Образ хлестакова являет собой удивительное обобщение. Сочинение "характеристика хлестакова в комедии "ревизор". События, в которых раскрывается образ персонажа

Образ хлестакова являет собой удивительное обобщение. Сочинение

Главным героем комедии Гоголя « » является мелкий чиновник Иван Александрович Хлестаков. Хлестакову было около двадцати трех лет. Был он худощавого телосложения. Иван Александрович не был человеком большого ума. Говорил, что думал. Про таких людей в народе говорили «без царя в голове». Служил в одной из канцелярий Петербурга мелким чиновником.

Из рассказа его слуги Осипа мы узнаем, что по дороге из Петербурга в Саратов, Хлестаков спустил все деньги в карты и теперь вынужден жить в одной из гостиниц города N, прося у хозяина обеды в долг. Именно в этом месте его и застали и все городские чиновники, приняв за столичного ревизора.

Иван Александрович был типичным «маленьким человеком». Служа мелким чиновником, он мечтал совершенно о другой жизни, которую видел каждый день в Петербурге. Хлестаков представлял, как идет по главной улице города, а все прохожие узнают его, оказывают знаки внимания. Но на самом деле это было не так. Иван Александрович был «маленьким человеком» от рождения и поэтому красивая жизнь являлась ему только в мечтах.

Хлестакова, кроме таланта фантазера, отличала еще одна черта. Он был мастером лжи. Мог лгать про что угодно, и кому угодно. Иван Александрович ни когда не задумывался о последствиях своих слов и поступков. Очень часто он сам начинал верить в свое вранье, представляя себя великим творцом. В своих рассказах Хлестаков возвышал себя до уровня императора.

Иван Александрович без зазрения совести брал у чиновников взаймы, обещая все вернуть, хотя знал, что этого ни когда не будет. Он позволяет себе ухаживать сразу за двумя дамами, обманывая обоих. Возможно, Хлестаков еще долго мог бы так жить, но в конечном итоге закончилось бы это плачевно. Судьба распорядилась так, что Иван Александрович уехал из города N до момента своего разоблачения.

Иван Александрович Хлестаков стал основоположником явления «хлестаковщина», которое стало олицетворять собой безудержное вранье, легкомысленность и глупость, безответственность и расхлябанность.

Кто такой Хлестаков

«Ревизор» – одна из первых театральных пьес, написанных Николаем Васильевичем Гоголем. Один из центральных персонажей произведения – Хлестаков, молодой человек, оказавшийся в городе N проездом из Петербурга в деревню к отцу.

Краткую характеристику Хлестакова из «Ревизора» Гоголя можно составить всего из двух слов: легкомысленный и безответственный. Все деньги, которые присылал ему отец, он спустил, проиграл в карты. В трактире, где Хлестаков живет со своим слугой Осипом, за жилье и за еду он задолжал. Да еще и возмущается, что его не хотят кормить бесплатно, словно все вокруг обязаны его содержать.

Как пишет Гоголь в краткой характеристике в «Замечаниях для господ актеров», Хлестаков – пустейший человек.

Роль Хлестакова в пьесе

По ходу пьесы Хлестаков оказывается в ситуации, когда его принимают за проверяющего. Хлестаков поначалу испугался, подумав, что городничий собрался посадить его в тюрьму, но потом, быстро сориентировавшись, использовал ситуацию в свою пользу. Поняв, что ему пока ничего не грозит и используя чинопочитание со стороны городничего и других персонажей, Хлестаков выуживает у них деньги и скрывается в неизвестном направлении. Сам того не подозревая, Хлестаков играет роль скальпеля, вскрывшего нарыв на теле больного. Все грязные делишки, которые творят чиновники в городе N вдруг вылезают наружу. Люди, считающие себя «элитой» города, начинают поливать друг друга грязью. Хотя до сцены, где все несут Хлестакову подношения, все мило улыбались и делали вид, что все хорошо.

Фамилия Хлестакова и его роль в пьесе – есть ли связь?

