Министерство иностранных дел Российской Федерации, МИД России - федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в области отношений России с иностранными государствами и международными организациями. Министерство подведомственно Президенту Российской Федерации по вопросам, закреплённым за ним Конституцией, либо в соответствии с законодательными актами РФ. МИД осуществляет свою деятельность непосредственно и через дипломатические представительства и консульские учреждения, представительства РФ при международных организациях, территориальные органы - представительства МИДа России. В систему входят: центральный аппарат; загранучреждения; территориальные органы; организации, подчиненные МИД на территории России. Министерство в своей деятельности руководствуется Конституцией, федеральными законами, актами Президента и Правительства, международными договорами.
Руководство и контактная информация МИД России
5 августа 2019 , Экономические и гуманитарные отношения со странами СНГ на двусторонней основе Правительство внесло в Госдуму законопроект о ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение между правительствами России и Таджикистана о сотрудничестве в сфере поставок нефтепродуктов Постановление от 3 августа 2019 года №1015. Протокол подписан 17 апреля 2019 года в Москве.
1 августа 2019 , Экономические отношения с зарубежными странами (кроме СНГ) на двусторонней основе Правительство внесло в Госдуму законопроект о ратификации Протокола о внесении изменений в Договор между Россией и Болгарией о социальном обеспечении Постановление от 1 августа 2019 года №997. Протокол подписан 4 марта 2019 года в Софии.
1 августа 2019 , Евразийский экономический союз. Интеграция на пространстве СНГ Правительство внесло в Госдуму законопроект о ратификации Соглашения о взаимодействии государств СНГ по обеспечению готовности на случай ядерной аварии или возникновения радиационной аварийной ситуации и взаимопомощи при ликвидации их последствий Постановление от 1 августа 2019 года №996. Соглашение подписано 2 ноября 2018 года на заседании Совета глав правительств государств СНГ в Астане.
22 июля 2019 Комиссия по законопроектной деятельности одобрила законопроект о ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение между правительствами России и Таджикистана о сотрудничестве в сфере поставок нефтепродуктов Протокол подписан 17 апреля 2019 года в Москве.
15 июля 2019 Комиссия по законопроектной деятельности одобрила законопроект о ратификации Соглашения государств СНГ об использовании систем спутниковой связи военного назначения и их дальнейшем совершенствовании Соглашение подписано 6 июня 2018 года в Кызыле.
15 июля 2019 Комиссия по законопроектной деятельности одобрила законопроект о ратификации Протокола о внесении изменений в Договор между Россией и Болгарией о социальном обеспечении Протокол подписан 4 марта 2019 года в Софии.
1 июля 2019 Комиссия по законопроектной деятельности одобрила законопроект о ратификации Соглашения о совместной деятельности государств СНГ в области исследования и использования космического пространства в мирных целях Соглашение подписано 2 ноября 2018 года в ходе заседания Совета глав правительств государств СНГ в Астане.
1 июля 2019 Комиссия по законопроектной деятельности одобрила законопроект о ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение между правительствами России и Киргизии о сотрудничестве в области поставок нефти и нефтепродуктов Протокол подписан 28 марта 2019 года в Бишкеке.
24 июня 2019 Комиссия по законопроектной деятельности одобрила законопроект о ратификации Соглашения о взаимодействии государств СНГ по обеспечению готовности на случай ядерной аварии или возникновения радиационной аварийной ситуации и взаимопомощи при ликвидации их последствий Соглашение подписано 2 ноября 2018 года на заседании Совета глав правительств государств СНГ в Астане.
20 мая 2019 Комиссия по законопроектной деятельности одобрила законопроект о распространении на Всемирную организацию интеллектуальной собственности положений Конвенции о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений Законопроектом предусматривается признание Российской Федерацией обязательности применения Конвенции о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 21 ноября 1947 года, к Всемирной организации интеллектуальной собственности.
13 мая 2019 Распоряжение от 10 апреля 2019 года №677-р. Программой предусматривается переселение квалифицированных кадров в Республику Дагестан, включая создание условий для их адаптации и интеграции, оказание социальной поддержки с целью закрепления переселенцев на территории республики.
