Ход занятия лексико грамматические упражнения. Грамматические игры и упражнения для дошкольников. «Кто что умеет делать»

Ход занятия лексико грамматические упражнения. Грамматические игры и упражнения для дошкольников. «Кто что умеет делать»

План-конспект непосредственно образовательной деятельности (НОД) по развитию лексико-грамматических средств языка «Дикие животные весной» в подготовительной группе

Тема НОД: Дикие животные весной.
Цель НОД: обучать детей образованию притяжательных прилагательных.
Задачи :
Коррекционно-образовательные:
- уточнять, расширять и активизировать словарь детей по теме: «Дикие животные»;
-совершенствовать грамматический строй речи: образовывать существительные в творительном падеже единственном числе (с медвежонком, с волчонком)
-образовывать существительные в родительном падеже единственном числе (нет хвоста, нет лапы и.т.д)
- актуализировать умение отвечать на вопросы полными предложениями;
- продолжать работу по составлению рассказа с использованием мнемотаблиц;
-продолжить работу над средствами интонационной выразительности: умение задавать вопрос, использую вопросительную интонацию: " кто это?"
Коррекционно-развивающие:
-развивать высшие психические функции (память, мышление, внимание);
-развивать мелкую моторику с помощью Су-Джок терапии.
-развивать общую моторику
Коррекционно-воспитательные:
-формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само-стоятельности, инициативности, ответственности.
- закреплять стойкий познавательный интерес детей к рассматриваемой, изучаемой теме, через привлечение разнообразного дидактического материала;
-воспитывать любовь к животным;
Направление (в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования): речевое.
Тип НОД: обобщение.
Интегрируемые образовательные области: «Речевое развитие», «Познавательное развитие»
Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, двигательная.
Планируемые результаты формирования целевых ориентиров воспитанников (в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования):
-проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;
-активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;
-происходит развитие слухового и зрительного внимания.
Форма проведения НОД : фронтальная.
Методы и приёмы:
-словесный, наглядный, игровой, эмоциональный, познавательный.
Применяемые педагогические технологии: су-джок терапия, информационно-коммуникативные, развивающие и здоровьесберегающие.
Характеристика аудитории: дети подготовительной группы (6-7 лет).
Время, требуемое для проведения мероприятия: 30-35 минут.
Оборудование: домик; картинки следы животных; 7 конвертов, муляжи диких животных, картинки диких животных, волшебный мешочек, шарики, змейка-шагайка, аудиозапись, магнитофон, коврограф.
Методические приёмы:
1. Организационный момент.
2. Проблемно-поисковый момент.
3. Прослушивание аудиозаписи.
4. Дидактические игры и упражнения.
5. Динамическая пауза.
6. Практические речевые упражнения.
7. Итог НОД - релаксация.
Предварительная работа:
1. Изготовление пособий.
2.Предварительная работа с детьми
Рассказ детям о том, что все лесные звери рады весне: «Зимой было голодно и холод¬но, а теперь стала расти травка, на деревьях и кустах появились первые листочки. Рады зайчики - надоело им за зиму ветки да кору грызть, хочется отведать свежей зелени. На прогретую землю начали выползать жуки, червяки, все чаще из своих норок выходят полевые мыши. Значит, и ежам будет, чем подкрепиться.
Весной животным жарко в зимних шубах, слишком мех густой. А солнышко все горячее и горячее, пришло время менять зимний наряд. Начали звери линять. Постепенно выпадает у них старая шерсть - мех становится редким. Теперь не так жарко будет лесным жителям на весеннем солнышке. Некоторые звери не только линяют, но даже меняют цвет своей шубки. У зайца зимой мех был белым, а вес¬ной стал серым. Так ему в лесу от хищников прятаться легче. И зимой на снегу в белой шубке не видно зайчишку, и весной серый мех помогает под кустами от врагов прятаться.
Подготовила : Матвеева Ольга Юрьевна, учитель-логопед МБДОУ № 51 города Пскова.

I. Организационный момент
А) Звучит аудиозапись (весна-лес)
Она превращает почки
В зеленые листочки.
Деревья одевает,
Посевы поливает.
Всех разбудит ото сна.
А зовут её ?
Дети: весна
Давайте ощутим её прикосновение (звучит аудиозапись)
Массаж лица.
Светит яркое весеннее солнышко - поглаживание и ласкает нам лицо.
Дождик ещё холодный. - постукивание подушечками пальцев
По утрам ещё иногда пощипывает морозец. - пощипывание
А всё-таки солнышко светит сильнее. - снова поглаживание
Б) Проблемно-поисковый момент. Следы животных приводят детей к домику, который закрыт. Дети находят конверт. Слышат смех. Домик закрыт, чтобы его открыть выполните задания.За каждое задание я буду оставлять ключики.
II. Основная часть
1. Актуализация знаний по теме: «Дикие животные»
1. Игра «Отгадай чьи следы».

