Асы люфтваффе. Перебежчики из люфтваффе Ассы люфтваффе в годы

Асы люфтваффе. Перебежчики из люфтваффе Ассы люфтваффе в годы

Асы люфтваффе считаются лучшими асами второй мировой войны.Лётчики люфтваффе бьют все рекорды по сбитым самлолётам противника.

Однако это очередной 1001-миф о вермахте и силе немецкого оружия....

Иозеф Геббельс в конце войны подвод итоги назвал военную авиацию--позором Германии

УЧЁТ

Учёт сбитых самолётов противника в люфтваффем не имел аналогов нигде в мире.

Во первых--сбитыми учитывались все самолёты противника,даже те кто с повреждениями долетели до своих аэродромов

Во вторых--кол-во сбитых самолётов сообщали лётчики которые якобы кого-то сбивали и это считалось победой.

В третьих--мтодика подсчета сбитых у фашистов была такова, что в сбитые на личный счет записывались и сбитые в группе, т.о. чем больше группа - тем больше "сбитых". И как выше отмечено, сбитые зачислялись по "обьявлению"...

Однако часто никто не мог потвердить сбил ли лётчик кого-то или нет....никаких док-в вообще не требовали

Из-за всего этого количество" побед" немецких асов росло как на дрожжах

ГЁРИНГ

Люфтваффе возглавлял Герман Гёринг.

Бравый ас немецких ВВС,а после прихода к власти нацистов президент Германии,стяжатель,наркоман,мародёр и просто вор

Статистику с подобнвым учётом Гёринг специально сделал такой чтобы рапортовать Гитлеру о головокружительных победах.

ПЕРВЫЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ

Свой первый боевой опыт люфтваффе имело в Польше.

В первый же день 1 сентября воздушная война окнчилась...400 самолетов польских ВВС были разгромлены "на мирно спящих аэродромах"....

Во Франции люфтваффе столкнулось с сильным противником--союзной авиацией

Люфтваффе потеряло 2380 самолётов,из них 1200 безвозвратно.....

Союзная авиация в отличие от сухопутной армии показала себя хорошо и если бы не капитуляция кто знает чем бы кончилась воздуная война

Гитлер был обеспокоен большими потерями,но Гёринг убедил его что всё исправит....

ПЕРВЫЕ БОИ

Получить некоторое представление о завышенном числе побед на счетах немецких асов в первые недели войны, можно по боям на южном участке фронта, где по донесениям лётчиков было сбито 10 СБ-2 и пять ДБ-3, .из.котоых сразу 8 СБ были зачислены командиру одного из отрядов II/JG 77 обер-лейтенанту Вальтеру Хёкнеру .

При этом остальных пилотов сбивших эти самолёты просто обошли вниманием

Не упоминается, что в этом бою оборонительным огнём бортстрелков, были сбиты также два немецких истребителя, их пилоты пропали без вести, то есть фактически погибли.

Согласно советским документам, за день было потеряно 6 бомбардировщиков.

ЛОЖЬ ОТ АСОВ ЛЮФТВАФФЕ

Истребители JG 77 в отсутствии "громких" успехов, 26 июня заявили о 47 "сбитых" советских самолётах, из которых лишь не более 10 реально сбитых и повреждённых машин подтверждаются советскими документами.

По всей видимости, в отличие от других частей, где приписки на начальном этапе войны являлись следствием особенностями воздушного боя, командование и сами лётчики 77 эскадры намеренно завышали свои победы, чтобы не отстать от своих более успешных коллег на других участках фронта, и не вызвать гнев высокого начальства

Некоторые "победы" не поддаются объяснениям, например известнейший в будущем ас, унтер-офицер Киттель, имевший на тот момент два "сбитых" самолёта, заявил, что сбил пару Ил-2 и атаковал Як-1, которые вообще не принимали участие в налётах.

И если с некоторой натяжкой можно допустить, что Киттель спутал одномоторный Ил-2 с двухоторным СБ-2, то скаким типом самолётов, он спутал Як-1 и ЛаГГ-3 ?

Большие потери ДБ-3 и СБ-2 были вызванны именно отсутствием истребительного прикрытия. К моменту своей гибели на восточном фронте в 1945 году,

Киттель "собьёт" 267 советских самолётов...но на деле он сбил не более 100 машин противника

ТЕОДОР ВАЙСИНБЕРГ

Теодор Вайсенберг в марте 43 г объявил о уничтожении 33 советских машин, в сентябре уже 100(!)

сбитых (дубовые листья), в марте 44 г ещё 150(!) и к маю еще 25!!!

Он же имел много "серийных побед", так 10.03.43 -6 сбитых, 12.03.43 - 5, ну и так далее.

УМНОЖАЕМ НА ДВА

В документах о потерях сторон разница невероятная...

В середине войны в боях на Кубани авиация РККА в воздушных боях от огня наземного противника и по другим причинам потеряла 750 самолетов (из них 296 истребителей).

А немецкие асы в это время заполнили анкеты на сбитые ими на Кубани 2280(!) советских самолетов.

ВЕЛИКИЙ ХАРТМАНН

Хартманна очень любили...и подсчёт ему вели соответствующий....

Не могу не привести выдержку из книги американских исследователей Р. Толивера и Т. Констебля о Хартманне:

« Остальные пилоты эскадрильи потащили счастливого Белокурого Рыцаря в столовую. Пирушка шла полным ходом, когда ворвался техник Хартманна. Выражение его лица моментально погасило ликование собравшихся.

Что случилось, Биммель? – спросил Эрих.

Оружейник, герр лейтенант.

Что-то не так?

Нет, все в порядке. Просто вы сделали всего 120 выстрелов на 3 сбитых самолета. Мне кажется, вам нужно это знать.

Шепот восхищения пробежал среди пилотов, и шнапс снова полился рекой ».

Достойные внуки барона Мюнхгаузена

Не нужно быть большим специалистом по авиации, чтобы заподозрить неладное. В среднем на каждый сбитый « Ил-2 », а именно о победе над такими самолетами заявил в тот раз Хартманн, у него ушло порядка 40 снарядов....

Где-нибудь в условиях тренировочного воздушного боя, когда противник сам подставляется, очень сомнительно. А здесь все происходило в боевых условиях, на запредельных скоростях, да еще учитывая то обстоятельство, что те же фашисты называли наш « Илюшин » – « летающим танком ».

И для этого были основания – масса бронекорпуса в ходе доводки и изменений достигла 990 кг. Элементы бронекорпуса проверялись отстрелом. То есть броня ставилась не с бухты барахты, а строго в уязвимые места…

И как после этого выглядит гордое заявление, что в одном бою сбито сразу три « Илюшина » да еще 120 пулями

ОТКРОВЕННАЯ ЛОЖЬ ОТ ХАРТМАНА

24.08.1944 года (понимаете в каком состоянии на тот момент была ситуация в воздухе и кто кому диктовал условия) - Хартман слетал с утра на охоту и по возвращении доложил, что у него уже не 290, а 296 сбитых самолетов.

Что его ведомый видимо под присягой подтвердил, вернее расписался в специальной форме.

После чего пообедал и снова полетел. За этим полетом следили по радиопереговорам и наш "супергерой" не подвел наговорил по радио еще 5 побед во втором вылете, т.е. 11 сбитых за 2 вылета в 1944 -ом!.

Вернулся - ему цветы и т.д. и т.п.,

Однако есть такой факт - в журнале боевых действий JG-52 стоит, что 24.08.1944 года Хартман сбил один Р-39. Один!

Все!

13 САМОЛЁТОВ ЗА...17 МИНУТ

Нечто подобное и с другим немецким асом Эрихом Рудоферром.

Вот выдержка из другой книги – « Энциклопедию военного искусства. Военные летчики. Асы Второй мировой войны » :

«6 ноября 1943 года во время 17-минутного боя над озером Ладога Рудорффер объявил о подбитых им 13 советских машинах.

Это был, естественно, один из самых больших успехов в истребительной авиации и одновременно один из наиболее противоречивых боев… »

Почему именно 13 самолетов за 17 минут? Об этом нужно спросить у самого Эриха....

Правда, нашелся Фома неверующий, спросивший, а кто может подтвердить, этот факт?

На что Рудоффер, не моргнув глазом заявил:

« Откуда я знаю? Все тринадцать русских самолета упали на дно Ладоги ».

Как вы думаете, этот факт смутил составителей книги рекордов Гиннесса? Как бы не так! Имя Рудоффера занесено в эту книгу, как образец самой высокой боевой эффективности.

В АФРИКЕ

В августе 1942 г. в Северной Африке звено обер-лейтенанта Фогеля, командира четвертой группы 27-й истребительной эскадры, сбило за месяц 65 самолетов врага.

Вылетая на задание, немецкие пилоты развлекались следующим образом: расстреливая боезапас в песок, они возвращались на аэродром и докладывали об одержанных "победах".

Когда их, наконец, раскрыли, то всего лишь расформировали звено, оставив все победы в неприкосновенности.

Видимо, подобная практика была не новой, потому и не произвела на немцев серьезного впечатления.

КАК УЧИТЫВАЛИСЬ ПОБЕДЫ СОВЕТСКИХ АСОВ

В советских ВВС сбитые самолеты учитывались по двум категориям: сбитые лично и сбитые в группе.

Самолет противника считался сбитым в том случае, если доклад летчика о победе подтверждался свидетельствами других участников воздушного боя и подкреплялся информацией наземных наблюдателей.

В дальнейшем ходе войны эти сведения еще дополнительно контролировались фотоаппаратурой, установленной на самолетах, фиксировавшей попадания снарядов в самолет противника.

