Теги записи: автоматизация, склад, транспортная логистика, управление, хранение. Автоматизация логистических процессов предприятия как один из действенных инструментов преодоления кризиса Проект автоматизации логистики

Теги записи: автоматизация, склад, транспортная логистика, управление, хранение. Автоматизация логистических процессов предприятия как один из действенных инструментов преодоления кризиса Проект автоматизации логистики

Одной из наиболее динамично развивающихся областей в части использования информационных технологий является логистика. По сути, логистический подход к процессам означает стремление к перемещению товарно-материальных ценностей в максимально возможном объеме за минимальное время с учетом различных налагаемых ограничений. Такому подходу не всегда уделяется должное внимание в экономике, перенасыщенной деньгами и долгосрочными проектами, которые, как правило, способствуют завышенному спросу и несколько расслабляют предприятия. Растет численность персонала, его зарплаты, при этом качество перемещения товаров по цепи формирования добавленной стоимости оставляет желать лучшего. И только наиболее продвинутые предприятия – лидеры отрасли, которые проживают каждый рабочий день как последний, способны в "мирное время" подготовиться к возможным неприятностям. Именно в таких предприятиях работают правильные люди, которые формируют и контролируют правильные логистические процессы.

Рис. 1. Бизнес-процессы склада

Чем меньше внимания логистике, тем выше потери предприятия в период кризиса

В период кризиса обостряется борьба за каждого клиента. На перегретом кредитами рынке клиенты могли выстраиваться в очередь к поставщикам. Теперь же, когда практически каждое предприятие тщательнейшим образом анализирует, за что стоит платить, а за что нет, внимательность к деталям и качество обслуживания превращаются из маркетинговых лозунгов в повседневные реалии.

Кладовщик неоправданно долго искал товар на складе? Завтра этот товар тому же клиенту отгрузит другой поставщик. Все же нашел товар, но ошибочно отгрузил похожий? В лучшем случае в тот же день этот товар могут вежливо попросить забрать и больше никогда не привозить.

Если посчитать совокупную годовую недополученную прибыль от ушедших навсегда клиентов и, как следствие, практически невозобновляемую потерю доли на рынке, ситуация очень быстро перестает быть для предприятия оптимистичной.

Автоматизация логистики склада – путь к сокращению потерь предприятия

Пока потери предприятия не превысят все мыслимые пределы, решение логистических проблем с использованием современных систем автоматизации, как правило, может откладываться "на потом" в силу объективного приоритета маркетинга и продаж, находящихся на передних рубежах бизнеса. Следует отметить, что своевременное наведение порядка в соответствующих тыловых подразделениях является столь же важной управленческой и учетной задачей, особенно в кризисный период В первую очередь имеет смысл организовать на складе, по меньшей мере, адресное пространство, повысив тем самым точность учета. Штрафные санкции крупных торговых сетей за ошибочно доставленный товар – не лучший способ поддержания морального духа персонала предприятия, особенно в период участившихся неплатежей. Именно в это непростое время имеет смысл задействовать информационную систему, позволяющую обеспечить автоматический отбор товара с мест хранения на складе. Именно этот процесс занимает до 60% общего времени выполнения всех складских операций.


Рис. 2. Организация адресного хранения на складе

Автоматизация транспортной логистики – помощь в ликвидации проблемных участков грузоперевозок

Простой собственного и клиентского транспорта на примыкающей к складу территории – еще одна возможность навсегда потерять клиентов. Разве может быть избыточным для предприятия единое информационное пространство, позволяющее менеджерам, логистам и диспетчерам учитывать и оптимально управлять доставкой товара производственных, торговых и экспедиторских предприятий? Вместо того чтобы путаться со сложноподчиненными электронными таблицами, с внедрением автоматизированной системы управления перевозками можно будет в любой момент времени "по щелчку" получить текущую картину выполнения заказа клиентам. И это не говоря уже о планировании перевозок и развернутой аналитике, свойственной системам подобного уровня. Выявление отклонений от установленных нормативов поможет ликвидировать проблемные участки грузоперевозок.


Рис. 3. Функциональные возможности автоматизированной системы управления транспортом "1С-Логистика:Управление транспортом".

Согласно докладу министра транспорта и связи И.Е.Левитина себестоимость автомобильных перевозок в России в полтора раза выше, чем в развитых зарубежных странах. Размер транспортной составляющей в конечной себестоимости продукции – достигает пятнадцати – двадцати процентов (15-20%) против семи-восьми процентов (7-8%) в странах с развитой экономикой. В большинстве случаев уменьшение издержек на транспортировку в результате оптимизации и автоматизации процессов могут составлять миллионы рублей в год.

Одной из ключевых проблем, возникающих в процессе перевозок грузов, является неэффективное использование моделей и типов транспортных средств по причине отсутствия алгоритмов их подбора с учетом максимального использования грузоподъемных характеристик. Безусловная выгода от внедрения системы автоматизации перевозок - контроль коэффициента загрузки транспорта при выполнении комплектации рейсов.



Еще один рычаг для понижения затрат на транспорт – отслеживание количественных и технологических коэффициентов эффективности выполнения перевозок (KPI). Автоматизированная система рассчитывает каждый из них и предоставляет всю необходимую информацию ответственным сотрудникам для принятия взвешенных и своевременных управленческих решений.


