Использование икт в воспитательном процессе начальной школы. Икт в образовательном процессе Виды икт в образовательном процессе

Использование икт в воспитательном процессе начальной школы. Икт в образовательном процессе Виды икт в образовательном процессе

ИКТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Н. О. Саблина, Л. В. Бирюкова, М. Н. Ляскина

г. Воронеж, МБОУ «Лицей №2», МБОУ «Лицей №2», МБОУ СОШ №97

E - mail : MILA 3335@ yandex . ru

«Нужно, чтобы дети, по возможности,

учились самостоятельно, а учитель

руководил этим самостоятельным

процессом и давал для него материал».

К.Д. Ушинский

Реализация ФГОС сегодня акцентирует внимание на необходимость формирования информационной компетентности, как ученика, так и педагога. Использование в учебном процессе современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) является актуальной проблемой нашего времени.
Сегодня каждому учителю необходимо уметь подготовить и провести урок с использованием ИКТ. Таким образом, предоставляется возможность сделать урок более ярким и увлекательным для обучающихся.
При подготовке урока с использованием ИКТ я поступаю следующим образом:
1. Определяю дидактическую цель, которая ориентируется на достижение результатов: формирование, далее закрепление и, наконец, обобщение знаний, и их совершенствование.
2. Провожу анализ на основе требований к образовательным электронным ресурсам; их отбор. Таким образом, выбирают форму и структурные элементы урока.
3. Провожу детализацию функций, выбираю способы, посредством которых происходит взаимодействие обучающегося с электронным ресурсом.
При этом определяется: цель; длительность каждого этапа; форма организации деятельности обучающихся и преподавателя; форма промежуточного контроля.
В ходе подготовки и организации урока с ИКТ я учитываю следующие факторы: уровень подготовки класса, цель урока, задачи урока, форму и тип урока, гигиенические требования.
Говоря о критерии полезности ИКТ в образовании, можно отметить следующее: та или иная учебная компьютерная технология полезна и необходима, если она позволяет получить результаты такие обучения, которые невозможно получить без применения данной технологии.
Для подготовки и проведения уроков алгебры, геометрии, математики я использую следующие методы по использованию цифрового образовательного ресурса на уроке.
Изучение нового материала:
1) фронтальная работа с классом;
2)самостоятельная работа учащихся с электронным изданием.
Отработка учебных навыков по теме:
1) фронтальный опрос. Используем проектор с презентацией учебных материалов без звукового сопровождения, ученики их озвучивают;
2) самостоятельная работа учащихся с математическими тренажерами и обучающими программами по алгебре, геометрии, математике;
3) занятия практикумы. Самостоятельная работа учащихся.
Контроль знаний. Контроль знаний с применением компьютерных тестов (компьютер выдает процент выполнения задания, ошибки, оценки).
Исходя из вышесказанного, можно отметить следующие ожидаемые результаты обучения при использовании ИКТ на уроках математики:
- развитие межпредметных связей математики и информатики;
- формирование компьютерной грамотности;
- развитие самостоятельной работы учащихся на уроке;
- формирование информационной культуры, творчества учащихся;
- подготовка учащихся к использованию информационных технологий в образовании;
- реализация индивидуального, личностно-ориентированного подхода.
Применение ИКТ в учебном процессе позволяет обеспечить высокую степень дифференциации обучения; повысить объем выполняемой работы на уроке; усовершенствовать контроль знаний; формировать навыки исследовательской деятельности; обеспечить доступ к справочным системам, различным информационным ресурсам. Компьютер берет на себя функцию контроля знаний, помогает сэкономить время на уроке, богато иллюстрировать материал, трудные для понимания моменты показать в динамике, повторить то, что вызвало затруднения. Наличие компьютера и принтера позволяет создавать раздаточные материалы быстрее и эффективнее по сравнению с написанием заданий на доске или на карточках.
В своей работе на уроках я уже несколько лет использую интерактивную доску. Без неё уже довольно сложно представить любой урок. С помощью интерактивной доски имею возможность демонстрировать слайды, видеоролики, делать на доске пометки, рисовать. Наиболее эффективно её использование для презентации геометрических задач по готовым чертежам. На таких уроках реализуются принципы доступности, наглядности. Уроки отличаются высокой эстетической привлекательностью. Урок-презентация даёт возможность получить больший объема информации за короткий период. Также в любой момент можно вернуться к предыдущему слайду. Я использую презентацию при закреплении учебного материала, при проверке домашнего задания, для устных упражнений.
При изучении новой темы я показываю фрагменты видео-уроков, что позволяет сделать акцент на особо значимых моментах новой информации в ходе объяснения темы. В моей коллекции имеются диски с презентациями и видеоуроками. Часто после болезни ученики приходят неподготовленными, потому что новый материал по учебнику не смогли разобрать. Я им на электронную почту или на USB-флеш-накопитель отправляю видеоуроки. Эта система у нас уже отработана. Обучающиеся и их родители её приветствуют.
В своей работе я также использую уроки компьютерного тестирования. Тестирование это один из основных современных видов контроля знаний, который в последнее время всё шире входит в жизнь современной школы. Эффективность различных контролирующих программ определяется тем, что они укрепляют обратную связь в системе учитель - ученик. Тестовые программы позволяют быстро оценивать результат работы, точно определить темы, в которых имеются пробелы в знаниях.
При условии систематического использования электронных обучающих программ в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения и педагогическими инновациями значительно повышается эффективность обучения.
Таким образом, ИКТ не просто становятся, а уже стало неотъемлемой частью современного учебного процесса. Они, несомненно, способствуют повышению качества образования.

«Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса».
В.Г. Белинский

Все виды средств обучения несут различную дидактическую нагрузку, способствуя созданию у школьников целостной картины исторического прошлого, углублению и систематизации знаний, формированию умений, оптимизации учебного процесса. Использование разнообразных средств обучения, как традиционных, так и новых технологий, способно оказать значительную поддержку процессу преподавания в начальной школе, повысит качество обучения учащихся.

Технические средства обучения уже довольно давно вошли в наша образовательные учреждения и в течении второй половины XIX, получили широкое распространение. Выходят в свет тематические электронные издания по истории, энциклопедии, альбомы, учебники, комплекты мультимедийных презентаций. Такие материалы базируются на электронных носителях и проектируются на экран с помощью мультимедийного проектора. Мультимедиа - современная компьютерная технология, позволяющая объединить в компьютерной системе текст, звук, видеоизображение, графические изображения и анимации.

Современное человечество включилось в общеисторический процесс, называемый информацией. В данный период развития общества производство информации становится основным видом деятельности, и компьютеризация выступает как часть этого процесса. Информация становится главным ресурсом научно-технического развития и социально-экономического развития мирового сообщества существенно влияет на ускорение развития науки. Новые информационно-технические средства обучения (НИТО) в сфере образования выступают одним из ведущих факторов формирования личности.

Понятие информация является основополагающим в этом процессе. С появлением современных средств вычислительной техники информация стала выступать в качестве одного из важнейших ресурсов научно-технического процесса. Понятие информация используется во всех сферах: науке, технике, культуре, социологии и повседневной жизни.

В настоящее время развиваются следующие направления новых информационно-технических средств обучения:

  • 1)универсальные информационные технологии (текстовые редакторы, графические пакеты, системы управления базами данных, процессоры электронных таблиц, системы моделирования, экспертные системы и т. п.);
  • 2)компьютерные средства телекоммуникаций;
  • 3)компьютерные обучающие и контролирующие программы, компьютерные учебники;
  • 4)мультимедийные программные продукты.

Различают компьютерное и электронное обучение. По определению Коджаспировой, компьютерное обучение - это такая система обучения, в котором одним из технических средств обучения выступает компьютер. Электронное обучение - это обучение с помощью систем и устройств современной электроники.

Все программы развивающего обучения нацелены на активизацию субъекта учебной деятельности. Мы хотим видеть учащегося профессионального образования самостоятельным и инициативным, стремится к формированию у него привычек, разносторонних потребностей, наклонностей. Когда начинаешь разговор о возможности использования в этой связи новых информационных технологий (НИТ), проще говоря, компьютерной техники.

По словам Молоковой, использование новых информационных технологий может преобразить преподавание традиционных учебных предметов, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизмеримо более высокий уровень учеников к учебе. Компьютер способен быстро и эффективно научить учеников самостоятельной работе с объемным текстом. Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества учащихся, в том числе и самых инфантильных или расторможенных.

С помощью информационных технологий можно не только предоставлять информацию, но и получать ее от пользователя. Информационные технологии могут обеспечить обучение в любом месте и в любое время, что дает их мощным средством для изучения учебных материалов в сфере образования. По мнению многих специалистов, новые информационные технологии могут сделать революцию в обучении весьма вероятной. Они, информационные технологии, помогают детям стать более активными и независимыми учениками, позволяют учиться друг у друга и иметь доступ к самому широкому кругу информации.