Фамилия Хлестаков, хорошо подходит к его роли в пьесе, ведь он своим обманом словно «отхлестал» по щекам всех персонажей. Сложно сказать – связывал ли Гоголь характер Хлестакова в комедии «Ревизор» с его фамилией. Но по смыслу получается очень похоже на это. Причем Хлестаков просто принял на себя роль, навязанную ему окружающими, и воспользовался случаем.

Отношения Хлестакова с героями пьесы

В зависимости от того, с кем и при каких обстоятельствах он находился, менялось и его отношение к героям. Например, с Осипом Хлестаков – барин, капризный, немного грубоватый, ведет себя как маленький неразумный ребенок. Хоть и бранит его временами, Хлестаков все же прислушивается к его мнению, именно благодаря пронырливости и осторожности слуги, Хлестаков успевает уехать до разоблачения.

С женщинами Хлестаков – столичный франт, нашептывающий комплименты любой дамочке, независимо от возраста.

С Городничим и городскими чиновниками – поначалу испуганный, а потом обнаглевший заезжий врунишка, строящий из себя важную птицу.

Хлестаков легко приспосабливается к любой ситуации и находит выгоды для себя, в результате выходя «сухим из воды».

Хлестаков и современность

Сюжет пьесы удивительно перекликается с сегодняшним днем. И сейчас можно встретить описанное в произведении чинопоклонничество. И характеристика Хлестакова в комедии «Ревизор» вполне подходит многим людям. Ведь часто бывает, когда человек, стараясь казаться значительнее, хвастается знакомствами со знаменитостями или, приспосабливаясь к ситуации, врет и изворачивается.

Гоголь словно описывает события, происходящие в нынешнее время. А ведь, когда он писал «Ревизора» ему было всего двадцать семь лет. И это лишний раз подтверждает, что гениальность не зависит от возраста.

Тест по произведению

Вариант 1:

Иван Александрович Хлестаков - главное действующее лицо комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Худенький молодой щеголь двадцати трех лет из Петербурга попадает в стечение обстоятельств, в которых как никогда лучше открывается его истинная суть.

Возвращаясь домой к отцу в Саратов, Хлестаков проигрывает все деньги в карты. Волей случая одновременно с этим в небольшом уездном городе N городские власти получают письмо о ревизоре, приехавшем с проверкой. Хлестакова принимают за ревизора и начинают всячески перед ним заискивать и давать взятки, а тот, в свою очередь, вживается в новую роль, принимая происходящее как должное.

«Говорит и действует без всякого соображения», - пишет о Хлестакове автор. Примечательность персонажа заключается в его явной любви хвастаться и выставлять себя напоказ, благодаря которой ему удается пустить пыль в глаза всем окружающим. Расхваливая себя перед городничим и дамами, он и сам верит в собственную ложь. Он уже представляет себя чуть не директором департамента и выдающимся деятелем искусств.

При этом Хлестаков - не злонамеренный интриган. Вначале он наивно верит в доброту и благожелательность окружающих, дающих ему «взаймы», оставаясь с ними вежливым, но все же жадным. Иван Александрович настолько польщен сам собой и расположением градоначальства, что осмеливается просить руки Марьи Антоновны, дочери городничего, и получает согласие. Только благодаря своему более догадливому слуге Осипу ему удается вовремя дать задний ход и выйти сухим из воды.

Недаром благодаря яркому персонажу Хлестакова появилось понятие «хлестаковщина», характеризующее бесстыдное самовосхваление и вранье, когда под броской напыщенной внешностью скрывается пустота и глупость. Сам Николай Васильевич писал, что каждый человек хотя бы однажды в жизни становится Хлестаковым. Эти слова говорят нам об актуальности персонажа и в наше время.

Вариант 2:

Одним из главных персонажей известного комедийного произведения Н. В. Гоголя «Ревизор» является немного глуповатый, но хитрый паренек, который не упустит любого удачного случая - Иван Александрович Хлестаков.

Когда местные чиновники заволновались и по ошибке приняли его за приезжего ревизора, путешествующего инкогнито, Хлестаков поддержал эту удобно сложившуюся ситуацию и начал отчаянно врать и подыгрывать. Для своей выгоды он то предстает перед всеми абсолютно проигравшим гулякой, просящим обед, то добавляет себе значительной важности, делая вид, что имеет хорошие связи с герцогами и графьями, а то и настоящего бабника и ловеласа. Артистизму Хлестакова можно только позавидовать.

