Аналогичными и гомологичными органами являются. Гомологичные органы: примеры и доказательства эволюции. Морфологические доказательства эволюции

Аналогичными и гомологичными органами являются. Гомологичные органы: примеры и доказательства эволюции. Морфологические доказательства эволюции

1.Установите соответствие между примерами и видами доказательств эволюции.

ПРИМЕР

ВИД ДОКАЗАТЕЛЬСТВ

А) усы таракана и рыбы сома

Б) чешуя ящерицы и перо птицы

В) глаза осьминога и собаки

Г) зубы акулы и кошки

Д) нос обезьяны и хобот слона

Е) когти кошки и ногти обезьяны

1) го­мо­ло­гич­ные органы

2) ана­ло­гич­ные ор­га­ны

2. Установите соответствие между примером и типом доказательств эволюции животного мира, который он иллюстрирует.

ПРИМЕР

ТИП ДОКАЗАТЕЛЬСТВ

A) филогенетический ряд лошади

Б) наличие копчика в скелете человека

B) перо птицы и чешуя ящерицы

Г) отпечатки археоптерикса

Д) многососковость у человека

1) сравнительно-анатомические

2) палеонтологические

3. Установите соответствие между примером и типом доказательств эволюции, к которому этот пример относят.

ПРИМЕР

ТИП ДОКАЗАТЕЛЬСТВ

A) переходные формы

Б) гомологичные органы

B) рудименты

Г) единый план строения органов

Д) окаменелости

Е) атавизмы

1) палеонтологические

2) сравнительно-анатомические

4. Установите со­от­вет­ствие между при­ме­ром и мор­фо­фи­зио­ло­ги­че­ской особенностью, ко­то­рой со­от­вет­ству­ет дан­ный пример.

ПРИМЕР

ОСОБЕННОСТЬ

А) пред­пле­чье ля­гуш­ки и курицы

Б) ноги мыши и кры­лья ле­ту­чей мыши

В) кры­лья во­ро­бья и кры­лья саранчи

Г) плав­ник кита и плав­ник рака

Д) ро­ю­щие ко­неч­но­сти крота и медведки

Е) во­ло­сы че­ло­ве­ка и шерсть собаки

1) го­мо­ло­гич­ные органы

2) ана­ло­гич­ные ор­га­ны

5. Установите соответствие между примером эволюционного процесса и способами, которыми он достигается: 1) конвергенция, 2) дивергенция. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.

А) передние конечности кошки и верхние конечности шимпанзе
Б) крыло птицы и ласты тюленя


В) щупальце осьминога и рука человека
Г) крыло пингвина и плавники акулы
Д) разные типы ротовых аппаратов у насекомых
Е) крыло бабочки и крыло летучей мыши
6. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. К рудиментам относят
1) ушные мышцы человека
2) пояс задних конечностей кита
3) слаборазвитый волосяной покров на теле человека
4) жабры у эмбрионов наземных позвоночных
5) многососковость у человека
6) удлиненные клыки у хищников

7.Рассмотрите рисунок с изображением крыльев у разных животных и определите: (А) как эволюционисты называют эти органы, (Б) к какой группе эволюционных доказательств относят эти органы и (В) в результате какого механизма эволюции они образовались.
1) гомологичные 2) эмбриологически3) конвергенция
4) дивергенция 5) сравнительно-анатомические
6) аналогичные 7) движущая 8) палеонтологические


8.Установите соответствие между примером и типом органов: 1) Гомологичные органы 2) Аналогичные органы. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) Предплечь е и курицы
Б) Ноги мыши и крылья летучей мыши
В) Крылья воробья и крылья саранчи
Г) Плавники кита и плавники рака
Д) Роющие конечности крота и медведки
Е) Волосы человека и шерсть собаки


9.Установите соответствие между примером и процессом макроэволюции, которую он иллюстрирует: 1) дивергенция, 2) конвергенция. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) наличие крыльев у птиц и бабочек
Б) окраска шерсти у серой и черной крыс
В) жаберное дыхание у рыб и раков
Г) разная форма клювов у большой и хохлатой синиц
Д) наличие роющих конечностей у крота и медведки
Е) обтекаемая форма тела у рыб и дельфинов


