не менее значима сторона идейно-нрав-ственная".

Значимость таких исследований обусловливается тем, что "познание процесса коммунистического преобразования труда может послужить ключом к пониманию сущности и практических путей построе-

Материалы ХХУІ съезда КПСС. - М., 1981, с.63.

Черненко К.У. Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии. Материалы Пленума ЦК КПСС 14-15 июня 1983 года, с.35-36. ния коммунизма". На основе нового отношения к труду формируется новое мировоззрение и ценностная ориентация личности, изменяется отношение людей друг к другу, утверждается новый тип общественных отношений в целом.

Степень научной разработанности проблемы. Впервые материалистическую, подлинно научную трактовку превращения труда в потребность человека дали в своих произведениях К.Маркс, Ф.Энгельс и В.И.Ленин. Основываясь на методологических положениях классиков марксизма-ленинизма, советские ученые-обществоведы продолжают исследовать основные тенденции, способствующие превращению труда в потребность человека.

Огромную важность приобретает проблема управления общественным производством, всей системой общественных отношений в целом. В общетеоретическом плане среди работ,наиболее многопланово освещающих этот вопрос, особого внимания заслуживают работы Г.С.Григорьева, Л.П.Буевой, В.Я.Ельмеева, А.Г.Здравомыслова, Д.Н.Кайда-лова, А.М.Ковалева, Б.В.Князева, Р.И.Косолапова, Н.В.Маркова, В.П.Ратникова, Й.М.Рогова, В.Я.Суслова, И.Й.Чангли, Ф.Н.Щербака. Эти работы содержат разработку многих валшых проблем, в том числе и проблемы превращения труда в потребность. Результаты социологических исследований, проводившихся в связи с решением этой проблемы, нашли отражение в научных трудах Л.П.Буевой, В.В.Водзин-ской, Ю.А.Замошкина, А.Г.Здравомыслова, Л.Н.Жилиной, Д.П.Кайдало-ва, В.Г.Подмаркова, К.К.Платонова, М.Н.Руткевича, В.А.Смирнова, Е.И.Сушленко, М.Х.Титмы, В.Н.Шубкина, В.А.Ядова и др.авторов. Наряду с публикациями материалов конкретных социологических иссле-

I. Значительная тема научных исследований. - Коммунист, 1978, В 12, с.13. дований издан и целый ряд работ, посвященных теоретическим аспектам проблемы превращения труда в потребность. Этот вопрос рассматривается как в специальных работах, посвященных изучению потребности в труде, так и при рассмотрении отдельных аспектов, касающихся вопросов труда, таких как изменение его характера и содержания в условиях НТР. Так, Г.В.Бадеева, И.Ф.Громов, Г.Н.Волков, Т.И.Зинченко, А.П.Попов, В.К.Врублевский проблему превращения труда в потребность человека рассматривают в связи с научно-технической революцией, которая ведет к качественному преобразова-"Нию характера и содержания труда и тем самым создает объективные предпосылки для формирования данной потребности.

На современном этапе обстоятельно развито ленинское положение об отличии социалистического труда от коммунистического; обращено внимание на необходимость отличать коммунистическое отношение к труду от собственно коммунистического труда; изучена совокупность и иерархия факторов, влияющих на отношение различных категорий трудящихся к своему труду; многочисленными исследованиями подтверждается закономерность отношения к труду в зависимости от изменения характера и содержания самого труда; при этом отмечается усиление тенденции к ориентации на творческое содержа-ние труда. Наблюдается, можно сказать, "этизация проблемы воспи-

I. См.: Григорьев Г.С. Труд - первая человеческая потребность. Пермь, 1965; Косолапов.П.И. Коммунистический труд: природа и стимулы. М., 1968; Марков Н.В. Социалистический труд и его будущее. М., 1976; Разжигаев А.Ф. Труд как потребность. Челябинск, 1973; Суслов В.Я. Труд в условиях развитого социализма. Л., 1976; Сухомлинский В.А. Воспитание коммунистического отношения к труду. М., 1959; Чангли И.И. Труд. М., 1973; Человек-наука-техника. М., 1973; и др..

См., напр.,. Кайдалов Д.П., Суименко Е.И. Актуальные проблемы социологии труда. - М., 1977, с.144.

См.подробнее: Блинов Н.М. Удовлетворение человеческих по- тания коммунистического отношения к труду. В литературе недостаточно внимания обращается на объективный характер формирования потребности в труде. Под последним имеется в виду объективная обусловленность процесса развития как трудовой деятельности, так и самого человека труда. Уровень или степень развития потребности в труде рассматривается преимущественно как результат воспитания. В частности, основанием для такого подхода является то, что формирование нового отношения к труду есть вроде бы возвращение последнему его изначального свойства быть источником радости и вдохновения, поприщем самораскрытия и самоутверждения личности, свойства иметь притягательную силу и вне связи с его результата- ми. В литературе коммунистическое отношение к труду, или отношение к нему как первой жизненной ценности, представляется преимущественно как исчерпываемое ориентацией на творческое содержание

3 труда. В настоящее время следует, видимо, говорить лишь об отдельных элементах коммунистического труда в труде социалистическом. Мы должны трезво оценивать и то, что предстоит сделать на пути к достижению коммунистического труда. А путь предстоит длительный и нелегкий. Поэтому задача заключается в тщательном анализе потребности в труде, современных тенденций ее развития. Лишь на основе такого анализа можно представить превращение труда в первую жизненную потребность как реальный процесс, и лишь с его требностей - важнейшая социальная функция труда при социализме. -Социологические исследования, IS78, Ш 2, с.46-47.

