Развитие ребенка. игры и упражнения для развития эмоций. Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы у дошкольников Упражнения на проработку эмоций 5 7 лет

Развитие ребенка. игры и упражнения для развития эмоций. Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы у дошкольников Упражнения на проработку эмоций 5 7 лет

Эмоциональный интеллект входит в топ-10 компетенций , которые стоит освоить до 2020 года, согласно отчету Всемирного экономического форума в Давосе. Как его развивать, рассказывает HR-консультант и бизнес-тренер Анна Хитрик .

К концу XX века исследователи обратили внимание, что для успешной карьеры недостаточно обладать высоким интеллектом и быть экспертом в своей области. Необходимо что-то большее, связанное с чувствами и эмоциями человека. Это качество получило название «эмоциональный интеллект» (Emotional Intelligence).

По мнению научного журналиста Дэниэла Гоулмана, понятие «эмоциональный интеллект» включает в себя 5 компонентов.

1. Самосознание - способность человека правильно понимать свои эмоции и мотивацию, оценивать свои слабые и сильные стороны, определять цели и жизненные ценности.
2. Саморегуляция - способность контролировать свои эмоции и сдерживать импульсы.
3. Мотивация - способность стремиться к цели ради самого факта ее достижения.
4. Эмпатия - способность понимать эмоции, которые испытывают окружающие, учитывать чувства других людей при принятии решений, а также сопереживать другим людям.
5. Социальные навыки - способность выстраивать отношения с людьми и направлять их поведение в желаемом направлении.

Высокий уровень развития всех составляющих EI помогает нам эффективнее строить карьеру и чувствовать удовлетворение от своей работы. Давайте выделим 30 минут для себя и организуем мини-тренинг.

Учимся отслеживать свое состояние

Человек достигает цели только тогда, когда ясно видит, куда нужно идти, и понимает, что происходит вокруг. Тот, кто не знает собственного эмоционального мира, идет по жизни с закрытыми глазами.

По версии Пола Экмана, американского психолога и специалиста в области изучения эмоций, мы имеем 7 базовых эмоций: гнев (злость), печаль (грусть), презрение, отвращение, страх, удивление, радость. Они смешиваются в коктейли и образуют базу автоматических реакций на происходящее. При этом несколько эмоций (обычно две) являются в нашей жизни ведущими. И важно отследить, какие именно.


Упражнение 1.
Чтобы узнать, насколько вы понимаете свои чувства, ответьте на 3 вопроса.

1. Какую эмоцию я сейчас испытываю?
2. Именно сейчас эта эмоция полезна для меня?
3. Как часто на протяжении дня я испытываю эту эмоцию?

Описывайте только те эмоции, которые вы отметили у себя при чтении этих вопросов. Упражнение поможет запустить процесс самоанализа. Делайте его регулярно в разных ситуациях, и со временем вы привыкните обращать внимание на свои чувства.


Упражнение 2. «Дневник эмоций».
На протяжении дня записывайте все свои эмоции и события, которые их вызывали. Цель - лучше понять себя. Для визуализации можно использовать фломастеры для обозначения цвета эмоций или смайлики. А затем поставьте себе задачу - увеличить количество веселых смайликов. И помните, что большая часть событий – сами по себе нейтральны. А эмоции – это лишь наша реакция на них.

Эмоция

Вызвавшее ее событие

Управляем эмоциями

Порой наши эмоции подобны убежавшему из цирка тигру: он неуправляемый, поэтому может испугать и поранить окружающих (да и сам пострадать в итоге). Как научиться управлять своими реакциями?

Есть множество техник, например - управление эмоциями «через тело». Это интересный, а главное, применимый в любых условиях подход. Тело и разум человека - части одной системы, поэтому физическое и эмоциональное состояние тесно взаимосвязаны.


Упражнение 3.

1. Опустите голову, безвольно понурьте плечи и, глядя в пол, грустным голосом произнесите: «Я успешный человек, у меня все получается…»

2. Затем поднимите руки вверх, глядя в небо с поднятым подбородком, расправьте спину и скажите уверенным голосом: «Я неудачник, у меня все идет наперекосяк, ничего не получается…»

Что вы почувствовали? Оказывается, мозг не понимает слов! А вот мимика и жесты посылают сигналы в подкорку мозга (древнюю лимбическую систему), и мы начинаем чувствовать то, что транслирует тело.

Теперь, когда вы почувствовали разницу, на протяжении двух недель принимайте «позу лидера» хотя бы на пару минут в день. На третью неделю вы увидите, как изменился мир вокруг!


Конечно, для глобальных изменений этого недостаточно.
Если хотите управлять своим внутренним миром, вам нужны:

Здоровое питание;
- физическая активность (хотя бы 30 минут в день);
- дыхательные или другие практики для концентрации и снятия напряжения.


В качестве «скорой самопомощи» на каждый день можно использовать небольшое упражнение - его уместно делать в офисе или любом другом месте.


Упражнение 4.
Сядьте поудобнее, отдышитесь и сосредоточьте внимание на дыхании. Сделайте спокойный вдох на 4 счета, задержите дыхание на 4 счета, выдохните на 4 счета. Таким образом увеличивайте счет до 8 раз. Дышите так, пока не почувствуете, что восстановили свое эмоциональное состояние.

Понимаем свои внутренние мотивы

«Сердце» эмоционального интеллекта - наша собственная мотивация . Правило простое: если ты не знаешь, чего хочешь сам, ты не можешь мотивировать другого (сотрудника, ребенка, близкого человека).

Мотивация - это внутренние моторы, которые заставляют идти вперед и выходить из зоны комфорта. Одних мотивация побуждает взбираться на Эверест, других - сбивать ноги в кровь в пуантах, чтобы стать балериной. А в се, что находится извне, - это стимул, пресловутая «морковка», которая никакого отношения к мотивации не имеет.

Человека нельзя мотивировать извне. Можно только создать условия, в которых внутренние моторы заработают.

Чтобы осознать свои мотивы, нужно проделать серьезную внутреннюю работу. Для некоторых людей это становится путем длиною в жизнь.


Упражнение 5.
Как же можно определить свои мотивы? Задайте сами себе вопрос «Почему?» Причем последовательно, 5 раз. И сами на него отвечайте. Например: «Почему я хожу на работу?» Потому что это мое развитие. «Почему для меня важно развитие?» Чтобы доказать себе… «Почему мне нужно доказать себе…?» Мне важно быть достойным… «Почему мне важно быть достойным…?» Я смогу позволить себе… «Почему мне важно позволить себе…?» Чтобы чувствовать себя свободным и делать то, что я люблю.

Эти простые 5 вопросов и ответов дают видение своих глубинных мотивов к действию. Кстати, е сть еще один вопрос, который многое объясняет: «Что бы я делал даже без денег?»

Развиваем эмпатию

Эмпатия - это умение замечать и правильно оценивать эмоции окружающих. С эмпатией (и с ее недостатком) сталкивался каждый.

Наверное, многие попадали в такие ситуации:

вам кажется, что вы говорите с другим человеком на разных языках;
кто-то намеренно (или неосознанно) демотивирует коллектив;
вы испытываете «одиночество в толпе», когда всем вокруг весело;
вы не можете понять близкого человека и не находите слов, чтобы донести до него свою мысль.

Выделяют 3 уровня эмпатии:

1) понимание точки зрения другого человека;
2) определение эмоции, которую испытывает собеседник;
3) подбор уместной в данном контексте реакции.


Упражнение 6.
Как можно развить у себя эмпатию? Для этого упражнения вам потребуется напарник. Это может быть родственник, друг, коллега или просто человек, который готов вам помочь и выделить 20 минут своего времени. Выберите удобное место и спокойную обстановку. Продумайте тему вашей беседы (не обсуждайте ничего болезненного) и последовательность обсуждения.

