Древнегреческие храмы. Фото и описание храмов древней греции Знаменитый древнегреческий храм

Древнегреческие храмы. Фото и описание храмов древней греции Знаменитый древнегреческий храм

Вот уже не одну тысячу лет архитектура Древней Греции является высоким образцом безукоризненных форм и стиля. Великие греческие архитекторы достигли в искусстве зодчества небывалых вершин. И, прежде всего, в возведении храмовых комплексов, которые занимали центральное место в древнегреческой архитектуре. Это были величественные сооружения, отличавшиеся особой чёткостью, безукоризненностью и простотой формы. Просторные прямоугольные залы, белоснежные колонны и монументальные статуи божеств внушительных размеров – вот основные черты храмовых сооружений Древней Греции, овеянных мифами и легендами.

Храм Парфенон

Так, известнейшим древнегреческим памятником архитектуры является храм Парфенон, ставший признанным международным символом Греции. Этот древнейший храмовый комплекс был возведён в Афинах, в 437 году до н. э., в честь Афины Парфенос – покровительницы этого города. Строительными работами руководили древнегреческие известные архитекторы Калликрат и Иктин.

Они построили Парфенон из мраморных блоков, в дорическом стиле, в виде периптера. Его фриз украшен барельефной лентой, а фронтоны – великолепными скульптурными композициями. В его центральном помещении, окружённом величественной колоннадой, ранее возвышалась статуя самой богини Афины, выполненная из слоновой кости и чистого золота знаменитым художником и архитектором Древней Греции Фидием. К сожалению, сама статуя не сохранилась.

Храм Ники Аптерос

А самой первой постройкой в знаменитом Акрополе, возвышающемся над греческой столицей, на самом видном его месте, был храмовый комплекс Ники Аптерос (бескрылой победы). Он был возведён ещё в 427 г. до н.э. из мраморных блоков, на небольшом выступе скалы, который специально укрепили подпорной стенкой. Здание Ники Аптерос небольшое – меньше 10 м в длину и менее 7 м в ширину, но очень изящное и красивое. И хотя за свою историю оно неоднократно подвергалось разрушениям, это один из немногих памятников ионийского ордера, сохранившихся до нашего времени.

Храм Зевса Олимпийского

А вот от некогда гигантского храмового комплекса Зевса в Олимпии, к сожалению, сегодня осталось всего лишь несколько колонн, но и они дают понять всё величие и мощь этого строения.

Его возведение началось ещё в VI веке до н.э.

Когда-то в центре этого величественного сооружения стояла статуя Зевса огромных размеров. Она была покрыта чистейшим золотом и дорогой слоновой костью. Это была точная копия Зевса Олимпийского мастера Фидия. Рядом с этим греческим богом была возведена статуя императора Адриана, а недалеко от здания – арка Адриана, игравшая роль ворот в новые кварталы города, выстроенные этим императором.

Храм Гефеста

А лучше всего до наших дней сохранился храм Гефеста, построенный в V веке до н. э. Сохранились не только его колонны и фронтоны, но даже большая часть крыши.

Этот национальный памятник Греции расположен буквально в 500 метрах от знаменитого Акрополя, в промышленном районе. Его месторасположение выбрано неслучайно, ведь Гефест является древнегреческим богом огня и металлообработки, а именно здесь были сосредоточены предприятия по обработке металла.

Храм Аполлона в Дельфах

Дельфы были особым местом для древних греков. Они были уверены, что этот город – центр Вселенной. Ведь, согласно древнегреческой легенде, именно сюда прилетели два орла, выпущенные Зевсом из разных концов света. И именно здесь расположен древнейший Дельфийский храмовый комплекс, созданный для предсказания судьбы.

С этими местами греки связывают много красивых легенд. Одна из них – о завоевании Дельф Аполлоном и превращении нимфы-прорицательницы по имени Дафна в лавровое дерево.

На протяжении столетий Дельфийский храмовый комплекс Аполлона играл очень важную роль в жизни древних греков. Фактически ни одно серьезное дело не начиналось без совета с местным оракулом.

К сожалению, сегодня мы лишь можем представить себе величие этого сооружения. От него осталось лишь каменное основание, ступени и несколько колонн.

Храм Посейдона на мысе Сунион

Отдельные колонны сохранились до наших дней и от храмового сооружения, построенного в 440 г. до н.э. в честь бога Посейдона. Он расположен в южной части греческого полуострова Аттика и с трёх сторон окружен морем. Такое месторасположение здания – у самого края Эгейского моря, выбрано не случайно, ведь в древнегреческой мифологии Посейдон считается повелителем морей.

С этим местом связана одна из самых печальных легенд Древней Греции: о царе Эгее, спрыгнувшем со скалы в тот самый момент, когда его сын возвращался с победой домой. Несчастный отец увидел на корабле своего сына Тесея чёрные паруса и бросился вниз, в то время как его сын, победив Минотавра, просто забыл поменять свой парус.

Храм Геры в Олимпии

Это один из древнейших дорийских храмов Греции. Считается, что начало его строительства относится к 600 г. до н. э. и он является подарком олимпийцам от жителей Элиды.

И хотя до наших дней сохранилось лишь его основание с массивным ортостатом и нижняя часть колонн, это место имеет особое значение для спортсменов всего мира. Ведь именно здесь берёт начало священный олимпийский огонь.