В информационных технологиях видят возможное средство, которое позволяет осуществить наибольшую доступность к образовательным ресурсам. Стремительный процесс информатизации системы образования позволяет использовать информационные технологии на большинстве уроков. Использование информационных технологий обеспечивает поддержку образовательного процесса, позволяет реализовать образовательную, развивающую и воспитательную цели образования с учетом условий обучения и специфики предметной области, позволяет наполнить содержательную и оценочно - контролирующую сторону процесса обучения.

Специфические особенности информационных технологий позволяют оценить их роль в реализации целей образования учащихся. Во-первых, информационные технологии дополняют содержание и методику изучения материала, который увеличивает возможность обогащения и систематизации чувственного опыта учащихся. Особенно в тех случаях, когда в реальной учебной ситуации это восприятие невозможно или затруднительно.

Во-вторых, информационные технологии обеспечивают условия для индивидуального процесса обучения как учащихся, испытывающих трудности в обучении, так и для успешных учеников. Например, в каждой теме предлагаются задания разного уровня сложности.

В-третьих, уровень наглядности значительно выше, чем в учебниках с печатной основой. Причем наглядность более высокого уровня, так как она реализуется с помощью анимации, звукового сопровождения, видеофрагментов.

Кроме того, информационные технологии обеспечивают создание учителем благополучного интеллектуального фона обучения, особенно необходимого для хорошо успевающих учащихся.

Информационные технологии выполняют ряд дидактических функций: образовательную, развивающую, воспитательную. Образовательная функция ориентирована на формирование знаний, умений и навыков, которые обеспечивают готовность младших школьников к дальнейшему обучению, к осознанному усвоению знаний естественнонаучного и обществоведческого содержания.

Развевающая функция ориентирована на формирование в процессе изучения окружающего мира важнейших компонентов учебной деятельности. В результате работы школьников с использованием информационных технологий усиливается развивающий эффект обучения: формирование качественных характеристик восприятия, воображения, внимания, памяти и особенно мышления.

Воспитывающая функция определяет возможность формирования правильных взаимоотношений с окружающим миром. Его эстетических, нравственных, этических и правовых норм. Возможность индивидуальной работы с информационными технологиями создает благоприятное условие для развития учебно-позновательной мотивации, осознанного личностного принятия норм в природной и социальной среде.

Используя информационные технологии, учитель преследует следующие цели: во-первых, обеспечение содержательной и технологической поддержки основным средствам обучения, усиления наглядной основы формирования у учеников знаний. Во-вторых, формирование общей культуры, эрудиции учеников, обеспечение создания благополучного интеллектуального фона обучения. В-третьих, формирование информационной культуры учащихся, ознакомление их для самообразования. И, в-четвертых, развитие познавательных интересов учащихся.

Существуют различные формы организации обучения при использовании информационных технологий.

Классно-урочная система, с ориентировкой на руководство учителем процесса получения новых знаний, остается и сегодня главной задачей организации обучения.

Необходимо, чтобы информационные технологии органически вписывались в существующую систему организационных форм и средств обучения, расширяя возможности традиционных и закладывая предпосылки для развития новых форм обучения.

В зависимости от особенностей коммуникативного взаимодействия между учителем и учащимися, выделяют индивидуальную и фронтальную форму организации обучения. Фронтальная форма обучения предлагает работу всего класса по реализации конкретной дидактической задачи, достижение которой становится возможным при активном взаимодействии учащихся друг с другом. При этой форме организации обучения ученики выполняют общее для всех задание в едином темпе. Эту особенность следует учитывать при использовании работы с демонстрациями и при проведении коллективных игр. Коллективные и групповые работы различаются, во-первых, числом участников, а во-вторых, стилем их взаимодействия. При коллективной форме организации обучения класс рассматривается как единый учебный коллектив, объединенный общей целью и общим результатом деятельности при строгом выполнении правил сотрудничества руководства и подчинения. В начальной школе руководителем часто выступает учитель. Он "ведет" диалог, задает вопросы, ставит задачи, помогает найти путь их решения, берет на себя функцию контроля и оценки.

Именно такая форма организации уместна при работе с демонстрационным материалом. Учитель выводит демонстрационный материал на общий экран или на экраны компьютера и ведет беседу на его основе. Групповой тип фронтальной работы предлагает равноправие распределение ролей между учащимися. Вклад каждого ученика в решение поставленной задачи и составляет общий результат совместной деятельности. Данная форма может применяться при работе с сюжетными играми.

Выстраивая индивидуальную форму обучения, учитель может из любых существующих, модифицированных или разработанных им по специальным шаблонам упражнений. Индивидуальное задание может содержать несколько упражнений, общая длительность которых не может превышать 15-20 минут. Количество упражнений устанавливает учитель в зависимости от цели урока, уровня подготовки ученика, его умения работать на компьютере. Учитель может подготовить фрагмент урока. Назначение этого фрагмента может быть различным: он может быть использован в начале изучения темы и тогда работа с ним предшествует работе с учебником и другими печатными средствами. Фрагмент компьютерной версии темы может использоваться на этапе закрепления материала после работы с печатными средствами обучения. В этом случае он выполняет функцию дополнения, расширения знаний учащихся, помогает развивать умение использовать их в различных ситуациях, как репродуктивного, так и творческого характера.

Фрагмент обучения может быть построен для решения и других задач учебного процесса, например, организация коллективного и индивидуального тренинга в классе; проведение тестирований; подготовка дифференцированных заданий; построение индивидуальной формы обучения.

При организации индивидуальной формы обучения учитель должен подбирать задания с учетом реальных знаний и умений конкретного ученика, его психологических особенностей и темпа обучаемости, постепенного усложнения предъявляемых заданий, предъявления заданий разного вида, успешности деятельности ребенка, опоры на его положительные достижения, возможности за короткое время получить реальный результат, предоставления возможности работать в "зоне ближнего развития", то есть разрешить попытки выполнять трудные задания при помощи учителя, предоставления ученику права выбирать самому типы заданий и партнера по деятельности.

Поверка и оценка достижений учащихся является существенной составляющей учебного процесса. При использовании информационных технологий результаты выполнения учениками текстовых и тренировочных упражнений предоставляются в удобном для последующего анализа виде, что позволяет говорить о совершенствовании технологии учета успеваемости и качестве образования.

Исходя из конкретных успехов или неуспехов учащегося, учитель разрабатывает план дальнейшего предъявления школьнику системы заданий. Таким образом, четкое определение результатов обучения позволяет прогнозировать направление продвижения каждого ученика по учебному материалу, корректировать сложившуюся методическую систему работы учителя, определять тенденции развития системы образования.

Контроль и оценка в профессиональном обучении рассматривается как одно из средств формирования положительных мотивов учения и готовности учеников к самоконтролю. В процессе использования информационных технологий повышается объективность оценки, что может способствовать снижению тревожности и развитию качеств контролирующей деятельности учащихся. Иногда отрицательной стороной деятельности учителя является его эгоцентричностью, которая проявляется в необъективности оценки не результата, процесса деятельности, в подведении итогов контроля на основе "среднего балла", поэтому перенос оценочной функции с учителя на компьютер может способствовать формированию у учащихся адекватной самооценки, уверенности в себе, в своих силах и оптимизма.

Любой контроль, в том числе организованный в рамках использования информационных технологий, создает определенный эмоциональный фон и вызывает соответствующую эмоциональную реакцию у ученика. Поэтому при использовании информационных технологий нужно включать реплики, оценивающие степень успешности деятельности учащихся, тщательно продуманные. Особенно важно, что не нужно предусматривать оценки темпа работы, личностные качества учеников или особенности их психических процессов. Таким образом, организация контроля и оценки средствами информационных технологий рассматривается как одна из важных задач совершенствования педагогической деятельности, которая должна соответствовать современным требованиям к работе учителя и реализовывать принципы гуманизации индивидуализации обучения.

Таким образом, организовать деятельность учащихся, можно используя различные формы работы.

Методами современного этапа информатизации образования является всеобщее стремление к интеграции различных компьютерных средств обучения и средств ИКТ, таких как электронные справочники, энциклопедии, обучающие программы, средства автоматизированного контроля знаний обучаемых, компьютерные учебники и тренажеры в единые программно-методические комплексы, рассматриваемые как образовательные электронные издания и ресурсы (ОЭИ).

