Круглый стол развитие системы доп образования. Круглый стол «О реализации Концепции развития дополнительною образования детей в субъектах РФ» - Лев Московкин — LiveJournal. в иваново прошел круглый стол «практико-ориентированное обучение: проблемы и персп

Круглый стол развитие системы доп образования. Круглый стол «О реализации Концепции развития дополнительною образования детей в субъектах РФ» - Лев Московкин — LiveJournal. в иваново прошел круглый стол «практико-ориентированное обучение: проблемы и персп

22 сентября в Общественной палате РФ состоялся круглый стол, на котором обсудили перспективы развития дополнительного образования.

На слушаниях собравшиеся обсудили три вопроса. Первый – проектирование дополнительных общеразвивающих программ и сроков их реализации. Второй – упрощение требований к лицензированию образовательной деятельности в части реализации дополнительных общеобразовательных программ. Третий – обеспечение равных условий доступа к финансированию организациями дополнительного образования детей.

Заместитель директора Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ Софья Мозглякова в своём выступлении отметила: «В системе дополнительного образования функционирует 11 695 государственных организаций, официально зарегистрирована 81 негосударственная организация. Мы прекрасно понимаем, что на самом деле негосударственных организаций больше, но не все они выполняют нормы статистической отчетности. Сегодня новая форма статотчетности проходит апробацию в регионах, и мы надеемся, что нам удастся унифицировать данную форму.

Мы помним о необходимости сокращения документооборота и постараемся сделать все, чтобы, с одной стороны, заполнялись правильные формы, а с другой – чтобы это не занимало слишком много времени. Проводится работа и в других направлениях: утверждён профстандарт педагогов дополнительного образования. Подобные стандарты нужны для того, чтобы избежать подмены понятий, которые происходят в регионах. Дополнительное образование не гарантировано государством, но мы понимаем, что это все-таки обязанность государства. Мы реально обеспокоены тем, что происходит в стране: те организации, которые имеют право на существование, к сожалению, реорганизуются. В связи с этим мы планируем проводить семинары для руководителей региональных органов исполнительной власти – не все регионы правильно понимают цели и задачи оптимизации. Мы всегда открыты для консультаций, наши коллеги всегда готовы подсказать, разъяснить и помочь. Об обеспечении равного доступа к финансированию: до сегодняшнего дня дополнительное образование финансировалось по остаточному принципу, не было отдельного кода бюджетной классификации, но совсем скоро будут внесены поправки и появится такой код».

Владимир Романов, член экспертной группы Министерства финансов РФ по переводу на нормативно-подушевое финансирование отраслей социальной сферы, в числе прочего, рассказал о том, как производится подсчёт стоимости услуг в сфере допобразования, а также отметил, что существует «горячая линия», по которой все желающие могут получить ответы на волнующие вопросы.

Директор Института развития образования Института образования НИУ «Высшая школа экономики» Ирина Абанкина затронула другие аспекты обсуждаемой темы: «Мне кажется очень важным лицензирование индивидуальных предпринимателей. Оно должно быть максимально упрощено. Все субъекты РФ и муниципалы должны получить разъяснения по этому вопросу. В отношении равного доступа к бюджетным ресурсам: нужны изменения в законе, чтобы неподведомственным учреждениям был разрешен доступ к бюджетному финансированию. Если говорим о конкурсной основе, тогда должны быть честные и прозрачные процедуры для всех участников…

Если мы хотим поддерживать сами семьи, детей, то все равно перспективной моделью видится сертификация дополнительного образования. Должен быть сертификат на право получения объема дополнительных услуг в соответствии с выбором потребителей. Это тоже перспективная модель. И еще: для детей с ВОЗ у нас сегодня адаптированных программ нет. Не существует их и для одаренных детей. Нужны также требования к персоналу, к их квалификации, категории. Нужно годовое исчисленные программ (долгосрочных) с учётом требования каникулярности. В этих направлениях нужно работать».

Главный редактор газеты «Вольный ветер», член Координационного совета по развитию детского туризма при Правительстве РФ, эксперт Сергей Минделевич в своём выступлении отметил проблемные точки дополнительного образования: «Нужно говорить не о том, как получать лицензию, а том, чтобы вообще сохранить дополнительное образование. Ситуация тревожная – ежегодно сокращается количество учреждений эколого-биологического дополнительного образования, технического направления, туристско-краеведческого… За последние 6 лет количество участников походов в России, совершенных в системе дополнительного образования, уменьшилось на 680 тыс. детей, количество участников экскурсий – на 860 тысяч. Пятнадцать лет назад было 547 станций юных туристов, на начало этого года осталось 210. И обращения в Минобразование не помогает».

В условиях стремительно меняющегося мира ценность образования имеет особое значение. Поэтому многочисленные изменения в системе отечественного образования и непосредственно вопросы развития дополнительного образования привлекают самое пристальное общественное внимание.

Особым достижением современной системы образования стало закрепление на законодательном уровне дополнительного образования как вида образования, который «направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования» (Закон № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»).

