Порядок изготовления дудки боцмана в фотографиях. Боцманский свисток – от истоков до современности. Сигнал морской дудкой "Вызов смены на вахту"

Порядок изготовления дудки боцмана в фотографиях. Боцманский свисток – от истоков до современности. Сигнал морской дудкой

Боцманская дудка. В Морском уставе в главе о фалрепных указан порядок, кому, когда и как отдается морская почесть вызовом фалрепных. Особую торжественность этой старой, чисто морской церемонии придает боцманская дудка. История ее связана с историей обычая вызова фалрепных, а потому рассмотрим их одновременно.
Боцманская дудка – один из старейших и наиболее заслуживающих внимания предметов военно-морского снабжения. Боцманская дудка Флейта или дудка употреблялись в глубокой древности на галерах греков и римлян для регулирования гребков рабов-гребцов, посаженных на весла. Факты истории свидетельствуют, что дудка употреблялась для вызова людей наверх при свалке на абордаж еще в 1248 году крестоносцами. О дудке упоминает и Шекспир в своей «Буре». Дудка одно время была показателем должности, а также эмблемой высшей чести. Английский лорд-адмирал, или лорд-адмирал, носил золотую дудку на золотой цепочке вокруг шеи. Такая же дудка, но серебряная и на серебряной цепочке, носилась адмиралами при исполнении ими своих обязанностей. Лорд-адмирал, фактически командуя, носил золотую дудку, а в дополнение к ней – серебряную, как определение должности. В наше время дудка обязательно фигурирует при всяком отданном приказании и является составной частью многих церемоний: вызова фалрепных, выдачи чарки, подъема и спуска флага. Ее история очень интересна. В бою у Бреста 25 апреля 1513 года лорд-адмирал Эдвард Хавард, поняв неминуемость своего поражения от Пригана де Биду, выбросил золотую дудку в море, серебряная же, знак должности, была найдена на его теле.

Крещение корабля.В наши дни избранные крестные отец и мать перед убором последнего блока, удерживающего корабль на стапеле, разбивают о форштевень судна бутылку шампанского, громко произнося: «Крещу тебя».
В Японии существует обычай осовобождать из неволи птиц в момент спуска судна на воду. Подобное же имело место в США в 1885 году при спуске крейсера «Чикаго». Совсем недавно – при спуске дирижабля «Акрон» – крестная мать, супруга президента Гувера, выпустила на свободу стаю белых голубей.
У нас, в Русском императорском флоте, был свой, особый обряд спуска судна на воду. Церемония спуска нового судна была такова: служился торжественный молебен; судно и поднятые на нем флаги – Императорский штандарт, кормовой Андреевский флаг и гюйс – окроплялись святой водой, и под звуки народного гимна и салюта с судов обрубались последние державы. Торжество заканчивалось парадным завтраком.
Акта крещения не было.

Названия кораблей. Имя кораблю давалось раньше в честь святых: «Святой Петр», «Святой Иоанн Богослов» или в честь особо почитаемых христианских праздников: «Рождество Христово», «Преображение Господне», а также «Три Иерарха», «Двенадцать Апостолов»; позже – из мифологии: «Чародейка», «Русалка» или в честь старых удельных князей: «Аскольд», «Дмитрий Донской», «Владимир Мономах», а с конца прошлого столетия, желая оказать особую честь, кораблям начали давать имена побед и адмиралов.
В последнее возрождение флота, с 1905 по 1914 годы, наметилась определенная тенденция наименования судов. Большие линейные корабли назывались в честь побед и членов Импраторского дома: «Полтава», «Гангут», «Кинбурн», «Император Александр III», «Императрица Мария»; легкие крейсера – в честь адмиралов: «Адмирал Ушаков», «Адмирал Нахимов», «Адмирал Макаров»; эскадренные миноносцы – в честь малых морских побед: «Керчь», «Калиакрия», «Гаджи-бей» или в память об особо отличившихся в боях офицерах. Имена судов «Азов» и «Меркурий» за выдающиеся боевые заслуги приказом императора Петра I сохранены навечно. Предписано всегда иметь во флоте два судна с названиями «Память Азова» и «Память Меркурия» с присвоением этим судам Георгиевского Андреевского флага и вымпела.

