Храм великомученика георгия победоносца. Храм георгия победоносца на псковской горке. О святом Георгии

Храм великомученика георгия победоносца. Храм георгия победоносца на псковской горке. О святом Георгии

(араб. كنيسة غيرغييف المقدسة;англ. Church of St. George)

Часы работы: ежедневно с 08.00 до 17.00.

Как добраться: добираться до Коптского квартала, или так называемого Старого города лучше всего на метро. Станция Мar Girgis находится, непосредственно, в христианском квартале Каира . При выходе из метро напротив остатки римской крепости Вавилон Египетский, а слева вход в церковь Аль Муалляка , чуть левее греческий собор Святого Георгия, ещё левее проход в сам старый квартал и к коптским церквям Святой Варвары и Святого Сергия.

Церковь Святого Георгия – христианский комплекс Александрийской православной церкви в Коптском Каире (часть Старого Каира), ведёт свою историю с VII века.

Церковь Святого Георгия расположена в районе двух, женского и мужского, монастырей Святого Георгия. Женский монастырь ныне действующий, а на территории мужского монастыря находится личная резиденция Александрийского Патриарха. А на месте грота, где пряталась Дева Мария с мужем Иосифом и младенцем Христом, по легенде, построена часовня Церкви Святого Георгия.

Построена Церковь Святого Георгия в Каире в 530 году, но, в начале ХХ-го века она, почти, полностью сгорела, но, была полностью восстановлена по прежнему облику. Во время пожара сгорело множество икон и внутреннего убранства церкви, но икона самого Святого Георгия Победоносца совершенно не пострадала.


В Египте Георгий – один из самых почитаемых святых. Святой Георгий родился в 280 году в Палестине и был офицером римской армии. Он прославился своим героизмом во время войны с персами. Легенда гласит, что в Бейруте Георгий силой своей веры победил непобедимого доселе дракона и спас от неминуемой гибели прекрасную принцессу. Он был казнён в 303 году при императоре Диоклетиане.


Церковь Святого Георгия является единственным круглым храмом Египта. Здание церкви построено в византийском стиле, на шести колоннах. Такая планировка была выбрана только из практических соображений – святыня построена на фундаменте римской круглой башни.
Внутри тёмное помещение с тяжелым запахом ладана пронизывают солнечные лучи, окрашенные в радужные цвета витражами.


На наружной кирпичной кладке можно увидеть барельеф Святого Георгия, убивающего дракона. Внутри церковь украшена древними аскетическими изображениями святого Георгия и событий его похода в защиту христианства.


Ныне внутри церкви, слева от входа, стоит павильон, а в нем – икона Святого Георгия в серебряном окладе со стеклянной крышкой. С первой площадки лестницы, ведущей в церковь, можно пройти правой стороной к маленькой часовне. Это своего рода музей Святого Георгия. Там есть железный ошейник на цепи, на котором его держали перед казнью.


Одна из традиций церкви – почитание цепей. Западные христиане в V веке ввели культ цепей в базилике Святого Петра. В Египте с XVII века верили, что цепи Святого Георгия обладают чудодейственной силой лечить одержимых демонами.


Чудо-цепи, длиной около 4 метров, закреплены на южной стене храма. Чтобы снискать благословение и исключительную благодать цепь застёгивали на шее и обматывали вокруг тела, целуя цепь и вознося молитвы Святому Георгию.


В церкви есть ещё несколько интересных диковинок, например, древний ниломер, который представляет собой восьмигранное отверстие в полу, покрытое толстым стеклом.


В апреле 2010 года, во время визита Патриарха Московского в Каир , в церкви Святого Георгия была проведена совместная служба Патриархом Александрийским и всей Африки и Святейшим Патриархом Московским и всея Руси.

Туры в Египет спецпредложения дня

Первое упоминание о храме относится к 1460 г., когда на месте нашего храма стоял другой, маленький и деревянный. В истории сохранились разные названия того места, где был построен храм - «в Лужниках», «в Лужках», «в Лучниках».

Существует несколько версий происхождения этих названий. По наиболее распространённой версии здесь были лужки для выгона скота, чьим покровителем считался великомученик Георгий, и около которых находилась Коровья площадка, где купцы торговали крупным рогатым скотом. По другим версиям названия произошли от торговцев луком или изготовителей луков со стрелами.