1МИНИСТЕРСТВО ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, основное внешнеполитическое ведомство России. Официально основано в 1802 императором Александром I. Впервые же особое внешнеполитическое ведомство было создано в конце 15 в. при Иване III (см.… … Энциклопедический словарь
Список руководителей Посольского приказа России, канцлеров и вице канцлеров России, министров иностранных дел Российской империи, Временного правительства, РСФСР, СССР и Российской Федерации. # Имя Полномочия Действующий глава государства Начало… … Википедия
В статье представлен список заместителей министра иностранных дел Российской Федерации (Народный комиссариат иностранных дел РСФСР был образован в 1944 г., с 1946 г. Министерство иностранных дел РСФСР). После даты назначения или освобождения от… … Википедия
- (Минсельхоз России) … Википедия
Здание Министерства природных ресурсов РФ в Москве Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (до 12.05.2008 Министерство природных ресурсов Российской Федерации) является федеральным органом исполнительной власти,… … Википедия
Здание Министерства иностранных дел России на Смоленской Сенной площади, 32/34 Неофициальная эмблема МИД Министерство иностранных дел Российской Федерации, МИД России федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющий… … Википедия
Министерство иностранных дел РФ (МИД России) - 1. Министерство иностранных дел Российской Федерации (МИД России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно правовому регулированию в сфере… … Официальная терминология
1. Министерство иностранных дел Российской Федерации, его статус и задачи
Министерство иностранных дел Российской Федерации - МИД России является центральным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в области отношений Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями. Министерство образовано в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 112, 114), подведомственно Президенту Российской Федерации, в своей повседневной деятельности руководствуется нормами и требованиями Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов и распоряжений Президента страны, Положения, утвержденного Указом Президента Российской Федерации 14 марта 1995 г. № 271 (с последующими дополнениями и изменениями от 5 марта и 31 мая 2000 г.) 2 , постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации.
В систему МИД России входят Центральный аппарат, российские дипломатические представительства и консульские учреждения за рубежом, представительства Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях 3 , представительства Министерства в субъектах Российской Федерации, а также и подведомственные предприятия, учреждения и организации, созданные для обеспечения деятельности министерства 4 . К таким учреждениям относятся и учебные заведения: Дипломатическая Академия, дающая специальное дипломатическое образование на базе уже имеющегося высшего образования (при Академии функционируют курсы повышения квалификации кадровых работников центрального аппарата, а также загранучреждений), Московский государственный институт международных отношений - МГИМО (Университет), готовящий специалистов-международников, в области международных политических и экономических отношений, юриспруденции, политологии, менеджмента и делового администрирования, журналистики.
Министерство обладает статусом юридического лица, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, соответствующие печати и штампы, счета в учреждениях банков Российской Федерации, в том числе в иностранной валюте. Финансирование осуществляется из средств федерального бюджета и частично из внебюджетных средств.
В соответствии с целями и задачами выстраивается структура министерства:
A. Руководящий состав:
Министр - член правительства Российской Федерации;
Первый заместитель министра;
Заместители министра - 8 человек (их число может меняться). Все они назначаются Президентом Российской Федерации;
Коллегия министерства в составе министра - председателя коллегии, его заместителей по должности, а также утверждаемых в качестве членов других руководящих работников, ученых и специалистов системы министерства. Коллегия рассматривает наиболее важные вопросы деятельности министерства и принимает соответствующие решения. Принимаются они простым большинством голосов в форме постановлений и проводятся в жизнь, как правило, приказами министра;
Генеральный секретарь. Занимает высшую государственную должность федеральной государственной службы Российской Федерации, курирует деятельность секретариатов министра и его заместителей. Под его руководством работает группа оперативной информации, отдел документации, контроля, инспекции, группа советников министра, а также персонал, занимающийся информацией загранучреждений, письмами и личными обращениями.
Б. Территориальные департаменты, на которые возложена работа по вопросам отношений России с другими государствами и международными организациями.
B. Департаменты и управления функционального характера.
Г. Департаменты, управления, отделы и другие подразделения административно-хозяйственного характера.
Д. Вспомогательные подразделения, обеспечивающие необходимые условия функционирования центрального аппарата МИДа и подведомственных ему учреждений и организаций, а также загранпредставительств.
Основные задачи Министерства иностранных дел России:
разработка общей стратегии внешней политики Российской Федерации и представление соответствующих предложений Президенту Российской Федерации;
реализация внешнеполитического курса Российской Федерации;
координация международных связей субъектов Российской Федерации;
обеспечение дипломатическими средствами защиты суверенитета, безопасности, территориальной целостности, других интересов Российской Федерации на международной арене;
защита прав и интересов граждан и юридических лиц Российской Федерации за рубежом;
обеспечение дипломатических и консульских отношений Российской Федерации с иностранными государствами, сношений с международными организациями;
координация деятельности и контроль за работой других федеральных органов исполнительной власти в целях обеспечения проведения единой политической линии Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями.