– Кто оставил этот след? Этот след оставил медведь.
– Чей это след? Это медвежий след.
-Дети отвечают по очереди: это волчьи, это лисьи, беличьи, заячьи следы, кабаньи следы, оленьи следы, рысьи следы. Ребята получают ключик.
Беседа о диких животных.
Почему этих животных называют дикими? (картинка диких зверей)
Дети. Они живут в лесу, сами добывают себе корм, сами о себе заботятся.
Логопед. Чем дикие животные отличаются друг от друга?
Дети. Они разного размера. Они питаются разной пищей. У них разные хвосты, лапы и т.д. Мех у них разного цвета и т.д.
Что происходит весной с животными? Звери весной линяют, меняют свою теплую зимнюю шубку на более легкую. Зайчик меняет свою белую шубку на серую, белочка – серую шубку меняет на рыжую)Ребята получают ключик.
2. Игра "Чей хвост" (работа с пособием)


Это лисий хвост.
Это беличий хвост.
Это заячий хвост.
Это волчий хвост.
Это медвежий хвост.
Это рысий хвост.
Ребята получают ключик
3. «Кто как голос подает?» (с мячом)
Если прислушаться, то в лесу можно услышать много разных звуков.
Волк в лесу - … воет
Медведица - … ревет, рычит
Кабан - … хрюкает
Лиса - … тявкает
Еж -фыркает
4. Игра "Чем питаются звери " (работа за столом)
– Чем питается заяц? Ответ: Заяц питается травой, листочками).
- Чем питается медведь? Ответ: Медведь питается травой, жуками, мышами, зайцами, мёдом).
– Чем питается белка? Ответ: Белка питается шишками, орехами).
– Чем питается еж? Ответ: Ёж питается жуками, червяками, мышами).
– Чем питается волк? Ответ: Волк питается мясом - ловит мышей, зайцев, лис).
–Чем питается лиса? Ответ: Лиса питается мышами, зайцами).Ребята получают ключик.
III. Физкультминутка (двигательная активность детей).
5. Речедвигательное упражнение:
В лес отправимся гулять, дети маршируют.
Будем весело шагать.
На носочки встали к лесу побежали. бегут на носочках.
Ноги выше поднимаем, ходят высоким шагом.
мы на кочки наступаем. идут по кочкам
Мы на кочки наступаем.
Очень весело шагаем. дети маршируют
IV. Продолжение темы
6. Игра “Животные и их детёныши ”. (работа на коврографе).


Логопед: У каждого животного есть семья. Сейчас мы узнаем, с кем живут животные и чья это семья. Каждый ищет семью животному (индивидуально)
С кем живёт медведица?
Первый ребёнок: Медведица живет с медвежонком.
Логопед: С кем живет ежиха?
Второй ребёнок: Ежиха живет с ежонком.
Логопед: С кем живет зайчиха?
Третий ребёнок: Зайчиха живет с зайчонком.
С кем живёт белка? Белка живёт с бельчонком.
С кем живёт волчица? Волчица живёт с волчонком.
Ребята а кого здесь не хватает? Ответ: Не хватает (волка, зайца, ежа, медведя, оленя).Как вы думаете почему их нет? Ответ: они ушли охотится.
Ребята получают ключик
7. Игра “Чего нет у зверей?” (работа с разрезной картинкой). Картинка разрезана на 6 частей.
Упражнение в образование сущ. в единственном числе родит. падеже.
На столах у детей конверты. В них животные без каких-либо частей тела.
Логопед: Откройте свои конверты и составьте животное целиком.
Логопед: Чего нет у лисы? У лисы нет носа.
Чего нет у белки? У белки нет хвоста.
Чего нет у волка? У волка нет уха.
Чего нет у медведя? У медведя нет хвоста.
Чего нет у зайца? У зайца нет лапы.
Чего нет у ежа? У ежа нет носа.
8. Игра "Угадай кто это?" (с использованием мнемотаблицы)


закреплять умение подбирать существительные к прилагательным. Дети загадывают загадки друг другу, вытягивая картинки из чудесного мешочка.
-Он косолапый, неуклюжий, спит в берлоге, ест мёд...кто это? медведь
-Он серый, зубастый, страшный, спит в логове, ест мясо...кто это? волк
-Она хитрая, пушистая, рыжая, спит в норе, ест зайцев...кто это? лиса.
-Он маленький, длинноухий, зимой белый, летом серый...кто это? заяц...
-Он колючий, питается жуками, червяками...кто это? ....ёжик
-Любит орехи, живёт в дупле, меняет серую шубку на рыжаю.....кто это? белка
Ребята получают ключик
9.Су-Джок-терапия (дети садятся на подушечки)
Упражнения с шариком массажером Су – Джок
На поляне, на лужайке /катать шарик между ладонями/

Целый день скакали зайки. /прыгать по ладошке шаром/
И катались по траве, /катать вперед – назад/
От хвоста и к голове.
Долго зайцы так скакали, /прыгать по ладошке шаром/
Но напрыгались, устали. /положить шарик на ладошку/
Мимо змеи проползали, /вести по ладошке/
«С добрым утром!» - им сказали.
Стала гладить и ласкать
Всех зайчат зайчиха-мать. /гладить шаром каждый палец/
10. Найди нужный ключик от домика(развитие мышления)
V. Итог НОД
11.Сюрпризный момент.