В 1657 г. в «Сторельной книге» (книга о постройке новых и восстановлении укреплений старых городов в XVI-XVII вв.) впервые упоминается каменная Георгиевская церковь.

В XVII веке на месте деревянной церкви на средства купца Гаврилы Никитича Романова был возведён двухэтажный каменный храм и колокольня, соединённая с храмом галереей - гульбищем. В 1693 году главный, нижний, храм был освящён Патриархом Московским и всея Руси Адрианом во имя святого великомученика Георгия Победоносца, а верхний - в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Отстоящая от храма колокольня, этого же времени, была соединена с ним галереей - гульбищем.

За свою многовековую историю храм св. Георгия претерпел много бед и лишений. Однако Господь был милостив, и во время французского нашествия и пожара в Москве 1812 года он горел, но уцелел и был мало разграблен. В последующие 1825-29 годы храм был отремонтирован и заново расписан, а иконостас вызолочен.

В 1862 году храм приобрёл современный вид. Галерея между ним и колокольней была снесена. Появились два симметричных придела: южный - преподобного Феодора Сикеота, возведённого иждивением купчихи Мазуриной Александры Васильевны и северный - преподобного Нила Столобенского, построенный на средства купца Садомова А. К.

В начале XX века на колокольне находилось 11 колоколов, из которых два были отлиты в XVII веке. На одном из них, весом в 56 пудов, имелась надпись, что его пожертвовал купец Пётр Никитин.
В храме находилось немало икон и утвари XVII-XVIII веков: серебряные напрестольные кресты и богослужебные сосуды, чтимые иконы Божией Матери Голубицкая и Иверская, иконы святителя Николая Чудотворца, вмч. Георгия Победоносца и другие. Верхний Благовещенский храм украшало медное посеребрённое паникадило XVII века.

В 1932 г. храм был закрыт и находился в ведении НКВД. Были утрачены шатёр колокольни, завершение храма, главы над приделами, ограда с воротами.
До полной неузнаваемости перестроен фасад паперти с западной стороны, выходящей к Политехническому музею, заложены проёмы звона колокольни, пробито несколько новых проёмов, заложен западный, главный вход.

Были утрачены или повреждены многие детали наружного убранства.
Внутри храма возведены междуэтажные перекрытия, много временных перегородок, грузовой лифт, ванна, туалеты. Иконостасы были утрачены, стеновая роспись полностью уничтожена.

Сначала в храме располагалось общежитие НКВД, а потом обувная мастерская КГБ. Были установлены станки, от работы которых в стенах образовались обширные трещины.

При строительстве электрической подстанции в 2-х метрах от стен храма фундамент его потерял устойчивость и дал усадку, что увеличило трещины в стенах и их разрушение.

За полвека здание храма не ремонтировалось и к середине 1980-х годов пришло в тяжёлое аварийное состояние. Здание церкви было изуродовано до такой степени, что проходящие мимо люди не узнавали в нём православный храм. Так оно и стояло заброшенным, пока в 1993 году не было передано Русской Православной Церкви.

В том же 1993 г. образована православная община и начаты ремонтно-восстановительные работы.

Из храма были убраны станки, перекрытия и их металлоконструкции, перегородки. Территория вокруг расчищена от забетонированной в землю арматуры, укреплён фундамент и стены.

К празднованию 850-летия столицы правительством Москвы были выделены средства на восстановление западного фасада и колокольни. Все остальные реставрационные работы ведутся, в основном, силами прихода и добровольных помощников, на благотворительные пожертвования.

В 1996 году возобновлены регулярные богослужения в правом приделе преп. Феодора Сикеота.
Осенью 1997 года впервые зазвучал перезвон с колокольни храма, на которой установили набор колоколов Каменск-Уральского литья.

На храме, до того обезглавленном, в 2000 году был водружён вызолоченный крест - точная копия исторического креста.

В 2001 г. завершены работы по реставрации верхнего храма в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, и возведён величественный и великолепный иконостас. Здесь и стали совершаться регулярные богослужения.

А в 2005 году были закончены работы по восстановлению главного алтаря храма и возведению Георгиевского иконостаса. И большая часть богослужений теперь совершается именно здесь.

