Феодализм в европе средние века. Строй феодальный: возникновение и особенности. Религия и церковь

Феодализм в европе средние века. Строй феодальный: возникновение и особенности. Религия и церковь

– лишь тот, кто получает достаточный доход, чтобы содержать себя. Обычно этот доход обеспечивался землей. Феодал владеет поместьем, а так как честь не позволяет ему обрабатывать его лично, то он возлагает эту обязанность на своих держателей. Таким образом, феодал почти всегда эксплуатирует, по крайней мере, несколько крестьянских семейств. По отношению к этим держателям он – сеньор (по-латыни dominus, отсюда – испанское don). Обладание доходом есть практическое условие для того, чтобы быть дворянином. Но по размерам богатства между средневековыми феодалами существует резкое неравенство, на основании которого устанавливается ряд степеней, начиная с оруженосца и заканчивая королем. Современники очень ясно различали эти степени и даже отмечали их особыми именами. Иерархия этих степеней и есть средневековая «феодальная лестница».

Высшую ступень феодальной лестницы занимают князья, обладающие титулом (короли, герцоги , маркизы, графы), суверены целых провинций, владельцы сотен деревень, способные приводить на войну несколько тысяч рыцарей.

Ступенью ниже на феодальной лестнице Средневековья стоят знатнейшие из дворян, обычно владельцы нескольких деревень, ведущие с собой на войну целый отряд рыцарей. Так как они не имеют официального титула, то их обозначают простонародными названиями, смысл которых не ясен и несколько растяжим; эти названия в разных странах различны, но употребляются как синонимы. Наиболее употребительные из них: барон – на западе, в Южной Франции и в нормандских странах, сир, или сеньор – на востоке («барон» обозначает мужа, мужчину по преимуществу; «сир» – вождь и господин). В Ломбардии их называют капитанами, в Испании – «рикос омбрес» (ricos hombres, богатые люди). В Германии говорят «герр» (herr), что соответствует названию сеньор, в Англии – лорд; на латинский эти названия переводятся словом dominus (господин). Позднее их называли также баннеретами (bannerets) , потому что, чтобы собрать своих людей, они прикрепляли к концу своего копья четырехугольное знамя (bannière).

Еще ниже на феодальной лестнице стоит вся масса древней знати – рыцари (французский шевалье (chevalier), немецкий Ritter, английский knight, испанский кабальеро (caballero), латинский miles), владельцы одного поместья, которое, в зависимости от богатства страны, состоит из целого села или из части его. Почти каждый из них служит какому-нибудь стоящему выше по феодальной лестнице крупному собственнику, от которого он получает поместье; они сопровождают его в походах, что однако не мешает им воевать и на свой риск. Их называют иногда bacheliers, в Ломбардии – vavasseurs. Встречается и меткое название miles unius scuti, что означает – воин об одном щите, то есть рыцарь, не имеющий в своем распоряжении другого воина.

На последней ступени средневековой феодальной лестницы стоят оруженосцы. Первоначально – простые военные слуги рыцаря, они становятся потом владельцами некоторого количества земли (равного тому, что мы теперь называем крупным поместьем) и в XIII в. живут господами среди своих держателей. В Германии их называют Edelknecht (благородный слуга), в Англии – сквайр (squire) (испорченное ècuyer – щитоносец), в Испании – infanzon. Они-то в XIII в. будут составлять массу дворянства, и в последующие столетия горожанин, возведенный в дворянство, будет гордиться титулом оруженосца.

Таким образом, на средневековой феодальной лестнице можно различать четыре ступени, которые в общих чертах соответствуют современным военным чинам: князья, герцоги и графы – наши генералы, бароны – капитаны, рыцари – солдаты, оруженосцы – прислуга. Но в этой странной армии, состоящей из воюющих друг с другом отрядов, где ранг и положение на феодальной лестнице определяется богатством, совместная жизнь в конце концов настолько смягчает неравенства, что все, от генерала до слуги, начинают чувствовать себя членами одного и того же класса. Тогда дворянство окончательно складывается и тогда же оно окончательно замыкается и изолируется.