Образовательным электронным изданием (ОЭИ на дисках) является электронное издание, содержащее систематизированный материал по соответствующей научно-практической области знаний, обеспечивающее творческое и активное овладение студентами и учащимися знаниями, умениями и навыками в этой области. Образовательное электронное издание должно отличаться высоким уровнем исполнения и художественного оформления, полнотой информации, качеством методического инструментария, качеством технического исполнения, наглядностью, логичностью и последовательностью изложения. Благодаря специфике своего определения, ОЭИ существенно повышают качество визуальной и аудиоинформации, она становится ярче, красочнее, динамичнее.

Электронные информационные продукты (на дисках): База данных, Презентация (демонстрация, Электронный журнал, Электронная газета, Мультимедийная запись.

По своему методическому назначению образовательные электронные издания и ресурсы и их компоненты можно классифицировать на:

обучающие, тренажеры, контролирующие, информационно-поисковые и информационно-справочные, демонстрационные, имитационные, лабораторные, моделирующие, расчетные, учебно-игровые коммуникационные, интегрированные.

В соответствии с вышеназванными дидактическими приоритетами образовательные электронные издания и ресурсы можно классифицировать по их дидактической нацеленности на формирование знаний, сообщение сведений, формирование умений, закрепление знаний, контроль уровня обученности, обобщение, совершенствований знаний, умений и навыков.

Основным эргономическим требованием является требование обеспечения гуманного отношения к обучаемому в процессе информатизации учебного процесса, означающее: организацию в образовательном электронном издании или ресурсе дружественного интерфейса, обеспечение возможности использования обучаемым необходимых справок, подсказок и методических указаний, обеспечение возможности выбора последовательности и темпа работы.

Использование ИКТ-технологий в образовательном процессе в условиях введения ФГОС ДОУ

Бузмакова Светлана Владимировна, воспитатель МАДОУ "Детский сад № 88" г. Березники Пермского края
Описание: работа будет интересна педагогам, использующим ИКТ-технологии при организации работы в ДОУ, работа содержит описание опыта внедрения ИКТ-технологий, в работе обозначены проблемы и перспективы использования ИКТ-технологий в ДОУ.
Цель:
Создание условий для повышения уровня ИКТ-компетентности педагогов ДОУ для успешной реализации ФГОС ДОУ

Социально – экономические изменения в России привели к необходимости модернизации многих социальных институтов, и в первую очередь системы образования. Новые задачи, поставленные сегодня перед образованием, сформулированы и представлены в законе «Об образовании Российской Федерации» и образовательном стандарте нового поколения.
Информатизация образования в России – один из важнейших механизмов, затрагивающих все основные направления модернизации образовательной системы. Ее основная задача – эффективное использование следующих важнейших преимуществ информационно – коммуникационных технологий:
- Возможность организации процесса познания, поддерживающего деятельностный подход к учебному процессу;
- Индивидуализация учебного процесса при сохранении его целостности;
- Создание эффективной системы управления информационно – методическим обеспечением образования.
Ключевыми направлениями процесса информатизации ДОУ являются:
1. Организационное:
- Модернизация методической службы;
- Совершенствование материально – технической базы;
- Создание определенной информационной среды.
2. Педагогическое:
- Повышение ИКТ – компетентности педагогов ДОУ;
- Внедрение ИКТ в образовательное пространство.
В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование является одним из уровней общего образования. Поэтому информатизация детского сада стала необходимой реальностью современного общества. Компьютеризация школьного образования имеет довольно длительную историю (около 20 лет), но в детском саду такого распространения компьютера еще не наблюдается. При этом невозможно представить работу педагога (педагога ДОУ в том числе) без использования информационных ресурсов. Использование ИКТ дает возможность обогатить, качественно обновить воспитательно – образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.
Что же такое ИКТ?
Информационные образовательные технологии – это все технологии в сфере образования, использующие специальные технические средства (ПК, мультимедиа) для достижения педагогических целей.
Информационно – коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) – это комплекс учебно – методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.

Области применения ИКТ педагогами ДОУ

1. Ведение документации.
В процессе образовательной деятельности педагог составляет и оформляет календарные и перспективные планы, готовит материал для оформления родительского уголка, проводит диагностику и оформляет результаты как в печатном, так и в электронном виде. Диагностику необходимо рассматривать не как разовое проведение необходимых исследований, но и ведение индивидуального дневника ребенка, в котором записываются различные данные о ребенке, результаты тестов, выстраиваются графики и в целом отслеживается динамика развития ребенка. Конечно это можно делать и без использования компьютерной техники, но качество оформления и временные затраты несопоставимы.
Важным аспектом использования ИКТ является подготовка педагога к аттестации. Здесь можно рассматривать как оформление документации, так и подготовку электронного портфолио.
2. Методическая работа, повышение квалификации педагога .
В информационном обществе сетевые электронные ресурсы – это наиболее удобный, быстрый и современный способ распространения новых методических идей и дидактических пособий, доступный методистам и педагогам независимо от места их проживания. Информационно – методическая поддержка в виде электронных ресурсов может быть использована во время подготовки педагога к занятиям, для изучения новых методик, при подборе наглядных пособий к занятию.
Сетевые сообщества педагогов позволяют не только находить и использовать необходимые методические разработки, но и размещать свои материалы, делиться педагогическим опытом по подготовке и проведению мероприятий, по использованию различных методик, технологий.
Современное образовательное пространство требует от педагога особой гибкости при подготовке и проведении педагогических мероприятий. Педагогу необходимо регулярное повышение своей квалификации. Возможность осуществления современных запросов педагога также возможно с помощью дистанционных технологий. При выборе таких курсов необходимо обратить внимание на наличие лицензии, на основании которой осуществляется образовательная деятельность. Дистанционные курсы повышения квалификации позволяют выбрать интересующее педагога направление и обучаться без отрыва от основной образовательной деятельности.
Важным аспектом работы педагога является и участие в различных педагогических проектах, дистанционных конкурсах, викторинах, олимпиадах, что повышает уровень самооценки, как педагога, так и воспитанников. Очное участие в таких мероприятиях часто невозможно из-за удаленности региона, финансовых затрат и других причин. А дистанционное участие доступно всем. При этом необходимо обратить внимание на надежность ресурса, количество зарегистрированных пользователей.
Бесспорно важно использование ИКТ технологий и для ведения документации и для более эффективного ведения методической работы и для повышения уровня квалификации педагога, но основным в работе педагога ДОУ является ведение воспитательно – образовательного процесса.
3. Воспитательно – образовательный процесс.
Воспитательно –образовательнй процесс включает в себя:
- организацию непосредственной образовательной деятельности воспитанника,
- организацию совместной развивающей деятельности педагога и детей,
- реализацию проектов,
- создание развивающей среды (игр, пособий, дидактических материалов).
У детей дошкольного возраста преобладает наглядно – образное мышление. Главным принципом при организации деятельности детей этого возраста является принцип наглядности. Использование разнообразного иллюстративного материала, как статичного, так и динамического позволяет педагогам ДОУ быстрее достичь намеченной цели во время непосредственной образовательной деятельности и совместной деятельности с детьми. Использование Internet – ресурсов позволяет сделать образовательный процесс информационно емким, зрелищным и комфортным.