См.: Косолапов Р.И. Социализм. К вопросам теории. - М., 1975, с.277, 283.

См.: Чангли И.И. Труд. - М.: Наука, 1973, с.77.

Человек и его работа. Под ред.А.Г.Здравомыслова, В.А.Ядо-ва, В.П.Рожина. М., 1969, с.289; Разжигаев А.Ф. Труд как потребность, с.120-122. помощью можно определить, на каком этапе этого процесса находится сейчас социалистическое общество. В этом аспекте процесс перерастания труда в потребность должен быть рассмотрен как свидетельство того, что сама потребность в труде достигла в своем развитии уровня, еще не высшего, но уже предшествующего ему. В соответствии с этим большую значимость имеет выявление путей и средств превращения труда в первую жизненную потребность человека в процессе совершенствования социалистического общества.

В настоящем исследовании труд рассматривается как потребность человека. Именно она, потребность трудиться, "делает" человека человеком.

Труд как потребность не есть что-то, лежащее вне труда, а собственный момент труда, как выражение деятельно-творческой, социальной сущности человека. Процесс обнаружения сущности человека средствами научного исследования предполагает понимание диалектического единства внутреннего и внешнего, субъективного и объективного, которое реализуется в деятельности и общественных отношениях человека. Мера их соотношения диалектична. Поскольку сущность человека носит общественный характер, то ее изучение предполагает выход за пределы индивида, рассмотрение его в широкой системе общественных связей, отношений со специфическим общественным миром.

Сущность человека не передается по наследству, биологически, а формируется в процессе жизнедеятельности. Включение индивида в жизнедеятельность определенных общностей является решающим условием такого формирования. При этом каждый индивид заново и по-своему развивает свои сущностные силы и способности, с большей

I. См.: Значительная тема научных исследований, с.9-Ю. или меньшей активностью участвует в творчестве новых общественных отношений, включаясь в деятельность. Вне процесса перевода общественного в индивидуальное, равно как и обратного ему процесса объективации сил в общественной деятельности и отношениях, сущность человека не проявляется, не развивается и вообще не существует.

Методологическим ключом в решении вышеуказанных вопросов является принцип единства деятельности, общественных отношений и сознания. Этот принцип необходим не только для раскрытия сущности социальных процессов и механизмов действия общественных законов, но и сущности законов формирования общественных субъектов деятельности.

Цель и задачи исследования. Целью данной работы является анализ труда как внутренней потребности. Выявление деятельного основания и форм единства человека и мира. Обнаружение всеобщих связей, определяющих способ человеческого бытия в такой же мере, как и способ бытия мира для человека. Рассмотрение обусловливающего влияния производства и потребностей друг на друга. Рассмотрение диалектики труда и потребностей на различных этапах развития марксистского учения, осмысление понятия потребности как социологической категории; исследование потребности в труде как основы всех потребностей человека, как выражение его деятельно-творческой, социальной сущности; изучение социально-экономических и научно-технических предпосылок превращения труда во внутреннюю потребность человека.

Методологической и теоретической основой исследования послу-служили произведения классиков марксизма-ленинизма, материалы съездов и пленумов ЦК КПСС, программные документы партии, выступления и труды руководителей партии и Советского государства. На- - II - стоящее исследование в качестве своей исходной базы имеет труды советских философов, социологов, психологов и экономистов.

Научная новизна исследования. Анализ трудовой деятельности только в аспекте ее субъекта и объекта может дать лишь весьма абстрактные результаты, потому что без выяснения всех связей и опосредствовании между субъектом и объектом, без исследования средств и орудий деятельности невозможно понять изменения в объекте, эволюцию целей и развитие самого субъекта трудовой деятельности. Диссертант исходит из того, что труд - самая неискоренимая потребность человека. Потребность - момент труда, выражение деятельно-творческой, социальной сущности человека. Труд рассматривается как деятельность и как система отношений. Сущностью человека в действительности является совокупность общественных отношений. Сущность человека развертывается в диалектике его деятельно-творческой природы и социальных форм трудовой деятельности, отношений. Труд становится действительным способом развертывания сущностных сил человека в меру своего освобождения. Свободный труд - не свобода от материальной деятельности, а от ее нужды, ее внешней целесообразности. Труд свободен, когда внешние цели его становятся целями, которые ставит перед собой сам индивид, полагаются как самоосуществление, как действительная свобода, деятельным творческим проявлением которой является труд.