Через 5 минут после начала разговора поставьте себя мысленно на место собеседника. Прочувствуйте все, что может сейчас его волновать, какие эмоциональные импульсы он ощущает. Держите свое внимание в фокусе, запоминайте каждое чувство.

Через 10 минут мысленно переместите себя в позицию наблюдателя. Сделать это будет проще, если вы представите, что смотрите на беседу как будто из верхнего угла комнаты. Обратите внимание, как изменились ваши реакции на слова, насколько внимательно вы слушаете собеседника. Многие говорят, что при этом обостряется восприятие: если до этого им как будто демонстрировали кино плохого качества, то теперь появляются яркие краски, фокус и резкость.

Повторяйте это упражнение по крайней мере раз в неделю. Навык эмпатии нарабатывается!

Вот вам яркий пример эмпатии. В программе параолимпиады был забег на 100-метровую дистанцию. На старте беговой дорожки стояли 9 участников с инвалидностью. Прозвучал выстрел, начался забег. Но когда участники пробежали около трети дистанции, один из них - почти мальчик - споткнулся и упал, сделав несколько кувырков. От боли и досады он начал плакать. Услышав его плач, остальные 8 участников остановились и… вернулись обратно. Все! Девушка с синдромом Дауна присела рядом с упавшим парнем, обняла его и спросила: «Теперь тебе лучше?» Потом все они дружно пошли к финишу плечом к плечу. А зрители на стадионе аплодировали им стоя…

Социальные навыки: ищем нужные слова

Любая коммуникация – это не то, что ты хочешь сказать, а то, какую реакцию ты хочешь вызвать.

Основные правила успешной коммуникации просты:

В ызывайте интерес и доверие на первом этапе контакта;
подтверждайте свои тезисы (статистическими данными, необходимой собеседнику достоверной информацией);
выявляйте потребности собеседника и предлагайте выгодные для него решения;
черпайте энергию в новизне: знакомьтесь с новыми людьми, бывайте в новых местах.


Упражнение 7.
Предположим, что завтра вам нужно представить себя на очень важном форуме. На выступление у вас есть ровно 31 секунда. Чтобы подготовиться к презентации, сделайте следующее:

вообразите помещение, где будете выступать, и людей, которые в нем находятся;
п рочувствуйте их эмоции, поймите, чего они хотят;
ощутите уверенность в себе;
в одном предложении изложите суть своего выступления.

Подведем итоги

Итак, что важно для развития эмоционального интеллекта?

Определять свои эмоции и управлять ими.
Понимать свои внутренние моторы - мотивы.
Применять навыки эмпатии в общении.
В процессе коммуникации понимать позицию и потребности собеседника.

Зная, чего хотят окружающие люди, можно объединить ваши цели, и тогда никто не будет в проигрыше!


Узнайте больше о роли эмоционального интеллекта в работе из интервью Алины Носенко

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 19 общеразвивающего вида»

г. Печора

Картотека развивающих игр и упражнений на развитие эмоциональной сферы детей и снятие напряжения

«Радуюсь, грущу, удивляюсь»

Составитель:

музыкальный руководитель

Красова С.П

Картотека игр

на развитие эмоциональной сферы детей

Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность, поэтому эмоции, которые он испытывает, легко прочитываются на лице, в позе, жестах, во всем поведении.

Поступая в детский сад, ребенок попадает в новые, непривычные условия, в окружение незнакомых ему взрослых и детей, с которыми приходится налаживать взаимоотношения. В этой ситуации педагогам и родителям необходимо объединить усилия для обеспечения эмоционального комфорта ребенка, развития умения общаться со сверстниками.

Игра «Детский сад»

Выбираются два участника игры, остальные дети – зрители. Участникам предлагается разыграть следующую ситуацию – за ребенком в детский сад пришли родители. Ребенок выходит к ним с выражением определенного эмоционального состояния. Зрители должны отгадать, какое состояние изображает участник игры, родители должны выяснить, что произошло с их ребенком, а ребенок рассказать причину своего состояния.

Игра «Художники»

Цель: развивать способность и выражать различные эмоции на бумаге.

Участникам игры предъявляются пять карточек с изображением детей с разными эмоциональными состояниями и чувствами. Нужно выбрать одну карточек и нарисовать историю, в которой выбранное эмоциональное состояние является основной сюжета. По окончании работы проводится выставка рисунков. Дети отгадывают, кто является героем сюжета, а автор работы рассказывает изображенную историю.

Игра «Четвертый лишний»

Цель: развитие внимания, восприятия, памяти, распознавание различных эмоций.

Педагог предъявляет детям четыре пиктограммы эмоциональных состояний. Ребенок должен выделить одно состояние, которое не подходит к остальным:

Радость, добродушие, отзывчивость, жадность;

Грусть, обида, вина, радость;

Трудолюбие, лень, жадность, зависть;

Жадность, злость, зависть, отзывчивость.

В другом варианте игры педагог зачитывает задания без опоры на картинный материал.

Грусти, огорчается, веселиться, печалиться;

Радуется, веселиться, восторгается, злиться;

Радость, веселье, счастье, злость;

Игра «Кого - куда»

Цель: развивать способность распознавать различные эмоции.

Педагог выставляет портреты детей с различными выражениями эмоциональных чувств, состояний. Ребенку нужно выбрать тех детей, которых:

Можно посадить за праздничной стол;

Нужно успокоить, подбирать;

Обидел воспитатель;

Ребенок должен объяснить свой выбор, называя признаки, по которым он понял, какое настроение у каждого изображенного на рисунке ребенка.

Игра «Что было бы, если бы.»

Цель: развивать способность распознавать и выражать различные эмоции.

Взрослый показывает детям сюжетную картинку, у героя (ев) которой отсутствует (ют) лицо (а). Детям предлагается назвать, какую эмоцию они считают подходящей к данному случаю и почему. После этого взрослый предлагает детям изменить эмоцию на лице героя. Что было бы, если бы он стал веселым (загрустил, разозлился и т. д.?

Можно разделить детей на группы по количеству эмоций и каждой группе предложить разыграть ситуацию. Например, одна группа придумывает и разыгрывает ситуацию, герои которой злятся, другая – ситуацию, в которой герои смеются.

Игра «Что случилось?»

Цель: учить детей распознавать различные эмоциональные состояния, развивать эмпатию.

Педагог выставляет портреты детей с различными выражениями эмоциональных состояний, чувств. Участники игры поочередно выбирают любое состояние, называют его и придумывают причину, по которой оно возникло: «Однажды я очень сильно,» потому что…» Например, «Однажды я очень сильно обиделся, потому что мой друг….»

«Крошка Енот»

Цель: развивать способность распознавать и выражать различные эмоции.

Один ребенок – Крошка Енот, а остальные его отражение («Тот, который живет в реке».) Они сидят свободно на ковре или стоят в шеренге. Енот подходит к «реке» и изображает разные чувства (испуга, интереса, радости, а дети точно отражают их с помощью жестов и мимики. Затем на роль Енота поочередно выбираются другие дети. Игра заканчивается песней «От улыбки, станет всем теплей».

Картотека игр и упражнений

Эмоция гнев, злость

Гнев – одна из важнейших эмоций человека, и в тоже время одна из самых неприятных.