10. Установите соответствие между примером и признаком: 1) рудимент, 2) атавизм. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) зубы мудрости
Б) многососковость
В) мышцы, двигающие ушную раковину
Г) хвост

Д) сильно развитые клыки



11. Рассмотрите рисунок с изображением обитателей вод разных классов позвоночных и определите, (А) какой способ эволюционного процесса иллюстрирует рисунок, (Б) в каких условиях протекает этот процесс и (В) к каким результатам приводит. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка. Запишите выбранные цифры, в порядке, соответствующем буквам.
1) гомологичные органы
2) конвергенция
3) происходит у родственных групп организмов, которые живут и развиваются в разнородных условиях среды
4) рудиментарные органы
5) происходит в одинаковых условиях существования животных, относящимся к разным систематическим группам, которые приобретают сходные черты строения
6) аналогичные органы
7) дивергенция

«Основы охраны природы» - Разрывы ареалов деревьев разных видов. Оценка потенций и позиций экосистем. Способы решения задач охраны природы. Обзор состояния дел в области охраны природы. Благоприятные последствия заповедного режима. Стратегия. Потенции и позиции экосистем. Последствия средопреобразующих воздействий человека на лесной пояс.

«Охрана окружающей среды от загрязнений» - Химия и охрана окружающей среды. Охрана земельных ресурсов. Однако химическое загрязнение чревато и косвенными эффектами. Охрана атмосферы от химического загрязнения. Атмосфера служит экраном, защищающим жизнь на Земле от губительных воздействий из космоса. Химическое загрязнение окружающей среды обусловлено следующими факторами:

«Охрана природы» - Природа нуждается в охране. Россия участвует в международном сотрудничестве по охране природы. Охрана окружающей среды требует объединения усилий всех стран. Закон на страже природы. Государство устанавливает четкие правила, выполнение которых защищает природу. Что может сделать гражданин для защиты природы.

«Экология природы» - Основной вопрос: Зачем нужно защищать природу? Этапы: Дидактические цели: Методические цели: Учебные предметы: немецкий язык, экология, регионоведение. Вопрос учебной темы: В каком состоянии наша природа? Темы самостоятельных исследований. Участники: 11 класс школы № 45. Тема учебного проекта: Защита или загрязнение окружающей среды.

«Охрана окружающей среды» - Развитие монологической речи. Загрязнение окружающей среды. Цель. Развивающая задача. Обучающая задача. Воспитание любви к природе. Задачи. Воспитательная задача. Парниковый эффект. Защита окружающей среды. Исчезающие животные. Изучение проблемы защиты окружающей среды. Закрепление PAST PERFECT TENSE.

«Охрана леса» - Человек немыслим вне природы. Биологические методы борьбы с вредителями дешевы, безвредны и наиболее эффективны. Лесовозобновление. Массовые вспышки численности вредителей охватывают обширные территории. Значения лесов. Часть древесины теряется при лесоповале. Среди мер по охране лесов важное значение имеет борьба с пожарами.

Всего в теме 15 презентаций

БИОЛОГИЯ. 11 КЛАСС. ЭВОЛЮЦИЯ.

Гомологичные и аналогичные органы

Ниже перечисляется ряд органов животных:

1 – рука шимпанзе

15 – жабры рыбы

2 – передние лапы кошки

16 – чешуйки на коже ящерицы

3 – хобот слона

17 – панцирь черепахи

4 – крыло птицы

18 – перья на теле птицы

5 – крыло летучей птицы

19 – чешуйки на ногах курицы

6 – «пятак» свиньи

20 – иголки на теле ежа

7 – ласты пингвина

21 – волоски на теле бабочки

8 – клешня рака

22 – щупальца осьминога

9 – клешня скорпиона

23 - волоски на теле тарантула

10 – легкие лягушки

24 – иголки ехидны

11 – легкие голубя

25 – верхняя губа и нос лошади

12 – трахеи плавунца

26 – ласты кита

13 – жабры рака

27 – передние ноги лошади

14 – жабры беззубки

28 – щупальца гидры

    Какие из этих органов являются гомологами руки человека?

    Какие из них являются аналогами руки шимпанзе?

    Какие из них - гомологи губы и носа кошки?