В настоящем исследовании мы рассматривали процесс социальной детерминации, осуществляющийся через деятельность, в которой сами субъекты являются с одной стороны активным, творческим началом всех изменении, а с другой - своеобразным "объектом" воздействия и взаимодействия самих субъектов, в ходе которых индивиды "как физически, так и духовно творят друг друга...".

I. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.З, с.36.

Мы стремились акцентировать свое внимание не столько на движении "от общества к личности", сколько на "обратном воздействии", на анализе того, что может внести и вносит личность, об-ладающая субъективными творческими способностями, в объективные процессы, в реализацию общественных целей и в какой мере решение общественных задач зависит от меры активности личности, от ее творческого потенциала. Это дает возможность выявить творческий потенциал личности, ее способности и оптимально для общества и личности помочь ей найти свое место в жизни, а также показать значение субъективного мира личности, пути формирования всестороннего развития ее способностей, реализация которых зависит не только от благоприятных общественных условий, но и от активности и развитости личности. 1цинство этих-подходов выявляется в диалектике социального и индивидуального, всестороннее раскрытие которой позволит подойти к теоретическому и практическому решению проблемы становления человека самоцелью общественного развития.

Практическая ценность исследования состоит в том, что оно содержит характеристику труда как деятельности человека по производству своей общественной жизни, включая и производство общественной связи, в которую люди вступают в процессе созидания своей материальной и духовной жизни и производство самого человека как агента, субъекта общественного производства и воспроизводства производственных отношений. Производство жизненных средств есть фундамент производства и воспроизводства общественных отношений и потребностей самого человека. Практическая значимость данной диссертационной работы состоит и в том, что ее результаты могут быть использованы: при проведении конкретных социологических исследований в трудовых коллективах, при изучении возможностей и специфики формирования коммунистического отношения к труду; при - ІЗ - осуществлении задач профессиональной ориентации учащейся молодежи; в лекционной пропаганде по формированию коммунистического мировоззрения и по коммунистическому воспитанию. В теоретическом плане они могут послужить для развертывания дальнейших исследований проблемы труда как потребности человека.

Апробация работы. Основное содержание исследования отражено в статьях, опубликованных автором, в выступлениях на научных конференциях Ленинграда и Владивостока. Диссертация была обсуждена на теоретическом семинаре и заседании кафедры исторического материализма философского факультета Ленинградского университета имени А, А. Жданова.

Основные положения диссертации нашли отражение в публикациях и выступлениях автора на конференциях:

К вопросу об изменении характера труда под воздействием научно-технической революции.-В сб.: Объективное и субъективное в общественном развитии. Владивосток, 1981, с.143-151.

Тезисы выступления на конференции "Взаимодействие общества, природы и техники". Дальневосточная секция при Проблемных советах Министерства высшего и среднего специального образования РСФСР по материалистической диалектике и научно-технической революции. Владивосток, 1982 год. См.: Вопросы философии, 1983, В 4.

Превращение науки в непосредственную производительную силу. Тезисы выступления на расширенном заседании секции исторического материализма Северо-Западного отделения философского общества СССР и Проблемного совета Минвуза РСФСР "Современная ВТР и ее социальные последствия". См.: Информационные материалы философского общества СССР. Москва, 1983, № 4 (37).

Социологическое понимание потребности

Изучением потребностей занимаются многие науки: философия, политическая экономия, психология, педагогика и др. Каждая из них имеет свой предмет исследования, решает конкретные задачи, применяя свои методы и формы анализа. Исследователи - марксисты придают большое значение изучению потребностей как в теоретическом аспекте, так и в плане исследования механизма действия и развития потребностей.

Проблема потребностей является узловой для целого ряда наук. Накоплен значительный теоретический материал, требующий философского обобщения. Осмысление понятия (проблемы) потребностей как социологической категории имеет важное значение для разработки общей теории потребностей для обогащения категориального аппарата исторического материализма.

Большой вклад в создание научной теории потребностей внесли К.Маркс и Ф.Энгельс. Анализ взглядов К.Маркса и Ф.Энгельса на проблему потребностей позволяет рассмотреть содержащиеся в их произведениях существенные характеристики потребностей и их классификацию, вычленить основные положения классиков марксизма о роли потребностей в жизнедеятельности субъектов, об их взаимоотношении с производительной деятельностью и о проявлении этого взаимоотношения на различных этапах исторического развития.

В произведениях основоположников марксизма рассматриваются основания классификации потребностей и понимание противоречивой взаимосвязи потребностей и производства. К.Маркс и Ф.Энгельс связывали потребность как философскую категорию с необходимостью.