В настоящее время ведутся работы по реставрации южного придела преподобных Нила Столобенского и Феодора Сикеота - укрепление фундамента, оштукатуривание стен, возведение иконостаса, написание икон и т.д.

С ноября 1884 года по март 1893 года в нашем храме в сане диакона служил известный московский старец - святой праведный Алексей Мечёв.

На юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, состоявшемся в августе 2000 года в числе сонма новомучеников и исповедников Российских канонизирован в лике священномучеников последний настоятель нашего храма протоиерей Владимир Проферансов. Отец Владимир был секретарём Святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, и за отказ сотрудничать с НКВД был осуждён, сослан в ссылку в Семипалатинск Казахстанский, затем приговорён тройкой ОГПУ и расстрелян 15 декабря 1937 года на Бутовском полигоне под Москвой, вместе с десятками тысяч других мучеников.

Память священномученика Владимира Лубянского (Проферансова) празднуется в нашем храме 15 декабря. Впервые такая торжественная служба прошла в декабре 2000 года, ко времени которой была написана его икона. Ко дню 70-летия мученического подвига сщмч. Владимира Лубянского был отреставрирован северный придел храма, посвящённый его имени, устроен иконостас и оборудован алтарь. 15 декабря 2007 года состоялась первое праздничное богослужение.

Храм Великомученика Георгия Победоносца (на Псковской горе).

Поговорим о православной столице. О нашей первопрестольной Москве, о храмах Святого Георгия...

На Псковской горке, что на улице Варварке

Статуя Георгия была не первым произведением искусства, посвященным великомученику. Уже в 1462 году, а по некоторым данным еще в конце XIV века неподалеку от Кремля, в местечке, чуть позже названном Псковской Горкой, на улице Варварке, стояла церковь Покрова Божьей Матери. Эту церковь часто называли по приделу церковью Георгия Великомученика (Страстотерпца).

Очень важно еще раз напомнить, что практически все церкви Святого Георгия, возводимые в Москве до 20 века, назывались именно так: церковь Святого Георгия Великомученика. К великомученику шли христиане, но не к Победоносцу! Потому что добрые люди в церковь ходят не за победами…

В 1658 году на белокаменном фундаменте старой церкви мастера возвели новый храм, которому народ дал название «Егорий каменный». Место здесь было бойкое, о чем говорят «приметные названия церкви, очень образные в русском народе, часто одним словом или выражением дававшем удивительно точную, запоминающуюся характеристику и места, и времени.

«Подле Варварского кресца у тюрем», - говорили о местоположении в 16 веке. Потому что Варварка выходила на крестец-перекресток из четырех улиц, неподалеку от которого стоял Государев тюремный двор.

«На Псковской горке». Горка тут была всегда, но Псковской ее назвали после того, как здесь стали селиться псковичи. Вот - история. Великий князь Московский Василий III (1479 - 1533) присоединил Псков к Москве, пересилил псковскую знать в стольный град, к себе под бочок, в полукилометре от Кремля, чтобы они быстрее привыкли ко всему московскому да забыли о Псковской вечевой республике и не буянили. Жили псковичи, а теперь уже москвичи, на берегу реки Москвы, работали, рожали детей, время шло - время вечевых республик и удельных княжеств на Руси ушло.


Сейчас вряд ли сыщешь среди обитателей столицы «выходцев из Пскова», а Псковская горка осталась. И на ней стоит церковь Святого Георгия.

«Что на улицах» - говорили в 1674 году. Или «У старых тюрем». «На пяти улицах Трегубова»… Менялись хозяева, цари, менялась жизнь. Не менялось название церкви. Именно это важно для нашего разговора. Даже в 18 веке, когда Россия одержала великие победы, храм по-прежнему назывался церковью Георгия Великомученика и Страстотерпца! Во время пожара 1812 года храм сильно пострадал, но уже через 6 лет «иждевением московского купца Петра Федоровича Соловьева» церковь восстановили, пристроили к ней колокольню. Великую победу одержало русский народ в той войне. Казалось, сам случай повелел добавить к Георгию Великомученику второе имя Победоносца. Но ни у кого и в мыслях этого не было. Потому что самые великие мучения в той войне претерпела Москва? Нет, не только поэтому. Но главным образом, потому что мудрые люди о победах не кричат - ведь обратной стороной любой победы являются великие мучения и столь же великий труд.

