Врубель в третьяковке. Выставка произведений врубеля в абрамцеве Врубель выставка

Врубель в третьяковке. Выставка произведений врубеля в абрамцеве Врубель выставка
«Изумительная обрисованность, кристаллообразность его техники... Какой другой художник, совершенно отвергая помощь стушевки и приблизительности, каждый тон, каждый чуть заметный нюанс ограничивал тончайшими, чуть заметными, но все же определенными контурами? »

Николай Николаевич Ге.

Михаил Александрович Врубель - живописец, монументалист, скульптор, декоратор, основоположник русского живописного символизма и стиля модерн.

Автопортрет. 1905

Михаил Врубель родился 17 марта 1856 в Западной Сибири, в Омске. Его отец был военным юристом, что заставляло семью часто менять место жительства. Мать художника умерла, когда маленькому Мише было всего три года. Спустя четыре года его отец вновь женился на пианистке Вессель, благодаря которой Михаил близко познакомился с классической музыкой. В 1863 семья переехала в Харьков, в 1864-м - в Санкт-Петербург, потом - в Саратов; в 1867-м - вновь в Санкт-Петербург; и в 1870-м - в Одессу, где Михаил Врубель окончил с золотой медалью знаменитую Ришельевскую гимназию. Его художественные способности проявились очень рано. Уже в пятилетнем возрасте Миша увлеченно рисовал, во время Санкт-Петербургского житья отец водил его на занятия в школу Общества поощрения художеств, в Одессе подросток посещал рисовальную школу Общества изящных искусств. В возрасте девяти лет он по памяти копировал Микеланджело.

По мнению отца Михаила, непременным условием выбора профессии была «польза для общества». В результате Михаил Врубель в 1874 оказался на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета, но не оставил мечты стать художником - много читал, посещал выставки, занимался в вечерних классах Академии художеств, студентом которой стал в 1880.

В Академии Михаил Александрович встретился с Серовым, одним из двух живописцев, с которыми был наиболее близок. С другим, Коровиным, Врубель познакомился несколько позже - в 1886.



В Академии молодой художник учился у Чистякова и Репина. Академию Врубель оставил в 1884, будучи приглашенным (по рекомендации Чистякова) известным искусствоведом Праховым в Киев поучаствовать в реставрации древних росписей Кирилловской церкви.


"Гамлет и Офелия, как Демон и Тамара." 1888

Следующие шесть лет его жизни были связаны с Киевом. Здесь, под руководством Прахова, он изучал византийскую иконопись, трудился в Кирилловской церкви, а потом - во Владимирском соборе. В собственных работах он явно попытался модернизировать византийскую эстетику, и его работы не были традиционно религиозным. Его иконописные «дерзания» вызвали недоумение: в 1889 Врубель был отстранен от этой работы. В том же году он переехал в Москву - начался «мамонтовский» период в его жизни, связанный с московским домом и подмосковным имением Абрамцево, принадлежавшими известному любителю искусств, меценату Савве Мамонтову.


Диапазон художественных интересов Врубеля в это время значительно вырос. Он увлекся скульптурой, керамикой, оформлением театральных постановок, дизайном, декоративными панно. В 1890 году он показал своего «Демона сидящего», задуманного еще в Киеве. Эта картина, поначалу оцененная неоднозначно, стала символом наступающей эпохи символизма и религиозного реформаторства.