Для понижения затрат на транспортировку и ускорения выполнения операций используется также зонирование адресов доставки и дополнительная фильтрация заданий на перевозку по зонам доставки при комплектации рейсов. Это позволяет избежать неоправданно завышенного пробега транспортных средств по причине отсутствия алгоритмов оптимальной маршрутизации. В итоге – значительная экономия ГСМ, что в период кризиса совсем не повредит.


Внедрили автоматизированную систему управления складом – сократили расходы на персонал

Когда на рынке в целом становится меньше денег, их тут же начинают усердно считать на каждом предприятии – практически на всех участках работы начинается борьба за минимизацию издержек. На российских складских комплексах фонд заработной платы может достигать 30% - 60% (или даже больше) от общих издержек на эксплуатацию склада. Но как только на объекте начинает работать автоматизированная система управления складом, от 30% до 50% складского персонала становятся избыточными (данные по итогам проектов AXELOT). Это персонал можно смело переориентировать на другие вакантные участки работ, соответствующие по требованиям к квалификации. Зато оставшимся кладовщикам не придется лихорадочно носиться по складу в поисках куда-то запропастившегося товара. Экономию от высвобождения складского персонала за год несложно подсчитать, и она в очень многих случаях превышает совокупную стоимость проекта автоматизации складской логистики, включая стоимость услуг, программного обеспечения и необходимого радиооборудования для поддержки технологии штрихкодирования.


Рис. 4. Выдержка из примера расчета окупаемости проекта автоматизации склада на базе "1С-Логистика:Управление складом"

Автоматизированная система управления позволяет увеличить скорость работы склада и оптимизировать площадь хранения

Еще большую ценность в период кризиса приобретает время – один из ключевых логистических параметров. Если склад недостаточно быстро отгружает из-за плохой логистики, это приводит к неудовлетворенному спросу. То, что вчера клиент предприятия был готов купить немедленно, сегодня может превратиться в залежалый товар на достаточно долгий период. И за этот товар нужно будет заплатить поставщику, увеличив тем самым без особой надобности товарный запас. В итоге вместо увеличения оборота и прибыли – замораживание складских запасов и рост затрат. Эти индивидуальные для каждого предприятия издержки также можно посчитать за период и рано или поздно прийти к выводу, что правильней было изначально не доводить до потерь. Эксплуатация любого складского комплекса стоит денег. Эти затраты несложно пересчитать на единицу площади и в единицу времени, то есть во сколько обходится предприятию час работы склада или хранение товара на площади 1 кв. м. Из приведенного выше примера следует, что операция автоматизированного размещения товара, высвобождающая 500 из 4000 кв. м склада, приводит к экономии около 2 миллионов рублей в год. Это немалые деньги даже в некризисные времена.


Рис. 5. Автоматизированный отбор товаров в системе "1С-Логистика:Управление складом 3.0"

Дополнительный доход предприятия от предоставления услуг ответственного хранения – еще один результат автоматизации склада

В очень многих случаях складские площади используются недостаточно эффективно. Но даже если это не так, в кризисные периоды ощутимо падает спрос на те или иные товарные группы. При этом дефицит складских площадей в крупных городах по-прежнему сохраняется. Как только система автоматизации склада "выжмет" из мест хранения по максимуму, тут же возникает возможность диверсифицировать бизнес использовать высвободившийся объем склада для оказания услуг ответственного хранения (куда интересней финансово, чем обычная аренда) другим предприятиям. Задействуется тот же персонал на той же территории, а вместо затрат – доход. В этом случае основные функции системы автоматизации склада дополняются так называемым биллингом для расчета оказанных услуг. Это означает, что практически каждая складская операция может быть системно тарифицирована, и это предоставляет возможность прозрачно и обоснованно оказывать на коммерческой основе услуги поклажедателям.


Рис. 6. Одна из форм отчета склада ответственного хранения, создающаяся в "1С-Логистика:Управление складом"

Решения по автоматизации логистики: "1С-Логистика:Управление складом" и "1С-Логистика:Управление перевозками"

Хотелось бы обратить внимание на отличительные особенности совместных решений фирмы "1С" и компании AXELOT "1С-Логистика:Управление складом" и "1С-Логистика:Управление перевозками". Работа на массовом рынке изначально предполагает максимально возможную доступность для потребителя и отчуждаемость программного продукта и сопутствующих внедрению услуг. Большая часть кода этих программных продуктов, относящегося к логике складских процессов, открыта для модификации. На практике это означает, что в подавляющем большинстве случаев предприятия могут внедрить приобретенное программное собственными силами. Для этого требуются по меньшей мере один толковый логист и один грамотный специалист в области автоматизации на технологической платформе "1С:Предприятие", а также должное время, которое руководство предприятия выделит в их распоряжение для успешного внедрения системы. AXELOT, с учетом сложившейся в экономике ситуации, готов оказать специальное содействие многочисленным сертифицированным по совместному решению партнерам 1С и предприятиям, которые приобрели программы "1С-Логистика". Это позволит существенно снизить риски всех сторон в предстоящих проектах автоматизации управления складом и перевозками и минимизировать затраты на внедрение информационных систем путем максимального вовлечения собственного персонала.

Автоматизация логистики наиболее важна для компании, когда сферой деятельности является розничная торговля. Большое количество распределенных торговых точек и многочисленной номенклатуры делает проблемы автоматизации логистических процессов наиболее важными.

Можно выделить пять направлений логистики: закупочная, транспортная, складская, производственная, распределительная и исходя из этого можно определить процессы, которые нужно и можно автоматизировать в данных областях.