Конспект логопедического фронтального занятия

по формированию лексико – грамматических категорий.

«В гостях у Лесовичка».

Подготовительная группа.

Учитель-логопед:

Храмова Раушания Жаудатовна

Цель: Совершенствование лексико-грамматического строя речи.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

    Активизировать и обогащать словарь детей по лексической теме «Золотая осень».

    Формировать и расширять у детей семантическое поле слова «лес».

    Закреплять умение подбирать слова-признаки и слова-действия.

    Закреплять умение отвечать на вопросы полным распространенным предложением.

Коррекционно-развивающая:

    Развивать общую и мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательная:

    Расширять у детей представления об окружающем мире и воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, презентация по теме, осенние листья, вырезанные из бумаги, заготовки для картины, выполненные из ткани.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

    Организационный момент.

Логопед: Здравствуйте, ребята! Скажите, какое сейчас время года?

- Осень.

Логопед: Назовите осенние месяцы.

- (ответы детей).

Логопед: Как называется осенняя пора, которая наступает в начале октября?

- Золотая осень.

    Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.

1. Объявление темы. Подбор родственных слов.

Логопед: Ребята, я хочу познакомить вас со своим старым другом, Лесовичком. Он живет в лесу. Он очень любит лес и бережет его. Какие родственные слова к слову «лес» вы знаете? Назовите лес ласково (лесок) . Кто ухаживает за лесом? (лесник) . Кто выращивает лес? (лесовод). Как называются ягоды, которые выросли в лесу? (лесные). Как называются мелкие деревца, которые растут под большими деревьями? (подлесок). Как называется небольшой лесок между двумя большими лесами? (перелесок). Давайте спрячем в ладошки слова (делим слова на слоги и хлопаем).

Молодцы! Как много слов мы с вами вспомнили. Лесовичок прислал нам электронное письмо. Давайте, посмотрим его вместе! (На слайде презентации - грустный Лесовичок и черно-белая картина «Золотая осень» И.И. Левитана). Ребята, это – картина известного русского художника Исаака Ильича Левитана. Называется она «Золотая осень». Но с ней что-то не так, правда? Неужели лес Лесовичка тоже потерял все краски? Я предлагаю вам отправиться в лес и во всем разобраться.

2. Игра «Лист какой?»

Логопед: А по дороге в лес, давайте, соберем опавшие листья. Назовите какой это лист и какого он цвета. (Логопед поднимает с пола листья, дети называют их). Это лист березы, он какой?

- (Это березовый лист, он желтый.)

Логопед: Это лист рябины, он какой?

- (Это рябиновый лист, он красный)

Логопед: Это лист каштана, он какой?

- (Это каштановый, он оранжевый)

Логопед: Это лист дуба, он какой?

- (Это дубовый лист, он коричневый)

Логопед: Это лист осины, он какой?

- (Это осиновый лист, он золотой).

Логопед: Это лист клена, он какой?

- (это кленовый лист, он бардовый).

(Каждому ребенку логопед дает листочек).

3. Гимнастика для глаз.

Логопед: Подул ветер, поднял лист и закружил его (гимнастика для глаз).

4. Игра «Назови признак».

Логопед: Листья все такие разные по цвету. Листья какие?

- (пестрые, разноцветные, яркие).

Логопед: Осенний ветер какой?

- (порывистый, пронизывающий, холодный, северный, колючий)

Логопед: Осенние облака какие?

- (серые, тяжелые, дождливые).

Логопед: Осеннее солнце какое?

- (холодное, тусклое, бледное)

Логопед: Осенний дождь какой?

- (мелкий, моросящий, затяжной)

Логопед: Погода какая?

- (Переменчивая).

5. Игра «Назови действие».

Логопед: Ветер что делает?

- (Ветер срывает листочки с деревьев, дует).

Логопед: Листья что делают?

- (желтеют, опадают).

Логопед: Дождь что делает?

- (моросит, льет, идет)

6. Игра «Признаки золотой осени»

Логопед: Ребята, назовите признаки золотой осени.

- Дует северный ветер.

Листья на деревьях желтеют, краснеют, опадают.

Листья покрывают землю разноцветным ковром.

Перелетные птицы улетают в теплые края.

Животные готовятся к зиме, меняют шубку.

Люди убирают урожай.

    Развитие мелкой и общей моторики.

1. Пальчиковая гимнастика.

Один, два, три, четыре, пять,

Будем листья собирать:

Листья березы, листья рябины,

Листики тополя, листья осины,

Листики дуба мы соберем.

Маме осенний букет отнесем.

2. Физкультурная минутка.

А теперь, ребята, встали!

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад,

Повернулись вправо, влево!

Тихо сели – вновь за дело.

    Составление предложений и запись графической схемы предложения.

(На слайде картина И.И. Левитана «Золотая осень» в черно-белом варианте). Логопед: Ребята, давайте создадим свою картину, изобразим золотую осень.(Логопед выставляет панно и части картины). Перед вами лежат части картины. (На столе лежат вырезанные из ткани кроны деревьев, тучка, солнце, трава). Выберите любой предмет, прикрепите на нашу картину и объясните, почему вы решили его прикрепить.

