К.Паустовский "Теплый хлеб": описание, герои, анализ произведения. Чему учит сказка К.Г. Паустовского «Теплый хлеб Теплый хлеб паустовский идея

К.Паустовский

Многим с детства знакома трогательная история о раненой голодной лошади. Называется этот рассказ «Теплый хлеб». Не все знают, кто автор данного произведения. Написал «Теплый хлеб» Паустовский. Краткое содержание рассказа поможет быстро узнать, с чего всё началось и чем закончилась история. Произведение учит добру, тому, что важно признавать и исправлять свои ошибки. Автор - признанный мастер художественного описания природы. Читая строки, кажется, будто бы являешься свидетелем всего происходящего.

Рассказ «Теплый хлеб». Паустовский. Краткое содержание

Начинается повествование с печального события. Пред глазами читателя ясно встаёт раненый конь. Животное пожалел мельник деревни Бережки и приютил его у себя. Но пожилому человеку было нелегко зимой прокормить коня. Ведь в это время нет свежей травки, которую могла бы пощипывать лошадь, а излишков продуктов у мельника, видимо, не было.

Чувство голода заставило лошадку ходить по дворам в поисках еды. Ему выносили морковку, свекольную ботву - кто что мог. Лишь равнодушный мальчик Филимон не покормил животное. Далее продолжает характеристикой юного персонажа свой рассказ «Теплый хлеб» Паустовский. Краткое содержание поведает об этом. Филимон был неласков, за что бабушка, с которой он жил, журила парня. Но мальчику всё нипочём. Он почти всегда говорил одно и то же: «Да ну тебя». Так же Филька ответил и голодному коню, который потянулся к краюшке хлеба. Мальчик стукнул животное по губам и отбросил ломоть в снег.

Наказание

Далее произведение Паустовского «Теплый хлеб» рассказывает о расплате за содеянное. Казалось, что сама природа захотела наказать за такую жестокость. Моментально началась снежная буря, и температура на улице резко упала. От этого замёрзла вода у мельницы. И теперь вся деревня рисковала остаться голодной, так как не было возможности молоть зерно в муку и печь из неё вкусные булки. Бабушка Фильки ещё больше напугала парня, рассказав о похожем поступке, только по отношению к безногому голодному солдату. Виновник того происшествия вскоре умер, а природа деревни Бережки ещё 10 лет не радовала ни цветочком, ни листочком. Ведь тогда тоже налетела снежная пурга и резко похолодало.

Вот такое наказание за серьёзный проступок назначил в своём рассказе «Теплый хлеб» Паустовский. Краткое содержание плавно приходит к развязке. Ведь всё должно закончиться хорошо.

Искупление вины

Перепуганный такими последствиями своего поступка Филимон собрал ребят колоть топорами и ломами лёд вокруг мельницы. Пришли на помощь и старики. Взрослые мужчины тогда были на фронте. Люди работали весь день, и природа оценила их старания. Её как живую описывает в своём произведении «Теплый хлеб» Паустовский. Краткое содержание можно закончить тем, что в деревне Бережки вдруг подул тёплый ветер, и вода полилась на лопасти мельницы. Из смолотой муки бабушка Фильки испекла хлеб, мальчик взял один каравай и отнёс его коню. Тот не сразу, но взял угощение и помирился с ребёнком, положив ему на плечо свою голову.

Вот так по-доброму заканчивает своё произведение Паустовский. «Теплый хлеб» отзывы имел в основном положительные. В 1968 была выпущена небольшая книжка, иллюстрации к которой вы видите в статье. Затем был снят и мультфильм по мотивам интересного произведения.

Существует немало рассказов, в которых говорится о том, как правильно жить, каких поступков избегать, что по-настоящему ценить. Обычно об этих непростых истинах повествует в форме поучительного рассказа автор. Паустовский - признанный мастер небольшой новеллы. В его сочинениях всегда присутствует мотив высоких гражданских помыслов и верности своему долгу. Кроме того, в его творениях живой рассказ сочетается с проникновенным описанием природы. «Теплый хлеб» - замечательный образец художественного мастерства писателя. Об этом произведении мы и поговорим в данной статье.

Поучительный рассказ

За свою жизнь сочинил немало выдающихся произведений Константин Паустовский. "Теплый хлеб" - это рассказ для детей, в котором автор учит маленьких читателей не совершать дурных поступков и никогда не обижать беззащитных людей и животных. Это произведение больше похоже на сказку, даже на притчу, где в простой и доступной форме доносятся до детей христианские заповеди о душевном тепле и любви к ближнему.

Название произведения

Дал многозначительное название своему рассказу Константин Паустовский. "Теплый хлеб" - это символ жизненной силы и душевной щедрости. Хлеб на Руси доставался крестьянам тяжелым трудом, поэтому и отношение к нему было бережное, трепетное. А свежая выпечка долгие годы была лучшим лакомством на столе в каждом доме. Аромат хлеба в рассказе Паустовского обладает чудодейственной силой, он делает людей добрее и чище.

Начало произведения

Недолгим вступлением начинает свой рассказ Паустовский. "Теплый хлеб" повествует о том, что однажды, во время войны, через деревню Бережки шел боевой кавалеристский отряд. В это время на окраине взорвался снаряд и ранил вороного коня в ногу. Животное не могло идти дальше, и его взял к себе старый мельник Панкрат. Это был вечно хмурый, но очень скорый на работу человек, которого местные ребятишки втайне считали колдуном. Старик вылечил коня и стал возить на нем все, что было необходимо для обустройства мельницы.

Далее рассказ Паустовского "Теплый хлеб" повествует о том, что время, описанное в произведении, было очень тяжелым для простых людей. Многим не хватало пищи, вот и Панкрат не мог прокормить лошадь в одиночку. Тогда животное стало ходить по дворам и просить еду. Ему выносили черствый хлеб, свекольную ботву, даже морковку, потому что считали, что конь "общественный" и пострадал за правое дело.

Мальчик Филька

В своем произведении описал изменения, которые под влиянием обстоятельств произошли в душе ребенка, Константин Паустовский. "Теплый хлеб" - рассказ о мальчике по имени Филька. Он жил вместе с бабушкой в деревне Бережки и был грубым и недоверчивым. На все упреки герой отвечал одной и той же фразой: "Да ну тебя!" Однажды Филька сидел дома один и ел вкусный хлеб, посыпанный солью. В это время во двор зашел конь и попросил пищи. Мальчик ударил животное по губам и кинул хлеб в рыхлый снег со словами: "На вас, на христорадников, не напасешься!"

Эти злые слова стали сигналом для начала необыкновенных событий. Из глаз коня скатилась слеза, он обиженно заржал, взмахнул хвостом, и в этот миг на деревню обрушился лютый мороз. Взметнувшийся снег тут же запорошил Фильке горло. Он бросился в дом и запер за собой дверь с любимой присказкой: "Да ну тебя!" Однако прислушался к шуму за окном и понял, что метель свистит точь-в-точь как хвост бьющего себя по бокам рассерженного коня.

Лютый холод

Удивительные дела описывает в своем рассказе Паустовский. "Теплый хлеб" рассказывает о лютом холоде, который опустился на землю после грубых Филькиных слов. Зима в тот год выдалась теплая, вода возле мельницы не застывала, а тут грянул такой мороз, что все колодцы в Бережках заледенели до самого дна, и река покрылась толстой коркой льда. Теперь всех людей в деревне ждала неминуемая голодная смерть, ведь Панкрат не мог намолоть муки на своей мельнице.