В XIII в. привыкают строго различать две категории людей: дворян, или благородных (gentilshommes), и недворян, которых во Франции называют hommes coutumiers (людьми обычая, coutume"a) или homme de poste (то есть potestatis – подвластными людьми); название roturier (разночинец) не употребляется в Средние века. Эти категории становятся строго наследственными. Дворянские семьи, принадлежащие к любой из ступеней феодальной лестницы, отказываются вступать в родство с потомками недворянских фамилий. Тот, кто не родился от дворянина, не может сделаться рыцарем, даже если он достаточно богат, чтобы вести жизнь рыцаря; дочь недворянина не может выйти замуж за дворянина; тот, кто женится на ней, вступает в неравный брак и этим обесчещивает себя; феодальные семьи не будут принимать его супругу, и к его детям дворяне не будут относиться, как к равным себе. Эта наследственность, менее строгая в документах предшествующих столетий, становится потом преобладающей чертой средневекового феодального общества и господствует вплоть до XVIII в. По мере того, как различия между дворянами сглаживаются, организованное в феодальную лестницу дворянство все более отдаляется от остальной части нации. Прочнее всего дворянский дух утвердился во

Термин «средние века» (лат. «Medium aevum») был введен в употребление итальянскими гуманистами XIV - XV вв. для обозначения периода, отделявшего Древнего Рима от истории современной им Италии.

Итальянские гуманисты стали первыми, кто противопоставил средние века античности, с одной стороны, и современности, - с другой. В «Декадах истории со времени падения Римской империи» итальянского гуманиста Флавио Бьондо (1392-1463 гг.) всемирная история была впервые поделена на «Древнюю», «Среднюю» и «Новую». Окончательно периодизация - Historia antiqva, Historia medii aevi и Historia nova - утвердилась в европейской науке после выхода в свет в 1676 г. работы немецкого историка Кристофера Келлера (Целлариуса) (1634 - 1707гг.) «История средних веков от времен Константина Великого до захвата Константинополя турками».

В современной исторической науке Средние века (Средневековье) - это исторический период, следующий после Античности и предшествующий Новому времени. Средние века являются предметом изучения специальной отрасли исторической науки - медиевистики. Хронологические рамки Средневековья условны. К. Келлер, например, определил их периодом с 395 г. (разделение Римской империи на Восточную и Западную) - до 1453 г. (падение и захват Константинополя турками). В современной российской и мировой медиевистике начальной датой традиционно считается падение Западной Римской империи - V в. (476 г.), а завершающей датой - середину XVII в. - начало Английской буржуазной революции.

Эпоха Средневековья традиционно подразделяется на три основных периода, существенно различающихся особенностями социально- экономического, политического развития, материальной и духовной культуры: Раннее Средневековье (конец V — середина XI вв.); Высокое или Классическое Средневековье (середина XI — конец XV вв.); Позднее Средневековье или раннее Новое время (XVI—XVII вв.). Некоторые исследователи ограничивают период Средневековья концом XV - началом XVI в., эпохой Великих географических открытий и Реформации, сделавших всемирной и оказавших, по мнению ученых, наиболее важное влияние на историческое развитие человеческого общества в целом.

Основное содержание периода средневековья составили генезис, развитие и упадок феодальных отношений. Феодализм - это общественный строй, характеризующийся особой системой общественных связей. Термин «феодализм» образован от лат. «feodum» (феод): в средние века феодом называли земельное владение или фиксированный доход (нем.аналог - «лен»; в России - вотчина, позже поместье), пожалованный сеньором (господином) вассалу (подданному) на условиях несения военной службы.

Весь комплекс связей и взаимоотношений сеньората - вассалитета (вассально-ленных отношений), а также полномочия, связанные с феодом, принято называть «феодальными отношениями». Впервые термины «феодализм», «феодальный» были приведены в работе Анри де Буленвилье «История древнего политического строя Франции» (1727 г.) для обозначения особого рода общественных связей, господствовавших в средние века, а именно - политической системы, созданной франками в завоеванной Галлии и нашедшей отражение в феодальной раздробленности и господстве знати (это политико-юридическое толкование).

Просветители XVIII в. раскрывали в феодализме не политический, а социально-экономический аспект: на первый план выходили привилегии дворянства, зависимое положение горожан и крестьян (вплоть до личной зависимости), уплата повинностей. Видный общественный деятель XVIII - XIX вв. Франсуа Гизо (1787-1874гг.) выделил следующие основные характерные черты феодализма: условный характер земельной собственности, слияние верховной власти с земельной собственностью, иерархичная структура класса феодальных землевладельцев. С точки зрения марксистской историко-материалистической концепции феодализм - это определенный этап истории, общественно-экономическая формация.

Согласно марксистскому учению о социально-экономических формациях в основе того или иного этапа развития общества лежит экономический фактор - базис, определяющийся, в свою очередь, уровнем развития производительных сил и особенностями производственных отношений. Феодализм, как формация, согласно теории исторического материализма, был закономерен для всех народов и государств и являлся переходным этапом от рабовладельческого строя к капитализму. В рамках формационного марксистского подхода феодализм подвергался критике как период господства знати, угнетения масс.