    Какие из них гомологи легких кошки?

    Какие из них – аналоги легких кошки?

    Какие из них - гомологи волос кошки?

    Какие из них - аналоги волос кошки?

Ответы: 1) 1, 2, 4, 5, 27

2) 3, 8, 9, 22, 28

3) 6,25

4) 10, 11

5) 12, 13, 14, 15

6)16, 17, 18, 19, 20, 24

7) 21, 23

Направления и пути эволюции.

Ниже перечислены названия животных, растений, органов и биологических явлений:

А- кенгуру П – атавизм

Б – утконос Р - рудимент

В – пингвин С – биогенетический закон

Г- археоптерикс Т- ароморфоз

Д- летучая мышь У – аналогичные органы

Е- крокодил Ф – гомологичные органы

Ж- стегоцефал Х – идиоадаптация

И- латимерия Ч – регенерация

К – ланцетник Ш – конвергенция

Л – зверозубые ящеры Щ - дегенерация

М – эвглена Ю – дивергенция

Н – псилофиты Я – мутация

О – ехидна

Определите: А) К каким явлениям из перечисленных относятся:

    Возникновение хлорофилла и фотосинтеза в процессе эволюции;

    Образование усиков на листьях гороха;

    Утрата листьев у кактуса;

    Образование хобота у слона;

    Возникновение постоянной температуры тела (теплокровности) у млекопитающих;

    Зачатки тазовых костей в толще мышц у кита;

    Зачатки хвостовых позвонков в скелете человека;

    Сходство внутреннего строения передних конечностей лошади и крыла птицы;

    Внешнее сходство крыла птицы и крыла бабочки;

    Сходство личинки насекомого с кольчатыми червями;

    Сходство заростка папоротника с водорослями;

    Сходство головастика лягушки с рыбой;

Б) Кто из перечисленных организмов относится к живым переходным формам:

15) между растениями и животными;

16) Между позвоночными и беспозвоночными;

17) между рыбами и земноводными;

18) между пресмыкающимися, птицами и млекопитающими.

В) Кто из перечисленных организмов относится к ископаемым переходным формам:

19) между рыбами и земноводными?

20) между пресмыкающимися и птицами;

21) между пресмыкающимися и папоротникообразными;

22) между водорослями и папоротникообразными.

ОТВЕТЫ: 1-Т, 2-Х, 3-Щ, 4-Х, 5-Т, 6-Щ, 7-Р, 8-П, 9-Р, 10-Ф, 11-У, 12-С, 13-С, 14 –С, 15-С, 16-К, 17-И,

18-Б, 19-Ж, 20-Г, 21-Л, 22-Н

С помощью сравнительной анатомии доказывают родство организмов, сравнивая строение беспозвоночных и ископаемые остатки.

Сравнительно-анатомические исследования обнаруживают черты сходства передних конечностей у некоторых позвоночных животных, хотя выполняющие функции их различны (рис. 28). Приведем в качестве примера плавники кита, передние конечности крота и крокодила, крылья птиц и летучей мыши, руки человека. В зависимости от функции некоторые кости конечностей атрофируются или срастаются. Несмотря на некоторые отличия в размерах, сходные признаки показывают их родство.

Рис. 28. Эволюция передних конечностей наземных позвоночных

Органы, соответствующие друг другу по строению и происхождению независимо от выполняемых ими функций, называются гомологичными.


Рассмотрим гомологичные органы животных на примере крыльев летучей мыши и передних конечностей крота.

Как вы знаете из курса зоологии, крылья летучей мыши приспособлены для полета, а передние конечности крота - для копания земли. Но, несмотря на различные функции, в строении их костей много общего. Конечности крота и летучей мыши состоят из сходных элементов: лопатки, костей плеча, предплечья, запястья, пясти, фаланг пальцев. Отличие только в том, что кости запястья у летучей мыши слаборазвиты, у крота фаланги пальцев короткие. Несмотря на эти небольшие различия, у них сохраняется общее сходство костей.