(c): http://www.randewy.ru/trad/dudka.html

Когда на судах основным движителем было весло, а число гребцов на самых боль-ших из них исчислялось сотнями, возникла потребность добиться синхронности их рабо-ты, ритмичного темпа гребли. Только так можно было обеспечить необходимую скорость и маневренность тогдашних кораблей.


Нужный ритм в действиях гребцов обеспечивался звуковыми сигналами. Как прави-ло, их подавали свистком, флейтой или гонгом. С появлением парусного флота роль звуко-вых сигналов, предваряющих команды, возросла еще более.

Тогда-то и родилась дудка-свисток особого устройства для подачи сигналов на корабле. История сохранила бесспор-ный факт — еще в XIII веке дудка употреблялась крестоносцами для вызова команды корабля наверх при схватке с противником на абордаж.

В своей оде «Темпест» о дудке упоминает и Шекспир. Одно время она была симво-лом должности и даже атрибутом высшей власти.
Самый старший из английских адми-ралов, лорд-адмирал, носил на шее золотую дудку на золотой цепи . Подобную же дудку, но только серебряную и на серебряной цепочке, носили адмиралы английских эскадр в бою.

Указом британского короля масса золотой дудки была определена равной одной унции (28,35 г), а цепочка по своей массе была эквивалентна золотому дукату (3,4 г). История военного флота Великобритании свидетельствует, что дудка в ее сегодняшнем виде была введена там как память о захвате в морском бою знаменитого шотландского пирата Эндрю Бартона, с шеи которого и была снята дудка.
Ее взяли за образец и приняли в британском флоте, а до этого времени в употреблении были самые разнообразные свистки.


Боцман. Справка.

Существуют доказательства , что боцманская дудка, похожая на ту, что была изъята у Бартона, то есть плоский никелированный ящичек с полым шариком на конце, в кото-рый вставлялась слегка согнутая трубка, крепившаяся к никелированной цепочке, при-шла в Россию во второй половине царствования Петра I.

Представим себе на минуту... Чудесная погода, характерная для тропиков, ровный упругий пассат и русский бриг, идущий вперед под всеми парусами...

Не занятые вахтой матросы занима-ются обычными корабельными делами, а подвахтенные, как водится, отдыхают. Сигнальщик и вахтенный начальник вни-мательно осматривают слегка волнующий-ся океанский простор.
Вдруг вахтенный офицер, вниматель-но вглядываясь в лазурную даль, на мгно-вение замер — на самом горизонте по-явилось небольшое облако, быстро дви-гавшееся с севера в сторону корабля. Оно на глазах увеличивалось в размерах.
Ста-ло ясно — идет шквал. И тут же с мости-ка прозвучала команда: «Унтер-офицеры, к люкам!» Они быстро заняли свои мес-та у люков и, сжав боцманские дудки в ладонях, набрали в легкие побольше воз-духа.

«Свистать всех наверх! Рифы брать!» — последовала очередная коман-да. Переливчатые трели дудок, прижатых к губам унтер-офицеров, зазвучали на па-лубе брига, и сразу же — новая команда: «Все наверх! Рифы, брать!»

Прошли считанные минуты, и «взя-тые» рифы заметно уменьшили площадь парусов брига. Теперь уже кораблю не гро-зила опасность от внезапно налетевшего шквала.

Так использовались боцманские дуд-ки на кораблях русского флота. И сейчас еще, когда хотят собрать личный состав, шутливо говорят: «Свистать всех на-верх!»

Подавать сигналы дудкой — особое искусство . Для этого ее надо взять в ладонь правой руки, прижав шарик, а затем, по-лусогнув над ним пальцы, сильно подуть в трубку. От дутья и манипуляции пальца-ми над отверстием шарика дудка меняет тон свиста — от мягкого и глубокого до пронзительно резкого и высокого. Всего существует до 15 различных мелодий, ко-торые трудно изобразить какими-либо нотными знаками. Мелодии эти, как и многие флотские традиции, передаются из поколения в поколение моряков показом и на слух.

В прежние годы младшим флотским чинам (унтер-офицерам, боцманматам и боцманам) дудку вручали в пожизненное владение . Она была как бы эмблемой их власти и получила название боцманской.