Вместе с тем, по отношению к рабовладельческому строю, он выступал как более прогрессивный общественный строй, что было связано, прежде всего, с переходом от малопроизводительного труда лично зависимых рабов к мелкому индивидуальному хозяйству, развитием техники, городов, появлением большинства современных европейских государств. Выдающийся французский исследователь Марк Блок (1886-1944 гг.) сформулировал срединный комплексный подход, согласно которому каждый этап общественного развития, в том числе феодализм, следует рассматривать, исходя из признания равенства всех факторов: политико- правового, социально-экономического, культурного. В конце XIX в. в основных чертах оформился новый подход в рассмотрении истории развития общества - цивилизационный.

Выдающийся русский исследователь, философ, культуролог Н.Я. Данилевский (1822 - 1885гг.) сформулировал теорию культурно-исторических типов (выделил всего 10), практически исключающую возможность преемственности в развитии отдельных культурно-исторических типов, и таким образом отрицающую условие обязательного прохождения всеми народами стадии феодальных отношений в поступательном всемирно-историческом процессе, которое было выдвинуто в своѐ время К. Марксом.

История человеческого общества, согласно концепции Данилевского, есть смена культурно- исторических типов - локальных и уникальных, не поддающихся передачи или заимствованию цивилизаций. В ХХ в. цивилизационный подход был развит в работах немецкого философа О.Шпенглера и английского исследователя А.Дж.Тойнби, рассматривавших человеческую как смену во времени локальных, уникальных по своему развитию цивилизаций, которым, в то же время, присуща идентичная формальная структура. Несмотря на различие подходов в понимании феодализма, следует выделить наиболее общие характерные черты, присущие данному строю.

Во-первых, это низкий уровень развития производительных сил, определявшийся использованием мускульной силы человека и животных, дополнявшихся использованием ручных орудий труда и природных источников энергии - ветра, воды. Во-вторых, при феодализме в качестве основной формы хозяйствования выступает мелкое индивидуальное хозяйство с ограниченной производительностью труда, что объяснялось естественным пределом физической выносливости и зависимостью от природных факторов. Главной отраслью производства являлось земледелие и скотоводство, а основным его направлением - производство продовольствия и ремесло.

В-третьих, в условиях феодализма господствовала натуральная форма хозяйствования, означавшая низкий уровень товарности производства, ориентированного, прежде всего, на собственное потребление. Натуральное хозяйство сосредотачивалось в отдельных феодах или владениях, представленных одним или несколькими населенными пунктами, объединенных под управлением одного феодала. В- четвертых, феодальная собственность имела условный характер. Система вассально-ленных отношений предполагала ступенчатый принцип функционирования: вассал от своего сеньора получал земельное владение, часть которого оставлял себе, а оставшуюся долю передавал уже своему вассалу и т.д..

Таким образом, «вассал моего вассала» получал феод (земельный участок, населенный пункт, город) уже через третьи руки, что и объясняло условный характер земельной собственности. Условность, раздельность и иерархичность феодальной собственности (т.е. правомочия на один и тот же объект могли быть разделены между несколькими людьми по линии: сеньор - вассал - вассал моего вассала) - главные особенности общественных отношений в эпоху феодализма. Особенности организации производственной деятельности - рутинность, низкая производительность труда, зависимость от внешних факторов, необходимость постоянной обороны занятых территорий, приоритет большой семьи, господство натурального хозяйства - нашли непосредственное отражение в таких ментальных установках, как преобладающая роль личностных и родовых связей, традиционализм, закрытость общественных групп (отдельных общин, ремесленных корпораций, социальных слоев), строгая иерархичность общества, основанная на закреплении общественных ролей и функций и передачи их наследственным путем.

Таким образом, экономическая сфера во многом определяла социальную картину. Феодальное общество имело иерархическую организацию: корпоративность отразилась в оформлении отдельных закрытых локальных корпораций, в том числе монашеских и рыцарских орденов, городских и сельских коммун, ремесленных цехов, купеческих гильдий, многочисленных крестьянских общин, и, в целом, сословий средневекового общества - феодалов и феодально-зависимого населения, каждое из которых обладало определенным набором прав и обязанностей, закрепленных в законах и обычаях. Знать играла господствующее положение, выполняя управленческие и военные функции, а принадлежность к высшему слою передавалась по наследству. К высшим слоям общества принадлежало духовенство: в средние века церковь стала одним из крупнейших феодалов и, основываясь на привилегии отправления высшего суда на земле и идеологическом господстве, достигла невероятного могущества.

Основная масса производителей - крестьянство - составляло более 90% всего населения. Крестьянин находился в экономической и зачастую личной зависимости от своего феодала, наделявшего крестьян землей и обеспечивавшего безопасность находящегося в ленном владении объекта. За право пользования землей крестьянин выплачивал часть доходов в виде феодальной ренты, бытовавшей в различных формах: отработочная, натуральная и денежная. Крестьянское хозяйство оставалось мелким, примитивным и низко производительным, и, соответственно, крайне низким оставался жизненный уровень самого крестьянства. Постоянное повышение повинностей, разорительные войны, низкий уровень жизни стали причинами массовых крестьянских движений, направленных против знати.