Виды занятий с ИКТ

1. Занятие с мультимедийной поддержкой.
На таком занятии используется только один компьютер в качестве «электронной доски». На этапе подготовки анализируются электронные и информационные ресурсы, отбирается необходимый материал для урока. Иногда бывает очень сложно подобрать необходимые материалы для объяснения темы занятия, поэтому создаются презентационные материалы с помощью программы PowerPoint или других мультимедийных программ.
Для проведения таких занятий необходим один персональный компьютер (ноутбук), мультимедийный проектор, колонки, экран.
Использование мультимедийной презентаций позволяет сделать занятие эмоционально окрашенными, интересными, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия.
С помощью мультимедийных презентаций разучиваются с детьми комплексы зрительных гимнастик, упражнений для снятия зрительного утомления.
Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и ассоциативном виде в память детей.
Цель такого представления развивающей и обучающей информации – формирование у малышей системы мыслеобразов. Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.
Использование на занятиях мультимедийных презентаций позволяет построить учебно – воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыследеятельности, гуманизации содержания обучения и педагогических взаимодействий, реконструкции процесса обучения и развития с позиций целостности.
Основа любой современной презентации – облегчение процесса зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов. Формы и место использование презентации на занятии зависят от содержания этого занятия и цели, которую ставит педагог.
Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения детей имеет следующие достоинства:
- Осуществление полисенсорного восприятия материала;
- Возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;
- Объединение аудио-, видео – и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из учебной литературы;
- Возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системе;
- Активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка;
- Компьютерные презентационные слайд – фильмы удобно использовать для вывода информации в виде распечаток крупным шрифтом на принтере в качестве раздаточного материала для занятий с дошкольниками.
Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия. Например, использование презентаций на занятиях по математике, музыке, ознакомлении с окружающем миром обеспечивает активность детей при рассматривании, обследовании и зрительном выделении ими признаков и свойств предметов, формируются способы зрительного восприятии, обследования, выделения в предметном мире качественных, количественных и пространственно – временных признаков и свойств, развиваются зрительное внимание и зрительная память.
2. Занятие с компьютерной поддержкой
Чаще всего такие занятия проводятся с использованием игровых обучающих программ.
На таком занятии используется несколько компьютеров, за которыми работают несколько воспитанников одновременно. Использование электронного учебника (а игровая обучающая игра для детей это и есть электронный учебник) – это метод программируемого обучения, основоположником которого является Скиннер. Работая с электронным учебником, ребенок самостоятельно изучает материал, выполняет необходимые задания и после этого проходит проверку компетентности по данной теме.
Возможности компьютера позволяют увеличить объем предлагаемого для ознакомления материала. Яркий светящийся экран привлекает внимание, дает возможность переключить у детей аудиовосприятие на визуальное, анимационные герои вызывают интерес, в результате снимается напряжение. Но на сегодня, к сожалению, существует недостаточное количество хороших компьютерных программ, которые предназначены для детей данного возраста.
Специалисты выделяют ряд требований, которым должны удовлетворять развивающие программы для детей:
- исследовательский характер,
- легкость для самостоятельных занятий ребенка,
- развитие широкого спектра навыков и представлений,
- высокий технический уровень,
- возрастное соответствие,
- занимательность.
Виды обучающих программ для детей дошкольного возраста
1. Игры для развития памяти, воображения, мышления и др.
2. "Говорящие" словари иностранных языков с хорошей анимацией.
3. АРТ-студии, простейшие графические редакторы с библиотеками рисунков.
4. Игры-путешествия, "бродилки".
5. Простейшие программы по обучение чтению, математике и др.
Использование таких программ позволяет не только обогащать знания, использовать компьютер для более полного ознакомления с предметами и явлениями, находящимися за пределами собственного опыта ребенка, но и повышать креативность ребенка; умение оперировать символами на экране монитора способствует оптимизации перехода от наглядно-образного к абстрактному мышлению; использование творческих и режиссерских игр создает дополнительную мотивацию при формировании учебной деятельности; индивидуальная работа с компьютером увеличивает число ситуаций, решить которые ребенок может самостоятельно.
При организации занятий такого типа необходимо иметь стационарный или мобильный компьютерный класс, соответствующий нормам САНПиН, лицензионное программное обеспечение.
Сегодня многие детские сады оснащаются компьютерными классами. Но до сих пор отсутствуют:
- Методика использования ИКТ в образовательном процессе ДОУ;
- Систематизация компьютерных развивающих программ;
- Единые программно – методические требования к компьютерным занятиям.
На сегодняшний день это единственный вид деятельности, не регламентируемый специальной образовательной программой. Педагогам приходится самостоятельно изучать подход и внедрять его в свою деятельность.
Использование ИКТ не предусматривает обучение детей основам информатики и вычислительной техники.
Важным правилом при организации таких занятий является периодичность их проведения. Занятия должны проводится 1-2 раза в неделю в зависимости от возраста детей по 10-15 минут непосредственной деятельности за ПК.
3. Диагностическое занятие.
Для проведения таких занятий требуются специальные программы, что встречается мало, или вообще не существует по некоторым общеобразовательным программам. Но разработка таких компьютерных программ – это дело времени. С помощью средств прикладных программ можно разработать тестовые задания и использовать их для диагностики. В процессе проведения традиционных диагностических занятий педагогу необходимо фиксировать уровень решения задачи каждым ребенком по определенным показателям. Использование специальным компьютерных программ позволит не только облегчить труд педагога и уменьшить временные затраты (использовать несколько компьютеров одновременно), но и позволит сохранять результаты диагностики, рассматривая их в динамике.
Таким образом, в отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве - умение самостоятельно приобретать новые знания.
Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности выглядит очень естественным, с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона. Современные исследования в области дошкольной педагогики К.Н. Моторина, С.П. Первина, М.А. Холодной, С.А. Шапкина и др. свидетельствуют о возможности овладения компьютером детьми в возрасте 3-6 лет. Как известно, этот период совпадает с моментом интенсивного развития мышления ребенка, подготавливающего переход от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению.
Внедрение информационных технологий имеют преимущества перед традиционными средствами обучения:
1. ИКТ даёт возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее;
2. Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей;
3. Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная;
4. Слайд-шоу и видеофрагменты позволяет показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн, вот идёт дождь;
5. Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т.д.);
6. Использование информационных технологий побуждает детей к поисковой исследовательской деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями;
7. ИКТ – это дополнительные возможности работы с детьми, имеющими ограниченные возможности.
При всех неизменных плюсах использования ИКТ в дошкольном образовании возникают и следующие проблемы :
1. Материальная база ДОУ.
Как уже отмечалось выше для организации занятий необходимо иметь минимальный комплект оборудования: ПК, проектор, колонки, экран или мобильный класс. Далеко не все детские сады на сегодняшний день могут позволить себе создание таких классов.
2. Защита здоровья ребенка.
Признавая, что компьютер – новое мощное средство для развития детей, необходимо помнить заповедь «НЕ НАВРЕДИ!». Использование ИКТ в дошкольных учреждениях требует тщательной организации как самих занятий, так и всего режима в целом в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил.
При работе компьютеров и интерактивного оборудования в помещении создаются специфические условия: уменьшаются влажность, повышается температура воздуха, увеличивается количество тяжелых ионов, возрастает электростатическое напряжение в зоне рук детей. Напряженность электростатического поля усиливается при отделке кабинета полимерными материалами. Пол должен иметь антистатическое покрытие, а использование ковров и ковровых изделий не допускается.
Для поддержания оптимального микроклимата, предупреждения накопления статического электричества и ухудшения химического и ионного состава воздуха необходимо: проветривание кабинета до и после занятий, влажная уборка до и после занятий. Занятия со старшими дошкольниками проводим один раз в неделю по подгруппам. В своей работе педагог должен обязательно использовать комплексы упражнений для глаз.
3. Недостаточная ИКТ – компетентность педагога.
Педагог не только должен в совершенстве знать содержание всех компьютерных программ, их операционную характеристику, интерфейс пользователя каждой программы (специфику технических правил действия с каждой из них), но и разбираться в технических характеристиках оборудования, уметь работать в основных прикладных программах, мультимедийных программах и сети Internet.
Если коллективу ДОУ удастся решить эти проблемы, то ИКТ-технологии станут большим помощником.
Использование информационных технологий поможет педагогу повысить мотивацию обучения детей и приведет к целому ряду положительных следствий:
- обогащение детей знаниями в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности;
- облегчение процесса усвоения материала дошкольниками;
- возбуждение живого интереса к предмету познания;
- расширение общего кругозора детей;
- возрастание уровня использования наглядности на занятии;
- повышение производительности труда педагога.
Бесспорно, что в современном образовании компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто “вложить” в каждого ребенка некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления его познавательной активности. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.
Итак, использование средств информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития детей достаточно простым и эффективным, освободит от рутинной ручной работы, откроет новые возможности раннего образования.
Информатизация образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательного, образовательного и коррекционного процессов. В последнее время информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – хороший помощник педагогам в организации воспитательно-образовательной и коррекционной работы.
В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в дошкольном детстве – умение самостоятельно приобретать новые знания.
Использование информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.

Использование ИКТ в воспитательном процессе начальной школы – шаг к формированию нового человека

Образовательных технологий в педагогике существует более 50, но ключевой технологией XXI века является применение информационно-коммуникативных технологий (ИКТ).
Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеском» в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его качество

Роль ИКТ в воспитательном процессе

Использованием ИКТ в воспитательном процессе это рациональный способ повышения эффективности и интенсификации обучения и самообучения. ИКТ позволяют автоматизировать информационные процессы: долговременно и компактно хранить, оперативно искать, быстро обрабатывать, продуцировать новую, передавать на любые расстояния и предъявлять в требуемом виде мультимедийную (текстовую, табличную, графическую, анимированную, звуковую и видео-) информацию.
Применение мультимедиа технологии приводит к использованию более действенных подходов к воспитанию и является наиболее эффективным средством воспитания. Ещё одним достоинством является эмоциональное воздействие на учащихся. Особенно, если включены видеосюжеты и имеется звуковое сопровождение слайдов, что позволяет формировать у учащихся личностное отношение к увиденному и услышанному.
Использование ИКТ позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного, назидательного способа воспитания к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом воспитательной деятельности. При помощи ИКТ можно проводить настоящие виртуальные путешествия. Большое подспорье ИКТ в подготовке праздников, в исследовательской и проектной деятельности детей.
Основная воспитательная ценность информационных технологий в том, что они позволяют создать мультисенсорную интерактивную среду воспитания с почти неограниченными потенциальными возможностями, оказывающимися в распоряжении и учителя, и ученика. В отличие от обычных технических средств воспитания информационные технологии позволяют не только насытить обучающегося большим количеством понятий, но и развить интеллектуальные, творческие способности обучающихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.