В романе «Капитальный ремонт» Ле-онид Соболев писал: «Немыслим россий-ский военный корабль без дудки. Всякое приказание на корабле предваряется дуд-кой. Приказание, отданное вахтенным начальником или старшим офицером, птицей летит по кораблю, гонимое сви-стком дудок из люка в люк, из кубрика в кубрик, пока не отыщет тех или того, к кому оно относится.
В матросе же вы-работан условный рефлекс: свист дудки заставляет его насторожиться и ждать приказания, которое сейчас будет произ-несено...
Немыслим Российский-военный корабль без дудки . Ритмическим подсви-стыванием ее дают темп тяге снастей: резким, нарастающим свистом ее — вы-гоняют сон из людей по утрам в подмогу горну, особыми переливами — соловь-ем — команду собирают к полуденной чарке вина, долгой замирающей трелью приветствуют поднимаемый и спускае-мый кормовой флаг...»

Отданное приказание покрывалось свистом и трелью дудок, после чего млад-шие командиры повторяли (репетовали) слова командира громким и ясным голо-сом без изменений и дополнений.

Исстари и по сей день живет боцман-ская дудка на наших военных кораблях. Приказом № 64 Главнокомандующего Во-енно-морскими силами 15 мая 1948 года было введено в действие пособие «Сигна-лы на морской дудке». Документ причис-лял морскую дудку к средствам внутрен-ней связи и определял 16 различных сиг-налов, подаваемых ею. Часть из них: побудка, передаточный, на завтрак, на обед, на ужин, большой сбор (все наверх!), аврал, вызов смены на вахту, подвахтенные вниз, подъем (или спуск) флага — предва-рялись командой, подаваемой голосом. Другие сигналы: тали нажать, пошел (выбрать) тали, завернуть (лопарь, швартов), травить (лопарь, швартов), раздернуть! — выполнялись без подачи команд голосом.

Для облегчения изучения и практичес-кого воспроизводства все сигналы изобра-жаются графически, наподобие нотного письма, но при этом вместо пятилинейно-го используется трехлинейный нотный стан. Все сигналы изображаются на трех горизонтальных линиях комбинацией ус-ловных обозначений: длинная черта — постоянный, непрерывный звук; ряд ко-ротких тире — прерывистый звук; ряд маленьких кружков — трель.
Звуки высо-кого тона нанесены выше средней линии, низкого — ниже ее, а знаки, изображен-ные наклонно от верхней и нижней час-тей этого своеобразного нотного стана, оз-начали затухающий и нарастающий по силе звук.
Для определения продолжитель-ности звука или паузы между звуками го-ризонтальные линии разделяются на рав-ные отрезки вертикальными линиями. Это пособие во многом способствовало сохра-нению доброй флотской традиции — со-провождать подаваемые команды сигналом боцманской дудки. И очень жаль, что сегодня у нас на флоте нет подобного по-собия. Конечно, теперь, когда с главного командного пункта во все уголки боевого корабля команды передаются мощными динамиками, боцманскую дудку трудно назвать средством внутренней связи.
Но ведь ею по-прежнему снабжается млад-ший командный состав кораблей флота, находящийся при исполнении вахтенной либо дежурной службы на верхней палу-бе или в низах. Другое дело, что теперь боц-манская дудка не более чем простой ак-сессуар дежурно-вахтенной формы одеж-ды, и все реже и реже можно услышать правильно поданный ею сигнал. Но что правду таить — вид дудки под вырезом матросской форменки рождает в сердце моряка чувство грусти по утраченным тра-дициям.

И нынче можно видеть дудки на гру-ди у ассистентов знаменосца и старшин, идущих в строю в первой шеренге.

И кажется, что милые сердцу всех мо-ряков боцманские дудки никогда не уйдут из нашего флота.

В Морском уставе в главе о фалрепных указан порядок, кому, когда и как отдаётся морская почесть вызовом фалрепных. Особую торжественность этой старой, чисто морской церемонии придаёт боцманская дудка. История её связана с историей обычая вызова фалрепных, а потому рассмотрим их одновременно.