Без сомнения, серьезное влияние на следующие поколения оказали искусство и архитектура древних греков. Их величественная красота и гармоничность стали образцом, а также для поздних исторических эпох. Древние являются памятниками эллинской культуры и искусства.

Периоды становления греческой архитектуры

Типы храмов Древней Греции тесно связаны со временем их постройки. Существует три эпохи в истории греческой архитектуры и искусства.

  • Архаика (600-480 гг. до н. э.). Времена персидских нашествий.
  • Классика (480-323 гг. до н. э.). Период расцвета Эллады. Походы Александра Македонского. Период заканчивается его смертью. Специалисты считают, что именно пестрота множества культур, которые в результате завоеваний Александра начали проникать в Элладу, привела к упадку классической эллинской архитектуры и искусства. Древние храмы Греции тоже не избежали этой участи.
  • Эллинизм (до 30 года до н. э.). Поздний период, закончившийся вместе с завоеванием римлянами Египта.

Распространение культуры и прообраз храма

Эллинская культура проникла в Сицилию, Италию, Египет, Северную Африку и многие другие места. Самые древние храмы Греции относят к архаичной эпохе. В это время эллины вместо дерева начали использовать такие стройматериалы, как известняк и мрамор. Считается, что прообразами для храмов являлись древние жилища греков. Они представляли собой прямоугольные сооружения с двумя колоннами у входа. Постройки данного типа со временем эволюционировали в более сложные формы.

Типовая конструкция

Древнегреческие храмы, как правило, возводились на ступенчатой базе. Они представляли собой здания без окон, которые окружали колонны. Внутри находилась статуя божества. Колонны служили опорой для балок перекрытия. Древние храмы Греции имели двускатную крышу. Во внутреннем помещении, как правило, царил полумрак. Доступ туда имели лишь жрецы. Многие древнегреческие храмы обычные люди могли увидеть только снаружи. Считается, что именно поэтому эллины столько внимания уделяли внешнему облику культовых сооружений.

Древнегреческие храмы строились согласно определенным правилам. Все размеры, пропорции, соотношения частей, число колонн и другие нюансы были четко регламентированы. Древние храмы Греции строились в дорическом, ионическом и коринфском стилях. Самым старым из них является первый.

Дорический стиль

Данный архитектурный стиль сложился ещё в период архаики. Ему свойственны простота, мощь и некая мужественность. Своему названию он обязан дорическим племенам, которые и являются его основателями. Сегодня сохранились лишь части таких храмов. Цвет у них белый, но раньше структурные элементы были покрыты краской, которая под влиянием времени осыпалась. Но карнизы и фризы когда-то были синего и красного цвета. Одной из самых известных построек в данном стиле является храм Зевса Олимпийского. До наших дней дошли лишь руины этого величественного сооружения.

Ионический стиль

Данный стиль был основан в одноименных областях Малой Азии. Оттуда он распространился по всей Элладе. Древнегреческие храмы в данном стиле отличаются большей стройностью и нарядностью, если сравнивать с дорическими. Для каждой колонны создавалось свое основание. Капитель в своей средней части напоминает подушку, углы которой закручены в спираль. В данном стиле нет таких строгих пропорций между низом и верхом сооружений, как в дорическом. А связь частей зданий между собой стала мене выраженной и более шаткой.

По странной иронии судьбы, время практически не пощадило памятники архитектуры ионического стиля на территории самой Греции. Зато они хорошо сохранились за её пределами. Несколько из них находятся на территории Италии и Сицилии. Одним из самых известных является храм Посейдона около Неаполя. Он выглядит приземистым и тяжеловесным.

Коринфский стиль

В период эллинизма архитекторы стали больше обращать внимание на пышность зданий. В это время храмы Древней Греции начали снабжать коринфскими капителями, богато украшенными орнаментами и растительными мотивами с преобладанием листьев аканта.

Божественное право

Художественная форма, которую имели храмы Древней Греции, была исключительной привилегией - божественным правом. До периода эллинизма простые смертные не могли строить свое жилье в таком стиле. Если бы человек окружил свой дом рядами ступеней, украсил бы его фронтонами, это сочли бы величайшей дерзостью.

В дорийских государственных образованиях постановлениями жрецов запрещалось копирование культовых стилей. Потолки и стены обычных жилищ строились, как правило, из дерева. Иными словами, каменные сооружения являлись привилегией богов. Только их обители должны были иметь достаточную прочность, чтобы противостоять времени.

Сакральный смысл

Каменные древнегреческие храмы строились исключительно из камня потому, что в их основе лежала мысль о разделении начал - священного и мирского. Обители божеств должны были быть ограждены от всего бренного. Толстые каменные или служили их фигурам надежной защитой от воровства, осквернения, случайных прикосновений и даже любопытных взглядов.

Акрополь

Расцвет архитектуры Древней Греции начался в 5-м столетии до н. э. Данная эпоха и её новшества сильно связаны с правлением знаменитого Перикла. Именно в это время был построен Акрополь - место на холме, где были сосредоточены величайшие храмы Древней Греции. Фото их можно посмотреть в данном материале.