Цели ИКТ в воспитательном процессе
Приоритетной целью воспитательной работы является формирование нравственно богатой, гармонично развитой личности, способной к творчеству и самоопределению. Одними из основных задач для выполнения поставленной цели являются развитие познавательных интересов учащихся посредством внедрения инновационных технологий и гуманизация воспитательного процесса. Эти задачи направлены на развитие воспитательной системы школы, в основе которой лежит творческая деятельность детей и взрослых по разным направлениям.
С целью повышения качества воспитательной работы, развития познавательного интереса в систему воспитания вводятся информационно-коммуникационные технологии. Каждое из направлений воспитательной работы предполагает определённый ракурс применения ИКТ. Стремление применять ИКТ не только в учебной, но и в воспитательной работе продиктовано социальными, педагогическими и технологическими причинами. Во-первых, сформирован социальный заказ на включение такой деятельности в систему образования; во-вторых, педагогические причины обусловлены необходимостью поиска средств повышения эффективности образования; в-третьих, ИКТ позволяет усилить мотивацию не только учения, но и других полезных для развития личности дел, и вовлечь учащихся в активную деятельность.

Использование ИКТ в воспитательной работе даёт возможность

Увеличить производительность труда учителя и учащихся;
- Автоматизировать информационные процессы;
- Для качественных изменений в структуре воспитательных систем;
- Для формирования информационного общества.
А ещё информационные технологии предоставляют возможность:
Использование ИКТ в воспитательной работе предоставляет широкие возможности для реализации различных проектов. Основные «плюсы» в использовании ИКТ: наглядность и доступность.
В век развитых технологий, активности воздействия природных факторов, противоречивости социально - экономического развития общества, лавинообразного увеличения информации к системе образования предъявляются принципиально новые духовно-нравственные и социально-экономические требования.
Информационные технологии предоставляют возможность:
рационально организовать познавательную деятельность обучающихся в ходе воспитательного процесса;
сделать воспитание более эффективным, вовлекая все виды чувственного восприятия ученика в мультимедийный контекст и вооружая интеллект новым концептуальным инструментарием;
построить открытую систему воспитания, обеспечивающую каждому индивиду собственную траекторию воспитания;
вовлечь в процесс активного воспитания категории детей, отличающихся способностями;
использовать специфические свойства компьютера, позволяющие индивидуализировать воспитательный процесс и обратиться к принципиально новым познавательным средствам;
интенсифицировать все уровни воспитательного процесса.

Социально-экономические требования:
Выпускник современной школы должен:
- уметь самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения разнообразных проблем;
- самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть в реальном мире трудности и искать пути их преодоления;
- четко осознавать, где и каким образом приобретенные ими знания могут быть применены в окружающей действительности;
- грамотно работать с информацией;
- быть коммуникабельным, контактным;
- гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях.
Именно эти реалии современного общества диктуют необходимость обновления содержания образования. Информационные и коммуникационные технологии становятся ведущими в образовании, в воспитательной работе.

Использование ИКТ в воспитательной практике:
"...в 21 веке цифровые среды стали существенными для интеллектуальной работы в той же степени, в какой письменность была для веков предыдущих»
Современное компьютерное оборудование выступает как средство организации и оснащения воспитательного процесса:
как средство для создания информационно-методических материалов и документов (планов, конспектов, методических разработок и пр.);
как средство обеспечения наглядности (презентации, видеоролики, видео-фильмы и другие демонстрационные формы);
как средство поиска информации (текстовой, видео- и аудио);
как средство обработки информации (фото и видео-изображений, тексто-вой, статистической информации для портфолио, обработки анкет, по-строения диаграмм, графиков при исследовании динамики тех или иных процессов в воспитательной деятельности);
как средство хранения информации (базы данных, методические разработки и коллекции, фото- и видеоархивы, электронные хранилища);

Как средство коммуникации (сайт, электронная почта, форумы, чаты и т.п.).

ИКТ для меня:
Поиск и сбор информации;
Банки данных по различным направлениям воспитательной работы;
Развитие исследовательских способностей детей (создание проектов); Формирование и развитие классных СМИ;
Диагностика (психологическое тестирование, экспресс-диагностики);
Развитие классного сайта;
Разработка грамот, дипломов и пр.;
Подготовка бесед, классных часов на воспитательные темы;
Данные для родителей (памятки, рекомендации, презентации для родительских собраний и пр.);
Виртуальный музей;
Портфолио школьника;
Игры, конкурсы, викторины;
Обобщение опыта.

Где дети используют ИКТ в воспитательных целях
Поиск и сбор информации;
Для исследовательских работ (создание проектов);
Подготовка материалов для классных СМИ (газета)
Подготовка материала для классного сайта. Фотогалерея;
Виртуальныная энциклопедия;
Портфолио школьника;
Копилка игр, конкурсов, викторин;

Достоинства ИКТ
1. Делают воспитательный процесс более современным, разнообразным, насыщенным.
2. Значительно расширяют возможности предъявления воспитательной информации. Оказывают комплексное воздействие на разные каналы восприятия, на различные виды памяти, обеспечивают оперирование большими объемами информации.
3. Обеспечивают наглядность, красоту, эстетику оформления воспита-тельных мероприятий.
4. Делают процесс воспитания более привлекательным для детей, повы-шают интерес к мероприятиям.
5. Способствуют адаптации ребенка в современном информационном пространстве и формированию информационной культуры.
6. Используются в различных формах воспитательных мероприятий и сочетаются с различными информационными источниками и педаго-гическими технологиями.
7. Позволяют более качественно осуществлять систему диагностики и мониторинга воспитательного процесса.
8. Повышают качество педагогического труда.
9. Способствуют эффективности воспитательных мероприятий. Грамотное, системное использование информационно коммуникацион-ных и коммуникативных технологий могут и должны стать мощным современным средством повышения эффективности воспитательного процесса.