- Я прикреплю солнышко, потому что золотой осенью погода переменчивая, и часто светит солнце.

Я прикреплю зеленую и желтую траву, потому что золотой осенью трава в некоторых местах желтая, а в некоторых еще зеленая.

Я прикреплю желтые и красные деревья, потому что золотой осенью деревья надевают разноцветный наряд.

Я прикреплю серые тучи, потому что осенью по небу плывут серые тучи.

Логопед: Посмотрите, ребята! Картина художника тоже приобрела яркие и сочные краски! (На слайде картина И.И. Левитана «Золотая осень»). Что на ней изображено? (Золотая осень). Кто написал эту картину? (Левитан). Лесовичок обрадовался, его лес стал ярким, разноцветным. Чтобы лес не тускнел, не погибал, его надо беречь, охранять от мусора, от болезней, от пожаров. Лес надо выращивать и ухаживать за ним. Тогда он будет радовать нас в любое время года. А нам с вами пора возвращаться в детский сад.

    Итог. Ребята, что в нашем путешествии вам понравилось больше всего?

А что вам не понравилось?

(Ответы детей)

«Угадай настроение».

Сначала детей знакомят с различным эмоциональным состоянием (радость, грусть, безразличие, возмущение), анализируют средства их передачи и выражения, позволяющие окружающим их понять. (Это удобно разбирать в теме «Человек - живое существо».)

Затем предлагаются различные ситуации, к которым необходимо подобрать наиболее соответствующее настроение, состояние, чувство.

Например, ситуация «заболела бабушка» - какое настроение, чувство возникает сразу? (Грусть, страх, испуг.) Какое качество характера больше всего пригодится в данной ситуации? (Решительность, находчивость, смелость.)

«Пословицы».

Детям предлагается несколько известных пословиц и «расшифровывающих» их картинок. Задачей является соотнесение пословицы и наиболее отвечающей ее смыслу картинки. Обязательным следует объяснение, почему ребенок выбирает ту или иную картинку. Среди набора картинок должны присутствовать такие, которые буквально отражают содержание пословицы или поговорки.

Пошла Настя по напастям.

Отец накопил, а сын рассорил.

Не смейся, братец, над чужой сетрицей: своя в девицах.

Наш Авдей никому не злодей.

Яблоко от яблони далеко не катится.

Добрый (умный) Демид на худых (глупых) не глядит. (Не берет плохой пример и не сваливает потом вину на других.)

Дедушка и не ведает, где внучек обедает (тайком что-то делает от своей семьи - крадет).

Нашего Мины не прошибешь и в три дубины (упрямый).

Отец бьет не на мученье, а на ученье.

Нелюбимого сына - калачом, а любимого - лозою.

В дороге и отец сыну - товарищ.

Река Волга - матушка, Дон - батюшка.

Земля-мать подает кладь.

И у родного брата душа - потемки.

Маменькин сынок - это батюшкин горбок.

Малые детки - малые бедки.

Этот ребенок - что поросенок.

Он нашему слесарю троюродный купец. (Чужой.)

Ближняя родня: на одно солнышко глядим, из одной землицы испечены.

Твоя бабушка моего дедушку за нос водила. (Далекие.)

Родня средь дня (в обед), а как солнце зайдет (горе), так и черт не найдет.

Речевые логические задачи на понимание социальной взаимосвязи:

1) Мальчика Сашу спросили:

У тебя есть брат?

Есть,- ответил Саша.

А у твоего брата есть брат?

Нет,- сказал Саша.

Правильно ли ответил мальчик и почему?

2) Шли семь братьев. У каждого брата - по сестре.

Сколько всего шло человек? (Восемь.)

В семье - восемь детей. У каждого брата есть сестра. Сколько в этой семье мальчиков? (Семь.)

Живут в семье дети: у каждого брата есть сестра и по шесть братьев. Сколько детей в семье? (Восемь.)

3) За столом сидели: две мамы, две дочки, одна бабушка да одна внучка. Сколько всего человек сидело за столом? (Три.)

4) По дороге шли: два папы, два сына, один дед да один внук. Сколько всего человек шло по дороге? (Три.)

5) По улице идут два сына и два отца, а всего три человека. Может ли так быть?

«Умозаключения». На установление причинно-следственных связей (по типу «Закончи предложение»):

а) Петя старше Маши, а Маша старше Коли. Кто самый старший? Кто самый младший?

б) Мама попросила вдеть нитку в иголку, потому что…

в) Папа включил телевизор, потому что…

г) Если мама младше папы, то папа… (старше мамы)

д) Если брат старше сестры, то сестра… (младше брата)

е) Папа с сыном готовят обед, потому что…

ж) Дедушка огорчился, потому что…

з) Мама обрадовалась, потому что…

и) Если я заболею, то мама…

«Проблемные ситуации».

Папа позвал тебя с улицы домой, а ты не хочешь идти, т. к. не закончил игру…

Ты съел конфеты, которые мама отложила для гостей…

У тебя плохое настроение, ты капризничал, и поэтому вся семья опаздывает на представление в цирке…

«Измени слова».