Злой, агрессивный ребенок, драчун и забияка – большое родительское огорчение, угроза благополучию детского коллектива, «гроза» дворов, но одновременно и несчастное существо, которое никто не понимает, не хочет приласкать и пожалеть. Детская агрессивность – признак внутреннего эмоционального неблагополучия, сгусток негативных переживаний, один из неадекватных способов психологической защиты. Поэтому наша задача помочь ребенку избавиться от накопившегося гнева конструктивными методами, т. е. мы должны научить дошкольника доступным способам выражения гнева, не причиняющим вреда окружающим.

Игра «Ласковые лапки»

Цель: снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия.

Ход игры: взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т. д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть: взрослый объясняет, что по руке будет ходить зверек и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой зверек прикасался к руке – отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.

Вариант игры: «зверек» будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком местами.

Упражнение “Злюка”.

Цель: развивать способность распознавать ми различные эмоции с помощью мимики и пантомимики.

Детям предлагается представить, что в одного из ребенка “вселились” злости и гнев и превратили его в Злюку. Дети становятся в круг, в центре которого стоит Злюка. Все вместе читают небольшое стихотворение:

Жил (а)-был (а) маленький (ая) мальчик (девочка).

Маленький (ая) мальчик (девочка) сердит (а) был (а).

Ребенок, выполняющий роль Злюки, должен передать с помощью мимики и пантомимики соответствующее эмоциональное состояние (сдвигает брови, надувает губы, размахивает руками). При повторении упражнения всем детям предлагается повторить движения и мимику сердитого ребенка.

Игра «Волшебные мешочки»

Цель: снятие психонапряжения детей.

Детям предлагается сложить в первый волшебный мешочек все отрицательные эмоции: злость, гнев, обиду и пр. В мешочек можно даже покричать. После того, как дети выговорились, мешочек завязывается и прячется. Затем детям предлагается второй мешочек, из которого дети могут взять те положительные эмоции, которые они хотят: радость, веселье, доброту и пр.

Упражнение «Закончи предложение»

«Злость – это когда…»

«Я злюсь, когда…»

«Мама злится, когда…»

«Воспитатель злится, когда…»

«А теперь закроем глаза и найдем на теле место, где у вас живет злость. Какое это чувство? Какого оно цвета? Перед вами стоят стаканы с водой и краски, окрасьте воду в цвет злости. Дальше, на контуре человека найдите место, глее живет злость, и закрасьте это место цветом злости».

Упражнение «Уходи, злость, уходи!»

Цель: снятие агрессивности.

Играющие лежат на ковре по кругу. Между ними подушки. Закрыв глаза, они начинают со всей силы быть ногами по полу, а руками по подушкам, с громким криком «Уходи, злость, уходи!» Упражнение продолжается 3 минуты, затем участники по команде взрослого ложатся в позу «звезды», широко раздвинув ноги и руки, спокойно лежат, слушая спокойную музыку, еще 3 минуты.

Картотека игр и упражнений

Эмоция Удивления

Удивление - это самая кратковременная эмоция. Удивление возникает внезапно. Если у вас есть время подумать о событии и порассуждать о том, удивляет вас произошедшее или нет, значит, вы не испытали удивления. Вы не можете удивляться долго, если только поразившее вас событие не открывается для вас своими новыми неожиданными гранями. Удивление никогда не растягивается. Когда вы перестаете испытывать удивление, то оно исчезает зачастую так же быстро, как и возникло.

Упражнение «Закончи предложение».

«Удивление – это, когда…»

«Я удивляюсь, когда…»

«Мама удивляется, когда…»

«Воспитатель удивляется, когда…»

Упражнение "Зеркало".

Предложить детям посмотреть в зеркало, представить себе, что там отразилось что-то сказочное, и удивиться. Обратить внимание детей на то, что каждый человек удивляется по-своему, но, несмотря на разницу, в выражениях удивления всегда есть что-то похожее. Вопрос:

Что общего в том, как вы изображали удивление?

Игра "Фантазии".

Предлагается детям продолжить начало удивительных приключений:

К нам пришел слон.

Мы оказались на другой планете.

Внезапно исчезли все взрослые.

Волшебник ночью поменял все вывески на магазинах.

Этюд Фокус на выражение удивления

Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было. Из чемодана выпрыгнула собака.

Этюд "Погода изменилась".

Детям предлагается представить себе, как вдруг, неожиданно для всех, закончился дождь и выглянуло яркое солнышко. И это произошло так быстро, что даже воробьи удивились.

Вопрос:

Что с вами произошло, когда вы представили себе такие неожиданные перемены в погоде?

Картотека игр и упражнений

Эмоция Страх

Страх

Это одна из первых эмоций, которую испытывает новорожденный младенец; связана с ощущением опасности. Уже в первые месяцы жизни ребенок начинает пугаться, сначала резких звуков, затем незнакомой обстановки, чужих людей. С ростом ребенка часто вместе с ним растут и его страхи. Чем больше расширяются знания малыша, и развивается фантазия, тем больше он замечает опасностей, которые подстерегают каждого человека. Грань между нормальным, охранительным страхом и страхом патологическим нередко оказывается размытой, но в любом случае страхи мешают ребенку жить. Они его тревожат и могут вызвать невротические расстройства, которые проявляются в виде тиков, навязчивых движений, энуреза, заикания, плохого сна, раздражительности, агрессивности, плохом контакте с окружающими, дефиците внимания. Это далеко не полный перечень неприятных последствий, к которым приводит не преодоленный детский страх.

Страхам особенно подвержены ранимые, чувствительные, повышено самолюбивые дети. Самые распространенные страхи у дошкольников – это страх темноты, ночных кошмаров, одиночества, сказочных хулиганов, бандитов, войны, катастроф, уколов, боли, врачей.

Помочь ребенку преодолеть появившиеся страхи должны взрослые, и в первую очередь, родители.

Упражнение «Одень страшилку».

Цель: дать детям возможность по - работать с предметом страха.

Педагог заранее готовит черно-белые рисунки страшного персонажа: Бабу- Ягу. Он должен «одеть его» при помощи пластилина. Ребенок выбирает пластилин нужного ему цвета, отрывает маленький кусочек и размазывает его внутри страшилки. Когда дети «оденут» страшилку, они рассказывают о ней группе, что этот персонаж любит и не любит, кого боится, кто его боится?

Упражнение «Дорисуй страшного».

Цель: помочь детям в проявлении чувств по отношению к предмету страха.

Ведущий заранее готовит незавершенные черно – белые рисунки страшного персонажа: скелета…Он раздает детям и просит дорисовать его. Затем дети показывают рисунки и рассказывают истории про них.

Упражнение «Азбука настроений».

Цель: научить детей находить конструктивный выход из ситуации, ощущать эмоциональное состояние своего персонажа.

«Посмотрите, какие картинки я вам принесла (кошка, собака, лягушка). Все они испытывают чувство страха. Подумайте и решите, кого из героев сможете показать каждый из вас. При этом надо сказать о том, чего боится ваш герой и чего надо сделать, чтобы его страх пропал.

Упражнение «Конкурс боюсек».

Цель: предоставить детям возможность актуализировать свой страх поговорить о нем.

Дети быстро передают мяч по кругу и заканчивают предложение: «Дети боятся…». Кто не сможет придумать страх, выбывает из игры. Повторяться нельзя. В конце определяется победитель конкурса «боюсек».

Упражнение «Рыбаки и рыбка».

Цель: снятие психомышечного напряжения, страха прикосновения.

Выбирается две рыбки. Остальные участники встают парами лицом друг к другу в две линии, берут друг друга за руки – образуя собой «сеть». Ведущий объясняет детям, что маленькая рыбка случайно попалась в сеть и очень хочет выбраться. Рыбка знает, что это опасно, но впереди ее ждет свобода. Она должна проползти на животе под сцепленными руками, которые при этом задевают ее по спине, слегка поглаживают, щекочут. Выползая из сети, рыбка ждет свою подругу, ползущую за ней, они вместе берутся за руки и становятся сетью.

