Современные проблемы науки и образования. Роль искусства в формировании личности

Современные проблемы науки и образования. Роль искусства в формировании личности

Искусство сигнализирует о состоянии об-щества, также оно может свидетельствовать о состоянии индивиду-ального сознания. «Развитие современного искусства с его вроде бы нигилистическим стремлением к дезинтеграции должно быть вос-принято как симптом и символ настроения всеобщего уничтожения и обновления, которое стало приметой нашего века»(Юнг К. Г. «Синхронистичность»). Игнорирование логики, преднамеренная абсурдность, излишняя агрессивность, культивируемая бессмысленность современного искусства вызов коллективному стандартному вкусу, утверждение цен-ности индивидуального творчества, ценности субъективного. Хотя делается это путем разрушительных акций и отрицания, тем самым творцы выступают за право иметь личное мнение, даже если оно идет вразрез с общепринятым. Юнг отметил, что подобная по-зиция возникла не случайно: «Коллективные стандарты, по которым оценивается все индивидуальное: все, что не укладывается в кол-лективную схему, не может быть признано красивым или хорошим, хотя правда и то, что современное искусство пытается компенсиро-вать эту позицию». Кроме того, современное искусство является своего рода реакцией на культ рациональности, господствующей в современном мировоззрении.

Тенденция достаточно опасная, так как излишняя рациональность сопровождается тенденцией к подавлению бессознательного. Будучи подавленным, оно стремится прорваться наружу и завладеть созна-нием. Такие ситуации уже случались в истории человечества, нечто подобное, по мнению Юнга, происходило в Германии в 1930-е гг., что сделало возможным приход к власти Гитлера. Потом люди удивля-ются, как это одному безумцу, проповедующему совершенно дикие идеи, удается завладеть умами многих и многих граждан, готовых поддержать его чудовищную идеологию . Социолог К. Мангейм убеж-ден, что сегодня политики умело используют этот механизм. Пропове-дуя концепцию технологической рациональности, они создают «новую идеологию», стремясь направить действия и поведение трудящихся в определенное русло целенаправленного рационального, то есть прак-тического обустройства жизни. Мангейм убежден, что делается это в интересах монополистического капитала. Но есть еще более страшный момент, потому что социум не замечает, что с усилением рациональ-ности бессознательное начинает действовать подобно сжатой пружи-не, и постепенно иррациональное сознание начинает господствовать в обществе , делая его нездоровым. Можно вспомнить, как возросло в последнее время количество странных религиозных сект и мистических учений, тайных культов и паранаучных теорий, допущенных и в науку. Но еще страшней, что бессознательные импульсы могут быть направлены на разжигание конфликтов: надо указать на врага (желательно для этого найти чужака, представителя иной культуры , иного народа) и вся агрессия общества устремится в данном направлении.

Идеологии сектантских или политических движений успешно используют искусство в целях пропаганды. Во-первых, они создают героя — образец для подражания, будь то советский летчик, американский солдат или Кришна. Во-вторых, совместный просмотр героического фильма, посещение выставки, прослушивание симфонии или пение хором делают коллектив более сплоченным. Искусство создает эффект причастности к общей идее, общей цели.

Однако, даже обслуживая идеологии и режимы, искусство мо-жет служить средством коммуникации. Не зная чужого языка , не понимая идеалов чужих религий , мы все же можем воспринимать и получать эстетическое удовольствие от созерцания произведений изобразительного, хореографического искусства. Мы с удовольствием слушаем хорошую музыку, и нас не волнует, какой национальности композитор ее написал. Мы смотрим французские и голливудские фильмы, читаем переводную литературу и убеждаемся, что чувства людей, переживания такие же, как у нас. Они попадают в такие же жизненные ситуации, у них случаются такие же неприятности, у них существуют те же проблемы. Именно искусство способно продемон-стрировать нам эту близость более эмоционально и проникновенно.

Сила искусства заключается в том, что любой частный случай оно возводит на уровень всеобщего, всечеловеческого. В эстетической мысли удовольствие от восприятия искусства объ-ясняется тем, что зритель, читатель, слушатель отождествляют себя с героем произведения, что заставляет сопереживать, сочувствовать, благодаря чему происходит очищение — катарсис. Зритель находит сходство со своей жизненной ситуацией, понимает, что он не един-ственный, с кем это произошло, что оказывает жизнеутверждающее воздействие. Либо воспринимающий, отождествляя себя с героем, переживает такие события и приключения, которых в жизни у него никогда не было. В этом смысле также можно говорить о компенси-рующей роли искусства. Материал с сайта

З. Фрейд

З. Фрейд уподоблял художественное творение грезе, фантазии, в которой осуществляются желания. Искусство выстраивает иллю-зию, заменяющую действительность, и в этой мнимой реаль-ности исполняются все мечты. Творчество для взрослого челове-ка — то же самое, что детская игра. «Видимо, мы вправе сказать: каждый играющий ребенок ведет себя подобно поэту, созидая для себя собственный мир или, точнее говоря, приводя предметы своего мира в новый, угодный ему порядок»(Фрейд З. «Художник и фантазирование»). При этом Фрейд настаивает, что большинство фантазий любого человека имеет болезненный характер, потому что среди его желаний есть запретные, постыд-ные, которые следует скрывать в силу несовместимости с культурой и нормами в обществе. Поэтому для Фрейда произведение искус-ства — результат переориентированной энергии либидо. Сам ху-дожник получает удовлетворение в творческом акте, потому что ему удается перенаправить либидо в социально приемлемое и даже по-лезное, культурное, русло. А зритель получает удовольствие, потому что художник позволяет нам наслаждаться нашими собственными фантазиями (воплощенными в произведении), «на этот раз без всяких упреков и без стыда». «Подлинное наслаждение от художественного произведения возникает из снятия напряженностей в нашей душе». Таков механизм очищения посредством искусства, по З. Фрейду.

АНО ВПО

«Европейский Университет «Бизнес Треугольник»

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

по дополнительной профессиональной образовательной программе

профессиональной переподготовки

Педагогическое образование: «учитель изобразительного искусства»

Тема:

«Роль занятий изобразительным искусством в духовном развитии личности».

Дипломную работу подготовил:

Олейникова Ольга Олеговна

Поток № 26

Должность: учитель изобразительного искусства.

Место работы:

Приморский край, город Артем._МБОУ СОШ № 16

Номер и дата договора:

22 января 2017 год.

г. Артем, Приморский край. Российская Федерация

Введение……………………………………………………………………………………..стр. 3-4

Глава 1. Вступительная часть.

1.1 Влияние искусства на развитие личности…………………………………………..…стр. 5-7

1.2 Особенности изобразительного искусства……………………………………............стр. 8-9

1.3. Задачи изобразительного искусства…………………………………………………..стр. 10

Глава 2 . Роль изобразительного искусства в духовном развитии личности

2.1 Духовное развитие личности…………………………………………………………стр. 11-12

2.2 Различные виды деятельности, влияющие на духовное развитие личности………..стр. 13-14

2.3 Духовно-нравственное развитие личности через изобразительное искусство……...стр.15-18

Заключение…………………………………………………………………………………..стр.19-20

Список литературы………………………………………………………………………….стр.21

Введение

«Чтобы воспитать человека чувствующим и думающим, его следует, прежде всего, воспитать духовно».

Фридрих Шиллер.