Измени слова так, чтобы получилось как можно больше предложений:

а) Мама, кормить, каша, Даша.

б) Папа, сын, учить, пилить, полено, у.

в) Бабушка, помогать, сумка, внук, нести. И т. п.

Предлагайте эту игру с опорой на предметные картинки или знаки-символы.

«Исключение лишнего».

Мама, бабушка, внук, папа, Маша.

Мама, папа, бабушка, внучка.

Дедушка, бабушка, сын, Петров, мама.

Брат, братья, сестра, братьев, братьям.

Мамы, папы, сестры, сын, братья.

«Многозначные слова».

Объяснить значение слова МАТЬ в различных вариантах:

Моя родная мать.

Родина-мать зовет.

Мать-земля нас кормит.

Маменькин сынок.

Материнский совет.

Мамин день и День матери - это один день?

«Сравнения».

Для сравнения разных предметов (лиц) нужно сопоставлять только признаки, противоположные по значению. Найди ошибки и исправь их:

Было у одной вдовы две дочери: одна была красивая и работящая, а другая сварливая и злая (надо: уродливая и ленивая).

Было у отца двое сыновей: старший был умен и толков, все у него ладилось, а младший дурень - ничего как следует не понимал.

«Укрась слово».

Эта игра хорошо развивает образное мышление, воображение, ассоциативный процесс и общую информированность детей. Основной задачей игры является подбор к предлагаемому существительному (на начальных этапах - с опорой на картинки или фото своих близких) как можно больше прилагательных.

Группа делится на две команды.

Какая команда предложит последнее слово-определение, та и выиграла.

Каждой команде предлагается свое слово и подсчитывается количество придуманных определений (украшений) к нему за определенное время (используются песочные часы).

Например: Бабушка какая?

Добрая, старенькая, ласковая, мудрая, красивая, молодая, заботливая, сгорбленная, уставшая, большая, приболевшая, трудолюбивая, мастерица, слабая, прожившая большую и интересную (трудную) жизнь, одинокая, любящая и любимая, умелая, беззубая, седая.

« ».

Это упражнение способствует развитию навыков творческого конструирования образов фантазии при корректирующей (критической) функции мышления.

Детям предлагается соединить два слова при помощи предлога или падежа:

а) в словосочетание;

б) в предложение.

Слова для работы: бабушка - внучка (бабушка с внучкой);

папа - пиджак (папа в пиджаке, без пиджака);

мама - туфельки;

брат - игрушка;

семья - дети.

Л. Ладутько, С. Шкляр

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

по формированию лексико-грамматических категорий

для воспитанников подготовительной группы с ОНР

на тему:

«Дикие животные наших лесов»

Цели:

I . Коррекционно-образовательные:

    Уточнить знания воспитанников о диких животных наших лесов, активизировать словарный запас по данной теме.

    Продолжать учить воспитанников образовывать притяжательные прилагательные.

    Упражнять в согласовании числительных с существительными.

    Упражнять в подборе эпитетов.

II. Коррекционно-развивающие:

    Развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику, мимику.

    Развивать память, внимание, мышление.

    Развивать речевое внимание.

III. Коррекционно-воспитательные:

    Формировать интерес к занятию.

    Воспитывать любовь к природе.

    Формировать навыки самоконтроля.

Оборудование:

Индивидуальные зеркала; карточки с упражнениями для артикуляционной гимнастики; предметные картинки: белка, заяц, волк, медведь, лиса, лось, ёж;

демонстрационный материал по теме из серии «Я – человек. Тематический словарь в картинках»; дидактическая игра «Собери картинку»; дидактическая игра из серии «Школа для дошколят» «Где, чья мама?»; картинка к игре «Путаница»; учебно-развивающая программа для детей «Времена года».

Ход занятия:

Организационный момент.

Ребята, вспомним главное правило:

Каждый день всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Верно, чётко говорим,

Никогда мы не спешим.

Пальчиковая гимнастика:

У лисы в лесу глухом (Дети загибают пальцы на обеих

Есть нора - надежный дом. руках: по одному на каждое

Не страшны зимой метели двустишие.)

Белочке в дупле на ели.

Под кустами ёж колючий

Нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, коры

Хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосёт там лапу.

Есть у каждого свой дом, (Дом - ладошки направлены под

Всем тепло, уютно в нём. углом, кончики пальцев соприкасаются. В. Пальчинскайте

Артикуляционная гимнастика. «Делу – время, потехе – час»

Жили-были в лесу зверюшки, каждый занимался своим делом.

Ёжик, ни головы, ни ножек, каждую осень собирал грибы на опушке.

«Грибок»

А лисички-сестрички и зайчики-побегайчики решили построить качели на полянке. Взяли гвозди, да не один, а целую дюжину. Один, второй, третий…, много гвоздей…

«Иголочка»

Взяли доску широкую-широкую, без сучков и без задоринок,

«Лопата»

затем взяли каждый по молотку и стали заколачивать гвозди. Трудно строить качели. Т-т-т…т-т-т.