Старая легенда

Далее повествует о старой легенде Константин Паустовский. "Теплый хлеб" устами старой Филькиной бабушки описывает события, которые приключились в деревне сто лет назад. Тогда покалеченный солдат постучался в дверь зажиточного крестьянина и попросил пищи. Заспанный и сердитый хозяин в ответ швырнул на пол кусок черствого хлеба и велел ветерану самому поднимать брошенное "угощение". Солдат подобрал хлеб и увидел, что он сплошь покрыт зеленой плесенью, и есть его нельзя. Тогда обиженный человек вышел во двор, свистнул, и на землю обрушился ледяной холод, а жадный мужик умер "от охлаждения сердца".

Осознание поступка

Поучительную притчу придумал Паустовский. "Теплый хлеб" описывает страшное смятенье, которое произошло в душе испуганного мальчика. Он осознал свой промах и спросил у своей бабушки, есть ли у него и остальных людей надежда на спасение. Старушка ответила, что все обойдется, если человек, содеявший зло, раскается. Мальчик понял, что ему необходимо помириться с обиженным конем, и ночью, когда бабушка уснула, побежал к мельнику.

Путь к покаянию

"Путь Фильки был нелегким", - пишет Паустовский. Писатель рассказывает о том, что мальчику пришлось преодолевать лютый холод, такой, что даже воздух казался застывшим, и дышать не было сил. У дома мельника Филька уже бежать не мог и только тяжело переваливался через наметенные сугробы. Почуяв мальчика, в сарае заржал раненый конь. Филька испугался, присел, но тут Панкрат открыл дверь, увидел ребенка, втащил его за шиворот в избу и посадил у печки. Со слезами Филька все поведал мельнику. Тот обозвал мальчика "бессмысленным гражданином" и велел ему за час с четвертью придумать выход из создавшегося положения.

Придуманный способ

Далее погружает своего героя в глубокие размышления Паустовский Константин Георгиевич. В конце концов мальчик решил поутру собрать всех деревенских ребятишек на реке и начать рубить вместе с ними лед возле мельницы. Тогда потечет вода, кольцо можно будет повернуть, устройство разогреется и начнет молоть муку. Так в деревне опять появятся и мука, и вода. Мельник засомневался, что ребята захотят расплачиваться за Филькину дурь своим горбом, но пообещал, что поговорит с местными стариками, чтобы и они вышли на лед.

Избавление от стужи

Замечательную картину совместного труда рисует в своем произведении К. Г. Паустовский (рассказы этого автора отличаются особенной выразительностью). Он повествует о том, как все дети и старики вышли на реку и стали рубить лед. Вокруг запылали костры, застучали топоры, и всеобщими усилиями люди победили холод. Правда, помог и теплый летний ветер, который внезапно подул с юга. Болтливая сорока, которая слышала разговор между Филькой и мельником, а потом улетела в неизвестном направлении, раскланивалась перед всеми и рассказывала, что именно ей удалось спасти деревню. Она будто бы полетела в горы, нашла там теплый ветер, разбудила его и привела с собой. Однако никто, кроме ворон, сороку не понимал, поэтому ее заслуги людям так и остались неизвестны.

Примирение с конем

Рассказ Паустовского "Теплый хлеб" - замечательный образец прозы для детей. В нем писатель поведал о том, как маленький грубиян научился делать добрые дела и следить за своими словами. После того как на реке вновь появилась вода, кольцо мельницы повернулось, и в мешки потекла свежемолотая мука. Из нее женщины замесили сладкое тугое тесто и испекли из него ароматный хлеб. Запах от румяной выпечки с пригоревшими ко дну листьями капусты стоял такой, что даже лисицы вылезли из своих нор в надежде полакомиться ею. А провинившийся Филька вместе с ребятами пришел к Панкрату мириться с раненым конем. Он держал в руках каравай свежего хлеба, а крошечный мальчик Николка нес вслед за ним большую деревянную емкость с солью. Конь сначала попятился и не захотел принимать дар, но Филька так отчаянно заплакал, что животное смилостивилось и взяло из рук мальчика ароматный хлеб. Когда раненый конь поел, то положил свою голову на плечо Фильки и закрыл глаза от удовольствия и сытости. Мир был восстановлен, и в деревню вновь пришла весна.

Символ хлеба

Одним из своих любимых сочинений называл Паустовский "Теплый хлеб". Жанр произведения можно определить как притчу об основных христианских ценностях. Символ хлеба играет в ней ключевую роль. Если черную людскую неблагодарность можно сравнить с черствой коркой заплесневелого хлеба, то доброту и душевную щедрость - со сладким и свежим караваем. Мальчик, который беспечно кинул в снег отрезанный ломоть, совершил очень дурной поступок. Он не только обидел раненого коня, но и пренебрег продуктом, созданным тяжелым трудом. За это и был наказан Филька. Только угроза голодной смерти помогла ему понять, что даже к черствому кусочку хлеба нужно относиться с уважением.

Коллективная ответственность

Школьники изучают в пятом классе рассказ "Теплый хлеб" (Паустовский). Анализируя это произведение, дети часто задаются вопросом о том, почему за дурной поступок одного мальчика должна была ответить вся деревня. Ответ содержится в самом рассказе. Дело в том, что Филька страдал крайним эгоцентризмом и никого вокруг не замечал. Он был неласков с бабушкой и пренебрежителен с друзьями. И только угроза, нависшая над всеми жителями деревни, помогла мальчику почувствовать ответственность за судьбу других людей. Когда ребята пришли на помощь угрюмому и недоверчивому Фильке, они растопили не только реку, но и его ледяное сердце. Поэтому летний ветер задул над Бережками еще до того, как мальчик помирился с конем.

Роль природы в произведении

В рассказе "Теплый хлеб" (Паустовский), анализ которого представлен в данной статье, большую роль играют могучие силы природы. В самом начале произведения рассказывается о том, что зима в деревне была теплая, снег таял, не долетая до земли, а река возле мельницы не замерзала. Теплая погода стояла в Бережках до тех пор, пока там кормили и жалели раненого коня. Однако жестокие слова Фильки и его скверное поведение вызвали у природы великий гнев. Мгновенно наступил лютый холод, который сковал реку и лишил людей надежды на пропитание. Мальчику пришлось преодолеть сначала стужу в своей душе, потом холод на улице, чтобы искупить свою вину. И только когда люди все вместе вышли на лед спасать деревню, подул свежий летний ветерок как символ духовного возрождения Фильки.

Сила слова

Настоящим христианином был К. Г. Паустовский. Рассказы писателя пронизаны добротой и любовью к людям. В произведении "Теплый хлеб" он показал, как важно следить не только за своими поступками, но и за словами. Жестокая фраза Фильки, прозвеневшая в воздухе, заставила все вокруг заледенеть, потому что мальчик, сам того не понимая, совершил страшное зло. Ведь именно от человеческой черствости и равнодушия возникают самые тяжкие преступления, которые при другом отношении можно было бы предотвратить. Чтобы извиниться перед обиженным конем, Фильке не понадобились слова, он на деле доказал, что раскаялся в собственном поступке. А искренние слезы мальчика окончательно искупили его вину - теперь он никогда не посмеет быть жестоким и равнодушным.