Например, в одной из своих ранних статей К.Маркс так показывает эту связь: "Существование того, что я действительно люблю, я ощущаю как необходимое, я чувствую в нем потребность, без него мое существование не может быть полным, удовлетворенным, совершенным". Столь тесная взаимосвязь объясняется тем, что для К.Маркса и Ф.Энгельса потребность, как и необходимость, выражает объективно неизменный при определенных условиях характер развития явлений. Но необходимость - это категория, имеющая всеобщий характер, свойственная всем уровням движения материи. Она выступает по отношению к потребности как родовое понятие, по скольку последняя существует, по мнению основоположников марксизма, только на биологическом и социальном уровнях движения и не может быть применена к описанию явлений и процессов, происходящих в области неживой природы. Можно сказать, что потребность есть конкретная специфическая форма проявления необходимости, "практическое выражение необходимости".

Б произведениях К.Маркса и Ф.Энгельса потребности рассматриваются как выражение объективно существующей внутренней и внешней необходимости в жизнедеятельности организма. С одной стороны они выступают для своего субъекта как проявление его глубинных сущностных сил, как свободное проявление его собственной природы. Но, с другой стороны, сам субъект потребностей, согласно материалистическому пониманию истории, является продуктом длительного эволюционного и исторического развития, результатом взаимодействия сил во внешней по отношению к нему среде (природной и соци -альной). Вследствие этого потребности как проявление внутренней необходимости и жизнедеятельности субъекта следует рассматривать в то же время как отражение и преломление внешней необходимости, в конечном счете определяющей качественно своеобразные характеристики. Данный момент вместе с зависимостью удовлетворения потребностей от обмена веществ с внешней средой и определяет специфический характер потребностей как выражения одновременно и внутренней, и внешней необходимости в жизнедеятельности биологических и социальных организмов. Именно с этой точки зрения следует рассматривать тот факт, что К.Маркс и Ф.Энгельс неоднократно определяли их как "естественную необходимость" и "внутреннюю необходимость".

Состояние потребностей людей той или иной эпохи, того или иного народа, класса - достоверный показатель уровня развития общественных отношений.

Изменение потребностей людей - объективный свидетель новых тенденций общественного развития. Содержание категории "потребность" настолько значительно, что позволило К.Марксу и Ф.Энгельсу ввести ее в основной принцип коммунизма "от каждого - по способностям, каждому - по потребностям".

Потребность "отражает", "воплощает" во внутренней телесной субстанции" человека свойства и качества.окружающего предметного мира. Это отношение человека к окружающему миру, так как любая потребность предполагает какой-то объект потребности. Потребность - это и деятельность личности по "присвоению", "переводу" качеств и свойств объекта во внутренние свойства человека. По -требности - это форма самоутверждения в жизни, источник саморазвития личности, импульс ее практической деятельности. Определяющую роль при этом играют материальные нужды человека и их удовлетворение. Само производство возникает и существует для удовлет - 17 ворения потребностей, без потребностей нет производства. "Потреб-ность является определенной...", - пишет Гегель. Чем же она определена? Определенность различных потребностей "запрограммирована" наследственными задатками и самим многообразием окружающей природы.

Превращение задатков в потребности происходит только благодаря взаимодействию с внешними условиями, через противопоставление им и через преодоление этого противопоставления. В результате осуществляется, по выражению Гегеля, "идеализация" природы в органическом индивиде, то есть превращение внешних вещей, сил, отношений в чувственность, в потребности органической индивидуальности, что служит внутренней основой ее активности.

Гегель видит источник внутренней активности органического индивида в его потребностях, реализация и развитие которых обусловливается внешней средой.

Труд как выражение деятельно-творческой и социальной сущности человека

Вопрос о сущности человека обсуждается в наши дни более интенсивно, чем когда-либо. Сущность человека не предшествует его бытию в форме общественных отношений, а эти отношения складываются по мере развития форм деятельности, которое обусловлено практическим отношением людей к природе и друг к другу.

В своих первых работах К.Маркс сосредоточил внимание на разработке диалектико-материалистической концепции сущности человека. Методологическим ориентиром здесь служит идея о двойственной природе труда. Она позволяет различать понятия "природа человека" и "сущность человека". Первое открывает простой факт принадлежности человека к материальному миру, его природную основу, второе - специфику человека по сравнению с другими живыми существами.