Воспитательная направленность уроков и всех мероприятий образовательного процесса приобретает первостепенное значение. Теоретический раздел предмета можно при помощи ИКТ представить ярко, образно, зримо. Практический раздел предмета содержит практические задания в различной форме, в том числе и тесты. После окончания урока, при использовании тестов, сразу же можно получить информацию об уровне усвоения материала. У нас уже появляются уроки (в основном на литературном чтении, темы: Басни, Русские народные сказки…), где учащиеся представляют в форме мини – презентаций (2 – 3 слайда) с устным сопровождением воспитательные выводы. Такая работа позволяет вовлечь всех в обсуждение, комментирование, высказывание своего мнение. Применение ИКТ дало толчок для развития проектной деятельности на уроке, что также способствует развитию информационных и коммуникативных компетенций учащихся.
Мой класс живет традициями. Но для поддержания их сегодня требуются или новые формы, или новое содержание, или же новые технологии работы. Поэтому в организацию традиционных воспитательных мероприятий прочно входят информационные технологии. Так, добрая традиция создавать электронный творческий фото-отчет после каждого мероприятия помогает накопить материал к окончанию начальной школы (презентация для родителей и учеников) «С любовью к родной школе». Использование цифровой камеры позволяет пополнять видеоархив качественными материалами и готовить уникальные подборки материалов. Неоспоримы преимущества эстетического оформления мероприятий при помощи качественного звука на CD, оригинальных заставок и тематического видеоряда, выполненных с применением компьютера.
Например: во 2 классе в прошлом году с использованием Икт были проведены следующие классные мероприятия:
«Русское наследие» об обычаях русского народа;
«О красоте и мужестве»;
«Урок доброты»;
«Страна вежливых слов»;
«Новогоднее настроение»;
«Книга поможет везде: в учёбе, отдыхе, труде»;
С использованием проводятся уроки Мужества (к Дню подводника, к Дню защитника отечества, к Дню Победы) Например:
«Мы не должны забывать подвиг наших прадедов»
«Войны священные страницы»
«Деревья тоже воевали»
Классные и информационные часы сопровождаются компьютерными презентациями, составленными либо учителем, либо учителем при помощи учащимися.
Поиск информации к беседам, тренингам и круглым столам стал намного проще с помощью ресурсов сети Интернет. Ведение электронного классного фотоальбома сохраняет в памяти детей яркие моменты школьной жизни. Наиболее эффективно создание и пополнение такого альбома силами учащихся при поддержке классного руководителя.
Организация каникулярной занятости учащихся просто невозможна без ИКТ. Начиная с составления базы данных (списков детей с необходимой информацией о ребёнке и семье), подготовки различных документов, заканчивая отчётностью по окончании работы и ведением учёта занятости детей. Это различные творческие отчёты наряду с традиционным письменным. А применение фотоаппарата и другой цифровой техники, использование развлекательных и познавательных возможностей компьютера делают отдых детей разнообразным, интересным и полезным.
Применение ИКТ в организации эффективного взаимодействия с семьёй обосновано необходимостью соответствовать требованиям современного информационного общества. Вот уже появился электронный журнал. Уже привычным стало анкетирование родителей, информирование жизни школы через печатную и электронную версию классных сообщений, использование электронных презентаций для проведения родительских собраний. С введением в 4 классе нового предмета «ОРКСЭ» в планах уже сейчас предложить родителям и детям создавать семейный журнал «Родительский дом - начало начал», который поможет раскрыть нравственные основы семьи, семейные ценности, историю, занятия, традиции, предполагает дальнейшую работу по изучению своих корней, родословной семьи, а всё это потом поможет подготовить проектную работу, которая нужна будет для оценки знаний по окончанию курса, т. к. семья является одной из трёх ценностей (Семья, Отечество, культура)
Профилактическая работа напрямую связана с пополнением (корректировкой) электронной базы данных учащихся, состоящих на учёте. Владея пользовательскими умениями, можно отследить и зафиксировать в форме электронных таблиц различные сведения. Запросы разных служб и ведомств в рамках профилактической работы сегодня часто выполняются в электронном варианте (по электронной почте). Главным здесь становится оперативность передачи информации, её точность и своевременность. Учитывая, что это документация строгой отчётности, значимость применения ИКТ в этом направлении серьёзно возрастает.
При организации здоровьесберегающей деятельности потенциал ИКТ используется при проведении мероприятий по агитации за ЗОЖ, профилактических бесед, составлении таблиц, диаграмм при проведении мониторинга физического развития, отслеживания результатов. Учащиеся не только смотрят научно-популярные фильмы, предлагаемые педагогом, но и сами включаются в поиск информации.
Дополнительное образование выходит на новый этап развития. Участие в конкурсах, фестивалях, олимпиадах, общение по Интернету, электронной почте. Создание творческих работ, оформление выставок из них тоже приобрело новую окраску.
Ученическое самоуправление также представляет перспективное направление для применения современных информационных технологий в образовательном процессе. Подготовка агитационных материалов и бланков анкет, обработка информации, её дальнейшее транслирование, своевременное информирование о деятельности и результатах работы органов самоуправления – вот неполный перечень дел с привлечением ИКТ. Пытаемся составлять Портфолио ученика. Портфолио рассматривается как визитная карточка, куда помещаются сведения о достижениях и успехах, творческих делах и дальнейших планах. Степень сложности наполняемости портфолио в электронном виде может быть различной и зависит от уровня знаний ученика, умения использовать и применять ИКТ на практике. Ведь именно в портфолио ребята могут помещать фотографии, проекты, фильмы и другие материалы, рассказывающие о себе и о коллективе класса. Использование ИКТ дают возможность для издания печатной и электронной версии классной газеты. Поскольку ребята ещё маленькие, то это только первые пробы. Работая над выпуском, дети учатся брать интервью, писать статьи, искать информацию в сети Internet и т.д. Индивидуальная и групповая работа повышает познавательный интерес, развивает умения преодолевать трудности, искать ответы на возникшие вопросы, способствует самостоятельному освоению новых возможностей информационных технологий.
Наиболее заинтересованные ученики умеют при различных видах деятельности:
– работать со звуком;
– работать с фотоааапаратом, видеокамерой;
– составлять презентации (всталять картинки, звук, набирать информацию);
В процессе применения ИКТ можно наблюдать развитие у ребят самостоятельности, уверенности в себе, способности к самореализации. Ученики становятся способными к принятию решения, проявляют независимость, становятся устойчивыми к групповому давлению. В качестве показателей развития способности к самореализации рассматривается их стремление использовать полученные знания о программных продуктах во внеурочной деятельности, а особенно применительно к самим себе, например, при создании самопрезентаций. Индивидуальность только и может себя выявить при сопоставлении с другим, обнаруживать свою особенность в ходе общей деятельности, когда отличие каждого становится очевидным и когда особенности каждого способствуют общей успешности работы всех. Утвердить себя как человека можно в созидании чего-либо. Утвердить себя как индивидуальность возможно лишь в одинаковой работе, когда явственно выступают способности и индивидуальные своеобразия каждого. Воспитывая учеников с применением ИКТ, мы развиваем их независимость, творческую активность, рефлексию.
Создана компьютерная база, где размещается информация о моей внеклассной работе – сценарии, о победителях соревнований и конкурсах. Информационные и коммуникационные технологии с успехом применяются для повышения эффективности внеучебной и внеклассной деятельности школьников, в организации досуга учеников.

Применение информационно-коммуникационных технологий в воспитательном процессе не замыкается лишь на использовании компьютера как печатной машинки для подготовки каких-либо иллюстративных материалов. И не ограничивается только демонстрацией презентаций. Это использование всего потенциала цифровых образовательных ресурсов для достижения поставленных образовательным учреждением целей. Использование ИКТ способствует повышению интереса учащихся ко всему происходящему, стимулирует познавательную и творческую активность детей. Всё сказанное выше подтверждает рост качества воспитательной работы, повышение уровня её организации на качественно новый уровень, делает воспитательный процесс современным с точки зрения формы и содержания.
Таким образом, использование ИКТ позволяет оптимизировать воспитательный процесс, вовлечь в него обучающихся как субъектов образовательного пространства, развивать самостоятельность, творчество и критическое мышление. За счёт чего же это происходит? Прежде всего – аудио- и видеоряд помогают воссоздать ситуацию, погружая нас в определённые состояния. Именно этот механизм – эмоциональное погружение – и лежит в основе новых возможностей. Компьютерные технологии позволяют информации быть краткой, и в то же время – яркой. А если учесть интерес школьников к компьютерам, то получим включение эмоциональной сферы, которая и формирует особое отношение к миру, то самое «ценностное сито».
Использование ИКТ внесло изменения во все стороны жизни. В первую очередь, изменилась роль ученика. Он стал активным участником воспитательного процесса, превратился в партнёра учителя (помогает в подготовке и проведении уроков и внеклассных мероприятий). Использование ИКТ позволяет удержать интерес к учебе. Школа превратилась из места, где учат, в место, где учатся.
Также меняется и моя роль. Использование ИКТ дало толчок к самосовершенствованию. Если ранее при подготовке уроков и внеклассных мероприятий я в основном использовала печатные материалы и средства ТСО, то сегодня имеется возможность использовать электронные учебники, электронные энциклопедии и Internet-ресурсы. Поиск и подготовка информации к беседам, тренингам, стали намного проще с помощью ИКТ.
Таким образом, использование ИКТ позволяет оптимизировать воспитательный процесс, вовлечь в него обучающихся как субъектов образовательного пространства, развивать самостоятельность, творчество и критическое мышление детей.

Российская Федерация

Министерство образования

Муниципальное образовательное учреждение

Пальцовская средняя общеобразовательная школа

«Эффективность использования ИКТ в обучении»

Учитель:


Полякова Юлия Александровна

Брянск 2011 г.


1 Обоснование методической проблемы_______________________________5

2 Цели и задачи использования ИКТ__________________________________6

Процесса обучения_____________________9

4 Виды реализации ИКТ ___________________________________________10

5 Формы использования ИКТ ______________________________________11

6 Электронные учебники___________________________________________13

7 Контроль знаний на уроке ________________________________________14

Изучение математики в настоящее время сопряжено с целым рядом особенностей, если не сказать трудностей развития школьного образования в нашей стране. Роль математики как учебного предмета чрезвычайно велика в плане формирования мировоззрения и творческого мышления учащихся не только в области естествознания, но и в самом общем смысле. Знания, твердые основы которых формируются при изучении математики в школе, должны быть максимально приближены к реальной жизни и повседневной практике. Изучение математики должно осуществляться так, чтобы учащиеся видели науку в постоянном историческом развитии и, желая изучать ее, испытывали удовлетворение и радость от процесса познания.