Реальное и сказочное

Паустовский Константин Георгиевич умело сочетал в своих творениях сказочные и реальные мотивы. Например, в "Теплом хлебе" присутствуют обыкновенные герои: Панкрат, Филька, его бабушка, остальные жители деревни. И придуманные: сорока, силы природы. События, которые происходят в произведении, тоже можно разделить на реальные и сказочные. Например, в том, что Филька обидел коня, спросил у Панкрата о том, как исправить содеянное, вместе с ребятами колол лед на реке и помирился с животным, нет ничего необычного. Зато сорока, которая приводит за собой летний ветер, и стужа, постигнувшая деревню по зову рассерженной лошади, явно выбиваются за рамки обычной жизни. Все события в произведении органично переплетаются между собой, создавая единую картину. Благодаря этому "Теплый хлеб" можно назвать и сказкой, и поучительным рассказом одновременно.

Старинные слова

Фольклорные мотивы активно использует в своем творчестве Паустовский. «Теплый хлеб», содержание которого насыщено старинными словами и выражениями, подтверждает это. Значение многих архаизмов современным детям не знакомо. Например, христорадниками на Руси называли людей, выпрашивающих милостыню. Это слово оскорбительным никогда не считалось, каждый подавал нуждающимся столько, сколько мог. Однако в рассказе оно приобретает негативный оттенок, ведь Филька обидел раненого коня, фактически обозвав его попрошайкой.

В рассказе часто используются и другие архаизмы: "картуз", "баталия", "пожухли", "нашкодил", "треух", "яр", "осокори" и другие. Они придают произведению особый колорит, приближают его к народным сказочным мотивам.

Грех и покаяние

За скверные поступки нужно нести ответственность. Об этом говорит в своем рассказе Паустовский. «Теплый хлеб», герои которого сумели победить стужу, свидетельствует, что справились они и с холодом, царившим в душе маленького мальчика. Сначала Филька просто испугался, но не осознал глубину своей вины. Бабушка мальчика наверняка догадалась о произошедшем, но не стала его ругать, а рассказала ему поучительную сказку, ведь ребенок должен был сам осознать свой промах. Панкрат преподал Фильке еще один урок - заставил его самостоятельно придумать выход из сложившейся ситуации. Только искренним покаянием и тяжелым трудом мальчик сумел завоевать прощение высших сил. Добро вновь победило зло, а оттаявшая душа ребенка согрела своим теплом краюху свежего хлеба.

Заключение

Мировая литература знает немало историй с увлекательным сюжетом и поучительным концом. Одну из них придумал Паустовский («Теплый хлеб»). Отзывы об этом произведении свидетельствуют о том, что Константину Георгиевичу удалось тронуть сердца своих маленьких читателей и донести до них важные понятия о милосердии, любви к ближнему и ответственности. В доступной форме писатель описал последствия, к которым могут привести необдуманные действия и обидные слова. Ведь главный герой рассказа никому не хотел причинить вреда, однако совершил серьезный промах. В самом конце повествования говорится о том, что Филька - мальчик не злой, и искренне раскаивается в своем поступке. А умение признавать свои ошибки и нести за них ответственность - одно из самых важных человеческих качеств.

Разработка урока литературы для 5 класса на тему "Читаем сказку К.Г. Паустовского "Теплый хлеб". Данный материал представляет собой поэтапный анализ сказки, позволяющий детям глубже понять идейный замысел автора, его отношение к изображаемым событиям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Читаем сказку К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб»

Цель урока: расширить круг чтения учащихся, продолжить работу по анализу прозаического произведения.

Задачи урока:

обучающие: развивать умения наблюдать над художественным словом, делать самостоятельные выводы, показать роль речевых характеристик в раскрытии характеров героев, роль детали, средств выразительности;

развивающие: формировать умения анализировать прозаическое произведение, вести диалог, формировать основную мысль произведения, развивать умение рассуждать, развивать исследовательские способности (умение сравнивать);

воспитательные: привлечь внимание учащихся к вопросам, связанным с проявлением сочувствия, уважения к другим людям и всему живому.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Вступительное слово учителя.

Если бы понадобилось пересказать эту сказку одним предложением, как бы вы это сделали?

В сказке говорится о том, как один мальчик поссорился с конём, и из-за этого целая деревня, в которой они жили, могла погибнуть, однако добрые люди подсказали мальчику, как исправить положение.

Понравилась ли сказка? Как вы относитесь к её героям?

К выбору названия для своих произведений писатели подходят серьёзно: ведь оно должно отражать основную мысль книги. Мы попытаемся понять, почему К.Г. Паустовский назвал сказку «Тёплый хлеб». Для этого побеседуем о ней подробнее.

3. Беседа по содержанию сказки.

Кого бы вы назвали главными героями сказки?

В какое время в деревне появился конь? (Писатель показывает трудное военное время. Жить было тяжело, есть было нечего, давно не работала мельница. И вот в это-то время и появился в деревне конь. Был он ранен немецким снарядом, командир решил оставить его в деревне. Мельник Панкрат приютил раненого, да и жители помогали коню, чем могли, называя его общественным. Конь был благородным животным: после того как его вылечил мельник, он не бездельничал, а стал помогать делать плотину)

Почему Фильку прозвали “Ну тебя”?

Как же Филька встретил коня? (К коню Филька отнёсся так же, как и ко всему: холодно и равнодушно. Мальчик обозвал коня, ударил его по губам, а хлеб, к которому тот потянулся, забросил далеко в снег. Филька не подумал, что коню нужна помощь, поддержка, что без людей он не проживёт.

Виноват Филька и в том, что он надругался над хлебом. В хлеб вложено много человеческого труда, и, бросив его под ноги, Филька обесценил этот важный продукт).

Автор использует эпитет “злорадный”. Мы видим, сколько зла в мальчике и как это зло распространяется на других. Изменилось ли что-нибудь в деревне после проступка Фильки? Давайте прочтём и сравним два эпизода. Что в них любопытного?

4. Сравнительный анализ эпизодов

1. Описание природы до встречи Фильки с конём (со слов “Зима в этот год стояла тёплая...”).

2. Описание метели (от слов “Слеза скатилась у коня из глаз...”).

Первый эпизод описывает тёплую погоду, вода не замёрзла, отремонтированная мельница вотвот начала бы работать и дала бы людям жизнь - хлеб. А во втором эпизоде показано, как “ревела, обезумев, метель”. Автор использует приём олицетворения. Метель ведёт себя как рассерженный человек. Очень много глаголов в этом эпизоде. Они показывают, насколько динамично всё происходило, ничто не могло остановить природу. А Филька всё никак не мог найти крыльца (потерян он и в жизни, холод в душе его, холод и вокруг).

Как вы объясните фразу: “...сквозь её [метели] рёв Филька слышал тонкий и короткий свист, - так свистит конский хвост, когда рассерженный конь бьёт им себя по бокам”?

Метель началась именно в тот момент, когда Филька обидел коня. В этом поступке проявилось неуважение к природе, а конь - часть природы. Конь - друг человека, многое делает ради людей. Филька не просто прогнал его, он спугнул счастье. И конь “заржал жалобно и протяжно, взмахнул хвостом”. В природе всё взаимосвязано. Обидев коня, Филька оскорбил окружающий мир. Природа решила заступиться за коня. Злой человек принёс зло живому существу, зло стало править в мире. И недаром слышалось ржание коня…

А так как конь был общественным, то Филька принёс горе и всей деревне.