В данном комедийном произведении с одной стороны наш герой является простодушным парнем, болтунишкой-шутником, который не имеет больших знаний, а только поверхностные, и всегда ходит сам себе на уме. Он играет то, что хочет видеть в нем местное окружение, любую роль, лишь бы никто не заподозрил, что он не ревизор. Речь его достаточно примитивная, в которой отчетливо слышны литературные штампы и неправильное употребление услышанных красивых французских словечек.

Можно характеризовать Хлестакова как доморощенного проходимца, каких только поискать нужно, лентяя и необразованного человека, который не стесняется хвастаться и искусно лгать. Иван Александрович Хлестаков никогда не относился серьезно к сказанным им же словам и отвечать за них не собирался.

Благодаря главному герою комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» в обиходе появилось новое для всех слово – «хлестаковщина», которое определяется как вранье, хвастовство и безответственность в одном лице.

Вариант 3:

Иван Андреевич Хлестаков – главный герой комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Он представлен личностью противоречивой и неоднозначной. Молодой человек постоянно недоволен своей жизнью и у него никогда не бывает денег. Хлестаков абсолютно ничего не делает для того, чтобы изменить свою жизнь, а надеется лишь на то, что настанет день и все само собой решится.

Его положению полностью соответствует его характер. Персонаж по натуре является авантюрным человеком и отчасти жуликом. Если бы он был честным человеком, то не стал бы обращаться к практически незнакомым людям (Допчинскому и Бобчинскому) с просьбой одолжить денег, не имея возможности их отдать. И тем более, он не проявлял бы одновременно интерес и к дочери, и к ее матери.

Хлестаков является завзятым врунишкой и обманывает людей очень легко и непринужденно, как это делают маленькие дети, когда сочиняют какие-то небылицы. Его рассказы приносят ему удовольствие. Во время бесед герой ведет себя безответственно, не говорит о чем-то конкретно или серьезно. Даже сам Гоголь подчеркивает в нем духовную пустоту и отсутствие нравственности. Он, как недалекий человек, считает, что для достижения успеха не нужно прикладывать усилия, обладать определенными знаниями и талантом. Хлестаков уверен в том, что достаточно просто случая для достижения цели, все может решить, к примеру, удача во время карточных игр, которые он так любит.

Гоголю удалось создать образ, который демонстрирует читателям множество человеческих пороков. В современном мире подкупные чиновники вряд ли приняли бы Хлестакова за ревизора, но, тем не менее, во многих из нас присутствуют его черты.

Вариант 4:

Николай Васильевич Гоголь создает образ молодого человека, который становится в силу обстоятельств центром внимания небольшого уездного города. Герои комедии принимают его за ревизора, а он, в свою очередь, блестяще исполняет свою роль. Имя его - Иван Александрович Хлестаков.

В замечаниях для актеров автор описывает внешний облик героя так: «молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький; несколько приглуповат «…» - один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими. Говорит и действует без всякого соображения. «…» Одет по моде».

Развитие сюжета еще ближе знакомит читателя с Хлестаковым. Помимо перечисленных характеристик к нему добавятся и другие. Иван Александрович – мечтатель. Свои мечты он пытается осуществить в разговоре с горожанами, в особенности с дамами. Он уверяет их в том, что лично знаком с А.С. Пушкиным, что входит в высший свет общества, что именно ему принадлежат знаменитые произведения: «Фрегат «Надежды», «Московский телеграф», «Юрий Милославский».

Несмотря на отмеченную Гоголем глупость, Хлестаков не лишен изворотливости и хитрости. Понимая свое положение, он под видом денежного долга обкрадывает испуганных чиновников и умудряется «выйти сухим» из любовного треугольника. Более того, он посылает петербуржскому приятелю Тряпичкину письмо обо всех случившихся с ним приключениях. В нем Хлестаков насмехался над обманутыми людьми, не скупясь на оскорбления: «Городничий - глуп, как сивый мерин...», «Надзиратель за богоугодным заведением Земляника - совершенная свинья в ермолке» и т.д.