Задачи определяют функции Министерства, к числу основных из них относятся:
разработка проектов международных договоров Российской Федерации. Подготовка предложений о заключении, выполнении, прекращении и приостановлении действий таких договоров. Обеспечение функционирования единой государственной системы регистрации международных договоров России и постоянного хранения их подлинников (заверенных копий, официальных переводов);
ведение переговоров с иностранными государствами и международными организациями. Участие в расширении торгово-экономических и финансовых связей, научно-технических, культурных и других обменов Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями;
реализация дипломатическими средствами усилий Российской Федерации по обеспечению международного мира, глобальной и региональной безопасности с учетом ответственности России как постоянного члена Совета Безопасности ООН, участника общеевропейского процесса и других региональных механизмов. Обеспечение участия России в деятельности ООН, Содружества Независимых Государств и других международных организаций, конференций и форумов. Содействие повышению роли Российской Федерации как члена мирового сообщества в решении глобальных и региональных проблем;
участие в разработке политики и конкретных мероприятий по обороне и безопасности Российской Федерации, осуществлению конверсии ее оборонной промышленности;
участие в подготовке предложений о приведении российского законодательства в соответствие с международными обязательствами Российской Федерации;
участие в разработке основных направлений государственной политики в отношении соотечественников, проживающих за рубежом; подготовка предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации в области отношений с соотечественниками за рубежом, а также внешнеполитическому и международно-правовому обеспечению защиты их прав и законных интересов; координация международной деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации в отношении соотечественников за рубежом; обеспечение функционирования соответствующей Правительственной комиссии 1 .
организация на территории Российской Федерации и за рубежом консульской работы. Содействие развитию связей и контактов с проживающими за рубежом соотечественниками. Осуществление своей компетенции в вопросах гражданства;
содействие осуществлению межпарламентских и других связей Федерального Собрания;
содействие распространению за рубежом информации о внешней и внутренней политике Российской Федерации, социально-экономической, культурной и духовной жизни страны;
информирование загранпредставительств по вопросам внешней и внутренней политики Российской Федерации;
осуществление кадрового обеспечения центрального аппарата, загранпредставительств, представительств министерства и подведомственных ему организаций на территории Российской Федерации; подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров дипломатической службы;
содействие функционированию иностранных дипломатических и консульских представительств на территории Российской Федерации и осуществление в пределах своей компетенции контроля за деятельностью обслуживающих их предприятий, учреждений и организаций.
Как видим, одной из важнейших задач Министерства иностранных дел является разработка и представление Президенту Российской Федерации и в Правительство страны обобщенной информации, а также предложении по вопросам отношений России с иностранными государствами и международными организациями, заключения, продления, приостановки или прекращения ее международных договоров.
С целью должного научного обоснования такого рода предложений министру предоставлено право образовывать научно-консультативные, методические и экспертные советы. Состав таких советов и положения о них утверждаются Министром иностранных дел.
Одной из основных функций МИД России является взаимодействие с органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Федерации, органами местного самоуправления и общественными объединениями. Ее цель: обеспечение проведения единой скоординированной внешнеполитической линии Российской Федерации в отношениях с иностранными государствами и международными организациями.
Для реализации указанной функции Президентом Российской Федерации 12 марта 1996 г. был издан специальный Указ «О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации о проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации» 1 . В соответствии с ним МИД России призван способствовать согласованному взаимодействию органов исполнительной власти с органами законодательной и судебной власти с тем, чтобы участие указанных органов, а также их должностных лиц в международной деятельности обеспечивало соблюдение принципа единства внешней политики в выполнении международных обязательств Российской Федерации.
Указом предусматривается, что с официальными заявлениями и инициативами по вопросам внешней политики, корме Президента и Председателя правительства Российской Федерации, может выступать только Министр иностранных дел, а другие лица - только по соответствующему поручению. При этом представители федеральных органов исполнительной власти могут выступать с заявлениями, затрагивающими отдельные внешнеполитические вопросы, но только по позициям, согласованным с Министерством иностранных дел Российской Федерации.