Всё сковало льдом, “воды нет, мука у всех вышла, а мельница теперь работать не сможет...” Слёзы бабки олицетворяли слёзы всей деревни, и даже Филька “тоже заплакал от страха”.

(Чтение по ролям диалога бабки с Филькой.)

Зачем бабка рассказала Фильке историю столетней давности? Почему истории так похожи? (То, что произошло сто лет назад в деревне, очень похоже на ситуацию с Филькой. И конь, и старый солдат были ранены в ногу, защищая родину. Оба пришли к людям за помощью. Но люди оказались злые, ленивые. Хлеб давали со злыми словами. И тогда свистнул мужик (как и конь). И наступила пурга, буря, а мужик умер. Закономерность: принёс зло другому - приобрёл зло себе. Бабка рассказала Фильке историю, чтобы он задумался над тем, что он совершил).

Почему Филька, равнодушный, ленивый, боязливый, побежал ночью к мельнице?

Филька понял, что только тот, кто сделал зло, способен его исправить. Испугался он и того, что зло может вернуться к нему.

(Выразительное чтение описания ночи со слов “Снег пел под ногами...” до слов “Бежать он уже не мог, а тяжело шёл, загребая снег валенками”.)

Как вы понимаете сравнение “снег пел под ногами, будто артель весёлых пильщиков пилила под корень берёзовую рощу за рекой”?

Несоответствие: пильщики губили рощу, которая могла бы принести ещё много добра, приятных минут, и их веселье не соответствовало ситуации, возможно, оно было напускное. Так же и снег пел, грозя всей деревне гибелью.

Легко ли было идти Фильке к мельнику? Почему?

Послушаем разговор мельника и Фильки.

Смог ли рассказать Филька о своём проступке? Как это его характеризует?

Филька повёл себя мужественно. Он сумел признаться в том, что поступил некрасиво, значит, сможет и всё исправить. Это же ему посоветовал и Панкрат, потому что он, мудрый, знающий людей, понял, что Филька начинает меняться в лучшую сторону.

Что означает выражение “меняться в лучшую сторону”? Как назвал Панкрат Фильку?

Сначала Панкрат называет Фильку бессмысленным человеком, то есть живущим без смысла, без цели в жизни, не знающим, что и для чего делать. Такой человек может совершать как злые, так и добрые поступки, ни перед кем за них не отвечая. Панкрат надеется, что в будущем Филька будет “чистым человеком”, весёлым. Весёлым - значит без зла. Таким, как ребята из деревни. Ведь очень уверен в них Филька: хорошие они, трудолюбивые, честные, добрые, дружные. И Филька обязательно станет таким. Он почувствовал ответственность за других людей, это помогло ему измениться.

Получилось ли задуманное у Фильки? Как это объяснили Панкрат, Сорока?

Панкрат считал, что это тёплый ветер помог ребятам и старикам отколоть лёд. Сорока рассказывала всем, что это именно она, жалея людей, попросила летний ветер прогнать лютый мороз.

Кто же прав?

(Выразительное чтение эпизода со слов “В морозные дни солнце восходит багровое, в тяжёлом дыму...” до слов “В воздухе запахло весной...”)

И старики, и молодые ребята - все с раннего утра начали работать на реке (“Слышался частый стук ломов”). Дружно, весело скалывался лёд у мельницы. Молодое поколение училось у старого. Из Филькиного сердца со слезами, со страхом, в совместной работе ушла злоба. Вновь автор говорит о берёзовой роще, только теперь она “весело, гулко зашумела над рекой”. Природа оттаяла, как оттаивает сердце матери при виде раскаявшегося ребёнка. Шумят берёзы весело: с надеждой на жизнь, а не на смерть.

Что было наградой жителям деревни за дружную работу?

Заработала мельница. После холода и стужи можно было опустить “свои озябшие руки” в горячую муку.

Почему женщины при этом смеялись?

Смех - это счастье, радость, светлые надежды. Очень хорошо, когда люди смеются, - к ним возвращается жизнь. Избы светились от огня, всё живое “вертелось около хозяек”, ожило, а не замёрзло в слезах и печали. В домах опять поселилось добро.

Что ещё символизировало жизнь в этой деревне?

Хозяйки ночью испекли хлеб. Это “тёплый”, “чудесный” хлеб. Он дарит хорошее настроение, покой. Есть замечательная пословица “Хлеб - всему голова”. В рассказе говорится о душевном тепле, о тёплых человеческих руках, вдохнувших в хлеб жизнь. Хлеб - символ уюта, дружбы.

Почувствовал ли Филька себя искупившим вину? Почему вы так считаете?

Нет, пока Филька не пообщался с конём, он не смог признать, что вина его исчерпана. Мальчику нужно было увидеть того, кого он обидел, лично попросить у него прощения.

(Чтение по ролям от слов “На следующее утро Филька пришёл вместе с ребятами к мельнице...” до слов “А когда съел весь хлеб, положил голову Фильке на плечо, вздохнул и закрыл глаза от сытости и удовольствия...”)

Почему конь не принял хлеб, который нёс ему Филька?

В душе коня осталось недоверие к этому человеку. Очень важная мысль: если раз обманешь, то навсегда потеряешь уважение. И Филька этого испугался. Он понял, что плохой поступок совершается быстро и легко, а вернуть хорошее мнение о себе трудно.

Кто помог Фильке помириться с конём?

Панкрат поверил в Фильку, попросил поверить в него и коня. Очень вовремя это сделал мельник, иначе Филька снова мог бы озлобиться. В этой сказке показано значение взрослого друга в жизни детей. Много мудрости и у бабки, и у мельника. Поданный вовремя совет сможет предотвратить любую беду.

Прочитайте сцену примирения Фильки с конём. Какие чувства стали испытывать главные герои? Как вы думаете, сохранится ли у Фильки прозвище “Ну тебя!”?

Конь простил Фильку, он поверил, что мальчик не сможет больше обидеть ни его, ни какое-либо другое существо. Главный герой изменился, перестал быть равнодушным ко всему. Это трогательный момент сказки: прощение врага, обретение друга. И никто никогда не назовёт Фильку “Ну тебя!”.

Как вы объясните название сказки Паустовского «Тёплый хлеб»?

В названии используется и прямое, и переносное значение слов. Главное, что случившееся помогло Фильке разобраться в себе, в людях, стать другим, понять, что любой поступок (добрый или злой) связан со всей последующей жизнью человека.

Домашнее задание. Составить план устного рассказа на тему «Преображение Фильки».

Предварительный просмотр:

Тема урока «Душа кричит». (по рассказу Г.И. Пинясова «Вчерашний человек»)

Цель урока:

1.Систематизировать предложенную и самостоятельно подобранную информацию;

2. В процессе анализа подвести учащихся к идейной значимости произведения;

3. Развивать речь и образное мышление учащихся.

Единственное в мире, что имеет ценность,-

Это деятельная душа.

Р. Эмерсон

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя .

На протяжении всей своей истории человек окружал себя животными. Вначале это было вызвано лишь корыстными побуждениями: одни помогали на охоте, другие предупреждали об опасности, а третьи облегчали тяжелую работу. Однако с появлением различной техники необходимость в этом отпала, но интереса к животным человек не потерял.