Игра «Пчелка в темноте»

Цель: коррекция боязни темноты, замкнутого пространства, высоты.

Ход игры: пчелка перелетала с цветка на цветок (используются детские скамейки, стульчики, тумбы разной высоты, мягкие модули). Когда пчелка прилетела на самый красивый цветок с большими лепестками, она наелась нектара, напилась росы и уснула внутри цветка. Используется детский столик или высокий стул (табуретка, под который залезает ребенок. Незаметно наступила ночь, и лепесточки стали закрываться (столики и стулья покрываются материей). Пчелка проснулась, открыла глаза и увидела, что кругом темно. Тут она вспомнила, что осталась внутри цветка и решила поспать до утра. Взошло солнышко, наступило утро (материя убирается, и пчелка вновь стала веселиться, перелетая с цветка на цветок. Игру можно повторять, усиливая плотность ткани, тем самым увеличивая степень темноты. Игра может проводиться с одним ребенком или с группой детей.

Упражнение «Воспитай свой страх».

Цель: коррекция эмоции страха.

Дети вместе с педагогом придумывают, как воспитать страх, чтобы сделать страшилку доброй, пририсовать ей воздушные шары, нарисовать улыбку, или сделать страшилку – смешной. Если ребенок боится темноты, нарисовать свечку и т. д.

Упражнение «Мусорное ведро».

Цель: снятие страхов.

Ведущий предлагает рисунки страхов разорвать на мелкие кусочки и выбросить в мусорное ведро, тем самым, избавляясь от своих страхов.

Картотека игр и упражнений

Эмоция Радость

Радость

Фактором, отражающим эмоциональное благополучие ребенка, является состояние удовольствия и радости. Радость характеризуется как приятное, желанное, позитивное чувство. При переживании этой эмоции ребенок не испытывает ни психологического, ни физического дискомфорта, он беззаботен, чувствует себя легко и свободно, даже движения его становятся легче, сами по себе принося ему радость.

В детские годы эмоция радости может быть вызвана вполне определенными видами стимуляции. Ее источником для ребенка является ежедневное общение с близкими взрослыми, проявляющими внимание и заботу, в игровом взаимодействии с родителями и сверстниками. Эмоция радости выполняет важную функцию в формировании чувства привязанности и взаимного доверия между людьми.

Для знакомства с эмоцией радости используются различные упражнения.

Упражнение на разыгрывание историй .

Цель: развитие выразительных движений, способности понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выражать собственное.

«Сейчас я расскажу вам несколько историй, и мы попробуем их разыграть, как настоящие актеры».

История 1 «Хорошее настроение»

«Мама послала сына в магазин: «Купи, пожалуйста, печенье и конфеты,- сказала она,- мы попьем чаю и пойдем в зоопарк». Мальчик взял у мамы деньги и вприпрыжку побежал в магазин. У него было очень хорошее настроение».

Выразительные движения: походка - быстрый шаг, иногда вприпрыжку, улыбка.

История 2 «Умка».

«Жила- была дружная медвежья семья: папа медведь, мама медведь и их маленький сыночек- медвежонок Умка. Каждый вечер мама с папой укладывали Умку спать. Медведица его нежно обнимала и с улыбкой пела колыбельную песенку, покачиваясь в такт мелодии. Папа стоял рядом и улыбался, а потом, начиная подпевать маме мелодию».

Выразительные движения: улыбка, плавные покачивания.

Игра с зеркалом.

«Сегодня мы с вами попытаемся встретиться со своей улыбкой в зеркале. Возьмите зеркало, улыбнитесь, найдите ее в зеркале и закончите по очереди предложение: «Когда я радуюсь, моя улыбка похожа на…»

Этюд «Встреча с другом»

У мальчика был друг. Но вот настало лето, и им пришлось расстаться. Мальчик остался в городе, а его друг уехал с родителями на юг. Скучно в городе без друга. Прошел месяц. Однажды идет мальчик по улице и вдруг видит, как на остановке из троллейбуса выходит его товарищ. Как же обрадовались они друг другу!

Упражнение «Изобрази…»

Цель: закрепление у детей полученных знаний о чувстве радости. «Давайте поиграем в игру, я назову по имени одного из вас, брошу ему мяч и попрошу, например, «… изобрази радостного зайчика».

Тот из вас кого я назову, должен поймать мяч, изображая зайчика, говорит следующие слова: «Я – зайчик. Я радуюсь, когда…»

«Тренируем эмоции»

Попросите ребенка нахмуриться - как:

Осенняя туча,

Рассерженный человек,

Злая волшебница.

улыбнуться, как:

Кот на солнце,

Само солнце,

Как Буратино,

Как хитрая лиса,

Как радостный ребенок,

Как будто ты увидел чудо.

позлись, как:

Ребенок, у которого отняли мороженое,

Два барана на мосту,

Как человек, которого ударили.

испугайся, как:

Ребенок, потерявшийся в лесу,

Заяц, увидевший волка,

Котенок, на которого лает собака.

устань, как:

Папа после работы,

Муравей, поднявший тяжелый груз,

отдохни, как:

Турист, снявший тяжелый рюкзак,

Ребенок, который много потрудился, но помог маме,

Как уставший воин после победы.

Упражнения для расширения эмоционального словарного запаса

1. "Назови похожее"

Цель: активизировать словарный запас за счет слов, обозначающих различные эмоции.

Ведущий называет основную эмоцию (или показывает ее схематическое изображение, или разыгрывает сам), а дети вспоминают те слова, которые обозначают эту эмоцию. Можно разделить детей на две команды. Представители каждой команды по очереди называют синонимы. Выигрывает та команда, которая последней назвала слово.

2. Рассматривание картинки и картины, где изображены люди, лица, отгадываем и называем, какое настроение у этого человека, предполагаем, почему оно такое.

Словарь: веселое, хорошее, сердитое, плохое, печальное, угрюмое, подавленное.

3. Пытаемся определить и назвать какое выражение глаз.

Словарь: насмешливое, хитрое, озорное, бесшабашное, печальное, обиженное, злое, злобное, безумное, испуганное, жалкое, умоляющее, просящее, жалостливое.

4.Подобрать слова к картинке, на которой изображены веселящиеся дети.

Словарь: радость, веселье, праздник, восторг, ликование.

5.Подбираем слова к картине с печальным сюжетом.

Словарь: грусть, тоска, печаль, уныние, горе, хандра.

Пиктограммы позволяют закрепить представление детей об эмоциях человека . Дети должны рассмотреть пиктограммы и рисунки с изображением различных выражений лица, сравнить их. Стоит уделить внимание выражению глаз, расположению уголков губ, подбородка и тому подобное. Взрослый должен объяснить, что, несмотря на непохожесть людей между собой по возрасту, внешности, выражению их лиц иногда бывают схожими. Это происходит при определенных обстоятельствах: в тот момент, когда люди радуются, грустят, напуганы, обозлены. Демонстрируя пиктограммы, следует обратить внимание детей, что лицо нарисовано на бумаге с помощью геометрических фигур (квадрат, круг), точки, линии. Такой рисунок - условное изображение. Более точное изображение лица человека передают фотографии. Кроме того, себя можно увидеть в зеркале, в водоемах. Когда еще не было фотоаппаратов, люди рисовали картины, на которых также изображали свое лицо или лицо своих родных.

Постепенно дошкольники будут учиться использовать пиктограммы для определения собственного настроения, настроения родителей, родственников, взрослых, которые им небезразличны .