С момента вступления в силу Закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» вышел ряд нормативных документов, определяющих роль и значение системы дополнительного образования в развитии нашего государства. К ним относятся:

— Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).

— Государственная программа РФ «Развитие образования на 2013-2020 годы» (Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 года № 295)

— Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы (Постановление Правительства РФ от 23.05.2015 N 497)

— Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (Распоряжение Правительства РФ от 8.12.2011 года № 2227-р)

В них особенно подчеркиваются приоритетные направления развития дополнительного образования в части обеспечения доступности дополнительного образования, расширения спектра дополнительных общеобразовательных программ, развитие системы управления качеством реализации дополнительных общеобразовательных программ, совершенствования финансово-экономических механизмов развития дополнительного образования.

Участие общественности в обсуждении этих вопросов является одним из важных аспектов, введенных новыми нормативными документами. Смысл введения этих механизмов заключается в усилении ориентации на интересы и потребности основных участников отношений в сфере образования.

Однако на настоящий момент сохраняется ряд проблем и противоречий, которые не позволяют в полной мере обеспечить реализацию приоритетных направлений развития дополнительного образования. В действующих нормативно-правовых документах недостаточно прописаны механизмы проектирования дополнительных общеразвивающих программ и сроков их реализации, остаются неопределенными способы упрощения требований к лицензированию образовательной деятельности в части реализации дополнительных общеобразовательных программ, отсутствует детализация механизмов обеспечения равных условий доступа к финансированию организаций, реализующих деятельность в сфере дополнительного образования. Не ясны требования, предъявляемые к организациям, осуществляющим деятельность в сфере методической подготовки руководителей и педагогов дополнительного образования. В связи с этим сохраняются риски формальной и даже имитационной деятельности по реализации требований законодательства, направленных на развитие дополнительного образования как условия удовлетворения образовательных потребностей человека.

Важной задачей является обобщение опыта различных организаций, государственных и негосударственных, в решении выше обозначенных вопросов.

Накопленный в системе образования потенциал государственно-общественного управления также может стать основанием для создания новых механизмов развития дополнительного образования.

Участники общественных слушаний, обсудив актуальные проблемы, касающихся вопросов развития дополнительного образования, считают необходимым и целесообразным дать следующие рекомендации:

1. Совету Федерации и Государственной Думе Российской Федерации

  • рассмотреть возможность внесения изменений и дополнений в Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», направленных на совершенствование нормативного регулирования в части закрепления разноуровневости и ступенчатости реализации дополнительных общеразвивающих программ; в части определения упрощенной процедуры лицензирования образовательной деятельности организаций, реализующих программы дополнительного образования; в части обеспечения равных условий доступа к финансированию за счет бюджетных ассигнований государственных, муниципальных и частных организаций дополнительного образования детей.

2. Министерству образования и науки Российской Федерации, Росбрнадзору

  • разработать методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ на основе современных требований с обоснованием сроков их реализации;
  • при доработке проекта федерального закона «О внесении изменений в статью 26.3. Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительских) и государственной власти субъектов Российской Федерации и Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», предусматривающих обеспечение равных условий доступа к финансированию за счет бюджетных ассигнований государственных, муниципальных и частных организаций дополнительного образования детей на региональном и муниципальных уровнях, учесть предложения, высказанные на общественных слушаниях;
  • при подготовке доклада в Правительство Российской Федерации об упрощении требований к лицензированию образовательной деятельности в части реализации дополнительных общеобразовательных программ, учесть предложения, высказанные участниками общественных слушаний.

3. Органам исполнительной власти и местного самоуправления

  • обеспечить разработку и реализацию механизмов проведения независимой оценки условий реализации дополнительных образовательных программ и качества дополнительного образования,
  • разработать механизмы учета и реализации спроса родителей на проведение независимой оценки условий реализации дополнительных образовательных программ и качества дополнительного образования, возможность инициировать проведение таких оценок в соответствии с позициями законодательства,
  • включить проекты в сфере развития дополнительного образования в число приоритетов поддержки социально-ориентированных некоммерческих организаций,
  • обеспечить открытость и прозрачность процедур формирования Общественных советов, их реальное участие в осуществлении законодательно закрепленных полномочий по проведению независимой оценки условий реализации дополнительных образовательных программ и качества дополнительного образования, в том числе в части оценки качества подготовки обучающихся по общеразвивающим программам дополнительного образования,
  • обеспечить информационную, методическую и консультативную помощь активным гражданам — участникам процедур общественного контроля условий реализации дополнительных образовательных программ,
  • предусмотреть в рамках реализации государственного (муниципального) задания для региональных структур методическое сопровождение деятельности управляющих советов, советов родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в части их участия в проведении независимой оценки условий реализации дополнительных образовательных программ и качества дополнительного образования,
  • активнее информировать граждан о развитии дополнительного образования, механизмах финансирования реализации дополнительных образовательных программ за счет бюджетных ассигнований государственных, муниципальных и частных организаций дополнительного образования детей.