Гомологичные органы растений. К гомологии листа относятся колючки барбариса, кактуса, шиповника и усики гороха. Так, колючки барбариса и шиповника, легко отделяющиеся от коры веток, - это видоизмененные листья, защищающие их от поедания животными. Кактусы из-за обитания в условиях засушливости имеют видоизмененные листья-колючки, которые способны экономно расходовать влагу. Усики гороха цепляются за растения, чтобы поднять на свет свои слабые стебли. Несмотря на внешние отличия - колючки, усики, растения имеют общее происхождение.

К гомологии стебля относятся корневища ландыша, касатика, пырея. Клубень картофеля, луковицы лука, шипы боярышника - это видоизмененный стебель. Хотя в зависимости от функции они видоизменены, их общий предок - побег.

Аналогичные органы. Внешне очень сложно определить общность происхождения сходных органов. Например, крылья бабочки и птицы служат для полета. Но крылья бабочки - особое образование на спинной стороне груди, а крылья птицы - измененные передние конечности. Внешние сходства связаны с приспособлениями к среде, но родства не имеют.

Органы, выполняющие однородные функции, но не имеющие сходного плана строения и происхождения, называются аналогичными .

Например, конечности крота и медведки (рис. 29) хотя выполняют сходные функции, но их строение и происхождение различны.

Рис. 29. Аналогичные (конечности крота и медведки) органы

Сравнительная анатомия устанавливает родство отдаленных друг от друга видов. Например, зубы человека и млекопитающих похожи на хрящ акулы. В древности зубы позвоночных животных появились из чешуй, перешедших в ротовую полость. Также слуховая косточка-молоточек млекопитающих входила в состав нижней челюсти костных рыб, земноводных, пресмыкающихся и птиц. Особенности строения костей верхних и нижних конечностей и скелет рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих одинаковы. Это является доказательством единства происхождения всех позвоночных животных.

Промежуточная форма. Между крупными систематическими группами существуют промежуточные формы, свидетельствующие о единстве органического мира. Например, размножение низших яйцекладущих млекопитающих (ехидны и утконоса), наличие клоаки доказывают их сходство с пресмыкающимися.

Сравнительно-анатомические доказательства. Гомологичные органы. Аналогичные органы.

1. Гомологичные органы с общим происхождением и строением развиваются из сходных зачатков.

2. Аналогичные органы выполняют сходные функции, но имеют различное происхождение.

1. В каких случаях проводится сравнительная анатомия?

2. Приведите примеры гомологичных органов у животных.

1. Назовите гомологичные органы растений.

2. В чем различие между аналогичными и гомологичными органами?

1. Приведите примеры аналогичных органов.

2. Дайте определение аналогичных и гомологичных органов.

Лабораторная работа № 4

Примеры сравнительно-анатомических доказательств эволюции

Приборы и оборудование: гербарии гороха, барбариса, шиповника, верблюжьей колючки, малины, клубень картофеля, кактус, корневище ландыша (можно взять касатик), лук; рисунки таракана, кузнечика, водомер (если есть коллекции), рисунок бабочки, чучело птицы, рисунок летучей мыши; влажные препараты речного рака, рыбы, лягушки, ящерицы.

1. Знакомство с гомологичными органами растений.

2. Гомологичные органы животных.

3. Аналогичные органы растений.

4. Аналогичные органы животных.

5. В конце работы заполните таблицу.

Задание №1.

Рассмотрите предложенную схему. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

Объяснение: стебель можно разделить на 4 части: кора, камбий, сердцевина и древесина. Древесина состоит из мертвых одревесневших клеток, образующих сосуды (ксилему). Ксилема проводит воду и минеральные вещества вверх по растению. Правильный ответ - древесина.

Задание №2.

Ниже приведен перечень методов генетики. Все они, кроме двух, относятся к методам генетики человека. Найдите два термина, "выпадающих" из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1. Близнецовый

2. Генеалогический

3. Цитогенетический

4. Гибридологический

5. Индивидуального отбора

Объяснение: гибридологический метод используется не только для изучения генетики человека, но для всех организмов. При этом происходит скрещивание исследуемого объекта с его родственником, далее изучается потомство. При индивидуальном отборе скрещивают только особей с максимальным проявлением нужного человеку признака (здесь все зависит от требований - возможен отбор особей со средним или минимальным проявлением признака или его отсутствием). Правильный ответ - 45.