В двадцатом веке в России церкви остались не у дел. Даже те, которые не были снесены великим людским ураганом. Сия участь не минула церковь Георгия Великомученика на Псковской горке.

Долгое время она «стояла на государственной охране под №61, а у государства без нее дел было много. Не ремонтировали ее долгие годы. На крыше дерево проросло, в рост пошло, крыша на колокольне сгинула, будто ветром ее сдуло, купола продырявились, на колокольне купол накренился. В 1964 году на берегу Москвы-реки построили громадный параллелепипед из стекла и бетона - гостиницу «Россия». Мелкие старые улочки на его фоне снесли. Но церковь оставили, реставрировали, получилось красиво! Вдоль строгой стеклобетонной гостиничной стены, противоположной от берега реки, протянулась от Храма Василия Блаженного «церковная улица», на краю которой стоит церковь Георгия Великомученика, словно страж стоит при въезде на территорию гостиницы. Охранять-то в Москве есть что! В 1967 году, когда строители приступили к сооружению северного пандуса, неподалеку от церкви на семиметровой глубине был обнаружен глиняный кувшин с уникальным кладом серебряных монет!

Отреставрировали церковь под руководством Е. А. Дейстфельда в 1965 - 1972 годах. Радовались люди, глядя на стража «России».

В 1991 году церковь возвращена верующим, и начались здесь ремонтно-восстановительные работы.

На Большой Дмитровке

«Известна каменной с 1462 года» церковь Георгия Великомученика на Большой Дмитровке. В начале XVI века в старой Дмитровской слободе поселилась знать. Уютный склон покатого холма занял Ю. З. Кошкин-Кобылин, дядя царицы Анастасии Романовны. Его небесным покровителем являлся Святой Георгий. Быть может, поэтому девичий монастырь, который основали после его смерти тетка царицы Ф. Ю. Романова, получил название Георгиевский. Позже и переулок назвали Георгиевским. В 1690 году на месте старой возвели новую большую церковь.

Москва. Церкви Казанская и Георгиевская (позади) бывшего Георгиевского монастыря, что на Большой Дмитровке. 1881 год. Найденов Н. А. Москва. Соборы, монастыри и церкви. Ч. II: Белый город. М., 1882, N 15

Жизнь в девичьем монастыре текла по тихим свои законам, но в 1812 году вошли в Москву Наполеоновские полки, и все перевернулось вверх дном. Четвертого сентября французы ворвались в Георгиевский — женский! — монастырь, разграбили церкви, похватали все, что плохо лежало, и спокойно отправились дальше грабить. Игуменье монастыря удалось за день до этого закопать ценное имущество, к тому же солдаты не рискнули разграбить ризницу. И все же последствия нашествия французов были для монастыря печальными. Монастырь упразднили, церкви стали приходскими, а на территории построили дома для служителей храмов.

В 1930 году правительство издало указ о сносе Георгиевского собора. Его обмерили, сфотографировали, на некоторое время передали таксопарку, затем снесли и построили на склоне школу, тоже важный для города объект. Икону Георгия Великомученика передали церкви Воскресения Словущего на Успенском Вражке, а недавно Москва приняла на государственную охрану кельи монастыря.

В 1990 году археологи в одном из гробов погоста обнаружили золотой крест и две пряжи, датированные XVI веком. Конечно же, восстановить церковь Святого Георгия на Большой Дмитровке не удастся, но радует другое. Буквально, на глазах у москвичей в краткие сроки было отремонтировано здание первой городской электростанции, построенной по проекту архитектора В. Шер в 1883 году на бывшей территории монастыря. Мало кто помнит о первоначальном предназначении этого длинного дома, но после реставрации с введением в экстерьер стилизации под церковное строение, он притягивает внимание снующих людей. У парадного входа на здании герб Москвы и надпись: «Выставочный зал. Малый манеж».