4. Общественной палате Российской Федерации

  • осуществить общественный контроль выполнения данных рекомендаций, провести в 2015-2016 году мониторинг реализации Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14»), от 21 июля 2014 г. N 256-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования» в сфере образования,
  • подготовить по результатам мониторинга реализации законов материал в доклад Общественной палаты о состоянии условий реализации дополнительных общеразвивающих программ в учреждениях дополнительного образования детей,
  • инициировать работу по подготовке общественных наблюдателей в сфере финансирования образовательных программ дополнительного образования.

5. Общественным палатам субъектов Российской Федерации, Общественным Советам при органах исполнительной власти и местного самоуправления

  • активизировать работу по взаимодействию с органами коллегиального управления образовательных организаций, привлечению активных представителей родительского сообщества (общественных управляющих, членов советов родителей и др.) к процедурам общественного контроля в части финансирования дополнительных образовательных программ,
  • включиться в работу региональных и местных общественных советов по независимой оценке условий реализации дополнительных образовательных программ и качества дополнительного образования,
  • оказывать поддержку общественным инициативам по развитию дополнительного образования.

6. Коллегиальным представительным органам управления образовательных организаций с участием общественности

  • активнее использовать законодательные возможности для обеспечения своих прав и интересов в сфере дополнительного образования, инициировать проведения процедур независимой оцени условий реализации дополнительных образовательных программ и качества дополнительного образования.


Дополнительное образование обладает целым рядом качеств: личностная ориентация образования; личностная ориентация образования; профильность; профильность; практическая направленность; практическая направленность; мобильность; мобильность; многофункциональность; многофункциональность; разноуровневость; разноуровневость; разнообразие содержания, форм, методов образования как следствие свободы педагога, работающего в такой системе; разнообразие содержания, форм, методов образования как следствие свободы педагога, работающего в такой системе; индивидуализация методик образования как необходимое условие спроса; индивидуализация методик образования как необходимое условие спроса; реализация воспитательной функции обучения через активизацию деятельности учащихся; реализация воспитательной функции обучения через активизацию деятельности учащихся; реализация ориентационной функции через содержание учебного материала. реализация ориентационной функции через содержание учебного материала.


Смысл развития системы дополнительного образования состоит прежде всего: в сохранении и культивировании уникальности каждого ребенка в постоянно меняющемся социальном окружении; в сохранении и культивировании уникальности каждого ребенка в постоянно меняющемся социальном окружении; в удовлетворении естественной потребности детей в познании себя, осмыслении себя в окружающем мире, обретении способности сохранять свою свободу, не мешая другим; в удовлетворении естественной потребности детей в познании себя, осмыслении себя в окружающем мире, обретении способности сохранять свою свободу, не мешая другим; в формировании устойчивой сопротивляемости развивающейся личности разрушительным воздействиям. в формировании устойчивой сопротивляемости развивающейся личности разрушительным воздействиям.


Развитие дополнительного образования предполагает решение следующих задач: изучение интересов и потребностей обучающихся в дополнительном образовании детей; изучение интересов и потребностей обучающихся в дополнительном образовании детей; определение содержания дополнительного образования детей, его форм и методов работы с обучающимися с учетом их возраста, вида учреждения, особенностей его социокультурного окружения; определение содержания дополнительного образования детей, его форм и методов работы с обучающимися с учетом их возраста, вида учреждения, особенностей его социокультурного окружения; формирование условий для создания единого образовательного пространства; формирование условий для создания единого образовательного пространства; расширение видов творческой деятельности в системе дополнительного образования детей для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей обучающихся в объединениях по интересам; расширение видов творческой деятельности в системе дополнительного образования детей для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей обучающихся в объединениях по интересам; создание условий для привлечения к занятиям в системе дополнительного образования детей большего числа обучающихся среднего и старшего возраста; создание условий для привлечения к занятиям в системе дополнительного образования детей большего числа обучающихся среднего и старшего возраста; создание максимальных условий для освоения обучающимися духовных и культурных ценностей, воспитания уважения к истории и культуре своего и других народов; создание максимальных условий для освоения обучающимися духовных и культурных ценностей, воспитания уважения к истории и культуре своего и других народов; обращение к личностным проблемам обучающихся, формирование их нравственных качеств, творческой и социальной активности. обращение к личностным проблемам обучающихся, формирование их нравственных качеств, творческой и социальной активности.


Главная задача педагога дополнительного образования развить в детях чувство гражданина своей страны, человека, умеющего не только ценить духовные и культурные ценности, накопленные человечеством, но и стремящегося их умножать. Речь должна идти не о навязывании человеку тех или иных образцов культуры, а о создании адекватных условий, в которых знания, ценности, образцы будут «присваиваться» и «переживаться» как собственные достижения и открытия.