Задание №3.

В соматической клетке курицы 78 хромосом. Какой набор хромосом имеют половые клетки этого организма? В ответе запишите только количество хромосом.

Объяснение: соматические клетки организмов содержат двойной (диплоидный) набор хромосом, а половые - одинарный (гаплоидный). Поэтому диплоидный набор в соматических клетках курицы разделим на 2 и получим одинарный набор (39 хромосом), свойственный половым клеткам данного организма. Правильный ответ - 39.

Задание №4.

Все приведенные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для характеристики свойств, строения аппарата Гольджи. Определите два признака, "выпадающих" из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1. Формирует лизосомы

2. Является одномембранным

3. Происходит упаковка, вынос веществ из клетки

4. Участвует в синтезе АТФ

5. Образует веретено деления

Объяснение: аппарат (комплекс) Гольджи - мембранный органоид эукариотических клеток, основная функция которого - выведение синтезированных в клетке веществ. Но он не участвует в образовании молекул АТФ (этим занимаются митохондрии). А веретено деления образуют микротрубочки (клеточный центр). Правильный ответ - 45.

Задание №5.

Установите соответствие между характеристикой органоида клетки и его видом: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Характеристика

А. Система канальцев, пронизывающих цитоплазму

Б. Хорошо развит(а) в секреторных клетках

В. На мембранах могут размещаться рибосомы

Г. Участвует в формировании лизосом

Д. Обеспечивает перемещение органических веществ в клетке

Органоид клетки

1. Комплекс Гольджи

2. Эндоплазматическая сеть

Объяснение: Эндоплазматическая сеть (ЭПС) (эндоплазматический ретикулум - ЭПР) - органоид клетки, сеть мембран, выполняющая функцию внутреннего транспорта клетки, а также синтезирует липиды и нужные клетке вещества. Бывает гладкой и шероховатой (с рибосомами). Аппарат (комплекс) Гольджи - мембранный органоид эукариотических клеток, основная функция которого - выведение синтезированных в клетке веществ. В секреторных клетка хорошо развит комплекс Гольджи, так он преимущественно работает на выведение веществ из клеток. Правильный ответ - 21212.

Задание №6.

Какое соотношение фенотипов получится при скрещивании двух гетерозигот при полном доминировании? Ответ запишите в виде последовательности цифр в порядке их убывания.

Объяснение: скрестим два гетерозиготных организма.

Р: Аа х Аа

Они дадут следующие гаметы.

Г: А, а х А, а

Получим потомство.

F1: 1АА, 2Аа, 1аа

При полном доминировании фенотипы особей с генотипами АА и Аа будут одинаковы, поэтому получим расщепление по фенотипу 3:1. Запишем в порядке убывания. Правильный ответ - 31.

Задание №7.

Ниже приведен перечень характеристик изменчивости. Все они, кроме двух, используются для описания характеристик хромосомной изменчивости. Найдите две характеристики, "выпадающие" из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1. Удвоение участка хромосомы

2. Потеря срединного участка хромосомы

3. Уменьшение числа хромосом в кариотипе

4. Наличие трех Х-хромосом

5. Перенос участка хромосомы на негомологичную хромосому

Объяснение: хромосомная изменчивость - мутации на уровне хромосом, например, удвоение или потеря участка хромосомы, а еще перенос участка хромосомы на негомологичную хромосому. Увеличение и уменьшение количества хромосом - изменения на уровне генома. Правильный ответ - 34.

Задание №8.

Установите соответствие между насекомым и типом его развития: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Насекомые

А. Медоносная пчела

Б. Майский жук

В. Азиатская саранча

Г. Капустная белянка

Д. Комнатная муха

Е. Зеленый кузнечик

Типы развития

1. С неполным превращением

2. С полным превращением

Объяснение: из представленных насекомых неполное превращение происходит только у кузнечика и саранчи (надсемейство прямокрылые). Правильный ответ - 221221.

Задание №9.