Фауст. Триптих. 1896
В 1896 прошла первая выставка Врубеля, явившаяся результатом скандала. Мамонтов, отвечавший за художественное оформление Всероссийской промышленной и сельскохозяйственной выставки в Нижнем Новгороде, заказал Врубелю два панно - для оформления художественного отдела. Художник представил работы «Принцесса Греза» и «Микула Селянович», отвергнутые приемной комиссией Академии художеств «как нехудожественные». В ответ Мамонтов в короткий срок соорудил специальный павильон с огромной надписью на крыше «Панно Врубеля», в котором представили восемь живописных работ художника и две его скульптуры. Сразу же после Нижегородской выставки Врубель женился на певице Надежде Забеле. Вскоре Забела стала ведущей артисткой Частной оперы Мамонтова. Следующее пятилетие оказалось для Врубеля самым плодотворным в творчестве и жизни. В эти годы художник создал почти все свои знаменитые картины. Он сблизился с членами объединения «Мир искусства», участвовал в их выставках, а также выставках венского Сецессиона, «36-ти»

"Царевна-Лебедь". 1900

В 1890-е Врубель оформил несколько московских особняков. В 1901 у Врубеля родился сын. Ребенок появился на свет с врожденным дефектом - «заячьей губой». что произвело на художника тягостное впечатление. В 1899 Михаил Врубель потерял отца, которого преданно любил.

В поведении Врубеля знакомые стали замечать определенные странности, а в начале 1902 Бехтерев обнаружил у него неизлечимую болезнь (сухотка спинного мозга), которая грозила сумасшествием. Прогнозы великого психиатра очень скоро сбылись. После смерти малолетнего сына в 1903 Врубель превратился в почти постоянного обитателя психиатрических клиник. Незадолго до этого он написал страшную в своей обреченности картину - «Демон поверженный». Умер Врубель 14 апреля 1910 года в Санкт-Петербургской клинике доктора Бари. Последними его словами были: «Хватит лежать, собирайся, Николай, поедем в Академию...». Вдохновенную речь на похоронах художника произнес Блок, назвав Врубеля автором «чертежей, похищенных у вечности» » и «вестником иных миров».

В 1955 в выставочном зале Московского союза художников состоялась выставка, известная как «50 новооткрытых рисунков Врубеля», созданная из коллекций профессора И.Н.Введенского и Ф.А.Усольцева, врачей-психиатров, лечивших Врубеля. Сегодня работы Врубеля содержатся в собраниях Государственной Третьяковской галереи в Москве, Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге, Музее изобразительных искусств имени М.А.Врубеля в Омске.



"К Ночи". 1900
Андрей Кончаловский о Михаиле Врубеле

Имя Врубеля неразрывно связано с семьёй Кончаловских. Мой прадед, литератор, издатель и переводчик Петр Петрович Кончаловский (1839-1904) через Валентина Серова познакомился с Врубелем и пригласил молодого художника иллюстрировать лермонтовского «Демона» и «Героя нашего времени».

Иллюстрации к поэме Лермонтова "Демон". Демон летящий. Черная акварель. 1890-91

Рисунки Врубеля браковали, они проходили с трудом и только благодаря тому, что Кончаловский их отстаивал, они почти все вошли в юбилейное собрание сочинений М.Ю.Лермонтова. И, наконец, Михаил Александрович был шафером на свадьбе моих бабушки и дедушки.

"Демон, смотрящий на танец Тамары." Золотая акварель. 1890-91
Еще интересное о Михаиле Врубеле - из книги моей мамы, Натальи Петровны.