ЛУЧШИЕ АСЫ СОЮЗНИКОВ

Лучший английский ас – полковник Д.Джонсон – совершил за войну 515 боевых вылетов, но сбил всего 38 немецких самолетов.

Лучший французский ас – лейтенант (подполковник в английских ВВС) П. Клостерман – совершил за войну 432 боевых вылета и сбил всего 33 немецких самолета.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Немецкие асы действительно были особенными во всех отношениях....

Прежде всего в невиданной по размерам лжи,трусости и подлости...

Они проиграли битву авиации союзниковч и авиации СССР.

Лучше что получалось у асов люфтваффе--бомбардировка мирных городов и убийство гражданского населения

Огромный поток информации, буквально обрушившейся в последнее время на всех нас, порой играет крайне негативную роль в развитии мышления ребят, идущих нам на смену. И нельзя сказать, что эта информация заведомо ложная. Но вот в своем «голом» виде, без разумного объяснения, она порой несет в себе чудовищный и по своей сути просто разрушительный характер.

Как такое может быть?

Приведу один пример. Уже не одно поколение мальчишек в нашей стране выросло с твердым убеждением в том, что наши прославленные летчики Иван Кожедуб и Александр Покрышкин являются лучшими асами минувшей войны. И с этим никто никогда и не спорил. Ни у нас, ни за рубежом.

Но однажды я купил в магазине детскую книгу «Авиация и воздухоплавание» из энциклопедической серии «Я познаю мир» одного весьма известного издательства. Книга, выпущенная тиражом в тридцать тысяч экземпляров, оказалась действительно весьма «познавательной»…

Вот, к примеру, в разделе «Невеселая арифметика» приводятся довольно красноречивые цифры, касающиеся воздушных боев в период Великой Отечественной войны. Цитирую дословно: «Трижды Герои Советского Союза летчики-истребители А.И. Покрышкин и И.Н. Кожедуб сбили соответственно 59 и 62 вражеских самолета. А вот немецкий ас Э. Хартман сбил за годы войны 352 самолета! И он был не одинок. Кроме него в люфтваффе были такие мастера воздушных боев, как Г. Баркхорн (301 сбитый самолет), Г. Ралль (275), О. Киттель (267)… Всего 104 пилота германских ВВС имели на своем счету более сотни сбитых самолетов каждый, а десять лучших уничтожили в общей сложности 2588 самолетов противника!»

Советский ас, летчик-истребитель, Герой Советского Союза Михаил Баранов. Сталинград, 1942 г. Михаил Баранов - один из лучших летчиков-истребителей Второй мировой войны, самый результативныСоветский ас, летчик-истребитель, Герой Советского Союза Михаил Баранов. Сталинград, 1942 г. Михаил Баранов - один из лучших летчиков-истребителей Второй мировой войны, самый результативный на момент своей гибели, причем множество его побед было одержано в начальный, самый трудный период войны. Если бы не его случайная гибель, он был бы таким же прославленным пилотом, как Покрышкин или Кожедуб — асов времен Второй мировой войны .

Понятно, что у любого ребенка, увидевшего такие цифры воздушных побед, в голову тут же придет мысль о том, что вовсе не наши, а немецкие пилоты являлись лучшими асами мира, а нашим «Иванам» было до них ох как далеко (кстати, авторы вышеупомянутых изданий почему-то не привели данные о достижениях лучших летчиков-асов других стран: американца Ричарда Бонга, британца Джеймса Джонсона и француза Пьера Клостермана с их 40, 38 и 33 воздушными победами соответственно). Следующая мысль, которая промелькнет в головах у ребят, естественно, будет о том, что немцы летали на куда более совершенных самолетах. (Надо сказать, что подобным образом во время проведенного опроса отреагировали на представленные цифры воздушных побед даже не школьники, а студенты одного из московских ВУЗов).

Но как вообще отнестись к подобным, на первый взгляд кощунственным, цифрам?

Понятно, что любой школьник, если его заинтересует данная тема, полезет в «Интернет». Что он там найдет? Легко проверить… Наберем в поисковой системе фразу «Лучший ас Второй мировой войны».

Результат появляется вполне ожидаемый: на экране монитора высвечивается портрет белокурого Эриха Хартмана, увешанного железными крестами, а вся страничка пестрит фразами типа: «Лучшими летчиками-асами Второй мировой войны считаются немецкие летчики, особенно те, кто воевал на Восточном фронте…»

Вот те на! Мало того, что немцы оказались лучшими асами в мире, так и посбивали они больше всего не каких-то там англичан, американцев или французов с поляками, а именно наших ребят.

Так неужели истинную правду выложили в познавательной книжке и на обложках тетрадей несущие детям знания дяди и тети? Вот только что они хотели этим сказать? Что у нас были такие нерадивые пилоты? Наверное, нет. Но почему авторы многих печатных изданий и сведений, висящих на страничках «Интернета», приводя массу, казалось бы, интересных фактов, так и не удосужились объяснить читателям (особенно юным): откуда вообще взялись такие цифры и что они означают.

Возможно, кому-то из читателей дальнейшее повествование покажется неинтересным. Ведь эта тема уже не раз обсуждалась на страницах серьезных авиационных изданий. И с этим все ясно. Стоит ли повторять? Вот только до простых мальчишек нашей страны (учитывая тиражи специализированных технических журналов) эта информация так никогда и не доходила. И не дойдет. Да что там мальчишки. Покажите приведенные выше цифры школьному учителю истории и спросите его о том, что он об этом думает, и что по этому поводу скажет детям? А ведь мальчишки, увидев на обороте ученической тетрадки результаты воздушных побед Хартмана и Покрышкина, наверняка его об этом спросят. Боюсь, что результат потрясет вас до глубины души… Вот почему представленный ниже материал - это даже не статья, а скорее просьба к вам, уважаемые читатели, помочь вашим детям (и, может быть, даже их преподавателям) разобраться с некоторыми «ошеломляющими» цифрами. Тем более, что накануне 9 мая все мы вновь будем вспоминать о той далекой войне.

Откуда взялись такие цифры?

А действительно, откуда взялась, к примеру, такая цифра, как 352 победы Хартмана в воздушных боях? Кто может ее подтвердить?

Оказывается, никто. Мало того, всей авиационной общественности давным-давно известно, что эту цифру историки взяли из писем Эриха Хартмана к невесте. Так что первым делом возникает вопрос: а не приукрасил ли молодой человек свои боевые заслуги? Известны же высказывания некоторых немецких летчиков о том, что на заключительном этапе войны воздушные победы Хартману попросту приписали в пропагандистских целях, ибо терпящему крах гитлеровскому режиму наряду с мифическим чудо-оружием нужен был и супергерой. Интересно, что многие заявленные Хартманом победы не подтверждаются потерями в тот день с нашей стороны.

Изучение архивных документов периода Второй мировой войны убедительно доказало, что абсолютно все рода войск во всех странах мира грешили приписками. Не случайно в нашей армии вскоре после начала войны был введен принцип строжайшего учета сбитых самолетов противника. Самолет считали сбитым лишь после того, как наземные войска обнаруживали его обломки и тем самым подтверждали воздушную победу.

У немцев же, как, впрочем, и у американцев, подтверждения наземных войск не требовалось. Летчик мог прилететь и доложить: «Я сбил самолет». Главное, чтобы кинопулемет зафиксировал хотя бы попадание пуль и снарядов в цель. Иногда это позволяло набрать массу «очков». Известно, что в ходе «Битвы за Англию» немцы заявили о 3050 сбитых британских самолетах, в то время как англичане реально потеряли только 910.

Отсюда следует сделать первый вывод: нашим летчикам засчитывались реально сбитые самолеты. Немцам — воздушные победы, порой даже не приводящие к уничтожению вражеского самолета. И зачастую победы эти были мифическими.

Почему у наших асов не было по 300 и более воздушных побед?

Все то, о чем мы упомянули чуть выше, к самому мастерству летчиков-асов никоим образом не относится. Давайте рассмотрим такой вопрос: а могли ли немецкие летчики вообще сбить заявленное количество самолетов? И если могли, то почему?

А.И. Покрышкин, Г.К. Жуков и И.Н. Кожедуб

Как ни странно, иметь свыше 300 воздушных побед и Хартман, и Баркхорн, и другие немецкие летчики, в принципе, могли. И надо сказать, что многие из них обречены были стать асами, так как являлись самыми настоящими заложниками гитлеровского командования, бросившего их на войну. И воевали они, как правило, с первого и до последнего дня.

Летчиков-асов Англии, США и Советского Союза командование берегло и ценило. Руководство перечисленных военно-воздушных сил считало так: раз летчик сбил 40 -50 самолетов противника, значит, это очень опытный пилот, который может научить летному мастерству десяток талантливых молодых ребят. И пусть каждый из них собьет хотя бы по десятку самолетов противника. Тогда в сумме уничтоженных самолетов получится гораздо больше, чем если бы их сбивал оставшийся на фронте профессионал.

Вспомним, что нашему лучшему летчику-истребителю Александру Покрышкину уже в 1944 году командование ВВС вообще запретило участвовать в воздушных боях, поручив ему командование авиационной дивизией. И это оказалось правильным. К концу войны многие летчики из его соединения имели на своем боевом счету более 50 подтвержденных воздушных побед. Так, Николай Гулаев сбил 57 немецких самолетов. Григорий Речкалов — 56. Полсотни вражеских самолетов записал на свой счет Дмитрий Глинка.

Аналогично поступило и командование американских ВВС, отозвав с фронта своего лучшего аса Ричарда Бонга.

Надо сказать, что многие советские пилоты не могли стать асами лишь по той причине, что перед ними зачастую просто не было противника. Каждый летчик был прикреплен к своей части, а значит, и к определенному участку фронта.