Упражнение «Выбери правильно»

Ребенок (дети) рассматривает карточки с изображениями эмоций. Взрослый проводит с ней (ним) беседу и предлагает выполнить задание.

Задача: внимательно прослушать сообщение взрослого и с его помощью определить, какая карточка более всего соответствует ситуации:

Что случится с мишкой, которого покусали пчелы?

Как ты себя чувствуешь, когда другие ласково обращаются к тебе, улыбаются, говорят приятные слова?

Что чувствует мальчик, который сломал свою любимую игрушку?

Что чувствует девочка, которая увидела на улице больную кошку?

Что чувствует бабушка, когда внуки дарят ей букет цветов?

Что чувствуешь ты, когда дети называют тебя «плохими» словами?

Что чувствует зайчик, когда за ним гонится лиса?

Что чувствует мальчик, носки которого испачкали другие дети

Как чувствует себя мальчик, который потерялся?

Как чувствует себя мальчик, которого угостили чем-нибудь вкусненьким?

Как будет чувствовать себя человек, на которого напала разъяренная собака?

Что чувствует мальчик, которому не удается застегнуть пуговицу?

Как ты себя чувствуешь, когда другие дети не берут тебя в игру?

Как чувствует себя девочка, которая увидела, что другие дети разрушили сделанный ею домик из песка?

Что ты чувствуешь, когда удалось нарисовать красивый рисунок?

Беседы психолога с детьми на тему эмоции

Разъяснения и беседы должны проводиться взрослым систематически. Информируя ребенка, следует повторять, закреплять и последовательно распространять информацию. Для детей младшего дошкольного возраста продолжительность беседы - неопределенная. В детском саду беседы следует проводить индивидуально или в небольших группах. Пригодятся и адресные превентивные беседы с теми детьми, которые постоянно нарушают правила взаимодействия со сверстниками, агрессивно настроенными, склонными к проявлениям насилия.

В воспитательной работе желательно систематически применять беседы о базовых эмоциях человека, их особенностях, событиях, которые их вызвали. Разговор с ребенком о чувствах взрослого человека позволит ему осознать, что в мире существуют вещи, которые не оставляют равнодушными, - через них человек радуется, грустит, удивляется. Следует подчеркнуть, что радость, удивление, печаль и злость являются естественными ощущениями человека в любом возрасте, и подчеркнуть: осуждаются не сами эмоции, а действия, поступки, которые их сопровождают.

Во время беседы ребенок не только обогащается знаниями. Беседы становятся составной частью отношений и взаимоотношений с взрослым: ребенок осознает, что его понимают, он небезразличен для другого человека, его ощущения - значимы.

Подчеркиваем важность разъяснения младшему дошкольнику особенностей эмоционального реагирования человека. Ребенок должен осознать, что взрослый человек, так же, как и он, расстраивается, сердится, обижается, радуется.

Он может находиться в хорошем или плохом настроении. Необходимо обратить внимание на то, что настроение передается другим людям: грусть или гнев от одного человека переходит к другому. Поэтому лучше делиться приятными впечатлениями, радостью, улыбками, чем «заражать» друг друга грустью и яростью. Не менее важно дать объяснения относительно того, что разные люди по-разному реагируют на одни и те же события. Например, если потерялась игрушка, у одного ребенка это вызовет отчаяние и печаль, у другого гнев, ярость.

Стоит обращать внимание дошкольников на то, как люди реагируют на различные события. Выбрать такие моменты, когда сверстники наиболее отчетливо проявляют эмоции, и дать возможность понаблюдать за их эмоциональной экспрессией.

Когда следует проводить беседу?

Ответить на этот вопрос однозначно невозможно. Ориентиром должна быть ситуация и потребности самого ребенка: его желание расширить собственные представления, получить разъяснения, совет, помощь.

Единственное, чего не следует делать, - проводить беседы с одним ребенком ежедневно в строго определенное время. Кроме того, важно предотвращать превращение беседы в поучительную нотацию.

Ориентировочные темы бесед:

- «Ласковое имя»,

- «Разные люди - разные лица»,

- «Движения человека»,

- «Приятное - неприятное» и другие.

Упражнение «Ласковое имя»

Дети находятся вокруг взрослого, образуя круг, и по очереди называют свое имя. Повторяя его вместе с другими, взрослый обращает внимание на то, что есть у ребенка, который назвал себя: внешность (цвет волос, глаз, губ и т.д.), одежда, настроение. Другие дети здороваются с ребенком, искренне улыбаются, ласково касаются его, глядя в глаза. Взрослый спрашивает воспитанников, как можно по-другому обратиться к ребенку, не меняя его (ее) имя (Елена - Алена - Леночка). Выслушав сверстников, ребенок рассказывает, как обращаются к нему близкие взрослые, как называют его члены семьи (Солнышко, Зайка, Звездочка).

Взрослый спрашивает, кого в семье называют так же, если есть такой ребенок в кругу, то оба ребенка выходят в центр круга: другие дошкольники должны отыскать сходство между ними.

Упражнение «Разные люди-разные лица»

Взрослый предлагает осуществить чрезвычайно важное «исследование»: закрыть глаза, кончиками пальцев прикоснуться к собственному носу, лбу, щекам, волосам, повернуть голову в сторону, открыть и посмотреть на соседа сначала правым, затем - левым глазом. Взрослый акцентирует внимание на том, что у разных людей разные лица. Присматриваясь к тем, кто тебя окружает, можно увидеть, что у одних - большие глаза, у других - маленькие, у одних пухлые губы, у других - узкие. Имеется сходство и непохожесть в размере и цвете глаз, щек, губ, их расположении. Эти особенности отличают одного человека от другого и дают возможность его запомнить.

Кроме того, люди имеют разные выражения лица. Выражение лица, как новогоднюю маску, человек может менять по собственному желанию. Каждый решает сам, какое выражение ему нравится, он будет иметь радостное лицо или недовольное. Ребенку следует объяснить, что ощущение сказывается на внешнем виде человека: радостный человек - спокойный, глаза «светятся», голос негромкий, движения уравновешенные, плечи расправлены, губы «растягиваются» в широкую улыбку. Чувствуя радость, человек хлопает в ладоши, поет, танцует. Грустный человек - беспокойный, вялый, имеет полуприкрытые, влажные от слез глаза, тихий голос, сжатые губы. Печалясь, он старается избегать общения с другими, остается в одиночестве.

Особое выражение лица возникает у человека тогда, когда появляется недовольство, обида. О том, что человек чувствует злость, свидетельствуют его нахмуренные брови, прищуренные глаза, стиснутые зубы, опущенные уголки губ. Злость вызывает напряжение не только мышц лица, но и тела: руки согнуты в локтях, пальцы собраны в кулак.

Предлагая детям внимательно посмотреть на лица друг друга, взрослый обращает внимание на выражение лица соседа (соседей) слева, справа, напротив. На счет три - каждый ребенок демонстрирует различные выражения лица.

Упражнение «Приятное - неприятное»

Во время беседы следует разъяснить, что способен испытывать каждый человек. Его ощущения бывают приятные и неприятные. Интересно узнать, что является приятным для тебя самого, близкого тебе человека, твоих родителей. Приятными и неприятными могут быть люди, животные, предметы, события.

Если нежно прикоснуться к другому - это вызывает приятные ощущения (взрослый ласково касается, гладит каждого ребенка), если вести себя грубо, например, крепко стиснуть руку человека - это неприятно и даже может вызвать боль. При таких условиях выражение лица человека показывает, что он чувствует и нравится ли это ему. Следует обязательно пояснить младшим дошкольникам, что, кроме прикосновений, человек реагирует на слова других, тон разговора и их поведение. Неприятные слова, оскорбительные сравнения так же вызывают недовольство, возмущение. И еще - каждый человек достаточно чувствительный к силе голоса другого человека, щебету и пению птиц, возгласов животных, звуку музыкальных инструментов.