Взаимопроникновение основного и дополнительного образования может обеспечить: целостность всей образовательной системы школы со всем ее многообразием; целостность всей образовательной системы школы со всем ее многообразием; определенную стабильность и постоянное развитие; определенную стабильность и постоянное развитие; необходимый уровень ЗУН школьников и развитие их эмоционально-образной сферы, формирование духовно- нравственных качеств; необходимый уровень ЗУН школьников и развитие их эмоционально-образной сферы, формирование духовно- нравственных качеств; сохранение определенного консерватизма системы и более активного использования инновационных педагогических идей, образовательных моделей, технологий; сохранение определенного консерватизма системы и более активного использования инновационных педагогических идей, образовательных моделей, технологий; поддержку существующих школьных традиций и поиск новых путей организации жизни ученического и педагогического коллективов; поддержку существующих школьных традиций и поиск новых путей организации жизни ученического и педагогического коллективов; сохранение лучших сил педагогического коллектива и приглашение новых людей, готовых работать с детьми. сохранение лучших сил педагогического коллектива и приглашение новых людей, готовых работать с детьми.




Первая модель случайный набор случайный набор кружков, секций, клубов, работа которых не всегда сочетается друг с другом. Вся внеклассная и внеурочная деятельность школы полностью зависит от имеющихся кадровых и материальных возможностей; стратегические линии развития дополнительного образования не прорабатывается.


Вторая модель внутренней организованностью отличается внутренней организованностью каждой из имеющихся в школе структур дополнительного образования, хотя как единая система оно еще не функционирует. Нередко в таких школах сфера дополнительного образования становится открытой зоной поиска в процессе обновления содержания основного образования, своеобразным резервом и опытной лабораторией последнего.


Третья модель тесного взаимодействия строится на основе тесного взаимодействия школы с учреждениями дополнительного образования Такое сотрудничество осуществляется на регулярной основе. Школа и специализированное учреждение разрабатывают совместную программу деятельности, которая во многом определяет содержание дополнительного образования в данной школе. При этом в практической реализации дополнительных образовательных программ значительно возрастает роль специалистов этих учреждений.


Четвертая модель цен существует в цен). На сегодняшний день модель является наиболее эффективной с точки зрения интеграции основного и дополнительного образования детей, поскольку в ней органично сочетаются возможности обоих видов образования. В УВК создается солидная инфраструктура внешкольного дополнительного образования, на основе чего появляются условия для удовлетворения разнообразных потребностей ребенка и его реального самоутверждения.


Дополнительное образование представлено целым рядом направлений. художественно-эстетическое; художественно-прикладное; научно-техническое; спортивно-техническое; эколого-биологическое; физкультурно-оздоровительное; туристско-краеведческое; военно-патриотическое; социально-педагогическое; культурологическое; экономико-правовое.


Организация творческой работы в системе дополнительного образования решает задачи: Выровнять стартовые возможности развития личности ребенка. способствовать выбору его индивидуального образовательного пути. Развитие творческих способностей и творческой активности школьников. Развитие их познавательных интересов. Формирование мотивации успеха. Создание условий для самоутверждения и самореализации.. Создание условий всестороннего развития личности.


Инновационные формы организации дополнительного образования Факультативные курсы Кружки Спортивные секции Элективные курсы предпрофильной подготовки и профильного обучения Компьютерный центр Научно-исследовательская деятельность Центр подготовки дошкольников к школе Детское общественное объединение Студии Клубы Музейная педагогика Мастерские Издательская деятельность Комплексная программа по подготовке в ВУЗ Работа органов самоуправления ГПД Психологическая служба


Дополнительное образование ГОУ СОШ 1096 Художественно -эстетическое направление Художественно -прикладное направление Спортивно -техническое направление Научно -техническое направление Эколого -биологическое направление Физкультурно- оздоровительное направление Туристско- краеведческое направление Военно- патриотическое направление Культуро- логическое направление Психолого- педагогическое направление «Театр кукол» «Кумпарсита» «Хор» «Умелец» «Мягкая игрушка» «В мире искусства» «Фантазия и мир увлечений» «Минифутбол» «Гандбол» «Настольный теннис» «Баскетбол» «Математика вокруг нас» «Информатика вокруг нас» «Химия и медицина» «Введение в Интернет» «Мир цветов» курсы «АБВГДейка» ГПД «Юнкор» «Этика» «Культура общения» клуб «Вымпел» музей «Терем» «Фортуна» летний оздоровительный лагерь «Солнышко»


ГОУ СОШ 1096 Молодежный центр Дети улиц Бассейн СВОУО на ул. Касаткина Детская школа искусств им. С.И.Мамонтова Психолого -педагогический центр На Снежной Театры Психологический центр Возрождение Детская поликлиника 9 Дом юного техника Взаимодействие с организациями




Диагностика интересов учащихся 5-7 классов п/п Направление% 1 Физика и математика 18 2 Химия и биология 30 3 Радиотехника, электроника 30 4 Механика, конструирование 16 5 География, геология 27 6 Литература, искусство 42 7 История, политика 15 8 Педагогика, медицина 33 9 Предпринимательство, домоводство Спорт, военное дело 54


Диагностика интересов учащихся 8-11 классов Биология География Геология Медицина Легкая и пищевая промышленность Физика Химия Техника, механика Электротехника, электроника Обработка материалов Информационные технологии Строительство Транспорт, авиация, морское дело Психология Военные специальности История Литература, филология Журналистика, реклама Социология, философия Педагогика Право, юриспруденция Сфера обслуживания Математика Экономика, бизнес Иностранные языки, лингвистика Изобразительное искусство Сценическое искусство Музыка Физкультура, спорт