Боцманская дудка – один из старейших и наиболее заслуживающих внимания предметов военно-морского снабжения. Боцманская дудка Флейта или дудка употреблялись в глубокой древности на галерах греков и римлян для регулирования гребков рабов-гребцов, посаженных на вёсла. Факты истории свидетельствуют, что дудка употреблялась для вызова людей наверх при свалке на абордаж ещё в 1248 году крестоносцами.

О дудке упоминает и Шекспир в своей «Буре». Дудка одно время была показателем должности, а также эмблемой высшей чести. Английский лорд-адмирал носил золотую дудку на золотой цепочке вокруг шеи. Такая же дудка, но серебряная и на серебряной цепочке, носилась адмиралами при исполнении ими своих обязанностей. Лорд-адмирал, фактически командуя, носил золотую дудку, а в дополнение к ней – серебряную, как определение должности.

В наше время дудка обязательно фигурирует при всяком отданном приказании и является составной частью многих церемоний: вызова фалрепных, выдачи чарки, подъёма и спуска флага. Её история очень интересна. В бою у Бреста 25 апреля 1513 года лорд-адмирал Эдвард Хавард, поняв неминуемость своего поражения от Пригана де Биду, выбросил золотую дудку в море, серебряная же, знак должности, была найдена на его теле.

Поговорки На боцманской дудке весь флот держится. Боцманская дудка – и покойникам побудка. Самый длинный конец на корабле – цепочка боцманской дудки: везде достанет. Поговорка говорит о том, что боцманская дудка стала выполнять и функции боцманской плети – цепочка-то длинная на дудке, около 90 см (то бишь 2 по 45 см) и бьётся хлёстко, тем более ещё мой отец рассказывал, что раньше нерадивых (ленивых и т.п.) матросов подхлёстывали подобной цепочкой (в целях воспитания). В настоящий момент дудку на флоте встретить – редкость, а вот ремешки или цепочки остались – сам видел – у старшин есть такие, они на них обычно ключи носят, мотают на пальцы или руку и так же подхлёстывают новичков и ослушников Традиции живут, в том или ином виде.

Пользование дудкой

Морская дудка служит на кораблях ВМС одним из средств внутренней связи.

Сигналы на морской дудке подаются вахтенной и дежурной службами корабля, а при производстве авральных и других работ и старшинами команд, непосредственно руковаодящими работами.

Дудкой снабжаются главные боцманы, боцманы, старшины вахтенных постов, рассыльные и дневальные по жилым помещениям. Дудка носится при всех номерах формы одежды.

Цепочка дудки пропускается под воротник; при рабочем платье, форменной и фланелевой рубахе крючок дудки зацепляется за вырез воротника, при бушлате – за третью пуговицу сверху (справа), а при шинели – за вторую пуговицу. Во всех случаях дудка должна висеть поверх цепочки так, чтобы шарик её был повёрнут вправо.

Для дачи сигналов дудку держат в правой или левой руке; шарик её должен быть плотно прижат к ладони; мизинец поддерживает дудку снизу, а безымянный палец, охватывая шарик, упирается в корпус дудки (смотрите рисунок). Прежде чем исполнять на дудке сигналы, надо убедиться, что шарик её пуст.

Извлечение звуков

Из дудки можно извлекать звуки двух тонов: низкого и высокого.

Чтобы извлечь звук низкого тона, дудку надо держать, как указано выше, пальцы средний, указательный и большой выпрямить.

Для извлечения звука высокого тона необходимо, держа дудку, как указано выше, средний, указательный и большой пальцы сложить так, чтобы они образовали трубку, направленную вверх. При этом нужно следить, чтобы между пальцами и пальцами и дудкой не было щелей, через которые может проходить воздух.

Полученная таким образом трубка должна оканчиваться свободным проходом, образованным большим и указательным пальцами (смотрите рисунки ниже).

Если отверстие шарика частично закрыто или между пальцами имеются щели, звук высокого тона получается сиплый, приглушённый. Следует, держа дудку перед собой, приучить пальцы руки быстро складываться в трубку и затем, когда это достигнуто, добиваться чистоты перехода с низкого тона на высокий.

Звук высокого или низкого тона по характеру может быть постоянным, прерывистым и трелью, а по силе ровным, затухающим (ослабевающим) и возрастающим (усиливающимся). Для издавания прерывистого звука необходимо дуть в мундштук дудки не постоянно, а толчками (как при произнесении несколько раз подряд звука "тьфу"). Чтобы получить трель, следует дуть в мундштук, одновременно вибрируя языком (как при произнесении звука "тррр").