Н.В. Гоголь изобразил «маленького человека», который не отличается выдающимися качествами, но сильно хочет обладать богатством и славой. Хлестаков смеется не только над чиновниками и городничим, но и над самим собой, потому что он не лучше их. Разве что «одет по моде».

В 1835 году Н.В. Гоголь замыслил написать острую комедию, которая обличала бы чиновничество в России тех времён. Он обратился с просьбой к Пушкину, который и подсказал сюжет его будущей комедии. В 1836 г. на сцене Петербуржского театра впервые показали комедию «Ревизор».

События в пьесе происходят вокруг центрального персонажа, Ивана Александровича Хлестакова. Хлестаков не противопоставлен остальным героям, потому что он – представитель той же чиновничьей касты. В табели о рангах он занимает низшую ступень: коллежский регистратор (по сути, переписчик бумаг). Гоголь так характеризует своего главного героя: «…молодой человек лет 23-х, тоненький, худенький; несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове… Он не в состоянии остановить постоянного внимания на какой-нибудь мысли».

По сюжету, Хлестаков направляется из Петербурга в Саратовскую губернию к отцу, по дороге полностью проигрывается, поэтому совсем не имеет денег и живет в трактире города N в долг. Власти города ждут тайного прибытия ревизора из столицы и по ошибке принимают Ивана Александровича за проверяющего. Хлестаков же считает, что повышенное внимание и благосклонность к нему местных чиновников, готовность дать взаймы денег объясняется их человечностью и гостеприимностью. К Хлестакову начинаются «просительные» визиты чиновников и купечества города, и он, постепенно наглея, берет у всех подряд деньги взаймы. Лишь после этого он догадывается, что его принимают за кого-то другого. Вжившись в роль «высокого лица», он чувствует себя комфортно, ведь очень приятно быть тем, кому раньше мог только завидовать и кем никогда не стал бы в настоящей жизни. Хлестаков придумывает себе самые фантастические образы, поражая чиновников, и так увлекается своей ролью, что готов оставаться в городе сколь угодно долго, не боясь быть разоблаченным.

Хлестаков врет и хвастается вдохновенно и бескорыстно, просто не помня, что сказал минуту назад. Он — человек пустышка, который обладает необыкновенным свойством приспосабливаться к окружающим, не затрачивая на это никаких усилий, абсолютно неспособный ни на какие самостоятельные решения и осознанные намерения.

Хлестаков — пустой, легкомысленный баловень и транжира. У него «легкость необыкновенная в мыслях». Как писал сам Гоголь, «он просто глуп, болтает потому только, что видит, что его расположены слушать; врет, потому что плотно позавтракал и выпил порядочно вина. Вертляв он тогда только, когда подъезжает к дамам». Всеми его поступками руководит мелкое тщеславие, желание пустить пыль в глаза.

По характеристике автора, он «и лгунишка, и подляшка, и трусишка, и щелкопер во всех отношениях». Лишенный какого-либо понятия о добре и зле, постоянно готовый приспосабливаться и изворачиваться, он может совершить любую подлость, легко переходит от заносчивости к унижению, от самолюбования к трусости. Характер героя не представляет собой ничего цельного и постоянного. Да и стремления у него низкие и мелочные: все время просаживает отцовские деньги на кутеж, карты и другие развлечения.

Своим поведением герой претендует на «светскую» образованность. На самом деле он говорит и действует без всякого соображения, не способен ни на минуту остановить на чем-то свое внимание. И в этом вдохновенном вранье дает полную волю своей беспорядочной фантазии, в чем в большей степени проявляется его действительная внутренняя нищета и бедность натуры. При этом азартный игрок, пошлый волокита и наглый взяточник — он несет в себе задатки всего того, что воспитывало в людях крепостническое общество.

С явным превосходством, презрением и грубостью обращается Хлестаков с людьми низшего положения в обществе. Слугу Осипа называет исключительно бранными словами: скотина, дурак, грубое животное; трактирного слугу обзывает дураком, скверным поросенком; людей бедного сословия зовет мошенниками, бездельниками, подлецами.