Упражнение «Движения человека»

Взрослый обращает внимание на необходимость человека менять положение тела. Подчеркивает, что каждый ребенок любит поиграть, попрыгать, побегать, потанцевать. Поскольку очень трудно долго стоять или сидеть в одной позе, приходится все время менять положение частей тела (руки, ноги, голова, туловище, шея). Детям предлагается встать на одну ногу и замереть (почувствовать, насколько это удобно/не удобно), попрыгать, потанцевать, потопать, покрутиться (покружиться вокруг стула, игрушки), в паре.

Уместно поставить вопрос: «другие дети же ничего не видят, как и ты, в то время, когда ты закрываешь глаза?»

Следует обязательно обратить внимание на то, что двигаться не сталкиваясь возможно. Иногда человек попадает в толпу. Среди большого количества посторонних людей чрезвычайно важно быть наблюдательным, внимательным. Если не учитывать направления движения людей вокруг, можно нанести вред и себе и другому человеку. Взрослый отмечает, что толкание, затрагивание другого, даже случайное, может вызвать неудобство, вызвать боль, что, в свою очередь, становится причиной раздражения, возмущение, гнев. Конечно, этого можно избежать, если уделять больше внимания собственным движениям, развивать гибкость тела, восприимчивость.

Следует отметить, что человек движется не только для своего удовольствия. Движения руками, пальцами, наклон головы, туловища помогают людям рядом понять его самочувствие.

Возраст человека также сказывается на его движениях. Маленький ребенок, взрослый и пожилой человек движутся по-разному. Так, жесты взрослого человека, который хорошо себя чувствует, - четкие и выразительные. Детям следует подумать, почему пожилые люди не так искусны, как маленькие дети.

Обратить внимание следует и на то, что различаются между собой жесты мальчиков и девочек. Последние движутся с легкостью, плавно. Движения мальчиков - резче. Стоит сравнить движения людей и животных. Человек, который чувствует угрозу, напуган, не уверен - закрывает глаза, пытаясь спрятать лицо. Именно так делает огромная птица - страус, пряча голову в песок, или обезьяна, которая залезает высоко на дерево и закрывает лапами глаза. Если же человек радостный и довольный, он хлопает, подпрыгивает, кружится. И в этом случае его поведение, позы, жесты напоминают действия представителей животного мира. Например, лебедь танцует на воде, собака подпрыгивает на месте.

При проведении бесед необходимо помочь ребенку найти ответ на следующие вопросы:

Когда человек радуется?

Когда бывает страшно?

Когда человек плачет?

Что заставляет людей улыбаться?

Когда на лице появляется улыбка?

С кем приятно общаться?

Кто в семье всегда радует тебя, а кто огорчает?

class="eliadunit">

Может ли быть красивым злой человек?

Что было самое приятное в жизни?

Кто из твоих знакомых имеет красивый голос?

Чем ты можешь порадовать других?

Чем ты можешь огорчить близкого человека?

Ориентировочные варианты беседы психолога с детьми

Беседа «НАСТРОЕНИЕ»

1. Что значит «хорошо себя чувствовать»?

2. Как ты узнаешь, какое у тебя настроение?

3. Когда у тебя преобладает хорошее настроение?

4. От кого твое настроение портится?

5. Как ты сейчас себя чувствуешь? Почему?

6. Можешь ли ты способствовать улучшению настроения? Как именно?

Беседа «ЖЕЛАНИЯ»

1. Чего тебе больше всего хочется?

2. Выполнимое ли это желание? Почему?

3. Что ты будешь чувствовать, если оно действительно осуществится? Почему?

4. От кого зависит осуществление этого желания?

5. Чего ты больше всего не хочешь? Почему?

6. Что ты можешь сделать, чтобы нежелательное не случилось?

Беседа «Любовь»

1. Что значит «любить»?

2. Как распознать человека, который любит?

3. Кого ты любишь? Почему?

4. Кто любит тебя? Почему?

5. Как ты узнаешь о том, что тебя любят?

6. Любишь ли ты себя? За что именно?

7. Чем ты себе не нравишься?

8. Кого ты не любишь? Почему?

9. Кто не любит тебя? Почему?

10. Можно ли прожить без любви?

11. Чем отличается чувство привязанности, симпатии, товарищества, влюбленности, любви?

Беседа «ВРЕМЯ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»

1. Как ты думаешь, до какого возраста ты доживешь?

2. Что важное случилось с тобой, когда ты был маленьким?

3. Что интересного произошло с тобой сегодня?

4. Какие приятные - неприятные события могут произойти с тобой:

а) в ближайшее время?

б) когда будешь заканчивать школу?

в) когда будешь взрослым человеком?

г) когда превратишься в старика?

Беседа «ЦЕННОСТЬ ЖИЗНИ»

1. Доволен ли ты своей жизнью? Почему?

2. Что в жизни для тебя самое дорогое?

3. У тебя есть личные планы? Какие же?

4. Что в жизни зависит от тебя?

5. Чего ты добился собственными силами?

6. Что необходимо для победы?

7. Ты - хороший человек? Почему так считаешь?

8. Чем ты особенный?

9. Чем похож на других?

10. Что ты сделал по совести?

Организовывать время от времени индивидуальные тематические беседы, направленные на то, чтобы помочь ребенку осознать свои переживания и со временем научиться регулировать их. Это необходимо, поскольку дает понимание внутреннего мира каждого ребенка (темы: «Настроение», «Желание», «Страхи», «Радость», «Уважение», «Любовь», «Обида», «Долг» ...)

Дать возможность ребенку путем рисования (красками, карандашами, мелками...) освободиться от страха, напряжения, негативных переживаний (темы: «Один дома», «Мне приснился сон», «Мой страх», «Моя волнения» ...)

Расширить представление о мире человеческих чувств - радость, интерес, горе, печаль, страдание, презрение, страх, стыд, вина, зависть, огорчение, гнев, совесть.

Пантомимические этюды в работе

Выполнение пантомимических этюдов позволяет свободно проявить собственные ощущения, способствует развитию выразительности движений. Не следует заострять внимание на угловатости ребенка, отсутствии выразительности, непохожести его движений с движениями выбранного ею персонажа. Взрослый должен понимать, что младший дошкольник только учится сосредотачиваться на себе, ослаблять мышцы, проявлять гибкость. Важно заметить сдвиги в положительную сторону, выделить и подчеркнуть положительные моменты «еще вчера тебе не удавалось это сделать, а сегодня - удалось, ты - молодец», «раньше было не так похоже, как сейчас», «сегодня гораздо лучше, чем вчера», «ты постарался, и стало более убедительно, уверена, в следующий раз будет еще лучше». Следует подчеркнуть наблюдательность, гибкость, настойчивость, старательность ребенка.

Применяя пантомимические этюды, целесообразно провести вступительную беседу и использовать фрагменты музыкальных произведений детских композиторов, усиливать выразительность движений, предоставлять возможность раскрепощения. Выполнение пантомимических этюдов позволит развить эмоциональную восприимчивость ребенка, фантазию, гибкость тела.

В работе с младшими дошкольниками можно использовать пантомимические этюды: «Стройная березка», «Музыки», «Строители», «Воздушные шарики», «Бабочки».