В Старых Лучниках

Церковь Георгия Великомученика, что в Старых Лучниках, известна с 1460-х годов. Тогда здесь было урочище Лучники, обитатели которого по одним сведениям делали боевые луки, а по другим — торговали луком. Впрочем, одно другому не мешает, и третьему — тоже! Сюда, на лужки, москвичи выгоняли коров, и место это называлось в XVII веке «старой Коровьей площадкой». Буренкам здесь было хорошо, потому что лужки находились рядом с церковью Георгия («Егория в Лужках»), а он издавна считался на Руси покровителем домашнего скота. Об этом качестве святого мы говорили, оно подчеркивает мирный характер Егория, предрасположенность его к тем, кто каждый день выходит в поле, выгоняет на лужки скот в надежде, что Егорий в случае необходимости выручит, подсобит.


И, видно, подсоблял, если сюда в течение нескольких столетий люди коров своих выгоняли.

В начале XVII века мастера возвели каменную церковь. Она за три века повидала всякое. Неподалеку от урочища Лучники находился еще один «Старый тюремный двор». Никто пока не сказал, что Егорий был покровителем преступников, но разве может считаться Святым даже самый великий из проповедников веры, если он хоть раз отвернет свой взор от глаз заблудшего, потерявшегося в житейской круговерти человека?! Нет. Это не святость. Недаром несколько церквей Георгия Великомученика поставили рядом с тюремными дворами.

В тридцатых годах XX века люди разобрали завершения церкви и колокольни, но полностью уничтожать не стали. Большие стройки на этой стороне улицы не намечались, и здание пригодилось для цеха закрытого заводика, который лет двадцать выполнять здесь план.

В настоящее время в церкви, полуразрушенной, фасадными окнами с грустью посматривающей на крепкое здание Политехнического музея, появились люди в спецовках. Они мечтают восстановить церковь в Старых Лучниках. Коров сюда, конечно же, никто больше гонять не будет, но к Святому Георгию прихожане ходить будут с великой радостью.

На Всполье («В Ордынцах»)

Церковь Иверской Божьей Матери, по приделу «Георгия Великомученика, что на Всполье» («в Ордынцах») известна тем, что еще до воцарения Романовых она получала ругу, жалованье от казны. В конце XVII века на месте деревянной поднялась церковь каменная, а в 1802 году на средства капитана Ивана Савинова возвели главный храм. Тогда-то Иверский придел переименовали в Георгиевский. Но почему боевому капитану пришла такая мысль? Дело в том, что Павел I не признал учрежденный Екатериной II, своей матушкой, «императорский военный орден Великомученика и Победоносца» (о нем мы расскажем позже). Более того, новый повелитель хотел ввести новую систему наград, в которой места для ордена Святого Георгия не предназначалось. Любой человек, вспомнив кавалеров ордена, русских полководцев и воинов, а также высочайший статус награды, удивился бы подобному решению. Офицеры же смириться с этим не могли. Капитан Савинов потратил свои средства на восстановление храма, и прав ли был капитан? На этот вопрос ответили прихожане церкви: через несколько лет все они называли храм по имени Георгия Великомученика.


Обновляли церковь несколько раз, но в начале тридцатых годов XX столетия ее закрыли, а чтобы свято место не пустовало, разместили в ней клуб авторемонтного завода, затем отдали помещение современным художникам, и лишь в 1992 году в церкви возобновились богослужения.

На Всполье, что на Малой Никитской

На другом Всполье, что на Малой Никитской, в начале XVII века стояла церковь Георгия Победоносца. От нее получил название еще один Георгиевский переулок. В 1655 году построен каменный храм, он неоднократно реставрировался, обновлялся, последний раз в 1868 году.

В 1922 году переулок назвали Вспольным, а еще через десять лет снесли церковь, построили на ее месте массивное здание для Центрального дома радиовещания и звукозаписи. И даже следа не осталось в местном ландшафте, заботливо заставленном кирпичными постройками, от тех времен, когда приходили москвичи в церковь, что на Всполье на Малой Никитской, где когда-то жил в хоромах боярин Н. И. Романов, двоюродный брат царя Михаила Федоровича.