Возрастающий или затихающий звук достигается постепенным изменением силы дутья в мундштук дудки (от самого слабого до самого сильного или наоборот). Сигналы на дудке представляют собой комбинацию звуков, чередующихся в определённом порядке как по тону (высоте звука) и по характеру (постоянный, прерывистый, трель), так и по силе и продолжительности.

Из книги М.Ю. Горденева "Краткий исторический очерк создания
морского могущества России.

БОЦМАНСКАЯ ДУДКА

Вы знаете, что такое «боцманская дудка»? Это на старом российском флоте была у боцмана такая дудка для подачи команды на построение или на боевую тревогу или на аврал. Дудка – это свисток. И верещал этот свисток так пронзительно, так резко, что доставал аж до самых печёнок или до самой распоследней нервной клетки. У нас на учебном корабле тоже была такая дудка и была она только для формы дневального матроса. И сигналы она никакие не подавала, потому как была бракованная. Наша дудка была отлита из олова. Но отлита была безобразно, с браком. То – есть, посередине дудки была дырка. И дудка не свистела уже давно, а шипела. Но товарищ главный старшина Полисский об этом забыл, потому, как давно в эту дудку никто не свистел и даже не пытался свистеть.
И вот однажды стоял я на посту дневальным матросом и боцманская дудка висела у меня на груди на серебристой цепочки. Я понимал, что всё это надо для проформы, то – есть, для украшения нашей военной формы. Так положено было.
Дневальный матрос – это помощник дежурного офицера по кораблю. В данном случае – я дневалил по своей палубе. И вот однажды, стоял я на посту дневальным матросом, возле своего стола с телефоном, с авторучкой и со строгим журналом для приказов. В парадной форме и с красной повязкой на рукаве, на которой было написано: «Дневальный!». В мои обязанности входило не только отвечать на телефонные звонки, но и следить за порядком на вверенной мне палубе. А так – же встречать и провожать офицеров, гостей корабля, отдавать честь, стоя по стойке смирно и есть глазами начальство.
Но в данный момент, когда я дневалил, на корабле никого не было. Все разбежались по своим неотложным делам по учебной территории. И я откровенно скучал.
Но вдруг неожиданно увидел, что заходит на корабль сам товарищ главный старшина Полисский! Вместе с женой и двумя маленькими сыновьями. С гордым, высокомерным видом он показывает им наш корабль, хвалится своей работой, красивым и ухоженным кораблём:
«Вот это кубрики наших матросов – говорит он – в них они спят и отдыхают. А это моя канцелярия, здесь я работаю и тоже отдыхаю».
И, открыв дверь в свою канцелярию, показывает какой у него там порядок. И вот, наконец – то, они подходят ко мне, к дневальному матросу. Я вытянулся по стойке смирно.
«А этот матрос называется дневальным – продолжает Полисский, рассказывая своим сыновьям – а это висит у него на цепочке дудочка. Видите? Она называется боцманская дудочка. Нужная, понимаете – ли, вещь на корабле. А ну-ка, матрос, свистни, в эту дудочку».
А я Полисскому подмигиваю: ты что, мол, забыл? Она – же, бракованная! Но товарищ главный старшина, по видимому, забыл и грозно приказал:
«Товарищ матрос, я приказываю вам свистнуть в эту дудочку!».
Ну, я и свистнул. Но получился пшик. Звук так и называется:
«Пшик!», Полисский аж позеленел от злости:
«Наряд вне очереди вам, товарищ матрос! После вечерней поверке зайдёте ко мне у канцелярию!». И гневно сверкнув глазами, ушёл с корабля вместе со своей семьёй. Вечером после вечерней поверке прозвучала команда « отбой». Все легли спать, а я зашёл к товарищу Полисскому у канцелярию, вежливо постучав в дверь, и он мне выдал наряд: помыть гальюн на корабле! То есть – туалет.
«Через два часа разбудишь» - сказал он. А надо сказать, что гальюн на корабле у нас всегда отличался чистотой. И был намного чище, чем у иной хозяйки на кухне. Всё везде помыто, убрано, и что называется, не пылинки, не соринки. Стекло, пластик, фарфор. Всё блестит и сверкает!
После получения наряда я зашёл в гальюн, а там и убирать было нечего. Чистота была поразительная. И я тогда принёс из Ленинской комнаты подшивки журналов «Огонёк» и «Смена», стал читать и решать кроссворды. Прошло два часа. Я разбудил главного старшину Полисского и доложил:
« Товарищ главный старшина, ваш приказ выполнил!».
Полисский, заспанный зашёл в гальюн, чтобы принять у меня работу. Нашёл обгорелую спичку и обрывок шнурка.
«Н-ну! – сказал он – у тебя тут гадюки ползають, брёвна валяются. Через два часа разбудишь». И ушёл досыпать. Я тогда вообще ничего не делал. Сидел и читал журналы. Прошло два часа. И я снова разбудил Полисского.
«Товарищ главный старшина! Ваше приказание выполнил!» - доложил я. Он посмотрел порядок в гальюне и сказал:
«Молодец! Вот сейчас другое дело. Иди отдыхай».