Акрополь находится в Афинах. Даже по развалинам этого места можно судить, насколько грандиозным и прекрасным оно некогда было. На холм ведет очень широкая Справа от неё на возвышении стоит небольшой, но очень красивый храм В сам Акрополь люди попадали через ворота с колоннами. Пройдя через них, посетители оказывались на площади, увенчанной статуей Афины которая была покровительницей города. Далее виднелся очень сложный по конструкции храм Эрехтейон. Его отличительной чертой является портик, который выступает сбоку, а перекрытия поддерживались не стандартной колоннадой, а мраморными женскими статуями (каритаиды).

Парфенон

Главным сооружением Акрополя является Парфенон - храм, посвященный Афине Палладе. Он считается наиболее совершенным строением, созданным в дорическом стиле. Парфенон построили около 2,5 тыс. лет назад, однако имена его творцов дошли до наших дней. Создателями данного храма являются Калликрат и Иктин. Внутри него находилась скульптура Афины, которую изваял великий Фидий. Храм был опоясан 160-метровым фризом, на котором изображалось праздничное шествие жителей Афин. Его творцом также был Фидий. На фризе изображено почти три сотни человеческих и около двухсот конских фигур.

Разрушение Парфенона

В данное время храм находится в руинах. Такое величественное сооружение, как Парфенон, возможно, и дожило бы до наших дней. Однако в 17-м столетии, когда Афины осадили венецианцы, заправлявшие в городе турки устроили в здании пороховой склад, взрыв которого и разрушил этот памятник архитектуры. В начале 19-го столетия британец Эльджин вывез в Лондон большинство уцелевших рельефов.

Распространение греческой культуры в результате завоеваний Александра Македонского

Завоевания Александра привели к тому, что эллинское искусство и архитектурные стили распространились на большой территории. Вне Греции были созданы крупнейшие центры, такие как малоазиатский Пергам или египетская Александрия. В этих городах строительная деятельность достигла небывалых размахов. Естественно, что огромное влияние на постройки оказала архитектура Древней Греции.

Храмы и мавзолеи в данных областях, как правило, строились в ионическом стиле. Интересным образцом эллинской архитектуры является огромный мавзолей (надгробие) царя Мавсола. Он был причислен к семи величайшим чудесам света. Интересным фактом является то, что постройкой руководил сам царь. Мавзолей представляет собой погребальную камеру на прямоугольном высоком основании, окруженную колоннами. Над ней возвышается из камня. Она увенчана изображением квадриги. По названию данного сооружения (мавзолей) в мире сейчас именуют другие грандиозные погребальные строения.

Самым важным и широко распространенным типом зданий в античной Греции был храм. Самые первые каменные храмы появились, как предполагается, в начале 6-го столетия до нашей эры. В следующем столетии они уже росли как грибы. «Сердцем» греческого храма обычно служила культовая статуя или другой религиозный символ. Религия в древней Греции не требовала от верующих собираться внутри храма для молитвы, храмы выступали преимущественно в роли памятников олимпийским богам. Самая примечательная особенность греческого храма — массивные колонны. Греки использовали при постройке святилищ три типа колонн: дорического, ионического и коринфского ордера.

Обзор самых знаменитых греческих храмов, находящихся в средиземноморском регионе.

10 Храм Зевса Олимпийского


Хотя от Храма Зевса Олимпийского в Афинах осталось лишь несколько колонн, несложно подключить воображение и представить, насколько огромным и величественным был этот храм в античные времена. Постройка храма началась в 6-ом столетии до нашей эры, в эпоху правления афинских тиранов, решивших возвести самый большой храм древнего мира. Завершено же строительство было лишь через 638 лет после закладки первого камня, во втором столетии нашей эры, в эпоху правления римского императора Адриана.

9 Храм Посейдона на мысе Сунион



Храм Посейдона расположен на Сунионе , самом южном мысу полуострова Аттика , и с трех сторон окружен морем. Он был построен примерно в 440 году до нашей эры на руинах более раннего храма, датировавшегося архаическим периодом греческой истории. От храма Посейдона сохранилось лишь несколько колонн, но сегодня еще можно увидеть храм Гефеста у афинского Акрополя, спроектированный (предположительно) тем же архитектором.

8 Храм Зевса в Кирене (Ливия)



Кирена была важнейшей из пяти греческих колоний на территории современной Ливии. Над руинами древнего города возвышается храм Зевса, датирующийся 5-ым столетием до нашей эры. Он был разрушен во время еврейского восстания в 115 году н. э. и пятью годами позже восстановлен римлянами по приказу императора Адриана. В 365 году храм был вторично разрушен сильным землетрясением и пролежал в руинах вплоть до нашего времени, когда его восстановлением занялись английские и итальянские археологи. Этот храм больше Парфенона, отражения богатства и значимости Кирены для древнегреческого мира.

7 Храм Эрехтейон



Эрехтейон — древнегреческий храм, возведенный в ионическом стиле с северной стороны от Акрополя в Афинах . Храм, который можно увидеть сегодня, был построен между 421-ым и 407-ым годами до нашей эры. Название, согласно наиболее популярной версии, было унаследовано Эрехтейоном от более древнего храма, посвященного легендарному афинскому царю Эрехтею. Храм больше всего известен шестью женскими фигурками кариатид, поддерживающими свод крытой галереи.