У немцев же все было иначе. Опытных летчиков постоянно перебрасывали с одного участка фронта на другой. Они каждый раз оказывались в самой горячей точке, в самой гуще событий. К примеру, Иван Кожедуб за все время войны всего лишь 330 раз поднимался в небо и провел 120 воздушных боев, в то время как Хартман сделал 1425 вылетов и участвовал в 825 воздушных боях. Да наш летчик при всем желании не смог бы даже увидеть в небе столько немецких самолетов, сколько попались Хартману в прицел!

Кстати, став знаменитыми асами, летчики люфтваффе не получали индульгенцию от смерти. Буквально каждый день им приходилось участвовать в воздушных боях. Вот и получалось, что воевали они до самой смерти. А спасти от гибели их могли только плен или окончание войны. Лишь немногие из асов люфтваффе остались в живых. Хартману и Баркхорну просто повезло. Они стали знаменитыми лишь потому, что чудом выжили. А вот четвертый по результативности ас Германии Отто Киттель погиб во время воздушного боя с советскими истребителями в феврале 1945 года.

Чуть раньше встретил свою смерть самый знаменитый ас Германии Вальтер Новотны (в 1944 году он первым из летчиков люфтваффе довел свой боевой счет до 250 воздушных побед). Гитлеровское же командование, наградив пилота всеми высшими орденами Третьего рейха, поручило ему возглавить соединение первых (еще «сырых» и недоведенных) реактивных истребителей Ме-262 и бросило знаменитого аса на самый опасный участок воздушной войны — отражать налеты на Германию американских тяжелых бомбардировщиков. Участь пилота была предрешена.

Кстати, Эриха Хартмана Гитлер также хотел посадить на реактивный истребитель, но смышленый парень выкрутился из этой опасной ситуации, сумев доказать начальству, что толку от него будет больше, если его вновь посадят на старый надежный Bf 109. Такое решение позволило Хартману спасти свою жизнь от неминуемой гибели и стать, в конце концов, лучшим асом Германии.

Важнейшим доказательством того, что наши летчики ни в коей мере не уступали в мастерстве ведения воздушных боев немецким асам, красноречиво говорят некоторые цифры, о которых за рубежом не очень-то любят вспоминать, а некоторые наши журналисты от «свободной» прессы, берущиеся писать об авиации, просто не знают.

К примеру, историкам авиации известно, что наиболее результативной истребительной эскадрой люфтваффе, воевавшей на Восточном фронте, была элитная 54-я авиагруппа «Зеленое сердце», в которой накануне войны были собраны лучшие асы Германии. Так вот, из 112 летчиков 54-й эскадры, вторгшихся 22 июня 1941 года в воздушное пространство нашей Родины, до окончания войны дожили только четверо! В общей сложности 2135 истребителей этой эскадры остались лежать в виде металлолома на огромном пространстве от Ладоги до Львова. А ведь именно 54-я эскадра выделялась среди других истребительных эскадр люфтваффе тем, что за годы войны имела самый низкий уровень потерь в воздушных боях.

Интересно отметить еще один малоизвестный факт, на который мало кто обращает внимание, но который очень хорошо характеризует как наших, так и немецких летчиков: уже в конце марта 1943 года, когда господство в воздухе все еще принадлежало немцам, яркие «зеленые сердца», гордо сиявшие на бортах «мессершмиттов» и «фокке-вульфов» 54-й эскадры, немцы закрасили матовой серо-зеленой краской, дабы не вводить в искушение советских пилотов, считавших делом чести «завалить» какого-нибудь хваленого аса.

Какой самолет лучше?

Каждому, кто в той или иной степени интересовался историей авиации, наверное, приходилось слышать или читать высказывания «специалистов» о том, что германские асы имели больше побед не только благодаря своему мастерству, но ещё и по той причине, что летали на лучших самолетах.

Никто не спорит с тем, что летчик, летающий на более совершенном самолете, будет обладать определенным преимуществом в бою.

Гауптман Эрих Хартман (Erich Hartmann) (19.04.1922 - 20.09.1993) со своим командиром майором Герхардом Баркхорном (Gerhard Barkhorn) (20.05.1919 - 08.01.1983) за изучением карты. II./JG52 (2-я группа 52-й истребительной эскадры). Э.Хартманн и Г.Баркхорн являются самыми результативными летчиками Второй Мировой войны, имевшими на своем боевом счету 352 и 301 воздушные победы соответственно. В левом нижнем углу снимка - автограф Э.Хартманна .

Во всяком случае, пилот более скоростного самолета всегда сможет догнать противника, а при необходимости выйти из боя…

Но вот что интересно: весь мировой опыт ведения воздушных войн говорит о том, что в воздушном бою обычно побеждает не тот самолет, который лучше, а тот, в котором сидит лучший летчик. Естественно, все это относится к самолетам одного поколения.

Хотя по целому ряду технических показателей германские «мессершмитты» (особенно в начале войны) превосходили наши МиГи, Яки и ЛаГГи, оказалось, что в реальных условиях тотальной войны, что велась на Восточном фронте, их техническое превосходство оказывалось не столь очевидным.

Свои основные победы германские асы в начале войны на Восточном фронте набрали благодаря опыту, накопленному во время предыдущих военных кампаний в небе над Польшей, Францией, Англией. В то же время основная масса советских летчиков (за небольшим исключением тех, кто успел повоевать в Испании и на Халхин Голе) вообще не имела никакого боевого опыта.

А ведь хорошо подготовленный пилот, знающий достоинства как своего самолета, так и самолета противника, всегда мог навязать врагу свою тактику воздушного боя.

Накануне войны наши летчики только-только начали осваивать новейшие истребители типа Як-1, МиГ-3 и ЛаГГ-3. Не имея необходимого тактического опыта, твердых навыков в управлении самолетом, не умея как следует стрелять, они все равно шли в бой. А потому понесли большие потери. Ни их мужество, ни героизм помочь не могли. Нужно было просто набраться опыта. А для этого требовалось время. Вот только времени на это в 1941 году не было.

Но те из летчиков, кто выжил в жестоких воздушных схватках начального периода войны, стали впоследствии знаменитыми асами. Они не только били фашистов сами, но и научили воевать молодых пилотов. Сейчас часто можно услышать высказывания о том, что в годы войны в истребительные полки из летных училищ приходила слабо подготовленная молодежь, которая становилась легкой добычей немецких асов.

Но при этом такие авторы почему-то забывают упомянуть о том, что уже в истребительных полках старшие товарищи продолжали обучать молодых пилотов, не жалея ни сил, ни времени. Они старались сделать из них опытных воздушных бойцов. Вот характерный пример: только с середины осени 1943 года по конец зимы 1944 г. во 2-м гвардейском авиационном полку только для тренировки молодых пилотов было выполнено около 600 вылетов!

Для немцев же в конце войны ситуация оказалась хуже некуда. В истребительные эскадры, на вооружении которых имелись самые современные истребители, направлялись необстрелянные, наспех подготовленные мальчишки, которых тут же посылали на смерть. Попадали в истребительные эскадры и «безлошадные» пилоты из разгромленных бомбардировочных авиагрупп. Последние имели огромный опыт воздушной навигации, умели летать ночью. Но они не могли на равных с нашими летчиками-истребителями вести маневренные воздушные бои. Те немногие опытные «охотники», что еще оставались в строю, уже никоим образом не могли изменить ситуацию. Спасти немцев не могла никакая, пусть даже самая совершенная техника.

Кого и как сбивали?

Люди, далекие от авиации, понятия не имеют о том, что советские и германские пилоты были поставлены в совершенно разные условия. Немецкие летчики-истребители, и Хартман в их числе, очень часто занимались так называемой «свободной охотой». Их главной задачей было уничтожение самолетов противника. Они могли летать тогда, когда считали нужным, и туда, куда считали нужным.

Если они видели одиночный самолет, то бросались на него, словно волки на беззащитную овцу. А если сталкивались с сильным противником, тут же покидали поле боя. Нет, это была не трусость, а точный расчет. Зачем нарываться на неприятности, если через полчаса можно вновь найти и преспокойно «завалить» очередную беззащитную «овечку». Именно так немецкие асы зарабатывали себе награды.

Интересно отметить тот факт, что уже после войны Хартман упоминал в том, что не раз поспешно уходил на свою территорию после того, как ему по рации сообщали о том, что в воздухе появлялась группа Александра Покрышкина. Меряться силами с прославленным советским асом и нарываться на неприятности ему явно не хотелось.

А что же происходило у нас? Для командования Красной Армии главной целью было нанесение мощных бомбовых ударов по противнику и прикрытие с воздуха сухопутных войск. Бомбовые удары по немцам наносили штурмовики и бомбардировщики - самолеты относительно тихоходные и представлявшие для немецких истребителей лакомый кусочек. Советским истребителям постоянно приходилось сопровождать бомбардировщики и штурмовики в их полете к цели и обратно. А это означало, что им в подобной ситуации выпадало вести не наступательный, а оборонительный воздушный бой. Естественно, что все преимущества в таком бою были на стороне противника.

Прикрывая сухопутные войска от налетов немецкой авиации, наши летчики также были поставлены в очень непростые условия. Пехота постоянно хотела видеть краснозвездные истребители над своей головой. Вот и вынуждены были наши летчики «гудеть» над линией фронта, летая туда-сюда на малой скорости и на небольшой высоте. А в это время немецкие «охотники» с большой высоты лишь выбирали себе очередную «жертву» и, развив огромную скорость на пикировании, молниеносно сбивали наши самолеты, пилоты которых, даже увидев нападавшего, попросту не успевали развернуться или набрать скорость.