«Качели»

Качели получились на славу! Всё хорошо, осталось только покрасить качели. Краску раздобыли красную, жёлтую, зелёную – и покрасили качели.

«Маляр»

Сели звери на качели, весело им, смеются, радуются. Вдруг увидели идёт Индюшка-болтушка.

«Индюк»

Что вы делаете? – спрашивает.

На качелях качаемся, иди, с нами играть будешь.

«Улыбка»

Зверюшки так громко и заразительно смеялись, что, услышав эти звуки, к ним подошла большая мудрая Лошадь.

«Лошадка»

Очень ей захотелось тоже покататься на качелях. Лошадь с трудом залезла на качели. Медленно со скрипом качели стали раскачиваться: вверх-вниз, вверх-вниз. Замечательные качели!

«Качели»

Молодцы зверюшки! Хорошие качели построили!

«Улыбка».

Мимическая гимнастика.

Пока малыши играли на своей площадке, взрослые животные ходили по лесу.

Лисица высматривает мышку – прищуривать глаза по очереди;

Медведь косолапый в берлоге спит, с боку на бок переворачивается – позёвывание;

Голодный и злой волк рыщет по лесу в поисках добычи – нахмурить брови;

Весёлые белки прыгают с ветки на ветку – радость.

Загадки.

И ушаст, и глазаст, - Сама рыжеватая,

И пугаться горазд. Мордочка плутоватая,

Заберётся в куст и спит, Ей не надо пирожка,

Кочерыжку съест и сыт. Ей бы скушать петушка. (Лиса).

Кто это? (Заяц).

С веточки на веточку - На овчарку он похож,

Прыгает, резвится, Что ни зуб – то острый нож.

Лёгкая, проворная, Он бежит, оскалив пасть,

Но не птица. (Белка). На овцу готов напасть. (Волк).

В густом лесу под ёлкой, - Похож на оленя, похож на коня,

Осыпанный листвой, Забрался в селенье и лёг у плетня.

Лежит клубок с иголками, В лесу необъятном друзей не нашлось,

Колючий и живой. (Ёж). И в гости к ребятам пожаловал…

Зверь большущий, (лось).

Зверь толстущий.

Зверь косолапый и мохнатый.

Глаза как щёлки,

Хвост короток только.

Зиму в берлоге проводит.

Летом в лесу бродит. (Медведь).

Ребёнок, отгадавший загадку получает маленькую картинку, с изображением животного.

Ребята, про кого вы отгадывали загадки? Мы сегодня с вами поговорим о диких животных.

Почему этих животных называют дикими?

Работа с демонстрационным материалом.

Где они себе устраивают «домики»? Давайте вспомним, как называются жилища животных (Работа с демонстрационным материалом).

Кто ещё живёт с лисой? (лис, лисёнок, лисята.)

Назови членов семьи медведя. (Медведь, медведица, медвежонок, медвежата.)

Продолжите предложение: волк – это папа в семье волков. Мама - … (волчица). Дети - …(волчата).

Кто живёт с зайцем?

Большая белка – это мама. Как её называют? (Бельчиха.). А маленькие – это дети. Как их называют? (Бельчата.) А один - ….(бельчонок).

Назови членов семьи ежа. (Ёж, ежиха, ежонок, ежата.)

Лось – это папа, мама - …(лосиха), детёныш - …(лосёнок).

Игра «Собери картинку». Каждому ребёнку даётся конверт с деталями.

Игра «Назови какой?, какая?»

Какая лиса? (хитрая, рыжая, ловкая, быстрая, пушистая, шустрая…)

Какой медведь? (косолапый, неуклюжий, бурый, лохматый, косматый, большой…)

Какой волк? (злой, голодный, серый, зубастый, клыкастый, хищный, лохматый…)

Какой заяц? (быстрый, трусливый, серый, белый, ловкий, осторожный, короткохвостый…)

Какая белка? (быстрая, ловкая, красивая, п ушистая, шустрая, проворная, прыгучая, рыжая…)

Какой ёж? (колючий, сердитый, ловкий, быстрый, смелый, умный…)

Какой лось? (крупный, высокий, рогатый, сильный, могучий,…)

Физминутка. «Хитрая лисичка»

Хитрая лисичка (Дети ходят по кругу.)

Вышла погулять.

Захотелось ей (Хлопают в ладоши, затем сцепляют

Кого-нибудь поймать - пальцы в «замок».)

Или птичку, или рыбку (Ладони повернуть к себе, скрестить

руки и переплести большие пальцы - «Птичка», ладони поставить на ребро, сложить их вместе - «Рыбка»)

Или зайку, или мышку («Зайчик», «Мышка» - кончики

среднего и безымянного пальцев соединить с большим пальцем. Указательный и мизинец согнуть и прижать кончиками к среднему и безымянному пальцам.)

Но птички улетают, (Упражнение «Птичка», двигая

скрещенными руками по кругу.)

Рыбки уплывают, (Упражнение «Рыбка», движение

рук от себя.)

Зайки убегают, («Зайчик», движение рук от себя.)

Мышки прячутся в но ру. (Хлопают в ладоши за спиной).