На МИД России возложен оперативный и стратегический контроль за выполнением международных обязательств со стороны федеральных органов исполнительной власти и субъектов Российской Федерации. В свою очередь, федеральным органам исполнительной власти и субъектов Российской Федерации предписано информировать МИД России об осуществляемой ими международной деятельности, в том числе обо всех официальных поездках, консультациях и переговорах, подписанных документах и других договоренностях.
Более того, упомянутым Указом Президента установлено, что предложения, затрагивающие интересы России, в том числе предложения о проведении переговоров и заключении международных договоров Российской Федерации, включая договоры межведомственного характера, в обязательном порядке должны согласовываться с МИД России. При этом Администрации Президента и Правительству предписано не принимать документы, не согласованные с МИД России, к рассмотрению.
В развитие упомянутого выше Указа о координирующей роли МИД России Президентом Российской Федерации были изданы Указ «Об организации и порядке осуществления федеральными органами исполнительной власти и российскими государственными учреждениями функций, связанных с деятельностью за рубежом» (14 июня 1997 г.) и федеральный закон Российской Федерации «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» (2 декабря 1998 г.). Согласно этому закону субъекты Российской Федерации в целях реализации соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей наделены правом открывать свои представительства за пределами Российской Федерации и представительства субъектов иностранных федеративных государств на своей территории только по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации (ст. 10, п. 1, 2). В обязанность же Министерства иностранных дел вменено обеспечение координации и контроль за работой представителей и представительств федеральных органов исполнительной власти и российских государственных учреждений за рубежом.
Таким образом, в настоящее время все государственные ведомства и учреждения, различные организации и предприятия обязаны все свои соглашения, сделки, программы с иностранными контрагентами согласовывать с МИД России. Например, Министерство экономического развития и торговли проекты программ и конвенций (по торговле, таможенному контролю и др.) согласовывает с правовым департаментом и департаментом экономических связей, Министерство культуры - с департаментом по культурным связям и делам ЮНЕСКО, департаментом СНГ, а в необходимых случаях - с соответствующими территориальными департаментами. Аналогично действуют другие министерства и ведомства. Что касается субъектов Федерации, то во многих из них открыты представительства МИД России 1 .
К числу их основных задач относится:
обеспечение взаимодействия министерства с органами исполнительной власти субъектов Федерации, входящих в регион деятельности представительства;
оказание содействия субъектам Федерации в обеспечении выполнения международных договоров, участником которых является Россия, а также в осуществлении их полномочий в области международных и внешнеэкономических связей при соблюдении норм международного права;
помощь в развитии торговых, экономических, культурных и иных связей субъектов Федерации с зарубежными партнерами;
ведение информационно-справочной работы;
выполнение функций, относящихся к консульской службе;
взаимодействие с иностранными консульскими учреждениями, расположенными в регионе деятельности представительства.
В целях той же координации Департаментом МИД России по связям с субъектами Федерации собирается два раза в году Консультативный Совет. Как правило, заседания проводят в расширенном составе с участием всех заинтересованных представителей с мест. Совет издает свой информационный бюллетень, содержащий необходимые сведения для использования их в работе. В свою очередь, Департамент консульской службы ежегодно проводит совещание по вопросам, входящим в его компетенцию. Таким образом, связи МИД России с субъектами Российской Федерации осуществляются регулярно, причем как по горизонтали, так и по вертикали.
К числу важнейших прав МИД России в соответствии с Положением о нем относятся:
получение от органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, независимо от их организационно-правовых форм и ведомственной подчиненности, документов, справочных и иных материалов, необходимых для решения вопросов, входящих в компетенцию министерства, а также передача информации им в установленном порядке;
осуществление контроля за соответствием законодательству России и международно-правовым нормам ее международных договоров;
внесение на рассмотрение Президента и Правительства Российской Федерации предложений о разработке проектов законодательных актов по вопросам внешней политики и дипломатической службы;
принятие в пределах своей компетенции решений нормативного характера, обязательных для исполнения другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, атакже предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от их организационно-правовых норм и ведомственной подчиненности, при осуществлении ими международных контактов.
Персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство задач и осуществление им своих функций несет Министр иностранных дел Российской Федерации, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации по предложению Председателя Правительства Российской Федерации.