По сравнению с немцами, нашим летчикам-истребителям разрешалось летать на свободную охоту не так часто. Поэтому и результаты были скромнее. К сожалению, свободная охота для нашей истребительной авиации была непозволительной роскошью…

О том, что свободная охота позволяла набрать значительное число «баллов», свидетельствует пример французских пилотов из полка «Нормандия-Неман». Наше командование берегло «союзников» и старалось не посылать их на прикрытие войск или в смертельно опасные рейды по сопровождению штурмовиков и бомбардировщиков. Французы получили возможность заняться свободной охотой.

И результаты говорят сами за себя. Так, всего за десять дней октября 1944 года французские летчики сбили 119 вражеских самолетов.

В советской авиации не только в начале войны, но и на заключительном ее этапе было очень много бомбардировщиков и штурмовиков. А вот в составе люфтваффе по ходу войны произошли серьезные изменения. Для отражения налетов вражеских бомбардировщиков им постоянно требовалось все больше и больше истребителей. И наступил такой момент, что немецкая авиационная промышленность оказалась просто не в состоянии выпускать одновременно и бомбовозы, и истребители. Поэтому уже в конце 1944 года выпуск бомбардировщиков в Германии практически полностью прекратился, а из цехов авиационных заводов начали выходить одни лишь истребители.

А это значит, что советские асы, в отличие от немцев, уже не так часто встречали в воздухе большие тихоходные цели. Драться им приходилось исключительно со скоростными истребителями Мессершмитт Bf 109 и новейшими истребителями-бомбардировщиками Фокке-Вульф Fw 190, сбить которые в воздушном бою было куда сложнее, чем неповоротливый бомбовоз.

Из этого перевернувшегося на посадке «Мессершмитта», поврежденного в бою, только что был извлечен Вальтер Новотны, бывший одно время асом №1 в Германии. А ведь его летная карьера (как, впрочем, и сама жизнь) вполне могла завершиться на этом эпизоде

Мало того, в конце войны небо над Германией буквально кишело «спитфайрами», «темпестами», «тандерболтами», «мустангами», «илами», «пешками», «яками» и «лавочкиными». И если каждый вылет германского аса (если ему вообще удавалось взлететь) завершался начислением баллов (которые тогда уже никто толком и не считал), то пилотам авиации союзников воздушную цель еще нужно было поискать. Многие советские летчики вспоминали, что уже с конца 1944 года их личный счет воздушных побед перестал расти. В небе уже не так часто встречались немецкие самолеты, а боевые вылеты истребительных авиаполков в основном выполнялись в целях разведки и штурмовки наземных войск противника.

Для чего нужен истребитель?

На первый взгляд этот вопрос кажется очень простым. Любой человек, даже не знакомый с авиацией, ответит без запинки: истребитель нужен для того, чтобы сбивать вражеские самолеты. Но так ли все просто? Как известно, истребительная авиация — часть военно-воздушных сил. Военно-воздушные силы — составляющая часть армии.

Задача любой армии — разгромить противника. Понятно, что все силы и средства армии должны быть соединены воедино и направлены на разгром врага. Руководит армией ее командование. И от того, как командование сумеет организовать управлением армией, зависит результат боевых действий.

У советского и германского командования подход оказался разным. Командование вермахта поручило своей истребительной авиации завоевать господство в воздухе. Другими словами - германская истребительная авиация должна была тупо сбивать все вражеские самолеты, замеченные в воздухе. Героем считался тот, кто собьет больше самолетов противника.

Надо сказать, что такой подход очень импонировал германским летчикам. Они с удовольствием включились в это «соревнование», считая себя настоящими охотниками.

И все бы хорошо, да вот только поставленную задачу германские летчики так и не выполнили. Самолетов посбивали немало, а что толку? С каждым месяцем советских самолетов, а также самолетов союзников в воздухе становилось все больше. Прикрыть свои сухопутные силы с воздуха немцы все равно не смогли. А потеря бомбардировочной авиации лишь еще больше осложнила им жизнь. Одно это говорит о том, что воздушную войну немцы в стратегическом плане полностью проиграли.

Командование Красной Армии задачи истребительной авиации видело совершенно в другом. Советские летчики-истребители прежде всего должны были прикрывать сухопутные войска от ударов германских бомбардировщиков. А еще они должны были защищать самолеты штурмовой и бомбардировочной авиации во время их налетов на позиции германской армии. Другими словами, истребительная авиация действовала не сама по себе, как у немцев, а исключительно в интересах сухопутных войск.

Это была тяжелая неблагодарная работа, в ходе которой наши летчики обычно получали не славу, а смерть.

Неудивительно, что потери советских истребителей были огромны. Впрочем, это вовсе не означает, что наши самолеты были намного хуже, а летчики слабее немецких. В данном случае исход боя определяли не качество техники и мастерство пилота, а тактическая необходимость, жесткий приказ командования.

Тут, наверное, любой ребенок спросит: «И что же это за такая глупая тактика боя, что за идиотские приказы, из-за которых напрасно гибли и самолеты, и пилоты?»

Вот здесь и начинается самое главное. И нужно понять, что на самом деле, тактика эта не глупая. Ведь главная ударная сила любой армии — ее сухопутные войска. Бомбовый удар по танкам и пехоте, по складам с вооружением и топливом, по мостам и переправам может сильно ослабить боевые возможности сухопутных войск. Один удачный воздушный удар может в корне изменить ход наступательной или оборонительной операции.

Если в воздушном бою при защите наземных объектов будет потерян десяток истребителей, но при этом ни одна вражеская бомба не попадет, к примеру, в склад с боеприпасами, то это значит, что боевая задача летчиками-истребителями выполнена. Пусть даже ценой их жизни. В противном случае целая дивизия, оставшись без снарядов, может быть смята наступающими силами противника.

То же самое можно сказать и о полетах на сопровождение ударных самолетов. Если те уничтожили склад боеприпасов, разбомбили железнодорожную станцию, забитую эшелонами с военной техникой, уничтожили опорный узел обороны, то это значит, что они внесли существенный вклад в победу. И если при этом летчики-истребители обеспечили бомбардировщикам и штурмовикам возможность прорваться к цели сквозь воздушные заслоны врага, пусть даже потеряв своих боевых товарищей, значит, они тоже победили.

И это действительно настоящая воздушная победа. Главное — чтобы была выполнена задача, поставленная командованием. Задача, которая может кардинальным образом изменить весь ход боевых действий на данному участке фронта. Из всего этого напрашивается вывод: германские истребители -охотники, истребители ВВС Красной Армии — защитники.

С мыслью о смерти…

Кто бы что ни говорил, но бесстрашных летчиков (как, впрочем, танкистов, пехотинцев или моряков), не боящихся смерти, не бывает. На войне хватает и трусов, и предателей. Но в массе своей наши летчики даже в самые тяжелые моменты воздушного боя придерживались неписанного правила: «сам погибай, а товарища выручай». Порой, уже не имея боезапаса, они продолжали вести бой, прикрывая своих товарищей, шли на таран, желая нанести врагу максимальный урон. А все потому, что они защищали свою землю, свой дом, своих родных и близких. Они защищали свою Родину.

Фашисты, напавшие на нашу страну в 1941 году, тешили себя мыслью о мировом господстве. В то время немецкие летчики и подумать не могли о том, что им придется пожертвовать своей жизнью ради кого-то или ради чего-то. Лишь в своих патриотических речах они были готовы отдать жизнь за фюрера. Каждый из них, как любой другой захватчик, мечтал после успешного завершения войны получить хорошую награду. А чтобы получить лакомый кусок, до конца войны нужно было дожить. При таком положении дел на первый план выходили не героизм и самопожертвование ради достижения великой цели, а холодный расчет.

Не стоит забывать и о том, что мальчишки Советской страны, многие из которых впоследствии стали военными летчиками, воспитывались несколько иначе, нежели их сверстники в Германии. Они брали пример с таких бескорыстных защитников своего народа, как, к примеру, былинный богатырь Илья Муромец, князь Александр Невский. Тогда в памяти народа еще свежи были боевые подвиги легендарных героев Отечественной войны 1812 года, героев Гражданской войны. Да и вообще советские школьники воспитывались в основном на книгах, героями которых были истинные патриоты Родины.

Конец войны. Молодые немецкие пилоты получают боевую задачу. В их глазах - обреченность. Эрих Хартман говорил про них: «Эти юноши приходят к нам, и их практически немедленно сбивают. Они приходят и уходят, подобно волнам прибоя. Это преступление… Я думаю, здесь виновата наша пропаганда»

Их сверстники из Германии тоже знали что такое дружба, любовь, что такое патриотизм и родная земля. Но не стоит забывать и о том, что в Германии, с ее многовековой историей рыцарства, последнее понятие было особенно близко всем мальчишкам. Рыцарские законы, рыцарская честь, рыцарская слава, бесстрашие ставились во главу угла. Не случайно даже главной наградой рейха был рыцарский крест.

Понятно, что любой мальчишка в душе мечтал стать прославленным рыцарем.

Однако не стоит забывать, что вся история средневековья свидетельствует о том, что главной задачей рыцаря было служение своему господину. Не Родине, не народу, а королю, герцогу, барону. Даже воспетые в легендах независимые странствующие рыцари были, по своей сути, самыми обычными наемниками, зарабатывающими деньги умением убивать. А все эти воспетые летописцами крестовые походы? Разбой чистой воды.

Не случайно слова рыцарь, нажива и богатство неотделимы друг от друга. Всем также хорошо известно, что рыцари редко гибли на поле брани. В безвыходном положении они, как правило, сдавались в плен. Последующий выкуп из плена был для них вполне заурядным делом. Обычная коммерция.

И стоит ли удивляться тому, что рыцарский дух, в том числе и в своих негативных проявлениях, самым непосредственным образом сказывался на моральных качествах будущих пилотов люфтваффе.