Выразительное чтение стихотворения Б. Слуцкого «Лошади в океане» и отрывка из рассказа Г. Пинясова «Вчерашний человек».

Что объединяет стихотворение и данный отрывок?

Какие чувства испытывали вы при прослушивании?

При чтении каких произведений вам и раньше приходилось испытывать подобные чувства?

Действительно, многие писатели стремились создать в литературе образ четвероногого друга. Впереди у нас изучение таких замечательных произведений, как «Кусака» Л. Андреева, «О чем плачут лошади» Ф. Абрамова, которые позволят вам еще раз убедиться в том, что животные, как и люди, умеют радоваться, тосковать, переживать.

Конечно же, обращение к этой теме не является случайным, ведь именно через отношение к животным раскрывается душа человека, проявляются его нравственные качества. И убедиться в этом мы сможем на примере замечательного рассказа «Вчерашний человек» талантливого современного мордовского писателя Григория Ильича Пинясова.

2. Беседа о биографии писателя.

Имя Г. Пинясова не так часто появляется на обложках книг: он на редкость взыскателен к своему творчеству.

Что вам удалось узнать о жизни и творчестве писателя?

Родился Г. Пинясов 11 сентября 1944 года в селе Мордовская Поляна Зубово-Полянского района в семье колхозника. Окончив семилетку, поступил в Зубово-Полянское педагогическое училище. После завершения учебы работал в редакции газеты «Мокшень правда». В 1982 году был утвержден главным редактором журнала «Мокша».

Огромный материал, накопленный из жизненных наблюдений, встреч с интересными людьми, нашел отражение в путевых заметках, очерках, рассказах, опубликованных на страницах газет «Советская Мордовия», «Мокшень права», «Молодой ленинец».

Лучшие произведения Г. Пинясова были переведены на русский язык и языки других народов России.

  1. Беседа по произведению.

Испытывали ли вы трудности при чтении и осмыслении рассказа «Вчерашний человек»?

Кто является главным героем рассказа? Что вы о нем узнали?

Как относится к его работе жена?

- «У-ух, вчерашний человек»! Какой смысл вкладывает жена в определение «вчерашний»?

Понимает ее Сергей?

Проследите за поведением Сергея на конюшне, посмотрите, как он относится к каждой лошади и как лошади относятся к нему?

Докажите словами текста, что Сергей постоянно проводит параллель между лошадьми и людьми.

Как вы понимаете слова Сергея «такой человек холоднее крещенского мороза»?

А что сам Сергей говорит о таких людях?

«Но и души кое у кого огрубели»!

Кого имеет в виду Сергей?

Федор – напарник Сергея, такой же конюх, но что его отличает от Сергея?

Сергей, глядя на «работу» Федора решительно говорит: «Иди в стройбригаду, там как стешешь бревно, так и ладно будет». Почему он уверен в том, что «к лошадям его и близко подпускать нельзя»?

- Федор, понимая, что возразить Сергею ему нечем, грубо заявляет: «Ну, скажи мне, кому нужны сейчас твои лошади? Никому. Скоро отправят лошадей в колбасный цех». Как изменился Сергей после таких слов?

«Меньше стал наполовину»

Не случайно после известия о том, что его вызывает председатель, на него «словно потолок надвинулся». С какими мыслями идет Сергей в клуб?

Подтвердились его страшные мысли?

К счастью, нет. Его вызвали для награждения. Момент награждения, безусловно, самый светлый, торжественный в рассказе. И здесь очень отчетливо звучит голос автора, который подсказывает нам, что не только за добросовестный тридцатилетний труд наградили Сергея.

А наградили его еще за что, как вы думаете?

Он, Сергей, и сегодня бережно сохраняет дух деревни, чтобы его и потомки почуяли.

Ребята, поднимите руки у кого есть бабушки и дедушки в деревне?

Много сейчас на селе таких людей, как Сергей?

Актуальна эта проблема на сегодняшний день?

К сожалению, недолго пришлось радоваться Сергею. Как мы уже знаем, с лошадьми приключилась беда. Загорелась конюшня. Почему? Кто или что стало причиной пожара?

Почему рассказ заканчивается многоточием?

Финал рассказа вам каждому, наверное, видится по-разному. Как вы думаете, от чего это зависит?

(По мере работы с текстом произведения на доску учителем крепятся, но никак не комментируются, слова- ЖИВАЯ, ДУША, БЕЗДУШИЕ, РАВНОДУШИЕ)

Спишите данные на доске слова. Слова располагаются следующим образом:

ЖИВАЯ

ДУША

БЕЗДУШИЕ

РАВНОДУШИЕ

Проведите черту между теми словами, которые вам хотелось бы отделить.

Как эти слова перекликаются с темой урока и эпиграфом к нему?

А можем мы про Сергея сказать, что он «вчерашний» человек?

  1. Подведение итогов урока, выставление оценок.
  2. Домашнее задание.

Написать сочинение-миниатюру на тему «Если кричит душа…»


Тема: Главная проблема произведения Константина Георгиевича Паустовского «Тёплый хлеб» - проблема доброты.

Цели:

Метапредметные:

Развивать личностные УУД : осмысление поступков героев, принятие правильных жизненных ценностей, умение анализировать свои действия, поступки.

Развивать коммуникативные УУД : умение высказывать свою точку зрения и обосновывать её; строить общение с классом, учителем, умения работать в группе.

Формировать познавательные УУД : уметь отбирать материал для работы из художественного текста; делать выводы из услышанного, прочитанного.

Формировать регулятивные УУД : уметь ставить цель, формулировать её, оценивать результаты своей учебной деятельности, рефлексировать.

Предметные цели:

Совершенствовать навыки анализа художественного текста с точки зрения использования средств речевой выразительности;

Совершенствовать навыки выразительного чтения;

Расширить знания о реальном и фантастическом (вымышленном) в художественном тексте.

Тип урока: изучение нового материала и закрепление знаний.

Оборудование : учебник В. Я.Коровиной, В. П. Журавлёва, В.И. Коровина. Литература 5 класс в двух частях, мультимедийный проектор, использование ИКТ, компьютерная презентация.

Формы работы : фронтальная, индивидуальная.

У: На прошлом уроке мы с вами познакомились с биографией писателя Константина Георгиевича Паустовского и работали над его произведением «Тёплый хлеб».Сегодня мы продолжим с вами эту работу.

Для начала давайте вспомним содержание этого произведения

Чтобы вспомнить, ответьте на вопросы теста

А) Его ранили.

Б) Так захотел Панкрат.

А) «Ничего не знаю».

Б) «Да ну тебя!».

В) «Все вы умные».

3) Какую историю рассказала бабушка Фильке ?

А) О том, как она обидела когда-то солдата.

Б) О том, как мужик из деревни обидел старого солдата.

В) О том, как закончилась война.

А) Началась метель.

Б) Было наводнение.

В) Случилось землетрясение.

А) Он не хотел меняться.

Б) Накормил всех.

В) Рубил лед с ребятами у мельницы.

А) О том, что она разбудила летний ветер.

Б) О том, что Филька – плохой человек. В) О том, что она самая умная.

А) Вечером.

Б) Она сломалась навсегда.

В) Летом, когда потеплело.

? А) Попросил у него прощения

Б) Он принес ему свежего хлеба с солью.

В) Он покормил его морковкой.