Помимо своих прямых обязанностей по руководству возглавляемого им ведомства и входящих в его систему российских загранпредставительств и подведомственных организаций, Министр, занимая государственную должность категории «А», выполняет ряд специальных политических функций. По поручению Президента Российской Федерации и Правительства страны он представляет Россию на двусторонних и многосторонних переговорах, подписывает заключаемые ею договоры. Он представляет также Министерство во взаимоотношениях с органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, органами государственной власти иностранных государств, а также с международными организациями. Министру предоставлено право вносить в установленном порядке предложения о назначении или об отзыве послов Российской Федерации в иностранных государствах и ее представителей при международных (межгосударственных и межправительственных) организациях, о назначении или освобождении глав государственных и правительственных делегаций. В пределах своей компетенции он назначает на должности или освобождает от должности руководящих работников центрального аппарата министерства и загранпредставительств, а также других работников системы министерства.
Ему предоставлено право присваивать дипломатические ранги от атташе до советника 1-го класса включительно, представлять Президенту Российской Федерации ходатайства о присвоении высших дипломатических рангов Чрезвычайных и Полномочных Посланников 1-го и 2-го классов и Чрезвычайного и Полномочного Посла. Министр вправе представлять Президенту Российской Федерации в установленном порядке к награждению правительственными наградами и присвоению почетных званий особо отличившихся работников. Он осуществляет права и выполняет другие обязанности, вытекающие из Положения о МИД Российской Федерации и ее законодательства.
В распоряжении Министра имеется группа послов по особым поручениям. Они занимают государственные должности категории «А» и как сам министр в соответствии с Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации» не являются государственными служащими. Они исполняют не административно-управленческие или информационно-аналитические, а политические функции.
Министр иностранных дел Российской Федерации имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом Российской Федерации, и распределяет обязанности между ними. Каждый из заместителей министра руководит группой департаментов, управлений и иных подразделений министерства.
Структура Министерства иностранных дел, помимо его руководства и упомянутых звеньев, включает также департаменты, управления, самостоятельные отделы и группы 1 . Именно эти подразделения являются главными элементами организационно-должностной структуры центрального аппарата МИД.
К числу департаментов, занимающихся отношениями Российской Федерации с другими государствами, относятся территориальные департаменты по регионам, которые в свою очередь подразделяются на отделы, занимающиеся отношениями с конкретными странами. Государства Европы, например, делятся на четыре региона, и отношениями с входящими в них странами соответственно занимаются четыре европейских департамента (ЕД). Отношениями с государствами Азии также занимаются четыре департамента (ДА), причем один из них обеспечивает международные отношения России с Австралией, Новой Зеландией и странами Океании (они входят в компетенцию соответствующих отделов департамента, где работают дипломаты, специализирующиеся по этим странам). Соответственно, имеются Департамент Африки (ДАФ) и Департамент Ближнего Востока и Северной Африки (ДБВСА). Отношениями со странами американских континентов занимаются Департамент Северной Америки (ДСА) и Департамент Латинской Америки (ЛАД).
Особую группу составляют департаменты, занимающиеся отношениями со странами ближнего зарубежья. К ним принадлежат четыре департамента. Три из них занимаются отношениями с этими странами по регионам, а один - вопросами сотрудничества России со странами СНГ в целом. Отделы последнего курируют такие вопросы, как связи с уставными органами СНГ, внешнеполитическое сотрудничество, экономика и право, культура, наука, образование, спорт, охрана границ и правопорядка, таможенный союз, миротворчество и урегулирование конфликтов, информационно-аналитические вопросы.
Таким же образом формируются и функциональные подразделения министерства. Все они, за исключением некоторых управлений и самостоятельных отделов и групп, также именуются департаментами. Среди них правовой (ДП), государственного протокола (ДГП), информации и печати (ДИП), экономического сотрудничества (ДЭС), международных организаций (ДМО), общеевропейского сотрудничества (ДОС), безопасности и разоружения (ДБР), Управление по вопросам новых вызовов и угроз (УНВ), Управление общеазиатских проблем (УАП), Департамент по делам соотечественников и правам человека (ДСПЧ), культурных связей и дел ЮНЕСКО (ДКСЮ), консульской службы (ДКС), кадров (ДК), внешнеполитического планирования (ДВП) и некоторые другие. Имеются в виду департаменты и управления, относящиеся к обслуживанию министерства в целом: Управление делами (УД), Валютно-финансовый департамент (ВФД), Юридическое управление (ЮрУ), Главное производственное коммерческое управление по обслуживанию дипкорпуса в Москве. Специальное место в этой схеме занимают Историко-документальный департамент (ИДЦ), в котором сосредоточен архив министерства.