6 Храм Аполлона Эпикурейского в Бассах

Храм Аполлона Эпикурейского в Бассах расположен в горах полуострова Пелопоннес . Этот хорошо сохранившийся, необычный греческий храм был построен приблизительно между 450 и 400 годами до нашей эры. Здание сориентировано с севера на юг, в отличие от большинства других древнегреческих храмах, ориентированных с востока на запад. Необычно святилище в первую очередь тем, что в его дизайне представлены все три классических ордера древнегреческой архитектуры: дорический, ионический и коринфский. Дорические колонны можно увидеть в перистале, окруженном крытой колоннадой дворе. Ионические колонны поддерживают свод портика, а коринфские находятся внутри храма. Храм Аполлона Эпикурейского в настоящее время прикрыт гигантским тентом, защищающим сооружение от неблагоприятного воздействия осадков.

5 Дорический храм в Сегесте (Италия)



Храм Сегеста расположен в северо-западной части итальянского острова Сицилия . Некогда Сегеста была одним из важнейших городов элимцев, одного из трех древнейших народов Сицилии, известных ученым современности. Население города было смешанным. Здесь проживали элимцы и греки, хотя впоследствии элимцы эллинизировались и переняли привычки и обряды греков. Хорошо сохранился древний дорический храм, находящийся возле древнего города. Он был построен в конце 5-го столетия до нашей эры и имеет 6х15 дорических колонн. Несколько моментов доказывают тот факт, что храм так никогда и не был достроен. В частности, не завершены дорические колонны, а над главным залом нет крыши.

4 Пестум



Пестум — древний греко-римский город, расположенный в южной Италии , неподалеку от берега моря. До нашего времени в нем хорошо сохранились три дорических храма. Старейший храм Пестума посвящен богине Гере. Он был построен примерно в 550 году до нашей эры греческими колонистами. Стоящий возле него храм построили где-то на столетие позже. Он тоже посвящен Гере, богине замужества и деторождения. Чуть дальше стоит храм Афины, возведенный примерно в 500 году до нашей эры.

3 Храм Гефеста в Афинах



Храм Гефеста в Афинах — лучше всего сохранившийся древнегреческий флаг в мире. Находится примерно в пятистах метрах к северо-западу от знаменитого афинского Акрополя. Известен широкой туристической общественности намного меньше, чем его сосед Акрополь. Храм был построен в 5-ом столетии до нашей эры в районе, где жило много кузнецов. Именно поэтому его посвятили Гефесту, богу кузнечного дела. Считается, что строивший храм Гефеста архитектор, оставшийся неизвестным, заодно принимал участие в постройке храма Ареса на Агоре и храма на мысе Сунион на полуострове Пелопоннес.

2 Долина храмов Агридженто (Сицилия)



Долина храмов Агридженто расположена в горах у сицилийского города Агридженто. Археологический комплекс состоит из семи древнегреческих храмов. Храм Согласия, построенный в 5-ом столетии до нашей эры, лучше всего сохранившийся из храмов долины и один из крупнейших (и лучше сохранившихся) дорических храмов из сохранившихся до нашего времени. Дорические колонны достигают высоты 7 метров (с учетом капителей) и имеют диаметр 1,3 метра у основания. Другие храмы включают в себя храм Юнона, использовавшийся для проведения ритуалов бракосочетания, а также храм Геракла, старейшее святилище в Долине храмов, от которого до нашего времени сохранилось только восемь колонн.

1 Парфенон, Акрополь



Парфенон на афинском Акрополе — одна из самых популярных туристических достопримечательностей Греции и место, которое просто обязательно нужно посетить при поездке в греческую столицу. Строительство Парфенона началось в 447 году до нашей эры на месте более древнего храма, разрушенного персами. Завершилось строительство в 432 году до нашей эры. Святилище строилось под статую богини Афины-Девственницы (по гречески «Афина Парфенос»), сделанную из слоновой кости. В 5-ом столетии статуя была вывезена одним из римских императоров в Константинополь, где позже ее разбили. На протяжении своей долгой истории Парфенону приходилось выступать в качестве крепости, христианской церкви, мечети и даже магазина по продаже пороха.

В жизни античной Греции главным образом доминировала религия, поэтому не удивительно, что самым значительным сооружением стал храм.

Храм строился для поклонения тому из богов, которому он посвящался. Таков был общественный подход к почитанию богов. Граждане гордились храмами, которыми они выражали мощь своего города и благодарность богу-покровителю, дарующему им военные успехи. В руках храмовых жрецов, бывших практически исключительными представителями сообществ, находились обширные полномочия, однако греки не очень нуждались в них как в посредниках между гражданами и богами.

Основные черты греческого храма

Храм выделялся среди городских построек, располагаясь на самой возвышенной точке. Его основные особенности сформировались в VII в. до н.э., так что как следует судить, достаточно целостно обозначились уже в VIII в. до н.э.

Фасад храма не был выразительным и значительным, как это стало позже, в римском храме. Его великолепие выражалось за счёт рельефов (статуй), которые в основном прорабатывались уже на этапе строительного плана! Они изготовлялись для украшения здания, заодно повествуя о легенде бога, которому посвящался храм, и чья статуя располагалась внутри строения.

Внешнее впечатление сакральности созданного храма достигалось тем, что поклонение проводилось снаружи, под открытым небом. Животные приносились в жертву на алтаре, обычно размещённом перед восточным фасадом храма, где также проводились молитвенные церемонии в честь бога или богини.