Упражнение «Мои любимцы»

Перед выполнением пантомимического этюда следует узнать, есть ли у ребенка домашний любимец и предоставить возможность рассказать, как он выглядит, в каких условиях живет, что любит больше всего. Внимание уделяется тому, всегда ли животное чувствует себя и ведет себя одинаково в различных условиях; как воспринимает хозяев и незнакомых людей, как реагирует на воду, как относится к любимой пищи; как проявляет свое недовольство. Выяснить, обладает ли ребенок языком животных и как общается со своим любимцем. Выслушав малыша, вспомнить тех животных, которые являются главными героями сказок и детских рассказов («Три медведя», и т.п.). Выяснить, кто из них является любимым героем, кто - нет, чем именно одни животные нравятся детям, а другие - не нравятся.

Предложить ребенку изобразить своего любимца (когда он спит, гуляет по квартире, играет с ребенком, просит есть, общается, купается и т.п.) или изобразить любого сказочного героя, о котором рассказывали родители, воспитатель, психолог, другие дети и тому подобное.

1. Коробочка счастья

Эта игра развивает не только EQ, но и воображение, а так же память. Создайте в голове свою «коробочку счастья». Туда сложите все, что заставляет вас чувствовать себя счастливым. Важно, чтобы были задействованы все пять чувств: обоняние, зрение, осязание, слух, вкус.

Например:

  • вкус – шоколад;
  • обоняние – запах цветущей сливы;
  • слух – шум моря;
  • зрение – улыбка ребенка;
  • осязание – объятия любимого человека.

Предложите ребенку создать собственную коробочку счастья. Обсудите с ним свои его эмоции и то, что их вызывает.

2. Язык эмоций

Что нужно сделать: выработайте привычку говорить «Я чувствую …, потому что… Я хотел (а) бы…». Например: Я расстроена, потому что ты разбил мою любимую вазу. Я хотела бы, чтобы ты был аккуратнее. А теперь давай вместе уберем.

3. Что я чувствую сегодня

Каждый день ребенок выбирает эмоцию дня. Играть можно в любом возрасте. Распечатайте картинки с изображением эмоций. Можно взять любимого мультяшного персонажа. Пусть ребенок выберет картинку и расскажет «Сегодня я чувствовал радость/грусть/злость…, когда».

Это учит осознанному восприятию эмоций и умению их принимать и не бояться.

4. Эмоциональный альбом

Путешествие – отличный повод и возможность для новых эмоций. Попробуйте вместе с ребенком запечатлеть самые интересные события. Сделайте ваши фотографии эмоционально окрашенными. Тут вы удивлены, тут испуганы, здесь счастливы и так далее.

Можно создать специальный альбом, где к фотографиям вы добавите подписи и небольшие истории о путешествии. Эти же снимки можно использовать для игры. Распечатайте, перемешайте и придумайте историю, ориентируясь только на эмоции на фото.

5. Эмоции в картинах

Правила простые: вы рисуете какую-то эмоцию, ребенок рисует. Затем сравниваете, что получилось. Здесь важна композиция и цвета, которые выберет ребенок. После можно создать свою галерею эмоций.

6. Эмоциональный компас

Интересная игра для всей семьи, где каждый угадывает эмоции. Игрок получает восемь карточек (грусть, радость, гнев, отвращение, удивление, страх, интерес, обида). Перечень можно дополнять и изменять. Главное, чтобы у всех участников был одинаковый набор карточек.

Правила: каждый загадывающий игрок придумывает слово, ситуацию или понятие, которые ассоциируются у него с эмоцией. Затем он выкладывает карточку в круг рубашкой вверх. Остальные должны отгадать, что это за эмоция.

В этой игре дети легко раскрывают свои эмоции. А родители могут узнать о несоответствии своего восприятия с детским видением мира. Например, первый день в школе может вызывать у ребенка страх или злость. А у мамы первое сентября будет ассоциироваться с радостью.

7. Я удивлюсь, если…

Суть игры проста. Вы придумываете забавные ситуации, которые могут вызвать удивление. Например, я удивлюсь, если ты наденешь мое платье. Я удивлюсь, если папа вернется домой в костюме супергероя. И так далее. Это не только возможность повеселиться, но и отличная тренировка воображения и находчивости. Игра так же помогает детям понять, что такое «ожидаемое» и «неожиданное».

8. Шесть эмоций на моем лице

Посоревнуйтесь, у кого лучше получается изображать все эмоции: гнев, радость, страх, брезгливость, печать, интерес, удивление и так далее. Можно делать перед зеркалом или показывать друг другу. Весело, правда?