В рамках сложившихся структурных подразделений и на соответствующих государственных должностях организуется прохождение дипломатической службы в центральном аппарате МИДа. Эти должности могут быть названы должностями дипломатической службы, которые и определяют социально-политический, правовой, властно-управленческий статус дипломатического служащего, содержание, полномочия, пределы его реального участия в реализации внешнеполитических функций своего ведомства. Поэтому дипломатическую должность без какого-либо преувеличения можно считать первичным, базовым организационно-структурным элементом дипломатической службы. Должность определяет место служащего в общей системе дипломатической службы, концентрирует в себе права, обязанности и ответственность работника, пределы его компетенции.
Дипломатические должности в центральном аппарате МИД, как и в дипломатических, консульских и загранпредставительствах, начинаются с референтов. Однако принято считать, что подлинно (по статусу и содержанию работы) дипломатическая должность начинается с должности атташе, поскольку она соответствует первому дипломатическому рангу - атташе. Далее идут должности третьего секретаря, второго секретаря и первого секретаря, советника, старшего советника и главного советника. На должность начальника отдела департамента, как административную, может претендовать дипломатический работник, имеющий опыт советника и выше. Должность заместителя директора департамента может занимать дипломат, как правило, имеющий опыт не ниже главного советника.
В назначении на должность может иметь значение ранг дипломатического работника, так или иначе свидетельствующий о его зрелости. Дипломатический ранг - особое звание, которое присваивается в соответствии с занимаемой государственной должностью в Министерстве иностранных дел, дипломатических представительствах и консульских учреждениях. Эти ранги были установлены еще в 1943 г. и сохранились практически неизменными до сих пор. Это ранги атташе, третьего секретаря, второго секретаря II класса и второго секретаря I класса, первого секретаря двух классов и советника также двух классов, - все они присваиваются приказом Министра иностранных дел. Высшие ранги Чрезвычайных и Полномочных Посланников I и II классов и ранг Чрезвычайного и Полномочного посла - присваиваются Президентом Российской Федерации 1 .
Обычно ранг совпадает по наименованию с должностью, но деление их на классы позволяет назначать на дипломатическую должность либо более высокую, либо на должность ниже. Так, например, первый секретарь I класса может быть назначен, как исключение, на должность советника, а II класса - на должность второго секретаря. Это несоответствие зависит от штатного расписания. Такое положение обычно существует не долго и при первой возможности «пострадавший» получает повышение в должности, а занимавший более высокую должность - повышение в ранге.
Что касается такой должности, как директор департамента, то, как правило, на нее назначаются дипломаты, имеющие высшие ранги.
В Министерстве иностранных дел образуется коллегия из 23 человек в составе министра (председатель коллегии), его заместителей, генерального директора, а также других руководящих работников системы МИД России. Состав коллегии утверждается Президентом по представлению министра. Коллегия рассматривает наиболее важные вопросы деятельности МИД и принимает соответствующие решения. Решения коллегии реализуются, как правило, приказами министра. В случае разногласий между председателем коллегии и её членами решение принимает председатель коллегии, докладывая о возникших разногласиях Президенту.
Структура МИД России:
Структура центрального аппарата МИД России включает в себя подразделения, которые в своём большинстве именуются департаментами. Департаменты, в свою очередь, делятся на отделы. Департаменты МИД России возглавляются директорами, а их отделы - начальниками. Согласно Указу Президента Российской Федерации от 11 сентября 2007 года № 1163, Министерство разделено на 39 департаментов. Ранее Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 года № 865 было разрешено иметь в МИДе 35 департаментов по основным направлениям деятельности Министерства, Указом от 19 октября 2005 года № 1218 - 36 департаментов. По своему назначению департаменты разделяются на территориальные (отношения России с иностранными государствами, группируемыми по условным регионам) и функциональные (по закреплённым функциям). В каждом департаменте работает 30-60 дипломатов.
Кроме того, действуют четыре подразделения при МИД России: Главное производственно-коммерческое управление по обслуживанию дипломатического корпуса при МИД России (ГлавУпДК), Дипломатическая академия МИД России (ДА), МГИМО, Колледж МИД России и Российский центр международного научного и культурного сотрудничества.