Командование прекрасно знало об этом, потому как само считало себя современным рыцарством. При всем желании оно не могло заставить своих пилотов воевать так, как воевали советские летчики-истребители — не жалея ни сил, ни самой жизни. Нам это может показаться странным, но оказывается, даже в уставе германской истребительной авиации было записано, что летчик сам определяет свои действия в воздушном бою и никто не может запретить ему выйти из боя, если он посчитает это необходимым.

По лицам этих пилотов видно, что перед нами воины-победители. На снимке запечатлены самые результативные летчики-истребители 1-й гвардейской истребительной авиадивизии Балтийского флота: старший лейтенант Селютин (19 побед), капитан Костылев (41 победа), капитан Татаренко (29 побед), подполковник Голубев (39 побед) и майор Батурин (10 побед)

Вот почему немецкие асы никогда не прикрывали свои войска над полем боя, вот почему они не защищали своих бомбардировщиков так самоотверженно, как это делали наши истребители. Как правило, немецкие истребители лишь расчищали своим бомбовозам дорогу, старались сковывать действия наших перехватчиков.

История прошедшей мировой войны изобилует фактами того, как германские асы, посланные на сопровождение бомбардировщиков, бросали своих подопечных в случае, когда воздушная обстановка складывалась не в их пользу. Расчетливость охотника и самопожертвование оказались для них понятиями несовместимыми.

В результате именно воздушная охота стала тем единственным приемлемым решением, которое устраивало всех. Руководство люфтваффе с гордостью рапортовало о своих успехах в борьбе с вражеской авиацией, геббельсовская пропаганда с упоением рассказывала германскому народу о боевых заслугах непобедимых асов, а те, отрабатывая данный им шанс остаться в живых, изо всех сил набирали баллы.

Возможно, в головах немецких летчиков что-то изменилось лишь тогда, когда война пришла на территорию самой Германии, когда англо-американская бомбардировочная авиация начала буквально стирать с лица земли целые города. Женщины и дети десятками тысяч гибли под бомбами союзников. Ужас парализовал мирное население. Только тогда, охваченные страхом за жизнь своих детей, жен, матерей, немецкие летчики из сил Противовоздушной обороны самоотверженно начали бросаться в смертельные воздушные схватки с превосходящим по численности противником, а порой даже шли на таран «летающих крепостей».

Но было уже слишком поздно. К тому времени в Германии почти не осталось ни опытных пилотов, ни достаточного количества самолетов. Отдельные летчики-асы и наспех обученные мальчишки даже своими отчаянными действиями уже не могли спасти положения.

Пилотам, которые в это время воевали на Восточном фронте, можно сказать, еще повезло. Практически лишенные топлива, они уже почти не поднимались в воздух, а потому хотя бы дожили до окончания войны и остались живы. Что касается упоминавшейся в начале статьи знаменитой истребительной эскадры «Зеленое сердце», то ее последние асы поступили вполне по-рыцарски: на оставшихся самолетах они полетели сдаваться в плен к понимающим их «друзьям-рыцарям» - англичанам и американцам.

Думается, прочитав все вышесказанное, вы, наверное, сможете ответить на вопрос своих детей о том, были ли немецкие пилоты лучшими в мире? Действительно ли они на порядок превосходили в своем мастерстве наших летчиков?

Грустное примечание

Не так давно я увидел в книжном магазине новое издание той самой детской книги по авиации, с которой как раз и начал статью. В надежде на то, что второе издание будет отличаться от первого не только новой обложкой, но и даст ребятам сколько-нибудь вразумительное объяснение столь фантастической результативности германских асов, я открыл книгу на интересующей меня странице. К сожалению, все осталось без изменения: 62 самолета, сбитых Кожедубом, выглядели смешными цифрами на фоне 352 воздушных побед Хартмана. Такая вот невеселая арифметика…

Есть мнение, что асы люфтваффе, которые воевали на Восточном фронте были «ненастоящими» - оно появилось ещё в годы «холодной войны» и время от времени появляется и в современное время. Уж очень оно хорошо вписывается в «черный миф» о «отсталости» русских. Согласно этому мифу - «русские фанеры» с «плохо обученными» сталинскими соколами было намного легче сбивать, чем англо-саксонских пилотов на «Спитфайрах» и «Мустангах». Когда же асов с Восточного фронта, перебрасывали на Западный фронт они быстро гибли.

Основанием для таких измышлений стала статистика по ряду пилотов: так Ганс Филипп пилот-ас из 54-й истребительной эскадры «Зелёные сердца» одержал 200-т воздушных побед, 178 из них на Восточном фронте и 29 на Западном фронте. 1 апреля 1943 года его назначили командиром 1-й истребительной эскадры в Германии, 8 октября 1943 года он сбил один бомбардировщик и был сбит, погиб. За 6 месяцев он смог сбить только 3 самолета противника. Есть и другие подобные примеры: первый ас Рейха - Э. Хартманн, сбил всего 7 (по другим данным истребителей ВВС США Р-51"Мустанг" над Румынией и в небе над Германией (всего 352 победы). Герман Граф - 212 побед, 202 на Востоке, 10 на Западе. Вальтер Новотны сбил 258 самолетов, из них на Востоке - 255. Правда, Новотны большую часть времени на Западе, осваивал новый реактивный Me-262, борясь с его недостатками, отрабатывая тактику его применения.

Но, есть и другие примеры, когда немецкие асы вполне успешно воевали на обоих фронтах, так Вальтер Даль - всего 128 побед (77 - Восточный фронт, 51 - Западный фронт), причём на Западе он сбил 36 четырехмоторных бомбардировщика. Равномерное распределение побед на Западе и Востоке характерно для асов люфтваффе. Всего он одержал 192 победы, из них 61 победа в Северной Африке и на Западном фронте, включая 34 бомбардировщика В-17 и В-24. Ас Эрих Рудорфер сбил 222 самолета, из 136 на Восточном фронте, 26 самолетов в Северной Африке и 60 на Западном фронте. Ас Херберт Илефельд всего сбил 132 самолета: 9 в Испании, 67 на Восточном фронте и 56 на Западном фронте включая 15 бомбардировщиков В-17.

Некоторые немецкие асы успешно воевали на всех фронтах и на всех типах самолетов, так Хайнц Бэр одержал 220 побед в воздухе: 96 побед на Восточном фронте, в Северной Африке одержал 62 победы, Бэр сбил примерно 75 английских и американских самолетов в Европе, из них 16, пилотируя реактивный Me 262.

Были пилоты, которые на Западе одержали больше побед, чем на Востоке. Но говорить, о том, что сбивать англо-саксов было легче, чем русских также глупо, как и обратное. Герберт Ролльвейг из 102 сбитых самолетов, только 11 побед одержал на Восточном фронте. Ханс "Асси" Хан одержал 108 побед, из них в боях на Востоке - 40. Он был одним из ведущих пилотов в битве за Британию, во 2-й истребительной эскадре; на Востоке воевал с осени 1942 года - 21 февраля 1943 года из-за отказа двигателя (возможно, после атаки старшего лейтенанта П.А. Гражданинова из 169-го истребительного авиаполка), после этого 7 лет провёл в советском плене.

Командир 27-й истребительной эскадры Вольфганг Шеллманн - 12 побед в небе Испании (второй по результативности ас «Легиона Кондор»). К началу войны с Советским Союзом имел 25 побед, считался специалистом по манёвренному бою. 22 июня 1941 года 3.05 «мессеры» 27 истребительной эскадры во главе с Шеллманном поднялись в воздух, она получила приказ нанести штурмовые удары по советским аэродромам в районе города Гродно. Для этого на "Мессершмитты" были подвешены контейнеры с осколочными бомбами SD-2. Когда они атаковали цель, их встретили И-153 и И-16 из 127 Истребительного авиаполка. Шеллманн сбил один И-16, одержав 26-ю и последнюю победу. Затем атаковал И-153 лейтенанта П. А. Кузьмина, но тот удачно маневрировал и уходил от его атак. Затем Кузьмин неожиданно пошел на лобовой тара, Шеллманн еле увернулся, советский летчик повторил атаку ещё несколько раз, немецкий ас уворачивался. Наконец в 4-й раз наш истребитель врезался в фюзеляж вражеского истребителя, Кузьмин погиб, немецкий ас смог выпрыгнуть с парашютом. Дальнейшая его судьба неизвестна, по немецким данным он был арестован и затем видимо расстрелян.

Также надо учесть разницу в воздушных боях на Западе и Востоке. Восточный фронт был растянут на сотни километров и «работы» было много, истребительным эскадрам люфтваффе бросали из боя в бой. Были дни когда 6 вылетов были нормой. К тому же на Востоке воздушный бой обычно заключался в том, что истребители немцев атаковали сравнительно небольшую группу ударных самолетов и их прикрытие (если было), обычно асы немцев могли достигнуть численного преимущества над эскортом «бомберов» или штурмовиков.

На Западе же разыгрывались настоящие «воздушные сражения», так 6 марта 1944 года Берлин атаковали 814 бомбардировщиков, под прикрытием 943 истребителей, они находились в воздухе почти весь день. Плюс они были сосредоточены в сравнительно небольшом пространстве, в итоге получалось нечто похожее на «генеральное сражение» атакующей стороны и истребителей ПВО. Немецким истребителям приходилось атаковать плотную группу самолетов, на Восточном фронте такие бои были редкостью. Немецкие пилоты-истребители были вынуждены, не искать «добычи» как на Востоке, а играть по чужим правилам: атаковать «летающие крепости», в это время истребители англо-саксом могли «подловить» их самих. Жесткое сражение, без возможности сманеврировать, отойти. Поэтому, англо-американским ВВС было легче использовать своё численное преимущество.