Приобщение человека к искусству просто необходимо, особенно актуально это в наше время. За последнее время произошла настоящая социальная катастрофа, деградация населения, и ситуация с каждым днем все хуже.

Современная музыка, кино и книги зачастую пропагандируют жестокость, ненависть, расчетливость. Дети с малых лет уже видят фильмы, наполненные убийствами, преступлениями, насилием. Не всегда все, что видит ребенок, даже в рамках искусства, влияет благотворно, поэтому надо быть очень выборочным в искусстве.

В наше время нет героев... точнее есть, но о них мало кто знает. Подрастающему поколению не на кого равняться. Это связано с тем, что средства массовой информации в настоящее время не направлены на пропаганду людей, совершивших подвиг.

Для целенаправленного формирования личности, необходимо эстетическое и духовное воспитание.

Учитель – проводник детей в большой мир. Он осуществляет преемственную связь поколений и помогает детям освоить общечеловеческий ценностный опыт отношений к добру и злу, правде и лжи, прекрасному и безобразному, к любви и ненависти, к сочувствию, удивлению, восторгу и восхищению красотой окружающего мира и произведений искусства, отражающих этот мир.

Классическое искусство не содержит в себе агрессию, а напротив, успокаивает мысли человека, побуждая его чувствовать и передавать любовь, совершать добрые поступки. «Красота спасет мир» - фраза из великого произведения Ф. М. Достоевского «Идиот». Автор имел ввиду не внешнюю красоту, а внутреннюю - красоту духовную.

Мир искусства многогранен. Одной из прекрасных его граней является изобразительное искусство. Общение с изобразительным искусством, отражающим действительность, в том числе и сферу человеческих чувств, способствует формированию духовного развития личности.

Цель моей работы: выявить, как можно решать задачи духовно-нравственного развития личности в рамках учебного предмета .

Актуальность выбранной темы определяется тем, что для духовно воспитания в школе свидетельствуют многие кризисные явления современной жизни. Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Традиционными источниками нравственности для нас являются Россия, наш многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа¸ человечество. Одной из базовых национальных ценностей является любовь к своей малой Родине, своему народу.

Качественные изменения подготовки детей в школе требуют разработки таких форм и методов преподавания, которые способствовали бы созданию условий для воспитания ценностного отношения к своей национальной культуре, в том числе и на уроках изобразительного искусства. Для этого целесообразно создание педагогической среды на основе изобразительного материала.

Преподавая эту дисциплину в школе, считаю главной своей задачей, через свои уроки формировать духовную культуру учащихся, приобщать их к общечеловеческим ценностям, сохранять культурные традиции, воспитывать уважение к историческому и культурному наследию своего народа.

Глава 1 1.1 Влияние искусства на развитие личности.

Искусство играет огромную роль в развитии человека, оно оказывает сильное воздействие на развитие личности, формирует чувства, мысли, нравственность и жизненные принципы. Поэтому в нашей жизни так важно обладать хорошими, добрыми мыслями, испытывать любовь к окружающему нас миру. Нашей задачей сейчас, как никогда, является научить этому будущее поколение, дабы избежать войны и вымирание человечества.

Приобщать детей к искусству можно и даже нужно с самого рождения. В дошкольном и школьном возрасте они наиболее восприимчивы к различным видам искусства. Именно на этой стадии развития важно начинать формировать любовь ребенка к классическому искусству. И именно искусство может помочь в осуществлении, подготовке молодого поколения будущего духовного государства.

Искусство формирует, совершенствует, проявившуюся в нем универсальную человеческую способность, которая, будучи развитой, реализуется в любой сфере социальной деятельности – в науке, политике, в быту, труде. чтобы стать поистине культурным, духовно-нравственной личностью.

Искусство – это форма сознания. И, коль это так, мы не можем не интересоваться его возможностями выразить ту или иную идею, духовного переживания. В искусстве с самого начало заложено эмоциональное выражение духовных переживаний человека.

Сегодня неурочные формы организации обучения – это важная часть образовательного процесса современной школы. Включение неурочных форм в образовательный процесс способствует и обеспечивает полноценное обучение школьника. Следует отметить, что занятия неурочного типа в полной мере дают возможность ребёнку оценить, показать, раскрыть свой творческий потенциал. Ребёнок повышает свои адаптивные возможности, происходит успешная его социализация. И он готов реализовать свои творческие возможности, достигнуть определённых высот и поставить перед собой новые задачи.

Сегодня остро ставится вопрос об истинной роли искусства в развитии общества и в жизни отдельного человека. «, наверное, мы единственное государство, - пишет Б.М. Неменский, - где изобразительное искусство, музыка фактически изжиты из общего образования. Даже наступающая гуманитаризация предусматривает без изменения “остаточную роль искусства”»

Дети дошкольного возраста более близки к «художественному» типу, нежели к «мыслительному». Для них характерна эмоциональная отзывчивость, целостность мировосприятия, непосредственность переживаний и открытость по отношению к миру.

В исследованиях известных психологов и педагогов подчёркивается необходимость решения проблемы художественно-творческого развития личности средствами искусства, начиная с дошкольного возраста.

Как указывают психологи, для осуществления разных видов деятельности, умственного развития детей, большое значение имеют те качества, навыки, умения, которые они приобретают в процессе рисования, лепки, аппликации и конструирования: умения пользоваться орудиями (кистью, карандашом, стекой, ножницами), планировать свои действия, ориентироваться на образец и указания взрослого, а также задумывать и осуществлять свой замысел, привлекая для этого все имеющиеся в данный момент средства. При проведении занятий создаются благоприятные условия для формирования таких качеств, как пытливость, инициатива, умственная активность и самостоятельность, любознательность.

Что дает искусство детям? Воспитывается интерес и любовь к прекрасному, развиваются эстетические чувства. Искусство раскрывает богатство и разнообразие красок окружающего мира, форм, движений; с его помощью дети знакомятся с новыми для них предметами и явлениями жизни, проникаются высокими идеями.

Таким образом, искусство – средство эстетического воспитания, основа художественного воспитания и развития ребенка. Приобщение к нему является частью формирования эстетической культуры личности. Художественная культура формируется в процессе познания искусства. Искусство окружает человека с момента рождения и вводит его в окружающий мир через систему художественных образов, произведений. Каждый вид искусства имеет свои специфические средства выразительности, которые способствуют образному познанию мира через разнообразие форм, цветов, звуков. «Как известно, искусство изучает человека целостно, проникая и в его биологию, и социальную природу, и духовную сущность. Искусство является универсальным носителем всех духовных ценностей.

Через него человек имеет возможность приобщения к нравственным ценностям, традициям, обычаям, ему становятся доступными научные знания, непосредственное освоение которых требует особой специальной подготовки. Благодаря искусству, он имеет возможность жить в прошлом, настоящем и будущем.

Подлинное искусство встряхивает человека, делает его более тонким и гармоничным, формирует обостренные чувства человеческого достоинства, чести и совести, добра и зла, порядочности и справедливости, отвергая зло и жестокость; этим самым оно выступает не только средством эстетического воспитания, но и нравственного возвышения личности. Поэтому оно представляет не только художественное постижение жизни, но имеет огромное познавательное значение».

В процессе освоения искусства развиваются личностные свойства и качества, ребенок учится жить по законам красоты. Произведения искусства несут радость познания, открытия, вызывают чувства наслаждения прекрасным. Обучение различным видам художественной деятельности, дарит впоследствии детям радость творчества, формирует, интерес к искусству, которое сохраняется на протяжении всей жизни человека и служит одной из основ духовного развития личности.