Жил он с размахом, любил чужеземные безделицы. Одна из них сыграла свою роль в истории. Однажды, посетив село, принадлежавшее когда-то чудаковатому боярину, Петр I нашел в старом сарае английский бот. С него русские умельцы скопировали два бота. Один плавал по Москве-реке, веселил публику. На другом царь и первые российские матросы тренировались морскому делу на Плещеевом озере. Размеры озера небольшие, шесть на девять верст, волна не океанская, но частая, своенравная. Многому научил моряков английский бот Н. И. Романова, после смерти которого в обширном его дворе построили каменную церковь Георгия. Ботику поставили на берегу Плещеева озера памятник, чудака-боярина вспоминают редко, а уж о церкви Георгия, в которой за три с лишним века помолилось Богу много людей, не знает уже никто. Потому что мемориальные доски церквам ставить не принято.

На Красной горке, что на Моховой

Церковь Георгия на Красной горке, что на Моховой «известна по ладанной книге с 1619 года». Основала ее Марфа, мать Михаила Федоровича. Она же назначила для служителей ругу. Через десять лет церковь сгорела. В 1657 году на ее месте возвели новую.


Здесь в 1816 году был освящен «придел мученицы Татианы», в день которой 12 января (25 — по новому стилю) 1755 года основан был Московский университет. В XIX веке церковь три раза перестраивалась и обновлялась. В тридцатых годах XX столетия ее снесли. В 1934 году архитектор И. Жолтовский возвел на ее месте жилое здание. На стенах его памятных надписей делать не думают. Но московские студенты всех поколений будут вечно помнить свой праздник — Татьянин день.

В Яндове (на улице Осипенко)

Церковь Георгия Великомученика и Победоносца в Яндове (на современной улице Осипенко, 6) построили в начале XVII века перед Смутным временем.

В древности по этой улице протекала река Москва, русло ее медленно передвигалось с юга на север к Боровицкому холму. Место чудное для любителей природы. Но для строителей — хлопотное. В XVI—XVIII веках этот район во время весенних паводков полностью заливался водой, она долго не спадала, образуя небольшие озерки. От них назвали Озерковскую набережную и переулок. Постоянная заболоченность местности дала название другой знаменитой улице — Балчуг («Бал-чек» на татарском болото, грязь). А Яндова — низкие, медные луженые братины для пива, браги, меда. В них- подавали питье на пирах, а также в кабаках.


Первый «царев кабак» в Москве появился именно в этом районе по указу Ивана Грозного, которому хотелось, чтобы его опричники кутили неподалеку от Государева сада, ворота которого выходили на Балчуг, к дверям кабака. Это место было очень выгодным. Здесь находились Мясной, Калачный, Солодовый ряды, лавки с другими продуктами, и Святой Георгий на пересечении Садовнической улицы и Балчуга был просто необходим...

В 1653 году построили каменную церковь. А в 1701 году на Балчуг налетел пожар. Он уничтожил торговые лавки и дворы, сгубил много людей. Через несколько лет здесь вновь забурлила. Люди восстановили порушенное огнем, но в 1730 году пожар опять налетел на Балчуг, и вновь люди взялись за топоры, пилы, молотки. В 1783 году по весне за дело принялась вода, она снесла и разрушила деревянные и каменные постройки, в том числе колокольню церкви Георгия. В 1806 году на средства Демидова колокольню восстановили.

Ремонтировалась и обновлялась церковь Георгия в Яндове регулярно, до 1917 года, когда ее закрыли, но, слава Всевышнему, не сломали. В семидесятых годах храм отреставрировали и покрасили почему-то в черный цвет. Эту оплошность, впрочем, быстро исправили, церковь перекрасили в желтый солнечный колер, и в таком виде она приняла прихожан.

В селе Коломенском на реке Москве

Церковь Великомученика Георгия в селе Коломенском на реке Москве построена в XVI веке. На окраине современной столицы жизнь в те века протекала по сельским законам, хотя порою бурные ветры заносили сюда воинствующих людей, и были в окрестностях битвы, лилась кровь. В XV—XVII веках здесь находилась великокняжеская, затем царская усадьба. В 1606 году в селе расположился лагерем И. И. Болотников. В 1662 году в Москве вспыхнул так называемый «медный бунт». Восставшие направились в село Коломенское, где царь Алексей Михайлович обещал людям уменьшить налоги, провести расследование злоупотреблений, возникших после выпуска в 1654 году огромного количества медных денег, что резко ухудшило положение народа. Восставшие повернули назад, встретились с новой партией недовольных горожан, возвратились в село. Теперь царь ввел в дело войска. Жертв было много. «Медный бунт» подавили жестоко, но медные деньги все же отменили.