  1. 1. Федеральное государственное научное учреждение «Институт психолого-педагогических проблем детства» Российской Академии образования Западное окружное управление образования Департамента образования города Москвы Второй Всероссийский педагогический ФЕСТИВАЛЬ «БЕРЕГА ДЕТСТВА» ПРОБЛЕМНО-ПРОЕКТИРОВОЧНЫЙ КРУГЛЫЙ СТОЛ «ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ:ИННОВАЦИОННЫЙ ВЕКТОР РАЗВИТИЯ» 21 декабря 2012 года, Москва
  2. 2. Приветствие Татьяна Владимировна Волосовец Директор ИППД РАО, кандидат педагогических наук Председатель Организационного комитета Фестиваля «Берега Детства»
  3. 3. Посвящения Фестиваля 2012-13 года: 95-летию государственной системы внешкольного образования 20-летию дополнительного образования детей в России
  4. 4. Памяти Наты Борисовны Крыловой«Педагогика поддержки» - это педагогика глубинного общения, где встречаются не воспитатель и воспитанник, а два разных человека (маленький и большой), которым есть что сказать друг другу» Н.Б. Крылова (1938-2012)
  5. 5. Тема Проблемно-проектировочного Круглого стола «Дополнительное образование: инновационный вектор развития»
  6. Организаторы Круглого стола:ФГНУ “Институт психолого-педагогическихпроблем детства” РАОЗападное Управление образованияДепартамента образования города Москвы,Центр творческого развития и гуманитарногообразования «Дар»
  7. 7. Регламент работы Круглого стола: Время работы в ИППД РАО – 10.00-13.00. Обед 13.00-14.00. 2-ая часть в Центре «Дар» - 15.00-18.00 Выступления с проблемными докладами – 10-12 минут Вопросы, предложения и мнения у «открытого микрофона» - 2-3 минуты
  8. 8. Приветствие Нарышкин Владимир Львович - Начальник отдела Департаментадополнительного образования детей,воспитания и молодежной политики Минобрнауки РФ
  9. 9. 1-ый блок«Психолого-педагогические основыразвития сферы дополнительногообразования в субъектах РФ».
  10. 10. «Проблемы дополнительного образования детей: психолого-педагогический аспект» Голованов Виктор Петрович- Главный науч. сотрудник ИППД РАО, доктор пед. наук, профессор кафедры педагогики доп. образования детей МИОО, кафедры теории и методики воспитательной работы МГГУ им. М.А. Шолохова, Заслуженный учитель РФ, Почетный работник сферы молодежной политики РФ, ведущий эксперт Фестиваля, Москва
  11. 11. «Личностный рост педагогадополнительного образования»Агличева Ирина Владимировна, кандидат психологических наук, советник руководителя Аппарата Общественной палаты РФ, эксперт общественной программы «Детство», Москва.
  12. 12. «Антропологический взгляд на развитие современного образования. Дополнительное образование как часть целостного»Слободчиков Виктор Иванович,доктор психол. наук, профессор, член-кор.РАО, Президент Российской АссоциацииА.С.Макаренко, член Координационногосовета по взаимодействию Минобрнауки РФи Московской патриархии РПЦ, гл. науч.сотрудник ИППД РАО, Москва
  13. 13. 2-ой блок«Динамика социально-экономических и психолого-педагогических требований к сфередополнительного образования»
  14. 14. “Анализ состояния бюджетного сектораучреждений дополнительного образования детей в РФ”Куприянов Борис Викторович, ведущийнаучный сотрудник Института развитияобразования НИУ "Высшая ШколаЭкономики", профессор кафедры теории иистории педагогики Московского городскогопед. Университета, доктор педагогическихнаук, профессор, Москва.
  15. 15. "Ресурсный подход к стратегии развития организаций дополнительного образования детей»Логинова Лариса Геннадиевна,доктор педагогических наук, профессоркафедры педагогики и психологии АПКиПРО,Москва.
  16. 16. "Интеграция сферы дополнительного образования детей с социальными институтами воспитания"Фришман Ирина Игоревна,доктор пед. наук, профессор, гл. научныйсотрудник, зам. директора ИППД РАО,Директор Научно-практического центраМеждународного союза детскихобщественных объединений «Союзпионерских организаций - Федерациядетских организаций» (СПО-ФДО), зам.Председателя СПО-ФДО, ВедущийКоординатор Фестиваля, Москва
  17. 17. 3-й блок«Традиции и приоритеты сферыдополнительного образования детей -инновационный вектор развития».
  18. 18. "Развитие дополнительного образования детей Республики Марий Эл в новых социокультурных условиях. Региональные модели интеграции общего и дополнительного образования в ОУ в рамках ФГОС"Печенкина Наталья Викторовна,руководитель Центра развитиядополнительного образования ГБОУ ДОДРМЭ "ДТДиМ", Республика Марий Эл,Йошкар-Ола.
  19. 19. “Проблемы и перспективы развития дополнительного образования детей в ЗАО Москвы”Михайлова Светлана Александровна,Директор ЦДТ “Матвеевское”, ПредседательСовета Руководителей УДОД Западногоокруга Москвы
  20. 20. «Всероссийский педагогический Фестиваль «Берега Детства» как инновационная форма повышения квалификации педагогов и специалистов в области дополнительного образования детей»Бояринцева Анна Викторовна, кандидат пед. наук, ведущий научный сотрудник ИППД РАО, Координатор Фестиваля, Москва.
  21. 21. 4-ый блокСвободная дискуссия, обсуждениеитогового документа проблемно-проектировочного круглого стола
  22. 22. ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ УЧАСТНИКОВ ПРОБЛЕМНО- ПРОЕКТИРОВОЧНОГО КРУГЛОГО СТОЛА «ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ – ИННОВАЦИОННЫЙ ВЕКТОР РАЗВИТИЯ»1. Участники круглого стола обсудили состояние и перспективыдополнительного образования детей по трем основным направлениям: «Психолого-педагогические основы развития сферы дополнительногообразования». «Динамика социально-экономических и психолого-педагогическихтребований к сфере дополнительного образования». «Традиции и приоритеты сферы дополнительного образования детей».Высказанные научные положения, практические рекомендациипозволили сформулировать подходы к направлениям (векторам)инновационного развития сферы дополнительного образования детей,которая является достижением отечественного образования.