«Что такое, если разобрать, в самом деле, Хлестаков? — говорит автор. — Молодой человек, чиновник, заключающий в себе много качеств, принадлежащих людям, которых свет называет пустыми…».

Комичность ситуации в том, что чем больше Хлестаков приписывает себе связей, чем выше забирается в своем вранье, чем менее достойно выглядит, тем больше чиновники убеждаются в том, что он именно и есть петербургский ревизор. Тот факт, что он «не платит и не едет», заставляет превратно истолковывать каждый его шаг, каждое слово: значит, крупный чин. Таким образом, главная мысль, которую писатель воплотил в своем герое: Хлестаков — не просто смешной и глуповатый «елистратишка», «фитюлька», которого ошибочно приняли за ревизора, он — порождение всего бюрократического режима, пустоты и упадка крепостнического общества.

К сожалению, Хлестаковых можно увидеть и сегодня. Фамилия Хлестаков превратилась в нарицательную. «Микроскопическая мелкость и гигантская пошлость» – так определил В.Г.Белинский основные черты хлестаковщины. Хлестаковщина – это ложь, безудержное хвастовство и фразерство в сочетании с несерьезностью. Это зазнайство, внутренняя пустота, легкомыслие и никчемность.

Создавая комедию «Ревизор», Николай Гоголь задался целью собрать воедино все самое дурное, что он видел в русском обществе. Это произведение на фоне драматургии XIX века отличалось довольно сложной проблематикой. План сочинения «Образ Хлестакова в комедии "Ревизор"» составить непросто, поскольку герой этот довольно сложен и противоречив, о чем говорил не раз даже сам автор.

Смех обличает зло

Гоголь полагал, что лучшим способом обличить зло является сатира. Доказательством этого убеждения являются его лучшие произведения. При написании сочинения «Образ Хлестакова в комедии "Ревизор"» необходимо хорошее знание содержания пьесы и умение анализировать на основании высказанных ими фраз и характерного поведения. Кем является центральный персонаж в этом произведении?

Характеристика

Хлестаков - маленький человек, однако не в том смысле, который привыкли вкладывать в это словосочетание. Он не имеет ничего общего с пушкинским станционным смотрителем или Акакием Акакиевичем того же Гоголя. Ничтожность Хлестакова в его неспособности работать, лени, ограниченности, в нежелании обеспечивать себя и создавать условия хотя бы для удовлетворительного существования.

Начало сочинения «Образ Хлестакова в комедии "Ревизор"» - характеристика этого непривлекательного героя. А он является, прежде всего, тем человеком, кто презираем не только окружающими, но и самим собой. При написании сочинения «Образ Хлестакова в комедии "Ревизор"», следует также учесть, что Гоголь создал в своем произведении персонаж, который испытывает хроническое недовольство собственной жизнью, но при этом не желает предпринять каких-либо попыток, дабы изменить что-либо в лучшую сторону. И когда автор сказал, что он в этой пьесе стремился изобразить самые неприглядные стороны русского общества, он, возможно, имел в виду, что подобных "Хлестаковых" он встречал на своем жизненном пути немало.

Мечты

Хлестаков ведет праздный образ жизни, хотя при своем финансовом положении едва ли может себе это позволить. Он не пытается изменить жизнь к лучшему и не надеется на свои силы. Единственное, на что он способен возлагать надежды, так это на счастливый случай. На мысль о том, что со времен Гоголя мало что изменилось, наводит образ Хлестакова в комедии «Ревизор». Краткое сочинение на эту тему все же стоит дополнить описанием общества, в котором находится этот персонаж, и обязательно включить этот пункт в план.

Друг Пушкина

Трагедия Хлестакова заключается в том, что мир, в котором он обитает, непостижим для него. Он не способен понять связь вещей и даже в общих чертах представить, в чем заключается деятельность министров, о чем пишет великий русский поэт, который вдруг стал его «другом». Для Хлестакова Пушкин - такой же человек, как и он сам, только, возможно, более удачлив.