В селе Коломенском провел детские годы Петр I. В XVIII веке для обработки царских садов здесь устроили Штатную и Садовую слободы...



Церковь Великомученика Георгия обновлялась постоянно, в последний раз в 1966—1967 годах под руководством архитектора Н. Н. Свешникова.

В Грузинах

Церковь Георгия Великомученика в Грузинах построили по просьбе грузинского царя Вахтанга Левановича, перебравшегося в Москву в 1725 году с сыновьями Бакаром и Георгием и большой свитой. Русский царь Петр II выделил из казны средства для обустройства новых поселенцев. Царевич Георгий построил церковь Георгия. Ее освятили в 1760 году, но через двадцать лет пожар уничтожил храм. В 1788 году на средства прихожан и С. П. Васильева началось строительство каменной церкви. В 1793 году она приняла прихожан. Придел Георгия Великомученика освятили в 1800 году.



Строительство и расширение храма продолжалось до начала двадцатого века. А в 1922 году его закрыли, колокольню разрушили, здание отдали электротехническому техникуму и лишь в 1991 году вернули верующим.

На Кадетском плацу (1 Краснокурсантский проезд)

Церковь Георгия Победоносца при военно-фельдшерской школе в здании на Кадетском плацу (1 Краснокурсантский проезд) построили в 1885 году. За столетие дом подрос на этаж, с боку к нему пристроили здание медицинской службы, но даже гвоздика, даже кирпича от храма Святого Георгия здесь почему-то не осталось...


Военно-фельдшерская школа

На Хамовническом плацу

Церковь Георгия Победоносца Сумского полка на Хамовническом плацу построили из дерева в 1910 году под руководством архитектора Н. И. Бони. Вероятно, со временем здесь воздвигли бы и каменную церковь, но храму не повезло, пожалуй, больше всех московских церквей: через семь лет его снесли.


Церковь Георгия Победоносца на Хамовническом плацу. Архив ЦИГИ

Долгое время Хамовнический (Фрунзенский) плац не интересовал градостроителей, но в 1958 году через него проложили Комсомольский проспект, по которому носятся ежедневно сотни тысяч машин.

Александр Торопцев

Местечко «Коптевы пустоши» впервые упоминается в писцовой книге 1584 года. Этому поселению, судя по летописям, в нынешнем году исполнится 430 лет. Территория в различные годы принадлежала разным владельцам, пока после смерти последнего хозяина, одного из грузинских князей по имени Георгий, не оказалась в ведомстве Кремля. Произошло это в конце 17-го века. В 1812 году французы почти полностью сожгли поселение. Окружная железная дорога, проложенная через Коптево, объединила село и станцию Подмосковную. В дальнейшем здесь проложили Ново-Подмосковную автомобильную дорогу вокруг Северного административного округа Москвы, где находится Коптево.

Храм как архитектурное украшение столицы

В настоящее время Коптево - один из современных районов Москвы. Главным украшением можно назвать храм в Коптеве Георгия Победоносца. Комплекс построен мастерами архангельской компании «Поморские плотники» полностью из бревен. Руководил проектом автор - архитектор В. В. Иванов. Традиционный «северный» храмовый стиль очень удачно вписался в каменную архитектуру столицы. Выстроенный в 1997 году, храм Георгия в Коптево оборудован круглосуточной декоративной осветительной системой. Все купола, кресты и вход архитектурного комплекса оснащены подсветкой. Автоматическое освещение настроено так, что зажигаясь и отключаясь, отраженный свет создает необходимые эффекты в разное время суток. Пять деревянных куполов предстают во всем великолепии, освещенные в вечерние сумерки мягкими или холодными оттенками света. Над притвором церкви расположена небольшая колокольня.