Сходство грибов и животных состоит в том, что

1. У них гетеротрофный способ питания

2. Они питаются автотрофно

3. Запасным углеводом служит гликоген

4. В клетках содержатся вакуоли с клеточным соком

5. В клетках отсутствуют хлоропласты

6. Тело состоит из органов

Объяснение: и грибы и животные являются гетеротрофами (питаются готовыми органическим веществами), запасным веществом у них служит гликоген, им не свойственен процесс фотосинтеза, поэтому в клетках отсутствуют хлоропласты. Правильный ответ - 135.

Задание №10. Установите соответствие между характеристикой и видом растительной ткани: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Характеристика

А. Состоит из плотно прилегающих друг к другу клеток

Б. Состоит из крупных клеток, заполненных хлоропластами

В. В клетках происходит фотосинтез

Г. В ткани расположены устьица

Д. Препятствуют проникновению микробов

Е. Защищает от механических повреждений, высыхания

Вид ткани

1. Основная

2. Покровная

Объяснение: посмотрим как выглядят оба типа растительных тканей.


Покровная ткань состоит плотно прилегающих друг к другу клеток (иначе тяжело выполнять защитную функцию), в ней расположены устьица (так как при этом происходит сообщение с внешней средой), препятсвует проникновению микробов (покрывает растение снаружи) и защищает от механических повреждений, высыхания. Основная ткань состоит из крупных клеток заполненных хлоропластнами (выполняет функцию фотосинтеза). Правильный ответ - 211222.

Задание №11.

Установите последовательность систематических категорий животных, начиная с наибольшей. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

2. Млекопитающие

3. Зайцеобразные

4. Хордовые

5. Зайцевые

6. Заяц-беляк

Объяснение:

Тип Хордовые

Класс Млекопитающие

Отряд Зайцеобразные

Семейство Зайцевые

Вид Заяц-беляк

Правильный ответ - 423516.

Задание №12.

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Поджелудочная железа в организме человека

1. Участвует в иммунных реакциях

2. Образует клетки крови

3. Является железой смешанной секреции

4. Образует гормоны

5. Выделяет желчь

6. Выделяет пищеварительные ферменты

Объяснение: поджелудочная железа является железой смешанной секреции, так как выделяет гормоны в кровь (инсулин и глюкагон) и ферменты в двенадцатиперстную кишку. Правильный ответ - 346.

Задание №13.

Установите соответствие между процессом пищеварения и органом пищеварительной системы, где этот процесс происходит: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А. Обработка пищевой массы желчью

Б. Первичное расщепление белков

В. Интенсивное всасывание питательных веществ ворсинками

Г. Расщепление клетчатки

Д. Завершение расщепления белков, углеводов, жиров

Орган пищеварительной системы

1. Желудок

2. Тонкая кишка

3. Толстая кишка

Объяснение: в желудке кислая среда и присутствует белок - пепсин, которые расщепляет белки. В тонкую кишку выходит желчный проток (то есть пища обрабатывается желчью), то есть все органические вещества окончательно расщепляются и интенсивно всасываются ворсинками кишечника. В толстой кишке расщепляется клетчатка. Правильный ответ - 21232.

Задание №14.

Установите последовательность движения артериальной крови у человека, начиная с момента ее насыщения кислородом в капиллярах малого круга. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1. Левый желудочек

2. Левое предсердие

3. Вены малого круга

4. Капилляры малого круга

5. Артерии малого круга

Объяснение:

Как видно на картинке, артериальная кровь появляется в капиллярах малого круга, затем собирается в вены малого круга, попадает в левое предсердие, через клапан в левый желудочек и, наконец, в артерии малого круга. Правильный ответ - 43215.

Задание №15.

Какие из перечисленных примеров можно отнести к ароморфозам?

2. Развитие большого числа боковых корней у капусты после окучивания

3. Появление самораскрывающихся плодов

4. Выделение душистым табаком пахучих веществ

5. Двойное оплодотворение у цветковых растений

6. Появление у растений механических тканей

Объяснение: ароморфоз - изменение организма, приводящее к повышению его уровня организации (например, появление теплокровности, четырехкамерного сердца, внутреннего оплодотворения и т.д.). Поэтому к ароморфозам отнесем развитие семян у голосеменных, двойное оплодотворение у цветковых растений и появление у растений механических тканей. Правильный ответ - 156.

Задание №16.