Эпоха Средних веков - это период образования большинства современных европейских государств, в том числе и древнерусского государства. Политическая организация феодального общества также характеризовалась иерархичностью и тесной связью с земельной собственностью. Верховную власть осуществлял монарх, в большинстве европейских государств - король, в России - великий князь, позже царь. Королевская власть носила сакральный характер, благословлялась церковью, что нередко становилось почвой для возникновения конфликта между религиозной и светской властью. Король как главный сеньор номинально являлся собственником всей земли, крупнейшим феодалом, источником, проводником и охранителем закона. Его ближайшее окружение - наиболее доверенные лица, родственники принимали непосредственное участие в поддержании порядка и целостности государства. Одной из характерных черт феодальной эпохи было обилие событий династического характера, т. к. вопросы престолонаследия являлись одними из наиболее важных в развитии того или иного государства.

Монарх стремился к укреплению своей власти, посредством расширения числа зависимых и верных вассалов. Специфика же политической истории изучаемого периода заключалась в борьбе центростремительных (монархия) и центробежных сил, представленных феодалами, стремившихся к полной независимости своих хозяйств. В своѐм развитии средневековая государственность прошла последовательно ряд этапов: раннефеодальная монархия, феодально-раздробленная монархия, сословно-представительная монархия и абсолютная монархия. Средние века - V в. - первая половина XVII в. - это период российской истории от древней Киевской Руси до образования единого централизованного Русского государства. В феодальную эпоху был осуществлен переход от родового строя к военной демократии, затем к государственности. Процесс становления и развития русской государственности имел собственную региональную специфику, вместе с тем, в общих чертах повторял развитие большинства европейских государств в эпоху феодализма.


В основе феодального способа производства лежит собственность феодалов на землю и их неполная собственность на работников - крепостных крестьян. Для феодализма характерна система эксплуатации лично зависимых от феодала непосредственных производителей материальных благ. В условиях этого способа производства крестьяне наделялись землей и имели свое хозяйство, что обеспечивало помещиков-феодалов рабочей силой. Пользуясь землей феодалов в качестве надела, крестьянин обязан был работать на них, обрабатывать помещичью землю при помощи своих орудий или отдавать ему прибавочный продукт своего труда. Хотя феодал в отличие от рабовладельца не был полным собственником крестьянина, экономическая зависимость крестьян от феодалов дополнялась их внешнеэкономическим принуждением. «Если бы помещик не имел прямой власти над личностью крестьянина, - писал В.И. Ленин, - то он не мог бы заставить работать на себя человека, наделенного землей и ведущего свое хозяйство» .
В.И. Ленин следующим образом определяет основные признаки феодального способа производства: 1) господство натурального хозяйства, 2) наделение непосредственного производителя (крестьянин) средствами производства и землей, 3) личная зависимость крестьянина от феодала (землевладельца), 4) низкое, рутинное состояние техники производства.
Феодальный строй, являясь очередной ступенью в поступательном развитии человеческого общества, возник в результате разложения рабовладельческого, а в тех странах, где не было сложившегося рабовладельческого способа производства, - первобытнообщинного строя. Переход от рабовладельческой социально-экономической формации к феодальной имел прогрессивное историческое значение. Феодальные производственные отношения явились такой общественной формой, которая сделала возможным дальнейшее развитие производительных сил. Крестьянин, имевший свое хозяйство, был заинтересован в результатах своего труда, поэтому его труд был более эффективным и производительным по сравнению с трудом раба.
Основной формой, в которой осуществлялась эксплуатация феодалами крестьян, была феодальная рента, поглощавшая зачастую не только прибавочный труд, но и часть необходимого труда крепостных крестьян: Феодальная рента была экономическим выражением собственности феодала на землю и неполной собственности крепостного крестьянина. Исторически существовало три ее вида: 1) отработочная рента (барщина), 2) рента продуктами (натуральный оброк) и 3) денежная рента (денежный оброк). Обычно все эти виды феодальной ренты сосуществовали одновременно, однако в различные исторические периоды феодализма одна из них была превалирующей. Сначала доминирующей формой феодальной ренты была отработочная, затем - рента продуктами, а на последних этапах феодального способа производства - денежная рента.
В наиболее классической форме смена рабовладельческого способа производства феодальным произошла на европейском континенте. К концу существования Римской империи объективной необходимостью стала замена раба, полностью не заинтересованного в своем труде, работником, который проявлял бы определенную инициативу в своей работе. Варварские племена, который находились еще на стадии разложения первобытнообщинного строя, также поднялись в своем общественном развитии на такую ступень, которая потребовала развития именно феодальных, а не рабовладельческих отношений. Это во многом объяснялось тем, что и франки, и германцы, и кельты, и западные славяне, - словом почти все варварские племена ощущали на себе в той или иной степени все те изменения в области хозяйственной деятельности, которые происходили в Риме в последний период его существования. Вот почему народы Западной Европы, опрокинувшие Римскую империю, вместе с римлянами перешли, минуя рабовладение, сразу же к феодальному способу производства. Рабовладельческий способ к этому времени исторически себя изжил.
Феодализм в Западной Европе в своем развитии прошел несколько этапов. История западноевропейского феодализма делится на три больших периода. Ранний феодализм (раннее средневековье) - с V в. до конца Х в. Это время формирования феодального строя, его генезиса, когда складывается феодальное крупное землевладение и происходит постепенное закрепощение феодалами свободных крестьян - общинников. Полностью господствует натуральное хозяйство. Наиболее значительным ранним феодальным государством являлось королевство франков. Период развитого феодализма (расцвет средневековья) охватывает XI - XV вв. Это время не только полного развития феодального способа производства в деревне, но и успехов средневековых городов с их цеховым ремеслом и торговлей. На смену политической раздробленности приходят централизованные крупные феодальные государства. И, наконец, это время мощных крестьянских восстаний, потрясавших средневековое общество. Период позднего феодализма (позднее средневековье) - конец XV - середина XVII в. - время разложения феодализма и вызревания в его недрах нового, капиталистического способа производства.