7

1.2 Особенности изобразительного искусства.

Изобразительное искусство - один из видов художественного творчества человека. Оно возникло 20 тыс. лет назад, в эпоху палеолита и сохранилось до сих пор.

Изучение искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры.

Вклад изобразительного искусства в развитие личности заключается в развитии эстетического восприятия мира, в воспитании художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и в искусстве, в обеспечении определенного уровня эрудиции в сфере изобразительного искусство, в сознательном выборе видов художественно- творческой деятельности, в которых подросток может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности.

Отечественное и зарубежное искусство раскрывается перед школьниками как эмоционально-духовный опыт общения человека с миром, как один из способов мышления, познания действительности и творческой деятельности.

Таким образом, изобразительное искусство в жизни ребенка закладывают основы:

    интеллектуальной сферы

    формирования художественной культуры

    творческих способностей

    эмоциональной сферы

    духовных качеств

    эстетических чувств.

Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего развития личности ребёнка. Они способствуют умственному развитию детей благодаря тому, что в основе создаваемого ими изображения лежат впечатления, полученные детьми из окружающей жизни, непосредственным путём, через восприятие предметов и явлений, выделение их свойств и качеств.

Благодаря созданию коллективных композиций развиваются умения: общаться и взаимодействовать со сверстниками, педагогом, договариваться и при необходимости уступать друг другу, радоваться общим успехам, так же изобразительная деятельность способствует обогащению словарного запаса и формирование связной речи.

Важным компонентом во время проведения уроков изобразительного искусства является арттерапия. Искусство учит, и искусство лечит, лечит своими произведениями. И в процессе практической работы учеников, творчество благотворно влияет, врачует душу ребенка. Вопрос здоровья уходит корнями в культуру народа. Учащиеся должны осознавать значимость всей цепочки предшественников, которые были до нас и звеном которой мы являемся, и верить в связь человека и природы, нарушение которой грозит болезнью всему человечеству.

1.3 Задачи изобразительного искусства

Одна из важнейших задач изобразительного искусства это эстетическое развития личности. Это постоянное развитие интеллектуального и чувственного начала в человеке. Через приобщение к изобразительному искусству активизируется творческий потенциал личности, и чем раньше заложен этот потенциал, тем активнее будет стремление к освоению художественных ценностей мировой культуры, тем выше эстетическое сознание, тем шире сфера эстетических потребностей.

Так же одной из значимых задач изобразительного искусства является духовно-нравственное воспитания школьников. Эта задача возложена на современного педагога - помимо прямой задачи обучения: передача и закрепление знаний стоит ещё, если можно так сказать, «сверхзадача» - пробудить духовный потенциал личности школьника.

Научить детей понимать прекрасное и возвышенное с одной стороны, безобразное и низменное – с другой; развивать у них способность чувствовать, правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности, в природе, в общественной жизни, в труде и искусстве. Изобразительное искусство содержит в себе огромные возможности для развития сферы чувств. Оно рассчитано на эмоциональное воздействие, эстетическое развитие, иначе оно не искусство.

Интеллектуальное развитие ребенка так же является основной задачей изобразительного искусства.

Для учителя изобразительного искусства обучение толерантности является одной из важных задач, ибо умение договориться, понять друг друга, проявить терпимость к ближнему, однокласснику, человеку другой веры, нации – один из важнейших компонентов общечеловеческой культуры, важнейшее качество современного человека.

И это проводится на уроках изобразительного искусства с элементами истории искусства, где на примерах из мировой культуры ребенок учится быть толерантным.

Глава 2 2.1 Духовное развитие личности

Духовность – это не роскошь, а вопрос выживания: быть или не быть Российскому государству.

B.C. Соловьев был первым отечественным философом, который в основу своей философской системы положил учение о нравственности. Понятия «нравственность» и «духовность» в его работах синонимичны.

Предметом нравственной (духовной) философии является понятие добра, которое единое, по его мнению, у всего человечества.

Духовно-нравственное воспитание проводится с целью формирования высших моральных ценностей, таких как:

    гуманные (дружелюбные) отношения между детьми

    чувство долга, ответственности за своё поведение

    трудолюбие и потребность в труде

    бережливое отношение к природе

    ориентация на гармоничную и одобряемую в социуме семейную жизнь

    культура общения

самопознание и самовоспитание.

В процессе уроков дети учатся работать самостоятельно, понимать друг друга, сравнивать свои познания со знаниями одноклассников, отстаивать своё мнение, осуществлять помощь и принимать её. Учась, младшие школьники переживают радость открытий новых знаний для себя, досаду в случае неудач и ошибок. Всё это - начало духовного воспитания, где учителю отводится ведущая роль.

Традиционно, моральное воспитание школьников базируется на основе передачи нравственно-духовного опыта. Современный учитель должен организовывать свою деятельность таким образом, чтобы с помощью современных и доступных детям методов прививать им духовные качества. Учителю младших классов следует помнить, что духовным компонент должен пронизываться каждый урок.

Поэтому при организации педагогической деятельности нужно задумываться, каким образом можно продуктивно повлиять на развитие ученика в мотивационном, интеллектуальном и эмоциональном плане с помощью использования разных приёмов морально-нравственного воспитания.

Воспитывать гармоничную личность можно с помощью различных

направлений работы:

    Организация волонтёрской и благотворительной деятельности.

    Обсуждение вопросов веры и смысла жизни.

    Семейное воспитание.

    Отношения между разными полами.

    Воспитание здорового образа жизни.

    Любовь к родине.

    Эстетическое воспитание - любовь к прекрасному.

    Бесконфликтное общение.

    Правильное отношение к труду.

    Финансовая грамотность.

Эти направления в работе помогают воспитанию таких духовных качеств, как

патриотизм, гражданственность, свобода, честь, милосердие, справедливость, доверие.

Стремление к миру во всём мире, межнациональному и межкультурному разнообразию,

толерантности, стремление к знаниям, ценность семьи, творчество и труд, вера и духовность.

2.2 Различные виды деятельности, влияющие на духовное развитие личности

Различные виды деятельности на занятиях по изобразительному искусству влияют на духовное развитие личности.

Из универсальных способов разговора с детьми на духовные темы является сказка. Она не только учит ярким и сильным человеческим чувствам, но и предполагает модель поведения, предлагает путь, на котором можно найти свое счастье. При отборе сказки для занятий очень важно обратить внимание на то, какой духовный смысл заложен в сказке. Среди важнейших направлений по духовному воспитанию на уроках изобразительного искусства мы выделили следующие значимые темы.

Природе принадлежит весьма важное место,поскольку прекрасное в природе всегда перед глазами. Роль художника - помочь увидеть эту красоту. Обучающиеся изучают полотна И.И. Левитана,И.И. Шишкина, Л.В. Поленова, И.Э. Грабаря и др. художников. Это учит понимать, давать эмоциональную оценку шедеврам искусства. Природа нашей Родины самобытна, разнообразна. Как можно не любить русскую природу? Дети выполняют пейзажи родной природы на различные темы: «Весна пришла», «Где бы я хотел побывать», «В далекой стране» Родина моя - Россия. и др. Задача - вызвать у детей интерес к родной стране, дать представления о родном крае, о Родине. Реализация задач духовного воспитания, любви к родной природе, происходит на протяжении образовательного процесса во всех классах общеобразовательной школы.