Сам храм был своего рода дополнительным подарком богу и воспринимался как его дом, хотя фактически местом обычного пребывания небожителей считалась гора Олимп. Как правило отдельный храм посвящался какому-то одному богу, и лишь изредка возводился сразу для нескольких.

Как закрытое место поклонения, с прихожанами, собирающимися снаружи, храм оставался зданием без окон. В большинстве храмов свет проникал в наос (священная комната, где находилась статуя определённого бога) только через дверь, но иногда существовало и отверстие в крыше, которая служила источником дополнительного освещения. Наос чаще всего освещался свечами или факелами.

О наиболее древних храмах мы можем судить по их сохранившимся глиняным моделям. Первоначально греки строили храмы из грубого кирпича и древесины. Во фризе антаблемента находились чередовавшиеся триглифы (наборы трех вертикальных каналов) и метопы (пространство между любыми двумя триглифами).

На метопах изображались мифологические сцены, вырезанные по дереву. Триглифы могли располагаться в 3-х различных местах: чуть выше центра каждой колонны, чуть выше центра пространства между колоннами или в углах фриза, заполняя пустое пространство.

Структура греческого храма - прямой пассаж, конструктивно переходящий из дерева в камень. В камне выразительно воспроизводились структуры точных форм, построенных из древесины. Поэтому иногда древнегреческую архитектуру называли «плотницкими работами в мраморе».

Фактически немногие храмы периода архаики были целиком построены из мрамора. Некоторые выложены из известняка, покрытого штукатуркой. С V в. до н.э. здание в терракоте и древесине уже наверняка сменилось каменным. Иногда храм строился без кровли и оставался «открытым для неба». Перекрытия рассматривались в основном как декоративные элементы. В них использовались кассетоны - квадратные панели, обычно вложенные в потолок с повторяющимся интервалом, по аналогу с деревянной конструкцией. Потолок сооружался из древесины, покрытой терракотой или мрамором. Великолепные храмовые статуи покрывались краской.

Греческий храм возник некогда как простая постройка, разработанная для защиты статуи бога от разрушительного влияния погоды и вреда, причиняемого оскверняющими рельефы птицами. С этой целью не было никакой потребности в грандиозном здании, а была лишь в одной комнате - наосе, (буквально, с греческого языка: «комната бога»), где находилась бы сама статуя бога, и пронаосе («pro» - «прежде»), а также в портике (структура с крышей, поддерживаемой колоннами). Этот тип храма назвали простильным храмом. Это был самый простой тип храма.

В течение долгого времени внимание уделялось прежде всего декорированию и обработке храма. Так как греки боролись за баланс, они добавили портик позади простой конструкции храма для создания симметрии. Портик позади наоса - опистодом (буквально с греческого языка: «задняя комната») служил казначейством, где размещались пожертвования и подарки, представленные богу, а иногда он служил местом нахождения городской .

Окружённый стенами тип храма нарекли амфипростилем (буквально c греческого языка: amphi - с обеих сторон, pro - прежде, stylos - колонна).

Греки полагали, что храм выглядел более привлекательно, когда украшался симметрично со всех сторон. Экономический бум VIII века до н.э. (если так можно выразиться) позволил строителям обогатить базовую и внедрить множество колонн, которые окружали наос и оба портика.

Периптеральный храм

Колонны, окружающие четыре стороны храма, называют периптер, а сам такой храм называют периптеральным. Число колонн вдоль фасада храма находилось в диапазоне от 11 до 18, но на главном фасаде их обычно выставлялось только шесть. Отношение между количеством передних и сторонних колонн чаще всего могло выражаться следующей пропорцией X:2X+1, т.е., 6:13, 8:17 и так далее.

Размер храма зависел от финансового бюджета, имевшегося на его строительство. Особенно богатые города возводили храмы с двойным перистилем. Этот тип храма называли диптеральным храмом. Храм как декоративная структура, окруженная колоннами, в общем-то по значимости подчинялся статуе бога внутри него.

Примером храма с десятью колоннами по фронту с наосом без перекрытия является храм Аполлона в Дидиме (ныне Турция), построенный в 300 г. до н.э.

После периода архитектурных поисков периптеральный храм сделался самым распространенным и остался более или менее регулярным образцом классической постройки, дарованной искусству греками, с последующими вариациями в деталях и пропорциях. Цель архитектора состояла в том, чтобы усовершенствовать пропорции и позаботиться о деталях более, чем о топографии и планировке. Проектированию и разработке эстетического эффекта уделялось больше внимания, чем функциональной стороне.

Некоторые находят в периптеральном храмовом стиле символический подтекст. Колонны, окружавшие храм, напоминали тактическую расстановку войск, которая была присуща греческой армии и называлась «фалангой». Согласно этой тактике солдаты подготовляли организованную линию, где они становились плечом к плечу, с длинными мечами и большими щитами. Плотные массы войск медленно перемещались, формируя плотную защищённую «подвижную стену».

В то время как фаланга символизировала границу между двумя городами-государствами, колонны храма символизировали его границы. Также как фаланга защищала город, колонны символически защищали храм. Сравнение между колоннами и фалангой особенно наглядно, если вспомнить и уразуметь, что колонны в архитектуре Древней Греции связаны с человеком с точки зрения разработки их .