Введение

Феодализм - тип общества, который основывается на феодальном способе производства. В IV-V веках в передовых странах Европы происходит переход к феодализму.

Средние века - это многовековой период зарождения, господства и разложения феодализма. В Европе он длился 12 столетий. Остатки средневековья в некоторых странах не исчезли до сих пор.

Эта тема является важной для исследования, так как именно феодализм знаменовал собой прогресс в общественном развитии. Наделённый землёй крестьянин был заинтересован в росте производительности труда, и эта заинтересованность возрастала по мере развития феодальных отношений и ослабления личной и поземельной зависимости. Эпоха феодализма ознаменовалась расцветом мелкого товарного производства в городах, ставших центром свободы и очагами культуры.

В течение средневековья коренным образом изменились этнические общности и государственные образования. Племена слились в народности, а из них начали формироваться современные нации. Вместо примитивных варварских государств и обособленных сеньорий образовались крупные централизованные государства на национальной или межнациональной основе. Несравненно поднялась культура.

Объектом исследования является феодальная экономика.

Предмет исследования - становление, типы и черты феодальных систем.

Цель: проанализировать становление и развитие феодальной экономики.

Для достижения цели нужно решить следующие задачи:

1. Раскрыть основные типы и черты феодальных систем.

2. Проанализировать генезис и развитие феодальной экономики во Франкском государстве.

3. Дать характеристику классической модели феодальной экономики во Франции.

4. Выявить особенности феодализма в России, Англии.

Для достижения цели и решения задач были использованы следующие методы научного познания: сравнение мнений нескольких авторов по одному вопросу; исторический (историко-генетический) для всестороннего изучения феодальной экономики; анализ учебной и научной литературы; обобщение результатов анализа.

феодализм западная европа россия

Зарождение феодализма в Западной Европе

Основные типы и черты феодальных систем

Последовавший за рабовладением период получил название феодализм. Феодальные отношения складывались неравномерно в различных областях Европы, Азии, Африки. Единый по своей сущности процесс генезиса феодализма в каждом регионе земного шара имел свои локальные особенности. Но главным критерием для выделения основных типов феодализма является интенсивность вызревания феодальных элементов в недрах предыдущей стадии развития и формирование его базовых институтов.

Становление феодализма в Европе проходило двумя путями .

Первый путь состоял в формировании феодальных, социально-экономических и политических институтов на базе синтеза элементов позднеантичного общества с феодальными отношениями, зарождавшихся у варварских народов. При этом под синтезом понимается не просто постепенное слияние двух структур, но и взаимодействие, взаимопроникновение, преобразование элементов рабовладельческого общества и общинно-родового строя варваров. Такой путь прошли Византия, Галлия, страны Средиземноморского региона.

Второй путь базировался на трансформации родоплеменных отношений. Так развивалось большинство народов Северной Европы, Скандинавии, Прибалтики, славянских народов.

В обоих случаях генезис феодального строя завершился формированием двух полюсов - землевладельцев-феодалов, возглавлявшихся верховным феодалом (королем, царем, императором, халифом и т.п.) и прикрепленных к земле зависимых землевладельцев, выплачивавших ренту.