Большое внимание в программах изобразительного искусства уделяется темам направленных на формирование уважительного отношения к Родине, родным местам. Это уроки рисования на темы, освещающие быт, историю и культуру народа, беседы с обучающимися о крае, художниках, мастерах - умельцах: «Деревянное зодчество», «Города русской земли», «Парки, скверы, бульвары», «Фонари на улицах города», и др. Ученики знакомятся с наследием предков: древними и современными русскими городами их архитектурными особенностями, учатся узнавать памятники Великой Отечественной, гражданской войн. На уроках дети выполняют: панно «Мой любимый город», «Деревянное зодчество», конструирование детской площадки, парка, макет городской улицы и учатся понимать роль изобразительных искусств в повседневной жизни человека.

Занятие по темам декоративно-прикладное искусство - учит сохранять и приумножать информацию, переданную предыдущими поколениями. Народные художественные промыслы - неотъемлемая часть Отечественной культуры.

Использование на уроках различных репродукций, фотографий, видеофильмов, презентаций,музыки, литературного ряда, изделий мастеров, это способствует обогащению художественных впечатлений, духовно-нравственного мира обучающихся, формированию у них положительного отклика на красоту в природе, в человеческих отношениях и оказывает влияние на возбуждении у них позитивных эмоций, чувств, отзывчивости и интереса к образцам русского народного искусства.

Учащиеся знакомятся с произведениями народных мастеров, изучают обычаи и обряды, узнают историю создания и изготовления игрушек и других поделок из различного природного материала, который находят во время экскурсий и походах в окрестностях своего города или села (глина, шишки, дерево, кора, камни), кроме того, в работах используются различные виды тканей и соленое тесто.
Также важна тема «Сопереживание», которая помогает учащимся понять друг друга, почувствовать чужие радости и страдания. Ребята самостоятельно находят и придумывают сюжет по данной теме. Выполнение таких заданий формирует у обучающихся такие важные духовные качества, как доброта, великодушие, сострадание.

Программа «Изобразительное искусство» в начальной школе включает великие и вечные темы, которые играют важную роль в духовном воспитании учащихся, такие, как темы «материнства», «мудрость, старость», где учащиеся выполняют живописные портреты мамы, бабушки, дедушки.

Во время обучения, учащиеся часто сталкиваются в процессе урока с великими художественными произведениями, походами в театры, музеи, на выставки. Обучающимся даются знания о художественной культуре различных эпох, начиная с Древнего искусства и заканчивая сегодняшним днем.

Обязательно и своевременно необходимо проводить показ выставочных работ, выполненные школьниками по всем темам уроков. Очень важно, когда ребята могут увидеть работы своих ровесников, почувствовать то, что волнует других людей.

14

2.3 Духовно-нравственное развитие личности через изобразительное искусство.

Об актуальности духовно- нравственного воспитания в школе свидетельствуют многие кризисные явления современной жизни: наркомания, криминализация детской среды, низкий уровень общественной морали, утрата семейных ценностей, упадок патриотического воспитания и др. Из этого вытекает необходимость выделения духовно- нравственного воспитания в особую воспитательную область, обладающую своими методологическими доминантами, структурой, целями и способами реализации.

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент для образования.

Общество все больше требует от нас, педагогов, полной ответственности за судьбы наших учеников. Это значит, что мы должны максимально сконцентрировать в своих руках все виды воздействия на личность ребенка. К сожалению, образование перестало отвечать своему предназначению, ограничившись лишь «загрузкой» школьников знаниями об основах наук и к заучиванию и сдаче тестов и экзаменов.

Однако человек – не только плоть, но и душа, у которой то же есть большие потребности. Самой надежной гарантией того, что творческие замыслы и действия человека пойдут на пользу и ему, и его окружению, являются только его духовность и нравственность.

Школьные годы- важнейший период человеческой жизни. Учитель является стимулятором, координатором, советчиком, помощником в становлении и развитии личности ребенка.

Основной задачей учителя ИЗО, с моей точки зрения, является формирование эстетического вкуса и этических норм у учащихся через общение с искусством. Структура и содержание занятий должны быть направлены на обучение детей творчески мыслить, духовно и культурно общаться с окружающими, любить, понимать и ценить искусство.

Занятие изобразительной деятельностью требует от учеников умения фантазировать, разгадывать, зорко видеть, тонко чувствовать. Сила искусственного образа требует способности сотворчества, сопереживания. Талантливое художественное произведение побуждает их думать, анализировать жизнь, строить догадки, что-то представлять, воображать, искать отзвук своим чувствам, переживанию, настроению, проникать в замысел автора, в мир его чувств, мыслей.

Через уроки изобразительного искусства происходит приобщение школьников к общечеловеческим и национальным ценностям в различных областях художественной культуры, освоение художественного опыта прошлого и настоящего, воспитание художественного вкуса учащихся, сформирование готовности и способности к самостоятельному духовному освоению подлинных художественных ценностей, повышение уровня художественного развития обучающихся культуры и толерантности, воспитание гуманности, патриотизма и эстетических взглядов.

На занятиях изобразительного искусства обучающимся даются знания по художественной культуре различных эпох, начиная с Древнего искусства и заканчивая XIX веком, где на конкретных примерах школьники видят многообразие эстетических принципов и форм творческого выражения, которые во многом связаны с особенностями природы, культуры и цивилизации, с одной стороны, и исторического развития, с другой.

Кому же, как ни нам, учителям, найти заветную тропинку к душам наших детей и раскрыть мир Любви и Добра. Это нужно не только им, но и нам, учителям. Ведь учитель – это, прежде всего, духовный и нравственный наставник, праведник и гуманист, - без этих добродетелей мы не можем взывать к их сознанию, не имеем на то морального права.

Мир бережно сохраняет вечные ценности: любовь, красоту, добро, силу духа, истину, ценность жизни. Искусство – носитель ценности, объект познания, а учитель и ученик – коллективный субъект, постигающий мир художественных ценностей.

Именно предметы эстетического цикла должны восполнить этот пробел. К. Роуланд утверждал, что изобразительное искусство способствует духовному развитию личности.

Одним из основных принципов программы «Изобразительное искусство» является принцип «от жизни через искусство к жизни». Этот принцип постоянства связи искусства с жизнью, предусматривает широкое привлечение жизненного опыта детей.

Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность осознания своих собственных переживаний, своего внутреннего мира, являются важными условиями духовного развития личности, то есть, формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем.

Для того чтобы, духовный потенциал личности на уроках изобразительного искусства перерастали в убеждения, для этого требует от учителя живого, творческого подхода к предмету, веры в духовное достоинство человека и необходимость его воспитания.

Такой учитель найдет путь к сердцу ученика, даже если вопросы нравственности, духовности, чистоты, совести и целомудрия непривычны и чужды ему. В глубине души каждый человек стремиться к полноте духовной и творческой жизни, верной любви и счастью.

Взаимодействие личности с изобразительным искусством является, в сущности, духовной функцией искусства, так как искусство влияет на различные сферы жизни посредством воздействия на сознание человека.

Духовное предназначение изобразительного искусства с ее художественно-образной сущностью связано с утверждением идеалов прекрасного. Поэтому художественное в искусстве и эстетическое в жизни можно рассматривать как главную духовную функцию изобразительного искусства.