…эскадра за довольно короткий период времени потеряла 80 летчиков,
из которых 60 так и не сбили ни одного русского самолета
/Майк Спик «Асы люфтваффе»/


С оглушительным грохотом рухнул «Железный занавес», и в средствах массовой информации независимой России поднялась буря разоблачений советских мифов. Самой популярной стала тема Великой Отечественной войны – неискушенный советский человек был потрясен результатами немецких асов – танкистов, подводников и, особенно, пилотов Люфтваффе.
Собственно, проблема в следующем: 104 немецких летчика имеют счет 100 и более сбитых самолетов. Среди них – Эрих Хартманн (352 победы) и Герхард Баркхорн (301), показавшие совершенно феноменальные результаты. Более того, свои все свои победы Харманн и Баркхорн одержали на Восточном фронте. И они не были исключением – Гюнтер Ралль (275 побед), Отто Киттель (267), Вальтер Новотны (258) – тоже воевали на советско-германском фронте.

В это же время, 7 лучших советских асов: Кожедуб, Покрышкин, Гулаев, Речкалов, Евстигнеев, Ворожейкин, Глинка смогли преодолеть планку 50 сбитых самолетов противника. Например, Трижды Герой Советского Союза Иван Кожедуб уничтожил в воздушных боях 64 немецких самолета (плюс 2 сбитых по-ошибке американских «Мустанга»). Александр Покрышкин - летчик, о котором, согласно легенде, немцы предупреждали по радиосвязи: «Ахтунг! Покрышкин ин дер люфт!», записал на свой счет «всего» 59 воздушных побед. Примерно столько же побед имеет малоизвестный румынский ас Константин Контакузино (по разным данным, от 60 до 69). Другой румын – Александру Сербанеску сбил на Восточном фронте 47 самолетов (еще 8 побед остались «неподтвержденными»).

Гораздо хуже ситуация у англосаксов. Лучшими асами стали Мармадюк Петтл (около 50 побед, ЮАР) и Ричард Бонг (40 побед, США). Всего 19 британским и американским пилотам удалось сбить более 30 самолетов противника, при этом англичане и американцы воевали на лучших в мире истребителях: неподражаемом P-51 «Мустанг», P-38 «Лайтнинг» или легендарном «Супермарин Спитфайр»! С другой стороны, лучшему асу Королевских ВВС повоевать на таких замечательных самолетах не довелось – все свои полсотни побед Мармадюк Петтл одержал, летая сначала на старом биплане «Гладиатор», а потом на неуклюжем «Харрикейне».
Совершенно парадоксальными выглядят на этом фоне результаты финских асов-истребителей: Илмари Ютилайнен сбил 94 самолета, а Ханс Винд – 75.

Какой же вывод можно сделать из всех этих цифр? В чем секрет невероятной результативности истребителей Люфтваффе? Может быть, немцы просто не умели считать?
Единственное, что можно утверждать с высокой степенью уверенности – счета всех без исключения асов завышены. Превозносить успехи лучших бойцов – стандартная практика государственной пропаганды, которая по определению не может быть честной.

Немецкий Мересьев и его «Штука»

В качестве интересного примера предлагаю рассмотреть невероятную летчика бомбардировочной авиации Ганса-Ульриха Руделя. Этот ас известен меньше, чем легендарный Эрих Хартманн. Рудель в воздушных боях практически не участвовал, вы не найдете его имени в списках лучших истребителей.
Рудель знаменит тем, что совершил 2530 боевых вылетов. Пилотировал пикирующий бомбардировщик «Юнкерс-87», в конце войны пересел за штурвал «Фокке-Вулф 190». За свою боевую карьеру уничтожил 519 танков, 150 САУ, 4 бронепоезда, 800 грузовиков и автомобилей, два крейсера, эсминец и тяжело повредил линкор «Марат». В воздухе сбил два штурмовика Ил-2 и семь истребителей. Шесть раз приземлялся на территории противника, чтобы спасти экипажи подбитых Юнкерсов. Советский Союз назначил вознаграждение 100 000 рублей за голову Ганса-Ульриха Руделя.


Просто эталон фашиста


Ответным огнем с земли он был сбит 32 раза. В конце-концов, Руделю оторвало ногу, но пилот продолжал летать на костыле до конца войны. В 1948 году сбежал в Аргентину, где подружился с диктатором Пероном и организовал кружок альпинизма. Совершил восхождение на высочайшую вершину Анд – г. Аконкагуа (7 километров). В 1953 году вернулся в Европу и поселился в Швейцарии, продолжая нести чепуху о возрождении Третьего Рейха.
Вне всякого сомнения, этот незаурядный и противоречивый пилот был крутым асом. Но у любого человека, привыкшего вдумчиво анализировать события, должен возникнуть один важный вопрос: каким образом было установлено, что Рудель уничтожил именно 519 танков?

Разумеется, никаких фотокинопулеметов или камер на Юнкерсе не было. Максимум, что мог заметить Рудель или его стрелок-радист: накрытие колонны бронетехники, т.е. возможное повреждение танков. Скорость выхода из пикирования Ю-87 более 600 км/ч, перегрузки при этом могут достигать 5g, в таких условиях что-либо точно рассмотреть на земле нереально.
С 1943 года Рудель пересел на противотанковый штурмовик Ю-87G. Характеристики этого «лаптежника» просто омерзительны: макс. скорость в горизонтальном полете – 370 км/ч, скороподъемность – около 4 м/с. Главным самолета стали две пушки ВК37 (калибр 37 мм, темп стрельбы 160 выстр./мин), с боекомплектом всего 12 (!) снарядов на ствол. Мощные орудия, установленные в крыльях, при стрельбе создавали большой разворачивающий момент и так раскачивали легкий самолет, что стрельба очередями была бессмысленна – только единичные снайперские выстрелы.


А вот забавный отчет о результатах полигонных испытаний авиационной пушки ВЯ-23: в 6 вылетах на Ил-2 пилоты 245-го штурмового авиполка, при общем расходе 435 снарядов добились 46 попаданий в танковую колонну (10,6 %). Надо полагать, что в реальных боевых условиях, под интенсивным зенитным огнем, результаты будут гораздо хуже. Куда уж там немецкому асу с 24 снарядами на борту «Штуки»!

Далее, попадание в танк еще не гарантирует его поражение. Бронебойный снаряд (685 грамм, 770 м/с), выпущенный из пушки ВК37, пробивал 25 мм брони под углом 30° от нормали. При использовании подкалиберного боеприпаса, бронепробиваемость увеличивалась в 1,5 раза. Также, ввиду собственной скорости самолета, бронепробиваемость в реальности была больше еще примерно на 5 мм. С другой стороны, толщина бронекорпуса советских танков лишь в некоторых проекциях была меньше 30-40 мм, а о том, чтобы поразить КВ, ИС или тяжелую самоходку в лоб или борт нечего было и мечтать.
Кроме того, пробитие брони не всегда ведет к уничтожению танка. В Танкоград и Нижний Тагил регулярно прибывали эшелоны с подбитой бронетехникой, которую в сжатые сроки восстанавливали и отправляли назад на фронт. А ремонт поврежденных катков и ходовой части проводился прямо на месте. В это время Ганс-Ульрих Рудель рисовал себе очередной крестик за «уничтоженный» танк.

Другой вопрос к Руделю связан с его 2530 боевыми вылетами. По некоторым данным, в немецких бомбардировочных эскадрах было принято в качестве поощрения засчитывать сложный вылет за несколько боевых вылетов. Например, пленный капитан Гельмут Путц, командир 4-го отряда 2-й группы 27-й бомбардировочной эскадры, объяснил на допросе следующее: «…в боевых условиях я успел совершить 130-140 ночных вылетов, причём ряд вылетов со сложным боевым заданием засчитывался мне, как и другим, за 2-3 вылета.» (протокол допроса от 17.06.1943 г). Хотя возможно Гельмут Путц, попав в плен, соврал, стараясь уменьшить свой вклад в удары по советским городам.

Хартманн против всех

Существует мнение, что летчики-асы невозбранно набивали свои счета и воевали «сами по себе», являясь исключением из правил. А основную работу на фронте выполняли летчики средней квалификации. Это глубокое заблуждение: в общем смысле, летчиков «средней квалификации» не существует. Есть либо асы, либо их добыча.
Для примера, возьмем легендарный авиаполк «Нормандия-Неман», воевавший на истребителях Як-3. Из 98 французских пилотов 60 не одержали ни одной победы, зато «избранные» 17 пилотов, сбили в воздушных боях 200 немецких самолетов (всего французский полк вогнал в землю 273 самолета со свастикой).
Аналогичная картина наблюдалась в 8-й Воздушной армии США, где из 5000 летчиков-истребителей, 2900 не одержали ни одной победы. Лишь 318 человек записали на свой счет 5 и более сбитых самолетов.
Американский историк Майк Спайк описывает такой же эпизод, связанный с действиями Люфтваффе на Восточном фронте: «…эскадра за довольно короткий период времени потеряла 80 летчиков, из которых 60 так и не сбили ни одного русского самолета».
Итак, мы выяснили, что летчики-асы главная сила ВВС. Но остается вопрос: с чем связан тот огромный разрыв между результативностью асов Люфтваффе и летчиков Антигитлеровской коалиции? Даже если поделить невероятные счета немцев пополам?