Основным богатством в доиндустриальных обществах являлась земля. Поэтому все общественные отношения, в том числе экономические, вращались вокруг земельных отношений. При феодализме земля находилась в полном распоряжении феодалов, сосредоточивших в своих руках не только экономическую, но и политическую, военную и религиозную функции.

В период раннего феодализма характер производства был натуральным, низкий уровень развития производительности сил связан с использованием примитивных орудий труда, отсутствие городов. С развитием городов, усовершенствованием орудий труда стала развиваться торговля и в XI-XV вв. стало преобладать товарное производство. К концу XV-XVII вв. с развитием техники, научных знаний, были достигнуты большие успехи в производстве. Массово ручной труд заменялся машинным. Рост производства, географические открытия привели к расширению торговых связей .

Производителем основных материальных ценностей являлся земледелец, крестьянин. Он не был собственником обрабатываемой земли, а лишь ее держателем на условиях, оформлявшихся юридически или являвшихся результатом "обычного права" - неписаных законов, традиций, обычаев и т.п. На этой земле земледелец самостоятельно вел хозяйство: имел дом, скот и орудия труда, с помощью которых не только обрабатывал имевшийся в его распоряжении участок земли, но и землю феодала. Таким образом, материальной основой феодального общества был труд земледельца и его мелкое хозяйство.

В начале феодального периода положительная роль феодалов как господствующего сословия заключалась в том, что, будучи классом воинов, они защищали хозяйство мелких производителей от грабежей со стороны других феодалов и иноземцев, поддерживали порядок, что являлось необходимым условием регулярного хозяйствования.

Экономическая зависимость земледельца от феодала выражалась в работе и платежах в пользу владельца земли, т.е. в виде ренты. Известны три вида ренты .

Отработочная рента - форма экономической зависимости, при которой земледелец определенное время работал на земле феодала и выполнял в его пользу некоторые повинности. Продуктовая рента - часть собранного земледельцем урожая, которая отдавалась владельцу земли за пользование участком. Денежная рента - деньги, которые земледелец отдавал феодалу за пользование землей.

В условиях феодализма собственник земли и непосредственный производитель выступали как взаимозаинтересованные партнеры, хотя и находившиеся в неравном положении. Без крестьянина земля феодала являлась бы мертвым капиталом. Самостоятельное ведение хозяйства и наличие собственных орудий труда придавало крестьянину относительную экономическую независимость.

Только с помощью внеэкономического принуждения, т.е. насилия, собственник земли мог заставить земледельца работать на себя. Внеэкономическое принуждение - средство, с помощью которого феодал реализовывал рентные отношения. Его степень в разные периоды и в разных обществах различалась - от крепостного права, жесткой формы личной зависимости до сословной неполноценности, т.е. ограничения имущественных, личных прав.

Характерными чертами феодальной собственности на землю являлись ее условный характер и иерархическая структура. Первой формой земельной собственности в Западной Европе стал аллод - свободно отчуждаемая индивидуально-семейная частная собственность на надел общинной земли. На смену ему пришел бенефиций - форма земельного владения феодала, обусловленная определенными обязанностями (платежи и военная служба) и сроком (обычно пожизненным). Затем он был заменен феодом (или леном - от немецкого Lehn) - условным земельным пожалованием вассалу, передававшимся по наследству. Земля передавалась вассалу в награду за несение военной службы и выполнение некоторых обязательств в пользу вышестоящего сеньора. Феод считался привилегированным, "благородным" владением. На этой основе сложилась иерархическая структура среди земельных собственников, связанных вассально-ленными отношениями. Оформлялась она в виде личных договорных отношений. Однако такой тип отношений характерен для обществ с господством частной собственности на землю над государственной.

Отличительной чертой феодальных обществ являлась их сословная организация. Человек мог реализовывать свои права, лишь являясь членом какого-либо сословия: крестьянин - право держания и собственности на орудия труда - в рамках сельской общины; феодалы - условную (наследственную) собственность в рамках вассальных связей своей общности - феодального сословия; ремесленник и купец - право на труд и собственность на орудия труда - в рамках цеха и гильдии.

Еще одной важной чертой можно выделить отраслевую структуру феодальной экономики. Основу феодализма как системы составляла аграрная экономика (сочетание земледелия, скотоводства и различных промыслов). С XI-XV вв. стали появляться такие отрасли как ремесло (сукноделие, металлургия, оружейное дело), торговля.