Изобразительное искусство должно выступать не столько как объект изучения, сколько как субъект диалога, когда ученик пытается понять позицию автора, его мысли, чувства, настроения. При этом ученик должен «заглянуть» в себя, сравнить свои чувства и переживания с переживаниями, заложенными в произведении, понять, может ли он пережить чужую боль и страдание.

Занятия изобразительным искусством развивают чуткость и остроту восприятия окружающей действительности, чувство красоты мира, воображение и образное мышление, способность и умение выразить свой замысел в зримом художественном образе. Свои способности, знания и умения ребята с удовольствием демонстрируют в своих творческих работах на уроках, выставках и конкурсах детских рисунков.

Главное для человека во все времена было обрести целостность внутри себя, духовность. Духовностью называют то, что отличает человека разумного - совокупность нематериальных ценностей: моральных, нравственных, гуманистических, эстетических. Это общечеловеческие ценности, которые никогда не обесцениваются и являются абсолютным стандартом для людей всех культур и эпох.

Уроки изобразительного искусства помогают развитию человека, его становления как духовной цельной личности. Научить рисовать можно любого человека, если у того будет желание.

Содержание уроков изобразительного искусства построено так, что даёт ребёнку возможность получить представление о разных видах, жанрах изобразительного искусства,

о композиции, о разных техниках и приёмах изображения и самому выбрать, что ему больше нравится, к чему лежит душа и хочется творить.

Рисовать надо для своего удовольствия. Начинать рисовать можно в любом возрасте и приобрести навыки рисования легко, если этого захотеть.

Важен не столько результат, сколько сам процесс творчества, в его таинстве и кроется частичка той сущности, которую называют духовной. Каждый получает ее при рождении, но не все продолжают ее развивать.

Постигая основы художественно-изобразительного творчества, ребенок, раскрывает красоту окружающего мира и имеет возможность задуматься над смыслом жизни и вечными ценностями – милосердием, прощением, любовью.

Очень важно, чтобы то, к чему взывали мы на уроках изобразительного искусства, что “вживляли” во внеклассной и внешкольной деятельности, благодатными всходами прорастало во всех сферах жизнедеятельности наших воспитанников в своем социокультурном пространстве. Это и забота о ближнем, и активная экологическая и краеведческая деятельность, и организация работы по духовному, нравственному и физическому оздоровлению населения.

Из всех учебных дисциплин единственно по-настоящему воспитывающей духовно-нравственное начало является искусство, так как она развивает не только разум, но развивает и облагораживает чувства. Если в процессе обучения мы не будем воспитывать человека в целом, то есть его тело, мозг и душу, мы не выполним своего долга по отношению к тем, кого мы учим.

Наукой доказано, что дети, выросшие в окружении хороших интересных качественных вещей успешны в жизни, имеют отличное здоровье: обладают хорошей памятью и высоким уровнем интеллекта. Такие дети любят и ценят своих родителей. А становясь взрослыми - делают успешную карьеру и создают прочные семьи.

Заключение

Изучив данную тему, считаю, что грамотно рисовать может научиться каждый, также как читать и писать. Но занятия изобразительным искусством дают значительно больше. Они воспитывают интерес и любовь к прекрасному, развивают эстетические чувства, раскрывают богатство и разнообразие красок окружающего мира.

Роль искусства в жизни всякого человека огромна, оно всегда завораживает, пробуждает в душе человека лучшие качества, разбивает стены и дает заряд внутренней энергии.

Именно уроки изобразительного искусства требуют предварительного анализа натуры, умения прогнозировать и оценивать результаты собственной деятельности, что будет необходимо каждому ученику в будущем.

Именно на уроках изобразительного искусства происходит духовно -нравственное воспитание личности, развивается умение ценить прекрасное в искусстве, природе, человеке, способствовать состраданию ко всему живому. Через занятия изобразительным искусством, доносится до ребёнка и вкладывается в него истинные ценности нашей жизни, обращается его внимание на вечные духовные ценности, на то, что близко каждому человеку, что помогает любить и созидать, воспитывать человека-творца с развитой индивидуальностью, богатого духовными интересами и запросами, способного к творческому труду в любом виде деятельности.

А также считаю, что сегодня духовно-нравственное воспитание нуждается в теоретическом осмыслении его методологических основ, разработке целостного подхода к ним.

Наступил новый этап развития социума, связанный с изменением менталитета общества и личности, изменением ценностных ориентаций у подрастающего поколения. Мы перестали думать о духовном обогащении, стали игнорировать нравственную сущность поступков. Такие проявления высокой нравственности, как сострадание, соучастие, сопереживание, уважение к другим и самому себе, к сожалению, отходят на второй план. Это является одной из проблем в духовном развитии личности.

В современном мире всё острее ощущается потребность в воспитании духовно богатой, высоконравственной личности, способной созидать, а не только потреблять.

Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Разделяю точку зрения писателя Вересаева, который сказал: «Искусство имеет для человека большое значение, не только вызывает у него восхищение, но и заставляет быть лучше, очищает душу от скверны».

Поэтому в современной школе духовно-нравственное воспитание должно стать приоритетным направлением становления личности. Для этого, необходимо вызвать интерес учащихся к предмету и удержать его .

Список литературы


1. Казбеков Н. А. Духовные потребности человека в условиях трансформации общества.

Дисс.канд.философ.наук.Алматы,2002.
2. Теория духовно-нравственного воспитания. Сборник научных трудов. Выпуск ІІІ. М.:

РСФСР-1975.
3. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания. М.:

«Академия», 2002.

4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России /А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков.- М.:Просвещение, 2011.

5. Духовно-нравственное воспитание школьников /Игнатьева Е.Е.- Ж. «Воспитание школьников», -2010.

6. Аскарова Г.Б., Сабекия Р.Б. Роль искусства в формировании духовности личности // Современные проблемы науки и образования. – 2014.

7. Духовно-нравственное воспитание как составляющая ФГОС- тема номера журнала «Начальная школа плюс До и После» 2012.

8. Социально-психологический портрет современных подростков / Н. Н. Савина //Ж. Воспитание школьников. 2010.

9.«Уроки изобразительного искусства»; С. Корнилова, 2000 г.

10. М.Г. Балонова - Искусство и его роль в жизни общества, (учебное пособие), Нижний Новгород, 2007

Тимченко Наталья Эдиссоновна
Роль искусства в духовно-нравственном становлении личности учителя

Музыкальный руководитель МАДОУ №385

Тимченко Н. Э.

Роль искусства в духовно-нравственном становлении личности учителя .

Проблема духовно -нравственного воспитания- одна из самых важных и острых задач современности. И не случайно в Законе Российской Федерации «Об образовании» взят курс на гуманистическую направленность.

Наше общество заинтересовано в том, чтобы подрастающее поколение было развито как умственно, так и духовно . В этой связи на учителя возлагаются большие надежды как на проводника не только знаний, но и духовно -нравственных ориентиров.

Как известно, важнейшими сущностными характеристикам личности являются целостность и духовность . Под целостностью принято принимать единство духа, души и тела, а под духовностью- .силу многомерную и цельную, устремленную к внутреннему совершенству.

Безусловно, что учитель должен обладать богатым внутренним миром, жить «идеальными» интересами и активно вступать в познавательные, эстетические, моральные отношения с действительностью. Но, чтобы избежать кризиса духовности общества , требуется не только духовное возвышение педагога , но и педагогики в целом. По мнению профессора Московской консерватории В. В. Медушевского, педагогика должна быть одухотворенной и никогда не забывать о том, что кроме закономерностей, причин и следствий у нее есть нечто другое, что влечет к познанию : «Нельзя разлучать обучение и воспитание! Опасно отречение от идеи духовно -нравственной высоты человека. Она не в назиданиях, а в живом содержании науки!».