Проверка. Ответы: 1А, 2Б, 3Б, 4А, 5В, 6А, 7А, 8Б,

У.Посмотрите на тему сегодняшнего урока. О чём мы сегодня будем говорить?Обратите на каждое слово, которое является ключевым.(Главная проблема произведения -) Говорить будем о главной проблеме произведения и о жанре произведения. Начнём с жанра.

Чем является по жанру?

Какой сказкой является это произведение?

По этому вопросу провела небольшую исследовательскую работу…(Выступление обучающегося Автором является конкретное лицо –, писатель Произведение существует в письменной форме У сказки только один вариант)

Переходим к следующему ключевому слову. Будем говорить о главной проблеме сказки. Но сначала определим её. Прежде чем вы дадите ответ, прослушайте внимательно песню. (Песня «Дорога добра»)

Так какая же главная проблема сказки «Тёплый хлеб» (Проблема доброты)

Учитель: А давайте, ребята, вспомним типы сказок.(Волшебная сказка, сказка о животных, социально-бытовая сказка).

Учитель: К какому типу относится сказка «Теплый хлеб»?(Социально-бытовая сказка)

Учитель: Хорошо. Типы сказок вспомнили. Раз это сказка социально-бытовая, то главные герои такой сказки люди. На поступках какого героя в этом произведении раскрывается проблема доброты?(Филька) Именно какие герои помогают раскрыть её глубже. Составить на доске кластер (Филька, конь, бабушка, Панкрат, жители Бережков)

С чего начинается основное действие, где завязка конфликта?(Ф. обидел коня)Продолжите

Грехи Фильки. Продолжи предложения:
1) обзывал (коня) «дьяволом», «христарадником»;
2) ударил по губам;
3) кинул хлеб на землю;
4) не поделился с голодным и нуждающимся

Как вы оцениваете поступок Фильки?

(Филька все сделал не задумываясь, потому что был неласковым, равнодушным к окружающим, недаром прозвали «Ну тебя», у него было холодное сердце).

Что последовало за его злобным поступком?

(За людскую злобу природа наказала жителей деревни: наслала лютый мороз, грозя неминуемой смертью от холода и голода)

Именно с этого момента начинается трудный путь Фильки к добру.

Можно ли изменить зло? (Когда поймёшь свои ошибки и захочешь их исправить).

Когда же Филька понял, что он злой, жестокий? (Когда он слушал рассказ бабушки о злом мужике).

Давайте вспомним, о чём поведала бабушка.(Один ученик рассказывает бабушкину притчу).

Ребята, как вы думаете, о чём думал Филька, слушая бабушку? (Он себя сравнил со злым мужиком).

А как мальчик вёл себя? (Он ёжился в тулуп, хотя был дома. Ему стало холодно, страшно. Филька понял, что он сильно обидел коня и должен искупить вину).

Почему умер злой мужик? (от охлаждения сердца)

А у какого сказочного героя ещё было ледяное сердце? Но Кая спасла Герда.

У Фильки бы тоже «замерзло сердце», если бы он…. Не понял свою ошибку, не осознал свою вину.

Что произошло с Филькой после рассказа бабушки?

(Он задумался, заплакал, просил совета).

Паустовский показывает, если осознать свою вину, можно каким-то образом ее исправить.

Почему Филька решил идти именно к деду Панкрату? (Он старый, мудрый, может дать Фильке правильный совет. Да у него и конь живёт, а Фильке надо попросить прощения у коня).

А почему бабушка не остановила внука, ведь выла метель, он мог заблудиться?

(Она сказала: «…надеяться надо». Значит, и бабушка поверила внуку, она надеется, что он исправит свою вину, а самое главное – поймёт: только добрые поступки могут искупить зло.

Как же это делает Филька?(Рассказ о посещении Ф. Панкрата и его дальнейшие действия)

РАБОТА НАД ФИНАЛОМ СКАЗКИ.

1.Выразительное чтение отрывка.(4 человека)

- - Ребята, тяжело просить прощение, прощать?

- Легко Фильке было это сделать?

Простил Фильку конь?

У Л.Н.Толстого есть выражение «Чтобы поверить в добро, надо начать его делать». Теплота согревает сердца, вот и холодное сердце Фильки оттаяло. Главное – Филька понял, что только добро делает человека счастливым.

Но для этого Фильке пришлось пройти трудный и большой путь.

---- Изменился ли Филька?

!!! (Да, он стал добрее, ответственнее, научился переживать за всех жителей деревни, жить с ними в мире).

Перед вами лежат заготовленные части таблиц, которые нам нужно будет сейчас заполнить на доске. Прикрепите свою заготовку в нужный столбик.(Да ну тебя –Филька, невежа, злой, вредный, : любовь, чуткость, доброта, сердечность, отзывчивость, милосердие, забота, помощь, человечность,жестокий,.. молчаливый. Недоверчивый, деятельный,)

Как хорошо, что Филька понял, что натворила его грубость, и был готов исправить совершенное им зло. Нелегкое ему предсто­яло дело - изобрести спасение от стужи, однако мальчик спра­вился с ним.

Филька нашел спасение, помирился с конем, и зло отступило. Как ни трудна была борьба мальчика с самим собой, он правильно понял, что корни зла всегда сидят внутри человека и руководят его словами и действиями. Я думаю, конь преподал маль­чику хороший урок, и Филька теперь будет гораздо добрее и вни­мательнее к себе и к другим

Итак, ребята, что победило в сказке: добро или зло?

Злое дело надо обязательно исправить, а лучше зла не делать никогда и никому

Нужно быть добрыми, отзывчивыми.

: Не причинять другим вреда, обиды.

: Отвечать за свои поступки, слова.

: Не бояться просить прощения, прощать

детское сердце не должно становиться холодным,

Надо всё делать сообща,

Совершать добрые поступки,

Надо быть милосердными, добрыми.

Народная мудрость давно предупреждает нас о последствиях таких поступков. У нас много пословиц, которые мы могли бы соотнести с поступками героев этой сказки. Выберите те, которые, по вашему мнению, относятся к теме сегодняшнего урока.

    Что посеешь, то и пожнёшь.

    Делу-время, потехе- час.

    Встречают по одёжке, проважают по уму

    Поступай по отношению к другим так, как ты желал бы, чтобы поступили с тобой.

    Умение прощать – свойство сильных. Слабые никогда не прощают.

6. Нет ничего отважнее, чем победа над собой

. В каком из предложений содержится главная мысль сказки К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»?
.

Научиться по-настоящему быть добрым трудно. Путь к доброте нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы. Поэтому человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках. У каждого человека, большого и маленького, свой путь к Доброте. Филька прошел свой путь к Доброте. Сам осознал свой поступок, сам его и исправил. Мы видим, как изменился Филька. И пришел он к таким поступкам сам, осознав всё содеянное им.

--Перед вами карточки и цветные карандаши, дайте цветовую характеристику героям.Звучит песня кота Леопольда

Да ну тебя

Заполните карты самоконтроля.

Фамилия, имя

Мои ответы

Я ставлю себе за работу

Тема урока понятна/ непонятна

Почему же сказка о Фильке и о коне называется "Тёплый хлеб"? (Хлеб примирил Фильку и коня).

Работа над лексическим значением слова «теплый». На доске записано несколько лексических значений данного слова (всего их 7).

Нагретый, дающий или содержащий тепло.

Не знающий морозов, южный.