Одна из легенд о несостоятельности больших счетов немецких асов связана с необычной системой подсчета сбитых самолетов: по количеству моторов. Одномоторный истребитель – один сбитый самолет. Четырехмоторный бомбардировщик – четыре сбитых самолета. Действительно, для летчиков, сражавшихся на Западе, был введен параллельный зачет, при котором за уничтожение «Летающей крепости», летящей в боевом порядке, летчику записывали на счет 4 балла, за поврежденный бомбардировщик, который «вывалился» из боевого порядка и стал легкой добычей других истребителей, пилоту записывали 3 балла, т.к. основную часть работы выполнил он – пробиться сквозь ураганный огонь «Летающих крепостей» намного сложнее, чем расстрелять поврежденный одиночный самолет. И так далее: в зависимости от степени участия летчика в уничтожении 4-х моторного монстра ему начисляли 1 или 2 балла. Что происходило потом с этими призовыми баллами? Наверное, их как-то конвертировали в рейхсмарки. Но все это не имело никакого отношения к списку сбитых самолетов.

Самое прозаическое объяснение феномена Люфтваффе: у немцев не было недостатка в целях. Германия на всех фронтах воевала при численном превосходстве противника. У немцев было 2 основных типа истребителей: «Мессершмитт-109» (с 1934 по 1945 год было выпущено 34 тыс.) и «Фокке-Вулф 190» (выпущено 13 тыс. в варианте истребителя и 6,5 тыс. в варианте штурмовика) – итого 48 тысяч истребителей.
В это же время через состав ВВС Красной Армии за годы войны прошло порядка 70 тысяч Яков, Лавочкиных, И-16 и МиГ-3 (без учета 10 тысяч истребителей, поставленных по Ленд-лизу).
На западноевропейском театре военных действий истребителям Люфтваффе противостояли около 20 тысяч «Спитфайров» и 13 тысяч «Харрикейнов» и «Темпестов» (именно столько машин побывало в составе Королевских ВВС с 1939 по 1945 гг.). А сколько еще истребителей получила Британия по Ленд-лизу?
С 1943 года над Европой появились американские истребители – тысячи «Мустангов», P-38 и P-47 бороздили небо Рейха, сопровождая стратегические бомбардировщики во время рейдов. В 1944 году, во время высадки в Нормандии, авиация союзников имела шестикратное количественное превосходство. «Если в небе камуфлированные самолеты – это Королевские ВВС, если серебристые – ВВС США. Если в небе нет самолетов – это Люфтваффе» - грустно шутили немецкие солдаты. Откуда в таких условиях могли взяться большие счета у британских и американских летчиков?
Еще пример - самым массовым боевым самолетом в истории авиации стал штурмовик Ил-2. За годы войны было выпущено 36154 штурмовика, из них в армию поступило 33920 Илов. К маю 1945 года в составе ВВС Красной Армии числились 3585 Ил-2 и Ил-10, еще 200 Ил-2 были в составе морской авиации.

Одним словом, никаких сверхспособностей у пилотов Люфтваффе не было. Все их достижения объясняются лишь тем, что в воздухе находилось множество самолетов противника. Истребителям-асам союзников, наоборот, требовалось время, чтобы обнаружить врага – по статистике, даже у лучших советских летчиков в среднем приходился 1 воздушный бой на 8 боевых вылетов: им просто не удавалось встретить в небе противника!
В безоблачный день, с расстояния 5 км истребитель времен Второй мировой войны виден так, как муха на оконном стекле из дальнего угла комнаты. В условиях отсутствия на самолетах радаров, воздушный бой был скорее неожиданным стечением обстоятельств, чем регулярным событием.
Более объективно считать количество сбитых самолетов, учитывая количество боевых вылетов пилотов. При взгляде под таким углом, достижение Эриха Хартмана тускнеет: 1400 боевых вылетов, 825 воздушных боев и «всего» 352 сбитых самолета. Гораздо лучше этот показатель у Вальтера Новотны: 442 боевых вылета и 258 побед.


Друзья поздравляют Александра Покрышкина (крайний справа) с пролучением третьей звезды Героя Советского Союза


Очень интересно проследить, как летчики-асы начинали свою карьеру. Легендарный Покрышкин в первых же боевых вылетах продемонстрировал пилотажное мастерство, дерзость, летную интуицию и снайперскую стрельбу. А феноменальный ас Герхард Баркхорн в первых 119 вылетах не одержал ни одной победы, зато сам был дважды сбит! Хотя есть мнение, что у Покрышкина тоже не все складывалось гладко: его первым сбитым самолетом стал советский Су-2.
В любом случае, у Покрышкина есть свое преимущество, перед лучшими немецкими асами. Хартмана сбивали четырнадцать раз. Баркхорна – 9 раз. Покрышкин ни разу не был сбит! Еще одно преимущество русского чудо-богатыря: большинство своих побед он одержал в 1943 году. В 1944-45 гг. Покрышкин сбил всего 6 немецких самолетов, сосредоточившись на подготовке молодых кадров и управлением 9-й Гвардейской авиадивизией.

В заключение стоит сказать, что не стоит так бояться высоких счетов летчиков Люфтваффе. Это, наоборот, показывает, какого грозного противника одолел Советский Союз, и почему Победа имеет такую высокую ценность.

Асы Люфтваффе Второй Мировой Войны

Фильм рассказывает о знаменитых немецких летчиках-асах: Эрихе Хартмане (352 сбитых самолетов противника), Йохане Штайнхоффе (176), Вернере Мёлдерсе (115), Адольфе Галланде (103) и других. Представлены редкие кадры интервью с Хартманом и Галландом, а так же уникальная кинохроника воздушных боев.

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Эту традицию возродили лётчики Люфтваффе во время гражданской войны в Испании, воевавшие на стороне франкистов в легионе "Кондор".

Четыре эскадрильи истребительной авиагруппы J.88 "Легиона Кондор" имели свои эмблемы:

1./J 88 - пикирующий ворон;

Камуфлированный Не-51 только что приземлился после выполнения боевого задания. На борту фюзеляжа ниже кабины изображена эмблема 1./J-88. На испанской жаре техники часто ограничивались двумя предметами одежды - пилоткой и трусами. Летом 1937 г. два штурмовых стаффеля, вооруженных самолетами Не-51, сыграли видную роль в неудаче наступления республиканцев на Брунете. В интенсивных воздушных боях в этот период отличился 3-й стаффель J-88, которым командовал Адольф Галланд. Он предложил переделать дополнительные топливные баки мессершмиттов в зажигательные бомбы. Хотя в Испании Галланд не одержал ни одной победы в воздушных боях, но эмблема 3./J-88 времен Испании - Микки Маус, стала личной эмблемой Галанда в годы Второй мировой войны.

2./J 88 - шляпа-цилиндр;

Лейтенант Урсинус из 2./J 88 и его самолёт. Цилиндр являлся эмблемой 2-го стаффеля. «Barhen» - собственное имя самолета. Истребитель Bf.109B был вооружен парой 7,92-мм пулеметов, установленных над двигателем и одним 7,92-мм пулеметом, который стрелял через полый вал редуктора. В июле 1938 г. появилась модификация Bf.109C с двумя фюзеляжными и двумя крыльевыми пулеметами, усовершенствованным двигателем. На Bf.109C Вернер Мельдерс в короткий срок стал лучшим асом легиона «Кондор».

3./J 88 - фигура Микки Мауса;

Впервые фигурка Микки Мауса появилась на Не-51 в Легионе Кондор в Испании, где Адольф Галланд был командиром (1937- май 1938г.) 3./J88 эскадрильи. В мае 1938 года его сменил, прибывший в легион, Вернер Мельдерс. В дальнейшем эмблема с Микки Маусом (видоизменённая, Микки Маус с сигарой) была на всех самолётах Галланда.

Также Микки Маус стал личной эмблемой Хорста Карганико.

Майор Хорст Карганико пользовался среди истребителей репутацией настоящего лидера. Карганико командовал истребительной группой "Киркенес", затем - 6./JG-5, II./JG-5 u I/JG-5. Маленькая эмблема с таким диснеевским Микки Маусом была его личной эмблемой.

Здесь Мики Маус уже большой, к тому же у мышонка появилась запасная пара башмаков, как напоминание о вынужденной посадке Караганико летом 1943 г., после которой он добирался на аэродром на своих двоих. Майор Карганико погиб на десятый день после вторжения союзников во Францию.

В годы Второй мировой войны эмблему с Микки Маусом, в нескольких вариантах изображения, носили истребители и штурмовики.

4./J 88 - туз пик.


Эмблема 1-й летной школы истребительной авиации (Jagdfliegerschule 1). Школа базировалась в Вернёйхене и была основана перед войной талантливым летчиком - асом Первой мировой войны Теодором Остеркампом.

Летные школы, как правило, не имели своей эмблемы, но Jagdfliegerschule 1 была первым учебным заведением Люфтваффе, которое подготовило большое количество летчиков, ставших впоследствии настоящими асами.

Эмблемы истребительной авиации Люфтваффе

Jagdgeschwader (JG) - Истребительная Эскадра (дивизия)

Gruppe - Группа (полк) состояла из трех-четырёх стаффелей и штабного шварма. Обозначалась римской цифрой с точкой

Staffel - стаффель (эскадрилья) состоял из трех швармов, причем каждый стаффель Эскадры имел свой порядковый номер от 1 до 9 (с середины 1943 года - до 12). Стаффель обозначался арабской цифрой с дробью например: 3/JG 54.

Jagdgeschwader 1 "Oesau"


JG1, 1940-1943

Осенью 1944 г. штабное звено 1 эскадры подполковника Филиппа летало па истребителях Fw-190A-5. На снимке хорошо видна эмблема штабного эвена. Такую эмблему имели только самолет Филиппа и двоих его ведомых.

(3./JG27)

II. Gruppe

На капоте истребителя Fw-190A-2 из II./JG-1 хорошо видна эмблема группы в виде дракона. Каждый стаффель имел дракона строго определенного цвета: белого, красного или желтого.