Еще в эпоху Средневековья Климент Александрийский в своих размышлениях о предназначении педагога писал : «Практика, а не теория область Педагога, не обучение, а нравственное улучшение, вот его цель, жизнь мудреца, а не ученого он хочет начертать пред нами» (1) .

Педагогика в целом, равно как и учитель в частности , должна нести в себе идею сотрудничеств, согласия и соделания. Ибо, все эти составляющие ведут к сроднению душ, слиянию творческих усилий, к устремлению достижения единства истины, добра и красоты, которое еще со времен Античности составляли основу того совершенства, к которому мы стремимся до сих пор. Данное единство, как идеал, лежит в основе духовной сферы искусства , которое всегда играет существенную роль в обогащении духовного мира человека .

Искусство , как неиссякаемый источник эмоций и живых бескорыстных переживаний, позволяет пережить накопленный веками опыт всего человечества. «Как учитель детей наставляет на ум, так людей уже взрочлых-поэты!»- так еще в Античности возгласил Аристофан в комедии «Лягушки» .

Помимо способности воспитательного характера искусство обладает замечательной способностью сложного превращения чувств. Самые горестные и тяжкие переживания, будучи переплавленными в произведении искусства , оказывают положительное эмоциональное воздействие, доставляющее особое эстетическое удовлетворение.

Выдающийся психолог Л. С. Выготский назвал такие сложные превращения чувств важнейшим законом эстетической реакции, наивысшая точка в которой еще со времен Аристотеля именуется катарсисом, то есть «Очищением души в процессе восприятия трагедии» (Аристотель «Поэтика» )

«Искусство относится к жизни как вино к винограду, сказал один из мыслителей и был абсолютно прав, указывая на то,что искусство берет свой материал из жизни, но дает сверх этого материала нечто такое,что в свойствах самого материала еще не содержится»(2) .

И, не случайно основоположник гуманистической психологии А. Маслоу неоднократно отмечал, что образование посредством искусства значимо для появления лучших людей. «Если мы ориентируемся на гуманистические цели образования, - писал он,- то, насколько я могу судить, единственный существующий сегодня вид образования, содержащий хотя бы слабый намек на такие цели,- художественное образование»(3) .

Искусство является безграничной сферой проявления творческой активности человека. Деятельность художника преобразует мир, и сама действительность превращается в искусство .

«Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться?» - этим вопросом задавался Феофан Затворник. Размышляя об искусстве в этой связи , он писал : «Изящные произведения искусства услаждают не одной красотой внешней формы, но особенно красотой внутреннего содержания, красотою умно-созерцаемою, идеальною. Откуда такие явления в душе? Это гости из другой области духа, Дух Бога ведущий естественно постигает красоту Божию и ею единою ищет наслаждаться» (4) .

Если красота- одно из глубинных оснований человеческой души, то ею должны полнится все сферы жизни. «Абсурдны теории психологии и педагогики, изъявшие красоту из своих положений» (5) .

И, действительно, творческая сила человека не сводится к одному мышлению, художественная плодотворность - вот естественная сущность человеческой души.

Миропознавательная любовь, любовь к людям, творческая активность - вот силы, зовущие человека к нравственному и духовному самосовершенствованию. И, именно такие силы педагог должен научиться пробуждать в молодом поколении. А искусство , как неиссякаемая сокровищница красоты, добра и любви поможет в этом нелегком, но очень важном деле.

В заключении процитируем знаменитого Я. А. Коменского : «Кто преуспевает в науках, а в нравственности отстает, тот скорее отстает, чем преуспевает!».

ПРИМЕЧАНИЯ :

1. Климент Александрийский. Педагог. Ярославль. С. 9.

2. Выготский Л. С. Психология искусства . М. 1965. С. 318.

3. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. Москва. С. 60

4. Свт. Феофан Затворник. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? М., 1914. С. 40.

5. Медушевский В. В. «Внимли ангельскому пению» Минск 2001.

Публикации по теме:

О духовно-нравственном воспитании дошкольников О духовно-нравственном воспитании дошкольников ДОУ. (консультация для воспитателей) Коренные преобразования в стране конца 20- начале 21.

Консультация для родителей «Роль семьи в духовно-нравственном воспитании ребёнка» Консультация для родителей. «Роль семьи в духовно-нравственном воспитании ребёнка» Актуальность обусловлена тем, что семья является традиционно.

Консультация для родителей «Роль взаимодействия семьи и детского сада в духовно-нравственном и патриотическом воспитании» В настоящее время наиболее актуально воспитание духовно – нравственных качеств личности уже с дошкольного возраста. Современное российское.

Козырева Светлана Ивановна

Эссе: «Влияние искусства на развитие личности в духовном и нравственном аспектах».

В настоящее время актуальным является определение роли искусства в формировании личности в связи с остротой проблем, поставленных кризисным современным обществом. Процесс социализации, формирующий личность и способствующий её развитию, а также процесс самореализации личности в большой степени зависит от ее творческой деятельности, развитости самосознания. Все эти задачи призвано решать искусство. Существуют теории, в которых разрабатывалась взаимозависимость состояний общества и искусства. Эти теории принадлежат Платону, Ж.-Ж. Руссо, Ф. Ницше.
При общении с подлинным произведением искусства происходит глубинное воздействие на внутренний мир личности. По своей природе искусство противостоит неорганизованности и хаосу, отсюда следует его главная тенденция – помочь человеку гармонизировать себя и мир, притом гармонизируя природное и социальное в человеке, искусство защищает личное «я» с одной стороны от стандартизации и с другой – от духовной изоляции от общества. Его гармонизирующее воздействие проявляется в том, что социальной стадности оно противопоставляет гуманную социальную общность, индивидуализму – личностную ответственность перед обществом, излишнему рационализму – понимание непосредственного ощущения жизни.
Искусство оказывает влияние на человеческое познание, лишая его односторонности, дополняет его целостным постижением как себя, так и окружающего мира. Устанавливая равновесие, искусство разрушает личностные стереотипы, обнажая то, что именуется социальными и нравственными язвами.

Ещё одна функция искусства включает в себя как изживание негативных чувств, так и компенсацию того, в чем, возможно, человека обделили личный опыт и судьба, т.е. помогая нечто изжить и нечто восполнить, искусство способствует установлению равновесию человека с окружающим миром. С помощью искусства человек безгранично расширяет свой внутренний опыт и приобщается к опыту всего человечества. Искусство помогает личности найти себя как неповторимую индивидуальность.

Искусство формирует не только ум и сердце: оно формирует целостного человека. Таким образом, искусство как особый уникальный образ самореализации человека выступает как форма становления личности. В то же время искусство как специфическая система ценностного воздействия влияет и формирует не только отдельные личности, но и межличностные отношения и социальные отношения в целом. В искусстве присутствует огромный гуманистический потенциал, созданный человечеством за многовековую историю.
Для детей искусство является незаменимым средством формирования духовного мира: литература, музыка, скульптура, народное творчество, живопись, театр. Без воспитания эстетически грамотных людей, воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческих начал невозможно становление гармонически развитой и творчески активной личности.
Окружающий мир встает перед ребенком как единая целостная картина мира. Чтобы эта целостность сохранялась, необходима интеграция видов изобразительной деятельности. Интеграция искусств, объединяющая разные виды художественной деятельности, несет в себе мир идей, мыслей, образов, эмоций. Благодаря этому стимулируются и развиваются память, мышление, воображение.