Хорошо защищающий тело от холода.

Имеющий отопление.

Отличающийся внутренней теплотой, согревающий душу,

В каком значении употреблено слово "тёплый" в названии сказки?

ВЫВОД: Тёплый хлеб - это не только тот подарок, который делает “исправившийся” Филька раненому коню, но и тот хлеб, который накормил всю деревню. Это определённый символ изменённых отношений между людьми.

Немало встречается злого

В любой человечьей судьбе.

А скажут лишь доброе слово –

И легче на сердце тебе.

Но доброе слово такое

Не каждый умеет найти,

Чтоб справиться другу с тоскою,

Невзгоды осилить в пути.

Нет доброго слова дороже,

Заветного слова того,

Но редко, друзья мои, всё же

Мы вслух произносим его.

VI .Домашнее задание.

    Сочинение-миниатюра «О чём заставила меня задуматься сказка К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб».

    Разгадывание кроссворда

Вопросы

    (Филька).

    За что бабка часто выговаривала Фильке? (Неласковость).

    Какой окрик был у Фильки, когда он забросил хлеб далеко в рыхлый снег? (Злорадный)

    (Жестокость)

    (Страх)

    (Совет)

    (Помощь)

    (Тепло)

    (Дружба)

    (Доброта)

Вопросы

    Как в сказке “Тёплый хлеб” звали главного героя?

    Какая черта характера преобладала у мальчика в начале сказки?

    Когда бабка рассказала Фильке историю, происшедшую 100 лет назад, что испытал мальчик?

    Что хотел услышать Филька от мельника Панкрата, когда пришёл к нему морозной ночью?

    Что получил мальчик за свою решимость признать ошибку от сельчан?

    Что ощущаешь на сердце от сделанного доброго дела?

    Что принёс Филька коню вместе с тёплым хлебом?

    Что поселилось в Филькином сердце в конце сказки?

Фамилия, имя

Мои ответы

Я ставлю себе за работу

Тема урока понятна/ непонятна

Урок для меня полезен / бесполезен

Я понял, что___________________________________________________

______________

Фамилия, имя

Мои ответы

Я ставлю себе за работу

Тема урока понятна/ непонятна

Урок для меня полезен / бесполезен

Я понял, что___________________________________________________

_____

Фамилия, имя

Мои ответы

Я ставлю себе за работу

Тема урока понятна/ непонятна

Урок для меня полезен / бесполезен

Я понял, что___________________________________________________

Фамилия, имя

Да ну тебя

___________________________________________________________

Фамилия, имя

Цветовая характеристика героев

Да ну тебя

_________________________________________________________________

Фамилия, имя

Цветовая характеристика героев

Да ну тебя

_____________________________________________________________

Фамилия, имя

Цветовая характеристика героев

Да ну тебя

.

(Обведите кружком номер правильного ответа.)

______________________________________________________________

. В каком из предложений содержится главная мысль сказки

К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»?

(Обведите кружком номер правильного ответа.)
1. Добрый человек – это тот, кто не умеет делать зла.

2…Человек становится добрым только среди добрых людей.

3. Злое дело обязательно нужно исправить - совершить добрый поступок.

4. Злой человек вредит прежде всего самому себе

______________________________________________________________

. В каком из предложений содержится главная мысль сказки

К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»?

(Обведите кружком номер правильного ответа.)
1. Добрый человек – это тот, кто не умеет делать зла.

2…Человек становится добрым только среди добрых людей.

3. Злое дело обязательно нужно исправить - совершить добрый поступок.

4. Злой человек вредит прежде всего самому себе

______________________________________________________________

. В каком из предложений содержится главная мысль сказки

К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»?

(Обведите кружком номер правильного ответа.)
1. Добрый человек – это тот, кто не умеет делать зла.

2…Человек становится добрым только среди добрых людей.

3. Злое дело обязательно нужно исправить - совершить добрый поступок.

4. Злой человек вредит прежде всего самому себе

______________________________________________________________

. В каком из предложений содержится главная мысль сказки

К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»?

(Обведите кружком номер правильного ответа.)
1. Добрый человек – это тот, кто не умеет делать зла.

2…Человек становится добрым только среди добрых людей.

3. Злое дело обязательно нужно исправить - совершить добрый поступок.

4. Злой человек вредит прежде всего самому себе

______________________________________________________________вредный

Любовь

Чуткость

доброта

сердечность

отзывчивость

милосердие

забота

помощь

человечность

жестокий

молчаливый

Недоверчивый

Да ну тебя

Филька

Невежа

Злой

Какой сказкой является это произведение? Доказать.

Пересказать бабушкину притчу

(Рассказ о посещении Фильки Панкрата и о его дальнейших действиях)

Виды сказок

Почему Филька решил идти именно к деду Панкрату?

Изменился ли Филька в конце сказки?Как?

Чему нас учит это произведение?

Просмотр содержимого документа
«приложение»

Вопросы

    Как в сказке “Тёплый хлеб” звали главного героя?

    За что бабка часто выговаривала Фильке? .

    Какой окрик был у Фильки, когда он забросил хлеб далеко в рыхлый снег?)

    Какая черта характера преобладала у мальчика в начале сказки?

    Когда бабка рассказала Фильке историю, происшедшую 100 лет назад, что испытал мальчик?

    Что хотел услышать Филька от мельника Панкрата, когда пришёл к нему морозной ночью?

    Что получил мальчик за свою решимость признать ошибку от сельчан?

    Что ощущаешь на сердце от сделанного доброго дела?

    Что принёс Филька коню вместе с тёплым хлебом?

    Что поселилось в Филькином сердце в конце сказки?

Фамилия, имя

Мои ответы

Я ставлю себе за работу

Тема урока понятна/ непонятна

Урок для меня полезен / бесполезен

Я понял, что___________________________________________________

Цветовая характеристика героев

Да ну тебя

___________________________________________________________

. В каком из предложений содержится главная мысль сказки

К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»?

(Обведите кружком номер правильного ответа.)
1. Добрый человек – это тот, кто не умеет делать зла.

2…Человек становится добрым только среди добрых людей.

3. Злое дело обязательно нужно исправить - совершить добрый поступок.

4. Злой человек вредит прежде всего самому себе

______________________________________________________________

вредный

Любовь

Чуткость

доброта

сердечность

отзывчивость

милосердие забота помощь человечность жестокий молчаливый

Недоверчивый Да ну тебя

Филька

Невежа Злой

Просмотр содержимого презентации
«конспект»


Константин Георгиевич Паустовский


  • 1) Почему конь остался в деревне?

А) Его ранили.

  • Б) Так захотел Панкрат.
  • В)Конь не захотел идти дальше.

  • 2) Какая кличка была у Фильки?

А) «Ничего не знаю».

  • Б) «Да ну тебя!».
  • В) «Все вы умные».

  • 3 ) Какую историю рассказала бабушка Фильке ?
  • А) О том, как она обидела когда-то солдата.
  • Б) О том, как мужик из деревни обидел старого солдата.
  • В) О том, как закончилась война.

  • 4) Что случилось, когда Филька бросил коню хлеб в снег?

А) Началась метель.

Б) Было наводнение.

В) Случилось землетрясение .


  • 5) Как Филька искупал свою вину? А) Он не хотел меняться.

Б) Накормил всех.

В) Рубил лед с ребятами у мельницы .