Рассмотрим подробнее автоматизацию в каждом из направлений.

Закупочная логистика

Эффективное сотрудничество с поставщиками — одна из важных составляющих получения конкурентных преимуществ. Возможность автоматизированной системы учитывать режим и ассортимент работы каждого поставщика позволяет избежать многих проблем с поставками и временным отсутствием товаров на прилавках.

Централизованное управление закупками — самая важная часть автоматизации закупочной логистики. Зачастую закупки в торговых сетях осуществляются децентрализовано, т.е. каждый менеджер по закупкам сам заказывает товар, определяя условия сделки, а руководство видит только уже совершенные закупки.

1.Поставщик присылает в главный офис розничной сети предложение о сотрудничестве. Предлагаемый поставщиком ассортимент, цены и условия поставки в обязательном порядке рассматриваются обычно категорийным менеджером либо ассортиментным советом или коммерческим директором.

2.При принятии положительного решения данные о поставщике и его ассортименте заносятся в информационную систему предприятия, которая также позволяет зафиксировать различные условия работы с поставщиком: ассортимент, цены, скидки, способ поставки, отсрочки платежей, товарные кредиты.

Информационная система по каждой товарной позиции позволяет определить основного и альтернативных поставщиков. При формировании заказа поставщику система автоматически отправляет данные по заказу основному поставщику (через систему электронного документооборота EDI) и в случае, если он не подтвердил заказ, автоматически открывает список альтернативных поставщиков необходимого товара.

3.После того как поставщик занесен в систему и в системе зарегистрирована закупка товара у данного поставщика, наступает новый этап. Поскольку оплата товара в основном происходит после его поставки на основании полученных сопроводительных документов, на практике зачастую возникают ситуации, когда поставщик привозит товара больше, чем было заказано. Если данное отклонение не отследить, то он выставит счет для оплаты на привезенное количество. Это приведет к тому, что магазин оплатит ненужный излишек товара.

Функция управления взаиморасчетами с поставщиками , требующая предельной четкости и внимания. Зачастую дела обстоят следующим образом. Менеджер по закупкам договаривается с поставщиком о скидках на товар и выгодном графике оплаты. Оплата товара непосредственно сотрудниками финансовой или бухгалтерской службы производится на основании документов, приходящих в огромных количествах,копоздать. Работая с огромным количеством документов, финансист или бухгалтер просто не в состоянии отследить все условия и графики оплаты и, если платеж просрочен, поставщик может приостановить поставку. Такая ситуация ведет к ухудшению отношений с поставщиком и сводит на нет все достигнутые с ним договоренности.

При использовании информационной системы дела обстоят иначе. Менеджеры по закупкам настраивают в системе все условия по оплате поставщикам, на основании чего система в автоматическом режиме формирует заявки на оплату. Это дает возможность не только избежать ошибок в расчетах, но и спланировать расход денежных средств на закупки.

Распределительная логистика

Автоматизация процесса взаимоотношения с клиентами позволяет исследовать предпочтения покупателей, повышать их лояльность за счет предоставления скидок, сегментировать покупательскую аудиторию, делать массовые рассылки корреспонденции, выдавать отчеты для принятия решений оптимизации маркетинговых расходов.

Для розничной торговли проблема ценообразования является одной из самых сложных, в связи с чем система автоматизации должна предоставлять возможность гибкой настройки различных ценовых форматов. Одна из передовых систем автоматизации торговли — Axapta Retail, созданная на основе стандартной функциональности ERP-системы Microsoft Business Solutions Axapta поддерживает три схемы ценообразования, перечисленные ниже.

1. В случае, когда все магазины торговой сети имеют централизованную систему ценообразования, малейшее изменение цены на любую из миллиона ассортиментных позиций оперативно доводится до каждого магазина. При этом данная информация отражается в финансовых планах, как отдельного торгового комплекса, так и всей сети в целом.

2. В том случае, когда ценообразование производится каждым магазином в отдельности, информация о ценах на каждую ассортиментную позицию, а также о любых ценовых изменениях поступает в центральный офис и становится основой для принятия управленческих решений.

3. Торговая сеть может включать как магазины, имеющие единую систему ценообразования, так и торговые комплексы, устанавливающие собственные цены на некоторые или все ассортиментные позиции. В этом случае Axapta Retail позволит оперативно учитывать все ценовые изменения на любом уровне — от центрального офиса до магазина — и принимать соответствующие управленческие решения.

Складская логистика

Автоматизация складской логистики выполняет такие функции, как контроль хранения и физического перемещения товаров по складу, оптимизация используемого пространства склада и потока товаров, предотвращение кражи товаров, повышение точности в идентификации товара, использование штрихкодирования и терминалов сбора данных, проведение инвентаризации.

Повышение эффективности использования складских площадей — одна из важнейших проблем складской логистики. От ее разрешения зависит прибыль розничного предприятия. Увеличение числа единиц хранения и сокращение жизненного цикла продуктов требует постоянного перемещения товаров по складу.

Специальные решения для автоматизации управления ячеистыми складами позволяют учитывать сезонность, историю и показатели оборачиваемости продукта. На основании этих показателей система выдает рекомендации по месту для хранения данного вида товара. Система может также определить оптимальный объем ячейки для хранения товара, сформировать график его перемещения по стеллажам и контролировать его исполнение в режиме реального времени.