Корпоративизм феодального общества нашел свое отражение в социальной структуре общества. Каждое сословие, т.е. феодальная корпорация, обладало определенным социально-правовым и юридическим статусом, закрепляло свое положение и права в форме письменных хартий. Человек феодального общества реализовывал свои юридические, политические и экономические права через сословную принадлежность. Корпоративизм собственности был характерной особенностью феодального общества.

Большинство исследователей (Г.Б. Поляк, М.В. Конотопов, Т.М. Тимошина) выделяют два основных типа феодальных систем: европейский и восточный феодализм .

В учебнике М.В. Конотопова говорится, что важнейшей чертой европейского феодализма являлось постепенное усиление роли государства в общественной жизни. На всех этапах оно выполняло две функции - насилие и поддержание порядка. Осуществление насилия было связано с интересами земельных собственников. Государство обеспечивало им монополию на землю, статус знатности и "благородства", которые закреплялись особыми политическими и юридическими привилегиями. Через государственные институты распределялись в пользу господствующего сословия налоги, поступавшие в казну от податного населения. В качестве гаранта общественного мира и порядка монарх вступал в диалог с различными социальными силами. Эти функции тесно переплетались в политике феодальных государств.

В период развитого феодализма у государства наметились черты сформулированной и последовательно проводимой экономической политики - государственного покровительства ремесленной промышленности и торговли, что диктовалось потребностями казны, поскольку они служили важнейшими источниками дохода.

Отличительной особенностью западноевропейского феодализма являлось юридическое оформление общественных, в том числе экономических, отношений. Значительное влияние оказывали правовые нормы, сложившиеся в Римской империи. Появившиеся уже в период раннего средневековья разнообразные нормативные документы не только фиксировали сформировавшиеся отношения, но и устанавливали юридические нормы зарождавшихся общественных отношений. В них проявлялось сочетание публичного, т.е. государственного, и частного права. В эпоху зрелого феодализма появились развитые формы юридического оформления хозяйственных отношений в виде королевского (имперского) законодательства: ордонансы во Франции и Англии, привилегии, патенты и мандаты в Германии, новеллы в Византии. Эти законы были обязательны для исполнения всеми подданными.

Второй тип феодализма - восточный феодализм. Эта форма сложилась на базе "азиатского способа производства" и унаследовала высокую степень государственной централизации, специфические формы общинной организации крестьянства, преобладание государственной земельной собственности, особые формы организации господствующего класса. Правители и причастные к власти люди жили за счет ренты - налога с земледельца-производителя. Феодала в западноевропейском понимании, т.е. человека, отделенного от государства, здесь не было.

На Востоке государство противостояло частному собственнику, видя в чрезмерном его усилении угрозу для своего существования и стабильности структуры в целом. Поэтому предпринимались меры, направленные на четкое регулирование взаимоотношений везде была однозначна - государственное первично, а частное вторично, к тому же опосредовано тем же государством.

В соответствии с этим формировался и восточный менталитет, сходный с тем, который существовал в древневосточных деспотиях. Стремление к богатству давилось в зародыше, а стоявшие за этим инициатива, предприимчивость, новаторство не имели почвы для проявления.

Во всех неевропейских обществах государство представляло высшую и ничем не ограниченную власть. Его авторитет поддерживался силой и традициями. В конечном счете сильное государство было необходимо самому обществу, привыкшему к консервативной стабильности. Выработке такого поведения и психологии способствовал ряд институциональных факторов. Система социальных корпораций (семья, клан, каста, цех и т.п.) приспособились к нуждам государства. На страже этих норм и стабильности стояли уже не ранние формы религии, а развитые религиозные системы.

Официальное конфуцианство, средневековый индуизм, ислам и буддизм в различных модификациях содействовали укреплению консервативной стабильности. Санкционированные религией этические норма были законом для "средневекового" восточного общества. Религиозным был и сам закон в этом обществе .

Подводя итог вышеизложенному, можно выделить основные черты феодальных систем: в основе феодальной экономики лежало сельское хозяйство; вся земля находится в полном распоряжении феодала; производителем основных материальных ценностей был земледелец, крестьянин; материальная основа феодального общества - труд земледельца и его мелкое хозяйство; характер производства был натуральным, но к XI-XV вв. стало преобладать товарное производство; отраслевая структура феодальной экономики; собственность на землю носит условный характер и иерархическую структуру; сословная организация феодальных обществ.

По типам феодализм разделяют на европейский, который не отрицает частную собственность, большую роль в этот период начинают играть правовые нормы. В восточном феодализме государство централизовано, отрицает частное, видя в этом угрозу для своего существования и стабильности в целом, придерживается традиций и не приветствует новшества.