Вслед за Л.Фейербахом К.Маркс подчеркивает, что человек есть существо родовое, что его родовая жизнь, как и у животного, состоит в том, что человек живет природой. Но в противоположность Фейербаху К.Маркс уже в "Эконошческо-философских рукописях 1844 г." исследует природу человека с принципиально иных позиций. "Человек является непосредственно природным существом. Но человек - не только природное существо, он есть человеческое природное существо...". Общая природа человека как родового существа - продукт и выражение труда. Благодаря труду образуется связь в истории, механизм социального наследования. Вся история общества - становление человека человеческим трудом. А труд - положительная творческая деятельность. Чтобы понять человека, постичь его сущность, необходимо понять его деятельность и мир, в котором эта деятельность осуществляется, в том числе мир, созданный самим человеком, его "вторую природу". Сущность человека, развернутая в действительности - это деятельность человека. Человек, преобразуя природу, преобразует и самого себя, свои общественные отношения, себя как природное существо. В понимании Марксом "очеловеченной природы" наглядно проявляется то, что социальное не противостоит природному, не существует наряду с последним. Оно есть не что иное, как само это природное, но природное очеловеченное, ставшее предметом и результатом деятельности, вовлеченное в нее. В процессе трудовой деятельности человек совершенствует и свою собственную природу, свои качества, интеллект, орудия деятельности и свои отношения. Отсюда следует, что природа человека не в биологии и не в дуализме биологического и социального ("биосоциальная"), а именно в становлении его как человека в процессе труда, преобразования природы. Человеческая деятельность представ - 61 ляет собою одновременно и ступень в эволюции взаимосвязей природы, и универсальную форму соподчинения всех видов движения материи и общественной практики, а потому составляет человеческую сущность. Сущность человека социальна. Это в действительности совокупность общественных, прежде, всего трудовых, производственных отношений. Этот смысл и вкладывается в понятие труд (т.е. трудовые отношения) как выражение социальной сущности человека.

Труд - исключительно сложное явление, противоречивая сущность которого может быть раскрыта лишь в совокупности, в диалектическом единстве ряда аспектов. Как деятельность труд предстает прежде всего в виде процесса, совершающегося между человеком и природой.

Процесс труда немыслим без взаимного обмена деятельностью между людьми. Труд - не просто предметная деятельность, но и материальные отношения между ними, производственные отношения, Итак, труд - деятельность и вместе с тем отношения.

Человек вступает в сферу исторического бытия, в мир культуры и истории, где природная и социальная действительность приходят в единство и в конечном итоге выступают перед самим человеком в новом измерении - как историческая реальность. Человеческий мир раскрывается как культурно-исторически заданная человеку объективная действительность, которую он не только созерцает, но и творит, практически и духовно, преобразует, воспроизводит; опираясь на опыт предшествующего развития, и в этом бесконечном формообразовании создает самого себя.

К.Маркс, раскрывая двойственную природу труда, показал, что труд является сущностным выражением производства; труд как процесс меяоду человеком и природой и труд как отношение между людьми. Труд является основным способом присвоения человеком своей социальной сущности.

В связи с этим мы считаем необходимым обращение к идеям Карла Маркса об определении исторической необходимости формирования нового человека. Согласно К.Марксу общество - продукт взаимодействия людей, что находит проявление в производственно-экономической, социально-политической, идеологической и других сферах их жизни. Характер этого взаимодействия, устанавливающегося в первую очередь в процессе производства, определяет природу общества, а через последнее - сущность человека. "Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности (подчеркнуто мною - Л.Ч.) она есть совокупность т всех общественных отношений".

Своим определением человеческой сущности как совокупности общественных отношений К.Маркс лишил почвы абстрактные рассуждения прежних философов и социологов о человеке, обосновал методологический принцип социального познания, согласно которому человека следует рассматривать конкретно-исторически, с учетом аккумулированных в нем общественных отношений. К.Маркс подчеркнул, что на каждом этапе своего развития человек принадлежит определенному обществу, а внутри общества - определенной общественной группе и слою. Вот почему понимание общества дает нам ключ к пониманию человека и его сущности. "Индивид есть общественное существо. Поэтому всякое проявление его жизни... является проявлением и утверждением общественной жизни".

Социализм и освобождение труда

Только с социализма, - писал В.И.Ленин, - начинается быстрое, настоящее, действительно массовое, при участии большинства населения, а затем всего населения, происходящее движение вперед во всех областях общественной и личной жизни". Социализм - общество освобожденного труда. При социализме труд на деле стал главным проявлением человеческой свободы. Развитой соци-лизм создает все более благоприятные условия для трудовой деятельности.

Во всех антагонистических формациях труд, который по своему генезису и существу есть глубочайшая основа, действительная субстанция свободы, выступал как эксплуатируемый, подневольный, отчужденный труд. Трудовая деятельность вопреки своей сути оказывалась физически, духовно, нравственно - ярмом, оковами, узами. "Отчужденность труда, - отмечал К.Маркс, - ясно сказывается в том, что как только прекращается физическое или иное принуждение к труду, от труда бегут от чумы".