Проведение инвентаризации — одна из самых трудоемких и долгих по исполнению функций складской логистики. Автоматизация этой функции помогает снизить риск хищений и недостач. Использование в ходе инвентаризации терминалов сбора данных и их последующий автоматизированный перенос в систему помогают избежать многократного ввода данных и, как следствие, появления недостоверной информации. Важным достоинством автоматизации является и то, что на период инвентаризации магазин не придется закрывать на учет.

Производственная логистика

К производственной логистике в розничной торговле можно отнести кулинарию, пекарню, разделку мяса, сборку готового изделия. Несмотря на то, что производство в ритейле зачастую является сопутствующим видом деятельности, оно может расширить резервы рентабельности.

Транспортная логистика

Система управления транспортом помогает ритейлерам оптимизировать поставки товара и является дополнительным методом сокращения издержек. Однако для эффективного использования существующих сегодня на рынке решений по автоматизации транспортной логистики важным фактором являются взаимоотношения ритейлера с поставщиком.

Одним из вариантов использования автоматизации транспортной логистики является метод динамической маршрутизации (применяется в системе управления цепочками поставок компании Manhattan Associates).

Поставщик сообщает ритейлеру о готовности товара, а ритейлер при помощи автоматизированной системы управления транспортировками выбирает наиболее короткий и наименее затратный способ доставки и сообщает о нем поставщику. Обычно наименее затратный способ подразумевает несколько остановок, в ходе которых машина заполняется мелкими партиями товаров. Другой способ — отправлять полностью загруженные машины, которые доставляют товар в РЦ. В нем груз разбивается на мелкие партии и доставляется либо к ритейлеру, либо напрямую к клиенту.

Журнал « Логинфо »

Роль логистики в управлении современным предприятием, деятельность которого основана на принципах максимальной экономической эффективности, сегодня сложно переоценить. Инструменты и методы логистики применяются в различных областях менеджмента: с их помощью производится управление людским, финансовыми, информационными и товарно-материальными потоками. Весь сложносоставной комплекс логистики движения товарно-материальных ценностей (логистика закупок и продаж, складирования и запасов, транспортная и производственная логистика) может быть объединен в единую область логистических знаний - Управление цепочками поставок, (УЦП).

На практике использование механизма УЦП для предприятия означает оптимизацию всего пути движения товаров и позволяет контролировать каждую стадию перемещения товаров, документов, информации, учитывая все транзакции между контрагентами. Эта технология предъявляет высокие требования к организации взаимодействия внутри предприятия, между его подразделениями и с внешними компаниями, а также к уровню информационной оснащенности предприятия. Поэтому система УЦП для большинства предприятий в нашей стране пока является целью, на пути к которой необходимо последовательное совершенствование всех звеньев цепи поставок.

Оптимизация склада как основного звена цепи поставок

Для каждой компании, в зависимости от ее специфики и потребностей, существует свой ответ на вопрос, с чего именно следует начинать отладку механизма УЦП. Согласно управленческой теории ограничений, всегда следует начинать с поиска «узких мест» и способов их оптимальной эксплуатации. В большинстве случаев таким «узким местом» оказываются в первую очередь складские операции. Здесь речь идет, прежде всего, о внедрении системы управления складом (WMS), позволяющей решить общие для многих предприятий стартовые задачи: создание оперативного доступа к информации о товаре, обеспечение высокой скорости процессов и снижение числа ошибок при идентификации товара, осуществление контроля над работой персонала и т.п.

В дальнейшем, после решения проблем базового уровня, предприятие может воспользоваться и другими функциональными возможностями WMS, в частности диспетчеризация загрузки персонала и оборудования, мониторинг производительности склада, расчет упаковки транспортных мест заказа и управление зоной отгрузки в разрезе маршрутов, интеграция с роботизированными комплексами систем хранения и перемещения товаров. Список функциональных возможностей мощной WMS достаточно велик. Для значительного увеличения скорости складских операций, а также для минимизации возможных ошибок при их выполнении, все больше предприятий используют при внедрении WMS автоматические системы идентификации - идентификацию с помощью линейных или двумерных штриховых кодов и радиочастотную идентификацию (RFID). При использовании штрихкодирования информация, заключенная в штриховых кодах, нанесенных на товар, места его хранения, оборудование, бланки документации и т.д., считывается с помощью специальных устройств - сканеров или терминалов. На складах в настоящее время чаще всего используется наиболее современный on-line способ сбора и обработки данных с использованием радиотерминалов. Радиотерминалы имеют различные модификации, каждая из которых является максимально оптимальной для определенной стадии складского техпроцесса. Так, например, самые привычные ручные терминалы наиболее органично вписываются в процедуры контроля или упаковки. Они хороши там, где не требуется обработка больших объемов данных или использование подъемно-транспортного оборудования. Для процедур размещения и отбора лучше всего подходят монтируемые терминалы - полноэкранные модели с крупной внешней клавиатурой, с которыми работают водители штабелеров или самоходных тележек. А для операции приемки, которая требует ввода большого количества новых данных, выполнения маркировки товара, работы с документами идеально мобильное рабочее место, укомплектованное полноценным компьютером с беспроводной связью с локальной сетью, радиосканером, принтером, аккумулятором и лотком для бумаг.

Следует обратить внимание на распространенное заблуждение, что использование терминалов невозможно без штрихкодирования. На самом деле это не так. Организовать более эффективный техпроцесс с использованием мобильных устройств можно и без тотального штрихкодирования. Конечно, наличие штрихкода еще более упрощает работу персонала склада и снижает количество ошибок при исполнении операций, однако принципиальным условием внедрения on-line способа работы это не является.