  23. 23. 2. В 2012 году отмечается 95-летие системы внешкольногообразования и 20 лет дополнительного образования в РФ.Произошедшие изменения в социально-педагогических подходах куровню и качеству образования потребовали разработки основинституциональных изменений в сфере дополнительного образования всоответствии с требованиями формирования образа «инвестиционнойпривлекательности» сферы для детей, родителей, педагогов. Сфера дополнительного образования – один из определяющихфакторов личностного, социального и профессиональногосамоопределения детей. Среди большого многообразия современной инфраструктурыдетства существуют несколько институтов, оказывающих приоритетноевлияние на становление социально-эффективной личности. Это сферадополнительного образования, детское общественное движение,система по организации работы с детьми и подростками по местужительства, включающая сеть государственных, муниципальных инекоммерческих учреждений и организаций.
  24. 24. 3. Дополнительное образование детей является неотъемлемой частьюединого образовательного процесса, непрерывного образования, котороедолжно сопровождать человека на протяжении всей его жизни, необходимоезвено в воспитании многогранной личности, в ранней профессиональнойориентации. Реализация модели общего образования, основной на компетентностномподходе, профильном обучении, использовании новых образовательныхтехнологий, направлена на высвобождение свободного времени детей.Свободное от уроков время школьника – ценнейший ресурс самообразованияи дополнительного образования, но это требует расширения сферыдополнительного образования. В учреждениях дополнительного образования детей внедряютсясоциально-педагогические модели деятельности, поскольку традиции, стиль иметоды работы этих учреждений максимально учитываю особенностисоциума. Следствием этого являются накопление детьми опята гражданскогоповедения, постижение основ демократической культуры, самоценностиличности, осознанный выбор профессии, получение квалифицированнойпомощи по различным аспектам социальной жизни, что влияет на социальнуюадаптацию детей и молодежи к изменяющимся условиям жизни.
  25. 25. 4. Сфера дополнительного образования детей с учетоммиссии, возложенной на её государством, не может бытьнезатратной. В перспективе для дальнейшего развитиядополнительного образования детей необходимо: изыскать дополнительные резервы бюджетных средств навсех уровнях; развивать частно-государственное партнерство скрупнейшими отечественными корпорациями (содержание иформы такого сотрудничества практически не ограничены, онивключают в себя возможности двусторонних и многостороннихсвязей на муниципальном, региональном и федеральномуровнях в рамках реализации конкретных социальныхпроектов).
  26. 26. 5. Для развития сферы ДОД, определения вектора инновационногоразвития необходимо использовать принципы модернизации(накопления опыта устойчивости системы, преодоления факторовеё разбалансировки) и инновационных преобразований(насыщение идеями, ведущими к востребованности системы, какинститута социальной инфраструктуры детства): личностнойориентации дополнительного образования детей; профильности;практической направленности; мобильности;многофункциональности; разноуровневости; разнообразиясодержания, форм, методов и как следствие социально-педагогическое партнерство УДОД с предоставлением различныхсоциальных институтов общества и воспитания; индивидуализацияметодик образования как необходимого условия спроса«Образовательной услуги»; реализация воспитательной функцииобучения через активную деятельность учащихся; реализацииориентационной функции через содержание учебного материала.
  27. 27. 6. Обоснование процесса модернизации и диверсификациисферы дополнительного образования и интегрирующим ресурсыдошкольного, основного, дополнительного образования, клубнойсистемы деятельности по месту жительства, потенциалов детскихобщественных объединений, учреждений отдыха и оздоровлениядетей. Динамика развития сферы дополнительного образованиядетей связано с использованием вариативных программ,лежащих в основе «социально ориентированного заказа»муниципального, регионального уровней с учётом сложившийсясоциокультурной ситуации и образовательных потребностейсемьи, родителей, лиц их заменяющих.Высказанные идеи, рекомендации могут стать основой дляразработки программ педагогического дополнительногообразования.
  28. 28. Обоснование необходимости создания условий модернизации и диверсификации программ дополнительного образования детейМодернизация - качественные изменения субъектов системы: оценка и прогноз уровнятребований к системы дополнительного образования детей, формулировка принциповформирования пакета «образовательных услуг».Диверсификация - раскрытие потенциалов и ресурсов субъектов системы. Оценка ипрогноз вариантов многообразия программ дополнительного образования детей,отвечающих запросам детей и родителей, ближайшего социального окружения.Ресурсы (материальные, человеческие, технологические, финансовые,информационные) - изменение качества жизни, уровня удовлетворённости детей,семей, ближайшего социального окружения в программах доп. образования детейВостребованность - программ, учреждений, форм дополнительного образованиядетей, как института социальной инфраструктуры детства.Общественно-государственное партнёрство - создание ресурсных центров,стажировочных площадок, экспериментальных программ дополнительногообразования детей, направленных на решение задач социально-экономическогоразвития субъектов РФ.
  29. 29. Рады Встрече с вамина «Берегах Детства!»САЙТ: fpir.ucoz.ru ПОЧТА: [email protected]