Во все времена существовало большое количество различных морских званий и должностей как среди рядового, унтер-офицерского (старшинского), офицерского (командного), так и адмиральского (высшего командного) состава. Об истории возникновения некоторых из них и пойдет речь в нашей статье.
В художественной литературе о море и его тружениках часто встречаются повествования о юнгах. Само же наименование «юнга» произошло от английского слова «young» – молодой. На флоте так называли подростка, исполняющего обязанности матроса и обучающегося морскому делу. Еще в эпоху парусного флота английским адмиралам и командирам военных кораблей разрешалось брать в команду в качестве уборщиков и вестовых (денщиков) мальчиков девяти-десяти лет, которые одновременно с исполнением своих прямых обязанностей в обязательном порядке осваивали различные морские специальности. С годами некоторые из них дослуживались до офицерских чинов – лейтенантов и даже капитанов, как, например, известный английский капитан Джеймс Кук.
Юнги были и на кораблях российского военного морского флота, а позднее и на гражданских судах. Широкое распространение институт юнг получил в годы Советской власти. Значительное количество юных матросов служило в годы Великой Отечественной войны на боевых кораблях и гражданских судах. Из их числа впоследствии вышло много известных мореплавателей – штурманов и капитанов дальнего плавания, военноначальников, ученых, писателей. Так, в годы Великой Отечественной войны прошел свой боевой путь на торпедных катерах юнга Валентин Пикуль, впоследствии ставший известным в нашей стране и за ее пределами писателем.
В далеком прошлом корабельный (судовой) повар, готовящий пищу для команды на камбузе (кухне), получил свое название от голландского слова «кок», которое, в свою очередь, произошло от латинского слова «кокус» – повар. Это название сохранилось в повседневном обиходе моряков и в наши дни, как на военном, так и гражданском флотах.
Современная корабельная и судовая специальность «матрос» произошла от голландского слова, означающего «товарищ по мачте, по работе, напарник». Она получила широкое распространение на различных флотах мира и подразделяется на матросов 1-го и 2-го классов, матроса-рулевого, камбузника, ловца, матроса-обработчика, матроса, марсового матроса (специалиста по такелажным работам: на парусных судах – матроса, работающего на марсе), матроса-артиллериста (комендора), фалрепного (матрос, посылаемый с вахты подать фалреп) и т.д. Существует в военно-морском флоте и воинское звание старший матрос, что соответствует армейскому званию ефрейтор. На судах гражданского флота имеется должность старшего матроса, на которую назначаются высококвалифицированные специалисты из числа матросов 1-го класса.
В некоторых иностранных армиях существует звание капрал, соответствующее ефрейтору в российской армии. В российском же флоте официально такой чин отсутствует, однако на военном флоте «капралом» прозывали морских унтер-офицеров. А вот первый унтер-офицерский чин квартирмейстер не получил своего распространения на флоте.
В XVII веке в российском военно-морском флоте существовала унтер-офицерская должность «баталер», произошедшая от голландского слова «виночерпий». Изначально этот человек ведал содержанием и распределением продовольственных и винных припасов на кораблях. Позднее баталером стали называть унтер-офицера или кондуктора хозяйственной специальности, заведующего денежным, пищевым и вещевым довольствием. Сегодня это люди, на общественных началах занимающиеся лишь вопросами содержания на складах различного продовольствия и выдачей его на камбуз.
Назовем еще один младший унтер-офицерский чин российского флота, существовавший в XVIII веке, – «шхиман», который имел в подчинении шхимаимата. Однако это звание не прижилось на флоте.