Отличие еще более «продвинутой» RFID технологии от штрихкодирования заключается в возможности идентификации движущихся объектов с относительного большого расстояния. Идентификация производится путем считывания радиометок, причем последние не обязательно должны располагаться в зоне видимости считывающего устройства. Радиочастотная идентификация многократно увеличивает скорость выполнения складских операций; однако ее использование ограничивается высокой стоимостью (к примеру, стоимость нанесения штрихкодов и радиометок отличается в разы) и отсутствием единых мировых стандартов.

Хотя автоматическая идентификация обладает рядом бесспорных преимуществ, в некоторых случаях для организации бесперебойной и отлаженной работы склада предприятию будет достаточно внедрения WMS с использованием визуальной идентификации, когда все задания для складского персонала печатаются на бумажных носителях. Согласно практике AXELOT, применение «бумажной» технологии оправдано при отсутствии чрезмерно высоких требований к скорости выполнения операций, при сжатых сроках автоматизации и относительно скромном бюджете. Так, например, при внедрении WMS на складе, находящемся в процессе переезда, использование визуальной идентификации будет оптимальным как с точки зрения сроков, так и с точки зрения функциональности.

Управление перевозками - минимизация транспортных издержек

Под управлением перевозками понимается как управление автопарком (если он имеется у предприятия), так и процессом транспортировки грузов в целом, независимо от типов используемого транспорта. Оптимизация перевозок как еще одного звена цепи управления поставками призвана организовать обмен информацией (в частности, актуальными отчетами для оценки эффективности и качества выполняемых работ) между подразделениями компании, участвующими в процессе перевозки, обеспечить эффективное использование транспортных средств, контроль за их местоположением и состоянием грузов и т.д. Рост объемов грузопотоков и необходимость повышения уровня обслуживания делает перечисленные задачи оптимизации все более актуальными. Их решение представляется возможным путем проведения соответствующих организационных мероприятий в комплексе с внедрением автоматизированных систем управлением перевозками.

Автоматизированные системы управления перевозками обладают среди прочего такими функциональными возможностями, как:

    регистрация и контроль исполнения потребностей в перевозке грузов, возникающих на основании заказов покупателей, заказов поставщикам, накладных на внутреннее перемещение;

    регистрация и контроль исполнения заданий на перевозку грузов;

    формирование рейсов для выполнения транспортировки грузов, указанных в разных заданиях и контроль исполнения рейсов с отслеживанием прохождения маршрута транспортным средством;

    регистрация и контроль исполнения заявок на выделение транспортных средств для выполнения сформированных рейсов;

    формирование документов аналитической отчетности, позволяющих оценить ключевые показатели эффективности выполненных транспортировок по видам транспортных средств и провести анализ накопленных статистических данных

Дополнительно в рамках функционала систем автоматизации перевозок может быть выполнена визуализация маршрутов и местоположения транспортного средства на электронных картах, реализована возможность использования GPS-навигаторов.

Автоматическая система управления перевозками обычно интегрируется с модулями закупок и продаж корпоративной информационной системы, WMS-системой и с системой управления автопарком (если таковой имеется).

Результат оптимизации перевозок - повышение качества и точности выполнения заказов, сокращение затрат на персонал, снижение удельной стоимости единицы перевезенного груза, уменьшение числа холостых пробегов и т.д.

Автоматизация снабжения - необходимость для крупных предприятий

С проблемами, связанными с выполнением функции снабжения, чаще всего сталкиваются довольно крупные предприятия, имеющие разветвленную сеть филиалов и дочерних компаний. Основная трудность здесь - обеспечение консолидации информации о потребностях в материалах и оборудовании всех подразделений. В таком случае и возникает необходимость в автоматизации процесса снабжения путем внедрения специализированной информационной системы. В практике AXELOT наиболее характерным примером такого проекта является автоматизация системы управления материально-техническим обеспечением, включающая 400 рабочих мест. Эта система охватывает в едином информационном пространстве 21 филиал предприятия заказчика и 18 дочерних компаний, обеспечивая четкое выполнение ряда логистических задач, связанных со сбором и обработкой потребностей указанных подразделений, взаимодействием с поставщиками, планированием закупок и контролем их исполнения и пр. Полный цикл автоматизированного бизнес-процесса консолидации, обработки и исполнения закупок включает в себя укрупнено четыре блока взаимосвязанного функционала:

Оптимизация процессов, связанных с управлением товарно-материальными ценностями, не начинается и не ограничивается автоматизацией складских операций, перевозок, снабжения и т.д. Перед установкой автоматической системы требуется создание продуманной схемы управления теми или иными логистическими процессами, проведение определенных организационных изменений, за которыми и последует проект внедрения. Однако широкое использование автоматизированных систем управления звеньями цепи поставок как раз и позволяет говорить о том, что логистика становится в полном смысле слова современной, максимально отвечающей текущим актуальным потребностям предприятий.

Дарья Любовина, руководитель проектов

Автоматизация управления транспортной логистикой, как фактор выживания на современном рынке.