Изменения, происходящие сегодня в современном обществе, в значительной степени определяют особенности и необходимость внесения изменений в деятельность педагога. В современных условиях, в образовательной деятельности важна ориентация на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование умений исследовательской деятельности, индивидуализация целей образования. Решить эту проблему старыми методами невозможно. Это побудило меня к работе, направленной на повышение качества знаний учащихся, развития их творческих способностей посредством новых информационных технологий.
1 Обоснование методической проблемы
Сегодня остается открытым вопрос: «Как же наиболее эффективно использовать потенциальные возможности современных информационных и коммуникационных технологий при обучении школьников, в том числе, при обучении математике?». Поэтому методическая проблема, над которой я работаю последнее время, это – «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики, как средство повышения мотивации учения».

Задачей школы является не только сообщение определенной суммы знаний учащимся, но и развитие у них познавательных интересов, творческого отношения к делу, стремления к самостоятельному «добыванию» и обогащению знаний и умений, применения их в своей практической деятельности. Главный труд наших ребят – это учение, и поэтому очень важно научить их разумно учиться. Общепризнанно, что математика является наиболее трудоемким учебным предметом, требующим от учащихся постоянной, кропотливой и значительной по объему самостоятельной работы, причем, весьма специфичной и разнообразной. Поэтому одной из главных задач учителя математики является формирование и развитие навыков изучения математики, элементов культуры учения и мышления. Для этого необходимо детально проработать содержательный аспект обучения и отобрать из всего многообразия методов, форм, технологий такие, которые приведут учащихся к усвоению понятийных компонентов программы обучения, позволят развивать познавательные способности учащихся, их активность в учебной деятельности, а также обеспечат формирование и развитие коммуникативных компетенций учащихся. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес учащихся к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. Чтобы сохранить интерес к предмету и сделать качественным учебно-воспитательный процесс, мною на уроках активно используются информационные технологии. Активная работа с компьютером формирует у учащихся более высокий уровень самообразовательных навыков и умений - анализа и структурирования получаемой информации. При этом следует обратить внимание, что новые средства обучения позволяют органично сочетать информационно - коммуникативные, личностно - ориентированные технологии с методами творческой и поисковой деятельности. Сегодня внедрение компьютерных технологий в учебный процесс является неотъемлемой частью школьного обучения. Общепризнанно, что использование компьютерных технологий в образовании неизбежно, поскольку существенно повышается эффективность обучения и качество формирующихся знаний и умений.


2 Цели и задачи использования ИКТ
Цели использования компьютера и других информационных технологий на уроках математики следующие: развитие межпредметных связей математики и информатики; формирование компьютерной грамотности; развитие самостоятельной работы учащихся на уроке; реализация индивидуального, личностно-ориентированного подхода.

Мои задачи как учителя математики следующие:

· Обеспечить фундаментальную математическую подготовку детей;

· Формировать информационную и методическую культуру, творческий стиль деятельности учащихся;

· Подготовить учащихся использовать информационные технологии и другие информационные структуры.

Применение ИКТ на уроках математики дает возможность учителю сократить время на изучение материала за счет наглядности и быстроты выполнения работы, проверить знания учащихся в интерактивном режиме, что повышает эффективность обучения, помогает реализовать весь потенциал личности - познавательный, морально-нравственный, творческий, коммуникативный и эстетический, способствует развитию интеллекта, информационной культуры учащихся.

Использование ИКТ в учебном процессе предполагает повышение качества образования, т. е. решение одной из насущных проблем для современного общества.

Процесс организации обучения школьников с использованием ИКТ позволяет:

· сделать этот процесс интересным , с одной стороны, за счет новизны и необычности такой формы работы для учащихся, а с другой, сделать его увлекательным и ярким , разнообразным по форме за счет использования мультимедийных возможностей современных компьютеров;

· эффективно решать проблему наглядности обучения , расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся свободно осуществлять поиск необходимого школьникам учебного материала в удаленных базах данных благодаря использованию средств телекоммуникаций, что в дальнейшем будет способствовать формированию у учащихся потребности в поисковых действиях;

· индивидуализировать процесс обучения за счет наличия разноуровневых заданий, за счет погружения и усвоения учебного материала в индивидуальном темпе, самостоятельно, используя удобные способы восприятия информации , что вызывает у учащихся положительные эмоции и формирует положительные учебные мотивы;

· раскрепостить учеников при ответе на вопросы , т.к. компьютер позволяет фиксировать результаты (в т.ч. без выставления оценки), корректно реагирует на ошибки; самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки, корректировать свою деятельность благодаря наличию обратной связи, в результате чего совершенствуются навыки самоконтроля;

· осуществлять самостоятельную учебно-исследовательскую деятельность (моделирование, метод проектов, разработка презентаций, публикаций и т.д.), развивая тем самым у школьников творческую активность.

Современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений и прежде всего перед школой задачу подготовки выпускников, способных:

· гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях,

· самостоятельно критически мыслить;

· грамотно работать с информацией;

· быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах; самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

Применение информационных технологий в обучении базируется на данных физиологии человека: в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик активно участвует в процессе.

С целью интенсификации обучения, наряду с ранее использовавшимися в обучении математике классическими формами обучения в школе и в самостоятельной работе учеников всё чаще используются программное обеспечение учебных дисциплин: программы-учебники, программы-тренажёры, словари, справочники, энциклопедии, видеоуроки, библиотеки электронных наглядных пособий, тематические компьютерные игры .

Возможности компьютера, при использовании адаптированных к нему дополнительных технологий: программных продуктов, Интернета, сетевого и демонстрационного оборудования, составляют материальную базу информационно-коммуникативных технологий.
3 Использование ИКТ на этапах процесса обучения
Информационные технологии, на мой взгляд, могут быть использованы на различных этапах урока математики:

Самостоятельное обучение с отсутствием или отрицанием деятельности учителя;

Самостоятельное обучение с помощью учителя-консультанта;

Частичная замена (фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала);

Использование тренинговых (тренировочных) программ;

Использование диагностических и контролирующих материалов;

Выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий;

Использование компьютера для вычислений, построения графиков;

Использование программ, имитирующих опыты и лабораторные работы;

Использование игровых и занимательных программ;

Использование информационно-справочных программ.

Поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, то использование их в изучении материала с использованием ИКТ повышают эффективность обучения :

Графика и мультипликация помогают ученикам понимать сложные логические математические построения;

Возможности, предоставляемые ученикам, манипулировать (исследовать) различными объектами на экране дисплея, изменять скорость их движения, размер, цвет и т. д. позволяют детям усваивать учебный материал с наиболее полным использованием органом чувств и коммуникативных связей головного мозга.

Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при этом для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива.

Компьютер позволяет усилить мотивацию учения путем активного диалога ученика с компьютером, разнообразием и красочностью информации (текст + звук + видео + цвет), путем ориентации учения на успех (позволяет довести решение любой задачи, опираясь на необходимую помощь), используя игровой фон общения человека с машиной и, что немаловажно, выдержкой, спокойствием и «дружественностью» машины по отношению к ученику.

При выборе условий для использования ИКТ мною учитываются:

Наличие соответствующих изучаемой теме программ;

Количество компьютеризированных рабочих мест;

Готовность учеников к работе с использованием компьютера;

Возможностями ученика использовать компьютерные технологии вне класса.
4 Виды реализации ИКТ
Помня слова К. Ф. Гаусса о том, что «математика - наука для глаз, а не для ушей», считаю, что математика – это один из тех предметов, в котором использование ИКТ может активизировать все виды учебной деятельности: изучение нового материала, подготовка и проверка домашнего задания, самостоятельная работа, проверочные и контрольные работы, внеклассная работа, творческая работа. На базе использования ИКТ многие методические цели могут быть реализованы боле эффективно.

Информационная технология, по мнению Г.К. Селевко может быть реализована в трех вариантах:

· как «проникающая» (использование компьютера при изучении отдельных тем, разделов, для решения отдельных дидактических задач);

· как основная (наиболее значимая в используемой педагогической технологии);

· как монотехнология (когда все обучение и управление учебным процессом, включая все виды диагностики, контроля и мониторинга, опираются на применение компьютера).