Зампред комитета СФ по образованию и науке Лилия Гумерова провела круглый стол «О реализации Концепции развития дополнительною образования детей в субъектах РФ»
Гумерова. Изменения в законе позволили увидеть что мы имеем. Нормативно-подушевое финансирование.
Предусмотреть преференции для предприятий которые поддерживают дополнительное образование.
Московский институт открытого образования кафедра педагогики внеурочного образования Любовь Николаевна Буйлова. У нас нет типовых программ а есть общая позиция педагогов дожжен разработать. Количество программ дополнительного образования растет но это не значит что меняется их качество Не все педагоги обладают навыками разработки программ. Законодательно закреплено понятие образовательная программа. Новый регламент дополнительных образовательных программ. Дополнительное образование по выбору учащегося и не имеет федерального стандарта. Реализуем на многочисленных вебинарах они размещены на YouTube. Не нужно педагогу определять новизну программ. А мы требуем чтобы искал сравнивал. В регионах нужно организовать многоуровневую помощь педагогам. В меру своих сил и возможностей мы оказываем помощь регионам. Разработка сетевых и дистанционных программ. И конечно заниматься повышением квалификации.
Иванов, Самара. Вывести дополнительное образование из школы чтобы там проходило общее образование. С 1 сентября вступает в силу стандарт педагогов дополнительного образования. Работают педагоги без высшего педагогического образования, а инженеры технари. Чтобы был у педагогов дополнительного образования такой же статус учителя.
Ростовская область. Если школа передает в дополнительное образование часы учащихся то передает и финансы. Школьный автобус не может использовать дополнительное образование. Как посчитать детей задействованных в нашем образовании.
Ставрополь. Просьба не спешить с введением нормативно подушевого финансирования доработать. В шести городах наш центр, пять филиалов.
Директор Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Александр Эдуардович Страдзе. Ни в коем случае не снимаем ответственность за развитие дополнительного образования, но и регионы тоже должны. Выделите приоритеты и решайте вопрос. Допобразование на предприятии это и есть преференции. Оно в будущем будет востребовано. Вопрос с нагрузкой в Минспорте Минобре Минкульте нагрузка разная. Научить ребенка играть на арфе 20 человек нельзя, педагог будет работать с одним. Я работал тренером по плаванию там одного нельзя он будет грустный. Лучше работать в коллективе 20 человек. Огромное спасибо за портал Одаренные дети. Мы создаем государственный ресурс по одаренным детям. Конечно путевки в детские центры больная проблема. Орленок Артек Смена работают на полную мощность, в этом году 67 тыс бесплатных путевок по сравнению с 53 в прошлом году. Среди всех это мало. Астрономия даже черчение огромная площадка для допобразование. Допобразование должно быть востребовано и вариативно. Должны обладать отечественными средствами оборудованием игрушками.
Гумерова. Вы человек слова. Большая работа, финансирование вдвое увеличилось. Больше 11 млн охвачено. Кто-то станет чемпионом мира а кто-то просто научится следить за своим здоровьем. Создание открытой понятной системы учета детей и повысить качество дополнительного образования. С детским музыкальным образованием все будет хорошо.
Л.М. Согласно источнику в Думе, бесплатное детское музыкальное образование закрывают, пока сокращают. В парламенте заверяют что все будет хорошо, но в теме допобразования музыкальные вопросы не звучат. Подозрительно что это делается параллельно с ликвидацией полковых оркестров в составе программы подавления патриотизма.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РФ КОМИТЕТ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ПО НАУКЕ, ОБРАЗОВАНИЮ И КУЛЬТУРЕ
ул. Б.Дмитровка, 26, Москва, 103426
ПРОЕКТ
Рекомендации по итогам «круглого стола» на тему «О реализации Концепции развития дополнительною образования детей в субъектах РФ»
Заслушав и обсудив вопросы реализации Концепции дополнительного образования детей в субъектах РФ, участники «круглого стола» рекомендуют:
1. Совету Федерации Федерального Собрания РФ:
1.1. Осуществлять анализ правоприменительной практики законодательных и нормативных правовых актов, направленных развитие системы дополнительного образования детей.
1.2. Поддержать проект федерального закона № 984375-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в РФ» в части организации предоставления дополнительного образования детей в федеральных государственных образовательных организациях и частных организациях, реализующих дополнительные общеобразовательные программы для детей», обеспечив его экспертно-правовое сопровождение.
2. Правительству РФ:
2.1. Продолжить работу по реализации плана мероприятий на 2015 -2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей.
2.2. Рассмотреть вопрос о выделении субсидий из федерального бюджета субъектам РФ для развития материально-технической базы ресурсных центров дополнительного образования.