Вопрос о причинах, условиях и факторах возникновения несвободного (отчужденного) труда глубоко исследован классиками марксизма-ленинизма. Анализ "Экономическо-философских рукописей 1844 года" показывает, что постановка проблемы отчуждения у К;Маркса принципиально отличается от решения этой же проблемы у Гегеля и Фейербаха. Маркс отвергает гегелевское идеалистическое толкование отчуждения, согласно которому природа есть отчужденное бытие "абсолютной идеи". Маркс отказывается от социологической и антропологической универсализации отчуждения, согласно которой отчуждение является следствием всякой человеческой деятельности и поэтому неустранимо. Наемный труд, подчеркивает Маркс, это отчужденный от самого себя труд, его собственная производительная сила - как производительная сила его продукта, его обогащение - как самообогащение, его общественная сила - как сила общества, властвующая над ним". Тайна отчуждения труда - в частнокапиталистической собственности на средства производства. Наполнив понятие отчуждения конкретным историческим, материалистическим (экономическим) содержанием, Маркс переработал это понятие и придал ему определенный смысл. Он связал проблему отчуждения с анализом капиталистического производства, отношений основных классов буржуазного общества. В экономических рукописях 1857-1858 годов Маркс анализирует виды зависимости, процесс эволюции и снятия отчуждения труда:

1. "Отношения личной зависимости (в начале совершенно первобытные) - таковы первые формы общества, при которых производи тельность людей развивается лишь в незначительном объеме и в изолированных пунктах". Имеются в виду рабовладельческий и феодальный строй, когда отчуждение труда связано с отчуждением личности работника.

2. "Личная независимость, основанная на вещной зависимости, такова вторая крупная форма, при которой впервые создается система всеобщего вещественного обмена веществ, универсальных отношений, всесторонних потребностей и универсальных способностей".3

Это особенности капиталистического общества. "Рабочий, как только захочет, покидает капиталиста, к которому нанялся, и капиталист, когда ему заблагорассудится, увольняет рабочего, увольняет, как только рабочий перестанет приносить ему выгоду, на какую капиталист рассчитывал. Но рабочий, дшя которого единственным источником заработка служит продажа рабочей силы, не может покинуть всего класса покупателей, т.е. класса капиталистов, не обрекая себя при этом на голодную смерть. Он принадлежит не тому или другому капиталисту, а классу капиталистов в целом; и уж его дело - найти себе хозяина, т.е. подыскать покупателя среди класса капиталистов.

3. Свободная индивидуальность, основанная на универсальном развитии индивидов и на превращении их коллективной, общественной производительности в их общественное достояние, - такова третья ступень. Вторая ступень создает условия для третьей", которая начинается с социализма.

Социальная свобода возможна там, где основная масса продукта не изымается в пользу нетрудящихся и не служит средством эксплуатации человека человеком, где в человеческой деятельности проявляются сущностные силы человека, где труд стал свободным творчеством каждого, труд на общество и на себя.

"Б характере жизнедеятельности заключается весь характер данного вида, его родовой характер, а свободная деятельность как раз и составляет характер человека", писал К.Маркс в 1844 году.

Труд становится трудом на себя, из принудительного он превращается в добровольный сознательный труд, развивающийся в осознанную необходимость, в потребность свободных людей. Отсутствие эксплуатации человека человеком при социализме означает исчезновение основного человеческого отчуждения, "отчужденного труда". Решения вопроса о преодолении отчуждения труда необходимо связывать с последовательным устранением причин, мешающих превращению труда в свободную самодеятельность, с высвобождением и развитием творческой активности трудящихся. Это означает, что на базе совершенствующейся техники и технологии каждый сможет успешно Функционировать: как в области физического, так и в области умственного труда, точнее - в труде, представляющем собой гармоническое сочетание элементов первого и второго; как в области исполнительского, так и в сфере управленческо-организаторского труда; при выполнении механических, так и во все более возрастающей степени - творческих операций; как в сфере материального, так и в сфере духовного производства.

Пути превращения труда в свободную творче скую деятельность

Труд является всеобщей основой и генетической "клеточкой" развития человеческих творческих сил, что в своей сущности труд т это положительная творческая деятельность, представляющая безграничное развитие материальных и духовных сил человека в процессе преобразования природы и общества. Анализ сущности труда привел к выводу, что специфика творчества не тождественна его экономической функции - производству вещного богатства, оно становится способом саморазвития человека, ибо "развитие производительных сил человечества есть "развитие богатства человеческой при р

роды как самоцель".

Сущность творчества может быть определена через труд. Содержание творчества выступает как конкретное выражение сущностных сил человека, обусловленное социально-историческими обстоятельствами - данным уровнем производительных сил и общественными отношениями.

Б классово-антагонистических формациях социально-исторический прогресс осуществлялся в различных формах отчужденного труда (рабство, крепостничество, наемный труд), вследствие чего всеобщая (родовая) творческая деятельность расщепилась на объективные (всеобщие) и субъективные (индивидуальные) стороны творчества, на материальную и духовную, творческую и исполнительскую. Творчество как родовая сущность труда в этих формациях не находило адекватной формы утверждения. Лишь в условиях коммунистического строительства постепенно преодолевается вековое противоречие между общеродовой сущностью труда и ее индивидуальным проявлением. Труд каждого работника становится непосредственно творческой деятельностью. Социальное творчество в современных условиях - это революционный исторический процесс преобразования мира и практического овладения стихийными силами общества и природы.