Внедрение коррекций в архитектурные элементы

Греки уделяли много внимания коррекции самой колонны («оптическая иллюзия») для того, чтобы глаз наблюдателя оптимальным образом воспринимал колонны с определенной дистанции.

Начиная с архаичного периода в центре колонны могла наблюдаться выпуклость. Этот строительный приём, названный энтазисом, прежде уже нашёл обычай в архитектуре Древнего Египта. Энтазис обеспечивает видимость гибкости, создавая внешне как бы сглаженную линию. Допустимо предположить, что применением энтазиса намеревались придать колонне органический вид, чтобы она напоминала мышцу, напряжённую удерживаемым ею тяжелым весом. Не исключено также, что энтазис намеренно использовался для подчеркивания округлости и трёхмерности колонны.

По прошествии времени кажется, что применение энтазиса развилось и достигло пика в как феноменальном сооружении , где его специальное внедрение внешне трудно уловить.

Помимо использования энтазиса, имелась тенденция вводить ещё некоторые коррекции, такие как изгиб стилобата и антаблемента. Без этой оптической иллюзии стилобат и архитрав с определенного расстояния воспринимались бы зрителем вогнутыми.

Использование коррекций связано с линейной перспективой, которая стала учитываться в Афинах к V веку до н.э. Хотя ещё в конце VI столетия до н.э. греческие художники начали исследовать перспективное сокращение статуй. Этот подход к перспективе появляется в надписях на стенах зданий, верхние линии которых больше нижних настолько, что с определённого расстояния те и другие воспринимаются равными.

Из-за высокой стоимости коррекций их популярность оставалась недолгой. Создатели более поздних храмов перестали считать обращение к ним оправданным. Хотя они встречаются в греческих храмах, построенных после V века до н.э., всё же в полной мере они так никогда и не адаптировались. Энтазис стал единственной коррекцией, применяемой в более поздней архитектуре.

Что знали древние. Греция (часть 1)

Что знали древние. Греция (часть 2)

Что знали древние. Греция (часть 3)

Древнегреческие храмы

Важнейшей задачей архитектуры у греков, как и всякого вообще народа, было строительство храмов. Оно породило и выработало художественные формы, которые перешли потом к сооружениям всякого рода. Во все продолжение исторической жизни Греции её храмы постоянно сохраняли один и тот же основной тип, впоследствии усвоенный и римлянами. Греческие храмы нисколько не походили на храмы Египта и Востока: это были не колоссальные, внушающие религиозный страх таинственные капища грозных, чудовищных божеств, а весёлые, приветливые обиталища человекоподобных богов, устроенные наподобие жилищ простых смертных, но только более изящные и богатые. Если верить Павзанию, первоначально храмы строились из дерева. Потом их стали сооружать из камня, причём, однако, удержались некоторые элементы и приёмы деревянного зодчества. Греческий храм представлял собой здание в основном умеренных размеров, стоявшее внутри священной ограды (ι " ερόν) на фундаменте о нескольких ступенях и представлявшее в простейшем своём виде сходство с продолговатым домом, имеющим в плане два сложенные вместе квадрата и двускатную, довольно отлогую крышу; одна из коротких его сторон не выходила наружу стеной, которую здесь заменяли две пилястры по краям и стоящие в пролёте между ними две (иногда 4, 6 и т. д., но всегда чётные числом) колонны, несколько отступя вглубь здания (обыкновенно на ⅓ квадрата), оно было перегорожено поперечной стеной с дверью в середине, так что получались род крыльца или крытых сеней (притвор, πρόναος) и внутреннее, замкнутое со всех сторон помещение - святилище (ναός, cella), где стояла статуя божества и куда никто не имел права входить, кроме жрецов. Подобное здание назыв. «храмом в пилястрах» (ι " ερόν ε " ν παραστάσιν, templum in antis). В некоторых случаях совершенно такое же крыльцо, как и с переднего фаса, устраивалось и с противоположной стороны (ο " πισθόδομος, posticum). Пилястры и колонны сеней подпирали потолок и крышу, причём последняя образовывала над ними трёхугольный фронтон. Эта простейшая форма в более обширных и роскошных храмах усложнялась некоторыми добавочными частями, через что произошли следующие виды храмов:

    Храм «с портиком», или «простильный» (греч. πρόςτνλος), имеющий впереди входных сеней портик с колоннами, стоящими как раз против их пилястр и колонн

    Храм «с двумя портиками», или «амфипростильный» (греч. αμφιπρόστνλος), в котором к хр. in antis о двух крыльцах пристроено по портику к тому и другому

    Храм «кругокрылый», или «периптерический» (греч. περίπτερος), состоящий из храма in antis, или простильного, или же амфипростильного, сооружённого на платформе и обнесённого со всех сторон колоннадой

    Храм «двоякокругокрылый», или «диптерический» (греч. δίπτερος) - такой, в котором колонны окружают центральное сооружение не в один, а в два ряда

    Храм «ложнокругокрылый» или «псевдопериптерический» (греч. ψευδοπερίπτερος), в котором опоясывающую здание колоннаду заменяют полуколонны, выступающие из его стен

    Храм «сложнодвоякокругокрылый», или «псевдодиптерический» (греч. ψευδοδίπτερος), казавшийся как бы окружённым двумя рядами колонн, но в котором на самом деле второй их ряд заменялся со всех или только с длинных сторон здания полуколоннами, вделанными в стену.