В условиях текущего топливного кризиса и постоянно растущих цен на энергоносители, транспортные издержки играют все более существенную долю в структуре цены товаров или услуг. Но при высоком уровне конкуренции невозможно просто увеличить цены, переложив рост топливных расходов на конечных потребителей. А значит залогом успешности развития и сохранения приемлемого уровня прибыли становится система эффективного управления затратами грузоперевозок. Особенно данная проблема актуальна для производителей и дистрибьюторов товаров широкого потребления, ежедневно осуществляющих доставку продукции десяткам и сотням клиентов.
Одними из важнейших факторов успешности снижения издержек являются скорость и точность принятия управленческих решений, повышении информативности и снижения неопределенности в управлении ключевыми бизнес-процессами транспортной логистики. Для решения данных задач служат современные средства автоматизации – информационные системы управления бизнесом.
Следует сразу определить, что под автоматизацией управления транспортной логистикой мы понимаем не только установку и настройку некоего набора программного обеспечения и оборудования. Внедрение систем управления транспортом (Transport Management System) подразумевает сочетание как технических, так и административных работ. Любая информационная система является, прежде всего, инструментом, который действительно может помочь оптимизировать издержки производственных и сопутствующих бизнес-процессов. Но без должной административной поддержки (разработки соответствующих регламентов, мотивационных схем, а при необходимости, и корректировки самих бизнес-процессов), внедрение даже дорогостоящей TMS-системы становится примером бездарных инвестиций, оседающей бесполезным балластом на балансе предприятия и только добавляющей головной боли сопровождающим ее системным администраторам.
Прежде чем, приступать к инсталляции TMS-решений и Заказчик, и Интегратор должны прекрасно представлять себе цели автоматизации. И цели эти должны совпадать.
В зависимости от размеров предприятия и его транспортного парка, объема грузоперевозок и количества обслуживаемых клиентов, Заказчик выбирает для себя наиболее подходящие инструменты, прогнозируя ожидаемый экономический эффект, тщательно взвешивая соотношение «цена/качество».
Можно выделить четыре уровня автоматизации управления транспортной логистикой, каждый из которых характерен для различных по типу и масштабу бизнеса компаний.
Первый, начальный уровень характерен для малых предприятий, в автопарке, которых не более 2–3 машин. Автоматизация в данном случае ограничивается использованием бухгалтерской программы (1С:Бухгалтерия) и набором стандартных офисных программ (Microsoft Word и (или) Microsoft Excel). Функции информационной системы ограничиваются фиксированием фактических расходов, подготовкой обязательных бухгалтерских и транспортных документов, учетом выработки сотрудников (водителей, экспедиторов) для расчета заработной платы. Контроль расхода топлива и пробегов осуществляется на основе отчетов водителей (нередко устных), сопровождаемых чеками с АЗС. Какого-либо планирования предстоящих расходов или работ не осуществляется – «проблемы решаются по мере их поступления».
При увеличении количества используемого транспорта (до 5-8), процессы управления усложняются и переходят на Второй уровень. Появляется необходимость планирования работ по техническому обслуживанию транспортных средств. Контроль времени работы и пробегов осуществляется уже с помощью технических средств (по одометру и (или) тахографу). В штатное расписание вводится новая единица «Диспетчер», который отвечает за распределением путевых заданий, формирование Путевых Листов, следит за движением транспортных средств (по телефону), осуществляет сбор информации и готовит отчеты для финансовых служб и руководства компании. Функции управления работой автопарка берут на себя уже специализированные информационные решения класса FMS - Fleet Management System (Например: «Fleet+», 1С: Управление автотранспортом).
Если на предприятии уже есть выделенная служба логистики, даже в лице единственного логиста, осуществляется планирование маршрутов доставки. Как правило, подобное планирование проводится в «ручном» режиме, с использованием бумажной карты и офисных программ.
Третий уровень автоматизации управления транспортной логистикой. В средних компаниях, использующих для своей работы до 12–15 автомобилей, осуществлять контроль за работой водителей и перемещениями транспортных средств силами одного только диспетчера становится сложно и неэффективно. Появляется необходимость использования специализированных технических средств – систем спутникового GPS/ГЛОНАСС мониторинга. Подобные решения способны не только в режиме реального времени показать местоположения каждой машины, но и достаточно точно контролировать расход топлива, соблюдение температурных режимов перевозки, работу различного оборудования (например, автобетоносмесителей), вес перевозимых грузов, фиксируя, в том числе, места погрузки/разгрузки. Данные решения постоянно развиваются, представляя пользователям все более широкие возможности. Так система спутникового мониторинга транспорта ANTOR MonitorMaster, благодаря функциям телематического контроля, помимо регистрации фактических маршрутов, позволяет контролировать более полусотни различных параметров режимов эксплуатации транспортных средств, манеру вождения водителей, соблюдение ими скоростного режима.
Системы спутникового мониторинга позволяют сократить транспортные издержки предприятий не менее чем на 10-15% за счет практически полного пресечения «левых» рейсов, хищений топлива, снижения эксплуатационных расходов на содержание транспортных средств, увеличения сроков их полезного использования.
С ростом бизнеса, растет и клиентская база. Для организации доставок продукции сотням клиентам ежедневно требуется больший транспортный парк. Логисты, планирующие маршруты вручную, по старинке с помощью дорожного атласа, сталкиваются с практическими неразрешимыми проблемами необходимости учета десятков различных параметров и ограничений, технических характеристик десятков транспортных средств, пожеланий клиентов по времени доставки. Возрастает количество ошибок - не соблюдаются «окна доставки», в один и тот же район могут быть направлены несколько полупустых грузовиков. Как результат, транспортные расходы существенно превышают приемлемый уровень, а доставка единицы продукции становится золотой.
Компании, перед которыми встают подобные проблемы, приходят к необходимости перехода на Четвертый уровень автоматизации управления транспортной логистикой, который подразумевает автоматизацию всех бизнес-процессов организации грузоперевозок: от планирования до контроля и анализа выполняемых операций.
В отделе логистики внедряется система автоматизированного планирования маршрутов, которая позволяет формировать рейсы минимальные по пробегу и максимальные по загрузке транспортных средств. Самым известным подобным решением в России и странах СНГ является система ANTOR LogisticsMaster, которой пользуются уже более 1200 средних и крупных предприятий, среди которых известнейшие российские и мировые производители и дистрибьюторы товаров широкого потребления: Coca-Cola, Pepsi, Danone, Nestle, Агропромышленный Холдинг «Мираторг», Останкинский мясокомбинат, Sun InBev, Комус, Вимм-Биль-Данн, ИНМАРКО.
Автоматизированная система маршрутизации значительно сокращает время планирования. Например, в компании «Ай-Эм Логистик» работа логистов по планированию доставки более чем 4000 клиентам ежедневно с помощью ANTOR LogisticsMaster занимает менее двух часов. Высвобожденное время можно использовать по-разному – увеличить сроки приема заказов или более тщательно комплектовать заказы на складе и расположив груз в кузове автомашины согласно очередности посещения клиентов, значительно сократить время разгрузки в точке доставки.
В то же время, эффективность контроля работы более полутора десятка машин, даже с помощью системы спутникового мониторинга, значительно снижается – ведь диспетчеру физически невозможно удержать в голове все детали большого количества рейсов. Когда осуществляется более сотни доставок в день, каждый раз по новым адресам, очень сложно оперативно оценить правомерность нахождения той или иной машины в точке фиксируемой системой спутникового мониторинга – в таком случае, диспетчер должен иметь инструмент, который наглядно покажет соответствие планового маршрута и фактического рейса.
В режиме «План-Факт» плановые маршруты, подготовленные в ANTOR LogisticsMaster, автоматически передаются в систему спутникового мониторинга транспорта ANTOR MonitorMaster, где они в реальном времени сопоставляются на электронной карте с фактическими перемещения транспортных средств. Диспетчер получает возможность в on-line режиме оценивать соблюдение водителями установленных графиков доставки, количество обслуженных точек доставки, возможные опоздания или непосещения клиентов. Наличие подобной оперативной информации позволяет разрешать возможные конфликтные ситуации еще до их возникновения.
ANTOR MonitorMaster хранит в своей Базе Данных полный объем информации о работе транспортных средств, а богатые аналитические возможности системы позволяют проводить детальный анализ результатов доставки за любой период времени. Подобная аналитика необходима при дальнейшем планировании доставки продукции, эффективного управления издержками транспортной логистики. подготовки мер направленных на снижение рисков возможных негативных отклонений от плана.
Системы управления транспортной логистикой ANTOR LogisticsMaster и ANTOR MonitorMaster интегрируются в общую Корпоративную Информационную Систему заказчика (как правило, ERP-класса), становясь ее неотъемлемой частью.
Сочетание профессионального подхода в планировании, контроле и анализе результатов позволяет сократить до 20-25% затрат на организацию грузоперевозок. Эти показатели неоднократно были подтверждены практическим опытом клиентов Группы Компаний «АНТОР».