Установите соответствие между примером и доказательством эволюции: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А. Усы таракана и рыбы сома

Б. Чешуя ящерицы и перо птицы

В. Зубы акулы и кошки

Г. Нос обезьяны и хобот слона

Д. Когти кошки и ногти обезьяны

Доказательства эволюции

1. Гомологичные органы

2. Аналогичные органы

Объяснение: Гомологичные органы - это такие органы, которые одинаковы (или сходны) по строению и происхождению, но выполняют разные функции. Например, конечности разных млекопитающих: у крота - для рытья, у китообразных - для плавания, у копытных - для бега. Такое развитие произошло в результате дивергенции (расхождения признаков).

Аналогичные органы - это органы, разные по происхождению и строению, но выполняющие одинаковые функции. Например, крылья птиц и крылья бабочек. Такие органы возникли в результате одинакового приспособления к среде неродственных систематических групп организмов.

Поэтому, к гомологичным органам отнесем чешую ящерицы и перо птицы, нос обезьяны и хобот слона и когти кошки и ногти обезьяны, остальные - к аналогичным органам. Правильный ответ - 21211.

Задание №17.

Выберите три верных ответа из шести. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

К абиотическим компонентам экосистемы степи относят

1. Видовой состав растений

2. Минеральный состав почвы

3. Режим выпадения осадков

4. Травянистый покров

5. Ветровую эрозию

6. Продуцентов, консументов, редуцентов

Объяснение: абиотические компоненты - элементы неживой природы, из приведенных вариантов ответа - минеральный состав почвы, режим выпадения осадков, ветровая эрозия. Правильный ответ - 235.

Задание №18.

Установите соответствие между парой животных и типом их взаимоотношений: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А. Гидра - дафния

Б. Рысь - заяц-беляк

В. Аскарида - человек

Г. Черный коршун - лесная полевка

Д. Бычий цепень - копытное животное

Типы взаимоотношений

2. Хищник - жертва

Задание №19.

Установите последовательность стадий развития папоротника, начиная с прорастания споры.

1. Образование гамет

2. Оплодотворение и образование зиготы

3. Развитие взрослого растения (спорофит)

4. Образование заростка

Объяснение: приведем жизненный цикл папоротника.

Как видно из жизненного цикла, из споры вырастает гаметофитное растение (заросток), где образуются гаметы (половые клетки), затем происходит оплодотворение и из зиготы развивается взрослое растение (спорофит). Правильный ответ - 4123.

Задание №20.

Проанализируйте таблицу. Заполните пустые ячейки таблицы, используя понятия и термины, приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка.

Список терминов:

2. Эндоплазматическая сеть

3. Рибосома

4. Цитоплазма

5. Гидролитическое расщепление органических веществ

6. Клеточный центр

Объяснение: транспорт органических веществ осуществляет эндоплазматическая сеть (повторить тему "Клетка" можно ), хлоропласты расположены в цитоплазме, лизосома (из-за содержания большого числа ферментов) занимается гидролитическим расщеплением органических веществ. Правильный ответ - 245.

Задание № 21.

Изучите график зависимости температуры тела различных животных от температуры воздуха. Выберите верные утверждения. В ответе запишите номера выбранных утверждений.

1. Судя по графику, кролик - это хладнокровное животное.

2. Температура тела утконоса зависит от температуры окружающей среды.

3. Оптимальная температура окружающей среды для кролика изменяется примерно от 37 до 40 градусов.

4. Температура тела разных животных одинаково изменяется при одинаковых изменениях температуры окружающей среды.

Объяснение: изменения температуры тела кролика (в соттветствии со значительными изменениями температуры окружающей среды) не являются значительными, значит, кролик - теплокровное животное (его температура тела не зависит от температуры окружающей среды), то есть первое утверждение неверно. А температура тела утконоса изменяется примерно на 10 градусов, значит второе утверждение верно. Как и третье (так как соответствует утверждению, что кролик теплокровен, значит для него подходят тмпературы наиболее близкие к его температуре тела. Также, видим, что изменения температур тела различных животных значительно различаются, делаем вывод, что последнее утверждение неверно.

Правильный ответ - 23.

Задание 22.

Какова природа большинства ферментов и почему они теряют свою активность при повышении уровня радиации?

Объяснение.



top