2.3. Рассмотреть вопрос о создании Федерального ресурсного центра по подготовке педагогических кадров для инновационных направлений в системе дополнительного образования.
3. Министерству образования и науки РФ:
3.1. В целях совершенствования деятельности по развитию системы дополнительного образования детей проработать вопрос о ежеквартальном проведении селекторных видеосовещаний с представителями субъектов
РФ.
3.2. Решить вопрос о разработке и внедрению единой методики расчета показателя «Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста».
3.3. Продолжить работу по повышению квалификации (переподготовке) руководящих и педагогических работников на базе федеральных ресурсных центров развития дополнительного образования по инновационным дополнительным общеобразовательным программам.
3.4. Разработать и внедрить единые критерии оценки качества деятельности организаций дополни тельного образования детей.
3.5. Сформировать национальный банк дополнительных общеобразовательных программ технической направленности, обобщив опыт их реализации в субъектах РФ. Содействовать распространению лучших практик, моделей и методик обучения.
3.6. Продолжить практику проведения всероссийских конференций, семинаров по развитию дополнительного образования детей.
3.7. Содействовать развитию профессионального мастерства педагогов в сфере воспитания и дополнительного образования.
3.8. Содействовать участию субъектов РФ во всероссийских конкурсах профессионального мастерства педагогов в сфере воспитания и дополнительного образования («Сердце отдаю детям», «Воспитать человека» и др.).
3.9. Инициировать разработку образовательных программ бакалавриата и специалитета образовательных организаций высшего профессионального образования «Педагог дополнительного образования»
3.10. Разработать и внедрить механизмы нормативно-правового регулирования сетевой формы реализации дополнительных общеобразовательных программ.
3.11.В целях развития кадрового потенциала системы дополнительного образования обеспечить мероприятия по выявлению и распространению передового педагогического опыта в сфере дополнительного образования детей.
3.12. Разработать и внедрить современные инструменты контроля и оценки качества дополнительного образования детей, включая общественную экспертизу с участием потребителей и работодателей.
3.13. Продолжить работу по методическому обеспечению системы дополнительного образования детей, обратив особое внимание на детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
3.14. Провести мониторинг эффективности организации и сопровождения отдыха и оздоровления детей, в том числе детей с ОЗВ, в субъектах РФ.
3.15. Совершенствовать механизмы формирования профильных и специализированных смен и направления детей в федеральные государственные образовательные учреждения «Всероссийский детский центр «Орленок» и «Всероссийский детский центр «Океан», федеральное государственное бюджетное учреждение «Международный детский центр «Артек».
3.16.Организовать и провести для субъектов РФ семинары (в том числе с применением информационно-коммуникационных технологий) по вопросу применения Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшей деятельности.
4. Органам государственной власти субъектов РФ
4.1. Организовать проведение оценки доступности, качества и удовлетворенности обучающихся и (или) их родителей (законных представителей) предоставляемыми дополнительными общеобразовательными программами.
4.2. При реализации дополнительных общеобразовательных программ технической направленности обратить внимание на использование дистанционных образовательных технологий, в том числе в области программирования, робототехники.
4.3. Обеспечить создание региональных «ресурсных центров» для методического обеспечения, организации дополнительного профессионального образования педагогов дополнительного образования и координации деятельности образовательных организаций, реализующих дополни тельные общеобразовательные программы различной направленности.
4.4. Осуществлять мониторинг выполнения плана мероприятий на 2015 -2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей, представлять соответствующий доклад в Минобрнауки России.
4.5. Активизировать работу по реализации мероприятий, направленных на совершенствование деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ в сфере организации дополнительного образования детей по программам технической направленности с учетом возрастных особенностей обучающихся.
4.6. Разработать и обеспечить реализацию «дорожных карт» по внедрению в деятельность образовательных организаций профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования».
Председатель Комитета З.Ф. ДРАГУНКИНА


Самое обсуждаемое
Лечение простатита иглоукалыванием Лечение простатита иглоукалыванием
Неврологические симптомы психических расстройств Неврологические симптомы психических расстройств
Выставка произведений врубеля в абрамцеве Выставка произведений врубеля в абрамцеве


top