«…Врубель появился в семье Кончаловских в 1891 году вместе с группой художников, приглашенных иллюстрировать юбилейное издание Лермонтова. Вел это издание Петр Петрович, руководивший к тому времени издательством Кушнарева и книжным магазином в Петровских линиях. В магазине помогала ему дочь Леля. Мальчики Кончаловские забегали туда после уроков, потолкаться среди интересной публики, попить чаю с горячими пирожками у Лели, в комнатке за шкафами, где постоянно бывали художники.
Иллюстрировали издание Лермонтова такие мастера, как Поленов, Суриков, Репин, Виктор Васнецов, а из молодых Петр Петрович привлек Серова, Врубеля, Коровина, Пастернака, Аполлинария Васнецова.
С Михаилом Александровичем Врубелем Кончаловские подружились очень тесно. Он умел разговаривать с детьми, как со взрослыми, всерьез, и за это мальчишки Кончаловские его обожали. Для них оригинальный талант Врубеля открылся, раньше, чем для окружающих взрослых.
Врубель снял комнату близ Чистых прудов, на углу Харитоньевского и Машкова переулков, в том же доме, где жила семья Кончаловских, этажом ниже, и стал ежедневно бывать у них, столовался там и постоянно находился в обществе молодых. Он поражал всех своей удивительной культурой и знаниями, с увлечением устраивал маскарады, игры, шарады, спектакли. Они ставили отрывки из «Горе от ума» Грибоедова и «Леса» Островского, и молодежь так увлекалась этим, что вскоре была готова выступать в платных спектаклях. В пользу учащихся той гимназии, где учились мальчики, был устроен спектакль. Врубель поставил «Севильского цирюльника» Бомарше. Вместе с Петей он написал декорации, сам занимался режиссурой. Макс играл Альмавиву, Петя — Фигаро, Вита — Розину. Остальные роли исполняли друзья молодых Кончаловских.
Врубель с увлечением придумывал разные варианты сцен, легко находил выходы из трудных положений. Макс, например, не обладал ни слухом, ни голосом, а по ходу действия ему следовало исполнять серенаду. Тогда Максу — Альмавиве Врубель предложил обратиться к Пете — Фигаро с такими словами: «Спой за меня, сегодня я не в голосе!» И Петя пел и за себя и за брата. Спектакль прошел с успехом…» (Из книги Н.П.Кончаловской «Дар бесценный»).

На этой странице мы будем отмечать знаковые важные выставки, в которых экспонировались произведения М. Врубеля

"100 лет русской графики" из собрания Вологодской картинной галереи
30.10.2007 - 20.01.2008
Музейно-выставочный комплекс Российской академии художеств. Галерея искусств Зураба Церетели. Москва, Пречистенка,19

30 октября 2007 года открылась выставка "100 лет русской графики". Рисунок и акварель второй половины ХIХ - первой половины ХХ века из собрания Вологодской областной картинной галереи. Коллекция галереи 2-ой пол. ХIХ века представлена работами известных русских художников как академического направления, так и молодых мастеров, утверждающих позиции реализма. Среди произведений этого периода - ранний рисунок П. Чистякова "Старик с табакеркой", рисунки М. Клодта, акварели П. Соколова, иллюстрации К. Флавицого и другие. Широко представлена графика художников Товарищества передвижных художественных выставок: И. Шишкина , мастера "повествовательного рисунка" В. Маковского и других.

К последнему десятилетию ХIХ века относятся рисунки выдающихся представителей русской культуры М. Врубеля и В. Серова .

На выставке зритель имеет возможность увидеть произведения мастеров ведущих художественных объединений конца ХIХ - начала XX века. Среди них - первоклассные работы художников "Мира искусства": А. Бенуа, М. Добужинского, З. Серебряковой, А. Остроумовой-Лебедевой, Е. Лансере, . Кустодиева . Как талантливый иллюстратор представлен К. Петров-Водкин. Ярким примером стилистики русского авангарда может служить великолепная работа В.Ходасевич для театра "народной комедии" в Петрограде.


Неизвестный Айвазовский
3 января - апрель 2008г
Киевский музей русского искусства

В Киевском музее русского искусства открылась выставка картин Ивана Айвазовского, приуроченная к 85-летию музея и 190-летию со дня рождения живописца. Цель выставки - показать не общеизвестнные картины художника. На выставке представлены работы разного уровня. «Лунная ночь в Крыму», «Вид Босфора», «Гавань», «Шторм», «Море перед бурей», виды Египта. Есть совсем маленькие работы - размером с полуформатный лист. Они экспонируются впервые. Выставлена также «Волга у Жигулевских гор».

В середине марта музей планирует показать картины Михаила Врубеля, в июне - Максимилиана Волошина .