Искусство формирует незаменимые компетенции 21 века – творчество, креативность и готовность к инновациям, воображение, эмоции, чувства, инициативность, гибкость и адаптивность, коммуникабельность, способность к обработке информации в образах и символах, способность к анализу нескольких потоков информации одновременно.

Итак, искусство формирует личность человека, развивает его интеллектуальный потенциал и чувственное восприятие, задает правильные нравственные ориентиры и приобщает его к своей культурной среде.

- 35.21 Кб

Стало уже принято утверждать, что искусство является могучим средством формирования личности, инструментом, способствующим её становлению. Вместе с тем, далеко не всем понятно, почему, собственно, искусство воспитывает. Благодаря каким его свойствам и качествам? И воспитывает ли вообще? Недаром французский писатель Анатоль Франс говорил, что если бы искусство действительно воспитывало, то самыми воспитанными людьми на свете были бы… театральные капельдинеры: они имеют возможность ежедневно общаться с искусством!

Вместе с тем искусство действительно имеет ничем другим невосполнимую педагогическую, воспитательную функцию. Попробуем кратко описать психологические механизмы, благодаря которым это становится возможным. Дело в том, что, воспринимая произведение искусства (будь то музыка, литература или иной вид) ребенок отождествляет себя с главным героем, примеряет на себя различные роли и эмоции (как это происходит в игровой деятельности). Благодаря принятию или отвержению определенных ролей и эмоций формирует свой собственный набор личностных качеств, закрепляет его путем апробирования во внешней среде. И чем прекраснее, глубже, гуманистичнее воспринимаемое произведение искусства, тем прекраснее, глубже и гуманистичнее становится развивающийся человек. С возрастом у ребенка появляется возможность не только воспринимать произведения искусства, но и самому их творить. Так, ребенок начинает рисовать, лепить, строить, петь, танцевать. Искусство становится не только внешним фактором формирования личностных черт, но и внутренним выразителем чувств, эмоций. Оно становится даже большим – средством для утверждения личности в мире, подтверждением ее ценности и необходимости ее существования. А это, согласно великому гуманисту-психологу А.Маслоу, является высшей потребностью личности – самоактуализацией. В конечном итоге искусство позволяет человеку быть человеком: коммуникативным, открытым, умеющим решать проблемы, психически здоровым. В итоге получается следующее: человек не может не творить, не выражать себя – это его потребность, благодаря которой он утверждает себя в мире.

Приведем один пример. Проект, основанный на активном внедрении искусства в образование, провели ученые и педагоги Джудит Бертон, Роберт Хоровиц и Халь Абелес из исследовательского центра образовательных программ Колумбийского университета в Нью-Йорке. Центральным звеном исследования было влияние систематических музыкальных занятий на поведение и психологию детей. В проекте участвовали 2046 учеников средних классов 12-ти американских школ. Оценивая результаты проекта, ученые сосредоточились на развитии личности детей, росте их интеллектуальных возможностей, и как следствие, на повышении школьной успеваемости. Экспериментаторы заметили, что дети, занимавшиеся музыкой, стали творчески мыслить: они предлагали множество решений для каждой проблемы, их решения были более оригинальны, и они не щадили времени и сил на поиски наилучшего варианта. Кроме этого, участники арт-программы лучше выражали свои мысли, не боялись риска, умели обобщать разнообразную информацию, хорошо взаимодействовать с учителями и товарищами. Учителя из школ, которые участвовали в данной программе, отметили, что дети стали более уверены в себе и не сомневались в качестве своих навыков в чтении, математике и общих академических дисциплинах. Авторы исследования сделали следующее заключение: «Узко сфокусированная программа, в которой нет предметов искусства или им уделяется недостаточное внимание, где участие искусства ограничено и проявляется спорадически, оказывают негативный эффект на развитие когнитивной компетентности и мыслительных навыков, а также на развитие личности и ее отношения к жизни в целом».

Таким образом, мы можем говорить о том, что соприкосновение с искусством является важным фактором формирования личности. Использование искусства в учебном и воспитательном процессе помогает подключить к процессу обучения правое полушарие и тем самым повысить умственную активность учащегося, очистить его душевный мир от конфликтов, научить адекватным межличностным отношениям и навыкам саморегуляции, быть самодостаточным и независимым. Более того, восприятие искусства и творение различных произведений – это залог здорового, прогрессивного развития личности учащегося.

Однако в настоящее время мы сталкиваемся с сокращением учебных часов для таких предметов, как мировая художественная культура, музыка и пение, хореография. Остановимся подробней на последствиях этого процесса, которые отражаются в первую очередь на психологическом здоровье учащихся.

Негативная особенность нынешних учебных программ – школьники по большей части имеют дело с внешним предметным миром и очень мало – с самими собой. После получения образования они знают, как вычислить бином Ньютона, но не знают, как справляться со своими чувствами – обидой, ревностью, гневом, другими чувствами, которые в молодом возрасте, как известно, часто выходят из-под контроля. Нахождение социально приемлемых способов выражения сильных эмоций и обучение этому подрастающего – важная педагогическая задача. Кто же должен помочь нынешнему школьнику и взрослому человеку решить проблемы, связанные с жизнью в жестких социальных условиях? Естественно, что учитель. Но какой?

Сегодня много надежд возлагается на предмет, именуемый как ОБЖ – основы безопасности жизнедеятельности. Этот предмет, находящийся, как правило, в ведении отставных военных, действительно может помочь решать проблемы, связанные с внешней безопасностью – как вести себя в случае теракта или стихийного бедствия. Но как быть с внутренними проблемами, проблемами психической жизни учащегося?

Две такие проблемы, и очень серьёзные, уже нависли над нынешним молодым поколением. Первая из этих проблем носит название алекситимия, вторая - аддикция.

Алекситимия означает невозможность выразить своё душевное состояние. Феномен был описан американским психиатром П. Сифнеосом в 1972 г. при исследовании так называемых психосоматических больных. Их особенностью является то, что их соматические, т.е. телесные, недуги являются следствием нарушения их эмоционального благополучия. Алекситимия, согласно современным медицинским представлениям, возникает в результате авторитарного подавляющего воспитания, когда родители и учителя запрещают своим детям чересчур сильно выражать своим эмоции. И если дети всё-таки это делают, то за это их наказывают. В результате с годами у ребенка возникает страх перед проявлением своих эмоций вовне, что ведет его к подавлению своих переживаний. Поэтому алекситимикам свойственны такие черты, как неспособность распознавать и идентифицировать переживаемые ими чувства. Им бывает трудно определить, что они чувствуют – гнев или усталость, печаль или зависть, обиду или разочарование. Им оказывается трудно связывать своё плохое физическое самочувствие с конфликтами в эмоциональной сфере.

Казалось бы, ну и что из этого? Однако исследования в области алекситимии показали, что подавление человеком в себе сильных как положительных, так и отрицательных эмоций – не только радости, но и гнева, печали, страха, страдания является для нашего организма весьма опасным. Переживаемые эмоции любого знака обязательно должны быть вынесены наружу, иначе они обратятся внутрь организма и начнут разрушать внутренние органы - сердце, печень, желудок, легкие. В результате подавления эмоций затрудняется их обнаружение, переработка и отреагирование. Отсюда – депрессия и тоска вплоть до самоубийства.