Сегодня, как и сотни лет назад на судах довольно распространена должность плотника, который подчиняется боцману и при необходимости заменяет его. За неимением такого специалиста его обязанности на судне выполняет старший матрос или матрос 1-го класса.
А такой морской чин, как «комит» (аргузин, альгвазил), существовал лишь на галерах и принадлежал начальнику команды, руководившему действиями гребцов и распределявшему их для работы на веслах в три смены. С помощью своих помощников – подкомитов – они руководили действиями гребцов во время плавания. На галерах стран Средиземноморья в VII-ХVII веках комит по отношению к гребцам-каторжанам исполнял также обязанности надсмотрщика и палача. На груди комиты носили серебряную дудку – отсюда и пошли впоследствии на военных кораблях всем известные «боцманские дудки».
На греческих же кораблях-галерах гребцами командовал погоняла – «келеустос». А его помощников, отвечающих за каждый ярус весел, а также инструменты для отбивания такта гребли и плети, именовали «тойархами». Гребцы по ярусам палуб галеры подразделялись на «франитов», «цигитов» и «таламитов» (сверху вниз, соответственно). О прибытии галеры в порт извещал горнист – «буканет», а глубину моря при заходе в порты измерял с носовой части судна с помощью «болиса» (лота) «прореус».
Название чина «шкипер» (шхипер-корабельщик) пришло из датского языка. В наше время шкипером называют старшину или даже капитана несамоходного судна. Производным этого чина стало наименование «подшкипер», который выполнял обязанности по содержанию корабельного имущества (унтер-офицер) по морской части. В наши дни этот человек ведает имуществом на палубной части крупных судов.
Корабельный чин, а позднее должность «боцман» произошло от голландских слов, переводимых как «лодка» (корабль, судно) и «человек». В российском флоте боцман – старший над всеми корабельными унтер-офицерами и матросами, заведующий всеми работами по морской части и отвечающий за содержание корабля в чистоте. Позднее на гражданских судах боцманом именовался представитель младшего командного состава, которому был подчинен рядовой состав палубной команды по судовым хозяйственным работам. В обязанности боцмана входила организация судовых работ и содержание судна в чистоте, наблюдение за исправным состоянием трюмов, обучение рядового состава палубной команды. Он также следил за такелажными, якорными, буксирными и швартовыми устройствами и принадлежностями, тросами, блоками и т.д.
В настоящее время боцман подчиняется старшему помощнику капитана и является непосредственным начальником палубной команды. Этот человек обеспечивает техническое обслуживание корпуса, палуб, грузовых и судовых помещений, надстроек, танков пресной воды, измерительных, приемных и воздушных труб, рангоута, такелажа, включая и антенное хозяйство, трапных конструкций, кранцевой защиты, рулевого, грузового, якорного, швартового и буксирного устройств, спасательных средств, противопожарного и аварийно-спасательного оборудования и прочих устройств. Он ведает сменно-запасными частями, материально-техническим снабжением, кладовыми своего заведования и является непосредственным руководителем судовых работ.
В российском военно-морском флоте существовал еще и так называемый боцманмат – старший строевой унтер-офицер, который в отсутствии боцмана исполнял его обязанности. На современных учебных парусных судах служат сразу несколько боцманов по различным заведованиям (например, мачтам), во главе которых стоит главный боцман.
И, наконец, на кораблях российского военно-морского флота существовал и свой «кондуктор». Это был промежуточный чин между унтер-офицером и офицером, принадлежавший ближайшим помощникам офицеров-специалистов.

Николай ФИЛИПЕЦКИЙ


Самое обсуждаемое
Исследовательская работа Исследовательская работа
Конкурс «святые заступники руси Святой равноапостольный князь Владимир Конкурс «святые заступники руси Святой равноапостольный князь Владимир
Перестройка экономики на военные нужды Перестройка экономики на военные нужды


top