Ныне достигнута такая задача зрелости нового общества, когда завершается перестройка всей совокупности общественных отношений на внутренне присущих социализму коллективистских началах. Достижения развитого социалистического общества и обусловленная им научно-техническая революция открыли новый этап в развертывании творческих сил и возможностей личности в труде и во всех сферах общественной жизни.

Опираясь на определение, данное К.Марксом, что человеческая действительность столь же многообразна, как многообразны.определения человеческой сущности, мы утверждаем, что творческая, "родовая" природа труда находит свое дифференцированное выражение в многообразных видах деятельности и отношениях людей.

Возрастание фактора творчества в социальной, политической, духовной и трудовой сферах есть важнейшая закономерность общества развитого социализма. Эта закономерность выступает как процесс постепенного превращения человеческой деятельности в самодеятельность, т.е. в свободную самореализацию сущностных сил человека, как реальный, практический процесс созидания нового общественного строя.

Для познания внутреннего источника самодвижения и саморазвития творческих сил человеческого труда следует иметь в виду диалектику опредмечивания и распредмечивания этих сил в историческом процессе. В этом процессе непрерывного взаимодействия объективных и субъективных сторон, творчество выражает общее в человеческой созидательной деятельности в единстве и целостности общественно-исторического движения. Именно в историческом процессе материального и духовного преобразования и познания мира осуществляется целостное развитие человека как общественное явление. Поэтому творчество не есть некое изначальное свойство труда, которое лишь проявляется в ходе истории, оно возникает и формируется как новое качество, характеризующее саморазвитие материальных и духовных сил человека как самоцели.

Социализм порождает творческое отношение к труду. Это находит яркое выражение в массовом социалистическом соревновании, в движении за коммунистическое отношение к труду. Но этого мало: чтобы труд стимулировал сам себя, он должен приобрести объективные свойства, которые сами по себе рождают глубокий интерес, наслаждение трудом, пробуждают творческие способности человека, позволяют их реализовать. А для этого труд должен не только освободиться от социального принуждения, но и, радикально изменяясь по своему характеру в ходе научно-технической революции, обрести технологическую свободу. Принципиально новые достижения науки в корне преобразуют технику и технологию производства. Атомные электростанции, технология бездоменного производства стали, плаз - 144 менная плавка, производство качественно новых материалов, биотехнология и многое другое превращают технологический процесс в рационализированный и технизированный процесс природы. Человек выступает в роли субъекта, управляющего этим процессом на научной основе. Его труд обретает характер творчества. Только свободный труд может быть творческим.

мини сочинение

По своему значению труд является насущной потребностью человека, призванной удовлетворять его биологические нужды и культурные запросы. Характер удовлетворения этой потребности определяется как субъективными, так и объективными факторами.
К первым относят индивидуальные возрастные и половые особенности людей, состояние их здоровья, личностные свойства (темперамент, характер, способности), а также уровень общей культуры, профессиональный опыт субъекта деятельности, его социальный статус, то есть положение в сфере общественных связей (должность, профессию, специальность). Ко вторым - особенности производства, в котором трудится человек: условия и дисциплину труда, форму его организации, рациональность систем заработной платы, подготовки и переподготовки кадров, наличие инноваций в технологии трудовых процессов и целый ряд других моментов социально-экономического характера.
Для человека, как существа биосоциального, труд, безусловно, прежде всего, необходимость выживания в любые исторические эпохи. Отсюда и приоритет материального производства над всеми остальными видами человеческой деятельности на протяжении длительных тысячелетий. В этом смысле труд - это всегда (и в первую очередь) материальная потребность. Общественно полезный характер труда (даже если он осуществляется индивидом в сугубо личных целях) одновременно делает его духовной потребностью человека (даже если он этого не осознает или не желает). В самом деле, именно в процессе труда человек выражает себя среди себе подобных, а разделение труда и его кооперация вовлекают его помимо воли в процесс общественного воспроизводства.
Труд как мотив деятельности человека - это, вероятно, один из немногих мотивов (если вообще не единственный), в котором неразрывно слиты воедино материальное и духовное начала, необходимость и потребность, производственные отношения на уровне личности и общества. Труд на себя и труд наемный при определенных условиях может быть подневольным в тех случаях, когда он не свободен от внешнего принуждения обстоятельствами или кем-то (чем-то), а при других (владение собственностью) может быть свободен даже в условиях найма.
Другими словами, труд как мотив деятельности, в котором соединены материальные и духовные черты, - это всегда необходимость обеспечения человеку достойного существования. Итак, труд как мотив деятельности - это необходимость. Труд как объект потребности человека - явление более глубокое, связанное с социальной сущностью человека.

Труд - это потребность человека. Когда человек не работает, ему становится все скучно и однообразно. Также, ему лень начать работать! Это как замкнутый круг, чем больше бездельничаешь, тем больше не хочется ничего делать! Но если выйти из этого круга, начать работать. Становится очень легко и хорошо!