Психологические упражнения и игры для детей


Знакомство.
Знакомство начинается с того, что первый участник группы встаёт в центр круга и называет то качество в характере, которое он ценит в себе и которое ему во многом помогло. Далее, он подходит к любому из участников, в котором как он считает, это качество тоже очень сильно развито. И выводит этого участника на своё место, а сам садиться. И так продолжается до тех пор, пока все участники не побывают в кругу, и он не замкнётся.
Упражнение "Рассказ "
Ведущий придумывает тему, актуальную для группы, и говорит о том, что к этой теме нужно придумать рассказ. Но сложность заключается в том, что каждый из участников будет говорить по одному предложению по цепочке, проследят за тем, что говорил предыдущий участник.
Например: если группа состоит из одних девочек, то можно предложить тему о том, что через час у девушки свидание с любимым человеком, она его давно не видела и очень переживает, Ий необходимо придумать речь, которую она будет говорить при встрече, чтобы произвести на него впечатление.
“Здравствуй дорогой, знаешь….” продолжить.
Упражнение "Умеем вести дискуссию "
Вся группа разделяется на 3-4 подгруппы (апельсин, яблоко, круша). Затем каждой группе даётся индивидуальное задание на листочке, в котором написано утверждение. Группе необходимо прийти к общему мнению и ответить, согласны ли они с этим утверждением или нет. И аргументировано объяснить, почему они считают именно так. На каждой карточке написаны слова, которые необходимо произнести в своём объяснении. После того как группа высказала своё мнение, все участники могут вступать в дискуссию, а ведущему необходимо задавать компрометирующие вопросы, и направлять дискуссию, подводя проблемную ситуацию к тому, что можно посмотреть на неё под другим углом.
Задание №1.
“Деньги – портят человека”
Слова:
Ценность
Свобода
Дружба
Жадность
Высокомерие
Задание №2.
“Женской дружбы не бывает”
Слова:
Зависть
Доверие
Соперничество
Совет
Временность
Задание №3.
“Измену простить нельзя”
Слова:
Семья
Доверие
Ошибка
Предательство
Одиночество
Задание №4.
“Смертная казнь должна быть разрешена”
Слова:
Право
Ответственность
Жизнь
Ошибка
Близкий
Задание №5.
“Наркоман – отбросок общества”
Слова:
Зависимость
Помощь
Друг
Эйфория
Безнравственность
Упражнение "Стиль общения"
Цель: выявление особенностей межличностного общения, демонстрация определённых стилей общения.
Преподаватель предлагает группе из 5-6 человек совместно обсудить и определить теми общей групповой дискуссии. Сами участники определяют необходимое им для этого время. Все остальные члены группы наблюдают, как идёт процесс обсуждения, фиксируют для себя характерные особенности общения. После того как тема избрана, оценивается по 10-бальной системе:
а) удовлетворённость темой
б) удовлетворённость тем, как шло обсуждение, т.е. что помогло и что мешало общению.
Члены группы обмениваются своими наблюдениями.
Во время общей дискуссии на заданную тему, каждый участник должен выполнить индивидуальное задание, которое в конверте получает от преподавателя. Окружающие не должны знать его содержание. В ходе дискуссии надо стремиться как можно точнее выполнить инструкцию и в то же время, стараться определить, какое задание получили остальные. Через 15-20 минут начинают обсуждать, как они поняли роли друг друга, насколько эта роль соответствовала их внутренней позиции или полстью противоречила ей, как они переживали свою роль.
Каждый вслух зачитывает то задание, которое он старался выполнить. Группа оценивает, как это получилось. В завершение можно предложить группе определить условия эффективного общения и ответить на два вопроса:
Как научиться понимать друг друга?
Что значит для человека общение?
Набор заданий для участников дискуссии:
1. Ты должен внимательно слушать других, выступить не менее 2-3 раз, каждую свою реплику начинать с той, что говорил предыдущий оратор. При этом ты должен спрашивать: "Правильно ли я тебя понял?"- и вносить небольшие поправки в свои слова.
2. Ты должен как минимум 2 раза высказаться во время дискуссии. Будешь слушать других только за тем, чтобы найти предлог для смены направления разговора и подменяя его обсуждением твоего вопроса.
3. Ты будишь активно участвовать в разговоре, выступишь не менее 3 раз, чтобы у других создалось впечатление, что ты очень много знаешь по этому вопросу и очень много пережил.
4. Ты - яркий спорщик. Ни в чём, ни с кем и не когда не соглашаешься! Упорно отстаиваешь свою позицию во время дискуссии.
5. Тебе не дается никакого задания. Веди себя во время дискуссии так, как обычно ведёшь себя во время групповых обсуждений.
6. Ты должен во всём со всеми соглашаться, очень просто и быстро меняя своё мнение.
7. Ты должен как минимум 3 раза высказаться, всякий раз ты будешь говорить что-то, но твои слова должны быть абсолютно не связаны с тем, что говорили другие. Будешь вести себя так, словно совершенно не слышал того, что говорили до тебя...
8. Твоё участие в разговоре должно быть направленно на то, чтобы помогать другим как можно полнее выражать свои мысли, а после выступления каждого участника делать небольшое резюме.
9. Твоё участие в разговоре должно быть направленно на то, чтобы сплотить группу, способствовать взаимопониманию между её членами.
10. Как минимум 3 раза постараешься вступить в разговор. Будешь слушать других для того, чтобы вынести какие-то оценки и суждения, конкретным участникам дискуссии, т.е. всех должен оценит.
11. Ты - очень деловой человек. Весь разговор тебе кажется бесполезным, поэтому ты периодически предлагаешь "подвести черту" и "сделать выводы".
12. Тебе очень скучно при этом разговоре, так как тема тебя совершенно не волнует.
13. Ты очень сильный спорщик, не любишь когда кто – либо высказывает своё мнение, при разговоре пытаешься говорить громче других.
14. Твоя реплика должна начинаться со слов: “я счастлив, что всё так хорошо…”, и должен выступить не менее 3 раз.
15. В своей реплики ты должен всегда сводить разговор к тому, что необходимо сделать застолье по этому поводу. И выступить с этим предложением не менее 3 раз.
16. Ты должен всегда удивляться, даже по элементарным вопросом, как будто ты слышишь это в первый раз, всегда высказываться что это гениально, лучше и не придумаешь.
17. Во время беседы ты делаешь очень грустный вид и хочешь всё время поговорить совершенно на другую тему, которая касается твоих личных вопросов, спросить совета у собравшихся.
Упражнение " КРУГ АССОЦИАЦИЙ ".
ЦЕЛЬ: организация активной обратной связи каждому участнику от группы в форме ассоциаций.
ВРЕМЯ: 1 час.
ВЕДУЩИЙ: Неоднократно в своей жизни мы сталкиваемся с тем, что человек, с которым мы общаемся, вызывает у нас различные ассоциации: или он напоминает нам какое-то животное, или его образ связан для нас с какой-то песней, или с известной личностью. Более того, и каждый из нас порой сравнивает себя с чем-то, исходя из своей внешности или особенностей характера. Давайте попробуем сейчас для каждого из нас составить целый список подобных ассоциаций, и делать мы это будем так: прошу каждого приготовить 2 листа и ручку. Один лист подпишите своим именем и на протяжении всего упражнения оставляйте его у себя, а второй лист подпишите именем вашего соседа слева.
Теперь я буду зачитывать различные вопросы, на которые вы отвечаете письменно, совещаться друг с другом до конца упражнения не нужно. Итак, начинаем:
“ Если бы этот человек был музыкальным инструментом, то чем бы он был? Прошу написать каждого про себя (на листке со своим именем) и про человека, именем которого подписан второй лист.
Участники пишут – на своем листе про себя, на втором листе про другого участника.
Ведущий: Готовы? Теперь прошу всех свой лист оставить у себя, а лист с именем другого участника передать по кругу соседу справа. Таким образом, у каждого из вас по-прежнему 2 листа – ваш и другого участника. Теперь будьте внимательны, другой участник – это уже не сосед слева. Продолжаем:
“ Если бы этот человек был цветом, то каким бы цветом он был?”
Участники пишут, процедура передачи листа по кругу повторяется.
Если бы этот человек был животным, то кем бы он был?
Если бы этот человек был деревом…?
Если бы этот человек был предметом одежды?
Если бы этот человек был цветком…?
Если бы этот человек был предметом мебели…?
Если бы этот человек был птицей…?
Если бы этот человек был напитком…?
Если бы этот человек был явлением природы…?
Если бы этот человек был музыкальным жанром…?
Если бы этот человек был государством…?
Если бы этот человек был столовым или кухонным прибором…?
Если бы этот человек был временем года…?
Если бы этот человек был печатным изданием…? …Если кто-то написал книгой, укажите, пожалуйста, какого жанра?
Если бы этот человек был геометрической фигурой…?
Если бы этот человек был медицинским препаратом…?
Если бы этот человек был телеведущим, то программу какого рода он бы вел? (можно указать жанр или конкретную телепередачу)
Если бы этот человек был транспортным средством…?
Если бы этот человек был чем-то съедобным…?
Все участники получили по кругу листы со своим именем и заполнили такой же лист о себе сами. Изучите эти списки.
Участники читают списки. При обсуждении ведущий задает вопросы:
У кого какие впечатления?
Совпадали, / не совпадали ли собственные ассоциации с чужими?
Что удивило приятно / неприятно?
Что-нибудь разочаровало?
Кто хочет спросить что-либо у участников? И пр.
Упражнение "Попросить прощение "
Каждому участнику раздаются листочки и ручки, и даётся задание, чтобы они написали на них то, что им не нравится в себе, что доставляет дискомфорт людям которые и окружают, или то, от чело они хотели бы избавиться. Затем по кругу каждый участник зачитывает то, что написано у него на листочке начиная свои слова так: “Я хочу попросить прощение за то, что я….”. Данное упражнение возможно провести в виде свечки, где эти листочки сжигаются, а в самом конце группа загадывает желание и совместно задувает свечку.
Рефлексия.
2.Коллаж «Великие люди, носившие мое имя»
Необходимые материалы: бумага (формат А3), журналы, фотографии, ножницы, клей и изобразительные материалы.
Ход работы
1. На листе бумаги составить перечень значимых людей, носивших твое имя (включая предков).
2. Используя фотографии (ксерокопии) и журналы, составить коллаж. Центром коллажа может стать собственная фотография. Подбор вырезок из журналов и ксерокопий фотографий может быть домашним заданием.
3. К коллажу придумать или подобрать готовые стихи, афоризмы, истории, частушки и т.п.
Для подростков интерес будет представлять следующее домашнее задание: сфотографировать разных людей (разного возраста, разных профессий и т.п.), носящих такое же, как у тебя, имя. Из фотографий составить альбом «Такие разные (свое имя)». К альбому также можно сделать расширенный список вариантов имени, расспросив об этом людей, согласившихся сфотографироваться.


top