Игра «Путаница»

Зимой в лесу на снегу хорошо видны следы. Скажите, чьи это следы?

Помните, сказку К.И. Чуковского, в которой животные покупали себе хвосты? Здесь нарисованы животные с чужими хвостами. Расскажите, у кого чьи хвосты и кому, какой хвост нужен. (Например, у медведя лисий хвост, а ему нужен медвежий хвост.)

Игра «Где, чья мама?»

Пока мы с вами гуляли и рассматривали следы, наши малыши-детёныши расшалились, разбежались, заблудились и потеряли своих мам. Давайте поможем мамам, найти своих малышей. (Дети помогают найти малышей, и считают, сколько малышей у каждой мамы. Например, один зайчонок, два зайчонка, три зайчонка, четыре зайчонка, пять зайчат, у зайчихи – пять зайчат).

Видеофрагмент учебно-развивающей программы для детей «Времена года». «Зима».

Итог занятия. О ком мы сегодня говорили на занятии? Что больше всего понравилось?

Конспект интегрированного занятия по формированию лексико-грамматического строя речи.
(подгрупповое занятие в подготовительной к школе комбинированной группе для детей с ОНР).

Тема: Предлоги В, ПОД, НА, ЗА, НАД.
Цель: ознакомление детей с предлогами (маленькими словами).
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
Корректировать и развивать мелкую моторику;
Развивать общую моторику, умение согласовывать речь с движением;
Развивать внимание, память, мышление;
Корректировать и развивать личностные качества, эмоционально-волевую сферу (навык самоконтроля, усидчивости).
Образовательные:
Уточнить пространственные отношения, выраженные предлогами В, НА, ПОД, ЗА, НАД;
Учить детей выделять предлоги в предложении;
Закреплять умение детей составлять предложения с заданными предлогами по картинкам;
Воспитательные:
Обеспечить понимание значимости занятий, повысить интерес к ним.
Обеспечить формирование произвольной саморегуляции.
Здоровьесберегающие:
Планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости ребенка;
Соблюдать правильную посадку ребенка;
Способствовать созданию благоприятного психологического климата.
Оборудование:
Колокольчик.
Набор резиновых игрушек
Схемы предлогов
Сюжетные и предметные картинки
Схемы слов.
Медали со схемами предлогов.
Музыка для релаксации.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Ритуал приветствия.
Цель: создание эмоционального настроя и мотивационной готовности к участию в работе.
Приветствие «Милый друг».
Дети выполняют движения
Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй
Собрались ребята в круг(дети встают в круг)
Здравствуй друг (отводят правую руку в сторону);
Здравствуй друг (отводят левую руку в сторону)
Вместе за руки возьмёмся(берутся за руки)
И друг другу улыбнёмся (улыбаются друг другу).

Пальчиковая гимнастика «Здравствуй».
Цель: Развитие мелкой моторики,умения согласовывать речь с движением.
Развивать внимание, память.
Дети выполняют движения
вместе с педагогом-психологом:
пальцами правой руки по очереди здороваются с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками.
Педагог-психолог:
Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю –
Всех я вас приветствую!
(Т. Сикачёва)

Организационный момент.

Игра «Прятки».

Цель: Привлечение внимания и формирование интереса детей к занятию.
Формировать навык ответа на вопрос полным предложением.
Воспитатель заранее прячет игрушки в разных уголках комнаты. Дети находят спрятавшихся гостей с помощью подсказок воспитателя.
Воспитатель: Ребята, посмотрите вокруг. К нам сегодня пришли непрошеные гости, но они все спрятались. Давайте, мы с вами их найдем. Следопыт, который вел за ними наблюдение, пишет, что кто-то спрятался В верхнем ящике комода? (имя ребенка)
Ребенок:В верхнем ящике комода спрятался...
воспитатель:А кто спрятался ПОД кроватью? (имя ребенка)
Ребенок:ПОД кроватью спрятался...
Воспитатель:А кто спрятался НА кукольном столе? (имя ребенка)
Ребенок:НА кукольном столе спрятался...
Воспитатель: А кто спрятался ЗА цветком? (имя ребенка)
Ребенок:ЗА цветком спрятался...
Воспитатель:А кто спрятался НАД зеркалом? (имя ребенка)
Ребенок:НАД зеркалом спрятался...
Воспитатель: Вот они - непрошеные гости. Мы всех их отыскали.
Ребята, какие маленькие слова помогли нам их найти?
Воспитатель: А если бы в моих предложениях не было маленьких слов, нашли бы вы гостей?
Дети: Нет.
Воспитатель: Легко ли вам было бы их искать?
Дети:Трудно.
Вот, ребята, какие это важные слова!