Аддикция или же аддиктивное поведение связано с возникновением у человека зависимости к какому-либо предмету, явлению или человеку. Оно переживается как непреодолимое влечение, ненасытное и бессознательное стремления к обладанию, то есть компульсивность. Помимо алкогольной, никотиновой и наркотической зависимости психологи сегодня всё чаще начинают говорить о появлении игровой и компьютерной зависимости, пищевой, шопинг-зависимости (покупка ненужных вещей), любовной зависимости. Аддиктивному человеку обязательно нужно что-то или кто-то, дающее положительные переживания и избавляющее от необходимости думать и заботиться о себе. Для таких людей характерна нерешенность многих эмоциональных проблем.

Негативные и не проработанные эмоциональные переживания ведут к многочисленным заболеваниям, среди которых у детей мы видим – школьные страхи, энурезы, заикания, головные боли, а у взрослых - гипертонию, сахарный диабет, сердечно-сосудистые заболевания, язвенные колиты и гастриты, бронхиальную астму и много других отклонений. Борьба с любого вида зависимостями должна начинаться не с ловли и наказания тех, кто пьёт, курит или колется, а с помощи молодым людям в решении их психоэмоциональных проблем.

Почти все психотерапевты, к которым обращаются сегодня их клиенты и пациенты, отчаявшиеся от своих проблем и желающие от них избавиться, при проведении психокоррекционной работы с ними почти всегда обращаются к искусству. Любой вид искусства представляет собой канал, по которому отрицательные эмоции могут быть удалены из сознания и по этому же каналу сознание может быть наполнено положительными переживаниями. Наш выдающийся психолог Лев Семенович Выготский в работе «Психология искусства» не случайно проницательно отмечал, что искусство есть «необходимый разряд нервной энергии и сложный прием уравновешивания организма и среды в критические минуты нашего существования».

Страдания алекситимиков и аддиктов действительно могут быть значительно смягчены, ослаблены и устранены в процессе их общения с искусством - музыкой, театром, живописью, танцем. Психотерапевты, работающие с алекситимиками и аддиктами, учат их распознавать свои чувства, говорить о них, они учат своих клиентов выявлять свои сокровенные желания, фантазировать и проявлять творческую волю, быть независимыми и самодостаточными.

Но ведь то же самое может делать и делает учитель рисования, музыки и хореографии. Разница только в том, что преподаватель искусства делает это намного лучше многих психоневрологов, психотерапевтов и психологов, которые могут хорошо поставить диагноз, но при работе с искусством оказываются жалкими дилетантами.

В данном контексте наибольший интерес представляет концепция личностно-ориентированного образования. Эта концепция утверждает мысль о необходимости создания условий «для полноценного проявления и развития личностных функций субъектов образовательного процесса, а не формирование личности с заданными свойствами» (В.Сериков). Поэтому роль учителя заключается в том, чтобы помочь каждому индивиду развить свой собственный язык самовыражения. Наиболее способными выполнить такое непростое предназначение являются предметы, предполагающие знакомство с искусством. Мировая художественная культура учит детей импрессивному восприятию творчества во всех его проявлениях. На занятиях изобразительным искусством дети создают свой художественный образ через постижение языка художественной выразительности живописи, графики, скульптуры, бумажной пластики, глины, то есть реагируют экспрессивно. Музыка воспитывает эмоционально. На уроках литературы познается поэтическое искусство. Занятия, связанные с искусством, должны освобождать творческую энергию детей и делать их активными участниками творческого процесса. Однако это не совсем традиционная педагогика. И вот здесь на помощь педагогам приходит арт-терапия.

Термин арт-терапия предложен А.Хиллом в 1938 г. Имеется в виду «социально-психологическое врачевание» личности, изменение стереотипов ее поведения и повышение ее адаптационных способностей средствами художественного творчества. Педагогическое направление связано с укреплением психического здоровья ребенка и выполняет психогигиенические (профилактические) и коррекционные функции. Достоинством арт-терапии является «язык» визуальной и пластической экспрессии. Согласно восточной мудрости, «картина может выразить то, что не выразит и тысяча слов».

Исследования, проведенные под руководством Л. Д. Лебедевой, показали, что арт-терапевтические занятия позволяют решать следующие важные педагогические задачи:

Воспитательные: взаимодействие строится таким образом, чтобы дети учились корректному общению, сопереживанию, бережным взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. Это способствует нравственному развитию личности, обеспечивает ориентацию в системе моральных норм, усвоение этики поведения. Происходит более глубокое понимание себя, своего внутреннего мира (мыслей, чувств, желаний). Складываются открытые, доверительные, доброжелательные отношения с педагогом.

Коррекционные: достаточно успешно корректируется образ «Я», который ранее мог быть деформированным, улучшается самооценка, исчезают неадекватные формы поведения, налаживаются способы взаимодействия с другими людьми. Хорошие результаты достигаются в работе с некоторыми отклонениями в развитии эмоционально-волевой сферы личности.

Психотерапевтические: «лечебный» эффект достигается благодаря тому, что в процессе творческой деятельности создается атмосфера эмоциональной теплоты, доброжелательности, эмпатичного общения, признания ценности личности другого человека, забота о нем, его чувствах, переживаниях. Возникают ощущения психологического комфорта, защищенности, радости, успеха. В результате мобилизуется целебный потенциал эмоций.

Диагностические : арт-терапия позволяет получить сведения о развитии и индивидуальных особенностях ребенка. Это корректный способ понаблюдать за ним в самостоятельной деятельности, лучше узнать его интересы, ценности, увидеть внутренний мир, неповторимость, личностное своеобразие, а также выявить проблемы, подлежащие специальной коррекции. В процессе занятий легко проявляются характер межличностных отношений и реальное положение каждого в коллективе, а также особенности семейной ситуации. Арт-терапия выявляет и внутренние, глубинные проблемы личности. Обладая многосторонними диагностическими возможностями, она может быть отнесена к проективным тестам.

Развивающие : благодаря использованию различных форм художественной экспрессии складываются условия, при которых каждый ребенок переживает успех в той или иной деятельности, самостоятельно справляется с трудной ситуацией. Дети учатся вербализации эмоциональных переживаний, открытости в общении, спонтанности. В целом происходит личностный рост человека, обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения.

Описание работы

Стало уже принято утверждать, что искусство является могучим средством формирования личности, инструментом, способствующим её становлению. Вместе с тем, далеко не всем понятно, почему, собственно, искусство воспитывает. Благодаря каким его свойствам и качествам? И воспитывает ли вообще? Недаром французский писатель Анатоль Франс говорил, что если бы искусство действительно воспитывало, то самыми воспитанными людьми на свете были бы… театральные капельдинеры: они имеют возможность ежедневно общаться с искусством!


Самое обсуждаемое
Сильная молитва о сохранении брака Сильная молитва о сохранении брака
Автоматизация логистических процессов предприятия как один из действенных инструментов преодоления кризиса Проект автоматизации логистики Автоматизация логистических процессов предприятия как один из действенных инструментов преодоления кризиса Проект автоматизации логистики
Контрактная служба с образованием отдельного структурного подразделения Контрактная служба с образованием отдельного структурного подразделения


top