"Россия - Италия. Сквозь века. От Джотто до Малевича"

8 февраля - 20 мая 2005 г.

С 1 октября 2004 года по 9 января 2005 года выставка проходила в Риме (выставочный центр «Scuderie del Quirinale»). Концепция выставки явилась результатом длительного и плодотворного сотрудничества специалистов обеих стран, в котором принимали участие искусствоведы и историки архитектуры, руководители музеев и других учреждений культуры.

Экспозиция выставки делится на несколько разделов. Открывают ее памятники византийского искусства высокого художественного уровня. На выставке русская иконопись представлена произведениями разных школ и разных периодов, начиная с XIV и вплоть до XVII века. Важный раздел экспозиции составляет живопись итальянского Возрождения XV–XVI веков. Искусство Высокого Возрождения представлено творениями ведущих мастеров эпохи – Рафаэля, Леонардо да Винчи , Тициана, Микеланджело. Самые прославленные из них – «Донна Велата» Рафаэля и «Портрет Пьетро Аретино» Тициана (Палатинская галерея во Флоренции). С начала XIX века русские живописцы по окончании Петербургской Академии художеств направляются на стажировку в Рим. Многие из них завоевывают признание в Италии. Картина Карла Брюллова «Последний день Помпеи» вызывает сенсацию не только в Италии, но и во всей Европе, не говоря уже о России. Если XVIII век – время непосредственного общения искусства и культуры России и Италии, то XIX столетие – период от романтизма до авангарда – можно охарактеризовать как время, когда русское искусство, сохраняя национальное своеобразие культурной проблематики, обретает, подобно итальянскому, общеевропейский масштаб. Одним из бесспорных шедевров данного раздела является знаменитая картина Врубеля «Демон» 1890 года из собрания Третьяковской галереи. Выставка завершается временем окончания Первой мировой войны, когда диалоги и споры в художественных салонах и оппозиционных объединениях постепенно угасали в обеих странах. В этом последнем разделе богато представлено творчество крупнейших итальянских и русских художников. Работы выдающихся мастеров – Джорджо де Кирико, Джино Северини, Умберто Боччони, Джакомо Балла, Джорджо Моранди, Карло Карра, Натальи Гончаровой, Михаила Ларионова, Василия Кандинского, Владимира Татлина, Казимира Малевича , Кузьмы Петрова-Водкина – наглядно демонстрируют широту творческих поисков художников обеих стран, которые, каждый на свой лад и одновременно в творческом контакте друг с другом, участвовали в создании нового художественного языка искусства XX века.

«Работая с Дягилевым»
11 декабря 2004 по 28 марта 2005 года
Гронингенский музей, Гронинген, Нидерланды

Сергей Дягилев (1872-1929) – один из величайших деятелей в области обновления искусства прошлого века. Он был первым, кто привлек художников к работе в союзе с композиторами и хореографами и совместному творчеству на сцене театра для большой публики. Всего на выставке было представлено более 230 полотен, декораций и костюмов, графических работ, которые позволили проявиться бесконечным художественным идеям Сергея Дягилева. Среди прочих работ на выставке « Работая с Дягилевым» были представлены работы Пикассо, Матисса , ди Чириго, Бакста, Бенуа, Головина , Серова , Врубеля, Гончаровой, Ларионова.

"Я Петербург люблю..." . К 300-летию Санкт-Петербурга
c 21 апреля по 17 августа 2003
Русский музей в Москве в залах Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

Московские зрители увидят здесь такие знаменитые картины, как "Медный змий" Ф. Бруни и "Портрет великой княгини Елены Павловны с дочерью Екатериной" К. Брюллова, "Парад по случаю окончания военных действий в Царстве Польском 6 октября 1831 года на Царицыном лугу в Петербурге" Г. Чернецова и "Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге" К. Маковского, "Утро" М. Врубеля и "Ида Рубинштейн" В. Серова . Работами К. Малевича , В. Кандинского, П. Филонова и других известных мастеров представлено крупнейшее в мире собрание русского авангарда - гордость Русского музея. Среди более чем 150 экспонатов выставки - известные произведения графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Среди живописных произведений - работы О.А.Кипренского, А.Г.Венецианова, В.Г.Боровиковского, В.А.Тропинина.