Конечно, идеальный вариант, к которому стремится каждый учитель монотехнологическое обучение, т.е. самостоятельная учебная работа ребенка в интерактивной среде обучения , используя готовые электронные учебные курсы. Использование информационных технологий необходимо рассматривать в неразрывном единстве всех составляющих образовательного процесса:

· создание уроков с использованием ИТ;

· творческая проектная работа учащихся;

· дистанционное обучение, конкурсы;

· библиотека, ресурсы Интернет;

· элективные курсы;

· социально - психологический мониторинг становления личности учащегося;

· творческое взаимодействие с педагогами.
5 Формы использования ИКТ
В процессе преподавания математики, информационные технологии могут использоваться в различных формах. Используемые мною направления можно представить в виде следующих основных блоков:

· мультимедийные сценарии уроков;

· проверка знаний на уроке;

· подготовка к ЕГЭ (спецкурс)

· внеурочная деятельность

Мультимедийные сценарии уроков. Одно из преимуществ использования ИКТ является резкое увеличение времени самостоятельной работы. Такой процесс обучения позволяет развивать мышление, активизировать мыслительные процессы. Работа будет творческой, если в ней проявляется собственный замысел учащихся, ставятся новые задачи и самостоятельно решаются при помощи вновь добываемых знаний.

Использование на уроках мультимедиа реализует такие принципы:

Принцип наглядности. Позволяет использовать на любом уроке иллюстративный материал, аудиоматериал, ресурсы редких иллюстраций. Наглядность материала повышает его усвоение учениками, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся - зрительный, механический, слуховой и эмоциональный.

Принцип природосообразности . Использование материалов Интернет вызывает интерес учащихся старших классов. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.

Принцип прочности. Использование уроков-презентаций технически позволяет неоднократно возвращаться к изученному или изучаемому материалу. Использование обучающих программ позволяет на одном уроке вызывать материал предыдущих уроков.

Принцип научности: преобразование этого принципа при мультимедиа обучении получает более фундаментальную основу.

Принцип доступности: данная технология интегрируется с технологией дифференцированного обучения и позволяет одновременно на уроке выводить на монитор или экран разноуровневые задания, контрольно-тестовые задания, задания повышенной сложности.

Принцип системности: использование уроков- презентаций позволяет разработать систему уроков по одной теме, а также выводя на экран элементы предыдущих уроков, объяснять новое.

Принцип последовательности: как и на традиционных уроках, учебный материал запоминается в большем объеме и более прочно.

Практикую проведение таких уроков как при изложении нового материала, так и при повторении пройденного.


6 Электронные учебники
Среди самых основных плюсов формирования материала на электронном носителе, по-моему, мнению, можно отметить разнородность учебного материала (текст, иллюстрации, анимация), интерактивность, мгновенный поиск. Все это информационное богатство, открывающее большие перспективы для учителя, конечно, невозможны на бумаге. Электронный учебник обладает рядом, несомненно, положительных свойств, выгодно отличающих его от традиционных учебников – текст учебника сопровождается большим количеством слайдов и видеофрагментов, усиливающих эмоционально-личностное восприятие учащимися изучаемого материала; использование такого учебника позволяет сделать на уроке намного больше, чем с помощью традиционных средств , повысить интерес к предмету математики. На своих уроках использую диски учебно-методической поддержки по математике. Однако, не все имеющиеся в школьной медиатеке диски, обучающие программы не всегда соответствуют изучаемому материалу, не учитывают особенности класса, содержания программы. Поэтому их использую не в полном объеме, а конкретные темы или задания.

По функциональному назначению компьютерные программы условно можно разделить на четыре основных вида:


  • информационно-иллюстративные (заменяют обычные наглядные пособия и традиционные аудио-визуальные средства обучения);

  • развивающие программы (ориентированы на развитие памяти, внимания, логики, пространственного мышления учащихся);

  • обучающие программы (предполагают исследовательскую работу учащихся за компьютером или программы-тренажеры для получения определенных навыков);

  • контролирующие программы (чаще всего программы тестирования уровня обученности учащихся. Такие программы предполагают индивидуальный опрос каждого учащегося).
Диски: «Шпаргалки. Математика», «Математика 5-11 классы. Практикум», Л.Я. Боревского «Курс математики XXI века», «Учебное электронное издание. Математика 5-11 классы», «Интерактивная математика 5-9 классы».

Среди источников информации следует особо отметить сеть Интернет, рекомендую учащимся сайты, где собран теоретический материал, а также сайты, где ученики могут самостоятельно проверить уровень своей подготовки, тесты в режиме on-line.

Интернет – прежде всего важный источник информации. В связи с ростом объёмов информации необходимо формировать информационную культуру. Под ней понимается знание источников информации, приёмов и способов рациональной работы с ними, применение их в практической деятельности. Поэтому вместе с учителем математики учащиеся используют ресурсы сети Интернет
7 Контроль знаний на уроке
В данном блоке реализуется принцип доступности, компьютер выступает в роли рабочего инструмента как средство подготовки и хранения заданий и тестов и оценивании знаний учащихся.
8 Тестирование с использованием компьютера
Учитель заранее вводит в компьютеры тест и предлагает учащимся выполнить. Ученик работает самостоятельно в течение 5 – 10 минут. Объём и характер заданий позволяют выявить знания за 5 – 10 минут. Подобную работу на доске или в тетради учащийся способен выполнить в течение 15 – 20 минут.

На одно задание есть несколько вариантов ответов. При ошибочном ответе ученика появляется подсказка: соответствующее правило и примеры. При повторной ошибке появляется правильный ответ. Последовательность ошибочных действий ученика сопровождается выведением на экран комментариев. Работа заканчивается выводом на экран статистической информации о количестве ошибок и выставленной оценке. В итоге, учитель видит реальные знания, а у учащихся нет претензий к учителю за выставленную отметку.

Одним из наиболее эффективных методов подготовки к ЕГЭ является метод решения тестовых заданий. Практическое применение тестовых технологий при подготовке к ЕГЭ показало, что учащиеся, знакомые с приемами работы над тестами, по своему уровню подготовки превосходят школьников, готовившихся по обычным учебникам и задачникам, которые, разумеется, исключать нельзя. Учащиеся, заинтересованные в сдаче ЕГЭ уже в 10 классе приобретают диски с тестами, выполняют задания тестов, тренируют себя.

Для контроля знаний на уроке помимо традиционных контрольно-измерительных материалов мною используются специально составленные мультимедийные презентации, тесты.

Считаю, что важно обучать учащихся работать с тестом и в диалоговом режиме с компьютером, для этого использую программу для создания тестов "Simylator", а также диски - подготовка к ЕГЭ из серии "Репетиторы Кирилла и Мефодия".

Заключение
Школьный урок – это социальный заказ общества в системе образования, который обусловлен социально-психологическими потребностями общества, уровнем его развития, нравственными и моральными ценностями этого общества. К сожалению, процесс модернизации в системе образования проходит трудно. Связано это с тем, что педагоги нацеливают учащихся только на получение твердых теоретических знаний, часть которых, на мой взгляд, не получит практического применения в будущей жизни.

Не секрет, что сложившуюся практику преподавания математики характеризуют традиционное изучение математических формул, абстрактность математических понятий, которые обычно запоминаются механически.

На мой взгляд, на уроках математики заявленная проблема в какой-то степени может быть решена путём использования компьютерных технологий, которые, во-первых, имеют в своей основе строгий алгоритм действий ученика. Ведь не каждый ученик, выучив правила, может ими пользоваться. Использование алгоритмов, схем-карт, таблиц, то есть ориентирующих схем, упорядочивает процесс обучения .

Во-вторых, в связи с острой проблемой экономии времени в ходе учебного процесса перед современной школой также ставится задача – найти средства и приёмы обучения, позволяющие максимально экономить время на уроке. На мой взгляд, использование компьютера на уроках и является одним из таких средств .

В-третьих, я считаю, что обучение с использованием информационно-коммуникационных технологий, – это и уровневая дифференциация, потому что в условиях этой технологии ученик имеет право на выбор содержания своего образования, уровня усвоения. При этом деятельность учителя должна обеспечить возможность каждому школьнику овладеть знаниями на обязательном или более высоком уровне (по выбору ученика).

В соответствии с поставленными целями, ИКТ должны помочь ученику получить более качественные знания, которые необходимы для успешной сдачи Единого Государственного Экзамена.

Список литературы:
1. Селевко Г.К. Современные педагогические технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. 256 с.

2. "Подготовка обучающихся к успешной сдаче ЕГЭ по математике" Из опыта работы учителя математики МОУ СОШ № 20 Кнышенко Л.Н., г.Старый Оскол


files -> Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников

Самое обсуждаемое
Архат в буддизме. Архат — кто это такой? Сострадание и молитвы вместо кармы Архат в буддизме. Архат — кто это такой? Сострадание и молитвы вместо кармы
Формация «Нуки»: надежды и планы Формация «Нуки»: надежды и планы
Внезапно: Алексей Панин женился на подруге бывшей жены, но не сознается в этом Панин и людмила григорьева почему расстались Внезапно: Алексей Панин женился на подруге бывшей жены, но не сознается в этом Панин и людмила григорьева почему расстались


top