В основе феодального способа производства лежит собственность феодалов на землю и их неполная собственность на работников - крепостных крестьян. Для феодализма характерна система эксплуатации лично зависимых от феодала непосредственных производителей материальных благ. В условиях этого способа производства крестьяне наделялись землей и имели свое хозяйство, что обеспечивало помещиков-феодалов рабочей силой. Пользуясь землей феодалов в качестве надела, крестьянин обязан был работать на них, обрабатывать помещичью землю при помощи своих орудий или отдавать ему прибавочный продукт своего труда. Хотя феодал в отличие от рабовладельца не был полным собственником крестьянина, экономическая зависимость крестьян от феодалов дополнялась их внешнеэкономическим принуждением. «Если бы помещик не имел прямой власти над личностью крестьянина, - писал В.И. Ленин, - то он не мог бы заставить работать на себя человека, наделенного землей и ведущего свое хозяйство» .

В.И. Ленин следующим образом определяет основные признаки феодального способа производства: 1) господство натурального хозяйства, 2) наделение непосредственного производителя (крестьянин) средствами производства и землей, 3) личная зависимость крестьянина от феодала (землевладельца), 4) низкое, рутинное состояние техники производства.

Феодальный строй, являясь очередной ступенью в поступательном развитии человеческого общества, возник в результате разложения рабовладельческого, а в тех странах, где не было сложившегося рабовладельческого способа производства, - первобытнообщинного строя. Переход от рабовладельческой социально-экономической формации к феодальной имел прогрессивное историческое значение. Феодальные производственные отношения явились такой общественной формой, которая сделала возможным дальнейшее развитие производительных сил. Крестьянин, имевший свое хозяйство, был заинтересован в результатах своего труда, поэтому его труд был более эффективным и производительным по сравнению с трудом раба.

Основной формой, в которой осуществлялась эксплуатация феодалами крестьян, была феодальная рента, поглощавшая зачастую не только прибавочный труд, но и часть необходимого труда крепостных крестьян: Феодальная рента была экономическим выражением собственности феодала на землю и неполной собственности крепостного крестьянина. Исторически существовало три ее вида: 1) отработочная рента (барщина), 2) рента продуктами (натуральный оброк) и 3) денежная рента (денежный оброк). Обычно все эти виды феодальной ренты сосуществовали одновременно, однако в различные исторические периоды феодализма одна из них была превалирующей. Сначала доминирующей формой феодальной ренты была отработочная, затем - рента продуктами, а на последних этапах феодального способа производства - денежная рента.

В наиболее классической форме смена рабовладельческого способа производства феодальным произошла на европейском континенте. К концу существования Римской империи объективной необходимостью стала замена раба, полностью не заинтересованного в своем труде, работником, который проявлял бы определенную инициативу в своей работе. Варварские племена, который находились еще на стадии разложения первобытнообщинного строя, также поднялись в своем общественном развитии на такую ступень, которая потребовала развития именно феодальных, а не рабовладельческих отношений. Это во многом объяснялось тем, что и франки, и германцы, и кельты, и западные славяне, - словом почти все варварские племена ощущали на себе в той или иной степени все те изменения в области хозяйственной деятельности, которые происходили в Риме в последний период его существования. Вот почему народы Западной Европы, опрокинувшие Римскую империю, вместе с римлянами перешли, минуя рабовладение, сразу же к феодальному способу производства. Рабовладельческий способ к этому времени исторически себя изжил.

Феодализм в Западной Европе в своем развитии прошел несколько этапов. История западноевропейского феодализма делится на три больших периода. Ранний феодализм (раннее средневековье) - с V в. до конца Х в. Это время формирования феодального строя, его генезиса, когда складывается феодальное крупное землевладение и происходит постепенное закрепощение феодалами свободных крестьян - общинников. Полностью господствует натуральное хозяйство. Наиболее значительным ранним феодальным государством являлось королевство франков. Период развитого феодализма (расцвет средневековья) охватывает XI - XV вв. Это время не только полного развития феодального способа производства в деревне, но и успехов средневековых городов с их цеховым ремеслом и торговлей. На смену политической раздробленности приходят централизованные крупные феодальные государства. И, наконец, это время мощных крестьянских восстаний, потрясавших средневековое общество. Период позднего феодализма (позднее средневековье) - конец XV - середина XVII в. - время разложения феодализма и вызревания в его недрах нового, капиталистического способа производства


Самое обсуждаемое
Русско-шведская война (1788—1790) Манифест царицы и подписание Уверительного акта Русско-шведская война (1788—1790) Манифест царицы и подписание Уверительного акта
Патиссоны маринованные на зиму в банках «пальчики оближешь Патиссоны маринованные на зиму в банках «пальчики оближешь
Завтрак в постель на День святого Валентина: рецепты вкусных блюд от шеф-повара Завтрак в постель на День святого Валентина: рецепты вкусных блюд от шеф-повара


top