Впервые увидят москвичи знаменитого "Медного змия"(1841), огромное полотно (площадь его поверхности 48 квадратных метров) художника академического направления Федора Антоновича Бруни. Еще одно значительное произведение - "Парад на Царицыном лугу" - самая знаменитая картина Г. Чернецова, одного из братьев-художников Чернецовых, запечатлевшая парад по случаю окончания польской кампании в 1832 году. На картине изображены представители самых разных слоев общества: император Николай I с семьей, аристократы, сановники, военные, купцы, актеры, музыканты и даже крестьян. Хрестоматийным стал фрагмент картины, изображающий А. С. Пушкина , В. А. Жуковского, И. А. Крылова и Н. И. Гнедича.

Тайные сокровища русского искусства
Русский музей Санкт-Петербурга в Сан-Марино
11 сентября 1999 г. - январь 2000 г.
Экспозиционные залы монастыря Санта-Кьяра. Сан-Марино

Эта необычайная по широте и уровню предсталяемых работ выставка познакомила западного зрителя со всеми основными этапами развития русского изобразительного искусства от икон до авангарда начала века и произведений XX столетия. В экспозиции среди прочих будут демонстрироваться работы А.Венецианова , Г.Семирадского, П.Федотова, И.Айвазовского, И.Крамского, И.Левитана , М.Врубеля, Н.Гончаровой, М.Ларионова, А.Лентулова. Вместе с живописными работами здесь также будет представлена большая коллекция произведений декоративно-прикладного искусства и народного творчества.

А. С. Пушкин и "Мир искусства"

В 1998 г. в Петербурге, в залах Всероссийского музея А.С. Пушкина на Мойке, 12, проходила выставка «А.С. Пушкин и "Мир искусства"», посвященная 100-летию художественного объединения "Мир искусства" и 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина . В июне 2000 г. аналогичная по тематике выставка, но уже под другим названием - "Золотой век в серебряном зеркале" - открылась и в Москве, в музее А.С. Пушкина на Пречистенке. Были представлены произведения таких мастеров, как: М.А. Врубеля, А.Н Бенуа, И.Я. Билибина, А.Я. Головина , Н.С. Гончаровой, Б.Д. Григорьева, М.В. Добруджинского, К.А. Коровина, Б.М. Кустодиева , Е.Е. Лансере, К.С. Петрова-Водкина, Н.К. Рериха, В.А. Серова , К.А. Сомова, Ф.Ф. Федоровского, В.И. Шухаева, К.Ф Юона.