III. Gruppe


(3/JG11)

IV. Gruppe

IV./JG1

Jagdgeschwader 2 "Richthofen"

На фюзеляжах самолётов III группы часто изображали голову орла. Такое же изображение было на Fw-190A-4 командира 2./JG-2 обер-лейтенанта Хоста Ханнига

Jagdgeschwader 3 "Udet"

Geschwaderstab stab/JG3

I. Gruppe

Обер лейтенант Роберт Олейник одержал первую официальную победу люфтваффе в операции «Барбаросса», с которой его и поздравляет механик фельфебель Маккерт. Рыцарский крест Олейник получил после того, как сбил 32 советских самолета. Обратите внимание на дракона - эмблему 1./JG-3, нарисованного на капоте двигателя меcсершмитта. Это эмблема осталась неизменной после переформирования группы в II./JG-1

1. Staffel

2. Staffel

3. Staffel

III./JG3

Кавалер Рыцарского креста Георг Шентке позирует у своего самолета, аэродром Питомник, Рождество 1942 г. Bf.109F-4 несет адаптированный под условия Восточного фронта средиземноморский камуфляж. Хорошо видна эмблема III./JG-3 на капоте двигателя.

7. Staffel

8./JG3

IV. (Sturm) Gruppe

11./JG3

Jagdgeschwader 4

Jagdgeschwader 5 "Eismeer" Северный Ледовитый океан

I. Gruppe (stab I./JG77 (later))

2. Staffel

II. Gruppe

5. Staffel

III. Gruppe

7. Staffel

8. Staffel

13. (Zerstoerer) Staffel 10.(z)/JG5, 13.(z)/JG5

13.(Z)/JG5

14. (Jagdbomber) Staffel

Jagdgeschwader 6 "Horst Wessel "

Jagdgeschwader 7 "Nowotny "

(9/JG1)

Jagdgeschwader 20

(7./JG51)

(9./JG51)

Jagdgeschwader 21

(III./JG54)

(...)

(...)

Jagdgeschwader 26 "Schlageter"

Личная эмблема Фрица Лозигкейта

(..)

На снимке - истребитель Вf-109Е-7 из 7./JG-26 фельдфебеля Карла Лауба, до своей гибели 4 декабря 1944 г. он сбил семь самолетов противника. На капот двигателя нанесена эмблема стаффеля - красное сердце, на борту кабины перед фонарем - эмблема эскадры «Шлагетер» буква «S» (от названия эскадры «Schlageter»)

8./JG26 (4./JG26)

9./JG26

9 эскадрилья JG-26 известна как "Хёленхунд" или "Цербер"

Jagdgeschwader 27

Эмблема I./JG-27 была разработана за несколько месяцев до прибытия группы в Северную Африку. В определенной мере, рисунок эмблемы отражает ностальгию по африканским колониям кайзеровской Германии.

Осенью 1941 г. группа II./JG-27 получила первый Вf 109F-2/Z Trop. На капоте двигателя «Фридраха» нанесена знаменитая змблема группы - «Берлинский медведь», ниже фонаря кабины - эмблема 4 эскадрильи. Снимок сделан 16 сентября 1941 г., когда самолеты группы перекрашивали в пустынные цвета на аэродроме Доберита в Германии. Через неделю группа отправилась в Северную Африку.

(1./JG1)

Американский солдат осматривает повреждённый Bf 109G-6/R6 Trop, о. Крит, 1 декабря 1943г.
На борту фюзеляжа хорошо видна эмблема 7 эскадрильи - пронзённое стрелой яблоко.

Jagdgeschwader 50

Jagdgeschwader 51 "Moelders"

I. GruppeI./JG51

1. Staffel

3. Staffel

II. Gruppe"Боже порази Англию"

(2./JG71)

III. Gruppe

1./JG20 , 7./JG51

8. Staffel

7-йсамолёт 8-й эскадрильи III группы JG51 "Mёлдерс"

9. Staffel

IV. Gruppe

15. (Испанский) Staffel / "Escuadron Azul"

15./JG51 "Blauen staffel(n)"

Jagdgeschwader 52

JG52

Командир II./JG-52 гауптман Йоханнес Штейнхоф в кабине своего "Густава" Крым, осень 1942 г. Хорошо видна эмблема II группы - крылатый меч.

I. Gruppe

1. Staffel

2. Staffel

4./JG52

Эмблему с изогнутой красной кошкой легко спутать с очень похожей чёрного цвета. Это приводит к путаннице в идентификации самолётов 4./JG-52 и 8./JG-51 на чёрно-белых снимках.

6. Staffel

III. GruppeIII./JG52 (early) 1940, March 1 - Formed from I./Jagdgeschwader 28

III группу, благодаря эмблеме с бегущим волком, иногда называли "Тимбервульф"

7. Staffel

Пронзенное сердце было гербом 9/JG 52, и наносилось на многие самолеты эскадрильи по крайней мере с начала 1942 года. На сердце имелась надпись «Dicker Max», которую Хартманн позже заменил на «Ursel». Кстати, пример оказался заразительным, и многие пилоты эскадрильи стали писать имена своих возлюбленных. А слово «Карая-1» было позывным командира девятой эскадрильи (как правило, командирская машина имела бортовой номер «1»). До Хартманна им пользовались все другие командиры, например Г. Граф. Став командиром группы, Хартманн уже не мог пользоваться этим позывным и соответственно изменил рисунок на борту: только сердце с надписью «Ursel».


13. (Slowak.) Staffel /JG 52

15. (Kroat.) Staffel / JG 52

Jagdgeschwader 53 "Pik As" "Пиковый туз"

Зима 1941-1942 г.г. "Фридрих" из III./ JG-53 выкрашен в белый цвет

Jagdgeschwader 54 "Gruen Herz" "Зеленое сердце"

"Зеленое Сердце" - герб Тюрингии, где родился коммодор Ханнес Траутлофт. Впервые эта эмблема появилась на истребителе лейтенанта Траутлофта в Испании в 1937 году. Ханнес Траутлофт командовал 54 эскадрой "Зелёное сердце" с 1940 по 1943 г.г.

I. Gruppe герб г. Нюрнберг

I./JG54

Gruppenstab

1. Staffel

2. Staffel

3. Staffel

II. Gruppeгерб г. Асперна

III. Gruppe III./JG54 (I./JG21)

Jagdgeschwader 77 "Herz As" "Туз червей"

Эмблему "Стоптанный башмак" придумал командир группы гауптман Й. Янке, давший ей неофициальное прозвище "Wanderzirkus Janke" ("Бродячий цирк Янке").

Гауптман Генрих Зитц

Хвостовая часть Bf 109Е Ганса Троицша с обозначениями трех побед, двух пулевых пробоин (черные точки) и эмблемой 6-й эскадрильи - пингвином испражняющимся на инициалы Уинстона Черчилля.

В августе 1942 г. III./JG-77 перевооружили с «Фридрихов» на ранние модели «Густавов». На фото справа - будущий кавалер Рыцарскогокреста оберфельдфебель Иоганн Пихлер, сентябрь 1942г., Ленинградский фронт. Эмблема группы - голова волка.

Jagdgeschwader 400

Машины, состоявшие на вооружении подразделений ночных истребителей (JG 300, JG 301, JG 302), несли дополнительное обозначение на фюзеляже в виде буквы N (Nacht - ночной) черного цвета или красного с белой обводкой, расположенной между номером самолета и крестом.

Эмблема эскадры ночных истребителей - белый орёл сверкающей красной молнией поражает Англию

О личных эмблемах:

многие лётчики избирали свои эмблемы, используя игру слов в своих фамилиях и прозвищах

Ганс фон Хан избрал личной эмблемой изображение петуха. Фамилия "hahn" означает петух.

На фото истребитаь Приллера с бортовым номером 13 черного цвета. На этом Fw-190A-8 Приллер летал в первые дни сражения в Нормандии. Личная эмблема Приллера - карта туза червей с именем жены "Jutta".

Глядя на пикового туза, нарисованного на борту фюзеляжа истребителя легко ошибиться с его принадлежностью. В кабине - обер-лейтенант Ганс-Иоахим Хейнике и 9./JG-27, но ранее он служил а «пиковых асах», в эскадре JG-53.

Снимок мессершмитта, на котором летал Баркхорн. На борту фюзеляжа написана имя жены летчика - «Christy», а в шеврон вписан счастливый для Баркхорна бортовой номер «5». Пятерка и имя жены имелись на всех самолетах Баркхорна, он считал их талисманами.

Полезная литература:

Эмблемы Люфтваффе 1939-1945. Барри Кетли и Марк Ролф. http://depositfiles.com/files/6ml73pwg3

Легион Кондор. Немцы в Испании, 1936-1939. НС №118

Асы люфтваффе. Пилоты Bf-109 на Средиземноморье

Асы люфтваффе. Пилоты Bf-109 на Восточном фронте http://depositfiles.com/files/gwe5ryj95

Асы люфтваффе. Пилоты Bf-109 D/E. 1939-41

Асы люфтваффе. Пилоты FW-190 на Восточном фронте http://depositfiles.com/files/y1a51tfqz

Асы люфтваффе. Пилоты FW-190 на Западном фронте

Эскадрильи люфтваффе 1939-1945. Крис Бишоп. Справочник-определитель самолётов. http://depositfiles.com/files/kfr568gr8


Самое обсуждаемое
Порядок использования счета бюджетного учета 201 Порядок использования счета бюджетного учета 201
) в наиболее часто употребляемом значении военно-феодальное сословие мелких ) в наиболее часто употребляемом значении военно-феодальное сословие мелких
Могущество Карфагена в начале III века до н Могущество Карфагена в начале III века до н


top