  • 6) О чем рассказывала сорока над плотиной? А) О том, что она разбудила летний ветер.

Б) О том, что Филька – плохой человек. В) О том, что она самая умная.


  • 7) Когда заработала мельница? А) Вечером.

Б) Она сломалась навсегда.

В) Летом, когда потеплело .


  • 8) Как Филька помирился с конем ? А) Он принёс ему сена.

Б) Он принес ему свежего хлеба с солью.

В) Он покормил его морковкой .


Тема урока

Главная проблема произведения

проблема …..


Тема урока

Главная проблема произведения


Тема урока

Главная проблема произведения Константина Георгиевича Паустовского «Тёплый хлеб» - проблема …..


Тема урока

Главная проблема произведения Константина Георгиевича Паустовского «Тёплый хлеб» - проблема доброты .


Доброта – отзывчивость, душевное расположение ко всему живому, стремление делать добро другим.

Словарь Ожегова


Конь Мальчик

Жители Бережков

бабка

Панкрат

Филька



Грехи Фильки. Продолжи предложения

1) обзывал (коня) 2) ударил 3) кинул хлеб 4) не поделился с


Грехи Фильки.

1) обзывал (коня)

«дьяволом», «христарадником»;

2) ударил

по губам

3) кинул хлеб

в снег,т.е. на землю ;

4) не поделился

с голодным и нуждающимся






  • - Можно ли изменить зло?
  • - Когда же Филька понял, что он злой, жестокий?


  • - Как вы думаете, о чём думал Филька, слушая бабушку?
  • - А как мальчик вёл себя?
  • Почему умер злой мужик?
  • Что произошло с Филькой после рассказа бабушки?



Совершить зло очень легко, а раскаяться, искупить вину могут лишь немногие.

Как же это делает Филька?









«Чтобы поверить в добро , надо начать его делать.»

Л.Н.Толстой


Изменился ли Филька?

«Да ну тебя» «Филька»


Вечная борьба добра и зла .


Чему учит сказка К.Г.Паустовского

Теплый хлеб”?


1. Что посеешь, то и пожнёшь.

2. Делу-время, потехе- час.

3 .Встречают по одёжке, провожают по уму

4 .

5

6 .


. Что посеешь, то и пожнёшь.

. Поступай по отношению к другим так, как ты желал бы, чтобы поступили с тобой.

. Умение прощать – свойство сильных. Слабые никогда не прощают.

. Нет ничего отважнее, чем победа над собой


  • Добрый человек – это тот, кто не умеет делать зла .
  • Человек становится добрым только среди добрых людей.
  • Злое дело обязательно нужно исправить - совершить добрый поступок.
  • Злой человек вредит прежде всего самому себе

Надо уметь прощать ошибки, ведь ошибиться может каждый

Надо с добром относиться к людям. И тогда жить станет легче, интереснее. Надо делать добро, а если ошибешься, то не надо бояться покаяться и исправить ошибку.


.

  • Конь
  • Да ну тебя
  • Филька
  • Панкрат

Перед вами карточки и цветные карандаши, дайте цветовую характеристику героям .

  • Конь
  • Да ну тебя
  • Филька
  • Панкрат

Домашнее задание

1.Сочинение – миниатюра

« О чём заставила меня задуматься сказка

К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб ».

2.Кроссворд



Сорока полетела к теплому морю, разбудила летний ветер, упросила его прилететь в деревню и принести тепло…


Значение слова тёплый по словарю :

А) дающий или содержащий тепло;

Б) защищающий тело от холода (тёплый свитер);

В) хорошо сохраняющий тепло (тёплая комната)

Г) отличающийся внутренней теплотой,

согревающий душу, ласковый, приветливый .



О любви и сердечности, о равнодушии и его последствиях, о возможности загладить причиненное зло, о милосердии и прощении заставляет задуматься эта литературная сказка К. Г. Паустовского, больше похожая на быль. Одним сюжетом связаны настоящее и прошлое, люди и животные, вина и искупление.

История создания

В 1954 году, спустя девять лет после окончания войны, рассказал детский писатель ребятам удивительную историю о добре и зле. Впервые произведение увидело свет в знаменитом журнале «Мурзилка», а позже, в 1973 году был снят короткометражный мультфильм с одноименным названием.

Анализ рассказа

Описание рассказа

Сюжет повествования разворачивается в военное время в простой деревне. Тяжело, трудно живут крестьяне, не хватает продуктов. Старый мельник Панкрат, приютив покалеченного коня, волей случая оказавшегося в Бережках, не в состоянии прокормить беднягу. Селяне по-доброму относятся к лошади и помогают в меру своих сил. Лишь злой и агрессивный Филька, равнодушный к окружающим и чужим заботам, больно обидел коня. Бездушие обернулось катастрофой для деревни: наступил лютый холод, предвестник голодной смерти.

Желая помочь справиться с общим несчастьем, парнишка предлагает свой выход из критического положения.

Сознавая, что был не прав, Филька делает всё возможное, чтоб компенсировать свой необдуманный шаг, и в финале мирится с конем, угощая его теплым хлебом.

Главные герои

Недоверие, бессердечность, злоба, нелюдимость, черствость и жадность характеризуют центрального персонажа произведения - Фильку, подростка, живущего со своей бабушкой. Отвечая отказом на любые предложения и просьбы друзей, он нередко может задеть своим пренебрежительным отношением и старую женщину. Нет в его сердце доброты ни к людям, ни к животным.

Жестокость и необратимость своей выходки паренек понимает лишь после разговора с бабушкой, и, осмыслив содеянное, бросается исправлять ситуацию. Найдя в себе силы признать ошибку, Филька предстает перед читателем с другой стороны: мы видим неподдельное трудолюбие, искреннее раскаяние, сообразительность, организаторские способности. Подросток показал жителям деревни свои положительные качества, заставил поверить ему.

Мельник Панкрат

Другим главным лицом сказки «Теплый хлеб» выступает загадочный мельник Панкрат, давший приют раненой лошади. Терпение и мудрость, отзывчивость и рассудительность, практичность и предусмотрительность приобрел старик за долгие годы жизни. Зная истинную ценность вещей, он не отказывает Фильке в возможности искупить вину, понимая, что в каждом человеке есть хорошие стороны.

В экспозиции читатель знакомится с местом действия и основными персонажами. Завязкой истории выступает некрасивый шаг бессердечного мальчика, навлекший печальные последствия.

Используя строгую последовательность событий, писатель позволяет проследить постепенное раскрытие характера героя, ясно показывая мотивацию его поведения.

Развязкой сказки становится примирение мальчика и коня, раскаяние одного и прощение другого.

Незамысловатыми словами Паустовский говорит о душевной щедрости, сострадании, отзывчивости. Хорошие мысли и поступки отзываются добром, а черствость неизбежно оборачивается злом и бедами. Писатель уверен в том, что вовремя осознав ошибку и раскаявшись, каждый человек имеет шанс изменить положение, загладить свою вину, стать милосерднее.


Самое обсуждаемое
Причины и последствия кровянистых выделений на ранних сроках беременности 7 недель беременности идет кровь Причины и последствия кровянистых выделений на ранних сроках беременности 7 недель беременности идет кровь
Что представляет собой ремиссия при панкреатите? Что представляет собой ремиссия при панкреатите?
Чем на фронте занимались «особисты»? Чем на фронте занимались «особисты»?


top