Государственного Русского музея открывается выставка "Михаил Врубель. Из собрания Русского музея". На экспозиции, посвященной 150-летию со дня рождения художника, представлено около 200 произведений мастера. Это живописные и графические работы, скульптура, предметы , исполненные в технике .
В собрании находится более 250 работ (1856-1910). Среди них такие широко известные зрителю живописные произведения как "Гамлет и Офелия" (1884), панно "Утро" (1897), "Богатырь" (1898), "Летящий демон" (1899), "Шестикрылый серафим" (1904). Все эти работы вошли и в состав нынешней экспозиции наряду с многочисленными портретами и автопортретами художника.
Однако, помимо знакомых всем картин, на выставке представлены и редко экспонируемые произведения Врубеля. Особое внимание уделено так называемому "петербургскому" периоду жизни и творчества мастера (1880-1883 гг.) В то время живописец учился в у , чьи уроки дали ему очень многое, общался с и нередко пользовался его советами, участвовал в собраниях кружка художников вместе с . На выставке представлены анатомические штудии, акварели костюмного класса, программы академической поры.
Первые академические работы Врубеля отличались оригинальностью замысла и незаурядностью трактовки (акварели "Обручение Марии с Иосифом" (1881), "Гамлет и Офелия" (1883), "Пирующие римляне" (1883). В неоконченной акварели "Пирующие римляне" зрителя завораживает острота ракурса, неожиданно поэтичный подход к изображению бытового сюжета. Вся сцена словно подернута призрачной дымкой. Еще со студенческих лет Врубеля привлекала , . Немало произведений было навеяно и собственными впечатлениями Врубеля от поездки в в 1884-1985 гг. (акварель "Итальянский рыбак" (1884-85), декоративное панно "Венеция" (1893)). Там он изучал средневековые и мозаики Сан Марко и церкви св. Марии в Торчелло, знакомился с произведениями Карпаччо, Чима де Конельяно, Джованни Беллини. Влияние этих мастеров раннего можно заметить в алтарных образах для Кирилловской церкви и в эскизах для Владимирского собора, созданных Врубелем в в середине и конце 1880-х гг.
Тогда же в его творчестве впервые появляется тема Демона, который был для Врубеля, по его словам, "олицетворением вечной борьбы мятущегося человеческого духа, ищущего примирения обуревающих его страстей, познания жизни и не находящего ответа на свои сомнения ни на земле, ни на небе". Большинство ранних эскизов и набросков не сохранилось, но на выставке можно увидеть гипсовую "Голову Демона" (1890).
На выставке с максимальной полнотой представлены работы Врубеля, выполненные им в 1890-е годы в технике майолики. В 1891 году он возглавил художественную гончарную мастерскую в имении С.И.Мамонтова в , где работал над скульптурами и , создал декоративное блюдо "Садко" (1899-1900). По выражению , с восхищением наблюдавшего за тем, как Врубель лепил в , он все делал "классически хорошо: кувшинчик, вазу, голову негритянки, тигра… все на месте". Можно убедиться в этом на примере маски льва - для ворот дома Мамонтова в Москве (1890-е гг.). Специально для нынешнего показа из 130 фрагментов вновь собран знаменитый камин "Вольга и Микула" (1899-1900), созданный Врубелем для Всемирной выставки 1900 года в .
В 1896 году неустроенный живописец, наконец, обретает свою пристань. Надежда Ивановна Забела - известная певица, с которой он познакомился в Частной опере Мамонтова - внесла во внутренний мир Врубеля обаяние женской прелести и душевный покой. Ее появление знаменует новую зарю творчества мастера. Врубель создает сюиту портретов своей супруги, среди которых "Портрет дамы лиловом" (1901). Ее облик живет и в некоторых сказочных и мифологических женских персонажах его картин, просвечивая сквозь них или знакомыми чертами лица, или излюбленной музыкальной тональностью цветовой гаммы ("Царевна Волхова" (1898). Посетители выставки могут увидеть уникальные архивные материалы из Отдела рукописей Русского музея: фотографии, письма, программы концертов, в которых принимала участие Н.И.Забела-Врубель, созданные по эскизам мастера.
Однако вскоре Врубель пережил глубокий душевный кризис: напряженный творческий поиск (изнуряющая работа над "Демоном") и семейная драма ("Портрет сына художника" (1902) приводят к болезни. Начались мучительные скитания художника по лечебным заведениям, где он, тем не менее, продолжал творить. Врубель рисовал портреты пациентов, врачей и санитаров ("Портрет В.А.Усольцевой" (1905), делал пейзажные наброски видов из окна, изображал простые предметы - кресло, брошенную на стул одежду, смятую постель (цикл "Бессонница" (1905), наполняя, казалось бы, обыденные сцены подлинным драматизмом. В моменты просветления Врубель создает удивительные картины ("Шестикрылый серафим" (1904), "Портрет Н.И.Забелы-Врубель на фоне березок" (1904). Представлена на выставке и последняя работа художника - "Видение пророка Иезекииля" (1906) - которую Врубель писал, мучимый мыслями об искуплении и очищении, постепенно погружаясь во мрак физический и моральный.
"Творческая сила пережила в нем все. Человек умирал, разрушался, мастер - продолжал жить", - сказал о Врубеле В.Я.Брюсов. Именно его портрет писал художник, когда слепота положила конец яркому и многотрудному творческому пути "мятежного демона" русской живописи.