Другие герои

Очень важно анализировать то, какое место занимает образ Хлестакова в комедии «Ревизор». Сочинение по плану предполагает сравнение этого персонажа с прочими. Ведь городничий и его приближенные являются довольно неглупыми и знающими жизнь людьми. Однако их нисколько не смущает самоуверенное вранье и бахвальство Хлестакова. Они тоже как будто начинают верить в то, что все в жизни решает случай.

Философия Хлестакова

Для того чтобы стать директором департамента, нет надобности прилагать какие-либо усилия. Необходимо лишь везение. Личные заслуги, труд и ум ничего не стоят, от них не зависит благосостояние человека. Для того чтобы добиться цели, нужно всего лишь переждать, а при случае «подсидеть» кого-нибудь. Таковы убеждения главного героя.

В чем отличие Хлестакова от других героев комедии? Первый обладает откровенной пошлой глупостью. Ему не хватило совсем немного сообразительности, чтобы ввести в окончательное заблуждение представителей городского управления. Но в то же время, если бы его ложь была сознательной, он бы не смог обмануть Антона Антоновича, который весьма гордился своим тонким знанием людей. Хлестаков отличается от прочих персонажей тем, что его ложь имеет абсолютно беспорядочный характер. И эта особенность делает его исключительно непредсказуемым.

Типичный человек своей эпохи

Хлестаков создан из противоречий. Его бессмысленное и порой безумное вранье, с одной стороны, соответствует времени, которое изображено в комедии Гоголя. Хлестаков - это типичная фигура николаевской эпохи. Его образ полно иллюстрирует это время, раскрывая человеческие пороки, которые особенно развились в атмосфере сложной социальной и политической ситуации в России. Чиновники осознают, что он глуп, но с высоты своего чина не могут рассмотреть внимательно человеческие качества. С другой стороны, следует сказать, что Хлестаков - "явление" общечеловеческое. Подобный персонаж может возникнуть в любое время и в какой угодно обстановке.

Авторский замысел

"Хлестаковщина" присутствует в каждом герое комедии. И в этом заключается главный замысел Гоголя. Центральным является образ Хлестакова в комедии «Ревизор». Сочинение с цитатами, в котором будут также присутствовать характеристики других героев, следует написать, чтобы постичь гениальную авторскую идею. Лень, глупость и мечта о «золотой» рыбке присутствуют в душе каждого героя комедии, но в разной концентрации. И эти пороки, по мнению писателя, являлись распространенными в русском обществе, а потому и крайне губительными.

Образ Хлестакова являет собой гениальное художественное обобщение Гоголя. Смысл этого образа заключается в том, что он представляет собой сочетание грандиозных претензий и ничтожества, «значительности» и пустоты.

Хамелеон

Даже тогда, когда его морят голодом в гостиничном номере, и над ним висит угроза ареста, он продолжает льстиво упрашивать слугу принести ему немного провизии. Когда же просьба его исполнена, он забывает о своем недавнем унижении и искренне радуется обеду. А еще спустя пару минут начинает мнить себя важным господином.

Один из основных исследователей творчества Николай Гоголя сравнил однажды главного героя этого произведения с водой, которая имеет свойство принимать форму любого сосуда. В некотором смысле уникальным в литературе является образ Хлестакова в комедии «Ревизор».

По плану сочинение можно разделить на следующие пункты:

  1. Характеристика.
  2. Сравнительный анализ с другими персонажами.
  3. Роль Хлестакова в обществе.
  4. Хлестаков - типичная личность своей эпохи.

Главный герой комедии - это концентрация характерных черт той эпохи. Но, к сожалению, "Хлестаковы" и сегодня существуют. Они, как и "Ноздревы", прообразы одного из героев «Мертвых душ», еще «не скоро выведутся, и все еще ходят среди нас, быть может, только в другом кафтане».


Самое обсуждаемое
Исследовательская работа Исследовательская работа
Конкурс «святые заступники руси Святой равноапостольный князь Владимир Конкурс «святые заступники руси Святой равноапостольный князь Владимир
Перестройка экономики на военные нужды Перестройка экономики на военные нужды


top