Святыни, находящиеся в храме

Главный престол храма освящен сразу после строительства. Приставной, иконы
Божьей матери «Помощница в родах», получил благословение в 2005 году. Храм в Коптево (Георгия Победоносца) хранит мощевики преподобных святых и великомучеников. Частичкам мощей Серафима Саровского, Георгия Победоносца, Оптинских старцев, Дивеевских святых, Исповедницы Матроны, иконам с частичками мощей приходят помолиться сотни московских и приезжих верующих. Литургии, панихиды, во время службы акафист входят в ежедневное расписание богослужений. Храм в Коптево проводит беседы с желающими принять крещение, занятия в воскресной школе.

О жизни Георгия Победоносца

Имени и славе реально существовавшего человека, воина и верного христианина, посвящен храм в Коптеве. Георгия Победоносца знает церковь как защитника христианства и верующих. Родившись приблизительно в 275 году в г. Бейрут в богатой семье христиан, Георгий был отлично развит физически. Кроме того, он был не по годам умен и образован. В очень молодом возрасте сильный, мужественный и красивый юноша поступает на службу в В двадцатилетнем возрасте Георгию, отлично знающему военное дело, доверяют командование когортой инквизиторов (воинское звание). За военную отвагу в войне с персами император Диоклетиан делает молодого воина своим приближенным.

Как пытали великомученика Георгия

Диоклетиан поклонялся традиционным римским богам. Отвергая учение о христианстве, обвиняя сторонников православия в колдовстве и поджогах, он яростно истреблял приверженцев новой религии. Георгий мужественно защищал своих сограждан от императорского гнева и произвола. За это и подвергался страшнейшим многократным пыткам. Его тело перенесло колесование, «сжигание» в сапоги с гвоздями внутри, отравленное питье. Согласно легендам, Георгий перенес эти невиданные пытки благодаря своей вере в Христа и его помощи. Благодаря преданности своим убеждениям Георгий победил страшные телесные страдания, которым подвергался, вышел из всех пыток невредимым. Поэтому верующие всего мира называют его Победоносцем. Казнили святого отсечением головы в апреле 303 г. Тело его похоронено в палестинском городе Лидды. В честь святого мученика, защитника обиженных, и построен храм в Коптеве, Георгия Победоносца носящий имя.

Покровительство пастухам и военным

Переводится как «земледелец». Святой покровительствует пастухам и стадам, потому что и при жизни Георгий часто это делал, появляясь на белоснежном жеребце. Русский народ почитает его как покровителя воинства. Георгий Победоносец изображен на Одноименный орден считается величайшим знаком отличия за воинские подвиги. Оранжевый и черный цвета георгиевской ленточки - это символы, сопутствующие воинской доблести и славе. В русской армии на знамена наиболее отличившихся в сражениях воинских подразделений прикреплялась наградой неснимаемая георгиевская ленточка. В 1992 году был восстановлен как знак исключительной воинской награды Российской Армии. Сегодня оранжево-черная ленточка является над фашизмом в Великой Отечественной войне.

Общественные будни храма в Коптеве

Красивейший храм в Коптеве - Георгия Победоносца - организует различные мероприятия для христианской молодежи. Здесь уделяется огромное внимание организации свободного времени подрастающего поколения: в нем существуют различные секции. Молодежь может заниматься:

  • в театральной студии;
  • в студенческом кружке для любителей искусств;
  • в братстве путешественников и следопытов;
  • в военно-патриатическом «Клубе ВДВ»;
  • в спортивных секциях;
  • на кулинарных курсах.

По окончании курсов инструкторов по туризму, которые проводит храм в Коптево (расписание занятий учитывает курсантов всех возрастов), учащиеся получают официальные государственные документы с присвоением квалификации инструктора. Проводятся практические и выездные занятия. Объединения при храме способствуют развитию патриотизма у молодежи.

Тысячелетиями святой великомученик считается покровителем Москвы и России. Об этом свидетельствует известный храм в Коптеве - Георгия Победоносца, а также сотни его прихожан и верующих, поклоняющихся святыням.


Самое обсуждаемое
Причины и последствия кровянистых выделений на ранних сроках беременности 7 недель беременности идет кровь Причины и последствия кровянистых выделений на ранних сроках беременности 7 недель беременности идет кровь
Что представляет собой ремиссия при панкреатите? Что представляет собой ремиссия при панкреатите?
Чем на фронте занимались «особисты»? Чем на фронте занимались «особисты»?


top