Русский музей представляет выставку, посвященную 150-летию со дня рождения Михаила Александровича Врубеля (1856-1910). Это живописные и графические произведения художника, скульптура, предметы декоративно-прикладного искусства, исполненные в технике майолики, принадлежащие собранию Русского музея.

На выставке будут представлены как хорошо известные зрителю живописные произведения Врубеля: «Гамлет и Офелия» (1884), панно «Утро» (1897), «Богатырь» (1898), «Летящий демон» (1899), «Шестикрылый серафим» (1904), - так и редко экспонируемые графические работы: анатомические штудии, акварели костюмного класса, программы академической поры, многочисленные портреты и автопортреты художника, поздние графические циклы «Бессонница», «Кампанулы», «Раковины», а также последняя работа художника - «Видение пророка Иезекииля» (1906), созданная в трагические годы болезни, сопротивляясь которой, художник продолжал творить. «Творческая сила пережила в нем все. Человек умирал, разрушался, мастер - продолжал жить» (В. Я. Брюсов).

Предполагается с максимальной полнотой показать работы Врубеля, выполненные им в 1890-е годы в технике майолики в керамической мастерской «Абрамцево»: скульптуры, изразцы, блюдо «Садко». Специально для выставки из 130 фрагментов вновь будет собран знаменитый камин «Вольга и Микула» (1899-1900), созданный для Всемирной выставки 1900 года в Париже. Посетители выставки смогут ознакомиться с уникальными архивными материалами из Отдела рукописей Русского музея: фотографиями, письмами, программами концертов, в которых принимала участие Н. И. Забела-Врубель, созданными по эскизам художника. Особый интерес представляют личные вещи художника - раковина, вдохновившая его на создание графического цикла 1904 года, китайский ящик для чая и дорожный подсвечник.

Выставка подготовлена при поддержке ОАО ВНЕШТОРГБАНК и компании «Северсталь».

Дни бесплатных посещений в музее

Каждую среду вход на постоянную экспозицию «Искусство ХХ века» и временные выставки в (Крымский Вал, 10) для посетителей без экскурсии бесплатный (кроме проекта «Авангард в трёх измерениях: Гончарова и Малевич»).

Право бесплатного посещения экспозиций в главном здании в Лаврушинском переулке, Инженерном корпусе, Новой Третьяковке, доме-музее В.М. Васнецова, музее-квартире А.М. Васнецова предоставляется в следующие дни для определённых категорий граждан в порядке общей очереди :

Первое и второе воскресенье каждого месяца:

    для студентов высших учебных заведений РФ вне зависимости от формы обучения (в том числе иностранных граждан-студентов российских вузов, аспирантов, адъюнктов, ординаторов, ассистентов-стажёров) при предъявлении студенческого билета (не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты «студент-стажер»);

    для учащихся средних и средних специальных учебных заведений (от 18 лет) (граждане России и стран СНГ). Студенты-держатели карт ISIC в первое и второе воскресенье каждого месяца имеют право бесплатного посещения экспозиции «Искусство XX века» Новой Третьяковки.

каждая суббота - для членов многодетных семей (граждане России и стран СНГ).

Обратите внимание, что условия бесплатного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.

Внимание! В кассах Галереи предоставляются входные билеты номиналом «бесплатно» (при предъявлении соответствующих документов - для указанных выше посетителей). При этом все услуги Галереи, в том числе экскурсионное обслуживание, оплачиваются в установленном порядке.