Сегодня уже невозможно представить современный склад, не имеющий автоматизированной системы управления складскими операциями и веде­ния учета движения товароматериальных ценностей. Наличие такой сис­темы позволяет решить многие вопросы и проблемы, присущие прежней организации труда на складе и ручному учету ТМЦ. Она позволяет свести к минимуму действия человеческого фактора при работе с ТМЦ, так как в ее основе заложен системный подход при организации складских процессов, использование современных складских технологий и современных средств сбора и передачи информации, которые продолжают постоянно совершен­ствоваться.

Отечественный рынок систем управления складом (Warehouse Management System - WMS) довольно небольшой. Из почти 300 существующих в мире сис­тем управления складом на сегодняшний день предлагается около 10, и только половина из них - российские разработки. Можно отметить некоторые про­граммные продукты, предлагаемые на рынке складских операций, которые реа­лизованы в различных компаниях:

1C: Логистика: Управление складом 8.0» на платформе «1C: Предприятие 8.0;

Галактика

Акант: Система № 1;

Microsoft Business Solutions-Axapta;

Microsoft Navision;

SAP R/3» и другие программные продукты.

Система управления складом - это модуль корпоративной системы уп­равления, ответственный за решение проблем управления материальными потоками и логистическими процессами на складе. Большинство существу­ющих корпоративных информационных систем (ERP) имеют в своем соста­ве модули для склада.

Фундаментальная слабость всех MRP/WMS состоит в отсутствии встро­енной поддержки соответствующего радиооборудования, означающая, что для того, чтобы расширить возможности подобных систем за счет использо­вания радиотерминалов, необходимо использовать промежуточное про­граммное обеспечение, которое позволит совместить софт для радиотерми­налов и соответствующие интерфейсы складских моделей ERP систем для обеспечения обмена информацией между ними в режиме реального време­ни. Решение данной проблемы приводит к дополнительным затратам на лицензирование и работы по внедрению дополнительного программного обеспечения, при этом полная стоимость подобных работ может составить от 100 000 до 200 000 долл. США (здесь и далее приводятся оценки для раз­витых стран, в России данные затраты зависят от типа ERP и множества иных факторов, но в любом случае порядок затрат будет таким же).