Стили колонн

Из предыдущего видно, сколь важную роль играла в греческой архитектуре колонна : её формы, пропорции и декоративная отделка подчиняли себе формы, пропорции и отделку других частей сооружения; она была модулем, определяющим его стиль. В ней более всего выразилось различие художественного вкуса двух главных ветвей эллинского племени, породившее два отдельные направления, господствовавшие в греческом зодчестве. Как по характеру, стремлениям, образу общественной и частной жизни дорийцы и ионийцы не сходствовали между собой во многом, так же точно велика была и разница излюбленных ими двух архитектурных стилей, хотя основные начала этих стилей оставались одни и те же.

Дорический ордер отличается простотой, мощностью, даже тяжеловатостью своих форм, их строгой соразмерностью и полным соответствием механическим законам. Его колонна представляет в своём разрезе круг; высота её стержня (фуста) относится к диаметру разреза как 6 к 1; стержень с приближением к верху несколько утончается и немного ниже половины своей высоты имеет утолщение, так наз. «опухлость» (ε " ντασις), вследствие чего профиль стержня - скорее криво-, чем прямолинейный; но эта кривизна почти не заметна. Так как это обстоятельство нисколько не увеличивает прочности колонны, то надо предполагать, что греческие зодчие старались посредством опухлости только смягчить то впечатление сухости и жёсткости, какое она производила бы при геометрически точной прямолинейности профиля. В большинстве случаев колонна покрыта по направлению своей длины «ложками», или «каннелюрами» (ρ " άβδωσις), то есть желобками, представляющими в разрезе небольшой круговой сегмент. Эти желобки в числе 16-20 на колонне делались, по-видимому, для того, чтобы оживить монотонность её гладкой цилиндрической поверхности и чтобы их перспективное сокращение с боков колонны позволяло глазу лучше чувствовать её круглоту и производило игру света и тени. Нижним своим концом колонна первоначально ставилась прямо на платформу здания; потом иногда помещался под нею низкий четырёхугольный плинт. Немного не доходя до верхнего её конца, стержень опоясан узким углублённым желобком, как бы вдавленным обручем; затем через посредство трёх выпуклых валиков, или ремешков, он переходит в «подушку», или «эхин» (ε " χι˜νος). Эта часть колонны действительно имеет вид придавленной круглой подушки, внизу почти такого же диаметра, как и стержень, а вверху более широкой. На подушке лежит довольно толстая плита квадратной формы, так наз. «абака» (βα " αξ), выступающая своими краями вперёд против эхина. Последний вместе с абакой составляет «капитель» колонны. Вообще дорическая колонна при простоте своих форм прекрасно выражает упругость и сопротивляемость колонны той тяжести, которая подпирается ею. Эту тяжесть составляет т. наз. «антаблемент», то есть каменные балки, перекинутые с колонны на колонну, и то, что лежит над ними. Антаблемент разделяется на два горизонтальные пояса: нижний, лежащий непосредственно над абаками и называемый «архитравом», представляет совершенно гладкую поверхность; верхний же пояс, или «фриз», заключает в себе две чередующиеся между собой части: «триглифы» и «метопы». Первые суть продолговатые выступы, изображающие как бы концы лежащих на архитраве балок, идущих внутрь здания; в них врезаны две вертикальные каннелюры, и две половинки каннелюр ограничивают их края; под ними, ниже выпуклой полоски, посредством которой фриз отделяется от архитрава, находятся маленькие придатки с рядом пуговок, как бы шляпок от гвоздей, называемых «каплями». Метопы, или пространства между триглифами, первоначально были пустые пролёты, в которых на архитраве ставились сосуды и статуи или прикреплялись щиты; впоследствии же эти пространства стали разделываться плитами с рельефными изображениями подобных предметов, а также сцен из различных циклов мифологических сказаний. Наконец, дорический антаблемент завершается сильно выступающим наружу карнизом или «гезимсом», под которым находится так наз. «слезник» - ряд четырёхугольных пластинок, усеянных «каплями» в числе 18 на каждой. По краю карниза, в так наз. «софите», рассажены львиные головы с раскрытой пастью, назначенные для стока дождевой воды с крыши. Последняя делалась либо из каменных, либо из черепичных плит; образуемые ею треугольные фронтоны, окаймлённые расчленённым карнизом, нередко были украшены скульптурными группами. На вершине фронтона и по его краям выступали «акротеры» в виде пальмовых листьев (пальметок) или же статуи на пьедесталах.

Основные периоды греческой архитектуры

Архаический период (VII до н. э. до времён Солона (590 до н. э.))

Прошёл в отношении зодчества в выработке основных принципов и форм; однако не сохранилось никаких вещественных памятников этого периода.