Посещение музея в праздничные дни

Уважаемые посетители!

Пожалуйста обратите внимание на режим работы Третьяковской галереи в праздничные дни. Посещение платное.

Обращаем ваше внимание, что вход по электронным билетам осуществляется в порядке общей очереди. С правилами возврата электронных билетов вы можете ознакомиться по .

Поздравляем с наступающим праздником и ждём в залах Третьяковской галереи!

Право льготного посещения Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется при предъявлении документов, подтверждающих право льготного посещения:

  • пенсионерам (гражданам России и стран СНГ),
  • полным кавалерам «Ордена Славы»,
  • учащимся средних и средних специальных учебных заведений (от 18 лет),
  • студентам высших учебных заведений России, а также иностранным студентам, учащимся в российских ВУЗах (кроме студентов-стажёров),
  • членам многодетных семей (гражданам России и стран СНГ).
Посетители вышеуказанных категорий граждан приобретают льготный билет в порядке общей очереди .

Право бесплатного посещения основных и временных экспозиций Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется для следующих категорий граждан при предъявлении документов, подтверждающих право бесплатного посещения:

  • лица, не достигшие 18-летнего возраста;
  • студенты факультетов, специализирующихся в сфере изобразительного искусства средних специальных и высших учебных заведений России, вне зависимости от формы обучения (а также иностранные студенты, учащиеся в российских ВУЗах). Действие пункта не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты «студентов-стажеров» (при отсутствии в студенческом билете информации о факультете, предъявляется справка из учебного заведения с обязательным указанием факультета );
  • ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, участники боевых действий, бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой, незаконно репрессированные и реабилитированные граждане (граждане России и стран СНГ);
  • военнослужащие срочной службы Российской Федерации;
  • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Полные Кавалеры «Ордена Славы» (граждане России и стран СНГ);
  • инвалиды I и II группы, участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий инвалида I группы (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий ребенка-инвалида (граждане России и стран СНГ);
  • художники, архитекторы, дизайнеры - члены соответствующих творческих Союзов России и ее субъектов, искусствоведы - члены Ассоциации искусствоведов России и ее субъектов, члены и сотрудники Российской академии художеств;
  • члены Международного Совета музеев (ICOM);
  • сотрудники музеев системы Министерства культуры РФ и соответствующих Департаментов культуры, сотрудники Министерства культуры РФ и министерств культуры субъектов РФ;
  • волонтеры музея - вход на экспозицию «Искусство XX века» (Крымский Вал, 10) и в Музей-квартиру А.М. Васнецова (граждане России);
  • гиды-переводчики, имеющие аккредитационную карту Ассоциации гидов-переводчиков и турменеджеров России, в том числе сопровождающие группу иностранных туристов;
  • один преподаватель учебного заведения и один сопровождающий группу учащихся средних и средних специальных учебных заведений (при наличии экскурсионной путевки, абонемента); один преподаватель учебного заведения, имеющего государственную аккредитацию образовательной деятельности при проведении согласованного учебного занятия и имеющий специальный бейдж (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий группу студентов или группу военнослужащих срочной службы (при наличии экскурсионной путевки, абонемента и при проведении учебного занятия) (граждане России).

Посетители вышеуказанных категорий граждан получают входной билет номиналом «Бесплатно».

Обратите внимание, что условия льготного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.


Самое обсуждаемое
Веселая аппликация: животные в разных техниках Аппликация в ясли на тему дикие животные Веселая аппликация: животные в разных техниках Аппликация в ясли на тему дикие животные
Взаимодействие с родителями детей средней группы Взаимодействие с родителями март средняя группа Взаимодействие с родителями детей средней группы Взаимодействие с родителями март средняя группа
Конспект занятия по аппликации «Деревья зимой Аппликация с вырезанием тема зима средняя группа Конспект занятия по аппликации «Деревья зимой Аппликация с вырезанием тема зима средняя группа


top