Кроме того, MRP/WMS модули имеют недостаточную функциональность при решении таких задач, как формирование комплексных задач для персо­нала, оптимизация работ при сборке заказов, кросс-докинг, управление внутрискладскими материальными потоками и т.п. Поэтому помимо встроен­ных ERP-системы складских модулей существует ряд автономных систем, предназначенных для решения задач по управлению складами.


Существует три уровня реализации подобных задач, отличающихся функ­циональностью и степенью интеграции системы управления склада в корпоративную информационную систему.

Выделяют три уровня складских систем управления:

Стандартная система управления складом (WMS);

Промежуточные модули для интеграции с ERP системами (ERP Warehouse Management middleware);

Система управления материальными потоками (MFC - Material - Flow - Control).

Стандартная система WMS базируется на использовании радиотерминалов и обеспечивает корпоративную систему управления информацией о состоя­нии материально-товарных запасов в режиме реального времени. Данная система имеет также такие функции, как получение товаров, размещение грузов на складе и сбор и отправка заказов, реализуемые, как правило, в ав­томатическом режиме.

Как уже отмечалось ранее, многие ERP решения имеют WMS модули, однако они не предоставляют информацию в реальном времени. Поэтому для расши­рения их функциональности используют WMS middleware продукты, которые также обеспечивают информацию о запасах в реальном времени, и в большин­стве случаев функциональность данных систем, касающаяся вопросов приема, размещения и сбора заказов, проработана в них существенно глубже, чем в со­ответствующих модулях ERP систем.

Системы MFC являются нижним уровнем складских систем управления и их функциональность распространяется главным образом на реализацию все­возможных механических функций по сбору заказа, управлению специальны­ми устройствами (конвейеры, лифты, карусели, погрузочно-разгрузочное оборудование и т.п.), реализацию функций автоматической печати, взвешива­ния, а также контроля за перемещениями товаров внутри склада.

Следует отметить, что список стандартных функций для трех уровней реали­зации систем управления складом составляет:

9 - 37 - для систем контроля за материальными потоками;

24 - 83 - для систем промежуточного уровня;

До 75 функций - для полнофункциональных WMS (базовые функции: при­ем, возврат, размещение, подготовка заказов, процессирование заказов, от­грузка, пополнение, управление запасами, инвентаризация, отчеты и стати­стика, интерфейс с корпоративными информационными системами).

По мнению западных специалистов-логистиков, успеха в конкурентной борьбе можно достичь по трем направлениям - цена, качество и доставка. За­втра наибольшего успеха в конкурентной борьбе достигнут те компании, ко­торые построят наиболее эффективные логистические цепочки и будут иметь наиболее полный и быстрый доступ к информации.

Средством достижения этих целей будут новые программные продукты, и главным направлением их развития в данный момент является расширение их функциональности за счет дополнительных функций и интеграция различных в настоящее время продуктов в единый продукт, представляющий цельное ре­шение по управлению логистическими процессами.

До недавнего времени шесть различных классов программных продуктов помогали управлять логистическими цепями (цепочками поставок):

1. Система планирования ресурсов (Enterprise resource planning - ERP) - рабо­тает на высшем корпоративном уровне, обеспечивая выполнение генеральных (основных) административных функций - от финансов до заказов клиентов.

2. Система планирования цепочек поставок (Supply chain planning - SCP) -
аналитический инструмент, связывающий воедино процесс производства,
хранения и распределения.

3. Система управления заказами (Order management system - OMS) - управ­ляет заказами клиентов после завершения работ с ними предыдущих систем.

4. Система управления производством (Manufacturing execution system -
MES) - получает заказы и управляет ресурсами в цехах - начиная с оборудо­вания и работников и заканчивая запасами сырья и материалов, необходимых для выполнения заказов.

5. Система управления складом (Warehouse management system - WMS) -
управляет и контролирует в реальном времени все процессы и ресурсы в
пределах склада.

6. Система управления транспортом (Transportation management system -
TMS) - сфокусирована на контроле за издержками и управлении входящими,
исходящими и внутрифирменными перемещениями товаров.

Данные компоненты будущей системы управления цепочками поставок бу­дут выполнять две основные функции. Одна из них - это планирование (про­гнозы и графики), вторая - исполнительская (динамическое управление про­цессами), основанная на плане. ERP и SCP выполняют первую функцию, в то время как MES, WMS и TMS концентрируются на исполнительской функции. OMS базируется где-то посередине, участвуя в реализации обеих функций.

По аналогии с тем, как большинство компаний рассматривают интегра­цию с поставщиками и клиентами как часть единой цепочки поставок, про­изводители программного обеспечения предпринимают усилия к интегра­ции указанных выше программных продуктов в единый комплекс управления логистическими процессами. Основная идея при этом выйти за пределы до­рогого и требующего много времени неавтоматизированного (ручного) тру­да и управления.

Говоря о сегодняшнем состоянии интеграционного процесса, следует отме­тить, что он завершен только частично. Ни один поставщик не предлагает в данный момент полностью интегрированных решений, включающих все шесть модулей по управлению цепочками поставок. В настоящее время дан­ный процесс только начинается .


Самое обсуждаемое
Имеет ли право страховая компания отказать в страховке осаго Имеет ли право страховая компания отказать в страховке осаго
Прямая речь в немецком языке Конъюнктив 1 в немецком языке Прямая речь в немецком языке Конъюнктив 1 в немецком языке
Прилагательные и степени сравнения прилагательных Прилагательные и степени сравнения прилагательных


top