P.S. Я импровизировал, но все это - правда, испытанно мною лично!
Надеюсь помог! :)))

По своему значению труд является насущной потребностью человека, призванной удовлетворять его биологические нужды и культурные запросы.Характер удовлетворения этой потребности определяется как субъективными,так и объективными факторами.

К первым относят индивидуальные возрастные и половые особенности людей, состояние их здоровья, личностные свойства (темперамент, характер, способности), а также уровень общей культуры, профессиональный опыт субъекта деятельности, его социальный статус, то есть положение в сфере общественных связей (должность, профессию, специальность).

Ко вторым - особенности производства, в котором трудится человек: условия и дисциплину труда, форму его организации, рациональность систем заработной платы, подготовки и переподготовки кадров, наличие инноваций в технологии трудовых процессов и целый ряд других моментов социально-экономического характера.

В качестве примера рассмотрим психологические показатели удовлетворения потребностей лиц морских профессий . К ним относятся как биологические нужды - в пище, воде, жилье, сексе, так и социальные запросы - в общении, труде, творчестве, развлечениях, отдыхе.
При этом трудно определить, какие из них важнее, так как любой человек в первую очередь должен располагать некоторым минимумом жизненно-важных благ, обеспечивающих его физиологические функции, и условиями для развития, совершенствования своих духовных интересов, интеллекта, профессионального мастерства, а также для служебного роста.
Особенности условий труда и отдыха моряков, значительная часть жизни которых проходит в судовой обстановке, затрудняет удовлетворение многих жизненно важных потребностей людей, а также изменяет показатели их психологической структуры и динамики. Так, на протяжении всего периода плавания у членов судоэкипажа преобладает потребность в общении с природой и новыми людьми, в движении, в эмоциональной и сексуальной разрядке.

Социально и лично значимые потребности в труде, необходимость выполнять должностные обязанности, соблюдать дисциплину труда и морально-этические нормы отношений в трудовом коллективе в большей степени проявляется у представителей командного состава судна.
Для лиц этой профессиональной группы чаще всего характерно совпадение целей и смысла труда, которые они видят в достижении общественно полезного результата, выполнении производственных задач при минимальных затратах времени, средств и людских ресурсов. У многих представителей младшего командного и рядового состава содержание смысла деятельности часто выражается в сохранении здоровья и внешней привлекательности, достижении престижа, карьерных устремлений, материального достатка и ряда других далеко отстоящих от социально значимых целей.

У рядовых членов экипажа главными психологическими образованиями структуры удовлетворения потребностей в труде являются цели ("что нужно сделать") и средства ("с помощью чего") деятельности. У старшего и среднего комсостава эти моменты дополняются способами действий ("как это сделать", "какими путями", что активирует творческие компоненты деятельности и способствует удовлетворению потребностей человека в достижении трудовых успехов.
При этом важное значение имеет умение планировать процесс труда, обеспечивающее совпадение намеченных индивидом целей и полученных результатов, которое воспринимается им как успех.

Значительные преобразования в условиях длительных рейсов претерпевают психологические показатели энергетической, динамической стороны процесса удовлетворения потребностей.
В частности, на 70 - 80-е сутки плавания у всех членов экипажа наблюдается тенденция к снижению "степени стремлений", к ограничению мировоззренческих интересов, общекультурных и духовных запросов. Это во многом обусловлено недостатком социальной информации, длительным лишением широкого круга общения, однообразием производственной обстановки, ландшафта.

У моряков с большим профессиональным стажем , богатым жизненным опытом, с хорошо развитыми специальными и общими способностями активность устремлений угасает в период рейса в меньшей степени, чему способствуют: творческое отношение к делу, умение с помощью волевого сознательного усилия отвлекаться от вынужденного однообразия жизни, занимая свой досуг удовлетворением какого-либо хобби (чтение, музыка, рисование, вязание и пр.).
У многих людей в таких условиях наблюдается смена иерархии потребностей и способов их удовлетворения, когда второстепенное принимается за главное, и наоборот, что может выражаться в неразборчивости средств достижения цели (злоупотребление служебным положением, мелочном потребительстве и др.).

Важную роль в характере источников удовлетворения потребностей играет возраст. Представителей старшего поколения отличает разумная умеренность в переживании существующих ограничений. Молодые, неопытные моряки склонны переживать из с высоким уровнем нервно-эмоционального напряжения, что в ряде случаев приводит к образованию отклоняющихся форм поведения (хулиганству, наркотизму, пьянству и пр.). это ставит проблему воспитания молодых членов судового экипажа в направлении формирования умений удовлетворять свои потребности в рамках общественно допустимых норм. Определяющее значение имеет самовоспитание, развитие таких профессионально важных личностных качеств воли как целеустремленность, смелость, настойчивость в достижении поставленных целей.


Самое обсуждаемое
Лечение простатита иглоукалыванием Лечение простатита иглоукалыванием
Неврологические симптомы психических расстройств Неврологические симптомы психических расстройств
Выставка произведений врубеля в абрамцеве Выставка произведений врубеля в абрамцеве


top