Основная часть.
Цель: Организация детей.
Логопед выставляет на доску карточки со схемами предлогов.
Логопед: Давайте вспомним, какие маленькие слова помогли нам отыскать наших непрошеных гостей! Посмотрите на доску (на доске схемы предлогов).
Дети называют предлоги: В, ПОД, НА, ЗА, НАД.
Логопед: А теперь давайте скажем, что обозначает каждое маленькое слово.
Если предмет находится наверху чего-то, мы говорим маленькое слово...?
Ответы детей: НА.
Логопед: Когда предмет находится внизу другого предмета, мы используем маленькое слово...?
Ответы детей: ПОД.
Логопед: Когда предмет находится внутри чего – то, мы говорим маленькое слово...?
Ответы детей: В.
Логопед: Если предмет находится позади другого предмета, мы говорим маленькое слово...?
Ответы детей: ЗА.
Логопед: Когда предмет находится сверху другого предмета, мы используем маленькое слово...?
Ответы детей: НАД.
Логопед: Молодцы!

Упражнение «Повесь картинку».

Цель: Формирование навыка ответа на вопрос полным предложением.
Логопед: Ребята, перед вами, на доске, схемки наших маленьких слов. Сейчас я каждому из вас дам по картинке. Давайте составим предложение по каждой картинке и поместим ее под нужную схему.
Каждый ребенок берет свою картинку, составляет предложение, выделяет предлог и прикрепляет картинку к доске.

Игра «Дополни рассказ».

Сначала воспитатель предлагает детям назвать предметы, находящиеся на столе, а потом рассказывает историю с одновременной демонстрацией действий.
Дети дополняют рассказ воспитателя маленькими словами.
***
Дедушка вышел (откуда?) из избушки и сел (куда?) на скамейку, (под чем?) под деревом. На дереве сидела птичка и звонко пела. Услышала ее кошка, которая сидела (где?) за скамейкой. Она подкралась к дереву и прыгнула (за кем?) за птичкой. Но птичка улетела с дерева и села (куда?) на скамейку около дедушки. А кошка не унимается, как прыгнет, но опять мимо. Птичка вспорхнула, пролетела (над кем?) над дедушкой, (над чем?) над забором и скрылась из виду.

Физминутка «Слушай, повторяй, делай»
Цель: Развитие общей моторики, умения согласовывать речь с движением.
Развивать внимание, память.
Дети выполняют движения вместе с воспитателем.
Воспитатель:
На горе растут дубы (подняли руки вверх),
Под горой растут грибы (присели),
Мы в корзинки их собрали (движения рук, имитирующие складывание грибов),
Быстро к дому подбежали (бегают на месте).

Упражнение «Составь предложение».

Цель: Закрепление умения детей составлять предложения с заданными предлогами по картинкам.
Закреплять умение детей составлять схемы предложений.
Логопед: А сейчас мы посмотрим, как вы научились правильно говорить маленькие слова. Перед вами картинки и схемы слов. Вам нужно по своей картинке составьте предложение и его схему.
Дети самостоятельно составляют предложение и его схему.

Итог занятия.

Упражнение «Волшебное превращение».

Цель: Обобщение знаний, полученных на занятии.
Воспитатель: Ребята, с чем мы сегодня познакомились?
Ответы детей: с маленькими словами.
А теперь давайте с вами превратимся в маленькие слова – помощники! Сейчас, я на несколько минут стану волшебницей! Каждый из вас закроет глаза, а я произнесу заклинание. И когда вы откроете глаза, то уже будете превращены!
Дети закрывают глаза.
Воспитатель:
Закрываем глазки:
Крибли, крабли.
Крибли, крабли. Бум!!!
Воспитатель вешает на шеи детям медали со схемами маленьких слов.
Воспитатель: Теперь каждый из вас должен узнать, каким словом – помощником он стал, объяснить, что это слово обозначает.
Дети выполняют задание.

Психогимнастика «Лучик солнца»
Цель: формирование нравственных позиций, позитивного отношения к окружающему миру и людям.
Психолог:
Маленький кусочек солнца
Заглянул в наше оконце.
Луч в ладошку мы возьмем (протягивают ладошку, сжимают в кулачок)
И к своей груди прижмем (прижали кулачек к груди).

Ребята, маленький лучик солнце сел ко мне на ладошку (дети протягивают ладошку).
Побежал по телу (дети гладят себя).
Запутался в волосах (дети гладят волосы).
Я хочу согреть его (дети складывают ладошки)
И уложить спать (садятся, ладошки подкладывают под щеку, «засыпают»).

Ритуал окончания занятия.
Цель: закрепление эмоционального состояния, положительный выход из занятия.
Дети выполняют движения вместе с педагогом-психологом.
Педагог-психолог:
А теперь все встанем в круг.
Руку даст другу друг.
Будем рядом стоять.
Друга за руки держать.
Целый час мы занимались
И немножко баловались.
А теперь детвора – отдыхать пора.
Нам осталось на прощанье
Сказать всем хором: «До свидания!».


Самое обсуждаемое
Архат в буддизме. Архат — кто это такой? Сострадание и молитвы вместо кармы Архат в буддизме. Архат — кто это такой? Сострадание и молитвы вместо кармы
Формация «Нуки»: надежды и планы Формация «Нуки»: надежды и планы
Внезапно: Алексей Панин женился на подруге бывшей жены, но не сознается в этом Панин и людмила григорьева почему расстались Внезапно: Алексей Панин женился на подруге бывшей жены, но не сознается в этом Панин и людмила григорьева почему расстались


top