Ранне-классический период (590 до н. э. - 470 до н. э. )

Дошедшие до нас развалины сооружений второго периода удостоверяют, что главную его черту составляло постепенное освобождение греческой архитектуры от чужеземного влияния, претворение элементов, занесённых из Азии и Египта, в формы, соответствующие духу народа и условиям его религиозных воззрений и обрядов. Почти все постройки в этом периоде - дорического стиля, сначала тяжёлого и малоизящного, но потом делающегося более лёгким, смелым и красивым. Из храмов этой эпохи, находившихся в самой Греции, можно указать на храм Геры в Олимпии, храм Зевса в Афинах, храм Аполлона в Дельфах (одно из самых знаменитых и роскошных святилищ древней Греции) и храм Афины Паллады на острове Эгине, получивший в новейшее время громкую известность по скульптурным группам, украшавшим его фронтоны и хранящимся ныне в мюнхенской глиптотеке. Гораздо многочисленнее древнедорические храмы в Сицилии и Южной Италии, где в эту пору существовали богатые греческие колонии. В Сицилии насчитывается свыше 20-ти колоссальных памятников этого рода, а именно в Селинунте, Акраганте (Агридженто); Сиракузах и Эджесте (Сегесте). Храм Посейдона в Пестуме близ Амальфи - одно из наиболее уцелевших и изящных сооружений рассматриваемой эпохи; к ней относятся в той же местности остатки храма Деметры в Пестуме и так называемая Базилика в Пестуме. Наконец, к этой эпохе должен быть причислен храм Артемиды в Эфесе, считавшийся одним из чудес света, сожжённый Геростратом, возобновлённый при Александре Македонском и исследованный английским археологом Вудом.

Классический период (470 до н. э. - 338 до н. э. )

В течение третьего периода, то есть в самую блестящую пору греческого искусства, дорический стиль, продолжая быть господствующим, делается легче в своих формах и смелее в их сочетании, ионический же стиль входит все в большее и большее употребление, и, наконец, постепенно получает право гражданства и стиль коринфский. В собственной Греции храмы становятся более благородными и гармоничными как по общему своему характеру, так и по пропорциональности отдельных частей; в малоазийских колониях зодчие заботятся о роскоши материала, форм и украшений; тогда как в Сицилии, где архитектура продолжает вращаться в дорических элементах, строители стараются поражать колоссальностью сооружений. Вместо известкового камня и песчаника для построек употребляется мрамор, доступный более тонкой обработке и потому способствующий большей деликатности и изяществу орнаментировки. Храм Тесея в Афинах, воздвигнутый в начале третьего периода, составляет одно из замечательнейших произведений доризма, смягчившегося в Аттике. Почти одновременно с ним явились ещё два памятника, гармоничностью своих пропорций обличающие в их исполнении аттическое понимание ионического стиля, а именно маленький храм в Илиссе (теперь разрушенный) и Храм Ники Аптерос (Ники Бескрылой) при входе в афинский акрополь. Кипучей строительной деятельностью было ознаменовано в Афинах правление Перикла. При нём на месте древних святилищ акрополя, уничтоженных персами, вырос прежде всего великолепный храм богини - покровительницы города, Парфенон, воздвигнутый архитекторами Иктином и Калликратом и обильно украшенный скульптурными работами Фидия и его учеников. Постройка этого храма ещё не была окончена, когда началось сооружение т. наз. Пропилеев - торжественных ворот акрополя, в которых архитектор Мнезикл сумел прекрасно сочетать дорический стиль с ионическим, применив первый к фасаду, а второй - к внутренней колоннаде. Блестящие успехи зодчества в Афинах оказали сильное влияние на строительную деятельность в других местах Аттики и Пелопоннеса. Так, под руководством одного из архитекторов Парфенона, Иктина, были воздвигнуты роскошный храм Деметры и храм Эпикурейского Аполлона в Бассах (в Фигалейе, в Аркадии). К той же поре относится сооружение храма Зевса в Олимпии, знаменитого по своим скульптурным украшениям, в особенности же по колоссальной статуе отца богов, исполненной Фидием.

Период Эллинизма (338 до н. э. - 180 до н. э. )

В течение четвёртого периода греч. искусства архитектура уже не обладала чистотой вкуса предшествовавшей эпохи. Под влиянием чувственности и изнеженности Востока, проникших в Элладу, художники заботятся главным образом о пышности и эффектности своих сооружений; повсюду господствует пристрастие к коринфскому стилю; строятся здания гражданского характера - театры, дворцы и пр. Переход от прежнего направления к новому выражает собой храм Крылатой Афины, построенный скульптором Скопасом в Тегее. Затем, из памятников четвёртого периода заслуживают внимания храм Зевса в Немее и несколько небольших, но чрезвычайно изящных сооружений в Афинах, в особенности хорагический памятник Лисикрата и так называемая «Башня ветров». Немало зданий, поразительных по своей роскоши, появилось в этот период в Малой Азии, в частности, знаменитый надгробный памятник карийскому царю Мавсолу (Мавзолей в Галикарнасе), храм Афины в Приене, гигантский храм Феба Дидимского в Милете и величественный алтарь Зевса в Пергаме с превосходным скульптурным фризом, фрагменты которого перевезены в Берлинский музей.

Период Римского владычества

После того, как Греция подпала под власть Рима, архитектурная деятельность почти совершенно прекратилась в ней самой; но её художники, хлынувшие в вечный город, перенесли в него традиции своего отечественного искусства и много способствовали облагорожению римского зодчества, хотя и должны были приноравливаться к напыщенному вкусу народа-победителя. Вообще в последний период своей истории греческая архитектура уже сливается с историей римского искусства.


Самое обсуждаемое
Каджурахо индия на карте Каджурахо индия на карте
Ханшина - китайская пшеничная водка Ханшина - китайская пшеничная водка
Самые странные и загадочные строения мира Самые странные и загадочные строения мира


top