Вне структуры департаментов работают послы по особым поручениям, каждый из которых отвечает за определённую проблему международных отношений (например, грузино-абхазское урегулирование). Послы по особым поручениям подчиняются непосредственно заместителям министра.
1)С 2004 года Министр иностранных дел - Лавров Сергей Викторович, имеет ранг Чрезвычайного и Полномочного Посла.
2)Титов Владимир Геннадиевич - Первый заместитель Министра иностранных дел Российской Федерации. Курирует отношения с европейскими странами, административно-кадровые и консульские вопросы. Имеет дипломатический ранг Чрезвычайного и Полномочного Посла.
3)Карасин Григорий Борисович - Статс-секретарь - заместитель Министра иностранных дел Российской Федерации. Курирует вопросы двусторонних отношений с государствами СНГ, работу с соотечественниками за рубежом. Отвечает за взаимодействие с палатами Федерального Собрания, Русской православной церковью и общественными организациями, включая законопроектную деятельность министерства. Имеет дипломатический ранг Чрезвычайного и Полномочного Посла.
4)Богданов Михаил Леонидович - Заместитель Министра иностранных дел Российской Федерации. Курирует вопросы отношений России со странами Ближнего Востока и Африки, Организацией исламского сотрудничества (ОИС) и другими международными мусульманскими организациями, взаимодействия с российскими мусульманскими организациями, а также проблематику ближневосточного урегулирования. Имеет ранг Чрезвычайного и Полномочного Посла.
5)Гатилов Геннадий Михайлович - Заместитель Министра иностранных дел Российской Федерации. Курирует широкий круг вопросов в сфере многосторонней дипломатии, связанных с участием России в ООН, специализированных организациях ее системы, охватывающих деятельность в области международного экономического, экологического, гуманитарного сотрудничества, соблюдения прав человека. Занимается проблематикой ЮНЕСКО, межгосударственного взаимодействия в спорте, сфере туризма и культуры. Принимал участие в работе многих сессий Генеральной Ассамблеи и других международных форумах. Являлся заместителем Представителя Российской Федерации в Совете Безопасности ООН.
6)Мешков Алексей Юрьевич - Заместитель Министра иностранных дел Российской Федерации. Курирует вопросы отношений с европейскими странами, общеевропейского сотрудничества, взаимодействия с ЕС, ОБСЕ, НАТО и Советом Европы. Имеет дипломатический ранг Чрезвычайного и Полномочного Посла.
7)Моргулов Игорь Владимирович - Заместитель Министра иностранных дел Российской Федерации. Курирует вопросы отношений с государствами Восточной и Южной Азии, проблематику многостороннего сотрудничества в АТР. Имеет дипломатический ранг Чрезвычайного и Полномочного Посла.
8)Небензя Василий Алексеевич - Заместитель Министра иностранных дел Российской Федерации. Занимал различные должности в центральном аппарате и за рубежом. Имеет дипломатический ранг Чрезвычайного и Полномочного Посла.
9)Вязалов Сергей Юрьевич - Генеральный директор Министерства иностранных дел Российской Федерации. Курирует вопросы финансово-хозяйственной деятельности, капитального строительства, управления дипломатической собственностью за рубежом, размещения и обслуживания дипломатических представительств иностранных государств, аккредитованных в Российской Федерации.
10)Рябков Сергей Алексеевич
Заместитель Министра иностранных дел Российской Федераци.
Курирует вопросы двусторонних отношений со странами Северной и Южной Америк, нераспространения и контроля над вооружениями, проблематику иранской ядерной программы и участие Российской Федерации в объединении БРИКС.
11)Сыромолотов Олег Владимирович - Заместитель Министра иностранных дел Российской Федерации. Курирует вопросы противодействия терроризму. Генерал армии.
4)Министе́рство оборо́ны Росси́йской Федера́ции (Миноборо́ны Росси́и) - федеральный орган исполнительной власти (федеральное министерство), проводящий военную политику и осуществляющий государственное управление в области обороны Российской Федерации - России.
Образовано Указом Президента Российской Федерации 16 марта 1992 года на базе бывших структур Вооружённых Сил СССР, расположенных на территории Российской Федерации. Юридически правопреемственности к Министерству обороны СССР (МО СССР) не имеет.
Указом Президента России установлена предельная штатная численность аппарата Минобороны России в количестве 10 540 человек - ранее 10 400 человек личного состава, в том числе федеральных государственных гражданских служащих в количестве 4730 человек.
"Вопросы Министерства обороны Российской Федерации":
Разрешить иметь в Министерстве обороны Российской Федерации десять заместителей Министра, в том числе двух первых заместителей Министра, одного статс-секретаря - заместителя Министра и одного заместителя Министра - руководителя Аппарата Министра.
9. Минобороны России возглавляет Министр обороны Российской Федерации (далее - Министр), назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.
Министр подчиняется непосредственно Президенту Российской Федерации, а по вопросам, отнесенным Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации к ведению Правительства Российской Федерации, - и Председателю Правительства Российской Федерации
Министру непосредственно подчиняются Вооруженные Силы.
Министр несет персональную ответственность за решение задач и реализацию полномочий, возложенных на Минобороны России и Вооруженные Силы, и осуществляет свою деятельность на основе единоначалия.
Министр имеет первых заместителей и заместителей. Первым заместителям Министра предоставляется право подписывать приказы и директивы Министра (за исключением приказов, подлежащих государственной регистрации). Определение обязанностей первых заместителей и заместителей Министра осуществляет Министр.
Руководство:
1)Путин Владимир Владимирович
Президент Российской Федерации – Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации
2)Шойгу Сергей Кужугетович
Министр обороны Российской Федерации, генерал армии.
Постоянный член Совета Безопасности Российской Федерации.
Член Национального антитеррористического комитета.
Член Межведомственной комиссии по противодействию экстремизму в Российской Федерации.
Заместитель руководителя межведомственной рабочей группы при Президенте Российской Федерации по контролю за выполнением государственного оборонного заказа и реализацией государственной программы вооружения.
3)Герасимов Валерий Васильевич
Начальник Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации – первый , генерал армии
4)Цаликов Руслан Хаджисмелович
Первый заместитель Министра обороны Российской Федерации
5)Панков Николай Александрович
Статс-секретарь – заместитель Министра обороны Российской Федерации
6)Садовенко Юрий Эдуардович
Заместитель Министра обороны Российской Федерации - руководитель Аппарата Министра обороны Российской Федерации, генерал-полковник
7)Антонов Анатолий Иванович
Заместитель Министра обороны Российской Федерации
8)Борисов Юрий Иванович
Заместитель Министра обороны Российской Федерации
9)Булгаков Дмитрий Витальевич
10)Попов Павел Анатольевич
Заместитель Министра обороны Российской Федерации, генерал армии
11)Шевцова Татьяна Викторовна
Заместитель Министра обороны Российской Федерации
5)Министерство юстиции РФ - (Минюст России) - федеральное министерство, проводящее государственную политику и осуществляющее управление в сфере юстиции, а также координирующее деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.
"Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации":
Разрешить иметь в Министерстве юстиции Российской Федерации семь заместителей Министра, в том числе одного первого заместителя Министра, одного статс-секретаря - заместителя Министра и одного Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека - заместителя Министра, а также до 12 департаментов по основным направлениям деятельности Министерства и аппарат Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека - заместителя Министра юстиции Российской Федерации.
3. Основными задачами Минюста России являются:
1) разработка общей стратегии государственной политики в установленной сфере деятельности;
2) нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности;
3) обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина;
4) обеспечение деятельности Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека - заместителя Министра юстиции Российской Федерации;
5) организация деятельности по государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций;
6) осуществление контроля и надзора в сфере адвокатуры и нотариата, а также в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния.
4. Минюст России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.
5. Минюст России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через зарубежный аппарат, и (или) через свои территориальные органы, а также руководит деятельностью федеральных государственных учреждений и организаций, созданных в установленном законодательством Российской Федерации порядке для реализации задач в установленной сфере деятельности.
6. Минюст России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.
Руководство:
1)Возглавляет министерство в настоящее время (с 12 мая 2008 года) - Коновалов Александр Владимирович. В его подчинении 7 заместителей:
2)Первый заместитель министра юстиции - Герасимов Сергей Александрович
3)Заместитель министра юстиции - Алханов Алу Дадашевич
4)Заместитель министра юстиции - Аристов Дмитрий Васильевич
5)Заместитель министра юстиции - Гальперин Михаил Львович
6)Статс-секретарь - заместитель министра юстиции - Любимов Юрий Сергеевич
7)Уполномоченный Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека - заместитель министра юстиции - Матюшкин Георгий Олегович
8)Заместитель министра юстиции - Травников Максим Александрович